GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Творчество Гомера (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Творчество Гомера (Культурология)





Введение.

Всякое литературное произведение далекого прошлого способно привлечь и
увлечь человека нового времени изображением исчезнувшей жизни во многом
поразительно не схожей с нашей жизнью сегодня. Исторический интерес,
свойственный любому человеку, естественное желание узнать, “что было
раньше”, - начало нашего пути к Гомеру, точнее одного из путей. Мы
спрашиваем: кто он был, этот Гомер? И когда жил? И “сочинил” ли своих
героев или в их образах и подвигах отображены подлинные события? И
насколько верно они отражены и к какому времени они относятся? Мы задаем
вопрос за вопросом и имеем ответы в статьях и книгах о Гомере, а к нашим
услугам не сотни и не тысячи, а десятки тысяч книг и статей, целая
библиотека, которая продолжает расти и сейчас.

[pic]



Биография.
ГОМЕР (Homeros), греческий поэт, согласно древней традиции, автор Илиады
{Ilias) и Одиссеи (Odysseia), двух больших эпопей, открывающих историю
европейской литературы. О жизни Гомера у нас нет никаких сведений, а
сохранившиеся жизнеописания и “биографические” заметки являются более
поздними по происхождению и часто переплетены с легендой (Легенды рисуют
Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться
родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов.). С XVIII в. в науке
идет дискуссия как относительно авторства, так и относительно истории
создания Илиады и Одиссеи, так называемый “гомеровский вопрос”, за начало
которого повсюду принимается (хотя были и более ранние упоминания)
опубликование в 1795 г. произведения Ф. А. Вольфа под заглавием Введение в
Гомера (Prolegomena ad Homerum). Многие ученые, названные плюралистами,
доказывали, что Илиада и Одиссея в настоящем виде не являются творениями
Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы
в VI в. до н. э., вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны
передаваемые из поколения в поколение песни разных авторов. А так
называемые унитарии отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и
единственность ее автора. Новые сведения об античном мире, сравнительные
исследования южнославянских народных эпосов и детальный анализ метрики и
стиля предоставили достаточно аргументов против первоначальной версии
плюралистов, но усложнили и взгляд унитариев. Историко-географический и
языковой анализ Илиады и Одиссеи позволил датировать их примерно VIII в. до
н. э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII в. до н.э. Они, по-
видимому, были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном
ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов.

Творчество Гомера.

В настоящее время не подлежит сомнению, что Илиада и Одиссея явились
результатом долгих веков развития греческой эпической поэзии, а вовсе не ее
началом. Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль
творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но
превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или
собирательным) именем. Неразрешенным остается вопрос, создал ли Илиаду и
Одиссею один поэт или это произведения двух разных авторов (чем, по мнению
многих ученых, объясняются различия в видении мира, поэтической технике и
языке обеих поэм). Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов,
которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV-XII вв. до н.э.) передавали
из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом.
Существовали, однако, не пра-Илиада или пра-Одиссея, но некий набор
устоявшихся сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни
стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Новым в творчестве
Гомера была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из
них единого целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные
ученые придерживаются мнения, что это целое могло быть создано лишь в
письменном виде. Ярко выражено стремление поэта придать этим объемным
произведениям определенную связность (через организацию фабулы вокруг
одного основного стержня, сходного построения первой и последней песен,
благодаря параллелям, связывающим отдельные песни, воссозданию
предшествующих событий и предсказанию будущих). Но более всего о единстве
плана эпопеи свидетельствуют логичное, последовательное развитие действия и
цельные образы главных героев. Представляется правдоподобным, что Гомер
пользовался уже алфавитным письмом, с которым, как мы сейчас знаем, греки
познакомились не позднее VIII в. до н.э. Реликтом традиционной манеры
создания подобных песен было использование даже в этом новом эпосе техники,
свойственной устной поэзии. Здесь часто встречаются повторы и так
называемый формульный эпический стиль. Стиль этот требует употребления
сложных эпитетов (“быстроногий”, “розовоперстая”), которые в меньшей
степени определяются свойствами описываемой особы или предмета, а в
значительно большей — метрическими свойствами самого эпитета. Мы находим
здесь устоявшиеся выражения, составляющие метрическое целое (некогда целый
стих), представляющие типические ситуации в описании битв, пиров, собраний
и т.д. Эти формулы повсеместно были в употреблении у аэдов и первых творцов
письменной поэзии (такие же формулы-стихи выступают, например у Гесиода).
Язык эпосов также является плодом долгого развития догомеровской эпической
поэзии. Он не соответствует ни одному региональному диалекту или какому-
либо этапу развития греческого языка. По фонетическому облику ближе всего
стоящий к ионийскому диалекту язык Гомера демонстрирует множество
архаических форм, напоминающих о греческом языке микенской эпохи (который
стал нам известен благодаря табличкам с линеарным письмом В). Часто мы
встречаем рядом флективные формы, которые никогда не употреблялись
одновременно в живом языке. Много также элементов, свойственных эолийскому
диалекту, происхождение которых до сих пор не выяснено. Формульность и
архаичность языка сочетаются с традиционным размером героической поэзии,
которым был гекзаметр.
В плане содержания зпосы Гомера тоже заключают в себе множество мотивов,
сюжетных линий, мифов, почерпнутых в ранней поэзии. У Гомера можно услышать
отголоски минойской культуры и даже проследить связь с хеттской мифологией.
Однако основным источником эпического материала стал для него микенский
период. Именно в эту эпоху происходит действие его эпопеи. Живший в
четвертом столетии после окончания этого периода, который он сильно
идеализирует, Гомер не может быть источником исторических сведений о
политической, общественной жизни, материальной культуре или религии
микенского мира. Но в политическом центре этого общества, Микенах, найдены,
однако, предметы, идентичные описанным в эпосе (в основном оружие и
инструменты), на некоторых же микенских памятниках представлены образы,
вещи и даже сцены, типичные для поэтической действительности эпопеи. К
микенской эпохе были отнесены события троянской войны, вокруг которой Гомер
развернул действия обеих поэм. Эту войну он показал как вооруженный поход
греков (названных ахейцами, данайцами, аргивянами) под предводительством
микенского царя Агамемнона против Трои и ее союзников. Для греков троянская
война была историческим фактом, датируемым XIV-XII вв. до н. э. (согласно
подсчетам Эратосфена, Троя пала в 1184 г.).

Сегодняшнее состояние знаний позволяет утверждать, что, по крайней мере,
некоторые элементы троянской эпопеи являются историческими. В результате
раскопок, начатых Г. Шлиманом, были открыты руины большого города, в том
самом месте, где в соответствии с описаниями Гомера и местной вековой
традицией должна была лежать Троя-Илион, на холме, носящем ныне название
Гиссарлык. Лишь на основании открытий Шлимана руины на холме Гиссарлык
называют Троей. Не совсем ясно, какой именно из последовательных слоев
следует идентифицировать с Троей Гомера. Поэт мог собрать и увековечить
предания о поселении на приморской равнине и опираться при этом на
исторические события, но он мог и на руины, о прошлом которых мало знал,
перенести героические легенды, первоначально относившиеся к другому
периоду, мог также сделать их ареной схваток, разыгравшихся на другой
земле.

Действие Илиады происходит в конце девятого года осады Трои (другое
название города Илиос, Илион, отсюда и заглавие поэмы). События
разыгрываются на протяжении нескольких десятков дней. Картины
предшествующих лет войны не раз возникают в речах героев, увеличивая
временную протяженность фабулы. Ограничение непосредственного рассказа о
событиях столь кратким периодом служит для того, чтобы сделать более яркими
события, решившие как исход войны, так и судьбу ее главного героя. В
соответствии с первой фразой вступления, Илиада есть повесть о гневе
Ахилла. Разгневанный унижающим его решением верховного вождя Агамемнона,
Ахилл отказывается от дальнейшего участия в войне. Он возвращается на поле
боя лишь тогда, когда его друг Патрокл находит смерть от руки Гектора,
несгибаемого защитника Трои, старшего сына царя Приама. Ахилл примиряется с
Агамемноном и, мстя за друга, убивает Гектора в поединке и бесчестит его
тело. Однако в конце концов он отдает тело Приаму, когда старый царь Трои
сам приходит в стан греков, прямо в палатку убийцы своих сыновей. Приам и
Ахилл, враги, смотрят друг на друга без ненависти, как люди, объединенные
одной судьбой, обрекающей всех людей на боль.

Наряду с сюжетом о гневе Ахилла, Гомер описал четыре сражения под Троей,
посвящая свое внимание действиям отдельных героев. Гомер представил также
обзор ахейских и троянских войск (знаменитый список кораблей и перечень
троянпев во второй песне — возможно, наиболее ранняя часть эпопеи) и
приказал Елене показывать Приаму со стен Трои самых выдающихся греческих
вождей. И то и другое (а также многие иные эпизоды) не соответствует
десятому году борьбы под Троей. Впрочем, как и многочисленные реминисценции
из предшествующих лет войны, высказывания и предчувствия, относящиеся к
будущим событиям, все это устремлено к одной цели: объединения поэмы о
гневе Ахилла с историей захвата Илиона, что автору Илиады удалось поистине
мастерски.

Если главным героем Илиады является непобедимый воин, ставящий честь и
славу выше жизни, в Одиссее идеал принципиально меняется. Ее героя,
Одиссея, отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой
ситуации. Здесь мы попадаем в иной мир, уже не в мир воинских подвигов, но
в мир купеческих путешествий, характеризующий эпоху греческой колонизации.
Содержанием Одиссеи является возвращение героев с Троянской войны.
Повествование начинается на десятом году скитаний главного героя. Гнев
Посейдона до сего времени не позволял герою вернуться на родную Итаку, где
воцарились женихи, соперничающие из-за руки его жены Пенелопы. Юный сын
Одиссея Телемах уезжает в поиске вестей об отце. Тем временем Одиссей по
воле богов отправленный в путь державшей его до той поры при себе нимфой
Калипсо, достигает полулегендарной страны феаков. Там в долгом и необычайно
красочном повествования он описывает свои приключения с момента отплытия из-
под Трои (среди прочего — путешествие в мир мертвых). Феаки отвозят его на
Итаку. Под видом нищего он возвращается в свой дворец, посвящает Телемаха в
план уничтожения женихов и, воспользовавшись состязанием в стрельбе из
лука, убивает их.
Легендарные элементы повествования о морских странствиях, существовавшие
долгое время в фольклорной традиции воспоминания о древних временах и их
обычаях, “новеллистический” мотив мужа, возвращающегося домой в последний
момент, когда дому угрожает опасность, а также интересы и представления
современной Гомеру эпохи колонизации были использованы для изложения и
развития троянского мифа.
Илиада и Одиссея имеют множество общих черт как в композиции, так и в
идеологической направленности. Характерны организация сюжета вокруг
центрального образа, небольшая временная протяженность рассказа, построение
фабулы вне зависимости от хронологической последовательности событий,
посвящение пропорциональных по объему отрезков текста важным для развития
действия моментам, контрастность следующих друг за другой сцен, развитие
фабулы путем создания сложных ситуаций, очевидно замедляющих развитие
действия, а затем их блестящее разрешение, насыщенность первой части
действия эпизодическими мотивами и интенсификация основной линии в конце,
столкновение главных противостоящих сил только в конце повествования (Ахилл
— Гектор, Одиссей — женихи), использование апостроф, сравнений. В эпической
картине мира Гомер зафиксировал важнейшие моменты человеческого бытия, все
богатство действительности, в которой живет человек. Важным элементом этой
действительности являются боги; они постоянно присутствуют в мире людей,
влияют на их поступки и судьбы. Хотя они и бессмертны, но своим поведением
и переживаниями напоминают людей, а уподобление это возвышает и как бы
освящает все, что свойственно человеку.

Гуманизация мифов является отличительной чертой эпопей Гомера: он
подчеркивает важность переживаний отдельного человека, возбуждает
сочувствие к страданию и слабости, пробуждает уважение к труду, не
принимает жестокости и мстительности; превозносит жизнь и драматизирует
смерть (прославляя, однако, ее отдачу за отчизну).
В древности Гомеру приписывали и другие произведения, среди них 33 гимна.
Войну мышей и лягушек, Маргита. Греки говорили о Гомере просто: “Поэт”.
Илиаду и Одиссею многие, хотя бы частично, знали наизусть. С этих поэм
начиналось школьное обучение. Вдохновение, навеянное ими, мы видим во всем
античном искусстве и в литературе. Образы гомеровских героев стали
образцами того, как следует поступать, строки из поэм Гомера сделались
афоризмами, обороты вошли во всеобщее употребление, ситуации обрели
символическое значение. (Однако философы, в частности Ксенофан, Платон,
обвиняли Гомера в том, что он привил грекам ложные представления о богах).
Поэмы Гомера считались также сокровищницей всяческих знаний, даже
исторических и географических. Этого взгляда в эллинистическую эпоху
придерживался Кратет из Малл, его оспаривал Эратосфен. В Александрии
исследования текстов Гомера породили филологию как науку о литературе
(Зенодот Эфесский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский). С
перевода Одиссеи на латинский язык началась римская литература. Илиада и
Одиссея послужили моделями для римской эпопеи.
Одновременно с упадком знания греческого языка Гомера перестают читать на
Западе (ок. IV в. н.э.), зато его постоянно читали и комментировали в
Византии. На Западе Европы Гомер вновь становится популярным начиная со
времен Петрарки; первое его издание было выпущено в 1488 г. Великие
произведения европейской эпики создаются под влиянием Гомера.
[pic]



“ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ”
Это название носит сохранившееся под именем Гомера собрание 33
гекзаметрических произведений разной длины, адресованных богам. Их
складывали рапсоды в качестве так называемых проэмий (вступлений), которыми
они предваряли чтение песен Гомера на поэтических агонах во время культовых
празднеств в различных религиозных центрах Греции. Это были воззвания к
чествуемому божеству. Короткие, иногда всего в несколько стихов, гимны
перечисляли лишь прозвища бога и просили о покровительстве, затем
излагалась (часто с большим мастерством рассказчика) священная легенда или
любое другое повествование об этом боге. Однако не все гимны носили
культовый характер. Они создавались, по-видимому, в VII-V вв. до н.э.,
авторы их неизвестны. В сборнике имеется 5 длинных гимнов, представляющих
законченное художественное целое и не являющихся поэмиями.
Это

К Аполлону Дельфийскому (I, Eis Apollona Delphion} — гимн в 178 стихов,
легенда о рождении бога на острове Делос;
К Аполлону Пифийскому (II, Eis Apollona Pythion) в 368 стихах —
повествование о создании дельфийского оракула. Два этих гимна выступают в
рукописях как одно произведение.
Гимн К Гермесу (III, Eis Hermen) в 580 стихах — полная юмора и обаяния
повесть о проделках новорожденного Гермеса.

Гимн К Афродите (IV, Eis Aphroditen) в 293 стихах — повествование о союзе
Афродиты с Анхизом.

Гимн К Деметре (V, Eis Demetra) в 495 стихах представляет собой аттическую
легенду о прибытии богини в Элевсин и учреждении мистерий.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. "Античные писатели. Словарь." СПб, изд-во "Лань", 1999


2. Гомер. Илиада. М.: Литература., 1972 г., 543 с.


3. Литература из Интернета.





Реферат на тему: Творчество Рембрандта

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший
расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового
искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей
верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые
передовые и жизнеутверждающие идеи своего времени. Художник поднял
изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой
жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный
язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и
насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала
отныне доступной изображению средствами реалистического искусства.
Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он явился
создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь
человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и
противоречивости. Как исторический живописец, он претворил далекие античные
и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных
земных человеческих чувствах и отношениях.
Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к
общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным
пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым
соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и
жестокости.
В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина
иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и
Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью
тело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. [pic]Легенда
рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Трагическая смерть
учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. Художник
вглядывается в лица, стараясь проникнуть в души людей, прочесть реакцию
каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери
Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и
любопытство подростков.
В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной картины Рубенса
того же названия, используя отдельные композиционные мотивы великого
фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.
Другим важным достижением этой картины, наряду с индивидуализацией чувств
действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности
многофигурной композиции. Три главных момента легенды — снятие с креста,
обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными
источниками света, интенсивность которых убывает сообразно с уменьшением
значения сцены. [pic] Начало нового периода в жизни и творческой
деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые
произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены,
оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной дозор»—
большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого
произведения мастера.
Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта
перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из
этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее,
собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к
внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.
В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует
рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя
на картине стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой
царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от
руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Но через
десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный
первоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини.
Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому,
Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти
Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной
хозяйки. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело
Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в
Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-
служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и
второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались
такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего
периода аккуратным, рисующим мазком.
Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном
варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов.
Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим
появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть
картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве
доминант.
Во втором варианте, то есть в 1646—1647 годах, Даная получила и углубленную
психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный
внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и
переживаний. «Даная», таким образом,—наглядный конкретный пример
становления знаменитого рембрандтовского психологизма. [pic]
Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в
области портрета. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило,
большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно
сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к
зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные
долгим жизненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум па
лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику
блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного
возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эрмитажа эти работы
хорошо представлены незаказными портретами:
«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».
Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в
красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная
галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой
задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует
ту же тему— человек наедине со своими думами. На этот раз художник
применяет строго симметричную композицию, изображая неподвижно сидящего
старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена
выражения лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то
вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с
руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник
достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени,
которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение
элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль
играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо
старика и узловатые натруженные руки обретают художественную,
выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся
жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей
движение и жизнь.
Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и
благородством стал выражением новой этической позиции художника,
открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения
человека в обществе.
К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное
произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как
завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея
всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой
Рембрандт служил всю свою жизнь,— находит наивысшее, совершеннейшее
воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством
и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал
художник за долгие десятилетия творчества.
Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состояние и
покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в
объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая радость этих
двоих — старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына,
охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди отца,— составляет
главное эмоциональное содержание произведения. Молча, потрясенные, застыли
невольные свидетели этой сцены.
Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют
золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при
бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В
нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но
и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст
непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного
сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация
красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то
как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый
незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.
Только умудренный огромным жизненным опытом человек и великий,
проделавший большой путь художник мог создать это гениальное и простое
произведение.
В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не
произносится — все было сказано, передумано, выстрадано и перечувствовано
давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и
светлой...
«Возвращение блудного сына» было последним большим произведением мастера. В
1669 году Рембрандт умер.



Использованная литература:

1. Ю. Кузнецов. «Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже».
Издательство «Искусство», Ленинградское отделение,1988г
2. «Эрмитаж. Планы выставок» составитель Ю.Шапиро. Лениздат, 1977г.
3. «Энциклопедический словарь юного художника» составители Н. Платонова и
В. Синюков, Изд-во «Педагогика», Москва, 1983г.





Новинки рефератов ::

Реферат: Аристотель (Философия)


Реферат: Александр Исаевич Солженицын (Литература : русская)


Реферат: Юганский заповедник (География)


Реферат: Метилцеллюлоза и карбоксиметилцеллюлоза: свойства растворов и пленок (Химия)


Реферат: Разработка товара (Менеджмент)


Реферат: Восстание декабристов (История)


Реферат: Ислам и экономика (Религия)


Реферат: Ветераны Великой Отечественной войны Карельского фронта (История)


Реферат: Гражданская война (История)


Реферат: Атлетика (Физкультура)


Реферат: Пар и Броня (История)


Реферат: Происхождение Кадмия (Химия)


Реферат: Николай Второй - последний российский самодержец (виновник или жертва) (Исторические личности)


Реферат: Предмет политологии (Политология)


Реферат: Геополитическая концепция Маккиндера (Политология)


Реферат: Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов) (Банковское дело)


Реферат: Калькулятор на VB - это легко! (Компьютеры)


Реферат: Ионосфера и распространение радиоволн (Радиоэлектроника)


Реферат: Обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояния (Психология)


Реферат: Влияние семьи на становление личности (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист