GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Защита прав потребителей по Российскому законодательству (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Защита прав потребителей по Российскому законодательству (Гражданское право и процесс)



Защита прав потребителей по Российскому законодательству
Содержание

Введение 2

Законодательство о защите прав потребителей 3

Безопасность товаров (работа, услуг) 5

Срок службы(годности). Гарантийный срок 8

Последствия продаж товаров с недостатками 10

Список литературы (правовые источники) 11



Введение

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и
имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия
специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее
законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а
немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны
интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными
актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил
ответственность производителей продавцов и исполнителей за качество своей
работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд
новых обязанностей.


Законодательство о защите прав потребителей

Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-
европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли
заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования,
принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в
договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.

Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав
потребителей в Российской Федерации является закон РФ “О защите прав
потребителей” введеный в действие 7 апреля 1992 года.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и
предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления
работ и оказания услуг, то есть в области в области удовлетворения
многочисленных бытовых потребностей граждан.

Закон не содержит каких либо общих критериев разграничения компетенции
по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.

Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также
на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют,
приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать
товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для
предпринимательской деятельности.

Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых
потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный
товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на
законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде
всего члены семьи.

Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы,
выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е.
юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы
собственности их имущества.

Одним из важнейших прав потребителя является право на получение
товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным
требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям
а также информации о продукции (ст. 4 Закона).

Гражданский кодекс РСФСР (ст. 245 Гк) устанавливает, что качество
проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии
указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям.

Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе,
некоторые различия все же есть.

1. Закон в отличие от Гк не первое место поставил не договор, а
обязательное требование стандартов.

Законом РФ от 28 мая 1992г. ”О поставках продукции и товаров для
государственных нужд” установлено, что продукция (товары, (работы, услуги)
поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать
обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям,
устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают
вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для
государственных нужд, и о соотношении этого Закона и “Закона о защите прав
потребителей”.

В законе РФ “О поставках продукции и товаров для государственных нужд”
зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия
договора. Два других критерия (обычные требования, информация о товаре)
также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для
государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один
принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для
определения требований к качеству продукции может применяться лишь
нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма
этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с
компетенцией соответствующего органа.

2. ГК отсылает обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда
требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное
условие).

Закон предал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное
значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о
качестве.

3. Закон дополнительно ввел новый критерий - информация о продукции -
критерий качества.

Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания
является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь
в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в
других сферах оказания услуг.

Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные
товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за
исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые
правительствами РФ и республик в составе РФ.

Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного,
может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был
приобретен.

Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара
в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с
отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.

Безопасность товаров (работ, услуг).

Введеный в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции
и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают
требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых)
изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими
услуг.

Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров
(работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества
граждан, в том числе при их импорте в РФ.

Закон “О защите прав потребителей” (ст.5) устанавливает что
потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных
условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны
для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его
имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах
устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать.

Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении
товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического
обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку
специальных правил несет изготовитель (исполнитель). это обстоятельство
важно, поскольку распределение обязанностей между государственными
органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь
существенное значение при определении ответственного за причиненный вред
лица в том случае, если специальные правила не были разработаны,
утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не
были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные
правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров
результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы
(годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения
указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных
последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно
быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для
предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если
изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг)
в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в
соответствии со статьей 12 Закона.

Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует
предоставленные ему полномочия в закрепленной области или по определенной
группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией,
установленные законодательством.

Длительное время существовала практика, когда все требования по
безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами,
переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или
на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный
шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России,
утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим
документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам
деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу
Госстандартом России и другими центральными органами федерально
исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и
соглашениями между ними и Госстандартом России.

Закон “О защите прав потребителей” не ограничивается установлением
порядка и формы правового регулирования требований к безопасности товаров
(работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия
изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные
на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для
указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации
продукции на соответствие требованиям безопасности.

На сертифицированные товары в установленном порядке выдается
сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной
сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.

Продукция прошедшая сертификацию и выпускаемая предприятиями может
оказаться фактически не соответствующей установленным требованиям
безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что
при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ)
с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред -
принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.

Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителей
(исполнителя) и продавцов в случае выпуска продукции с нарушением
требований к безопасности. Необходимые меры должны приниматься немедленно,
независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства.
Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до
устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений
производственного происхождения или других недостатков.

Законом установлено, что за нарушение требований по безопасности
товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5, а также за необоснованную
выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст.41 Закона (до 3-х
должностных окладов на руководителей и органов сертификации).

Изготовитель обязан:

. обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными
требованиями к ее качеству;

. представить продукцию на сертификацию;

. разработать специальные правила использования продукции;

. установить срок службы (годности) продукции;

. обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой
информации;

. в установленных случаях приостановить производство и реализацию
продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из
оборота и у потребителей опасной продукции;

. в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный
ущерб;

Продавец обязан:

. обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;

. обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;

. в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по
изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;

. в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.

Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность
товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить
потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона.


Срок службы (годности) Гарантийный срок

Согласно п.2 ст.5 Закона на товары (результаты работ), использование
которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни и
здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу
потребителей устанавливается срок службы (годности).

Сущность этих сроков состоит в том, что использование соответствующих
товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или даже
невозможно ввиду достижения предельного технического состояния или
приобретения каких-либо вредных качеств в результате их использование
становится опасным.

Сроки службы устанавливают обычно для машин, приборов и других товаров
длительного пользования, а срок годности - для пищевых продуктов лекарств,
и т. п.

В течение этого срока изготовитель (исполнитель) несет определенные
обязанности, направленные на обеспечение возможности использования
продукции, и ответственность за их неисполнение или не надлежащее
исполнение.

Согласно Закону продажа товаров с просроченным сроком годности
запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок
реализации, который устанавливается для ряд скоропортящихся товаров (молоко
и молочные изделия и т. д.).Предельный срок реализации указывается на
упаковке, таре, в накладной.

Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими свои
потребительские свойства и не могут быть реализованы потребителю. Но Закон
не устанавливает, кем определяется срок годности.

Закон не содержит никаких разъяснений о существе понятия “гарантийный
срок”. Впервые он упоминается в ст.12 Закона как срок, в течении которого
могут выявляться недостатки товара. В ст.18 гарантийный срок также
трактуется как временной период обнаружения недостатков товара. При этом
указывается, что он устанавливается изготовителем. таким же образом
характеризуется гарантийный срок и на выполненную работу (оказанную услугу)
в ст.30 Закона. Однако кем он устанавливается, в этом случае не указано.

Гражданский кодекс РСФСР в главе о договоре поставки продукции (ст.263
Гк) предусматривает, что сроки и порядок установления покупателем
недостатков поставленной ему продукции которые не могли быть обнаружены при
обычных условиях приемки, и предъявления поставщику претензий, вытекающих
из поставки продукции не надлежащего качества определяются
законодательством.

Таким образом, речь идет о сроках, в течение которых могут
устанавливаться скрытые недостатки. Той же статьей предусмотрено, что в
отношении продукции, предназначенной для длительного пользования или
хранения, стандартами и техническими условиями могут предусматриваться
более длительные сроки для установления покупателем указанных недостатков -
гарантийные сроки.

Договорами могут устанавливаться гарантийные сроки, если они не
предусмотрены стандартами или техническими условиями, а также гарантийные
сроки более продолжительные чем предусмотренные ГОСТ и ТУ.

Статьей 248 ГК указанные положения по существу, распространены на
договор розничной купли-продажи.

В соответствие с Законом гарантийный срок это - удлиненный (по
сравнению с установленным в законе) срок для выявления недостатков товаров
(работ, услуг) которые не могут быть обнаружены при его обычной приемке
(скрытые недостатки).

Гарантийные сроки и сроки службы (сроки, установленные Законом)
исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи установить
невозможно, эти сроки исчисляться со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обувь, одежда и т. п.) такие сроки исчисляются с
момента наступления соответствующего сезона, определяемого правительствами
РФ и республик в его составе исходя из территориальных климатических
условий местонахождения потребителя.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в других случаях,
когда момент заключения договора купли-продажи не совпадает с передачей
товара потребителю эти сроки исчисляются со дня доставки товара
потребителю, а если товары нуждаются в специальной установке (подключении
или сборке) со дня их производства.

Гарантийные сроки на результаты работ, услуг должны исчисляться со дня
принятия работы (услуги) потребителем, а в случае несвоевременного ее
принятия по вине потребителя - со дня установленного договором срока
исполнения услуги.


Последствия продажи товара с недостатками

Под товаром с недостатками понимается товар ненадлежащего качества, не
соответствующий требованиям ст.14 Закона.

Ст. 17 Закона установлено что потребитель, которому продан товар с
недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору
потребовать:

. безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на
исправление недостатков потребителем ибо третьим лицом;

. заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);

. заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с
соответствующим перерасчетом покупной цены;

. расторгнуть договор и возместить убытки.

Упомянутые требования могут быть предъявлены потребителем по своему
выбору продавцу или торговому предприятию, по месту нахождения потребителя,
которое создано продавцом или выполняет соответствующие функции на основе
договора с ним.

Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном
устранении недостатков товара и по истечении гарантийных сроков. Такое
требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а
если он не установлен - в течение 10 лет, когда в товаре выявлены
существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если требование
не удовлетворено в предусмотренный срок 10 дней, потребитель вправе по
своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные ст. 17
Закона.

При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае
повышения цены исходя из стоимости товара на момент предъявления
соответствующего требования, а в случае снижения цены - из стоимости товара
на момент покупки.

Все обязанности которые возлагает Закон на продавца некачественного
товара, могут быть выполнены им непосредственно, за исключением одной -
устранения недостатков товара. В связи с этим необходимо рассмотреть не
только вопрос о субъекте, несущем ответственность перед потребителем, а
также обязанности третьих лиц, предусмотренные Законом.

Должники несут перел потребителем солидную ответственность. В случае,
если изготовитель полностью или частично отказался удовлетворить требование
третьего лица о возмещении расходов и уплате вознаграждения, спор должен
решаться в судебных органах в общем порядке по иску третьего лица.


Литература (правовые источники)

1.Закон РФ “О защите прав потребителей” от 7.02.92 №2300-1

//Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ
№15,1992г. ст.786



2.Постановление Верховного Совета РФ от 7.02.92 №2300/1-1 “О введении
в действие Закона “О защите прав потребителей”

//ВСНД и ВС №15,1992г.№787



3.Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГК АП РФ
(территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей.
Утв. Приказом ГК АП РФ №51 от 23.04.93 рег.№243

//Российские вести №90,1993г.



4.Закон Рф от 10.06.93 №5153-1 “О сертификации продукции и услуг”

//ВСНД и ВС №26 1993г.







Реферат на тему: Защита прав потребителя
Введение

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу
действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению
выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики
государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были
бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои
условия . Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права
потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные
претензии . Судебная защита практически отсутствовала . Потребители не
могли реализовать свои фундаментальные права , закрепленные в резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7февраля
1992 года Закон «О защите прав потребителей». Закон вобрал в себя лучший
опыт соответствующей международной и зарубежной национальной
законодательной практики.
Закон издан для регулирования отношений, возникающие между
потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на
приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность
их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их
изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей,
государственной и общественной защитой их интересов, объединения в
общественные организации потребителей, а также определении механизма
реализации этих прав.

Цель моей курсовой работы – изучить и понять смысл Закона РФ «О
защите прав потребителя ». Выяснить, где в городе Перми находятся органы
защиты прав потребителя (адрес, индекс, телефон ).



Основные понятия применяемые в Законе:


потребитель - гражданин, использующий, приобретающий,
заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы,
услуги) для личных бытовых нужд; изготовитель - предприятие, организация,
учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или
оказывающие услуги;

продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин-
предприниматель, производящие товары для реализации;

исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-
предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;

стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и
правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в
соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают
обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная
сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия
товара (работы, услуги) обязательным требованиям
стандарта;

недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги)
обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно
предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге),
предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);

существенный недостаток - недостаток который делает невозможным или
недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его
целевым назначением либо не может быть устранен в отношении данного
потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и
времени, либо делает товар (работу, услугу) иным чем предусмотрено
договором, либо проявляется вновь после его устранения;

изготовитель-организация независимо от ее формы собственности, а также
индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации
потребителям.



Глава 1. Права потребителя и ответственность за нарушение прав
потребителя.

Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей
обеспечивается посредством включения соответствующих требований в
государственные образовательные стандарты и общеобразовательные
стандарты.

Статья 7. Право потребителей на безопасность товаров
(работ, услуг).

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при
обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были
безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды.
Если стандарты содержащие требования безопасности отсутствуют, то выпуск
данного продукта должен быть приостановлен до внедрения таких стандартов.
На товары, использование которых дольше определенного срока представляет
опасность, должны устанавливаться сроки службы (годности). Потребитель
должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях по его
истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных
действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение
установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен
то в течение 10 лет.
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения дынного
требования, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме. Если для
безопасного хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение
специальных правил, изготовитель обязан разработать такие правила и довести
их до сведения потребителя. Товары (в том числе импортные) без сертификатов
обеспечивающих безопасность реализовывать запрещается.
Если установлено, что при соблюдении потребителем всех
инструкций по хранению и эксплуатации товара он причиняет вред,
изготовитель обязан приостановить их производство до устранения причин
вреда, а в необходимых случаях изъять их из производства и отозвать от
потребителей. Если причины наносящие вред устранить невозможно,
изготовитель обязан снять товары с производства.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товаров,
подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.
Если товар причинил вред из-за того, что изготовитель не предоставил
потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и
транспортировке то он несет обязательную ответственность.

Статья 8. Право потребителя на информацию.

Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя,
исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его
предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и о режиме его
работы. Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится
не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи
8.
Указания в настоящей статьи информация в наглядной и доступной
форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-
продажи и договоров о выполнении работ (оказание услуг) способами,
принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке,
а по усмотрению изготовителя на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родных языках народов РФ .



Статья 12. Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о
товаре.

В случае если предоставление недостоверной или недостаточно полной
информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе,
продавце) повлекло:
приобретение товара (работы, услуги) не обладающего
необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть
договор и потребовать возмещение причиненных ему убытков;
невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по
назначению, потребитель вправе потребовать



предоставления в разумно короткий срок надлежащей информации. Если
информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе
расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. При
этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю;
Причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - он
вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования
предусмотренные статьей 14настоящего Закона, а также потребовать
возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении
потребителя на праве собственности, либо по иным основаниям,
предусмотренным законом или договором.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении

убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о
товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя
специальных познаний о его свойствах и характеристиках.



Статья 19. Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара.

Потребитель вправе предъявить требования, которые
установленные статьей 18, если недостатки товара были обнаружены в течении
гарантийного срока. Если гарантийного срока нет то в течение 6 месяцев,
а в отношении недвижимого имущества - не позднее 2 лет, если более
длительные сроки не были предусмотрены договором.
На товары потребительские свойства, которых могут ухудшаться с
течением времени или могут представлять опасность по истечении
определенного периода времени, устанавливаются сроки годности.


Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается.
В отношении указанных товаров требования потребителя
подлежат удовлетворению, если их недостатки были обнаружены в течении
срока годности.
Гарантийные сроки и сроки службы исчисляются со дня продажи
потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки
исчисляются со дня изготовления.



Для сезонных товаров эти сроки исчисляются с момента
наступления соответствующего сезона, определяемого исходя из климатических
условий места потребителя.
Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя
в информации о товаре, предоставляемой ему в соответствии со статьей 12.
Потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном
устранении недостатков товара по истечении гарантийных сроков.
Указанное требование может быть предъявлено в течении
установленного срока службы, а если срок службы не установлен - в течение
10 лет, если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по
вине изготовителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки,
предусмотренные статьей 20, потребитель вправе по своему выбору
предъявить изготовителю иные требования, установленные статьей 18.
Требования потребителя, установленные статьей 18 должны быть
предъявлены продавцу, изготовителю (предприятию, выполняющему их функции)
не позднее десяти дней по истечении сроков, предусмотренных этой статьей.



Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего
качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар не подошел
по форме, габаритам или по иным причинам не может быть использован
потребителем по назначению.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара
ненадлежащего качества в течении четырнадцати дней , не считая дня его
покупки.
Обмен не продовольственного товара надлежащего качества производится
, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид,
потребительские свойства ,пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек
выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром .
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в
настоящей статье, утверждается Правительством РФ.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день
обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору
расторгнуть договор купли –продажи и потребовать возврата уплаченной за
указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при
первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан
сообщить потребителю обмена непродовольственного товара ненадлежащего
качества, о его поступлении в продажу.



Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной
работе (оказанной услуге).

Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе
вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе;
соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу;



безвозмездного изготовления другой вещи из однородного
материала такого же качества или повторного выполнения работы (стирки,
химической чистки), или возмещение понесенных им расходов по исправлению
недостатков своими средствами или третьим лицом.
Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать
возмещения убытков, если в установленный срок если недостатки в выполненной
работе не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе
расторгнуть договор, если им обнаружены существенные отступления от
условий
договора.
Эти требования могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков
при принятии работы или в ходе ее выполнения, а в случае невозможности
обнаружения недостатков при принятии работы в течение гарантийного срока,
а при его отсутствии - в течение 6 месяцев со дня принятия работы.
Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом
имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы, могут
быть предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока,
а при его отсутствии - в течение 2 лет со дня принятия работы.
Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном
устранении недостатков работы по истечении гарантийных сроков.
Потребитель может предъявить указанное требование, если в течение
установленного срока службы (а если срок службы не установлен - в
течение 10 лет с момента принятия работы) будут выявлены существенные
недостатки, допущенные по вине исполнителя. Если данное требование не
удовлетворено в сроки, установленные статьей 30, потребитель по своему
выбору вправе требовать:
соответствующего уменьшения вознаграждения за работу;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими
средствами либо третьим лицом; расторжения договора и возмещения убытков.



Статья 32. Право потребителя на расторжение договора о выполнение работы.

Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во
всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за
выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением
договора.



Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций,
союзов).

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в
общественные объединения потребителей.
Общественные организации потребителей вправе:
участвовать в разработке требований по безопасности товаров, а также
стандартов, устанавливающих эти требования;
проводить независимую экспертизу качества и безопасности
товаров;
проверять соблюдение прав потребителей;
вносить в органы государственного управления, на предприятия, организации
и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров (работ,
услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для
жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
участвовать совместно с соответствующими органами государственного
управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы
о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации
товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по
безопасности и качеству;
предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся
членами общественных организаций потребителей, в случае
нарушения их прав, предусмотренных законодательством о
защите прав потребителей Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.


Глава 2. Способы защиты прав потребителя.

Статья 17. Судебная защита прав потребителей.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством,
осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца
либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.
Если дело связано с нарушением прав потребителя, то он освобождается от
уплаты пошлины по искам.

Статья 40. Полномочия федерального антимонопольного органа.

Федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный
контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Этот орган направляет:
В пределах своей компетенции предписания изготовителям о прекращении
нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров, на
которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не
установлены , и о приостановлении продажи товаров.
Материалы о нарушении прав потребителя в орган, выдавший лицензию на
осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о
приостановлении действия данной лицензии.
Федеральный антимонопольный орган дает официальные
разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей.
Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться в суд в защиту
прав потребителя в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. Может
быть привлечен судом к участию в процессе для дачи заключения по делу в
целях защиты прав потребителей.



Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ,
услуг).

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный
орган по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-
эпидемиологического надзора при Министерство экологии и природных ресурсов
Российской Федерации и другие органы государственного управления,
осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах
своей компетенции:
устанавливают обязательные требования по безопасности товаров
(работ, услуг), снятии с производства, прекращении выпуска и реализации
таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потребителей, а также
информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные
суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими
требований по безопасности товаров (работ, услуг).
Координация действий органов в этой области деятельности
возлагается на Госстандарт России.
Госстандарт России является национальным органом по
сертификации товаров (работ, услуг). В соответствии с этим
Госстандарт России: определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);
определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной
сертификации;
аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ,
услуг), а также испытательные лаборатории для проведения соответствующих
испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;
осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации
товаров (работ, услуг);
ведет государственный реестр сертифицированных товаров
(работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации,
испытательных лабораторий; принимает решения о признании сертификатов,
выданных зарубежными и международными органами; представляет Российскую
Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными
организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).

Статья 43. Санкции, налагаемые федеральным антимонопольным органом,
федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и другими
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за
качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).Федеральный
антимонопольный орган вправе налагать штраф на изготовителей (исполнителей,
продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение его
предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти
тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным
законом.
Федеральный орган по стандартизации, и другие органы исполнительной
власти, осуществляющие контроль за безопасностью товаров
(работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в
случаях:
уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их
предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) – в размере до 5 тысяч
минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не
отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности в
размере суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб
невозможно определить - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты
труда;
нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по
сертификации, испытательными лабораториями - в размере двукратной стоимости
работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем, продавцом) - в
размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушениями
правил по сертификации.
Руководители предприятий и органов по сертификации несут
ответственность за нарушения в размере до трех должностных окладов.
Штрафы, предусмотренные в настоящей статьи, наложенные на
изготовителей, взыскиваются в без акцептном порядке в тридцатидневный срок
со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафов.
Изготовители (исполнители, продавцы) вправе обжаловать предписания и
постановления о наложении штрафов в течении шести месяцев со дня их
вынесения.



Глава 3. Органы занимающиеся защитой прав потребителя.

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного
самоуправления.

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального
образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам
защиты прав потребителей;
анализировать договоры, заключаемые продавцом с потребителями, в
целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для
жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно
извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров;
в случаях выявления продажи товаров не сопровождающихся достоверной
и достаточной информацией, или просроченными сроками годности, или без
сроков годности, если установление этих сроков обязательно,
приостанавливать продажу товаров до представления информации или
прекращать продажу товаров;
обращаться в суды в защиту прав потребителей.
Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного
самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.



Органы защиты прав потребителей г. Перми.

1. Отдел защиты прав потребителей Прикамского
территориального управления ГАК России;
614006. Г. Пермь ул. Ленина, 51, каб. 904,тел.
901-77.901-482.
Кудрявцева Марина Александровна


2. Инспекция по защите прав потребителей при
администрации г. Перми;
614000 г. Пермь ул. Ленина, 23, каб. 216,
тел. 92-46-25.
Рогожникова Елена Григорьевна



3. Органы по защите прав потребителей при районных администрациях г. Перми.


3.1 Дзержинский район; 614000,г. Пермь ул. Ле
нина, 85, каб. Тел. 34-08-19
Шипулина Татьяна Васильевна


3.2 Индустриальный район; 614600, г. Пермь ул.
Стахановская, 51, тел. 27-59-82
Крофта Светлана Юрьевна



3.3 Кировский район;614113, г. Пермь ул. Киров
градская, 33. Каб. 14 тел. 55-79-42
Патрушева Ирина Александровна
Кучерова Валентина Петровна



3.4 Ленинский район; 614000, г. Пермь, ул. Ки
рова, 57, каб. 5. Тел. 34-35-13
Шлякина Лариса Владимировна


3.5 Мотовилихинский район;
614014, г. Пермь, ул. Уральская 51а, каб. 3.
Тел. 36-24-65, 66-08-30.
Пришвина Людмила Станиславовна


3.6 Орджоникидзевский район;
614026, г. Пермь, ул. Щербакова, 24,
тел. 72-05-04


3.7 Пермский район;
614026, г. Пермь-26, ул. Верхне-
Муллинская,71. Каб. 21 тел. 96-28-99
Захарченко Татьяна Николаевна



3.8 Свердловский район;
614000, г. Пермь, ул. К.Маркса, 58. Каб. 2.
Тел. 90-47-40, 90-48-05.



Заключение


В настоящее время в российской экономике восстанавливается и начинает
активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный
к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение; начался
процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных,
культур,финансовых,страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все более
формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной
базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т.д.
В законе «О защите прав потребителей» есть важная норма, согласно
которой Правительство Российской Федерации не в праве поручать
министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти принимать
ведомственные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. До
недавнего времени такие акты, как правило, отражали, прежде всего, интересы
производителей и продавцов, что привело к ущемлению прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» позволил прекратить такую практику.

Важное значение имеет для потребителей статья о механизме реализации
прав потребителей на просвещение путем включения требований об изучении
законодательства о защите прав потребителей в государственные
образовательные стандарты и образовательные профсоюзные программы.
Реализация права на просвещение позволяет формировать не только
компетентного потребителя, но и добросовестного предпринимателя.



Закон снабжен нормой, устанавливающей права и обязанности
изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а
также изготовителя при определении гарантийного срока на товар. Законом
определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок
годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред,
причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие
недостатков товара, подлежит возмещению независимо от времени его
причинения. Это повышает ответственность изготовителя за соблюдением норм
Закона в участии установления сроков службы и сроков годности.
Этот Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает
возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус
равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но грамотно подойти
к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной
информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.



Список используемой литературы:


1. Журнал «Общество и экономика»,

№ 9-10, 1996

2. «Хозяйство и право» 1/97

3. «Хозяйство и право» 5/97

4. «Хозяйство и право» 12/96

5.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О

ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (в ред.

Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)







Новинки рефератов ::

Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Rosa canina шиповник собачий (Ботаника)


Реферат: Федотов (Искусство и культура)


Реферат: Сизод (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Усилитель модулятора системы записи компакт-дисков (Радиоэлектроника)


Реферат: Охота (Экологическое право)


Реферат: Город Кузбасса (История)


Реферат: Концепция культуры Карла Юнга (Искусство и культура)


Реферат: Биологическая характеристика возбудителей вирусных трансфузионных гепатитов (Биология)


Реферат: Должностное лицо как субъект преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Занимательная политология (Политология)


Реферат: Петродворец - русский "Версаль" (Туризм)


Реферат: Бухгалтерский учет заработной платы (Бухгалтерский учет)


Реферат: Высшая математика (Математика)


Реферат: Interprocess Communication (Компьютеры)


Реферат: Международное гуманитарное право (Право)


Реферат: Брусиловский прорыв (История)


Реферат: Кредитно-денежная политика ЦБ (Деньги и кредит)


Реферат: Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций (Менеджмент)


Реферат: История Русской Церкви (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист