GeoSELECT.ru



История / Реферат: Греческая цивилизация (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Греческая цивилизация (История)


КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра истории и культурологии



Реферат

на тему

Греческая цивилизация



выполнил студент 1 курса
физического факультета группы РФ-2
Носырев А.В.

научный руководитель
Короткий Н.С.



Краснодар, 1998.
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой
истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации
сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк
прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим
чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся
преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация
— не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась,
некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже
тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о
чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым
расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего
тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая
позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание
греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII
- V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма
государства — первая в истории демократии. В науке, философии,
литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения
древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.
Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду
сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать
исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем
непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся
фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку
уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки
объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой
культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории”
Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта.
Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою
философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной
теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был
финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов,
заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а
также знания по геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно
Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся
представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать
восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает
несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и
культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое
заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между
своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности
восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того
или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на
Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал
консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ.
Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было
присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро
отдать другим народам свои собственные достижения.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения
древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда”
в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и
метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с
другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге
историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII - V
вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие
расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины
величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории
Греции, а в конкретной исторической действительности первого
тысячелетия до н. э.
Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая
цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура
базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы
развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда
не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию
и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации
является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его
пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и
мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в
представлении греческой цивилизации являются отражением один другого —
это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в
другом”.[1]

Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок
развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как
прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.
Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах
духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре,
скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку,
которую некоторые исследователи называют “мышлением по способу греков”.
У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.
Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие
дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные
кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого
рода дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной
жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные
поступления (в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства),
дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей
продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”.[2] Возглавлял
деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная функция царя
заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в
такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея
божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у
древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих
ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал.
Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации.
Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой
аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя —
“басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою
родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения,
чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении
диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать
отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны
в Эфире и в царстве ликийском пространном”.[3] Нормами жизни человека в
микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд.
Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.
Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся
демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма
государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией
личной свободы гражданина было право частной собственности на средства
производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с
возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного
распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право
непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики
государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации
экономической и политической власти в руках одной личности, семьи,
сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то,
что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч)
обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только
в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого
государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и
частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не
говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму
категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и
римлянами.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала
античная скульптура. Заимствованная греками из древней и
рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации
Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и
схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей
индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи,
характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан
демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные
оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе
символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать
динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными
общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили
по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале
были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста
благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса —
агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и
экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала
обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных
нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это
здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра,
стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в
частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на
монументальный характер греческой общественной архитектуры
классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать
сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного
гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры
древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где
индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли
гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С
эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы
царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания
вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических
полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и
канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались
уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся
представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка).
Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и
оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права
на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной
собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все
большего наступления императорской центральной власти на права
муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения
Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации
и приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и
римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в
значительной степени будут определять развитие европейской и мировой
литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные
века дописьменного эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера,
ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях
античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового
времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку
его естественная среда — аристократическая община — уступает свои
позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою
потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде
литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие
мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и
многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма,
а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие
драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан.
Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия
(политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического
искусства — ораторского, для проявления которого было достаточно
поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных
празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и
одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме
них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не
умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и
римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения
литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть
историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа
которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта
и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся
вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается
осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других
сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в
римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в
классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия,
астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные
соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника.
Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками,
поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский
труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника.
Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры
и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил,
расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили
их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в
подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая
каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве
(трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха.
Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают
применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные
мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система
образования — общее образование или энциклопедическое образование,
энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни
христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем
(гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование).
Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой
интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и,
являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые
нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными
источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.



Список использованной литературы



Энциклопедический словарь юного историка М.,”Педагогика-пресс”,1993
Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима
М., “Высшая школа”,1990
Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971
Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994
Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-
на-Дону, “Феникс”,1997
-----------------------
[1] Боннар
[2] Античная Греция, т.1 Становление и развитие полиса. М.,1983. с.90-91
[3] Гомер. Илиада /Пер. Н.И.Гнедича. М.,1960 / VI, 208 - 210





Реферат на тему: Греческие божества и герои

БОГИ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ

Вначале существовал лишь вечный, безграничный темный Хаос. В нем заключался
источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса—весь мир бессмертные
боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля—Гея. Широко раскинулась она,
могучая дающая жизнь всему, что живет и растет на ней Далеко же под Землей,
так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой
глубине родился мрачный Тартар—ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса
родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь—Эрос. Безграничный Хаос
породил вечный Мрак—Эреб и темную Ночь—Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли
вечный Свет—Эфир и радостный светлый День—Гемера. Свет разлился по миру, и
стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо—Урана, и
раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные
Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран—Небо—воцарился в мире.
Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть
дочерей—могучих, грозных титанов—было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан,
обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые
катят свои волны. К морю, и морских богинь — океанид. Титан же Гипперион и
Тейя дали миру детей: Солнце—Гелиоса, Луну—Селену и румяную
Зарю—розоперотую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые
горят на темном ночном небе, и ветры:
бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный
ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов—циклопов с одним
глазом во лбу— и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых
великанов—сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было
у каждого из них. Против их ужасной силы ничего не может устоять, она яе
знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он
их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их
Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей
своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись
поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон хитростью
низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств:
Таната—смерть, Эри-ду—раздор, Апату—обман, Кера—уничтожение, Гипноса—сон с
роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду—отомщение за
преступления, и множество других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие
внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Рождение Зевса. Крон не был уверен, что власть навсегда. останется в
его руках. Он боялся, что и против ней восстанут дети и обрекут его на ту
же участь, на какую обрек он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей
Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас
приходила Рея, видя судьбу своих детей. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию,
Деметру, Геру, Аада (Гадеса) и Посейдона.
Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По совету своих родителей,
Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой
пещере, родился у нее сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жестокого
отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в
пеленки. Крон не подозревал, что был обманут.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли
маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи.
Пчелы носили мед Зевсу со склонов высокой горы Дикты. Всякий раз, когда
младенец Зевс плакал, юные куреты, охранявшие пещеру, ударяли в щиты
мечами, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его
братьев и сестер. Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против своего отца и
заставил его вернуть на свет проглоченных им детей. Одного за другим изверг
из уст Крон своих детей-богов. Они начали борьбу с Кроном и титанами за
власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком
Олимпе. На их сторону встали и некоторые титаны, а первыми—титан Океан и
дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба
для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники. Но Зевсу на
помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в
титанов. Борьба длилась десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на
другую сторону. Наконец решился
Зевс освободить из недр земли сторукий Великанов-гекатонхейров и
призвать их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр
земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и
бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они
подступали к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом
колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс метал одну за
другой огненные молнии и оглушительно рокочущие громы. Пламя охватило всю
землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены.
Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У
медных несокрушимых врат Тартара на стражу встали сторукие
великаны—гекатонхейры, чтобы не вырвались на свободу из Тартара могучие
титаны. Воем всколебал он воздух. Лай собак, человечески< голоса, рев
разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя
клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжелыми шагами. Боги
содрогнулись от ужаса. Но смело ринулся на Тифона Зевс-громовержец, и
начале бой. Вновь засверкали молнии в руках Зевса раздались раскаты грома.
Земля и небесный свод сотряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула
земля, как и во время борьбы с титанами Моря кипели от одного приближения
Тифона Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось,
что от их огня горит даже воздух. Зевс испепелил все сто голов Тифона
Рухнул он на землю, от тела его исходил такой жар что плавилось все кругом.
Зевс поднял тело Тифош и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в
Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому Он вызывает бури и извержения
вулканов; в брак с Эхидной, полу женщиной - полузмеей, он породи.
двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера (Цербера), Лернейскую гидру и
Химеру.
Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их
власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из
них, громовержец Зевс, взял себе небо Посейдон—море, Аид—подземное царство
душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья
Крона между собой власть над миром, но все же над всеми царил повелитель
неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.
Олимп. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный cohmоm богов. Здесь
и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой,
Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные
Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое
облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги
Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льется с
него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там
светлое, радостное лето, А ниже клубятся облака, порой закрывают они
далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и
веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они
скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе,
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом.
Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным
сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса, У
трона его бопшя миру Эйрена и постоянная спутница Зевс. крылатая богиня
победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит
свои жену; почетом окружают Геру, покровительниц брака, все боги Олимпа.
Когда, блистая своей красотой, в пыппюм наряде, гора входит в пиршественный
зал, все боги встают и склоняются пepeмеженой громовержца. А она идет к
золотому трону » садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит ее
посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида всегда готовая быстро нестись
на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын Трои Ганимед, любимец Зевса,
получивший от нсп бессмертие, подносят им амброзию и нектар—пищу и напиток
богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за
руководят они хороводы, а боги любуются их легким движениями и дивной,
вечно юной красотой. Н. этих пирах решают боги все дела, на них олределяют
судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары v утверждает на земле порядок и
законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь
и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде
дары добра, в другом—зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает
людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из
сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на
земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые
брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно
поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском;
взмахнет он своей десницей—удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет
пламенная молния и сотрясется высокий Олимп.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по
повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на
земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь
Зевса богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс.
неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов,
данных Зевсом. Богиня Дикэ—защитница правды и враг обмана.
Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей
определяют неумолимые богини судьбы—мойры, живущие на Олимпе. Судьба самого
Зевса и в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Нет такой
силы, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том' что предназначено
богам и смертным. Одни мойры ведают веления рока. Мойра Кто-то прядет
жизненную нить человека, определяя срок его жизни Оборвется нить—и кончится
жизнь. Мойра Лахесие вынимает, не глядя, жребий, который выпадает
человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы,
так как треты мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее
сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то
неизбежно. Неумолимые великие, суровые мойры.
Есть на Олимпе и богиня счастливой судьбы - это богиня Тюхэ. Из рога
изобилия, рог божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен
Зевс, сыплет она дары людям, счастлив тот человек, который встретит на
свое» жизненном пути богиню счастья Тюхэ. Но как редко это бывает;
Так царит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всем
мире.

ПОСЕЙДОН И БОЖЕСТВА МОРЯ


Глубоко в лучине моря стоит чудесный дворец брата громовержца Зевса,
колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря
послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. В
глубине моря живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь
морского вещего старца Нерея, которую похитил Посейдон у ее отца. Он увидел
однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу
острова Наксос. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее
на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит
на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти
прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин, за эту услугу
Посейдон поместил цельфина в число небесных созвездии. Посейдон похитил у
Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней. С тех пор живет Амфитрита с
мужем своим Посейдоном в подводном царстве. Высоко над дворцом шумят
морские волны. Сонм морских божеста окружает Посейдона, послушный его воле.
Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины
вызывающий грозные бури. Среди божеств и прекрасные сестры Амфитриты,
нереиды. Кгда Посейдон на своей колеснице, запряженной дивными конями,
мчится по морю, то расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу своему
повелителю. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется Посейдон по
безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской
глубины и сопровождают его колесницу. Когда же взмахнет Посейдон своим
грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны/покрытые
белыми гребнями пены, и бушует на мире свирепая буря. Бьются с шумом
морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон
свой трезубец над волнами—и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно
море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега—синее,
беспредельное.
Среди божеств, окружающих Посейдона, вещий морской старец Нерей, знающий
все сокровенные тайны будущего. Мудры советы, которые дает вещий старец.
Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах
моря, сверкая красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из
морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих
на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет звуки их
нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют
мореходу и дают ему счастливое плавание.
Среди божеств моря—старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и
превращающийся по желанию в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий
бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить
его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и
бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания.
Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы
людям. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними
великий Посейдон.
Все моря и все земли обтекает седой Океан—бог-титан, равный самому Зевсу
по почету и славе- Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его
сердце дела земли. Три тысячи сыновей - речных богов, и три тысячи дочерей-
океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери Океана дают
благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они
поят ею всю землю и все живое.

ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА


Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса Аид. Никогда не
проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности
земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает
священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.
Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их
мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего
земного воды реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными
цветами асфо-дела, носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на
свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны,
едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром.
Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее
которого движутся с грозным шипением змеи, Аида а в середине сидят Лид и
Персефона, направо Триптолем, Эак и Минос, над ними Рее и Миртил, под
судьями три Данаиды, налево от них богиня на чудовище и Геракл, связывающий
Кербера. Налево от Геракла Гермес и Сизиф с камнем, над камнем Эриния. Над
Эринией Диоскуры и Орфей с лирой, над ними Гераклиды и Мегара сторожит
выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через
мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце
жизни.
Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой
Персефоной. Ему служат, неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами
и змеями, преследуют они преступника, не дают ему ни минуты покоя и терзают
его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они
свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших—Минос и Радамант.
Возле трона стоит бог смерти Танат с мечом в руках, в черном
плаще, с громадными черными крыльями Могилыньш холодом веют эта крылья,
когда прилетаванат к ложу умирающего, чтобы срезать своил мечом прядь волос
с его головы и исторгнуть душу Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях
носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за
другим падают сраженные воины; своими красными губами припадают они к
ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.
Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он неслышно
носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога
снотворный напиток. Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей,
тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не
могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни сам громовержец Зевс: даже
ему Гипнос смыкает грозные очи глубоким сном.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги,
дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих
сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят
человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.
Царство Аида полно ужасов. Там обитает во тьме ужасное привидение Эмпуса с
ослиными ногами;заманив в ночной тьме людей в уединенное место, оно
выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущее тело. Там бродит и
чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и
крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и
чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее.
Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей
своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и
тяжкие сны па землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в
колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех,
которые чтят ее и приносят ей в жертву собак на тех распутьях, где
расходятся три дороги. Ужасно царство Аида и ненавистно оно людям.

ГЕРА

Богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и
нерушимость брачных союзов. После того как Геру, ее братьев и сестер изверг
из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать Геры Рея отнесла ее на край
земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от
Олимпа, в тиши и покое. Громовержец Зевс увидел ее. полюбил и похитил у
Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли
Геру в роскошные одежды, и она сияла своей величественной красотой среди
богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с Зевсом. Все боги J подносили
дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар
Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило Геру и Зевса.
Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает он как и муж ее Зевс, громами и
молниями, по слову е покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки
подымает она грозные бури. Прекрасна великая Гера. Из-под венца ее
ниспадают волной дивные кудри, спокойным величием. горят ее очи. Боги чтят
Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и советуется с ней. Но нередки и
ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на
советах богов- Тогда гневается громовержец и грозит жене наказаниями.
Умолкает Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как сковал ее Зевс золотыми
цепями, повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые
наковальни, и подверг бичеванию.
Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в
длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной
двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Благоухание разливается
по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется перед ней, великой
царицей Олимпа.

И0

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил
прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от Геры, превратил Ио в корову. Но этим
громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у
Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать Гере. Гера же, завладев
Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Несчастная Ио никому не могла
поведать о своих страданиях: обращенная в корову, она была лишена дара
речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио. Зевс видел ее страдания. Призвав
своего сына Гермеса, он велел ему похитить Ио.

Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио.
Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей,
выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио
была освобождена. Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Богиня наслала
на несчастную Ио чудовищного овода. Своим ужасным жалом овод гнал из страны
страну обезумевшую от мучений страдалицу Ио. Нигде не находила она покоя. В
бешеном бег неслась Ио все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно
вонзая в ее тело жало, как раскаленное железо. Где только не пробегала Мо,
в какие только странах не побывала она! Наконец, поел долгих скитаний,
достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей.
Он_ предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук.
Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, прежде чем
достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее
прежний образ, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта и
родоначальником поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой
Греции Геракл.

АПОЛЛОН


Рождение Аполлона. Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове
Делос. Мать его Латона, гонимая богиней Герой, нигде не могла найти приюта
Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету
и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного
моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись
громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на
том самом месте, где стоит и до сих пор. Вокруг Делоса шумело море. Угрюмо
вздымались скалы острова, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь
чайки морские находили здесь приют. Но вот родился бог света Аполлон, и все
засияло и зацвело. Засверкали и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и
море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося
ему амврозию и нектар. Вся природа ликовала вместе с богинями.


АРТЕМИДА


Вечно юная богиня Артемида родилась на Делосе в одно время с братом
своим златокудрым Аполлоном. Самая искренняя любовь связывала брата и
сестру. Горячо любили они и мать свою Латону.
Артемида заботится обо всем, что живет на, земле, растет в лесу и в поле.
Заботилась она о людях, о стадах домашнего скота, о диких зверях. Она
благословляет рождение, свадьбу и брак, вызывает рост трав, цветов и
деревьев. Богатые . жертвы приносят греческие женщины Артемиде, дающей
счастье в браке, исцеляющей болезни. Прекрасная, как ясный день, с луком и
колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится Артемида в тенистых
лесах и залитых солнцем. За Артемидой спешат ее спутницы—нимфы. Веселый
смех, крики, лай собак раздаются в горах. Когда же утомится богиня на
охоте, спешит она с нимфами в Дельфы, к любимому брату, стреловержцу
Аполлону. Под звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и
нимфами. Прекраснее всех нимф и муз Артемида и выше их на целую голову.
Любит отдыхать Артемида и в прохладных, увитых зеленью гротах, вдали от
взоров смертных. Горе тому, кто нарушает ее покой. Так погиб юный Актеон,
сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма.
актеон. Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона.
Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в ^ тени
густого леса, а юный Актеон пошел искать , прохлады. Вышел он на зеленую,
цветущую долину Гаргафию, посвященную богине Артемиде. Пыш-но разрослись
платаны, мирты и пихты; как тем-ные стрелы высились на ней стройные
кипарисы, а; зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в
долине. Всюду, царили тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел
Актеон чудесный грот, увитый зеленью. Он пошел к гроту, не зная, что грот
часто служит местом отдыха Артемиде.
Артемида только что вошла в грот. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и
готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом
и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот
показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидев входящего Актеона. Они
окружили Артемиду, чтобы скрыть ее от взора смертного. Подобно тому, как
пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской
гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она.
Разгневалась Артемида, что Актеон нарушил ее покой. В гневе Артемида
превратила несчастного Актеона в оленя-
Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги
оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все
тело. Пугливый олень обратился в бегство. Увидел Актеон свое отражение в
ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» — но не может. Слезы пока-, тились
у него из глаз—но из глаз оленя. Лишь! разум человека сохранился у него.
Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя, они не узнали своего хозяина и с
яростным лаем бросились за ним. Через долины по ущельям Кисрерона,
по горам, через леса и поля как ветер несся прекрасный олень, закинув на
спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все близко и ближе собаки,
вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-
оленя. Хочет! крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеона ваш
хозяин!»—но только стон вырывается из} груди оленя, и слышится в этом стоне
голос человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в
его глазах. Неизбежна гибель: рвут его тело на части рассвирепевшие псы.
Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком
счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона,
кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды,
единственный из смертных видевший божественную красоту дочери Зевса и
Латоны.

АФИНА ПАЛЛАДА

Рождение Афины. Самим Зевсом рождена была богиня Афина Паллада. Зевс-
громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина
и сын необычайного ума и силы. Мойры, бога судьбы, открыли Зевсу тайну, что
сын богини Меток свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром.
Испугался Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры,
он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее
родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс
страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал
разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в
голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и
вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина'
Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала
она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясала Афина своим
сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу и до
самого основания потряс Олимп. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся
она сияла дивной мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца
Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания,
непобедимую воительницу Афину Палладу.
Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во
время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. А девушки Греции
особо чтут Афину за ее покровительство в рукоделии. Никто из смертных и
богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать. Знают все, как опасно
состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона,
захотевшая стать выше Афины в этом искусстве.



ГЕРМЕС

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи бог Гермес,
посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний
край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес
охраняет пути, и в Древней Греции у дорог, на перекрестках, у входов в дома
стояли посвященные ему гермы.
Он покровительствует путникам при жизни, он же ведет души умерших в их
последний путь— в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он
глаза людей и погружает их в сон Гермес—покровитель путей и путников и бог
торговли. Он дает в торговле доход и посылает людям богатство. Гермес
изобрел меры, числа, азбук;и обучил всему этому людей. Он же и бог
красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто
не может Превзойти его в ловкости, хитрости и даже
в воровстве. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у
Посейдона—трезубец, у Аполлона—золотые стрелы и лук, а у Ареса—меч.
Гермес похищает коров Аполлона. Едва родился Гермес в прохладном гроте
Киллены, как уже замысти первую свою проделку. Он решил похитить коров
Аполлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии.
Тихонько пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался :
выходу из грота. У самого грота он увидел черепах;
поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на
нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру:
своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там
он похитил из стад, Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник
и ветки, чтобы замести след, и быстр» погнал коров по направлению к
Пелолоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он
встретил старика, работавшего в своем винограднике.
— Возьми себе одну из этих коров,— сказал ему Гермес,—только никому не
рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.
Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не
показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел
недалеко и решил узнать, сдержит ли старик данное слово. Спрятав коров в
лесу и изменив свой вид, вернулся Гермес назад и спросил старика:
— Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда
он их погнал, я дам тебе быка и корову.
Недолго колебался старик: очень уж хотелось ему получить еще быка и
корову, и он показал, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес
на старика и превратил его в скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что
надо держать данное слово.
После этого вернулся Гермес за коровами и быстро погнал их дальше.
Наконец пригнал он их в Пилос. Двух коров принес Гермес в жертву
богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров
спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру,
а из нее.
Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег
потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки. Но Майя заметила отсутствие
сына. Она с упреком сказала ему:
— Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил т коров Аполлона? Разгневается
он. Ведь ты знает как грозен в гневе своем Аполлон.
— Не боюсь я Аполлона,—ответил матери Гермес,—пусть себе гневается. Если
он вздумает об» деть тебя или меня, то я в отместку разграблю всего
святилище в Дельфах, украду все его золото, серебро и одежды.
А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не
мог их найти Наконец вещая птица привела его в Пилос В пещеру, где были
спрятаны коровы, он не вошел ведь следы вели не в пещеру, а из нее.
Наконец, после долгих бесплодных поисков» пришел он к гроту Майи. Заслышав
приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее
завернулся в пеленки. Аполлон вошел в грот Майи и увидел, что Гермес с
невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу
коров, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал
красть у него коров и не знает, где они.
— Послушай, мальчик!—воскликнул в гневе Аполлон.— Я свергну тебя в
мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне
моих коров.
— О сын Латоны!—ответил Гермес.—Не видел я, не знаю и от других не
слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят—другое у меня дело, другие
заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет,
клянусь, я даже не видел вора твоих коров,
Как ни сердился Аполлон, он ничего не мог добиться. Наконец Аполлон вытащил
из колыбели Гермеса и заставил его идти к Зевсу, чтобы тот решил их спор.
Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все
же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров. С Олимпа повел Гермес
Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В
Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из
пещеры, Гермес
сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные
звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом
слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру коров—так пленили его
звуки лиры. А Гермес изобрел себе свирель, любимый музыкальный инструмент
пастухов Греции. Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по
свету прекрасный сын Майи и Зевса Гермес, уже в раннем детстве доказавший
свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы.
Всюду в палестрах2 стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали
они перед борьбой и состязаниями в быстром беге. Кто только не чтил Гермеса
в Древней Греции:
и путник, и оратор, и купец, и атлет, и даже воры.

АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ

Аpec. Бог войны, неистовый Арес,—сын громовержца Зевса и Геры. Не любит
Зевс сына. Не будь Арес его сыном, он давно низверг бы его в мрачный
Тартар, туда, где томятся титаны. Сердце свирепого Ареса радуют только
жестокие битвы. Неистовый, носится он среди грохота оружия, криков и стонов
сражающихся, в сверкающем вооружении, с громадным щитом. Следом за ним
несутся его сыновья, Деймос и Фобос—ужас и страх, а рядом с ними богиня
раздора Эрида и сеющая убийства богиня Энюо. Кипит, грохочет битва, со
стоном падают воины, но ликует Арес. Торжествует Арес, когда сразит своим
ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Без разбора разит он и
направо и налево.
Свиреп, неистов, грозен Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто
приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса Афине
Палладе. Побеждает она Ареса мудростью и спокойным сознанием силы. Нередко
и смертные герои одерживают верх над Аресом, особенно если им помогает
Афина-Паллада. Так поразил Ареса медным копьем герой Диомед под стенами
Трои. Сама Афина направила удар. Далеко разнесся ужасный крик раненого
бога. Словно десять тысяч воинов вскрикнули сразу, вступая в яростную
битву, так закричал от боли Арес. Вздрогнули в ужасе греки и троянцы, а
неистовый Арес понесся, окутанный мрачным облаком, покрытый кровью, с
жалобами на Афину к отцу своему Зевсу. Но Зевс не стал слушать его жалоб.
Он не любит сына, которому приятны лишь распри, битвы да убийства.

Афродита. Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этому
она царит над всем миром.
Никто не может избежать ее власти. Только Афина, Гестия и Артемида не
подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с мягкой волной золотых волос,
как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита—олицетворение красоты и
вечной юности. Когда она идет в блеске своей красоты, в благоухающих
одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери
бегут к ней из чащи леса, стаями слетаются птицы. Львы, пантеры, барсы и
медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита,
гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты
и грации, прислуживают ей.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены
морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там
окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в
златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно
разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на
Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов
Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.
вгмалмон. Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она
счастье кипрскому художнику Пигмалиону. Пигмалион ненавидел женщин и жил
уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой
кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в
мастерской художника. Казалось, она дышит; казалось, что вот-вот она
задвигается и заговорит. Часами любовался художник своим произведением и
полюбил наконец созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные
ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову
венками из цветов. Как часто шептал Пигмалион: — О, если бы ты была живая,
если бы могли отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив
Но статуя была немая.
Наступили дни празднеств в честь Афродиты Пигмалион принес богине любви в
жертву белую телку с вызолоченными рогами, он простер к богине руки и с
мольбой прошептал:
— О, вечные боги и ты, златая Афродита! Все вы все можете дать молящему,
то дайте мне жен столь же прекрасную, как та статуя девушки которая сделана
мной самим.
Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся
прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя
перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня давала понять
Пигмалиону, что услышала его мольбу.
Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и—о счастье, о радость!
Статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня
Афродита красавицу-жену Пигмалиону.

Нарцисс. Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто
противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала
она сына, речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекраоД ного, но
холодного, гордого Нарцисса. Никого им любил он, кроме одного себя, лишь
себя считав достойным любви.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидела его
нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело
наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы
она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела
Эхо на стройного красавца юношу скрытая от него лесной чащей. Нарцисс
оглядела кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул-— Эй, кто здесь?

— Здесь!—раздался громкий ответ Эхо.
— Иди сюда!—крикнул Нарцисс.
— Сюда!—ответила Эхо.
С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет.
Удивленный этим, он громко воскликнул:
— Сюда, скорей ко мне!
И радостно откликнулась Эхо:
— Ко мне! Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа и;
леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и
скрылся в лесу.
Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа. Страдает от
любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на
всякий возглас несчастная Эхо.
А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь
всех и многих нимф сделал несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф
воскликнула:
— Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек,
которого ты полюбишь!
Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то,
что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время
охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу
не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы; ни разу не падала в
ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных
цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней
все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое
небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из
воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то и постигла его
кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная
любовь овладевает им. Полными любви глазами смотрит он на свое изображение
в воде, он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к
зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную
прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не
отрываясь, любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец,
полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая, руки к своему отражению:

— О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только
полоска воды, и все же не можем мы быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!
Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль
пришла ему в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к воде:
— О горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты — я сам! Я люблю
самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши,
увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть на страшит меня, смерть
принесет конец мукам любви.
Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти,
но все-таки вы может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают
его слезы в прозрачные водя ручья. По зеркальной поверхности воды пошли
круги, и пропало прекрасное изображение. С страхом воскликнул Нарцисс:

— О, где ты? Вернись! Останься! Не покидай меня: ведь это жестоко. О, дай
хоть смотреть на тебя!
Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять, не
отрываясь, смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах
горячего солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-
прежнему любит его, страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.
— О горе!—восклицает Нарцисс.
— Горе!—отвечает Эхо.
Наконец, измученный, слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое
отражение:
— Прощай!
И еще тише, чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
— Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти
покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу нимфы, и плакала. Эхо.
Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за телом юноши, то
не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос
белый душистый цветок—цветок смерти; нарциссом зовут его.

Эрот. Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, и у Зевса-громовержца,
есть посланник: через нее выполняет она свою волю. Это сын Афродиты Эрот,
веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот носится на
блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как
дуновение ветерка. В руках его—маленький золотой лук, за плечами—колчан со
стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Без промаха попадает в
цель Эрот, как стрелок он не уступает в меткости самому златокудрому
Аполлону.
Стрелы Эрота несут с собой радость и счастье, но часто несут они
страдания, муки любви и даже гибель.
Зевс знал, как много горя и бед принесет с собой в мир сын Афродиты. Он
хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Но разве могла допустить это
мать? Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных дебрях,
вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые львицы. Вырос Эрот, и
вот носится он по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в
мире то счастье, то горе, то добро, то зло. Есть еще один помощник и
спутник у Афродиты—это юный бог брака Гименей. Он летит на своих
белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его
брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея, моля его
благословить брак молодых и послать им радостную жизнь.

ГЕФЕСТ. Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не
может сравниться в искусстве ковать, родился на Олимпе слабым и хромым. В
гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она
схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.Долго несся по
воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря.
Сжалились над ним морские богини—Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида,
дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького
Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там в лазурном
гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с
могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным
мастером в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений
из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.
Долго таил Гефест в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил
отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое
кресло необыкновенной красоты и по

Новинки рефератов ::

Реферат: Концепция культуры в работе О Шпенглера "Закат Европы" (Культурология)


Реферат: Татарстан - республика химии (Химия)


Реферат: Социальная медицина (проблемы медицинского страхования) (Страхование)


Реферат: Netware (Программирование)


Реферат: Билеты по литературе (Литература : русская)


Реферат: Древнерусское государство в V - начале XII вв. (История)


Реферат: Схема вызова всех служб города Кургана (Технология)


Реферат: Социологическая концепция П. Сорокина (Социология)


Реферат: Сделки с недвижимостью в предпринимательской деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Аудит)


Реферат: Общество как социокультурная система (Социология)


Реферат: Атоматизация функций по учету затрат вспомогательного производства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Испытание сортов картофеля иностранной и отечественной селекции (Сельское хозяйство)


Реферат: Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы (Философия)


Реферат: Доктрина фашизма (рецензия на статью Бенито Муссолини) (Политология)


Реферат: Шпаргалки по биологии (Биология)


Реферат: Гостиничные услуги и их стандартизация (Туризм)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Система сжатия и уплотнения каналов (Радиоэлектроника)


Реферат: Основные понятия логики (Логика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист