GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья (История)



ДРЕВНЕЙШИЕ ПЛЕМЕНА, НАРОДНОСТИ И ГОСУДАРСТВА АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ
План:
1. Армянское нагорье и сопредельные страны


2. Каменный и бронзовый века на территории Армянского нагорья


3. Древнейшие этнические образования на территории Армянского нагорья и
сопредельных стран


4. Государство Урарту
1. Армянское нагорье и сопредельные страны
В историческом прошлом жизнь армянского народа протекала на территории,
известной в географической науке под названием Армянского нагорья.
Советская Армения занимает северо-восточную часть этой территории.

Армянское нагорье известно многочисленными горными хребтами, плоскогорьями
и потухшими вулканами. Оно находится между Малоазийским и Иранским
плоскогорьями, в северо-западной части Передней Азии, занимает территорию
от 37°30' до 40°15' северной широты и от 38° до 47° восточной долготы.
Нагорье имеет в среднем высоту 1500—1800 метров над уровнем моря и, будучи
выше окружающих стран, иногда называется «горным островом». Средняя часть
нагорья представляет собой обширное плоскогорье, изрезанное горами и
долинами. Окруженная естественной стеной многочисленных горных хребтов и
гор, эта средняя часть нагорья в древности была известна под названием
Срединной страны (Миджнашхар).

Беря начало от вершин Арарата, на запад до реки Евфрат тянется горная цепь
Армянского хребта, который вместе с составляющими его продолжение горами
делит Срединную страну на северную и южную части. Обширный вулканический
массив горы Арарат (Масис) с ее вершинами—Большим Араратом (5165 м) и Малым
Араратом (3925 м)—находится почти в центре Армянского нагорья.

Северную границу Армянского нагорья составляют Восточно-Понтийские горы. Их
продолжением является горная система Малого Кавказа, которая тянется от
берегов Черного моря до Мегринского ущелья р. Аракс и состоит из ряда
горных цепей. К западу от них возвышается огромный вулканический массив
горы Арагац (4090 м). На широко раскинувшихся пологих склонах Арагаца,
богатых родниками и естественными пастбищами, люди занимались скотоводством
и земледелием с незапамятных времен.

Складчатая дуга Армянского Тавра обрамляет Срединную страну с юга. Южные
окраинные области древней Армении (Алдзник, Сасун, Мокк, Кордук)
простирались в районе отрогов Армянского Тавра и охватывали долины
Западного и Восточного Тигра.

К югу от Армянского хребта находится обширное плато с несколькими горными
массивами. К их числу относится Бюракн (в древности Серманц, 3650 м) с его
пастбищами, многочисленными студеными родниками и озерцами, благодаря
которым он получил свое название (Бюракн—«Десять тысяч источников»,
Бингёл). На восток от него простираются горы Цахканц с их вулканической
вершиной Тондрак (3542 м). На юго-западе от гор Цахканц, недалеко от
северного берега оз. Ван возвышается вулканический массив Сипан (в
древности Нех-Масик, главная вершина его имеет высоту 4434 м), который на
юго-западе соединяется с вершиной Саракн (3050 м), имеющей огромный кратер.

Между горными хребтами Армении расположен ряд замкнутых возвышенных плато,
плодородных долин и равнин. Наиболее известны среди них Араратская,
Таронская (Мушская), Харбердская, Ерзинкайская, Багревандекая
(Алашкертская) и Ширакская долины. По обе стороны среднего течения реки
Аракс, между горами Арарат (Масис) и Арагац и устьями рек Ахурян и Арпа,
раскинулась обширная и плодородная Араратская равнина—сердце Армянского
нагорья. Араратская равнина издавна была центром экономической,
политической и культурной жизни армянского народа. Здесь находились столицы
древней Армении—Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Двин, а в наше
время— Ереван. На запад и северо-восток от подножия Арагаца расстилается
плодородная Ширакская равнина, где находилась столица средневековой Армении
Ани.

Окруженное горными хребтами Армянское нагорье получает мало влаги.
Континентальным климатом отличается в особенности Срединная страна с
холодной зимой и жарким, сухим летом, но в отдельных ее местностях климат
умеренный. Бросается в глаза резкая разница между климатическими условиями
низменных равнин и соседних высоких гор. Дожди обычно выпадают весной и
способствуют появлению в горах и на .равнинах пышной растительности.
Араратская равнина имеет сухой, континентальный климат: в Ереване,
расположенном на высоте около 3000 м над уровнем моря, средняя температура
в январе бывает—6,4°, в июле +25°.

Армянское нагорье является водоразделом ряда больших рек Передней Азии.
Отсюда берут начало Евфрат и Тигр, впадающие в Персидский залив, Чорох и
Гайлгет, впадающие в Черное море, Кура и Араке, впадающие в Каспийское
море, и их многочисленные притоки. Евфрат (длина 2700 км, из них 500 км в
пределах- Армянского нагорья) имеет два рукава: Западный Евфрат, который
берет начало в горах

Цахкавет, севернее города Карина (Эрзерума), и Восточный Евфрат, или
Арацани, берущий начало в горах Цахканц. Одним из притоков Арацани является
Меграгет, протекающий по плодородной Таронской равнине. Река Тигр (длина
1950 км, из них 380 км в пределах Армянского нагорья) также имеет два
рукава—Западный Тигр и Восточный Тигр, первый из которых берет начало с юго-
западных, а второй— с юго-восточных склонов Армянского Тавра; они
соединяются около города Сгерд. Река Араке (в древности Ерасх, 314 км)
начинается с северных склонов Бюракнских (Бингёль-ских) гор, на Басенской
равнине сворачивает на восток и течет по глубокому Кагзванскому ущелью, в
древности называвшемуся Ерасхадзором. Принимая слева реку Ахурян, Араке
затем течет по обширной Араратской равнине. Здесь его левыми притоками
являются Касах, Раздан, Азат и др. Связанная с Араксом и его притоками
система каналов орошает виноградники и плодовые сады, а также плантации
технических культур Араратской равнины. В народе эту реку часто называли
Матерью-Араксом.

Нагорье богато большими и малыми озерами. Озеро Севан (в
древности—Гегамское море) является самым высокогорным среди больших
пресноводных озер мира (находится на высоте около 1900 м над уровнем моря,
поверхность—немногим меньше 1400 кв. км). В озеро впадают до 20 речек, а из
него вытекает только одна река—Раздан (Зангу). Среди рыб, которые водятся в
Севане, большой известностью пользуется местный вид форели—ишхан.

Ванское озеро (в древности Тосп, или Бзнунийское море) находится на высоте
1720 м над уровнем моря. Поверхность озера равна 3733 кв. км. Воды озера
соленые. С древнейших времен здесь занимались рыболовством, добычей соли и
селитры.

Озеро Урмия (в древности Капутан) расположено в одной из впадин, лежащих
между Армянским нагорьем и Иранским плоскогорьем.

Кроме этих трех больших озер, имеются многочисленные маленькие горные
пресноводные озера. К ним относятся Арпи, Арчак (в Васпуракане), Гайлату (в
Коговите), Цовк (ныне Гельджук) и др.

Геологическое строение и климатическое разнообразие породили разнообразие
почв и растительности нагорья: плодородные поля сменяются каменистыми
почвами с фруктовыми садами. Срединная страна бедна лесами. Лиственные и,
частично, хвойные леса встречаются преимущественно в Гугарке, долине
Агстева, в Сюнике, а также на южных склонах Восточного Понта и Армянского
Тавра. На высоте около 2000 м над уровнем моря начинается альпийская зона
это район прославленных пастбищ Армянского нагорья с пышной луговой
растительностью.

Главным занятием населения горных долин издревле было выращивание зерновых,
виноградной лозы, льна, кунжута, а также плодовых деревьев—абрикоса,
персика, черешни, яблони и др.

Армянское нагорье богато дикими животными. Из копыных млекопитающих здесь
водятся благородный олень, косуля, горный козел, встречается также
армянский муфлон, а в тростниковых зарослях долины Аракса—кабан. Из
хищников обычны волк, лиса, медведь, гиена; из птиц—орел, гриф, коршун,
сокол, аист, куропатка, утка, дрофа, перепелка, фазан и др.

Недра нагорья богаты полезными ископаемыми. В горах ряда областей с
древнейших времен добывали медь, железо, свинец, серебро, золото и каменную
соль. Особенно славились медные рудники в Гугарке и Сюнике, соляные копи в
Кохбе, Катанане и Нахчаване. Издавна пользуются известностью строительные
материалы нагорья—туф и мрамор разных цветов, базальт, пемза и др. Имеются
также запасы железа, меди, свинца, золота, молибдена, каменной соли и т. д.

Нагорье известно разнообразными лечебными минеральными водами—«джермуками»
(горячими источниками)- и кислыми водами. На базе их в годы Советской
власти возникли здравницы Арзни, Джермук и др.

Армянское нагорье сообщалось с внешним миром через горные проходы,
именовавшиеся в древности «вратами». Через нагорье проходили два важнейших
торговых и военных пути древнего мира, которые связывали Восток с Западом.
Военно-стратегическое и торговое значение Армянского нагорья являлось одной
из важных причин многих войн между державами Средиземноморья и Передней
Азии. Ареной этих войн обычно становились Армения и соседние страны. Узлом
основных магистралей торгового обмена между Востоком и Западом была
Араратская равнина. С севером Армению связывали пути, проходившие через
Грузию и Кавказскую Албанию (Агванк) вдоль побережья Черного и Каспийского
морей.

Древняя Армения была разделена на пятнадцать крупных областей или «земель».
Наиболее известными из них были Айрарат, Васпуракан, Сюник, Арцах, Гугарк,
Высокая Армения, Туруберан, Алдзник, Цопк. Каждая область в условиях
натурального хозяйства и географической замкнутости представляла не только
отдельную экономическую единицу, но имела свои особые обычаи, диалект и
культурные традиции.
наверх^
2. Каменный и бронзовый века на территории Армянского нагорья
Происхождение человека относится ко времени, отдаленному от нас более чем
на два миллиона лет. Из первых человекоподобных, благодаря трудовой
деятельности, постепенно сложился человек в его сегодняшнем облике.
Выпрямилась осанка, развились конечности, кисть руки приобрела способность
к тонкой работе, появилась членораздельная речь, развился мозг человека.
Все это произошло в рамках эпохи; именуемой в науке древнекаменным
веком—палеолитом.

Во многих районах Армянского нагорья обнаружены-следы деятельности человека
эпохи палеолита, изготовлявшиеся и применявшиеся им орудия труда. Среди
таких находок особой полнотой отличаются коллекции, собранные на территории
Армянской ССР (гора Артин, окрестности курорта Арзни и др.). Они
показывают, во-первых, что Армянское нагорье принадлежало к областям
древнейшего расселения человека и, во-вторых, что деятельность человека
продолжалась здесь непрерывно в течение всех периодов древнекаменного
века—нижнего палеолита (до 100 тыс. лет до нашего времени), среднего
палеолита (до 40 тыс. лет) и верхнего палеолита (40 тыс. лет—15—12 тыс. лет
тому назад).

От первоначального универсального каменного рубила— грушевидного грубо
оббитого многоцелевого орудия труда;— человек за эти сотни тысячелетий
перешел к применению многочисленных специализированных, обработанных
орудий, которыми можно было резать, сверлить, скоблить дерево, кость, рог и
прочие материалы. Человек получил возможность охотиться на таких
распространенных в то время крупных животных, как мамонт, северный олень,
бык, дикая лошадь, а также заниматься примитивным рыболовством. Огромным
достижением явилось изобретение способа искусственного добывания огня.
Смягчение климата, наступившее в конце эпохи верхнего палеолита и
отступление ледников создали новые благоприятные условия для дальнейшего
развития деятельности человека.

Заключительный период каменного века— новокаменный век представлен на
территории Армении рядом поселений, относящихся к VIII—середине V тыс. до
н. э. Искусство обработки камня достигло совершенства—орудия шлифуются.
Каменный топор с деревянным топорищем дает возможность мастерить средства
передвижения и перевозки—повозки и лодки. Получают дальнейшее развитие
Земледелие и скотоводство. Создаются искусственные жилища. Изготовляются
первые глиняные сосуды; они пока еще грубы и шероховаты, не обожжены, но у
них большое будущее. Племена, состоящие из родов, укрепляются и, в свою
очередь, объединяются в племенные союзы, на первых порах еще непрочные.

Следующий, медно-каменный период, или энеолит, датирующийся в Армении
второй половиной V тыс. и IV тыс. до н. э. (поселения Шамирамалты, Техут,
Кюль-тапа и др.), ознаменован завершением оформления раннего земледелия и
скотоводства: изготовляются разнообразные орудия для обработки земли и
сбора урожая, приручаются и разводятся коза, овца, свинья, крупный рогатый
скот (последний используется и как тягловая сила); возникает ткачество из
шерстяных и растительных ниток; развивается и разветвляется керамическое
производство. Важнейшим достижением эпохи является изготовление изделий из
меди. Металл еще долгое время используется параллельно с камнем, и формы
металлических орудий до поры повторяют формы каменных. Эпоха энеолита
характеризуется также началом широких межрегиональных связей.

III тыс. до н. э. для наиболее развитых к тому времени стран земного шара
явилось временем возникновения государств. Первые государства образовались
в плодородных речных долинах: в долине Нила—Египет, в долине Тигра и
Евфрата—Шумер и Аккад. Влияние их цивилизации проникает в соседние страны,
в том числе на Армянское нагорье. Здесь в этот период еще господствует
родовое общество, продолжается переход его от матриархата к патриархату,
при сотором ступени родства определяются уже по отцовской линии. Такой
переход был связан с ростом материального производства и, параллельно, с
ростом роли и значения мужчины в.экономической и общественной сферах. К
концу этого периода намечается и имущественная дифференциация
населения—выделение и усиление родоплеменной знати.

III—II тыс. до н. э. на Армянском нагорье—эпоха бронзы. В этот период
производительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает
пахотное земледелие, применяются примитивные способы орошения земли, и на
этой основе развивается также садоводство. В число одомашненных животных
включается лошадь. Ремесла развиваются и специализируются, наряду с
прогрессом традиционных ремёсел—обработки камня, кости, кожи, дерева,
керамического 'производства, наблюдаются крупные достижения в металлургии.
В качестве основного материала медь заменяется бронзой—сплавом меди с
оловом. Этот сплав значительно превосходит чистую медь твердостью и режущей
способностью. Умножаются виды бронзовых орудий труда, бытовых предметов и
украшений, оружейное дело выделяется в отдельное ремесло. Развивается
ювелирное дело, изделия из золота, серебра и полудрагоценных камней
приобретают изящество и тонкость.

Остатки продукции ремесленного производства обильно .представлены в
памятниках бронзового века Армянского нагорья (Шенгавит, Мохраблур и др.) и
в богатейших погребениях (Трехк-Триалети, Кировакан, Лчашен). Эти
материалы, как и обнаруженные в горах Армении наскальные изображения, также
свидетельствуют о процессе социального и духовного развития общества,
который вел к разложению первобытнообщинного строя. В руках родоплеменной
знати концентрируются лучшие пахотные земли, обширные стада и другие
богатства. В средний и поздний период бронзы погребения представителей
этого слоя общества выделяются особой роскошью, содержат большое количество
вещей— великолепные разукрашенные погребальные повозки, высокохудожественно
выполненное оружие и украшения, а также скелеты убитых и захороненных со
своими хозяевами рабов. Общество быстро продвигается по пути
классообразования. Примитивные первобытные религиозные представления
перерастают в сложную систему, где находит свое место культ сил природы и
небесных явлений, предков, верования, связанные с охотой и плодородием,
олицетворенные в человекоподобных или представляемых в виде животных
божествах.

В это время получают широкое распространение построенные из огромных
каменных блоков так называемые циклопические крепости, что указывает на
учащение межплеменных столкновений. Это обстоятельство еще более укрепляет
позиции родоплеменной знати. Общество находится в преддверии образования
государства.

К концу II тыс. до н. э. на Армянском нагорье начинается использование
железа, и тем самым на смену бронзовому веку приходит железный. Высокие
качества этого нового материала дают новый толчок развитию производительных
сил.
наверх^
3. Древнейшие этнические образования на территории Армянского нагорья и
сопредельных стран
Какие народности и племена населяли Армянское нагорье? О древнейшем периоде
имеется пока еще мало сведений. Некоторые общие черты материальной культуры
свидетельствуют об, этнической общности значительной части населения
нагорья уже в IV—III тыс. до н. э. Это были племена субарейцев или
хурритов, часть которых в середине III тыс., по-видимому, мигрировала к
берегам Средиземного «оря. В ряде местностей этого района археологами
обнаружены памятники материальной культуры (в частности, керамические
изделия), сходной по форме с культурой племен Армянского нагорья.

Для II тыс. до н. э., благодаря сохранившимся в письменных памятниках
свидетельствам, картина племен и народностей, населявших Армянское нагорье
и близрасположеные области, существенно проясняется. Южная зона нагорья
была населена родственными друг другу хурритскими и урартскими
племенами. Хурриты обитали на территории, расположенной от западной
излучины Евфрата до озера Ван (страны Алзи, Пурулумзи, Шубриа и др.).
Однако основная масса их жила южнее, на территории, простиравшейся/ от
Средиземного моря через северную Месопотамию к Ассирии и Вавилонии. Именно
в северной Месопотамии в XVI до н. э. хурриты создали свое государство
Митанни со столицей Вашшугане. Это государство держало под своим
полиггическим влиянием Ассирию, южную часть Армянского наворья, страны
долины верхнего течения Евфрата и некоторое время играло ведущую роль в
Передней Азии. Оно состояло р тесной связи с могущественными государствами
этого периода— Вавилонией, Египтом и Хатти (Хеттслнм царством).

Хурриты создали богатую материальную и духовную культуру и на основе
аккадского (вавилоно-ассирийского) клинописного письма разработали
собственную письменность. Государство Митанни в XIV в. ослабло под ударами
Хатти и вскоре подчинилось владычеству усилившейся Ассирии.

Бассейн озера Ван и прилегающие к нему с востока земли были населены
родственными хурритам урартскими племенами. В XIII в. до н. э. на этих
территориях существовал племенной союз Уратри (Уруатри), состоявший из
восьми племен. После опустошительных нашествий царя Ассирии Салманасара I
(1280—1261) союз Урарту распался, и его место занял более мощный племенной
союз Наири. Этот союз занимал значительную часть Армянского нагорья,
временами простирая свои границы от озера Урмия до долины реки Чорох. В XI
в. союз Наири распадается, и на арену вновь выступает союз Урарту.

Западные подступы к Армянскому нагорью,—центральные и восточные земли Малой
Азии,—уже в конце III—начале II тыс. до н. э. были заселены
индоевропейцами—родственными племенами хеттов-неситов и лувийцев. Эти
племена, постепенно заняли территорию местных племен хаттов или
протохеттов, ассимилировали их и в то же врем» самиАв существенной мере
прониклись их культурой. Хеттское (государство образовалось раньше
хурритского—не позже XVII в. до н. э. —и было более сильным. Оно
просуществовало до начала XII в. до н. э.

Хфты также создали богатую культуру, имели свою письменность,
сформировавшуюся на базе аккадского клинописного письма. Рабовладение у них
было более развито, чем у хурритов, благодаря крепкой военной организации,
мощной армии, захватывавшей в войнах большое число пленных. Государство
родственных хеттам лувийцев располагалось в южных районах Малой Азии,
однако массы лувийского населения жили также северо-восточнее этих
районов—в странах долины западного течения Евфрата: Куммухе, Мелиде, Ишуве,
Сухме и др., расположенных между государством Хатти и Армянским нагорьем.
Лувийцы пользовались иероглифической письменностью (так называемые
«хеттские иероглифические надписи»).

К северо-востоку от Хатти, в районах верховий рек Гайл-гет (Келкит) и
Чорох, охватывая также область Высоко» Армении в верховьях Евфрата,
располагался сильный племенной союз Хайаса, вместе с которым в источниках
часто упоминается страна Аззи, вероятно, составная часть Хайасы. или ее
тесный союзник. Объединение Хайаса-Аззи представляло собой общество на
грани образования государства: наряду с вождем здесь все еще сохранял свою
роль совет старейшин, который иной раз мог действовать и самостоятельно,
помимо воли вождя. Основным занятием населений Хайасы-Аззи было земледелие
(включая садоводство) и скотоводство. По языку это население было либо
хурритским, либо родственным хеттам и лувийцам. Важным центром Хайасы была
Кумаха—позднейший Ани-Кдмах в Высокой Армении. В XV—XIV вв. до н. э. хетты
многократно сталкивались с Хайасой-Аззи.

В северной части Армянского нагорья, на территории простиравшейся от озера
Севан до района Карса, был расположен большой племенной союз Этиуни,
этнически, возможно, родственный хурритам.

В начале XII в. до н. э. из заевфратских областей в юго-западные районы
нагорья, заселенные хурритами, хеттам», и лувийцами, мигрируют и оседают
здесь группы индоевропеиових армяноязычных племен, именуемых в ассирийских
«клинописных источниках мушку и уруму, в греческих—адшмами, а в
дальнейшем—арменами.
наверх^
4. Государство Урарту
Из племен и народностей, населявших Армянское нагорье, урарты первыми
достигли ступени образования государства. При помощи военной силы им
удалось распрюстранить и в течение двух с лишним столетий поддерживать свою
власть над большей частью нагорья, создав одно из крупнейших государств
древнего мира.

Начиная с 859 г. ассирийские надписи упоминают первого урартского царя
Араме. При нем государство охватывало лишь бассейн озера Ван и примыкавшую
к нему с северо-запада область верховьев реки Драцани (Мурад). Второй из
известных нам царей—это Сардури I, сын Лутипри. Он оставил надпись (в
нескольких экземплярах) на ассирийском языке о строительстве стен столицы
Урарту—Тушпы; расположенной на юго-восточном побережье озера Ван; это
первый дошедший до нас письменный документ государства Урарту. В нем, по
примеру ассирийских царей, урартский царь именует себя «великим царем,
могучим царем, царем вселенной», а также «царем царей». Урартское
государство в этой надписи именуется страной Наири, а что касается

названия Урарту, то оно упоминается в надписях ассирийских царей.

Преемником Сардури I был Ишпуини (приблизительно 25—810 гг.). От него до
нас дошли первые письменные памятники на урартском языке. Из них узнаем,
что сами урарты именовали свою страну Биайяили, откуда происходит название
озера Ван. При Ишпуини государство Урарту раздвигает свои границы на северо-
запад и на юг; здесь оно

сталкивается с наиболее могущественным государством того времени—Ассирией.

Деятельностью Минуа (810—786), сына Ишпуини, начинается эпоха преобладания
Урарту в Передней Азии. Десятки клинописных надписей сообщают о сооружении
крепостей как в центральной части, так и, особенно, в окраинных областях
государства. Завершается строительство оборонительных сооружений столицы
Тушпы.

Строительство каналов, разветвленной оросительной системы дает возможность
расширить посевные площади и развить садоводство. Следует особо упомянуть
проведенный при Минуа и существующий поныне 70-километровый оросительный
канал, подававший воду столице. На его каменных стенах сохранились надписи
о сооружении и наречении «Каналом Минуа». Армянская традиция переименовала
его в «Канал Шамирам», приписав его сооружение полулегендарной царице (как,
впрочем, и строительство самого города Тушпа-Вана).

Минуа укрепил военные достижения своего отца, утвердился в странах Мана и
Мусасир, расположенных, соответственно, на южном побережье озера Урмия и к
югу от озера Вана продвинулся еще далее в сторону Ассирии. Урартская
экспансия развивалась также на запад, в страны верхнего Евфрата. Здесь
урарты сталкиваются с местными армяно-язычиыми племенами, область которых в
урартских надписях именуется Урме. Продвигаясь на север, Минуа достиг Арак-
са и на склонах горы Арарат основал город, назвав его по своему имени
Минуахинили.

Сын и преемник Минуа Аргишти (786—760) перешел1 Аракс и занял Араратскую
долину. Здесь было построено два города. В 782 г. до н. э. Аргишти основал
город Эребуни «для могущества страны Биайнили, для усмирения -вражес-ской
страны», как записано в царской надписи. Иными словами, это была мощная
военная база. Аргишти поселил в Эребуни 6600 воинов, вываленных им из стран
Хате и Цупа на Евфрате во время похода, осуществленного в предшествовавшем
году. Возможно, что это были воины армяноязычных племен. Эребуни
располагался на территории современного. Еревана, и имя последнего восходит
к этому названию. В 775 г. до н. э. в центре Араратской долины Аргишти
основал город Аргиштихинили, ставший административным центром северных
провинций государства. Этот город впоследствии перерос в первую столицу
Армянского государства и назывался Армавир.

Укрепившись в Араратской долине, Аргишти стал продвигаться дальше на север
в двух направлениях—вдоль рек» Раздан к озеру Севан и вдоль реки Ахурян в
сторону страны Диаухи. На западе он подчинил заевфратскую страну Хате со
столицей Мелитеа и двинулся оттуда на юг, в Северную Сирию. Здесь он
захватил и депортировал в Биайнили десятки тысяч людей. Непосредственные
столкновения с Ассирией происходили в районе озера Урмия. Ассирийские цари
Салма-насар IV и Ашшурдан III оказались не в состоянии противостоять
натиску Аргишти I.

Ко времени этого правителя уже сформировался социально-экономический и
политический строй Урарту как типичного древневосточного рабовладельческого
государства. Власть царя была неограниченной. Государство делилось на
крупные области во главе с начальниками, обладавшими весьма большими
полномочиями. В покоренных странах зачастую оставлялись их прежние цари или
вожди с условием подчинения и выплаты дани.

Надпись царя Аргишти I об основании Эребуни

Социально-классовая структура урартского общества слагалась из трех
основных элементов—рабовладельцев, рабов и свободных крестьян. Главным
источником рабской силы для урартского государства служила война. Труд
рабов применялся как в государственных предприятиях—в строительстве городов
и крепостей, храмов, каналов, дорог,—так и в частных хозяйствах,
принадлежавших различным представителям господствующего класса. Основным
производителем материальных благ, однако, продолжало оставаться свободное
земледельческое и скотоводческое население самого Биаинили и присоединенных
стран.

Земледелием и, в частности, садоводством, занимались главным образом в
бассейне озера Ван, в плодородных долинах Евфрата-Арацани и Аракса. В
горных районах развивалось скотоводство, а в городах и крупных
хозяйственных центрах—ремесленное производство.

В середине VIII в. до н. э. Урарту находилось в зените своего могущества.
Сардури II (760—730), сын Аргишти, продолжая завоевание Закавказья,
совершил ряд походов вдоль реки Ахуряк на север, в район озера Чалдыр,
откуда вывез огромную добычу и пригнал массу пленных. Он прошел на юг вдоль
западного побережья озера Севан и овладел странами Великухи и Тулиху. Из
района озера Урмия Сардури направился на юг, в сторону Вавилионии, с
обходом жизненных центров Ассирии, и на, восток, где завоевал примыкавшую к
прикаспийским районам страну Пулуади.

Страна Урме, со своим смешанным хуррито-армяноязыч«ым населением,
продолжала упорно сопротивляться эконан-

сии Урарту. Сардури II вторгся в эту страну и, разрушив многие поселения,
захватил большую добычу и 10 тысяч пленных.

В этот же период переживает подъем грозный сосед Урарту—Ассирия. Царь
Тиглатпаласар III (745—727) сумел посредством ряда реформ обновить военно-
административный аппарат государства. В 743 г. он получил возможность
выставить могучую армию против военных сил Сардури II и примкнувшего к нему
союза северо-сирийских государств. Битва произошла в приевфратской стране
Куммух (Комма-ггена) и завершилась разгромом войска союзников. В дальнейшем
Тиглатпаласар III вторгся в Урарту и пересек всю страну с запада на восток.
По дороге он осадил столицу Тушпу, но, не сумев овладеть могучей цитаделью,
разрушил город и ушел.

Этот поход причинил большой ущерб Урарту, однако при .преемнике Сардури
II—Русе I (730—713) мощь государства была восстановлена. Вместо разрушенной
Тушпы он построил на ее северо-восточной окраине, в районе холма
Топрахкале, новую столицу, назвав ее Русахинили. На побережье озера Севан,
в стране Великухи, была основана сильная крепость, названная именем
верховного бога Халди. Продвигаясь вдоль южного берега Севана, Руса I
построил здесь еще одну крепость, которую назвал именем бога войны Тейшебы.

Новый властелин Ассирии—Саргон II (722—705) в 714 соду нанес тяжелый удар
Урарту. До нас дошло подробное, хотя и тенденциозное описание этого похода
от имени самого Саргана II. Саргон прошел по центральным районам Урарту,
сея страх и уничтожая поселения и сады, однако подступить к столице не
решился. На обратном пути в Ассирию он совершил рейд в сторону верного
союзника Урарту—царства Мусасир, южнее озера Ван, и унес несметную добычу
из города и из знаменитого храма бога Халди.

Раны, нанесенные Саргоном II, зажили в течение следующих лет, при Аргишти
II (713—685). Последний укрепил северо-западную границу Урарту, построив
мощную крепость в районе Ерзинка (Алтын-тепе) и предпринял походы в
северные районы Иранского нагорья.

Начиная со времени ассирийского царя Синаххериба (705—680) и вплоть до
падения Ассирии в конце VII в., ассиро-урартские отношения, если не считать
отдельные эпизоды, существенно не обострялись. О мирных отношениях
свидетельствует тот факт, что ассирийский царь Ассархаддон, напавший на
непокорную горную страну Шубрия, расположенеую в гора. Сасуна, между
Ассирией и Урарту, отослал в Урарту скрывавшихся в Шубрии урартских
беглецов. Известен также факт отправки царем Русой II в 654 г. посольства с
изъявлением дружбы ассирийскому царю Ашшурбанапалу Сближение двух
государств объяснялось наличием общих могучих врагов. Это были воинственные
племена киммеров вторгшиеся из-за Кавказского хребта, и последовавшие за
ними еще более многочисленные и грозные скифские племена.

Руса II (685—645) был последним царем Урарту периода его могущества.
Известна его строительная деятельность в Ване и в Араратской долине (страна
Аза). Здесь он воздвиг крепость Тейшебаини (на холме Кармир-блур в
Ереване)—важный хозяйственный центр северных областей Урарту. Из военных
предприятий Русы II выделяется поход в восточные области Малой Азии, в
страну хеттов. Это была последняя вспышка военного могущества Урарту.

В последующие десятилетия нет никаких сведений о военных действиях Урарту.
Из надписей и отпечатков царских перстней на глиняных табличках с письмами
видно, что за Сардури III, преемником Русы II, последовало еще несколько
царей, носивших имена Сардури, Эримена, Руса. Их деятельность, однако,
протекала в основном в двух областях прежде обширного государства—в районе
Вана, т. е. в собственно Биаинили, и в Араратской долине—в стране Аза.
Период агонии государства относится к 590—580 гг. до л. э., когда Урарту
навсегда сходит с исторической арены.
* * *
Деятельность человека на Армянском нагорье, как мы видели, отмечена с
древнейших времен его существования и непрерывно продолжалась до бронзового
века, представленного здесь особенно богатыми памятниками. И тем не менее
урартский период, совпадающий по времени с распространением обработки
железа—«железным веком», следует считать поворотным этапом в развитии
производительных сил населения нагорья.

В первую очередь надо упомянуть сооруженную в этот период развитую сеть
оросительных каналов, которая привела к подъему земледелия. О развитии
скотоводства свидетельствуют многие сохранившиеся материальные и письменные
памятники.

Значительного уровня достигло и ремесленное производство. Материалы,
добытые при раскопках ур.артских городов на Топрах-кале, Кармир-блуре, в
Армавире, на Арин-берде, Алтын-тепе и т. д., дают целостное представление
об обработке бронзы, железа, золота, серебра, кости, рога, дерева и т. п.,
так же как шерсти, льна, кожи, и об изготовляв шихся из них многочисленных
предметах для военных и мирных нужд и для украшения.

Заметное развитие получило градостроительство. Царские надписи донесли до
нас сведения о строительстве нескольких десятков городов и крепостей. Часть
их известна нам лишь по названиям, другая—хорошо знакома, а некоторые
основательно обследованы археологами. Наиболее распространенным был тип
города-крепости—сочетания цитадели, сооруженной на холме площадью в 4—6
гектаров и окруженной мощными стенами, иногда в 2—3 ряда, и простиравшейся
вокруг нее на протяжении десятков, .а иногда и сотев гектаров собственно
городской части, также окруженной стеной. Для города были характерны
прямые, параллельные улицы. В цитадели обычно жил начальник области со
своими приближёнными и челядью и располагался гарнизон. Картина социального
расслоения населения города находит свое выражение в облике домов и
квартир—в их устройстве, размерах, степени удобства и роскоши. Разнообразие
здесь очень велико—от жалких лачуг до особняков или пышно отстроенных
домов, состоявших из нескольких квартир.

Строительным материалом служили камень, глина, дерево. Каменное основание,
достигавшее двух и более метров, укладывалось на освобожденной от земли
материковой скале, затем шла кладка сырцового, замешанного соломой,
крупного кирпича. Перекрытия сооружались из балок. Широко применялся камень
чистой тески—для башен, окаймления верхних ярусов стен, для сооружения
храмов.

Известно несколько типов урартских храмов. Один из них, представленный
знаменитым Мусасирским храмом бога Хзлди, дошел до нас лишь на рисунке
ассирийского художника, изобразившего момент его разграбления воинами
Саргона II (714 г. до н. э.). Он имеет двускатную крышу, треугольный
фронтон, увенчанный

копьевидным украшением, шесть фронтальных колонн (или пилястров),
поддерживающих фронтон, и установленных на довольно высоком стилобате.
Мусасирокий храм по своей форме напоминает древнелреческие храмы. Другим
типом храмов являлись «ворота» того или иного божества—огромные
выдолбленные в скале или построенные из камня ниши, иногда снабженные
клинописными надписями. Имелись также башнеобраз-ные храмы или же храмы,
встроенные в комплекс иных сооружений, со святилищами внутри.

Внутренняя поверхность дворцовых или храмовых стен покрывалась многоцветной
росписью, образцы которой представлены на Аринберде (Эребуни) и Алтынтепе.
В росписях изображались боги, священные животные, культовые и охотничьи
сцены, окаймленные растительным и геометрическим орнаментом.

Изобразительное искусство урартов было представлено также скульптурой.
Существовала монументальная скульптура. Образцом каменных барельефов
является изображение урартского божества из Адильджеваза. Значительно
больше сохранилось образцов мелкой скульптуры из металла, камня, рога,
имевшей часто прикладное значение. Великолепно украшено урартское бронзовое
оружие—колчаны, шлемы, щиты. Здесь можно видеть реалистические изображения
колесниц и всадников, жрецов, окружающих священное древо, львов, быков и т.
д.

Говоря о духовной культуре урартов, следует прежде (Всего отметить их язык
и письменность. Урартский язык, как по грамматическому строю, так и по
лексике, родственен хургритскому. Вероятно, что еще в III тыс. до н. э. эти
два языка являлись лишь диалектами одного языка, а затем развились в
отдельные языки. Вследствие большой стереотипности дошедших до нас
письменных памятников нам известна лишь небольшая часть лексики урартского
языка.

Урартская письменность—клинопись—заимствована, подобно хурритской и
хеттской, из аккадской (вавилоно-асснрийской) клинописи, со всеми ее
характерными чертами, и лишь значительно упрощена. Дошедшие до нас на этом
языке и в этой письменности надписи представляют собой большей частью
схематичные, изложенные по стандартным формулам тексты, повествующие о
военных походах я завоеваниях урартских царей, и почти столь же стандартные
тексты строительного и, частично, культового содержания. Найденные глиняные
клинописные таблички вносят некоторое разнообразие—здесь имеются письма,
инструкции и перечни их, однако, пока еще очень мало.

Важные сведения о религии урартов дает большая надпись на «Воротах Мгера»
(вырубленная в скале ниша) в Ване, сделанная от вмени царей Ишпуини и
Мииуа. Надпись содержит перечень божеств урартского пантеона с указанием
количества причитающихся каждому из них регулярных жертвоприношений—быков,
коров, овец. Первое место в» перечне принадлежит Халди, который упоминается
также во многих других урартских надписях как покровитель царской власти.
Второе и третье место занимают бог войны Тейшеба и бог солнца Шйвини. Если
Халди—это собственно урартское божество и у других народностей не
встречается, то два других представлены также в хурритском пантеоне. За
верховной троицей следуют десятки богов и богинь, часть которых несомненно
относится к странам и племенам, включенным в государство Урарту.

Урарты имели свою богатую мифологию. Хотя сами мифы до нас не дошли, но об
их существовании свидетельствуют такие, например, явления, как наличие в
пантеоне божеств рек, гор и озер. Объектом культа были различные черты бога
Халди—его величие, могущество, благодетельность и т. п. Со всем этим должны
были быть связаны мифы и легенды. Заметим, что отголоски урартской
мифологии обнаруживаются в древнейших пластах армянской духовной культуры.

Урартское государство в течение почти трех веков своего развития достигло
крупных успехов, однако же не поднялось выше военно-политического
объединения разнородных этнических элементов. Поэтому политический кризис,
охвативший Переднюю Азию на грани VII и VI вв. до н. э., который смел с
исторической арены Ассирию, оказался гибельным и для ослабевшего Урартского
государства. Но своим существованием оно подготовило почву для
возникновения армянского государства, сложившегося на иной,, уже монолитной
базе, на базе этнической общности.





Реферат на тему: Древнерусская иконопись

ПЛАН


I ИСТОРИя ИКОНЫ

1. Корни древнерусской иконописи

2. Ранняя история иконописи

3. Гонения на иконы

4. Причины забвения русской иконы

5. Признание громадного художественного значения древнерусской
иконы и возрождение интереса к ней

6. Две эпохи русской иконописи



II ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ

1. Особенности Русской Иконописи

2. Значение красок

3. Психология иконописи



III ЯЗЫК ИКОН

1. Сюжеты древнерусской иконописи

2. Образы Спаса

3. Образы Богородицы



IV Творчество андрея рублева

1. Андрей Рублев - Биография с белыми пятнами

2. Наиболее значимые работы А. Рублева



V заключение



Vi приложение



VII список литературы



Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа,
Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней
воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип,
которому он должен следовать.


В ПОДХОДЕ К ИКОНОПИСИ СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ. ОДНИ
АВТОРЫ СОСРЕДОТОчИЛИ ВСЕ ВНИМАНИЕ НА ФАКТИчЕСКОЙ СТОРОНЕ ДЕЛА, НА ВРЕМЕНИ
ВОЗНИКНОВЕНИя И РАЗВИТИя ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛ. ДРУГИХ ЗАНИМАЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАя
СТОРОНА ИКОНОПИСИ, ТО ЕСТЬ ЕЕ ИКОНОГРАФИя. ТРЕТЬИ ПЫТАЮТСя ПРОчЕСТЬ В
ДРЕВНЕЙ ИКОНОПИСИ ЕЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ.


ИСТОРИЯ ИКОНЫ


1. Корни древнерусской иконописи

ОГРОМЕН СЕЙчАС ИНТЕРЕС К ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ В НАШЕЙ СТРАНЕ, И
НЕ МЕНЕЕ ОГРОМНЫ ТРУДНОСТИ ЕЕ ВОСПРИяТИя У ТЕХ, КТО ОБРАЩАЕТСя К НЕЙ
СЕГОДНя. ИХ ИСПЫТЫВАЮТ ПРАКТИчЕСКИ ВСЕ - И ПОДРОСТКИ, И ВЗРОСЛЫЕ, ПРИчЕМ
ДАЖЕ ЛЮДИ, В ОСТАЛЬНОМ ХОРОШО ОБРАЗОВАННЫЕ, ХОТя В ДРЕВНЕЙ РУСИ ЕЕ ЖИВОПИСЬ
БЫЛА ДОСТУПНА ВСЕМ. ДЕЛО В ТОМ, чТО КОРЕНяТСя ЭТИ ТРУДНОСТИ НЕ ПРОСТО В
НЕДОСТАТКЕ ЗНАНИЙ У ОТДЕЛЬНОГО чЕЛОВЕКА, ПРИчИНА ИХ ГОРАЗДО ШИРЕ: ОНА В
ДРАМАТИчЕСКОЙ СУДЬБЕ САМОГО ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА, В ДРАМАХ НАШЕЙ
ИСТОРИИ.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни
имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего
«образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры и
получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на
Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви
в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с
особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского
церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь
приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой
Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное
искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время
новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного
искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую
впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры
становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую
ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского
наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже
подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что
языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это
способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими
было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным
воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь
благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

С глубокой древности слово «Икона» употребляется для отдельных
изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления
очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом.
Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не
только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не
суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового
интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью
и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и
липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше
подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же
классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в
Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни
общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и
этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и
вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи -
«воплотить слово» воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в
основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде
всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книга),
книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению
Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно
яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого
слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство
византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу
культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу,
выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную
ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая
позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в
живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно
ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно
в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в
том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики,
миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.


2. Ранняя история иконописи.

ИЗ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ, ГОНИМОЙ И ПРЕСЛЕДУЕМОЙ В ЭТО
ВРЕМя, МНОГО ДОШЛО ДО НАС УСЛОВНЫХ ИЛИ СИМВОЛИчЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ОДНАКО
яСНЫХ И ПРяМЫХ НАПРОТИВ - ОчЕНЬ МАЛО.

Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими
изображениями язычникам ( во времена зарождения идеи христианства на
проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со
стороны язычников) , а так же потому, что многие христиане сами были против
прямых изображений Бога, ангелов и святых. Больше всего дошло до нас
древних символических изображений

Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах
подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других
предметах; они встречаются во всех странах христианского мира.

Самые древние изображения «доброго пастыря» найдены в катакомбах Рима.
В этих подземных пещерах христиане спасались от язычников, там они
совершали богослужения.

В подземном кладбище Ермия найдены первые картины, с которых,
вероятно, начиналась иконопись. Там находятся изображения «доброго пастыря»
исцеляющего “бесноватого отрока”, Ионы выброшенного на берег Китом и
другие. В катакомбе Марцеллина и Петра находится изображение поклонения
волхвов богомладенцу, держимому Пресвятой Девой.

Кроме изображения Спасителя под видом «доброго пастыря» так же
распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа,
потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв, заключаются
первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус
Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, «крещающего водой
и дающего плоть свою в снеде», то есть, была символом таинств крещения и
причащения. Одно из таких изображений находится в подземной римской
усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого или ко второму веку.
Нередко Спаситель изображался под видом агнца. Этот образ был взят из
Ветхого Завета. (Св. Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим,
внемлющем грехи мира).


3. Гонения на иконы.

ИЗДРЕВЛЕ ХРИСТИАНАМИ чТИМЫ БЫЛИ СВяТЫЕ ИКОНЫ ИЛИ СВяЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИя
ЛИЦ ПРЕСВяТОЙ ТРОИЦЫ, - ОТЦА И СЫНА, И СВяТОГО ДУХА, СВяТЫХ, АНГЕЛОВ И
БОЖИИХ ЛЮДЕЙ. НО ВОТ В НАчАЛЕ ВОСЬМОГО СТОЛЕТИя НА ПРЕСТОЛ ГРЕчЕСКОЙ
ИМПЕРИИ ВСТУПИЛ ЛЕВ III ИСАВРИЕЦ. ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ СВОЕГО ПРАВЛЕНИя, В 726
ГОДУ, ОН ИЗДАЛ УКАЗ, КОТОРЫМ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ХРИСТИАНАМ ПОВЕРГАТЬСя В МОЛИТВАХ
ПЕРЕД ИКОНАМИ НА ЗЕМЛЮ, И МНОГИЕ ИКОНЫ ПОСЛЕ ЭТОГО ПОСТАВЛЕНЫ БЫЛИ ВЫСОКО.
чТОБЫ НЕЛЬЗя БЫЛО ЦЕЛОВАТЬ ИХ. ЧЕРЕЗ ПяТЬ ЛЕТ ОН ИЗДАЛ ДРУГОЙ УКАЗ, В
КОТОРОМ ПОВЕЛЕВАЛОСЬ СОВЕРШЕННО ПРЕКРАТИТЬ ПОчИТАТЬ ИКОНЫ И УДАЛяТЬ ИХ ИЗ
ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ. ОН ДУМАЛ, чТО чЕРЕЗ УПРАЗДНЕНИЕ ИКОН ПОСЛЕДУЕТ СБЛИЖЕНИЕ
ИУДЕЕВ И МАГОМЕТАН С ЦЕРКОВЬЮ И ГРЕчЕСКОЙ ИМПЕРИЕЙ. ЕГО СЫН КОНСТАНТИН
КОПРОНИМ, В ПРОДОЛЖЕНИИ 34 ЛЕТ (С 741 ПО 755 ГОД) ЕЩЕ С БОЛЬШЕЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ
ПРЕСЛЕДОВАЛ чТИТЕЛЕЙ СВяТЫХ ИКОН. ЕГО ВНУК ЛЕВ ХАЗАРЬ (775-780) СЛЕДОВАЛ ПО
ПУТИ СВОЕГО ОТЦА И ДЕДА. НО ОНИ ДОСТИГЛИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СЛЕДСТВИЙ, - НЕ
ТОЛЬКО НЕ УГОДИЛИ НИ ИУДЕяМ, НИ МАГОМЕТАНАМ, НО ВОЗБУДИЛИ ПРОТИВ СЕБя НАРОД
СВОЕЙ ЖЕ ИМПЕРИИ. РИМСКИЕ ПАПЫ, ТОГДА НЕЗАВИСИМЫЕ ОТ ГРЕчЕСКИХ ИМПЕРАТОРОВ,
И ТРИ ВОСТОчНЫЕ ПАТРИАРХА: АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, АНТИОХИЙСКИЙ И ИЕРУСАЛИМСКИЙ,
НАХОДИВШИЕСя УЖЕ ПОД ВЛАСТЬЮ МАГОМЕТАН, НЕ ХОТЕЛИ ИМЕТЬ ДУХОВНОГО ИЛИ
ЦЕРКОВНОГО ОБЩЕНИя С КОНСТАНТИНОПОЛЕМ, И ХОТя ВОСТОчНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАДАЛИ
ПОД ИГОМ МАГОМЕТАН, НО ИМЕЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ БЕЗБОяЗНЕННО МОЛИТЬСя ПЕРЕД
ИКОНАМИ, ТАК КАК МАГОМЕТАНСКИЕ ХАЛИФЫ НЕ ВМЕШИВАЛИСЬ В ДЕЛА ПОДВЛАСТНЫХ ИМ
ЦЕРКВЕЙ.

После продолжавшегося около 60 лет гонения на иконы в греческой
империи при правнуке первого царя иконоборца Константине VI и его матери
царице Ирине, в 787 году, в городе Никее был созван Седьмой Вселенский
Собор, на котором утверждено почитание икон. Через 25 лет после этого указа
вступивший на престол греческий император Лев V Армянин, снова начал
жестокое гонение на иконы, которое продолжалось и при его преемниках; после
этого нового тридцатилетнего гонения, царица Феодора восстановила почитание
святых икон в своем царстве. При этом 19 февраля 842г. был установлен
праздник православия и доныне совершаемый в первую неделю великого поста. С
этого времени иконы единодушно были чтимы христианами во всех церквях
востока и запада в продолжении семи столетий, не смотря на то, что в
1054г. западная церковь полностью отделилась от восточной, так как
восточные патриархи не хотели признавать главенство римского епископа над
всей Церковью.


4. Причины забвения русской иконы

СО ВРЕМЕНЕМ ИСКУССТВО ВСЕГО ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА, И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ
РУСИ ПОСТИГЛО ЗАБВЕНИЕ. ПАЛА ПОД УДАРАМИ ТУРОК - ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ ВИЗАНТИЙСКАя
ИМПЕРИя, ОКАЗАЛИСЬ ЗАВОЕВАННЫМИ МУСУЛЬМАНАМИ НЕКОГДА ХРИСТИАНСКИЕ СТРАНЫ
МАЛОЙ АЗИИ И МНОГИЕ СЛАВяНСКИЕ ГОСУДАРСТВА. В ЭТИХ БЕДАХ, ПЕРЕЖИВ ТАТАРО-
МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ, ПО СУЩЕСТВУ ВЫСТОяЛА ОДНА РУСЬ. ПОСЛЕ ПАДЕНИя
ВИЗАНТИИ ОНА БЫЛА ПОДЛИННЫМ ЦЕНТРОМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и
иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего
подъема русской государственности при Петре 1. Реформы Петра, повернувшие
Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси. Русская
живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная,
строится на этих новых западноевропейских принципах. И хотя чисто
религиозное уважение сохранялось в европеизированном просвещенном русском
обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской
воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства.
Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина,
предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно упрощенном
виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого
были несколько «иконописных» сел - Палех, Мстера и Холуй.


5. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и
возрождение интереса к ней.

НО УЖЕ В «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» КАРАМЗИН УПОМИНАЕТ О
ДРЕВНЕРУССКИХ ХУДОЖНИКАХ, ПРИВОДИТ СВЕДЕНИя ОБ ИХ ПРОИЗВЕДЕНИяХ. ИНТЕРЕС К
ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ВЫЗВАЛ ОБРАЩЕНИЕ И К ЕЕ ЖИВОПИСИ. ОНИ СТАНОВяТСя
ПРЕДМЕТОМ ИЗУчЕНИя ДЛя ИСТОРИКОВ, НО ПОДЛИННОЕ ОТКРЫТИЕ ИКОНОПИСНЫХ
СОКРОВИЩ ПРОИЗОШЛО ПОЗЖЕ. ДЕЛО В ТОМ, чТО ЛЮДИ ХIХ СТОЛЕТИя ДРЕВНЕРУССКОЙ
ИКОНОПИСИ ПО-НАСТОяЩЕМУ ПРОСТО НЕ ВИДЕЛИ. ПОТЕМНЕЛИ, ПОКРЫЛИСЬ ПЫЛЬЮ И
КОПОТЬЮ, УЦЕЛЕВШИЕ В ДРЕВНИХ ХРАМАХ ФРЕСКИ И МОЗАИКИ, И В БУКВАЛЬНОМ
СМЫСЛЕ СТАЛИ НЕВИДИМЫ ИКОНЫ - ГЛАВНАя, САМАя МНОГОчИСЛЕННАя чАСТЬ
ДРЕВНЕРУССКОГО НАСЛЕДИя. ВЕДЬ ФРЕСКАМИ И В ОСОБЕННОСТИ МОЗАИКАМИ УКРАШАЛИ В
ДРЕВНОСТИ ДАЛЕКО НЕ КАЖДУЮ ЦЕРКОВЬ, А ИКОНЫ БЫЛИ ОБяЗАТЕЛЬНО НЕ ТОЛЬКО В
КАЖДОМ ХРАМЕ, НО И В КАЖДОМ ДОМЕ. ПРИчИНА ЭТОЙ НЕВИДИМОСТИ ИКОН - В
ТОЙ ОСОБОЙ ЖИВОПИСНОЙ ТЕХНИКЕ В КОТОРОЙ ОНИ СОЗДАВАЛИСЬ. ДОСКА, НА КОТОРОЙ
ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ИКОНА, ПОКРЫВАЛАСЬ ЛЕВКАСОМ ИЛИ ЗАГРУНТОВАННОЙ ТКАНЬЮ
- ПАВОЛОКОЙ, И САМО ИЗОБРАЖЕНИЕ НАНОСИЛОСЬ НА ГРУНТ ТЕМПЕРОЙ, Т.Е.
МИНЕРАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ. А СВЕРХУ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОКРЫВАЛОСЬ СЛОЕМ ОЛИФЫ.
ОЛИФА ХОРОШО ПРОяВЛяЕТ ЦВЕТ И, чТО ЕЩЕ ВАЖНЕЕ ПРЕКРАСНО ПРЕДОХРАНяЕТ
ИКОНУ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЙ. НО ОЛИФА ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ СО ВРЕМЕНЕМ ТЕМНЕТЬ,
И ЗА 70-100 ЛЕТ ОНА ТЕМНЕЛА НА СТОЛЬКО, чТО ПОчТИ СОВСЕМ СКРЫВАЛА,
НАХОДяЩУЮСя ПОД НЕЙ ЖИВОПИСЬ. В ДРЕВНОСТИ НА РУСИ ЗНАЛИ И ПРИМЕНяЛИ СПОСОБЫ
УДАЛЕНИя ПОТЕМНЕВШЕЙ ОЛИФЫ, Т.Е. СПОСОБЫ «РАСчИСТКИ» ДРЕВНЕЙ ЖИВОПИСИ. НО
СПОСОБЫ ЭТИ БЫЛИ ТРУДОЕМКИ И СО ВРЕМЕНЕМ ИКОНЫ СТАЛИ НЕ РАСчИЩАТЬСя, А
«ПОНОВЛяТЬСя», Т.Е. ПОВЕРХ ПОТЕМНЕВШЕЙ ОЛИФЫ ПИСАЛОСЬ НОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.
ЧАСТО НА ДРЕВНИХ ИКОНАХ ДЕЛАЛОСЬ В ТЕчЕНИЕ ВЕКОВ НЕСКОЛЬКО ТАКИХ
ПОНОВЛЕНИЙ - ПЕРВОНАчАЛЬНАя ЖИВОПИСЬ В ТАКОМ СЛУчАЕ ЗАКРЫВАЛАСЬ
НЕСКОЛЬКИМИ СЛОяМИ ЗАПИСЕЙ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ БЫЛ ПОКРЫТ ОЛИФОЙ. ТАКИМ
ОБРАЗОМ, В НАчАЛЕ XIX ВЕКА, К ТОМУ МОМЕНТУ, КОГДА ВОЗНИК ИНТЕРЕС К
ДОПЕТРОВСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ПОТЕМНЕЛИ УЖЕ И ИКОНЫ XVII ВЕКА. НА ВСЕХ ДРЕВНИХ
ИКОННЫХ ДОСКАХ ПРЕДСТАВАЛИ ЛИШЬ СИЛУЭТЫ, КОНТУРЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ,
ПРОСТУПАЮЩИЕ СКВОЗЬ ПОТЕМНЕВШУЮ, ЗАКОПчЕННУЮ ОЛИФУ.

Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к
искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в
ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев,
посеявший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно
потемневшей «Троице» Андрея Рублева ценнейший памятник искусства.

До середины XIX века общим оставалось представление, что
«художества водворены у нас в отечестве Петром I». Только во второй
половине столетия такой представление было разрушено. В это важную роль
сыграла русская историческая наука. Особенно значительны были успехи,
сделанные ею в изучении древней словесности, древней литературы. Во многом
именно благодаря этому ученые того времени обратили внимание на древнюю
иконопись, теснейшим образом связанную со словом, с литературой, и сумели
оценить точное и глубокое соответствие икон литературному источнику.
Признание за древней живописью художественного значения, рост интереса к
ней вызвали обращение широких кругов образованных людей к той народной
среде, где эта живопись, как и вся допетровская старина, еще продолжала
жить. Для иконописи прежде всего такой средой была среда старообрядческая,
среда раскольников, т.е. крестьян и купцов, предки которых в середине
XVII века отклонились от православной Церкви, не приняв некоторых
предпринятых в то время нововведений. Старообрядцы берегли древнюю икону,
как свободную от этих нововведений, не испорченную ими, высоко ее чтили
и сохранили своеобразное понимание ее красоты. Общение со старообрядцами
давало поэтому возможность познакомиться с большим числом принадлежащих им,
собранных ими икон, что уже само по себе было важно, так как расширяло
представления о древней иконописи. Но что еще важнее - у старообрядцев
учились ценить ту «тонкость древнего письма», которую они сами ценили в
собранных ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу
виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.

На исходе XIX века в России складываются многочисленные коллекции.
Самые знаменитые из них - коллекции А.В. Морозова, И.С. Остроухова в
которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения
искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый Третьяков и,
понимая художественное значение собранной им коллекции икон, он завещает
ее своей картиной (Третьяковской) галерее.

Естественно, что и у владельцев иконных собраний, и у людей близких к
ним возникло желание увидеть то, что находится под почерневшей олифой,
увидеть собранную ими древнюю живопись в настоящем виде. В начала XX века
были предприняты расчистки икон. Инициатором этих расчисток являлся И.С.
Остроухов, бывший к тому времени не только владельцем собственного иконного
собрания, но и попечителем Третьяковской галереи. Благодаря его знаниям,
опыту нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мастера -
иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная технологию
иконы, вспомнив дедовские приемы, они справились с поставленной
задачей, убрали с поверхности икон и потемневшую олифу и поздние записи -
открыли первоначальную древнюю живопись. С этого момента началось
настоящее открытие древнерусской иконописи. В результате расчисток, или
реставрации, как мы теперь говорим, иконы представали так ново и
неожиданно, что удивляло даже специалистов. В прах разлетелся миф о «черных
иконах».

Вслед за первыми расчистками последовало множество других: и в
частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, начали расчищать и
раскрывать древние фрески.

Открытие древнерусской живописи в начале XX века, признание ее
художественного значения возрождало и понимание ее подлинного духовного
смысла. Но на дальнейших судьбах и самого древнерусского искусства, и его
постижения сказались великие и грозные исторические события начала XX века,
свершившиеся в стране, преобразования в результате Октябрьских событий 1917
года. Признание атеизма в качестве государственного мировоззрения привело
к гонению на христианское слово, к почти полному изъятию его из народного
обихода, надолго сделала невозможным изучение духовного смысла древней
иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведениям древнерусского
искусства. Были закрыты тысячи храмов, многое из принадлежавшего им, в
том числе и древние иконы, было уничтожено.

Однако признание иконописи искусством, составной частью культуры
сыграло свою положительную роль: для икон открыли свои двери музеи, куда
поступали древние иконы, собранные коллекционерами и иконы из закрываемых
храмов. С послевоенных лет, когда начал возрождаться интерес к
национальной культуре, икона как явление этой культуры начала возвращаться
в музейные экспозиции: сначала очень робко, а в 60 - 80-е годы уже
достаточно широко и открыто. Происходящие сейчас в нашем обществе процессы
уже привели к тому, что древняя икона возвращается в храмы.


6. Две эпохи русской иконописи.

МОЖНО ЗАДАТЬ СЕБЕ ВОПРОС: “ВСЕГДА ЛИ ТАК ВЕЛИчЕСТВЕННА И
САМОСТОяТЕЛЬНА БЫЛА РУССКАя ИКОНА?” ВЗГЛяНУВ В ЕЕ ИСТОРИЮ, МЫ ПОНИМАЕМ, чТО
ДО XV ВЕКА ОНА ПОЛНОСТЬЮ ПОДчИНЕНА ГРЕчЕСКОЙ.

Два расцвета русского иконописного искусства зарождаются в век
величайших русских святых - Сергия Радонежского, Стефана Пермского и
митрополита Алексия. По словам В.О. Ключевского “эта присноблаженная троица
ярким созвездием блещет в нашем XIV веке, делая его зарею политического и
нравственного возрождения русской земли” При свете этого созвездия начался
с XIV на XV век расцвет русской иконописи. Вся она от начала и до конца
носит на себе печать великого духовного подвига Святого Сергия и его
современников.

Прежде всего в иконе ясно отражается общий духовный перелом,
переживаемый в те дни Россией. Эпоха до Святого Сергия и до Куликовской
битвы характеризуется общим упадком духа и робостью. По словам В.О.
Ключевского, в те времена “ Во всех русских нервах еще до боли живо было
впечатление ужаса” татарского нашествия. “Люди беспомощно опускали руки,
умы теряли всякую бодрость и упругость. Мать пугала неспокойного ребенка
лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались
бежать сами не зная куда”. Если посмотреть на икону начала и середины XIV
века, то можно ясно почувствовать в ней, рядом с проблесками национального
гения, эту робость народа, который еще боится поверить в себя, не доверяет
самостоятельным силам своего творчества. Глядя на эти иконы, может подчас
показаться, что иконописец не смеет быть русским. Лики в них продолговатые,
греческие, борода короткая, немного заостренная, не русская.

Это зрительное впечатление подтверждается объективными данными.
Родиной русского религиозного искусства XIV-XV веков, местом его высших
достижений является “русская Флоренция” - Великий Новгород. Но в XIV веке
этот великий подъем религиозной живописи представлен не русскими, а
иностранными именами - Исаии Гречина и Феофана Грека. Последний был
величайшим новгородским мастером и учителем иконописи XIV века. В 1343 году
греческие мастера “подписали” соборную церковь Успения Богородицы в Москве.
Феофан Грек расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405г. -
Благовещенский собор со своим учеником Андреем Рублевым. Известия о русских
мастерах иконописцах - “выучениках греков” в XIV веке довольно
многочисленны.

Мы имеем и другие, еще более прямые указания на зависимость русских
иконописцев конца XIV века от греческих влияний. Известный иеромонах
Епифаний, жизнеописатель Преподобного Сергия, получивший образование в
Греции, просил Феофана Грека изобразить в красках храм Св. Софии в
Константинополе. просьба была исполнена и, по словам Епифания, этот рисунок
послужил на пользу многим русским иконописцам, которые списывали его друг у
друга. Этим вполне объясняется нерусский или не вполне русский
архитектурный стиль церквей на иконах XIV века, особенно на иконах Покрова
Пресвятой Богородицы, где изображается храм Святой Софии.

Теперь, всмотревшись в иконы XV-XVI веков, можно сразу заметить полный
переворот. В этих иконах решительно все обрусело - и лики, и архитектура
церквей, и даже мелкие бытовые подробности. Это и не удивительно. Русский
иконописец переживал тот великий национальный подъем, который в те дни
переживало все русское общество, его окрыляла та вера в Россию, которая
звучит в составленном Похомием жизнеописании Святого Сергия Радонежского.
По его словам русская земля, веками жившая без просвещения, какое

Новинки рефератов ::

Реферат: Искусственное осеменение коров (Ботаника)


Реферат: Внешняя задолженность государства. Пути повышения пользы ( Космонавтика)


Реферат: АПК России (Сельское хозяйство)


Реферат: CD-Rom drivers (Программирование)


Реферат: Граф А. А. Аракчеев. Современный взгляд на личность на основе анализа и сравнительной характеристики исторических источников и литературы (Исторические личности)


Реферат: Организация проведения ТО и ТР автомобилей ЗиЛ-130 (Транспорт)


Реферат: Международные железнодорожные перевозки (Транспорт)


Реферат: Муниципальное право (Государство и право)


Реферат: Культура общения (Психология)


Реферат: Деятельность коммерческого банка в современных условиях (Банковское дело)


Реферат: Оптимальное рабочее место программиста (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Математическая мифология и пангеометризм (Религия)


Реферат: Механизмы преобразования движения (Технология)


Реферат: Глинка (Музыка)


Реферат: Речевой этикет (Культурология)


Реферат: Современные теории и технологии психологической помощи (Психология)


Реферат: Технические резервы в страховой компании (Страхование)


Реферат: Пути развития России (Политология)


Реферат: Виды, ремонт, обслуживание, устройство и эксплуатация колёс. (Транспорт)


Реферат: Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист