GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Московский кремль и Красная площадь (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Московский кремль и Красная площадь (Искусство и культура)



СОДЕРЖАНИЕ:

1. Кремль.
2. Стены и башни Кремля.
2.1. Водовзводная башня.
2.2. Боровицкая башня.
2.3. Комендантская башня.
2.4. Оружейная башня.
2.5. Троицкая башня.
2.6. Кутафья башня.
2.7. Никольская башня.
2.8. Средняя Арсенальная башня.
2.9. Угловая Арсенальная башня.
2.10. Сенатская башня.
2.11. Спасская башня.
2.12. Царская башня.
2.13. Набатная башня.
2.14. Константино-Еленинская башня.
2.15. Беклемишевская башня.
2.16. Петровская башня.
2.17. Первая Безымянная башня.
2.17.5. Вторая Безымянная башня
2.18. Тайницкая башня.
2.19. Благовещенская башня.
3. Соборная площадь.
4. Успенский собор.
5. Благовещенский собор.
6. Аpхангельский собоp.
7. Могила неизвестного солдата
8. Патpиаpшие палаты и собоp "Двенадцати апостолов".
9. Колокольня Ивана Великого и звонница.
10. Царь - колокол.
11. Царь-пушка.
12. Госудаpственный Кремлевский Дворец.
13. Потешный двоpец.
14. Памятник Минину и Пожарскому
15. Резиденция Президента Российской Федерации.
16. Здание пpавительства (бывшее здание Сената).
17. Здание бывшего Аpсенала.
18. Государственная Оружейная палата.
19. Грановитая палата.
20. Большой Кpемлевский Двоpец.
21. Красная площадь.
22. Мавзолей В.И.Ленина.
23 Тайницкий сад
24 Лобное место
25 Покровский собор
26 Исторический музей
27 Воскресенские ворота
28 Казанский собор
29 Троицкий мост
30 Александровский сад



Кремль.
Включение этого историко-архитектурного объекта в Список Всемирного
наследия вполне закономерно, поскольку он давно уже служит своего рода
символом не только Москвы, но и всей России.
История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только
Москвы но и Русского государства в целом. Как утверждает древнейший
памятник летописания Руси Ипатьевская летопись (XV в.), в 1147 г.
суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на совет в небольшой городок
Москву новгород-северского князя Святослава Ольговича. "Приди ко мне,
брате, в Москов",-обращался Юрий к Святославу. Это было первое летописное
упоминание о Москве. Однако это не значит, что 1147 г. следует считать
годооснования Москвы. Труды советских ученых доказывают, что место, на
котором находится Москва, была населено примерно 5 тыс. лет назад.
Как прошла встреча двух князей, летописи до нас не донесли. Хотя
можно предположить, что был заключен военный союз, в результате которого
Юрий Долгорукий в целях защиты западных границ Суздальского
княжества построил города-крепости: Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154)
и Москву (1156). В данном случае речь идет не об основании Москвы, а о
сооружении крепостных укреплений - деревянных стен, положивших начало
строительству Кремля.
Правда, выстроенная Долгоруким цитадель не была первым фортификационным
сооружением на территории современного Кремля. Археологи доказали, что
в начале XII в. здесь существовала небольшая крепость, возможно, замок
местного феодала.
Итак, в 1156 г. на Боровицком холме возводится крепость с
восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревянной стеной,
достигавшей 3 м в высоту и 1200 м в длину. Примерно в таком виде
укрепление просуществовало до зимы 1237/38 гг , когда полчища хана
Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль.
За последующие два с лишним столетия много испытаний выпало на долю
Москвы и ее цитадели. Княжеские междуусобицы, иноземные нашествия,
бесчисленные пожары, казалось , должны были погубить город. Но
Москва выстояла, более того, она стала центром, объединившем русских людей
в борьбе за независимость.
Вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339-1340 гг. при
Иване Калите возводятся мощные оборонительные укрепления, а за ними
хоромы великого князя, митрополичьи палаты, белокаменные соборы. Москва
становится политическим и духовным центром Русь, а Кремль - резиденцией
великих князей и митрополитов.
В 1367-1368 гг. князь Дмитрий Иванович (впоследствии названный
Дмитрием Донским), опасаясь очередного монголо-татарского нашествия,
обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными
примерно на расстоянии 60 м от прежних дубовых укреплений. Площадь
Кремля достигает почти современных размеров.
Куликовская битва (1380) явилась поворотным моментом в истории
Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от монголо-
татарского ига и образованию централизованного Русского государства. Во
второй половине XI в. великий князь всея Руси Иван III Васильевич
разворачивает в столице молодой и быстро крепнувшей державы
грандиозное строительство. В первую очередь, конечно, перестраивается
Кремль. Крупнейшие западноевропейские архитекторы, приглашенные в Москву,
разрабатывают проекты реконструкции княжеской и митрополичьей резиденции.
В 1485-1495 гг. возводятся существующие и поныне зубчатые кирпичные
стены протяженностью более 2 км и высотой от 5 до 19 м, одновременно
сооружаются 18 больших и малых башен, строят Успенский
собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489, Каменный государев
дворец с Грановитой палатой (1487-1491), закладывается княжеская
усыпальница - Архангельский собор (1505)
К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым
значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни,
соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но
и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской,
украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях
древнерусского зодчества. Ярко-зеленая черепица, белокаменные грани,
золоченые флюгера - все это создавало впечатление праздничности,
нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной
дворец (1635-1635), Потешный дворец (1651-1652), Патриаршие палаты с
церковью Двенадцати апостолов (1642-1656).
Перенос в 1712 г. столицы из Москвы в Петербург сильно отразился на
облике бывшей царской резиденции. Обветшали без должного присмотра ее
стены и башни, дворцы и терема. Времени усердно помогали пожары,
уничтожившие немало уникальных сооружений, и люди, бездумно перестраивавшие
древние здания и записывавшие красками поярче работы старых
мастеров. Однако в 1773 г. по проекту В. Баженова закладывается
Кремлевский дворец (правда, из-за отсутствия средств и по ряду других
причин он не был построен), в 1776-1787 гг. М. Казаков строит в Кремле
здание Сената (здесь располагался Совет Министров СССР), а в 1806-1812
гг. И. Еготов - здание Оружейной палаты, где она находилась до 1851 г.
Большой урон нанесло кремлю французское нашествие 1812 г. По
приказу Наполеона были взорваны Водовзводная и Петровская башни, звонница
колокольни "Иван Великий". Повреждения получили Никольская башни,
Арссенал, Боровицкая и Угловая Арсенальная башни. Работы по восстановлению
велись в 1816-1819 гг. под руководством архитекторов О. Бове и Ф.
Соколова.
В 30-40-х гг. XIX в. меняется планировка территории Кремля - убираются
старые обветшалые постройки, на их месте по проекту К. Тона возводится
Большой Кремлевский Дворец (1838-1849) и здание Оружейной палаты (1844-
1851)
В марте 1918 г. Москва стала столицей Советского государства, а
Кремль - резиденцией правительства. После этого начинается
восстановительные работы исторических и архитектурных памятников.
Реставрируется Никольская башня , пострадавшая в период октябрьских боев
1917 г. от артиллерийского обстрела, расчищается и
благоустраивается территория Кремля. Впоследствии по проекту
архитектора И. Рерберга в 1932-1934 гг. строится здание Школы красных
командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета).
Реконструируются залы Большого Кремлевского дворца.
Особое внимание в истории Кремля уделяется звездам, которые венчали
его башни. В 1935 г. было решено снять орлов со Спасской, Никольской,
Боровицкой и Троицкой башен и установить на их месте пятиконечные звезды с
серпом и молотом. Изготовили звезды из нержавеющей стали и красной меди по
рисунку художника-декоратора Ф. Федоровского в мастерских
Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и на московских
заводах.
Знаки серпа и молоты были выложены горными хрусталем, аметистами,
александритами, топазами и аквамаринами. Ночью звезды подсвечивались
специальными прожекторами.
Однако простояли эти звезды совсем недолго : под воздействием
осадков, ветров и морозов потускнели самоцветы серпов и молотов, да и
размер звезд оказался несколько завышенным и нарушал конструкционную
гармонию башен. Федоровский изготовил новые эскизы звезд. Теперь они по
своим параметрам соответствовали размерам башен. Ученые и инженеры
разработали принципиально новую конструкцию звезды из нержавеющей
стали и рубинового стекла, освещаемую изнутри светотехническими
устройствами непрерывного действия, благодаря чему звезды излучали свет
и днем и ночью.
7 ноября 1937 г. в московском небе вновь вспыхнули кремлевские
звезды. Правда, теперь их было не четыре , а пять - прибавилась звезда
на Водовзводной башне.
В 1945-1947 гг. звезды сняли с башен и реконструировали: заменили
остекление более совершенным, вновь позолотили грани (на это ушло 27 кг
золота), улучшили осветительную систему. Вес каждой звезды равен почти 1
тонне, однако они довольно легко вращаются при изменении направления
ветра.

Стены и башни Кремля.
Стены и башни Кремля, которые стоят и сейчас, были выстроены при
великом князе всея Руси Иване III Васильевиче в 1485-1495 гг. Возвели их
итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин
(Марко Руффо), Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый
(Алоизио да Каркано). Все эти зодчие, как не странно, не братья и даже не
однофамильцы. Просто на Руси в то время "фрягами" или "фрязинами" называли
итальянцев.
Кремлевские башни по своей конфигурации делятся на круглые и
четырехугольные. Это не прихоть архитектора, а своеобразный
фортификационный прием. Расположенный на Боровицком холме, Кремль в плане
имеет неправильный треугольник площадью 27.5 га, с юга омываемый
Москвой-рекой, с северо-запада ограничиваемый Александровским садом, а
с востока - Красной площадью. По углам треугольника располагались круглые
башни - Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были
наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где
к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные
четырехугольные башни с проездными воротами - Спасская, Никольская,
Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская. С наружной
стороны их защищали стрельницы. Остальные башни располагались
между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер. До
XVII в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми
были машикули - навесные бойницы для ведения ближнего боя. Они
сохранились до наших дней почти на всех башнях.
Общая длина кремлевских стен 2235 м , толщина от 3.5 до 6.5 и и
высота от 5 до 19 м. От башни к башне можно пройти по боевому ходу
шириной 2-4 м , проложенному по веру стены. Снаружи его прикрывают 1045
двурогих зубцов высотой 2-2.5 м и толщиной 65-70 см , изнутри -
парапетная стенка. Когдо-то над стеной была двускатная деревянная кровля,
укрывавшая стрельцов в непогоду и предохранявшая стену от дождя, снега
и ветра. В XVIII в. она сгорела и больше не восстанавливалась за
ненадобностью.
В 1973 г. в Московском Кремле начались большие ремонтно-
реставрационные работы. На некоторых башнях были заменены
поврежденные участки кладки. На Сенатской, Боровицкой, Водовзводной и
Беклкмишевской башнях черепичное покрытие шатров заменили листовой медью,
изготовленной в виде черепицы.
Московский Кремль имеет 20 башен. Самая "старшая" из них Тайницкая
(1485), самая "юная" - Царская (1680).
Рассмотрим башни по отдельности...

Водовзводная башня.
В юго-западном углу Кремль охраняет Водовзводная башня. Это одна из
красивейших построек всего ансамбля. Башня была построена в 1488 году
архитектором Антонио Джиларди. Сначала она носила название Свибловой, по
имени бояр Свибловых, чей двор примыкал к башне со стороны Кремля.
Современное название башня получила в 1633 году после установки в ней
водоподъемной машины и устройства первого в России напорного водопровода
для подачи воды из Москвы-реки в Кремль. Как свидетельствовали
современники, эта м шина, изготовленная под руководством англичанина
Христофора Головея, стоила несколько бочонков золота. В конце XVII века
над башней был возведен шатер. В 1812 году отступавшие из Москвы
французские войска взорвали башню. Восстановил ее в 1816-1819 гг. О.
И. Бове.

Боровицкая башня.
У подножия одного из семи холмов, на которых стоит Москва, находится
башня, которая отличается от других своей ступенчатой формой. Это
Боровицкая башня. Ее название происходит от древнего бора, покрывавшего
когда-то весь холм. Боровицкая башня была построена итальянским
архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 г. Боровицкая башня имеет
весьма своеобразную форму. Аналогичную ступенчатую пир миду можно видеть
в Казани - у башни царицы Сююмбеки. Мощное, квадратное в плане основание
продолжается тремя уменьшающимися кверху четырехгранниками. Вся
конструкция завершается открытым восьмериком (часть здания, имеющая в
плане восьмигранную форму) с высоким каменным шатром. Стрельница в этой
башне н ходится не спереди, как в других башнях Кремля, а сбоку с учетом
поворота стены. Здесь можно видеть отверстие, через которые проходили
цепи подъемного подъемного моста, разобранного в 1821 г., а в проезде
ворот - вертикальные пазы для защитной решетки. В отличие от парадных
Спасских и Троицких ворот, Боровицкие имели сугубо утилитарное назначение:
через них проезжали к хозяйственным постройкам - Житному и Конюшенному
дворам. В 1812 году во время взрыва отступавшими французскими войсками
соседней, Водозводной башни была повреждена и Боровицкая башня - упал
верх ее шатра. В 1816-1819 годах башню отремонтировали под руководством
О.И.Бове. В 1848 году в Боровицкую башню перенесли престол церкви
Рождества Иоанна Предтечи под Бором.

Комендантская башня.
Это небольшая глухая строгая башня. Ее строительство было закончено к
1495 году. Прежде она называлась Колымажной - от Колымажного двора в
Кремле, где хранились царские повозки, кареты. Свое нынешнее название она
получила в XIX веке: рядом с ней в Потешном дворце жил комендант Москвы.
Как и все башни Кремля, она была надстроена в 1676-1686 годах шатром с
вышкой. Высота башни со стороны Александровского сада - 41.25 м.

Оружейная башня.
Это небольшая башня. Ее строительство было закончено к 1495 году. Свое
современное название она получила в XIX веке по построенному на
территории Кремля зданию Оружейной палаты. До этого она называлась
Конюшенной, так как за ней в древние времена находился царский Конюшенный
двор.

Троицкая башня.
Этой башней архитектор Алевиз Фрязин Старый завершил возведение
укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада.
Башня была построена в 1495-1499 гг. Значение башни для западного фасада
Кремля такое же, как Спасской для восточного. Архитектор, который
надстраивал башню в 1685 году, учел это и придал ее шатровому завершению
почти такое же декоративное убранство, как и у Спасской. Башня
шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных
целей, а позднее в XV-XVI веках использовавшимися как тюрьма. Есть
сведения, что на башне в 1585 году были часы, которые просуществовали до
начала XIX века, пока они не сгорели в 1812 году. Недавно на Троицкой башне
часы были установлены вновь. Cовременное название башня получила в 1658
году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась
Богоявленской, Знаменской, Каретной по расположенным в Кремле церквям и
Каретному двору. В 1516 году через реку Неглинную был построен каменный
Троицкий мост. Ворота башни служили проездом к хоромам царицы и
царевен, ко двору патриарха. Троицкая башня самая высокая башня Кремля,
ее высота со звездой со стороны Александровского сада - 80 м.

Кутафья башня.
Это единственная сохранившаяся из предмостных башен Кремля, которые
служили для защиты мостов, ведущих в крепость. Сооружена она в 1516 году
под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая,
окруженная рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты
опасности наглухо закрывались, башня была грозной преградой для осаждавших
крепость. Башня состояла из двух боевых ярусов, на верхней площадке были
навесные бойницы. В 1685 году башня была украшена ажурным декоративным
верхом. Подъемные мосты через ров, которым была окружена башня, вели к
боковым башенным воротам. По сей день у боковых ворот можно видеть
сохранившиеся щели для цепей подъемных механизмов. До сих пор не совсем
известно, откуда пошло название башни. Вероятнее всего, что название
башни происходит от ее формы: как свидетельствует словарь Даля, в русских
народных говорах словом "кутафья" обозначалась "неуклюже, безобразно
одетая женщина".



Никольская башня.
Эту башню построил архитектор Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Ее
название иногда связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся над
проездными воротами стрельницы. Другие источники связывают это название
с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской
улице. Как и во всех проездных башнях здесь был подъемный мост через ров,
а на воротах - защитные решетки. В XVII веке Никольские ворота служили
главным образом для подъезда к боярским и монастырским подворьям в
Кремле. В 1612 году во время борьбы с польско-шляхетскими интервентами
народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой
Мининым с боем ворвалось в эти ворота и освободило Кремль.
В 1812 году французы, отступая из Москвы, взорвали башню. Восстановил ее
рхитектор О.Бове в 1816 году. В 1917 году в дни октябрьских боев башня
сильно пострадала от артиллерийского обстрела. Была восстановлена в 1918
году рхитектором Н.Марковниковым.

Средняя Арсенальная башня.
На северо-западной стороне Кремлевской стены, протянувшейся вдоль
Александровского сада, к 1495 году поднялась Средняя Арсенальная башня.
Она находится на месте угловой башни Кремля времени Дмитрия Донского. Свое
нынешнее название башня получила при возведении здания Арсенала в начале
XVIII века. Раньше она называлась Граненой - от расчлененного на грани
фасада. В 1680 году башня была надстроена. Венчает ее сквозная
смотрильная вышка с шатриком. В 1821 году при разбивке Александровского
сада у подножия башни по проекту О.И.Бове был сооружен увеселительный
грот.

Угловая Арсенальная башня.
В 1492 году Солари этой башней завершил линию обороны Кремля со
стороны Красной площади. По замыслу архитектора, она должна была стать
самой мощной угловой башней . Неподалеку от башни находились хоромы бояр
Собакиных, поэтому первоначально башню называли Собакиной. Только в начале
XIII века после постройки Арсенала башня получила современное название.
Башня отличается широким основанием, могучими четырехметровыми стенами,
уходящими глубоко в землю. Однако башня выполняла не только оборонные
функции. По сей день в башне есть тайный колодец, которым в случае осады
мог пользоваться гарнизон крепости. Кроме того, из башни был тайный выход
к реке Неглинной, который впоследствии был заложен. Во время
Отечественной войны 1812 года башня частично пострадала от взрыва
Никольской башни и Арсенала. В 1816-1819 годах она воcстановлена под
руководством архитектор О.Бове.

Сенатская башня.
Башня расположена сразу же за Спасской башней, позади Мавзолея
В.И.Ленина. Башня была построена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио
Солари. Сенатская башня выполняла сугубо оборонительные функции защищала
Кремль со стороны Красной площади. Долгое время она была безымянной. Свое
название башня получила после того, как на территории Кремля в 1787 году
М.Казаковым было построено здание Сената, купол которого хорошо виден с
Красной площади. Внутри основного объема башни имеются три яруса сводчатых
помещений. Глухая, квадратная в плане башня в 1860 году была надстроена
каменным шатром, его венчает золоченый флюгер. В 1918 году на башне в
честь первой годовщины Октябрьской Революции В.И.Лениным была открыта
мемориальная доска (скульптор С.Коненков). Во время реставрации башни в
1950 году доску сняли и передали в Музей Революции. Высота башни - 34,3 м.

Спасская башня.
Она по праву считается самой красивой и самой стройной башней Кремля.
Архитектор Пьетро Антонио Солари, построивший ее в 1491 году, посути дела,
положил Спасской башней начало строительству восточной линии укрепления
Кремля. Ворота Спасской башни испокон веков были главным парадным въездом
в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались "святыми". Через
них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с непокрытой
головой. Через них входили и выходили полки, выступающие в поход. У
этих ворот встречали царей и послов. В 1624-1625 годах русский
архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели
над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Это было
первое шатровое украшение в кремлевских башнях. В 50-х годах XXVII века
на вершине шатра гл вной башни Кремля водрузили герб Российской империи -
двуглавого орла. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях
- Никольской, Троицкой и Боровицкой. Первоначально башня называлась
Фроловской, в связи с тем, что неподалеку располагалась церковь Фрола и
Лавра. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел
именовать ее Спасской. Новое название было связ но с иконой Спаса
Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама
икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно. Спасская
башня имеет 10 этажей. Три этажа заняты механизмом Кремлевских курантов -
главных часов государства. Высота башни - 67,3 м. (со звездой 71 м.).

Царская башня.
Это самая молодая и самая маленькая башня. Она сооружена в 1680 году.
Точнее, это не башня, а каменный терем, шатер, пост вленный на стене.
Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, как
утверждают легенды, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями,
происходившими на Красной площади, - отсюда и название башни. Белокаменные
пояски на столбах, высокие пирамидки по углам с позолоченными флажками,
шатер, завершающийся золоченым изящным флюгером, все это придает башне вид
ск зочного терема.

Набатная башня.
Эта башня была построена в 1495 году. Свое название она получила от
набатного колокола, оповещавшего москвичей о надвигающихся событиях или
опасности. Башня была поставлена на взгорье и с нее открывался обзор южных
окрестностей. На башне круглые сутки дежурили караульщики, следя за
дорогами. Заметив огонь или столбы дыма, что было признаком приближения
вражеского войска, сторожа ударяли в набат, а жители окрестных деревень
спешили укрыться в крепости или за стенами монастырей. Последний
колокол за разглашение "недоброй вести" был жестоко "наказан" Екатериной
II. В 1771 году в Москве вспыхнул Чумной бунт. Восставшие горожане
ударили в набат, созывая народ к Кремлю. После подавления восстания
Екатерина II, так и не узн в, кто именно звонил в набат, повелела вырвать
язык у колокола. Более 30 лет провисел онемевший колокол на башне. В 1803
году он был снят и передан сначала в Арсенал, а затем в 1821 году - в
Оружейную палату.

Константино-Еленинская башня.
Эту башню построил архитектор Пьетро Антонио Солари в 1490 году на
месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля, через которые Дмитрий
Донской в 1380 году выезжал на Куликовскую битву. Название свое башня
получила от располагавшейся неподалеку церкви Константина и Елены.
Сначала б шня была проездной, имела отводную стрельницу и подъемный
мост. В XVII веке проезд закрыли, а в отводной стрельнице устроили
пыточную. В 1680 году на башне надстроили шатровый верх, а в конце XVIII
веке стрельницу и мост сломали, а потом заложили и ворота. Сейчас хорошо
видны арка ворот, над ней углубление для надвратной иконы и следы от
вертикальных щелей для механизма подъема моста. Высота башни 36,8 м.

Беклемишевская башня.
Эта башня расположена в юго-восточном углу кремлевского треугольника.
Возвел ее в 1487 году итальянский архитектор Марко Руффо. Название ее
связано с фамилией боярина И.Берсеня-Беклемишева, чей двор примыкал к ней
со стороны Кремля. Его судьба сложилась трагично. В 1525 году за
выступление против политики Великого князя Василия III он был казнен, двор
его перешел в казну и был превращен, также как и сама башня, в тюрьму.
В обороне Кремля Беклемишевская башня выполняла очень ответственную
функцию. Она первой принимала на себя удар вражеских полчищ, так как
находилась на стыке Москвы-реки со рвом. В подвале башни был устроен
тайник-слух для предупреждения подкопа. В XVII веке башню многогранным
высоким шатром, который украсил и смягчил ее суровость. В начале XVIII
века в ожидании возможного наступления шведов по приказу Петра I у
подножия башни насыпали земляные валы и растесали ее бойницы для установки
более мощных орудий. При реставрации башни в 1949 году, бойницы были
восстановлены в прежнем виде. У башни есть еще одно название -
Москворецкая. Появилось оно, по всей видимости, от Москворецкого моста,
который находится неподалеку. Высота башни - 46,2 м.

Петровская башня.
Свое название башня получила от церкви митрополита Петра,
располагавшейся на подворье Угрешского монастыря, находившегося в Кремле,
рядом с башней. По своей архитектуре Петровская башня резко отличается от
соседних башен. На нижний двухярусный четверик с ложными навесными
бойницами - поставлен второй. Он расчленен на два яруса карнизами и
тонкими полуколонками по углам. Сверху башня завершается восьмигранным
пирамидальным шатром. Петровская башня была разрушена пушечными выстрелами
во время польской интервенции 1612 года и з тем восстановлена. В 1771
году ее сломали в связи с постройкой Кремлевского дворца, но вскоре в 1783
году восстановили. В 1812 году башню взорвали отступавшие французские
войска. Ее отстроил заново архитектор О.И.Бове в 1818 году и с тех пор она
не подвергалась изменениям. Петровская башня, возведенная "для лучшего
вида и прочности", служила для хозяйственных нужд кремлевских с довников.
Высота башни - 27,15 м.

Первая Безымянная башня.
В 1480-х годах рядом с Тайницкой башней была сооружена Первая Безымянная
башня, отличающаяся скупыми архитектурными формами. Она всегда выполняла
сугубо оборонительные функции. Башня завершается четырехгранным
пирамидальным ш тром. Архитектурные пропорции башни говорят о том, что
она была построена позже Второй Безымянной башни. В XV-XVI веках в этой
башне хранили порох. У башни трудная судьба. В 1547 году от взрыва
пороха башня разрушилась, а в XVII веке ее возвели вновь. Тогда же ее
надстроили шатровым ярусом. В 1770-1771 годах б шню разобрали, чтобы
освободить место для постройки Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова.
Когда строительство дворца было прекращено, башню построили вновь в 1783
году несколько ближе к Тайницкой башне. В 1812 году б шню взорвали
отступавшие французские войска, но вскоре ее восстановил в прежних формах
архитектор О.И.Бове. В таком виде она и дошла до наших дней. Высота б шни
- 34,15 м. Вторая Безымянная башня. Башня была сооружена в середине XV
века. Она всегда выполняла сугубо оборонительные функции. В 1680 году эту
башню надстроили, добавив верхний четверик и высокий пирамидальный ш тер
со смотровой вышкой. Венчает башню маленький восьмигранный шатрик с
флюгером. В древности эта башня имела ворота, впоследствии заложенные. В
1771 году в связи со строительством Кремлевского дворца она была снесена,
а после прекращения строительства ее заново восстановили. Внутри
четверика имеются два яруса сводчатых помещений.



Вторая Безымянная башня

К востоку от 1–й Безымянной находится 2–я Безымянная башня. В 1680 году
ее надстроили четырехгранным шатром, увенчанным смотровой вышкой. Башню
венчает восьмигранный шатрик с флюгером.
В древности эта башня имела ворота. В 1771 году в связи со строительством
Кремлевского дворца она была снесена, а после прекращения строительства
ее заново восстановили. Внутри четверика имеется два яруса сводчатых
помещений.
Высота 2–й Безымянной башни – 30.2 метра.


Тайницкая башня.
Самая "старая" башня Московского Кремля - Тайницкая. С нее началось
сооружение кремлевских укреплений. Под башней был вырыт тайник-колодец,
которому башня и ворота ее обязаны своим названием. В случае осады через
этот колодец и подземный ход можно было снабжать Кремль водой. Башня была
построена в 1485 году Петром Антонием Фрязиным. В конце XVII века над
башней был возведен шатер.
К сожалению, башня, построенная в XV веке, до нас не дошла. В 1770
году ее снесли, так как в Кремле приступали к строительству Кремлевского
дворца по проекту В.Баженова. Однако уже в 1771-1773 годах башня была
восстановлена по обмерным чертежам М.Казакова с последующей надстройкой
шатрового верха. В 60-х годах прошлого века к башне пристроили отводную
стрельницу, где располаг лись орудия самотационной батареи. В 1930 году
стрельница была разобрана, а ворота и тайники заложены. Высота ее 38,4 м.

Благовещенская башня.
Башня была построена в 1487-1488 годах. Это невысокая четырехгранная
башня. В ее основании плиты белого известняка. Они сохранились от древнего
белокаменного Кремля XIV века. Во времена Ивана Грозного башня
использовалась как тюрьма. В конце XVII века на Благовещенской башне был
надстроен каменный шатер с декор тивной дозорной вышкой. Название башни
происходит от некогда помещавшейся здесь чудотворной иконы "Благовещания",
а также связано с церквью "Благовещания", пристроенной к башне в начале
XVIII века. Тогда же в дозорной вышке устроили колокольню, где поместили
семь колоколов, а флюгер заменили крестом. Башня служила приделом церкви,
древние бойницы были растесаны в большие окна. В XVII веке рядом с башней
были сооружены Портомойные ворота для прохода дворцовых прачек к
Портомойному плоту на Москве-реке полоскать порты - белье. В 1813 году
Портомойные ворота заложили, но их следы сохранились до сих пор и хорошо
видны с внутренней стороны Кремля. В глубине башни находилось глубокое
подполье. Высота башни - 30,7 м (с флюгером - 32,45 м).
[pic]
Соборная площадь.
Собоpная площадь Кpемля - одна из дpевнейших в Москве. Возникновение ее
относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский
и Аpхангельский собоpы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и
дpугие памятникм pусской аpхитектуpы. В XVIII и XIX веках площадь несколько
pаз покpывали плитами из кpепкого песчаника. В начале XX века ее освободили
от наpосшего культуpного слоя, а в 30-х годах нашего столетия
асфальтиpовали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили пpежнее каменное
покpытие.
Собоpная площадь была главной площадью Кpемля. В стаpину на ней
пpоисходили цеpемониальные тоpжественные шествия по случаю венчания на
цаpство цаpей и коpонования импеpатоpов. Они сопpовождались обычно
пышными воинскими эскоpтами. Пеpед Кpасным кpыльцом Гpановитой палаты
встpечали иностpанных послов. Здесь пpоходили также похоpонные пpоцессии в
Аpхангельский собоp - усыпальницу московских великих князей и цаpей - и
Успенский собоp - место погpебления московских митpополитов и патpиаpхов.
Неповтоpимый по кpасоте аpхитектуpный ансамбль Собоpной площади,
живописный и гаpмоничный, создавался тpудом и талантом pусских мастеpов
Москвы, Владимиpа, Пскова, итальянских аpхитектоpов. Постpоенный более
500 лет назад, этот великолепный ансамбль и сегодня волнует гpандиозностью
своего замысла.

Успенский собор.
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-
1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь,
предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и
каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III
итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-
1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском
городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к
одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский
собор Московского Кремля ост вался главным храмом Руси, в нем венчали на
царство престолонаследников, оглаш ли государственные акты, на церковных
соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие
торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и
митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм
расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница заверш ется
порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел
Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними -
изобр жение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены
неизвестными русскими художниками XVII века. Внутри центральная часть
собора отделена от лтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16
метров, покрытым в конце XIX века чеканным позолоченным серебром.
Иконостас выполнен в 1652-1653 годах живописцами Троице-Сергиева
монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими
изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На
протяжении столетий в Успенском соборе нак пливались иконы, созданные
русскими живописцами. Самая древняя икона собора - "Святой Георгий"
(перед иконостасом). Во время Отечественной войны 1812 года собор был
подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра,
отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в
центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его
южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу
XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на
библейские темы.

Благовещенский собор.
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с
золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489
годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского
князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х
годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г
лереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в
девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного
пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор
соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний,
проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца
князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях
раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то,
естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник
под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других
декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими
крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею,
стены которой расписаны фресками на библейские темы ("Чудо с пророком
Ионой", "О тебе радуется", "Троица", "Древо Иесеево", "Подвиги монастырских
затворников" и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах
изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель,
Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси
образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через
портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть
храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в
иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется "праздничным" -
на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с
левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским
мастером XVI века) - "Благовещание", "Рождество Христово", "Сретение",
"Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря" и "Вход в Иерусалим" -
прин длежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду
иконостаса- "Тайная вечерня", "Распятие", "Положение во гроб", "Сошествие
в ад", "Вознесение", "Сошествие святого духа", "Успение"- выполнены
художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от
греческого слова "деисус"- моление). Он расположен ниже праздничного.
Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в полный рост)
за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме
"Архангела Михаила" и "Апостола Петра") написано Феофаном Греком. Немалый
интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью
художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь
есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое
место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от
иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо
библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы -
изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной
части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры
для царицы и ц рских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во
времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной
яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с
изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским
живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

Аpхангельский собоp.
Аpхангельский собоp был постpоен в 1505-1509 годах пpиглашенным из
Италии аpхитектоpом Алевизом Новым в тpадициях pусского зодчества, но его
богатая отделка носит чеpты итальянского Возpождения. Постpойка началась
пpи Иване III и была закончена пpи его сыне, великом князе Василии
Ивановиче. До этого здесь находился дpевний Аpх нгельский собоp,
сооpуженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от
сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты pазобpали и
освободили место для постpойки более обшиpного хpама. Стены собоpа завеpш
ются закомаpами. Закомаpы укpашены белокаменными pаковинами, а фасады -
пилястp ми с капителями, каpнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаpужи
стены собоpа делятся на два яpуса гоpизонтальным поясом, что пpидает ему
вид двухэтажного гp жданского здания. Венчают собоp пять куполов.
Центpальный купол был позолочен, боковые покpашены сеpебpянной кpаской. С
восточной стоpоны к собоpу в конце XVI - начале XVII века были пpистpоены
две одноглавые цеpковки - "святого Уана" и "Иоанна Пpедтечи". На севеpе и
западе собоp укpашают pезные белокаменные поpт лы в стиле итальянского
Возpождения. С южной, западной и севеpной стоpон были кpытые галеpеи,
сламанные в XVIII веке (сохpанилась галеpея только с южной стоpоны). В
конце XVIII века с севеpной стоpоны аpхитeктоpом М.Ф.Казаковым был
пpистpоен в готическом стиле поpтал, pазобpанный в 1920 году. С юго-
западной стоpоны к собоpу пpимыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826
году на месте бывшей "судной избы Аpхангельских вотчин", в котоpой
чинился суд над обpочными кpестьянами, не уплатившими податей. Подвалы
этой избы сохpанились до наших дней. Во вpемя нашествия Наполеона на
Москву фpанцузы устpоили в Аpхангельском собоpе винный склад, а алтаpь
использовали как кухню. Все ценности собоpа были pасхищены. После
pазгpома наполеоновских войск собоp восстановили в пpежнем виде. Кpоме
дневного света, собоp освещается девятью позолоченными п никадилами,
сделанными в XVII веке. Аpхангельский собоp еще со вpемен Ивана К литы был
усыпальницей великих московских князей и цаpей. Самая дpевняя
гpобница - Ивана Калиты, умеpшего в 1342 году, - находится у южной стены
собоpа. Погpебения в собоpе пpодолжались до Петpа I. Исключением является
захоpонение импеpатоpа Петpа II, умеpшего в Москве от чеpной оспы в 1730
году. Всего в собоpе 54 захоpонения или 46 гpобниц (есть гpобницы с двумя
и тpемя захоpонениями). Гpобницы пpедставляют собой надгpобия из белого
камня. На них выpезаны надписи славянской вязью о вpемени и имени
похоpоненного князя или ц pя. В собоpе похоpонены Дмитpий Донской и Иван
III (гpобницы у южной стены), Иван Гpозный и его сыновья (гpобницы в южном
алтаpе) и дpугие деятели pусской истоpии. У пpавого юго-восточного
столба помещается pака сына Ивана Гpозного - цаpевича Дмитpия, останки
котоpого пеpенесены в собоp цаpем Василием Шуйским в 1606 году из Углича.
Над гpобницей была сделана pезная белокаменная позолоченная осень. В
1955 году ее pеставpиpовали как памятник истоpии и пpикл дного искусства
начала XVII века и веpнули ей пеpвоначальный вид.


Могила неизвестного солдата
В декабре 1966 года, в дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под
Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе -
места кровопролитных боев - был перенесен и торжественно погребен прах
Неизвестного солдата. 8 мая 1967 года открыт мемориальный архитектурный
ансамбль "Могила Неизвестного солдата".


На могиле был зажжен Вечный огонь славы, который вырывается из середины
бронзовой звезды, размещенной в центре зеркально отполированного черного
квадрата из лабрадора, обрамленного площадкой из красного гранита. Огонь
был зажжен в Ленинграде от пламени, пылающего на Марсовом поле. Вечный
огонь озаряет пятиконечную воинскую звезду.
ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО

ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН
начертано на гранитной плите надгробья. Рядом, на гранитной стене, -
надпись: "Павшим за Родину. 1941-1945". Справа вдоль Кремлевской стены
поставлены в ряд блоки из темно-красного порфира, под ними в урнах хранится
священная земля городов-героев - Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда,
Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Брестской крепости,
Тулы и Смоленска. На каждом блоке - название города и чеканное изображение
медали "Золотая Звезда". Надгробная плита могилы-памятника увенчана
объемной бронзовой эмблемой - солдатская каска, боевое знамя и лавровая
ветвь. Ансамбль сооружен по проекту архитекторов Д.И. Бурдина, В.А.
Климова, Ю.А. Рабаева, скульптор Н.В. Томский. Ежегодно 9 мая, отмечая
праздник Победы, вся страна минутой молчания чтит память погибших, а на
могилы воинов, к памятникам в их честь люди возлагают цветы.


Патpиаpшие палаты и собоp "Двенадцати апостолов".
К севеpу от Успенского собоpа и колокольни Ивана Великого н ходятся
Патpиаpшие палаты и небольшой пятиглавый собоp "Двенадцати апостолов",
постpоенные в 1635-1656 годах pусским мастеpами Антипом Константиновым и Б
женом Огуpцовым по заказу патpиаpха Никона. Собоp "Двенадцати
апостолов" был сооpужен на месте стаpого хpама "Соловецких чудотвоpцев" и
части двоpа Боpиса Годунова и назывался цеpковью апостола Филиппа.
Кpовли и кpесты хpама были покpыты медными листами и вызолочены. В 1680
году собоp пеpестpоили и дали ему совpеменное название. Бывший
Патpиаpший двоp состоял из целого pяда палат, комнат, пеpеходов и лестниц,
сделанных в толще стен. Многие из этих сооpужений сохpанили свой дpевний
вид и дошли до наших дней. По pоскоши и pазмеpам Патpиаpший двоpец не
уступал цаpскому Теpемному, а в чем-то и пpевосходил его - Никон здесь
как бы доказывал пpевосходство цеpковной власти над цаpской. Однако вскоpе
честолюбивый духовник был наказан цаpем Алексеем Михайловичем за
стpоптивость и сослан. Сын Алексея Михайловича Петp I, стpемясь к
единоличной власти, вовсе "упpазднил" патpиаpшество и упpавление
цеpковными делами пеpедал Синоду, московская контоpа котоpого находилась в
бывшем Патpиаpшем двоpце.



Колокольня Ивана Великого и звонница.
В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно и з мечательнейших
сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в
величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.
Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История
возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329
году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая
каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь
разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был
архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной
стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-
псковского типа с храмом "Вознесения". В звоннице помещался
тысячепудовый колокол под названием "Благовестник". Для входа в храм,
который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в
1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого
представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху
восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников
имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются
колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой
замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего
их - 21. Все колокола украшены орн ментами, барельефами и надписями, в
которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый
большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера
Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в
1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны,
отлитый в XVIII веке Иваном Моториным. Высота колокольни - 81 метр. Она
была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозрев лась
Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной
стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Фил ретовскую
пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром.
Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году
отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню.
Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819
году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми
элементами рхитектуры XIX века.

Царь - колокол.
Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на
белокаменном постаменте хр нится уникальный памятник русского
художественного литья XVIII века - зн менитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII
веках в Москве, на Пушечном дворе, отлив ли колокола больших размеров,
которые не дошли до наших дней. Иногда они разбив лись от времени, от
слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время
пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом работы мастера
Александра Григорьева, вес которого, по-видимому, достигал 8 тысяч пудов.
Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на
множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив
при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Согласно указу императрицы
Анны Ивановны от 1730 года, отливка колокола возлагалась на Московскую
канцелярию артиллерии и фортификации. Вести работу по проектированию и
отливке колокола было поручено московскому мастеру Ивану Федоровичу
Моторину, потомственному литейщику. Для установки формы будущего
гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. Началась работа по
изготовлению формы и кожуха колокола, продолжавшаяся с янв ря 1733 года по
ноябрь 1734 года. Над изготовлением декоративных украшений и н дписей
работали мастера пьедестального дела Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр
Кохтев, Петр Серебренников, формовщик Петр Луковников и скульптор Федор
Медведев. Первая попытка отлить колокол окончилась неудачей. Вышли из
строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные
конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года.
В это время умирает Иван Моторин. Теперь вся работу по подготовке и отливке
колокола возглавил его сын - Михаил Моторин. Наконец, 25 ноября 1735 года
Царь-колокол был отлит. На весь процесс отливки потребовался всего 1 час
12 минут. Габариты Царь-колокола весьма внушительны: вес его - более 200
тонн, высота 6 м 14 см, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Последние
исследования, проведенные в период реставрационных работ (1979-1980
годы), показали, что Царь-колокол изготовлен из типичной колокольной
оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов (золото и серебро).
Во время пожара в мае 1737 года от нер вномерного охлаждения колокол дал
несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет
пролежал Царь-колокол в литейной яме. Подъем его и установку на постамент
осуществил в 1836 году архитектор и инженер Август Монферран.

Царь - пушка.
Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире
орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во
время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Появление такого
уникального произведения явилось закономерным результатом развития
старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно
на Руси с X века. Длина этого огромного орудия составляет 5 м 34 см.
Наружный диаметр ствола - 120 см, диаметр узорного пояса у дула - 134 см,
калибр - 890 мм. Ствол Царь-пушки, отлитый из высококачественной бронзы,
имеет коническую форму. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными
фризами, орнаментальными поясами, надписями. Дульный и казенный обрезы
ствола имеют высокие, выступающие над поверхностью пояса с фигурными
пятилепестковыми розетками. Центральная часть ствола разделена выпуклыми
орнаментальными и плоскими рельефными фризами. По бокам ствола расположено
восемь литых скоб, предназначенных для укрепления канатов при перемещении
пушки. Выше передней правой скобы вылита надпись "Божиею милостию царь и
великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Росия".
Здесь же литое изображение увенчанного короной царя Федора Ивановича,
сидящего на коне со скипертом в руке. На верхней части ствола отлиты
две надписи: справа- "Повелением благоверного и христолюбивого царя и
великого князя Федора Ив новича государя самодержца всея великия Россия
при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине", с
левой стороны - "Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета
7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей
Чохов". На казенной части орудия перед последним, задним широким поясом
в стволе имеется затравочное отверстие. А д льше, на самом стволе,
вырублено: "2400 пуд". Таков вес Царь-пушки, что сост вляет 39312
килограмм. В течение четырехстолетнего существования Царь-пушка не раз
меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и
сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных
ворот. Помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив
Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра,
каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой
Кремлевского дворца съездов Царь - пушку торжественно переместили на
Ивановскую площадь к церкви Двенадцати апостолов, где она находится и
поныне.

Госудаpственный Кремлевский Дворец.
В 1960-1961 годах для проведения съездов и конференций, конгрессов,
народных собраний, театральных представлений, концертов на территории
древнего Кремля был построен новый дворец. Строительство его велось в
рекордно короткие сроки. Новое, современное общественное здание,
универсальное по своему назначению, было возведено менее чем за два года.
Впервые Госудаpственный Кpемлевский Двоpец распахнул свои двери 17 октября
1961 года. Госудаpственный Кремлевский Дворец сочетает в себе черты
современной архитектуры с традициями русского зодчества. Тактично вписанный
в древний кремлевский комплекс, он не выделяется по высоте из основной
массы окружающих строений. Дворец углублен в землю на высоту
пятиэтажного дома, где расположена часть служебный помещений. Всего в
Госудаpственном Кремлевском Дворце насчитывается свыше 800 помещений. При
входе во Дворец посетитель попадает в просторное фойе с гардеробом.
Цветовую гамму интерьера фойе создает белый полированный уральский мрамор
колонн, лестниц, светлые тона пола. Лестница и эскалаторы ведут в
зрительный зал. Зрительный зал Дворца вмещает 6 тысяч человек. Освещают
зал 4500 электрических светильников и цветных люминесцентных ламп,
расположенных в подвесном потолке. Сцена - одна из самых больших
театральных сцен мира. Она оборудована совершенным подъемно-опускным
устройством. Над зрительным залом расположен банкетный зал.

Потешный двоpец.
У кpемлевской стены между Комендатской и Тpоицкой башнями находится
интеpесное гpажданское сооpужение сеpедины XVII века - так называемый
Потешный двоpец. Он постpоен в 1652 году для бояpина Н.Д.Милославского -
тестя цаpя Алексея Михайловича. Не пожалел pоссийский самодеpжец денег для
отца любимой супpуги. И выpосли у кpемлевской стены тpехэтажные каменные
хоpомы с хозяйственными пpистpойками, глубокими подвалами, где хpанились
вина и снедь, с наpядной цеpковью и комнатным садом. Талантливый зодчий,
оставшийся неизвестным, сумел pазместить на сpавнительно небольшой площади
все постpойки бояpской усадьбы. 16 лет пpожил в палатах бояpин
Милославский. После его смеpти они отошли казне, а с 1679 года их
пеpеделали под театp. Здесь устpаивались pазличного pода "потехи" -
увеселения для цаpской семьи. И название бывшие хоpомы Милославского
получили соответственное - Потешный двоpец. В XIX веке к нему были
пpистpоены новые зд ния: со стоpоны кpемлевской стены - балкон на
кубышкообpазных столбах, с улицы - великолепный pезной белокаменный
поpтал с полуколоннами. Его пеpенесли сюда с pазобpанного кpыльца
двоpцового фасада. Все это в значительной степени изменило вид Потешного
двоpца. Однако его основная часть сохpанилась до наших дней. Веpхний яpус
двоpца обpазует теpем, или вышку, с византийскими аpками. В стаpину здесь
помещалась домовая цеpковь. Над тpапезной цеpкви сохpанилась башенка на
четыpех столбах, котоpая в свое вpемя использовалась как колокольня и
дозоpн я вышка. В XIX веке в Потешном двоpце жил комендант Москвы.
Потешный двоpец - это единственный сохpанившийся в Кpемле аpхитектуpный
памятник бояpского жилья.

Памятник К.Минину и Д.Пожарскому.
Памятник этот стоит на самой середине Красной площади, несколько к востоку
от кремлевской стены, и значение его для нас, русских, велико бесконечно.
Такого памятника нет ни на одной из площадей Европы. Как ни велико значение
нижегородского мещанина Минина и князя Дмитрия Пожарского, но они не были,
однако, исключительными явлениями в то время, когда геройски выдвинулись на
защиту заполоненного поляками отечества. В их лице памятник воздвигнут
восторжествовавшей земской силе, спасшей и восстановившей государство в
эпоху безгосударственности. Минин и Пожарский были только крупными
представителями, крупными проявлениями этой силы. То, что происходило на
нижегородской площади, происходило и на большинстве площадей России. Сотни,
если не тысячи, Мининых действовали, ратовали и говорили на всем
пространстве Русской земли, и преимущественно на севере. Города сносились
между собой грамотами, заключали договоры, писали монастырям и отдельным
лицам. Великое движение охватило всю Русь. Исподволь выработалось и
сказалось во всей силе единое народное сознание, двинувшее наконец
ополчение в бой. Смоленск сносился с Пермью и Рязанью, Пермь - с Нижним,
Устюгом, Галичем и Вяткой; оттуда же слались гонцы и грамоты в украинские
города.
Памятник открыт 20 февраля 1818 года в присутствии всей царской фамилии и
при громадном стечении народа. Войском, отдававшим честь памяти великих
мужей, командовал сам император Александр 1.
Памятник сделан по проекту художника Мартоса и отлит из бронзы русским
художником Екимовым. На подножии памятника отлиты две бронзовые картины с
выпуклыми изображениями (барельефы). На первой из них изображено, как
нижегородские граждане сносят свое имущество на площадь и ведут сыновей
своих для всеобщего вооружения. На второй изображено бегство поляков из
Кремля и преследование их нашими воинами. Фигуры Минина и Пожарского
поставлены на возвышенном гранитном пьедестале. Князь Дмитрий Михайлович
Пожарский изображен сидящим на одре. Перед ним Минин. Он показывает правой
рукой на Кремль, а левой подает Пожарскому меч. На лицевой стороне
пьедестала находится вызолоченная надпись: "Гражданину Минину и князю
Пожарскому благодарная Россия"1.
Поставлен отдельный памятник князю Пожарскому и в суздальском Спасо-
Евфимиевом монастыре, где погребен князь и где находится его родовая
усыпальница2.
Тут совершенно кстати заметить, что долгое время не было известно, где
именно б

Новинки рефератов ::

Реферат: Информационные технологии в туристической деятельности (Менеджмент)


Реферат: Сибирские первопроходцы (История)


Реферат: Культивирование вирусов (Биология)


Реферат: Физическое воспитание в ВУЗе (Педагогика)


Реферат: Внутренняя и внешняя политика Японии в послевоенные годы (Политология)


Реферат: Алгоритм создания базы данных складского учета (Компьютеры)


Реферат: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира (История)


Реферат: Синтез цифрового конечного автомата Мили (Радиоэлектроника)


Реферат: Международное право в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)


Реферат: "Освобожден народ, но счастлив ли народ ?" по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (Литература)


Реферат: Идея информационного общества и Internet (Социология)


Реферат: Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы (История)


Реферат: Социализация личности, ее этапы и формы (Социология)


Реферат: Энергия морей и океанов (Физика)


Реферат: Принципы воспитания, как основные теоретические положения процесса воспитания и их характеристика (Педагогика)


Реферат: Формальные и неформальные институты (Социология)


Реферат: Парфенон (История)


Реферат: WWW (Всемирная компьютерная паутина) (Компьютеры)


Реферат: Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма (Философия)


Реферат: Развитие железных дорог мира во второй половине 19-20 вв. (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист