GeoSELECT.ru



История / Реферат: Войны древнего Израиля (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Войны древнего Израиля (История)




В конце XIII в. до н. э. Палестина стала землёй обетованной для
еврейских племён, вытесненных из Верхней Месопотамии вместе с другими
семитскими племенами арамеев-сутиев. Кочевым племенам, пришедшим из
пустыни, Палестина действительно могла показаться райским уголком, хотя на
самом деле это страна контрастов. Здесь есть и пустыни, и плодородные
долины, и нагорья, и болота, и горы со снежными вершинами. Земля Ханаан
(так древние евреи называли Палестину), в которую бог Яхве повелел идти
Аврааму, легендарному предку всех еврейских, арамейских и арабских племён,
оказалась оживлённым перекрёстком. Через неё проходили важные торговые
пути, соединявшие цивилизации древности. Стремление получить выгоды,
связанные с возможностью контролировать торговлю огромного региона,
сталкивало державы Древнего Востока в желании установить господство над
Палестиной. Она была Постоянным полем сражений, по её тропам шло
непрекращающееся движение не только торговых караванов, но и войск
враждующих сторон. На определённом этапе развития еврейского народа это
обстоятельство предопределило многое в его исторической судьбе.
История древнееврейского народа нашла отражение в Библии — уникальном
своде мифов и религиозных трактатов, исторических хроник и романтических
повестей. Но восстановить, как развивались события во время появления
еврейских племён в Палестине, по текстам Библии невозможно. Согласно
Библии, прежде чем прийти в Палестину, израильтяне, потомки внука Авраама,
Иакова (его второе имя — Израиль), обосновались в Египте. Там они попали в
рабство. Стенания угнетённого народа услышал бог Яхве и призвал Моисея,
еврея из колена (племени) Левия, вывести народ израильский из Египта. На
Синайской горе Яхве явился Моисею и дал ему десять заповедей — запретов и
повелений, регулирующих поведение человека перед Богом. Между народом
Израиля и Богом был заключён договор — Завет. Народ обещал исполнять волю
Бога, за что Яхве даровал ему землю Ханаан. Нарушение завета грозило
жестокими карами вплоть до полного истребления народа. Моисею не было
суждено ступить на землю Ханаана. Предводителем еврейских племён,
появившихся в Палестине, Библия называет Иисуса Навина. Вот, как
повествуется в библии, был взят Иерихон: Когда израильтяне подошли к
Иерихону, иерихонский царь приказал запереть все ворота города. Но Господь
сказал Иисусу Навину: "...вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и
находящихся в нем людей сильных. Пойдите вокруг города все, способные к
войне, и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь
священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день
обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда
затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть
воскликнет громким голосом; и стена города обрушится до своего основания, и
весь народ войдет в город...
... Когда в седьмой день,., на седьмой раз священники трубили трубами,
Иисус сказал народу: "Воскликните, ибо Господь предал вам город!..." Как
скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и
обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый
со своей стороны, и взяли город".[1]
Библейский рассказ о пребывании евреев в Египте и исходе из него
учёные считают мифом, не подтверждаемым историческими источниками. Моисей и
Иисус Навин — такие же, очевидно, мифические герои, как и богатырь Самсон,
побивший, как рассказано в Библии, вражеское войско одной ослиной
челюстью[2].
Утверждение еврейских племён в Палестине проходило в жестокой и
длительной борьбе с древнейшими обитателями этой земли — ханаанеями
семитами, говорившими на языке, близком еврейскому. Одновременно евреям
приходилось отбиваться от наступающих из пустыни кочевников. Подчинить
своему влиянию Древнюю Палестину пытались хетты и Египет. Опасность
сплотила еврейские племена и ускорила процесс превращения союза племён в
государство. В XIII в. до н. э. в Палестину вторглись филистимляне,
участники переселения «народов моря» — разнообразных по происхождению
племен, уничтоживших могущественную Хеттскую державу и заставивших Египет
защищаться от их натиска. В военной организации и боеспособности они
превосходили евреев: война и грабежи были главным занятием филистимлян
(характерно название одного из их главных городов - Ашдод. Особенно, по-
видимому, филистимляне стремились овладеть торговыми дорогами, ведущими в
Дамаск и Месопотамию. Первые удары филистимлян были направлены, главным
образом, против колен Дана и Вениамина, отчасти также против Иуды. Согласно
Суд., 13, 1 филистимляне владычествовали над Израилем 40 лет[3].
12 колен (племён) Израиля объединились для борьбы против филистимлян,
сумевших закрепиться на плодородной прибрежной полосе Палестины. Своим
царём израильтяне избрали Саула из колена (рода) Вениамина (около 1030 г.
до н. э.). Саул одержал ряд побед над филистимлянами и изгнал их из большей
части Палестины. Однажды, евреи и филистимляне сошлись у узкой долины, ни
одна сторона не хотела нападать первой, поскольку ее воины стали бы хорошей
мишенью для стрелков на противоположном склоне долины[4]. “И выступил из
стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он --
шести локтей и пяди“; “Выберите у себя человека, и пусть он сойдет ко мне,-
крикнул Голиаф.- Если он сможет со мною сразиться и убьет меня, то мы будем
вам рабами; если же я одолею его и убью его, то будете вы нам рабами и
будете служить вам”.
В то время Давид, младший из своих братьев, услышав это, сказал Саулу:
“пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим
Филистимлянином”. Саул согласился и сказал: "иди, и да будет Господь с
тобою".
Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу, то
есть палку, приспособленную для бросания камней, и пошел против Голиафа.
Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с
насмешкой сказал: "разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на
меня?". Давид ответил: "ты идешь против меня с мечем, копьем и щитом, а я
иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые
ты поносил. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем
спасает Господь". И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к
нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал
ему прямо в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид подбежал к Голиафу,
вытащил у него меч и его же собственным оружием отсек ему голову. Увидев
это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а израильтяне гнали
их до самых городов их и многих убили.
Когда Саул и его сыновья погибли в битве с филистимлянами, царём был
избрали Давида (около 1000 г. до н. э.). Он изгнал завоевателей из страны,
подчинил последние независимые ханаанские города-государства и в 995 г. до
н. э. взял их неприступный, расположенный на скале город Иерусалим. Этот
город стал столицей его государства, границы которого значительно
расширились. Давид контролировал теперь всю торговлю между Египтом и
Междуречьем. При нём Иерусалим стал не только политическим, но и
религиозным центром Израиля. Сюда был перевезён Ковчег Завета, священный
ларец, в котором, по представлениям евреев, незримо пребывала магическая
сила сурового Яхве, ставшего верховным божеством еврейского пантеона.
Библия рассказывает, что у Давида было многочисленное и сварливое
потомство, с которым старый царь никак не мог справиться. Уже при ого жизни
при дворе начались интриги и борьба за власть. После смерти Давида его
младший сын Соломон, убив брата и его приверженцем, в 965 г. до н.э. стал
царём Израиля. Соломон оказался энергичным правителем и ловким
дипломатом. Получив в наследство богатое и сильное государство, он
приумножил его мощь. Соломон заключил союз с Египтом и Финикией, установил
контроль над Акобским заливом в Красном море, построил там гавань и вместе
с финикийцами занялся морской торговлей. По всей стране возводились мощные
крепости, а в Иерусалиме с помощью финикийских архитекторов и ремесленников
были построены царский дворец и храм бога Яхве.
Грандиозное для небольшой страны строительство, многочисленное
чиновничество и наёмное войско требовали больших средств. При Соломоне в
царстве Израиль вводятся единая налоговая система, десятина и трудовые
повинности. Племя Иуды, откуда происходили Давид и Соломон, получило ряд
привилегий, что вызвало недовольство других племён. К тому же Египет, не
желавший усиления государства Израиль, начал оказывать помощь всем его
противникам. В 928 г. до н. э. после смерти Соломона единое государство
Израиль распадается на два независимых и постоянно враждующих друг с другом
царства: южное — Иудею и северное, — сохранившее название Израиль.
Распад страны совпал с наступлением на Палестину соседних крупных
держав, которое закончилось катастрофой для еврейского народа. В 722 г. до
н. э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израиля Самарию. Его
анналы рассказывают: "в начале моего царствования и в первом году моего
правления... осадил Самарию и завоевал ее я... (недостает 3 строк)...
27.290 жителей я увел, 50 боевых колесниц я вывез оттуда, как мою царскую
боевую силу... восстановил я и сделал, как раньше было. Людей из всех
стран, моих пленных, я поселил там, моих чиновников я поставил над ними в
качестве наместников. Дань подать, как на ассирийцев, я положил на них"[5].
Израильское царство навсегда сошло с исторической арены, а уведённые в
плен без следа растворились среди населения Ассирийской державы.
Иудея осталась в стороне от ассирийского нашествия и сохранила свою
независимость. В VII в. до н. э. Ассирия начинает слабеть, и в Иудейском
царстве появляется надежда на восстановление былого могущества. Но по
следам Ассирии пошли сначала Египет, а затем Вавилония. В 586 г. до н. э.
нововавилонский царь Навуходоносор II (имя его частью в более правильном
начертании [pic](от вавил. Nabu-kudurri-usur, т.-е. "Бог Небо, защити мою
корону") взял столицу Иудеи Иерусалим. Царь Иудейский бежал, но был схвачен
в степях Иордана. Вместе с сыновьями он был отправлен в Риблу. На глазах
несчастного Цидкии были умерщвлены его сыновья, а затем его ослепили и
отправили в Вавилон[6]. Иерусалим был разрушен, священные сосуды храма
увезены в Вавилон. На 23 году царствования Навуходоносора часть оставшихся
в Иудее была снова уведена в плен. Так началось знаменитое «вавилонское»
пленение. Иудеи, переселённые в Вавилонию, не утратили своей
национальности, как это случилось с уведёнными в Ассирию израильтянами,
прежде всего потому, что изгнание не было долгим. В 539 г. последовало
покорение Вавилона Киром II и притом, по сообщению вавил. надписи, без
пролитая крови, так как жители города, недовольные своим царем,
приветствовали Кира, как освободителя. Еврейские изгнанники, жившие в
Месопотамии и Baвилoнии, при виде возрастающего персидского могущества
воспламенились надеждами на свое близкое освобождение (Ис., 13-14; 21, 1
сл.; 34-35; 40-66; Иерем., 50-51). И когда Кир пошел на Вавилон, еврейское
пророчество указало на него, как на "пастыря" и "помазанника Божия",
которого Господь призвал, чтобы он привел в исполнение Его приговор над
Вавилоном и освободил Его народ из плена и озаботился о восстановлении
Иерусалима и храма (Исаия, 44, 28, 45, 46,11, 48, 14). И действительно,
когда Вавилон пал, Кир явился благодетелем для иудеев. Он разрешил им
возвратиться под предводительством Зеруббабеля на свою родину и отстроить
Иерусалпм и храм (Эзра, 1, 3; II Хрон., 36, 22 сл".). Он вернул им
похищенные халдеянами священные сосуды из храма. По всей вероятности, его
побуждали к этому, кроме толерантного чувства к еврейской религии еще и
политические соображения, которые подсказывали ему. что необходимо иметь
возле египетской границы дружественный народ, обязанный персам своим
самостоятельным существованием[7].
Бедствия, обрушившиеся на Израиль и Иудею, привели к мучительной и
трагической переоценке ценностей. Большая роль в этом принадлежала так
называемым «пророкам», возглавившим новое религиозно-политическое движение
сначала в Палестине, а затем и среди переселённых в Вавилонию иудеев в
течение VI—Vвв. до н.э. В своих проповедях они предсказывали судьбу народа,
обличали неправду и зло, выступали против неправедного богатства и
угнетения народа. Пророки призывали еврейский народ признать бога Яхве
единственным Богом, Творцом, избравшим еврейский народ, чтобы он возвестил
миру истину. Все беды они объясняли тем, что евреи нарушили Завет,
заключённый Моисеем с богом Яхве. Только строгое соблюдение заповедей,
данных Богом Моисею, могло, по их утверждениям, спасти еврейский народ и
возродить былую славу Израиля.
Культ бога Яхве становится для иудеев символом национального единства,
а восстановление национальной самостоятельности неразрывно связывается с
восстановлением храма Яхве в Иерусалиме. Поэтому, после того как Кир II
разрешил евреям вернуться на родину, священники иерусалимского храма стали
высшей религиозной и политической властью Иудеи.
Вся последующая история еврейского народа — это бесконечная
ожесточённая борьба за независимость. После завоевания Иранской державы
Александром Македонским Иудея вошла в состав его государства, а затем
попеременно становилась добычей то птолемеевского Египта, то правителей
державы Селевкидов.
Внутренняя жизнь Иудеи III—II вв. до н. э. отличалась большим
напряжением. Находясь под управлением эллинов, она подвергалась сильному
влиянию греческой культуры. Различные слои общества Иудеи относились к
этому по-разному. Остро стоял вопрос о том, должен ли еврейский народ
сохранять свою обособленность, строго соблюдая Завет, или стать открытым
для восприятия эллинизма. Селевкидский царь Антиох IV задумал совершенно
уничтожить иудейский народ и иудаизм. В 167 г. до н. э. он издает указ
согласно которому были запрещены жертвоприношения в храме, соблюдение
субботы, и праздников, обрезание, изучение Торы. Кто не подчинялся этому
указу, подлежал смертной казни. 15 Кислева 168г. до н.э. в храме был
воздвигнут идол. Языческие жертвенники были устроены по всей стране, и все
евреи были принуждены приносить на них жертвы идолам. Свитки Торы
уничтожались, а у кого их находили, подвергался смертной казни. Часть
иудеев-ассимилированная – примирилась со всем этим и казалось, что все
замерло. Лишь набожные асидеи спасались в пустыне, куда они уходили с
семействами и скотом своим и при малейшей опасности скрывались в пещерах.
Чиновники Антиоха с войском нападали на них в субботу, когда набожные
асидеи не оказывали никакого сопротивления, и убивали их. Асидеи были
способны на мученическую смерть, но не на борьбу[8]. А чтобы спасти Иудею,
надо было бороться. Все это послужило толчком к началу Маккавейской войны
(167— 142 гг. .). Борьбу возглавили Маттатия из священнического рода
Хасмонеев и его сыновья. Они развернул партизанскую войну против сирийских
войск. В своей собственной общине им пришлось столкнуться с проблемой. На
раннем этапе восстания немало ревностных евреев-воинов отказались сражаться
в субботу: они сочли, что любая борьба, даже самооборона, нарушит святость
этого дня. Их быстро уничтожали войска Антиоха. Маттатия отверг доводы этих
мучеников и подал пример замечательно здравого смысла: “Если все мы будет
поступать так, как поступали эти братья наши, то (сирийцы) скоро истребят
нас с земли” (1 Маккавеев, 2:40-41). В тот день еврейские мудрецы решили:
“Кто бы ни пошел против нас в день субботний, будем сражаться против него,
дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши. Хотя в решении Маттатии
часто видят прецедент, позволяющий израильским солдатам сражаться в
субботу, я не мог понять причин пассивности еврейских мучеников. Мой отец
заметил: “Более восьмисот лет тому назад царь Давид вел много войн. Если бы
его противники знали, что войска Давида не будут сражаться в субботу, то
разве не атаковали бы они именно в этот день?”
Не прошло и года после начала восстания, как Маттатия умер, оставив военное
командование своему третьему сыну Иуде. Воинский дух Иуды был столь силен,
что его прозвали Маккавей (“молот”). Он и вправду “молотил” сирийские
отряды с такой силой, что спустя два года сирийцы запросили мира. Евреи
получили контроль над Иерусалимом, но сирийцы оставили свой гарнизон в
крепости Акра в Иерусалиме.
Войдя в Иерусалим, Иуда и его войска нашли Храм разрушенным. Они
разодрали одежды и после нескольких дней траура начали восстанавливать и
ремонтировать здание. Ровно через три года после того дня, когда сирийцы
начали приносить здесь в жертву свиней, в декабре 164 г. до н.э. (25
кислева по еврейскому календарю) еврейские повстанцы вновь освятили Храм.
Все следующие восемь дней толпы евреев наполняли Храм, чтобы принести
жертву во славу Бога и возместить пропущенный ими в том году праздник
Сукот, отметить который им не дали. Праздник Ханука и отмечает память тех
восьми дней, в течение которых Храм был снова освящен чудесным образом.
В 160 г. до н.э. сирийцы вернулись с новыми силами, убили Иуду и разгромили
войско евреев. Спустя два года из укрытия в пустыне вышел брат Иуды Йонатан
и начал новое восстание. Ему удалось отстоять часть еврейской автономии, но
через несколько лет сирийцы вновь вернулись и убили и его. Тогда взял на
себя руководство битвой их брат Симон. Он окончательно разбил сирийские
войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от
владычества греческих царей.[9]
Под властью правителей из династии Хасмонеев (142—76 гг. до н. э.),
казалось, возродилось сильное государство Давида. Хасмонеи включили в
состав государства всю Палестину, и оно стало приобретать черты
эллинистической монархии. Победа укрепила в иудеях веру в действенность
договора с богом Яхве, в их избранность. Но изменения в экономической и
политической жизни общества требовали и реальных нововведений, которые
открыли бы возможности для диалога с окружающим миром.
Однако время, отпущенное Иудее для свободного развития своей культуры
и государственности, истекло. В 63 г. до н. э. на территорию Палестины
вторгся римский полководец Помпей[10]. После трёхмесячной осады он взял
Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией. Некоторое время Иудея
сохраняла номинальное самоуправление, а потом окончательно превратилась в
римскую провинцию с прокуратором во главе.
Вхождение в состав Римской империи не изменило характера борьбы между
различными группировками внутри Иудеи, а лишь обострило её. Высшее
духовенство и крупные землевладельцы составили партию саддукеев,
выступавшую за сотрудничество с римскими властями и против чересчур
мелочного соблюдения Завета. Их непримиримые противники фарисеи требовали
строгого исполнения воли Бога, но недостаточно последовательно боролись с
римлянами (поэтому слово «фарисей» стало синонимом лицемера).
В среде простого люда Иудеи в это время получает широкое
распространение вера в скорое пришествие избавителя, Мессии, посланника
бога Яхве, который спасёт народ от гнёта чужеземцев и установит царство
правды на земле. Наиболее яростными и последовательными защитниками этих
идей были зелоты и ессеи, сыгравшие большую роль в возникновении
христианства. Зелотов римляне называли «сикариями» (что значит «убийцы»),
так как те использовали террористические методы борьбы. Непрекращающаяся
борьба между этими религиозно-политическими группировками, неудачные
попытки восстаний подвели Иудею к трагическому взрыву — Иудейской войне
(66—70 гг. н. э.).
В 66 г. в городе Цезарее произошло столкновение между эллинизированной
частью населения, поддержанной прокуратором Гесием Флором, и сторонниками
Завета. В ответ на это римский гарнизон в Иерусалиме был перебит, и
восстание охватило всю Иудею. Император Нерон направил против восставших
войска под командованием Тита Флавия Веспасиана (см. ст. «Римские
императорские династии»). Римлян встретило ожесточённое сопротивление, но
многие из фарисеев, принявших участие в восстании, испугались его размаха и
перешли на сторону Рима. Среди них был военачальник Иосиф Флавий,
написавший впоследствии «Историю Иудейской войны». Он происходил из знатной
еврейской семьи, принадлежавшей к влиятельному иерусалимскому жречеству.
Потерпев ряд поражений, Иосиф Флавий слался в плен к римлянам и помогал им
в покорении Иудеи.
В 70 г. сын Веспасиана Тит с огромной армией осадил Иерусалим. Жители
города защищалась с необыкновенным мужеством. С потрясающей силой описана
трагедия города в истории Иосифа Флавия. Люди, истощённые голодом и
болезнями, умирали прямо на улицах. Когда город сдался, Тит приказал
сровнять его с землёй. Иерусалимский храм был разрушен, и иудеям под
страхом смертной казни запретили входить в город. Оставшееся в живых
население было продано в рабство.
В течение 60 лет стоял в разрушенном Иерусалиме прославившийся своей
жестокостью Десятый римский легион. Император Адриан во время поездки по
восточным провинциям пришёл к мысли решить проблему Палестины путём
насильственной ассимиляции иудеев. В 131 г. он основал в Иерусалиме колонию
Элия Капитолина, а на месте разрушенного храма хотел построить святилище
Юпитера Капитолийского.
Осквернение святого места подняло в 132 г. иудеев на новое восстание.
Во главе его стоял Симон Бар-Кохба (Сын Звезды). Он освободил на короткий
срок Иерусалим и большую часть Палестины и объявил себя царём Израиля.
Адриан послал против повстанцев своего полководца Юлия Севера, который
снова занял Палестину и в 136 г. захватил последнюю крепость восставших
Бетар. В Бетаре погиб Бар-Кохба, а оставшиеся в живых были проданы в
рабство или бежали из страны, которая подверглась беспощадному опустошению.
Вторая иудейская война довершила процесс рассеивания евреев по всему
свету. Уже вавилонское пленение положило начало так называемой диаспоре —
рассеиванию. В иранский и эллинистический периоды вынужденное изгнание
превратилось в добровольную эмиграцию. Большие еврейские колонии
существовали в Вавилоне, в Египте на острове Элефантина и в Александрии; в
Риме тоже была довольно значительная по численности еврейская община. После
восстания Бар-Кохбы диаспора охватила Грецию, Македонию, Киренаику.
Греческий географ Страбон[11] писал: «Евреи населяют почти все города,
и в мире нелегко найти место, где бы не жили представители этого племени».
Религиозные и национальные чувства, обострённые трагической судьбой их
родины, связывали евреев диаспоры крепкими узами и не давали раствориться
среди народов, к которым забрасывала их судьба.



Список используемой литературы:
Книги:
1) Библия
2) Энциклопедия для детей том 1 – Всемирная история
3) Большая еврейская энциклопедия
4) Б.В.Соколов «Сто великих войн» серия книг «Сто великих»
5) Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Интернет:
1) http://school.ort.spb.ru/library/torah/index.htm – Сайт по
истории и традициям еврейского народа.
2) www.arttoday.com – Иллюстрация “Взятие Иерихона”



-----------------------
[1] Иисус Навин 6:1-24
[2] Энциклопедия для детей том 1 – Всемирная история стр.65
[3] БЕЭ том 15 стр. 250 – Филистея
[4] 1Цар.17:1-58
[5] БЕЭ том 14 стр. 10 – Саргон
[6] БЕЭ том 11 стр. 463 – Навуходоносор
[7] БЕЭ том 9 стр.487 – Кир
[8] БЕЭ том 10 стр.540 – Антиох IV
[9] http://school.ort.spb.ru/library/torah/index.htm – Сайт по истории и
традициям еврейского народа.
[10] Энциклопедия для детей том 1 – Всемирная история стр.70
[11] Энциклопедия для детей том 1 – Всемирная история стр.70

-----------------------
Иуда Маккавей побеждает врагов и очищает храм

Взятие Иерихона

Давид и Голиаф


-----------------------

1






Реферат на тему: Волжская Булгария

План.

1. Предпосылки возникновения Волжской Булгарии. 2

2.Становление, развитие и распад ВОЛЖСКой БУЛГАРИи. 9

3. Архитектурные памятники. 17

Список литературы. 18


1. Предпосылки возникновения Волжской Булгарии.

В 617 г. аварский каган - или Байан, или сын Байана - умер и, согласно
распространенным впоследствии традициям международного права, аваро-
византийский договор требовал новой ратификации. Наследовавший престол
каган использовал случай, чтобы нанести Византии удар. В его планы входило
захватить императора Ираклия во время переговоров. Поэтому каган предложил
провести переговоры в городе Гераклея (современный Эрегли) на берегу
Мраморного моря и настоял на том, чтобы император приехал собственной
персоной. Ираклий, ничего сначала не подозревавший, с готовностью
согласился и направился в назначенное место. Едва он достиг Гераклеи, как
был предупрежден своими шпионами о вероломном заговоре и немедленно
поскакал назад в Константинополь. Взбешенный каган приказал своей орде
атаковать столицу, но гвардейские полки Ираклия вместе с регулярным
гарнизоном сумели отбить натиск аваров. Орда разграбила предместья
Константинополя и ушла на север, уводя тысячи пленников.
Ираклий не мог послать войска, чтобы отомстить аварам за предательство,
поскольку все его внимание было сосредоточено на войне с Персией. Однако,
чтобы как-то обуздать аваров, он прибег к традиционному маневру
византийской дипломатии восстанавливания одной "варварской" орды против
другой. Юстиниан I, как мы знаем, пытался предотвратить опасность со
стороны кутригуров, заключив союз с утигурами. Теперь Ираклий сделал
попытку установить дружественные отношения с кутригурами, рассчитывая
использовать их впоследствии против аваров. Мы видели, что вскоре после
первого натиска аваров кутригурский хан признал себя вассалом аварского
кагана. В 582 г. каган назначил Гостуна ханом кутригуров. Судя по его
имени, Гостун был скорее антом, чем кутригуром.
Преемником Гостуна был Курт, которому суждено было основать Великую
Булгарию. Согласно Златарскому, Курт правил 58 лет, с 584 по 642 г. А если
так, то он должен был быть маленьким мальчиком во время вступления на
престол, и есть некоторые свидетельства того, что его дядя Органа был
регентом во время первого десятилетия его царствования. Однако в начале
седьмого века Курт, должно быть, уже взял на себя всю полноту власти над
кутригурской ордой. Поскольку кутригуры выражали недовольство сюзеренитетом
аварского кагана, они утвердились в желании вступить в переговоры с
Византией. В 619 г. Курт появился в Константинополе со своей главной женой
и со своими архонтами ("боярами"), каждый из которых тоже привез главную
жену. Все они были крещены, и Курт был возведен в ранг патриция. По
византийским представлениям Курт теперь стал не только союзником
императора, но и подчинил себя господству как императора, так и церкви.
Ввиду опасности окончательного утверждения альянса между Визаитией и
булгарами, аварский каган поспешил заключить мир с империей (620 г.)
Оказалось, что это было только временное перемирие, необходимое аварам для
подготовки нового нападения на Константинополь. Чтобы обеспечить себе
успех, они вступили в переговоры с персами по поводу одновременного
наступления на Византию. Из-за больших расстояний и необходимости
использования послами каждой из сторон объездных путей, переговоры длились
несколько лет, и только весной 626 г. персидская армия достигла азиатских
берегов Боспора. В июне того же года передовые отряды аваров достигли
Длинной Стены. Константинополь, таким образом, оказался под угрозой осады с
двух сторон. Вскоре аварам удалось прорваться сквозь укрепленные стены, и
29 июля их орда оказалась у стен самого Константинополя. Линия фронта
аваров, имевшая форму дуги, простиралась от Золотого Рога до Мраморного
моря. Кроме собственной орды аварский каган имел под своим командованием
отряды булгар, гепидов и славян.
Участие булгар кажется довольно неожиданным ввиду предыдущего соглашения
между Ираклием и ханом Куртом. Однако возможно, что булгары,
присоединившиеся к аварскому кагану, не относились к кутригурам, а
принадлежали к какой-то другой булгарской орде, не подчиненной Курту.
Участие славян примечательно тем, что следует принять во внимание их флот.
Вероятно, легкие корабли славян плыли вдоль западного берега Черного моря
от устья Дуная на юг к Деркосу, откуда они были переправлены волоком по
суше к Золотому Рогу. 7 августа 626 г. аварский каган отдал приказ о штурме
Константинополя с суши и с моря. Однако, как и во время нападения Виталиана
столетие назад, византийские боевые корабли легко нанесли поражение легким
славянским судам. В это время нет упоминаний об использовании "греческого
огня". Одновременно с морской битвой константинопольский гарнизон
предпринял успешную вылазку, сокрушая осаждавшего противника. Каган был
сильно обеспокоен и отдал приказ об общем отступлении к Длинной Стене,
откуда он надеялся держать Константинополь под постоянной угрозой нового
нападения. Однако недостаток пищи и распространение эпидемий вынудили
аваров полностью снять осаду и вернуться к своим обжитым местам в Паннонии.
Когда персы, которые расположились лагерем на азиатском побережье Босфора,
узнали о неудаче кагана, у них не осталось другого выбора, кроме как тоже
отступить. Положение в целом изменилось столь круто и неожиданно в пользу
империи, что жители Константинополя приписали это чудо вмешательству Девы
Марии.
Кампания 626 г. стала последней попыткой аваров захватить Константинополь.
И престиж кагана, и мощь его армии были сильно подорваны этим поражением, и
именно с этого момента начинается упадок аварского каганата. Вскоре чехи
восстали против аваров. Традиция гласит, что предводителем восставших был
франкский купец по имени Само. Объединив чешские и моравские племена и
освободив их от аварского ига, Само выступил против франков и разбил
франкскую армию, посланную королем Дагобером (630 г.). Сведения о первом
чешском государстве очень скудны. По-видимому, оно распалось примерно через
тридцать пять лет после образования.
Другим не менее важным результатом кампании 626 г. стало окончательное
освобождение кутригурской орды от аварского контроля. Мы знаем, что
кутригурский хан Курт был обращен в христианство во время визита в
Константинополь в 619 г. Вслед за тем он не заявлял о себе на протяжении
нескольких лет и не предлагал своей помощи Византии в 626 г. Однако во
время отступления аваров от Константинополя Курт провозгласил свою
независимость. Возможно даже, что он в то время принял титул кагана. К
этому времени прежняя вражда между двумя основными булгарскими племенами -
кутригурами и утигурами - прекратилась, и между ними установились отношения
сотрудничества. Его основание можно легко понять. Кутригуры угнетались
аварами, а утигуры - тюрками. Каждое из племен было слишком слабым, чтобы
воевать с их поработителями в одиночку. Объединившись, они стали
значительно сильнее. Следует также отметить, что утигуры могли рассчитывать
на поддержку оногуров, угрского (мадьярского) племени, находившихся с ними
в дружественных отношениях с шестого века.
Таковым было основание объединения булгарских и угрских племен в
причерноморских и азовских степях. Центростремительное движение среди этих
племен искусно организовывалось Куртом. Хотя он был первоначально только
кутригурским ханом, утигуры и оногуры, по очереди, признали его господство.
Таким образом возникла так называемая Великая Булгария, каганом которой
стал Курт. С тех пор как Курт был крещен вместе со своими боярами в 619 г.,
у нас нет свидетельств распространения христианства в его владениях в какой-
либо большой степени. Но несомненно, что он сам достаточно долго
придерживался христианской веры. Весьма возможно, что он отрекся от нее из-
за недовольства части его народа и возвратился к своей первоначальной
религии, которая, вероятно, была алтайского происхождения.
Что касается балканских славян, то они также пытались освободиться от
господства аваров. Согласно сведениям, изложенным императором Константином
Багрянородным в его книге "De Administrando Imperio" ("Об управлении
империей"), можно убедиться, что в седьмом веке кроаты как-то вытеснили
аваров из Долмации. Вероятно, именно к этому событию относятся следующие
слова из стихов Георгия Писида: "Скиф (т.е. авар) убивает славянина и
гибнет сам; так они сражаются в крови до обоюдного уничтожения". Поэма была
написана по случаю возвращения Святого Креста на Голгофу императором
Ираклием после его победы над персами.
Немного позднее, чем иллирийские, македонские славяне, в свою очередь,
видимо, взбунтовались против аваров. В любом случае, к середине седьмого
века Македонские славяне отказались признавать над собой власть кагана. Не
подчинились они и господству императора. Как в 630-х, так и в 640-х гг. все
внимание византийских властей сфокусировалось на восточных войнах, сначала
против персов, затем - против арабов. У империи не было ни времени, ни сил,
чтобы сдерживать как фракийских, так и македонских славян.
Великая Булгария, основанная Куртом, в последние годы его царствования была
независима как от аваров, так и от тюрков. После неудачи аварского набега
на Константинополь (626 г.) угроза опасности с запада со всей
определенностью миновала. Ситуация на востоке была не столь благоприятной
для булгар.

2.Становление, развитие и распад ВОЛЖСКой БУЛГАРИи.


Булгар считают одной из самых ранних тюркоязычных групп, передвинувшихся
к западу от Волги, но не проявлявших себя до конца V века. В западных
источниках их имя впервые зафиксировано в Анонимном хронографе 354 года.
Затем оно всплывает вновь лишь после падения державы Аттилы. В последней
четверти V - начале VI века булгары появляются в Западном Причерноморье и
Подунавье, но действуют там не как консолидированный массив, а отдельными
группами.
Основная масса булгар обитала в степях Северо-Западного Предкавказья. В
период распада державы Аттилы и появления на Северном Кавказе савиров
группировка раскололась. Часть их ушла в Армению, другие переправились
через Танаис и проникли во Фракию, третьи остались в Приазовье, где были
подчинены оногурами и приняли их имя.
На рубеже V-VI веков главенствующее положение в союзе болгарских племен
заняли утигуры и кутригуры. Первые обитали в степях Приазовья, вторые
кочевали в Северном Причерноморье. Границей между ними был Танаис.
Кутригуры своими набегами постоянно тревожили балканские провинции
Византии. Поэтому империя натравила на них утигуров, разжигая жадность
последних подкупом и различными посулами.
Политика Византии вызывала ожесточенное противоборство племен в середине
V века. Историк VI века Агафий писал, что после этой междоусобной борьбы
оставшиеся в живых рассеялись среди других племен и приняли их имена.
В первой трети VII века, вслед за распадом Тюркютского каганата, в
степях Приазовья болгарскими племенами было образовано самостоятельное
объединение - Великая Булгария.
Великая Булгария - государственное образование, созданное булгарами,
издавна занимавшими Приазовские степи и Таманский полуостров. Их вождь
Кубрат в 635 г., после освобождения из-под власти тюрок и победоносного
восстания против ига авар, возглавил самостоятельное объединение - Великую
Булгарию. Он принадлежал к роду Дуло, боровшемуся еще в Тюркютском каганате
с правящим родом Ашина. Кубрат вырос при царском дворе в Константинополе,
где в юности был крещен. С византийским императором его связывала тесная
дружба. Заключив с ним союз, Кубрат получил от ромеев богатые дары и титул
патрикия.
В 40-х годах VII в. после смерти Кубрата созданное им объединение
распалось. Старший сын Кубрата Баян остался на родине. Второй сын Котраг
переправился через Танаис и "поселился напротив" Баяна. Трое сыновей
Кубрата ушли на запад. Один из них - Аспарух - осел на Дунае и основал
Дунайскую Болгарию. Двое других оказались в Паннонии и Италии. Еще одна
группа болгар откочевала на Волгу, положив начало Волжской Булгарии.
Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в
Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье. Их потомки — чуваши,
казанские татары и др.), финно-угорских народов и других в Среднем Поволжье
и Прикамье в X — нач. XV веков.

Столицы: г. Булгар, с XII в. - г. Биляр.

Торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др.
Военное и торговое соперничество с Киевской Русью, позднее — Владимиро-
Суздальской Русью.

Покорена монголо-татарами к 1240 году. Ко 2-й половине XIV века распалась
на Болгарское и Жукотинское княжества.
Государство БУЛГАРИЯ сыграло важную роль в процессе этногенеза современных
казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми. Получило свое
название от племенного объединения тюркоязычных кочевников, переселившихся
в Волжско-Камский регион из Приазовских степей в VII-VIII вв. Под влиянием
местных земледельческих финно-угорских племен булгары (болгары) переходят к
оседлому образу жизни.
Возникновение государства
Первые письменные известия о Булгарии относятся к началу X в. — времени
становления булгарского государства, центром которого стал город Булгар
(ныне с.Болгары Болгарского р-на Татарии). Молодое государство попало в
зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего
положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому
халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве
государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома
киевским князем Святославом I Игоревичем в 965 закрепил фактическую
независимость Булгарии.
Расцвет домонгольской Булгарии
Булгария становится самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье,
благосостояние которого обеспечивалось за счет ее выгодного географического
положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также
благодаря обилию плодородных черноземных почв. Булгария стала центром
производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий
различных ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари»,
изделия из металла, кожи). Однако основной оборот булгарских купцов
составлял торговый транзит между Востоком и Западом, кроме того, Булгар был
известен своим рынком невольников, которые привозились из русских земель и
северного Поволжья. Для осуществления торговых операций в Булгарии с начала
X века чеканилась собственная монета — дирхем.
Оживленная торговля способствовала развитию городов. Помимо г. Булгара,
были известны и другие города, такие, как Сувар, Биляр (Буляр), Ошель и др.
К XII веку относится основание на берегу реки Казанки города Иски Казань
(Старая Казань), который располагался недалеко от современного пгт.Арск,
районного центра Татарии. В конце XIV века город (а скорее, имя) перенесено
на современное место. Города являлись не только административными и
торговыми центрами, но и мощными крепостями. Необходимость защиты от
набегов кочевников из соседних степей заставляла булгар возводить
оборонительные валы и рвы, которые нередко достигали в длину нескольких
километров. В обороне государства немалую роль играли также многочисленные
укрепленные усадьбы булгарской знати.
Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре
мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским,
открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предметов
быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности
среди булгарского населения. В Булгарии появляются собственные ученые:
юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В 1212г. поэтом Кул-Гали
(ок. 1183 — между 1236 и 1240 годами) была создана на булгарском языке
поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего
времени. Осознавая себя форпостом ислама, Булгария способствовала его
проникновению в соседние земли. Так, по преданию, в 986 булгарские
проповедники по прибытии в Киев предлагали великому князю Владимиру I
Святославичу принять ислам.
Богатство Булгарии, ее стремление контролировать торговлю с Востоком
привели к частым нападениям соседей. Если борьба булгар с кочевниками-
половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями
причиняли Булгарии значительно больший ущерб. Уже в 985г. князь Владимир
совершил удачный поход на Булгарию, а в XII веке с возвышением Владимиро-
Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в
Поволжье, борьба между двумя соседями обострилась. Постоянная военная
угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны — в город
Биляр (ныне с. Билярск Алексеевского района Татарии), получивший в русских
источниках имя «Великого города». Несмотря на то, что булгарам удалось в
1219г. захватить и разграбить Устюг, в целом превосходство было на стороне
русских. Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 году, когда
русскими дружинами был взят Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп
позволил булгарам избежать разорения столицы. После этого установился мир,
подтвержденный в 1229г. обменом военнопленных.
Появление в восточноевропейских степях монголо-татарских орд заставило
примириться давних соперников. В 1223г. монголы разгромили русско-
половецкое войско в битве на Калке, но на обратном пути были сильно
потрепаны булгарами. В 1229 и 1232 годах булгарам удается отразить набеги
монголов. В 1236г. Батый, собрав значительные силы, начинает крупнейший
поход на Запад. Первой его жертвой стала Булгария. Осенью того же года
Биляр и др. города были захвачены и разорены, после чего монголы двинулись
на Русь. Однако сопротивление еще не было сломлено окончательно, и в 1240
году Булгария вновь подверглась разорению кочевников.
Булгария под властью Золотой Орды
В 1243г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая
Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Несмотря на утрату своей
самостоятельности, она пользовалась некоторой автономией, ее правители
стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов
в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной
частью культуры Золотой Орды.
Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых
связей помогло возродить экономику Булгарии. Наивысшего расцвета она
достигла в первой половине XIV века, чему способствовало и утверждение
ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Булгария в этот
период выступает проводником мусульманства для соседних народов — мордвы,
вотяков, башкир. Кроме того, город Булгар становится временной резиденцией
золотоордынского хана. Город привлекал своими кирпичными и белокаменными
сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, а также
общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о
богатстве и процветании Булгара. Булгары первыми в Европе освоили плавку
чугуна, из которого отливали котлы. Их металлические изделия, украшения,
керамика получили широкое распространение в средневековой Европе и Азии.
Распад государства
С серередины XIV века внутриполитическая обстановка в Золотой Орде
осложняется, начинается жестокая борьба за ханский престол, усиливаются
сепаратистские тенденции. В 1361г. князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды
обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Золотоордынским ханам
лишь на короткое время удается вновь объединить свое государство, где
повсюду идет процесс дробления и обособления отдельных территорий.
Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества —
Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин (Джукетау, разрушен в
XV веке. Остатки — около г. Чистополь в Татарии).
Во второй половине XIV — начале XV века эти княжества испытывают на себе
постоянное военное давление Руси. Ее ставленник в 1370г. занимает
булгарский престол, а в 1376г. в Булгаре появляются русские чиновники, в
обязанности которых входил контроль за торговлей. Больший урон булгарам
наносили частые нападения ушкуйников, грабивших их города. Тяжелый удар по
Булгарии был нанесен в 1431г. московским войском князя Федора Пестрого,
после чего Булгария лишилась южных земель, которые перешли в подчинение
Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром
которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в
Среднем Поволжье нового государства — Казанского ханства и нового этноса —
казанских татар.

3. Архитектурные памятники.

В городе Великие Булгары, который был в 1431г. разорен войсками Ивана III и
начал приходить в запустение, сохранился в той или иной степени комплекс
сооружений.
В 60-е годы XIII века была построена Соборная мечеть (сохранились только
руины) и встроенный минарет, который во всех документах упоминается как
Большой (имел высоту 24 м и основание 5х5 м, рухнул в 1841 году).
В 30-е годы XIVв. были возведены Восточный и Северный мавзолеи. В XVIII
веке сохранившиеся остатки Восточного мавзолея переделали в православную
церковь св. Николая. В 1967-1968 годах здание было отреставрировано и ему
возвратили, по-возможности, первоначальный облик. Северный мавзолей
сохранился хуже, так как его использовали в качестве монастырского погреба.
Он тоже частично восстановлен.
В 300-400 метрах от Соборной мечети стоит довольно хорошо сохранившийся
Малый минарет высотой 11 метров (вторая половина XIVв). Лучше всего
сохранилась так называемая Черная палата, построенная в середине XIV века.
Сохранилась центральная часть некогда большого двухэтажного помещения,
которое предназначалось для ханского суда и других целей.



Список литературы.


1. Смирнов А.П.Волжские булгары М., 1951.
2. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии М., 1984.
3. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария. Духовная культура. Домонгольский
период X — нач. XVII в. Казань., 1990.
4. Казаков Е.И. Культура ранней Волжской Болгарии. Этапы этнокультурной
истории М., 1992.
5. М.Зарипов, Ж.Миндубаев От Ульяновска до Казани М., "Искусство", 1976.






Новинки рефератов ::

Реферат: Пищевые растения и их свойства (Сельское хозяйство)


Реферат: Психология у Аристотеля (Психология)


Реферат: Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия. Гравитационное поле Земли (Геодезия)


Реферат: Труд (Социология)


Реферат: НАТО (История)


Реферат: Государственный экзамен по Биологии (Биология)


Реферат: Эстетика (Искусство и культура)


Реферат: Программа прогнозного исследования (Социология)


Реферат: Курс лекций по экономической истории (История)


Реферат: Основные черты и значение "Серебряного века" для культуры России (Культурология)


Реферат: Слобожанщина - історія розвитку (История)


Реферат: Биотехнология. Вклад в решение глобальных проблем человечества (Биология)


Реферат: Разработка товара (Менеджмент)


Реферат: ЕРЕСЬ ИКОНОПОЧИТАНИЯ (Религия)


Реферат: Взаимодействие основных частей ЭВМ при выполнении программы (Компьютеры)


Реферат: Банковские операции и формы безналичных расчетов (Биология)


Реферат: Венский конгресс (История)


Реферат: Облік витрат на оплату праці (Бухгалтерский учет)


Реферат: Волонтёрство в психолого-педагогической деятельности (Психология)


Реферат: Общероссийские классификаторы (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист