GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Тоталитаризм (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Тоталитаризм (Политология)



Российский Университет Дружбы Народов
Международная Школа Бизнеса



РЕФЕРАТ


на тему «Характерные черты тоталитаризма»
по курсу «Политология»



Москва, 1998
Характерные черты тоталитаризма

Понятие «тоталитаризм» впервые появилось среди оппозиции Муссолини в
20-е годы (Дж. Амедола, Пьеро Гобетти). Однако слово понравилось самому
Муссолини и стало использоваться в 30-е годы фашистскими и нацистскими
идеологами. Гитлер не принимал этого термина. Официально советское
обществоведение упорно доказывало, что неправомерно данный термин
распространять на социалистический строй. Тем не менее в американской, а
потом и в западной политологии в целом термин закрепился. Но литература по
тоталитаризму появилась до возникновения самого термина. И прежде всего в
фантастических романах утопиях. Таковы романы А. Богданова «Красная
звезда», М. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир». Все они
были написаны не столько на основе чего-то увиденного, сколько на основе
художественного последовательного развития социалистических идей начала
века.
Первый симпозиум по тоталитаризму прошел в США уже в начале 30-х
годов. Накануне второй мировой войны на Западе выходит книга Н. Бердяева
«Истоки и смысл русского коммунизма». В 1944 г. Книга Ф. Хайека «Путь к
рабству», в 1951 г. - «Происхождение тоталитаризма» Х. Арендта, в 1956 г. -
«Тоталитарная доктрина и автократия» К. Фридрихта и З. Бжезинского.
Современное понимание тоталитаризма обогащено работами многих философов,
среди которых, К. Поппер, Э. Фромм, Т. Адорно, эмигранты из СССР (А. Янов,
А. Зиновьев, М. Восленский). Яркие и страшные картины жизни при
тоталитаризме написаны А. Солженицыным и Д. Оруэллом.
Кроме тенденции к конституционализму, в политической истории
проявилась тенденция расширения сферы политической власти. Поскольку в
политической истории Востока доминировали деспотии, эту тенденцию можно
было назвать восточной. Ш. Монтескье, Г. Гегель, Д. Милль писали о деспотии
как о восточном азиатском явлении. Тенденция конституционализма развивалась
и победила на Западе. ЕЕ с полным правом можно отнести к западной культуре
и традиции.
Однако наступление власти на общество проявилось и в Европе. Цезаризм
опрокидывал аристократию и насаждал солдатчину. Во время средневековья
католическая церковь претендовала на контроль и в государстве и в частой
жизни. Но произошедшее в 30-40-е годы наступление государства на общество в
Германии и особенно в СССР, не знало себе равных ни по масштабам, ни по
последствиям. Поэтому не случайно именно явлению ХХ в. Найдено особое
определение - тоталитаризм.
Тоталитаризм возникает вначале как евразийское (СССР), потом как
европейское (Германия, Италия, частично Испания), наконец, азиатское
явление (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Кампучия). В Южной Америке и
Африке наблюдались отдельные признаки тоталитаризма, особенно в Бразилии в
годы правления военной хунты в 60-70-е годы, в Эфиопии в 70-80-е годы, В
Заире в 60-80-е годы. В стертой форме черты тоталитаризма проявились в
странах Восточной Европы в 50-е годы в силу зависимости от СССР, насаждения
в них коммунистических режимов. Все типы тоталитаризма существенно
различаются между собой, но имеют и немало общего. Последнее дает повод
считать, что кроме национальных есть и общие причины его бурного развития в
первой половине ХХ в.
В настоящее время в мире нет страны, политический режим которой можно
было бы назвать последовательно тоталитарным. Поэтому точное и полное
понимание сути тоталитаризма дает практика несегодняшнего дня. Обращаясь к
наиболее ярким образцам тоталитаризма теперь уже ушедшей эпохи, мы имеем
возможность выявить характерные черты тоталитаризма в целом. Знание их
имеет принципиальное значение для политически образованного гражданина. Во-
первых, потому что тоталитаризм - противоположность конституционализму. В
его основе принципиально иная парадигма не только политического строя, но и
всего образа жизни. Поэтому знание основ конституционализма и тоталитаризма
- это условие сознательного выбора гражданской позиции. Во-вторых,
тоталитаризм во многом поучителен для всех. Для России особенно, так как
Россия 30-50-х годов наиболее последовательный пример тоталитаризма. Знание
тоталитаризма полезно и для будущего. Если бегство в тоталитаризм произошло
на фоне выдающихся прорывов научной социальной мысли, завоеваний гуманизма
и демократии, то не исключается вероятность нового возврата в условиях
нового кризиса и на фоне новых выдающихся достижений культуры.
Потребность в ясности и четкости понятия развивалось в годы «холодной
войны», когда обострилось сознание противоположности интересов СССР и США.
Первое понимание тоталитаризма сформулировано в законах США «Об эмиграции и
гражданстве» (1952г.) и «О борьбе с коммунизмом» (1954г.). Согласно этим
законам к характерным чертам тоталитарной диктатуры относятся наличие
единой, обладающей диктаторской властью политической партии, которая, по
существу, срослась с правительством; подавление любой оппозиции;
непризнание основных прав и свобод, которые присущи представительной форме
правления; подчинение провозглашаемых прав интересам государства.
Приведенные положение американских законов З. Бжезинский и К. Фридрих
взяли за основу своего определения тоталитаризма и предложили более
обстоятельную характеристику тоталитаризма. Ими выделены следующие
признаки:
1) единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
2) одна, единственно возможная идеология, которая должна признаваться
всеми. Деление всего мира в соответствии с идеологией на друзей и врагов;
3) монополия на средства массовой информации;
4) монополия на все средства вооруженной борьбы;
5) легализация террора и система террористического полицейского контроля;
6) централизованная система управления экономикой.
Уже на основе данных характеристик можно видеть существенные отличия
тоталитарной власти от демократической. Недостаток признаков, предложенных
З. Бжезинским и К. Фридрихом, заключается в том, что в них нет системности,
а главное - не выделен общий интегрирующий признак, нет общей связующей
нити. Список черт тоталитаризма можно было бы продолжить. Так, при
тоталитаризме утверждается монополия на массовую культуру, централизовано
управление художественным и научным творчеством. Все признаки сами по себе
верны, но неясно, что же является наиболее существенным, определяющим,
исходным, а что характерным, но все же производным. Единая массовая партия,
общая для всех официальная идеология типичны для тоталитарный режимов, но
обусловлены они более общими свойствами тоталитаризма, емко выражающими его
сущность.
Американский политолог Дж. Линц в 70-е годы выделяет такие признаки:
1. сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой
правящая группа не несет ответственности перед выборным органом и не
может быть лишена власти институциональными средствами;
2. монопольная детализированная идеология, легитимирующая режим и
пронизывающая его неким величием исторической миссии;
3. активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных
задач с помощью всех институтов.
Такое описание тоталитаризма более фундаментально. Оно ориентировано
на описание не всех, а наиболее характерных признаков и приближает к
пониманию его сущности. И тем не менее оно тоже уязвимо, так как автор не
разделяет двух политических вопросов - каковы отношения власти и как
организована власть. И хотя в жизни эти вопросы взаимосвязаны. Все же они
существуют как два вопроса. Тоталитаризм - понятие, призванное прежде всего
выразить отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти
(сильная централизация, способы легитимации) - это вторичные, производные
признаки тоталитаризма.
Наиболее агрегированными признаками тоталитаризма являются
абсолютность, агрессивность, мобилизационность власти. Абсолютность власти
означает, что власть - исходное начало всех инициатив, движений, изменений.
Гражданского общества нет, или сфера его жизни крайне сужена.
Экономические, духовные интересы существуют такими, какими им разрешено
быть властью. Как выразился однажды У. Черчилль о советском порядке: «У вас
все запрещено, а что разрешено то приказано». Этот признак приближает к
пониманию тоталитаризма, указывает на его родство с восточными деспотиями,
азиатским способом производства или протестарной формацией. Особенность
последней в том, что исходное начало заключено не в экономическом интересе
человека, а в интересе власти, которая не может полностью игнорировать
интересы людей, но в состоянии подчинить их себе, может ими пренебрегать,
деформируя их.
Абсолютность власти противоположна практике ее конституционного
ограничения. И отношения человека и власти при тоталитаризме принципиально
иные по сравнению с отношениями, складывающимися на основе признания
неотчуждаемости естественных прав. При тоталитарной системе человек только
песчинка в общем потоке. Его положение основывается не на самоопределении,
а на послушании. Здесь мы имеем дело не с гражданской, но авторитарной
личностью.
Авторитарная личность - предмет внимания политический философии и
теории политики. Платон описывает два типа авторитарной личности.
Управляющие-философы - блюстители, обладающие большими знаниями,
всевозможными добродетелями и уникальным опытом. Они обладают особым
качеством - знают и видят Добро. Другой тип людей - управляемые. Они лишены
возможности достичь высот в понимании Добра. Их удел верить в Добро, на
которое указывает повелитель. И. Кант сводил авторитарность к способности
повелевать, с одной стороны, и к способности повиноваться - с другой. И.
Канту импонировал взгляд Фридриха 2 на границы допустимой свободы мнений.
«Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Т. Адорно выделил следующие черты современной авторитарной личности:
преклонение перед властью, привычка и даже любовь к подчинению, никаких
сомнений относительно правоты проводимой политики, нетерпимость к
инакомыслию и действию нижестоящих. А. Адлер интерпретирует авторитарную
личность в психоаналитическом духе. Влечение к власти - основная движущая
сила поведения - уходит в бессознательное. Преклонение перед властью
сочетается с отсутствием личной воли к власти, даже желания участвовать в
осуществлении власти. Притязания на власть воспринимаются как нескромность.
Самовыдвижение исключено. Чем скромнее, тем вернее карьера. Скромность
переносится и на культ вождя. Для авторитарной личности независимость и
достоинство - эфемерные понятия, инициатива исключена. Вырабатываются
житейские правила политического поведения: инициатива наказуема, вести себя
надо по правилам трамвая: передние места не занимать, из окон не
высовываться. Авторитарная личность послушно идет отдавать свой голос кому
положено, выбирает на собрании почетный президиум, подписывается на
официоз. Человеку не положено знать, куда и как расходуется национальное
хозяйство: верхи знают. Поэтому только в тоталитарном обществе люди не
знают во что обходится военно-промышленный комплекс, число людей занятых в
нем. Система секретности рассчитана не столько на тайну от иностранных
служб, сколько на бесконтрольность внутри страны. Воспроизводство человека
низводится до создания частички «общего дела», члена массовидных
коллективов, корпораций. Чем дольше корпорация, тем проще
деиндивидуализировать человека, свести его к какой-нибудь функции.
Принудительность, тайная и явная, единообразие - таковы непременные черты
такого коллективизма.
В обществе создается мнение о существовании сильной, всемогущей
власти. Здесь произвол сочетается со своеобразным порядком. В России
сильная власть утверждалась двумя путями, - прорывами произвола и
перманентным бесправием человека. В первые годы советской власти новые суды
руководствовались так называемым революционным правосознанием. В сталинские
времена беззаконность проявлялась в массовых репрессиях, сплошной
коллективизации. Во времена так называемой оттепели Хрущев мог вносить
произвольные изменения в законы, передавать исторические российские земли
другой республике, в одночасье перестраивать структуры управления. В
брежневские времена диссидентов помещали в психиатрические лечебницы и
«лечили». Одновременно складывался режим безропотного подчинения велениям
властей. На партийных и государственных чиновников возлагалась особая
ответственность за поведение масс. Попытка организовать неугодный властям
митинг, демонстрацию, тем более забастовку, каралась жестоко.
Устанавливались несложные правила. Управляемый не должен «возникать»
по собственной инициативе, активность допускалась только в рамках
социалистических принципов. Отклонение от принципов было опасно. Задача
управляющего - обеспечить требуемый верхами порядок, выполнение спускаемого
сверху плана.
Неограниченность власти дает американскому политологу А. Янову
считать, что и гитлеризм, и сталинизм являются лишь очередным тотальным
наступлением государства на гражданское общество. С его точки зрения,
тоталитаризм - теоретическая фикция. В действительности в СССР был старый,
как мир деспотизм.
В такой оценке существенный момент истины. Но было бы упрощением
свести проблему тоталитаризма к возрождению деспотизма. Деспотии характерны
для традиционных обществ, тоталитаризм для обществ, переживающих социальное
развитие. Тоталитаризм - это резкое возрастание наступательной власти и ее
мобилизационного потенциала.
Мобилизационность означает, что деятельность всех подчиняется одним
задачам, которые формируются вождем. Политическая система становится
метасистемой, поглощающей все другие сферы жизни общества, превращая их в
политические подсистемы. Особенно ярко это проявилось в нашей стране, где
властными структурами планировалось почти все в экономике и образовании,
кинематографе и пополнении системы рабства типа Гулага. Экономические
ресурсы подчинялись целям, которые выдавались как великие стройки
коммунизма, заводы-гиганты, соревнование в гонке вооружений,
интернациональная помощь. Другой вопрос, что многие из великих целей
оказывались ненужными, преступными, народные средства растранжиривались. Но
ни одно конституционное государство в принципе не обладает таким
мобилизационным ресурсом, каким обладает тоталитарный режим.
Одна из догм советского тоталитаризма состояла в выделении всеобщей
воли как особой, стоящей над волей групп, коллективов, индивидов, как
способ подчинения всех единым требованиям и принципам. При такой версии
выделяется особая роль государства, как носителя всеобщей воли, способной
противостоять любой частной воле, и политического руководства - как
деятельность по обеспечению идейно- политического единства всего общества,
в целенаправленном скоординированном развитии всех составных частей
общественного организма.
Общей чертой всех тоталитарных режимов является пронизанность идеями,
которые мобилизуют, унифицируют. Примечательно, что в СССР и Германии было
проявлено удивительное сходство официальных художественных вкусов:
предпочтение огромным зданиям и скульптурам, помпезности, бодрости в пенях,
героизму в музыке.
Тоталитаризм по своей сути - закрытая самодостаточная система. Все
чуждое ей изгоняется, подавляется, уничтожается. Система нетерпима к
инородному. Сосуществование с чем-либо ей противоположным гибельно для всей
системы. Отсюда характерное для тоталитарных обществ идеологическое и даже
четкое политико-психологическое деление всех на «мы» и «они», «друзья» и
«враги». Тоталитарная система ресурсов власти такова, что она как бы
возвращает человека в традиционное общество. Сходство в том, что у человека
нет варианта не согласиться, противостоять, сохранить свою независимость.
Можно только выскочить из системы, умудриться сбежать. Общество развитого
тоталитаризма напоминает колонию Кафки, его структура настолько целостна,
что даже управитель, будь в его голове много новых идей, никак не сможет
изменить сложившийся прядок.
Выпадение одного из звеньев сложившейся системы неизбежно ведет к
деградации тоталитаризма. Так, критика культа личности Сталина оказалась
судьбоносной для советского политического строя, началом конца КПСС, СССР,
развала тоталитарной системы в целом.
Общей чертой тоталитаризма является агрессивность, авантюризм,
особенно в период своего формирования и утверждения. Агрессивность
проявляется в постоянной активности идеи борьбы с враждебным и чужим. В
России вначале особенно жестоко обошлись с партиями, которые, казалось бы,
близки к большевикам по целям и идеалам. Потом начались поиски врагов
народа. Ими оказывались лидеры придуманных партий, кулаки, придуманные
вредители среди интеллигенции. Борьба велась против вредных течений
(морганистика в биологии, кибернетика, космополитизм) во имя чистоты рядов,
нравов, последовательности принципов.
Авантюризм также неотъемлемый спутник тоталитаризма. Абсолютность,
мобилизационность власти меркнут, если их постоянная необходимость не
подтверждается. И перманентно ставятся новые задачи, даже если они не
обоснованы и не выполнены предыдущие. Германский нацизм проявил сою
агрессивность в основном во внешней политике, сталинизм - и во внешней и во
внутренней. И. Сталин бросил клич: «Нет тех крепостей, которых не могли
взять большевики». Путь решения сверхзадачи - построение социализма и
коммунизма - становился понятным. Через любые жертвы и самопожертвование,
но обязательно штурм, и задача будет решена.
Авантюризм и агрессивность оказываются эффективным способом отвлечь
от провалов в политике, экономике переключить недовольство в русло
ненависти к какой-либо группе.
На основе общих черт тоталитаризма выстраивается логика всех
формализованных признаков тоталитаризма. Монополия одной партии на власть,
господство одной идеологии, монополия на массовую культуру и средства
массовой информации - все эти признаки выражают общие признаки
тоталитаризма. Все они так или иначе обеспечивают абсолютность власти,
мобилизованность, закрытость системы.
Модель тоталитаризма не является универсальной для общей
характеристики общественного строя. Поэтому свести оценку СССР к понятию
«тоталитаризм» было бы упрощением. С помощью понятия «тоталитаризм»
раскрывается только один аспект общественного устройства - отношения власти
и человека, принципа функционирования власти, альтернативного принципу
конституционализма. Но понятия «тоталитаризм» не достаточно для
социоэкономической, социокультурной характеристики любого общества, где
последовательно развивалась практика тоталитаризма и тем более только
элементы тоталитарных режимов. Сталинская и постсталинская практика в целом
и является и тоталитарной, и коммунитарной. В трудовых коллективах,
массовом сознании воспроизводились общинность, солидарность, активность
нематериальных стимулов. В советском обществе ленинско-сталинский
коммунитаризм оказался модернизированной формой реанимации традиционной
общинности. Корпоративизм, насаждавшийся в Германии, Италии, Испании, был
результатом политики внеэкономического снятия противоречий интересов
собственников и работающих по найму.
Тоталитаризм на первых этапах выглядит только деформацией
функционального характера, выражающей увлеченность, абсолютизацию
национальных идей. Но утвердившись, тоталитаризм начинает
самовоспроизводиться, деформации выливаются в органическое вырождение. Чем
дольше общество оказывается в плену тоталитаризма, тем больше общество
деградирует. Сущность деградации в том, что ненормальные, патологические
общественные явления становятся привычными и воспринимаются как нормальные
и, более того, как должные. Люди живут в двойном измерении: среди мифов и
реальностей.
Тоталитаризм если эффективен, то только в решении отдельных вопросов.
Мобилизуя все силы на отдельных направлениях, власть обрекает общество на
рывки, неравномерности, авантюры, невосполнимые потери.
Тоталитаризм объясним, но не оправдан.




Реферат на тему: Тоталитаризм
Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется
тоталитаризм на всеобщей идеологии общественной жизни, чрезмерным
разрастанием власти и поглощением ее гражданского общества.
Общая черта тоталитарных моделей устройства человеческого общества это
– всеобщность государства. В социально-экономическом отношении она
предполагает планирование и регулирование всех социальных и хозяйственных
аспектов деятельности, не оставляет за индивидуумом свободы в принятии
решений, целиком подчиняя его коллективной воле. В такой системе
отсутствует свобода личности. Действует постоянный контроль со стороны
партийно- государственного аппарата над гражданами. Подчиняется вся
социальная система коллективным идеологическим целям.
Проявление тоталитаризма стали феноменом общественной жизни и
сложились в определенную систему только в ХХ веке. Тоталитарные идеи
подчинения части целому, индивида государству, а также всеобщего управления
обществом существуют уже свыше двух тысячелетий в высказываниях и
сочинениях Гераклита, Платона, Карла Маркса, В.И. Ленина и многих других
мыслителей. Теория же тоталитаризма сложилась в 40-50 г.г. в работах
Ф.Хайека, К.Фридриха и З.Бжезинского. В книге «Тоталитарная диктатура и
автократия» (1956 г.) сделана попытка эмпирического обоснования
тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм и другие однотипные
(фашистские и национал-социалистические) политические режимы.
Хотя тоталитаризм стал политической реальностью лишь в ХХ веке, его
идейные истоки уходят корнями в глубокую древность.
Петр Великий и Людовик ХIV были могущественными
- 2 -
правителями – деспотами, но примитивность средств коммуникации,
неразвитость социальной инфраструктуры предопределяли их власть не
настолько эффективной и всепроникающей, чтобы можно было ее назвать
тотальной. Великие самодержцы прошлых времен объективно не располагали
возможностями контролировать все и вся в жизни своих подданных. Конечно,
они требовали и достигали внешнего повиновения, но всегда в сфере
государственного регулирования присутствовал тот или иной «пробел». По
меньшей мере, часть общества обладала либо политическим иммунитетом
(сословные привилегии), либо самостоятельностью в сфере экономической и
хозяйственной деятельности (отсутствие планово-приказной системы
руководства экономикой), либо (более распространенное явление) определенной
свободой личной жизни (русских крестьян все-таки не
заставляли брить бороды и одевать немецкие камзолы, а старообрядцев
не расстреливали за их религиозные убеждения.
В противоположность автократическим режимам средневековья
тоталитаризм предполагает всеобщность государственного контроля и пытается
регулировать каждый аспект жизнедеятельности общества. Другое дело, в какой
степени ему удается достичь желаемого.
Неслучайно, первым «тоталитаризм» употребил лидер фашистского
движения в Италии Б. Муссолини в 1925 году для характеристики учрежденного
им режима. Идейные истоки, оправдывающие тоталитарную модель, берут свое
начало в глубокой древности. Еще Гераклит (Эфесский) полагал, что, обладая
мудростью и совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».
Особое значение оправданию тоталитарных форм господства государства над
обществом и личностью придавали последователи
- 3 -

легизма в Древнем Китае (Цзы Чань, Шень Бу-хай, Шан Ян). Платон тонко
критиковал демократическое устройство, но при этом его собственные
представления о совершенном государстве предполагали не только безусловное
подчинение индивида государству, но и собственность последнего на землю,
дома, жен и детей граждан. Тотальность государственного регулирования
распространялась у Платона и на регламентацию распорядка дня и ночи,
обязательное исповедание единой религии, запрет на несанкционированное
общение с иностранцами и частные поездки за границу. Платон подчеркивал
необходимость для государства очищать себя от неугодных лиц смертной казнью
или изгнанием.
В основу тоталитарного коммунистического государства положен
принудительный принцип равенства. Человек должен навсегда оставить «надежду
стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-
либо из своих сограждан» (Г.Бабеф).
Тоталитаризм – это полный контроль над всеми сферами жизни общества.
Всего этих сфер – пять: экономика, общественные отношения, политика,
национальные отношения, личность. Основой системы в экономике был строго
регламентированный центром распределительный механизм. Например в СССР в
1928 – 1935 годы введение карточек трактовалось не как вынужденная мера, а
как ступенька на пути к социализму. Были закрыты банковские учреждения.
Народные комитеты контролировали каждую тонну металла, каждый ящик гвоздей
и т. д. Основой общественных отношений была командно - административная
система, которая чувствовала себя уверенно, опираясь на крестьян и рабочих.
Она
- 4 -
формировала массовую психологию равенства: «Пусть бедные, но все равны». В
Сталинской концепции социализма было место только такому работнику. Что
касается третьей системы, то в правовом государстве не может быть единой
власти, а должны существовать три независимые друг от друга власти:
законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же было соединение
законодательной и исполнительной государственной власти. Судебная власть в
годы гражданской войны была сосредоточена в руках ВЧК, других чрезвычайных
и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихся Совнаркому. Велись
альбомные дела, составляемые для высшего руководства страны. Происходило
систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия. Характер
административно-командной системы сказывался на отношениях наций и
народностей. Под видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокое
централизованное государство. Искоренялась и сама национальная структура
страны. Например в докладе о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталин
говорил, будто в СССР существует лишь 60 национальных общностей, в то
время, как их было в два раза больше. Созданный в 1936 году Совет
Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами. В этом
же году были ликвидированы такие формы национально-административного
деления, как национальные районы и национальные сельские советы, которые
занимались созданием условий для осуществления школьного образования и
культурно-просветительной деятельности на родных языках. Основой пятой
системы - была личность. Человек, отчужденный от собственности,

- 5 -

власти, управления не мог быть личностью в правовом отношении. Права
личности подменялись классовыми, групповыми, партийно-бюрократическими
интересами. Человек не имел гарантий правовой защиты. Школа воспитывала
личность в духе непримиримости к «врагам народа». И ими не редко
оказывались мать, отец, родственники и близкие.
Тоталитаризму присуще коллективно – механическое мировоззрение,
рассматривающее государство, как отлаженный работающий механизм. Сталин
впрямую использовал эту аналогию, говоря: «Все мы - винтики одной машины».
Из чего, в свою очередь, сделал логический вывод: «У нас незаменимых нет»,-
который и подвел черту под представлениями о значении индивида в
тоталитарном государстве.
Для достижения всеобщего и фактического равенства предполагалось
использование насилия и принуждения над личностью. С началом ХХ века
тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальные движения -
коммунистическое (социалистическое) и фашистское (национал-
социалистическое). Именно на «почвах» таких идей и систем «расцветал» культ
личности.
Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление
человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии
политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функции
и роли лидера. Наиболее часто культ личности
встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.
Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент обожествления
власти. Он ведет свое начало от языческого идолопоклонства, воскрешая такие
его атрибуты, как памятники,
- 6 -
мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и
т.п.
В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в
идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную,
всеобщую значимость. «Отцы» такой, «единственно верной идеологии»
наделяются качествами пророков и ясновидцев. Культ личности рождается на
базе естественных для человеческого общества потребностей в преемственности
поколений, почитании старших, уважении выдающихся личностей (героев),
принесших благо своему народу. Важной непосредственной причиной культа
личности является огромная концентрация политической, духовной,
экономической и социальной властей в руках одного человека, а также
тотальная личная зависимость людей не столько от результатов своей
деятельности, сколько от благосклонности руководства. Разносторонняя личная
зависимость, отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей
систематической отработкой, порождает у населения веру во всемогущество
руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.
Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор
проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.
В фашистской Германии проявлением культа личности был культ Гитлера.
Вот небольшое описание, как встречал и рукоплескал народ Германии
человеку, который «…и в самом деле вполне серьезно верил в свою гениальную
расовую теорию!..».
«Огромная зала полна сверх меры. Все десять тысяч билетов
- 7 -
распроданы задолго до митинга. Перед входом на улице стоит густая толпа
людей, которым не удалось попасть в залу. Они жадно ждут: может быть, кто-
нибудь выйдет, упадет в обморок от жары, продаст или уступит место.
Ровно в восемь часов вечера раздаются трубные звуки. В залу торжественно
входит оркестр, играя военный марш. За ним следует «взвод знаменосцев»,
далее «ударный отряд» из людей в коричневых рубашках, с засученными
рукавами, и, наконец, конвой «телохранителей вождя». У телохранителей на
головах каски c
изображением черепа. Раздается команда: «Глаза направо!..» Весь зал встает,
следуя, кто как умеет, военной команде. На пороге между
двумя взводами конвоя появляется Гитлер. Громовые рукоплескания длятся
несколько минут. Невысокий, мертвенно-бледный человек, со злыми сверкающими
глазами, в полувоенной форме, украшенной индусским значком, занимает место
на трибуне.
«Для того чтобы понять гитлеровщину, - говорит беспристрастный и
осведомленный французский журналист, описывающий эту сцену, - надо знать,
что как оратор Гитлер не имеет себе равных в современной Германии. Он
зачаровывает толпу, которая с наслаждением слушает все расточаемые им
грубости, его декламацию против предателей, мошенников, продажных людей.
Никто таким языком не говорил в Германии».
« Каждая фраза его речи, - пишет очевидец, - прерывается бешеными
рукоплесканиями. Толпа встает, как один человек, и начинает петь. Ей вторит
орган большой Бреславльской залы. Гитлер рычал более часа. Раздавленный
неслыханным усилием, он падает в кресло и лежит неподвижно несколько
мгновений. Затем, овладев
- 8 -
собой, бросается в другую залу, где его ждало еще десять тысяч человек. В
полночь он в третий раз произнесет ту же речь перед 6 –7 –тысячной толпой,
ждущей его на улице, жаждущей увидеть спасителя, которого зовут в Германии
Христом!..»
Что он говорит, всем достаточно известно. Во всяком большом движении,
каково бы оно ни было, есть беспрестанно повторяющийся лейтмотив. Разные
это бывают лейтмотивы, - многие из них нам особенно памятны: «без аннексий
и контрибуций», «вся власть советам», «братание трудящихся», «грабь
награбленное». Лейтмотив гитлеровщины более сложный; «Германская армия
побеждала на всех фронтах, но германская революция вонзила ей кинжал в
спину!» Отсюда делаются выводы, тоже всем известные.
Лозунги Ленина в 1917 году были еще лучше, но и этот придуман не дурно.
Гитлер обращается преимущественно к молодежи, которая в войне не
участвовала и знает о ней мало. У молодых немцев осталось о событиях 1914 -
1918 гг. общее впечатление, которое почти совпадает с тем, что говорит
Гитлер: «Германские войска в самом деле побеждали на всех фронтах. Потом
вспыхнула революция – и все погибло. Значит, Германию погубили люди, ныне
стоящие у власти. Хронологией молодежь не занимается, а без хронологии как
доказать, что в утверждении Гитлера нет ни слова правды ?»
История предоставила расизму выбор между анекдотом – и кровью. В Германии
хитрые люди говорили с глубокомысленным видом:
«надо дать Гитлеру побывать у власти. Тогда немецкий народ, наконец,
увидит…» и т.д. Хитрые люди говорили и у нас, в 1917 году, то же самое о
большевиках: « Пусть, наконец, русский народ увидит…». Конечно это говорили
много лет тому назад и левые
- 9 -
итальянцы о фашистах. Два раза можно было сделать одну и ту же глупость, -
в третий раз она рискует стать скучноватой. От 35 процентов до 51 процента
расстояние не так далеко, - особенно если выборами будут руководить мастера
выборного дела.
Гете сравнивал историю человечества с фугой, в которой разным народам
последовательно принадлежит «ведущий голос». Ведущий голос может и
фальшивить: на целых периодах в жизни того или другого народа человечество,
бывает, учится: вот как не надо делать историю!
В СССР культ личности “процветал” во времена правления И.В.Сталина.
Низкий уровень образования, правовая незащищенность, низкий профессионализм
и низкая политическая культура, забитость и привычка к барскому понуканию
людей – вот «главные козыри» Сталина, чтобы подчинить себе народные массы.
К концу 30-ых годов около 29 % населения СССР все еще не умели читать и
писать. Среди секретарей горкомов и райкомов партии в то время более 70%
имели неспециальное образование, а среди секретарей окружкомов, крайкомов и
ЦК компартий союзных республик – более 40 %. Права людей никто не
отстаивал. Если урожай был низкий из-за погодных условий, то спрашивали с
невиновных «на всю катушку» и осуждали по 58 статье. Людей держали в
тюрьмах, ссылали в лагеря и отдаленные районы. Многих невиновных людей
заставляли сознаться в том, чего они никогда не делали. К ним применяли
различные пытки и, не в силах больше терпеть и сопротивляться, они готовы
были на любые признания. А так как большое количество людей с высоким
интеллектуальным уровнем и образованием “бродили” по ссылкам и лагерям, то
и политическая
-10-

культура была низкая, т.к. политикой занимались малообразованные люди.
Народные массы очень быстро заставили бояться различных
органов власти. Люди выполняли приказания и не могли ослушаться или
сказать против. Человек в СССР был лишен своего слова. 58 статья покрыла
собой все человеческое существование и люди ничего не могли с этим
поделать.
В 58 статье было 14 пунктов.
Всякое ниже перечисленное действие признавалось контрреволюционным:
( Ослабление власти;
( Вооруженное восстание или захват власти в центре и на местах;
( Взаимодействие любым способом с иностранным государством, находящимся
с СССР в состоянии войны;
( Помощь, оказываемая международной буржуазии;
( Шпионаж;
( Подрыв промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения и
кооперации;
( Терроризм;
( Диверсия;
( Пропаганда или агитация, содержащая призыв к свержению, подрыву
советской власти;
( Недонесение о любом из перечисленных деяний;
( Бывшая служба в царской охране;
( Сознательное неисполнение обязанностей или умышленное небрежное
исполнение их (саботаж или экономическая контрреволюция)

- 11 -
Такова была 58 статья , покрывшая собой все человеческое существование.
Сталин активно контролировал процесс террора: руководил подготовкой трех
больших московских процессов; по своей инициативе отдавал приказы об
арестах; занимался изучением текущих допросов; уточнял: какие, именно,
пытки необходимо применять к тем или иным арестованным; делал выговоры
работникам НКВД, если они не могли «вырвать» необходимое признание вины;
устраивал очные ставки в своем кабинете между видными руководителями и
теми, кого удалось с помощью пыток заставить давать против них показания.
Сталин вмешивался во все дела: устаивал бойни в вооруженных силах,
например, в группе Тухачевского. Но даже с учетом всего этого Сталин один
не смог бы провести чудовищные массовые репрессии 1937- 1938 г.г. без целой
армии активных помощников, начиная с членов Политбюро и высших чиновников
и, кончая, тысячами следователей НКВД в тюрьмах по всей стране,
надзирателей и конвоиров, охранявших, стремительно растущее население
лагерей, личного состава секретных отделов НКВД в советских учреждениях,
осведомителей во всех слоях общества, журналистов, которые обрушивались на
так называемых
«врагов народа», рядовых членов партии и «непартийных большевиков»,
которые писали доносы, лишь бы угодить своему шефу.
Сталинский террор 1935-1939 г.г. нанес катастрофический урон
обществу, экономике, культуре, военному потенциалу страны и общему
благосостоянию населения. Были загублены жизни таких выдающихся
политических деятелей, как: Бухарский, Рыков, Зиновьев;
-12-
военных: Тухачевский, Блюхер; деятелей культуры: Мандельштам и многих,
многих других. Но для неграмотного народа Сталин стал непогрешимым объектом
культа, а все осужденные – «врагами народа». Несколько тысяч арестованных в
ходе террора были
впоследствии освобождены из заключения. Очевидно, Сталин хотел заставить
народ поверить, что, уже поверженный Ежов, был главным организатором
террора. Организованный в стране террор сделал свое дело. Этой, казалось
бы, успешной попыткой создать общество верных, Сталин создал – общество
конформистов. Люди могли носить маски его сторонников, но некоторые
относились к нему критически и в глубине души ненавидели его. Не все из
преданных ему людей говорили то, о чем думали на самом деле. Многие были
двуличны, но выяснить кто же точно было не легко и поэтому в глазах Сталина
чуть ли не каждый советский человек и, уж конечно, каждый крупный чин
являлся возможным двуличником.
По халатности Сталина было допущено много непоправимых ошибок в истории
СССР.
Заключив 23 августа 1939 года с Германией пакт о ненападении, И.В.Сталин
и его окружение восприняли пакт как величайший успех своей внешней политики
и слишком уверовали в его незыблемость. Эта иллюзия укреплялась «успешным»
определением новой границы в соответствии с «Договором о дружбе и
границах». Они тщательно оберегали достигнутое соглашение, а ценнейшие
сведения разведки, предупреждения антифашистов и некоторых государственных
деятелей Запада не только не принимались во внимание, но и оценивались, как
провокационные. Сталин не раз выражал уверенность, что гитлеровская
Германия в 1941 году на нашу страну
-13-

нападать не станет. На границе происходили для многих непонятные вещи. В
пограничной полосе свободно разъезжали на машинах переодетые в штатскую
одежду немецкие офицеры, якобы получивших разрешения от Советского
правительства на розыск могил захороненных здесь немецких военнослужащих
времен первой мировой войны. Самолеты нарушали воздушные границы, но
стрелять по ним было категорически запрещено. В самолете, совершившему
вынужденную посадку на нашей территории, обнаружили новейшую
фотоаппаратуру. На пленках были засняты мосты и железнодорожные узлы в
Киевском направлении. Обо всем было сообщено в Москву. Однако там
распорядились немедленно отпустить экипаж с самолетом в сопровождении двух
наших истребителей. Нужно принять во внимание обстановку в стране, когда
любое сомнение относительно истинности решений, принимаемых Сталиным,
приводили к репрессиям. За неделю до начала войны Сталину было предложено
нашими офицерами привести в боевую готовность и вывести их из мест
расквартирования в соответствии с планом прикрытия границы. Сталин ответил,
что еще одно подобное послание и это будет оценено, как паникерство. Все
зависело от воли и указаний одного человека и его тоталитарного по духу
окружения. Неправильно оценив ситуацию, Сталин был в плену ошибки, которая
дорого стоила Красной армии и народу. Основное содержание выступлений
Сталина излагало директиву руководства в адрес партийных и советских
органов прифронтовых областей. Но было в выступлениях и что-то новое.
Сталин, на котором лежала вина за миллионы загубленных жизней за годы
коллективизации, за расстрелы и заключения в ГУЛАГ, обратился к людям с
призывом , начинающимся со слов: «Братья и
-14-

сестры…». Выступление Сталина привело к тому, что десятки миллионов граждан
страны осознали остроту ситуации. Их патриотический порыв стал тем
фактором, который смог компенсировать недостатки в организации Верховной
власти.
Cталинские времена можно расценивать с разных точек зрения. Культ
личности Сталина оставил тяжкое наследие во всех сферах жизни
социалистического общества. Предельно централизованное государство с
многочисленным и разветвленным, нацеленным на исполнение любых, идущих
сверху директив бюрократическим аппаратом, подавляло общественную
инициативу во всех служебных и производственных звеньях. Сталин воплотил в
себе «мясника». При нем все лучшие умы страны (профессоры, доктора,
офицеры, литераторы и т.д.), которые не расценивали точку зрения Сталина,
были объявлены изменниками Родины и были либо расстреляны, либо сосланы в
лагеря. Народ массово подвергался угнетению (сплошная «уравниловка» и
репрессивные методы). Литература и любая информация подвергалась жесткой
цензуре.
«Оттепель» в стране произошла после смерти Сталина, когда на ХХ
съезде КПСС Хрущев Н.С. произнес речь о разоблачении культа личности
Сталина И.В. Делегаты были потрясены фактами о необоснованных репрессиях
партийных, государственных, военных кадров и других советских граждан,
приведенными в докладе Хрущева «О культе личности и его последствиях».
Народ был не в состоянии сразу поверить в коварство Сталина. Хрущев
вспоминал, что в течение трех лет он не решался порвать с прошлым,
набраться мужества и все-таки приподнять покров тайны, скрывавший правду о
Сталинских репрессиях. Мешала вера в то, что сталинские методы борьбы с
-15-
«врагами народа» в конечном счете обуславливались точкой классовой борьбы и
способствовали укреплению завоеваний революции. Хрущев говорил, что
собственными действиями под руководством Сталина они были скованы, как
цепями, и не могли полностью освободиться от его посмертного влияния. По
его признанию, даже мертвый, Сталин пользовался в первые годы «оттепели»
неоспоримым авторитетом. Но со временем все слышнее нарастал гром первой
волны гласности о преступлениях Сталина против социализма и человечности. В
прокуратуру СССР, в ЦК КПСС и другие высшие инстанции шли тысячами письма
от, незаконно осужденных по политическим статьям, граждан.
Состояние «спада напряжения» внутри тоталитарной системы и перехода к
стадии посттоталитаризма стало к началу 1980-х годов общим явлением не
только в СССР, но и в Китае, а больше всего в странах Восточной Европы.
Попытки реформировать ее путем либерализации и демократизации, то есть
заимствования элементов рыночной экономики и «плюрализма мнений», очевидным
образом ставили под сомнение сам факт существования основных слагаемых
тоталитарного режима. Основное внутреннее противоречие тоталитарной
политической системы заключаются в том, что она отрицает такие явления, как
конкуренция, соревнование, свобода личности и свобода выбора. Происходит
разрушение мотивационных основ деятельности индивида в общественном и
социально-экономическом процессе: предприимчивость, инициатива, личный
интерес. На смену им воспроизводятся конформизм, приспособленчество,
социальное иждивенчество. Более поздние
попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных фактов
-16-

теорию тоталитаризма не имели большого успеха, т.к. отражая наиболее
одиозные политические системы ХХ века, они по мере смягчения, либерализации
стран социализма, все больше расходились с действительностью и все меньше
показывали принципиальные различия систем, рассматривавшихся как
тоталитарные. В целом же концепции тоталитаризма оказались слишком
упрощенными теоретическими моделями, присуще главным образом лишь эпохи
сталинского и нацистского ( в Германии ) террора. Несмотря на весьма
ограниченную применимость к реальным политическим системам, теория
тоталитаризма до сих пор сохраняет определенную научную значимость и
политическую актуальность, позволяя отслеживать противоречащие свободе
личности тоталитарные тенденции, проявляющиеся в различных частях мира, в
том числе и западных демократиях. Реальное выражение таких тенденций –
стремление к всеобщей заорганизованности и рационализации общества,
установления всеобщего, в том числе с помощью компьютерных систем, контроля
за личностью со стороны государства, различного рода ограничения
индивидуальной автономии и свободы.
Конец ХХ века дал впечатляющие примеры краха тоталитаризма
политических систем и перехода обществ к демократии или, по крайней мере,
авторитаризму.



-17-

Используемая литература для создания реферата
«Тоталитаризм и культ личности»

Политология.
Новейшая история.
М.А. Алданов «Исторические портреты и очерки».



-18-

П Л А Н
к реферату «Тоталитаризм и культ личности»

Определение тоталитаризма и его идейные истоки.
Основы тоталитарного общества и психология равенства.
Определение культа личности и его «единственно верная идеология».
Культ личности в фашистской Германии.
Гитлер -оратор, не имеющий себе равных.
Культ личности в СССР.
«Главные козыри» Сталина в подчинении народных масс.
Статья, покрывшая собой все человеческое существование.
Сталинский террор 1935 – 1939 г.г.
Непоправимые ошибки в истории СССР, допущенные по халатности Сталина.
Тяжелое наследие культа личности Сталина.
«Оттепель» в стране после ХХ съезда КПСС.
Состояние «спада напряжения» внутри тоталитарной системы.
Крах тоталитаризма и переход обществ к демократии.



-1-




Новинки рефератов ::

Реферат: Государственный аппарат России в 1900-1917 (Политология)


Реферат: Преподавание фонетики (Педагогика)


Реферат: Реформы образования в России и Англии (Педагогика)


Реферат: Отношение к смерти в различных культурах и религиях (Религия)


Реферат: Правовое регулирование инвестиционной деятельности (Право)


Реферат: Социальные группы, классы, статы (Социология)


Реферат: "СТАЛИН – ТИТО" (Исторические личности)


Реферат: Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников (Педагогика)


Реферат: Индейцы Америки (История)


Реферат: Место античности в истории мировой культуры (Религия)


Реферат: Бургундия в поисках самоидентификации (1363-1477 гг.) (История)


Реферат: Лидерство в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Иван Александрович Стебут (Исторические личности)


Реферат: Анализ состояния расчетов и платежеспособности торгового предприятия (Аудит)


Реферат: Биосфера (Биология)


Реферат: Социологические взгляды К. Маркса и его роль в развитие социологии (Социология)


Реферат: Развитие авиации ( Космонавтика)


Реферат: Контрреформы Александра III (История)


Реферат: Виды формы и функции контроля в обучении (Педагогика)


Реферат: Восстание декабристов. Причины поражения (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист