GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Кардинал Ришелье (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кардинал Ришелье (Исторические личности)





КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ.



Автор Фельдман Виталий

Г. Екатеринбург
Лицей №88.



«Д`Артаньян стоял и разглядывал этого человека. Сначала ему показалось,
что перед ним судья, изучающий некое дело, но вскоре он заметил, что
человек, сидевший за столом, писал, или вернее исправлял строчки не равной
длины, отсчитывая слоги по пальцам. Он понял, что перед ним поэт. Минуту
спустя поэт закрыл свою рукопись, на обложке которой было написано: «Мирам,
трагедия в пяти актах», и поднял голову. Д`Артаньян узнал кардинала.»
Так писал Дюма в романе «Три мушкетера» первого министра Франции. Да,
кардинал Ришелье считал себя не только государственным деятелем, но и
творческой личностью. По крайней мере он говорил, что сочинение стихов
доставляет ему самое большое удовольствие. Однако мы знаем Ришелье не по
его поэтическим сочинениям. Он прежде всего первый министр, основатель
Французской академии, создатель единого государства и творец абсолютизма.
Арман-Жан дю Плеси, герцог де Ришелье (1585-1642),- всемогущий
кардинал, 18 лет державший в своих руках политику Франции. Его деятельность
по-разному оценивали современники и потомки. Ришелье определил направление
развития государства на 150 лет. Созданная им система рухнула лишь во время
Французской революции. Неблагодарная революционная Франция в 1793 году с
ненавистью швырнула остатки министра Людовика XIII под ноги бушующей толпе,
не без основания видя в нем одного из столпов старого режима.
Восхождение Ришелье на политический олимп было трудным и мучительным.
Сколько искусных интриг пришлось сплести изворотливому уму кардинала,
сколько опасностей и неудач суждено было пережить этому удивительно
талантливому человеку, прежде чем он стал таким, каким мы его знаем!
Жестокий и коварный, он умел быть обаятельным и великодушным с
немногочисленными друзьями. Ришелье любил одиночество, считая, что таков
удел великих людей. Кардинал был неблагодарным по отношению к тем, кто
помогал ему делать политическую карьеру, но он умел и щедро одаривать своих
приверженцев, и никто не мог обвинить его в скупости. Будучи физически
слабым и болезненным, он полжизни провел в седле и военных походах,
проявляя чудеса выдержки. Набожный Ришелье никогда не был фанатиком.
Благодаря ему во Франции в отличии от других католических стран не
зверствовала инквизиция и не пылали костры « Ведовских процессов».
Удивительно тонко умея чувствовать людей, кардинал в век личного влияния
прекрасно использовал тщеславие и слабости сильных мира сего для своих
целей. Посвятив всю свою жизнь возвышению Франции, Ришелье оказался,
пожалуй, одним из самых непопулярный политиков за всю историю страны. И,
однако, сегодня мы можем сказать, что министр принадлежит к числу наиболее
ярких, значительных и трагических фигур истории.
Вначале Ришелье готовил себя к карьере военного. Но семейные
обстоятельства заставили его изменить шпаге и надеть рясу священника. Он
получил кафедру в г. Люсоне. Любознательный и самонадеянный молодой епископ
Люсонский появившись при дворе Генриха VI, сразу же стал лелеять мечты о
государственной карьере. 23- летний Ришелье сумел обратить на себя внимание
короля, который был настолько очарован его умом, эрудицией и красноречием,
что называл его не иначе как «Мой епископ».
Однако вскоре проницательный молодой человек быстро понял, что своими
талантами он лишь наживает себе врагов. Тогда Ришелье решил покинуть
столицу и ждать своего часа.
В Люсоне, не довольствуясь только епископскими обязанностями, он столь
усердно пополнял свои и без того обширные знания, что стал страдать
ужасными головными болями, мучившими его потом всю жизнь.
Из провинции Ришелье внимательно следил за событиями в столице. Он
удивительно точно, черпал сведения только из писем, составил представления
о расстановке политических сил. Несмотря на ряд постигших его неудач при
попытке выдвинуться, епископ не оставлял надежд на политическую карьеру,
делая при этом ставку на Генриха IV. Однако случилось непредвиденное: 14
мая 1610 г. король был убит фанатиком Равальяком.
Новому королю Людовику XIII было всего девять лет, и власть оказалась в
руках бездарной и самонадеянной королевы Марии Медичи и ее фаворита,
пустого и никчемного Кончино Кончини. Семь долгих лет предстояло Франции
терпеть эту неуемную и претенциозную парочку, сумевшую разрушить все, что с
таким трудом создал Генрих IV.
Епископ Люсонский, присмотревшись решил покинуть свое добровольное
изгнание и попытать счастья в Париже. Правдами и неправдами, грубой лестью
и умными советами он за шесть лет сумел завоевать доверие Кончини и почти
подчинил себе королеву. В 1616 г., потеснив многочисленных прихлебателей
фаворита, Ришелье стал государственным секретарем.
Правительство Марии Медичи переориентировало политический курс Франции,
повернув страну лицом к Испании, с которой Генрих IV собирался воевать.
«Испанская партия», к которой первоначально примкнул Ришелье, умудрилась
оттолкнуть от Франции всех ее старых союзников. Мощь Испании росла, грозя
поглотить и подчинить своему влиянию всю Европу. Стоит ли говорить, что
подобная ориентация не принесла ни пользы, ни престижа Франции.
Солидарность с «Испанской партией» стала первой ошибкой Ришелье, которая,
впрочем, вытекала из общей политики государства. Вторым его просчетом, чуть
не ставшим для честолюбивого епископа Люсонского роковым, было его
невнимание к молодому Людовику XIII, искренне ненавидевшему
государственного секретаря.
Юный монарх, безвольный и меланхоличный, тяготился наглостью Кончини и
властолюбием матери. Решив править самостоятельно, он задумал устранить
ненавистного фаворита. По его приказу Кончини, ставший уже маршалом
д`Анкром, был убит. Одновременно и закончилось правление кабинета Марии
Медичи.
Епископ Люсонский, всего пять месяцев выполнявший обязанности
государственного секретаря, вынужден уйти в отставку. Но он не собирается
сдаваться. Через семь лет он вернется к власти и будет определять политику
Франции. Ему придется пережить годы немилости, страха, интриг, унижений,
неустанной работы, прежде чем он сумеет подчинить короля своему влиянию.
Для достижения этой цели Ришелье будет беззастенчиво использовать свою
покровительницу Марию Медичи, которая и шагу не может шагнуть без него.
Во Франции между тем пылают пожары восстаний. Возвышение новых
фаворитов, которые хотят только брать и не могут ничего дать, вызывало
бурное возмущение аристократии. Провинции, подстрекаемые принцами Конде,
Суассоном и Буиольоном, бунтуют против короля. Королева-мать присоединяется
к этому дружному хору противников молодого монарха, и Людовик XIII, не в
силах противостоять нажиму, вынужден идти на уступки. Мария Медичи
добивается возвращения в Париж, откуда она выслана. О том же мечтает и
Ришелье, стремясь к продолжению политической карьеры. Лишь в 1622 году
королева-мать соглашается примириться с сыном, но с одним условием –
епископ Люсонский, так много для нее значивший, должен стать кардиналом.
В Париже кардинал Ришелье сумел доказать свою незаменимость и в 1624
году возглавил новое правительство. По части интриг первый министр не знал
себе равных. Рассказ о том, как он добился высшей власти в государстве, -
настоящий авантюрный роман, перед которым бледнеют все сочинения Дюма.
Сохранять власть в течение последующих 18 лет Ришелье помогло его
беспримерное умение лавировать при дворе. Трудно перечислить все заговоры,
которые устраивали против первого министра все недовольные его политикой.
Порой жизнь его висела на волоске. Единственную поддержку Ришелье мог найти
и находил в безвольном и апатичном короле, у которого хватало здравого
смысла ценить своего министра и понимать правильность его действий.
Многочисленные покушения на жизнь Ришелье сделали необходимой
организацию его личной охраны. Так появились мушкетеры, которых Дюма
ошибочно называл гвардейцами. В отличие от мушкетеров короля, носивших
голубые плащи, охрана Ришелье блистала красными – под цвет кардинальской
мантии.
Заняв пост министра, Ришелье попытался провести ряд существенных
реформ, призванных укрепить королевскую власть. Одной из главных задач было
установление мира в многострадальной стране. Для начала требовалось
утихомирить «фронду принцев», стремящуюся вырвать у короля привилегии и
деньги. Ришелье посоветовал королю прекратить делать уступки и взял жесткий
курс на обуздание непокорных аристократов. Ему почти удалось накинуть узду
на неспокойных родственников монарха, смирив их непомерную гордыню.
Кардинал не стеснялся проливать кровь мятежников, не считаясь с их
положением. Казнь одного из первых лиц страны, герцога Монморанси,
заставила аристократию содрогнуться от ужаса.
Второй на очереди стояла задача усмирения гугенотов, со времен Генриха
IV пользовавшихся большими правами. Гугеноты создали на территории Франции
настоящие маленькие государства, готовые в любой момент выйти из
повиновения. Центром сопротивления гугенотов была укрепленная и независимая
крепость Ла-Рошель.
Ришелье считал, что настала пора покончить с гугенотской вольницей.
Подходящий случай не замедлил представится. В 1627 году обострились
отношения с Англией, обеспокоенной начатым Ришелье строительством флота.
Политики туманного Альбиона решили вызвать смуту во владениях соседа,
подняв мятеж на Ла-Рошели. С английским десантом французская армия
справилась достаточно легко, а вот осада мятежной крепости затянулась на
целых два года. Наконец, в 1628 году, сломленные голодом и потерявшие
всякую надежду на помощь, защитники крепости сложили оружие. По совету
Ришелье король даровал прощение оставшимся в живых и подтвердил свободу
вероисповедания, лишив гугенотов лишь привилегий. Протестантский Лангедок
утратил свои вольности в 1629 году. Никаких религиозных гонений не
последовало. Кардинал Ришелье оказался слишком политиком, чтобы пытаться
навязать стране религиозную однородность – химеру, которую отстаивал Рим.
Однако благодаря такой тактике кардинал нажил себе врагов среди служителей
церкви.
Когда речь шла об интересах государства, вопросы вероисповедания как бы
отходили для него на второй план. Кардинал говорил: «И гугеноты, и католики
были в моих глазах одинаково французами». Так вновь министр ввел в обиход
давно забытое за распрями слово «француз», и закончились религиозные воины
70 лет раздиравшие страну.
С приходом Ришелье к власти произошли серьезные изменения и во внешней
политике. Долгий путь к высокому посту был пройден не зря. Кардинал оценил
и понял свои ошибки. Он постепенно мягко начал уводить страну из фарватера
Испании и возвратил ее в традиционное русло политики Генриха IV.
Восстанавливая связь со старыми союзниками, Ришелье методично внушает
Людовику XIII мысль о необходимости дать чрезмерный отпор притязаниям
Испании и Австрии.
Династия Габсбургов, правившая в обеих империях, медленно заглатывала
Европу, вытеснив Францию из Италии и почти подчинив себе Германию.
Протестантские князья, не имея сил сопротивляться мощному давлению Австрии,
сдавали одну позицию за другой. Если бы не вмешательство Ришелье,
неизвестно, чем кончилась бы эта неравная борьба. Католический кардинал, не
мало не смущаясь, начал субсидировать протестантских государей и заключать
с ними союзы. Дипломатия Ришелье, а главное, французские пистоли сумели
вдохнуть жизнь и силы в готовые капитулировать германские княжества,
преподнеся уверенным в своей победе Габсбургам неприятный сюрприз.
Благодаря дипломатическому, а затем и военному вмешательству Франции
Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.) была продолжена и завершилась полным
крахом имперских замыслов Австрии и Испании. Перед смертью в 1642 году
Ришелье мог с гордостью сказать Людовику XIII:«Теперь песенка Испании
спета». И это были не пустые слова.
В ходе войны была реализована идея кардинала о введении Франции в
«естественные границы»: произошло долгожданное объединение всех
исторических территорий – Лотарингии, Эльзаса и Руссильона, которые после
стольких лет борьбы вошли в состав Французского королевства.
«Испанская партия» не простила Ришелье смену политического курса
страны. Самые влиятельные люди королевства – Мария Медичи, Анна
Австрийская, Гастон Орлеанский – настойчиво чинили козни и стряпали
заговоры против «господина главного министра».
Мария Медичи с упорством брошенной женщины преследовала Ришелье,
подрывая своей ненавистью и без того слабое здоровье кардинала. Она не
могла ему простить ни исключительного влияния на Людовика XIII, ни измены
ее политике, а главное – своего оттеснения на второй план. В конце концов,
после ряда неудачных попыток уничтожить своего бывшего любимца бежала из
страны, чтобы никогда не вернуться назад.
Брат короля Гастон Орлеанский в своем стремлении занять престол не
брезговал даже союзом с врагами Франции. Неумный, бессовестный, жадный,
легкомысленный предатель, он видел в Ришелье своего главного врага.
Презиравший его кардинал считал, что принц не имеет никакого морального
права быть наследником французского престола.
Более сложными были отношения Ришелье с Анной Австрийской. Она была
слишком испанкой, чтобы быть королевой Франции. Абсолютно не понимая
политики кардинала, направленной на возвышение страны, она активно
поддерживала своего брата, короля Испании Филиппа IV, надеясь с его помощью
скинуть ненавистного министра даже ценой поражения Франции в войне.
Впрочем, для этих людей личные интересы были всегда выше государственных.
Ришелье был одержим идеей блага государства. Он вполне резонно
воспринимал все покушения на свою жизнь как попытку уничтожить национальную
политику Франции. В тот век слишком многое зависело от личности. Смена
министра означала смену ориентации. Вдумайтесь, насколько непатриотично
выглядят действия д`Артаньяна на фоне титанических усилий Ришелье
обезопасить Францию. А разве один д`Артаньян ставил служение красивой
женщине выше интересов собственной страны?
Французское дворянство, для блага которого неустанно трудился кардинал,
ненавидело первого министра. Как больной ребенок, недолюбливающий того, кто
заставляет его пить горькое лекарство, дворянство становилось в оппозицию
Ришелье, врачующему его изъяны и пороки. Понятие «родина», введенное первым
министром в политический обиход, было абсолютно чуждо первому сословию.
Общую ненависть к Ришелье вызвал и закон о запрещении дуэлей. Дворяне
желали видеть в короле лишь первого среди равных. Кардинал же стремился
внушить им мысль о священности королевской власти. По мнению Ришелье, кровь
подданных может быть пролита только во имя родины, олицетворяемой священной
особой короля. Если же дворяне жертвуют жизнью, защищая свою честь, то тем
самым ставят себя на одну доску с монархом – недопустимая вольность! Помимо
всего прочего, огромное число лучших представителей дворянских родов
заканчивало жизнь на дуэли, без всякой пользы для государства. Во имя
интересов самого дворянства Ришелье стремился привлечь его к
государственной службе, демонстрируя, таким образом, первого сословия для
страны. Все это, однако, вызвало бешеное сопротивление и насмешки, не
встречая понимания.
Не меньше ненависти испытывало к Ришелье и третье сословие. Занятый
созданием единого национально-политического государства, кардинал решил
пресекать любой сепаратизм. А именно к нему были склонны парламенты крупных
городов, не желавшие видеть общегосударственных интересов за своими
местными проблемами. Урезание прав парламента явилось причиной огромной не
популярности первого министра. Политика Ришелье по отношению к парламентам
привела к сознательному уничтожению официальной оппозиции третьего
сословия. Такого же курса будут придерживаться и последователи великого
кардинала. Отсутствие отдушины для выхода политической активности в системе
абсолютизма выльется во взрыв возмущения народа через 150 лет – во время
Французской революции.
У простонародья тоже были причины для недовольства первым министром.
Разорительные войны, Тридцатилетняя и Испанская (1635 – 1659 гг.), в
которые оказалась втянутой благодаря стараниям кардинала Франция, принесли
не только внешнеполитические выгоды, но и страшное разорение. Временами
военные действия велись на территории Франции. Эльзас и Лотарингия были
присоединены к ней после трех походов армии Людовика XIII, нашествия
имперских войск, которые, как, саранча, не оставляли камня на камне. Война
требовала гигантского напряжения сил. Крестьяне и буржуа не знали и не
хотели знать о великих замыслах кардинала и о грядущем «золотом веке»,
обещанном Людовику XIII его министром. На протяжении 18 лет правления
кардинала страну сотрясали народные восстания, доставляя Ришелье немало
хлопот.
Видя перед собой единственную цель – благо страны, Ришелье упорно шел к
ней, преодолевая яростное сопротивление противников и, невзирая на почти
всеобщее непонимание. Кардинала с полным основанием можно считать одним из
отцов-основателей французской нации и творцов современной Европы.
Редко кто из государственных деятелей может похвастаться осуществлением
всех своих замыслов. «Я обещал королю употребить все мои способности и все
средства, которые ему будет угодно предоставить в мое распоряжение, на то,
чтобы уничтожить гугенотов как политическую партию, ослабить незаконное
могущество аристократии, водворить повсеместно во Франции повиновение
королевской власти и возвеличить Францию среди иностранных держав» – так
определял Ришелье задачи своего правительства. И они были выполнены.
Вопреки окружавшей его ненависти и обвинениям в стремлении к личной выгоде
Ришелье все свои силы отдавал служению Франции. Перед смертью на
предложение простить своих врагов он ответил: «У меня не было других
врагов, кроме врагов государства». Кардинал имел право на такой ответ.



Литература:
1. Энциклопедия для детей.
2. Три мушкетера, А. Дюма.
3. Малая советская энциклопедия, 1956г.




Реферат на тему: Кареев Н И


Николай Иванович Кареев

(1850 – 1931)


Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог,
крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один
из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный
последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов
и социологов.
Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря — по
новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где
под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской
революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,
Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в
дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с
тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор:
он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента
общества.
В 1879—84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем
Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской
академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал
свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в
последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк
истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года».
Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного
изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской
революции.
Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный
либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в
1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из
Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время
Революции 1905—07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом
1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в
новое время» (т. 1—7, 1892—1917) отводилось существенное место
социально-экономическим процессам. В 1911—15 гг. Кареев приступил к
разработке истории парижских революционных секций. В 1924—25 гг.
опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» — первый
сводный обзор историографии Великой французской революции не только в
русской, но и в зарубежной литературе.
Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное
влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев
плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами
социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев
поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных
науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей
становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на
очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто
завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно
переиздавались.
Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски
аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился
в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии
и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории
и методологии социологического знания.
Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь
систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны
марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди
конкретных социологических проблем особое внимание уделял
междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли
личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в
разработку истории социологической науки, он является основателем и
зачинателем известной "русской традиции" историко-критического
обозрения социологических школ и направлений, в которую входили
влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев
и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и
составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное
наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и
социологические работы в нем занимают весомое место.
Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских
установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий").
Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития
человечества с помощью точных методов исследования. Общество как
организованное целое - социальный прогресс, социальная организация,
контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой,
утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества
как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки,
занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и
их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от
времени и места их возникновения.
"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе
и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их
взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и
когда бы все это ни существовало и ни происходило".
В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое
представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество
интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство,
обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в
абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и
хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет,
наконец, и последнего без первых двух".
Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно –
контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял
тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена
трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с
формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом
значения политической экономии для построения социологии. классификации
наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу
неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от
биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией
мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал
Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать
подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в
конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.
Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1)
социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3)
отношения социологии с другими общественными науками, а также с
биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5)
социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и
7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической
социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал
социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся
исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и
не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за
пределы того, что доступно проверке.
Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии,
которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать,
чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал:
'"Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как
оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить
свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о
наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о
том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому
что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца.
Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и
для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только
отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и
определенные социальные нормы".
Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме
метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием
выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей
(нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли
о необходимости разделения всех общественных наук по характеру
изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история,
философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и
социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об
обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как
естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода,
отличного от прочих, четкого определения проблематики и
исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении
заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в
рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.
В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень
обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии
с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей
науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой
предмет, метод и уровень обобщения информации.
Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к
выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет
социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым
формировать полную картину движения человеческого бытия; социология
вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.
Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников
информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и
неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть
описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения
общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать
какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические
наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное
прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как
бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что
может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как
номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее
цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных
взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.
Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял,
подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир
норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет
сравниваться действительная история». С тех же субъективно-
идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя
его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ
Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как
научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности,
глубокую разработку которой считал главным призванием социологии.
Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен
и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных
процессов.
Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе
антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое
понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так
настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он
утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и
отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки
зрения определенного идеала.
Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне
его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по
Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий
личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную
организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии.
Отличительными признаками культурных групп являются не природные
свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в
результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация
– результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная
организация – это совокупность экономической, юридической и
политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает
положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации
(политический строй); защищаемые государственной властью частные
отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни
(экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель
пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и
другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества
- сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую
картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного
(позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в
смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный
срез).
Если сравнительно исторический метод занимается сходными
историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то
задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития,
стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их
возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории,
первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть
сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых
импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство
социального и индивидуального; достижение общественного идеала
реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая
трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма
субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева
и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в
том, что безразличная к индивидуальному существованию среда
перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в
соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все
человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает
анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и
формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В
истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные -
субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих
течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке
периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии
России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х
годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап
соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй
характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской
социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен
установлением господства марксистской социологии и, как это
представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения
"экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к
изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность
результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание
человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух
крупных пластов.
Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как
язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,
обеспечивающих функционирование общества: государство. народное
хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал
историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток
осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов
и неудач.
Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение
всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,
посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой
области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании
системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании
кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском
в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской
системе образования. Преодолевая характерную для русского
обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении
профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.
Список литературы:
1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.
2. «Антология русской классической социологии» / под. ред.
Клементьева и Панковой. М., 1995.
3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.»
М., 1995.
4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.
5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.





Новинки рефератов ::

Реферат: Масляный насос (Транспорт)


Реферат: Французский театр (Искусство и культура)


Реферат: Взаимодействие основных частей ЭВМ при выполнении программы (Программирование)


Реферат: Тифлопсихология (Педагогика)


Реферат: ЦБРФ (Банковское дело)


Реферат: Шумовое загрязнение среды (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Судебные органы власти Украины (Государство и право)


Реферат: Курсовик по электротехнике (Радиоэлектроника)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Русский Black, Death, Darkwave (Музыка)


Реферат: Деяния Святых Апостолов (Религия)


Реферат: КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1773-1775 гг. (История)


Реферат: Особенности выбора таможенных режимов при перемещении товаров через таможенную границу (Право)


Реферат: Правовые основы финансовой деятельности государства (Право)


Реферат: Культура общения (Психология)


Реферат: Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению (Педагогика)


Реферат: Учет денежных средств (Аудит)


Реферат: Диплом из СГМТ по расчету парового котла (Технология)


Реферат: Чарлз Дарвин (Биология)


Реферат: Берлинская Стена (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист