GeoSELECT.ru



История / Реферат: Возникновение и развитие древнерусского государства в IX-XIIвв. (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возникновение и развитие древнерусского государства в IX-XIIвв. (История)



Министерство образования Российской Федерации



Тема: Возникновение и развитие
Древнерусского государства IX-XIIв.



Выполнил: Петрищев А.О.
Ученик средней школы N 57

Города Рязани



Руководитель: Аксёнова О.А.
Учитель истории и
обществознания

Рязань 2002г.
План:


|Содержание |1 |
|Вступление |2 |
|Хозяйство |3 |
|Образование городов |4 |
|Торговля |6 |
|Социальный строй |7 |
|Образование государства |9 |
|Социально экономическое развитие |10 |
|Список использованной литературы |15 |



ВСТУПЛЕНИЕ.
Письменных исторических свидетельств об истории Древней Руси не
сохранилось по причине отсутствия письменности. Основным источником
исторических данных являлись летописи, дошедшие до нас с более поздних
веков, записанные на основании былин и сказаний летописцами, а так – же
данные археологических раскопок. Во времена становления Киевской Руси
история передавалась при помощи устного творчества на основе былин и
сказаний. Первым дошедшим до нас письменным документом является «Повесть
временных лет», написанная летописцем-Нестором и основанная на былинах и
преданиях. По материалам данного документа мы можем судить о жизни славян
на территории Руси.
Я выбрал данную тему по той причине, что, не зная времён появления
нашего государства, нельзя судить о последующем его развитии. По-моему надо
для широкого понятия данной темы рассматривать все стороны жизни славян от
быта и религии до правителей и системы государственного устройства. Но
изучая историю Руси во времена появления первых признаков государственности
нельзя не заглядывать в более глубокую историю происхождения славянских
племён.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.
Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на
западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке
— до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи,
шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой
территории обитало несколько сот славянских племен.
В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская
ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к
этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных
славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье
братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же
княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200
отдельных племен.

ХОЗЯЙСТВО.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается
археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков
(рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла,
редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные
земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями
в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские
племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние
связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На
севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия
была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале 1 тыс.
н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является
знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на
освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год
срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой
участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась,
и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной
полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при
помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии
большого количества плодородных земель участки засевали в течение
нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на
новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии
деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более
эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.
С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили
свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах
использовали волов, в лесной полосе — лошадей. Важное место в хозяйстве
восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких
пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.
Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь
занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было
овса, но были просо, гречиха, ячмень.
Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей.
Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово
«скот» означало также деньги.
Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота
давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при
помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за
дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало
то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам
рек.
Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах,
стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча:
племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы
роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что,
естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и
как щедрых благотворителей.
Одновременно вокруг князей складываются дружины — группы боевых
постоянных соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг»)
князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление
дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа,
ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины —
существенный этап в создании классового общества и в превращении власти
князя из родоплеменной в государственную.
Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях
восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом
экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II—IV вв. говорит
заимствование славянскими племенами хлебной римской меры — квадрантала,
получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе
мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян
свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т
зерна.
По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте
древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались
в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние
не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и
100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись
десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже
уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по
черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой
земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10—20 м2. Несколько
поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину — вервь. Прочность
общинных институтов была настолько велика, что даже повышение
производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к
имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в
поселении X в. (т. е. когда уже существовало Древнерусское государство) —
городище Новотроицком — не обнаружено следов более и менее богатых
хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень
тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных
хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила,
несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил,
расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ.
Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от
земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и
серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в
племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных
укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города.
Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями
носителей власти.
Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое
расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города,
окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как
правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии
которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю
примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась
посадом.

ТОРГОВЛЯ.
Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях.
Одним из таких торговых путей был путь из варяг в греки". Через Неву или
Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда
достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее
до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем,
одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый
путь, связывавший Русь со странами Востока.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ.
Тогдашний уровень развития производительных сил требовал
значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые
нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог
выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни
славянских племен.
Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная
самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных
родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на
гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной
общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель
(колонизация) и включения в состав общины рабов.
Каждая община владела определенной территорией, на которой жили
несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные.
Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого
общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые
угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между
общинниками.
Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы
славян и, прежде всего, походы на Византию.
Участники этих походов получали большую часть военной добычи.
Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и
родоплеменной знати — лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается
особая организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по
экономическому, и по социальному положению отличались от своих
соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские
управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и
хозяйство.
Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях
—вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и
общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом
длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к
классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди
общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части.
Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых
общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных
структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой
восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда,
непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во
главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который
воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до
Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о
существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных
объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой,
тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе
озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего
крупного объединения славян — точно не установлено.
То есть в начале VIII века нашей эры на территории Руси уже были
зачатки государственности.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое
начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда
дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из
Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в
Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения,
новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над
противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата
были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской
династии.
Легенда о призвании варяжских князей Нормандская послужила основанием
для создания так называемой нормандской теории возникновения Древнерусского
государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие
ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное
отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян.
Научная несостоятельность нормандской теории очевидна, так как определяющим
в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок,
а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков),
рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о нормандском
происхождении княжеской династии.
Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для
Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно
считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть
в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял
поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил
северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была
перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская
Русь.
Главой государства являлся князь, которого в народе считали наставником
божьим на этой земле. Князь собирал налоги с подвластных ему земель и
защищал их от набегов других племён, старался увеличить подвластные
территории в виде захвата, для получения большей прибыли в форме налогов.
Таким образом, первые зачатки государственности проявились в виде отдельных
княжеств. В то время были все предпосылки для появления сильного
государства на территории восточных славян. Но не было сильного государства
по причине постоянных усобиц между правящими князьями. Каждый раз Русь
делилась после смерти князя, имевшего несколько детей, на отдельные
княжества, в которых правили дети погибшего князя. Каждый из князьков хотел
владеть большей территорией и убивал своих братьев для получения их земель.


Социально-экономическое развитие.

Основу хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. На юге
пахали в основном хозяйство плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На
севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали,
главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес.
Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.
Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось
в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из
них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась
под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля
выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель
не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой
сельского хозяйства.
У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров,
лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в
хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием
внешней торговли увеличится спрос на пушнину.
Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского
хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы
домашнего ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно
ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное,
ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по
своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых
европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки,
замки.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо,
поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение
внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего
русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим
авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока
реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из
Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников —
оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши:
виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое
оружие.
Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых
росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой —
страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более
200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским
хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.
Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального
общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о
характере и классовой основе Древнерусского государства является
дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает
основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как
раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с
рабовладельческим и патриархальным.
Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д.Грекова о
феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие
феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-
экономическом развитии Древней Руси.
Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и
неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы
экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин
обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который
он получил от феодала или феодального государства, и является собственником
орудий труда, жилища и т.д.
Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников
земли в первые два столетия существования государства на Руси
прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это
богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных
имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам.
Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее
зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных
пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и
прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост
экономического и политического могущества землевладельцев приводил к
установлению различных форм зависимости рядовых общинников от
землевладельцев.
Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество
свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне"
появился в источниках лишь в XIV в. Источники периода Киевской Руси
называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или
смердами.
Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала
оставаться соседская община — вервь. Она могла состоять из одного большого
села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны
коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные
на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не
только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары,
кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных
изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной
и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.
С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы
зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным
названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека,
получившего от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной
ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или
отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям
—рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и
обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.
В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало
патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике
страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали прежде
всего пленники, но широкое распространение получило временное долговое
холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно
использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так
называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным
хозяйством.
Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из
княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе
находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е.
запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства
ведали специальные управляющие — тиуны и ключники, во главе всей вотчинной
администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской
вотчине работали ремесленники. обслуживавшие барское хозяйство.
Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме
зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и
было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг.
'Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной
эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян
обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.
Городское население также попадает в зависимость от княжеской
администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы
основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью
привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы,
временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные
поселения назывались свободами или слободами.
Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали
сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной
формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость
наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного,
"обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы
содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных
владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной
администрации, кражах имущества.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Большая историческая энциклопедия школьника, Москва “Росмэн” 2000г.
2.Чтения и рассказы по истории России, Москва “Правда” М.С.Соловьёв 1989г.
3.Русская история, Ростов-на-дону Н.И.Костомаров 1997г.




Реферат на тему: Возникновение и развитие древнерусского права

« Возникновение и развитие «древнерусского права». «Воинский артикул
1715г». Основные положения судебной реформы 1864г.»
Содержание:

стр.
Возникновение и развитие «древнерусского права». Появление феодальной
собственности на землю. Обязательное, наследное и уголовное право по

«Русской правде»
1
«Воинский артикул 1715г». Основные черты уголовного права в
законодательстве Петра 1
9
Основные положения судебной реформы 1864г. 18
Список литературы 25

1. Возникновение и развитие «древнерусского права». Появление феодальной
собственности на землю. Обязательное наследственное и уголовное право по
«Русской правде».

Русская Правда - древнейший русский сборник законов сформировалась на
протяжении Х1-Х11 вв., отдельные ее статьи написаны еще в языческий период.
Название этого исторического памятника отлично от аналогичных европейских,
где сборники права получали юридические заголовки – закон или законник. На
Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай»,
«кодекс». Терминим «Правда» носил легально-нравственный характер и, по
сути, являлся кодексом.

Принято делить сборник на три редакции - большие группы статей,
объединённые хронологическим и смысловым содержанием: «Краткую»,
«Пространную» и «Сокращенную». В Краткую редакцию входят две составные
части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей
Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой
Правды и целиком посвящена уголовному праву. Ее возникновение относят ко
времи борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019
гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с
новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать
ситуацию, Ярослав пытался склонить на свою сторону новгородцев «дав им
Правду, и устав, списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите». За этими
словами в Новгородской летописи помещен текст Древнейщей Правды.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды
(Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался
тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального
окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что
сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072
г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда,
сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых
институтов социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой
памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные
нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных
единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное
право, основательно разработан юридический статус категорий населения и
холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная
Правда окончательно сформировалась.

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция «Русской правды», дошедшая
до нас всего в нескольких списках. Она представляет собой выборку из
Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных
отношений периода феодальной раздробленности.
В феодальном обществе право собственности в среде феодалов
определяется их взаимной связью и связью с государством. То есть системой
вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов на
распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе
собственности.

В Х-Х1 вв. на Руси еще сохранялись довольно значительные общинные
пережитки. Однако определить наличие коллективных и индивидуальных форм
собственности трудно из-за недостатка исторических источников. В Русской
Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет об индивидуальной
собственности (конь, оружие, одежда и т. д.). В развитых районах, где
действовало княжеское законодательство, индивидуальная (частная)
собственность играла решающую роль.

Собственник по Русской Правде имел право распоряжаться имуществом,
вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при
посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма обширный
круг вещей – земля, кони и скот, одежда и оружие, торговые товары,
сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.

Другие источники свидетельствуют о наличии в рассматриваемом период
индивидуального крестьянского хозяйства. Однако они указывают на
существование сел, погостов, вервей, сельских населенных пунктов с
коллективными формами владения землей. Вероятно, это соседские общины с
индивидуальной формой собственности на дворовый участок и, периодическими
переделами пахотной земли. Платежи налогов князю не препятствовали
населению распоряжаться землей по коллективному усмотрению, ибо единицей
обложения данью была не земля, а двор, хозяйства.

Формы собственности были различными. Помимо семейно-индивидуальных и
общинных хозяйств имел место так называемый княжеский домен, который
представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они
взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по
собственному усмотрению. Собственность феодалов возникала как частная и
основанная на княжеских пожалованиях. В ХI в. летописи упоминают о селах
княжеских дружинников, в XII в. таких свидетельств уже гораздо больше.
Вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под
условием службы (владение временное или пожизненное). Возможно, что
существовало и наследственное владение. Княжеская раздача земель
сопровождалась получением иммунитетов (независимых действий в этих
владениях) - судебных, финансовых, управленческих. В Русской Правде нет
сведений о землевладении феодалов, но в Пространной Правде упоминаются
лица, жившие на этих землях: боярские холопы (ст. 46), боярский рядович
(ст. 14). Внутрифеодальные договоры о земле и кодексы, регулирующие
землевладельческие отношения, до настоящего времени не дошли, можно лишь
догадываться об их существовании.

Земельная собственность церкви возникла на основе государственных
пожалований в виде десятины. В дальнейшем она росла за счет вкладов,
покупок и т.д.

Субъектами права собственности могли быть только люди не рабского
состояния. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического
оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно
обстоятельно. Собственностью ее содержание, и различные виды владения не
имели специальных обобщающих терминов, однако на практике законодатель
различал право собственности и владение.

Собственник имел право на, возврат своего имущества (коня, оружия,
одежды, холопа), из чужого незаконного владения на основе строго
установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф.
Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства при
необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13 - 16 Краткой Правды;
ст. 34 - 35 Пространной Правды). Общий принцип защиты движимой
собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и
заплатить, ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственное
(включая холопов) считается в Русской Правде объемом полного господства
собственника. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и
т.д.) несли в случае причащения убытков и, истребления вещи ответственность
перед третьими лицами в полном объеме. Защита движимой собственности, если
это не было связанно с уголовным преступлением, не носило сословного,
характера каждый вправе равнозначно определять ее судьбу.

Обязательственное право рассматривалось в Русской правде следующим
образом. Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого
лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные
действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства
от уголовно-правового возникают лишь, на определенном уровне правового
развития, в древней же период они смешивались

В древности существовало два вида обязательств. Первый вытекал из
правонарушений, второй - из договоров. В Русской Правде обязательства из
правонарушений влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков.
«Укрывающий холопа» должен вернуть его и заплатить штраф. Взявший чужое
имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить штраф (ст. ст. 12 -
13 Краткой Правды). Договорные обязательства оформляются в систему при
становлении частной собственности, но абстрактного понятия договора еще не
существует. Позднее под договором стали понимать соглашение двух или
нескольких лиц, в результате которого у сторон возникают юридические права
и обязанности.

Стороны (субъекты) договоров должны были отвечать требованиям
возраста, правоспособности и свободы. Ничего не известно о возрасте
вступавших в обязательства в дохристианский период на Руси. С принятием
христианства действовал общий принцип, согласно которому вступление в брак
было юридическим фактором достижения и имущественной самостоятельности
лица. Неизвестны так же и те аспекты заключения договоров в языческий
период, которые определялись полом лица. Однако в Русской Правде женщина
уже выступает как собственник имущества, следовательно, она была вправе
заключать договор. В этом сборнике законов закреплено влияние на
обязательства статуса свободы. Холоп не являлся субъектом правоотношений и
не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность нес за
него хозяин. Имущественные последствия сделок холопа, совершенных по
поручению господина, также ложились на последнего.

Древнему праву известны два вида ответственности по договорам: личная
и имущественная, последняя в историческом отношении более поздняя и более
развитая. В Русской Правде доминирует ответственность имущественная. Однако
в случае нарушения условий обязательств «злостный купец-банкрот» мог
обращаться в рабство. При неразвитости рабства зародился принцип, согласно
которому не выполнивший обязательство становился зависимым от кредитора на
тот срок, в течение которого отрабатывал ему весь объем долга и убытков.

В IХ—ХII вв. письменная форма договоров еще не развилась, они
совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих
взаимных претензий, при заключении сделок должны были присутствовать
свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие
договоры.

В обиходе договор купли-продажи был самым распространенным.
Продавались имущество (движимое и недвижимое) и холопы, причем продаже
последних в законодательстве того времени уделяется весьма большое
внимание. В Русской Правде регламентировался не столько сам договор купли-
продажи (его условия зависели от воли сторон) сколько споры, возникавшие в
результате взаимных претензий. Стороны могли распоряжаться, лишь своей
собственностью, имущество краденое или неизвестного происхождения
оспаривалось после покупки в присутствии администрации. Если законность
принадлежности проданного не доказывалась, сделка расторгалась и имущество
возмещалось оспаривавшему его лицу. Сделка о продаже сколько-нибудь
значимых вещей совершалась на торгу публично во избежание последующих
претензий.

В XII-XV вв. проявились три тенденции развития обязательственного
права. Во-первых, развитие товарно-денежных отношений привело к появлению
новых видов договоров (дарение, залог, поручительство). Обязательства из
правонарушений постепенно смещаются в область уголовно наказуемую. Во-
вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась личная
ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость от
заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг. В-третьих, в Новгороде и
Пскове формировалась система обязательственного Права с развитой
имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене.

В Русской правде раскрыто так же и наследственное право. С момента
принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались
статичными, постепенно допускались к наследованию женщины, варианты
наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию).
Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный
период складывается принцип раздельности имущества. Это - основные
тенденции в области наследственного права.

По мнению некоторых исследователей, семья патриархального типа
отражена в Русской Правде в понятии «вервь», то есть коллектива
родственников, связанных общей ответственностью платежом «дикой виры».
Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица могли
«вкладываться» в общую виру, не будучи родственниками

В Древней Руси к XI в. господствовала моногамная семья с
индивидуальным хозяйством. С принятием христианства в конце X в. церковь
вела активную борьбу с язычеством, за торжество индивидуальной семьи и
семейной нравственности. Брак, развод, моральные отношения в семье стали
санкционироваться ею. Не освященный брак считался грехом и мог отразиться
на потомках. Верховенство мужчины в христианской семье сохранилось и
упрочилось, постепенно становилось частью государственной идеологии.

Христианская семья должна была подчиняться суровым нравственным
канонам, в основе новой идеологии лежали трудолюбие, смирение,
ответственность перед Богом. Формирование семьи христианского типа
происходило постепенно, государство относилось к язычеству достаточно
терпимо, но подтвердить конкретными фактами сосуществование христианских и
языческих семей невозможно.

В глубокой древности наследование осуществлялось на основе обычного
права, с правом всего коллектива на какую-то часть имущества. Ранее всего
индивидуализировалось наследование движимости (лук, копье, топор). Возникло
деление наследственной массы на доли: часть - коллективу, часть - семье,
часть по усмотрению самого лица.

Споры о наследстве возникали довольно часто, и Уставы церковные
Владимира I и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою
юрисдикцию. Но поскольку положение церкви в это время не было достаточно
прочным, нормы о наследовании имущества, вошедшие в Русскую Правду,
расписаны очень подробно, видимо, во избежание столкновений языческих
обычаев и христианских установок индивидуализированной семьи.

В Русской Правде речь идет об индивидуальной семье (муж, жена, дети) с
личным хозяйством. В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве
(ст. 90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние
ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей,
переходит князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое. В то
же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: «наследство
князю не идет, его наследуют дочери». В остальных статьях регулируется
наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.

Уголовное право как совокупность норм, представляющих собой
обособившуюся отрасль права, сформировалось на стадии позднего феодализма и
продолжало развиваться в буржуазный период. Поэтому для более раннего
времени правильнее говорить об уголовном законодательстве, в центре
которого стоят две категории - преступление и наказание. В Х-ХV вв. понятия
вины, соучастия, подготовки к совершению преступления находились в
зачаточном состоянии, постепенно, формировались на протяжении ХV1-ХV11 вв.

В арабских источниках, летописях, договорах Руси с Византией имеется
достаточно сведений о караемых государством криминальных посягательствах в
1Х-Х в.в. Речь идет о кражах, в убийствах, побоях и т. д. Преступные
действия в летописях именуются «злыми делами». Главный элемент преступного
действия - наказуемость. В качестве объекта нарушения могли выступать
государственный закон, обычаи, религиозно-нравственные установления. В
литературе принято считать, что первая попытка определить преступное
сделана в Русской Правде, где нанесение вреда личности именуется «обидой».
Например, при нанесении побоев следовало «платить за обиду 12 гривен».

Субъектами преступлений, то есть лицами, способными отвечать за
криминальные действия, могли быть “свободные люди”. Любое преступление
подразумевало выплату штрафов и имущественные взыскания, для чего
требовалось наличие собственности. Холопы и рабы, являясь разновидностью
собственности, собственности не имели и имущественную ответственность за
них несли хозяева.

В Русской Правде отражены только два вида преступлений: против
личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои) и против
собственности (разбой, кража, нарушение земельных границ, не законное
пользование чужим имуществом). Закон защищал интересы индивидуума, который,
выделившись из общинной системы, нуждался в охране как своей личности, таки
своего хозяйства. Государственные преступления в Русской Правде не
упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния против княжеской
администрации (например, убийство конюха). На данном этапе еще не
существовало абстрактного понимания государства и его интересов, вред
государству отождествлялся с вредом князю, и посягательства против князей
рассматривались как тяжкие деяния. К участникам восстаний применялась казнь
на месте преступления, часто - массовая.

В Русской Правде в качестве наказаний за преступления в основном
выступают штрафы, хотя на практике существовало множество уголовных кар.
Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний противоречили христианской
доктрине гуманности, они в кодекс не вошли. По этой же причине Русская
Правда является сугубо светской, а уголовные наказания против интересов
церкви устанавливались в церковных уставах.

В практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (ее
лишь условно можно отнести к наказаниям), смертная казнь, уголовные штрафы,
заключение в темнице, членовредительные кары.

Уголовные штрафы за посягательства на личность носят выраженный
сословный характер, при посягательстве на имущество это проявляется менее
резко. Нанесение побоев, оскорбления, телесные повреждения карались
денежными штрафами. Хотя штрафы дифференцированы в зависимости от тяжести
увечья, ясного понимания степени вреда в Русской Правде нет, в кодексе
перечисляются случаи нарушения телесной неприкосновенности с конкретными
штрафами, но без попыток обобщения.

Больше всего внимания в Русской Правде уделяется краже. Подробно
расписывается, какой штраф обязан уплатить уличенный вор за коня, корову,
утку, дрова, сено, холопки т.д. Законодатель, стремясь ничего не упустить,
включает в этот список и зерно, и ловчих птиц, и охотничьих собак. Общий
принцип таков, что пострадавшему следует полностью компенсировать
материальный урон, поэтому виновный должен выплатить стоимость украденного
и заплатить штраф.

Убийство вора, на месте преступления не считалось преступлением и
наказания не влекло. Все иные виды посягательств на чужую собственность
такие, как нарушение земельных границ, самовольный захват чужого коня или
оружия, поломка чужих вещей карались штрафами.

Русская Правда не знает смертной казни, но она применялась на практике
за антигосударственную деятельность, за участие в восстаниях, разбойничьих
шайках. В Х-Х1 вв. это наказание регулировались государством.

Штрафы были ведущим и основным видом наказания по Русской Правде,
применялись за все виды преступлений и служили источником существенного
пополнения государственной казны.

«Вира» - представляла собой уголовный штраф, который выплачивался
только за убийство и только свободного человека. В Русской Правде нет
упоминаний об убийстве феодалов за это полагалось более суровое наказание,
нежели вира. Существовал коллективный институт «дикой виры», куда делали
взносы члены общины, чтобы в случае необходимости внести выкуп за убийство.
Дикая вира выплачивалась общиной и в случае разбойного убийства, если она
не разыскивала преступника. Возможно, что некоторые из феодалов стремился
получить лишний уголовный штраф за случайно обнаруженное тело. Поэтому
Русская Правда запрещала взыскивать дикие виры за неопознанных убитых и
скелеты (ст. 3-8, 19 Пространной Правды). Не делавшие в дикую виру взносов
в случае совершения убийства самостоятельно выплачивали всю сумму.

«Уроками» назывались штрафы за истребление собственности и имущества.
Например «кто намерено коня зарежет или скотину, то платит 12 гривен
продажи, а хозяину урок» (ст. 84 Пространной Правды). Поскольку рабы и
холопы приравнивались к имуществу хозяев, за, их убийство выплачивался
урок, а не вира.

Русская Правда ничего не говорит о телесных наказаниях и лишении
свободы. Тюрем в Древней Руси еще не было, как и осознания тюремного
влияния на преступника. Применялось заточение в «проруб» (подвал)
высокопоставленных лиц, князей, посадников, лиц княжеского окружения. Эта
мера являлась временным ограничением свободы до наступления определенных
событий.

Законодательство определяло, что степень тяжести преступления может
зависеть как от преступника, так и от внешних обстоятельств. Однако это не
сформулировано в абстрактном виде как отягчающие обстоятельства, соучастие,
формы вины и т.д. И все же с состоянием опьянения (при разорении купца)
Русская Правда устанавливает более тяжкие наказания. В трех случаях она
предусматривает групповые кражи скота (ст. ст. 40, 41, 43 Пространной
Правды) и определяет, что каждый участник должен заплатить штраф в полном
объеме. Определялась так же и различная направленность умысла преступника,
поэтому в кодексе разграничены случайные убийства или неосторожные (в
обиду), убийства в разбое, убийства «на Миру». В Русской Правде только
намечается деление на умышленные и неосторожные деяния.


2. «Воинский артикул 1915г.». Основные черты в законодательстве Петра I

В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях
государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят
корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени
послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было
формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости
усиления и укрепления самодержавия в центре и на местах, централизации
управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата,
строго контролируемого высшими органами власти. Нужна была также
боеспособная регулярная военная силы для проведения более агрессивной
внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось
закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и
предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.
Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах
деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и
писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне
зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в
одном - это был один из важнейших этапов истории России, благодаря
которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.

Во второй половине Х11 в. изменяется система государственного
управления, становясь более централизованной. Предпринимаются попытки
более четко разграничения функции и сферы деятельности различных приказов,
появляются зачатки регулярной армии – полки. Но, несмотря на то, что
почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные
государственные начинания в XVII в., они имели безусловно революционный
характер.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований.
Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной
реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации
боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением,
обмундированием, дисциплиной, уставами. Задачи создания современной
боеспособной армии и флота занимали Петра I еще до того, как он стал
полновластным государем. Ход военной реформы определялся как ни странно
самой войной.

"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с
конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр
уже строил на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько
небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690
года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский.
Петр 1 начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится
"стольный град Прешбург". Семеновский и Преображенский полки стали ядром
будущей регулярной армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-
1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение
которого также приходится на это время. В казне не было необходимых
средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам"
(компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев.

С началом Северной войны основное внимание Петра I переключается на
Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется
почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из
сильнейших морских держав мира. Начало Северной войны стало толчком к
окончательному созданию регулярной армии.

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского
ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки,
полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел
новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были
заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской
системы был положен сословно-крепостнический принцип.

Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и
несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый
рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и
стали ежегодными. В ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-
за нехватки солдат и матросов. Срок службы рекрута практически не был
ограничен.

Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,
обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных
школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная,
Морская академия и т.д.).

В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав,
проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны
Петр имел огромную сильную армию, которая позволила России одержать
победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

1.Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире,
которая дала России возможность воевать со своими основными противниками
и побеждать их;

2.Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков,
Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

3. Создание мощного военного флота;

4.Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего
выжимания средств из народа.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод
военно-уголовного законодательства.

2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент или Устав коллегиям,
охватывавший всю сферу нового административного законодательства. При
подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его
основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г.

3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о
единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ,
получивший название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением
судебной практики и толкованием закона.

Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была
произведена в 1715 г. при создании "Воинского Артикула". Воинские артикулы
состоят из двадцати четырех глав и двухсот девяти статей и включены в
качестве Части второй в Воинский устав. Юридически этого высокограмотный
документ: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и
абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского
права системы.

Законодательство уже стало обращать внимание на степень случайности -
грань между неосторожным и случайным преступлениями была весьма тонкой.
Выделив субъективную сторону преступления, законодатель все же не
отказывался от принципа объективного вменения: нередко неосторожные
действия наказывались так же, как и умышленные: для суда был важен
результат действия, а не его мотив. Вместе с преступником несли
ответственность лица, не совершавшие преступления, - его родственники.
Ответственность снималась или смягчалась в зависимости от объективных
обстоятельств. К смягчающим обстоятельствам законотносил состояние аффекта,
малолетство преступника, "непривычку к службе" и служебное рвение, в пылу
которого было совершено преступление. Характерно, что к отягчающим
обстоятельствам закон впервые стал относить состояние опьянения, прежде
всегда бывшее обстоятельством, смягчающим вину. Вводось понятия крайней
необходимости (например, кража от голода) и необходимой обороны. В ряде
случаев предусматривалалось наказание за один только умысел (в
государственных преступлениях).

Артикулы включали следующие виды преступлений:

1. Против религии. В эту группу входили чародейство, идолопоклонство,
которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет
доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось
тюремное заключение и телесное наказание. Богохульство наказывалось
усечением языка, а особая хула девы Марии и святых - смертной казнью. При
этом учитывался мотив злостности в богохульстве. Несоблюдение церковных
обрядов и непосещение богослужений, нахождение в церкви в пьяном виде
наказывались штрафом или тюремным заключением. Наказывалось и
недоносительство в богохульстве. "Совращение в раскол" наказывалось
каторгой, конфискацией имущества, а для священников - колесованием. Божба,
т.е. произнесение "всуе" имени божьего наказывалось штрафом и церковным
покаянием.

2. Государственные. Простой умысел убить или взять в плен царя
наказывался четвертованием. Так же наказывалось вооруженное выступление
против властей (одинаковое наказание - четвертование несли исполнители,
пособники и подстрекатели). Оскорбление словом монарха наказывалось
отсечением головы.

3. К должностным преступлениям относили взяточничество, наказываемое
смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.

4. Преступления против порядка управления и суда. К ним относились
срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью. Сюда же
относились такие действия, как подделка печатей, писем, актов и расходных
ведомостей, за что полагались телесные наказания и конфискация. За подделку
денег - сожжение.

К преступлениям против суда относились лжеприсяга, которая
наказывалась отсечением двух пальцев (которыми присягали) и ссылкой на
каторгу, лжесвидетельство, наказываемое как и лжеприсяга (кроме того,
назначалось церковное покаяние).

5. Преступления против "благочиния", близко стоящие к предыдущей
группе, но не имеющие прямой антигосударственной направленности. К ним
относили укрывательство преступников, каравшееся смертной казнью,
содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения
вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей. В
дополняющих Артикулы указах предусматривались наказания за буйство,
пьянство, игру в карты на деньги, драки и нецензурную брань в публичных
местах.

6. Убийство. Артикулы различали умышленное (каравшееся отсечением
головы), неосторожное (наказываемое телесным заключением, штрафом,
шпицрутенами), случайное (ненаказуемое). К наиболее тяжким видам убийств
законодательство относило убийство по найму, отравление, убийство отца,
матери, младенца или офицера. Особая этическая окраска этих составов
очевидна, за этим следовал и особый вид наказания - колесование. Неудачно
покушавшийся на самоубийство после благополучного спасения приговаривался к
смертной казни. Оставшиеся в живых дуэлянты наказывались повешением, тела
погибших на дуэли (как и самоубийц) подвергались надругательству. Отсечение
руки назначалось за удар тростью (состав, находящийся на грани
междутелесными повреждениями и оскорблением действием). Ударившего рукой,
ударял публично по щеке профос (низший воинский чин, наблюдавший за
чистотой отхожих мест).

7. Артикулы вводят имущественный (количественный) критерий для
определения тяжести преступления - сумму в двадцать рублей. За кражу на
сумму меньше установленной в первый раз преступник наказывался шпицрутенами
(шесть раз проходя через строй), во второй раз наказание удваивалось, в
третий раз ему урезали уши, нос и ссылали на каторгу. Укравшего имущество
на сумму свыше двадцати рублей уже после первого раза казнили. Смертная
казнь назначалась также лицам, укравшим: в четвертый раз, укравших во время
пожара или наводнения, из государственного учреждения, у своего господина,
у своего товарища, на месте, где он нес караул, из военного склада. Эти
лица наказывались смертью через повешение.

8. К преступлениям против нравственности относили изнасилование (факт
которого, согласно закону, должен быть кроме заявления подтвержден данными
экспертизы), мужеложество (наказываемое смертной казнью или ссылкой на
галеры), скотоложество (за которым следовало тяжелое телесное наказание),
"блуд", кровосмешение или связь между близкими родственниками, двоеженство,
прелюбодеяние (наказываемое тюремным заключением и каторгой).

Основной целью наказания по Артикулам являлось устрашение, что
явствовало из специальных оговорок типа "дабы через то страх подать и оных
от таких непристойностей удержать". Устрашение сочеталось с публичностью
наказаний. Преступнику отсекали тот

Новинки рефератов ::

Реферат: Об изменяемости и неизменности православного богослужения (Религия)


Реферат: Общероссийские классификаторы (Менеджмент)


Реферат: Сочинения по России (Иностранные языки)


Реферат: История Невского проспекта (История)


Реферат: Договор купли-продажи (Гражданское право и процесс)


Реферат: Культура Грузии (История)


Реферат: Международная обстановка накануне второй мировой войны (История)


Реферат: Основы маркетинга (Маркетинг)


Реферат: Слово как опорный образ поэтики Иосифа Бродского (Литература)


Реферат: Взаимоотношения руководителя с подчиненными (Психология)


Реферат: Менеджер (Менеджмент)


Реферат: Депортация населения Северного Кавказа (Политология)


Реферат: Темперамент (Психология)


Реферат: Казаки и Запорожская Сечь (История)


Реферат: Шпаргалки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Наука в Башкортостане (История)


Реферат: Социально-психологические издержки безработицы (Социология)


Реферат: WinWord (Программирование)


Реферат: Контрольная работа по статистике (товарооборот и издержки, анализ договоров по поставке ассортимента) (Менеджмент)


Реферат: Audi A6 (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист