GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Функции социологического знания (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Функции социологического знания (Социология)



Группа: 4 – 10 – 98
БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес: г. Запорожье,
ул. Мира, д. 10, кв.
18
телефон: 33 – 16 – 77



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине: социология
факультет: дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат



Преподаватель консультант: Казаченко Н. П.



МАУП 2000.

Тема: Функции социологического знания



ПЛАН

Введение………………………………………………………………………………3

1. Функции социологии
1. Теоретико-познавательная, критическая функция.………..……5
2. Описательная функция……………………….………………………..6
3. Прогностическая функция………………………………..……………6
4. Преобразовательная функция…………………………..……………7
5. Информационная функция…………………………………………....8
6. Мировоззренческая функция……………………………..….……….8
2. Функции социолога……………………………………………………..………9

Заключение…………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………16



Введение

Современная социология – одно из самых важных достижений человеческого
разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой
невозможно существование общества. Социология – научный ориентир,
приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в
современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования
политических, властных структур, институтов, государственных механизмов,
действенности и обоснованности политических решений. Политические и
социологические знания определяют возможности конструктивных сил,
сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.
Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале
90-х годов. Социология пришла в высшую школу – одной из самостоятельных
отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у
молодежи.
Социология – относительно молодая наука, но за короткий период она
добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке.
Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по
оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и
формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и
глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных
проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая
может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть
социология.
Действенность социологии обеспечивается широким резонансом её
результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни.
Труд социологов создал им ореол «людей с высокой социальной
ответственностью». И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада
и Востока часто сталкивается с выводами социологической науки, с
обсуждением социологами вместе с политиками, экономистами острых проблем,
ведь для объяснения мира общественное мнение Запада, а теперь и Востока,
склонно выбирать социологию, а не философию как бывало.
Давно подмечено, что рабу не следует разбираться в справедливости
решений верховной власти, достаточно уже того, что он о них оповещен. Люди,
лишенные политических знаний, обречены на бессловесность. Коллективное,
бессознательное при всех красивых словах о стимулировании гражданского
общества, политической культуре продолжает процветать на просторах Украины
– от Карпат до Северского Донца. Политическое образование – одно из
условий, чтобы превратить украинское общество из объекта манипуляции
властей и конфликтующей с ними оппозиции в коллективный субъект политики.
Перефразируя Анри Барбюса, можно сказать, что политическое образование
поможет каждому гражданину «перевести» идеи и действия политиков с
«государственного языка» на человеческий. Важную роль здесь призвана
сыграть социология с присущими ей функциями.
В силу определенных обстоятельств гораздо реже говорят о функциях
социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы.
Между тем, если мы ведем речь о функциях социологического знания, то должны
представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в
персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога.
Конечно, его функции, так или иначе, окажутся связанными с функциями
социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь
в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его
труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-
профессиональную группу социологов от любой другой.
Цель настоящей работы – раскрыть содержание основных функций
социологического знания, дать им определение и показать их роль в
дальнейшем развитии социологического знания.



1. Функции социологии
1. Теоретико-познавательная, критическая функция
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие
общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и
конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные
функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют
функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-
познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с
позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология
дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает,
что можно и нужно сохранить, упрочить, развить – ведь не все надо менять,
перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно
требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая
функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания,
систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных
отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные знания об основных социальных
проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной
социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных
процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об
изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п.
Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри
отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить
эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и
конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее
социальной функции.


1.2 Описательная функция
Описательная функция социологии – это систематизация, описание
исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов,
статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину
социального объекта, его действие, взаимосвязи и т.п.
При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная
чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и
документов делаются практические выводы и принимаются управленческие
решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для
будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она
позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда
помнить, что преобразование общества – не самоцель. И преобразования нужны
лишь тогда, когда соответствуют потребности ценностям людей, ведут к
улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша
полученная социологами социальная информация, она автоматически
превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция
социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

1.3 Прогностическая функция

Прогностическая функция социологии – это выдача социальных прогнозов.
Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного
или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз
опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на
зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе
воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора – сложный
вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего
используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития
Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое
значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о
развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и
стремится выявить оптимальные пути её решения, естественно, движим желанием
показать перспективу им конечный результат, который за ней стоит.
Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального
процесса.

1.4 Преобразовательная функция

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы,
рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального
субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.
Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не
только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот
тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, её функция –
разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения,
реализации – это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и
полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию
современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того,
нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что
приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть
основные направления обновления общества и дает возможность выявления
отклонений от общецивилизованного развития. Суть реформирования в Украине,
а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей
для сознательной и целенаправленной деятельности личности социальных
общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от
рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении её
эффективности. Задача социологии – теоретически обеспечить успешное
протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в
Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного
качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным
превращением людей в результат, а результатов в предпосылки, условия и
средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества.
Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько
недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место,
поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет
назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров
потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

1.5 Информационная функция

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и
накопление информации, полученной в результате исследований.
Социологическая информация – самый оперативный вид социальной информации. В
крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу
использовать социологи, руководители объектов, где проводились
исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и
другие управленческие и хозяйственные учреждения.

1.6 Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно,
участвует в социально-политической жизни общества, Мировоззренческая
функция социологии выражается в использовании действительно корректных
выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-
либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из
уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы,
мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История
свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и
реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или
иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические
взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при
установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа
Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую
роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала
ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала
основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.
Таким образом, социологическое знание является мощным и эффективным
инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И
находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи –
носители социологического знания, представители науки социологии в её
практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.


2. Функции социолога

В литературе, как отечественной, так и зарубежной - чаще всего
рассматривается вопрос о функциях социологии как науки. В них авторы видят
отражение общественной потребности в том или ином направлении деятельности
социологии, ее связи с практикой. Гораздо реже говорят о функциях социолога
как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между
тем, если мы ведем речь о функциях социологии, то должны представлять себе
их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном
выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его
функции так или иначе окажутся связанными с функциями социологии как науки,
более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что
функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той
специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-
профессиональную группу социологов от любой другой.
Из предшествующих рассуждений можно заключить, что труд социологов
имеет преимущественно теоретико-познавательный характер, является
достаточно сложным, поскольку связан с проникновением в сущность процессов.
Не случайно американский социолог Джон Машоунис дал “фундаментальное”
определение социологии “как систематического изучения общества и социальной
активности человеческого бытия”.
В значительной мере труд социолога является творческим, поскольку
связан с поиском необычного, даже странного в обыденном, знакомом,
повседневном (3).
Основная задача социолога - познание социальных процессов с помощью
общетеоретических и специфических для социологии методов, средств и путей
исследования с целью преобразования их в нужном обществу и конкретным
социальным группам направлении.
Поэтому труд социолога, являясь в основе своей теоретико-
познавательным, так или иначе должен быть связан с практической,
преобразовательной, управленческой деятельностью. Если не будет такой
связи, невозможным окажется определение эффективности этого труда. Конечное
подтверждение его значимости - практическое воплощение результатов.
Более глубоко труд социолога, его характер и содержание опишем через
функции, которые чисто условно можно разделить на теоретико-познавательные
и управленческо-преобразовательные. В основе такого деления - различные
формы социологической деятельности. Рассмотрим каждую из этих групп
функций.
Теоретико-познавательная функция.
Как и любой интеллектуальный, труд социолога “начинается” с познания.
Поэтому первая функция социолога - познавательная. Она направлена на
изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой
группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем мacштабнее по целям и
проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог будет иметь дело с
большим количеством сложных социальных фактов. В ходе реализации
познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы выявить
наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем
конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги “Начало
пути: поколение со средним образованием”. Отдельно установленные социальные
факты, касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций
молодежи, позволили сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей
образования в сравниваемых регионах страны одинакова: ”Молодежь всех
регионов самой важной считает профессиональную функцию образования, за ней
следует гуманистическая функция, а социальные аспекты образования чаще
всего оцениваются как менее важные, В рамках предложенной системы ценностей
большая дифференциация контингента обнаруживается именно в значимости
социального аспекта образованием”. Именно она подвергается наибольшему
влиянию непосредственной социально-культурной среды”. Реализация социологом
познавательной функции начинается со знакомства с литературой по
интересующей его проблеме. По интересующему социолога вопросу могут быть
серьезные научные исследования или публицистические статьи; их может быть
много или мало; различной будет степень приближенности к проблеме. Крайне
редко возникает исследовательская ситуация, когда литератypы, нет вообще,
например, в том случае, если проблема является действительно новой. Но и
такое обстоятельство довольно относительно: так или иначе, какие-то “рядом”
стоящие вопросы и понятия не могли не находить освещения в литературе.
Значит, познавательная функция социолога сопряжена с целенаправленным
поиском существующих исследований и публикаций.
Знакомство с ними - “стартовая площадка” для главного в познавательной
деятельности. Это главное - разработка программы исследования: от
формулировки целей и задач, противоречий и основных понятий, рабочих
гипотез и предполагаемых результатов до определения методов и средств
изучения проблемы.
В познавательном процессе социолога имеет место как теоретический, так
и эмпирический анализ социальной реальности. Это важно отметить, потому что
происходит иногда отождествление познавательной функции только с
теоретическим поиском. Следует обратить внимание на то, что любое
исследование, направленное на раскрытие существа проблемы и получение
результатов, сопряжено с воплощением в деятельности социолога
познавательной функции. Причем в качестве инструмента познания выступают
многочисленные методы теоретического и эмпирического анализа. Поскольку
социолог в своей деятельности постоянно “вторгается в сферы экономики,
демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку и их
методы ему не чужды. Все это также входит “компетенцию” познавательной
функции. Она находит свое органичное продолжение в прогностической функции.
Когда социолог изучает реальную проблему, “сотканную” из противоречий, и
стремится выявить оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим
желанием показать эту перспективу и конечный результат, который за ней
стоит. Следовательно, так или иначе он вынужден прогнозировать ход развития
социального процесса.
Некоторые общественные проблемы могут анализироваться как бы в двух
измерениях - настоящем и будущем. Именно такой является, к примеру,
проблема текучести кадров. Социологи изучают как реальную, так и
потенциальную текучесть кадров. В первом случае они фиксируют процесс
текучести, его причины, размеры, и если последние выходят за пределы
допустимых, то стремятся обосновать факторы противодействия этому процессу.
Во втором случае они прогнозируют, отвечают на вопрос о том, что произойдет
с текучестью кадров, если не будут соблюдены определенные условия и не
осуществлены рекомендуемые ими действия. Для предприятий и служб занятости
такие исследования могут оказаться очень важными, поскольку будут
способствовать определению как стратегии, так и тактики в отношении
различных категорий трудящихся.
Для социолога реализация прогностической функции необычайно значима.
Без этого он теряет чувство нового, видение будущих результатов изменения
социального процесса. Осуществление познавательной функции – это проведение
сложного вида научного исследования.
При осуществлении социологом данной функции он имеет дело с
конструированием и проектированием моделей социальных объектов.
Конструирование - понятие более широкое, чем проектирование, оно не носит
конкретного характера, представляет собой общее, мыслительное построение
нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам,
нормативам. Pечь идет лишь об образе будущего объекта, его модели. Примером
проектирования является создание различных математических моделей
социальных объектов на базе ЭВМ (например, моделей новых хозяйственных
механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же
конструирование в этом случае означает создание общей модели перехода к
рынку.
Здесь нужно отметить лишь то обстоятельство, что, строго говоря, ни
социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к
труду чисто социологическому. Это функции деятельности более широкой, тесно
связанные с функциями экономистов, математиков, специалистов по системному
анализу и др. Зато сугубо социологической “разновидностью” прогностической
функции является социальное планирование. Конечно, и здесь много работы для
экономистов, плановиков, но есть где “разгуляться” и социологам. Тем более
что переход к рыночной экономике не отменяет необходимости социального
планирования, интегрирующегося в систему новых общественных отношений.

Упраленческо-преобразовательные функции

Здесь мы подходим к следующей группе функций связанных с участием
социолога в управленческо-преобразовательных процессах.
Суть управленческой функции заключается в том, что выводы,
рекомендации, предложения социолога, его оценки состояния социального
объекта служат основанием для выработки и принятия решений. Там, где это
имеет место – в масштабах общества, государств, регионов, предприятий,
организаций, решения принятые на основании социологического знания
становятся более аргументированными, весомыми, их не просто оспорить.
Иногда эти решения носят весьма серьезный характер. Так, с
использованием социологического знания, вырабатываются решения по
преобразованию нашего общества а также политической и экономической системы
нашего государства. Например, с помощью социологического знания, в
реформировании социально-экономической жизни современной Украины выработаны
основные направления.
1. Создание в Украине демократического строя, ускорение экономических
реформ сосредотачивает усилия на развитии материального производства, на
базе социально-ориентированной рыночной экономики. Социально
ориентированное государство должно заботиться о благосостоянии не только
избранной части населения, а всех членов общества.
2. Возрождение и развитие гаранта социальной стабильности общества –
среднего класса – создание условий для свободной и активной деятельности
высококвалифицированных работников промышленного и аграрного секторов
3. С целью предотвращения массовой безработицы есть необходимость
разработки долговременной поэтапной программы занятости населения, учитывая
региональную специфику в составе трудовых ресурсов и хозяйственной
структуры общества. Ошибочно мнение, что безработица на уровне развитых
стран Запада будет стимулировать трудовую активность занятых, а также
облегчит структурную перестройку народного хозяйства. Но в современных
условиях в Украине не хватит средств, чтобы выдержать бремя содержания
безработных, а сами безработные, в отличие от западных стран, не выдержат
тягот безработицы.
Так, исходя из особенностей изменений происшедших к началу XXI века в
общественном развитии определение социально-экономической модели развития
общества должно осуществляться с учетом движения мирового сообщества к
новому типу цивилизации – формированию постиндустриальных социально-
интегрирующих обществ, строящихся на основе равенства, свободы,
справедливости, демократии, объективно растущей взаимозависимости стран и
становления целостного мира, в котором взаимодействуют различные общества,
используя достижения науки, техники и социального прогресса (Николай
Горлач). Прогрессивный вектор социально-экономических преобразований
складывается под влиянием магистральных направлений: усиление
индивидуальных личностных начал, всемирное развитие прав и свобод личности,
в основе которого лежит частная собственность.
К сожалению, в свое время социологи были не готовы к “встрече” с этими
и многими другими проблемами. Только сейчас начались: поисковые работы,
процесс создания методологии исследования социальной напряженности в
обществе, на производстве; разработки рекомендаций для структур управления
обществом и производством.
Таким образом, труд социолога, являясь в основе своей теоретико-
познавательным, так или иначе связан с практической, преобразовательной,
управленческой деятельностью. Конечное подтверждение его значимости –
практическое воплощение результатов.



Заключение

Современная социология – одно из самых важных достижений человеческого
разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой
невозможно существование общества. Социология – научный ориентир,
приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в
современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования
политических, властных структур, институтов, государственных механизмов,
действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время
социологические знания определяют возможности конструктивных сил,
сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие
общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и
конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные
функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют
функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Социологическое знание является мощным и эффективным инструментом
применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот
инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носители
социологического знания, представители науки социологии в её практическом
применении, и их функции вытекают из функций данной науки.



Список использованной литературы


1. Социология: Наука об обществе. Учебное пособие. Под общей редакцией
В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: 1996. – 688 с.


2. Н.И. Лукашевич, Н.В Туленков. Социология: Учебное пособие. – К.: МАУП,
1998. – 276 с.


3. Н.С. Назарова. Социология. – Одесса, 1992.


4. Н. Смелзер. Социология. – М., 1994.


5. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.


6. Ж.Т. Тощенко. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994.


7. Г.В. Щекин. Система социологического знания. – К.: МАУП, 1995.


8. Словарь прикладной социологии. – Минск: Университетское, 1984.







Реферат на тему: Харизма

«У него, как я слышал, харизма. Какой стыд! Ведь в наше время это уже
излечимо»



Волгоград 2004
Харизма - (от греч. charisme - божественная благодать, дар) -
исключительные свойства, которыми наделяется лидер в глазах своих
почитателей [1, 278].
Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед
ней и безоговорочную веру в ее возможности.
Сегодня харизма нынешнего президента Владимира Владимировича Путины
вызывает неподдельный интерес.
Харизма сродни ментальности: оба этих слова часто встречаются в
рассуждениях на политические темы.
Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей
авторитетом.
Понятие харизмы в науке весьма расплывчато. Носитель харизмы - этакий
вождь-спаситель, который лучше всех знает, что делать. Очень важно, что он
сам верит в свою миссию. Такие люди в повседневности выглядят странновато.
Но когда созревает достаточно мощная общественная потребность (обычно в
период социальных катаклизмов), такие люди перестают восприниматься с
усмешкой.
На мой взгляд, Россия устала от харизм. Верней сказать, от лидеров-
харизматиков. А если быть еще более точным, от политиков, обладающих лишь
некоторыми чертами личной харизматичности. Ибо деятелей, в полной мере
отмеченных харизмой - т.е. избранностью, данной им как бы свыше, от Бога, -
мировая история знает немного. Впрочем и "частичные харизматики" нередко
способны играть выдающуюся роль, разыгрывая то, что можно назвать "фактором
лидера". А именно: замыкают на себя всю нарушенную кризисом систему
политических и социально-психологических процессов в обществе, а также
структуру государственных институтов. Замыкают и делают работоспособной. Но
не навечно. Посколькут харизматики - порождение чрезвычайных обстоятельств.
Рейган, Тэтчер, Суарес, Кракси и ряд других взлетали к высотам и уходили,
исполнив свое предназначение, поддержав страну в трудное время.
Все полтора десятилетия безостановочной деградации российского общества
"фактор лидера" у нас - в противовес "партийному фактору" - также
безоговорочно первенствовал. И оказался жесточайшим образом
переэксплуатирован. Хотя ничему не помог. Наоборот, усилил процессы
развала.
Горбачев, а затем Ельцин, сначала взлетев на волне личной харизматизации
- этой своеобразной влюбленности граждан в лидера, - а затем сверзившись с
нее, и став по сути "антихаризматиками", казалось бы напрочь должны были
отбить у народа всякую тягу к "вождям". Но… страна остается в состоянии
социально-политического расплава. И "закоротить" все общественные структуры
и процессы на одно обладающее властью лицо - все еще самая доступная из
применяемых в таких случаях технологий. Вожди смертельно надоели стране, но
она в отчаянии ищет все новых и новых вождей…
Потенциально харизматиками могут стать многие - так что предложение
присутствует постоянно. Но харизматический лидер востребован прежде всего в
таком обществе, где постоянно происходят какие-то кризисные ситуации и
отсутствует система контроля власти со стороны граждан.

Когда после радикальных перемен наступает стабилизация, люди хотят просто
жить спокойно при эффективном управлении. Изучение электоратов трех
политиков, которые собрали больше всего голосов на прошлых президентских
выборах - Путина, Зюганова и Явлинского - показывает: избиратели хотят
видеть в них прежде всего компетентных руководителей, менеджеров.
Сегодня многие отмечают, что Путин – не только самый рейтинговый, но и
наиболее харизматический русский политик.
По мнению Бориса Грызлова, руководителя думской фракции "Единство":
«Харизма Путина в том, что он не стремится понравиться. В этом и причина,
почему его все поддерживают. У нас в стране настоящим лидером может быть
лишь человек действия. Путин действует» [4, 6].
Вячеслав Володин, заместитель председателя фракции ОВР в Госдуме,
говорит: «Путин - решительный и смелый человек: летает на самолете,
опускается на глубину в подводной лодке. Но самая главная харизма Путина -
он носит часы на правой руке!». Ирина Хакамада отмечает: « Неотъемлемой
частью харизмы Путина являются его погоны. А так как в нем еще нет второй
основной части харизмы - фанатической преданности делу, то Путин берет
интеллектуальностью - четко мыслит, свободно излагает свои идеи, хотя и в
жестком стиле. К этому уже многие привыкли».
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика" говорит: «Харизма - это
то, что отражено в глазах и головах избирателей, а не то, что действительно
есть у Путина. У него проявился "тефлоновый эффект" - термин,
использовавшийся применительно к Рейгану. К нему, как к сковороде с
тефлоновым покрытием, ничего не прилипает - ни грязь, ни обвинения».
Больше половины россиян объясняют почти неизменный за последние годы и
беспрецедентно высокий уровень поддержки обществом Владимира Путина (70 -
80%) не его свершениями или выдающимися личными качествами, а собственными
надеждами на светлое будущее и политическим "безрыбьем" - отсутствием
реальных конкурентов. Такой вывод следует из результатов общероссийского
экспресс-опроса 1600 респондентов, который перед Новым годом провели ученые
из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Четыре года спустя после того, как президент В.Путин был впервые избран
президентом России, и в канун его повторного переизбрания, от экспертов и
политологов все чаще можно услышать о наличии у главы государства харизмы.
В чем секрет народного признания – в делах, словах, характере или
привлекательной внешности?
По данным исследования петербургского Агентства социальной информации
(АСИ), в основе мотивации голосования у российских избирателей лежит
несколько соображений: в течение второго срока президент продолжит начатое
(26,4% опрошенных), отсутствие у него достойных соперников (25,1%), личное
обаяние (22,2%), улучшение жизни внутри страны (17,6%).
Активность, мобильность и энергичность Владимира Путина отметили 15,6%
опрошенных. Укрепившееся благодаря В. Путину положение России на
международной арене - 15,2%. Связывают с президентом повышение своего
жизненного уровня 9,1%. Жесткость и решительность нравится 7,8% опрошенных,
твердая позиция в отношении олигархов - 5,6%. Действия в Чечне одобрили
только 3,1% респондентов [3].
Как обстоят дела в масштабах страны? В ходе последнего исследования
ROMIR Monitoring социологи задали своим респондентам вопрос: какие
достоинства и недостатки видят они у нынешнего президента.
На вопрос: "Каким из нижеперечисленных достоинств обладает президент
России Владимир Путин?", респонденты ответили: молодость - 33%, активность
- 30%, физическое здоровье - 30%, профессионализм - 30%, порядочность -
22%, забота об интересах народа - 20%.
Жители городов-миллионеров, как показал опрос, выше, чем в среднем по
России оценивают такие качества Владимира Путина, как профессионализм,
забота об интересах народа, умение собирать команду, в то время как для
жителей сел высокую оценку получают скорее "личностные" характеристики -
общительность, порядочность. Обаяние и приятную внешность президента
достаточно высоко оценили женщины. Молодежь чаще отмечала профессионализм и
активность президента.
Также социологи спросили у респондентов: "А какие недостатки, по Вашему
мнению, присущи Владимиру Путину?" Ответы распределились следующим образом:
нерешительность (16%), безразличие к интересам народа (9%), неумение
собрать команду единомышленников (9%), отсутствие политической воли (6%),
замкнутость (5%), пассивность (5%), некомпетентность (3%).
Характерно, что 50% респондентов ROMIR Monitoring вообще не видят
недостатков у президента Путина, а 13% затрудняются с ответом.
Историк Рой Медведев писал практически обо всех "кремлевских вождях", о
нынешнем президенте, разумеется, тоже. Три года назад он выпустил книжку с
потрясающим по силе воздействия заголовком: "Владимир Путин - действующий
президент". Так что собственно исторический фон в изложении Роя Медведева -
Ленсовет и Собчак, КГБ и ГДР etc. - читателям уже известен. Что же касается
"злобы дня", то есть новой книги Роя Александровича "Владимир Путин: четыре
года в Кремле", - так она очень напоминает высказывание одного из
персонажей Евгения Шварца: "Ваше величество, вы - гений!" [2,17].
Каков стиль, какие чеканные фразы: "Либерализм Владимира Путина совсем не
похож на примитивные либеральные схемы Гайдара. Путинский либерализм не
заимствован также ни у Грефа, ни у Илларионова. В.Путин ясно сказал в своем
послании..." Особенно умиляет порядком уже подзабытое, из брежневских
времен - "ясно сказал в своем послании".
Книга состоит из двух частей. В первой делаются интересные прогнозы - в
частности, об исходе парламентских выборов. Медведев, как и многие,
сомневается, что "Родина" способна преодолеть 5-процентный барьер (ошибка,
увы, общая). Предельно оптимистичен, говоря о Чечне. "Мирный процесс в
Чечне набрал уже ход, и много средств для восстановления Чечня получает не
из российского бюджета, а от своей экономики..." И так далее - к светлому
мирному будущему. Кстати, Кадыров почему-то назван Ахматом, хотя в начале
книжки справедливо именуется Ахмадом. Чем актуальнее, видимо, тем меньше
сил и времени на корректуру.
Зато много - на агитацию и пропаганду. После безусловно интересных
рассуждений о политической харизме в целом и харизме Ленина, Сталина,
Ельцина, Жириновского и проч. в частности Медведев заключает: "Но были и
вожди, которых рождало не слово, а действие. Это люди, у которых
обнаруживалась колоссальная внутренняя энергия, необычайная концентрация
воли, решительность и неутомимость..." Нет нужды говорить, что такой Вождь,
по мнению историка, - В.В. Путин.
О личных качествах. Если в начале книги Медведев говорит о том, что
личное обаяние, умение очаровывать - качества для разведчика чуть ли не
профессиональные, то чем ближе к концу, тем тверже он об этом забывает.
Видимо, поддается обаянию. Каковое перед выборами только крепчает!
Финал и апофеоз работы Роя Медведева строится на контрастах. Ходорковский
и Путин. Как два пути России - в бездну и к всеобщему процветанию.
"Ходорковский открыто заявлял, что он будет работать в нефтяной отрасли
только до 2007 года, а после этого начнет заниматься политикой. Что ж, для
политика пребывание в тюрьме - это очень хорошая школа..."; "...забота о
коммерческой тайне была одной из главных забот олигарха, и он, конечно,
знает о темных делах своей корпорации гораздо больше, чем прокуратура. Но и
того, что уже известно, достаточно для самого строгого судебного приговора"
(а как же воспетая в перестроечные годы презумпция невиновности?); "Наглое
поведение М.Ходорковского поставило в трудное положение большинство других
бизнесменов, которые сумели в последние три года наладить свои отношения с
властью..." [2,56].
Комментировать тут особенно нечего (тем более автор явно уклоняется от
главного предмета своего исследования), но нельзя не противопоставить
олигархическому кошмару и "другие картины": "В 90-е годы в России почти
остановилось строительство новых заводов и электростанций, железных дорог и
портовых сооружений. Сегодня мы видим в стране другую картину. Заброшенные
стройки оживают. Строятся новые заводы и дороги. Есть много свидетельств
того, что Владимир Путин не только внимательно наблюдает за этой панорамой
строительства. Он выбирает некоторые наиболее значимые объекты и
устанавливает над ними своеобразное шефство. Это может быть участок Байкало-
Амурской магистрали... Но это может быть и большой детский оздоровительный
лагерь "Орленок" на берегу Черного моря..."
Словом, спасибо за наше счастливое детство, отрочество и юность, а также
спокойную зрелость и обеспеченную старость! И это, к несчастью, составляет
основное содержание книги, тогда как хотелось бы анализа и, главное,
перспективы, а именно: что Путин будет делать дальше?
Ведь уже сейчас ясно, что нынешний президент останется у руля
государства.
Избранный Путин, заручившись доверием масс (и, что немаловажно, так
называемого среднего класса), прежде всего должен наладить отношения с
многочисленными, и часто недовольными, элитами. Так сказать, сплотить
правящий класс. Кризис управляемости - главная проблема Путина.

Именно это и сыграло роль объективного фактора, послужившего рождению
"синдрома Путина" в сегодняшней России. Плюс субъективный момент: Путину
удалось замкнуть на себя центральное звено того, что можно назвать народной
государственной программой XXI века, которая сложилась в русском,
российском самосознании где-то к середине девяностых годов.

Во-первых, это присвоенный им лозунг "Великой России", как мало что другое
созвучный народным настроениям. "Нашей стране надо идти своим путем, никому
не подражая", - утверждали еще в 1992 году, по данным ЦИПКР, две трети
россиян. Эту же позицию, согласно ВЦИОМ, сегодня заняли уже около трех
пятых граждан.
Во-вторых, требование "убрать из руководства страною всех тех, кто,
управляя Россией, служит чужим, не российским интересам, прикрываясь
криками о цивилизации и демократии", выдвигаемое, согласно замерам ЦИПКР,
на первое место 40-50 процентами россиян. Показательные "порки" деятелей
типа Березовского и Гусинского, одобренные большинством населения,
оказались восприняты как прямое подтверждение того, что именно Путин
способен воплотить данный лозунг в жизнь.
В-третьих, призыв к наведению порядка, реализацией которого стало
требование "покончить с сепаратизмом", поставленное во главу угла примерно
третью граждан и одобренное 60-70 процентами их. Эпатирующе-образное
высказывание Путина насчет чеченских террористов ("будем мочить в сортире")
вроде бы намертво спаяло в массовом сознании его образ с решением этой
ключевой для выживания страны задачи.
Таковы оказались "три кита", - три совпадения позиций Путина со мнениями
почти четырех пятых населения, - на которых изначально взошла личная
харизматичность президента, не имевшего к моменту прихода на высший в
стране пост ни собственной партии, ни команды за спиной, ни достаточной
поддержки со стороны либерально-демократической "элиты".

Самоидентификация Путина с этими тремя народными требованиями
нейтрализовала в нужный момент и такой опасный для него фактор, как
глубокое несовпадение ряда деклараций президента со взглядами большинства
граждан по целому спектру других важнейших государственных целей и задач.
В частности, даже в декабре 1999 года - на пике его политического взлета,
- лишь 16 процентов россиян (данные ЦИПКР) соглашались с тем, чтобы итоги
приватизации в стране оставались неприкосновенными. Только 14 процентов
населения сочли "хорошей мыслью" и высказанное Путиным еще весною 2000 года
пожелание о вступлении России в НАТО. В то время как большинство других или
заявили о своем "абсолютном несогласии" с этим, или не поверили, будто
Владимир Владимирович мог подобное предложить.
Такая шаткость позиций сделала Путина заложником собственного рейтинга,
который к тому же быстро выказал склонность к опасно резким скачками.
Например, по данным ВЦИОМ, уже за три первых после выборов месяца он упал с
51,7 до 44,5 процентов. А затем его колебания стали еще более размашистыми,
заходя на тридцатипроцентные отметки рейтинговой шкалы.
Что и понятно. Ведь главная составляющая путинской харизматичности - та
самая политическая "влюбленность" части граждан в лидера, - есть вещь
сугубо иррациональная, питаемая эмоциями. Обманутая же влюбленность мстит.
Тем более, что даже в самые лучшие времена в президентском имидже Путина
не было очень важного - средних высот. Либо изолированные "заоблачные" пики
оценок, либо масса абсолютно незначительных показателей доверия. Делалось
очевидным: если указанные "пики" надломятся, а тем более рухнут, обвал
харизматичности президента сделается катастрофическим.
Именно эта угроза остро напомнила о себе в последние недели в связи с
визитом Путина в США и полным сползанием российских верхов в колею
американской политики. Еще по сентябрьским данным РОМИР, категорически
против участия российских военных в натовских операциях в Афганистане
высказывались 79 процентов населения. Теперь же, по сведениям ВЦИОМ, 51
процент россиян заявил: "Россия плетется в хвосте США". Не заставила себя
ждать и "первая ласточка" кризиса: по сведениям Агентства политических
новостей, рейтинг доверия президенту в армии скатился до 18 процентов…
Отказ от самостоятельной роли России в мире, как и начало переговоров с
чеченским сепаратистами, подрубили основы, на которых крепился путинский
имидж и держатся его рейтинговые показатели. Харизма президента начала
осыпаться.
Впрочем, дело здесь не исчерпывается внешнеполитическими, оборонными или
антитеррористическими аспектами. Четко обозначился и надрыв доверия к
власти по ключевым социальным и экономическим делам.
Еще недавно акции властей против Гусинского и Березовского - как начало
антикоррупционного наступления Путина - приветствовали, как говорили
публикации АРПИ, не меньше половины россиян. Но уже осенью 2001 года
аналогичные по духу расследования в Министерстве чрезвычайных ситуаций и
Министерстве путей сообщения, которые 70 процентов населения (по опросу
ВЦИОМ) также связали с президентом, сочли настоящей борьбой с коррупцией
всего 27 процентов граждан. Ни одна из реформ, проводимых под его
патронажем, как говорят материалы ФОМ, - будь то земельная, пенсионная,
жилищно-коммунальная, военная и т.п. - не опирается на поддержку более чем
все той же четверти россиян. В итоге уровень его осознанной социально-
политической поддержки в народе стал ограничивать сегодня настроениями от
четверти до трети населения, не больше.
Столь узкую массовую базу имели новации партии власти "поздней"
ельцинской поры. Все, похоже, стало возвращаться на круги своя…
Путин как бы вытолкнул самого себя из той "государственно-патриотической"
ниши, которая и делала его почти неуязвимым.
Беря в расчет его 70-процентный рейтинг доверия, можно сказать: доверие к
президенту еще есть, а вот надежд на него уже не стало. Ситуацию
консервирует лишь то, что недостающие для образования оппозиционной
"критической массы" примерно 20-25 процентов избирателей - это те, кто
смертельно устал от перемен. Они не хотят ни надежд, ни разочарований,
только отдышаься от потрясений. Но надолго ли это?
И когда путинская харизматичность надломится - а процесс этот, как
говорит опыт тех же Горбачева и Ельцина, бывает быстротечен, - в его
распоряжении остается не так уж много альтернатив. Второй раз харизматиком
ему не стать, такого не бывает.
Он может какое-то время вести себя как ни в чем не бывало: будто честный
вассал "есть глазами" американского своего сюзерена и одновременно -
подмигивать, обращаясь к стране: мол, как я его, а?.. Может попробовать
ельцинскую методу тянуть время - месяц за месяцем, год за годом -
обнадеживая общество посулами, броскими акциями, симуляцией новаторства,
громкими наказаниями "ослушников". Может уйти из политики вообще, как то
сделали в конце концов Ельцин, а до него (первоначально) Горбачев. Может
попытаться все начать сначала. Но не разыгрывать при этом карту личной
харизматичности, а превратиться в "обычного" лидера своей "собственной"
партии, т.е. стать частью уже не лидерской, а партийной субкультуры. Так
некогда поступил Суарес - "отец" постфранкистской общественной перестройки
в Испании. Может он и попробовать, сделав ставку на силу, сохранить свое
положение на вершине власти, "конвертировав" его основы с парламентской
демократии на диктатуру. После чего все проблемы рейтингов, общественного
мнения, выборов и пр.- в их традиционном виде - отпадут сами собой. Таким
путем когда-то, 18 брюмера 1851 года, пошел Луи Бонапарт - император
Наполеон III.
"Активная" харизма, скажем, того же Жириновского держится на
артистических способностях, ее несложно "просчитать" и смоделировать – было
бы в наличии соответствующее дарование. Именно образ "Жириновского-
начинающего" демонстрирует в последнее время, например, вышеупомянутый
Дмитрий Рогозин (как оказалось, в свое время он даже поступал в театральный
институт).
"Пассивная" же харизма Путина – явление намного более сложное по своей
структуре и природе, она держится не только на эффекте "растянутого
ожидания" электората.
Она строится на представлении о нынешнем президенте не только как о
"менеджере" (хотя он сам постоянно подчеркивает именно свои менеджерские
функции), а как о "помазаннике" – носителе сакральных энергий высшей
власти.
Главное, о чём дискутировали россияне 14 марта и задолго до выборов – это
о безальтернативности Владимира Путина. Мол, нет ему достойной
альтернативы, он – единственный и неповторимый. В общественном сознании
произошла августизация личности Путина, его возведение в некий новый ранг –
фактически он воспринимается теперь не в политической плоскости, но над
политической плоскостью. Есть Он – и есть Все Остальные. И это может быть
чревато последствиями – в первую очередь для самой России. Августизация
личности происходит только в обществе, ментально готовом к установлению
диктатуры. Августизация – это уже не харизма. Харизма естественное явление,
августизация – это харизма, возведённая в степень, харизма, используемая
для противопоставления раболебствующим массам. Индикатор негативных
изменений в общественном сознании.
При явном развитии ползучего тоталитаризма в России ещё некоторое время
будут сохраняться элементы демократии и будет вестись игра в демократию –
по крайней мере, до тех пор, покуда мировая конъюнктура будет требовать от
Путина соблюдения политического приличия. Россия будет государством, в
котором будут мирно сосуществовать элементы диктатуры и демократии – Россия
постепенно будет превращаться не в «третий Рим», а в подобие позднеримской
Республики – времён Цезаря и раннего Августа.


Список использованной литературы

1. Словарь-справочник политической психологии. М.,- 1999.
2. Рой Медведев. Владимир Путин: четыре года в Кремле. - М.: Время, 2004,
656 с.
3. Харизма Владимира Путина – это… http://www.iamik.ru/14087.html
4. Вардуль Н., ОСНОВЫ ПУТИНИЗМА «Коммерсантъ-Власть» 27.03.2001





Новинки рефератов ::

Реферат: Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины (Международные отношения)


Реферат: Биосфера как область взаимодействия общества и природы (Биология)


Реферат: Современная финансовая политика Японии (Финансы)


Реферат: Трубопроводный транспорт в России (География)


Реферат: Отряд голубеобразные (Биология)


Реферат: Общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении (Педагогика)


Реферат: Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки (Физкультура)


Реферат: Регенерация азотной и серной кислоты (Химия)


Реферат: Визитная карточка Украины (География)


Реферат: Оборона Одессы (История)


Реферат: "Восемь помыслов" и борьба с ними по творениям св. Аввы Евагрия (Религия)


Реферат: отчет (Финансы)


Реферат: Культурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах (История)


Реферат: Контрольная по Финансам, денежному обращению и кредиту (Деньги и кредит)


Реферат: Анкета по проблеме курения среди студентов (Социология)


Реферат: Договор аренды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сущность и основные схемы перестрахования (Страхование)


Реферат: Авторитет руководителя (Психология)


Реферат: Языки программирования, их классификация и развитие (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист