GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Николай Второй Александрович (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Николай Второй Александрович (Исторические личности)



Николай II Александрович

(6.05.1868 - 17.07.1918)

Император Всероссийский

(21.10.1894 - 2.03.1917)

Николай II, старший сын императора Александра III и императрицы Марии
Федоровны, взошел на престол после смерти своего отца. Коронация Николая II
ознаменовалась катастрофой на Ходынском поле в Москве, в которой погибли
несколько сотен человек.

Николай II получил хорошее образование, он владел французским, английским и
немецким языками. В октябре 1890 года великий князь Николай Александрович
совершил путешествие на Дальний Восток, направляясь через Вену, Грецию и
Египет в Индию, Китай и Японию. Обратный путь Николая Александровича лежал
через всю Сибирь.

Император был прост и легко доступен. В его характере современники отмечали
два недостатка - слабую волю и непостоянство.

Все царствование Николая II прошло в обстановке нараставшего революционного
движения. В начале 1905 года в России вспыхнула революция, положившая
начало некоторым реформам. 17 апреля 1905 года был издан Манифест о
веротерпимости, который разрешал русским переходить из православия в другие
христианские религии и признавал религиозные права раскольников. 17 октября
1905 года вышел Манифест, по которому признавались основы гражданской
свободы: неприкосновенность личности, свобода слова, собраний и союзов.
Была учреждена Государственная дума (1906 г.), без одобрения которой ни
один закон не мог войти в силу.

По проекту П.А.Столыпина проводилась аграрная реформа: крестьянам был
разрешено свободно распоряжаться своей землей, создавать хуторские
хозяйства. Была сделана попытка упразднения сельской общины, что имело
огромное значение для развития капиталистических отношений в деревне.

В области внешней политики Николай II предпринял некоторые шаги по
стабилизации международных отношений. В 1898 году российский император
обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о
сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста
вооружений. В 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира,
отдельные решения которых действуют и по сей день.

В 1904 году Япония объявила России войну, закончившуюся в 1905 году
поражением русской армии. По условиям мирного договора Россия уплатила
Японии около 200 млн. рублей за содержание русских военнопленных и уступила
ей половину острова Сахалин и Квантунскую область с крепостью Порт- Артуром
и городом Дальним. В 1914 году Россия на стороне стран Антанты против
Германии вступила в первую мировую войну.

Неудачи на фронте в первой мировой войне, революционная пропаганда в тылу и
в войсках, разруха, министерская чехарда и т.д. вызвали резкое недовольство
самодержавием в различных кругах общества. Военные реформы 1905-12 годов,
проводились после поражения России в русско-японской войне 1904-05 годов,
выявившей серьезные недостатки в центральном управлении, организации,
системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии. В
первый период Военных реформ (1905-08) было децентрализовано высшее военное
управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное
управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны,
генералы-инспекторы были подчинены прямо императору), сокращены сроки
действительной службы ( в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет , в
других родах войск с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет), омоложен
офицерский состав; улучшены быт солдат и матросов (питание и вещевое
довольствие) и материальное положение офицеров и сверхсрочнослужащих.
период Военных реформ (1909-12) была проведена централизация высшего
управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного
министерства, упразднен Совет государственной обороны, генералы-инспекторы
подчинены военному министру); за счет слабых в боевом отношении резервных и
крепостных войск усилены полевые войска (число армейских корпусов
увеличилось с 31 до 37), создан при полевых частях запас, который при
мобилизации выделялся для развертывания второочередных (включая полевую
артиллерию, инженерные и железнодорожные войска, части связи), созданы
пулеметные команды в полках и корпусные авиаотряды, юнкерские училища
преобразованы в военные училища, получившие новые программы, введены новые
уставы и наставления. В начале марта 1917 года председатель Государственной
думы М.В.Родзянко заявил Николаю II, что сохранение самодержавия возможно
только при условии передачи трона царевичу Алексею при регенстве брата
императора великого князя Михаила. 2 марта 1917 года Николай II, учитывая
слабое здоровье своего сына Алексея, отрекся от престола в пользу своего
брата Михаила Александровича. Михаил Александрович также подписал Манифест
об отречении от престола. В России началась республиканская эра.

5 мая 1905 года был утвержден Совет государственной обороны; мысль об этом
учреждении была совершенно правильной: необходимо было такое учреждение, в
котором сосредотачивались бы главные вопросы обороны государства, при
участии представителей военного и морского ведомств. Председателем был
назначен князь Николай Николаевич, одновременно с этим последовало
преобразование Военного министерства и учреждение должности инспектора
пехоты; на эту должность был назначен генерал-адъютант О.К.Гриппенберг. По
вопросу о преобразовании Военного министерства было предложено создание
должности начальника Генерального Штаба, независимого от военного министра.
Аналогично было предложено преобразование и Морского министерства, а именно
учредить должности командующих флотами и подчинить их Государю через Совет
государственной обороны. Проект был отклонен, так как деятельность Совета
была неудовлетворительной.
С 9 марта по 14 августа 1917 года бывший император и члены его семьи
содержались под арестом в Царском Селе, затем их переправили в Тобольск. 30
апреля 1918 года узников привезли в Екатеринбург, где в ночь на 17 июля
1918 года по постановлению СНК и ВЦИК бывший император, его жена и дети и
оставшиеся при них доктор и слуги были расстреляны чекистами.
Коронация Николая II
Николай Александрович, старший сын императора Александра III и его супруги
Марии Федоровны, вступил на престол 21 октября 1894 года. 14 мая 1895 года
в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация Николая II.
После коронации торжественная процессия во главе с императором вышла из
Успенского собора и направилась в Архангельский собор, в котором похоронены
первые цари династии Романовых, чтобы поклониться их могилам. После
посещения Благовещенского собора император отправился в Большой Кремлевский
дворец. Первый день коронационных торжеств закончился парадным обедом в
Грановитой палате Московского Кремля.
Катастрофа на Ходынском поле
18 мая 1896 года, во время раздачи царских подарков по случаю коронации
Николая II, на Ходынском поле (в северо-западной части Москвы, в начале
современного Ленинградского проспекта) произошли трагические события. Из-за
халатности организаторов церемонии и городских властей началась давка, в
которой, по официальным данным, погибли 1389 и получили увечья 1300
человек.
Русско-японская война
Руско-японская война 1904-1905 гг. велась за господство в Северо-Восточном
Китае и Корее. Война была начата Японией. В 1904 году японский флот напал
на Порт- Артур, оборона которого продолжалась до начала 1905 года. Россия
потерпела поражения на реке Ялу, под Ляояном, на реке Шахэ. В 1905 году
японцы разгромили русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а
русский флот - при Цусиме. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года,
по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила
Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-
Артуром и Дальним. Поражение русской армии в войне ускорило начало
революции 1905-1907 гг.
Революция 1905 года
Революция, начавшаяся в России в 1905 году, была вызвана ускорившимся
капиталистическим развитием России, ростом политического самосознания
буржуазии, классовой консолидацией и борьбой пролетариата и необходимостью
устранить наследие феодализма в виде самодержавия, господства помещичьего
землевладения, общинных порядков в деревне. Обострение социально-
политического конфликта было ускорено русско-японской войной 1904-1905 гг.
Толчком к началу революции послужил расстрел 9 января 1905 года мирной
рабочей демонстрации в Петербурге. Наиболее активной революционной силой
выступили рабочие, ширились крестьянские волнения, началось революционное
брожение в армии и во флоте. С требованиями реформ выступила буржуазия.
Возникали профессиональные и политические союзы, укреплялись революционные
партии, появились либеральные и консервативные буржуазные партии. В
Манифесте от 17 октября 1905 года царь пошел на уступки, пообещав
политические свободы и учреждение законосовещательной Государственной думы.
В декабре 1905 года были подавлены вооруженные восстания рабочих в
промышленных центрах России. Однако забастовки продолжались. Разгон 2-й
Государственной думы (3 июня 1907 года) означал конец революции. Хотя
революция 1905-1907 гг. и не устранила коренных противоречий российского
общества, тем не менее она заставила самодержавие пойти на создание
парламентского представительства и начать реформы, давшие новый импульс
развитию капитализма в России.
Государственная дума
Государственная дума - законосовещательное, представительное учреждение
Российской империи (1906-1917 гг.) - была учреждена Манифестом 17 октября
1905 года. Дума рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в
Государственном совете и утверждались царем. Многоступенчатые выборы в Думу
проводились по 4 неравноправным куриям. Половина населения страны (женщины,
студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав. 27 февраля (12
марта) 1917 года Временный комитет Государственной думы сформировал
Временное правительство. Формально Дума продолжала существовать до 6 (19)
октября 1917 года.
300-летие дома Романовых
В 1913 году Россия с необычайным размахом отпраздновала 300-летие дома
Романовых. Юбилей был отмечен пышными торжествами, великолепными парадами,
народными гуляньями. В свет вышли роскошные издания, посвященные истории
царствующего дома. Страна с оптимизмом размышляла о будущем. Прогнозы были
разные, однако никто не мог предположить, что могучая, казавшаяся полной
сил империя доживает свои последние годы.





Реферат на тему: Николай Иванович Костомаров

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Реферат

на тему

Выдающиеся отечественные историки. Николай Иванович Костомаров.



выполнил студент 1 курса
физического факультета группы РФ-2
Носырев А.В.

научный руководитель
Короткий Н.С.



Краснодар, 1998.

Среди титанов российской исторической мысли XIXв., рядом с Н. М.
Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место
Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван
Богучаров). Творчество русско-украинского ученого историка и
археографа, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало
большое влияние на духовное развитие современников и долго еще будет
жить в памяти благодарных потомков.
Костомаров родился 4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовка, ныне
Ольховатского района Воронежской области, в семье помещика, отставного
капитана Ивана Петровича Костомарова и крепостной Татьяны Петровны
Мельниковой (впоследствии — Т. П. Костомарова). Будущий великий историк
сменил много учебных заведений, большей частью по причине
неудовлетворенности уровнем преподаваемых знаний. Из воронежского
пансиона, куда его отдала мать, он перешел сразу в третий из четырех
классов гимназии, а затем, в возрасте 16 лет, единственный из всех
гимназистов поступил на историко-филологический факультет Харьковского.
Не найдя и здесь серьезного преподавания, юноша погружается в
античность и совершенствует языки, прибавив к ним итальянский, пока на
третьем курсе не знакомится с новым профессором всеобщей истории М. М.
Луниным: отныне судьбой Костомарова стала история. Вспоминая
впоследствии годы учебы в университете, ученый отмечал, что “если бы не
было в университете Лунина, то время, проведенное в звании студента,
надобно было бы считать потеряным”[1]. Последние полгода до выпускных
экзаменов Николай Иванович болел оспой и был сочтен умершим, но, еще
нетвердо держась на ногах, прибыл на сессию: для дальнейшего пути в
науку бастард должен был получить “степень кандидата за отличие”. Он
сдал отлично все выпускные экзамены и уехал домой, где узнал, что лишен
степени за оценку “хорошо” по богословию, полученную на первом курсе. В
январе следующего 1837 года пересдал все экзамены и 8 декабря 1837 года
Советом университета был утвержден в степени кандидата, о чем получил
свидетельство 28 ноября 1838 года.
Одновременно, служа юнкером в Кинбурнском драгунском полку, он
разобрал великолепный местный архив и подготовил к печати историю
Острогожского казачьего полка с приложением основных документов, мечтая
“составить историю всей слободской Украины”[2] (рукопись эта сгинула в
полиции после ареста). Никакие обстоятельства не могли заставить
Николая Ивановича свернуть с пути, о котором сам он говорил так:
“История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я читал много
всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришел к такому
вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся
государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто
пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженик,
как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам
ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе
его радостей и печалей? Но с чего начать? Конечно, с изучения
своего русского народа; а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать
с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных
памятников”.[3]
Большую роль в пробуждении и развитии у Н. И. Костомарова интереса
к жизни и историческому прошлому народа, преимущественно в сфере
фольклористики и этнографии, сыграло его личное знакомство с Г. Ф.
Квиткой, И. И. Срезневским, А. Л. Метлинским, А. О. Корсуном и другими
известными литераторами и учеными, а также его ознакомление с их
творчеством и историческими думами, народными сказками и пересказами.
Как поэт-романтик Н. И. Костомаров соединил в своем творчестве
“исторические и легендарные мотивы, внес в перепевы из украинского
фольклора, конкретные черты исторического прошлого”[4]. Вообще,
характеризуя Н. И. Костомаров, уместно отметить, что он любил слушать
музыкальные произведения Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, ему
очень нравилась музыка М.И.Глинки, Н. И. Лысенко, он читал наизусть на
языке подлинника стихи И. Гете, “Божественную комедию” Данте, не говоря
уже о произведениях русских авторов и родного творчества, которые
ученый знал превосходно: ему, например, не составляло труда прочесть по
памяти былину “Садко”.
Осенью 1840г. Н. И. Костомаров сдал магистерский экзамен и получил
разрешение писать диссертацию на избранную тему. В 1841г. Он подал на
факультет исследование “О причинах и характере унии в Западной России”,
которое через год было принято к защите. Но церковная власть, царская
цензура и правительство пришли к выводу о том, что оно не достойно
ученой диссертации как по характеру темы, так и по причине широко
приводимого фактического материала о безнравственности духовенства,
тяжелых поборах с народных масс, а главное — о восстаниях крестьян и
казаков. По распоряжению министра просвещения С. Уварова все
напечатанные экземпляры этой работы следовало уничтожить. (Но все-таки
остались три уникальных экземпляра книги, являющейся сегодня большой
библиографической редкостью.) Н. И. Костомарову разрешили писать
диссертацию на другую тему. Во второй диссертации Н. И. Костомаров
провел, как он выразился, свою задушевную мысль “об изучении истории на
основании народных памятников и знакомства с народом”, обращении к
жизни народа в ее многообразии, тем самым поставив одним из первых в то
время украинской историографии новую актуальнейшую проблему и занял в
науке своеобразное место на общем фоне военно-административной истории.
Весной 1843 г. Н. И. Костомаров подал на факультет диссертацию на тему
”Об историческом значении русской народной поэзии” и защитил ее. 13
января 1844 года он получил степень магистра исторических наук. Это
была первая на Украине диссертация этнографического характера.
Основной задачей общества Н. И. Костомаров считал “распространение
идей славянской взаимности как путями воспитания, так и путями
литературными”[5]. Таким образом, еще до возникновения Кирилло-
Мефодиевсого общества Н. И. Костомаров придерживался умеренных взглядов
и видел главную цель прежде всего в распространении идеи единения
славянских народов. В условиях николаевской реакции пропаганда идеи
освобождения имела большое общественно-политическое значение. Но
отстаиваемый Н. И. Костомаровым мирный путь ее воплощения был
ошибочным, по сути буржуазно-либеральным. Уже тогда исторические
события в России убеждали, что “действительное освобождение народам
могут обеспечить только социальные революции”[6].
Предшествовало Кирилло-Мефодиевскому обществу тайное общество при
Киевском университете, входившее в организацию Ш. Конарского. Оно вело
пропаганду среди студентов университета и населения, распространяло
революционную эмигрантскую литературу, в том числе произведения
А.Мицкевича, среди них “Книги народа польского и польского
пиллигримства”, давшие мысль кирилло-мефодиевцам написать “Книги бытия
украинского народа”. Идея “революционного объединения славян” ,
пропагандировавшаяся кирилло-мефодиевцами, возникла у них “по примеру и
под влиянием такой же идеи декабристов”[7]. Наряду с этим следует
подчеркнуть, что “Книга бытия украинского народа”, выражая сущность
либерально-буржуазного крыла общества,, содержат ряд ошибочных
положений о мессианской роли Украины с якобы присущим ей демократизмом,
идеалистически трактуют исторический процесс и вопросы истории Украины.
В июне 1864 г. Н. И. Костомаров после выступления на заседании
Совета с пробной лекцией был единогласно утвержден преподавателем
русской истории Киевсого университета, а с 1 августа того же года его
утвердили адъюнктом на кафедре русской истории. В марте 1847 г. Адъюнкт-
профессору Н. И. Костомарову на его прошение в Совет университета было
выдано свидетельство, разрешающее вступить в брак с А. Л.
Крагельской[8]. В марте этого же года Кирилло-Мефодиевсое общество в
результате доноса подверглось разгрому царской властью. Видные его
члены были арестованы и после следствия были приговорены к заключению
или ссылке. Н. И. Костомарова приговорили к годичному заточению в
Алексеевском равелине Петропавловской крепости и административной
ссылке в Саратов, где он находился без выезда до 1852 г. (Вначале Н. И.
Костомаров был приговорен к бессрочной ссылке в Вятку). Свадьба Н. И.
Костомарова с А. Л. Крагельской, назначенная на 30 марта 1847 г., не
состоялась, так как накануне он был арестован и в день
предполагавшегося венчания отправлен под стражей в Петербург. 24 июня
1848 г. Н. И. Костомарова сослали в Саратов, где он познакомился с А.
Н. Пыпиным, Д. Л. Мордовцевым, подружился с Н. Г. Чернышевским.
Благотворительное влияние друг на друга Чернышевсого и Костомарова не
вызывает сомнения, хотя оно и не было равнозначным. Естественно,
преобладало и дало ощутимые положительные результаты воздействие на Н.
И. Костомарова гиганта свободной мысли Н. Г. Чернышевского.
Основное требование Н. И. Костомарова к историку состояло в том,
чтобы его труды имели целью “строгую, неумолимую истину” и не потакали
застарелым предубеждениям национального чванства [9]. Относительно
замечаний в его адрес о свободном обращении с источниками и
сочинительстве истории[10], то именно в этом ученый видел призвание
историка, ибо “сочинять” историю, по его понятию, значит “уразумевать”
смысл событий , давать им разумную связь и стройный вид, не
ограничиваясь переписыванием документов. Очертить в немногих главах,
представить в сжатом виде исторические явления можно только тогда,
считал он, когда мы изучили их подробности, когда мы владеем “большим
запасом фактов”[11]. Н. И. Костомаров признавал поступательное развитие
человеческого общества и отрицательно относился к мнению о возможности
поворота вспять хода исторической жизни. Но при этом ученый глубоко
ошибался, с утверждая, что дело истории — исследовать причины частных
явлений, а не причину причин. Он также отвергал теорию, согласно
которой следует признавать в истории лучшим все, что случилось позже,
но то, что уже свершилось, считал необходимым рассматривать, “как
совершенное”[12].Отсюда, не обольщаясь отменой крепостного права в
России, Н. И. Костомаров все же усматривал в этом событии новые зачатки
в ее истории[13]. Следовательно, костомаровская схема истории России
построенная на теории борьбы двух начал (удельно-вечевого и
единодержавного), не исключала своего продолжения.
Из современных ему историков Н. И. Костомаров выделял С. М.
Соловьева как представителя государственного направления. Он
подчеркивал его заслуги в установлении связей между новым временем и
давно прошедшим. Ученый отметил вклад в русскую историю К. С. Аксакова,
обратив внимание на “насильственное осветление” славянофилами
старины[14].
Н. И. Костомаров был религиозен, но, несмотря на это, понимал, что
“религия, в вульгарном смысле, нисходила до ханжества или бессмысленной
приверженности к символической букве” и в форме церкви освящала
законность всех условий общественного и политического быта, в которых
виделись темные стороны. Он написал по этому поводу: “Видя зло, не могу
помириться с бесконечною любовью творца! Есть ли на самом деле промысел
божий?”[15]. Н. И. Костомаров написал несколько работ по церковной
истории (“Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке: Матвей
Башкин и его соучастники. Феодосий Косой”, “Воспоминания о молоканах”,
“История ракола у раскольников” и др.) и, хотя специально не занимался
изучением раскола, высказал ряд соображений направивших на правильный
путь других ученых.
Безосновательными порой для того времени было обвинения Н. И.
Костомарова в сепаратизме, которые сам он находил несообразными и
несправедливыми.
В конце 60-х Киевский и Харьковский университеты неоднократно
приглашали Н. И. Костомарова к себе, но он не был допущен к
преподаванию в университете, о чем он писал: “Министр... объявляет мне,
что он не утвердит меня ни в один университет и что если я хожу по
Петербургу цел и невредим, то за это следует благодарить господа
бога”[16]. Затем, чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, Министерство
народного просвещения закрепило за Н. И. Костомаро-вым профессорское
жалование, лишив его возможности преподавать.
В 1862 г. Н. И. Костомаров взялся за издание научно-популярных
книг для народа, в чем был поддержал Н.Г.Чернышевским. Он настойчиво
обосновывал и в прессе полезность издания такой литературы. Данное
предприятие материально поддержали М. Лазаревский, Ф.Метлинский и
многие другие, но вышедший в 1863 г. Циркуляр министра внутренних дел
Валуева, запрещавший издание литературы на украинском языке, вынудил
его прекратить начатое дело. После 1847 года Н. И. Костомаров постоянно
находился под наблюдением тайной полиции.
Основной костомаровской концепцией истории являлось признание у
всех народов “федеративных начал”, из которых должна была сложиться
федерация. Поэтому он придавал большое значение изучению “удельно-
вечевого мира” и видел в этом “важнейшую подмогу для уразумения
настоящего”, более того — для “практических целей и в настоящем, и в
будущем”[17].С классовой точки зрения костомаровская федералистическая
концепция идейно обосновывала борьбу за буржуазную республику или
федерацию таких республик.
Н. И. Костомаров рассматривал Древнюю Русь не как федерацию,
сложившуюся в политическое государство, а с наличием “федеративных
начал”, из которых могла бы при определенных условиях сложиться
федерация. Можно ли ручаться, замечал ученый, за совершенную прочность
и незыблемую крепость новейших таких федераций, на которые указывают в
опровержение нам, когда мы прилагаем этот термин к русской истории
“удельно-вечевого уклада”, “История Америки, — писал он, — не только
Южной, но и Северной, Соединенных Штатов, достаточно дает отрицательный
ответ[18]. По мнению. Н. И. Костомарова , коварство и насилие будут в
государственных отношениях до тех пор, пока люди не додумаются устроить
свое общество “на иных началах”.
В начале 1875 г. Н. И. Костомаров тяжело заболел. В это время
скончалась его мать Татьяна Петровна. После смерти матери творческую
деятельность историка поддерживала А. Л. Костомарова, обвенчавшаяся с
ним 9 мая 1875 г.[19]. В воспоминаниях о Н. И. Костомарове довольно
часто встречаем замечения по поводу того, что чем крупнее, импозантнее
были события и явления конца 70-х — начала 80-х годов, тем упорнее он
углублялся в изучение исторического прошлого, полагая, что, “не
уразумев настоящим образом этого прошлого, нельзя уразуметь и
настоящего”[20].
Лето 1883 г. Н. И. Костомаров провел на Украине. Состояние его
здоровья резко ухудшилось, но, несмотря на это, зиму он работал в
архиве. Весной 1884 г. Историк снова покинул Петербург и уехал на
Украину, его мечтой было окончить жизнь в Киеве. По возвращению в
Петербург осенью Н. И. Костомарова уже почти не оставляла болезнь, но
он трудился, подготовил к печати “Семейный быт в произведениях
южнорусского народного песенного творчества”, а также все необходимые
материалы для монографии о М. В. Ломоносове[21], начал писать
исторический очерк из времен бироновщины, которому суждено было
остаться незаконченным.
В марте 1885 г. Н. И. Костомаров высказал пожелание еще раз
увидеть картину И. Е. Репина “Иван Грозный и его сын Иван”, в которой,
по его мнению, художественно воспроизведен характер этой исторической
личности. В выставочный зал историка внесли на руках и усадили в
кресло. По воспоминанию А. Л. Костомаровой, на вопрос находившегося в
то время в зале И. Е. Репина : “Какого мнения вы об этой картине,
Николай Иванович?” — он ответил: ”Да вот такого, что не хотел умереть,
не взглянувши еще раз! А я уже был здесь недавно”[22].
7 апреля 1885 г. Н. И. Костомаров умер в Петербурге в доме №4 на
Васильевском острове, в соей квартире, долгое время являвшейся местом
встреч многих передовых деятелей науки, культуры и искусства.



Список использованной литературы

1. И. Костомаров в 1817-1860 гг. — Рус. Старина, 1891, №2
2. Костомаров Н. И. — Твори, т. 1
3. Iсторiя Украiнскоi РСР, т. 3
4. Автобиография Н. И. Костомарова. — Рус. Мысль, 1885, кн. 5
5. Киевский городской архив, ф. 16, оп. 286, ед. Хр. 10, л. 3,4
6. Костомаров Погодину. — Голос, 1864, №62
7. Карпов Г. Критический обзор разработки главных русских источников,
до истории Малороссии относящихся, за время: 8 января 1654 — 30-е
мая 1672 года. — М., 1870
8. Богучаров И. Лекции по истории Западной России М. Кояловича, 1864. —
В кн.: Научно-публицистические и полемические писания Костомарова
9. Костомаров Н. О значении Великого Новгорода в русской истории. —
Собр. Соч., кн. 1, т. 1
10. Рус. Слово, 1861, №2
11. Рус. Обозрение, 1895, №7
12. Рус. Старина, 1886, №5
13. Костомаров Н. И. Собр. Соч., кн. 1, т. 1
14. Полт. Губерн. ведомости, 1894, №73.
15. Киев. Старина, 1883, №4
16. Киев. Старина, 1885, №6
17. Киев. Старина, 1895, №4
18. Костомарова А. Последние годы жизни Н. И. Костомарова
Взгляды Костомарова. — Киев, Наукова думка, 1984.
-----------------------
[1] Н. И. Костомаров в 1817-1860 гг. — Рус. Старина, 1891, “2, с.486
[2] Автобиография Н. И. Костомарова. С. 27
[3] Автобиография Н. И. Костомарова. С. 28
[4] из вступительной статьи Е. С. Шаблиовского в издании: Костомаров М. I.
Твори, т. 1, с. 12
[5] Автобиография Н. И. Костомарова. с.187,188
[6] Iсторiя Украiнскоi РСР, т. 3, с.125
[7] Автобиография Н. И. Костомарова. -Рус. Мысль, 1885, кн. 5, с.210 — 212
[8] Киевский городской архив, ф. 16, оп. 286, ед. Хр. 10, л. 3,4
[9] Костомаров Погодину. - Голос, 1864, №62
[10] Карпов Г. Критический обзор разработки главных русских источников, до
истории Малороссии относящихся, за время: 8 января 1654 — 30-е мая 1672
года. — М., 1870
[11] Богучаров И. Лекции по истории Западной России М. Кояловича, 1864. — В
кн.: Научно-публицистические и полемические писания Костомарова, с. 211
[12] Костомаров Н. О значении Великого Новгорода в русской истории. — Собр.
Соч., кн. 1, т. 1, с. 212-213.
[13] Костомаров Н. О значении Великого Новгорода в русской истории. — Собр.
Соч., кн. 1, т. 1, с. 213-214
[14] Рус. Слово, 1861, №2, с. 16.
[15] Рус. Обозрение, 1895, №7, с. 175.
[16] Рус. Старина, 1886, №5, с. 333
[17] Костомаров Н. И. Собр. Соч., кн. 1, т. 1, с. 201
[18] Киев. Старина, 1883, №4, с. 901.
[19] Полт. Губерн. ведомости, 1894, №73.
[20] Киев. Старина, 1895, №4, с. 30.
[21] Киев. Старина, 1885, №6, с. 233-234.
[22] Костоварова А. Последние годы жизни Н. И. Костомарова, с. 479-490.





Новинки рефератов ::

Реферат: Благословение Патриархом Иаковом своих сыновей и пророчески прообразовательное его значение (Религия)


Реферат: Сельское хозяйство (Ботаника)


Реферат: Эффективность производства овощей (Сельское хозяйство)


Реферат: Исламизация Чечни в XX в (Социология)


Реферат: Россия в конце 19 века (История)


Реферат: Choosing a career (Иностранные языки)


Реферат: Жестокое обращение с детьми (Психология)


Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Аудит)


Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: История авиации (Авиация)


Реферат: Аветис Айрапетович Калантар (Ботаника)


Реферат: MS SQL server6.5 (Программирование)


Реферат: Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия. Гравитационное поле Земли (Геодезия)


Реферат: Общение и формирование личности младшего школьника (Педагогика)


Реферат: Металлы в алхимии (Химия)


Реферат: Географические завоеватели (География)


Реферат: "Мысль народная" в "Войне и мире" (Литература : русская)


Реферат: Общественные отношения в контексте public relations (Социология)


Реферат: Интернет в обучении иностранному языку (Педагогика)


Реферат: Конвертер программы с подмножества языка Си в Паскаль с использованием LL(1) метода синтаксического анализа (выражения) (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист