GeoSELECT.ru



История / Реферат: Аграрная реформа П.А. Столыпина (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аграрная реформа П.А. Столыпина (История)





Московский Государственный Открытый
Университет



РЕФЕРАТ

по истории



Тема: АГРАРНАЯ РЕФОРМА
П. А. СТОЛЫПИНА



Сорокин Константин Эдуардович
1 курс, юридический заочный ф-т
шифр 1797826



Содержание :


Глава 1. Экономическое и политическое положение в России
в конце 19 - начале 20 века.

Глава 2. Политическая карьера Столыпина.

Глава 3. Столыпин и Дума.

Глава 4. Столыпинская реформа.

А. Разрушение общины и развитие частной
собственности
Б. Крестьянский банк
В. Переселение крестьян
Г. Кооперативное движение
Д. Агрокультурные мероприятия

Глава 5. Результаты реформы.

Глава 6. Причины неудачи аграрной реформы.



2
Глава 1. Экономическое и политическое положение в России в
конце 19 - начале 20 века.

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего
развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на
путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую
группу, куда входили такие страны как Я пония, Турция, Германия, США.
В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который
продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами
развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти
половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему
объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых
стран мира.
Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда
лет.
Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным
строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для
будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали
богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и
земледельческие губернии - с морскими портами.
Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая
политика правительства, одной из составных частей которой стало
установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно
устранение препядствий на пути проникновения в страну иностранный
капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить
молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым
способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В
экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало
сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках
Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта
политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому,что в ней
преобладали административные меры и недооценивалось значение частного
предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу
правительства не хватало сбаллансированности между потребностями
промышленности и сельского хозяйства.
Несбаллансированность хозяйства стала одной из причин
экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился
длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год
начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса
слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс
концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные
предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями;
картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно с этим
идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский
международный банки). В начале

3

20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко
развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес
принадлежал ранне - капиталистическим и полуфеодальным формам
хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.
Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные
помещачьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток
барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили
модернизацию крестьянского хозяйства.

Социально - классовая структура страны отражала характер
и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов
буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем
продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной
эпохи. Буржуазия занимает ведущую роль в экономике страны 20 века. До
этого она не играла какой-либо самостоятельной роли в общественно-
политической жизни страны, так как она была полностью зависима от
самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было
главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою
однородность, сближаясь с буржуазией.

Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло
из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно,
между ними возникали противоречия.

Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн.
человек. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состоялаиз
недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с
землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат,
насчитывавший более трёх миллионов человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия.
Хотя в 70ых годах 19 века был сделан шаг по пути превращения госу-
дарственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атри-
буты абсолютизма. Закон гласил: " Император российский есть монарх
самодержавный и неограниченный ".
Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осу-
ществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом
министров.
Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57%
населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого
рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия
не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой.
Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие
страны запада,

4
причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни
ставили борьбу с царизмом.
В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта.
Война между Россией и Я понией за господство на рынке сбыта в Китае,
закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской
армии и слабость экономики.
С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация (
1905-1907 года ). России требовались как политические, так и экономические
реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих
реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им
стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

Глава 2. Политическая карьера Столыпина.

Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным,
не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами.
Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив
Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет
Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве
государственного имущества, но спустя год переводится в МВД предводителем
дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много
общаясь с крестьянами, он понимал их говоры: о земле, о ведении хозяйства.
Его дочь писала: "Мой отец любил сельское хозяйство… ".
Через 10 лет Столыпин назначается ковенским губернатором. В 1902
году - гроднецким губернатором.
В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии
сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение
общинной черезполосицы и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана
позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как
"Столыпинская реформа".
В марте 1903 года П. А. Столыпина назначают губернатором в более
крупную и важную саратовскую губернию. Здесь и застала его первая
революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от
прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.
В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел,
хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его
плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа,
содержащая две части: репрессивную ( методы борьбы с революцией, вплоть до
создания военно-полевых судов ) и реформистской, являющейся, по своей
сути, аграрной реформой.



5

Глава 3. Столыпин и Дума.

П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих
кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял
собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную
революцией, сделав ставку на крестьянство.
Столыпину было доверено обеспечить сожительство неограниченной
власти самодержавия с народным "представительством", то есть Думой.
Избранная первая Дума оказалась наполовину левой, а ее центром стали
кадеты с программой принудительного отчуждения - аграрного курса,
отвергнутого царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось еще
более серьёзным: трудовики и крестьяне отвергли свой собственный проект 104-
х, содержание которого сводилось к конфискации помещечьих земель и
национализации всей земли.
Дума была обречена и 8 июля 1906 года была распущена.
Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, уже 6 марта Столыпин
выступил перед ней с правительственной программой реформ, и дал понять, что
режим не намерен делиться своей властью с "народным представительством". 10
марта Столыпин выступил с изложением правительственной концепции разрешения
аграрного вопроса.
В это время в Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и
принятие чрезвычайных мер против революционеров . Правительство требовало
осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались
это сделать. Более того, 17 мая Дума проголосовала против "незаконных
действий полиции".
Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существование.
Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью двух
правокаторов было состряпано обвинение социал-демократической фракции
второй Думы в подготовке ее военного заговора.
Манифестом 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена. Акт 3 июня
был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в
нарушение манифеста 17 октября 1905 года и основных законов 1906 года,
согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции
Государственной Думы.
Избавившись от оппозиционной думы, Столыпин теперь мог проводить
политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости
обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым
избирательным законом.
Думский справочник 1916 года показывает такую картину: дворяне,
составляющие, по переписи 1897 года, менее 1 % неселения, получили в III
думе 43 процента от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15 % мест
получили помещики. Лица либеральных профессий 84 (около 20%), торговцы
36 (7,5%), священники и


6
миссионеры получили 44 места (около 10% ) от общего числа. Рабочие и
ремесленники получили всего 11 мест.
Новый избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года,
делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью
закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50 % мест.
Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу
октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе
имущественного ценза.
В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При
голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов (154
депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов (147
депутатов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те
же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями.
Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику
лавирования между помещиками и крупной буржуазией.
Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума,
наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в
буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).
Социально-политический смысл сводится к тому, что Дума
"крестьянская" превратилась в Думу "господскую".
16 ноября 1907 года, спустя две недели после начала работы третьей
Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и
основной задачей правительства являются не "реформы", а борьба с
революцией.
Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение
аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося "коренной мыслью
теперешнего правительства...".

Глава 4. Столыпинская реформа.

Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в
деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их
от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства
должны были стать препядствием на пути нарастания революции в деревне;
социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйства в
виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её
поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём
сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы
ликвидировать отставание от передовых держав.
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный
вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за
волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при
этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова
пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

7
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906
года.
Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908
года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей
сложности обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил
на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по
дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По
своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон,
способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно,
прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и
взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в
следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание
крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение,
агрокультурные мероприятия.

А. Разрушение общины и развитие частной собственности.

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в
землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины,
которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При
этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью
побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в
собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном
пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх
душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не
производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же
переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года.
Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно
зажиточным выходцам.
Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и
стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции
землей и концентрации собственности, в законодательном порядке
ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была
разрешена продажа земли некрестьянам.
Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой
приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита
- ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного -
способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.
Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает
меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие
экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный
аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров
и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично
проводит их в жизнь.

8
Практика реформы показала , что крестьянство в своей массе было
настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве
местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом
показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к
выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7
положительных).
В сложившейся обстановке для правительства единственным путем
проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой.
Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания
сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений
сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными
землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения
полицейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников
выдела.
В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или
26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от
35% общинников. Таким образом, правительству не улалось добиться своей цели
и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев*. Именно это и
определило крах столыпинской реформы.

Б. Крестьянский банк.

В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных
земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью
ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком
покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных
условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского
землепользавания. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его,
причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему
крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета,
составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.
Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян,
приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В
итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли
крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными
крестьянами.

В. Переселение крестьян.

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении
крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были
заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу
переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об
открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи,
"выселение из которых признавалось

9

особо желательным". Впервые закон по льготному переселению был применен в
1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской
губерний, где крестьянское движение было особенно широким.
По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было
предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало
немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на
их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В
1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Количество
крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных
вернуться,составило 12% от общего числа переселенцев. Итоги переселенческой
компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен
громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также
население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153 %.
Если до переселения в сибирь происходило сокращение посевных площадей,
то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в
европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь
также обгоняла европейскую часть России.

Г. Кооперативное движение.

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос
крестьянна на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила
кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом
этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого
кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и
ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные
займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство
стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные
товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В
результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского
кредита, ссудносберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших
денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество
таких учреждений превысило 13 тысяч.
Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных,
потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперотивных началах
создавали молочные и масленные артели, сельскохозяйственные общества,
потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Д. Агрокультурные мероприятия.

Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса
деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего
большинства производителей, привыкших работать по

10
общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная
агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы
для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и
молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного
производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного
сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на
сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58
тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046
тысяч человек.
В настоящее время сложилось мнение, что аграрные реформы Столыпина привели
к концентрации земельного фонда в руках немногочисленной богатой прослойки
в результате обезземеливания основной массы крестьян. Дествительность
показывает обратное -
увеличение удельного веса "средних слоев" в крестьянском землепользовании.

Глава 5. Результаты реформы.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного
производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта
сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал
все более активный характер. В результате удалось не только вывести
сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту
экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйства
составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства
благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в
сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.
Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту
товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного
индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот
сельскохозяйсвенной продукции увеличился за период реформы на 46%.
Еще больше ,на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в
предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была
крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов
животновотства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4%
общего мирового экспорта.
Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения.
Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной
отсталости. Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в
размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего
крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на
душу сельскохозяйственного населения в России состалял примерно 52 рубля в
год, а в США - 262 рубля.
Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве

11

были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали
55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в
Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе
интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного
крестьянского труда. Но в расматриваемый период были созданы социально-
экономические условия для перехода к новому этапу аграрных
преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий
технологически прогрессивный сектор экономики.

Глава 6. Причины неудачи аграрной реформы.

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны)
прервали столыпинскую реформу.
Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была
осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного
реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако
не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой
агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия.
Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной
собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти
общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных
хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины
кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких
размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной
тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя
ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во
главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим
землеустройством и земледелием
А.В.Кривошеиным.
Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства,
недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая
организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914
гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой
аграрной политики.



12



Список литературы :

1. Н. Верт "История советского государства" Москва "Прогресс" 1992 г.
2. И. Д. Ковальченко "Столыпинская аграрная реформа" ; "История
СССР" Москва 1992 г.
3. И. В. Островский "П. А. Столыпин и его время" Новосибирск 1992 г.
4. М. Румянцев "Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи
и итоги" ; "Вопросы экономики" № 10 Москва 1990 г.
5. Сборник речей "Петр Аркадьевич Столыпин" ; "Нам нужна великая
Россия" Москва "Молодая гвардия" 1990 г.



13







Реферат на тему: Аграрная реформа П.А. Столыпина и развитие сельского хозяйства

Введение

История не твориться произвольными деяниями "великих людей", как
полагали некоторые мыслители. Но история не твориться и какими-то
безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс, как
считали ряд творцов 50 лет назад. История - это сплошная равнодействующая
поступков множества личностей, каждая из которых складывается в
зависимости от общественных и культурных условий, в которых ей довелось
развиваться, и вкладывается в исторические события со своим удельным весом,
зависящим от персональных свойств и общественного положения.
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей
степени заботит почти каждого гражданина нашей страны.
Как изучить, понять со всей объективностью реформаторский курс
сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные
результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не
сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их
трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются,
только набирают темпы.
История представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации:
конкретно - исторических примеров. Если речь идет о реформаторской
деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров
можно в какой- то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в
определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные
направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к
сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы
снова и снова повторяем ошибки прошлого. Быть может это замкнутый круг? Но
хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-
таки возможно. В этом ключе я решил остановить свой выбор на данной теме.
Не вызывает сомнения, что в истории России за первые годы ХХ века с
исключительной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина. Имя
Столыпина всегда вызывало споры, его упоминание сразу же втягивает нас
в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Ни один из политических
деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнение по
преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной
ненависти революционеров. Период "столыпинской реакции" виселицы -
"столыпинские галстуки" с одной стороны и борец за благо России, человек,
"достойный сесть на царский трон" - с другой. В частности, интересный
факт, нынешний президент России Б. Н. Ельцин называл трех великих
реформаторов России: Петра I, Александра II, и П.А. Столыпина.[1] Правда,
политическая карьера Столыпина была недолгой - всего 5 лет. За это время
он был министром внутренних дел и председателем Совета министров.
Столыпин прозорливее других увидел основные причины столь
бедственного положения России, а главное, сумел предложить и во
многом осуществить грандиозные планы ее преобразования, обеспечивающее
всестороннее и стремительное развитие страны. Столыпин увидел главную
причину застоя сельского хозяйства России в общинном
землепользовании . Все это и заставило меня сделать попытку глубже
разобраться в реформаторской деятельности , во взглядах и
человеческой сути П. А. Столыпин .
Очень большой объем информации написан по моей теме. Стоит
упомянуть о том, насколько хорошо данная тема исследована наукой. На мой
взгляд, довольно основательно. Причем особенно много публикаций было
сделано за последние 10 лет.
Необходимо остановится на композиции моего реферата: в ее структуре на
первый план выходит глава, посвященная аграрной реформе П. А. Столыпина. И
это, на мой взгляд, справедливо, т. к. именно аграрная реформа расположена
в самом центре программы столыпинских преобразований, является основной ее
составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание
"столыпинская реформа", под которой разумеется лишь аграрная реформа. Но
так как мы имеем дело с программой, т. е. своего рода упорядоченной
системой, то совершенно необходимо рассмотреть аграрную реформу в ее
неразрывной связи с некоторыми другими направлениями реформирования, а
также с проблемами, которые так или иначе имеют к ней отношение: к примеру,
вопрос о соотношении Столыпина и Думы; отношения между Столыпиным и
Николаем II; убийство П.А. Столыпина.
В дополнение я хотел бы сказать несколько слов о принципах, которые я
мысленно заложил в реферат и попытался, насколько это удалось, реализовать
на практике. Первый принцип- это связь с современностью. Некоторые
проблемы, рассмотренные в реферате, имеют свои прямые аналоги в настоящем.
Второй- использование исторических фактов(официальные документы) ,
воспоминания Столыпина , его сына. Это позволит, на мой взгляд,
рассмотреть проблему, не вырывая ее из исторического контекста.



Глава I: Экономическая и Политическая ситуация в России
в конце 19го - начале 20го века.

Для того, чтобы лучше понять атмосферу, в которой пришлось работать
Петру Аркадиевичу Столыпину, нужно рассмотреть политическое и экономическое
положение в стране с конца XIX до начала ХХ века.
На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития,
капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь
капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во второй
эшелон стран, такие страны называли "молодыми хищниками". В эту группу
входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.
Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому
способствовала уже развитая Европа; она оказывала помощь, делилась опытом,
а также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъема
90х годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов,
затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года
экономика России сделала еще один резкий скачок. Объем промышленного
производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил
новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия
разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства.
В результате этого в 80-90 годы временные предпринимательские объединения
были замещены крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь,
Проднефть и т.д.). Одновременно шло укрепление банковой системы (Русско-
Азиатский, Петербургский международный банки).
Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось
как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных
пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы
влияния, что и повлекло за собой войну с Японией, одной из стран второго
эшелона.
В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с
высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес
принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от
мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала
сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные
помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой
прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами
тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее
экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного
общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали
существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия
занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла
сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни
страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, в следствие
чего и оставались аполитичной и консервативной силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 6О% всех земель, стало главной
опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность,
сближаясь с буржуазией.
Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто
социальным расслоением общества (20% - кулаки, ЗО% - середняки, 5О% -
бедняки ) . Между полярными его слоями возникали противоречия.
В начале ХХ века класс наемных рабочих насчитывал 16.8 млн. человек.
Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в
город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса
стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн.
человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 7О-
ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя
в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон
гласил : "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный "
.[2]
До 1905 года высшим государственным органом в России был
государственный совет, постановления которого имели рекомендательный
характер для царя.
Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная
власть осуществлялась двумя министерствами, деятельность которых
контролировалась комитетом министров.
Николай II, всемерно ограждая свою власть, очень ревниво относился к
любой крупной политической личности. Так, С.Ю.Витте, приобретший в
результате успешных реформ влияние в правящих кругах, был в 1903 году
смещен со своего поста и назначен на должность председателя комитета
министров.
Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос.
57% населения России были нерусского происхождения, и они подвергались
всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях
Россия не только притесняла те или иные народы , по и сталкивала их между
собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в
ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную часть
эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу о
царизмом.
Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта.
Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, стала
одним из примеров раздела сфер влияния в мире. Я не буду описывать военные
действия, которые развернулись в результате войны, но надо отметить, что
предсказания Плеве, который предрекал для России маленькую победоносную
войну, не оправдались. Война четко показала неподготовленность русской
армии, а также неподготовленность экономики к войне. С.Ю.Витте писал:
«Вместо того, чтоб устранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война
приблизила нас на десятки лет к революции. Военные расходы, которые понесла
Россия в этой войне превышали 3 млрд. рублей.»[3]
С поражением в войне начала нарастать революционная ситуация в стране
(1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как
политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и
оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и
честный человек, для которого очень важна была судьба России. Им стал Петр
Аркадьевич Столыпин.



Глава II: Деятельность П.А. Столыпина.

2.1 Краткая биография о П. А. Столыпине и восход его на
политическую арену

Петр Аркадьевич Столыпин - выходец из старого дворянского рода,
известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихся
политических и литературных деятелей. Бабушка М.Ю. Лермонтова -
урожденная Столыпина. Прадед - сенатор А.А. Столыпин - друг М.М.
Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец -
Аркадий Дмитриевич - участник Крымской войны, Друг Л.Н. Толстого,
навещавший его в Ясной Поляне. Мать П.А.Столыпина - Анна Михайловна -
урожденная Горчакова - племянница канцлера России А.М.Горчакова,
одноклассница А.С.Пушкина по лицею. Жена Петра Аркадьевича - правнучка
А.В.Суворова. Таким образом, семья Столыпиных в XIX - XX веках была в
родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России. Семья П.А.Столыпина
владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и позже
Каунасской губерниях.
Петр Аркадьевич в 1881 году неожиданно для многих поступил на физико-
математический факультет Петербургского университета, где с интересом
изучал физику, геологию, ботанику, зоологию, астрономию.
В 1884 году в возрасте 22 лет П.А.Столыпин окончил естественный
факультет петербургского Университета. После окончания университета он
служит в министерстве государственного имущества, но через год переводится
в МВД и попадает, предводителем дворян, в Ковенскую губернию. Столыпин был
рад этому назначению, оно помогло ему раскрыться и как человеку, и как
хорошему руководителю. Он, подолгу разговаривал с крестьянами, как губка
впитывал все о чем они говорили , а говорили они о земле , о рациональном
ведении хозяйства и о многих других вещах, которые тревожили крестьян.
Вскоре он завел свое хозяйство. Его дочь, М.П. Бок писала: "Мой отец очень
любил сельское хозяйство, и когда бывал в Колнобережье, весь уходил в
заботы о посевах, покосах, посадках в лесу и работу в фруктовых садах".
Потом он был назначен уездным предводителем дворянства, а в 1899 году
- губернатором в той же губернии. В 1902 году В.К.Плеве назначил его
исполняющим должность гродненского губернатора. Нужно отметить, что
Столыпин стал самым молодым губернатором России, после назначения на эту
должность он сразу взялся за изучение дел губернии, но его действия
контролировались генерал-губернатором Виленским и хоть между ними не было
никаких трений, это претило характеру Столыпина. В 1903 году Столыпин стал
саратовским губернатором. Это было, безусловно актом высокого доверия со
стороны всесильного Министерства внутренних дел . Здесь и застала его
первая революция, в которой он применил весь арсенал средств - от прямого
обращения к народу до расправы с помощью казаков. При этом в деятельности
губернатора появились две отчетливые черты: во-первых, он не смущался
карать не только ж левых, но и правых, если их деятельность переходила за
рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных
деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с
разгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуны
Государственной Думы:" Не запугаете!", но и на самом деле вел себя
бесстрашно.
В апреле 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел и вся
борьба с революцией ложится на его плечи.


2.2 Столыпин и Дума.

Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года.
Депутаты I Думы были приняты царем на другой день - 27 апреля. Нет
сомнений, что Столыпин получил свой пост под Думу в том смысле, что ему
было доверено проложить политический курс в новых исторических условиях -
обеспечить сожительство дотоле ничем не стесненного самодержавия с
"народным представительством". Вскоре Столыпин сменяет Горемыкина на посту
председателя Совета министров. И здесь судьба I Думы оказалась
взаимосвязанной о судьбой Столыпина. Роспуск I думы произошел в день
назначения Столыпина премьером - 8 июля 1906 года.
За короткое время своего существования Дума закидала правительство
запросами. Обсуждались вопросы о конфискации земель у помещиков,
отстранение администрации, отмены смертной казни для политических
заключенных, нужно сказать, что не только в Думе , но и в кабинете
министров не было согласия. Столыпин не считал, что сила правительства
проявится лишь в том случае, если оно будет выносить свои решения
"объединенным" министерством и этим облегчит работу государю.
П.А. Столыпин начал политику успокоения народа. Меры были очень
строгие - введение военно-полевых судов, где кучка офицеров решала судьбу
человека. Частое применение армии "в помощь гражданской власти" На
"успокоение" были брошены все силы правительства и временно удалось
подавить революционное движение. Столыпин, проводя такую политику, был
просто необходим дворянству и классу имущих.
Как я уже писал политика Столыпина была не по душе агрессивно
настроенным партиям, тем же кадетам. Это вылилось в террористический акт,
который произошел 12 августа 1906 года. В результате взрыва погибло 27
человек. Пострадали и дети Столыпина, который сам не пострадал, в момент
взрыва он находился в своем рабочем кабинете, который находился в
противоположном конце дачи.
Память о взрыве часто тревожила Столыпина, он приписывал всю вину себе
за кровь и слезы, за искалеченные жизни людей, пострадавших от взрыва. Но
вскоре он нашел в себе силы, не прерывая работы ни на один день, стал
готовить новые разработки по способам подавления революционного движения.
После 12 августа престиж Столыпина поднялся среди министров. Для всех он
стал примером моральной силы. Реальным результатом этого жестокого акта
явилась быстрая и более жестокая реакция правительства, Столыпин сделал
максимум усилий для этого. 24 августа 1906 года была опубликована
правительственная программа, которая состояла из двух частей - репрессивной
и реформистской. В ней говорилось, что правительство противопоставит
насилию силу. В местностях, объявленных на военном положении, вводились
военно-полевые суды ("скоро-решительные"). В центре реформистской
программы был знаменитый указ 9 ноября 1906 года, о возможности выхода из
общины. Цель данного закона, который подписал смертный приговор извечной
крестьянской общине - повернуть аграрную проблему другой стороной, вместо
того чтобы экспроприировать землю у помещиков, обезземеливалась община, так
как принадлежавшие общине земли распределялись между крестьянами. Однако
требовалось разрешение последних на разрушение этого института, только
укрепившегося в ходе революционных событий. За то время пока составлялись
крестьянские запросы и проходили земельные бунты - община утвердилась как
настоящий орган крестьянского самоуправления.[4]
Земельный вопрос, оставшийся нерешенным, с собраний I Думы,
автоматически появился на собравшемся заседании II Думы 20 февраля 1907
года. Нужно отметить, что предвыборная компания прошла не без вмешательства
и давления на избирателей со стороны властей. Сенатские "разъяснения"
исключили из числа избирателей большие группы крестьян и рабочих.
Преследовались левые выборщики, запрещались избирательные собрания, масса
манипуляций была предпринята и пущена в ход по части рассылок избирательных
повесток, назначение дня и места выборов. Но несмотря на это, и хоть выборы
проходили в обстановке спада революционного движения, II Дума оказалась
более левой, чем первая.
Левые фракции в Думе получили в совокупности 222 мандата (43% общего
числа избранных депутатов). Народники разных направлений - 157 мест. Социал-
демократическая фракция насчитывала 65 депутатов. В то же время "центр" -
кадеты потеряли 80 мандатов. Одновременно усилились правые и октябристы,
они заняли в Думе 54 места (10%). Резкое ослабление кадетского "центра" и
столь же явное усиление левого крыла уже говорило о том, что возможность
соглашения между правительством и Думой стала еще более призрачной. Уже 6
марта Столыпин выступил перед депутатами с правительственной программой.
Список открывал знаменитый указ 9 ноября, далее перечислялись другие
аграрные мероприятия. Во всей остальной части речи Столыпин четко дал
понять, что правительство для реализации этой программы готово совместно о
законодательными учреждениями приложить все усилия, оратор сразу пояснил,
какое правительство он имеет в виду: правительство, которое "хранит
исторические заветы России", то есть самодержавно-монархическую
власть.[5]Концовка речи явно провоцировала левую часть Думы на резкие
выступления. Столыпин говорил с особо выразительной интонацией, его слова
были наполнены силой и чувством особенного достоинства. Речь была короткой,
но слова, произнесенные в ней, стали историческими: «Все ваши нападки
рассчитаны на то, чтобы вызвать у власти и правительства паралич воли и
мысли; Все они сводятся в двум словам :"Руки вверх!" На эти слова
правительство с полным спокойствием и с сознанием своей правоты , может
ответить тоже только двумя словами "Не запугаете!”.[6] Как ни тяжело было
впечатление, произведенное на него заседанием 16 марта, Столыпин еще не
допускал и мысли о роспуске Думы. В это время в Думе шли дебаты по двум
вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против
революционеров. Правительство требовало осуждения революционного
терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того, 17
мая Дума проголосовала против "незаконных действий полиции". Уже ни у кого
не оставалось сомнения, что скоро II Дума прекратит свое существование,
искался только предлог для роспуска думы. И вскоре предлог нашелся. С
помощью двух провокаторов, агентов охранки было состряпано обвинение социал-
демократической фракции II Думы, в подготовке ею военного заговора, который
был направлен против царя и всего государства. На этом основании Столыпин 1
июня 1907 года потребовал отстранения 55 депутатов и лишние 16 из них
депутатской неприкосновенности, чтобы их можно было немедленно арестовать.
Через несколько месяцев на страницы печати "выплыли" две фамилии -
Шорникова и Бродский. Они признавались, что "заговор" был организован по
заданию охранки.[7]
3 июня Николай II сам объявил о роспуске думы и назначил созыв на 1
ноября 1907 года. В манифесте, провозгласившим роспуск Думы, было объявлено
о коренных изменениях в законе о выборах. Акт 3 июня 1907 года был
справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушение
манифеста 17 октября 1965 года, согласно которому ни один закон не может
быть принят без санкции Государственной Думы. Надежды Столыпина на то, что
может удастся склонить "центр", который был приемлем правительству, но уже
с первых дней стало понятно, что надежда нереальна.
Мысль о необходимости изменения избирательного закона стала главной
задачей не только для правительства и царя, но и для всей буржуазии. В это
время начали разработки проектов. Он был разработан Советом объединенного
дворянства. Спустя всего лишь неделю после открытия II Думы, на заседании
27 февраля 1907 года. Проекты избирательного закона вышли из октябристской
среды. Таким образом, царь и Столыпин, встав на путь государственного
переворота, опирались на поддержку не только черносотенцев и поместного
дворянства, но и большей части цензовой "общественности", включая не
только октябристов, но и группу прогрессистов, хотя они предпочитали свое
сочувствие взятому правительством курсу открыто не афишировать. При
разработке нового избирательного закона, были полностью перераспределены
квоты выборщиков в пользу буржуазии и помещиков. I и II Думы явно не
вписывались в самодержавную систему, и надо было создать новую Думу, более
"покладистую", а для этого все средства хороши.
Теперь, избавившись от оппозиционной думы, Столыпин мог проводить
политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости
обновить страну и укрепить власть. Почва для этого была подготовлена новым
избирательным законом.
Думский справочник 1916 года рисует такую картину: дворяне,
составлявшие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в III
думе 43% мест от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили
помещики . Лица либеральных профессий 84 (19,4%), торговцы -36 (7,5%),
священники и миссионеры получили 44 места, что примерно (10%) от общего
числа. Рабочие и ремесленники получили всего 11 мест.[8]Таким образом, Дума
получилась такой, какая нужна была Столыпину.
16 ноября 1907 года Столыпин выступает перед Думой с правительственной
декларацией. Первая и основная задача, как он говорил, это не реформы, а
борьба с революцией, которая может сорвать все, что было задумано им. После
принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на
обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего по дате
его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему
экономическому содержанию это был либеральный буржуазный закон, который
способствовал развитию капитализма в деревне. Конечно же это был
прогрессивный закон.
Столыпин не ограничивался реформами в сельском хозяйстве, он
обдумывал реформы местного управления, образования для малоимущих и
крестьян. Речь, в которой затрагивались эти вопросы прозвучала в Думе 9
ноября 1908 года. Вскоре в Думе возник "Польский вопрос", он появился в
1910 году в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных
губерний в Государственный совет.
Законопроект был принят 29 мая 1910 года. Но, несмотря на быстрые
темпы, срок введения земства в западных губерниях в законопроекте
пришлось передвинуть на год: Государственный совет уже не успевал принять
его до 1 июля, то есть до срока выборов.
Законопроект о выделении из Царства Польского Холмщины был по-
настоящему первым выходом нового столыпинского "центра". Законопроект о
Холмщине был принят 26 апреля 1912 года правооктябристским большинством.
4 мая его передали в Государственный совет, а уже 23 июля того же года
утвердил царь и законопроект стал законом.
Между тем, к осени с полной очевидностью обнаружилось, что реформ не
будет. Это привело к резкому обострению противоречий всех звеньев системы
- между правой и либеральной частью Думы.
Столыпин в интервью одной из немецких газет суть случившегося с
Западным земством объяснял следующим образом: Дума "еще слишком юна и
чересчур нестройна по духу - политической подготовке своих членов,
чтобы ее взгляды и решения считались без дальнейших справок
непогрешимыми".[9]

Глава III : Аграрная реформа П.А. Столыпина.

3.1. Сущность столыпинской аграрной реформы.

Мы уже упоминали о том, что во главу угла своих преобразований
Столыпин ставил изменения в сфере экономики. С чего начать в ней? Премьер
был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать
необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали
главную задачи реформы- создать богатое крестьянство, проникнутое идеей
собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора
правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной
реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. 5
декабря 1908 года в речи о "земельном законопроекте и землеустройстве
крестьян" Столыпин утверждал, что "настолько нужен для переустройства
нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий
личный собственник, настолько он является преградой для развития
революционного движения, видно из трудов последнего съезда социалистов-
революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре настоящего года... вот то, что
он постановил: «правительство, подавив попытку открытого восстания и
захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство
усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским
хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный
ущерб делу революции»[10]
Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство
заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед
Государственным Советом 15 марта 1910, что "...именно этим законом заложен
фундамент, основание нового социально- экономического крестьянского
строя"[11]. Экономические аспекты реформ основывались на том, что без
нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства,
без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой
рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при
постоянной "подкормке" в виде казенных заказов.
Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны
требовала нескольких условий: первое- сделать крестьян полновластными
собственниками, чтобы "крепкие и сильные", освободившись от опеки общины,
могли обойти "убогих и пьяных". И второе- добиться усиленного роста
промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все
их решения пронизывала красная нить- упор не на общину, а на единоличного
собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861
года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную
опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.
Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9
ноября 1906 года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие
роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства,
а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября
Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и
также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. В
этой главе мы не можем рассмотреть содержание этих двух законов- здесь
уместно изложить их сущность, основные черты. По своему экономическому
содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы,
способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно,
прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную
характеристику этих законов.
Так, согласно концепции А. Я. Авреха, закон "обеспечивал прогресс по
худшему, прусскому образцу, тогда как революционный путь открывал "зеленую
улицу" "американскому", фермерскому пути, максимально эффективному и
быстрому, в рамках буржуазного общества"[12].
Г. Попов рассматривает сущность столыпинской аграрной реформы и,
следовательно, сущность ее основных нормативных актов, по- иному. Вот ход
его рассуждений. Еще Ленин считал, что реформа Столыпина- прусский путь
развития капитализма, нечто, выгодное помещикам. Но ведь опора прусского
пути- юнкера, помещичьи хозяйства. Столыпин же искал опору среди богатого
крестьянства. Ленин допустил ту же ошибку, что и Чернышевский, который
считал реформу 1861 года помещичьей. На самом деле все конкретные решения
реформы 1861 года отвечали в первую очередь интересам сохранения царя и его
бюрократии. И Столыпин тоже думал о сохранении бюрократии, в широком смысле
слова - о сохранении российского государства. В 1861 году с этой целью
отвергли и помещичий вариант реформы(освободить крестьян без земли) и
крестьянский вариант(освободить, отдав крестьянам всю землю). Выбрали
общинный вариант освобождения. Именно он позволил сохранить государственную
машину России и Российскую империю. Уже тогда стало ясно, что царя больше
интересует российское государство, чем помещики. Столыпин тоже искал путь
сохранения прежде всего российского государство, которое он отождествлял с
правительством и царем. Столыпин ближе не к юнкерскому, а к

Новинки рефератов ::

Реферат: Международно-правовые стандарты в Украине (Право)


Реферат: Военное искусство в России 2-й половины XVIII века. (История)


Реферат: Методы и средства измерений и контроля (Технология)


Реферат: Основные источники и виды риска, подлежащие оценке. Количественные меры техногенных воздействий и нагрузок (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Военное судостроение России (Военная кафедра)


Реферат: Определение экономической эффективности участка на переменном и постоянном токе (Транспорт)


Реферат: Псловицы, поговорки английского языка. Их значение, употребление и русские эквиваленты (Иностранные языки)


Реферат: Современное состояние страхования в России и США (Страхование)


Реферат: Фольклор и его значение в воспитании детей (Педагогика)


Реферат: Алла Назимова (Искусство и культура)


Реферат: PowerPoint97 - работа с текстом в презентациях (Программирование)


Реферат: Реформа Столыпина (История)


Реферат: Управленческое обследование внешних и внутренних сторон организации (Менеджмент)


Реферат: Биогеоценозы (Биология)


Реферат: Моделирование процессов переработки пластмасс (Технология)


Реферат: Авиационные силовые установки (Авиация)


Реферат: Концепция правового государства (Теория государства и права)


Реферат: Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста (Педагогика)


Реферат: Оборудование летательных аппаратов ( Космонавтика)


Реферат: Анимистическая теория религии Э. Б. Тайлора (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист