GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Народ-труженик в творчестве Н.А. Некрасова (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Народ-труженик в творчестве Н.А. Некрасова (Литература)





…В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за
безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.
В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт
в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает
русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни,
«сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».
Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать
человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные
блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.
Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего
хороший и умелый работник.
Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба
его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.
В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его
произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов,
строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию
предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую
картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для
того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают
сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на
пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям,
поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя
Божие вынесли великие муки и страдания.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!»
В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих
мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси,
переполненной великой скорбью народной.
Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал
трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их
жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и
услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано
понял, что
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет
тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге»
поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной
избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть –
Так лучше было бы ещё.
Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли,
Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые
авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный
детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая
сажень.
«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит
работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит
себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.
Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве
труженику-богатырю:
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо – и до рук борода…


Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина
«голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных
добродетелей кормильца:
Родителям был ты советник,
Работничек в поле ты был…
Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий,
который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь!
Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена
Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве
поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих
а нем неиссякаемых силах.
Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая
Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой
славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла
на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой
крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в
труде.
Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает»,
признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку».
Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней
привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной
стойкости.
Красавица, мира на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из
народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать
удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли,
чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми
условиями жизни.
С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из
дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный,
непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким
каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение
«Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его
жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим – вертим – вертим!
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит – гудит – гудит!
Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка,
остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в
защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое
рабство.
Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и
свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди,
когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь»,
бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила
тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде,
добавляет:
Воля и труд человека
Дивные дива творят!
Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо
некрасовской поэзии, составляет её сущность.Через всё творчество поэта
проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в
которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.







Реферат на тему: Народно-поэтическая основа Щедринских сказок, их самобытность, нравственно-философская направленность (на примере сказки "Коняга")

«Он знает всю страну, лучше, чем

кто-либо из современников».
(И.С. Тургенев).

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Среди
огромного наследия сатирика едва ли не наибольшею популярностью пользуются
его сказки. Они привлекают читателя своей жизненной правдой, лукавым
юмором, осуждением зла, несправедливости, тупости, предательства, трусости,
лени, прославлением добра, благородства, ума, верности, мужества,
трудолюбия, злой насмешкой над угнетателями, сочувствием и любовью к
угнетённым.
Большая группа сказок великого писателя посвящена теме: народ и
господствующие классы. Трагическое положение закабалённого, ограбленного и
бесправного мужика показано Щедриным в сказке «Коняга».
Главный герой произведения – Коняга, «обыкновенный мужичий живот,
замученный, побитый», который «день-деньской… из хомута не выходит».
Благодаря ему растёт хлеб на необъятных полях Росси, но сам он не имеет
права есть этот хлеб.
Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой
исчерпывается весь смысл его существования…» – восклицает сатирик.
Писатель говорит о народе с горечью и любовью: «Ходит Коняга от зари
до зари, а впереди его идёт колышущееся чёрное пятно и тянет, и тянет за
собой. Вот теперь оно колышется перед ним, и теперь ему, сквозь дремоту,
слышится окрик: «Ну, милый! Ну, каторжный! Ну!»
Сказка ставит вопрос: почему бездельники в роскоши, а труженики никак
из нужды не выбьются?
С ненавистью и презрением нарисованы Щедриным образы «пустоплясов» –
врагов тружеников, с горячим сочувствием и любовью – образы мужика и
Коняги. Со страстной тоской писатель призывал то время, когда народ
освободит себя и свою родину.
Вера в силы народа, в свободное будущее своей родины ни на миг не
покидала писателя. «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада
полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту
силу их плена? Кто вызовет её на свет? Двум существам выпала на долю эта
задача: мужику да Коняге», – писал Щедрин.
Идейная близость сатирика к народу проявилась не только в том, что он
в своём творчестве защищал интересы народа, но и в том, что автор щедро
пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества в своих
произведениях.
В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей,
птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в
образах льва и орла он рисовал царей; в образах медведей, волков, коршунов,
ястребов, щук – представителей высшей царской администрации; в образах
зайцев и пескарей – трусливых обывателей. Образ Коняги в одноимённой сказке
– символ порабощенной родины и истерзанного угнетателями народа. «Целая
масса живёт в нём, неумирающая, нерасчленимая и неистребимая».
Жизнь народа – непрерывный изнуряющий труд. Бремя невыносимой
подневольной работы превращает труд в проклятие, в «ноющую боль», лишает
жизнь радости. «Для всех поле – раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно –
кабала… Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание».
Трудом Коняги живут «пустоплясы». Им нет никакого дела до народа, им
нужен лишь его труд, нужна его жизнь, «способная выносить иго работы».
«Пустоплясы» могут только вести праздную болтовню о причинах несокрушимости
и бессмертия Коняги. Живучесть труженика они объясняют смирением и
покорностью. Несокрушимость тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни
носит!» Причину неуязвимости Коняги видят в том, «что он «настоящий труд»
для себя нашёл». Четвёртый же «пустопляс» говорит: «Оттого нельзя Конягу
догонять», что он «к своей юдоли привычен и нуждается только в том, чтобы
его постоянно взбадривали кнутом».
Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жил-был
пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик».
Не отступил он от своего правила и в этом произведении: «Жил во времена оны
старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс».
Нередко сатирик прибегал к традиционным формулам, как: «по щучьему
велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать». В
«Коняге» мы встречаем такие выражения, как: «мужичий живот», «день-
деньской», «с утра до вечера землю работает», «на веки вечные», «худое
Конягино житьё».
В творениях Салтыкова-Щедрина рассыпано множество «крупиц из копилки
народной мудрости»: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест», «живёт
богато, со двора покато: чего ни хвались, за всем в люди покатись». В
анализируемой сказке иногда одним только подбором пословиц и поговорок
писатель характеризует своих героев: «Коняге – солома, Пустоплясу – овёс»,
«Дело мастера боится», «Плетью обуха не перешибёшь», «Словно у Христа за
пазушкой».
Щедринская сказка, богатая фольклорными элементами, в целом не похожа
на народную, потому что сатирик свободно творил на её основе и в её духе,
совершенствуя её в идейном и художественном значении.
Опираясь на богатейшую образность сатирической народной сказки,
писатель в своих произведениях уделил большое внимание эпитетам («зияющая
бездна полей», «худое житьё»), метафорам («белый саван» (снег), «огненный
шар» (солнце), «громада полей… силу сказочную в плену у себя сторожит»,
«поле… орошает своею кровью»), сравнениями («губа отвисла, как блин»;
«поле, как головоног, присосалось к нему бесчисленными щупальцами и не
спускает его с урочной полосы»).
Щедрин был взыскательным художником, в совершенстве владевшим всеми
изобразительными средствами общенародного русского языка.
В его творчестве просматривается сближение фантастического элемента с
фантастикой народных сказок. К этому приёму автор прибегал, когда испытывал
цензурные затруднения. Одним из способов преобразования явлений жизни
служит живоописание обыденных отрицательных, пошлых сторон при помощи
приёмов гиперболы и фантастики. Показывая каторжную жизнь трудящихся,
писатель скорбит о покорности народа, о смирении перед угнетателями. «Бьют
его чем ни попадя, а он живёт, кормят его соломою, а он живёт. Хоть целое
дерево об него обломай, а он всё жив», – говорит Сатирик о долготерпении
Коняги.
Они являются средством эмоционального воздействия на читателя,
вызывают чувство негодования по поводу изображаемых явлений
действительности. «Совсем было позабыл Пустопляс, что у него братец на
свете живёт, да вдруг с чего-то загрустил и вспомнил… Смотрит – ан братец-
то у него бессмертный!» Всему творчеству Щедрина присущи элементы
гиперболизма.
Язык героев сказки прекрасно дополняет их характеристики.
Пустопорожнее «каляканье» слышится в речах «пустоплясов». В пустословии
коней-интеллигентов выражено их духовное убожество и низменные интересы.
Тусклой, «нудной» речи «пустоплясов» («В нём от постоянной работы здравого
смысла много накопилось… Здравый смысл – это нечто обыденное, до пошлости
ясное, напоминающее математическую формулу») Щедрин противопоставляет
красочную, меткую, бойкую, полную мысли и чувства речь людей из народа
(«Ну, милый, упирайся! Ну милый, вывози!» – подбадривает мужик Конягу).
В авторском слове сатирика, то суровом и гневном, исполненном
ненависти и презрения к угнетателям народа, то полной любви, тоски и
горечи, когда он говорил о человеке-труженике, выражено огромное богатство
идей и чувств великого революционно-демократического писателя.
По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический
монолог. Первая философская часть – тревожные раздумья о будущем народа.
Заключительные страницы сказки – гневная сатира на идеологов социального
неравенства, на всех «пустоплясов», которые пытались разными теориями
оправдать и увековечить подневольное положение Коняги.
В сказке ставится вопрос: где выход? – и даётся ответ: в самом
народе. Окружающие его пустоплясы-интеллигенты могут сколько угодно спорить
о его мудрости, трудолюбии, здравом смысле, но споры их прекратятся, когда
они проголодаются и начнут кричать дружным хором: «Н-но, каторжный, н-но!»
Замысел «Коняги» состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению
несправедливого социального строя, основанного на эксплуатации.
В своих произведениях сатирик выступал как суровый судья, каравший
оружием смеха «дирижирующие классы», как писатель, страстно любивший народ
и родину.




Новинки рефератов ::

Реферат: Знаменитая личность в период между I и II мировыми войнами. Советский инженер-радиотехник Бонч-Бруевич (История)


Реферат: Деление живой природы на царства (Биология)


Реферат: Проблемы развития аудита в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Языки программирования, их классификация и развитие (Программирование)


Реферат: Первые эмансипированные женщины (История)


Реферат: История Буддизма (История)


Реферат: Регистрация юридического лица (проекты документов) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Педагогика сотрудничества (Педагогика)


Реферат: Эпоха просвещения (История)


Реферат: Мастера спорта из Агинского округа (Спорт)


Реферат: Вода и её свойства (Химия)


Реферат: Высшие психические функции (Психология)


Реферат: Комиссия по уложению и "Наказ Екатерины" (История)


Реферат: Инквизиция (Мифология)


Реферат: Вредные люди и способы управления ими (Психология)


Реферат: Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Творчество Э. Дега и К. Моне (Искусство и культура)


Реферат: Рубенс и фламандская живопись 17-го века (Искусство и культура)


Реферат: Стратегический маркетинг (Маркетинг)


Реферат: С древних времен до наших дней (Бухгалтерский учет)


Реферат: Коммуникативная компетентность (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист