GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Влияние оздоровительной физической культуры на организм (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние оздоровительной физической культуры на организм (Спорт)


ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры
неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением
функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло
взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и
вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной
активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи,
заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического
труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности
сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и
развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для
нормального функционирования человеческого организма и сохранения
здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В
этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной
активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного
профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением
количества произведенной мышечной работы является величина
энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых
для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16 МДж (в.
зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880--
3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не
менее 5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты
обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя,
нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные
процессы и т. д. (энергия основного обмена). В экономически развитых
странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как
генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200
раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность
(рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат,
необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил,
таким образом, около 2,0--3,0 МДж (500-- 750 ккал) в сутки.
Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает
2--3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин)
обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с
этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой
деятельности современному человеку необходимо выполнять физические
упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000-
-3000 ккал в неделю). По данным Беккера , в настоящее время только 20
% населения экономически развитых стран занимаются достаточно
интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум
энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно
ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое
ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к
снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так,
например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до
36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения
экономически развитых стран возникла реальная опасность развития
гипокинезии. Синдром, или гипокине- тическая болезнь, представляет
собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных
симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности
отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе
патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и
пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм
защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в
генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем
составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы
природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность
принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных
процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-
сосудистой систем», -- писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы
человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный
поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС,
облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный
насос»), создают необходимое напряжение для нормального
функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому
правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского, энергетический потенциал
организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от
характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная
деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется
генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал,
функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают
общий и специальный эффект физических упражнений, а также их
опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект
тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном
длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет
компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также
повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов
внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур,
радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического
иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако
использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в
большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко
приводит к противоположному эффекту-- угнетению иммунитета и повышению
восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный
эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой
с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной
тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-
сосудистой системы. Он заключается в экономиза- ции работы сердца в
состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата
кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов
физической- тренировки -- урежение частоты сердечных сокращений в
покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности
и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение
продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший
кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с
брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у
людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15
уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 % -- такая же
закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении
стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем
коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетрени- .рованных
(140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2
раза меньше и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на
100 г ткани). Таким образом, с ростом уровня тренированности
потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так
и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации
сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим
обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для
больных ИКС, так как по мере роста тренированности и снижения
потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой
нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии
миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение резервных
возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной
деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений,
систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по
кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления
(ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его
производительность. Оценка функционаальных резервов системы
кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным
уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже
среднего) обладают минимальными функциональными возможностями,
граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%
ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по
всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их
физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же
превышает их (100 % ДМПК и более, или 3 Вт/кг и более). Адаптация
периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного
кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артерио-
венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в
работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению
активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике
сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение
фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке
(максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В
результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального
напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стрессорным
воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей
организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен
также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием
на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом
тренированности (по мере повышения уровня физической
работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных
факторов риска НЕС -- содержания холестерина в крови, артериального
давления и массы тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях
показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с
280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг%. Следует особо
сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на
стареющий организм. Физическая культура является основным средством,
задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение
адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой
системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные
изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии
периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность
сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном
уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое
изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности
сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так,
ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается
на 30 %, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в
покое за указанный период уменьшается в среднем на 55--60 %.
Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного
объема и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный
объем крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25--30 %
меньше, чем в возрасте 25 лет (Роапег, 1986, и др.). С возрастом также
происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность
крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое
сопротивление, в результате к 60--70 годам систолическое давление
повышается на 10--40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровоо-
бращения, снижение производительности сердца влекут за собой
выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма,
снижение уровня физической работоспособности и выносливости. Скорость
возрастного снижения МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных
мужчин составляет в среднем 0,5 мл/мин/кг, у женщин -- 0,3 мл/мин/кг
за год. Из табл. В период от 20 до 70 лет максимальная аэробная
производительность снижается почти в 2 раза -- с 45 до 25 мл/кг (или
на 10 % за десятилетие). С возрастом ухудшаются и функциональные
возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на
1м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции
легких -- уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти
изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они
приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела,
выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность
жизни. Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается
толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП
и триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза.
Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит
разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция.
Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище
усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка, занятия
оздоровительной физической культурой способны в значительной степени
приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте
с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень
выносливости -- показатели биологического возраста организма и его
жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего
возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у
неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по З
ч. в неделю), уже через 10--12 недель приводят к увеличению МПК на 10--
15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической
культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей
организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.
Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим
эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний:
снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и
триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением
артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того,
регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени
затормозить развитие возрастных инволюционных изменений
физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных
органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза).
В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система.
Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья
двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений,
связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной
ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию
остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и
межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики
артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом
положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на
организм человека.





Реферат на тему: Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста
Учреждение образования Республики Беларусь


Минский государственный педагогический колледж



Дошкольная педагогика и психология



ВЛИЯНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Курсовая работа по методике физического воспитания



Научный руководитель:

преподаватель методики

физического воспитания
И.М.Ивановская


Минск 2004 г.



О Г Л А В Л Е Н И Е


Введение
3


Общая характеристика работы
4


Г л а в а 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики

1. История развития ритмической гимнастики
6

2. Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста10

3. Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении.
Музыкальное сопровождение
12

В ы в о д ы п о I г л а в е
18

Г л а в а 2. Определение координации движений у детей старшего дошкольного
возраста

2.1. Развитие координации у детей дошкольного возраста
19

2.2. Пути определения координационных способностей у детей старшего
дошкольного возраста
25

2.3. Влияние ритмической гимнастики на формирование координационных
движений у детей старшего дошкольного возраста 29

В ы в о д ы п о I I г л а в е
33

Заключение
34

Список используемых источников
35

Приложения
37



В в е д е н и е

Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание
здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель
воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и
методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является
ритмическая гимнастика. Она привлеккла к себе внимание миллионов людей,
стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем
более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети,
отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так
необходимо.

Вопросами касающиеся ритмической гимнастики занимались такие учёные
как Жорж Демени, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т.
П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.

Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих
упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно
рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7
лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития
двигательной функции является благоприятным для становления многих
двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот
период работу по формированию координационных движений нужно проводить
более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и
занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому
лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической
гимнастике.



Общая характеристика работы



Объект исследования: ритмическая гимнастика.

Предмет иследования: влияние ритмической гимнастики на развитие координации
движений у детей старшего дошкольного возраста.



Цель иследования: научное обоснование и экспериментальная проверка
диагностически направленных форм и методов формирования координации.



Задачи иследования:

1. Осуществить теоретический анализ сущности развития ритмической
гимнастики.

2. Проанализировать особенности формирования координациионных
способностей у детей дошкольного возраста.

3. Разработать диагностическую программу обследования координации у
детей старшего дошкольного возраста и влияние развития на нее
ритмической гимнастики.

Гипотеза: поскольку ритмическая гимнастика включает в себя
общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и
музыкально-риемические движения, которые подчинены определленному темпу,
ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой,
вероятно, весь этот комплекс воздействия направлен на формирование у детей
координации движений.



Методология исследования: в основу научного поиска положена диагностическая
теория использования физических упражнений, направленных на формирование
координации рук и ног в сочетании с музыкальным сопровождением различного
темпа.



Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования,
наблюдения, диагностирование, практическая деятельность автора в качестве
воспитателя дошкольного учреждения, анализ планов воспитательно-
образовательной работы, педагогическмй эксперимент.



Научная новизна исследования: состоит в том, что разработано содержание,
формы и методы диагностического обследования координации у детей старшего
дощкольного возраста; охарактеризована методика проведения ритмической
гимнастики.

Теоретическая значимость исследования: раскрыта возможность координационных
способностей у детей дошкольного возраста, сущность проведения ритмической
гимнастики в дошкольном учреждении.



Практическая значимость исследования: адаптирована диагностика и
разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям,
направленных на координацию движений рук и ног, посредствам ритмической
гимнастики, определены критерии эффективности.



На защиту выносится следующие положения:

1. Сущность ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного
учреждения.

2. Критериями эффективности владения координационными движениями является
сформированность двигательных способностей, показателями которых
выступают: естественная активность, ориентировка в окружающем
пространстве, равновесие, пластичность, точность движений, динамическая
выносливость, проиизвольное расслабление мышц, управление моторикой,
направлением движений.

3. Основными направлениями в формировании координационных способностей
является поэтапное усложнение движений, ритмичность, четкость показа
воспитателя в согласовании с коментариями.

4. Подготовка детей к проведению ритмичекой гимнастики предполагает учет
принципов постепенниости, системотичности, последовательности, учет
возрастных особенностей и решение задач по формированию координационных
и двигательных способностей, развитию творчетва и активности
дошкольников.



Структура и объём курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения,
общей хаорактеристики работы, двух глав, выводов, заключения, списка
используемых источников, приложения.

Полный объём текстовой части курсовой работы в количестве 34
страниц, включая 7 рисунков на 2 страницах, 4 таблицы на 3
страницах. Объём, занимаемый списком использованных источников, составляет
2 страницы (17 наименований на русском языке). 2 Приложения размещены
на 6 страницах.



Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ритмической гимнастики



1. . История развития ритмической гимнастики.


Мало кто знает, что корни ритмической гимнастики берут свое начало в
глубокой древности. Чтобы выжить в борьбе с природой, первобытному человеку
нужны были ловкость, сила, выносливость. Такие качества он развивал в
начале во время охоты, рыбной ловли. Позже, занимаясь земледелием,
скотоводством, человек использовал с этой целью определенные, многократно
повторяемые движения - физические упражнения.
При первобытнообщинном строе подготовка к охоте, сбору урожая, другим
важным событиям отмечалась различными ритуалами, включавшими ритмичные
имитационные движения. Во время совместного выполнения их членами рода или
племени развивалась согласованность коллективных действии. Одновременно
совершенствовались жизненно важные навыки, воспитывались физические
качества.
По мере классового расслоения общества и развития государств возникала
необходимость военной подготовки. Физические упражнения стали приобретать
военно-прикладную направленность. Рнтмизированные, т. е. выполняемые в
ритме определенной мелодии, движения военных, трудовых и других ритуальных
танцев были одновременно и зрелищем, и средством физической подготовки. Со
временем они приобретали все большую зрелищную направленность. При этом
дальнейшее развитие получали эстетически выразительные, ритмично
выполняемые движения. Особой выразительности ритмизированные танцы достигли
в Древней Индии. Обучение им проходило в специальных закрытых школах. В
античной Греции ритмичные движения входили в ритуальные танцы орхестрики.
Танцующий должен был с помощью ритмичных движений выразить определенную
мысль, идею, а для этого ему надо было обладать высоким чувством ритма,
быть физически подготовленным, владеть своим телом. Кроме этого, танцору
необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки и искусства
того времени.
Высоко ценили ритмичные движения эллинские философы. Например, Лукиан
считал, что телесный ритм захватывает сознание как исполнителей, так и
зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной,
воздействует на чувства, воспитывает человека.
Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему
подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Так, танцующий
имитировал метание копья или поединок с противником. Одновременно
манипулировал щитом, защищаясь от реальной угрозы - летящих в него
камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцы
развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества,
необходимые воину.
С переходом к феодальным общественным отношениям античная культура
постепенно приходила в упадок. Церковь насаждала аскетизм, проповедовала
отречение от жизненных благ, в том числе и от физической культуры. Даже
детские игры, танцы рассматривались как греховные. Изменения коснулись и
военного дела. Теперь тяжело вооруженному, закованному в латы воину нужны
были сила и устойчивость. Такие качества, как ловкость, быстрота и
выносливость, которые вырабатывались с помощью ритмизирован-ных физических
упражнений без лат и не в седле, потеряли свою ценность. Поэтому
ритмизированные движения сохранялись лишь в танцах.
В эпоху Возрождения физическая культура переживает новый подъем.
Получают распространение игры с мячом, верховая езда, фехтование, гребля,
устраиваются различные состязания. Ритмизированные движения продолжают
развиваться в танцах, которые превращаются в самостоятельный вид искусства.
На рубеже Х1У-ХУ веков Доменико да Пьяченца (да Ферара) издает трактат "Об
искусстве танцевать и водить хоры", в котором на основе народного танца и
греческих традиций закладывает основы балетной хореографии. Затем
появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других. Искусство танца и в
этот период используется как средство обучения благородным манерам,
воспитания изящества и легкости движения, развлечения.
Так одна из разновидностей ритмической гимнастики – орхестриха была
предшественницей всех ритмияческих, пластических и ритмопластических систем
упражнений, включая современную художественную гимнастику.

Во второй половине XIX века французкий физиолог Жорж Демели создал
своеобразнуюсистему гимнастических упражнений, основанную на ведущем
значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением
и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее
утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было
положено начало принципу поточности движений. В работу включалось сразу
несколько суставов и сигментов тела в течении 3-10 минут, после чего
следовала пауза отдыха длительности 1-3 минуты. Продолжительность урока –
60 минут для взрослых и 30 минут для детей.
Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм движения
был оперный певец Ф.Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы
сценической выразительности. Система его упражнений была основана на
слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального
состояния человека с телодвижением.
Профессор Женевской консерватории Жак-Далькроз (1865-1950) – композитор
и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и
мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы –
подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в
длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь
после того, как было доведено до автоматизма.
В отношении к этой гимнастике было не мало и скептиков, писавших,
например: “Ритмическая гимнастика – дрессированный пляс. Эта гимнастика
умерщвляет в душе человека волю к свободному самоопределению. ” Однако
негативные отзывы не помешали бурному росту её популярности. Системы
Демели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые
модифицировали и дополняли их в соответствии со всеми взглядами. Особую
чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора
Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бегом, лёгкого
естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным
культом тела.
Различные ритмопластические системы движений имели большую
популярность в России. Так, в 1910 г, в Петербурге открылись курсы
ритмической гимнастики по системе Ж. Далъкроза. 50 выпускниц курсов
преподавали потом ритмику в женских пансионатах, музыкальных училищах.
Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики.
Возникшие в России студи пластики, свободного танца, ритмики и т. п.
Разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его
физической красоте, духовному обогащению.
Одну из этих студий, а именно «Московские классы пластики», закончила
Л. Н. Алексеева — создательница системы гармонической гимнастики. Ее первая
студия так и называлась «Студия гармонической гимнастики и танца».
Главное в алексеевской гимнастики - подбор упражнений, гармонически
развивающих тело; естественность движения; особая обработка
гимнастического материала. Даже самые небольшие учебные упражнения
оформлялась как маленькие «этюды движения» со своей гимнастической и
эмоциональной задачей. Движение в них органически сливается с музыкой,
соответствуют духу музыкального произведения. Между движением и музыкой
должна быть, как говорила Алексеева, «ритмическая гармония», исполнение
разнообразных художественно - гимнастических этюдов под классическую
музыку доставляет занимающимся большое эстетическое удовольствие. Для детей
особо привлекательная игровая форма занятий. Первая большая работа Л. Н.
Алексеевой «Мрак», «Порыв» и «Марсельеза».
Как видим, современная ритмическая гимнастика не возникла
вдруг, а объединила в себе элементы ранее существование систем физического
воспитания. Естественно, на, новом, современном уровне.
Сейчас за рубежом очень популярна система гимнастики американской
киноактрисы Джейн Фонды. На советских экранах шло несколько фильмов с
ее участием. Она разработала систему упражнений для женщин, которую
называют по-разному: аэробические танцы, музыкальная аэробика,
женская ритмическая гимнастика.
Занимаясь дома физическими упражнениями для поддержки формы, Дж.
Фонда попробовала объединить движения музыкой. Однажды во время
киносъемок она показала это актерам, и всем понравилось.
Первый опыт занятий ритмической гимнастикой относится к 20-ым годам. В
обращении Государственной комиссии по просвещению (16 апреля)
опубликованном в “Известиях Всероссийского центрального комитета”
указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из
важнейших факторов физического развития детей. В 1923 году по распоряжению
наркома просвящения А. В. Луначарского была организована “студия
пластического движения”, руководимая З. Д. Вербовой, где готовили
преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.
Как видим, современная ритмическая гинастика не возникла вдруг, а
объединила в себе элементы ранее смуществовавших систем физического
воспитания.
Большой вклад в разработку и развитие ритмической гимнастики в
дошкольных учреждениях и начальных школаз в 80 годы внесла Л. В. Карманова.
Она разработала рекомендации к проведению ритмической гимнастики, где
сформулировала требования к составлению комплексов ритмичекой гимнастики;
особенности методики проведения с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста.



1.2. Задачи ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста


Ритмическая гимнастика получила широкое распространение во всем мире.
Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы
упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость,
повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит
неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на
развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость,
выносливость, пластичность. Полижительные эмоции вызывают стремление
выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организам.
Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной
гимнастики, общеразвивающих упражнений, свободную пластику, суставную
гимнастику, элементы современного танца. Ритмическая гимнастика определена
в физическом воспитании как часть более широкого понятия – аэробика.
К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых
организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет
стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических
движений – бега, прыжков, танцев. А кислород, как известно, – необходимый
элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста,
нужнее, чем взрослым.
Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение.
Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у
взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше. Дыхательный
аппарат шестилеток еще несовершенен, в связи с этим дыхание поверхностное и
учащенное, не обеспечивающее должного потребления кислорода. Ритмическая
гимнастика как раз и тренирует дыхательную систему и обоспечивает органищм
ребенка необходимым количеством кислорода.
Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительно-
развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию и используемым
средствам ритмическая гимнастика – своеобразный синтез гимнастики и йоги,
классического балета и аэробики, народного танца и диско. Однако при любом
отношении используемых средств гимнастика является основной и доминирующей
частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект
оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие
движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует
совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.
Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются в танцевальной
манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому переходу организма
от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий
ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.
Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно
быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это
сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми
педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных
задач физического воспитания, систематичность, постепенность,
последовательность, повторностъ.
На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более
подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая
координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы
нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать,
обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память.
Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся
опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания.
Ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом,
координировать движения. К концу года, 6 лет имеют большой запас основных
танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт благоприятную почву для
последующей работы педагога в старшей группе.
Главными задачами физического воспитания детей является укрепление
организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических
упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей
правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста
упражнения, выполненные с музыкальным сопровожденем, являются основными,
базовыми при овладевании двигательной культурой, так как они способствуют
формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и
музыкальности, координации движений.
По исследованиям Мануйловой Т.П. дети даже в раннем возрасте стремятся
ритмично двигаться под музыку. Это связано с естественной потребностью
детей в движениях. Любые движения малыши выполняют непринужденно, если они
сочетаются с музыкой и элементами игр. Ритмическая гимнастика вызывает у
детей радостные чувства, способствует эстетическому воспитанию. Как
показывает практика, ритмическая гимнастика доступна даже детям 3-4 лет, а
дети 5-6 лет способны четко, красиво, естественно, качественно выполнять
упражнения, меняя характер движений в соответствии с темпом и ритмом
музыки.



1.3.Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном
учреждении. Музыкальное сопровождение

В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных
форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий
ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и
зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу организма от
сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий
ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.
Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения,
поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Однако
следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме,
быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений.
Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать
таким образом :
. упражнения для рук и плечевого пояса
. упражнения для мышц шеи и туловища
. упражнения для ног и мышц всего тела
С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для
дошкольников следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки,
различные виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с полуприседаниями,
приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные
движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный
спортивный танец. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике
выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на
животе, спине, боку, в различных упорах.
В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика
проводится в различных вариантах:
1. В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера
(комплекс ритмической гимнастики предлагается детям старшего
дошкольного возраста, проводится 20-25 минут).
2. В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных
занятий (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном
возрасте, продолжается 10-30 минут).
3. При проведении утренней гигиенеческой гимнастики, что усиливает
ее оздоровительный и эмоциональный эффект.
4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках
(элементы).
Проводят ритмическую гимнастику в зале, в котором предварительно
делаются влажная уборка и проветривание. Занятия осуществляются при
открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступ свежего
воздуха. Одежда детей — облегченная, на ногах матерчатые тапочки или
махровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались.
Воспитатель одет в спортивную форму - так удобнее показывать упражнения,
особенно из исходных положений сидя и лежа.
Каждый комплекс ритмической гимнастики используется в течение 2—3
месяцев. Упражнения следует разучивать во время утренней гимнастики, на
физкультурных занятиях, отдельные элементы — на музыкальных занятиях,
прогулках, во время подвижных игр («Делай, как я», «Зеркало»).
Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части: вводную,
основную и заключительную. Вводную часть составляют упражнения,
непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Это движения
динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы ритмической
гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и бега.
Таких вариантов может быть не более четырех. Затем следуют общеразвивающие
упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики — тренировка крупных
мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и
ритмично выполнять упражнения под музыку.
В начале основной части следует серия упражнений разминочного
характера: поднимание рук вверх, в стороны; упражнения для мышц шеи:
различные наклоны головы, сопровождающиеся пружинистым приседанием или
ходьбой на месте без отрыва носков ног от пола. Некоторые упражнения могут
иметь несколько вариантов, в которых движения постепенно усложняются.
Выполняются эти упражнения из одного и того же исходного положения.
Следующая серия упражнений — нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения
интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады,
приседания. Например, упражнения “Шмель” (рис. 1), “Бабочка”, “Журавлик”
(рис. 2) и т. д. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. При
выполнении детьми упражнений особое внимание обращается на осанку.
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Затем следует партерная серия упражнений из исходных положений сидя и
лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости
позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног.
Здесь можно применить такие упражнения как “Неваляшка” (рис. 3), “Ветерок”
(рис. 5), “Люлька” (рис. 6), “Лягушка” (рис. 7), “Корзиночка”
( рис. 4 ) и т. д.
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7

Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они
требуют наибольшей затраты энергии.
Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она
проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим.
Можно использовать различные виды бега и прыжков, приведенные в разделе
“Музыкально-ритмические движения” “Программы воспитания и обучения в
детском саду” и программе “Пралеска”. Особое внимание воспитателю следует
обращать на дыхание детей. Завершается ритмическая гимнастика упражнениями
на расслабление, цель которых — обеспечить максимальный отдых детей в
короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных
положений стоя, сидя и лежа. Кроме того, используются такие упражнения, как
потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и
ногами из исходных положений лежа на спине, на животе, стоя на коленях и
т. д. Все движения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда с закрытыми
глазами.
Фантазия и творчество воспитателей при составлении комплексов не
ограничивается. Желательно упражнениям давать свое название. Это помогает
детям правильно осмыслить характер их выполнения. Кроме того, комплексы
можно связать единым содержанием или связать с сезонами года («Кошкин дом»,
«В осеннем парке», «На катке» и др.). С учетом индивидуальных способностей
детей группы, условий детского сада в комплексы можно вносить различные
изменения. В нарастании нагрузки важно соблюдать постепенность.
Для определения уровня физической подготовки занимающихся можно
провести тестирование, и на основе этого составить 3 комплекса ритмической
гимнастики для детей с хорошим, средним и удовлетворительным физическим
развитием. Один комплекс можно выполнять в течение 2-3 месяцев, некоторые
упражнения по мере их усвоения могут видоизмениться, усложниться. Некоторые
комплексы могут быть использованы при проведении спортивных праздников и
развлечений, дней здоровья, праздничных утренников и др.
Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает
качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка,
сопровождающая ритмическую гимнастику, должна положительно влиять на
эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха,
музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого
упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка.
Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскоывался
педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении
музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает
”…между музыкой и движением при одновремменном их исполнении
устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже
поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие
ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное
содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия реденком музыки,
когда он движется, и движений, которыми он стремиься выразить ее
содержание.” Музыка должна положительно влиять на эмоциональное состояние
детей, развитие координации движений, слух, музыкальную память. Она, как
известно, сама по себе поднимает настроение и даже способна оказывать
целебное воздействие. Музыка задает ритм. Образно говоря, ритмическая
гимнастика соткана из ритмов, именно они “зажигают” занимающихся детей.
Для того, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, следует
руководствоваться требованиями: небольшое и простое произведение должно
обладать художественными достоинствами, развивающими как слуховое
восприятие, так и художественно-музыкальный вкус. Следует обратить
внимание на зодержание музыкального произведения – ту идею, мысль или
чувство, которое композитор передает звуками музыки.
Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные
музыкальные произведения. Естественно, что их исполнение должно быть
грамотным. Ведь элементы музыки – это не только ритм, но и темп, метр
динамика, характер звукопроизношения. Эти элементы определяют
выразительность содержания музыкального, они же являются и средствами
выразительности музыкально-ритмических движений.
В практике иногда встречается бездумное импровизирование маршеобразной
и танцевальной музыки, к которой дети, к сожалению, привыкают из-за ее
ритмичности и кажущегося удобства для ходьбы, бега, исполнения плясок. На
самом же деле, воспринимается лишь отдельный ритм, а не ритм музыки, как
результат определенного, организованного распределение звуков, состоящих в
тесной связи с характером и свойствами этих звуков. Искаженное исполнение
музыки особенно вредно для маленьких исполнителей, т. к. именно в этом
возрасте происходит знакомство ребенка с миром музыкального искусства.
Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения под музыку
становятся осмысленны, эмоционально окрашены.
Составляя музыкальную фонограмму для комплекса необходимо заботиться о
стилевом единстве и общности содержания музыки. Ни в каком ллучае не
следует смешивать в одном комплексе музыку различных направлений. Вообще
при подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие
стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность,
выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого
упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыку из
любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части
эстрадных песен, понятных детям, а также произведения. Рекомендуемые
“Программой воспитания и обучения в детском саду”, программой “Пралеска ”
и др. программами.
Особое внимание следует обратить на народную музыку. Она обладает
исключительным богатством жанров, художественных оброзов, выразительных
средств. Здесь есть и медленные мелодии, плавные мелодии, танцевальные
мелодии средних темпов, зажигательные плясовые мелодии. Народная музыка
создает необходимый эмоциональный подъем у занимающихся и имеет большое
воспитательное значение.
Значительное место в музыкальных фонограммах, сопровождающих занятие по
ритмической гимнастике, отводится эстрадной музыке. Такая музыка типично
танцевальная, развлекательная, для нее характерен четкий пульсирующий ритм
и широкое использование электронных эффектов и синтезаторов. Музыка этого
направления можно для занятия ритмической гимнастикой. Слушая музыку, дети
могут восстановить в памяти последовательность движений в соответствии с
формой музыкального произведения, т. е. фразами, предложениями, периодами,
частями.
В подготовительной части задается темп, под который можно выполнять
движения с короткой амплитудой. Причем мелодии имеют чёткий отсчет на 2
или 4 четверти. В основной части занятия музыка используется умеренных или
медленных темпов, причем не только на 2, но и 4 четверти. На прыжковой и
беговой сирии упражнений темп аккомпонемента убыстряется. Этот момент
является кульминационным на занятии, что необходимо подчеркнуть и музыкой –
выбрать для него самые интересные, занимательные мелодии. В заключительной
части, в которой упражнения направлены преимущественно на расслабление
мышц, либо на чередования напряжения с расслаблением и выполняются лежа или
сидя музыка должна быть плавной, выразительной.
Но задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать нагрузку,
а затем привести его в норму. Важно, чтобы занимающиеся ушли из зала в
приподнятом настроении. Этому во многом будет способствовать музыка,
звучащая после заключительной части. Она должна быть бодрой,
жизнерадостной. Целесообразно начинать и заканчивать занятие ритмической
гимнастикой одним и тем же, непременно веселым и интепесным музыкалтным
произведением.
Подбирая музыку по темпу, можно руководствоваться следующей справкой:
- Медленный темп - 40-60 движений в минуту (дыхательные упражнения,
упражнения на расслабление).
- Умеренный темп - 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками, махи
ногами).
- Средний темп – 80-90 движений в минуту (большинство танцевальных
движений).
- Быстрый темп – 100-15- движений в минуту (махи, бег)
- Очень быстрый темп – 160 и более движений в минуту (бег, быстрые
танцы).



Выводы по 1 главе



Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство
разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка,
которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только
благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую,
дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение,
повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает сомочувствие.
А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко
применяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на
гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, на
способствует более качественному исполнению движения, четкости,
правильности, пластичности, выразительности.



Г л а в а 2. Определение координации движений у детей старшего
дошкольного возраста
1. Развитие координации у детей дошкольного возраста

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела.
Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие,
которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения
туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к
телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению
друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—движения совпадают по
направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными
— выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков
поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые
руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты
вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая
отведена в сторону).
Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на
спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки
на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая);
последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с
отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения
прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как
бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они
одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные
движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста
разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в
упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме
того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются
руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения,
объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух
звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и
более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить
туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец,
полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения
частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же
выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая —
вверх, левая—вверх и т.п.).
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение
темпа — необходимые условия для развития координации. Координация движений
невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым
компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях
пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь
одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время
упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.
Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в
сочетании со второй дает наилучшие результаты.
На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение
положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На
втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но
все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем
этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим
людям. Появляются представления о направлении движения по словесному
описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных
ориентировок целесообразно давать следующую последовательность
общеразвивающих упражнений.
1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном
поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук
вперед, помахиванием перед собой и пр.).
2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в
стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо
одном направлении).
3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.
4. Движения ног вперед, в стороны, назад.
5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным
предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в
стороны к окну, к двери, затем направо, палево).
6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например,
стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).
7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к
точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например,
развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую
ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону;
затем выполнить в ускоренном темпе).
Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем
пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на
развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном
темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения
целесообразно давать в следующем порядке:
1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При
этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме,
акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и
т.д.).
2. Упражнения в сопровождении музыки.
3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким
ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такие
движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три —
присели», «четыре — выпрямились»).
4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается
для начала упражнения.
Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием
координационных способностей, пространственных и временных ориентировок,
так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную
деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих
упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию,
сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро,
неожиданно.
Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости
оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с
вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в
одну сторону, в другую, опять сесть).
2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например,
упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с
большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне — при
передаче мяча и т. д.).
3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость
зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в
выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений.
Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения
(например, упражнения с мячами). Быстрые темпы развития моторики у
детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, в
старшем дошкольном возрасте.
Координация, ловкость движений невозможны без развития функции
равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над
площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади
опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции
предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая

Новинки рефератов ::

Реферат: Буденновская порода лошадей (Сельское хозяйство)


Реферат: Земские соборы русского государства в XVI-XVII веках (Искусство и культура)


Реферат: Кредиты (Деньги и кредит)


Реферат: Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования (Право)


Реферат: Ректификационная установка непрерывного действия для разделения 4,1 т/ч бинарной смеси ацетон - этанол (Химия)


Реферат: Иудаизм (Религия)


Реферат: Тесты по биологии для школ (к сожалению без ответов) (Биология)


Реферат: Темперамент (Психология)


Реферат: Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного в творчестве А. К. Толстого (Литература)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Основные правовые системы современности (Право)


Реферат: Сжатие речевого сигнала на основе линейного предсказания (Радиоэлектроника)


Реферат: Генетика и человек (Биология)


Реферат: Технические средства таможенного контроля (Таможенная система)


Реферат: Учет нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Достаевский.Ф.М. (Литература)


Реферат: Курс лекций по международному праву (Международное публичное право)


Реферат: Брачность и разводимость в России (Социология)


Реферат: Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности (Педагогика)


Реферат: Статическое электричество (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист