|
Реферат: Автобиография Локка (Исторические личности)
Автобиография
XVII век не только в Англии, но и в континентальной Европе был веком взлета и обновления человеческого духа, коренной ломки отживших свой век социально-экономических и политических порядков, окостеневших духовных- научных нравственных, эстетических, философских традиций. Какое место в духовной истории человечества занимает Джон Локк - современник ученых Бойля, Ньютона; философов Декарта, Тоббса, Спинозы, Лейбница; композиторов Генделя и Баха; писателей Мольера и Свифта. Родился Джон Локк 29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Воспитывался он в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовавшей в стране английской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I. В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент. В 1646 году он был зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступил в Оксфордский университет. В Оксфорде Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, противостоящего схоластической учености, господствовавшей в английских университетах . Ричард Лоувэ, стороник экспериментального изучения причин заболеваний, впервые применивший переливание крови, увлекает Локка занятиями медициной. В Оксфорде Локк становится другом Роберта Бойля и совместно с ним проводит и обсуждает естественнонаучный эксперимент, Бойль побудил у него интерес к философии Декарта и Тассенди. В 1667 г. Локк принимает предложение лорда Эшли занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщаться к политической деятельности, однако его интерес к науке не ослабевает. После знакомства с выдающимся врачом-новатором Томсаном Сиднемом он начинает трактат “О медицинском искусстве”, в котором приводит доводы в пользу экспериментального исследования заболеваний. В 1668 году Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. - членом Совета этого общества. Главными областями интересов Локка были естествознание , медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы связанные с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести. На протяжении всей жизни у Локка сохранился интерес к социнианству - рационалистическому направлению в протестантизме, развивавшемуся главным образом в Польше. В 1667 г. Локк пишет “Опыт о веротерпимости”. Опираясь на эту работу лорд Эшли пытался убедить короля предпринять конкретные шаги по ограничению возраставшего в Англии влияния католиков и преследования протестантов. Началом исследования Локка в области теории происхождения и сущности политического общества, государства и собственности стала работа “Опыт о законе природы”, написана на латинском языке в 1660-1664 гг. В многообразии научных интересов Локка выделяется центральная область - обоснование новой философской концепции происхождения и сущности знания. В 1671 г. Локк принимает решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов которые совершает ум в своем движение к знанию. Это был замысел главного труда Джона Локка - “Опыт о человеческом разумении”, над которым он работал на протяжении 16 лет. В 1672 и 1679 годах Локк получает различные должности в высших правительственных учреждениях Англии. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения состояния здоровья Локк находится во Франции. В 1683 он эмигрирует в Голландию. Это были годы напряженного труда, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии. В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заменены основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину. Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”, “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”. В 1695 г. появилась его работа “Разумность христианства”. В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаивает идею отделения церкви от государства. В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.
Реферат на тему: Адам Смит
Колледж № 1 при ВГУ
доклад Адам Смит
работу выполнил : Андросов Дмитрий рецензент : оценка :
Воронеж 1997 Адам Смит 1723 – 1790 Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными- экономистами , сколь бы различных точек зрения они не придерживались . Его книга “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г) навсегда вписала его имя в историю экономической мысли . Эта книга стоила ему девяти лет полного отшельничества и принесла славу “отца экономической науки”. Путь Смита к славе был непростым . Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника , скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего сына. Адама воспитала мать , посвятившая ему всю свою жизнь . В четырнадцать лет он поступил в университет Глазго , начав свою дорогу к постижению мира. Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни , он постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени . Признанием этого стало назначение его руководителем кафедры нравственной философии , а потом и ректором университета в Глазго . Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики . Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон : - с позиций морали и нравственности , - с позиций гражданских и государственных , - с позиций экономических . Он попытался объяснить экономические отношения людей именно с учетом особенностей их натуры , считая , что человек – существо , эгоистичное от природы , и его цели вполне могут противоречить интересам окружающих. Но люди все же ухитряются каким-то образом сотрудничать друг с другом ради общего блага и личной выгоды каждого . Значит , существуют какие-то механизмы , которые обеспечивают такое сотрудничество. И если их выявить , то можно понять , как устроить экономические отношения более рационально . Адам Смит не идеализировал человека , он видел все его недостатки и слабости , но при этом он писал : “Одинаковое у всех людей , постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало , откуда вытекает как общественное и национальное , так и частное богатство “. В отличие от своих предшественников он сумел понять и доказать , что богатство нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле , но всеми видами производств , существующими в экономике . Именно поэтому Смит так много писал о разделении труда , поскольку видел в нем источник роста благосостояния любого народа мира . Он дал ответ и на вопрос о том , почему разделение труда и обмен так неуклонно сопутствуют истории человечества. Великий шотландец показал , что обмен товарами происходит тогда и только тогда , когда он выгоден обеим сторонам . Это была революционная для своего времени идея , и даже до сих пор она нелегко усваивается людьми малознакомыми с экономикой . До Смита на обмен и торговлю смотрели в соответствии с шутливым утверждением древних греков : “ Рынок – это специально отведенное место , где люди могут обманывать друг друга .” Иными словами , считалось , что в любой сделке одна сторона выигрывает , а другая соответственно обязательно проигрывает . Смит доказал , что на самом деле существует универсальная выгода для всех , кто вступает в обмен товарами . Эта выгода – экономия участниками обмена своего труда. Иными словами , человек соглашается на обмен только тогда , когда полагает , что затратил на изготовление отдаваемого товара меньше времени , чем ему пришлось бы потратить на изготовление того товара, который он хочет выменять . Если обмен происходит свободно и его участники вольны в выборе партнеров и согласовании цен , то такой обмен – благо для всех его участников и страны в целом . Помешать росту богатства страны может только неблагоразумие ее правителей . Если же власти не мешают людям трудиться , создавать сбережения и вкладывать их в коммерческую деятельность, то страна будет процветать : “ Для того , чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния , нужны лишь мир , легкие налоги и терпимость в управлении , все остальное сделает естественный ход вещей .”
| |