|
Реферат: Основы Политологии (Политология)
БПТК
Опорные конспекты по курсу
“Основы Политологии” для студентов заочного отделения.
Разработал: Преподаватель Акишин П.В.
Политология.
Политология – это наука, изучающая политическую систему общества.
Политические режимы
|Демократия |Диктатура | | |В форме: | | |Деспотизма | | |Тоталитаризма | | |Авторитаризма |
Диктатура – правление лица или группы лиц, которые монополизировали власть в государстве.
Тоталитаризм – политический режим, основанный на стремлении руководства подчинить людей и власть одной идее.
Тоталитаризм
|“Правый” |“Левый” | |(Фашизм) |(Коммунизм) |
Авторитаризм – форма диктатуры, режим личной власти руководителя.
Авторитаризм
|“Правый” |“Левый” | |(Арабские монархии) |(Сирия, Бирма) |
Черты:
|Тоталитаризм |Авторитаризм | | | | |Глобальная идея, переустройства |Ограниченные реформы. | |мира. |Де политизация масс. | |Утопическая идея, политизация |Сохраняет старые классы и | |масс. |сословия. | |Разрушение социальной структуры |Рынок или старый экономический | |общества. |уклад. | |Государственный контроль за |Центр власти – само государство.| |экономикой, планирование. | | |Однопартийная система власти. |Избирательный террор (против | |Массовый террор. |отдельных политиков). |
Модели перехода к демократии
|Линейная |Циклическая |Динамическая | | | | | |(через расширения |(когда элементы |(когда демократия и | |прав парламента) |деспотизма и |диктатура несколько | | |демократии смешаны) |раз сменяют друг | | | |друга) |
Политическая культура.
Политическая культура – это часть духовной культуры, связанная с общественно – политическими институтами и процессами.
Состав Политической Культуры.
|Политические традиции. |Ритуалы. | |Установки людей. |Символы. | |Идеи. |Убеждения. |
Политическая культура реализуется через политическое поведение людей.
Символ – это художественный образ идей национального единства и величия.
Гимн – это музыкальный эквивалент девиза, герба, флага.
Ритуал – вид политической религии общества (инаугурация президента).
Российский флаг.
|Цвет |Мир |Символ |Нация | |Белый |Божественный |Вера |Белорусы | |Синий |Небесный |Надежда |Украинцы | |Красный |Физический |Любовь |Русские |
Демократия – это форма государства, в котором власть принадлежит всем законопослушным гражданам.
Главные принципы демократии – свобода и равенство.
Демократическое государство – это правовое государство, в котором: 1. есть принцип разделения властей. 2. обеспечены политического права и свободы.
Права.
|Личные |Политические |Социально-экономическ| | | |ие | |~ на жизнь |~ избирать и быть |~ на труд | | |избранным | | |~ свободу |~ объединяться в |~ отдых | | |политические партии и| | | |профсоюзы | | |~ неприкосновенность |~ совести |~ социального | | |(вероисповедания) |страхования | |~ на суд |~ собрании и митингов|~ охрану труда и | | | |здоровья | |~ свободу места | |~ на участие в | |жительства | |управлении | |~ тайна переписки | | | |~ семью | | |
Права реализуются путем договора участников триады: профсоюзы
Принцип разделения властей:
Власть.
|Законодательная |Исполнительная |Судебная | |(парламент) |(правительство) |(высшие суды) |
Правовое государство – это государство, в котором господствует право и соблюдается верховенство закона.
Его цель – обеспечить гражданам гарантии прав и свобод во всех сферах, защита гражданского общества.
Гражданское право.
Гражданское право – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют как независимые личности.
Оно существует только в правовом государстве.
Свободы человека.
|Внутренняя |Внешняя | |(она бесконечна) |(ограничивается государством) |
Государство.
Признаки: 1. Наличие аппарата управления. 2. Границы (суверенитет). 3. Система права.
Функции: 1. Организация экономики. 2. Политическое управление. 3. Идеологическая. 4. Обороны. 5. Национальная.
Причины возникновения Государства:
|Возникновение частной |Появление классов. | |собственности. | |
Государство – отношение господства людей над “людьми, опирающиеся на насилие как законное средство”. Макс Вебер.
Типы государства.
|Монархия |Республика | |(власть по наследству) |(власть избирается) |
|Абсолютная (не |Конституционная|Парламентская |Президентская | |ограниченная | | | | |парламентом и | | | | |конституцией) | | | |
Формы территориального устройства.
Унитарное государство – в нем единая система управления, гражданство, судебная система, финансы /Франция/.
Федерация – когда несколько субъектов образуют одно союзное государство (без права выхода) /Россия/.
Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданных для общих целей (экономика, оборона) /Западная Европа/.
Формы участия в политике.
|Через выборы. |Участие в самоуправлении. | |Участие в общественных |Членство в политической партии | |организациях. | | |Членство в профсоюзе. | |
Избирательные системы.
|Мажоритарная |Пропорциональная | | | | |(избирается депутат, получивший |(когда победившая на выборах | |50% + 1 голос голосовавших |партия получает большинство | |избирателей) |депутатских мест в округе) |
Референдум – прямое обращение к избирателям для окончательного решения политического вопроса.
Плебисцит – опрос населения голосованием о принадлежности его территории тому или иному государству.
Механизм демократии.
|Прямой |Представительский | |(референдум) |(выбор в парламенте) |
Политические партии.
Политические партии – это политические общественные организации, которые борются за власть или за участие в управлении.
Типы партий.
|Регулярное: |Регулярное | |членство, |голосование на выборах за | |партбилеты, |партийного кандидата | |взносы. | |
Функции партий.
|Участие в |Воспитание |Участие в |Посредник между| |выборах |политических |политическом |обществом и | | |лидеров |процессе |государством |
Термины политологии:
% Конформизм – социальное приспособленчество. % Лояльный – соблюдающий законность. % Клерикализм – политика использования церкви для влияния на общество. % Инаугурация – торжественное вступление в должность. % Харизматический лидер – непогрешимый в глазах масс политик. % Олигархия – правление группы лиц. % Ратификация – утверждение договоров в парламенте. % Прерогатива – исключительное право. % Импичмент – процедура привлечения к суду парламента руководителя страны. % Спикер – председатель нижней палаты парламента. % Юрисдикция – право производить суд. % Суверен – носитель верховной власти. % Электорат – круг избирателей, голосующих за какую–либо политическую партию. % Легитимность – законность. % Суверенитет – полная независимость государства во внутренних и внешних делах. ----------------------- Государство
Частный бизнес
Триада
Реферат на тему: Основы политологии
РЕФЕРАТ
на тему:
«ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»
ОЭФ гр. 9217 Кадацкой Анны
Москва, 94
I ВВЕДЕНИЕ.
Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей страны представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей системы естествознания, достойное место в которой должна занимать политология. При тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь всех общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и коммунистического государства, в своеобразный придаток марксистко-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для нас самостоятельной дисциплины. Прежде всего необходимо определить, какое содержание вкладывается в само понятие «политология». У нас до сих пор не определены конкретные границы, круг проблем, вопросов, институтов и феноменов, в совокупности составляющих объект политологии как самостоятельной научной дисциплины. Следует отметить, что политология открыта влиянию со стороны почти всех общественных, а зачастую и естественных наук. Мир политического не может существовать в изоляции, а тесно переплетается с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с философами, социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.
II ПОНЯТИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.
Всякий раз, когда мы ставим перед собой задачу вычленить какую-либо научную дисциплину из всей совокупности научных дисциплин, мы сталкиваемся с вопросом о ее понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую представляет собой не только четко очерченную, раз и навсегда фиксированную сферу, сколько то, что сами люди считают политикой, хотя ее и нельзя рассматривать всецело как результат некоего вербального произвола. Власть и политика представляют собой выражение человеческих отношений и представлений об этих отношениях. Показательно, что четкость и определенность самого понятия «политическое» в значительной степени зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «государство» и «власть». Поэтому естественно, что немаловажное место в политологии занимает выявление содержания используемых ею понятий и категорий. Более того, анализ понятий можно рассматривать в качестве методологии, с помощью которой ученый упорядывачеет и, если это возможно, совершенствует понятийный инструмент своих исследований. Проблему для политического анализа составляет многозначность понятий и категорий, а также феномен синодики. В целом, политические феномены в полной мере невозможно понять без изучения системы общения и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, так и с социально-культурной и политико-культурной сферами. В данном контексте определяющее значение имеет, естественно, язык. Можно сказать что язык выступает как культурная среда обитания человека. Важность этого момента станет особенно очевидной, если учесть, что попытка, в некотором смысле - это система человеческих отношений, осуществляемых во многом с помощью языка. Поэтому без изучения политического языка нет и не может быть политологии.
III ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ
Всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела. Это, во нервы, социально-филосовские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики системы политического, политической парадишгммы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду. Во-вторых, политические системы, различия и сходства между ними, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменений и смены и т.д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическая культура, политическое поведение и т.д. Политическое включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в выявлении их стрекутуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно- теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире политического как в рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества в целом. Предметом политологии в общей сложности является политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействие и переплетение социальных сил, социо-культурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее внимания - такие разные по своему характеру интстуитуты, феномены и процессы, как политическая система, государственная власть и властные отношения, госудасртвеный строй, политическое поведения, политическая культура, история политических учений. Эти проблемы изучаются в тех или иных планах и измерениях также философии, социологи, государственно-правовой наукой и т.д. Интегрируя в себя отдельные аспекты этим дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку. Особенно большую актуальность и значимость приобретает вопрос о соотношении и разграничении социологии, политической социологии и собственно политологии в силу очевидного совмещения их предмета исследования. Строго говоря, гражданское общество является объектом исследования социологии, а мир политический политологии. Промежуточное пространство между гражданским обществом и миром политического входит в сферы политической социологии, представляющей собой область пересечения политической науки и социологии. Естественно,, такое разграничение, как и всякая другая классификация, носит условный характер, поскольку свае названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в целом сформировалось как «государственная» дисциплина, призванная изучить предназначение и функции государственных и политических институтов. Политическая социология - это своеобразный синтез социологии и политологии. Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтов и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск функциональных аспектах политики. В мирском смысле слова в центре внимания политической социологии - социологическое измерение политических феноменов.
IV НА СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.
Политики, представляя собой очевидную сторону общественной жизни, детерминируется множеством явных и скрытых от глаз, мене ощутимых факторов и процессов, в совокупности составляющих ее социологические основы. Среди них социально-экономические, социально-культурные, научные, образовательные, духовные, этно-национальные, религиозные и т.д. факторы и феномены, то есть все, что относится к подсистеме гражданского общества. Каждая из важнейших подсистем и сфер человеческого социума может сохранить жизнеспособность и функционировать лишь при условии, что все остальные исправно выполняют свои функции. Так, например, гражданское общество и государство составляют две стороны одной и той же медали, они неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Более того, существует целый ряд инструментов и феноменов, которые могут быть отнесены одновременно и к сфере гражданского общества, и к политической сфере, служа в качестве связующих звеньев между ними. Причем именно от структур и институтов, находящихся на стыке двух образований, в решающей степени зависит нормальное функционирование гражданского общества, его жизнеспособность, динамика развития. К ним относятся политические партии, механизмы избирательного процесса, политические объединения, клубы, политическая культура, средства массовой информации. В этом плане основовпологающее значение имеет институт политического представительства, в котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительской демократии: с одной стороны, - что ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего; с другой стороны - что поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особые уполномоченные, которым делегированы соответствующие права и прерогативы. Принципы представительности и выбор нести представителей различных социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой логике вещей поставили вопрос об инструментах в средствах политической реализации этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии, которые выступают одновременно как несущие конструкции и гражданского общества, и политической системы. Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в из совокупный политический интерес. В политической структуре общества они выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего конституционного режима. Путем представительства различных социальных групп, слоев, сословий, интересов с помощью партий общество как бы интегрально проникает в государство. Политические партии в целом помогают кристаллизовать и четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе. Они подталкивают граждан группироваться, пересекая мнения, разграничивающие их друг от друга по мнению электората, и определять те приоритеты, которые делают их политическими единомышленниками и союзниками. С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции связан принцип выборности должностных лиц в важнейшие представительные и законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения, в совокупности составляющих избирательный корпус, в системе власти через партии. Он осуществляется через избирательную систему и избирательный процесс, в задачу которых входят формализация и институанализация политического участия граждан в политической жизни. Поэтому очевидно, что механизму существвавания представительства, партийные системы и избирательные системы могут оставить самостоятельный блок в качестве предмете политологического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.
| |