GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Биография и творчество Ф.И. Тютчева (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биография и творчество Ф.И. Тютчева (Литература)



Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе
Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) 23 ноября 1803 года. В
1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву. Воспитателем к Тютчеву был
приглашен поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской
литературы С.Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к
литературному творчеству. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений -
«Любезному папеньке» Тютчев написал в 15 лет (ноябрь 1813 года). Уже в 12
лет Федор Иванович успешно переводил Горация. А в 1819 году было
опубликовано вольное переложение «Послание Горация к Меценату»- первое
выступление Тютчева в печати. Осенью этого года он поступает на словесное
отделение московского университета: слушает лекции по теории словесности и
истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата
словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в
Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера других европейских поэтов, и
это помогает ему приобрести свой голос в поэзии выработать особый,
неповторимый стиль. Вскоре после приезда в Мюнхен -,по-видимому, весной
1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия
лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон
Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского
короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким
образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской империатрицы
Александры Федоровны). Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно
стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей
удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его
сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда
точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его
тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды взаимоотношения Амалии с
Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на
другой, он посветил ей стихи:

«Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай…»

Даже дошли сведения, что Тютчев оказался участником дуэли из-за неё.

Вскоре , 5 марта 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон, урождённой
графине Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак.
Двадцати двух летний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей
женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому
же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в
Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе.
«Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна
очаровательная, обаятельная писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре.
Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради
спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной, своей возлюбленной.
Но, так или, иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно
полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил
с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья,
Екатерина.

Тютчев служил, и служил плохо. Продвижение по службе шло медленно.
Жалования не хватало на содержание семьи. Тютчевы еле-еле сводили концы с
концами, постоянно находились в долгах.

«Федор Иванович далеко не был то, что называется добряк; он и сам был
очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга
костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и
привычки» пишет о нем А.И. Георгиевский (издатель, педагог).

Можно представить себе, в каком нелегком состоянии духа находился Тютчев.
Неудачи и тяготы во всех сферах-политической деятельности, служебной
карьере и домашнем быту. В этих условиях Тютчев отдается своей новой любви.

В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский
публицист Карл Пфеффель знакомит его со своей сестрой, двадцати двух летней
красавицей Эрнестиной и её уже пожилым мужем бароном Дёрибергом. Эрнестина
красива и искусно танцует. Она произвела сильное впечатление на Тютчева. К
тому же произошла странная история: Дёри, почувствовал нездоровье и покинул
бал, сказав на прощанье Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», а через несколько
дней скончался.

Началась та любовь, которая вероятно, была своего рода выходом, спасением
для Тютчева. Он явно не мог ради новой любви не только расстаться с
Элеонорой, но даже и разлюбить её. И в то же время он не мог разорвать
отношения с Эрнестиной. И это не могло остаться тайной. Эрнестина пыталась
бежать от него. Она уехала из Мюнхена. В этот период разлуки Федор Иванович
пребывает в ужасном состоянии, в котором сжигает большую часть своих
поэтических упражнений.

Элеонора пыталась покончить с собой, ударив несколько раз в грудь
кинжалом. Но осталась жива, она простила Тютчева.

14 мая Элеонора с тремя дочерьми села на пароход, направлявшийся из
Кронштадта в Любек. Уже вблизи Любека на пароходе вспыхнул пожар. Элеонора
испытала нервное потрясение, спасая детей. Они спаслись, но документы,
бумаги, вещи, деньги всё пропало. Всё это окончательно подорвало здоровье
Элеоноры, и при большой простуде 27.08.1838 в возрасте 39 лет она
скончалась.

И уже 1 марта 1839 года. Тютчев подал официальное заявление о своём
намерении вступить в брак с Эрнестиной. Эрнестина удочерила Анну, Дарью и
Екатерину. Вместе с тем, живя в Мюнхене, Тютчев поддерживал самые тесные
отношения с русской миссией, и продолжал со всем вниманием следить за
политической жизнью. Нет сомнений, что он имел ещё твёрдое намерение
вернуться к дипломатической службе. Но, боясь, что ему не дадут
дипломатическую должность, всё откладывает возвращение из отпуска в
Петербург, ожидая более подходящего момента. И, в конце концов, 30 июня
1841 года Фёдор Иванович был уволен из министерства иностранных дел и лишён
звания камергера. Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Он начал
активно участвовать в общественной жизни. И в марте 1845 года снова
зачислен, в министерство иностранных дел.

Он любил вторую жену Эрнестину (Нетти), от неё было два сына Дмитрий и
Иван. Но через 12 лет после женитьбы на ней Тютчев влюбился в Денисьеву.
Федору Ивановичу уже было под 50, когда охватила его любовь, смелая,
избыточная, неодолимая,- к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке,
классной даме того института, где учились его дочери. Благополучная жизнь,
с таким трудом налаженная, карьера, насилу-то восстановленная, общественное
мнение, которым он дорожил, дружеские связи, политические замыслы, сама
семья, наконец, всё пошло прахом. 14 лет с 1850 по 1864 бушевала эта
любовная буря. Продолжая любить Эрнестину, жил на два дома и разрывался
между ними. Взаимоотношения Тютчева с Эрнестиной Фёдоровной в течение
долгих периодов целиком сводились к переписке. Она в течение 14 лет ничем
не обнаружила, что знает о любви мужа к другой, и показала редчайшее
самообладание.

Фёдор Иванович был скорее «духовен», чем «душевен». Дочь писала о нём
как о человеке, «что он представляется ей, одним из тех изначальных духов,
которые не имеют ничего общего с материей, но у которого нет, однако, и
души».

Елена Александровна безгранично любила Федора Ивановича. Дети,
рожденные Еленой Александровной (дочь Елена и сын Федор) были записаны как
Тютчевы. Это не имело никакой законной силы. Они были обречены на печальную
в те времена судьбу «незаконнорожденных». 22 мая 1864 года Елена
Александровна родила сына Николая. Сразу после родов у неё началось
обострение туберкулёза. 4 августа 1864 года она скончалась на руках у
Фёдора Ивановича Тютчева. Тютчев терзался и терзал. После её смерти жил в
оцепенение. Тютчев словно ослеп от горя и мудрости. «Низенький, худенький
старичок, с длинными, отставшими от висков. Поседелыми волосами, которые
никогда не приглаживались, одетый неброско, ни на одну пуговицу не
застегнутый, как надо…» писал в своих воспоминаниях о Тютчеве Ходасевич.

Фёдор Иванович продолжал переписываться с женой Эрнестиной
Фёдоровной. В последствии они встретились, и семья Тютчевых вновь
воссоединилась. В последние годы жизни Тютчев отдавал все свои силы
многообразной деятельности, преследующей цель утвердить верное направление
внешней политики России. И в этом ему помогает Эрнестина Фёдоровна. 1
января 1873 года поэт, рассказывает Аксаков «несмотря ни на какие
предостережения, вышел из дома для обычной прогулки, для посещения
приятелей и знакомых… Его вскоре привезли назад, разбитого параличом. Вся
левая часть тела была поражена и поражена безвозвратно». Эрнестина
Фёдоровна ухаживала за больным Федором Ивановичем.

Тютчев умер 15 июля 1873 года, как раз в 23 годовщину того дня, когда
начался его роман с Е. А. Денисьевой.

Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского
романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего
верность заветам романтического искусства.

Главное достоинство стихотворений Федора Ивановича заключается в живом,
грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее,
прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые её черты и
оттенки.

Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и
очеловеченная:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы.

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

«Летний вечер» 1829 г.

Природа -

…Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

«Не то, что мните вы природа»… 1836 г.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, вся в борьбе
противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками,
запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой,
бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его
стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени
первоначальной короткая, но дивная пора…» (1587 г.), «Как весел грохот
летних бурь» (1851), «Люблю грозу в начале мая» (1828 г.). Особенно
привлекает Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает
осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени
первоначальной…»), или же осенний вечер- предвестие зимы («Осенний вечер»
1830 г.) и т.д.

Федор Иванович любил ночь и был певцом ночи. День представлялся поэту
обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает, и перед ним
предстаёт ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его
вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через всё творчество Тютчева:

Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.



Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами…»

(«Летний вечер» 1829 г.)

Тютчев не писал поэм, его поэзия фрагментарна, это лирика, зачастую
сводящаяся к одной стихотворной строфе.

Он ввел в русскую лирику и закрепил в ней поэтику фрагмента как полноценную
художественную форму, не без влияния опять же немецких романтиков, и в
первую очередь Гейне.

«Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них
решительно нечего прибавить» - писал Н. А. Некрасов.

«Самые короткие стихотворения господина Тютчева почти всегда самые удачные»
- писал И. С. Тургенев.

Фрагментарность стала основой для совершенно невозможных ранее
стилистических и конструктивных явлений. Фрагмент у Тютчева закончен. У
него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что
сперва дан противоположный:

Люблю глаза твой, мой друг…

Но есть сильней очарованья…

1836 г.

Но эта же планомерность конструкции делает маленькую форму чрезвычайно
сильной:

Какое дикое ущелье!

Ко мне навстречу ключ бежит-

Он в дол спешит на новоселье…

Я лезу вверх, где ель стоит.

Вот взобрался я на вершину,

Сижу здесь радостен и тих…

Ты к людям, ключ, спешишь в долину-

Попробуй, каково у них!

1836 г.

Глубокое и страстное чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Поклонение
женской красоте и прелестям женской натуры было всегда слабостью Федора
Ивановича с самой ранней молодости. Поклонение, которое соединялось с очень
серьёзным, но недолговечным и даже очень скоро проходящим увлечением тою
или другою особой. Всякое своё любовное увлечение он доводил до самых
серьёзных обязательств перед любимой женщиной, семейных уз и трагедии. И
все душераздирающие обстоятельства его жизни связаны с этой глубиной и
серьёзностью чувств.

Существует мнение, что Тютчев никогда не любил, а лишь позволял любить
себя.. Предположение остроумное, но ошибочное. В том-то и дело, что любил,
и не врал перед Богом, и женщины это чувствовали, потому и любили его, и
прощали ему то, что простить невозможно. Тютчеву присуща не только
психологическая правда, но и «чистота нравственного чувства»:



О. Как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!…

1851 г.

Поэт остро чувствует и передаёт «избыток жизни», полноту и счастье жизни:

Жизни некий преизбыток

В знойном воздухе разлит,

Как божественный напиток,

В жилах млеет и горит!

(«В душном воздуха молчанье»… 1836 г.).

Поэзия Тютчева, отличающаяся особой музыкальностью, вдохновила не одно
поколение композиторов. Романсы на слова Тютчева могут составить часть
программы большого вечера.

Я встретил вас - и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

1870 г.

С болью пишет Тютчев о людском горе, о страдающих людях:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа-

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

В противовес всем выше перечисленным достоинствам творчества Ф. И.
Тютчева есть весьма весомый недостаток. В его стихах встречается много
устаревших выражений, которые затрудняют чтение и восприятие смысла,
особенно читателям 21 века. Даже уже в 19 веке, это было отмечено в критике
И. С. Тургенева «У него часто попадаются устарелые выражения, бледные и
вялые стихи, он иногда как будто не владеет языком…»:

Кто без тоски внимая из нас,

Среди всемирного молчанья,

Глухие времени стенанья,

Пророчески прощальный глас.

(«Бессонница» 1829 г.).

«Тютчев один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов, полюбить его
в юности почти невозможно. Ничего внешнего, яркого, захватывающего с
первого чтения. Тютчев раскрывается постепенно, любовь к нему верный
признак взросления души»- писал А. Кушнер

«Рассказы о том, что Тютчев вовсе не придавал значения своим стихам,
преувеличены. Но он действительно более хотел быть политиком, чем поэтом.
Наверное, поэтому за всю жизнь Фёдор Иванович так и не собрался издать свои
стихи под собственным наблюдением. Из всех своих стихов наиболее придавал
значение политическим, которые разделяют судьбу его статей. История их не
оправдала. Хуже того: при всех достоинствах, они далеко уступают «чистой»
лирике Тютчева. В них мысль иногда только облечена в стихотворную форму, но
не слита с ней воедино. Напротив ею тяготится, готова её разорвать,
разрушить. Фёдор Иванович гнался за тем, для чего не был рождён, а истинный
дар свой не то что не ценил вовсе, но ценил не так и не за то, что в нём
было наиболее удивительно. Он был человеком сильных страстей и
феноменальной рассеянности»- пишет в своих воспоминания В. Ходасевич.

Поэзия Тютчева – наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться
Россия, что сохраняет нам самоуважение, что мы можем предъявить миру; это
наш патент на благородство



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Книга для ученика и учителя. Ф. Тютчев, А, Фет. Стихотворения. М.,
1997.

2. Кожинов Вадим. Тютчев. - М.,1988.

3. Справочник школьника. Литература. - М.,1995.



РЕФЕРАТ



НА ТЕМУ: «БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Ф. И. ТЮТЧЕВА».

Ученицы 10 «В» класса, Лицея № 9 Коржанской Анастасии.



Волгоград

2001 г.





Реферат на тему: Благородие и злодеяние в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский лесной институт

Санкт-Петербургской государственной
лесотехнической академии им. С.М. Кирова



Контрольная работа
по дисциплине
ЭТИКА на тему

«Благородие и злодеяние в


«Преступлении и наказании»


Ф.М. Достоевского»



Проверил: к.п.н., доцент


Мачурова Надежда Николаевна



Выполнил: студент группы ЭиУЛК/1(бюдж.)


Билименко Анна Андреевна



Код зачетной книжки: 10384



Сыктывкар 2002 год


СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………………………..3

Благородие и злодеяние в «Преступлении


и наказании» Ф.М. Достоевского…………………………………….3

3. Используемая литература……………………………………………...7

ВВЕДЕНИЕ

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из
знаменитейших и сложнейших произведений мировой литературы. В нем
отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и
враждебная человеку российская действительность середины 60-х годов XIX
столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души, которая
является полем битвы благородства и злодейства. Писатель представляет
собственным персонажам большую независимость. Каждый герой несет в себе
свою правду, свое отношение к миру, свое добро и зло.
Трудно вникать в суть психологического анализа, которым скрупулезно, на
протяжении почти всего повествования занимается автор. Но, если вчитаться,
вдуматься в искания героев, их мучительную борьбу со злом, самими собой и
внешними условиями, откроется такая глубина постижения сложных человеческих
характеров и конфликтов, что сразу станет ясно, в чем проявляется
благородие и злодеяние в романе. Достоевский поведал о нравственных
потрясениях и дерзаниях, которые не могут волновать читателя любой эпохи.


Благородие и злодеяние в «Преступлении и наказании»


Ф.М. Достоевского.


Главный герой романа Раскольников показывает нам все то добро и зло,
что можем мы увидеть в действительности. Это одно лицо, в котором две такие
несовместимые черты: одна, за которою мы все так боремся и вторая, против
которой стоим и пытаемся исключить из наших помыслов. Но совершая добро,
сами на замечаем как получается зло, именно так вышло с героем
Достоевского. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую
деньги на проценты… «Она никуда не годна», «Для чего она живет?», «Полезна
ли она кому-нибудь?» – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он
хочет исключить это зло, решает убить ее, обобрать … и потом всю жизнь быть
честным, твердым неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству»,
чем уже, конечно, «загладится преступление» и помочь бедным, таким как он,
то есть совершить добро. Но плану этого молодого человека не суждено было
сбыться. «Разъединенность с человечеством», которую он сразу ощутил после
совершенного преступления, замучила его. «Закон правды и добра взяли свое.
Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело…» Достоевский
в своем произведении хотел исследовать нравственные поиски неустойчивость,
брожения и их причины. «Перерыть все вопросы в этом романе», - писал
Достоевский.
Герой мучается при виде зла и преступлений, творящихся каждодневно и
безнаказанно у него на глазах. Чувство ответственности лежит в самой натуре
его – впечатлительной, деятельной, неравнодушной. Не сделать добро он не
может: то подаст милостыню нищему ребенку, то на последний двугривенный
отправит домой пьяную девочку.
Нравственная болезнь Раскольникова с самого начала представляет как
совершения до крайней степени добра для других. Он сам признается, что при
желании мог бы заработать на жизнь уроками, что на преступление его толкает
не столько нужда, сколько идея. Но самому себе Раскольников признается в
этом только после всего, что случилось.
Он хочет помочь людям, но в то же время и узнать, способен ли он быть
человеком, который может управлять судьбами людей и делать им только добро.
«Тварь я дрожащая или право имею?» Рядом с любовью к людям в нем живет
страшная гордыня – желание взять на себя участи всех людей.
Во имя людей Раскольников заставляет себя переступить законы
человечности, сделать зло – убить. Но Раскольников не может перенести
нравственной тяжести своего поступка. Страшные муки совести – его
наказание.
Он задумал убить старуху-процентщину – злую, беззастенчиво грабящую
людей, приносящей только одно зло, - и как бы «отомстить» ей за
обездоленных. Вместе с тем, он еще собирался с помощью старухиных денег
помочь бедным и несчастным, облегчить жизнь матери и сестре, создать себе
независимое положение, чтобы затем использовать его для «счастья всего
человечества» – в этом и заключается его стремление к благородству. «Сто,
тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на
старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть,
существований, направленных на дорогу; десятки семейств спасенных от
нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, и
все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с из помощью
посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу, как ты
думаешь не загладится крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»-
размышлял Раскольников.
«Раскольников находится в таком положении, - говорил Писарев, - при
котором все лучшие силы человека поворачиваются против его самого и
вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и
самые чистые стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и
облагораживают человека, становятся вредными и разрушительными страстями,
когда человек лишается возможности доставлять им правильное
удовлетворение».
На практике теория Раскольникова рухнула с первых шагов. Вместо
задуманного «благородного» убийства получилось ужасное преступление –
злодеяние. Он совершил то, чего не хотел. Неожиданно вошла сестра старухи,
забитое, обиженное существо, и пришлось убить ее. Нравственные мучения,
последовавшие за преступлением, убедили Раскольникова в том, что он со
своей теорией потерпел поражение. Это поражение теории переустройства мира
по «логике», «рассудку», разуму, в котором Достоевский упрекал
революционных демократов.
Героя Достоевского, искренне хотевшего осчастливить человечество,
враждебные революции силы объявили заурядным уголовником, заявляя при этом,
что все «нигилисты» таковы.
Современная Достоевскому критика, недооценив общего философского смысла
романа, увидела в Раскольникове «карикатуру» на молодое поколение. Но
Писарев обратил внимание на глубокий анализ у Достоевского социальных
причин и психологических мотивов преступления Раскольникова.
Значение писаревского анализа романа «Преступление и наказание»
состояло в том, что он в отличие от большинства критиков его времени увидел
не карикатуру на молодое поколение, но отражение черт современного
«нигилиста».
Допустимо ли, чтобы один человек (или группа людей, что равноценно)
взял на себя смелость, присвоил себе право стать «благодетелем
человечества» со всеми вытекающими отсюда последствиями? Старуха-
процентщица символ современного зла. Допустимо ли ради счастья большинства
уничтожение «ненужного» меньшинства? Раскольников отвечает на этот вопрос:
возможно и должно, ведь это же простая арифметика». Но Достоевский всем
художественным содержанием романа отвечает: нет, невозможно - и
последовательно опровергает своеволие («наполеонизм») Раскольникова.
Как и другие произведения Достоевского, «Преступление и наказание»
представляет собой своеобразную исповедь-раздумие писателя. Он ищет и
находит особый тип романной формы, способность выделить, укрупнить трагедию
героя и в ней как в капле воды отразить целый мир.
Все действие романа происходит в той части Петербурга, где жила
беднота. Серый мрачный город, где на каждом углу распивочные, зазывающие
бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины,
бросающиеся с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней.
Именно в таких условиях рождается зло.
Давайте не будем совершать такое «благородие», нужно стремиться к
справедливости, а в наше время ее не достаточно. Мы совершаем необдуманные
поступки и стремимся сделать таким образом добро человечеству, но вот к
чему приводит такое «добро», оно превращается во зло и не иначе!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Русская литература. Советская литература: Справ.материалы. Сост.
Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение, 1989.
2. Э.М.Румянцева. Федор Михайлович Достоевский. Биография писателя. –
Л.: Просвещение, 1971.
3. Романы школьной программы в кратком изложении с комментариями.
Учеб.пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
4. С.В.Белов. Федор Михайлович Достоевский. Кн. для учителя. М.:
Просвещение, 1990.




Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие России в конце 19 века (История)


Реферат: Шпоры для магистранта БГУ (Философия)


Реферат: Суицид (Социология)


Реферат: Лазеры. Основы устройства и применение их в военной технике (Технология)


Реферат: Прямые испанские инвестиции в экономику России (Международные отношения)


Реферат: Права человека (Право)


Реферат: Социология как наука. Предмет и функции социологии (Социология)


Реферат: "Путешествие Гулливера" как философско-политическая сатира (Искусство и культура)


Реферат: Особенности преодоления социально-экономических противоречий в Англии и Франции (Социология)


Реферат: Развитие паломнического и религиозно-познавательного туризма в Новгородской области (Туризм)


Реферат: Морское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Стресс сельскохозяйственных животных (Ботаника)


Реферат: Арбитраж (Гражданское право и процесс)


Реферат: Козацько-селянські повстання XVI-XVIII ст. (История)


Реферат: Дидактические возможности отдельных методов обучения на уроках литературы в старших классах (Литература)


Реферат: Ответы на билеты по биологии 11 класс (Биология)


Реферат: Пути повышения эффективности образования (Педагогика)


Реферат: Организация и оплата труда в условиях рынка (Банковское дело)


Реферат: Гипноз. Реальные механизмы внушающего воздействия (Психология)


Реферат: Учет, анализ и аудит налогообложения промышленных предприятий налогом на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист