GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Астрология и причины ее популярности (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Астрология и причины ее популярности (Культурология)



Согласно историческим источникам, дошедших до настоящего времени,
астрология зародилась на территории Древней Месопотамии около тридцати
тысяч лет назад. Именно эта дата служит отправной точкой в исследовании
вопроса об истории развития астрологии.
Во все времена человек хотел приподнять завесу тайны, узнать, что ждет его
в будущем, можно ли избежать грядущих событий, а если можно, то как. Как
это сделать – заключить договор с дьяволом, найти философский камень или
постигнуть тайну провидения силой человеческого разума? Люди всегда
пытались ответить на эти, казалось бы, сложнейшие и противоречивые вопросы.
На протяжении сотен тысяч лет астрология была ключом к постижению
непостижимого, давала ответы на вопросы. И сегодня на основе многих
археологических, исторических и даже гипотетических сведений можно
рассказать о том, как развивалась эта древнейшая и универсальная наука.
Древнейшая потому, что история развития астрологической мысли насчитывает
более трех тысяч лет. На протяжении всего этого времени мудрецы постигали
тайну науки о звездах.
Для многих ученых того времени астрология стала тем оазисом, достигнув
которого, можно было стать мудрым, а значит, могущественным человеком.
Не имея большого запаса знаний об окружающем мире, человечество пыталось
интерпретировать те данные, которые были достигнуты ему, опираясь на
астрологические теории. По мнению древних ученых, астрология являлась
универсальным ключом, открывающим все тайны Вселенной.
Подобно философии, астрологию с полным правом можно назвать матерью всех
наук. Она была той колыбелью, из которой вышли медицина и математика,
геометрия и многие произвольные науки – астрометеорология, гелиобиология,
астромедицина и другие.
Первоначально древними мудрецами двигало желание узнать неизвестное,
попытаться предсказать будущее страны или правителя с той целью, чтобы по
возможности избежать грядущих неприятностей: войн, чумы, смерти властителя
в результате несчастного случая и других непредвиденных ситуаций.
Предсказания позволяли принять меры предосторожности и избежать предстоящих
бед. Позднее в связи с распространением астрологического знания появилось
много шарлатанов, спекулировавших человеческой слабостью – желанием узнать
будущее. Однако многие попытки обогатиться при помощи лжезнания астрологии
не увенчались успехом, а, напротив, были жестоко наказаны. Нередки были
случаи, когда мудрейшие из мудрейших подвергались гонениям и преследованиям
и расплачивались за свой дар предсказания ценой собственной жизни.
Начиная с далеких времен правления Александра Македонского – крупнейшего
полководца и государственного деятеля, который внес огромный вклад в
развитие древней культуры, авторы плавно, шаг за шагом, переходили к
раскрытию вопроса развития астрологии. При этом на протяжении всего
процесса исследования давались не только сухие исторические факты, но и
проводился детальный анализ многих астрологических систем, та или иначе
отложивших отпечаток на развитие древней астрологии и ставших незыблемыми
канонами в современной науке.(1)
На Русь астрология проникла из Византии вместе с христианством. Первые
астрологические книги были переводами с греческого. Позднее появились
переводы и компиляции латинских, немецких и польских астрологических
сочинений. Астрономические и астрологические сведения приводятся в одном из
самых ранних памятников русской письменности – Изборнике Святослава (1073
г.). Собственно астрологическая литература известна на Руси с XIV в. Как и
в Европе, на Руси церковь относилась к подобным сочинениям крайне
отрицательно, считая их “ложными” книгами. В них видели суеверие, которое в
те времена отождествлялось с ересью и бесовским прельщением. В Пансиевсом
сборнике (кон. XIV в.), среди прочих “ложных” книг, упоминаются
“Остронумея” и “Звездочетья”. В Новгороде в конце XV в. занятие астрологией
получили широкое развитие, когда туда приехал на жительство выходец из
Киева Скара (или Схария), знаток чернокнижия и астрологии. Он приобрел
немало последователей среди образованных людей Новгорода. Стоглавый собор,
собранный по повелению Ивана IV Грозного, наряду с церковными апокрифами
осудил и гадательные книги, в числе которых было много астрологических или
связанных с астрологией сочинений. Сам Иван Грозный отказался принять от
датских послов часы, поскольку на них были аллегорические изображения
планет. Однако отец Ивана IV – Василий III – не был лишен интереса к
астрологии. Его личным врачом был Николай Немчин (Булев), который занимался
астрологией и распространял свои взгляды среди московских бояр. Да и Иван
Грозный, несмотря на свое показное неприятие суеверий, вероятно,
интересовался астрологией и гаданиями. Во всяком случае при дворе долгое
время находился Елисей Бомелий, о котором сохранились сведения как о “лютом
волхве”. По свидетельству Горсея, перед кончиной Грозного в Москву были
свезены более 60 лапландских волхвов, которые предсказывали ему по звездам.
В XVII в. астрологическая литература расцвела на Руси пышным цветом.
Многие выдающиеся и образованные люди занимались или интересовались
астрологией. В их числе были и царствующие особы. По приказанию царя
Алексея Михайловича, служивший при его дворе немецкий врач Андреас
Энгельгард знакомил царя с основами этого учения. Причиной интереса Алексея
Михайловича к астрологии послужило появление кометы 1664 г. и последовавшая
за ним ужасная эпидемия чумы в Англии. Интересна история о том, как
домашний учитель и наставник детей царя Симеон Полоцкий предсказал по
звездам рождения Петра I. Одиннадцатого августа Симеон усмотрел по звездам,
что в утробе царицы Наталии Кирилловны зачался великий государь. Узрев
знамение, Полоцкий на следующее утро поздравил царя с зачатием сына,
который должен родиться 30 мая 1672 года, при этом астролог поднес Алексею
Михайловичу гороскоп младенца, где предсказывал сыну царя будущее великого
монарха. Родители были очень обрадованы этим предсказанием, но все же к
Полоцкому были приставлены четыре урядника, которые стерегли предвещателя,
пока беременность царицы явно не обнаружилась. После этого Симеон оказался
в большой чести при дворе, и ему было приказано быть у царского стола.
Когда же царица родила сына, царь щедро наградил Симеона золотом, бархатом
и собольими мехами. О том, что эта история не является вымыслом, говорят
достоверные архивные документы, в которых упоминается гороскоп Петра.(2)
В становление современной астрологии ценнейший вклад внесли ученые –
астрологи XIX – XX веков. Они сделали очень много для того, чтобы
астрология была признана наукой, а слова ,,астрология” и ,,шарлатанство”
раз и навсегда стали антонимами На протяжении многих лет они пытались
анализировать и систематизировать знания и опыт своих предшественников. До
настоящего времени ведутся исследования древних астрологических систем и
эта область знания представляет собой наибольший интерес. (1)
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о месте астрологии среди
других явлений культуры, следует определить, что, собственно, мы будем
понимать под термином “астрология”. Сразу отметим, что общепринятого
определения астрологии до сих пор не существует, в разных источниках
приводятся разные формулировки, и их общее число достигает нескольких
десятков. Представляется, что значительная часть непрекращающихся дискуссий
относительно роли астрологии в истории культуры не в последнюю очередь
вызвана отсутствием чёткого понимания данного термина. Приведем несколько
наиболее характерных определений.
Так, “Советский энциклопедический словарь” определяет термин “астрология”
следующим образом: “учение о якобы существующей связи между расположением
небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов”.
В “Современном словаре иностранных слов” астрология определяется как
“учение, возникшее в глубокой древности, получившее развитие в средние века
и вновь распространившееся в 20 в., о связи между движением небесных тел и
земными событиями, об основанном на этой связи методе предсказания судеб
(индивидов, групп, социальных образований)”.
Обратимся теперь к определениям, которые предлагаются самими астрологами.
Знаменитый британский астролог начала 20 в. Алан Лео дал следующее
определение астрологии: “наука, которая изучает влияние небесных тел на
характер человека и его проявления в физическом мире”.
Рейнгольд Эбертин, известный немецкий астролог 20 в., пишет, что “слово
“астрология” обозначает область знаний, возникших более десяти тысяч лет
назад, объектом которых является возможное влияние звёзд на Землю,
природные явления, политические события и, прежде всего, на состояние,
характер и судьбу человека”.
Наиболее оригинальное определение было предложено современным американским
астрологом и философом Робертом Хэндом: “Астрология – наука, изучающая
характеристики данной точки в пространстве/времени при помощи соотнесения
её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим
языком, связанным с космическими структурами.
Критики, рассматривающие астрологию с религиозных позиций, нередко
считают, что астрология подразумевает астральный культ. Но это неверно.
Представления об одушевлённости небесных светил и о том, что они диктуют
свою волю людям, не являются в астрологии обязательными и отвергаются
многими астрологами. Небесные констелляции воспринимаются зачастую лишь как
отражение состояния мира, а не как его причина. Уместным будет сравнение
звёздного неба с циферблатом часов: мы можем прочитать показания часов о
текущем моменте, но из этого не следует, что данный прибор живой и что он
создаёт время.
Наконец, некоторые историки науки придерживаются ещё одной трактовки
термина “астрология” – напротив, очень сужая область данного понятия. Они
отграничивают астральные предзнаменования, поклонение звёздам, астральные
мифы, характерные для культур Древнего мира, от астрологии как таковой,
которую они понимают как математизированную технику составления гороскопов
для предсказания по ним будущих событий. (3)
Рождением астрологического взгляда на мир можно считать тот момент, когда
человек обратил внимание на цикличность природного круговорота и
повторяемость жизненных явлений. Самый первый примитивный календарь – это
просто перечень народных примет. По индийским преданиям, астрологическое
учение было уже хорошо развито несколько десятков тысяч лет назад и было
принесено на Землю Учителем Ману, который руководил Четвертой Расой. До нас
дошли свидетельства широкого распространения астрологического знания в
Халдеи, в Египте. Астрологический календарь был составлен около 2 780г. до
Р.Х., а жрецы располагали таблицами с положением планет и звезд и
астрологическими интерпретациями начиная за 10 000 лет до Р.Х., в Индии -
календарь составлен за 2 608 лет до Р.Х., в Китае около 2 630г. до Р.Х., а
в Вавилоне - за 4 000 лет до Р.Х., в Древней Греции, в Риме, в арабском
мире в средние века. (4)
В средние века почти при каждом восточном и европейском дворе были свои
астрологи и звездочеты, без советов и предсказаний которых ни один
воинственный предводитель ханства или княжества не решался начать свой
поход в чужие земли.
Давно уже звездочеты стали персонажами сказок, а в реальной жизни
,,переквалифицировались” в астрономов.
Но астрологи остались, и их слово имеет вес. Они составляют гороскопы
(Horoskopus – наблюдающий время (греч.) – таблицы взаимного расположения
планет и звезд на определенный момент времени, по которым предсказывают
судьбу.
На Востоке для составления гороскопов в качестве символов выбрали животных
и 12 – годичный цикл движения Земли вокруг Солнца. На Западе предпочли 12
созвездий, расположенных вдоль видимого годового пути Солнца, большинство
которых именуется по названиям животных (Zooh – животное (греч.). Отсюда –
Зодиакальный круг и знаки Зодиака.
В России одним из первых “официальных” астрологических изданий был Брюсов
календарь, названный по имени его создателя Якоба Брюса, которому помогал
придворный Петра I – ученый, библиотекарь Василий Киприанов. Выпуск этого
календаря, содержавшего гороскопы ,,на русские темы”, составленные по
взаимному расположению планет, был начат в 1709 г. и продолжался почти до
конца XIX в. (5)

Астрология как объект культурологического
исследования

Прежде всего, коснёмся вопроса о взаимоотношениях астрологии и искусства.
Одна только тема астрологических мотивов в различных видах художественного
творчества уже достойна отдельного исследования. Обозначим лишь основные
точки соприкосновения искусства и астрологии.
Во-первых, во многих случаях сама форма художественного произведения
бывает “астрологичной”. В первую очередь, это относится к музыкальным
произведениям. Как известно, основы теории музыки, заложенные в античности
учёными-пифагорейцами, были тесно связаны с астрологическими
представлениями о “гармонии сфер”: считалось, что каждая из семи планет
(включая Солнце и Луну) при своём движении издаёт звук определённой высоты,
а благодаря одновременному движению всех светил возникает гармоническое
звучание, то есть звукоряд в одну октаву. “Гармония сфер” влияет не только
на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные
формы. Под астрологическую концепцию “гармонии сфер” уже в античности был
подведён фундамент физико-акустических теорий. Интересно, что подобная
система была независимо создана и в Древнем Китае – с той лишь разницей,
что в Китае использовалась пентатоника. Пять нот китайской гаммы
соответствовали пяти стихиям и пяти планетам. Таким образом, теория музыки
с древности была неразрывно связана с астрологическими теориями
Мало известен тот факт, что в европейской литературе существовал особый
литературный жанр астрологического восхваления новорожденных и их родителей
– генетлиаконик. Такие стихотворные восхваления были насыщены
астрологической символикой и обычно основывались на гороскопе
новорожденного. Характерным примером генетлиаконика является сохранившееся
стихотворение Симеона Полоцкого, посвящённое рождению будущего российского
царя Петра I.
Доказано, что многие произведения архитекторов древности (прежде всего,
различные храмы и святилища) имели структуру, обусловленную
астрологическими представлениями. Например, зиккураты Двуречья состояли из
трёх (по числу трёх миров: небесного, земного и подземного) или семи (по
числу планет) этажей, каждый из которых имел четырёхугольную форму,
символизировавшую четыре стороны света и четыре времени года. Египетские и
американские пирамиды, романские и готические храмы и многие другие виды
сооружений в самой своей структуре содержат указания на астрологические
мотивы.
Особого обсуждения требует вопрос о взаимосвязи между астрологией и
мифологией, которая, в свою очередь, лежит в основе многих художественных
произведений. Ведь мифологемы богов, именами которых названы планеты,
составляют базис астрологических значений этих небесных тел. С другой
стороны, сами мифы (особенно астральные, космологические и календарные)
содержат большое количество астрологических мотивов. К. Г. Юнг указывал,
что в мифах и астрологических символах содержатся одни и те же всеобщие
архетипы. Этот выдающийся психолог считал, что астрология необходима для
правильной интерпретации мифов. Не углубляясь в данную проблему, отметим
лишь, что знание астрологического “языка” необходимо для культурологической
“расшифровки” значительного числа произведений искусства, основанных на
мифологии различных народов. Иными словами, астрология выполняет
своеобразную “языковую” функцию в разных видах искусства.
Пики популярности астрологии часто связывают с периодами социальной и
политической нестабильности, когда люди не уверены в своём будущем. Когда
отсутствует стабильность в повседневной жизни, усиливаются упования людей
на стабильность космических законов. Несомненно, астрология выполняет в
обществе психотерапевтическую функцию, однако социально-психологические
причины здесь не единственные и, видимо, не главные. Представляется, что во
многом место астрологии в жизни общества определяется её взаимодействием с
такими сферами культуры, как религия, наука и политика.
Очень интересен тот факт, что периоды наибольшей популярности астрологии в
Древнем Риме, Византии и государствах Западной Европы зачастую совпадали с
гонениями на астрологов. Причины этих гонений были очень разнообразными, но
очень редко они были связаны с убеждённостью правителей в ложности
астрологических учений. Во-первых, эти гонения часто были направлены против
уличных шарлатанов, тогда как многие учёные и сановники продолжали
интересоваться астрологией, и им это занятие не возбранялось. Во-вторых,
ряд гонений (прежде всего, в Римской империи) был связан с тем, что
правители чрезмерно верили в астрологию и боялись, что практически любой
желающий может узнать судьбу правящих лиц и использовать это знание в
корыстных целях, например, для подготовки переворота. К примеру, император
Тиберий, который, по свидетельству Светония, “был привержен к астрологии и
твёрдо верил, что всё решает судьба”, запретил обращаться к гадателям тайно
и без свидетелей, а затем и вовсе изгнал астрологов из Рима – кроме своего
личного астролога. В-третьих, антиастрологические указы в странах, где
государственной религией было христианство, часто вызывались тем, что
занятие астрологией связывалось с языческими культами и считалось
противоречащим учению церкви.
Астрология порой использовалась и как инструмент политических манипуляций
– например, во время второго сицилийского восстания рабов (104 – 99 до
н.э.). Лидер этого восстания Атенион был, по свидетельству Диодора
Сицилийского, знатоком астрологии. Очевидно, Атенион воспользовался своей
репутацией астролога, убедив других рабов, что их ждёт неминуемый успех,
если они восстанут. Атенион настойчиво утверждал, что боги через звёзды
открыли ему, что он станет царём всей Сицилии.
Таким образом, несомненно, что астрология неоднократно выполняла
политические и манипулятивно-политические функции.(6).

Связь астрологии и науки.

На ранних этапах своего существования астрология взаимодействовала с
географией, космографией и морской навигацией. Древние астрологи определял
морской путь, движение Солнца и Луны.
Начиная со второй половины XVIII века астрономия, астрология и математики
были окончательно разграничены. Причиной тому послужил официальный отказ со
стороны ученых, которые объявили астрологию не научной дисциплиной. Тем не
менее нельзя отвергать тот факт, что астрология не только обогатила
астрономию, но и внесла весомый вклад в развитие математики. Это относится
в первую очередь к сферической геометрии, а также к теории логарифмов.
Астрология была связана с физикой, которая при помощи астрологии пыталась
объяснить воздействие небесных тел на земную жизнь. Физикам не удалось
найти разумного объяснения явлениям природы, руководствуясь
астрологическими прогнозами, однако сами поиски стимулировали научную
мысль, подтолкнув ученых к созданию многих физических моделей, сыгравших
впоследствии огромную роль в развитии науки.
Химия, так же как и другие науки находилась под воздействием
астрологических идей. Как известно, современная химия выросла из концепций
средневековой алхимии, оперировавшей астрологической символикой. В конце
XVI – начале XVII века произошло окончательное отделение химии от алхимии,
и некоторые ученые, в частности Парацельс и Девисон, предпринимали попытки
объяснения химических процессов с точки зрения астрологических теорий.
Второе дыхание во взаимодействии астрологии и химии дали исследования
ученых XX века, прежде всего Лили Колиско. Исследовательница наглядно
показала и доказала, что процессы в растворах металлов значительно
изменяются под воздействием аспектов между планетами. Этот эксперимент был
назван ,,эффектом Колиско”.
Плодотворным считалось также взаимодействие астрологии и биологии. Первые
зоологические и ботанические классификации, возникшие в эпоху античности,
основывались на астрологических представлениях. К примеру, древние ботаники
полагали, что каждая планета, каждый знак зодиака оказывают влияние на
определенную группу растений, с которой их соединяют отношения подобия.
Каждое растение изучалось с точки зрения соотношения его отдельных частей и
определенных планет.
Астрологические исследования впоследствии стали определять фазы
сельскохозяйственных работ: посева тех или иных растений, их прополки,
подрезки, сбора и т.д. Системы подобного рода широко используются и по сей
день. Самым ощутимым воздействием небесных тел на биологические объекты
является действие Солнца и Луны. Очевидной представляется взаимозависимость
поведения животных и растений, их энергетическая связь с фазами Луны,
затмениями, пиками солнечной активности.
Воздействию Луны и Солнца на земные объекты исследователями было найдено
научное объяснение, вследствие чего появились особые научные дисциплины:
селенобиология и гелиобиология.
В последнее время астрология сблизилась с такими научными дисциплинами,
как геология и сейсмология. Ученые исследуют роль астрономических факторов
на сейсмическую активность, разрабатывают модели геологической истории
Земли с привлечением астрологических концепций.
Астрология, относясь к естественным наукам, с древнейших времен тесно
связана с медициной. Гиппократ, не только стоявший у истоков западной
медицины, но и продолжавший астрологические исследования своих
предшественников, утверждал, что настоящий врач должен на практике
использовать прежде всего астрологическое знание. Если врач не делает
этого, то он, по мнению Гиппократа, скорее всего умалишенный, нежели врач.
С древнейших времен знание астрологии было обязательным для врача. Время
приема лекарств, время кровопусканий и прочих медицинских действий, подбор
тех или иных лечебных средств – все это делалось с опором на положения
небесных тел. (1)
Кроме мнения, что астрология – наука, требующая изучения, существует
мнение, что астрология—одно из наиболее распространенных суеверий. В
некоторых цивилизованных странах каждый третий взрослый человек платит,
подчас дорого, за астрологические гороскопы. То, что астрология—это
заблуждение, можно обосновать трояким образом. Во-первых, все без
исключения ученые, компетентные в этой области, т. е. астрономы,
астрофизики и психологи, отвергают астрологию как суеверие. Во-вторых,
утверждения астрологов совершенно голословны: приводимые ими
"доказательства" противоречат элементарным принципам научной методологии,
особенно статистики. В-третьих, известно, что судьбы людей, родившихся в
одно и то же время и в одной и той же местности, которые, согласно
астрологии, должны быть одинаковыми, на самом деле совершенно различны (св.
Августин).

Для иллюстрации приведу выдержки из учебника по астрологии некоего
Франческо Вагнера (раздел о планетах):

"Луна... пробуждает в нас естественное стремление к переменам, к небольшим
путешествиям... делает нас более проницательными, усиливает интуицию,
медиумические способности, пассивность. Регулирует деятельность женских
органов, ответственна за половые расстройства, рождаемость, протекание
беременности и родов.

Меркурий... планета интеллекта и духа, профессионального труда, интересов,
особенно коммерческих. Именно Меркурий определяет ту роль, которую личность
будет играть в обществе.

Сатурн... осуществляет предназначения, ведет человека по ступенькам
духовного и социального прогресса — а также дает силы, необходимые для
достижения цели. Это планета скорби и чувства долга..."

Конечно, все это прекрасно и поучительно— жаль только, что абсолютно
необоснованно. О названных планетах известно лишь то, что они являются
безжизненными небесными телами, движущимися в пространстве по законам
механики. Известно также, что астрологические "вибрации" настолько слабы,
что разговор, ведущийся вполголоса в соседнем помещении, действует на нас
несравненно сильнее.”

Причины популярности астрологии.


Многие историки начала нашего века были бы весьма удивлены, узнав, какой
всплеск интереса к астрологии переживает современное общество. Учёные
рубежа 19–20 вв. в большинстве своём уверенно делали вывод: подъём интереса
к астрологии во времена Ренессанса был последним. Они считали, что эта
“лженаука“ окончательно умерла в результате открытий в астрономии и физике
(сделанных Коперником, Кеплером, Бэконом, Ньютоном, другими учёными) и уже
никогда не сможет возродиться. Такое мнение разделяли, в частности,
французские исследователи К. Фламмарион [Фламмарион, 1994] и О. Буше-
Леклерк [Bouchй-Leclercq, 1899], а также русский знаток культуры античности
Ф. Ф. Зелинский (название его работы 1901 г. об астрологии – “Умершая
наука” [Зелинский, 1994] – говорит само за себя).
Однако именно на рубеже 20 века интерес к астрологии начал неуклонно
расти, достигнув своей максимальной величины в наши дни, в результате чего
(нравится нам это или нет) астрология стала неотъемлемым фактором жизни
современного общества. (7)
Одной из причин популярности астрологии, без сомнения, является тот факт,
что астрологи иногда обладают проницательностью и интуицией, знанием
человеческой души, а возможно, и медиумическими способностями, что дает им
знание о клиентах, совершенно независимое от расположения небесных тел,
хотя они приписывают успех своего диагноза астрологической "науке".
Человек приходит за советом к ясновидцу, о котором он слышал хорошие
отзывы; другой приходит на спиритический сеанс, в надежде получить
послания, которое разрешит его эмоциональную проблему или даст ключ к
беспокоящей его тайне; кто-то еще советуется с астрологом или учится
составлять и интерпретировать часовые гороскопы; многие используют
предсказательную технику И. Цзина для разрешения своих трудностей и выбора
из альтернативных возможностей. Все это - разные формы "оракульских"
предсказаний; люди чувствуют себя не в состоянии разрешить свои проблемы
интеллектуально на основе того, что они знают, а традиционные религии тоже
не дают удовлетворительных ответов.
Почему эти люди не идут к экспертам-ученым-психологам, психиатрам, врачам,
университетски - образованным ученым, имеющим официальные дипломы,
владеющим разного рода техникой? Многие к ним и обращаются, но многие не
верят, что можно опереться на своевременное интеллектуальное эмпирическое
знание, которому учат в университетах - знание, основанное на
множественности данных и не содержащее всеохватывающей философии жизни. К
тому же многие, особенно среди современной молодежи, не хотят, чтобы кто-
нибудь выступал посредником между ними и тем, что они называют Богом,
Жизнью или Вселенной; но также они не вполне верят и самим себе,
сталкиваясь со сложными проблемами современной жизни.
Что же им делать? Альтернативой, личным посредником является безличная
передача. Это требует владения каким-то "языком", превосходящим
аналитический и рациональный уровень научного знания. Научное знание
обеспечивает нас комфортом и все возрастающей силой; однако часто оно
неспособно ответить на вопрос, какой из многих возможных путей выбрать. Оно
не говорит нам, как обрести большую полноту, большую глубину, которыми мы,
по-видимому, обладаем, не будучи способными актуализировать.
Есть большая разница между знанием и пониманием. Мы можем знать огромное
множество фактов, рецептов, уравнений и формул, дающих нам возможность
выполнять результативные действия. Но при этом мы можем не понимать
ценность этих результатов. Понимаем ли мы, куда современная технология
ведет человечество? Может ли фактическое, рациональное знание ответить нам
на вопрос, почему мы выбираем то или иное направление действия, когда
результаты наших действий очевидно зависят от множества неизвестных
факторов?
Современные ученые полагают, что число таких неизвестных факторов
стремительно уменьшается, и кажется, что так оно и есть в определенных,
строго очерченных областях. Однако наша, основанная на науке цивилизация,
порождает новые и все более сложные проблемы вместо каждой разрешенной.
Основные, фундаментальные проблемы остаются нерешенными, становятся все
более острыми и беспокоящими, остается нерешенной проблема значения и
смысла каждого индивидуального человека, моей жизни и вашей жизни.
Как может быть обнаружено это значение, эта цель, этот смысл, которые, за
редчайшими исключениями, проблематичны для самого индивидуума? Как
убедиться, что выбор, который мы делаем, ведет нас к более осмысленной и
полной жизни? Как увериться, что наше отношение к сложной ситуации,
включающей межличностные отношения, возможности карьеры или что-то
подобное, наиболее плодотворно? Незнание этого порождает фрустрации и
беспокойство.
Таковы причины, заставляющие современных людей обращаться к "оракулам" в
большей мере, чем когда бы то ни было (кроме, может быть, медленного заката
греко-римского общества). Обращение же к оракулу требует либо доверия к его
посредничеству, либо владения "языком предсказаний", - языком символов. (8)
Ни одна современная наука не может похвастаться такой неизменной
популярностью, такой притягательной таинственной силой, таким стойким
авторитетом на протяжении столетий в разных регионах земного шара, как
астрология. Ее популярность не ослабевает и в наши дни. По данным западной
статистики, на одного профессионального астролога приходится тысячи
любителей, которые более или менее квалифицированно, на уровне
Первоначальных сведений, могут толковать гороскопы, а так же несметные
тысячи людей, жаждущих понять себя, свой характер, понять своих близких и
знакомых и с помощью личных гороскопов заглянуть в таинственное будущее
время. Современный человек, особенно городской, не знает себя. Он не знает
ни своих собственных возможностей, ни своих ограничений. Он даже
представить не может, до какой степени он всем понятиям “современный” и
“образованный”, сам себе не известен. Он разучился самостоятельно оценивать
и осмысливать окружающий его повседневный мир и довольно часто в жизни
попадает в пиковые, а то и вовсе в тупиковые ситуации. Он лбом натыкается
на них, хотя на первый взгляд эти ситуации простые до обыденности. Но на
них он почему-то не может найти ответа, как не может дать
материалистическая наука. Все. что имеет рождение, подвержено влиянию
Колоса, подчинено строгим законам вечной жизни. В нашем мире случайностей
нет. Ничто не происходит из ничего. На каждое событие, есть своя причина и
свое следствие. Современный человек должен снять с глаз повязку и в этом
ему поможет астрология. (1)



Список используемой литературы:

1. Дубровская О.Н. “Краткая история астрологии”, 2002 г., Введение.
2. В.В. Рафеенко ”Астрология для всех. Хорошее настроение”, 2001.
3. http://www.astrologic.ru/culture/disser/chapter1-2.htm
4. Московский Л. “ Астрология “, 1992 г, стр. 12.
5. Иванова А.Е. “Астрология и ваш ребенок”, 1990 г.
6. http://www.astrologic.ru/culture/disser/chapter1.htm
7. http://diogen.bip.ru/eb/uzef/static_astrology.html
8. http://www.aquarun.ru/astrastr_symb.html



Санкт – Петербургский государственный университет
Экономики и Финансов.



Реферат
по курсу концепции современного
естествознания
на тему
Астрология и причины её
популярности



Выполнил:

студент 1 курса 110 группы
Ястребов Павел Андреевич

Проверил:

Тульверт Владимир Федорович



Санкт – Петербург, 2004 г.




Реферат на тему: Атлантида – миф или реальность?


Министерство образования


Российской федерации



Сибирский государственный технологический университет



Кафедра отечественной истории и культурологии



Дисциплина: Культурология



Тема: “ Атлантида – миф или реальность? ”



Выполнил: Гревцов Е.А.


студент 1 курса,

механического факультета,

группа 91-5



Проверила: Сухарева Н.И.


Красноярск - 2004

План



Введение
3

1.Существует Атлантида или нет?
7

2.Из-за чего погибла Атлантида ?
10

3.Атлантида – Фантазия Платона
12

4.Есть ли надежда найти Атлантиду?
12

5.Сравнение записей Платона с данными науки
15



Заключение
19



Список использованной литературы
20



Введение



Проблема Атлантиды! Какой заманчивой и интересной кажется загадка этой
легендарной земли. Уже со времен античности ведутся незатухающие споры по
этой проблеме. Тысячи книг и статей посвящены увлекательной проблеме
Атлантиды.
Только научные работы составляют более 200`000 страниц. Французский
атлантолог А. Бессмертный говорил, что если бы Платон мог предугадать
судьбу своих тридцатистраничных диалогов, он серьезно задумался бы над тем,
писать их или не писать.
Со времен Платона одни подобострастно вторили ему, другие беспощадно
развенчивали и яростно опровергали его. Интерес к Атлантиде никогда не
угасал, а иногда эта проблема оказывалась в центре всеобщего внимания.
Иногда это происходило благодаря научным открытиям, однако, чаще благодаря
подтасовкам псевдоученых и выдумкам журналистов.
С течением времени, родилось новое научное направление, связанное с
изучением Атлантиды – атлантология. Основная задача этой науки найти
Атлантиду, или доказать, что ее не существовало.
Под Атлантидой я понимаю большой остров или архипелаг, описанный
древнегреческим философом Платоном. На этом острове должно было
существовать сильное развитое государство.
Вероятнее всего, это государство вело войну с греками. Существовать этот
остров мог не позже 1000 лет до н. э., а находиться либо в Средиземном
море, либо в Атлантике. Основным критерием подлинности Атлантиды должен
служить факт ее описания Платоном.
Литература об Атлантиде
Древний мир
Об Атлантиде пишут со времен античности и до наших дней, то есть на
протяжении 2000 лет. Но в античную эпоху на эту тему было написано немного,
а сохранилось вообще всего два десятка страниц платоновских диалогов
"Тимея" и "Крития". Диалоги Платона "Тимей" и "Критий" были
написаны Платоном (427 - 347 гг. до н. э.) около 360 г. до н. э.
Сторонники существования Атлантиды нашли в текстах Платона немало строк,
соответствующих последним достижениям современной науки. А противники ее
существования в ответ указывают на множество противоречий в текстах
диалогов. Однако прежде чем перейти собственно к фактам, изложенным в
диалогах, нужно рассмотреть вопрос о том, кто же ответственен за ошибки и
противоречия. Платон пишет, что узнал эту историю от своего прадеда Крития,
который в десятилетнем возрасте услышал эту историю от своего деда, тоже
Крития, которому в то время было девяносто лет. Он же в свою очередь узнал
об этом от большого друга и родственника своего отца Дропида, Солона,
"первого из семи мудрецов". Сам же Солон, услышал эту историю от египетских
жрецов из храма богини Нейт в Саисе, которые с незапамятных времен вели
записи всех событий и знали про Атлантиду. Критий-младший говорит, что
читал записи деда, что его глубоко взволновала эта история, и поэтому он ее
накрепко запомнил. Однако, поскольку он своих записей не вел, то вполне мог
забыть какие-то детали или цифры. Если Солон записывал эту историю прямо с
колонн египетского храма, то он вполне мог сделать какие-то ошибки, не зная
в совершенстве египетского языка. И, наконец, Платон вполне мог внести в
описание Атлантиды и войны с нею праафинян какие-то изменения для своих
целей, например, для пропаганды своих политических взглядов. И, наконец,
возможно, что Платон скомпилировал эти диалоги из каких-то других
источников, включив туда исторические и географические труды разных
авторов, свои собственные знания и догадки, а также мифы и сказки греков
или других народов. Тогда задача исследователей усложняется, поскольку
приходится решать вопрос об этих источниках, а затем относительно
истинности каждого из них. Платон осознал, что нельзя опираться в рассказе
с массой цифр и имен на память 90-летнего старика и 10-летнего мальчика.

Средние века

В средние века в Европе господствовала католическая церковь, а
"официальной" наукой церкви была наука Аристотеля, так что Платону никто не
верил. Правда, в средние века на некоторых географических картах появился
остров Атлантис, но, скорее всего никаких серьезных знаний за этим не
скрывалось.

Новое время

Основной всплеск интереса к проблеме Атлантиды приходится на конец XIX –
XX век. В этот период было написано более 5000 книг, посвященных Атлантиде.

Научная литература


Н.Ф. Жиров. Основные проблемы антологии.

Г. Люс. Конец Атлантиды.
К. Крестев. Атлантида.
Х. Имбеллоне и А. Виванте. Судьба Атлантиды.
А. Бессмертный. Атлантида.
Сюда относится большинство книг об Атлантиде. Среди них и "библия"
атлантологов – книга И. Донелли "Атлантида. Допотопный мир". Также стоит
отметить книги:
Дж. Брэмвелл. Пропавшая Атлантида.
П. Лекюр. Атлантида. Родина цивилизаций
Р. Малез. Атлантида и ледниковый период.

Художественная литература

Атлантида стала темой огромного множества фильмов и книг в жанре
приключений, фантастики и фэнтэзи.
В этих книгах Атлантида оказывается на дне моря, в глубине пустыни, на
орбите Земли. Атланты в этих книгах могли дожить до наших дней, владеют
телепатией, являются потомками инопланетян, инопланетянами, владеют
современной технологией, приспособились к жизни под водой и т. д. и т. п.

Мистическая литература


Наиболее известна книга Е. П. Блаватской "Тайная доктрина", где, не называя
прямо Атлантиду, Е. П. Блаватская описывает ее. Менее известна книга Р.
Штейнера, который якобы научился читать записи в слоях предметов,
фиксирующие человеческую историю. Книгу об Атлантиде с массой точных
деталей написал В. Скотт-Элиотт



.



Существует Атлантида или нет?



В своих диалогах Платон приводит массу фактов и описаний, которые годятся
для XX века, но никак не для IV века до н. э. Критий говорит: "Эти-то
записи были у моего деда, да есть у меня и поныне". Скорее всего, Платон
использовал Атлантиду как фон для описания идеального общественного строя,
то ему не нужны были подтверждающие его слова документы, Платон мог
избрать местом описываемых событий любой известный ему район обитаемого
мира. Это помогло бы Платону избежать тех противоречий, на которые, прежде
всего обращают внимание противники существования Атлантиды. Если бы Платон
придумал Атлантиду, а не пересказывал какие-то источники, то он мог легко
избежать противоречий.
Много догадок и предположений вызывает упоминаемый Платоном "плод мягкий".
Иногда считают, что в данном случае речь шла о бананах. В 50-х годах нашего
века в Бразилии обнаружили сорт дикорастущих бананов под названием pacoba.
Атлантологи считают, что культурные сорта бананов были выведены из этого
дикорастущего сорта в Атлантиде, а затем саженцы рассылались в колонии по
обеим сторонам Атлантического океана.
Платон говорит, что в облике храма Посейдона "было нечто варварское". Если
этот храм напоминал храмы ацтеков и тольтеков, то не следует удивляться,
что египтянам и грекам он казался варварским. На эти слова любят указывать
атлантологи, говоря о связи между Атлантидой и Америкой.
Во времена Платона, Греция уже не считалась центром всего мира. Если бы
Платон придумал этот рассказ в качестве фона для своих политических
воззрений, то, несомненно, он "поселил" бы богов в соответствии с научными
знаниями того времени. Поэтому складывается впечатление, что Платон в
данном случае повторяет слова Солона, переданные Критием на собрании в доме
Сократа. Еще спустя сто пятьдесят лет со смерти Платона Эратосфен,
известный географ из Александрии в своей "Географии" утверждал, что
материки Европа, Азия и Африка окружены океаном. Только в середине II века
н. э. Клавдий Птолемей выступил с "материковой" теорией. Во времена Платона
можно еще было предположить, что где-то в океане находится остров
Атлантида, но утверждение о том, что океан ограничивается каким-то
материком, не соответствовало тогдашнему уровню географических знаний.

Основные варианты местонаждения Атлантиды


Атлантический океан

Из теста диалогов Платона абсолютно ясно, что Атлантида находилась в
Атлантическом океане. По словам жреца, войско атлантов "держало путь от
Атлантического моря". Жрец говорит, что напротив Геракловых столпов лежал
большой остров, больше Ливии и Азии, вместе взятых, с которого по другим
островам можно было легко переправиться "на весь противолежащий материк", в
котором легко угадывается Америка.
Поэтому многие из атлантологов, особенно те, кто верят дате 9500 лет до н.
э., считают, что некогда Атлантида находилась в Атлантическом океане, и
следы ее следует искать либо на дне океана, либо рядом с существующими
островами, которые 11500 лет назад были высокими горными вершинами.

Средиземное море

Около двух с половиной тысяч лет назад в Средиземном море произошла
сильнейшая катастрофа за всю историю человечества. Взрыв вулкана Стронгиле
был в три раза сильнее, чем извержение вулкана Кракатау. Этот взрыв породил
волну цунами высотой несколько десятков, а то и сто метров, которая
обрушилась на берега Средиземного моря. Ученые считают, что эта катастрофа
явилась причиной гибели крито-микенской культуры, существовавшей 3000 лет
назад. Не удивительно, что столь грандиозный природный катаклизм привлек
множество исследователей, некоторые из которых пришли к странной на первый
взгляд мысли, что, описывая Атлантиду, Платон описывал Тиру (где был
расположен вулкан Стронгиле) или Крит.

Пиренейский полуостров

Имя одного из десяти первых царей Атлантиды – Гадир - дошло до нашего
времени в названии Гадирской области. Гадир - финикийское селение, нынешний
Кадикс. Это название дало основание отдельным атлантологам считать, что вся
Атлантида находилась на Пиренейском полуострове возле устья реки
Гвадалквивир.
Вблизи Гадира лежал другой известный город, Тартесс. Его жители были
этруссками и утверждали, что их государству 5000 лет. Немец Х. Шультен
(1922) считал, что Тартесс и есть Атлантида. В 1973 году неподалеку от
Кадикса на глубине 30 метров обнаружили остатки древнего города.
На севере Испании живет сейчас около миллиона басков. Их язык не похож ни
на один из известных языков мира. Определенное сходство есть между ним и
языками американских индейцев. Это дает основание предполагать, что баски –
прямые потомки атлантов.

Бразилия

В 1638 году английский ученый и политик Фрэнсис Бэкон Веруламский в книге
"Nova Atlantis" отождествлял Бразилию с Атлантидой. Вскоре вышел в свет
новый атлас с картой Америки, составленный французским географом Сансоном,
в котором были даже указаны провинции сыновей Посейдона на территории
Бразилии. Такой же атлас издал в 1762 г. Роберт Вогуди. Рассказывают, что
при виде этих карт Вольтер трясся от смеха.

Скандинавия

В 1675 году шведский атлантолог Олаус Рудбек доказывал, что Атлантида
находилась в Швеции, а ее столицей была Упсала. По его словам, это с
очевидностью явствовало из Библии.

Африка

Геродот, Помпоний Мела, Плиний Старший и некоторые другие античные историки
пишут о племени атлантов, живущем в Северной Африке у гор Атлас. Атланты по
их словам, не видят снов, не используют имен, не едят ничего живого и
проклинают восходящее и заходящее солнце.
На основании этих сообщений П. Борхардт утверждает, что Атлантида
находилась на территории современного Туниса, в глубине пустыни Сахара. В
его южной части находятся два озера, которые, согласно современным данным,
являются остатками древнего моря. В этом море должен был находиться остров
Атлантис.
В конце XIX века французский географ Этьен Берлю поместил Атлантиду в
Марокко, в район Атласских гор.
В 1930 году А. Германн заявил, что Атлантида находилась в низменности Шатт-
эль-Джерид, между городом Нефта и заливом Габес. Правда эта территория не
опускается, а поднимается...
Немецкий этнограф Лео Фробениус нашел Атлантиду на территории королевства
Бенин.

Из-за чего погибла Атлантида?


Землетрясение

Многие атлантологи полагают, что землетрясение могло быть тем стихийным
бедствием, которое опустило Атлантиду на дно океана. В соответствии с новой
концепцией о блоковом строении земной коры и о движении литосферных плит
самые сильные землетрясения происходят на границах этих плит.
Главное сотрясение продолжается всего несколько секунд, а все землетрясение
может длиться до нескольких десятков минут. Значит, отведенных Платоном
суток хватает для землетрясения. При землетрясениях зафиксированы случаи
резкого оседания земли на несколько метров. В Японии зафиксировано
десятиметровое оседание. В 1692 году город пиратов Порт-Ройал на Ямайке
погрузился в море на 15 метров. 15 метров вполне достаточно, чтобы большая
часть плоского острова скрылась под водой. При этом не исключено, что во
время гибели Атлантиды произошло во много раз более сильное землетрясение.
Азорские острова и Исландия в Атлантике и Эгейское море в Греции являются
областями повышенной сейсмичности. Землетрясения с эпицентром на морском
дне вызывают цунами – еще один вид природной катастрофы.

Цунами

Цунами дословно означает "длинные волны в порту" (япон.). Ученые пользуются
этим термином для обозначения гигантских разрушительных волн. Чаще всего
цунами возникает из-за землетрясения, но его может вызвать и подводное
извержение вулкана, и обрушение берегов.
Высота цунами в открытом океане может составлять всего несколько метров.
При длине волны в несколько десятков, а то и сотен километров это не очень
заметно. Скорость же волны в открытом океане может составлять 1000 км/ч.
Классическим примером цунами, порожденной вулканическим взрывом является
цунами, возникшее в результате извержения вулкана Кракатау в Индонезии в
1883 году. Высота волны составила 36 - 40 м. Ее зарегистрировали даже в
Панаме, в 18350 км от точки возникновения.
Сначала море отступает, уровень его понижается. Потом набегает волна
высотой в несколько метров. Спустя 5 - 10 минут набегает вторая волна, чуть
ниже. И через 10 - 20 минут приходит третья, самая высокая волна. Она может
быть до нескольких сотен метров.
Таким образом, цунами может за два часа уничтожить прибрежную зону материка
или даже целый остров.
Как ни странно, нечто подобное произошло примерно в 1500 году до н. э. в
Средиземном море, недалеко от одного из мест возможного нахождения
Атлантиды, острова Крит...

Космические катастрофы


Столкновение астероида с землей

Астероид или метеорит могут быстро уничтожить любой остров. Единственное
условие – достаточные масса и скорость астероида. В начале XX века
появилось много гипотез, связанных с такого рода катастрофами. Правда,
сейчас уже ученым представляется ясным, что подобный астероид уничтожил бы
и всю жизнь на планете. (Что не уменьшает число сторонников таких гипотез)
Многие атлантологи считают, что гигантские кладбища мамонтов объясняются
тем, что высокая волна утопила их, а, вследствие поворота земной оси,
мамонты оказались близко к новому Северному полюсу, отчего и замерзли на
несколько тысяч лет. Однако эта теория не объясняет, почему рядом с
мамонтами не лежат другие животные, и каким образом гигантская волна,
погубившая Атлантиду, добралась и до мамонтов.
Атлантида – фантазия Платона.
Часть исследователей приходит к выводу, что острова, описанного Платоном не
могло существовать, значит Платон его выдумал. Причины, которые не
допускают существование Атлантиды таковы: Остров слишком велик и ему не
находится места. Геология и океанография не подтверждают опускания крупного
острова. Не найдено достоверных упоминаний об Атлантиде. Много лет назад не
могло быть развитой культуры. Многие замечают, что у Платона был еще один
диалог, "Государство" повествующий об идеальном государстве, но там
повествование ведется от лица армянина Эра, вернувшегося в мир живых из
загробного мира. Описание загробного мира дается реалистически и подробно.
Они считают, что Атлантида была выдумана Платоном для иллюстрации его
политических взглядов, что и послужило причиной
множества противоречий в диалогах.

Есть ли надежда найти Атлантиду?

Только одно может окончательно решить проблему существования Атлантиды:
находка того, что от нее осталось на морском дне. Если это событие
состоится, то, скорее всего оно коренным образом изменит все представления
человечества о собственной истории. Может ли это произойти в обозримом или
же необозримом будущем?

Шансы на обнаружение

Скорее всего, затонувшую Атлантиду можно найти на вершине подводной
горы или на подводном плато. Однако наличие где-либо подводной горы еще не
доказывает существования там остатков древней цивилизации.
Получить информацию о морском дне ученые могут несколькими способами: лично
побывав на дне в акваланге (не глубже 100 метров), панцирном скафандре (до
160 метров) или управляемом подводном аппарате (до 500 метров), с помощью
грунтовых трубок, драг или дночерпателей, подводного фотографирования или
телевидения.
Неоднократно учёные делали ценные археологические находки, правда, за все
это время не было найдено ничего, что доказывало бы существование
затонувшего материка. Темпы подводных исследований все время увеличиваются,
так что с технической точки зрения надежда на открытие каких-либо объектов
в океане есть.

Шансы на сохранение

За последние 4000 лет с поверхности египетских пирамид исчез слой толщиной
более одного метра! И это произошло всего за 4000, а не за 12000 лет, и не
под водой, а на суше. Содержание растворенного кислорода в воде весьма
значительно, поэтому подводное выветривание – это, в сущности, процесс
окисления. Все соединения двухвалентного железа со временем превращаются в
соединения трехвалентного железа. На известняки и на все известняковые
породы, кроме того, действует углекислый газ.
В античную эпоху строительным материалом служили известняки (мрамор),
изверженные горные породы (гранит, базальт, гранидиорит, передотит) и
песчаники. За 11500 лет в морской воде полностью растворилась бы стена,
возведенная из базальта или туфа. На чистые известняки небольшой
пористости, например, мрамор, морская вода воздействует не так уж сильно, а
пористые известняки или породы с высоким содержанием алеврита, могут
полностью разрушиться за очень короткий промежуток времени.
На скорость подводного выветривания и разрушения горных пород влияют еще
три фактора: прикрытие осадками, биологические процессы и механическая
деструкция.

Прикрытие осадками

Если здание или сооружение оказывается, прикрыто наносами, то оно выходит
из-под коррозийного воздействия воды и может сохраняться значительно
дольше. Но, с другой стороны, это уменьшает вероятность обнаружения
археологических остатков во много раз.

Биологические процессы

В мелководных морях постройки из известняка подвергаются воздействию
моллюсков, которые легко проделывают в нем свои ходы. Одни виды моллюсков
сверлят породу механически, другие протравливают ее с помощью выделяемой
кислоты. Сверлящие моллюски обычно обитают на мелководье, не глубже 55
метров. В течение нескольких столетий известняковый блок может быть
просверлен настолько, что от слабого движения воды он распадется на мелкие
обломки.

Механическая деструкция

На глубинах до 10 метров сильные колебания могут относительно быстро
разрушить любые постройки Атлантиды.
По аналогии с греческими городами, мы можем заключить, что в месте гибели
Атлантиды должно быть сосредоточено большое количество металлических
предметов, изделий из керамики и дерева.

Металлы

В пресной воде шансы на сохранение есть у всех металлов, но в соленой
морской воде их шансы куда призрачнее, так как на металлы влияют соли. Соль
оказывает на металлы коррозийное воздействие, кроме того, процесс
разложения ускоряется под действием гальванических токов. Морская вода
действует как электролит, металлы – как аноды и катоды. Уже через 200 лет
железо превращается в гидратированный окисел. Чистая медь (если предметы
тонкие) и медные сплавы [бронза, латунь (орихалк?)] исчезают за 200 - 400
лет. Однако, если толщина медных предметов значительна, то на поверхности
может образоваться слой карбонатов, защищающий предмет. При условии, что
оно имеет достаточно высокую пробу, стабильно золото. Некоторые металлы
могут сохраниться, если они быстро покроются водорослями или кораллами. Но
в этом случае обнаружение этих предметов становится почти невероятным.
Сравнение записей Платона с данными науки.

Большие глубины у берегов Пелопоннеса

Земля праафинян была описана так: "Вся она тянется от материка далеко в
море, как мыс, и со всех сторон погружена в глубокий сосуд пучины". Древние
греки не могли даже предполагать наличия глубин больше нескольких десятков
метров. Возможно, впрочем, что Платон, исходя из наличия крутых берегов,
сделал правильный вывод, что там, где скалы резко обрываются в море, должны
быть большие глубины.

Процесс денудации

"...И вот остался, как бывает с малыми островами, сравнительно с прежним
состоянием лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная
земля оказалась смытой, и только один остов еще перед нами". Это довольно
точное описание процесса денудации, при котором обнажаются породы
основания. Подобный процесс действительно происходит в Греции и по всему
Средиземноморью. Продукты выветривания не удержались на склонах гор,
лишенных лесов, и были смыты в море. Сегодняшняя закарстованная
известняковая поверхность большей части Греции выглядит именно так.

Почва и леса, как регуляторы стока воды

В диалоге "Критий" Платон пишет: "...воды, каждый год изливаемые от Зевса,
не погибали, как теперь, стекая с оголенной земли в море, но в изобилии
впитывались в почву, просачивались сверху в пустоты земли и сберегались в
глиняных ложах, а потому повсюду не было недостатка в источниках ручьев и
рек". И снова Платон показывает такие знания, которых в тогдашней Греции ни
у кого не могло быть.

Местоположение храма Нейт в Египте

В начале диалога "Тимей" говорится: "Есть в Египте, у вершины Дельты, где
Нил расходится на отдельные потоки, ном, именуемый Саисским; главный город
этого нома – Саис... Покровительница города – некая богиня, которая по-
египетски зовется Нейт...". Это описание полностью соответствует
действительности.

Землетрясение и наводнение

При описании гибели Атлантиды Платон ставит рядом эти стихийные бедствия.
Современная геология говорит, что они происходят вместе во время цунами.
Приблизительно в XV веке до н. э. произошел взрыв вулкана на острове Тира,
расположенном в Эгейском море. Большая волна цунами достигла тогда
материковой Греции, Крита, Египта и других частей Восточного
Средиземноморья. По мнению некоторых исследователей, воспоминания об этой
катастрофе послужили Платону источником для описания гибели Атлантиды.

Персидские войны

Описание Платоном войны праафинян с Атлантидой очень напоминает войны
греков с персами. Афиняне также были вынуждены воевать одни, персы также
хотели подчинить Грецию "одним ударом", греки тоже освободили малоазиатские
греческие города от персидского ига.

Крит

Описание острова в Атлантиде напоминает Крит, как по рельефу, так и по
природным данным. Столицу же Атлантиды сравнивают иногда с Тирой или с
Карфагеном. А. Шультен писал, что система трех концентрических стен
характерна для античных средиземноморских городов.

Храм

"Был и храм, посвященный одному Посейдону, который имел стадий в длину, три
плетра в ширину и соответственную этому высоту". Это значит, что в длину
храм имел 190 м, а в ширину 90 м. Пропорция 2:1 достаточно обычна для
греческих храмов. В. Бранденштейн приводит цифры 69х31 для Парфенона и
109х51 для храма Аполлона в Милете. О храме Посейдона Платон пишет, что тот
был окружен золотой оградой, но то же самое говорилось и о храме Афродиты
на Кипре. Скульптура Посейдона на колеснице, влекомой шестью крылатыми
конями, в окружении ста нереид на дельфинах напоминает Посейдона скульптора
Скопаса.

Металлы

Платон пишет, что остров атлантов был богат металлами, что странно для
Атлантического океана, но естественно для Средиземного моря. Судя по
описанию металлов, это могли быть Кипр или Ивис (у побережья Испании).

Несоответствия данных Платона и данных исторической науки

Из диалогов Платона следует существование развитых цивилизаций на острове
Атлантис и в Греции 11500 лет назад. Однако, наиболее древние цивилизации,
известные науке, – это цивилизации Месопотамии и Египта, относящиеся к
началу четвертого тысячелетия до н. э. Платон пишет о письменности
атлантов, но древнейшие памятники письменности тоже относятся к IV
тысячелетию до н. э. и тоже к Египту и Месопотамии. Ж. Демюль приводит
данные, о том, что древнейшее поселение, жители которого занимались
скотоводством на территории Греции, относится к середине восьмого
тысячелетия до н. э.
Согласно Платону, атланты знали золото, олово, серебро, медь, орихалк и
железо. Но значит, они жили в эпоху железа, и их воины были вооружены
железным оружием. Отсюда следует, что и праафиняне тоже были вооружены
железным оружием, иначе как бы они могли победить атлантов? Но нам точно
известно, что в Греции железо появилось не ранее XI века до н. э. Правда,
некоторые авторы объясняют это несоответствие. Например, Н. Ф. Жиров пишет,
что в эпизоде про ловлю быка "без железа" подразумевается не наличие
железного оружия у атлантов, а наличие культовых предметов из железа,
возможно метеоритного. Так же не очень понятно, что за металл скрывается за
названием орихалк. В литературе довольно много мнений по поводу этого
металла. Одни из них вполне приемлемые, другие просто фантастические.
Скорее всего, это сплав меди с каким-либо металлом, например, с цинком
(позднее римляне называли цинк orichalcum или aurichalcum).
Платон пишет, что от главного города Атлантиды к морю был прорыт
километровый канал шириной сто метров и глубиной 30 метров (?!) Осадка
крупнейших океанских судов составляет 10 м, а самые крупные судоходные
каналы имеют глубину 12 м.
Платон пишет, что остров имел форму прямоугольника со сторонами 2000
стадиев и 3000 стадиев(579х386 км2). До этого же он пишет, что остров был
больше Ливии (Африка) и Азии (Малая Азия) вместе взятых. Это еще одно явное
несоответствие. Даже если брать географические знания не древних греков, а
еще более древних праафинян, получается, что даже известная им часть Африки
имела, куда большую площадь.
Платон пишет, что армия главного острова Атлантиды составляла 840`000
воинов, 120`000 всадников и 10`000 колесниц, флот насчитывал 1200 кораблей
с 240`000 матросов. Геродот приводит о персидской армии Ксеркса такие
данные: 1`700`000 пеших воинов, 80`000 всадников, 1200 крупных кораблей,
3000 малых судов. Однако

Новинки рефератов ::

Реферат: Учет и контроль использования денежных средств на примере ТОО (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекции (Педагогика)


Реферат: Матричная структура управления (Менеджмент)


Реферат: Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим) (Культурология)


Реферат: Интересы партнёров в переговорном процессе, различия интересов (Психология)


Реферат: Анализ финансовой деятельности предприятия ЗАО "Ртищевские продукты" (Аудит)


Реферат: Существуют ли внеземные цивилизации (Астрономия)


Реферат: Религиозное воспитание (Педагогика)


Реферат: Проблемы государственного регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ (Страхование)


Реферат: Microsoft Access (Программирование)


Реферат: Индивидуум (человек), общество и бизнес (Психология)


Реферат: Волоконно-Оптические Линии Связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Крестьянская реформа (Право)


Реферат: Структура сходящихся последовательностей (Математика)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за IV квартал 2001 года (Аудит)


Реферат: Кардинал Ришелье (Исторические личности)


Реферат: Нерегулярные четырехполюсники или длинные линии (Радиоэлектроника)


Реферат: Фольклор (Культурология)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Виды нормативно правовых актов и способы их публикации (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист