GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Анализ стихотворения В. Маяковского "Послушайте!" (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Анализ стихотворения В. Маяковского "Послушайте!" (Литература : русская)



Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»


Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году.
В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только
фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и,
присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа.
Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая
ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в
правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от
привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест
против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов.
Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям:
«Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою
речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а «выдыхает» это
слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на
волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба
на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом,
человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в
том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой
бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают,
а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут,
поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные
выражения. И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так
силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-
«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность,
и забота, и сопереживание, и надежда.....
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы
так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения
начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней
развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по
сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение
вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический
вопрос ответ не требуется.
Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово
становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы
«внутренняя», чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А
как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-
самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые
связки. У него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают
интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет
казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой.
Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви,
понимания.
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..
«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,
очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается
с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд
глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только
динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального
слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю
обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация
стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую
сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и
выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют
самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»),
смятения.
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у
В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из
одной-единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая»
настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы
видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный
для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно
естественно заменяется, как видим, просто «рукой».
Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах
(антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,
общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены
очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного
звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для
кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от
одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико,
что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».
Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой
иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта,
большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины»,
а не звезды-«плевочки». В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле
человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не
думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере
не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост
от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный
полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку
подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные
образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в
Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в
нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом,
отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из
лириков, и стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой
поэзии.






Реферат на тему: Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Послушайте!"

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»


В.М. - мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему
изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и
партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя
революции наступал на «горло собственной песне», отдавая «звонкую силу
поэта» пролетариату. «У каждого поэта своя драма..»-писала Анна Ахматова.
Есть она и у В.М. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя
их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских, новых мещанах,
«дряни». А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать. Не знают
они и другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный стилист,
подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы.
Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово становится
значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя»,
чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как
выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии-самое главное,
сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В.М. надо кричать,
надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей». Но в
ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности.
Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в
себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и
душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого В.М. я и люблю.
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого
периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые,
пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней
бравадой-ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая
порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени,
внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов
обособляли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта
обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не
было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.
Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к
людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает
свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой
стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово,
отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его
проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на
человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом,
человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в
том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди
рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой
бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают,
а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут,
поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные
выражения. И лирический герой их находит.

(ЦИТАТА).

А дальше...Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах
антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,
общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены
очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного
звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для
кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от
одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.

(ЦИТАТА).

Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную
муку».
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у
В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из
одной-единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая»
настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы
видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный
для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно
естественно заменяется, как видим, просто «рукой». Значит Господь Бог,
будто пахарь или хлебопек,-простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и
переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми.
Вот он Говорит кому-то:

(ЦИТАТА).

И ели первые два предложения вопросительные, то третье-вопросительное, и
восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим
героем, так силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным
емким словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и
обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь...Я не
один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот
мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он
бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа
стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же
слова:

(ЦИТАТА).

Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более
оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в
первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно
утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.
(ЦИТАТА).

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..
«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,
очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается
с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд
глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только
динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального
слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю
обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация
стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую
сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и
выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют
самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»),
смятения, затаенную даль.
Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой
иносказательный смысл-«не хлебом единым жив человек». Кроме насущного
хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота.
Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки». Имманиула Канта
поражали более всего на свете две вещи: «звездное небо над нами и
нравственный закон внутри нас». В.М. тоже волнуют вечные философские
вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и
бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не
думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере
не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост
от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный
полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку
подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные
образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в
Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в
нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом,
отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из
лириков, и стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой
поэзии.


Макс Майдак.




Новинки рефератов ::

Реферат: Аналитические весы (Химия)


Реферат: Булева алгебра (Программирование)


Реферат: Политические интересы молодежи 90-x годов (Социология)


Реферат: Бородин (Музыка)


Реферат: Времяоника. Теория, которой суждено изменить жизнь человечества (Религия)


Реферат: Инкотермс (Международные отношения)


Реферат: Радиация и радиационная обстановка в Ростовской области (Биология)


Реферат: Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: Передача данных в компьютерных сетях (Программирование)


Реферат: Эти странные немцы (Иностранные языки)


Реферат: Ионизирующие излучения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: История Украины (отдельные вопросы) (История)


Реферат: Бухгалтерский учет на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: География России (Шпаргалка) (География)


Реферат: Управленческий учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Человек на пороге 21-го века (Психология)


Реферат: Наше восприятие мира (Психология)


Реферат: Оператор присваивания языка FORTRAN (Компьютеры)


Реферат: Вопросы экологии на уроках физики (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист