GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Салфетки (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Салфетки (Искусство и культура)


Реферат


по Труду


Тема: Салфетки



Выполнила ученица
9 «В» класса средней школы
№27
Илаева Т.А._________



Барнаул, 2003
Празднично сервированный стол имеет свои особенности. И тот, кто придает
значение не только кулинарным изыскам, но и созданию соответствующей
атмосферы, должен многое продумать. Однако чтобы сервировать стол в
определенном стиле и в соответствии с правилами искусства декора,
необходимо обладать некоторыми навыками.

Если предполагается подавать только одно блюдо, то потребуется один нож,
одна вилка и один бокал. Этого ограниченного количества столовых приборов
достаточно для гриля на свежем воздухе или пикника. Салфетка размещается
перед прибором.
Для специалистов по декору стола салфетка, не говоря, конечно, об остальных
предметах сервировки, играет очень важную роль. И исходя из этого ее стоит
подобающе оформить. Прежде всего необходимо продумать, что должно
присутствовать на столе, и затем тщательно разложить и расставить на нем
все предметы сервировки. Превосходное меню должно сочетаться с
непринужденной атмосферой общения, чему способствует и соответствующее
убранство стола. Так, например, следует помнить, что столовые приборы
кладут параллельно друг другу и под прямым углом к краю стола. При
складывании салфеток также очень важна аккуратность, но, как вы сами
сможете убедиться, все сложенные салфетки немного отличаются друг от друга.
Однако это не очень заметно. Главное — сохранить общую гармонию.

Приборы

К приборам относятся столовые приборы, посуда и бокалы. Под это понятие
попадают также подставки для ножей из бабушкиного наследства, которые
сегодня успешно возвращаются на стол. Обычные столовые приборы — это
большой нож, большая вилка, большая ложка, закусочный нож, закусочная
вилка, десертная ложка, десертная вилка и десертный нож. Если у вас имеется
полный комплект столовых приборов, то при необходимости можно выложить на
стол также вилку и нож для рыбы.

Салфетка лежит справа от приборов. Этот вариант подходит для большого
стола, в противном случае салфетка будет находиться слишком близко к
бокалам. Полный набор столовых приборов уместен, когда предполагается
подавать минимум три разных блюда. Количество бокалов соответствует
количеству блюд. Салфетка находится на тарелке. Салфетка лежит слева на
тарелке для хлеба. Это возможно в том случае, когда хлеб и масло не
подаются сразу же. В противном случае проблему можно решить, сложив
салфетку в форме корзиночки для хлеба. Салфетка находится слева. Это
удобно, когда не ставится тарелка для хлеба. Салфетка не должна лежать
слишком близко к приборам соседа слева, чтобы каждый гость сразу видел,
какая из салфеток предназначена ему. В дополнение к основным тарелкам,
включая глубокую тарелку и тарелку для хлеба, сегодня нередко ставят на
стол большую мелкую тарелку, которая служит подставкой для основных тарелок
и предохраняет скатерть от случайностей. Но чаще всего она выполняет чисто
декоративную функцию, привнося дополнительный цветовой акцент.
Из бокалов на стол ставят: бокал для красного вина, бокал для белого вина и
бокал для воды. В особо торжественных случаях ставят также фужер для
шампанского. Аперитив обычно подают отдельно. Соль и перец помещают на
специальной подставке классического или оригинального дизайна. Это для тех
гостей, которым нравятся острые блюда. Другие специи подают только к
определенным блюдам. Пепельницам же на столе не место. Они уместны лишь
после десерта, то есть перед кофе. Сервировка прямоугольного Сервировка
круглого стола. стола: салфетки лежат ровными рядами, идентично
относительно каждого прибора. Бокалы для вина ставят над ножами в том
порядке, в каком их будут использовать. Бокал для вина, подаваемого к
закуске, ставят правее и ближе к гостю. Несколько дальше — бокал для вина,
которое будет предложено к основному блюду. Следующим ставят бокал для
других напитков. Ножи и ложки кладут справа от тарелки, вилки — слева.
Десертные приборы располагают перед основной тарелкой, нож для масла — на
тарелке для хлеба. Основное правило, которому необходимо следовать:
столовые приборы размещают с обеих сторон от тарелки в порядке очередности
подаваемых блюд.

Размещение салфеток

Существует несколько вариантов размещения салфеток относительно столовых
приборов. Обычно их размещают на основной тарелке, то есть в центре. Здесь
принадлежность салфетки не вызывает сомнений. Если вы подготовили меню на
карточке, то лучше положить его между салфеткой и основной тарелкой —
идеальное решение для летнего праздника или ужина на террасе в узком кругу,
поскольку ваша карточка с перечнем блюд не улетит при первом порыве ветра.
САЛФЕТКА ж. франц. плат камчатной или браной ткани, для утирки за столом,
или малая скатерть, нередко цветная, на чайный столик; ширинка, утиральник,
и столечник. Салфетная, -точная ткань. Салфетный стан. Салфеточник м. -ница
ж. салфеточный ткач, ткачиха. При Петре I говорили: салфет (salut) вашей,
милости! здравствуйте.
Полотняная салфетка - обязательный атрибут сервировки стола. Еще в Древней
Греции около 3500 лет тому назад было принято, чтобы во время еды раб
утирал хозяину губы листком фигового дерева. Именно так родилась салфетка.
Однако, настоящую салфетку из ткани впервые стали употреблять в Древнем
Риме около 2000 лет тому назад.

В настоящее время вот основные требования к полотняным салфеткам:
накрахмаленность в меру, позволяющая хорошо держать форму, которую придали
салфетке; хорошая отглаженность; оптимальный выбор формы складывания
салфетки, позволяющей официанту как можно меньше касаться салфетки руками
при работе с ней.

Красиво смотрятся на засервированном столе индивидуальные салфетки в
специальных кольцах из мельхиора, фарфора или керамики. И, конечно же,
салфетки по цвету, рисунку и фактуре ткани должны гармонировать со
скатертью - только так можно усилить впечатление от красиво накрытого
стола.

Да, вот еще одно очень важное замечание: официант не сможет выполнять все
правила сервировки, если в ресторане используются столы, не отвечающие
требованиям ГОСТ 17524.1-93 по размерам посадочного места, которые для
ресторанов составляют 600 мм длиной и 425 мм шириной. В результате гости
-скованы в движениях, мешают друг другу а безопасность их здоровья не
гарантирована.

Вот и закончена предварительная сервировка стола. Самое время начинать
банкет!
Салфетка - непременный предмет сервировки стола. Ведь без салфетки
невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. Кроме того, хорошо
отглаженная и красиво сложенная полотняная салфетка еще и украшает стол.


Существует много способов свертывания салфеток, но мы рекомендуем наиболее
удобный и простой способ, чтобы как можно меньше прикасаться к ней руками и
чтобы в развернутом виде она не выглядела мятой.


При сервировке стола к завтраку или обеду обычно салфетки складывают
вчетверо, треугольником, пополам и заворачивают рулетом, что, кстати не
очень трудно, а для торжественного ужина или обеда допустимы более сложные
формы складывания салфеток - парусом, колпачком, свечкой и др.


Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.


Можно полотняные салфетки заменить бумажными, разумеется, не разрезая их в
целях экономии на части.


Как правильно пользоваться салфеткой

Садясь за стол и увидев на тарелке перед собой красиво свернутую
белоснежную салфетку, некоторые испытывают какую-то робость перед ней.
Иногда пытаются даже осторожно отложить ее в сторонку, не зная о том, что
салфетка столь же необходима, как нож, вилка, ложка, и, так же как они,
призвана помочь человеку во время еды.


Как уже говорилось, хорошо отглаженная и умеренно подкрахмаленная
белоснежная салфетка, красиво сложенная, несомненно, украшает стол, придает
ему вместе с другими предметами сервировки более торжественный вид.
Основное же назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм
каждого от попадания случайных брызг, капель, крошек. Ею также обтирают
пальцы и губы во время и после еды.


Непосредственно перед едой салфетку нужно развернуть, сложить вдвое и
положить изгибом к себе на колени.


Закладывать салфетку одним из ее углов или краем за воротник или лацкан
пиджака не принято.


Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней
половиной салфетки, не снимая ее с колен.


Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем
перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промокают
их о верхнюю половину салфетки. Вытирать губы путем скользящих движений по
ним салфеткой некрасиво.


Что недопустимо?

Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в
качестве полотенца для сильно испачканных рук.


Не полагается, сев за стол, пристально разглядывать приборы и посуду, а
затем салфеткой протирать их, если вы вдруг заметили какое-то пятнышко.
Этим вы обидите хозяев, усомнившись в их чистоплотности.


По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать
ей прежний вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки. Не
рекомендуется также вешать ее на спинку стула или класть на его сиденье.


Закладывать салфетку одним из ее углов или краем за воротник или лацкан
пиджака не принято.


Предлагаем несколько способов складывания салфеток, не требующих много
времени и усилий

"Ракушка"

[pic] Положить развернутую салфетку на стол мережкой к себе;

[pic] Согнуть салфетку посредине сгибом от себя;

[pic] Свернуть салфетку справа налево гармошкой;

[pic] Сложить салфетку вдоль посредине - сгибом вниз, складками наружу;

[pic] Поднять салфетку и правой рукой держать сторону салфетки со
складками;

[pic] Левой рукой согнуть гладкую сторону салфетки вниз по диагонали, чтобы
гладкая сторона спускалась;

[pic] Подвернуть спускающуюся часть салфетки снизу на другую сторону.
Поставить салфетку, отпустить складки (гармошки).

[pic]

"Космос"
[pic] Положить развернутую салфетку на стол;

[pic] Согнуть ее посредине сгибом от себя;

[pic] Подвернуть верхние углы салфетки вниз к середине кромки, то есть
сложить салфетку треугольником, не заминая сгибов (то есть соединить оба
нижние углы салфетки). ;

[pic] Поставить сложенную салфетку на тарелку углами.

[pic]

"Тройной шатер"
[pic] Положить развернутую салфетку на стол углом к себе;

[pic] Положить нижний угол на верхний, не заминая сгиба;

[pic] Держа салфетку в руках, сложить ее углы сзади "в замок", то есть
заправить один угол в другой;

[pic] Поставить сложенную салфетку.
[pic]

Салфетки из плотной ткани
Портьерную ткань квадратной, прямоугольной, круглой, овальной или другой
формы подвернуть на 3-5 мм, приметать и обвязать крючком столбиками без
накида, вводя крючок в ткань на расстоянии 5 мм от края (подгиб внутри
обвязки). Крючок вводить в ткань по разметке или по счету нитей, расстояние
между уколами 2-4 мм. Перед приметкой не забыть обрезать уголки у
прямоугольника (вырезать клинышки у круга), чтобы край салфетки был
одинаковой толщины (два слоя) по всему периметру. Несыпучую, толстую
мебельную ткань можно не подворачивать, а обвязать по обрезному краю.
После обвязки сосчитать количество столбиков на каждой стороне салфетки и
сравнить его с раппортом выбранного рисунка. Если количество столбиков на
каждой стороне прямоугольника (всего круга) кратно раппорту, то
распределить рисунок (фестоны) по периметру салфетки и связать по схеме
кружево.

Если количество столбиков обвязки не делится нацело на число единиц вязания
раппорта, то необходимо связать еще несколько (1-2-3) рядов ст.б/н (ст.с1Н,
филейной сеткой) с прибавками на уголках (или равномерно по кругу) до
необходимого количества ед. вязания, кратного раппорту, и продолжить
вязание рисунком каймы. На уголке вяжется 3 ст б/н из 1, прибавка на уголке
дает по 2 ст.б/н на каждой стороне квадрата.
• Салфетка в клетку
Для середины салфетки использован кусок портьерной ткани размером 40х40 см.
Для обвязки использованы нитки «Снежинка», крючок 1,25. Раппорт каймы – 10
столбиков.

1 ряд - на расстоянии 14 столбиков от угла прикрепить нить и обвязать
подогнутый край салфетки ст б/н. Замкнуть ряд соединительным столбиком.
Связать 2-ой ряд – чередование 3 ст б/н и 3 в.п.. На уголке из 1 столбика
вязать 3. Замкнуть ряд. Довязать по схеме кайму. Ряды начинать в.п. для
подъема и заканчивать соед. ст. 6-ой, последний ряд каймы украсить пико из
3 в.п.

Жестко накрахмалить только кайму. Для этого разложить салфетку на столе или
полиэтилене и с помощью тампона увлажнить белое вязание крахмалом. Для
цветного вязания можно использовать желатин. Подсохшую (чуть влажную) кайму
отгладить.
• Розовая салфетка
Для середины салфетки использован кусок портьерной ткани размером 25х25 см.
Для 1-5 рядов обвязки использованы нитки, выдернутые из ткани, для 6 и 7
рядов – темно-розовая катушечная нить №40, крючок 1,0. Раппорт каймы – 9
столбиков.

1 ряд - на расстоянии 22 (или 13) столбиков от угла прикрепить нить и
обвязать подогнутый край салфетки ст б/н. Замыкать ряд соединительным
столбиком не надо. Переход из ряда в ряд расположен в части узора каймы из
ст б/н и делается по спирали.Связать 2-ой ряд из ст б/н с прибавками на
уголках. 3-ий и остальные ряды – по схеме.
• Круглая салфетка из мебельной ткани
Для середины салфетки использован круглый кусок несыпучей мебельной ткани
диаметром 11 см. Для обвязки использована катушечная нить №40 в 4 сложения,
две нити – желтые, 2 – зеленые. Крючок 1,5. Раппорт каймы – 12 столбиков.

Край ткани не подгибать. Разметку для 1-ого ряда обвязки удобно выполнить
сухим мылом. Столбики б/н 4-ого ряда вязать под дугу из 6 в.п. 3-его ряда.
Салфетки из тонкой ткани
Тонкую ткань квадратной, прямоугольной, круглой, овальной или другой формы
подвернуть на 5-7 мм, приметать и прострочить на машинке бельевой строчкой
с шагом 2-3 мм или швом зиг-заг. Обрезать неподшитый край ткани рядом со
строчкой. Обвязать край салфетки тонким крючком (0,5-0,7) катушечной нитью
№40-60 столбиками без накида, вводя крючок в ткань на расстоянии 3-5 мм от
края (подгиб внутри обвязки). Крючок вводить в ткань используя машинную
строчку как разметку. Перед приметкой не забыть обрезать уголки у
прямоугольника (вырезать клинышки у круга), чтобы край салфетки был
одинаковой толщины (два слоя) по всему периметру.

После обвязки сосчитать количество столбиков на каждой стороне салфетки и
сравнить его с раппортом выбранного рисунка. Если количество столбиков на
каждой стороне прямоугольника (всего круга) кратно раппорту, то
распределить рисунок (фестоны) по периметру салфетки и связать по схеме
кружево.

Если количество столбиков обвязки не делится нацело на число единиц вязания
раппорта, то необходимо связать еще несколько (1-2-3) рядов ст.б/н (ст.с1Н,
филейной сеткой) с прибавками на уголках (или равномерно по кругу) до
необходимого количества ед. вязания, кратного раппорту, и продолжить
вязание рисунком каймы.
• Салфетка с плоской каймой
Для середины салфетки использован кусчек батиста диаметром 11 см. Для
обвязки использованы катушечные нитки №40, крючок 0,6. Раппорт каймы – 4
столбика.

1 ряд - прикрепить нить и обвязать подогнутый край салфетки ст б/н,
используя машинную строчку как разметку. Связать 2-ой ряд – чередование 1
ст б/н и 3 в.п. Последняя дуга ряда составлена из 1 в.п и 1 ст с1н. 3-ий
ряд составлен из ст с2н, связанных под дуги 2-ого ряда и соединяющих
цепочек из 2 или 6 в.п. Последняя дуга ряда состоит из 4 в.п. и ст с1н.
Довязать по схеме кайму из 5 рядов.

Накрахмалить можно всю салфетку.
• Салфетка с объемной каймой
Для середины салфетки использован кусчек батиста диаметром 11 см. Для
обвязки использованы катушечные нитки №40, крючок 0,6. Раппорт каймы – 2
столбика.

1 ряд - прикрепить нить и обвязать подогнутый край салфетки ст б/н,
используя машинную строчку как разметку. Связать 2-ой ряд – чередование 2
ст с1н и 3 в.п. Последняя дуга ряда составлена из 1 в.п и 1 ст с1н. 3-ий и
4-ый ряды связаны дугами по 4 в.п. Последняя дуга ряда составлена из 2 в.п.
и ст с 1н. 5-ый и 6-ой ряды связаны дугами по 5 в.п. Последняя дуга ряда
составлена из 3 в.п. и ст с 1н. 7-ой и 8-ой ряды связаны дугами по 6 в.п.
Последняя дуга ряда составлена из 3 в.п. и ст с 2н. 9-ый ряд связан дугами
из 6 вп из нити в 2 сложения – голубая + белая.

Накрахмалить всю салфетку. Сильно накрахмаленную влажную кайму выложить
объемными волнами и досушить .
СПОСОБЫ СКЛАДЫВАНИЯ САЛФЕТОК
[pic]

Салфетки бывают различной величины. К завтраку, обеду, ужину подают
салфетки большого размера (35х35 см - 45х45 см), а к кофейному чайному
столу - меньших размеров (25х25 см - 35х35 см). Такой же величины
салфетки идут к десертному столу, столу "а ля фуршет" и к коктейльному
столу.
Цветные салфетки, как с бахромой, так и без нее, подаются только к
чайному и кофейному столам. Во всех остальных случаях салфетки должны
быть подрублены.
Салфетки должны подходить к скатерти, посуде. Они могут быть одного
цвета со скатертью, но отличаться тоном (например, ярко-зеленая скатерть,
светло-зеленые салфетки), или иметь другую окраску (синяя скатерть,
желтые салфетки; бордовая скатерть, алые салфетки). Если стол покрывают
двойной скатертью, то салфетки должны быть такого же цвета, что и
основная скатерть. Сложные салфетки кладут на закусочные тарелки или
слева от них. Если салфетки кладут слева от тарелок, то их можно вдеть в
металлическое или плетенное кольцо. Конечно, если стол будет сервирован
керамической посудой, то кольцо для салфеток лучше взять керамическое.
Складывая салфетки, надо стараться как можно меньше касаться их
руками. Перед едой салфетку следует расстелить на коленях так, чтобы в
случае надобности ею можно было легко воспользоваться. Этой салфеткой
слегка промокают только уголки рта. После трапезы салфетку складывают и
кладут справа от тарелки.
Если на стол кладут бумажные салфетки, например, к коктейльному
столу или когда много гостей, и их всех нельзя обеспечить матерчатыми
салфетками, то их складывают и закладывают в специальные держатели или
большие стаканы.
КЛАССИЧЕСКАЯ САЛФЕТКА С КОЛЬЦОМ
Сложите салфетку вчетверо и положите ее перед собой в форме ромба, закрытым
краем вниз. Правый угол заверните в центр салфетки, накройте левым углом
так, чтобы они заходили друг на друга. Внизу салфетки должен получиться
острый угол. Переверните салфетку, сожмите ее, проденьте в кольцо до
середины.
ПРОСТОЙ БАНТ
Сверните салфетку вчетверо и положите ее перед собой в форме ромба,
открытым краем влево. Начиная снизу сложите салфетку гармошкой. Проденьте в
кольцо до середины и расправьте складки с обеих сторон.
ПРОСТЫЕ КРУЖЕВНЫЕ СКЛАДКИ
Этот вариант больше всего подходит для салфеток с кружевной каймой. Сложите
салфетку вчетверо и положите ее перед собой в форме ромба, сгибом вверх.
Начиная снизу возьмите первый слой салфетки и по диагонали загните его
вверх. Второй слой салфетки загните снизу, не доходя до верхней точки
примерно на 2 сантиметра. Повторите с оставшимися слоями, загибая их так,
чтобы был виден каждый предыдущий край и края отставали друг от друга на
одинаковое расстояние. Разгладьте складки, чтобы они сохранили форму.
ЭЛЕГАНТНОЕ ГОФРЕ
Сложите салфетку вчетверо. Положите ее перед собой в форме ромба открытым
краем вверх. Отверните первый слой салфетки по диагонали, чтобы сложить
посередине. Сложите этот слой гармошкой так, чтобы конец оказался
направленным вниз. Положите на складки тяжелый предмет для сохранения
складок. Возьмите второй слой и сложите его так же, как первый. Слегка
прогладьте или расправьте рукой, чтобы складки сохранили форму. Переверните
салфетку так, чтобы складки располагались вертикально. Возьмите салфетку за
внешние концы и сложите пополам


Фото 1.

Отверните первый слой салфетки вниз от верхнего угла.



Фото 2.

Сложите гармошкой. Кончик должен быть направлен вниз.



Фото 3.

Поставьте стакан, чтобы сохранить складки, и сложите второй
слой.



Фото 4.

Поверните салфетку так, чтобы складки располагались вертикально, и
сложите ее пополам.



Фото 5.

Положите сложенную салфетку на тарелку для хлеба, а рядом с
тарелкой –
нож для масла



Кружево, представляющее собой ажурный орнамент, созданный путем
переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканной
основы, появилось в странах Западной Европы на рубеже XV-XVI веков.
Традиционно родиной кружева считается Италия. Именно там процветала ажурная
вышивка – шитый узор по разреженному полотну. Собственно она и стала
предтечей кружева, которое в свою очередь позаимствовало у нее
орнаментальные мотивы в виде геометрических фигур, цветов, розеток.
Первое кружево имело довольно образное название – стежок в воздух.
Тканной основы у него не было. Мастерицы накладывали толстую нить на
контуры рисунка, изображенного на пергаменте, и прикрепляли его мелкими
стежками, а затем пространство внутри контуров заполнялось петельным швом.
Некоторые узоры вышивки соединялись между собой тонкими связками, также
сделанными петельным швом. После завершения работы получившееся кружево
отделяли от пергамента с нарисованным узором.
Немного позже появляется и плетеное кружево. Для этого использовали
нити, одним концом прикрепленные специальной подушке, а другими –
намотанными на коклюшки. На подушку накалывалась бумага с нарисованным
узором (так называемый сколок) и с дырочками в местах пересечения линий
узора. По мере того как мастерица плела узор, она вставляла в дырочки
острые булавки и, перекидывая коклюшки, скрещивала нити вокруг булавок.
Ранние кружева такого рада представляли собой узкую полоску ткани с
заостренными зубцами и простым геометрическим орнаментом. Ими украшали по
краю салфетки, воротники, манжеты, носовые платки, которые при этом
выполнялись в технике ажурной вышивки.
В начале XVII века новый этап в истории кружева ознаменовало собой
появление гипюра. Это шитое иглой или плетеное на коклюшках кружево, узоры
которого соединялись между собой тонкими нитяными связками, причем зачастую
каждая часть общего узора делалась разными мастерицами отдельно, а затем
все части скреплялись, образуя законченную вещь. Такая технология позволила
изготавливать кружево довольно быстро, а во вторых – делать крупнее.
Производством гипюра особенно славилась Венеция. Помимо особого
растительного узора, в переплетение которого включались стилизованные
изображения цветов, плодов, некоторые детали узора выделялись рельефным
контуров выполненным петельным швом. В середине и конце XVII века
появляются характерные для стиля барокко более пышные и фантазийные
растительные мотивы, рельеф контуров становится пластичнее, изобретается
множество ажурных сеток, которыми соединяются между собой части узора.
В XVIII веке Италия теряет славу ведущего производителя кружева.
Пальма первенства переходит к Фландрии и Франции
о Фландрии производство кружева стало развиваться еще в XVII веке.
Фламандские кружева отличались от итальянских необыкновенной тонкостью,
благодаря особенному качеству нитей, изготавливающихся изо льна, который
рос на полях Брабанта. Нити для кружев пряли в сырых подвалах, чтобы кудель
оставалась влажной и давала возможность вытягивать еле видимую глазу
эластичную нить.
Главынм центром производства кружев во Фландрии был Брюссель. Самым
знаменитым плетеным кружевом, изготавливаемым там, стало так называемое
кружево англетер (английское).
Оно отличается большим разнообразием орнаментальных и
технических приемов. Орнамент располагается на фоне тюля, но часто фон,
состоящий из мелких, украшенных зубчиками и узелками связок, занимает
основное пространство.
Появление кружева англетер связано с переходом к тюлевому
кружеву, в котором орнамент соединяется не нитяными связками, а тонкой и
прозрачной сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы. Моде на тюль
способствовал и царствующий в XVIII веке стиль рококко, пришедший на смену
пышному барокко. Теперь в узорах кружев встречаются тонкие растительные
мотивы, гирлянды цветов, перевязанные бантами, причудливые раковины, а
также фигурки дам и кавалеров.
Кружева, похожие на брюссельские (англетер), плелись и в других
местах провинции Брабант, отчего они и получили название брабантских, но
нити в их были грубее, а узор менее виртуозен.
Из-за трудоемкости ручного изготовления мелкой сетки тюля из кружева
англетер было затруднительно делать крупные вещи, поэтому в середине XVIII
века появилась возможность ускорить процесс плетения кружева. Была
изобретена аппликация по тюлю, особенно широко распространившейся в XIX
веке. Теперь кружевной орнамент плелся отдельно и нашивался на тюль. Этот
прием не только ускорил, но и заметно удешевил производство кружев. Таким
образом, более искусные мастерицы плели различные фрагменты кружевного
полотна, а менее умелые занимались изготовлением тюлевой сетки. Появление
апликации способствовало возникновению кружевных шалей, пелерин, косынок.

На рубеже XVIII –XIX веков получило распространение кружево шантильи,
названное так по имени наиболее старого центра по его изготовлению, города
Шантильи , хотя делали его и в Кане, Байе и Ньюи. Шантильи - это черные
шелковые плетеные кружева с изящным орнаментом на фоне тонкого и очень
мелкого тюля. Со временем узор стали выполнять из более плотных нитей, так
что он стал контрастировать с прозрачной сеткой фона.
[pic][pic] [pic] [pic]
Примеры салфеток:



[pic][pic] [pic]
[pic]
[pic]
[pic]




Реферат на тему: Сальвадор Дали
Сальвадор Дали - "король сюрреализма" стал известен в нашей стране
относительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная
выставка его работ на Крымском валу "Дали без границ". Эта выставка собрала
огромное количество почитателей таланта художника и просто любопытных.
Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что
не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой
умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации,
гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это
привлекает меня и, возможно, других зрителей в произведениях Дали.
Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходить
из того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературные
произведения, общественные акции и даже житейские привычки) следовало бы
понимать как сюрреалистическую деятельность. Дали очень целостен во всех
своих проявлениях. Читая его "Дневник одного гения", понимаешь, что это не
просто дневник, а дневник сюрреалиста. Читая о Дали, о его шокирующих
публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста.
Если верить его "Дневнику", он даже хотел превратить кусок реального мира в
своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистичекой картины,
усеяв берег множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой
цели из тропических стран.
По мнению А.Якимовича (1), "сюрреализм, действительно, есть не течение
в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и,
следовательно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и
решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека, на меньшее он не
соглашался".
Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность Сальвадора
Дали, необходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем, что
скрывается под названием сюрреализм.

Из истории и предыстории сюрреализма.
Сюрреализм (2) (от французского surrealisme - буквально сверхреализм)
- модернистское направление в искусстве ХХ века., провозгласившее
источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения,
галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных
субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающая
противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается
видимая достоверность.
Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и
теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это
художники Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар,
Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и
литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить
жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало
олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на
земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает
"сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали,
позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они
играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловыне сочетания,
которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу,
ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды
родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр
была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом из
бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.
Что до Дали, так он в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет отроду,
поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтом
Федерико Гарсией Лоркой; с оргомным интересом штудировал труды Зигмунда
Фрейда.
Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А.Бретона объединилась
с группой художника Андре Массона, который стремился создавать картины и
рисунки,освобожденные от контроля сознания. А.Массон разрабатывал
оригинальные приемы психотехники, призванные отключить "рацио" и черпать
образы из сферы подсознательного. В результате этого слияния в 1924 г.
появился "Первый манифест сюрреализма", написанный Андре Бретоном и
переведенный на все европейские языки, был также основан журнал
"Сюрреалистическая революция" ("La Revolution surrealiste"). С этого
времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением,
проявившимся в живописи, скульптуре, литературе , театре, киноискусстве.
Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г.
("Интернациональная сюрреалистическая выставка" в Лондоне , экспозиция
"Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие)
ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам.
К этому времени С.Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие в
их выставках.
В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимает
предшествовавшее сюрреализму течение - дадаизм. Дадаизм или искусство дада
( это словечко - не то детский лепет, не то - бред больного, не то
шаманское заклинание) - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество",
возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом
катастрофы - мировой войны,европейских революций. Это течение в 1916-1918
гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и
Германии. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую
программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе,
вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа
дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством
"безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное
зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности,
выразилась в использовании предметов фабричного производства в
художественных композициях. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистов
в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались
ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка
зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов
исчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и
он стал верным продолжателем их скандальных выходок.
Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий
инструмент.Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному
веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам
творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил.
Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к стихии хаоса прямо
вырастает из дадаистского "посева". Однако направленность творческой
активности у сюрреалистов была иной : не просто разрушительной, а
созидательной, но через разрушение.
Итак, по-мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма)
- одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал
на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического
вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и
эстетических соображений. Чтобы освободиться от "контроля разума"
сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы
"охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые
поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом
фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса -
техника "фроттажа").
Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами.
Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума
на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы
зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется
при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п.
Переход от "механических" приемов к "психическим" (или
психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.
Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:
1 - освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния,
близкого к трансу;
2 - полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним
импульсам;
3 - работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления
сделанного.
Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали.
Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому
принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще
полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал
среди ночи, чтобы работать.
По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов
психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения
(считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под
воздействием сознания).
Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в
особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т.е.
на идеях Зигмунда Фрейда в отношении искусства.



Сюрреализм Сальвадора Дали

Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическое
творчество: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явился
Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он
провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или
морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних,
экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о
какой последовательности или преемственности"(3).
Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики,
ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого.
Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое
все то, к чему оно прикасается.
Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека
его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция
("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо
войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест")
и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св.
Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И
почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее
практически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только его
личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был
сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все,
что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое
сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и
почитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей
радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких
оговорок (как у Дали), вызывает протест.
В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно,
парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами,
ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится к
политическим силам ХХ века, к собственной семье, к правилам приличий, к
картинам старых мастеров. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности.
В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все
на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются
на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты -
всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни
синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об
искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так
и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал
"музейный стиль" в живописи, а с другой стороны - предлагал разрушить
исторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом месте город будущего.
Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его
всерьез отрицать и опровергать.
Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и
иррациональность - его программа и его стихия. Именно таков был метод
творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный
эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно
испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя
несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых
амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен
для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого
"благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры.
Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение
традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и
неверие в него.

По-видимому, можно утверждать, что задача изучения основ сюрреализма
чисто искусствоведческая или чисто литературоведческая или киноведческая
задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно
тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и,
соответственно, стиль жизни.
Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое
сюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я".







Новинки рефератов ::

Реферат: Компьютерные сети Информационных технологий (Программирование)


Реферат: Конституція Пилипа Орлика (История)


Реферат: Внутренняя и внешняя политика Японии в послевоенные годы (Политология)


Реферат: Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе (Педагогика)


Реферат: Правовое положение иностранцев в Литовской Республике (Государство и право)


Реферат: Психология групп (Психология)


Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Биологически активные вещества (Биология)


Реферат: Личные неимущественные права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Изучение технологии нейронных сетей в профильном курсе информатики (Педагогика)


Реферат: Международно-правовой режим мирового океана (Международное публичное право)


Реферат: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Доклад) (Исторические личности)


Реферат: Комедии Аристофана. Место комедии в античном обществе (Литература)


Реферат: Сравнение восточных и западных типов цивилизаций (История)


Реферат: Распределения осужденный к лишению свободу по ИТУ (Уголовное право и процесс)


Реферат: Менеджер и его функции (Менеджмент)


Реферат: Коммуникации и общение (Психология)


Реферат: Партизанское движение в произведение Л. Н. Толстого "Война и мир" (Литература)


Реферат: Конституционное право РФ (Право)


Реферат: Компьютерная преступность и компьютерная безопасность (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист