GeoSELECT.ru



История / Реферат: Дени Дидро. Биография (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Дени Дидро. Биография (История)



ШКОЛА ТВОРЧЕСТВА № 255
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС



Дени Дидро



Реферат по культуре
Беркович Евгении
Преподаватель Иванова Е.А.



Санкт-Петербург
2000 г.



Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре. Его отец был
ножевых дел мастером, эта профессия передавалась в семье из поколения в
поколение в течение двух столетий. Отец был человеком простым, прямодушным,
гордился своей честностью. Его влияние на сына несомненно. По совету своего
брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом, заподозрив их
в намерении разобщить его с сыном и услать мальчика в дальний монастырь, он
оставляет мысль сделать Дени священником. Воспитание Дидро в парижском
Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся
новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг. Неудачно
проходит и подготовка Дидро после окончания колледжа к карьере юриста.
Впоследствии он жалел, что не выбрал адвокатской профессии. Дидро
действительно обладал пламенным красноречием.
Нежелание Дени избрать определенное дело раздражили, наконец, отца
до такой степени, что тот решает предоставить сына самому себе и перестает
высылать ему деньги. Таким образом, Дидро очутился в Париже один и без
средств. Несколько лет проводит он, зарабатывая на хлеб самым неблагодарным
трудом - грошовыми уроками, переводами третьесортных книг, даже писанием
проповедей для малограмотных аббатов. Он не ищет довольства и однажды
покидает место воспитателя в зажиточной семье, заметив, что мещанские
спокойствие и сытость начинают его усыплять. У Дидро в это время появляются
серьезные умственные и духовные запросы. Вращаясь среди развитой, но бедной
молодежи, он встречает не только единомышленников, но друзей – Руссо, Д’
Аламбера, Кондильяка, Туссена. Тогда же произошла его неудачная женитьба на
женщине, не понимавшей его стремлений и мыслей. Этот брак продолжался
недолго, но был очень тяжелым для обеих сторон.
Прошло несколько лет. В свет выходит достаточно смелое
произведение Дидро « Письмо о слепых», где говорится об операциях доктора
Реомюра над слепыми. Это « письмо» послужило причиной трехмесячного
заключения Дидро в Венсенский замок, после того, как тот предал огласке
свой скандал с доктором, не допустившим его присутствовать при операции, но
сделавшим исключение для одной богатой особы. Этот арест еще больше развил
в Дидро дерзкие, по сути революционные мысли.
Именно в это время Дидро начал главный труд своей жизни -
«Энциклопедию»
Жизнь Дидро в быту была более, чем скромной. Постоянные затруднения
в средствах сменяли одно другое. Юношей он был найден однажды у себя на
мансарде в голодном обмороке, в зрелом возрасте был вынужден продать
русской императрице Екатерине свою библиотеку, чтобы дать приданое дочери и
иметь средства к существованию.
Удивительная одаренность Дидро доставила ему, малоизвестному сначала
провинциалу, первенствующее место в известнейших салонах Парижа - у г-жи Д’
Эпинэ. Гольбаха - где получили начало многие из важнейших начинаний
философии, творчества, политики.
В 1762 году, через 9 дней после прихода к власти Екатерины
Великой, начались её отношения с Дидро, которые старательно поддерживались
такими поклонниками творчества Дидро, как княгиня Дашкова или князь
Голицын, в то время русский посол в Париже. Но вскоре заочное общение
перестает удовлетворять Екатерину, и, потерпев с Вольтером и Д’ Аламбером
неудачу в попытке пригласить их в Россию, императрица уговаривает Дидро
предпринять трудное путешествие в Петербург. Поездка была обставлена
Екатериной с максимальным комфортом, прием был чрезвычайно сердечен.
Екатерина возлагает на Дидро несколько деловых поручений. Это были, в
основном, проекты народного просвещения в России - план организации
низшей и средней школы, университетов, женского образования. Им были
написаны такие труды, как « Plan d’ une universite pour la Russie» ,
«педагогический проект для женского образования» .


Жизнь Дидро, в целом не богатая событиями, (за исключением
нескольких тревожных моментов в судьбе « Энциклопедии» и поездки в Россию),
полна странных для обычного человека фактов. В возрасте шестидесяти шести
лет он вдруг увлёкся биологией и слушал курсы химии и анатомии у Руэля.
Уже в пожилом возрасте Дидро искренне полюбил молодую девушку, m-lle
Voland, и женился на ней. Он написал ей множество писем и победил
предубеждение её родных своей искренней привязанностью. Она была посвящена
во все его помыслы и намерения. Увы, и этот брак был недолгим. Жена умерла,
и Дидро не смог перенести ее ранней смерти. Уйдя от шума и суеты, он
доживал свои последние месяцы.
Постепенно ушли из жизни его друзья и соратники - Руссо, Д’
Аламбер. Тридцатого июля 1784 года Дени Дидро последовал за ними.
Ему не суждено было создать собственной философской теории.
Восприимчивый, быстро откликавшийся на все живое, он раздробил свой талант
по многим областям мысли и творчества. Это был человек, призванный всюду
пробуждать жизнь, вecти людей за собой



Энциклопедия


Еще с 1741 года Дидро мечтал о каком-нибудь грандиозном
научном предприятии, которое побороло бы, наконец, нетерпимость и суеверие.
В это время к нему явился книгопродавец Лебретон с предложением принять на
себя редактуру английской энциклопедии Чемберса, полезного, но чисто
технического справочника. Дидро увидел в этом предложении знак судьбы .Он
задумал не рабское переложение чужого труда, а самостоятельный и подробный
обзор всех достижений науки, всех опытов социальной, политической и
религиозной свободы. Его горячность и вера в успех увлекли издателя, и тот
принял на себя финансовую сторону предприятия.
Энергично и с большим пониманием людей Дидро стал группировать
вокруг себя сотрудников. Обладая самыми разнообразными знаниями, от техники
в ремеслах до эстетики, философии, естествознания и политики, он был самым
подходящим человеком для центральной, объединяющей роли. Редакторскую
работу взял на себя Д Аламбер, своим ровным характером усмирявший вечное
волнение и боевой задор Дидро. Он же внес в дело глубокие специальные
знания по философским и математическим наукам. Весте они распределили труд
по отделам, привлекая для каждого из них лучших специалистов того времени,
таких, как Вольтер и Монтескье.
Но свое участие в гигантском сборнике, осуществление которого было
рассчитано на десятки лет, он и не думал замкнуть в рамки одиночного дела.
Следы его деятельного участия заметны повсюду, даже в описании открытий и
усовершенствований в ремеслах и заводских производствах. Связи с рабочим
миром облегчили для Дидро специальное его изучение. Он расспрашивал и
разузнавал все нужное в мастерских, сам учился ремеслам и мог внести в
Энциклопедию до тысячи статей технического содержания.
В 1751 году был издан первый том. До 1772 года, когда вышли последние
тома, тянется многострадальная, богатая гонениями, запретами и
приостановками история великой Энциклопедии, давшей имя целому периоду в
развитии человеческой мысли. Всего на работу над ней ушло более тридцати
лет, то есть все лучшие годы Дидро потратил на этот труд. Он решил довести
дело до конца вопреки всем препятствиям. Духовенство и двор, цензура,
полиция, иезуиты – все объединились в борьбе против него. Д Аламбер,
наконец, утомился и заявил другу, что не в силах больше делить с ним
редакционные труды. Дидро взял эту тяжелую обязанность на себя и после
перерыва в несколько лет выпустил в 1765 году десять новых томов. Ему
предлагали облегчить дело издания, перенеся его за границы Франции, Фридрих
второй звал его в Берлин, Екатерина обещала устроить ему удобное печатание
в одном из приморских городов России, например в Риге. Но он остался на
своем посту, и на глазах своих противников, пользуясь иногда
покровительством людей, обязанных его преследовать ( например Мальзабера,
главного блюстителя печати), с поразительной настойчивостью шел по
намеченному им пути. К этому времени слава Энциклопедии разнеслась по всей
Европе. Везде, где царили беззаконие, жестокость, душевная тьма (а кроме
пробудившейся раньше Англии вся Европа была тогда в таком состоянии), её
статьи, изложенные твердым, научным языком, действовали необыкновенно
эффективно.
Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным изданием, содержащим
не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но
и философские рассуждения, что и послужило одной из основных причин столь
яростного неприятия властью этой книги. Во многих статьях, например в
статье” Свобода”, принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно
смелые взгляды на жизнь, которые не могли понравиться правительству
Франции.
Круг его научных интересов был чрезвычайно широк. Он писал о
естественном отборе и теории наследственности, что дало возможность
впоследствии называть Дидро предшественником Дарвина.
« Что значат тысячелетия в мировой жизни!» – восклицал он, говоря об
эволюции, приведшей природу и человека к их современному состоянию. Он
верил в успехи эксперимантальной науки с ее тонкими приборами и точными
наблюдениями. В своей работе «Сон д’Аламбера» он умышленно придал своим
научным фантазиям форму болезненного бреда со вспышками ясного, здравого
смысла. В такой форме можно было строить и высказывать догадки, которые
многим должны былим показаться химерическими. Тогда это были действительно
мечты, но они были достойны замечательного философа природы, с годами
оставившего далеко позади себя своих прежних единомышленников, вроде
Гольбаха или Гельвеция.



Дидро - философ


Дени Дидро занимает одно из центральных мест среди представителей
передовой революционной мысли Франции IYIII века. Он был одним из наиболее
ярких выразителей материалистического мировоззрения просветительской
эпохи на пути к буржуазной революции 1789 года.
Из всех областей мысли, занимавших Дидро, он особенно много внимания
уделял проблемам теории познания, религии, этики и теории искусства.Дидро
утверждает, что сознание (мышление) и бытие (действительность), несмотря на
свою противоположность, едины, так как они оба являются атрибутами одной и
той же субстанция – материи. Устойчивость наших знаний проистекает из нашей
связи с природой, из нашего жизненного опыта и из нашей способности делать
умозаключения на основе этого опыта. Так, агностицизму и грубому
субъективизму Дидро противопоставляет возможность и неизбежность
объективного отражения и познания действительности.

Критика религии и церкви занимала исключительное место в работе
философской мысли ХYIII века, т.к. религия являлась, с точки зрения
просветителей, основным предрассудком, тормозившим идейное развитие
чесловечества, и средством порабощения народных масс господствующими
сословиями. Крупнейшие представители философской мысли ХYIII века в той
или иной степени тяготели к атеизму. Некоторые из них останавливались на
полпути, чаще всего склоняясь к осторожно-примирительному деизму. Из всех
философов-просветителей Дидро наиболее последовательно подошел к проблеме
религиозного сознания.
Уже в своих замечаниях к переводу труда Шафтсбери «Исследование о
заслуге и добродетели» Дидро показал себя далеко не правоверным католиком.
Здесь он высказывает некоторые атеистические идеи и выражает сомнение в
том, что религиозные верования сами по себе способны внушить их обладателю
добродетель
Дидро опирался на материализм и атеизм в своих трудах об эволюции
природы и теории ее познания человеком.


Дидро в искусстве


На рубеже пятидесятых годов Дидро включил в круг своих интересов вопросы
искусства, которыми после этого не переставал заниматься до конца жизни.
Вопросы эстетики он поставил перед собой впервые в статье «Прекрасное»,
напечатанной в Энциклопедии в 1751 году. В этой статье Дидро во многом
стоит на позициях абстрактных понятий о красоте, которые были характерны
для французской эстетической мысли его времени, но он уже признает
объективность красоты и прекрасного.

« Долговечны лишь те красоты, которые основаны на связи с созданиями
природы. Красота в искусстве имеет то же основание, что истина в
философии», – писал Дидро.
Одним из искусств, более всего интересовавших Дидро, был театр. Его
работа « Парадокс об актере» является одним из самых его блестящих
произведений. Здесь объединяются и приводятся в систему все вопросы
драматургии и практики театрального искусства. В частности, дается
обоснование метода актерской игры. Последний вопрос широко обсуждался в
критической литературе ХYIII века. Теория «переживания» и теория
«представления», теория игры «нутром», то есть эмоциональными данными
актера, и теория игры «техникой», руководимой рассудком, - находили себе
каждая немало приверженцев. Перевес был явно на стороне тех, кто « защищал»
«переживание».
Выступая в «Парадоксе об актере» против «чувствительного» эпигонства
классической школы актерской игры, Дидро менее всего имел в виду
утверждение рассудочности процесса сценического творчества. Считая разум
«универсальным» чувством, контролирующим и организующим ощущения и
восприятие действительности, он стремился обосновать руководящую роль
разума в создании сценического образа. Как реакция на хаотическую
«чувствительность» французской актерской школы второй половины ХYIII века,
« Парадокс» имел несомненно прогрессивное значение. Однако, характерная для
того времени механистическая постановка вопроса о природе актерского
творчества сильно ограничила его практическую и теоретическую ценность.
Содержащиеся в нем отдельные догадки знаменовали, впрочем, приближение
Дидро к возможному научному обоснованию процесса актерской игры. В
дальнейшем его работы были использованы Станиславским в его «Работе актера
над собой».
Дидро создал также ряд произведений художественной литературы.
Его ранние литературные опыты, например, роман «Нескромные сокровища»,
написаны в традиции галантной литературы XYIII века. Повесть «Белая птица»
представляет собой аллегорическую сказку, где все тот же фантастический
покров набрасывается на скептическую усмешку по адресу абсолютизма и
аристократии. Но, конечно, не произведениями этого жанра Дидро стяжал себе
славу одного из лучших писателей прозаиков Франции. Этим он обязан своим
реалистическим романам. Самым известными из них являются роман «Монахиня» и
«Жак фаталист», а также знаменитый диалог «Племянник Рамо».



Список литературы, использовавшейся в работе над рефератом

1. Ф. Рокен. Движение общественной мысли во Франции XVII века.
2. Х. Момджян. Атеизм Дидро.
3. Морис Торез. Сын народа.
4. Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии.
5. П. Ланфрей. Дидро.
6. Л. Лориен. Дидро и современники
7. Маркиз де Сад. Моя любовь к Дидро.
8. Э. Мартюков. Дидро и дети.
9. В. Ленин. Сочинения.





Реферат на тему: День феодала

Наибольшее развитие феодализм получил в Западной Европе в XI-XV вв.,
а в России – в XVI-XVII вв. Феодализм – классовая формация, основанная на
условной частной (феодальной) собственности на землю и эксплуатации лично и
поземельно зависимых от господствующего класса (феодалов) непосредственно
производителей (крестьян).
Основной обязанностью феодала перед сеньором было:
. несение военной службы;
. участие в суде;
. участие в управлении советом;
. содержание хозяина и его свиты;
. внесение денежных платежей (для выкупа сенатора, попавшего в
плен).
Крупные феодалы жили в замках. Издали замок напоминал гнездо хищной
птицы: он строился обычно на высокой скале. Замок был окружен глубоким
рвом. Вокруг него возводилось несколько рядов толстых каменных стен,
увенчанных круглыми или четырехугольными башнями с узкими бойницами.
Попасть в замок можно было через подъемный мост, который опускался на
тяжелых чугунных цепях. Привратная башня имела дубовые массивные ворота,
окованные железом. За превратной башней помещалась подъемная дверь в виде
чугунной решетки. Во время штурма ее старались опустить за спиной
прорвавшегося противника. За первой стеной располагался хозяйственный двор
с мельницей, кузницей, оружейной и другими мастерскими. За вторым рядом
стен помещались главная башня замка, конюшни и склады оружия.
Основным оплотом замка во время осады служила главная замковая башня.
В ней находились и жилые комнаты хозяев, и помещения для гостей и слуг. Ее
нижний этаж представлял собой зал, во всю длину которого тянулся дубовый
стол. В дни буйных пиршеств на нем возвышались туши зажаренных быков,
баранов и оленей. Винтовая лестница, скрытая в толще стен, вела в верхние
жилые помещения. Один этаж был изолирован от другого. Если враги
прорывались в башню, на их головы через отверстия в потолке с одного этажа
на другой выливали кипящую смолу и расплавленный свинец. Затем люк плотно
прикрывали тяжелой каменной плитой. На самом верху замковой башни хранились
обильные запасы еды и питья. Таким образом, феодальный замок представлял
собой настоящую крепость, защищавшую феодала от «внешних» врагов – других
феодалов и от своих подданых – крепостных, если они восставали.
Однако взглянем на замок с точки зрения удобств. Вот как описывает на
основании исторических документов замок средневековья французский историк и
критик Люсьен Февр: « отведите на минуту взгляд от фасадов в античном
стиле, от многочисленных скульптур, от великолепно отделанного мрамора.
Взгляните на эти роскошные резиденции попросту глазами нанимателя,
осматривающего жилье. Все помещения расположены анфиладой, они огромны,
однообразны, нарезаны квадратами; глухая стена впереди, глухая стена
позади, окна в стене справа, окна в стене слева. И если кто хочет пройти из
одного конца этажа в другой, нет иного способа, как миновать одну за другою
все сообщающиеся между собой залы…
Можно не сомневаться, что зимою там приходилось дрожать от холода…
Тщетно целая армия истопников таскала полные короба хвороста и поленьев из
одной комнаты, где стояла печь, в другую такую же… Поодаль от огня люди
мерзли. А если огонь пылал, люди под навесом камина изнемогали от жары.»

Почти все феодалы были неграмотными, грубыми и невежественными
людьми. В мирное время излюбленными их развлечениями была охота и пиры.
В эпоху феодализма, с прекращением Крестовых походов и отмиранием
рыцарских турниров, наиболее широкое распространение у крупных феодалов
получили различные виды охоты (с ловчими птицами и гончими собаками). Так,
например, император Фридрих Барбаросса, граф Эсте, император Генрих IV,
Фридрих II были страстными любителями этого развлечения, а английский
король Эдуард III назначил за воровство ястреба смертную казнь, а за
разорение его гнезда – год тюремного заключения. Целые века процветала
школа сокольничих в селе Фелькенверт во Фландрии. В XVIII веке соколиная
охота мало-помалу стала выходить из моды, но и в настоящее время существует
в некоторых местах Англии и Голландии.
«Обычно для дворянина, живущего не по-княжески, обиталище – усадебный
дом, в котором он три четверти времени проводит в одном помещении – на
кухне. До XVIII века французский дом не имеет особой комнаты – столовой.
Людовик XIV в обычные дни ест в спальне, за квадратным столом, лицом к
окну. Синьоры XVI более скромные. Они обычно едят у себя на кухне, которую
в иных провинциях называют обогревальня. На кухне тепло. Или точнее не так
холодно, как в других комнатах. Здесь постоянно пылает огонь. Пахучий пар,
вырываясь из кастрюль, создает атмосферу несколько тяжеловатую, но в общем
теплую и уютную. Свежая солома на плитах пола сохраняет тепло для ног. И,
кроме того, на кухне многолюдно. люди живут локоть к локтю. А люди XVI
века очень любят так жить.
Каждому своя комната – эта мысль принадлежит нынешнему времени. К
чему это? – сказали бы наши предки. Отдельная комната, предназначенная для
того или иного, это тоже современная выдумка. На кухне собирались все и
делали все или почти все.
Прежде всего там восседали сеньор и его супруга в деревянных креслах
напротив очага. На скамьях – их дети, девочки и мальчики. При случае –
гости, приходской священник; слуги. Под бдительным оком госпожи озабоченные
служанки накрывали стол, убирали после еды. Арендаторы, работники,
поденщики, возвращались с полей вечером, к обеду, изнемогающие от усталости
и покрытые грязью, приваливаются каждый к своему месту в ожидании пищи. И
вперемешку с людьми снует домашняя живность: куры и утки – под столом они у
себя дома; охотничьи птицы уселись на плечах охотников; собаки разлеглись у
ног хозяев на подстилке, под юбками женщин выкусывают у себя блох или
поджаривают себе бока, растянувшись возле пылающих углей.
Ели медленно, сосредоточенно, с чувством простую пищу. Хлеб, который
редко был пшеничным. Густые мучные похлебки. Большие миски пшеничной каши
или сваренного в молоке проса заменяли картофель, который не был еще
известен, и отсутствующие пироги. Чаше всего каждый клал перед собой
деревянную доску, на которой режут хлеб или мясо. Представьте себе круглый
ломоть черствого хлеба, толстый и твердый. На него клали пищу, взятую
пальцами с общего блюда. Мясо, убоина, бывало редко: его подавали только на
свадьбах и к праздничному столу. Сало бывало чаще. Но постных дней было
много, и таких дней, когда вовсе воздерживались от пищи и питья, не говоря
уж про долгий Великий пост, который соблюдался так строго, что из него
выходили совсем ослабевшими. В те времена мясо – это дичь и домашняя птица.
Возбуждение, которое нам дает говядина и баранина, мясная пища,
сопровождаемая спиртными напитками и вином; иллюзия силы и мощи, которую
современный человек черпает в своей привычной пище; кратковременная
мобилизация нервов, которая в нашем современном обществе знакома самым
тихим людям благодаря кофе, - ничего этого в XVI веке нет. Единственное
излишество – это пряности. Тут не было никаких ограничений, только те, что
налагались состоянием кошелька, - ибо пряности на рыночных площадях
Лиссабона и Антверпена стоили недешево. Однако эти люди, которые не знают
ни табака, ни кофе, ни чая, ни крепких напитков и едва знакомы с говядиной,
они подстегивали себя на свой манер – воспламеняя тело с помощью перца,
имбиря, мускатного ореха или горчиц, приготовленных по мудреным рецептам.
Впрочем, они, по сути дела, проводят в доме немного времени. Они
приходят туда, чтобы поесть или когда льет сильный дождь и полевые работы
приостанавливаются. Они сидят дома, когда наступает темнота и начинается
вечерняя жизнь. Ночь… Никто не знает, как одолеть ночную темноту. Что лучше
всего освещает кухню или комнату – так это пляшущие огни камина. Лампы?
Зловонные светильники, которые коптят, трещат, чадят, отравляя воздух. Мы
плохо представляем себе, что творится в какой-нибудь обширной кухне после
того, как в нее набилось два десятка людей в рабочих одеждах и целый
домашний зверинец в придачу, - запахи животных, людей, пищи, кожаных гамаш,
которые сушатся на огне, чад коптящих фитилей… Можно представить себе
посреди всего этого усердного мальчика, который хотел бы позаниматься и
почитать в своем уголке. Но возможно ли это в таком кавардаке? На кухне
никто не читает. Впрочем, четыре или пять раз в году, когда уж слишком льет
дождь и нечего делать, кто-нибудь с горя читает вслух какую-нибудь главу из
старого рыцарского романа в прозе. А иногда поздно вечером, когда все
улягутся спать, хозяин достает книгу, в которой ведется запись всех
семейных дел и событий, или, водрузив на стол счеты с костяшками,
принимается прилежно изучать свой бюджет.
В сущности, настоящая жизнь этого человека и всех ему подобных
заключается в том, чтобы обойти или объехать свои поля, виноградники, луга,
леса, обозреть свои владения, охотясь, или поохотиться, обозревая их. В
том, чтобы посещать рынки и ярмарки, по-свойски толковать с крестьянами на
их языке и о предметах, которые одни только их и интересуют (легко
догадаться, что это вопросы не политические и не метафизические). По
воскресеньям и праздничным дням этот простой в обращении сеньор, во многих
отношениях тот же крестьянин, только рангом повыше, открывает бал вместе со
своей супругой, кружит девушек в пляске, а при случае – играет в шары,
стреляет из лука, сбивает наземь какую-нибудь птицу или развлекается
борьбою ладонь на ладонь.”
Воинское сословие феодалов представляли собой рыцари. Основным
занятием их были охота, турниры, тренировки и война.
Вокруг рыцарей, которых одни называют неустрашимыми воинами,
преданными вассалами, защитниками слабых, благородными слугами прекрасных
дам, галантными кавалерами, а другие - неустойчивыми в бою, нарушающими
свое слово, алчными грабителями, жестокими угнетателями, дикими
насильниками, кичливыми невеждами, вертелась в сущности история
европейского средневековья, потому что они в те времена были единственной
реальной силой. Силой, которая нужна была всем: королям против соседей и
непокорных вассалов, крестьян, церкви; церкви - против иноверцев, королей,
крестьян, горожан; владыкам помельче - против соседей, короля, крестьян;
крестьянам - против рыцарей соседних владык. Горожанам, правда, рыцари были
не нужны, но они всегда использовали их военный опыт. Ведь рыцарь-это
прежде всего профессиональный воин. Но не просто воин. Рыцарь, рейтер,
шевалье и т.д. на всех языках значит всадник. Но не просто всадник, а
всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьем и мечом. Все это снаряжение было
весьма дорогим еще в конце X в., когда расчет велся не на деньги, а на
скот, комплект вооружения, тогда еще не столь обильного и сложного, вместе
с конем стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна
целой деревни.
Но мало взять в руки оружие - им надо уметь отлично пользоваться.
Для этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного
возраста. Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить
доспехи - известны полные комплекты для 6-8-летних детей. Следовательно,
тяжеловооруженный всадник должен быть богатым человеком, располагающим
временем. Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень небольшое
число таких воинов. А где взять остальных? Ведь крепкий крестьянин, если и
имеет 45 коров, то не отдаст их за груду железа и красивого, но не годного
для хозяйства коня. Выход нашелся: король обязывал мелких землевладельцев
работать определенное время на крупного, снабжать его нужным количеством
продуктов и ремесленных изделий, а тот должен был быть готов определенное
количество дней в году служить королю в качестве тяжеловооруженного
всадника.
На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная
система. И к XI-XII вв. тяжеловооруженные всадники превратились в касту
рыцарей. Доступ в это привилегированное сословие становился все более
трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и
гербами Еще бы: кому хочется тесниться и допускать к жирному куску
посторонних. А кусок был жирным,и чем дальше, тем больше. За клятву
верности сеньору рыцарь получал землю с работающими на него крестьянами,
право суда над ними ,право сбора и присвоение налогов ,право охоты и т.д.
Он мог ездить ко дворам владык, развлекаться целыми днями, пропивать,
проигрывать в городах деньги, собранные с мужиков. Обязанности его
сводились к тому, чтобы во время военных действий служить на своих харчах
сеньору около месяца в году, а обычно и того меньше.
Ну а как рыцари воевали? По-разному. Сравнивать их с кем-то очень
трудно, т.к. они в Европе были в военном отношении предоставлены самим
себе. Разумеется, в сражениях участвовала и пехота - каждый рыцарь приводил
с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные владетели
нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в. исход
сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же слуги
пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь полспорьем. Рыцари их
в расчет вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа необученных
крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем
коне ? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с
достойным противником, то есть рыцарем же, они топтали конями мешающих им
своих же пещих воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к
всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из битв,
когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не
сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей
противника и только тогда поскакали на достойного врага рыцарей. Вот тут-
то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника, закрытых
щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного
таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со
скоростью движения, враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или
просто оглушенный вылетал из седла. Если же доспехи выдерживали ,а копья
ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование:
удары были редкими, но страшными. Об их силе говорят останки воинов,
погибших в сражениях средневековья, - разрубленные черепа, перерубленные
берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались
очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая
приказы командующих. Хотя какие там приказы - рыцарям лишь предлагали
держать строй, их просили.
При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага,
забывая обо всем, - и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые
короли, запрещая бойцам ломать боевой порядок, при наступлении исхода битвы
из за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов. Бой
мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое
количество поединков, когда противники гонялись друг за другом.
Рыцарская честь понималась весьма своеобразно. Устав тамплиеров
разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и слева,
везде, где можно нанести ему урон. Но если противнику удавалось заставить
отступить хоть нескольких рыцарей, их соратники, заметив это, как правило,
ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить ни один
полководец. Сколько королей лишились победы только потому, что
преждевременно теряли голову от страха!
Никакой воинской дисциплины у рыцарей не было, и быть не могло.
Ибо рыцарь - индивидуальный боец, привилегированный воин с болезнено-острым
чувством собственного достоинства. Он профессионал от рождения и в военном
деле равен любому из своего сословия, вплоть до короля. В бою он зависит
только сам от себя и выделиться, быть первым может, только показав свою
храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня. И он показывал это
всеми силами. Да кто же тут мог что-то ему указать, приказать ? Рыцарь сам
знает все, и любой приказ для него - урон чести. Такое самосознание рыцаря
было хорошо известно полководцам, государственным деятелям, светским и
церковным. Видя, что несокрушимые всадники терпят поражение из-за своей
горячности и своеволия, вылетая в атаку разрозненными группами, и зная, что
тяжелая конница непобедима, когда наваливаются всей массой, государственная
и церковная админестрации принимали меры, чтобы навести хоть какой-то
порядок. Ведь к тому же рыцарей было мало. Например, во всей Англии в 70-х
гг. XIII в. насчитывалось 2750 рыцарей. В боях участвовало обычно несколько
десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко
переваливая за тысячу Понятно, что это мизерное количество полноценных
бойцов нельзя было растрачивать, распылять по мелочам. И тогда с конца XI-
го века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские
ордена со строгими уставами, регламентирующими боевые действия.
Постепенный переход от феодализма к капитализму в конце XIX в. привел
к постепенному отмиранию старых видов развлечений, к новым формам отдыха и
развлечений аристократов, таким как игра в гольф, теннис и др.





Новинки рефератов ::

Реферат: Голод на Северном Кавказе в 1932 - 1933г (История)


Реферат: Сочинение-эссе: "Моя педагогическая философия" (Педагогика)


Реферат: Уголовное право (особенная часть) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Сперанский (Исторические личности)


Реферат: Билеты по юридическим предметам (Право)


Реферат: Глаукониты Ленинградской области (Геология)


Реферат: Автоматизированная система для исследования кинетики быстрых химических реакций (Химия)


Реферат: Ислам (География)


Реферат: Вопросы экологии на уроках физики (Физика)


Реферат: Владимир Сергеевич Соловьев (Исторические личности)


Реферат: Организация Web-доступа к базам данных с использованием SQL-запросов (Программирование)


Реферат: Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система (Уголовное право и процесс)


Реферат: Борьба за власть в 20-е - 30-е годы в СССР (История)


Реферат: Современные музыкальные направления и жанры (Музыка)


Реферат: Использование сети Интернет в политике (Политология)


Реферат: Личность и политика (Политология)


Реферат: Показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Технология социальной работы с пожилыми людьми (Социология)


Реферат: Коротко о Донецке (История)


Реферат: Лекции по естественной географии (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист