GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Средний слой общества в РФ (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Средний слой общества в РФ (Социология)



СРЕДНИЕ СЛОИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Повышенный интерес к проблеме формирования средних слоев в социальной
структуре современного российского общества объясняется многими причинами.
Прежде всего и в главном, объективным состоянием социальной структуры
российского общества, масштабом тех преобразований, которые произошли за
годы реформ и которые привели к качественной трансформации всей социально-
экономической системы. Изменились критерии социальной дифференциации,
возникла многомерность социального структурирования общества, в процессе
становления находятся экономические классы - класс собственников и класс
наемных работников. Заметим также стремление многих исследователей
перенести модель социального структурирования западного общества на
российскую действительность.
Известно, что средний класс в структуре развитых капиталистических стран
представляет собой совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное
положение между основными классами (высшим и низшим) в системе социальной
стратификации, характеризуется неоднородностью, противоречивостью
интересов, сознания и политического поведения [1]. Это дает основание
многим авторам говорить о нем во множественном числе: "средние классы",
"средние слои". Различают также старый средний класс (средние и мелкие
собственники) и новый средний класс, включающий управляющих,
профессиональных работников умственного труда - "белые воротнички" или
менеджеры.
Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет
примерно 55-60%. Старые средние слои - мелкие предприниматели, торговцы,
ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее
крестьянство, мелкие собственники товарного производства - подвержены
изменению. Стремительный рост технологии и науки, всплеск сферы услуг, а
также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали
появлению на современной арене армии служащих, техников, интеллигенции, не
владеющих собственными средствами производства, но живущих за счет продажи
собственной рабочей силы и знаний. Если раньше в капиталистических
обществах независимые мелкие собственники и мелкая -буржуазия составляли
около 80% населения, то сегодня в наиболее развитых в экономическом
отношении странах на долю наемных работников приходится около 75% активного
населения. Их положение по сравнению с работниками физического труда более
благоприятно: лучшие условия труда, более высокие доходы и пенсии,
продолжительнее отпуск. Особенность этого процесса состоит и в том, что с
ростом численности нового слоя не обеспечиваются привилегии, которые раньше
давало образование. Теперь знания (технические и гуманитарные) довольно
быстро устаревают, а дипломированные специалисты оказываются в полной
зависимости либо от государства, либо от крупных корпораций. Как раньше
промышленная революция разрушила ценность высококвалифицированных
ремесленников, превратив их в наемных рабочих, так сегодня научно-
техническая революция ставит в сходное положение многочисленных служащих и
специалистов. В современных индустриальных и постиндустриальных обществах
нет непосредственных отношений между собственниками и рабочими. Появился
новый слой, который управляет технологией и организацией труда (менеджеры),
но он также неоднороден: часть его расположена ближе к рабочему классу,
другая часть ближе к буржуазии. Данный социальный слой соединяет в себе и
новые производительные, и новые управленческие функции. Таким образом,
большинство средних слоев в высокоразвитых странах уже не составляют
частные собственники, мелкая буржуазия, но преобладают социальные
категории, экономической базой которых является личный труд (знания) и
определенные функции управления, а не частная собственность.
Слой менеджеров в западных странах уже в 30-е годы своей деятельностью,
включающей планирование, организацию, координацию и контроль, превратился в
профессиональных управляющих. Будучи наемными профессиональными
работниками, они стремятся с помощью разработанных методов, принципов и
норм повысить эффективность предпринимательской деятельности. Этим и
вызвано появление менеджеров и менеджмента как специфического вида
деятельности управления вначале на промышленных предприятиях, а позже в
общественных учреждениях, и, наконец, в органах государственного
управления. Область менеджерского управления распространяется и на
менеджерский маркетинг. Менеджерское управление маркетингом отличается от
классического обращения, то есть от продажи товара. Оно связано с системой
коммуникаций и информации, с компьютеризацией этих процессов, банком
данных, с ежедневной информацией о движении товаров и капитала на рынке.
Такой подход к менеджменту и менеджерам как особой профессии управляющих
свидетельствует об одном существенном социальном феномене современного
мира, проявляющемся в отделении капитала-собственника от капитала-функции,
и о появлении новой социальной группы в социальной структуре общества.
В современном российском обществе средние слои формируются как за счет
предпринимателей, частных собственников [2], так и за счет слоя менеджеров,
численность которых будет расти в условиях оживления производственной
деятельности. К сожалению, ни статистика, ни социологические исследования
сегодня не дают четкой картины по этому вопросу. Попытаемся на основе наших
данных, которые пока ограничены, приблизиться к рассмотрению данной
ситуации.
В социологической литературе понятия "средний класс", "средний слой"
используются достаточно часто. Предметом анализа становятся содержание,
структура, качественный состав, критерии выделения этого социального
образования в связи с трансформацией социальной структуры российского
общества [3]. Причем очень часто делается попытка расширительного
толкования его границ, отождествления с какими-либо уже существующими
группами. Так, на основании экспертного анализа, Р.В. Рывкина делает вывод
о том, что "средний класс формируется из всех слоев общества - от рабочих и
колхозников до крупных бизнесменов, от учителей до академиков, от рядовых
инженеров до директоров предприятий, от уличных торговцев до сотрудников
банка" [4]. Подобный подход достаточно спорен, ибо указанный набор групп не
может по своей природе обладать качествами, образующими единую социальную
общность. Здесь все - и собственники (крупные), к которым, кстати, могут
быть отнесены и представители правящего класса - директора предприятий, и
банкиры, и наемные работники всех уровней.
В научный оборот вводится понятие "срединная часть". Впервые его
использовала применительно к анализу статусных и социально-демографических
портретов групп, формирующих социальную структуру, Т.И. Заславская.
Исследуя эту основную срединную часть российского общества, куда не входят
представители политической и экономической элиты, а также "социальное дно",
она делит ее на следующие четыре слоя: верхний средний слой - средние и
крупные предприниматели, средний слой - мелкие предприниматели, менеджеры
производственной сферы, управляющие непроизводственной сферы (госаппарат),
высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные, базовый слой -
массовая интеллигенция, полуинтеллигенция, работники торговли и сервиса,
индустриальные рабочие, крестьяне. нижний слой - неквалифицированные
работники [5].
Другие исследователи более сдержанны в оценках сегодняшнего состояния и
перспектив развития среднего класса в России. Речь идет лишь о его
потенциальных ресурсах, к которым можно отнести специалистов высшей и
средней квалификации промышленности и науки, руководителей высшего и
среднего звена управления, преподавателей вузов и школ, медицинских
работников и некоторых других категорий "служилого" населения [6].
Более того, говоря о потенциале среднего класса, обращают внимание на
такой существенный момент, как его фактическое размывание, то есть, на
деструктуризацию, дезинтеграцию, а не на интегрирующие, консолидирующие
начала. Драматизмом развития российского общества социологи называют
процесс маргинализации, что привело к резкой поляризации общества, делению
на "очень богатых" и "очень бедных", в подобной структуре просто нет места
среднему классу [7]. Об этой тенденции свидетельствуют как данные
государственной статистики, так и конкретных социологических исследований.
Стратегия экономической политики, осуществляемой в 1992-1996 годах, привела
к резчайшему разрыву в уровне благосостояния населения. По данным
Госкомстата России соотношение доходов 10% наиболее и наименее
обеспеченного населения составило 12,8 раза в январе 1997 года. С 1992 года
наблюдается сокращение доли оплаты труда в структуре денежных доходов
населения. В 1996 году эта доля сократилась на 27,4 процентных пункта и
составила 42,5%. Но для большей части занятого населения она остается
основным источником дохода. Социальные трансферы, доля которых невелика в
денежных доходах населения, сократилась за этот период с 14 до 13%. В
январе 1997 года численность населения с денежными доходами ниже
прожиточного минимума составила 21,6% [8]. В то же время, как считает ряд
экономистов, официальный порог бедности является заниженным, он вдвое выше
официального прожиточного минимума и за его пределами находится более 40%
населения [9].
По данным исследований, проведенных авторами в Иркутске и Нижнем
Новгороде в 1993-1995 годах, среди городского занятого населения доля
неимущих (обладают минимальными средствами только для поддержания жизни)
составляет более 50%. малообеспеченных (имеют средства только на
повседневные нужды и в случае крайней необходимости располагают минимумом
для лечения и укрепления здоровья) - 30%.
Как видим, произошло абсолютное и относительное снижение жизненного
уровня, социального статуса, условий труда, престижности и численности
многих социально-профессиональных групп (ученых, инженеров, офицерства,
преподавателей и др.) и одновременно рост престижности и численности других
групп (банковских работников, служащих госаппарата и т.д.). Итак, разброс
мнений относительно определения среднего класса в России даже на основании
приведенных данных достаточно широк.
Современные сложные социальные процессы требуют разнообразных
методологических подходов и конкретных процедур исследования. Обнаружение
на эмпирическом уровне результатов развития стратификационных процессов
дает объективную картину состояния социальной структуры общества.
Прежде чем приступить к изучению названного предмета исследования, мы
попытались ответить на вопрос - корректно ли употребление применительно к
сегодняшнему состоянию российского общества такого понятия, как класс? С
нашей точки зрения, не совсем правомерно. Социальная структура сегодня
характеризуется дезинтегрированностью - старые классы, детерминированные
единой государственной формой собственности и жесткой вертикалью властных
отношений, фактически разрушены, новые (экономические) только нарождаются.
Поэтому более приемлемы для определения социально-структурных общностей
такие категории, как группа, слой, страта. Тем более когда речь идет о
средних слоях, занимающих срединное место в социальной иерархии. То. что
такие слои формально существуют - очевидно. Главное определить их долю,
состав и другие параметры социального функционирования. И здесь мы подходим
к довольно сложному (и методологически, и
эмпирически) решению вопроса о критериях выделения средних (срединных)
слоев.
На наш взгляд, к средним (срединным) слоям общества, которое не приобрело
еще четких контуров социально-слоевой структуры, можно отнести тех, кто по
своим социальным позициям, безотносительно того, какую отдельную социальную
группу он представляет, занимает срединное положение в социальной
вертикали. При всей относительности указанный подход характеризуется
определенной масштабностью, ибо дает возможность, используя избранный
критерий, охватить различные социальные группы конструктивностью, ибо на
основании его применения можно вычленить новый социальный феномен,
динамизмом, ибо отражает изменяющийся характер общественного развития,
новые моменты в развитии социальной иерархии. При таком подходе
используются нестандартные методы исследования этого сложного социального
явления.
Информационной базой послужили данные социологического исследования,
проведенного Институтом социологии в 1996 году в Республике Калмыкия
(руководитель З.Т. Голенкова). В исследовании использовалась
многоступенчатая комбинированная выборка с применением квотного метода.
Единицей отбора (первая ступень) выступил г. Элиста. Предварительно
заданная качественная структура объекта исследований (население города),
диктуемая его целями (предприятия разной формой собственности и группы по
социальному положению), использовалась в дальнейшем при расчете долей
отбора на последующих ступенях. На второй ступени произведен отбор
предприятий, учреждений, представляющих основные виды собственности:
акционерные, арендные, частные предприятия; основные отрасли хозяйства
республики: промышленность, строительство и транспорт, наука и просвещение,
здравоохранение, культура. На третьей ступени производился случайный отбор
респондентов по карточкам предприятий. Расчет выборочной совокупности
составил 500 единиц. Таким образом, в выборку попали директора предприятий
и их заместители, а также руководители среднего и низового звеньев
управления, наемные работники различных секторов занятости
(государственного и частного) и отраслей хозяйства. Это - рабочие,
служащие, интеллигенция.
Для определения срединного положения группы в социальной иерархии нами
был построен сводный индекс (показатель) "средний слой". Основными его
слагаемыми явились следующие индикаторы. Первый - определение качества
семейного бюджета в среднем в течение года. Отбирались альтернативы
среднего состояния. Второй - общая удовлетворенность материальным
положением. Отбиралась позиция 3 по пятибалльной оценочной шкале. Третий -
соотнесение со стратификационной структурой общества (самоидентификация).
Отбиралась позиция "средний слой". Таким образом, сводный показатель имел
одно фиксированное значение. Балл 1 получили респонденты, отметившие
указанные позиции трех вопросов анкеты (группа 1). Балл 2 - все остальные
опрошенные (группа 2). В результате выделена специфическая группа,
составившая 6,5% общей выборочной совокупности. Именно эта группа обладает,
по нашему мнению, достаточными основаниями для того, чтобы быть условно
включенной в средний (срединный) слой изучаемой нами выборочной
совокупности. Сразу должны отметить, что доля ее невелика. Это определяется
как особенностями региона, так и общим социальным развитием страны. Расчет
по другим регионам - г.г. Иркутск, Нижний Новгород - показал, что величина
этой группы не превышав! 9% общей выборочной совокупности.
Рассмотрим далее основные социальные характеристики полученной общности и
прежде всего социальную среду формирования, иначе говоря, ее социальный
состав. Можно отметить следующие социальные группы, образующие основной
костяк (ядро). По убыванию удельного веса следуют: руководители среднего и
низового уровней: заведующие лабораториями, отделами, секторами, бригадиры,
мастера (около 45%), затем финансовые работники (25%), работники науки и
образования (12%). Незначительными долями представлены инженерно-
технические работники, рабочие различной квалификации. Как мы видим, сюда
не вошли представители "директорского корпуса". Они формируют слой богатых,
а основной контингент группы 2 -это работники, доходы которых, и самооценка
не позволили включить их в медианную группу. Таким образом, утверждать, что
средние слои формируются на широкой социальной основе, по нашему мнению,
пока преждевременно. Это может произойти только при определенных условиях,
прежде всего при изменении социальной ситуации в стране, то есть при
изменении материального положения ее граждан, главным образом при
увеличении доли среднедоходной части общества.
Другими словами, этому должны способствовать политика доходов
(выравнивание и усиление роли заработной платы в доходах, либерализация
налоговой системы, адресность социальных выплат), улучшение условий
деятельности малого и среднего бизнеса, формирование
высокопрофессионального и эффективного корпуса государственных чиновников,
интегрирование в систему рыночных отношений интеллигенции. По некоторым
данным, только 10% интеллигенции адаптировались к современным российским
условиям. Большинство же ее находится в состоянии глубокого кризиса (низкие
заработки, падение социального статуса, невозможность порой работать по
специальности и т.д.).
Но все это в первую очередь зависит от активизации производства, от
развития наукоемких и высокотехнологических отраслей народного хозяйства и,
соответственно, от роста численности и престижа высококвалифицированных
специалистов.
Говоря о социальном составе, важно проследить уровень профессионализма
данного слоя. Это достаточно сложная категория, индивиды, входящие в него,
имеют определенный тип профессионального образования, удовлетворены своей
профессией и возможностями, предоставляемыми им для повышения образования,
квалификации. Судя по социальному составу, можно сказать, что представители
данного слоя - профессионалы в общем понимании этого слова, ибо получили в
большинстве своем высшее образование (техническое или гуманитарное). Более
того, 63,3% из них отметили, что полученные ими профессия и квалификация
соответствуют требованиям выполняемой в настоящее время работы. Они также
весьма положительно оценивают возможности для повышения квалификации в той
организации, где работают (47% отметили даже значительные возможности).
Общая удовлетворенность профессией и должностью велика. Омрачает их
положение как работников отсутствие возможностей повышения оклада. В случае
смены работы основным фактором становится стремление повысить зарплату. Но
даже если есть угроза безработицы, 60% опрошенных отметили, что будут
искать работу по той же специальности.
Какими видами собственности владеют средние слои? Существуют ли различия
между ними и опрошенными всех других слоев в этом отношении? Анализ
показывает, что существенных различий не существует. Приватизированная
квартира, дача с небольшим участком земли, акции и некоторые другие ценные
бумаги - владение этими символами благополучия распределяется примерно
одинаково. Исключение составляет лишь владение автомобилем, здесь доля
владельцев среди первых в 3 раза больше, чем среди всех остальных. Что
касается таких атрибутов буржуазного предпринимательского бытия, как
владение магазином, предприятием, техническими средствами и механизмами, то
здесь наблюдается их явное отсутствие среди опрошенных всех социальных
групп. Таким образом, говорить о каком-либо ином качестве потребления
материальных благ у средних слоев пока не приходится. На фоне всеобщего
обеднения формирование этой социальной группы имеет не качественные, а
количественные различия. Средние слои сегодня по своему достатку почти так
же бедны, как и другие (бедные) слои. Они так же, как и прежде, отчуждены
от собственности. Так что класс собственников, который должен был родиться
из недр политики экономического реформирования, прежде всего приватизации,
стал еще одним социальным мифом нашей действительности.
Процесс отчуждения касается не только собственности, но и власти. За годы
реформ гражданами утрачена всякая возможность влиять на политические
решения, общество стало бессубъектным. Если раньше, в эпоху социализма,
существовали представительные органы общественного самоуправления, прежде
всего в виде Советов различных уровней, то теперь в период широко
декларируемого постулата о строительстве, гражданского общества социальные
позиции представителей различных социальных групп отличаются особенно
низким уровнем участия в принятии решений - производственных, политических,
других. При ответе на вопрос: "Оказываете ли Вы влияние на деятельность
администрации предприятия, где работаете?", только 20% представителей
средних слоев ответили положительно (среди остальных - 7%). Достаточно
существенные различия объясняются тем, что в средние слои (как мы отметили
выше) входит и определенная часть управленческого аппарата. А вот среди
влияющих на политику местных властей, тем более на политику правительства
страны, доля ответивших утвердительно колеблется от 2,3 до 0,5% в первом
случае и полным отсутствием таковых во втором. В результате наблюдаем
процесс исключения или самоисключения индивидов и целых социальных групп из
социальных и политических структур. Средним слоям традиционно отводят роль
стабилизатора социальных отношений, они должны способствовать поддержанию
порядка в стране, быть "гарантом общественной безопасности", способствовать
разрешению конфликтов и т.д. Одним словом, если развитие страны идет по
демократическому пути, то средний класс (срединные слои) являются рычагом,
ослабляющим поляризацию общества. Теперь попытаемся проанализировать данные
нашего исследования, характеризующие указанный аспект.
Существует тесная взаимосвязь между реформированием экономики,
экономической эффективностью и социальной справедливостью. Именно сочетание
этих параметров социально-экономической политики определяет уровень
конфликтное™ в стране.
Осевой вопрос, который детерминирует позиции россиян к сложившейся
ситуации - это отношение к бедности и богатству, к справедливости-
несправедливости. Если исходить из априорного утверждения, что средние слои
сами являются в определенной степени зажиточной категорией населения и
стремятся к материальному достатку, то важно выяснить их позицию по этому
вопросу. Между тем на вопрос "Справедливы ли различия в нашем обществе
между бедными и богатыми?" 33,3% ответили, что они несправедливы, а 30%,
что справедливы. Разница, как мы видим, невелика, хотя все же большая доля
полагает, что происшедшее расслоение носит оттенок несправедливости.
Почему? Каково все же отношение средних к формированию группы богатых? Что
помогло людям разбогатеть? Из десяти предложенных альтернатив первые три
места заняли следующие характеристики: ранее занимаемая высокая должность
(70%), разграбление и присвоение государственной собственности и коррупция,
подкуп государственных чиновников (по 60%). Два последних - энергичность и
предприимчивость, везение и счастливый случай. Примечательна иерархия
факторов: с точки зрения людей со средним достатком (не бедных!) "честность
и законность" происхождения богатых является нонсенсом. Возможно, при этом
сказывается и инерционность действия уравнительного принципа в
распределении, который существовал в течение многих десятилетий, и тем не
менее факт есть факт, и это не может не сказываться на создании атмосферы
социально-психологической напряженности со стороны слоя, который призван
быть социальным стабилизатором. А бедные? В чем здесь причина и какова
иерархия предложенных позиций. Разорение людей вызвано политикой властей
(63,3%) - эта позиция самая существенная. Из остальных весомы - "боязнь
риска", "отсутствие стремления к успеху, продвижению" (40 и 30%
соответственно). И как бы подытоживает круг вопросов следующий: "В чьих
интересах действует правительство в настоящее время?" "В интересах
отдельных групп населения" - ответило 70% населения. Безусловно можно
говорить лишь о настороженности и подозрительности к политике властей со
стороны анализируемого слоя. В реализации каких программ видят средние слои
проведение этой политики? Предложенные альтернативы можно разделить на две
группы. К первой (например: "обеспечить нуждающихся только гарантированным
минимумом", "предоставить частным компаниям самим устанавливать объемы
зарплаты, цен, прибыли") относятся те, которые полагают, что необходимо
утверждение рыночных отношений. Ко второй (например, "обеспечить каждому
достойный уровень жизни", "ввести контроль за ростом цен") те, которые
придерживаются необходимости возврата к распределительным отношениям.
Особый интерес анализ данных приобретает при сопоставлении ответов средних
слоев с ответами других групп, попавших в выборку. Следует ответить, что
при ответе на вопросы первой группы средние слои обнаружили большую степень
активности. Иначе говоря, там, где речь идет о возврате к прежним советским
ценностям и нормам бытия, бедные слои более ортодоксальны. И хотя доля
ориентированных на рыночные отношения внутри среднего слоя в целом
невелика, тем не менее мы можем констатировать наличие разных социальных
типов в социально-стратификационной структуре общества.
Для современного состояния российского общества характерно динамичное
развитие структурных процессов. Поэтому актуальным становится рассмотрение
новой системы социальных ценностей: социально-политических, социо-
культурных. Респондентам был предложен ряд тестов, с которыми они должны
были согласиться или не согласиться. Это касалось свободы и несвободы
людей, приобретенных или утраченных прав (на труд, образование, медицинское
обслуживание и т.д.). Вообще тема "средние слои и социальная свобода"
требует специального рассмотрения. Здесь отметим лишь некоторые позиции.
Итак, согласны со следующими суждениями (суммирование баллов 4 и 5 по
пятибалльной шкале):
- я свободен, так как теперь есть реальная свобода слова, печати,
собраний, демонстраций - 10,8%;
- я свободен, так как сейчас есть реальная свобода совести,
вероисповедания - 26,7%;
- я свободен, так как теперь могу устраивать свою жизнь сам - 23,3%;
- я не свободен, так как теперь лишен права на труд - 33,3%;
- я не свободен, так как оплата моего труда не обеспечивает мне
прожиточного минимума - 38,0%;
- я не свободен, так как нет уверенности в завтрашнем дне - 50,0%.
Когда мы говорим об усилении социальной дифференциации и о социальном
неравенстве в обществе, часто не принимаем во внимание тот факт, что
неравенство в доходах, имущественном положении - скорее внешнее проявление
глубинных социальных процессов. Существуют сложнейшие проблемы равенства
социальных возможностей различных слоев населения, социальных гарантий, на
реализацию которых должна быть направлена политика государства, объявившего
себя социальным и демократическим.
Последний сюжет, на котором мы хотим остановиться - это особенности
структуры потребления средних слоев и их динамика. Можем ли мы на основе
данных, которые получили, говорить о падении или росте уровня жизни
среднедоходных слоев? Итак, за последний год остались без изменения
питание, покупка одежды. Ухудшились возможности отдыха, путешествий,
экскурсий, посещение театров, а также покупка предметов культурного
назначения. Одним словом, все, что связано с воспроизводством социокуль-
турного потенциала личности, постепенно деградирует, человеку, даже
принадлежащему к среднему слою, хватает средств лишь для того, чтобы
накормить себя и своих ближних, купить одежду.
Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты формирования средних слоев, которые
в любом цивилизованном обществе составляют его костяк, являются наиболее
массовой и активной социальной силой. Наш анализ показал, что эта медианная
группа по доходу включает занятых в общественном производстве людей,
имеющих высокий образовательный и профессиональный уровень,
идентифицирующих себя со средним слоем. Имея в виду эти критерии, мы можем
считать их определенной социальной общностью. С другой стороны, учитывая
явное падение уровня потребления, отсутствие качеств, свидетельствующих об
их стабилизирующем значении в обществе, а также незначительную долю в общей
выборочной совокупности, говорить об устойчивости этого слоя не приходится.
Перспективы становления собственно среднего класса в России сейчас крайне
ненадежны. Прежде всего это связано с тем, что экономическое состояние
страны и налоговая политика приведут к еще большему обнищанию тех массовых
групп, которые призваны историей стать средним классом. К сожалению, их
бедственное положение можно расценить не как временное, а как постоянное
явление. Формирование средних классов может произойти только с учетом новых
реалий, главным образом, в сфере социально-экономических отношений,
структурной перестройки экономики, трансформации социальной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. См. Income МоЫШе and Middle class. Washington, PC, AEI Press.
Danziger. Sand P. Gottschalk, 1995.
2. Алексич М. Социология и менеджмент. М., 1994; Заславская Т И. Бизнес-
слой российского общества: понятие, структура, идентификация // Социальные
и экономические перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный
бюллетень, 1994, Ж 5; Городские средние слои современного
капиталистического общества. М., 1963; Надель С.Н. Современный капитализм и
средние слои. М., 1978.
3. Трансформация социальной структуры и стратификация российского
общества. М.. 1996.
4. Рывкина Р В Эксперты о среднем классе // Экономические и социальные
перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, 1993.
№ 10.
5. Заславская Т,И. Стратификация современного российского общества //
Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.
Информационный бюллетень. 1996, № 1.
6. Умов ВЦ. Российский средний класс: социальная реальность и
политический фантом // Полис. 1993,
№4. 1.Голенкова З.Т.. Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный
слой: феномен социальной
самоидентификации // Социс, 1996. № 8.
8. Социально-экономическое положение России. М.: Госкомстат России, 1997,
№ 1. С. 53 (расчет); Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 1997. С. 51.
9. Медведев М. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы
экономики, 1997, № 9.




Реферат на тему: Стадии развития конфликта, методы разрешения конфликтов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра философских и социальных наук



Реферат


по социологии

«Стадии развития конфликта, методы разрешения конфликтов»



Выполнил: ст. гр. Э-23д


Лысенко Александр Владимирович



Проверил: ст. преподаватель

Шадрин В.Р.



Севастополь 2003


Содержание.



1.Введение………………………………………………………………3


2.Определение конфликта……………………………………………4


3.Типы конфликта…………………………………………………….8


4.Стили конфликтного поведения…………………………………..9


5. Способы разрешения конфликтов………………………………11


6.Заключение…………………………………..………………………14


7.Список используемой литературы ……………………………….15



Введение.

Каким образом людям удастся достичь необычайной согласованности своих
действий? Каким образом они могут координировать свои усилия с высокой
степенью точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не
возникало опасности хаоса и бедствий? Каким образом многие миллионы людей
разрешают каждодневные конфликты, возникающие в их жизни? Почему так сложно
найти общий язык и в чем причина разногласий?
В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие
основные сферы.
1.Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности Фактором,
предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с
окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности,
статуса, престижа, социальной значимости). “Мир рушится окончательно для
человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо
относиться к внутреннему “Я”, когда он находится в плену устойчиво
заниженной самооценки”. Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие
своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то
сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную
деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества.
2.Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет
место социальная напряженность, которая представляет собой
противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности,
меняющийся во времени. Социальная напряженность - это результирующая трех
взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и
массовости.
3. Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с
социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России,
политической обстановкой в них.
4. Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они могут
проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические
конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и
политических реформ. [1,С.70]

1.Определение конфликта.

Конфликт—явление социальное, порождаемое самой природой общественной
жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального
бытия, место и роль человека в нем.
Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и
целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в
историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они
реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в
определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения
устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех
условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.
К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их
взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характерным для нее
качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной личности.
Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся
связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к
тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы
повеления.
Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — это
принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с
древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено
сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия
индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени
общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством
стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая
несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения
целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели в конечном
счете к активному противоборству, конфликтам.
Мы приходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен
восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством
социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и
человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно
совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия,
конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.
Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту
истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем,
что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не
«меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые
вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен
специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью
отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику.
Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой
совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все
богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.
Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей
степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои
отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с
писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в
процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.
Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного
человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости
процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости
интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
Следующая черта: конфликт — явление широко распространенное,
повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах
общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или
идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и
самого человека.
В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной
личности или деятельность организации без внутренней напряженности,
противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.
Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение
неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы
трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью
работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными
группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях,
недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески,
вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения
совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных
представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.
Бесконфликтность — это иллюзия, утопия и уж тем более не благо.
Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных
общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей,
отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их
потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически
всегда есть место и конфликтам.
Весьма существенно, что конфликт — это такое взаимодействие, которое
протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей
или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух
сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и
контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта
неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон),
нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием
помех, мешающих добиться поставленной цели.
И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт —
прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой
природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия
участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях
противоборства.
Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что
противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для
них одновременно и связующим звеном.
Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе
должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и
мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.
Психологи рассматривают конфликт как естественное условие
взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные
различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на
соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что
конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию,
означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных
взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций,
потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения. [5]
Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его
распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для
управленческой науки и прикладной значимости конфликтологии наиболее
близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение: конфликт—это
нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ
взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и
интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух
или более сторон. Возможен выбор и других определений. Но при любом
варианте важно соблюсти ряд требований, включая указание на общественную
природу и закономерный характер конфликта как условия и процесса
взаимодействия субъектов социальных связей, подчеркнутую фиксацию внимания
на столкновении и противоборстве вовлеченных в конфликт сторон, выделение
возможностей влияния на конфликтное поведение, урегулирования конфликта.
[2,С.124]

2.Типы конфликта.

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный,
межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой
конфликт.
Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному
человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким
должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом
в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время
находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже
заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит время на
покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела новыми товарами. В
этой ситуации продавец может воспринять указания относительно того, что и
как делать, как несовместимые.
Многие внутриличностные конфликты возникают также из-за
рассогласования производственных требований с личными потребностями и
ценностями работника, перегрузками или недогрузками в работе,
невозможностью согласовать производственные цели и цели семейной жизни.
Межличностный конфликт чаще всего проявляется в борьбе руководителей
за ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или
одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в
столкновении различных типов характера, темперамента. Иногда люди просто не
в состоянии ладить друг с другом. Например, два начальника, имеющих
холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. Трудно
согласовывают свои действия два лидера в одном коллективе. [1.C,74]

3.Стили конфликтного поведения.

В конфликтологии с 70 годов ХХ в. признано осуществление следующих
пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление,
конфронтация, сотрудничество, компромисс.
Чем же отличатся каждый из названных стилей поведения в конфликтах?
Уклонение как стиль поведения в конфликтах характеризуется явным
отсутствием у вовлечённого в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с
кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных
интересов, равно как пойти на встречу оппонентам; стремлением выйти из
конфликтного поля, уйти от конфликта. [2.С,128]
Приспособление как стиль пассивного поведения отличается
склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию,
сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством
уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот
стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не
избегать совместных с ними действий.
Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот
стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера,
в частности по иерархической вертикали: нижестоящий — вышестоящий,
подчиненный — начальник и т.д. В таких ситуациях бывает крайне необходимо
дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и
атмосферы делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике,
выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться
собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и
правам оппонента.
Разумеется, стиль приспособления, выбранный в качестве образца
конфликтного поведения, может оказаться и мало эффективным. Он вовсе не
приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и
раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а
их интересы и целине поддаются сглаживанию и согласованию.
Конфронтация по своей направленности ориентирована на то, чтобы,
действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных
интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в
конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения
стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою
силу, не приемлет совместных действий. При этом проявляются элементы
максимализма, волевой напор, желание любым путем, включая силовое
давление, административные и экономические санкции, запугивание, шантаж и
т.п., принудить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, во что бы
то ни стало взять верх над ним, одержать победу в конфликте.
Сотрудничество, как: и конфронтация, нацелено на максимальную
реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от
конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а
совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех
конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной
диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних
проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать
совместно ради достижения общей для всех цели.
Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает
конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту
или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне.
Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного
поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к
урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения
частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере
предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и
коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно
преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти,
удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. [3.С,218]

4.Способы разрешения конфликтов.

Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его
разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя,
совокупность характерных приёмов, отличающих образ действий, т. е.
в данном случае способ преодоления конфликтной ситуации, решение проблемы,
приведшей к конфликту. Следовательно путь к урегулированию конфликтов лежит
через те же пять способов упомянутых в предыдущем разделе. При этом
приходится принимать в расчёт ряд существенных обстоятельств, которые так
или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и
принуждение.
Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в
том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер,
свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния
или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники
конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих
разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные
усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е.
устойчивого, стабильного согласия всех сторон,
При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было
единогласием — полным совпадением позиций всех участников процесса
урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение
кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией
хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной
вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения
его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.
Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное
или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее
устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте
происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут
вновь обнаружить себя.
При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и
на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные
изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию,
превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая
установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение,
согласие, партнерское сотрудничество.
Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как
правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при
сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства.
Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы,
либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта.
Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить
конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо
поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.
В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы
конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для
себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных
условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и
способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь
при разрешении определенного типа конфликтов.
Способ конфронтации часто избирают участники коллективных трудовых
споров, локальных и всеобщих социальных конфликтов. Нередко они доводят
свои разногласия с работодателями по социально-трудовым проблемам до
крайней формы — забастовки, пуская в ход угрозу нанесения ощутимого
экономического ущерба, а также психологическое давление посредством
проведения митингов, демонстраций и голодовок, выдвижение политических
требований к органам власти и т.п. Сотрудничество — весьма результативный
способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий путем открытого
коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать удовлетворения
интересов конфликтующих сторон.
Широко распространённым способом разрешения конфликтов является ныне
компромисс.
Классический пример компромисса — отношения продавца и покупателя на
рынке -результат купли-продажи (главным образом соглашение о цене) и есть
желанный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны.
Вместе с тем постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет
универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как
совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации,
участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не
противостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает их
использования наравне или в сочетании с собой.
В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях
воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами
разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того
факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их
разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как
наихудший. [3.C,219-220]
Вывод: Главное заключается в том, что нужно обрести умение с пользой
применять любой из способов, сознательно делать тот или иной выбор, исходя
из конкретной конфликтной ситуации.

Заключение.

Таким образом, в реферате на тему «Стадии развития конфликта, методы
разрешения конфликтов» были рассмотрены вопросы необходимые для раскрытия
вышеназванной темы.
В целом выделяют две группы конфликтов — функциональные конфликты и
дисфункциональные конфликты первой группы ведут к повышению эффективности
организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной
удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. Существуют четыре
основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между
отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Причинами конфликтов - это различия в представлениях и ценностях ведут к
конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему,
люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты
ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.
[5]
Способами выхода из конфликтов являются средства убеждения, навязывание
норм, материальное стимулирование, использование власти.



Список используемой литературы.



1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. "Внимание: Конфликт!"- Новосибирск, 1989-
164с.

2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.-
М.: Инфра-М, 2000—224с.

3. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2000-
320с.

4. http://teolog.ru/ib/idex.php?асt=SFsf=29







Новинки рефератов ::

Реферат: Источники правового регулирования банковской деятельности (Право)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Показатели здоровья населения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Кабинетная система в условиях разноуровневого обучения (Педагогика)


Реферат: Билеты по Электронике и электротехнике за декабрь 2000 г (Цифровые устройства)


Реферат: Внешняя политика и решение глобальных проблем современности (Политология)


Реферат: Коммерческая эксплуатация на Воздушном транспорте (Технология)


Реферат: Учет долгосрочных инвестиций (Аудит)


Реферат: Аркаим - суперобсерватория древних Ариев (Культурология)


Реферат: Научный метод (Естествознание)


Реферат: Общие правила технологического процесса (Технология)


Реферат: Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде (Психология)


Реферат: Первые декреты Советской власти (История)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основные школы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Страны, говорящие на английском языке (Иностранные языки)


Реферат: Юпитер (Астрономия)


Реферат: Экономический анализ затрат на производство продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Личность в дошкольном возрасте (Педагогика)


Реферат: Конструкция окон (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист