GeoSELECT.ru



История / Реферат: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира (История)


Северо-Кавказский Государственный
Технологический Университет



Р Е Ф Е Р А Т
На тему "Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира"



Студент гр. АСУ-01-2
Барашев Василий

Научный руководитель Щупец Е.С.



Владикавказ 2001



План


1. Личность Анахарсиса
2. Культурное наследие Анахарсиса
3. Письма Анахарсиса
4. Изречения и крылатые выражения.


Анахарсис – один из наиболее славных сынов Скифии. Античные авторы
сохранили о нем сравнительно много самых разнообразных интересных и ценных
сведений. Здесь и биографические данные, и рассказы о его путешествиях и
встречах с интересными людьми, и философские беседы, и крылатые изречения,
и т.п. Ведь Анахарсис, как сообщают античные авторы, был одним из семи
мудрецов древнего мира.
Жизнь его была яркой и трагической. Высокообразованный философ, он
много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями элллинской
культуры и, вернувшись на родину, погиб от руки родного брата, царя Савлия.
И имя его в Скифии было предано забвению.
Что же нам известно о Анахарсисе? Во-первых, следует подчеркнуть, что
это – совершенно реальная историческая личность. Некоторые исследователи
полагали, что на основании данных Геродота, невозможно судить о том,
существовал ли Анахарсис реально или был выдуман. Но Анахарсис в описании
Геродота и других античных авторов предстает перед нами совершенно реальным
лицом, каким и был.
Обратимся к сведениям Геродота об Анахарсисе: "Скифы также старательно
избегают пользоваться обычаями других народов, как показала судьба
Анахарсиса. После того, как он посетил многие земли и в каждой из них
воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через
Геллеспонт, он прибывает в Кизик и застает кизикенцев справляющими праздник
в честь Матери богов. Анахарсис принес Матери обет – если возвратится к
себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом.
Когда он прибыл в скифию, то, углубившись в т.н. Гилею, стал совершать
весь обряд в честь богин. И кто-то из скифов, заметив, как он это делает,
донес Савлию. Тот прибыл сам и когда увидел Анахарсиса, выстрелил из лука и
убил его. И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают,
что не знают о нем из-за того, что он воспользовался чужими обычаями"
О том, что Анахарсис был известен не только Геродоту, но и современным
ему читателям, свидетельствует следующая фраза из общей характеристики
Понта Эвксинского – "ведь нет ни одного племени у Понта, которое бы
выделялось мудростью и мы не знаем ни одного ученого мужа, кроме скифского
племени и Анахарсиса."
В труде Диогена Лаэртскиого "Жизнеописания и учения прославившихся в
философии" есть специальный раздел "Скиф Анахарсис" с конкретными
сведениями о скифском мудреце. Читаем в нем следующее: "Скиф Анахарсис был
сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому
он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о
средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь
свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о "скифском образе
жизни". Далее мы узнаем, что Анахарсис примерно в 594 г. до н.э. прибыл в
Афины и посетил знаменитого философа Солона. "Гермипп рассказывает, что
придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону, что к нему
пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и стать его гостем. Солон
передал, что отношения гостеприимства завязываются каждым на своей родине,
на что Анахарсис ответил, что Солон на своей родине и ему следует заключать
связи гостеприимства. Солон принял его и сделал величайшим другом.
В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти
Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах,
Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным
источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и
находчивостью, что стал членом Ареопага - верховного органа
управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не раз
удостаиваясь высших наград.
После гибели Анахарсиса его образ стали идеализировать. Постепенно в
античной литературе появился образ скифского мудреца, который несмотря на
свое варварское происхождение, сумел стать в один ряд с лучшими греческими
философами. Идеализация образа связана с именем древнегреческого историка
IV в. до н..э. Эфора.
Анахарсис оставил богатое наследие, сохраненное стараниями
античных писателей. Эти сведения представляют ценность не только для
философов; они интересны широким историческим и этнографическим
материалом; помогают полнее понять дух и колорит того времени,
структуру повседневности бытия скифов, критерии духовных и
моральных ценностей, психологии человека и т.д. Познакомимся с основными
сведениями об этом прославившемся мудреце.
Лукиан Самосатский, знаменитый сатирик II века до н.э. знакомит нас с
первыми шагами Анахарсиса в Афинах. В рассказе "Скиф или гость" он говорит
о встрече Анахарсиса с другим известным скифом – Токсарисом.
"1. Анахарсис не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием
познакомиться с эллинской образованностью. Раньше его прибыл Токсарис, муж
мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим
знаниям, но происходивший не из царского рода, а из толпы простых скифов.
Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного
спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы, как иноземному
Врачу; это имя получил он, будучи признан героем
3. Токсарис был еще жив, когда Анахарсис, только что высадившись, шел
в Афины из Пирея. Как иностранец и варвар, он испытывал сильное смущение,
не зная, что с собой делать. Он не находил никого, кто бы знал его язык и
вообще уже раскаивался в своем путешествии и решил, только взглянув на
Афины, немедленно отправиться назад и ехать обратно.
При таком настроении встречается с ним, поистине как добрый гений,
Токсарис уже в Керамике. Сначала его привлекла одежда его родины, а затем
ему уже было нетрудно узнать и самого Анахарсиса, происходившего из
знатнейшего скифского рода... "
Другой рассказ Лукиана Самосатского, "Анахарсис, или о гимнасиях"
построен в виде беседы Анахарсиса с Солоном. Философы ведут такой разговор:
"6. Солон: Совершенно естественно, Анахарсис, что такого же рода
занятия (гимнастические) кажутся тебе чуждыми и далеко не похожими на
скифские обычаи, все равно как и у вас есть много занятий, которые
показались бы странными нам, эллинам...
11. Анахарсис: А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных,
или, напав, повалит на землю или порвет платье, то старейшины налагают за
это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих
свидетелях...
14. Анахарсис: однако, Солон, я прибыл к вам из Скифии, проехав такое
пространство суши, и переправившись через Эвксинский Понт именно с той
целью, чтобы изучить эллинские законы и познакомиться с вашими обычаями...
18. Анахарсис: откуда бы мне, блуждающему кочевнику, живущему в
повозке и переезжавшему из одной земли в другую, а в городе никогда не
жившему и даже его не видавшему, рассуждать о государственном устройстве и
учить оседлых жителей, уже столько времени в нем живущих?.."
Как видно из этой беседы, Анахарсис изучал государственное устройство
и законы, по которым живут эллины. Относительно законов, как говорил
историк Евнапий, скифский мудрец говорил, что они "слабее и тоньше
паутины".
Диодор Сицилийский рассказывает о встрече Анахарсиса с Крезом,
лидийским царем.
"Крез, показав им благополучие своего царства и количество покоренных
народов, спросил Анахарсиса, какое из живых существ он считает храбрейшим.
Анахарсис ответил, что диких животных, ибо они мужественно умирают за свою
свободу.
Крез, полагая что он ошибся, спросил, какое из существ он считает
справедливейшим. Мудрец снова ответил, что диких животных, ибо они живут
по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы –
установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто богом,
а не человеком. Царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на
скифском звероподобном воспитании.
В этой беседе, как видно, Анахарсис излагает основные положения
философии стоиков.
Античная литературная традиция донесла до нас десять писем, которые
якобы принадлежат Анахарсису. Эти писания проникнуты философскими взглядами
киников и относятся, как полагают исследователи, к времени возрождения
кинизма в I в до н.э. Так или иначе, приписываемые Анахарсису письма
интересны сведениями о Скифии, обычаях, нравах скифов. Сами они, надо
полагать, основаны на достоверных сведениях, рассказах и изречениях самого
Анахарсиса.
В одном из писем, "к афинянам", читаем следующее:
"Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает
греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне –
среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а
мыслями, как и эллины отличаются от эллинов. Спартиат не чисто говорит по-
аттически, но деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи,
которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели.."
В другом письме, озаглавленном "К Медоку", говорится: "Зависть и страх
суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от
благополучия друзей и сограждан, а за страхом – надежды на пустые слова.
Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся
к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и прочие пагубные
страсти они изгоняют"
В письме "К Аннону" изложены принципы неприхотливой жизни: "Мне
одеянием служит скифский плащ, обувью – кожа моих ног, ложем – вся земля,
обедом и завтраком – молоко, сыр и жареное мясо, питьем – вода..."
В письме Терею, правителю Тракии, автор выразил свое отношение к
принципам управления: “Ни один хороший повелитель не губит своих
подданных, а хороший пастух не обращается жестоко со своими овцами...
Было бы лучше, если бы щадил тех, кем правишь. Ибо, если ты не
злоупотребляешь своей властью для увеличения своих владений, то твое
государство прочно”...
А в следующем письме, которое называется "К царскому сыну", автор
рассуждает о внутренней свободе человека. " У тебя флейты и кошельки, а у
меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много
врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, носить
лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое."
Диоген Лаэртский знакомит с письмом Анахарсиса Крезу. Скифский мудрец
пишет: "Царь лидийский, я прибыл в страну эллинов для изучения их нравов и
занятий. В золоте я нисколько не нуждаюсь, для меня достаточно возвратиться
в Скифию лучшим человеком. Я прибыл в Сарды, душевно желая прийтись тебе по
нраву.
Диоген в своем сочинении собрал также целый ряд метких крылатых
выражений и изречений Анахарсиса, с которыми интересно и небесполезно
познакомиться.
Что же говорил древний мудрец?
"1. Анахарсис сказал, что виноградная лоза приносит три кисти: первую
– удовольствия, вторую – опьянения, третью – отвращения.
2. Он же выразил удивление тому, что у эллинов состязаются художники,
а судят их не художники.
3. На вопрос как можно не сделаться пьяницей, он сказал: "если иметь
перед глазами безобразия пьяных".
4. Он выражал удивление тому, что эллины, издавая законы против
обидчиков, почитают атлетов за то, что они бьют друг друга.
5. Узнав, что корабль имеет в толщину четыре пальца, он сказал, что
настолько плывущие в нем отдалены от смерти.
6. Масло он назвал средством для возбуждения бешенства, потому что
намазанные им атлеты бесятся друг на друга.
7. Каким образом, говорил он, запрещающие ложь, лгут в лавках открыто?
8. Он выражает также удивление тому, что эллины в начале пира пьют из
малых чаш, а насытившись – из больших.
9. Под его изображением подписывается: сдерживать язык, желудок, все
органы тела.
10. на вопрос, есть ли у скифов флейты, он ответил – даже лоз нет
(имеется в виду, что флейт нет, поскольку нет пьянства, а пьянства нет, так
как нет винограда)
11. На вопрос, какие корабли безопаснее, сказал – "вытащенные на
берег".
12. Он говорил, что с величайшим удивлением видел у эллинов то, что
дым они оставляют в горах, а дрова свозят в город.
13. На вопрос, кого больше, живых или умерших, он сказал – "а
плавающих куда ты кладешь?"
14. Порицаемый аттическим гражданином за свое скифское происхождение,
он сказал – "Мне позор – мое отечество, а ты – своему отечеству".
15. На вопрос, что у людей хорошо и дурно, он сказал – "язык".
16. Он говорил, что лучше иметь одного друга, стоящего много, чем
многих, не стоящих.
17. Площадь он называл определенным местом для взаимного обмана и
корыстолюбия.
18. Оскорбленный юношей на пиршестве, он сказал – "Юноша, если ты в
молодости не переносишь вина, то в старости будешь пить воду".
Об остроумных ответах Анахарсиса рассказывает также и Плутарх. В его
труде "Сравнительные жизнеописания" есть раздел, который называется "пир
семи мудрецов" Здесь в двух сюжетах фигурирует скифский мудрец.В первом
случае он якобы беседует с сыном бога Гефеста Ардалом, который считался
изобретателем флейты, а во втором – с баснописцем Эзопом. Идет такой
разговор:
"5... Ардал, обратившись к Анахарсису, спросил, есть ли у скифов
флейтистки. Тот сразу сказал, что нет даже лоз. Ардал спросил, - "но боги
же есть у скифов?" "Конечно, - ответил он, - но понимающие человеческий
язык; не так, как эллины, думающие, что что они говорят лучше скифов, и
полагающие, что боги с большим удовольствием слушают костяные и деревянные
инструменты..."
12. По окончании этого разговора я предложил мудрецам сказать и о том,
как следует вести дом; "ведь царствами и городами владеют немногие, а очаг
и дом есть у всех нас".
Эзон, засмеявшись, сказал на это – "Нет, если в ты число прочих
включаешь и Анахарсиса: у него нет дома и он даже гордится тем, что он
бездомный и живет на повозке подобно тому, как о солнце говорят, что оно
странствует на колеснице, посещая то одну, то другую сторону неба."
"Поэтому-то, - возразил Анахарсис, - оно единственное из богов свободно,
самостоятельно и властвует над всем. Только ты забыл, как превосходна по
красоте и удивительна по величине его колесница; иначе ты бы не сравнил ее
с нашими в шутку и смех..."
Таковы основные, наиболее известные крылатые изречения, меткие
выражения и остроумные ответы Анахарсиса. Наверное, не все они принадлежат
скифскому мудрецу. Но основная часть этих сведений, безусловно, относится к
тому времени и отражает нравы и обычаи скифов.
Рассказ о Анахарсисе можно закончить словами Страбона: "Поэтому-то и
Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы, им подобные, пользовались
большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты
своего племени: любезность, простоту, справедливость."



Список использованной литературы:

1. Агбунов М.В. "Путешествие в загадочную Скифию" М. Наука, 1989
2. Граков Б.М. "Скифы", М. Изд-во МГУ, 1971
3. Смирнов А.П. "Скифы", М., Наука, 1966




Реферат на тему: Английская Революция середины 17 века
ТЕМА 12. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
СЕРЕДИНЫ XVII ЗЕКА

§ 25. Причины и начало революции. Гражданская война

1. Социально-экономические и политические предпосылки революции
К началу XVII в. феодальные порядки в Англии стали все больше стеснять
развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Вся земля
считалась собственностью короля. Дворянство должно было платить в
королевскую казну определенную сумму денег при передаче земли по наследству
или ее продаже. Дворяне (их еще по-старому называли рыцарями) считались
держателями королевской земли, а не
[pic]
Лондон в XVII веке
? ее полными собственниками. Превратиться в полных (частных) собственников
земли, распоряжаться ею по своему усмотрению - таково было желание большей
части английского дворянства, превратившего к тому времени свои земли в
товарные (для рынка) хозяйства.
Преградой на пути к превращению земли из условной, "по воле короля"
(феодальной) собственности в собственность частную (капиталистическую) была
королевская власть новой династии Стюартов (с 1603 г.). Опираясь на старую
дворянскую знать и англиканскую церковь, Стюарты попытались установить в
Англии классическую форму абсолютизма (наподобие той, которая сложилась во
Франции и Испании). Это привело к конфликту королевской власти с
парламентом - представительным органом, существовавшим в Англии с XIII в.
В нижней палате парламента - палате общин -сформировалась оппозиция
(протестующая группа) представителей буржуазии и обуржуазившегося
("нового") дворянства. Увеличение налогов, введение поборов и явное
стремление править без парламента, внешняя политика, идущая вразрез с
интересами буржуазии и "нового" дворянства, вызывали все более громкий и
решительный протест оппозиции. Конфликт между абсолютизмом и парламентом по
важнейшим вопросам внутренней и внешней политики явился основной
предпосылкой революции. На определенном этапе этого конфликта буржуазная
оппозиция была вынуждена отказаться от парламентских методов борьбы
(протесты, речи, заявления и т.п.) и взяться за оружие.
К началу XVII в. английская промышленность достигла больших успехов. За
1540-1640 гг. добыча каменного угля поднялась с 200 тыс. до 1,5 млн. тонн в
год. За это же время добыча железной руды возросла в 3 раза. В стране было
800 плавильных печей. Каждая давала 3-4 т. металла в неделю. В 6-8 раз
увеличилась добыча свинца, олова, меди.
Особое место в промышленности занимало производство сукна, основой
которого являлось овцеводство. В начале XVII в. обработка шерсти
распространилась по всей стране. Англия стала поставлять на внешний рынок
только готовые шерстяные изделия. Одновременно развивались новые отрасли -
производство хлопчатобумажных и шелковых тканей, стекла и бумаги и пр.
Цеховой строй городского ремесла был еще жив и отстаивал старые формы
производства, но решающая роль переходила к новой форме организации труда
-мануфактуре.
Возникновению все новых мануфактур способствовали огораживания, лишавшие
крестьян земли. Обезземеленные крестьяне становились рабочими рассеянной
(работа на дому) мануфактуры. Имелось немало централизованных мануфактур, в
которых под одной крышей трудилось большое число рабочих. Крупные
мануфактуры были созданы в горнодобывающей, кораблестроительной, оружейной
и др. отраслях производства.
Англия в XVI в. оказалась на перекрестке основных торговых путей. Быстро
рос объем торговли с другими странами. В XVI в. предприимчивые люди,
обладавшие деньгами, начинают объединяться и создавать "компании" для
торговли с определенными районами мира (Московская, Марокканская, Ост-Зей-
ская, Ост-Индская и др.). Создание компаний являлось свидетельством
растущей мощи и активности английской торговой буржуазии. Она снаряжала
заморские экспедиции, приносившие хорошую прибыль, и это привлекало
денежных людей - дворян, финансистов, владельцев мануфактур.
Слом феодального уклада в английской деревне начался намного раньше чем в
городе. Сельская местность была давно и прочно связана не только с
внутренним, но и с внешним рынком. Здесь издавна развивалось овцеводство -
сырьевая основа сукноделия;
здесь возникли и первые рассеянные мануфактуры;
здесь не было тех ограничений и запретов на производство, которые еще
действовали в цеховой системе городов. Производство шерсти привлекало к
себе капиталы богатых горожан. Оно позволяло быстро получить хороший доход.
Капитализм, завоевывая все более прочные позиции в сельском хозяйстве,
промышленности и торговле, изменял структуру (строение) английского
общества. На первый план выдвигаются новые люди.
Структура английского общества в начале XVII в.
[pic]

Что обусловило союз буржуазии и «нового дворянства»?

Высший, титулованный слой дворянства (герцоги, графы, бароны и пр.) - это
"старое" дворянство. Основой его жизни было феодальное право на землю,
верховным собственником которой считался король. В случае отсутствия
королевской поддержки (должности, пенсии, дарения и пр.) старое дворянство
разорялось. Правда, часть его начала понимать, что опасно сидеть, сложа
руки в своих замках, и начала вкладывать деньги в предпринимательство.
Подавляющую часть дворянства (среднего и мелкого) составляло появившееся
в XVI в. "новое" дворянство. Оно активно приспосабливало свои владения к
запросам рынка. Но новый дворянин не ограничивался земледелием или
овцеводством. Его новизна как раз и заключалась в том, что одновременно он
стремился и был коммерсантом, пайщиком компании, судовладельцем,
промышленником и т.п. Будучи дворянином по своему сословному положению, он
выступал как буржуа в хозяйственных и финансовых делах. Его главной целью
было получение как можно большей прибыли. Поэтому задолго до революции
сложился союз нового дворянства с буржуазией (предприниматели, торговцы,
цеховые мастера и пр).). Основную массу английских крестьян составляли
лично свободные, но поземельно зависимые от владельца земли (лендлорда)
копигольдеры (держатели земли по договору; на руках у них была копия этого
договора). Их полная зависимость от дворян-лендлордов делала их убежденными
врагами феодализма.
2. Карл 1. Долгий парламент и его деятельность
Решающую роль в защите старого строя играла начавшая править с 1603 г.,
династия Стюартов. Ее первый представитель на английском престоле Яков I,
не желая считаться с правами английского парламента, вступил с ним в
длительный конфликт. Его внутренняя и внешняя политика возмущала буржуазию
и новое дворянство.
[pic]

После смерти Якова I (1625) престол занял его сын Карл I (1600-1649).
Легкомысленный и самоуверенный, он еще более обострил отношения с
парламентом. Вскоре он разогнал парламент и установил режим своего "личного
господства" (1629-1640). Однако это оставило Карла I без денег, так как
налоги в Англии утверждал парламент. Изыскивая средства, ко- Карл
1 роль и его помощники начали грубо нарушать обычаи и традиции страны. Это
способствовало росту и укреплению оппозиции (сопротивлению) королевской
власти.
Затеяв со своими "советниками" войну с Шотландией и терпя в ней
поражение, Карл I вынужден был созвать парламент. Его назвали "Долгим" т.к.
собравшись осенью 1640 г. он заседал 12 лет. День открытия его заседаний (3
ноября 1640) считается днем начала Английской революции.
Первые два года деятельности Долгого парламента можно назвать "мирными".
При активной поддерж
ке народа буржуазия и новое дворянство (они составляли большинство в нижней
палате парламента - палате общин) приняли ряд законов, сделавших
невозможным правление короля без сотрудничества с парламентом. Было
запрещено собирать налоги, не утвержденные парламентом. Были уничтожены
карательные органы абсолютизма ("Высокая комиссия" и "Звездная палата"), а
главные советники короля (граф Страффорд и архиепископ Лод) были отправлены
на эшафот.
Важным моментом деятельности парламента явилось принятие "Великой
ремонстрации" (протеста), в которой, в 204-х статьях, перечислялись
злоупотребления короля. Документ был направлен на обоснование буржуазного
принципа неприкосновенности личности человека и его собственности.
Говорилось в нем и о праве парламента контролировать деятельность министров
короля, что являлось уже элементом конституционной монархии.
В начале 1642 г. Карл I покинул непослушный Лондон и отправился на север
страны (там сидело большинство старого дворянства) и начал формировать
антипарламентскую армию из своих сторонников - роялистов. Парламент начал
собирать свою армию. Страна раскололась на два лагеря. Сторонников короля
назвали "кавалерами" (от англ. слова cavalier конь). В армии роялистов
главной ударной силой была кавалерия. Сторонников парламента назвали
"круглоголовыми" (за форму прически).
В первых сражениях начавшейся осенью 1642 г. гражданской войны (война
между гражданами внутри одного государства), парламентская армия,
сформированная из наемников, начала терпеть поражения. Это объяснялось не
только более высокими военными навыками роялистов. Во главе парламентского
разношерстного войска стояли генералы-дворяне. Хотя они и были противниками
абсолютизма, но полного разгрома Карла I они не желали. Их целью был
компромисс (соглашение) с королем об уступках в пользу обуржуазившегося
дворянства. Их оборонительная стратегия (ведение войны) грозила парламенту
поражением.
3. Создание армии "нового образца "
В сложившихся условиях парламент решительно пошел на создание армии
"нового образца". Начали формироваться качественно новые части из крестьян.
Эти формирования отличались не только кропотливым изучением военного дела,
высокой дисциплиной, но и глубокой убежденностью в правоте дела, за которое
они сражались. Свой ратный труд они называли "божьим делом", а себя
"божьими людьми".
Главную роль в новой армии стал играть храбрый офицер, талантливый
полководец и политик, типичный представитель нового дворянства Оливер Кром-
вель (1599—1658). Благодаря ему, выдвинулась плеяда талантливых офицеров из
народа. Кавалеристы Кромвеля ("Железнобокие", как их назвали роялисты) шли
в атаку с пением молитвы.
[pic]

14 июня 1645г. состоялась битва при Нейзби. Кромвель разгромил
королевскую армию. Карл I бежал в Шотландию. Его секретный архив был
захвачен и на его основании король был обвинен в государственной измене.
Шотландцы же вскоре выдали Карла I парламенту (за 400 тыс. ф. ст.).
Оливер Кромвель
Договориться с парламентом он не пожелал. Безрезультатно для него
закончилась скоротечная вторая гражданская война (1648 г.). 30 января
1649г. Карл I Стюарт "тиран, изменник, публичный беспощадный враг
английского государства" (так было сказано в приговоре) был обезглавлен в
Лондоне.
В ходе гражданской войны парламент конфисковал земли короля, феодальной
знати и владения церкви. Они продавались большими участками, так что
крестьяне не могли их покупать. Почти все эти земли были скуплены "новым"
дворянством и буржуазией.

[pic]
Какую роль сыграло крестьянство в разгроме роялистов?

Парламент не отменил зависимость крестьян (копигольдерство) от новых
собственников земли. В положении крестьян ничего не изменилось. Для них
земля не стала частной собственностью. Они по-прежнему отдавали плату за
землю, только теперь уже не "рыцарю", а капиталистическому помещику. Но от
этого им было не легче.
Выводы
После победы в 1609 г. Нидерландской революции начал назревать
антифеодальный взрыв в Англии. Здесь шло быстрое развитие капитализма в
сельском хозяйстве и промышленности. Помимо буржуазии на путь
предпринимательства встала значительная часть дворянства. Это "новое"
дворянство в союзе с буржуазией вступило в конфликт с абсолютизмом,
переросший в гражданскую войну. Создание армии, состоящей из крестьян,
позволило парламенту одержать победу над королевскими войсками и свергнуть
власть Стюартов. Главным завоеванием революции была отмена феодальной
системы землевладения. Земля стала частной (личной, а не королевской)
собственностью. Крестьянство осталось в зависимости, но теперь в
зависимости от буржуазных собственников.

Вопросы
1. Что явилось главной причиной революции в Англии ? Кто был в ней
заинтересован и почему ?
2. Почему буржуазия и «новое дворянство» оказались союзниками?
3. Почему армия парламента поначалу терпела поражения?
4. Что позволило парламенту одержать победу над королем? 4. Как революция
решила аграрный вопрос и как это должно было отразиться на судьбах
крестьянства ?
Документы и материалы
Из "Великой Ремонстрации" (22.XI.1641)
Корень всех этих несчастий мы усматриваем в злокозненном и гибельном
намерении подорвать основные законы и принципы правления, на которых прочно
покоились религия и суд королевства. Виновниками и вдохновителями этого
были: 1) иезуиты—паписты... 2) епископы... 3) те советники и придворные,
которые из личных побуждений взялись содействовать ... погибели его
величества и своего собственного государства...
Источник: Новая история в документах и материалах.—
М.1934.- 4.1.- С.24.
Вопросы к документу
1. Почему буржуазия и новое дворянство выступали против
англиканской церкви?
2. Вспомните, чьи взгляды выражало пуританство?
3. Как поступил парламент с "советниками" короля?

Запомните даты
1640-1660 ~ Английская революция XVII в. 1645 - битва при Нейзби -
победа парламента
Словарь терминов
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - (монархия - гр.
monarchia - единовластие) - власть монарха ограничена конституцией,
законодательные функции переданы парламенту, исполнительные -
правительству, т.е. монарх «царствует, но не управляет».
СТРАТЕГИЯ - (гр. strategia - stratos - войско + ago - веду) -искусство
ведения крупных операций, кампаний и войны в целом.
§ 26. Реставрация Стюартов и переворот 1688 года

А Заговор генерала Монка. Передача короны Карлу П
Вскоре после казни Карла I Англия была провозглашена республикой, власть
в которой оказалась в руках генералов армии во главе с О.Кромвелем.
Специальным законом было закреплено важнейшее завоевание революции. Крупные
(лендлорды) и другие дворяне - землевладельцы перестали быть держателями
земли по воле короля и стали ее полными (частными) собственниками.
Однако старые феодальные повинности крестьян-копигольдеров не были
отменены, и они остались в полной зависимости от новых, буржуазных
собственников. Огораживания, сопровождавшиеся обезземеливанием крестьян,
продолжались, но в гораздо больших размерах. Пассивный протест,
выразившийся в попытках освоения пустующих земель "копателями" (диггерами),
был немедленно пресечен генералами.
Буржуазии нужна была сильная власть. Английская республика очень скоро
приняла форму протектората (протектор - охранитель) О.Кромвеля. Это была
диктатура, державшаяся на огромном авторитете этого выдающегося политика и
государственного деятеля. Он вел активную внешнюю политику. Была покорена
Ирландия и присоединена Шотландия. Однако, когда Кромвель умер (1658),
между генералами началась борьба за власть.
В этой неустойчивой политической обстановке события ускорил генерал
Джордж Монк (1602—1670) командующий английскими войсками в Шотландии. Поняв
настроения новых собственников, Монк начал тайные переговоры с сыном
казненного короля принцем Уэльским, находившемся в Голландии. Речь шла о
реставрации (восстановлении) Стюартов.
В феврале 1660 г. армия Монка, не встретив сопротивления, вступила в
Лондон. Были проведены выборы в парламент, новый состав которого пригласил
принца Уэльского на английский престол, и вскоре провозгласил его королем
Карлом II. Возвратился он на родительский престол уже не абсолютным
монархом. Его возвращение было оговорено договором. Карл II подтвердил
завоеванные новым дворянством и буржуазией права. Его лишили королевских
земель, но назначили годовое содержание (1,2 млн. ф. ст.). Король не имел
права создавать постоянную армию.
2. Правление Карла П и Якова П
Восстановление королевской власти в Англии произошло не потому, что
"кавалеры" оказались сильнее. Изменились настроения новых и теперь главных
собственников. Буржуазия освободилась от ограничений в промышленности и
торговле. "Новое" дворянство было удовлетворено превращением его земли в
частную собственность, охраняемую законом. Теперь им нужна была сильная
власть, способная обеспечить нормальные условия развития капитализма в
Англии.
Казалось, что в создавшихся условиях Стюарты (Карл II и его брат герцог
Йоркский, будущий Яков II) должны были осмыслить и учесть уроки шести
десятилетий и навсегда отказаться от попыток реставрации абсолютизма. Но
печальная участь отца их ничему не научила. Братья проявили стремление к
восстановлению старого порядка.
Карл II и его правительство начали нарушать данные парламенту обещания.
Часть конфискованных во время революции земель была возвращена их прежним
владельцам. Но в полном объеме восстановить прежнюю собственность было
нельзя. Новые собственники цепко держались за свои земельные приобретения.
Когда Карл II попытался восстановить католицизм, буржуазия поняла, что
нужно действовать. Парламент ответил на это принятием закона, запрещающего
должностным лицам исповедовать католицизм. И вообще буржуазия начала
бояться, что Стюарты доведут Англию своей политикой до новой революции,
которая ей не была нужна.
В последней трети XVII в. в Англии происходило быстрое укрепление
промышленного и торгового капитала. Объем промышленного производства,
торговля и тоннаж морского флота выросли более чем в 2 раза. Таких быстрых
темпов развития не знали ни сама Англия, ни другие европейские страны.
Король своей политикой мог все это нарушить. Но буржуазия не хотела нового
кровопролития, и она пошла другим путем.
В 70-х гг. начали формироваться две политические партии (двухпартийная
система в Англии благополучно существует до сего дня). Одна из этих партий
- тори (впоследствии - консерваторы) на первых порах выступала как "партия
двора". Другая партия - виги (потом - либералы) была "партией парламента".
Хотя между партиями и существовали отдельные разногласия, обе они выражали
интересы разных групп одного и того же класса новых собственников.
В феврале 1685 г. умер "веселый", как его называли в народе, Карл II. На
престол вступил его младший брат под именем Якова II. Хотя он и был
известен как ярый сторонник католицизма, его приход к власти не встретил
особого противодействия. Вспыхнувшие было восстания (в Шотландии; на юго-
западе) Яков II быстро и жестоко подавил, и это вскружило ему, человеку
недальновидному, голову.
Пользуясь послушностью парламента, неорганизованностью молодых партий,
страхом буржуазии перед новой революцией, ЯковП создал 40-тыс. армию и
открыто повел дело к восстановлению абсолютизма и католицизма. Но это
создало угрозу владениям многих дворян, т.к. это были земли католических
монастырей, отобранные у них еще в XVI в. при Генрихе VIII. И вообще, по
многим причинам католицизм был неприемлем для всего английского общества.
Католическая и абсолютистская опасность сплотила различные политические
и религиозные течения. Тори и виги нашли общий язык и единым фронтом начали
действовать против Якова II.
3. Приглашение на престол Вильгельма Оранского
Летом 1688 г. штатгальтеру Голландии Вильгельму Оранскому (он был мужем
дочери Якова II Марии) было сделано предложение. Ему посоветовали собрать
войско, прибыть в Англию и вместе с женой занять королевский престол.
Вильгельм так и сделал, набрав наемников осенью, высадился с ними в Англии.
У Якова II было более многочисленное войско, но никаких сражений не
произошло.
Вильгельма поддержало большинство буржуазии и дворян, правительство,
главнокомандующий королевской армии и даже члены королевской семьи.
Покинутый всеми Яков II решил бежать и в этом ему никто не мешал. Это как
раз всех устраивало. Никем не задерживаемый последний Стюарт перебрался во
Францию под защиту Людовика XIV.
Эти события были государственным переворотом. Однако он был проведен
путем "семейной перестановки" царствующих лиц с соблюдением закона. Все
было достигнуто мирным путем и было названо "славной революцией".
В начале 1689 г. голландский штатгальтер стал английским королем
Вильгельмом III. А осенью этого же года парламент принял знаменитый "Билль
о правах" (билль - законопроект), который окончательно заложил фундамент
новой формы государственности - конституционной монархии. Утверждение
принципа "король царствует, но не правит" означало, что все важнейшие
вопросы будут решаться в парламенте, состоящем из представителей буржуазных
партий. Партия, получившая большинство мест в палате общин, формирует
правительство во главе с премьер-министром.
4. Значение революции
Английская революция XVII в., с ее "немирным" (1640-1660 гг.) и "мирным"
(1688-1689 гг.) этапами, явилась важнейшим событием первого периода новой
истории.
Революция решительно покончила с феодальными порядками и этим открыла
простор для развития нового способа производства и новых общественных
отношений. Буржуазия в союзе с новым дворянством, при активной поддержке
народа, одержала победу не только на полях сражений.
Задолго до них она одержала победу в умах и сердцах людей, создав новый
тип человека — смелого и энергичного. За революцией политической этот
человек в течение XVIII столетия совершил следующую революцию -
промышленную, и вывел Англию на первое место в мире, превратив ее в
"мастерскую мира".
Английская революция послужила образцом и примером для последующих
революций. К опыту революции в Англии обращались те, кто готовил и совершал
Американскую (1775—1783) и Французскую (1789-1799) революции.
Выводы
Буржуазии и новому дворянству после их победы в революции нужна была
сильная власть. Генералы (после смерти О.Кромвеля) не могли обеспечить
защиту новой (частной) собственности. На основе компромисса произошло
возвращение на трон (реставрация) Стюартов. Второе поколение этой династии
(Карл II, Яков II) не оставило попыток установления абсолютистских порядков
на основе возврата к католицизму. Эта политика снова пришла в противоречие
с интересами быстро развивавшейся буржуазии и буржуазного дворянства.
Возник новый конфликт, который в 1688-1689 гг. был решен мирным путем.
Последний Стюарт -Яков II - бежал. В Англии был установлен режим
конституционной монархии. В ходе политической борьбы сложилась
двухпартийная система (тори и виги), проявившая значительную
жизнестойкость.
[pic]

Вильгельм III
Вопросы
1. Почему новые собственники пошли на реставрацию Стюартов?
2. Что сделало необходимым окончательное отстранение Стюартов от власти?
Чему они мешали и чем грозило их правление?
3. Чем отличались события 1688—1689 гг. от событий 1642— 1649 гг. ? Почему
они названы «славной революцией» ?
4. В чем суть режима конституционной монархии? Какой строй существует в
Англии наших дней?
5. В чем причина долговечности двухпартийной системы? Сколько партий
действует сейчас в Украине?
Документы и материалы
Из "Билля о правах" (1689)
4. Что взимание сборов в пользу... короля без согласия парламента...
незаконно. 6. Что набор или содержание постоянного войска... в мирное время
иначе, как с согласия парламента, противны закону. 7. Что подданные
протестантского исповедания могут носить оружие. 8. Что выборы в члены
парламента должны быть свободными. 9. Что свобода слова, прений и актов в
парламенте не должна быть стесняема... 13. Что для пресечения всяких
злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охранения законов парламент
должен быть созываем достаточно часто.
Источник: Новая история в документах и материалах —
М.,1934. - Вып.1 - С.55.
Вопрос к документу
Чем абсолютная монархия отличается от монархии конституционной?
Запомните даты
1688 - государственный переворот в Англии, свержение династии Стюартов
1689 - принятие "Билля о правах"- начало конституционной монархии в Англии
Словарь терминов
РЕСТАВРАЦИЯ - (лат. гез^ауга^ю - восстановление) ПРОТЕКТОР - (лат.
рго1;ес1юг - покровитель, охранитель)
[pic]
Почему попытки Стюартов восстановить католицизм и править без парламента
потерпели провал?







Новинки рефератов ::

Реферат: Происхождение человека (Биология)


Реферат: Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода (История)


Реферат: Хирургическое лечение малых периферических опухолей легких (Физкультура)


Реферат: Оздоровление воздушной среды и нормализация параметров микроклимата (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Программирование на Delphi (Программирование)


Реферат: Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка (Иностранные языки)


Реферат: Алкоголь и курение (Спорт)


Реферат: Римское искусство (История)


Реферат: Исследование горячеломкости литейных сплавов на основе систем Al-Si, Al-Cu, Al-Si-Cu (Металлургия)


Реферат: Социальное страхование (Страхование)


Реферат: Образование как социальный институт (Социология)


Реферат: Марксиская философия (Философия)


Реферат: Дедукция (Право)


Реферат: Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка (Педагогика)


Реферат: Автоматизация фильтровального отделения установки 39/2 (Депарафинизации масел) (Технология)


Реферат: Вредные факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни (Спорт)


Реферат: Изменение политической и социальной структуры Древнего Рима в 1-2 веках н.э. (История)


Реферат: Структура страхового рынка за рубежом (Страхование)


Реферат: Податная реформа Петра Великого (История)


Реферат: Брестский мир (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист