GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: В.В. Путин (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: В.В. Путин (Исторические личности)




Приход к власти Владимира Путина ознаменовал начало нового этапа в
российской политической жизни. С формальной точки зрения изменения не столь
значительны. Более того, сохранилась прежняя правящая партия, состав
властной коалиции претерпел сравнительно незначительные изменения. Не
приходится говорить и о серьезной смене политического курса. Активно
звучащие сейчас «державные» нотки появились в официальных заявлениях еще с
1994 года. Как и в 90-е годы, исполнительная власть декларирует
приверженность экономическим реформам.
Тем не менее, происшедшие за последний год перемены настолько очевидны, что
есть все основания говорить о наступлении новой политической эпохи. Речь
идет не о серьезном реформировании самих властных институтов или курса, а о
радикальном преобразовании контекста, в котором действует президент России.
Хотя Путин на словах признает принципы разделения властей, главный его
девиз: «Государство – это я». Национальные и государственные интересы
полностью отождествляются с интересами президента, а попытки оппонирования
ему фактически воспринимаются как «антигосударственные». Такой подход был
характерен для Бориса Ельцина в период 1994-98 годов, однако он носил
больше декларативный характер и не был реализован на практике. Действия
Путина оказались более успешными. Прежде всего, речь идет о «приведении в
повиновение» законодательных органов власти (Государственной Думы и Совета
Федерации), а также об ограничении властных претензий региональной элиты.
Победы сопутствовали Путину отнюдь не во всех начинаниях: нередко власть
отказывалась от заявленных намерений или шла на компромисс. Однако главная
тактическая задача оказалась решена. В политической жизни страны была
создана своеобразная атмосфера управляемой нестабильности. Оказалась
поставлена под сомнение судьба едва ли не всех институтов, никто из
политиков не застрахован от административного давления со стороны
исполнительной власти или правоохранительных органов, периодически
муссируются слухи об отмене выборов губернаторов, продлении президентских
полномочий до семи лет. Это еще не значит, что государство стало сильнее:
запас прочности президентской власти базируется на популярности
руководителя страны (беспрецедентной со времени смерти Сталина), высоких
мировых ценах на нефть и панических настроениях среди элиты, не способной
отмобилизоваться для противостояния главе государства. В одиночку же никто
из политиков не рискует «испытывать на прочность» силу путинской власти: в
некоторых случаях (особенно на региональном уровне) наблюдается лишь
саботирование кремлевских инициатив, сопровождающееся подчеркнутой
демонстрацией лояльности федеральному Центру.
Фактическое отсутствие оппозиции Путину породило среди части комментаторов
предположения о “конце политики в России”. По их мнению, исход возникающих
конфликтов заранее предрешен в пользу Кремля, сопротивление президентским
инициативам порой бессмысленно. Формально определенная логика в подобных
доводах есть. Но это лишь поверхностный взгляд. В российской политической
жизни по-прежнему сохраняются основы для острейшей конкурентной борьбы.
Во-первых, внутри правящей коалиции борются несколько групп - “петербуржцы”
во главе с Сергеем Ивановым, “реформаторы” во главе с Анатолием Чубайсом,
“семья” (или “старомосковская” группа) во главе с Александром Волошиным.
Сам Путин, несмотря на очевидную близость к “петербуржцам” и отчасти к
“реформаторам”, поощряет эту борьбу. Президент не готов полностью
игнорировать интересы “Семьи”, к тому же он рассчитывает, что,
противоборствуя между собой, конкурирующие “кланы” будут обращаться за
поддержкой к президенту, что будет подчеркивать политический вес Путина –
на его прерогативы в такой ситуации никто посягать не станет.
Во-вторых, нынешняя расстановка сил базируется на относительном финансовом
благополучии: экономический рост после девальвации и приток нефтедолларов
создали определенный запас прочности. Исполнительная власть способна
удовлетворить аппетиты основных лоббистских групп. Но эффект от девальвации
постепенно исчерпывается, а мировые цены на нефть идут вниз. Рано или
поздно президенту и правительству придется пожертвовать интересами части
претендентов на “бюджетный пирог” (поскольку имеющихся в распоряжении
власти ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения аппетитов всех
претендентов на них). Естественно, лоббисты, за которыми стоят крупные
отрасли и регионы, попытаются принять ответные меры, дабы
продемонстрировать Кремлю и правительству свою значимость.
В-третьих, продолжается борьба вокруг формулирования политического курса
исполнительной власти. Линия поведения Путина эклектична и включает в себя
элементы различных – подчас противоречащих друг другу – стратегий. Судя по
многим признакам, российский президент не намерен делать окончательный
выбор в пользу какого-либо из сценариев, провоцируя тем самым конкуренцию
между приверженцами разных программ.
Поэтому речь идет не о том, продолжается ли в России политическая борьба, а
о том, в какой форме она идет – публичной или кулуарной. За прошедший год
усилиями Кремля накал политической борьбы заметно снизился. Исполнительная
власть, стремясь продемонстрировать обществу и элите свою силу, предприняла
значительные усилия по нейтрализации оппозиционных сил, а также
негосударственных масс-медиа. Это было обусловлено как слабостью оппозиции,
так и присущей многим высшим чиновникам уверенностью, что нейтрализация
публичных политических институтов укрепляет властную вертикаль. Как
представляется, вскоре высшим руководителям страны предстоит убедиться в
ошибочности такой точки зрения. Более того, исполнительная власть вынуждена
будет признать необходимость публичной конкуренции. Формальным поводом к
этому может стать особая роль, которую придают политическим свободам
западные партнеры России (не случайно, например, Путину придется постоянно
делать оговорки о приверженности свободе слова). Однако для этого есть и
внутренние причины. “Кулуарная” борьба не только стимулирует коррупцию
среди госаппарата, делает для высших чиновников ситуацию в стране
непрозрачной, что ведет к принятию неверных решений. Ярким примером этого
может служить ситуация с губернаторскими выборами. Импульсивно центральная
власть хотела бы перейти к практике назначения губернаторов, однако ей
приходится признать, что местные выборы играют роль важнейшего и
уникального индикатора положения в регионе.

Исторические аналогии

Большая часть комментаторов, оценивающих политическую ситуацию в России,
избегает аналогий между сегодняшним положением в стране и историческим
опытом - за исключением разве что излюбленных, но, как правило,
малопродуктивных и не адаптированных к местным условиям споров о
возможности «русского Пиночета». Причины этого кроются как в широко
распространенном восприятии «эпохи Путина» как уникальной, так и в
неготовности общества осмыслить опыт истории России XX века. Недооценивать
значение задачи «вписывания» нынешней ситуации в общеисторической контекст
вряд ли следует. Человеческий ум привык мыслить аналогиями – это относится
не только к наблюдателям, но и к политикам, которые зачастую принимают
решения, опираясь на собственные представления (порой мифологические) о
своих предшественниках.
В редких дискуссиях об исторических корнях нынешней ситуации вспоминают об
эпохе «раннего Брежнева» (вторая половина 60-х годов), когда наряду с
признаками робких экономических реформ происходило постепенное
«замораживание» политических свобод, а во внешней политике имел место рост
агрессивных настроений со стороны Советского Союза. Иногда предпринимаются
попытки сравнить «раннего Путина» с «ранним Сталиным».
Правда, не все подобные сравнения выглядят в пользу Путина. Так, Брежнев
обеспечил себе прочные позиции, уступив значительную часть власти местным
политическим элитам. Итогом нараставших в период брежневского правления
внутренних противоречий стали дезинтеграция страны, острейший экономический
кризис и поражение Советского Союза в «холодной войне». Сравнения со
Сталиным при некотором кажущемся сходстве все же довольно поверхностны.
Путь Сталина к власти сопровождался колоссальным перенапряжением власти,
жесточайшими мерами в политике и экономике. Пока Путин не демонстрировал
готовность к подобным шагам (эффективность которых, впрочем, тоже не
гарантирована). Наоборот, компромиссность шагов российского президента
породила среди части экспертов убеждение, что Путин относится к категории
людей, не способных сказать «нет». К тому же не стоит преувеличивать
эффективность сталинской модели управления (например, в период второй
мировой войны государству пришлось идти на заметные послабления и в
экономике, и в идеологии).
Значительно реже говорят об опыте «борьбы за укрепление государственности»
90-х годов. На рубеже 1990-91 годов советское руководство во главе с
Михаилом Горбачевым сделало попытку остановить дезинтеграцию страны с
помощью силовых структур. Этот шаг, доведенный до логического конца в
августе 1991 года (правда, уже без участия Горбачева) лишь стимулировал
распад страны – республики, испугавшись внезапных радикальных шагов со
стороны Москвы, в спешном порядке провозгласили независимость. Второй –
более близкий по времени, хотя и менее катастрофический – сценарий
«укрепления государства» реализовывался в 1994-95 годах. После того, как
Борис Ельцин нейтрализовал в 1993 году своих открытых противников,
центральная власть предприняла наступление на руководителей регионов
(роспуск местных советов), ограничила полномочия парламента, продолжила
практику назначения губернаторов из Москвы, начала первую чеченскую войну,
продлила срок обязательной военной службы. Значительная часть власти
оказалась сконцентрирована в руках генералов во главе с руководителем
президентской охраны Александром Коржаковым. Это показало, что
исполнительная власть не была готова «освоить» полученные ею возможности.
Следствием этой политики стало не укрепление государства, а, наоборот,
ослабление центральной власти. Даже те государственные органы, которые
усилили свое влияние (особенно правоохранительные органы), предпочитали
работать, исходя из собственных корпоративных интересов. Имел место
дальнейший рост коррупции в госаппарате, практика назначения губернаторов
из Москвы постепенно дискредитировала себя (главы регионов были подчас
некомпетентны, непопулярны у населения, не имели авторитета среди элиты). В
экономической сфере за фасадом лозунга об «укреплении государства» идет
процесс приватизации и создания новых «олигархических» структур. Интересно,
что этот опыт практически не учитывается нынешним российским руководством.
Дело в том, что большинство членов путинской команды не работали в этот
период в федеральных структурах власти, и порой складывается впечатление,
что они не способны извлечь уроки из предыдущих попыток «укрепления
государства».
Еще одна близкая возможная аналогия – Слободан Милошевич. Результатом
«державной» и внешне жесткой политики стало усугубление проблем,
погрузивших Югославию в острейший кризис – экономический, международный,
внутриполитический. Тот факт, что вплоть до падения режима Милошевича
многие российские политики позитивно относились к президенту Югославии,
показывает, что от модели «русского Милошевича» Путин не застрахован.
Приведенные выше примеры еще не означают, что политика Путина обречена на
неудачу. Вероятность того, что российское руководство выберет рациональный
и эффективный сценарий, адекватный сложившимся реалиям и обеспечивающий
реальное усиление страны, модернизацию экономики и повышение жизненного
уровня населения, также нельзя исключать. Однако исторический опыт политики
укрепления государственности неоднозначен и противоречив, а заявленные
Кремлем цели могут в ходе их достижения подвергнуться серьезной
трансформации под воздействием текущей конъюнктуры и внешних факторов.



Готов ли Путин к роли президента

Широкие полномочия, которые в соответствии с Конституцией предоставлены
российскому президенту, предопределяют высокую зависимость развития событий
в стране от личных качеств главы государства. Поэтому значение вопроса о
том, как Владимир Путин видит собственную «миссию» и насколько он по своим
психологическим и профессиональным качествам будет соответствовать роли
президента, трудно переоценить. Так, после августовского (1998 года)
дефолта именно катастрофическая непопулярность Бориса Ельцина и его
частичная неадекватность положению в стране поставили созданную им властную
систему на грань катастрофы.
«Врастание» Путина в роль президента прошло довольно быстро. В глазах
населения он выглядел не «преемником» Ельцина, а скорее проникшим в
«коридоры власти» его антиподом. С другой стороны, осторожность Путина как
опытного аппаратчика и роль ближайшего окружения Ельцина в возвышении
нового президента страховали многих представителей прежней элиты от резких
шагов со стороны получившего карт-бланш от избирателей Путина. Внезапно
оказавшись «первым лицом страны», Путин не был перегружен серьезными
обязательствами ни перед политическими партиями, ни перед социальными
группами. Но в его положении были и свои минусы. Он не был бойцом,
«закаленным» острой политической борьбой, крайняя размытость программы
сделала его курс эклектичным, потребовалось время и на психологическую
адаптацию. Некоторые испытания Путин прошел довольно успешно. Несмотря на
то, что он уже длительное время находится «у руля» государства, он пока
склонен внимательно выслушивать мнение окружающих его людей и осторожно
относится к попыткам создания вокруг себя атмосферы «культа личности». Но
налицо и признаки растерянности – принятие решений обуславливается
причудливым сочетанием аппаратного инстинкта Путина, получаемого им опыта,
внешнего давления и представлений о политической целесообразности. Большая
часть шагов Путина преследует тактические цели. Внятных представлений о
собственной «миссии» он пока не имеет, а за локальными победами порой
забывается главная цель – обеспечение модернизации экономики и политической
системы страны, технологического прорыва для повышения
конкурентоспособности производимых товаров и обеспечения устойчивой
стабильности. Вместо этого речь часто идет о защите «национальных
интересов» – но сами эти интересы четко не сформулированы. Вообще вес
президентского слова постепенно девальвируется – некоторые из заявляемых им
тезисов выглядят как способ «конспирации», маневрирования между лагерями и
противоречат реально проводимой политике. Наконец, исполнительная власть
подчас не способна определить, когда достигнутые ею успехи обусловлены
эффективными действиями государства, а когда – лишь воздействием
благоприятных факторов (высокие мировые цены на нефть и т.п.).
В любой сфере управления, в том числе и в политике, должностные лица
сталкиваются с необходимостью решения трех очень разных задач – анализа
сложившейся ситуации, принятия оптимальных решений и реализации этих
решений. Системы, которая эффективно справлялась бы с этими задачами, пока
не создано. Исполнительной власти еще предстоит провести масштабные
аналитические исследования, позволяющие осмыслить экономическую и
политическую ситуацию в стране, уровень коррупции и организованной
преступности, эффективность работы госаппарата в Центре и регионах. Наличие
информации на этот счет (в том числе у спецслужб) еще не гарантирует
проведения грамотного и квалифицированного анализа – порой не удается даже
осуществить полноценное обобщение имеющейся информации. Необходимо также
создать систему индикаторов, чтобы с помощью данных об уровне жизни
населения, привлечении инвестиций, движении финансовых потоков, степени
криминализации экономики, итогах выборов осознать существующие сейчас
проблемы. Часто инструментарий для анализа поступающей информации
отсутствует или недостаточен. В сфере принятия оптимальных и адекватных
решений также наблюдаются значительные трудности. Не случайно
исполнительная власть дважды за последние 5 лет обращается к услугам
политических технологов – это связано не столько с их профессионализмом
(подчас недостаточным), сколько с общей слабостью работы госаппарата. К
тому же предлагаемые экспертами решения подчас до неузнаваемости изменяются
в ходе их согласования с различными элитными группами. Внешне более
благоприятно обстоит дело в реализации решений. Путин создает властную
вертикаль, работает над созданием внутренне непротиворечивой правовой
системы. Но эта вертикаль не всегда эффективна, подвержена многим
«болезням» госаппарата, рассредоточена из-за отсутствия внятного
политического и экономического курса. Так, институт полномочных
представителей президента в федеральных округах сформирован в расчете «на
будущее» – пока что полномочия «наместников» размыты и их роль не вполне
ясна. Создание властной вертикали для радикальных преобразований (в
частности, в экономике) было довольно эффективной мерой, но никто не может
гарантировать, что этот институт будет использован именно для проведения
назревших реформ, а не, например, для усиления полицейских функций
государства.

Победы и поражения Путина

Некоторое время Путин выглядел фантастически удачливым политиком. Он не
просто оказался «в нужном месте в нужное время» (крупный чиновник,
востребованный находившейся в кризисном состоянии властью), ему везло и с
внешними факторами: оппоненты оказались слабы, экономическая конъюнктура
(рост производства и высокие цены на нефть) благоприятствовали, население
искренне приветствовало нового лидера.
Некоторые из побед дались Путину на удивление легко. Он стремительно стал
национальным лидером в глазах как населения, так и элиты. Был разгромлен
блок «Отечество – Вся Россия», Компартия окончательно утратила
оппозиционную сущность и превратилась в одну из многочисленных лоббистских
фракций парламента, Совет Федерации быстро сдался, часть политически
активных «олигархов» утратила прежнее влияние. Сторонники экономических
реформ были вынуждены признать свое подчиненное положение и не столько
проводить сами реформы, сколько обслуживать политические интересы Путина и
сосредоточить усилия на борьбе с конкурирующими номенклатурными группами.
Некоторые успехи были достигнуты и в деле «зачистки» масс-медиа. Приход к
власти относительно молодого и энергичного руководителя привел к резкому
усилению активности российской дипломатии. Наибольших результатов удалось
достичь на постсоветском пространстве, где фактически распался направленный
против Москвы союз ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдавия).
Однако представления о «Путине-победителе» все же далеки от реальности.
Путин не ведет открытый «торг» по ключевым вопросам, но довольно часто
склоняется к принятию компромиссных решений, учитывающих позиции различных
заинтересованных сторон. Причин этого немало – осторожность власти, ее
неоднородность, нежелание Путина идти на заведомо непопулярные шаги,
внешнее давление. Вот лишь несколько наиболее ярких примеров. Выбор на роль
премьера Михаила Касьянова и сохранение во главе президентской
администрации Александра Волошина олицетворял стремление Путина не ущемлять
позиции «семейной» группы. Сохранена линия на выстраивание внутри властной
коалиции системы сдержек и противовесов путем противопоставления трех
группировок – «Семьи», «петербуржцев» и «молодых реформаторов». В сфере
экономических реформ президент не стал препятствовать попыткам Касьянова
торпедировать инициативы, предлагавшиеся министром экономического развития
Германом Грефом. Наступление в региональной политике не было
полномасштабным: власть не смогла воспрепятствовать победе на выборах ряда
прежних губернаторов и пошла на послабление, предоставив им право
баллотироваться на третий срок. «Компенсацией» главам регионов за
сокращение полномочий стала передача им части функций муниципалитетов.
Чеченская кампания не смогла достичь заявленных целей (уничтожение сил
чеченского сопротивления и «стабилизация» положения в республике) и идет
сейчас скорее «по инерции» – власть не имеет достаточной воли ни для ее
расширения, ни для сворачивания. Во внешней политике завершилась неудачей
попытка диктовать условия странам Парижского клуба, России приходится
выплачивать долги в полном объеме.

Положение институтов гражданского общества

2000-2001-й годы нанесли новый серьезный удар по «классическим» институтам
гражданского общества в России – средствам массовой информации (СМИ) и
политическим партиям. Значительная часть СМИ вынуждена более тщательно
учитывать в своей редакционной политике политическую конъюнктуру, стремясь
избегать серьезных выпадов в адрес президента. Что же касается
оппозиционных СМИ (например, телекомпании НТВ), то атаки со стороны властей
породили среди журналистов комплекс «осажденной крепости»: отбиваясь от
выпадов правоохранительных органов, НТВ сосредоточилось на самообороне,
заметно снизив профессиональный уровень своих программ. К тому же его
влияние на аудиторию ограниченно, поскольку значительная часть населения (в
том числе из числа зрителей НТВ) по-прежнему склонна поддерживать Путина.
Правда, даже в случае ликвидации НТВ в нынешнем виде огосударствления
телевидения ожидать не следует: власть не может предложить внятной
информационной политики и не вполне определила свои цели во
взаимоотношениях со СМИ. Очевидно, большая часть масс-медиа сохранит
негосударственный статус, но журналистам придется действовать в условиях
самоцензуры, вынужденного отказа от конфронтации с Кремлем. Вопрос в том,
насколько долго может продлиться такая ситуация, ибо номенклатурные и
финансовые группы привыкли использовать газетные площади и телеэкран в
выяснении отношений друг с другом. Другой важный институт – политические
партии – постепенно угасает. Происходит формирование замкнутого партийного
«цеха» из числа фракций в Госдуме. Все они готовы сегодня признать
доминирующие позиции Путина. Влияние на общественное мнение Русской
православной церкви незначительно: большая часть населения равнодушна к
религии, а сама церковь инертна и безынициативна.
О существовании в России институтов гражданского общества можно говорить
лишь условно, поскольку полноценного гражданского общества создано так и не
было. В силу этого и масс-медиа, и политические партии не рассматриваются
властью как равноправные участники политического процесса. СМИ и партии
могут повлиять на контекст, в котором развивается ситуация, но вряд ли
способны серьезно изменить ход событий. В лучшем случае им удастся
выступить в роли «мозговых центров», способных предложить государственным
органам свои программные предложения.

Внешние факторы

Скорее всего, во внутренней политике решающую роль будет играть соотношение

сил между допущенными к власти ведущими элитными группами. Разрушение
нынешнего баланса потенциально чревато различными катаклизмами – от
сосредоточения власти в руках выходцев из спецслужб и открытого
использования правоохранительных органов в подавлении оппонентов до
создания «патриотической оппозиции» безынициативному Путину (ее
потенциальным лидером в последнее время часто называют губернатора
Ульяновской области генерала Владимира Шаманова). Такого рода сценарии не
исключены, но представляются все же маловероятными. Если Путину удастся
избежать серьезных эксцессов, в его силах удерживать власть в течение
довольно длительного срока. Другим серьезным испытанием будут для
президента внешние вызовы. Наиболее заметными из них являются угроза
падения мировых цен на нефть, обострение отношений с западным сообществом и
усиление активности исламского мира.
Ключи от стабильности в России по-прежнему находятся в руках участников
мирового рынка нефти. За год президентства Путина не удалось снизить
зависимость страны от экспорта энергоносителей. Пока что угроза
дестабилизации в случае падения мировых цен (как это было в середине 80-х
годов XX века) достаточно велика.
Серьезными последствиями может обернуться ухудшение отношений с США и
странами Западной Европы. В последние годы Россия активно пытается
противопоставлять европейские страны Соединенным Штатам, а также заявлять о
желании создавать стратегические союзы с Китаем, Индией, рядом исламских
стран. Но, как показывает опыт, противоречия между западными странами не
столь остры, чтобы внести серьезный раскол в их позицию относительно
России. Конфронтация же с Европой рискует вызвать новый кризис в отношениях
с Парижским клубом, при неблагоприятном сценарии способный спровоцировать
суверенный дефолт. Что же касается Китая и Индии, то они довольно сдержанно
относятся к российским инициативам. Да и сама Москва видит в проектах союза
с Пекином и Дели скорее рычаг пропагандистского давления на западный мир,
нежели реальную перспективу.
Потенциальным очагом дестабилизации остаются государства исламского
региона. Действия Москвы здесь весьма противоречивы – от планов продажи
оружия Ирану до стремления мобилизовать европейские страны на борьбу с
исламским экстремизмом. Вторая стратегия более перспективна, но многое
здесь будет определяться расстановкой сил в исламском сообществе –
ограничатся ли радикальные мусульманские группировки закреплением в
отдельных регионах (Афганистан, Чечня, некоторые территории Средней Азии)
или же попытаются продолжить экспансию. В перспективе на повестку дня может
также встать проблема постепенного сокращения численности славянского
населения и его «размывания» выходцами из исламских республик Северного
Кавказа и Средней Азии, а также из Закавказья – через несколько десятилетий
это может вообще поставить под сомнение доминирование русского населения и
принадлежность России к христианскому миру. В случае обострения
противоречий в этом вопросе возможны несколько сценариев: постепенная сдача
позиций мусульманам, националистический всплеск авантюрного характера
(иранский сценарий) или же модернизационный прозападно-националистический
путь, опробованный Турцией в период Ататюрка.

Итоги

По сути смысл первого года президентства Путина свелся к «разведке боем».
Президент обозначал активность в самых разных направлениях, отслеживая
реакцию на свои шаги. Он наступал там, где сопротивление было наименьшим, и
отказывался от радикальных мер, если считал издержки чрезмерными. Порой
действия президента носили демонстративный характер, почти не наполненный
реальным содержанием (визиты в Пхеньян и Гавану), они были скорее призваны
«запугать» западных партнеров России и сделать их более сговорчивыми.
Наибольшие успехи были достигнуты на внутриполитической сцене, а также в
отношениях с странами СНГ. Серьезных прорывов в сфере экономических реформ,
повышения эффективности работы госаппарата, борьбы с криминальными
структурами, а также в международной деятельности пока не имеется.



Литература:

Михаил Виноградов «Первый год президентства Путина» 25 марта 2001
года. Опубликовано на чешском языке в журнале «Евразия-экспресс», № 2,
2001 год.







Реферат на тему: В.И. Ленин - политический деятель и человек


Пушкинская Средняя школа №3



Р е ф е р а т

Тема: В.И. Ленин - политический деятель и человек.



Реферат
подготовил:
Шишкин А.С.

Реферат
проверила:
Орлова Т.А.



г. ПУШКИНО - 2003 г.



ПЛАН
I Введение…………………………………………………………3
II Биография……………………………………………………….4
1)Род Ленина………………………………………………………4
2)Мать………………………………………………………………5
3)В семье и в гимназии……………………………………………6
4)Увлечения………………………………………………………..7
III Основная часть
1)Формирование революционных взглядов………………………7
2)Первое революционное крещение………………………………10
3)Знакомство с марксизмом……………………………………….12
4)Марксизм и ленинизм……………………………………………12
5) В состоянии непрерывной борьбы……………………………..13
6)Возвращение в Россию…………………………………………..14
7) Июльские события. Выступление Корнилова…………………14
8)Накануне………………………………………………………….15
9) Октябрьская революция………………………………………...15
10) Первые шаги советской власти……………………………….16
11)Коммунистический эксперимент ……………………………..18
12) Новая экономическая политика………………………………19
13)Последние годы…………………………………………………19
IV Суровая правда о Ленине
1)Расстрелы………………………………………………………….20
2)Отношение к религии……………………………………………..21
V Выводы…………………………………………………………….21
VI Список литературы ……………………………………………...22



Введение
Взгляды миллионов людей на Ленина, порой, разнятся до диаметрально
противоположных: для одних (особенно для людей старших поколений) он -
великий вождь и учитель трудящихся всего мира; для других - амбициозный
бунтарь, “дело” которого оплачено десятками миллионов жизней, огромной
кровью, страданиями и лишениями народов, потерпело поражение небывалой
ценой в истории человечества.
Сколько раз в разных официальных кабинетах, у главного редактора
журнала, скажем, у секретаря райкома, в облисполкоме, в застекленных
шкафах виделись ровные, темно-бордовые темно-синие ряды книг, к которым
и подходить близко не нужно, чтобы сразу отметить - Ленин. Знали уж
собрания его сочинений, узнавали издалека по внешнему виду
безошибочно, как, взглянув на тот же Мавзолей на Красной площади, никто
не спутает его с каким-нибудь другим зданием. Держать собрание
сочинений Ленина каждому большому начальнику (директору завода, генералу
какому-нибудь) считалось не то чтобы обязательно... но как-то солидно и
внушительно: письменный стол с телефонами, а около боковой стены
застекленный шкаф с томами Ленина. Его работы изучались во всех учебных
заведениях. Советским детям внушали, что Ленин - это «Бог», перед которым
надо преклоняться. Недаром был возведен Мавзолей и по всей стране построены
тысячи памятников вождю.
Я с малых лет помню детские книжки и журналы с портретами Ленина
внутри, фразы о том, что «Ленин жил, Ленин жив и Ленин будет жить!». Весь
советский период Ленин жил, но с приходом девяностых, о нём как-то
подзабыли, хотя Мавзолей «жив» и сейчас, но многие его памятники либо
покрылись мхом, либо вообще разбиты. В советский период не то, чтобы
покушаться на памятник Ленина, а одно «не правильное» высказывание в его
адрес было опасно для жизни. Я считаю это правильным, потому что человека,
нет, даже гения забывать нельзя, а тем более покушаться на всё, что с ним
связано.
Мне интересна его жизнь, объём проделанной им работы и вообще жизнь
гениев всегда необычна.
Биография
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе
Симбирске (ныне Ульяновск), расположенном на берегу великой реки Волги. Его
родители принадлежали к передовой русской разночинной интеллигенции. Отец
Ленина - Илья Николаевич Ульянов - был родом из бедных мещан города
Астрахани.
Дед Ленина происходил из крестьян Нижегородской губернии и сам был
крепостным. До прибытия в Астрахань Н. В. Ульянов жил в Новопавловском
селении Астраханской губернии. Позднее он числился государственным
крестьянином, а затем был приписан к мещанскому сословию как занимавшийся
портняжным ремеслом; умер в большой бедности.
Отцу Владимира Ильича пришлось преодолеть немало трудностей, с которыми
в условиях царизма было связано получение образования для выходцев из
народа. В раннем детстве он лишился отца, и лишь помощь старшего брата
дала ему возможность получить среднее, а затем и высшее образование.
Благодаря настойчивому труду и выдающимся способностям, преодолевая
нужду, И. Н. Ульянов сумел окончить Казанский университет и вскоре стал
преподавателем математики и физики в средних учебных заведениях Пензы, а
затем Нижнего Новгорода. Назначение Ильи Николаевича на эту должность было
подписано знаменитым математиком Н. И. Лобачевским, являвшимся в то время
помощником попечителя Казанского учебного округа. По его же предложению на
И. Н. Ульянова была возложена обязанность ведения метеорологических
наблюдений на Пензенской метеорологической станции.
И. Н. Ульянов был любим своими учениками. Один из них, П. Ф. Филатов,
отец известного врача В. П. Филатова, вспоминал Илью Николаевича как
светлую личность, как человека, принадлежащего к числу тех немногих
учителей, "которые вносили в нашу жизнь честный взгляд и высокие
нравственные принципы... отвращение к карьеризму и к материальной наживе".
И. Н. Ульянову были близки взгляды русских просветителей 60-х годов XIX
века. Побуждаемый высокими идеалами, он посвятил свою жизнь служению
народу, его просвещению. В 1869 году Илья Николаевич оставляет работу
учителя и становится инспектором, а затем директором народных училищ
Симбирской губернии.
По выслуге лет он неоднократно награждался орденами и медалями. Орден,
которым он был награжден в 1882 году, давал ему право на дворянство.
Энтузиаст народного просвещения, педагог по призванию, он страстно
любил свое дело и отдавался ему целиком. У И. Н. Ульянова была глубокая
вера в народ и скрытые в нем силы.
Характер работы требовал от Ильи Николаевича постоянных разъездов по
губернии, по деревням и селам. Он отлучался из дому на недели и месяцы. В
любое время года он ездил в самые глухие места, создавая земские школы,
помогая учителям налаживать обучение крестьянских детей. Нелегкое это было
дело. Приходилось бороться с сопротивлением чиновников, помещиков и
кулаков, которые всячески препятствовали созданию школ, нелегко было
преодолевать и темноту, предрассудки отсталой части крестьян, добиваться,
чтобы они поняли необходимость и пользу грамоты.
Чуждый чиновничьего духа с его прислужничеством и карьеризмом,
пренебрежением к народу, И. Н. Ульянов был подлинным демократом. Он часто
общался с крестьянами, дружески беседовал с ними, его можно было видеть
сидящим на завалинке какой-нибудь избы или выступающим на сельском сходе.
Большое внимание И. Н. Ульянов уделял просвещению нерусских народов,
населявших Поволжье. Он относился к ним с чувством уважения и понимания,
заботился об организации народных школ для них. Старания
И. Н. Ульянова принесли свои плоды: почти за 20 лет его работы количество
школ в Симбирской губернии значительно выросло. Он воспитал много
передовых народных учителей, которых называли "ульяновцами".
Мать Владимира Ильича, Мария Александровна, была дочерью Александра
Дмитриевича Бланка, образованного, талантливого, врача пионера в области
физиотерапии. А. Д. Бланк происходил из мещан. Он рано овдовел и остался с
6-ю малыми детьми. Судьба бросала его в разные углы России: то в
Смоленскую глушь, то в Олонецкую губернию, то на Урал. Человек прямой,
самостоятельных суждений, он не ладил с властями. Выйдя в отставку, А. Д.
Бланк обосновался со своим многочисленным семейством под Казанью, в
деревне Кокушкино (ныне село Ленино), где жил до самой смерти. Выросшая в
деревне, Мария Александровна из-за отсутствия средств смогла получить лишь
домашнее образование под руководством тетки, заменившей детям мать. Но
одаренная большими способностями, она овладела несколькими иностранными
языками, которым потом обучала своих детей, хорошо играла на рояле, много
читала. Самостоятельно подготовившись, Мария Александровна сдала экстерном
экзамен на звание учительницы. Как и Илью Николаевича, ее влекло дело
народного просвещения. Но работать в школе ей не пришлось: забота о
большой семье, воспитание детей, домашнее хозяйство, которое надо было
вести очень экономно, чтобы сходились концы с концами, целиком поглощали
ее время.
В семье и гимназии
В доме Ульяновых всегда царили согласие и любовь. Илья Николаевич был
образцовым семьянином, горячо любящим мужем и отцом. В семье было восемь
детей (двое из них умерли совсем маленькими). Владимир Ильич был четвертым
по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария
росли близкими по возрасту парами. Родители старались дать им
разностороннее образование, воспитывали их честными, трудолюбивыми,
чуткими к нуждам народа, трудящихся. Впоследствии все они, кроме рано
умершей Ольги, стали революционерами.
Большое влияние на детей оказывал личный пример родителей. Дети видели,
сколько сил отдает отец делу народного просвещения, как строго относится
он к себе и своим обязанностям, какую радость приносит ему открытие каждой
новой деревенской школы. Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком
отдаваться любимому делу, внимательное отношение к людям труда, скромность
во всем имели огромное воспитательное значение. Очень простой в обхождении
с людьми и в своих потребностях, он и в этом отношении оказывал самое
благотворное влияние. Строгое Отношение к себе и своим обязанностям,
высокое чувство долга, которое отличало всегда Ленина, было в значительной
степени заложено у него с самых ранних лет отцом. Авторитет отца и любовь
к нему в семье были очень велики.
Редким воспитательным талантом обладала Мария Александровна.
Приветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же
время умела поддерживать дисциплину. Всегда аккуратная, организованная,
бережливая и скромная, особенно во всем, что касалось лично ее, она сумела
все эти качество передать детям. Хрупкая на вид, Мария Александровна
обладала огромным мужеством, самоотверженностью и стойкостью, которые
много раз и с такой удивительной силой проявлялись в годы тягчайших
испытаний, выпавших впоследствии на долю семьи Ульяновых.
Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для
развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но даже
поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя,
живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал
лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу
было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на
улице около окна деревянные ступеньки. Одно время старшие дети задумали
издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько
радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от
руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили
наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие
в чтении и обслуживании домашнего журнала.
Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста
они должны были сами обслуживать, помогать старшим; девочки следили за
тем, чтобы у них и у мальчиков одежда была в порядке. Позади дома
Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали
ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие
кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах,
лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям
доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша,
нес самовар, остальные стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали
матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и
делали ее все охотно.
Володя Ульянов рос резвым, здоровым,, жизнерадостным ребенком.
Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый,
общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав.
Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх,
терпеть не мог драк: "Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не
буду", - заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он
пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.
С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской
классической гимназии (Среднее учебное заведение, в котором наряду с
новыми языками изучались древние - греческий и латынь). Уже в эти годы в
его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и
организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, -
причем его никто не будил, - бежал мыться по пояс, убирал постель. До
завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в
гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было
ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался.
В гимназии сразу же проявились способности и трудолюбие Володи. Живой,
пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником;
переходя из класса в класс, он получал первые награды. Среди молодежи он
был известен как хороший пловец, конькобежец и шахматист.
Уже в юные годы мы видим, что Ленин не такой как все. Он выделяется из
«толпы» своим стремлением и упорством.
Формирование революционных взглядов
Детские и юношеские годы Владимира Ульянова проходили в обстановке
жестокой реакции, царившей в ту пору в России. Всякое проявление
свободной, смелой мысли подвергалось преследованию. Впоследствии Владимир
Ильич охарактеризовал это время, как период "разнузданной, невероятно
бессмысленной и зверской реакции". Поэтому гимназия не могла
способствовать формированию передовых общественных идеалов.
Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного
воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-
демократической литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень
сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него
непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем походить на брата, и
если его спрашивали, как он поступит в том или ином случае, он неизменно
отвечал: "как Саша". С годами стремление равняться на старшего брата не
прошло, а стало глубже и осмысленнее. От Александра Володя узнал о
марксистской литературе - впервые увидел у него "Капитал" К. Маркса.
Александр Ульянов был исключительно одаренным юношей. Он с детских лет
проявлял твердую волю, высокие моральные качества. "Саша вспоминала Анна,
Ильинична был на редкость серьезный, вдумчивый и строго относящийся к
своим обязанностям мальчик. Он отличался также не только твердым, но и
справедливым, чутким и ласковым характером и пользовался большою любовью
всех младших. Володя подражал старшему брату..."
Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться в
окружавшую его жизнь. Искренний, не терпящей никакой лжи он порывает с
религией. Толчком к этому была сцена, которая возмутила его до глубины
души. Однажды в беседе с гостем Илья Николаевич сказал о своих детях, что
они плохо посещают церковь. Глядя на Владимира, гость сказал: "Сечь, сечь
надо!" Гневный выбежал юноша из дому и в знак протеста сорвал с себя
нательный крестик. То, что зрело давно, вырвалось наружу.
Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил народ, какому
бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно
вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о
самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с
людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным
было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов
и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа.
О сочувствии юного Ленина к угнетенным царизмом национальностям говорит
такой факт. В последних классах гимназии он вел занятия с учителем
чувашской школы Н. М. Охотниковым, готовя его к экзамену на аттестат
зрелости. Чуваш по национальности, человек больших математических
способностей, Охотников страстно мечтал о получении высшего образования.
Но для поступления в университет требовался аттестат, зрелости, которого у
него не было. Чтобы получить аттестат, надо было сдавать экзамены по
многим предметам, в том числе и по древним языкам. Самостоятельно изучить
эти языки Охотникову было трудно, а средств на то, чтобы нанять учителя,
он не имел. Узнав о безвыходном положении Охотникова, Владимир Ильич
взялся бесплатно подготовить его и в течение полутора лет систематически,
три раза в неделю, занимался с ним. Охотников успешно сдал экзамен на
аттестат зрелости и поступил в университет.
Революционные настроения юноши проявлялись даже в его классных работах.
Однажды директор гимназии Ф. М. Керенский (отец небезызвестного
впоследствии эсера А. Ф. Керенского), всегда ставивший сочинения Ульянова
в пример другим учащимся, предостерегающе сказал: " О каких это угнетенных
классах вы тут пишите, при чем это тут?"
Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые
жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно,
от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич. Осиротевшая семья осталась
без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию,
в ожидании которой прошло несколько месяцев.
Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось
новое горе - 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке
покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед
за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге.
О революционной деятельности Александра Ильича в семье не знали.
Окончив с золотой медалью симбирскую гимназию, он блестяще учился в
Петербургском университете. Его исследования в области зоологии и химии
обращали на себя внимание видных ученых, таких, как Н. П. Вагнер и А. М.
Бутлеров; каждый из них жалел оставить его в университете на своей
кафедре. Одна из его работ по зоологии, выполненная на III курсе, была
удостоена золотой медали. Александра Ульянова просили в профессора. В
последнее лето, проведенное им дома, он все время отдавал подготовке своей
диссертации, и, казалось целиком ушел в науку. Никто не знал, что,
находясь в Петербурге, Александр Ильич участвовал в кружках революционной
молодежи и вел политическую пропаганду среди рабочих. Идейно он находился
на пути от народовольчества к марксизму.
Об аресте Александра, а Анны в Симбирск написала родственница
Ульяновых, но, боясь за Марию Александровну, она послала письмо не ей, а
близкому другу их семьи - учительнице В. В. Кашкадамовой. Та немедленно
вызвала из гимназии Владимира и дала ему прочесть письмо. "Крепко
сдвинулись брови Ильича, он долго молчал...- вспоминала Кашкадамова. "А
ведь дело-то серьезное сказал он может плохо кончиться для Саши"". На
Владимира легла нелегкая задача - подготовить к печальному известию мать и
в эту тяжелую минуту быть ей моральной поддержкой.
Весть о случившемся быстро облетела город. От семьи Ульяновых
отшатнулись все, кто раньше у них бывал, все либеральное симбирское
"общество". Тогда-то впервые молодой Ленин увидел трусливое лицо
либеральных интеллигентов.
Мария Александровна незамедлительно уехала в Петербург. Она деятельно
хлопотала, чтобы спасти сына от угрозы смерти, но все ее хлопоты оказались
бесполезны. Присутствуя на заседании суда над Александром и его
товарищами, она слышала речь сына, в которой тот смело, обличал царское
самодержавие и говорил об исторической неизбежности победы нового
общественного строя - социализма.
8 мая 1887 года Александр Ульянов в возрасте 21 года был казнен
царскими палачами в Шлиссельбургской крепости.
Казнь Александра Ульянова взволновала всех честных людей и вызвала их
возмущение произволом царского самодержавия. Газеты многих стран писали
тогда о мужестве Александра Ульянова. Так, английская "Daily News" и
издаваемая в Швейцарии "Der Sozialdemokrat" особое внимание уделили его
речи на суде; о его бесстрашии во время казни писала французская газета
"Cri du Peuple". В польской газете "Przedswit" была опубликована поэма
"Ульянов", посвященная его героизму и мужеству. Гибель Александра Ульянова
была огромной утратой и для науки. Менделеев сожалел, что революция отняла
у него двух выдающихся учеников - Кибальчича и Ульянова.
Казнь брата потрясла молодого Ленина и вместе с тем укрепила его
революционные взгляды. Преклоняясь перед памятью брата, его мужеством,
Владимир, однако, отверг избранный Александром путь террористической
борьбы. "Нет, мы пойдем не таким путем,- решил он. - Не таким путем надо
идти".
В трагические для семьи Ульяновых дни со всей силой сказались
самообладание и стойкость юноши. Он видел, с каким мужеством переносит
свое неутешное горе мать. Пример, матери не мог повлиять на него, и, как
ни тяжело ему было, он взял себя в руки и блестяще сдал экзамен на
аттестат зрелости. Самый молодой в классе, он, единственный из всех,
сдавших экзамен, получил золотую медаль. Гимназическое начальство
колебалось: давать ли брату казненного государственного преступника
медаль. Но необыкновенные способности и глубокие знания Владимира Ильича
были так очевидны, что не дать ему медаль было невозможно. В
характеристике директора гимназии отмечалось: "Весьма талантливый,
постоянно усердный и аккуратный Ульянов во всех классах был первым
учеником и при окончании курса награжден золотой медалью, как самый
достойнейший по успехам, развитию и поведению".
Завещание Ленина о том, что надо учиться имело под собой твёрдую
почву. Получившему золотую медаль, Ленину хотелось, чтобы все дети в
Советском Союзе учились хорошо. Он понимал, чем больше в стране умных
людей, тем быстрей она станет Великой Державой.
Первое революционное крещение
В конце июня 1887 года семья Ульяновых покинула Симбирск. Месяц она
жила в деревне Кокушкино, а потом поселилась в Казани, где Владимир Ильич
поступил на юридический факультет университета. Твердо, решив посвятить
себя революционной борьбе, он стремился изучать общественные дисциплины.
"Теперь, - говорил он, - такое время, нужно изучать науки права и
политическую экономию"
В Казанском университете Владимир Ильич становится деятельным членом
нелегального самарско-симбирского землячества. Царские власти, насаждавшие
сыск и шпионаж, запрещавшие любые студенческие организации, преследовали
также землячества. Университетским уставом 1884 года участие в них
каралось исключением из высших учебных заведений. Установив связи с
передовыми студентами, Ленин принял активное участие в революционном
кружке, который полиция характеризовала как кружок "крайне вредного
направления".
Студенты решительно выступали против установления полицейского режима в
университетах. 4 декабря 1887 года в актовом зале Казанского университета
состоялась сходка студентов, требовавших отмены реакционного
университетского устава, разрешения организации студенческих обществ,
возвращения ранее исключенных учащихся и привлечения к ответственности
лиц, виновных в их исключении. Владимир Ильич был одним из деятельных
участников студенческого выступления. Попечитель Казанского учебного
округа сообщал потом в департамент просвещения, сто Ульянов "бросился в
актовый зал в первой партии", а инспектор университета отмечал его "как
одного из активнейших участников сходки, которого он видел в первых рядах,
очень возбужденного, чуть ли не со сжатыми кулаками". Уходя со сходки,
Ленин одним из первых оставил свой студенческий входной билет.
Революционное выступление студентов серьезно встревожило казанские
власти. Во дворе соседнего с университетом здания находился наготове
батальон солдат.
В знак протеста Ленин решил уйти из университета. 5 декабря он пишет на
имя ректора следующее прошение: "Не признавая возможным продолжать мое
образование в Университете при настоящих условиях университетской жизни,
имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать надлежащее
распоряжение об изъятии меня из числа студентов Императорского Казанского
Университета".
По распоряжению казанского губернатора Ленин был арестован и заключен в
тюрьму. В тюремной камере студенты делились мнениями и планами на будущее.
На вопрос товарищей, что он думает делать после выхода из тюрьмы, Владимир
Ильич отвечать, что перед ним одна дорога, дорога революционной борьбы. 5
декабря Ленин в числе других активных участников сходки был исключен из
университета. Ему было воспрещено проживать в Казани, и 7 декабря он был
выслан в деревню Кокушкино под негласный надзор полиции. (Там же
находилась, высланная из Петербурга, старшая сестра Анна.)
Выслав юношу в деревню, жандармы не могли успокоиться. Директор
департамента полиции направил начальнику казанского губернского
жандармского управления указание: "Распорядитесь... учредить строгое
негласное наблюдение за высланным в д. Кокушкино Лаишевского уезда
Владимиром Ульяновым".
В ссылке Владимир Ильич усердно изучает общественно-политическую,
экономическую и статистическую литературу. С помощью родных он получает из
Казани книги и журналы, подобранные в библиотеках. Занятия юноши были
строго систематизированы. Он изучал университетские курсы, читая журналы
"Современник", "Отечественные Записки", "Вестник Европы", "Русское
Богатство", художественную литературу, особенно произведения Н. А.
Некрасова.
Молодой Ленин зачитывался романом "Что делать?"- одной из любимых книг
его казненного брата. В этом романе Чернышевский облек в художественную
форму свои социалистические идеи, первый в русской литературе создал образ
революционера, самоотверженного борца за свободу и счастье народа. Книга
"Что делать?" так увлекла Владимира Ильича, что летом 1888 года он в
течение нескольких недель перечитал ее раз пять, находя в ней все новые и
новые волнующие мысли.

Знакомство с марксизмом
В 1887 году, по окончании гимназии, Ленин поступил на юридический
факультет Казанского университета; а в декабре исключен из университета и
выслан за участие в студенческой сходке. Его сослали в имение матери
деревню Кокушкино, где он очень много читал, прежде всего, Н. Г.
Чернышевского («Роман «Что делать?» глубоко перепахал меня»), а также Д. И.
Писарева, П. Н. Ткачева, С. Г. Нечаева, которые стали его духовными
учителями. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки
Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для
самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с
марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению
мира и универсальный инструмент к его преобразованию.
В сентябре 1891 года, Ленин успешно сдал экстерном за курс
юридического факультета в Санкт-Петербургском университете, что потребовало
колоссальных усилий и знаний. В 1892 года занял должность помощника
присяжного поверенного в Самаре. Но как юрист Ленин не проявил себя и уже в
1893 года, оставив юриспруденцию, перебрался в Петербург, где вступил в
марксистский студенческий кружок Технологического института.
В 1894 года появилась одна из его первых работ «Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-демократов», в которой утверждалось,
что путь к социализму лежит через рабочее движение, возглавляемое
пролетариатом. В апреле-мае 1895 года за границей состоялись первые встречи
Ленина с членами группы «Освобождение труда», в том числе с Г. В.
Плехановым, который позднее (1906 г.) так охарактеризовал будущего лидера
первого в мире пролетарского государства: «Ленин с самого начала был,
скорее, бланкистом, чем марксистом».
Марксизм и ленинизм
Термин «ленинизм» впервые был введен Мартовым в 1904 году для
обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В
советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм
применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной
экономической формации (в том числе и путем социальной революции) может
произойти только в том случае, если производительные силы не могут более
развиваться в рамках данных производственных отношений, следовательно,
социалистическая революция может произойти только в самых развитых
капиталистических странах.
Ленин, отвергая это марксово положение, создает теорию победы
социалистической революции в «слабейшем звене империалистической цепи», в
России. Маркс также считал невозможным союз пролетариата и крестьянства -
Ленин делает ставку на этот союз. Кроме того, Маркс объяснял
революционность пролетариата действием «закона относительного и абсолютного
обнищания пролетариата». Ленин не мог не видеть, что с предсказанием
абсолютного обнищания пролетариата Маркс ошибся и что рабочий класс
западноевропейских стран вряд ли пойдет на баррикады, поскольку ему уже
было, что терять. Ленин не раз отмечал, что в Швейцарии, жизнь в которой он
знал не понаслышке, революции никогда не будет. Сосредоточившись на России,
он в своей книге «Две тактики социал-демократии в демократической
революции» (1905 год) утверждал, что, поскольку в России пролетариат
является гегемоном буржуазно-демократической революции, это открывает путь
к установлению «диктатуры пролетариата и крестьянства» и переходу к
социалистической революции.
Ленин был теоретиком революции, в отличие от Плеханова, теоретика
марксизма. А революция для него являлась средством захвата политической
власти в целях осуществления коммунистического эксперимента. Он был убежден
в том, что неукротимая воля совокупно с сильной централизованной властью
сильнее уклада жизни, многовековой религиозной веры, уровня развития
материальных сил и культуры народов России.
В состоянии непрерывной борьбы
Во время Революции 1905 года Ленин на короткое время прибыл в Россию,
а затем поселился в Финляндии. Когда после «Манифеста 17 октября» начался
естественный откат революции и политическим партиям необходимо было
переходить к легальным средствам борьбы, Ленин предложил бойкот первой
Государственной Думы (позднее он признает свою ошибку), но решительно
поддержал кровопролитное московское восстание. Из-за границы он давал
конкретные рекомендации восставшим: «Одни сейчас же предпримут убийство
шпика, взрыв полицейского участка, другие - нападение на банк».
Деятельность Ленина в эмиграции получила сходную оценку людей весьма
несходных взглядов: «создатель постоянной склоки в партии» (М. Горький),
«дрянная склока, которую систематически разжигает сих дел мастер Ленин» (Л.
Д. Троцкий). В 1907 годы ленинская резолюция пятого съезда Российской
социал-демократической рабочей парии (РСДРП) привела к противостоянию
практически со всеми российскими партиями.
Ленин яростно сражался с меньшевиками, большевиками-ликвидаторами,
большевиками-отзовистами, богоискателями, богостроителями, троцкистами.
Фракционная борьба дооктябрьского периода достигла своего апогея на
Пражской партийной конференции (1912 г.), на которой, по словам Ленина,
«покончили с ликвидаторской и отзовистской сволочью». С этого времени в
название партии было включено слово «большевиков» - РСДРП(б). Ленин сумел
также переориентировать нефракционную газету «Правда» (издавалась Троцким с
1908), став ее фактическим редактором, с 5 мая 1912 выходила уже легальная
большевистская газета под тем же названием.
Возвращение в Россию
Ленин прибыл в Петроград, через вражескую Германскую территорию в
опломбированном ваго

Новинки рефератов ::

Реферат: Статистика (Математика)


Реферат: Закон о налоговой службе Украины (Налоги)


Реферат: Условия присоединения Украины к России (Политология)


Реферат: Лазеры на гетеропереходах полупроводниковые лазеры (Технология)


Реферат: Святки (Религия)


Реферат: Нидерланды (География)


Реферат: Культура Казахстана (Культурология)


Реферат: Алкалоиды (Химия)


Реферат: Постановка, настройка и исследование абонентского программного обеспечения сети Internet (Программирование)


Реферат: Философия танца (Искусство и культура)


Реферат: Административное право РБ (Административное право)


Реферат: Роберт Инглунд пятница 13-ое (Культурология)


Реферат: Генетика пола, наследование, сцепленное с полом (Биология)


Реферат: Русская философия рубежа 19-20 в. (Философия)


Реферат: Вирусы и антивирусное программное обеспечение (Программирование)


Реферат: Проблемы недействительных сделок в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Автоматика (Радиоэлектроника)


Реферат: Пауки кто они (Биология)


Реферат: Динамика твердого тела (Физика)


Реферат: Фінансово-правові основи страхування (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист