GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древний Египет (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древний Египет (История)




Выполнил: уч. 6-В класса
Баженов Саша



Древний Египет.


Источники и историография Древнего Египта


Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к
себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей
цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и
ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной
государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь
не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен
людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы .
Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились
и античные философы, историки, писатели. "Вырезанные на камне изображения -
это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке
нашей эры. "Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф
обозначает целое слово или даже фразу", - предполагал историк Плутарх,
живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и
Геродот, и многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений
исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это
произошло лишь в XIX веке. Но после дешифровки иероглифов перед нами
обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая
несколько тысяч лет на берегах Нила. Мы можем сейчас по достоинству оценить
огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и
искусств.
В своей истории древнегреческий историк Геродот довольно подробно
описывает прошлое Египта. Геродот пропутешествовал по Нилу от северных до
южных границ страны, осматривал старинные памятники, бывал на полях
сражений, разговаривал с египтянами, которые знали греческий язык, о
прошлом страны. В ответ же получал отрывочные и нередко искаженные
сведения, но проверить их у него не было возможности.
Конечно, многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги
своих предков - из-за гордости за свою страну. Но вместе с тем, многие
сведения Геродота представляют большой исторический интерес.
В I-II вв. н.э. Греческий писатель Плутарх посвятил вопросам
египетской религии целую книгу, которую назвал «Об Исиде и Осирисе».
Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332
г. До н.э. он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось
большое количество греков. Египетский жрец Манефон написал на греческом
языке «Египетскую историю», в которой дал хронологическую схему и по ней
разложил ряд событий истории Египта, перемешивая реальные факты с мифами.
В Египте сохранились многие исторические памятники - пирамиды, храмы,
колоссы, обелиски, которые также немало могли рассказать об истории страны.
Кроме того, нередко эти памятники были покрыты письменами, но в
течение долгого времени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822г.
Французский ученый Ф.Шампольен обнаружил ключ к чтению египетских
иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов
вперед.
Что же касается памятников - пирамид, храмов и т.д. - то здесь были
некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком.
Нужны были раскопки для их открытия.
Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в
которых с середины II тыс. года до н.э. хоронили египетских фараонов. В
отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению,
скальные гробницы делали под землей и засекречивали.


Страна и население


Рабовладельческое общество в Египте сложилось несколько раньше, чем
это произошло в других странах.
Здесь возникло первое в мире государство.
Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые
говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет»
происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это
слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из
древнеегипетских городов - Мемфиса. По древнеегипетски же, согласно
принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-
Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности
произносилось как Хэ-ку-Птах.
Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме»
- «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли
окрестной пустыни.
Египет расположен в северо-восточной части Африки. В древности им
считали саму долину реки Нила. Теперь же к нему относится не только
пересекающая всю страну с юга на север долина, но и также пустынное, сильно
пересеченное Восточное, или так называемое Аравийское нагорье,
расположенное между Нилом и Красным морем, а на западе - Ливийское
плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими
оазисами. С севера страну омывает Средиземное море. Восточное нагорье
упирается в Красное море, которое отделяется от Средиземного только узким
перешейком. На западе границы Египта проходят по малонаселенным пустынным
местностям. В древности южной границей страны считались первые - по течению
реки последние - пороги на Ниле, южнее которых была расположена Нильская
Эфиопия, или Нубия.
По мнению ученых, климат Египта 10-12 тысячелетий назад был мягче,
прохладнее, а атмосферных осадков здесь выпадало значительно больше.
Затем, уже в послеледниковый период, климат здесь становится все более
сухим, жарким, степи превращаются в пустыни, а растительный и животный мир
постепенно беднеет.
Уже в течение тысячелетия в Египте, даже на побережье Средиземного
моря, количество осадков мало, а дальше от побережья дожди иногда не
выпадают по несколько лет.
Нил - одна из величайших рек в мире, длина её 6500 км. Площадь
бассейна 2,8 млн. кв. км. Истоком Нила считается река Кагера, берущая
начало в горах к востоку от озер Киву и Танганьика и впадающая в озеро
Виктория. Из озера река вытекает под названием Виктория - Нил. Слившись с
рекой Бахр-эль-Газаль, она получает название Белый Нил, а после соединения
с Голубым Нилом - собственно Нил. Впадает в Средиземное море. Единственный
значительный приток собственно Нила - река Атбара.
Вся долина Нила по существу является гигантским оазисом. Если бы не
Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской.
Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное
хозяйственное замечание, являются периодические разливы. Благодаря ливням,
которые выпадают в тропической Африке, а также таянию снегов на горных
вершинах, к середине июля вода в Ниле начинает прибывать. Наивысший уровень
воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные
пространства. На залитой земле оседает ил, который река приносит с
верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из отложений речного
ила. Эта почва очень легко поддается обработке и отличается исключительным
плодородием.
Для регулирования разливов и использования вод Нила для орошения
сооружено несколько крупных плотин и водохранилищ.
Долина и дельта Нила с плодородными аллювиальными почвами являются
одним из наиболее густонаселенных районов на земном шаре.
Скорее всего египетская народность сложилась в процессе смешения
различных племен Северо - Восточной Африки, а возможно также, и некоторых
племен, впоследствии живших в передней Азии. Если судить по дошедшим до
нашего времени изображениям и костным останкам, древние египтяне были
людьми крепкого телосложения. Цвет их кожи был смуглый, а волосы черные и
гладкие.
Древнеегипетский язык составляет особую группу в рамках семито-
хамитской семьи языков. Больше всего изучены взаимоотношения
древнеегипетского языка с семитическими языками, а меньше всего - с другими
родственными ему группами языков, а именно с берберскими и кушитскими.


Возникновение государства в Египте.


Чтобы долина Нила превратилась в одну из плодороднейших стран мира,
требовалось приложить немало усилий. Производство кремневых орудий в
первобытном Египте достигло удивительного совершенства. Немало этому
способствовали местные залежи отличного камня.
Очень рано появились в Египте и медные орудия. Несмотря на то, что в
самом Египте месторождения медной руды весьма незначительное, недалеко от
долины Нила - на Синайском полуострове - находились богатейшие залежи меди.
Разрабатывать их стали уже в самой глубокой древности.
По мере совершенствования орудий труда развивалось и общество. В конце
концов развитие достигло такого уровня, при котором становилось возможным
широкое хозяйственное использование могучей природной силы - реки. Людьми
распределялась равномерно и своевременно избыточная влага по поверхности
земли, устранялись безводье и заболоченность почвы.
В результате труда многих поколений страна была покрыта сетью
перекрещивавшихся насыпей, которые отгораживали земледельческие участки. От
Нила к этим участкам в высоких наносных берегах были прорыты протоки. Когда
начиналось половодье, участки затоплялись. Когда же вода пропитывала почву,
отстаивалась и отлагала ил, её обратно спускали в реку.
По мере того как создавалась оросительная система, в первобытных
родоплеменных общинах, переходивших к земледелию, становились возможными
более производительный земледельческий труд и накопление продуктов сверх
необходимых для прокормления самих работников. Это в свою очередь позволило
некоторым людям - более богатым и сильным - присваивать большую часть
произведений труда. Скорее всего, это были вожди племен и близкие к ним
люди, которые со временем и завладели средствами производства.
О ходе этих событий в Нильской долине мы можем судить только
предположительно, на основании данных, известных о жизни других народов.
Не вызывает сомнения тот факт, что в Египте подобный процесс
происходил очень рано, поскольку для водоустройства и обработки илистой
почвы и для получения с неё довольно высоких урожаев здесь было достаточно
и самих незамысловатых орудий.
Как и в других странах, в Египте постепенно разрушалась родо-племенная
общность. На месте первобытных общин появлялись общины землевладельцев,
которые были объединены соседством и совместным трудом по поддержанию
орошения. Они разводили уже не только мелкий, но и крупный рогатый скот.
Урожай ячменя и пшеницы хранили в закромах обмазанных глиной. Охота и
рыбалка сохранили свое хозяйственное значение. Во второй половине
четвертого тысячелетия в гейзейский период больших успехов достигло
земледелие основанное на системе искусственного орошения. Глинобитные дома
свидетельствовали о прочности оседлости, сокращение в могилах оружия,
окончательное вытеснение охоты скотоводством. Изменился характер и размер
торговли, систематическая торговля принимает международный масштаб,
появляются в Египте и привезенные вещи (например месопотамские
цилиндрические печати). Происходят коренные изменения и в социальной
культуре. Размеры могил позволяли понять, что в общинах уже ощущалась
имущественное неравенство. Выделялись вожди погребавшиеся с роскошью. В
этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появлялись в
результате военных столкновений между племенами и родами. В условии
низкого уровня производительных сил было невыгодно брать пленников.
Создание продуктивного земледелия, дающего большие урожаи, вследствие чего
появилась необходимость в рабочей силе, повысила ценность человеческого
труда и дала возможность использовать труд пленников. Итак прежде всего
рабов давали войны. Во второй половине IV тысячелетия до н.э. в Египте
наметились контуры трех основных прослоек, прообраз трех основных классов
древнеегипетского государства: господствующий слой, куда входили потомки
родоплеменной знати, жречество, зажиточные общинники; члены земледельческих
общин, основные производитель материальных благ древнего общества;
прослойка рабов, пока весьма незначительная. Образование социальных
прослоек и формирование классов привели к появлению государства, которое
должно было регулировать отношения между новыми социальными группами и
зарождающимися классами, в интересах господствующего слоя.
Точную дату возникновения государства в Нильской долине установить
трудно.
Между каменным и развитым медными веками лежала длительная переходная
пора, в которую медные орудия соперничали с каменными или начинали
преобладать. Когда же повсеместно возобладали медные орудия, в Египте уже
происходил процесс сложения государства.
Как установили ученые, во времена, которые предшествовали образованию
объединенного государства, Египет распался на несколько десятков отдельных
областей. По-гречески эти области назывались номами. Первое государство
возникло в пределах небольших номов, которые охватывали несколько
поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция
вождя и святилище, почитаемого здесь божества. На территории Верхнего
Египта в период нового царства насчитывалось 22 нома, в Нижнем Египте - 20
номов. В силу природных условий номы - древнейшие государственные
образования стремились к объединению, в следствии чего появились более
крупные царства. Скорее всего объединение номов Верхнего Египта в одно
царство и Нижнего Египта - в другое крупное царство произошло в IV
тысячелетии до н.э. Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого
цвета, а Нижнего - красного цвета. Некоторое время царства существовали
рядом друг с другом и вели между собой войны. Но тенденция к объединению
продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению Верхнего и
Нижнего царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю
долину от первого порога до среднеземноморского побережья. Раннее царство
(XXXI XXIX в.в. до н.э.). Объединение Верхнего и Нижнего царств было
революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного
государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила,
появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной
состемы, без которой невозможно существование продуктивного и
земледельческого хозяйств. На смену постоянным внутриегипетским войнам,
ослаблявшим страну, пришло политическое единство. Объединение Египта было
достигнуто в результате множественных воин между Верхним и Нижним
царствами.
В более поздние времена постоянно разграничивались две половины
государства - верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе царя
соединялись два властителя - верхнеегипетский и нижнеегипетский.
До нашего времени сохранились обломки древнеегипетской летописи,
которая была высечена на камне примерно в середине III тысячелетия до н.э.
Судя по ним, в летописи перечислялись египе6тские цари и от времени их
царствования имелись погодные записи. Необходимо отметить, что египетские
цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя
являлись священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к
тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя
иносказательно: пер-«о» - «большой дом», откуда происходит видоизмененное
слово «фараон».
Судя по тем же обломкам древнегреческой летописи, перечисленным царям
предшествовал, по всей вероятности, ещё в IV тысячелетии до н.э. длинный
ряд царей, владевших как областями Северного (Нижнего), так и Южного
(Верхнего) Египта, для которых летопись не давала погодных записей.
Увы, мы не знаем, сколько времени продолжался ранний период в истории
Египта определенно можно сказать, что около 3000 г. До н.э. государство в
долине Нила уже существовало.
Точное летоисчисление древнеегипетской истории также невозможно за
недостаточностью данных. Поэтому время зачастую обозначается не столько
столетиями, сколько - условно - династиями.
Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон,
написавший около 300г. До н.э. по-гречески своё сочинение об истории
Египта, насчитывал до 30 династий фараонов.
Принято историю древнеегипетского царства делить на несколько
периодов - Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. К Раннему
царству относят I и II династии по списку Манефона. Кроме того, сюда же
относят и полузабытых древнеегипетской традицией прямых предшественников I
династии, так как во времена их правления классовое общество и государство
в Египте, скорее всего, уже сложилось.
Обычно царей этого времени называют по отношению к манефоновским
спискам династий додинастическими царями.


Источники права


Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием
государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть
сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли.
Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.
В Египте существовало несколько видов земельных владений:
государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать
различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.
В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот,
инвентарь и пр.
Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма,
купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.
Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий
несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и
действия религиозного характера.
Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое
положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены
и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача
жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон.
Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и
муж и жена.
Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1)
государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной
тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство: 3) против
личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти
больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5)
преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные
и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме
того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный
характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы,
допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.



Каменные и медные орудия труда. Ремесла раннего царства.


Не вызывает сомнения, что добыча руды и изготовление орудий из металла
явилась сильным толчком для развития производства. Уже сравнительно давно
при раскопках погребений времен I династии было обнаружено немало медных
орудий, причем, из естественной меди, без искусственного приплава. Особенно
много было обнаружено резцов и иголок, а также топоров шильев, тесел,
щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, медных обшивок,
посуды, различных украшений.
Вместе с тем, в то же время еще широко применялся в качестве материала
для производства орудий и камень. Об этом говорят многочисленные кремниевые
орудия - ножи, разнообразные скребки, наконечники стрел, - найденные в
погребениях не только подданных, но и царей как I, так II династии.
Во времена Раннего царства широкое распространение и значительное
совершенство получило строительство из кирпича-сырца. Как считают
археологи, кирпичный свод египтяне умели возводить уже в первой династии.
В то же время в Египте широко использовалось дерево. По всей
видимости, страна тогда была гораздо богаче деревом, чем позже. Об этом
свидетельствует изображение, относящееся ко времени около I династии, на
котором показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные
склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми
бревнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. Об этом же
свидетельствуют и остатки домашней обстановки.
Вместе с тем при I и II династиях, более чем когда-либо прежде, была
распространена каменная посуда, особенно изготовленная из более мягкого
камня - преимущественно алебастра который легко поддавался обработке
орудиями из меди.
Как свидетельствуют находки археологов, в то далекое время древние
египтяне уже умели изготовлять стекло.
Самый древний образец искусственно изготовленного стекла - бусину
зеленоватого цвета диаметром около 9 мм. - археологи обнаружили недалеко от
древней столицы Египта Фив. И скорее всего именно Египет был родиной
стеклоделия. Возраст находки - 5,5 тысяч лет.


Земледелие и скотоводство.


Характерной чертой истории древнейшего Египта являлось то, что здесь в
силу природных условий даже при тогдашнем уровне развития техники оказался
возможным огромный рост производительности земледелия.
Человеку необходимо было освоить Нил, который не только орошал землю,
но и при ежегодных своих разливах отлагал плодоносный ил. Освоить для того,
чтобы эту реку можно было приспособить для развития своего хозяйства. Без
искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной
посреди зыбучих песков. Для освоения реки ( т.е. нужно было копать
оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности
все эти сооружения, открывать и закрывать протоки) требовались достаточно
несложные орудия - мотыги и корзины для переноски земли.
Сохранилось изображение, относящееся ко времени одного из
додинастических царей. На нем показаны подданные царя, голыми руками и
мотыгой работающие на многоводном потоке.
Уже при I династии Египет, пересеченный оросительными сооружениями,
стал страной исключительного плодородия.
В период раннего царства уже были известны чуть ли не все виды
домашнего скота, распространенные в Древнем царстве. Египтяне держали быка,
осла, барана с развесистыми рогами, козу. Об этом свидетельствует
изобразительное искусство, письменность, а также об этом можно судить по
находкам костей животных при раскопках.
Как считают ученые, в то время держали много скота. Ещё около начала I
династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого
скота и 1422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего
Египта, так что вполне возможно, его добыча появилась оттуда.


Объединение Египта.


Как свидетельствуют исторические источники, в начале II династии
древнеегипетские цари нарушили вековую традицию и перестали использовать
абидосское кладбище. Впоследствии, еще при той же династии, в Абидосе опять
стали появляться царские погребения, однако теперь цари уже носят новую,
несколько необычную титулатуру.
Как уже отмечалось выше, правители Египта обычно именовали себя богом
Гором. Теперь же, в период II династии, мы обнаруживаем царя, который
неожиданно объявил себя не Гором, а его противником - богом Сетом. Мало
того, другой, следующий за ним царь, уже под самый конец династии, вдруг
провозгласил себя одновременно Гором и Сетом и даже именовался, как считают
ученые приблизительно так: «Тот, в ком умиротворились оба бога».
Трудно сказать со всей определенностью, были ли такие изменения
титулатуры связаны с кровавыми событиями в Нижнем Египте, где почитался бог
Сет, о которых повествует царь той же династии Гор-Хасехем. На подножиях
двух своих изваяний он символически изобразил Нижний Египет пораженным. Там
же изображены трупы бунтарей, а также указано число павших врагов: на одном
изваянии - 48205, на другом - 47209. На двух каменных сосудах представлена
богиня Верхнего Египта, которая вручает Гор-Хасемему, украшенному
верхнеегипетской короной, знак соединения обеих земель в « год поражения
Нижнего Египта».
Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу
II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в
истории Египта - эпоху Древнего царства. «Белые стены» царя Менеса - город
Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее
распространенному мнению, к одному из названий этого города - Хет-ка-Птах,
что значит « Усадьба двойника Птаха» - главного бога столицы, и восходит
греческое Айгюптос и наше наименование страны - Египет.


Религия Древнего Египта


По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью.
Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем
собой копию реального. И в нем "Ка", жизненная сила, возвращалась телу.
Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном
мире. Не сделай они этого - мертвые "возвратятся с ветром", и месть их
будет страшной. К посмертным дарам принадлежала так называемая "Книга
мертвых" - сборник заклинаний, которые должны были уберечь мертвых от
опасности. Одно из почти 200 магических заклинаний "Книги мертвых" гласит:
"Плыви, о успокоившийся в Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой,
о успокоившийся в Осирисе, пока не станешь единым, как Маат с солнечным
диском, в бесконечном объятии его света".
Древние египтяне не верили, что после смерти человек может занять
другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог стать
придворным, а подданный - царем.
В отличие от людей, боги могли перевоплощаться по своему желанию.
Многих из них представляли в виде животных - кошки, коровы, быка. Так, бог
Себек изображался с головой крокодила, богиня Хатхор - в виде коровы или
женщины с рогами коровы.
Религиозные представления древних египтян отличались, с точки зрения
современного человека, противоречивостью. В самих богах соединялись
противоречия: Осирис одновременно был богом мертвых и богом плодородия.
Подобно чередованию восходов и закатов солнца, постоянно чередуются
смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к разным странам
света, мир живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному западу". Так, Луксор
на левом берегу Нила предназначался для живых и для поклонения богам, а из
Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство мертвых.

Мумификация

Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого искусства мумификации
готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в
вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее
бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий.
Так, мумии фараонов пережили тысячелетия. Но им наносили ущерб расхитители
гробниц, а также некоторые археологи.
Сначала бальзамировщики рассекали тело и удаляли из него внутренности,
чтобы замедлить процесс разложения. Мозг крючьями вытягивали через нос.
Очищенные и обернутые в пелены внутренности в дальнейшем хранились в
четырех сосудах (канопах) в той же гробнице, что и сама мумия. Только
сердце оставляли в теле. После пеленания мумию посыпали порошком соды. При
дешевом способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем
после растворения внутренностей раствор откачивали. Обработка содой
уродовала тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения
телу его первоначального вида непрерывно развивалось. Для того чтобы
придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры
- взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа
растрескивалась.
Под конец умащенное благовониями тело обертывали полотняными бинтами,
пропитывая их маслами и смолами. Поэтому мумии имеют такую темную окраску.
Между повязками закладывали амулеты для защиты покойника. На амулетах были
записаны магические формулы типа: "Пусть смерть своими крылами погубит
того, кто нарушит покой фараона".

Боги Древнего Египта.


Амон: покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира;
изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в
короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Апис: символ плодородия, бог в образе быка с солнечным диском; в некоторые
периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса.

Атон: бог солнца; изображался в виде солнечного диска, лучи которого
заканчивались раскрытыми ладонями.
Баст: богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львицы
с корзинкой в руках.
Хор: бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным
воплощением;
Имхотеп: божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей; его
символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на
коленях.
Исида: богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина с рогами коровы и
солнечным диском на голове, в руке стебель папируса.

Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог
загробного мира и судья умерших;

Птах: первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе; изображался в виде
мумии, стоящим на иероглифе правды.
Хатхор: богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и
властительница дальних стран;

Искусство Древнего Египта


В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего
религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы,
гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили
связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены
борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами
жизни, деятельности, радости и смерти.
Египетские художники не знали перспективы, но всеми доступными им
средствами они стремились правдиво отражать действительность. Тот, кому
удастся полностью погрузиться в созерцание ярких египетских фресок, даже не
обладая специальными знаниями, сможет составить себе представление о жизни
Древнего Египта. Многие из фресок производят странное, волнующее
впечатление на зрителя. Достаточно назвать настенную роспись в гробнице
Нахта, жреца Амона, изображающую грациозных девушек с флейтами, арфами и
лютнями.
Имхотеп, министр и зодчий фараона Джосера (XXVIII в. до н.э.), автор
ступенчатой пирамиды в Саккара, считается отцом каменной архитектуры. В те
времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на
смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы. В
отдалении от таких гробниц храмы стали приобретать большее значение. Эти
сооружения строились из камня на века. Жилища же простых людей возводили из
быстро разрушающегося сырцового кирпича.



Содержание.



1. Источники и историография Древнего Египта.

2. Страна и население.

3. Возникновение государства в Египте.

4. Источники права.

5. Каменные и медные орудия труда. Ремесла раннего царства.

6. Земледелие и скотоводство.

7. Объединение Египта.

8. Религия Древнего Египта.(Мумификация, боги Египта)

9. Искусство Древнего Египта.




Реферат на тему: Древний Рим

Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
имени С. ОРДЖОНИКИДЗЕ

Институт государственного управления
Кафедра “государственное управление”


РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


На тему: Древний Рим.


Выполнил студент Слепов А.П.
ф-та государственного управления
группы 1 вечернего отделения
Руководитель


Москва 1997 год


СОДЕРЖАНИЕ


стр.
1. Введение

2. Законы ХП таблиц

3. Государственное устройство Рима
в Ш-Пвв. до н.э.

4. Заключение.

5. Использованная литература.

1. ВВЕДЕНИЕ.
История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира,
охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. ( 7543г.г. до н.э. -
традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. -
падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить
определенные период. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления
раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э
имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в
сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э.
характерно наступление экономического, социального, политического кризиса
Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом
продолжительного упадка.
Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы.
Это отмечают сами античные авторы.Так , например, Диосиний Галикарнасский
говорит , что “существует много разногласий как по вопросу о времени
основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее
распространена была версия , которую приводит Ливий : основателем Рима был
потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.
Изучение истории римского общества - прослеживание основных
закономерностей его экономического, социального, политического и
культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему
Риму черт - имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории
(определение своеобразия экономического развития рабовладельческого
общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм
рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и
завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны
первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики,
гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы
античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму,
характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение
рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.
В письмах Цицерона раскрывается подоплека политической борьбы.
Политические должности достигаются с помощью подкупов, широких обещаний,
раздаваемых различным слоям населения, вплоть до самых низших.
Расцвет классических рабовладельческих отношений продолжался в начале
ранней Римской империю. В последние века ее существования наблюдалось
разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего
развития.
К концу Ш в до н.э. после образования сильнейшей Римской
средиземноморской рабовладельческой державы , сложилось римское общество,
отличавшееся большим многообразием и многозначностью классово-сословной
структуры. Основные общественные классы не были едины и монолитны.
Например , класс рабовладельцев распадался на два сословия : сенаторы и
всадничество. Класс рабов также делился на отдельные группы: рабы, занятые
в сельском хозяйстве, в ремесле, рабы - “служащие” государственного
аппарата и др. Следует отметить, что понятия “класс” и “сословие” не всегда
совпадали. В римском обществе , разделенном на враждующие классы и
сословия, классовые и социальные противоречия достигали такой остроты,
которая не наблюдалась ранее. Они привели в конце Пв до е.э. к мощному
подъему аграрного движения. (гракханское движение), в котором приняло
участие разорившееся римское крестьянство, а в начале 1 в до н.э. в годы
Союзнической войны, крестьянство всей Италии. Во П в до н.э. произошли
восстания рабов в Сицилии и в 1 в до н.э. грандиозное восстание рабов под
руководством Спартака в Италии. Таким образом, в напряженной классовой и
социальной борьбе , охватившей Римскую республику во П-1 вв до н.э.
наблюдалось две раздельно существующие, неперекрещивающие линии борьбы:
плебейско-крестьянская и рабская.
2. ЗАКОНЫ ХП ТАБЛИЦ.
Законы ХП таблиц - оригинальный источник для изучения особенностей
экономических отношений, социальной структуры, правовых норм в период
ранней Римской республики. Законодательство было создано во время острой
борьбы между патрициями и плебеями, которые стремились получить право
пользования общественной землей, добиться отмены долговой кабалы,
политического равенства с патрициями. Согласно традиции по настоянию
плебеев в 451 г до.н.э. была образована комиссия из 10 децемвиров для
записи действующего право. Работа была закончена в 450 г.до н.э. другой
комиссией , в которую входили 5 децемвиров патрицией и 5 децемвиров
плебеев. В 449 г. до н.э. общие для патрицией и плебеев законы были
высечены на 12 медных досках и выставлены на форуме. Оригинал текста не
сохранился, и Законы восстановлены по цитатам и пересказам авторов времен
конца Республики и Империи.
Законы ХП таблиц закрепили правовое положение патрицией и плебеев
патронов и клиентов, свободных и рабов и констатировали действие жесткого
долгового права. Основная тенденция в развитии правовых норм ясно
прослеживается: узаконить юридическое бесправие рабов, исключить их из
гражданской и политической жизни.
а) долговое право.
В Риме действовало суровое долговое право, отличавшееся большой
архаичностью ( таблицы П-Ш). Кредитор имел право продать своего должника,
возможно члена общины , навсегда на чужбину “за Тибр” (табл.Ш,5).
б) статьи , посвященные рабам.
Соответствующие статьи Законов ХП таблиц позволяют определить
источники рабства в раннем римском обществе: право продажи в рабство
родовладыками младших членов, обращение в кабалу, отчасти войны.Законы
позволяют показать первоначальные формы становления рабства, отсутствие
четкого юридического различия между рабами и свободными.Так, например, за
членовредительство раба накладывается штраф, равный половине штрафа
установленного за членовредительство свободного. Следовательно, раб и
свободный становятся законом приблизительно в равное положение.
в) законы посвященные защите собственности.
Статьи Законов ХП таблиц дают сведения, позволяющие характеризовать
формы собственности в V в до н.э. Гражданская форма собственности на
землю, плоды движимое имущество сурово защищалась соответствующими статьями
законов. Земля и движимое имущество являясь частной собственностью, могли
быть переданы по наследству (табл. V3) Одновременно законы охраняют
общинное землепользование : собственник участка не может сооружать
искусственные оросительные системы и тем изменять течение естественных вод.
Законы свидетельствуют о наличии особого источника частной собственности -
праве дальнего пользования: после двух лет пользования гражданин
становиться собственником данного участка земли.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМА Ш-Пвв до н.э.
В ходе борьбы плебеев с патрициями в условиях покорения Римом Италии
менялся социальный строй Рима.
Важное государственное значение собрания плебеев по территориальным
округам - трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов-
триб, 4 городские и 31 сельскую).
Плебс делился на городской , занятый в ремесле и торговле, и
сельский, представляющий собой римское крестьянство. В совокупности эти две
прослойки составляли римское гражданство , т.е. коллектив римского
полиса. В правовом отношении гражданство не было единым. Оно делилось на
сословия. Высшим было сенаторское сословие, верхушка которого считалась
наиболее знатной, а потому именовалось нобилитетом. Вторая группа рабо- и
землевладельцев, активно участвовавшая в финансовых и торговых операциях,
но уступавшая в знатности первой, образовала сословие всадников. Третьим
сословием был плебес. В отличии от высших сословий плебеи обладали только
активным избирательным правом.
На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и
перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская
конституция. Такого документа , собственно, не было. Но описание римского
государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в
произведениях античных авторов.
Цитируя Цицерона, мы можем кратко охарактеризовать политическую
направленность его произведений.
(ХХХ1V,51).... “Если государство будет руководиться случайностью, оно
погибнет так же скоро , как погибнет корабль , если кормила встанет
рулевой, назначенный по жребию из числа едущих. Поэтому , если свободный
народ , выберет людей , чтобы вверить им себя , - а выберет он, если
только заботиться о своем благе, только наилучших людей , - то благо
государства, несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей - тем
более, что сама природа устроила так, что не только люди , превосходящие
других своей доблестью и мужеством , должны главенствовать над более
слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым.
Богатство, знатность, влияние - при отсутствии мудрости и умения жить
и повелевать другими людьми - приводят только к бесчестью и высокомерной
гордости, и нет более уродливой формы правления, чем та, при которой
богатейшие люди считаются наилучшими.(52) А что может быть прекрасней
положения , когда государством правит доблесть; когда тот, кто повелевает
другими, сам не находится в рабстве ни у одной из страстей. Когда он
проникся всем тем, к чему приучает и зовет граждан, и не навязывает народу
законов, каким не станет подчиняться сам, но свою собственную жизнь
представляет своим гражданам как закон?”...
Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями:
наличием особого аппарата насилия и принуждения( армия, суды , тюрьмы,
чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами,
собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.
В Риме утверждена республиканская форма правления (V-1 вв до н.э.)
после восстания местного населения Рима (в конце V1в.) которое
ликвидировало монархию, было установлено, что общиной впредь будут
управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты.
Высшим государственным органом считается - народное собрание. У
народного собрания было три вида - комиций (от лат. слова соmitia -
сходка);
- куриатные;
- центруриатные;
- трибунные комиции.
Их функции были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в
своих целях правящая верхушка Рима , представленная сенатом и магистратами.
Сенат - контролировал и руководил деятельностью народного собрания в
нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой
срок магистратов.
Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими
магистратами считались - цензоры, консулы и преторы.
консул - командовал армией.
претор - отправляли судебную власть.
Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой
государственной власти в Римской республике, которая получила ярко
выраженный аристократический характер.


4 .ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ознакомление с богатым культурным наследием древнего Рима, которое
явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений
народов древности (древнего востока и древней Греции), дает возможность
глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в
освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и
современностью, глубже понять современность.
Излагая историю ранней республики следует учитывать - не всегда
достоверно передают события, излагают их тенденциозно, преувеличивая силы
Римского государства. С этой точки зрения очень характерно тендициозное
описание Ливием событий в Кавдинском ущелье, когда римляне потерпели
решительное поражение в борьбе с самнитами.
Таким образом в Ш веке уже отчетливо проявились все черты того
кризиса, который два века спустя привел к гибели Западную Римскую империю.
Западноримская империя перестала существовать. На ее развалинах
возникли новые государства, новые политические образования, в рамках
которых началось формирование феодальных общественно-экономичечских
отношений. И хотя падение власти западно-римского императора, уже давно
потерявшего престиж и влияние, не вопринималось современниками как крупное
событие, во всемирной истории 476 год стал важнейшим рубежом , концом
древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и
началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-
экономической формации.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Крушило Ю.С. “Хрестоматия по истории древнего
мира” Москва 1980г.
2. Струве В.В. “Хрестоматия по истории древнего
мира” Москва 1975г.
3. Третий том истории древнего мира. Москва 1980г.
4. Хрестоматия по истории Древнего Рима.
Москвы Высшая школа 1987г.
5. Немировский А.И. “У истоков исторической мысли”
Воронеж 1979г.
6. Утченко С.Л. “Политические учения древнего Рима
Ш-1 вв. до н.э. Москва 1977г.
7. Кузищин В.И. “ История Древнего Рима” Москва,
Высшая школа 1982г.





Новинки рефератов ::

Реферат: "Учет денежных средств и операций в иностранной валюте" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лизинг в России (Банковское дело)


Реферат: Казахское ханство в XV-XVII вв. (История)


Реферат: Социологические исследования (Социология)


Реферат: Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой (Литература)


Реферат: Социально-правовая поддержка женщин в России (Социология)


Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Петербургская Академия Наук в 18-19 веках (История)


Реферат: Методы отбора персонала (Менеджмент)


Реферат: Испанская инквизиция (История)


Реферат: Екатерина Вторая Великая, история России (Исторические личности)


Реферат: Ходова частина (Технология)


Реферат: Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе (Политология)


Реферат: Автомобиль. Рабочие процессы и экологическая безопасность двигателя (Технология)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (Религия)


Реферат: Грибы (Биология)


Реферат: Влияние автотранспорта на человека (Спорт)


Реферат: Учащимся о самообразовании (Педагогика)


Реферат: Бородино (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист