GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Русские народные художественные промысла (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Русские народные художественные промысла (Искусство и культура)



Краткие Энциклопедические


СВЕДЕНИя.


ХОХЛОМА.

ХОХЛОМСКАя РОСПИСЬ.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; ВОЗНИК В 17 ВЕКЕ. НАЗВАНИЕ
ПРОИСХОДИТ ОТ СЕЛА ХОХЛОМА (НИЖЕГОРОДСКАя ОБЛАСТЬ). ДЕКОРАТИВНАя РОСПИСЬ НА
ДЕРЕВяННЫХ ИЗДЕЛИяХ (ПОСУДА, МЕБЕЛЬ) ОТЛИчАЕТСя ТОНКИМ УЗОРОМ С
ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАЗЛИчНЫХ РАСТЕНИЙ, ВЫПОЛНЕННОЕ КРАСНЫМ И чЕРНЫМ (РЕЖЕ
ЗЕЛЕНЫМ) ТОНАМИ И ЗОЛОТОМ ПО ЗОЛОТИСТОМУ ФОНУ.



ПАЛЕХ.

ПАЛЕХСКАя МИНИАТЮРА.


ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ
ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ (КОРОБКИ, ШКАТУЛКИ, ПОРТСИГАРЫ). ВОЗНИКЛА В 1923 ГОДУ В
ПОСёЛКЕ ПАЛЕХ НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. ДЛя ПАЛЕХСКИХ МИНИАТЮР
(БЫТОВЫЕ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ), ВЫПОЛНЕННЫХ
яРКИМИ ЛОКАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ ПО чЕРНОМУ ФОНУ, ХАРАКТЕРНЫ ТОНКИЙ ПЛАВНЫЙ
РИСУНОК, ОБИЛИЕ ЗОЛОТА, ИЗяЩЕСТВО УДЛИНЕННЫХ ФИГУР.



ГОРОДЕЦ.

ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ.


РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; СУЩЕСТВУЕТ С СЕРЕДИНЫ 19
ВЕКА В РАЙОНЕ Г. ГОРОДЕЦ (НЫНЕ НИЖЕГОРОДСКАя ОБЛАСТЬ). ЯРКАя, ЛАКОНИчНАя
ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ (ЖАНРОВЫЕ СЦЕНКИ, ФИГУРКИ КОНЕЙ, ПЕТУХОВ, ЦВЕТОчНЫЕ
УЗОРЫ), ВЫПОЛНЕННАя СВОБОДНЫМ МАЗКОМ С БЕЛОЙ И чЕРНОЙ ГРАФИчЕСКОЙ ОБВОДКОЙ,
УКРАШАЛА ПРяЛКИ, МЕБЕЛЬ, СТАВНИ, ДВЕРИ. В 1938 Г. ОСНОВАНА АРТЕЛЬ (С 1960
Г. ФАБРИКА ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ), ВЫПОЛНяЮЩАя СУВЕНИРЫ.


ЖОСТОВО.
ЖОСТОВСКАя РОСПИСЬ.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; ВОЗНИК В НАчАЛЕ 19 ВЕКА В
ДЕРЕВНЕ ЖОСТОВО (НЫНЕ МЫТИЖЕНСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ). ДЕКОРАТИВНАя
ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ НА МЕТАЛЛИчЕСКИХ ПОДНОСАХ, ПОКРЫВАЕМЫХ ЗАТЕМ ЛАКОМ: БУКЕТЫ,
ФРУКТЫ, ИСПОЛНЕННЫЕ яРКИМИ КРАСКАМИ НА чЕРНОМ ИЛИ ЦВЕТНОМ ФОНЕ. В 1928 ГОДУ
ОСНОВАНА АРТЕЛЬ (НЫНЕ ЖОСТОВСКАя ФАБРИКА ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ).



МСТёРА.

МСТёРСКАя МИНИАТЮРА.

ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ
ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ (КОРОБКИ, ШКАТУЛКИ И ДР.). ВОЗНИКЛА В 1923 ГОДУ В ПОСёЛКЕ
МСТёРА (ВЛАДИМИРСКАя ОБЛАСТЬ) НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. ДЛя
МСТёРСКОЙ МИНИАТЮРЫ (БЫТОВЫЕ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ) ХАРАКТЕРНЫ ТЕПЛОТА И ЖИВОПИСНАя МяГКОСТЬ КОЛОРИТА, НЕБОЛЬШИЕ
ФИГУРКИ, ПЕЙЗАЖНЫЕ ФОНЫ.



ХОЛУЙ.


ХОЛУЙСКАя МИНИАТЮРА.

ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ
ИЗДЕЛИяХ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ. ВОЗНИКЛА В 1932 ГОДУ В ПОСЕЛКЕ ХОЛУЙ (ИВАНОВСКАя
ОБЛАСТЬ) НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. СЮЖЕТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ (СОВРЕМЕННЫЕ,
ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ) НА ФОНЕ ПЕЙЗАЖА.



ГЖЕЛЬ.

ГЖЕЛЬСКАя КЕРАМИКА.


ИЗДЕЛИя КЕРАМИчЕСКИХ ПРЕДПРИяТИЙ В РАЙОНЕ СЕЛА ГЖЕЛЬ (РАМЕНСКИЙ
РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА “чЕРНЫЕ” (ПРОСТЫЕ) И
“МУРАВЛЕННЫЕ” (ПОЛИВНЫЕ) ГОНчАРНЫЕ ИЗДЕЛИя СМЕНяЮТСя МАЙОЛИКОЙ С
РАЗНОЦВЕТНОЙ РОСПИСЬЮ ПО БЕЛОЙ ПОЛИВЕ. В 19 ВЕКЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ ФАРФОР,
ФАяНС И ПОЛУФАяНС. В НАШЕ ВРЕМя ТРАДИЦИИ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ ПРОДОЛЖАЕТ
ЗАВОД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ В ПОСёЛКЕ ТУРЫГИНО.



ХОХЛОМА.


НА РЕКЕ УЗОЛЕ, В ДРЕВНИХ ЗАВОЛЖСКИХ ЛЕСАХ РАСКИНУЛИСЬ СТАРИННЫЕ РУССКИЕ
ДЕРЕВНИ - НОВОПОКРОВСКОЕ, ХРяЩИ, КУЛИГИНО, СёМИНО. ОТСЮДА И ВЕДЕТ СВОЮ
ИСТОРИЮ ИЗВЕСТНЫЙ ВО ВСЕМ МИРЕ ХОХЛОМСКОЙ ПРОМЫСЕЛ. В ЭТИХ ДЕРЕВНяХ И
ПОНЫНЕ ЖИВУТ МАСТЕРА-ХУДОЖНИКИ, КОТОРЫЕ РАСПИСЫВАЮТ ДЕРЕВяННУЮ ПОСУДУ,
ПРОДОЛЖАя ТРАДИЦИИ ОТЦОВ, ДЕДОВ И ПРАДЕДОВ.


ОДНАКО УСТАНОВИТЬ ВРЕМя ПОяВЛЕНИя ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ИССЛЕДОВАТЕЛяМ
ПОКА НЕ УДАЛОСЬ. ВЕДЬ ДЕРЕВяННУЮ ПОСУДУ И ДРУГУЮ УТВАРЬ ДОЛГО НЕ ХРАНИЛИ.
ОТ чАСТОГО ПРИМЕНЕНИя ОНА ИЗНАШИВАЛАСЬ, ПРИХОДИЛА В НЕГОДНОСТЬ. Её
ВЫБРАСЫВАЛИ ИЛИ СЖИГАЛИ, ЗАМЕНяя НОВОЙ. ДО НАС ДОШЛИ ИЗДЕЛИя ХОХЛОМСКИХ
МАСТЕРОВ В ОСНОВНОМ ЛИШЬ XIX ВЕКА. НО РАЗЛИчНЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИя
УКАЗЫВАЮТ НА ТО, чТО ПРОМЫСЕЛ ЗАРОДИЛСя В БОЛЕЕ РАННЕЕ ВРЕМя, ВОЗМОЖНО В
XVII ВЕКЕ.


ХАРАКТЕРНАя ДЛя ХОХЛОМЫ ОРИГИНАЛЬНАя ТЕХНИКА, ГДЕ РОСПИСЬ КИНОВАРЬЮ
И чЕРНОЙ КРАСКОЙ ИСПОЛНяЛАСЬ ПО ЗОЛОТОМУ ФОНУ, НАХОДИТ АНАЛОГИИ В
ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ.


В ДОКУМЕНТАХ ЕСТЬ УПОМИНАНИЕ О ТОМ, чТО В КОНЦЕ XVI И НАчАЛЕ XVII
ВЕКА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ ПРИ ТОРЖЕСТВЕННОМ ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ ИМ ПОДНОСИЛИ
ДЕРЕВяННЫЕ КОВШИ, УКРАШЕННЫЕ ЗОЛОТОМ И КИНОВАРЬЮ, А ТАКЖЕ КУБКИ.


В НАчАЛЕ XVII ВЕКА К ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ БЫЛИ ПРИПИСАНЫ
ЗАВОЛЖСКИЕ ЗЕМЛИ, СРЕДИ КОТОРЫХ НАХОДИЛАСЬ И ХОХЛОМА. КРЕСТЬяНЕ НЕ ТОЛЬКО
ВИДЕЛИ ЭТУ ЗОЛОчЕННУЮ ПОСУДУ, НО И МОГЛИ ЗНАТЬ СПОСОБ Её ОКРАСКИ. НО У
ХОХЛОМСКИХ МАСТЕРОВ БЫЛ СВОЙ СПОСОБ “ЗОЛОчЕНИя”. ПОСУДУ НАТИРАЛИ ОЛОВяННЫМ
ПОРОШКОМ, ПОКРЫВАЛИ ОЛИФОЙ И НАГРЕВАЛИ В РЕЗНЫЕ ПОЗОЛОчЕННЫЕ ПЕчИ. ОЛИФА ОТ
ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ЖЕЛТЕЛА, А ОЛОВО, ПРОСВЕчИВАЮЩЕЕ СКВОЗЬ НЕё,
СТАНОВИЛОСЬ ЗОЛОТОМ.


ОДИН ИЗ ЛУчШИХ МАСТЕРОВ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ТАК ГОВОРИЛ ОБ ЭТОМ
ПРОМЫСЛЕ: (САМЫЙ ХАРАКТЕР РОСПИСИ, ПОДРАЖАЮЩИЙ ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРяНОЙ ПОСУДЕ
БЫЛ ПОДСКАЗАН ДЕКОРАТИВНЫМ ИСКУССТВОМ ДРЕВНЕЙ РУСИ... ХОХЛОМА, ВЕРОяТНО,
БЫЛА ЛИШЬ ПОЗДНИМ ОТРАЖЕНИЕМ ЭТОГО БОЛЬШОГО ИСКУССТВА...)


В XIX ВЕКЕ ПРОМЫСЕЛ НАСТОЛЬКО РАЗРОССя, чТО ПОСТАВЛяЛ СВОЙ ТОВАР В
БОЛЬШОМ КОЛИчЕСТВЕ НЕ ТОЛЬКО НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК, НО И ЗА ГРАНИЦУ В СТРАНЫ
СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ПОСУДЫ И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
БЫТА ЗАНИМАЛОСЬ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ДЕРЕВЕНЬ СЕМЕНОВСКОГО И БАЛАКНИНСКОГО
УЕЗДОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ, МАКАРЬИНСКОГО И ВАРНАВИНСКОГО - КОСТРОМСКОЙ.
СРЕДИ НИХ БЫЛО чТО-ТО ТИПА РАЗДЕЛЕНИя ТРУДА. В ОДНОЙ ДЕРЕВНЕ ОБРАБАТЫВАЛОСЬ
ДЕРЕВО, В ДРУГОЙ - НАНОСИЛСя РИСУНОК.

САМЫЕ РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИя ХОХЛОМЫ В СОБРАНИИ РУССКОГО МУЗЕя ОТНОСяТСя
КО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ОНИ НАСчИТЫВАЮТ ОКОЛО 170 РАЗНООБРАЗНЫХ ПО
НАЗНАчЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ БЫТА. ПОСУДА ПРЕДСТАВЛЕНА МИСКАМИ И чАШКАМИ ЛЮБЫХ
РАЗМЕРОВ: ОТ МАЛЕНЬКИХ, ПОХОЖИХ НА ДЕСЕРТНЫЕ РОЗЕТКИ, ДО ОГРОМНЫХ 70-80
САНТИМЕТРОВ В ДИАМЕТРЕ; РАЗЛИчНЫМИ ПОСТАВЦАМИ И БОчАТАМИ СОЛОНКАМИ И
МНОЖЕСТВОМ ЛОЖЕК.
ДЕШЕВУЮ ОБИХОДНУЮ ПОСУДУ МОЖНО БЫЛО ОТЛИчИТЬ ПО ПРОСТЫМ УЗОРАМ,
НАНЕСёННЫМ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ШТАМПИКАМИ ИЗ ФЕТРОВОЙ ТКАНИ ИЛИ ГРИБА-ДОЖДЕВИКА.
ЭТО СПИРАЛИ, РОМБИКИ, МЕЛКИЕ РОЗЕТКИ И ЛИСТИКИ.
БОЛЕЕ ДОРОГИЕ ВЕЩИ РАСПИСЫВАЛИ КИСТЬЮ ОТ РУКИ, СОЗДАВАя РАЗЛИчНЫЕ
КОМПОЗИЦИИ ТРАВНОГО ОРНАМЕНТА, ГДЕ РИТМИчНО СОчЕТАЮТСя СЛЕГКА ИЗГИБАЮЩИЕСя
ТОНЕНЬКИЕ КРАСНЕНЬКИЕ И чЕРНЫЕ ВЕТОчКИ С ПЫШНЫМИ ПЕРИСТЫМИ ЛИСТЬяМИ-
ТРАВИНКАМИ. ИНОГДА КРАСНО-чЕРНАя ПУШИСТАя ТРАВКА ДОПОЛНяЛА ОСНОВНОЙ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ МОТИВ ВЬЮЩЕГОСя КРУПНОГО СТЕБЛя, КАЖДЫЙ ЗАВИТОК КОТОРОГО
ЗАКАНчИВАЛСя КРАСНОЙ яГОДКОЙ.
В 1960-Е ГОДЫ СТАЛИ ВЫПОЛНяТЬ МНОГОПРЕДМЕТНЫЕ НАБОРЫ И СЕРВИЗЫ.
СОВРЕМЕННАя ХОХЛОМА ПО ПРАВУ ПОЛУчИЛА ШИРОКОЕ ПРИЗНАНИЕ НЕ ТОЛЬКО В
НАШЕЙ СТРАНЕ, НО И ДАЛЕКО ЗА Её ПРЕДЕЛАМИ. УКРАШЕННЫЕ яРКОЙ РОСПИСЬЮ
СТОЛОВЫЕ НАБОРЫ, чАШКИ, ЛОЖКИ, МЕБЕЛЬ ЭКСПОНИРУЕТСя НА МНОГИХ КРУПНЕЙШИХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВКАХ. И ВСЕГДА ЭТО НЕПОВТОРИМОЕ ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ ИСКУССТВО
НАХОДИТ ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.


МСТёРА.

В КОЛЛЕКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ,
ХРАНяЩИХСя В РУССКОМ МУЗЕЕ, ЗНАчИТЕЛЬНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЛАКОВАя МИНИАТЮРА
МСТёРЫ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛАКИРОВАННЫХ ШКАТУЛОК С МИНИАТЮРНОЙ РОСПИСЬЮ НА КРЫШКАХ
ВОЗНИКЛО В НЫНЕШНЕМ ПОСёЛКЕ МСТёРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ
НАШЕГО СТОЛЕТИя. СОБРАНИЕ РУССКОГО МУЗЕя ДАёТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПУТИ РАЗВИТИя
И СТАНОВЛЕНИя ИСКУССТВА МСТёРЫ ЗА ПОчТИ ПОЛВЕКА ЕГО СУЩЕСТВОВАНИя. СРЕДИ
ЭКПОНАТОВ ЕСТЬ И ТАКИЕ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЮТ НАМ ОДНУ ИЗ СТРАНИЦ ПРЕДЫСТОРИИ
ПРОМЫСЛА. ЭТО РАЗЛИчНЫЕ БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА, РАСПИСАННЫЕ ТЕМПЕРНЫМИ
КРАСКАМИ И ПОКРЫТЫЕ СЛОЕМ ЛАКА: КРУГЛЫЕ ПЛОСКИЕ КОРОБОчКИ С ОРНАМЕНТОМ,
ЛОТОК С ЛУБОчНОЙ СЦЕНКОЙ, СОСУДЫ С КРЫШКАМИ (ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ КУБЫШКИ), ОДНИ
С ПЕРСОНАЖАМИ ПЕСЕН КОЛЬЦОВА, ДРУГИЕ - С БИБЛЕЙСКИМИ СЮЖЕТАМИ. ИЗОБРАЖЕНИЕ
СВяТОЙ ТРОИЦЫ ИЛИ СКАчУЩИХ НА ЛОШАДяХ ВОЛХВОВ, ПОМЕЩЕННЫЕ НА ЗАКРУГЛЕННЫХ
СТЕНКАХ СОСУДОВ, ВЫЗЫВАЮТ НЕВОЛЬНОЕ УДИВЛЕНИЕ. ЧТОБЫ ПОНяТЬ, КАК ПОяВИЛИСЬ
НА СВЕТ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА, СОЗДАННЫЕ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ, НУЖНО
ОБРАТИТЬСя К ЕЩё БОЛЕЕ РАННЕМУ ПЕРИОДУ ИСТОРИИ МСТёРЫ.


БОГОяВЛЕНСКАя СЛОБОДА МСТёРА ВОЗНИКОВСКОГО УЕЗДА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ,
НАчИНАя С XIV ВЕКА БЫЛА ОДНИМ ИЗ МНОГИХ В ТО ВРЕМя ЦЕНТРОВ ИКОНОПИСИ. К
СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИя НА ДОЛЮ ВЛАДИМИРСКОГО КРАя ВЫПАЛА МИССИя
ПРОДОЛЖЕНИя ИКОНОПИСНОГО ДЕЛА, КОГДА В ДРУГИХ ЦЕНТРАХ ОНО ШЛО К ЗАТУХАНИЮ.
ИМЕННО ВО МСТёРЕ, А ТАКЖЕ В ПАЛЕХЕ И ХОЛУЕ С ЭТОГО ВРЕМЕНИ СОСРЕДОТОчИЛОСЬ
ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ИКОН, РАСХОДИВШИХСя ПО ВСЕЙ РОССИИ.


В 1923 ГОДУ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ ПОЛЕШАНЕ ПРЕДСТАВИЛИ СВОИ
ШКАТУЛКИ С МИНИАТЮРАМИ. ДЕРЕВяННЫЕ ПРЕДМЕТЫ МСТёРЦЕВ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ
КОНКУРЕНЦИИ С яРКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИяМИ ПАЛЕШАН. ОБИДНЫМ БЫЛО ТАКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
ДЛя МСТёРЦЕВ. РЕШИЛИ И ОНИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОД МИНИАТЮРУ ТОТ ЖЕ МАТЕРИАЛ -
ПАПЬЕ-МАШЕ.


ШКАТУЛКИ, ЛАРЦЫ, ПАПИРОСНИЦЫ, ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ СТАЛИ ПРЕКРАСНОЙ ОСНОВОЙ
ДЛя МИНИАТЮРНОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ, В КОТОРОЙ МАСТЕРА НАШЛИ НОВЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛя РАЗВИТИя СВОЕГО ИСКУССТВА.


В 1931 ГОДУ ВО МСТёРЕ ОБРАЗОВАЛАСЬ АРТЕЛЬ (ПРОЛЕТАРСКОЕ ИСКУССТВО),
ГДЕ БЫЛ СОЗДАН ЦЕХ В КОТОРОМ СТАЛИ РАБОТАТЬ НАД СОЗДАНИЕМ ШКАТУЛОК МНОГИЕ
БЫВШИЕ ИКОНОПИСЦЫ. ЗАчИНАТЕЛяМИ ЭТОГО ИСКУССТВА БЫЛИ Н.П. КЛЫКОВ,
А.Н.БРяГИН, А.Ф. КАТяГИН, Е.В. ЮРИН, И.Н. МОРОЗОВ, В.Н. ОВчИННИКОВ, Г.Т.
ДМИТРИЕВ.


С 1930-Х ДО НАчАЛА 50-Х ГОДОВ ВО МСТёРЕ СЛОЖИЛИСЬ И ПОЛУчИЛИ РАЗВИТИЕ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛя МЕСТНОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ. ЗА ЭТО ВРЕМя МСТёРЦЫ
ДОСТИГЛИ ВЫСОКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И СОЗДАЛИ НЕМАЛО
ЗАМЕчАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. В ОТЛИчИЕ ОТ ОБРАЗОВ ПАЛЕХСКИХ ХУДОЖНИКОВ
ПЕРСОНАЖИ Н.П. КЛЫКОВА - ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РЕАЛЬНОЙ,
ДАЖЕ КОНКРЕТНОЙ ОБСТАНОВКЕ. НО ЗДЕСЬ ЕСТЬ НЕОБХОДИМАя В ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЕ
СТЕПЕНЬ УСЛОВНОСТИ И ОБОБЩЕНИя. ПОСТЕПЕННО НАМ ОТКРЫВАЮТСя СРЕДСТВА Её
ДОСТИЖЕНИя. В КОМПОЗИЦИИ яВНО чИТАЮТСя ТРИ ПЛАНА. ПЕРВЫЙ - ПОЛОСА ЗЕМЛИ -
КАК БЫ ОТОДВИГАЕТ ДЕЙСТВИЕ ВГЛУБЬ СВОЕОБРАЗНОЙ СЦЕНЫ, ОБРАМЛЕННОЙ
ДЕКОРАЦИЕЙ, ПРЕДСТАВЛяЮЩЕЙ ГУСТОЙ ЛЕС НА ФОНЕ СВЕТЛОГО НЕБА. БОЛЬШУЮ РОЛЬ
ИГРАЕТ КОЛОРИТ, ПОСТРОЕННЫЙ НА СОчЕТАНИяХ ОТКРЫТЫХ, чИСТЫХ КРАСОК, КОТОРЫМИ
КЛЫКОВ ЛЕПИТ ФИГУРЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, ПОДчЕРКИВАя ИХ ОБЪёМНОСТЬ НЕ СВЕТОТЕНЬЮ, А
БЛИКАМИ. ПЕЙЗАЖ ОСТАВЛяЕТ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО, БЛАГОДАРя ГОЛУБЫМ НЕБЕСАМ С
ОБЛАКАМИ, ВЕТВИСТЫМ ДЕРЕВЬяМ И КОЛОРИТУ, ПЕРЕДАЮЩЕМУ АТМОСФЕРУ ТёПЛОГО,
СОЛНЕчНОГО ДНя.


1960-Е ГОДЫ ОЗНАМЕНОВАЛИСЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫМ ЭТАПОМ В ИСКУССТВЕ
МСТёРЫ. ЭТО ВРЕМя МОЖНО СчИТАТЬ ПЕРИОДОМ ПОИСКОВ НОВОГО ПОДХОДА К ЛАКОВОЙ
МИНИАТЮРЕ, ЧТО ВЫРАЗИЛОСЬ В СТРЕМЛЕНИИ ХУДОЖНИКОВ РАСШИРИТЬ КРУГ СЮЖЕТОВ И
ОБРАЗОВ И ОБНОВИТЬ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ПРОяВИЛСя К
ИСТОРИчЕСКОЙ ТЕМЕ. В РАБОТАХ 60-Х ГОДОВ ВСТРЕчАЕТСя И ПОПЫТКА ОСМЫСЛИТЬ
ИЗОБРАЖАЕМЫЕ СОБЫТИя, И ВЫРАЗИТЬ СВОё ОТНОШЕНИЕ К НИМ.


В ПРОИЗВЕДЕНИяХ ХУДОЖНИКОВ 70-Х ГОДОВ, КОТОРЫМИ КОЛЛЕКЦИя РУССКОГО
МУЗЕя ДОСТАТОчНО БОГАТА, ПРЕДСТАЕТ СЛОЖНАя И МНОГОГРАННАя КАРТИНА
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА МСТёРЫ, СВОИМИ КОРНяМИ УХОДяЩЕГО В ГЛУБЬ ВЕКОВ, А
ЦЕЛяМИ И ЗАДАчАМИ УХОДяЩЕГО В БУДУЩЕЕ. МНОГИЕ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОяВИВШИХСя
В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСяТИЛЕТИЕ, ПОЛУчАЮТ РАЗВИТИЕ В МИНИАТЮРЕ 70-Х ГОДОВ. ЭТО ВСё
БОЛЬШЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНОГО НАчАЛА, ПРИчёМ ДЕКОРАТИВНОСТЬ ПОНИМАЕТСя
ХУДОЖНИКАМИ ИНАчЕ, чЕМ Её ПОНИМАЛИ ОСНОВОПОЛОЖНИКИ МСТёРСКОГО ИСКУССТВА.


НЕ СЛУчАЙНО И ТО, чТО ФОЛЬКЛОР И РУССКАя ИСТОРИя яВЛяЮТСя ИСТОчНИКАМИ
ВДОХНОВЕНИя ХУДОЖНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ МСТёРЫ. НАРяДУ С ЖЕЛАНИЕ ВОПЛОТИТЬ В
СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИяХ ИСКОННЫЕ чЕРТЫ РУССКОГО НАРОДА, МСТёРСКИЕ ХУДОЖНИКИ
ВИДЕЛИ В ЭТИХ ТЕМАХ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ДЛя СОЗДАНИя ДЕКОРАТИВНЫХ
КОМПОЗИЦИЙ.


В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ У МСТёРЦЕВ ПОяВИЛОСЬ СТРЕМЛЕНИЕ ВЕРНУТЬСя К ПЕЙЗАЖНОЙ
МИНИАТЮРЕ 1930-50 ГГ. С Её ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПОСТРОЕНИЕМ
КОМПОЗИЦИЙ, ПЕРЕДАчЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ. ВО МСТёРЕ РАСТёТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ. ПРОЙДЕТ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ, И КОЛЛЕКЦИя ПОПОЛНИТСя
ПРОИЗВЕДЕНИяМИ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД НАМИ ПРЕДСТАНЕТ НОВОЕ ЛИЦО УНИКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА МСТёРЫ.



ЖОСТОВО.


ЕСТЬ В ПОДМОСКОВЬЕ ДЕРЕВНя ЖОСТОВО, ЖИТЕЛИ КОТОРОЙ УЖЕ БОЛЕЕ ПОЛУТОРА
ВЕКОВ ВЛАДЕЮТ МАСТЕРСТВОМ УКРАШЕНИя ВСЕГО ОДНОЙ ВЕЩИ - ПОДНОСА. ПОД КИСТЬЮ
НАРОДНЫХ ЖИВОПИСЦЕВ ЭТОТ ПРЕДМЕТ ОБРёЛ КАчЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИя. СОБРАННЫЕ В БУКЕТЫ ИЛИ ВОЛЬНО РАСКИНУВШИЕСя НА БЛЕСТяЩЕМ
чЕРНОМ ФОНЕ САДОВЫЕ И ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ УКРАШАЮТ ПОДНОС И НЕСУТ ЛЮДяМ чУСТВО
РАДОСТИ ДУШИ, ПОЭЗЗИЮ ВЕчНОГО ЦВЕТЕНИя ПРИРОДЫ. ВЕДЬ ВРяДЛИ НАЙДЕТСя
чЕЛОВЕК, НЕ ЛЮБяЩИЙ ПРИРОДУ, РАВНОДУШНЫЙ К ЦВЕТАМ, ИХ КРАСОТЕ, АРОМАТУ,
ЗАКЛЮчЕННОЙ В НИХ ВЕЛИКОЙ СИЛЕ ЖИЗНИ. ЭТА ТЕМА БЛИЗКА КАЖДОМУ, ПОЭТОМУ ТАК
МНОГО ПОчИТАТЕЛЕЙ ЖОСТОВСКОГО ТАЛАНТА НЕ ТОЛЬКО В НАШЕЙ СТРАНЕ, НО И ЗА
РУБЕЖОМ.


А КОГДА-ТО, В НАчАЛЕ XIX ВЕКА, ОТКРЫВАя В ЖОСТОВЕ ПЕРВУЮ МАСТЕРСКУЮ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ, КУПЕЦ ФИЛИПП НИКИТЬЕВИч ВИШНяКОВ И
НЕ ПОДОЗРЕВАЛ, чТО ОСНОВАЛ НОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ, КОТОРОМУ СУЖДЕНО БУДЕТ СО
ВРЕМЕНЕМ ВОЙТИ В чИСЛО УНИКАЛЬНЫХ ОчАГОВ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗДЕСЬ
СЛОЖИЛОСЬ САМОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ, ВОБРАВШЕЙ В СЕБя
ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ НА БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ И СТАНКОВОГО ЖИВОПИСНОГО
НАТЮРМОРТА, ПО-СВОЕМУ ПОНяТОВО И ПЕРЕРАБОТАННОГО НАРОДНЫМИ МАСТЕРАМИ.
ПЕРВЫЕ ПОДНОСЫ ИЗГОТОВЛяЛИСЬ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ, КАК И ВЫПУСКАЮЩИЕСя ВМЕСТЕ С
НИМИ КОРОБОчКИ, ТАБАКЕРКИ, МАРОчНИЦЫ И ШКАТУЛКИ. ПОНАчАЛУ И УКРАШАВШАя ИХ
ЖИВОПИСЬ БЫЛА ОДИНАКОВОЙ - ПЕЙЗАЖИ, ПИСАННЫЕ С ГРАВЮР И КАРТИН, ЛЕТНИЕ И
ЗИМНИЕ ТРОЙКИ КОНЕЙ, чАЕПИТИя ЗА СТОЛОМ. ПОМЕЩёННЫЕ НА чЕРНОМ ФОНЕ В ЦЕНТРЕ
ПОЛя ХОРОШО чИТАЛИСЬ СИЛУЭТАМИ ФИГУР, ЛОКАЛЬНЫМИ ЦВЕТОВЫМИ ПяТНАМИ.

В 1830-Е ГОДЫ ПОДНОСЫ В ЖОСТОВЕ СТАЛИ ДЕЛАТЬ ИЗ МЕТАЛЛА. НА МЫСЛЬ О
ЗАМЕНЕ ПАПЬЕ-МАШЕ НА БОЛЕЕ ПРОчНЫЙ МАТЕРИАЛ ЖОСТОВЦЕВ НАВЕЛИ ПОДНОСЫ
НИЖНЕГО ТАГИЛА, ЗНАМЕНИТОГО ЕЩё В XVIII ВЕКЕ ЦЕНТРА ИХ ПРОИЗВОДСТВА. В XIX
ВЕКЕ В ТАГИЛЕ ДЕЛАЛИ ПОДНОСЫ, УКРАШЕННЫЕ РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ,
ХАРАКТЕРНЫМ ДЛя ПРЕДМЕТОВ УРАЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РАСПИСНОЙ УТВАРИ.
ДРУГИМ ИЗВЕСТНЫМ ЦЕНТРОМ ПРОИЗВОДСТВА ПОДНОСОВ СТАЛ ПЕТЕРБУРГ. ЗДЕСЬ
БЫЛИ В МОДЕ ПОДНОСЫ ФИГУРНЫХ ФОРМ, СЛОЖНОГО РИСУНКА, ИЗОБРАЖАВШЕЙ ЦВЕТЫ,
ФРУКТЫ, ПТИЦ СРЕДИ РАЗЛИчНЫХ РАКОВИН И ПРИХОТЛИВЫХ ЗАВИТКОВ.
ЖОСТОВСКИЕ МАСТЕРА УчЛИ ОПЫТ ЖИВОПИСЦЕВ НИЖНЕГО ТАГИЛА И ПЕТЕРБУРГА,
НО НЕ ПРОСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПОНРАВИВШИЕСя СТИЛИ И ПРИёМЫ, А СОЗДАЛИ НА ИХ
ОСНОВЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НЕПОВТОРИМЫЙ СТИЛЬ И ХАРАКТЕР УКРАШЕНИя ПОДНОСОВ.
ОН СЛОЖИЛСя В 1870 - 1880-Е ГОДЫ.

В ЭТО ВРЕМя УВЕЛИчИЛСя СПРОС НА ПОДНОСЫ В ГОРОДАХ. В ТРАКТИРАХ, В
ПИТЕЙНЫХ ЗАВЕДЕНИяХ И ГОСТИНИЦАХ ПОДНОСЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПО ПРяМОМУ ИХ
НАЗНАчЕНИЮ, И КАК УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА. ПОДНОСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЖОСТОВЕ
ПОСТЕПЕННО ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ НА ПАПЬЕ-МАШЕ. ВОЗНИКЛО НЕМАЛО
МАСТЕРСКИХ, ПРОИЗВОДИВШИХ ПОДНОСЫ НА ПРОДАЖУ В МОСКВЕ, В ПЕТЕРБУРГЕ И
ДРУГИХ МЕСТНОСТяХ. С ТЕХ ПОР И ПОНЫНЕ ЖОСТОВО И ОКРЕСТНЫЕ ДЕРЕВНИ яВЛяЮТСя
СВОЕГО РОДА ЗАПОВЕДНИКАМИ ЭТОГО УНИКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
КОЛЛЕКЦИя ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ В РУССКОМ МУЗЕЕ НЕВЕЛИКА. НО В НЕЙ
ЕСТЬ ПЕРВОКЛАСНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИя, ИСПОЛНЕННЫЕ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ПРОМЫСЛА
И НАГЛяДНО ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И УРОВЕНЬ ИСКУССТВА СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
К чИСЛУ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ОВАЛЬНЫЙ ПОДНОС,
УКРАШЕННЫЙ ЖИВОПИСЬЮ ПО ПЕРЛАМУТРУ.
ПОчТИ НА КАЖДОМ СТАРИННОМ ПОДНОСЕ СТОИТ КЛЕЙМО МАСТЕРСКОЙ, В КОТОРОЙ
ОН БЫЛ ВЫПОЛНЕН. ИЗ ЭТОГО КЛЕЙМА МОЖНО УЗНАТЬ ИМя ХОЗяИНА МАСТЕРСКОЙ, А ПО
НЕЙ ОПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМя СОЗДАНИя ПОДНОСА.
.



ГЖЕЛЬ.


НА УДАЛЕНИИ 50-60 КИЛОМЕТРОВ К СЕВЕРО-ВОСТОКУ ОТ МОСКВЫ, В РАМЕНСКОМ
РАЙОНЕ, ВДОЛЬ ЕГОРЬЕВСКОГО ШОССЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ДВА ДЕСяТКА СЛИВШИХСя МЕЖДУ
СОБОЙ КРАСИВЫХ СёЛ И ДЕРЕВЕНЬ.

ГЖЕЛЬ - НАЗВАНИЕ ОДНОГО ИЗ СёЛ - БЫВШЕГО ВОЛОСТНОГО ЦЕНТРА, СТАВШЕГО
СОБИРАТЕЛЬНЫМ ДЛя ВСЕЙ ОКРУГИ, СИМВОЛОМ НЕПОВТОРИМОГО ИСКУССТВА И НАРОДНОГО
МАСТЕРСТВА.

ГЖЕЛЬЮ НАЗЫВАЮТ ВЫПУСКАЕМЫЕ В ЭТИХ МЕСТАХ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ФАРФОРОВЫЕ ИЗДЕЛИя, РАСПИСАННЫЕ КОБАЛЬТОМ ПО БЕЛОМУ ФОНУ.

ГЖЕЛЬ - НАЗВАНИЕ ОДНОГО ИЗ ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИяТИЙ, ГДЕ ВОЗРОЖДЕНО
ИСТИННО НАРОДНОЕ КЕРАМИчЕСКОЕ ИСКУССТВО СТАРИННЫХ РУССКИХ МАСТЕРОВ.
ГЖЕЛЬ ВПЕРВЫЕ УПОМИНАЕТСя В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОчНИКАХ В 1339 ГОДУ В
ДУХОВНОЙ ГРАМОТЕ ИВАНА ДАНИЛОВИчА КАЛИТЫ. С ТЕХ ПОР НА ПРОТяЖЕНИИ СТОЛЕТИЙ,
КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ПРИБОЛЬНЫХ ВОЛОСТЕЙ, ПЕРЕХОДИЛА ГЖЕЛЬ ПО НАСЛЕДСТВУ В
РОДУ ВЕЛИКИХ МОСКОВСКИХ КНяЗЕЙ И ЦАРЕЙ, ПРИНОСя ИМ НЕМАЛЫЙ ДОХОД.

ЕЩё В XVI ВЕКЕ ГЖЕЛЬЦЫ ВОЗИЛИ В МОСКВУ ИЗЛИШКИ БЫТОВОЙ ПОСУДЫ, А
ТАКЖЕ В ЯУЗСКУЮ СЛОБОДУ МОСКОВСКИМ ГОНчАРАМ СВОЮ ГЛИНУ, НЕКОТОРЫЕ
ОСТАВАЛИСЬ ТАМ И РАБОТАТЬ. ВЫЕЗЖАЛИ ОНИ И НА МОСКОВСКИЕ яРМАРКИ И ТОРГИ.
ЗНАКОМИЛИСЬ НА ТОРГАХ С ПРИВОЗНЫМИ ИЗДЕЛИяМИ МАСТЕРОВ ИЗ ДРУГИХ МЕСТ
РОССИИ, ИЗ ДРУГИХ СТРАН.

НА БАЗЕ КРЕСТЬяНСКИХ ПРОМЫСЛОВ И ТОРГОВЛИ ПОСТЕПЕННО СКЛАДЫВАЛСя
НОВЫЙ ТИП КРЕСТЬяНСКОГО НАСЕЛЕНИя ГЖЕЛИ.

К 70 - 80 ГОДАМ XVIII ВЕКА ГЖЕЛЬ СТАНОВИТСя ЦЕНТРОМ ПРОИЗВОДСТВА В
РОССИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАЙОЛИКИ. ДЕЛО В ТОМ, чТО СО ВРЕМЕНИ ОТКРЫТИя
МАНУФАКТУРЫ АФАНАСИя ГРЕБЕНЩИКОВА В 1724 ГОДУ МНОГИЕ ГЖЕЛЬЦЫ РАБОТАЛИ ТАМ
ГОНчАРАМИ. СМЕКАЛИСТЫЕ И РАСТОРОПНЫЕ, ОНИ БЫСТРО СХВАТЫВАЛИ СЕКРЕТЫ НОВОГО
ПРОИЗВОДСТВА МАЙОЛИКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ, А ВОЗВРАЩАяСЬ НА РОДИНУ, ЗАВОДИЛИ СВОИ
ПРИМИТИВНЫЕ, НО МНОГОчИСЛЕННЫЕ НОВЫЕ ГОРНЫ, СОЗДАВАЛИ СВОИ ИЗДЕЛИя НЕ
ТОЛЬКО ИЗ ОБЫчНЫХ КРАСНЫХ ГЛИН, КАК РАНЬШЕ, А ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПО НОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ БЕЛЫЕ МАССЫ С ПРИМЕСяМИ ДРУГИХ СОРТОВ ГЛИН И МИНЕРАЛЬНЫХ
ДОБАВОК.

САМОБЫТНЫЕ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИя ПОЛЬЗОВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМ СПРОСОМ.
КРЕСТЬяНЕ-КУСТАРИ ТРУДИЛИСЬ ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ, ИМЕя ДЕЛО С ГЛИНОЙ И ТВОРя ИЗ
НЕё НЕОБХОДИМЫЕ В БЫТУ ВЕЩИ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ИМЕЛ СВОЮ МАНЕРУ, И СОЗДАВАя
ИЗДЕЛИя, ВНОСИЛ СОБСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ДОСТОИНСТВО ПОСУДЫ,
ИГРУШЕК ОПРЕДЕЛяЛОСЬ ВКУСАМИ ПОКУПАТЕЛЕЙ И УПРАВЛяЛОСЬ ИХ СПРОСОМ.
ПОПУЛяРНОСТЬ ГЖЕЛЬСКИХ ИЗДЕЛИЙ ОЗНАчАЛА СООТВЕТСТВИЕ ИХ ТРЕБОВАНИяМ,
ОТВЕчАЮЩИМ УТИЛИТАРНЫМ ЦЕЛяМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВКУСАМ ЛЮДЕЙ ТОГО ВРЕМЕНИ. В
СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА В РОССИИ ДОВОЛЬНО БЫСТРО НАчАЛИ РАЗВИВАТЬСя ГОНчАРНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВА, ОДНАКО ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИя ПОЛЬЗОВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМ СПРОСОМ.
ОТСЮДА ПРОИЗВОДСТВО КЕРАМИКИ РАСПРОСТРАНяЕТСя В КОЛОМЕНСКОЙ, СЕРПУХОВСКОЙ И
ДРУГИЕ УЕЗДЫ МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.

КОНЕЦ XVIII ВЕКА яВИЛСя ВРЕМЕНЕМ РАСЦВЕТА ГЖЕЛЬСКОЙ МАЙОЛИКИ;
ОСОБЕННО БОЛЬШОГО ИСКУССТВА МЕСТНЫЕ МАСТЕРА ДОСТИГЛИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ
КУВШИНОВ, КУМГАНОВ, КВАСНИКОВ. РАБОТА ТРЕБОВАЛА БОЛЬШОГО ТЕРПЕНИя И
ИСКУССТВА. РОСПИСЬ НЕ ДОПУСКАЛА ПОПРАВОК И ПЕРЕДЕЛОК, ТАК КАК ВЕЛАСЬ ПО
МяГКОМУ, НЕ ОБОЖЖёННОМУ чЕРЕПКУ, ПОКРЫТОМУ БЕЛОЙ ЭМАЛЬЮ. ГЖЕДЬЦЫ ВЫПУСКАЛИ
ОТДЕЛЬНО И МЕЛКУЮ МАЙОЛИКОВУЮ ПЛАСТИКУ, КОТОРАя чАСТО ОТРАЖАЛА ТИПИчНЫЕ
СЦЕНКИ ИХ ЖИЗНИ, НАПОЛНЕННЫЕ ЮМОРОМ КОМПОЗИЦИИ, СОЛДАТ, КРЕСТЬяНОК, МОДНИЦ
И ФРАНТОВ, ЗАНяТЫХ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ДЕЛАМИ. СЮЖЕТЫ БЫЛИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫ И
ДОХОДчИВЫ, ПОКОРяЛИ яСТНОСТЬЮ ЗАМЫСЛОВ, НАИВНОСТЬЮ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ - ПРОСТЫХ
НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ.

ЗДЕСЬ ИЗГОТОВЛяЛИСЬ И ИЗДЕЛИя ПРОМЫШЛЕННО-ХОЗяЙСТВЕННОГО НАЗНАчЕНИя,
КАК, НАПРИМЕР КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ТРУБЫ ДЛя МОСКОВСКИХ УЛИЦ.

В ТЕчЕНИЕ МНОГИХ ДЕСяТИЛЕТИЙ ГЖЕЛЬЦЫ СОЗДАВАЛИ ИЗУМИТЕЛЬНЫЕ ПО
КРАСОТЕ И РАЗНООБРАЗИЮ РОСПИСИ ИЗРАЗЦЫ ДЛя ОФОРМЛЕНИя ПЕчЕЙ И КАМИНОВ.
СВЫШЕ 500 ИХ ОБРАЗЦОВ ХРАНИТ ТЕПЕРЬ В СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖ.


МНОГИЕ ГЖЕЛЬСКИЕ МАСТЕРА УчАСТВОВАЛИ СОЗДАНИИ ГОНчАРНОГО ПРОМЫСЛА И
В ДРУГИХ МЕСТАХ РОССИИ.


ПОЛУФАяНС ГЖЕЛИ ПЫТАЛИСЬ ДЕЛАТЬ ЕЩё В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ XVIII ВЕКА.
ЗАВОЗИМЫЕ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ЭТОГО МАТЕРИАЛА БЫЛИ НАСТОЛЬКО ДОРОГИ,
чТО ИХ МОГЛИ КУПИТЬ ТОЛЬКО НЕМНОГИЕ, НО ОНИ ЖЕ НЕВОЛЬНО ТОЛКАЛИ ГЖЕЛЬЦЕВ
ОВЛАДЕТЬ ТЕХНОЛОГИЕЙ ИХ ПРОИЗВОДСТВА.


ПОЛУФАяНС УЖЕ ИМЕЛ БЕЛЫЙ, ХОТя И ТОЛСТЫЙ чЕРЕПОК, И РОСПИСЬ ВЕЛАСЬ
НЕ ПО СЫРОЙ ЭМАЛИ, КАК НА МАЙОЛИКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ, А ПОСЛЕ ОБЖИГА, ПО ТВЕРДОМУ
чЕРЕПКУ, чТО ЗНАчИТЕЛЬНО ОБЛЕГчАЛО, УСКОРяЛО РАБОТУ И УСКОРяЛО БРАК.


ПОЛУФАяНС СТАЛ ТАКИМ ЖЕ ЗАМЕчАТЕЛЬНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ яВЛЕНИЕМ,
КАК И МАЙОЛИКА. ГЖЕЛЬЦАМ УДАЛОСЬ ПОЛУчИТЬ БЕЛУЮ ПОСУДУ БЕЛУЮ, НАПОДОБИЕ
ФАяНСА В НАчАЛЕ XIX ВЕКА. ДОБАВИВ В СВОИ ГЛИНЫ ИЗВЕСТЬ, ГЖЕЛЬЦЫ ПОЛУчИЛИ
МАТЕРИАЛ, НАЗВАННЫЙ ПРОСТЫМ ФАяНСОМ ИЛИ ПОЛУФАяНСОМ, И В ТЕчЕНИЕ XIX ВЕКА
СОЗДАВАЛИ ИЗ НЕГО ДЕСяТКИ ТЫСяч НЕОБХОДИМЫХ ПРЕДМЕТОВ БЫТА.


НЕ СРАЗУ ГЖЕЛЬЦЫ ВЫРАБОТАЛИ СВОЙ САМОБЫТНЫЙ СТИЛЬ РОСПИСИ КОБАЛЬТОМ,
НО ПОСТЕПЕННО ОН ДОСТИГ СОВЕРШЕНСТВА ИМЕННО В ПОЛУФАяНСЕ. СИНИЙ ЦВЕТ
СТАНОВИТСя КЛАССИчЕСКИМ, НЕОТДЕЛИМЫМ ОТ ГЖЕЛЬСКОГО ПОЛУФАяНСА. ЭТО БЫЛ
НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ яЗЫК, ПРИШЕДШИЙ НА СМЕНУ КОНТУРНОМУ
РИСУНКУ С ПОЛИХРОМНОЙ РАСКРАСКОЙ, КАКАя РАНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ В МАЙОЛИКЕ.
СИНяя КРАСКА ЛУчШЕ ВСЕГО СОЕДИНяЕТСя С ГЛАЗУРЬЮ, ПРИ ОБЖИГЕ ДАёТ МЕНЬШЕ
БРАКА, ИЗЛУчАЕТ СИяНИЕ, НЕ ПОДВЛАСТНОЕ ВРЕМЕНИ. В РОСПИСИ ПРИСУТСТВУЮТ И
ЭЛЕМЕНТЫ ОчЕЛОВЕчЕНИя, ОДУХОТВОРЕНИя ВЕЩЕЙ.


К СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА ГЖЕЛЬ яВЛяЛАСЬ САМЫМ КРУПНЫМ ПОСТАВЩИКОМ
КЕРАМИчЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ СТРАНЫ.


ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РУССКОМ КЕРАМИчЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ПРОИСХОДяТ ЗНАчИТЕЛЬНЫЕ СДВИГИ. ЛИДИРУЮТ ТЕПЕРЬ КРУПНЫЕ МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ
ЗАВОДЫ. ЭКОНОМИчНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, ДОБРОТНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ И УМЕРЕННОСТЬ ЦЕН
ДАВАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫИГРАТЬ БОРЬБУ НА РЫНКАХ СБЫТА.


В 1926 ГОДУ чИСЛО РАБОТАЮЩИХ В ФАРФОРОВО-ФАяНСОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПО ГЖЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ СОСТАВЛяЛО 506 чЕЛОВЕК.


ТОВАРИЩЕСТВО ГЖЕЛЬ СОЗДАНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИя ШЕСТИ МЕЛКИХ
ЦЕХОВ РАЗНЫХ ДЕРЕВЕНЬ В 1972 ГОДУ.


В ДЕРЕВНЕ ЖИРОВО ВЫПУСКАЮТ КЕРАМИчЕСКИЕ КАМИНЫ, В ДЕРЕВНяХ
ТРОШКОВО И ФЕНИНО - ГОНчАРНУЮ И МАЙОЛИКОВУЮ ПОСУДУ. В ДЕРЕВНЕ ФЕНИНО
СОВМЕСТНО С ИТАЛЬяНСКОЙ ФИРМОЙ СОЗДАёТСя ПРОИЗВОДСТВО ПО ВЫПУСКУ ИЗРАЗЦОВ И
ПЛИТКИ. В ДЕРЕВНЕ КОЛОМИНО - ФРяЗИНО ДЕЛАЮТ ФАРФОРОВЫЕ ИГРУШКИ, А
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В Д. ТУРЫГИНО И БАХТЕЕВО - ГЛАВНЫЕ ЦЕНТРЫ
ПРОИЗВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФАРФОРА.


ГЖЕЛЬСКИЕ МАСТЕРА ГЛУБОКО И СВяТО ХРАНяТ ТРАДИЦИИ СВОИХ ПРЕДКОВ,
ТВОРчЕСКИ ИХ РАЗВИВАЮТ И ПРИУМНОЖАЮТ. В ПОЛУСКАЗОчНОМ МИРЕ, СОЗДАВАЕМОМ
МАСТЕРАМИ - КЕРАМИСТАМИ НЫНЕШНЕЙ ГЖЕЛИ, ТРУДНО ПРОВЕСТИ чЕТКУЮ ГРАНИЦУ
МЕЖДУ ИСКУССТВОМ ПРОШЛОГО И НАСТОяЩЕГО. НЕ ИССяКАЕТ РОДНИК, ВОЗНИКШИЙ
СТОЛЕТИя НАЗАД В ДУШЕ РУССКОГО НАРОДА; ПРОЙДя чЕРЕЗ ТОЛЩУ ВЕКОВ, ОН ПО-
ПРЕЖНЕМУ ОСТАёТСя МОГУчЕЙ ЭСТЕТИчЕСКОЙ СИЛОЙ И НЕ ТЕРяЕТ СВОЕЙ чИСТОТЫ. В
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ, ВЕРНОСТИ ИМ И НАХОДИТСя ЗЕРНО
УСПЕХА И ПОПУЛяРНОСТИ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ В НАШЕ ВРЕМя.


ИСТОРИя ГЖЕЛИ УХОДИТ ВГЛУБЬ ВЕКОВ, И Её НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ СУЖДЕНА
ДОЛГАя ЖИЗНЬ, СЕГОДНя ЗНАМЕНИТЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НАБИРАЕТ НОВЫЕ СИЛЫ. В
РАЗНЫЕ КОНЦЫ ПЛАНЕТЫ УЛЕТАЮТ СИНИЕ ПТИЦЫ ГЖЕЛИ, чТОБЫ УКРАШАТЬ БЫТ ЛЮДЕЙ,
ВОСПИТЫВАТЬ чУСТВО ПРЕКРАСНОГО.


ХОЛУЙ.


В СЕМЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПАПЬЕ-
МАШЕ ХОЛУЙСКИЙ яВЛяЕТСя САМЫМ МЛАДШИМ ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИя.


ХОЛУЙ, НЫНЕ ПОСёЛОК, А РАНЬШЕ ХОЛУЙСКАя СЛОБОДА, РАСПОЛОЖЕН ПО ОБОИМ
БЕРЕГАМ РЕКИ ТУЗЫ, ПРИТОКА КЛяЗЬМЫ.


ДОМА В ХОЛУЕ БОЛЬШЕЙ чАСТЬЮ ДЕРЕВяННЫЕ, ОДНОЭТАЖНЫЕ. МНОГИЕ УКРАШЕНЫ
ПРЕКРАСНОЙ РЕЗЬБОЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМИ ФАНТАСТИчЕСКИХ СУЩЕСТВ - ПОЛУРЫБ-
ПОЛУЛЮДЕЙ. КРАСОТА ЖИЛИЩА В СОчЕТАНИИ С КРАСОТОЙ МЕСТНОЙ ПРИРОДЫ СОЗДАВАЛА
ОКРУЖЕНИЕ, КОТОРОЕ СПОСОБСТВОВАЛО ТВОРчЕСТВУ. ИЗДАВНА ЖИТЕЛИ ХОЛУя, НЕ ИМЕя
ПАХОТНОЙ ЗЕМЛИ, ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ЗАНИМАТЬСя КАКИМ-ЛИБО РЕМЕСЛОМ. ГЛАВНЫМ У
НИХ БЫЛО ПИСАНИ ИКОН И ВЫШИВАНИЕ.


ХОЛУЙ СЛАВИЛСя СВОИМИ яРМАРКАМИ, КОТОРЫЕ ЛЕТ СТО НАЗАД СОПЕРНИчАЛИ С
НИЖЕГОРОДСКОЙ. ИЗ РАЗНЫХ МЕСТ СЮДА ПРИВОЗИЛИ НА ПРОДАЖУ РАЗЛИчНЫЕ ИЗДЕЛИя И
МАТЕРИАЛЫ. ВСя ОКРУГА - ХОЛУЙ, МСТёРА, ПАЛЕХ, ШУя - яВЛяЛАСЬ СРЕДОТОчИЕМ
НАРОДНОГО РЕМЕСЛЕННОГО ИКОНОПИСАНИя. ОНО СЛОЖИЛОСЬ НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ НАЗАД.


ИКОНЫ ПИСАЛИ ТЕМПЕРОЙ. В КОНЦЕ XIX ВЕКА ПЕРЕШЛИ НА МАСЛяНУЮ ЖИВОПИСЬ.
К КОНЦУ XIX ВЕКА ИКОНОПИСЬ В ХОЛУЕ ИЗЖИЛА СЕБя.


ПЕРВЫЕ РОБКИЕ ШАГИ В ИСКУССТВЕ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ БЫЛИ СДЕЛАНЫ В
1930-Х ГОДАХ.


ДЛя ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ ХАРАКТЕРНА БЛИЗОСТЬ К НАТУРЕ,
ЖИВОПИСНАя КАРТИННОСТЬ. ЭТО ОДНО ИЗ Её НАПРАВЛЕНИЙ. В НёМ МНОГО БЫТОВЫХ
СЮЖЕТОВ; В КОМРОЗИЦИяХ НЕТ ПЕРЕГРУЗКИ ПОДРОБНОСТяМИ, ОНИ ЛАКОНИчНЫ И яСНЫ.
КОЛОРИТ ОТЛИчАЕТСя СВЕЖЕСТЬЮ И чИСТОТОЙ. ЗОЛОТОЙ ОРНАМЕНТ СОЗДАёТ ПЕРЕХОД К
НЕЙТРАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ ПРЕДМЕТА. МИНИАТЮРА ПРОчНО СЛИТА С ВЕЩЬЮ, КОТОРУЮ ОНА
УКРАШАЕТ.


УЖЕ В САМЫЙ РАННИЙ ПЕРИОД ДЕяТЕЛЬНОСТИ ИКОНОПИСЦЕВ ХОЛУя ОПРЕДЕЛИЛОСЬ
РАЗЛИчИЕ ИХ ТВОРчЕСКИХ МАНЕР, КОТОРОЕ ПРОяВИЛОСЬ В РАБОТАХ НАД МИНИАТЮРАХ И
В ДАЛЬНЕЙШЕМ.


В 1960-Е ГОДЫ, ПОМИМО ПРЕЖНИХ ОДНООБРАЗНЫХ ШКАТУЛОК И КОРОБОК,
ПОяВЛяЮТСя ЛАРЦЫ СТАРИННОЙ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ ПРИ РОСПИСИ ПОЗВОЛяЮТ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТОВ.


ПРОМЫСЕЛ ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСИ, САМЫЙ МОЛОДОЙ ПО ВРЕМЕНИ
ВОЗНИКНОВЕНИя, НАРАВНЕ С ПАЛЕХОМ И МСТёРОЙ ВНОСИТ СВОЙ ВКЛАД В ОБЩЕЕ
РАЗВИТИЕ ЭТОГО ИСКУССТВА.


.





Реферат на тему: Русские православные монастыри и их роль в развитии национальной культуры



ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ



Тема реферата:
Русские православные монастыри
и их роль в развитии национальной культуры



Зинченко К. Е.
группа: В3-12 К



История русского монастыря

Монашество появилось на Руси вместе с христианством.
Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.).
Вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Владимире
Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда «монастыреве
на горах сташа». Какие именно монастыри имел в виду митрополит,
сколько их было при князе Владимире и как они были устроены осталось
неизвестным.
Письменные известия об отдельных монастырях появляются с
княжения Ярослава I. В первые два века христианской жизни Руси
наибольшее количество монастырей встречается в центральной полосе
тогдашней Русской земли, где было наиболее сгущено русское население
и с наименьшими затруднениями распространялось христианство. Из 70
монастырей, известных до конца XII в., на эту полосу приходится до
50. Наибольшее количество монастырей расположено в старейших
общественных центрах (Киев, Новгород), остальные рассеяны по
второстепенным областным средоточиям южной и северной Руси (Галич,
Чернигов, Смоленск, Ростов, Владимир).
В XIII в. расширяется круг городских и подгородных монастырей,
указывая на размножения центров общественной жизни. В северных
городах к существовавшим прежде монастырям прибавляются новые, и в
то же время появляются первые монастыри в других городах - Твери,
Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Москве, Устюге. Город,
особенно стольно-княжеский, не считался благоустроенным, если не
имел монастыря и собора.
Но с XIV в. замечаем важную перемену в способе распространения
монастырей и именно на севере. Ранее почти все монастыри как в
южной, так и в северной России строились в городах или в их
ближайших окрестностях. Редко появлялась пустынь, монастырек,
возникавший вдали от городов, в пустынной, незаселенной местности,
обыкновенно среди глухого леса. В первые века нашей христианской
жизни пустынная обитель мелькает редким, случайным явлением среди
городских и подгородных монастырей.
С XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного
русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие
в этом веке, числом сравнялись с новыми городскими, в XV в.
превзошли их более чем вдвое.
Городские и пустынные монастыри различались между собой не
одной только внешней обстановкой, но и общественным значением,
духом, складывавшегося в тех и других быта и в большинстве случаев
самим происхождением. Городские и подгородные монастыри обыкновенно
созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также
князей, бояр, богатых горожан - людей, которые оставались в стороне
от основанных ими обителей, не входили в состав созванного ими
монастырского братства. Живя среди мира, в ежедневном с ним общении
и для его религиозных нужд, такие монастыри и назывались «мирскими».
Другие имели более самобытное происхождение, основывались
людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там
становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами
вместе с ним изыскивали средства для построения и содержания
монастыря. Иные основатели таких пустынных монастырей становились
отшельниками прямо из мира, еще до пострижения, но большинство
проходило иноческий искус в каком-либо монастыре, обыкновенно также
пустынном, и оттуда потом уходили для лесного уединения и создавали
новые пустынные обители, являющиеся как бы колониями старых. Три
четверти пустынных монастырей XIV и XV вв. Были такими колониями,
образовывались путем выселения их основателей из других монастырей,
большей частью пустынных.
Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое
настроение. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в
безмолвном уединении, убежденный, что в миру, среди людской молвы,
то невозможно. К нему собирались такие же искатели безмолвия.
Строгость жизни, слава подвигов привлекали сюда издалека не только
богомольцев и вкладчиков, но и крестьян, которые селились вокруг
богатевшей обители, как религиозной и хозяйственной своей опоры,
рубили окрестный лес, ставили дома, расчищали нивы. Здесь
монастырская колонизация встречалась с крестьянской и служила ей
невольной путеводительницей. Так на месте одинокой хижины отшельника
вырастал многолюдный, богатый и шумный монастырь.
Но среди братии нередко оказывался ученик основателя,
тяготившийся этим неиноческим шумом и богатством, верный духу и
преданию своего учителя, он с его же благословения уходил от него в
нетронутую пустыню, и там тем же порядком возникала новая лесная
обитель. Иногда сам основатель бросал свой монастырь, чтобы в новом
лесу повторить свой прежний опыт. Так из одиночных разобщенных
местных явлений складывалось широкое колонизационное движение,
которое исходя из нескольких центров, в продолжение четырех столетий
проникало в самые неприступные медвежьи углы и усеивало монастырями
обширные лесные дебри России.
Некоторые монастыри являлись особенно деятельными
метрополиями. Первое место среди них занимал монастырь Троицкий
Сергиев, возникший в 40-х годах XIV в. Преподобный Сергий был
великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым
вниманием к людским нуждам и слабостям, неослабным трудолюбием он
умел не только установить в своей обители образцовый порядок
иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух
самоотвержения и энергии подвижничества. Его призывали строить
монастыри и в Москву, и в Серпухов, и в Коломну. Он пользовался
всяким случаем завести обитель, где находил то нужным. В 1365 г.
великий князь Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить
ссорившихся князей - братьев Константиновичей, и на пути, мимоходом,
он нашел время в глуши Гороховского уезда, на болоте у реки Клязьмы,
устроить пустыньку, воздвигнуть в ней храм св. Троицы.
Обитель Сергия и развила широкую колонизаторскую деятельность.
В продолжение XIV и XV вв. Из Сергиева монастыря или из его колоний
образовалось 27 пустынных монастырей, не говоря о 8 городских.
Этими колониями были намечены главные направления монастырской
колонизации. Если провести две линии от Троицкого Сергиева
монастыря, одну по реке Костроме на реку Вычегду, другую по Шексне
на Белоозеро, этими линиями будет очерчено пространство, куда с
конца XIV в. усиленно направлялась монастырская колонизация из
монастырей центрального междуречья - Оки и Волги и их колоний.
Небольшие лесные речки унизывались десятками монастырей, основатели
которых выходили из Троицкой Сергиевой обители, из Ростова (св.
Стефан Пермский), из монастырей Каменного на Кубенском озере и
Кириллова Белозерского. Движение шло полосами по рекам, не соблюдая
географической последовательности.
При разносторонних местных уклонениях движение пустынных
монастырей сохраняло свое общее направление на беломорский север.
Это движение имело очень важное значение в древнерусской
колонизации. Во-первых, лесной пустынный монастырь сам по себе, в
своей тесной деревянной или каменной ограде, представлял
земледельческое поселение, хотя и непохожее на мирские, крестьянские
села; монахи расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили, как и
крестьяне. Но действие монастыря простиралось и на население, жившее
за оградой. Вокруг монастыря образовывались мирские, крестьянские
селения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход,
тянувший к монастырской церкви. Таким образом, движение пустынных
монастырей - это движение будущих сельских приходов. Во-вторых, куда
шли монахи, туда же направлялось и крестьянское население. Не всегда
можно указать, какое из этих движений шло впереди другого, где
монахи влекли за собой крестьян и где было наоборот, но очевидна
связь между тем и другим движением. Поэтому направления, по которым
двигались пустынные монастыри, могут служить показателями тех путей,
по которым расходилось крестьянское население. Монах и крестьянин
были попутчиками, шедшими рядом либо один впереди другого.
Осуществление идеи настоящего иночества надо искать именно в
пустынных монастырях. Основатели их выходили на свой подвиг по
внутреннему призванию и как правило еще в молодости.
Будущий основатель пустынного монастыря готовился к своему
делу продолжительным искусом обыкновенно в пустынном же монастыре
под руководством опытного старца, часто самого основателя этого
монастыря. Он проходил разные монастырские службы, начиная с самых
черных работ, при строгом посте, «изнуряя плоть свою по вся дни,
бодрствуя и молясь по вся нощи». Так усвоялось первое и основное
качество инока, отречение от своей воли, послушание без рассуждения.
Проходя эту школу физического труда и нравственного самоотвержения,
подвижник вызывал среди братии удивленные толки, опасную для
смирения «молву», а пустынная молва, по замечанию одного жития ничем
не отличается от мятежной городской славы. Искушаемому подвижнику
приходилось бежать из воспитавшей его обители, искать безмолвия в
настоящей глухой пустыне, и настоятель охотно благословлял его на
это. Основатели пустынных монастырей даже поощряли своих учеников, в
которых замечали духовную силу, по окончании искуса уходить в
пустыню, чтобы основывать там новые монастыри. Пустынный монастырь
признавался совершеннейшей формой общежития, основание такого
монастыря - высшим подвигом инока.
Но отшельник не всегда переходил из воспитавшей его обители
прямо в пустыню, где суждено ему было основать свой монастырь.
Многие долго странствовали по другим монастырям и пустыням. Ученик
Сергия Радонежского Павел, постригшись в 22 года, пятьдесят лет
странствовал по разным пустыням, прежде чем основал свою обитель на
реке Обноре. Странничество было распространено среди русского
монашества тех веков. Странник уходил иногда тайком, чтобы увидеть
обычаи разных монастырей и поклониться святым местам Русской земли.
Найти место, где можно уединиться, было важной заботой для
отшельника, манили дебри, где были бы «леса черные, мхи и чащи
непроходимые». На выбранном месте ставилась кельица или просто
устраивалась землянка. К примеру, Павел Обнорский три года прожил в
дупле большой старой липы. Но отшельнику редко приходилось долго
оставаться в безмолвии: его открывали окрестные крестьяне и другие
пустынники, которых много скрывалось по лесам. Около кельи
отшельника строились другие для желавших с ним жить и составлялось
пустынническое братство.
В Древней Руси различали три вида иноческой жизни: общежитие,
житие особное и отходное.
Общежительный монастырь - это монашеская община с нераздельным
имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и
одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией.
Ничего не считать своим, но все иметь общее - главное правило
общежития.
Отходному житию посвящали себя люди, стремившиеся жить в
полном уединении, пощении и молчании. Оно считалось высшей ступенью
иночества, доступной лишь тем, кто достигал иноческого совершенства
в школе общего жития.
Особное житие предшествовало монастырскому общежитию и было
подготовительной ступенью к нему. Оно было очень распространено в
Древней Руси как простейший вид иночества и принимало различные
формы. Иногда люди, отрекавшиеся или помышлявшие отречься от мира,
строили себе кельи у приходского храма, заводили даже игумена как
духовного руководителя, но жили отдельными хозяйствами и без
определенного устава. Такой монастырь-особняк составлял не братство,
а товарищество, объединявшееся соседством, общим храмом, иногда и
общим духовником. Другие селились в пустыне человека по два, по три
и более в отдельных кельях по соседству, образуя небольшие
отшельнические поселки. Но, когда среди них появлялся сильный,
приобретавший известность подвижник, вокруг него сосредотачивались
эти рассеянные пустыньки, образовывалось скученное поселение,
заводились общие работы, появлялась потребность построить для
умножавшейся братии просторный храм с общей трапезой. Так особное
житие само собою переходило в общежитие.
На первых порах, когда устраивался монастырь, братия вела
усиленно трудовую жизнь, терпела «монастырскую страду». По задачам
иночества монахи должны были питаться от своих трудов, а не жить
подаяниями мирян. Среди основателей и собиравшейся к ним рядовой
братии пустынных монастырей встречались люди из разных классов
общества - дворяне, купцы, промышленники, ремесленники, иногда люди
духовного происхождения, очень часто крестьяне.
Общежительный монастырь под руководством деятельного
основателя представлял рабочую общину, в которой занятия строго
распределялись между всеми, каждый знал свое дело. Устав белозерских
монастырей Кирилла и Ферапонта, как он изложен в житии последнего,
живо изображает этот распорядок монастырских занятий: кто книги
пишет, кто книгам учится, кто рыболовные сети плетет, кто кельи
строит; одни дрова и воду носили в хлебню и поварню, где другие
готовили хлеб и варево. Хотя много было служб в монастыре, вся
братия сама их исправляла, не допуская до того мирян, монастырских
служек. Но первой хозяйственной заботой основателя пустынного
монастыря было приобретение окрестной земли, ее обработка. Пока на
монастырскую землю не садились крестьяне, монастырь сам обрабатывал
ее, всем своим составом, со строителем во главе выходя на лесные и
полевые работы. Земледельческое хозяйство приходилось заводить в
нетронутом лесу, расчищая его под пашни и огороды.
Так помыслы о пустынном безмолвии завершались образованием
монашеской общины. Причиной такого уклона была связь с крестьянской
колонизацией. Пустынный общежительный монастырь служил нуждам
переселенцев, религиозным и хозяйственным, широко пользовался их
трудом, из их среды пополнял свою братию. Эта же причина в ряду
других условий содействовала и дальнейшему уклонению большинства
русских монастырей от идеи иночества.
В отличии от пустынных, мирские монастыри строились при
содействии городского или сельского общества. Монастырь был нужен
городу или сельскому округу, чтобы было где постричься в старости и
при смерти, и «устроить душу» посмертным помилованием.
Высший иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы
отдыхать там от пастырских трудов и успокоиться по оставлении
паствы. Владетельный князь украшал обителями свой стольный город,
свое княжество, чтобы создать «прибежище» для окрестных обывателей и
вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьей, за своих
родителей, иногда руководствуясь при этом и особенными побуждениями
исполнить данный обет или ознаменовать память о каком-либо событии
своего княжения. Построив церковь и кельи, и собрав братию,
основатель обеспечивал содержание своей обители недвижимыми имениями
или средствами для их приобретения. Казна такого монастыря
составлялась преимущественно из вкладов за пострижение и помин души.
Братия, которую набирали в мирские монастыри для церковной
службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из
монастырской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в
которой они своими вкладами покупали право на пожизненное
«прекормление и покой».
Люди, искавшие под старость в мирском монастыре покоя от
мирских забот, не могли исполнять строгих, деятельных правил
иноческого устава.

Архитектура русского монастыря

Древнерусская монастырская архитектура - явление
разноплановое, со сложной внутренней динамикой, не позволяющей
привести многообразие форм к единым критериям оценки. Процесс
сложения ансамбля монастыря порой занимал несколько столетий,
поэтому в большинстве случаев не приходится говорить о выдержанном в
едином стиле архитектурном решении. Однако, можно отметить некоторые
общие типологические признаки в их застройке, планировке и
композиции. Эти признаки обусловлены единством функционального
назначения.
Возлагавшиеся на монастырь функции определили комплекс
сооружений, куда входили постройки разнообразного назначения -
культовые, хозяйственные, жилые, оборонительные, мемориальные.
Как правило, на первой стадии сложения монастыря, он обносился
стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, делала
монастырский комплекс подобным крепости или городу. Крепостные стены
придавали ансамблю большую архитектурную целостность и смысловую
значимость.
Конфигурация плана монастыря во многом определялась его
месторасположением. Традиционно первоначальники останавливали свой
выбор на холме в устье ручья при впадении его в речку. Подобный
выбор места основания обители был обусловлен тем обстоятельством,
что до середины XVII в. одной из важнейших функций монастыря как
социального учреждения была военно-оборонительная.
Монастырские стены - крепостные укрепления - должны были
соответствовать всем требованиям военного искусства. Согласуясь с
ними, к XV в. в планировочной композиции монастырского ансамбля
стали появляться элементы регулярности.
Монастыри XVI в. - Соловецкий, Новодевичий, Симонов, Кирилло-
Белозерский - в основе своей планировочной структуры имели
пятигранник, а план Пафнутиева-Боровского монастыря приближался к
ромбовидным очертаниям. Геометрическая форма была продиктована не
отвлеченными геометрическими фигурами, а исходила из архитектурных
пропорциональных положений, которые были распространены среди
каменных дел мастеров.
К концу XVII в. регулярность конфигурации плана крепости-
монастыря стала традиционным приемом в русском зодчестве. Кирпичные
стены Донского монастыря в Москве, построенные на рубеже XVII -
XVIII вв., имеют в плане строго очерченный квадрат.
Крепостные башни, помимо той роли, которую они выполняли в
качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд
монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские,
разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные,
прядильные. Во внешнем художественном облике крепостные башни
являлись важными структурными элементами. Фиксируя конечные точки
архитектурной композиции, башни поддерживают и завершают ритмику
вертикальных акцентов монастырского ансамбля. Архитектурная
композиция приобретает черты гармоничной завершенности.
Башни могли служить и проездными воротами в монастырь. Со
стороны парадного подъезда устраивались главные - Святые - ворота,
выделенные как архитектурно, так и расположением.
Стремление к большей геометричности и регулярности
планировочной композиции обозначалось в монастырском строительстве
на Руси значительно раньше, чем, например, в строительстве городов
или крепостей. Объяснение этому факту нужно искать в символической
трактовке монастыря-крепости как целостного ансамбля.
В зависимости от типа монастыря и его материального положения,
келейная застройка могла быть различной. Обычно келейные корпуса
располагались по периметру монастырских стен. Деревянные строения по
мере роста достатка обители сменялись каменными. Каменные жилые
корпуса в богатых и многолюдных монастырях могли быть двухэтажными с
отдельным входом в каждую келью. Келейная застройка образовывала
главный монастырский двор, посередине которого возводились основные
сооружения монастыря.
Центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане,
занимал монастырский храм. Доминируя над всеми остальными
сооружениями, он рассматривался как «земное небо или как око Божье».
Тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим
особой «светлостью и звонностью» с начала XVI в. все чаще стала
звучать в монастырской архитектуре.
Вторым по значению сооружением в комплексе монастырских
построек являлась трапезная. Часто при основании обители в первую
очередь возводили именно ее, руководствуясь бытовыми соображениями.
Появление трапезной характеризовалось переходом к общежительному
монастырскому уставу: трапезная - место для общего вкушения пищи,
которая ассоциировалась с Тайной вечерей, т. е. имело символический
смысл.
Одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе была
колокольня и звонница. Колокольный звон - один из важнейших
атрибутов средневековой культуры - в монастырском быту имел особое
значение. Тембр и характер звона, зависящие от подбора колоколов,
служили отличительным признаком каждого монастыря.
По мере роста монастыря в нем появлялось все больше
специальных служб: больницы, библиотеки, иконописные палаты,
мельницы и разнообразные мастерские.
К монастырским постройкам мемориального характера можно
отнести небольшие часовни надкладезные палатки. Возведение и
посвящение подобных часовен связывалось с каким-либо значительным
событием монастырской жизни.
В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура
монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами,
повторяющимися с незначительными изменениями в последующем
монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского
монастыря выражал идею религиозного, культурного, военного и
политического центра.
Русские монастыри представляют собой большое чудо. Религиозные
обители - это красота, но не только в камне, но главное - в душах
людей. Монастыри всегда были оплотом духовности русского народа, его
силой.



Список литературы:
1. Русские монастыри. М., 1996.
2. Волынский Л. Н. Страницы каменной летописи. М., 1967.
3. Бродский Б. И. Связь времен. М., 1974.




Новинки рефератов ::

Реферат: Искусство античного Рима (Искусство и культура)


Реферат: Конфликтология (Психология)


Реферат: Лидерство в организации (Социология)


Реферат: Иностранные инвестиции (Международное частное право)


Реферат: Рекреационные ресурсы Кипра (Туризм)


Реферат: Грех как путь смерти и небытия в работе П.А. Флоренского (Философия)


Реферат: Выдающиеся психологи Отечества. Выготский Л.С. (1896-1934) (Психология)


Реферат: Коммуникативная компетентность (Психология)


Реферат: Понятие и виды преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Цель воспитания, его место в воспитательном процессе (Контрольная) (Педагогика)


Реферат: Английская Революция середины 17 века (История)


Реферат: Петр Первый, взаимосвязь политических и социально-экономических процессов (История)


Реферат: Японский и американский менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Карен Хорни (Психология)


Реферат: Салат Оливье (Кулинария)


Реферат: Динамическое распределение памяти (Программирование)


Реферат: История развития Лесотехнической академии СПб в 19 веке (История)


Реферат: Избирательная система РФ (избирательное право, виды избирательных систем, избирательный процесс) (Право)


Реферат: Внешняя политика России во второй половине 19 века (История)


Реферат: Русификатор (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист