GeoSELECT.ru



История / Реферат: Возникновение и развитие парламента в Англии (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возникновение и развитие парламента в Англии (История)



Введение
2
Возникновение и развитие парламента в Англии
1Становление английского парламента
1,1Возникновение парламента
3
1,2 Система парламентских выборов в средневековой Англии 7
1,3 Представительство графств
8
1,4 Представительство городов
9
2 Развитие парламента 18-19вв.
11
2,1 Развитие избирательного права
13
2,2 Избирательная реформа 1832г.
14
3. Заключение
16
4. Список литературы
17



Введение


В 8-15вв. господствующей формой государственного устройства в Европе
становится сословная монархия. В большинстве стран она пришла на смену
феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для
короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического
аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно
осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий.
Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества
королевской власти, рыцарства и горожан.
Становление и развитее Английского парламента происходило в период с 8-
15вв., за такой длинный временной период парламент развивался, учась на
своих ошибках, благодаря ему Англия представляла наиболее свободную в
политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего
западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой
также обеспечивало политическую стабильность в стране.
Поэтому Я решил немного рассказать о рождении и развитии парламента. А
еще интересен и тот факт, что парламент имеется и у нас, и, изучая развитие
Английского парламента ясно видно, что мы взяли себе, а что пока нам не
пригодилось. Поэтому в двойне интересней рассмотреть развитие парламента
Англии.



Становление английского парламента
Возникновение парламента


В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало
неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной
организации страны - представительный парламент. Своим возникновением он
был обязан как установившимся к 13-14вв. политическим формам
взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям
ситуации в условиях кризиса власти второй половины 13в. Немалое значение в
этом длительном процессе сыграли и традиции привлечение короной высшей
знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.
Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов
короля, которые с середины 12в. стали обязательной частью государственной
жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных
вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого
собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться
более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и
роль высшего суда - суда пэров (равных). Во второй половине 12в. в
собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы (" старшие
и меньшие бароны "). В Великой хартии 1215г. была специально оговорена
обязанность короны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке
" архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов…. и, кроме
того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в
определенное место (ст. 14) . В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не
только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели
политическую борьбу за влияния этого собрания на распределение королевских
должностей.
Во второй четверти 13в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал
обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258гг. совет созывался
по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были
требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В
условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267)
влияние советов магнатов усилилось. По Вестминстерским провизиям 1258г.
собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским
управлением, создав исполнительный совет 15-ти.
Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть
вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан.
Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской
знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого
представительства для формирования новой политической структуры. После
захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне
1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо
прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это
представительство приняло особый акт - "Форму управления", составленную де
Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства.
(Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на
протяжении первой половины 13в.) В новый созванный де Монфором парламент -
в январе 1256г. - были приглашены не только рыцари от графств, но и
представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового
учреждения, где были представлены основные сословия Англии.
К середине 14в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и
нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое
употребление позднее, в 16в.
Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии,
входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные
приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не
приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда
главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью.
Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду,
получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом
верхней палаты.
Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на
сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда не случалось, редко собиралось
более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале
Вестминстерского дворца.
Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура
эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в.
Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В 14в. оно
обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким
образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая
обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Постепенно
оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных
избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем
такие права политическими).
К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами
из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на
переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для
специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е.
коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же
принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два
рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых
городов. Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно
менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине
14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более
пятисот).
Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное
довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два
шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали
традиционными.
Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших
монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе парламента
лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где
обсуждались и внутри сословные вопросы, и финансовые отношения с короной.
Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты
объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия
парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися; члены
нижней палаты слушали ее стоя за барьером.
С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще -
до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая
ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих
перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент
открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте,
где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было
Вестминтское аббатство.
Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных
заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные
или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской
речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов
иногда произносились и на английском языке.
В 14-15вв. в обществе складывается представление и о статусе депутата.
Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических
привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя,
вошедшая в практику к началу 15в., подразумевала охрану жизни и имущества
депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое - только на время
сессии).
О высоком престиже парламента свидетельствует запись в протоколе сессии
1453г. Два депутата палаты общин (в том числе спикер) были обвинены в
грабеже и арестованы по приказу всесильного тогда герцога Йорского. Нижняя
палата выступила с протестом. Отстоять неприкосновенность парламентариев не
удалось. Однако герцогу пришлось доказывать правомерность своих действий; в
частности, он сообщил, что арест состоялся, когда в сессии был перерыв,
т.е. не в "парламентское время".
Интересно и высказывание юристов, призванных для консультации. "Мы не
смеем дать ответ", - заявили они, так как не было до сих пор случая, чтобы
юристы определяли привилегии парламента. "Он так высок и могуществен по
своей природе, что может создать закон; а то, что само есть закон, не может
создать никакого закона" (Rotuli parliamentorum Vol.V.P. 239; перевод Н.О.
Майоровой).
Высокий авторитет представительного учреждения основывался на
возможностях, которых парламент сумел добиться за первые полтора столетия
своего существования. Его компетенция к середине 15в. была уже вполне
обозначена. Необходимо иметь в виду, что в этот период происходило
становление системы государственного управления в Англии. Важным элементом
этого процесса стало разделение функций королевской администрации (прообраз
современной исполнительной власти) и парламента.
Особое значение имело деятельность парламента, связанная с
налогообложением. Фискальная система государства еще только формировалась,
и многие налоги, в первую очередь прямые, явились чрезвычайными. Отметим,
что налоги в Англии платили все, и не только третье сословие, как во
Франции. Это обстоятельство устраняло одну из возможных причин конфронтации
между сословиями.
С 1297г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое
имущество. С 1320-х гг. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных
налогов. В скоре палата общин добилась такого же права и в отношении
таможенных пошлин. Таки образом, основную часть финансовых поступлений
король получал при согласии нижней палаты (официально - в виде ее дара),
выступавшей то имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные
позиции палаты общин в таком важном для короля дели, как финансы, позволяли
ей расширить свое участие и в других областях парламентской деятельности.
Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине
15в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал
указы (ордонансы). Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем,
также имели силу закона. Они назывались статутами.
Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней
палаты (билль). Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись
королю. Йорский статус 1322г. гласил, что все дела, "касающееся положения
сеньора нашего, короля… и … положения государства и народа, должны
обсуждаться, получать согласие и приниматься в парламенте нашего господина
короля и с согласия прелатов, графов, баронов и общины королевства" (Цит.
По: Гунтова Е.В. Английское государство в 14-15вв.//Средние века. Вып. 50.
М., 1987. С. 66).
Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин
(например, ордонанс Генриха 5 о реформе денежной системы, 1421г.). Уже в 15
в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты
общин.
Палаты стремились влиять на назначение и отставку высших чиновников
королевства. В 14в. складывается практика отстранения должностных лиц,
обвиненных в серьезных нарушения законодательства, в злоупотреблениях, в
других неблаговидных поступках. Парламент, впрочем, не имел юридической
возможности увольнять неугодных ему чиновников, но под влиянием выступлений
депутатов король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной
репутацией.
В условиях борьбы за королевский трон и междоусобицы парламент
легитимизировал смену королей на английском престоле. Так, низложение
Эдуарда 2 (1327г.), Ричарда 2 (1399г.) и последующая коронация Генриха 4
Ланкастера были санкционированы парламентом. В палате общин часто
радовалась весьма жесткая критика действий королей. В 1376г. с
антиправительственной петицией выступил спикер палаты Питер де ля Мар.
Судебные функции парламента также были весьма значительными. Они входили
в компетенцию его верхней палаты. К концу 14в. она приобрела полномочия
суда пэров и верховного суда королевства, рассматривавшего наиболее тяжкие
политические и уголовные преступления, а также апелляции. Палата общин
могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять лордам и королю
свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.
Наконец, существовала еще одна область деятельности парламента, очень
важная для понимания роли этого института в государстве и обществе. Являясь
высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал
многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от частных лиц, так и
от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т.д. Для их
рассмотрения создавались специальные комиссии, но первоначально петиции
поступали в палату общин.
Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была
школа политического и правого воспитания, как для депутатов, так и для тех,
кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получало
информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы,
затронутые в частных и в коллективных петициях, находили отражение в
законопроектах палаты общин, а затем и в статутах.
Разумеется, реальная картина деятельности парламента была весьма сложной,
но также большой интерес вызывает развитие парламентских выборов в
средневековой Англии.



Система парламентских выборов в средневековой Англии

К концу 14в. членство в палате общин начало восприниматься потенциальными
парламентариями не как обуза (что было характерно в первые десятилетия
парламентской истории), а как привилегия.
Избиратели считали парламент способным реально защищать их интересы.
Соответственно и членство в Нижней палате было выгодно и престижно.
С ростом значимости палаты общин росло и внимание к ней знати,
стремившейся добиваться своих целей в парламенте не только личным своим
участием, сколько проведением своих ставленников на выборах. Этим во многом
объясняется напряженная ситуация на выборах, беспорядки и злоупотребления,
о которых сообщают как письма Пастонов, так и парламентские документы 15в.
Другой силой, оказывавшей давление на выборы депутатов, была королевская
власть. Она могла реально влиять на состав будущей палаты общин. Выборами
на местах руководили представители королевской администрации: шерифы в
графствах и бейлифы в городах. По протекции короны парламентариями часто
становились чиновники различных ведомств. Последние, как правило, имели
юридическое образование, что повышало компетентность членов палаты общин.
Упорядочение системы выборов было постоянной темой парламентского
законодательства в 14в. и особенно в 15в., когда был принят ряд важных
статутов по избирательному праву. Рассмотрим процедуру выборов в графствах
и городах.



Представительство графств

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее
открытия, и начиналась с писем - приказов, рассылавшихся из королевской
канцелярии шерифам графств. После выборов эти документы надлежало
возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных
депутатов.
За выборы отвечал шериф, а проводились они в собраниях графств.
Эти организации, имевшие более давнюю историю, чем парламент, входили в
структуру местного самоуправления. Ее объектами были городские и сельские
общины, приходы и монастыри, объединявшиеся в более крупные корпорации:
общины сотен и, наконец, общины графств.
Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным собраниям
родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донормандских времен.
После завоевания они приняли на себя административные функции - судебные и
фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти. Однако
частично их самостоятельность была сохранена.
Средневековая Англия, таким образом, имела прочную систему органов
местного управления и самоуправления (по всей территории, а не только в
городах).
Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне -
вилланы, то в собраниях графств - только свободные, начиная с фригольдеров
и, кончая магнатами, которые, впрочем, предпочитали посылать вместо себя
заместителя. Таким образом, большинство в собраниях графств составляли
средние и мелкие феодалы и зажиточные крестьянство, т.е. те средние слои,
которые и определялись термином общины.
Главная роль на выборах принадлежала шерифам. Они обладали значительными
полномочиями и, соответственно, большими возможностями для злоупотреблений,
количество которых росло с усилением давлением знати. Чаще всего нарушения
заключались в фальсификации итогов выборов: в возвращаемый текст
королевских предписаний вносились нужные имена, а законно избранные
депутаты не попадали в парламент.
Палата общин последовательно, хотя, судя по парламентским документам, не
очень успешно, боролось с этим злом. Она инициировала принятие статутов,
направленных против нарушений избирательных норм. Меры предлагались
довольно жестокие. Так, по статуту 1445г. шериф должен был платить за
каждое нарушение крупный штраф: сто фунтов в казну и столько же -
пострадавшему, т.е. человеку, чье имя не было включено в список избранных.
Для сравнения, годовой доход с недвижимости; дававший допуск в рыцарское
сословие, составлял всего сорок фунтов. Однако неоднократные предложения
палаты общин положить предел злоупотреблениям шерифов не встречали
поддержки монархов.



Представительство городов


По данным исследователей, все английские города, имевшее право на
парламентское представительство, можно условно разделить на четыре группы -
в зависимости от их положения в графстве.
К низшей категории принадлежали небольшие города, не выбиравшие
собственных депутатов, а посылавшие делегатов на собрание графств. Таких в
конце 16в. было одиннадцать, среди них - Лондон, Бристоль, Йорк, Линкольн,
Саутгемптон. Лондон обладал комплексом административных, судебных, торговых
и прочих привилегий и посылал в парламент четырех депутатов.
О том, что город имеет статус парламентского, говорило королевское
предписание шерифу о выборах депутатов на очередную сессию. Город мог
получить избирательное предписание, даже если приходил в упадок. В первые
десятилетия существования парламента нередки были и случаи отказа городов
посылать своих представителей - из-за необходимости собирать деньги на
жалованье депутатам, отрывать их от важных дел и т.д.
Участие представителей города в парламенте требовало от муниципальной
казны хотя и небольших, но реальных расходов.
Однако большинство городов в 14в. изменили свое отношение к участию в
парламентской деятельности. Она становилась в глазах горожан все более
привлекательной. Если в конце 13в. в парламенте было представлено около 60
городов, то в середине 15в. - уже более ста. В 1377г. в 70 городах Англии
проживало около 130 тыс. избирателей, т.е. на порядок больше чем в
графствах. Число депутатов от городов также могло значительно превышать
число рыцарей графств.
В отличие от других сословно-представительных учреждений Западной Европы,
в английском парламенте представители городов не составляли отдельной
палаты. В парламентских документах депутаты палаты общин обозначались как
"рыцари графств и горожане сити и бургов".
В то же время представители графств в парламенте находились в гораздо более
выигрышном положении, чем горожане. Выборы в городах крайне редко находят
отражение в статутах королевства. При злоупотреблениях на выборах (по
статуту 1445г.) должностные лица городского управления (бейлифы)
наказывались штрафом в 40 фунтов, в то время как для шерифов штраф
составлял 100 фунтов.
Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не
горожане, а сельские землевладельцы. Отчасти такое положение объясняется
большими возможностями магнатов влиять на выборы именно в городах, особенно
небольших, где не было сильной купеческой верхушки. Но сами горожане
стремились получить депутата, имеющего влиятельных покровителей и,
следовательно, способного отстаивать интересы своих избирателей успешнее,
чем это сделал бы никому не известный выходец из купцов или ремесленников.
В таких случаях заключались предварительные договоренности, которые, как
правило, соблюдались.
Подобная практика стала возможной благодаря не разработанности правовых
актов об избирательных правах горожан. В петиции палаты общин от 1413г.
упоминается о том, что городскими представителями должны быть "постоянные и
полноправные жители своих сити и бургов". Избирателями не могли быть
случайные люди, не входившие в городскую общину и не платившие налогов.
Процедура выборов зависела от местных традиций, которые, в свою очередь,
во многом определялись положением города в графстве. Распорядителями были
бейлифы, а также члены городского самоуправления - олдермены. Выборы
проводились, как правило, на собрании городской общины.
После выборов предписания с включенными в них именами новых депутатов
возвращались в королевскую канцелярию - как правило, через шерифа
соответствующего графства (если город сам обладал статусом графства -
шерифом города).



Развитие Парламента 18-19вв.


Парламент 18-19вв. полностью воспринял организацию исторического
английского парламента, но в деятельности его сложилось много новых
конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и
взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую
роль среди источников парламентского права.
Парламент стал более многочисленным и представительным органом. В состав
Верхней палаты лордов к середине 19в. входило 465 светских и духовных
аристократов (в т.ч. 207 епископов). В 17в. членство в Палате лордов
допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, в 19в. установился
возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности).
Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии:
судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль,
касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался
в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для
принятия решения достаточно было присутствие трех лордов.
Палата общин избиралась на 7 лет (с 1714г.) населением королевства по
избирательным округам и особым корпорациям на основе избирательного права,
существенные изменения, в котором произошли только к середине 19в. К 18в.
количественный состав палаты был постоянным (в 558 мест), в 19в. он вырос
до 658 за счет Ирландии. В середине 19в. 656 депутатов представляли 1.250
тыс. избирателей (на всего 29 млн. населения королевства). Членство в
Палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов
для графств, 300 - местечек) и статус free holder'a в течение всей жизни.
Только в начале 19в. в парламент получили доступ католики. В 1858г. избран
первый еврей - барон Ротшильд. С 1858г. любой избиратель старше 21 года и
отвечавший избирательным ограничениям мог и быть избранным в палату (т.е.
активное и пассивное избирательное право отождествилось). Не могли быть
избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство,
находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалование
от короны и даже пенсии от нее (с 1718г.).
Палата общин самостоятельно избирала своего спикера; кроме него, был и
секретарь палаты - чиновник, ведавший протоколами и актами. В 17-18вв.
содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало, и
парламент нередко возбуждал преследования по обвинению в клевете против
высказывавшихся о его деятельности. С 1771г. вошло в практику печатанье
отчетов о заседаниях палат. Текущая деятельность палат определялась
конституционными обычаями и статусами, многие из которых восходили к 14в. К
1854г. был кодифицирован и опубликован Регламент Палаты общин. Заседания
первоначально проходили с 8 часов утра, в 19в. - вечером (с 5 час. вечера
для Палаты лордов, с 4ч. 15м. - для Палаты общин).
Полномочия парламента определялись конституционным принципом его
абсолютного верховенства и охватывали практически любые вопросы: "Парламент
имеет суверенную и неподконтрольную власть создавать законы, распространять
их или ограничивать, отменять, отзывать и оживлять. Эта законодательная
власть применяется ко всем объектам духовным и временным, гражданским и
военным, подлежащим морскому или уголовному праву. Парламент есть место,
которое британской конституцией помечено как место власти абсолютной, даже
деспотической, отчасти должной существовать во всяком государстве с
необходимостью. Парламент может менять конституцию империи, обновлять ее,
так же как и пересоздавать самого себя на иной основе. Он может любую не
возможную вещь, и то, что делает парламент, не может делать никакая земная
власть" Крупнейший английский правовед 18в. У. Блэкстон здесь выделил
качественные важнейшие характеристики власти парламента: суверенность,
неограниченность, не подконтрольность, сочетание текущей законодательной и
конституционной власти. Вместе с тем считалось, что постановления и билли
парламента не должны противоречить справедливости - в той форме, которая
была зафиксирована правом.
Основной формой деятельности парламента было законодательство. С середины
18в. принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре
первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла
инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием
государственных средств). В остальном процедура различалась в зависимости
от того, относился ли законопроект к категории частных или публичных
биллей.
Частный билль был самым многочисленным типом закона. Предложение о таком
мог внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного
(своего) депутата. Он касался местных дел, требующих государственного
вмешательства. Частный билль представлялся в виде петиции (и был как бы
продолжением этого права) и далее обсуждался в трех по-особому составленных
комитетах: постоянном из 11 депутатов, комитете отбора из 6 депутатов,
прохождения. Затем он вносился на усмотрение Палаты общин и голосовался,
как правило, без детальных прений.
Публичный билль представлял, собственно, в широком смысле закон. Его
вносило правительство. Предварительное обсуждение проводили специально
созданные депутатские комиссии - как правило, по 5 депутатов. Каждый билль
должен был пройти три чтения - разного значения и определенности. Первое
было формальным и не имело содержательного значения, т.е. палата просто
извещалась о проекте. Второе было концепционным, и после него отмеченный
проект (до 1849г, - переписанный на парламенте - !) направлялся в комиссию.
Только в третьем чтении собственно утверждался или отклонялся законопроект.
Публичные билли должны были пройти рассмотрение обязательно в каждой палате
парламента в течение одной сессии. Голосование в Палате общин проводилось
по принципу "Да" - "Нет", в Палате лордов - "Согласны" - "Не согласны".
Затем законопроект поступал через канцлера на утверждение монарху.
Со второй половины 19в. правительство стало оказывать все более
определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881г. вошло в
обиход (в 1882г. закреплено в Регламенте) "правило спешности", согласно
которому премьер-министр бал в праве предложить Палате общин обсудить билль
вне установленной очередности в силу особой государственной важности.
Депутаты получили право требовать прекращение прений (с 1887г.), и такая
резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак
не регламентировался, и их продолжительность бала произвольной. Говорить
депутаты парламента могли только без каких-либо записок. Тогда же вошло в
практику правило "гильотины": на обсуждение законопроекта заранее
отводилось определенное время, и если билль не был обсужден полностью, не
обсужденные части ставились на голосование без дальнейших прений.
Помимо законодательной деятельности, депутаты парламента имели полномочия
запроса к правительству. С начало 18в. они были формальны и сводились к
праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета (т.е.
известно ли происшествие или явление правительству). С 1783г. оно было
признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право,
отвечать или не отвечать на запросы. Только в 1869г. право парламентского
запроса стало важным конституционным обычаем, и судьба запроса была
взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.



Развитие избирательного права 18-19вв.

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы
избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По
существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не
гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам,
университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к
значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это
право вообще было предоставлено. Такое не соответствие рассматривалось как
важный изъян избирательной системы уже в 17в. "Следование обычаю, когда
смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не
осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и
нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылают столько же представителей
в великое собрание законодателей, как в целое графство, густонаселенное и
обладающее большими богатствами" (Локк Д. Два трактата о правлении. 2. С
157.)
В конце 17-начале19в. избирательное право по-прежнему регулировалось
законом 1414(!)г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали
свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в
год (подтверждено в 1746г.) и проживающие в графстве к моменту
обнародования указа о выборах. Аналогичные требования касались и городских
избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по
мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки
избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления
закон угрожал наказанием в виде штрафа и года тюремного заключения.
На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались
558 депутатов, в том числе 45 - от Шотландии (с 1801г. добавилось еще 100
депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители городов
(467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали университеты
Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и социально
значимое в Британии к 19в. население обладало ничтожным представительством.
Такие крупные города, как Бирмингем, Манчестер, вообще не посылали
депутатов. Значительную часть избирали жители т.н. "местечек", которым по
тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в
Средневековье. В конце 18в. реальные 154 избирателя посылали в Палату общин
307 депутатов. Для большинства и факт избрания был неочевидным: их просто
назначали по принципу личной преданности земельные магнаты, которым
принадлежали эти местечки на правах ленд-лордов (так, 84 магната назначали
до 150 депутатов; герцог Норфолк, обладавший владениями в разных графствах,
таким образом, назначал 11 депутатов, прочие герцоги - по 6-7).
Полуанегдотической была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом
из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты
нередко не хватало для полного состава Палаты: в конце 18в. нередки были
газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов
(вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного
взноса - от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалованья;
это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или
корпораций).
Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в
1782г. Однако только спустя 50 лет под давлением обстоятельств и в
интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была
проведена.



Избирательная реформа 1832 года.


Избирательная реформа 1832г. отказалась от представительства корпораций и
перешла к территориальному представительству населения; депутатские места
стали предоставляться в примерной зависимости от количества населения,
приживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин осталось
прежним, но было сделано перераспределение: 56 т.н. "гнилых местечек" были
полностью лишены представительства, еще для 72 оно было сокращено или
изменено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были
предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые
избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога
для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный
имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или
недвижимости в городах, приносящих доход не менее 10 фунтов в год (200
шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли-
копигольдерам (арендатором), но с более высоким имущественным цензом - в 50
фунтов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но
все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а
также рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после
промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и
влияния на политику.
Более радикальной стала избирательная реформа 1862г. На ее проведение
значительное влияние оказало чартистское движение 1830-1840гг., в
программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего
мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены
представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В
графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на
собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5
фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено
избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям
квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости
(проживание в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных.
Однако в целом количество избирателей было увеличено. В социальном
отношении право представительства получили отныне не только земельные
собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция,
рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право
представлялось имевшим ученые звания.
В итоге избирательной реформы 1884г. было сделано окончательное
продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права.
Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли
или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов), и
практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались
возможностей служебной подчиненности или использование офисов под жилье).
По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на
жителей графств и городов.
Уравнение в правах населения городов и графств довершилось
усовершенствованиями избирательной системы в 1885г. Были сформированы
избирательные округа с представительством строго пропорционально
численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал
двух депутатов, большой - свыше 65 тыс. - трех. Одновременно частично был
ограничен принцип "двойного голосования" (существовавший ранее и весьма
показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог
голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.
Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по
мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатом, набравшим
относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от
большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании.
В 1872г. в связи с утверждением принципа обязательного начального
образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной
подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало
идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным.
Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали
дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на
избирателей.
Реформа парламента существенно подняло авторитет его, народ в парламенте
видел власть, которая, что-то может решить. Хотя до идеально парламента
было очень далеко, но реформа 18в. существенно повысила значимость
парламента в государстве.



Заключение

И так, за первые столетия существования парламента система выборов в
палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия
парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на
борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и города, а
также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого
имущественного и социального положения.
Нельзя не упомянуть и еще об одной социальной группе, занимавшей все
более заметные позиции в парламенте: о юристах и королевских чиновниках.
Круг этих образованых людей пополняли выходцы из горожан и из джентри.
Многие из юристов неоднократно избирались в парламент.
Члены нижней палаты, близкие друг другу по интересам и обладавшие (в
значительной части) юридическим образованием, составляли дееспособную,
почти профессиональную организацию.
Развитие государственно-политического строя Великобритании в 18-19вв. в
итоге сформировало наиболее классический образец системы парламентаризма.
Этот парламентаризм обеспечил Англии стабильное реформирование разных
областей социальной и политической жизни, решение многих острых
экономических и политических, в т.ч. внешнеполитических, проблем в
интересах социального мира. К началу 20в. Англия представляла наиболее
свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное
государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи,
существование которой также обеспечивало политическую стабильность в
стране.



Список литературы



История государства и права зарубежных стран.
Москва 1980г. П.Н. Галанза , 552с.



Всеобщая история государства и права.
Учебник для вузов: В 2-х томах Т. 1,2- М.:Остожье. 1998г.-512с.



История (газета)
Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и
Франция)
1998г. № 24







Реферат на тему: Возникновение казахских ханов

С.ИГИБАЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА
Поиск.-1997.- N2.-С.80-89 Сегодня Казахстан занимает среди государств мира
по своей террито- рии 9-ое место и площадь ее составляет 2 миллиона 717,3
тысячи квад- ратных км. Она располагает также богатыми природными людскими
ресур- сами. Численность населения составляет по данным 1994 года 16
млн.942,4 тысячи человек и занимает в мире 29-ое место. 1б декабря 1991
года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики
Казахстан. Это стало поворотной вехой в истории нашего государства: вступил
в широкие экономические, дипломатические, поли- тические и культурные связи
со многими странами мира; стал родиной многих народов, независимо от
этнической и языковой принадлежности. Возникновение казахского ханства
явилось закономерным итогом соци- ально-экономических и этнополитических
процессов на обширной терри- тории Восточного Дашт-и Кыпчака, Семиречья и
Туркестана (Южного Ка- захстана). Территорию Казахстана населяли племена,
которые зафикси- рованы и древних письменных источниках. В частности, гунны
известны с 1764 года до н.э., скифы, сарматы, саки - с VII-VI вв. до н.э.,
уйсуны - с III в. до н.э., тюрки, канлы, карлуки, казладжи, кыпчаки - со II
-го века до н.э., дулаты, аргыны, найманы, киреи, алчыны стали известны с
VII-XIII веков н.э. Некоторые племена, расселенные, по данным источников,
на территории Казахстана или в сопредельных регионах, принимали самое живое
участие в процессе Формирования ка- захской народности. Генология казахских
родов изучена в работе М. Тынышпаева (2). Он изложил ее в кратце так, что
казахи состоят из трех орд: Старшей, Средней и Младшей. Старшую Орду
составляют: 1) уйсын (отделения- дулат, албан, суан, сарыуйсын), к которому
приста- ли чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир; 3) канды, к которому
присоединился чаншксы. Среднюю Орду составляют: 1) аргын, 2) найман, 3)
кыпчак,4) конрат, 5) уак, 6) керей. Младшую Орду составляет ал- чын,
состоящий из 3 групп: 1) Байулы, 2) Алимулы, 3) Джетыру. Нет сомнения и
том, что процесс образования народности опережал ее поли- тическое
объединение. Геродот казахской истории А.И. Левшин приводит - 2 - сведения
восточных историков, утверждавших, что казахи составляли самостоятельный и
независимый народ в отдаленнейших веках нашего ле- тоисчисления. Некоторые
даже относят их существование далее Р.Х. Ка- захский народ, утверждал А.И.
Левшин, - весьма давно известен в Азии, составляя одну из отраслей
многочисленного турецкого племени, не уступает в древности ни киргизам, ни
другим соплеменным с ним на- родам. Подпав владычеству Чингиса, он по
смерти сего завоевателя достался в удел сыну его Джучи, и хотя принадлежал
к Золотой Орде, но имел собственных ханов, отчего иногда оставался в
покорности сво- им главным повелителям, иногда же "присоединился то к Орде
Чагатайс- кой, то к Алмалыкской, то к Ташкентской, которую потом звали
Могул - улус" . Он считал, что казах как имя собственное народа не подлежит
ни перевод, ни этническим спорам. Историк XVI в. Фазаллах ибн Рузба- хани
Исфахани писал, что слава о казаках, описываемых в истории ара- бов и
персов, под именем татарского войска, известна издавна. Ч.Ч. Валиханов
полагал, что Алаш (Алач), легендарный родоначальник трех казахских жузов и
первый хан казахский мог жить, приблизительно, в середине Х1У столетия. Это
предположение, он считал, не лишено осно- вания. У народов азиатских
свобода и независимость могли обусловли- ваться только в лице отдельного
хана и своего родоначальника, Усиле- ние казахов союзом разных выбежавших
племен от орд Кипчаковской и Туркестанской, конечно, делалось и
образовалось постепенно, испод- воль, Анализировав предание казахов и
ссылаясь на труд казахского историка Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих"
Ч. Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХЖ в. имели свое
политическое объединение. В работе "Киргизское родословие" он приводит
следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на Токтамыша,
проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их улусы и
повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские ханы,
казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В случа- ях общего сметения,
утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без
различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как можно полагать из
Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно почтенное и означало
возвышенность духа здравость - со- ответствовало европейскому рыцарству.
Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в работе Уте- миша-
хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине ХIV в. по поручению Шайбанида Иш-
султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.) Золотая Орда потеряла
былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- - 3 - май, не Чингизид, забрал
правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио увел на берег реки
Сыр Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат. После смерти
Вердыбека прекратилась правящая ди- настия батуидов на Золотоордынском
троне. Вполне возможно, что линия потомков Бату пересеклась еще со времен
Узбек-хана (1312-1341). Ста- ли претендентами на Сарайский трон
представители из друтих линий Джучидов. Хызр-оглан из шейбанидов занял этот
трон. Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана, поставила в качестве свадебной юрты
золотую юрту. Однако, в первый раз, Кызрхан долго не утверждался на троне и
был вынужден уйти в свой улус, к Ак-Кулю, расположенный на территории
современной Туркмении. Перед уходом из Сарая Хызр-хан разломал золо- тую
юрту, а золото поделил между своими казаками. Токтамыш (1380-1395/97),
ставший ханом Золотой орды с 1380 года, с целью ос- лабления Акнияз-хана
(урус-хана-1369-1379 гт.). В 70-х годах совер- шал набеги на его владения,
"подвизаясь в казаках-казакла/б йуруб", опираясь на силы жемен ширин,
барин, (барын), аргун и кыпчак, кото- рые были давними, со времен предков,
элями Токтамышоглана. В период ослабления и распада Золотой орды (ХIV -ХУ
вв.) племена, населявшие территорию Дашт-и Кыпчака и входившие,
преимущественно в узбеко-ка- захо-ногайский союз народов, стремились к
созданию самостоятельной государственности. Государственное объединение
Синяя Орда сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп
и народов на территории Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже
ХIV- ХУ вв. Название Синяя Орда появилось как Белая и Серая Орды еще при
жизни Чингис-хана, Чингис-хан, после смерти Джучи, прнял его сыновей и
поставил им три юрты: белую юрту с золотым порогом поставил для Бату - Саин-
хана, синюю орду с серебряным порогом поставил для Иджа- на, серую орду со
стальным порогом.- для Шейбани. Значительно укре- пилась Синяя Орда при
хане Урусе (1369-1379) - Акниязе, ставшем пра- вителем Золотой орды и
Токтамыша. Видимо, со времен Урус-хана и Ток- тамыша Синяя орда стала
называться Белой Ордой, так как они стали ханами и Золотой орды, т.е. Белой
орды. Происхождение основателя ди- настии казахских ханов Уруса считается
спорным. Одни исследователи утверждают, что он потомок Орды - Иджена
(Ичена), 1-то сына Джучи, другие считают (Абулгазы, Утемишхаджи), что он
ведет свое происхож- дение от Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. В частности,
Абулгазы Бага- дур султан, автор труда "Шаджараи - тюрк", утверждает о том,
что род Тукай-Тимура, царствовал у казахов: ...У Чингизхана сын Джучи-хан,
его сын Тукай - Тимур, его сын Урусхан, его сын Койрчак-хан, его сын - 4 -
Барак-хан, его сын Абу-саид, по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять
сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, за ним следо- вали Итик,
Джаниш, Канабар, Тениш, Усюк, Джаук. Кроме рода Тукай-Ти- мур царствовали в
Туране у казахов потомки Шейбан-хана. Так, напри- мер, русская летопись
сообщает, что царь Ахмат, простоявший на Угре до 11 ноября 1480 года, пошел
назад через литовские волости и возв- ращался в степь с награбленною
добычею. На отнимку этой добычи отп- равился хан Шибанской или Тюменской
орды, Ивак , "и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков. И взем
с собою тцурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямчурьчеи мырза, а с ним силы
петь на десят ты- сящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а уже
осень. И поиде на переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и
поиде после Ахмата по вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на
зимовище приде и ста зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою
свосю безвестно с мырзами месяца генваря в 6 день (1481г.). Приде на него
на утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белую
вежу цареву Ахматову и уби его совими руками. А силы межи собою не билися.
А итибаны с нагаи начаша ахма- тову орду грабити меж Доном и Волгою, на
Донцу на Малом близ Азова. И стоял царь Ивак 5 дней на ахматове орде и
поиде прочь, а ордобазар с собою поведе и Тюмень" (11). Таким образом,
последний грозный для Москвы хан золотой Орды погиб от одного из потомков о
Чингис-хано- вых. (12). В результате захватнических войн Тимура и
внутренних уео- биц в конце ХIV- начале ХV вв. Ак-Орда значительно ослабла.
На неко- торое время в 1423/24 - 1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде
восстановил внук Урус-хана, Барак, но вскоре он погиб и правление на
территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру. Ханство
Абулхайра, известное в литературе также под названием Госу- дарство кочевых
узбеков, Узбекское ханство, со времен правления хана Узбека, с Х1У в. по ХУ
в., название узбеки употреблялись как собира- тельное, политическое имя для
обозначения тюркских и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт
-и Кыпчака, а не как этноним . В правление Абулхайра (1423-1468 гг.)
Государство кочевых узбеков - казаахов значительно расширилось. Границы
государства Абулхайра простиралась от реки Сары-су на востоке до южных
отрогов Уральского хребта на западе и от гор Улу-Тау на севере до низовьев
Аму-Дарьи на юге (Хорезм). Потомки Урус-хана и Баракхана во второй четверти
ХУ в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана. Образование госу-
дарств Кок-Орды, ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и - 5 -
Сибирского ханства было заметным этапом в становлении государствен- ности
местного населения и формировании этнических общностей-народ- ностей
казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по языку, ма- териальной и
духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за власть различные
династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против Абулхаира,
который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. Махмуд бен
Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр-
хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования власти в степи
чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на власть в
Восточном Дешт - и Кып- чаке (13). Преодоление раздробленности,
политической разобщенности частей казахского народа в рамках
государственных объединений, свя- зано с именами Джаныбека и Гирея.
Джаныбек и Гирей были близкими родственниками. Их династические интересы,
борьба с другими чингизи- дами за власть в степи совпали с интересами
различных социальных групп консолидировавшегося народа к созданию
самостоятельного госу- дарства. В результате борьбы, в отличие от
монгольских улусов, как метко заметили исследователи, в частности
К.А.Пищулина, насильственно объ- единенных множество разнородных
этнополитических организмов, племен и народностей, образовалась
государственность, основанная на более определенной этнической основе, на
базе формировавшихся и народнос- тей (14). Борьба между династическими
группами за власть тяжело от- ражалась на положении трудящихся масс.
Усобицами и воинами был зало- жен весь период правления Абулхайра. Набеги,
организованные царству- ющей фамилией на ауылы сепаратистски настроенных
ханов и султанов, разоряли хозяйство подвластного им населения. В кочевом
обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им
существую- щего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с
насижен- ных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена.
Значи- тельная часть населения сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40-
50-х годах в южных районах Казахстана - в предгорьях Каратау, в низовьях
Сырдарьи, северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные
Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и
Гирея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау, на
Сырдарье-Сузак, Сыганак, Сауран и др. Однако кочевое население, подвластное
Джаныбеку и Гирею, испытывало значи- тельные трудности в летних пастбищах,
так как степные земли были за- няты кочевыми подданными Абулхайра, которые
в свою очередь, были ли- - 6 - шены возможности прикочевывать на привычные
места зимних стоянок и вести торговый обмен. В середине 50-х годов ХУ века
наметилась мас- совая передвижка казахского населения из Восточного Дешт-и
Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау на восток, в Семиречье, в
по- исках лучшей, спокойной жизни, чем в пределах ханства Абулхайра. Два
султана из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им
казахами в пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хай- дер
(1500-1551гт.) из тюркского рода дулатов, живших от Алтын-Эмель- ских гор
до г. Чимкента, входивших со второй половины ХУ1в. в состав казахской
народности, в работе "Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это
время (около 860) (1455-1456гг) Абул-Хаирхан влады- чествовал в Дашти-
Кипчаке; султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них,
Жаныбек-хан и Гирейхан бежали в Моголис- тан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462)
принял беглецов хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который
составляет западную окраину Моголиста- на. Там они зажили спокойно"(151).
Разбросанные в западных районах Моголистана местные тюркские племена, а
также общины, которые бежали из государства Абулхайра, объединились под
властью Жаныбека и Гирея. Мухаммед Хайдер (Хайдар) относит время
образования казахского ханс- тва к 870г. хиджры (1465-1466). Он утверждал,
что "эпохой, с которой началось собственно власть султанов казахских,
надобно считать год 870; в прочем лучше знает"(16). Новое государство,
возникшее на тер- ритории западной части Ссмиречья, стало основой
Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада
владений Золотой ор- ды. Население молодого государства росло. В б0-х годах
ХУ века оно насчитывало около 200 тыс. человек. Главой казахского ханства
был Жаныбек (1455-1480). Территория Казахского ханства при Жаныбеке была
еще не велика. Ханство владело кочевьями к северу от нижнего течения Чу и к
востоку от Сары-Су. Его окружали могущественные соседи. На западе оно
граничило с государством Абулхайра, на юге - с среднеази- атскими
владениями Тимуридов, на востоке - с Моголистаном. В проти- вовес
Абулхайру, Абусаид, сын Барак-хана, прозванный Жаныбек-хан, сохраняет
дружественные связи с правителями ногайцев, мангытовкара- калпаков. Ч.Ч.
Валиханов заметил, что время управления Жаныбека, когда две родные орды
ногаев и казахов жили. вместе, воспевается в казахских поэмах, как золотой
век. К этому времени принадлежит боль- шая часть преданий, нравственные
изречения Жиренши - Шешена, мудрого Аз-Жаныбека и философа Асана
Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются степняками до сих пор (17). Основная
идея творчества Асан-Кайгы - - 7 - это идея единства племен казахского
ханства Жаныбек также устанавли- вает основы мирных отношений с правителями
Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с Моголистаном
позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и обеспечить свою независимость. По
ут- верждению Мухаммед Хайдера, "начиная с Иса-Буга-хана до времени Ра- шид-
хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою. Под словом
"монголы" автор подразумевал скорее политическое объединение, чем
этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого
государя - Жаныбека перед казахским народом заключается в том, что он сумел
сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно
было относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ назвал его "Аз-
Жаныбек" т.к. "Жаныбек Благословенный". Политическая обстановка
благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов Жаныбека
и Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно
переходили все новые и новые казахские роды и племена. В последней трети ХУ
в. усилился процесс включения казахских племен Семиречья, ранее подвластное
Моголистанс- ким правителям, в казахское ханство. В тесный Союз с
правителями ка- захского ханства вступали и мангыты. Б конце начале ХУ
начале ХУ1 в. (1500-1505 п.) отдельные группы кыпчаков, найманов, карлуков,
конг- ратов и других, известные под названием кочевых узбеков, этническая
история которых идентична с племенами казахов, под предводительством
Мухаммада Шайбани, ушли в глубь Средней Азии. Они вошли в состав уз-
бекской и каракалпакской народностей. Власть Шайбанидов из рода Абулхайра
на территории Дашт - и Кыпчака прекратилась. Оставшиеся на территории Дашт-
и Кыпчака отошли под власть казахс- ких ханов и ускорили процесс завершения
сложения казахского народа. Понятие "казах" стало этнонимом для обозначения
народности, рассе- ленной на всей обширной территории Казахстана, понятие
"узбек'" ста- ло этнонимом племенных объединений, передвинувшихся под
предводи- тельством Мухаммада Шайбани на территории Средней Азии. После
распа- да Моголистана и Ногайской Орды этноним "казах" также включил в себя
население юго-восточной и западной части Казахстана, Значительная часть
тюркоязычной общности могулов вошли в казахскую народность. Источник
упоминает мангытов в составе войска Касым-хана . Этноним "казах" закрепился
как наименование народности, понятие "Казахстан" - как название территории
ее обитания. Сознание своего этнического единства народ отразил в эпических
произведениях. Казахские ханы, вступившие в борьбу с Шайбанидами за власть
в южном и центральном - 8 - Казахетане обладали несомненной реальной силой.
Это подтверждает да- же шайбанидские источники. Так, например, в 1470 г.
Гирей-хан (Ки- рей-хан) двинулся со своими войсками в Туркестан Мухаммад
Шайбани был разбит и ушел в Бухару. Современник узбекского хана Мухаммада
Шайбани, авгор исторического сочинения "Мехмана-наме- и Бухара", участник
одного из походов Мухаммада Шайбани на казахов, произведен- ного им в 914
гиджры, т.е. 1509 г. хорасанский ученый Фазлаллах ибн ахани Исфахани пишет,
что казахские хани тоже происходят от Джу- чи-хана, они тоже многочисленны.
"В настоящее время главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из
узбеков. Говорят, если Бурун- дук-хан отдаст приказ казахскому улусу, то
быстро может мобилизовать до 40000 вооруженной конницы. У них много
вооружений и продовольст- вия, лошадей много; их они пасут на яйлаках и при
кишлаках. Шайбани хан в Самаркандекой пустыне, что лежит против Отрара, мне
однажды сказал, что Дашт-и Кипчакские степи составляют около 600 кв. ташей"
. Далее, и разделе "О том, как кочуют казахи" он продолжает, что ка- захи
очень богаты, даже бедная семья имеет по нескольку тысяч голов овец,
лошадей и волов. Поскольку они богаты, постольку и храбры, в бою один
сражается против десяти и или побеждает, или погибает. Их кочевья раскинуты
внутри Дашт-и Кыпчака по течению Итиля, кочевки продолжаются свыше двух
месяцев; зимние стойбища казахов находятся на Сыр-Дарье, зимовки
располагаются вдоль реки и тянутся на протяже- ние около трехсот ташей,
Свои нападения на государство Шайбани хана, объясняет Рузбахани, казахи
оправдывают тем, что они нуждаются в хлопчатобумажных товарах. При
нападении неприятеля казахи свои семьи и скот собирают в одно место, а сами
сражаются, стоя вокруг них. Раз они решились биться, то одолеть их бывает
трудно, если не поможет какое-либо чрезвычайное обстоятельство. Рузбахани
сообщает, что Са- ганак в Дашт - и Кыпчаке обстроенный, земледельческий и
населенный пункт. Этот город в древности был очень цветущим, был окружен
боль- шими постройками и обработанными полями, богат разнообразными про-
дуктами и является торговым пунктом для казахского народа. Говор

Новинки рефератов ::

Реферат: Award bios (Программирование)


Реферат: Лишение родительских прав (Гражданское право и процесс)


Реферат: Культура поведения школьника (Педагогика)


Реферат: Захист права власності (Гражданское право и процесс)


Реферат: Анализ платежеспособности, кредитоспособности предприятия и ликвидности баланса (Бухгалтерский учет)


Реферат: О лососёвых (Биология)


Реферат: Разделение властей в правовом государстве (Теория государства и права)


Реферат: Анализ состояния расчетов и платежеспособности торгового предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Одаренные дети (Педагогика)


Реферат: Организация аудиторской проверки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ структур, характеристик и архитектур 32-разрядных микропроцессоров (Компьютеры)


Реферат: Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации (Психология)


Реферат: Методология конституционного права (Право)


Реферат: Оптимизация химического состава сплава (Химия)


Реферат: Программирование элементов разветвляющейся структуры (Компьютеры)


Реферат: Трудовая деятельность (Психология)


Реферат: Расчетно графическая работа по курсу БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Определение степени минерализации воды в реках г. Уссурийска (Химия)


Реферат: Основание прекращения трудового договора (Трудовое право)


Реферат: Водопроводная сеть города (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист