GeoSELECT.ru



История / Реферат: Ирак (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ирак (История)


§ 5. Ирак
Общая демократизация общественной жизни в послевоенный период вызвала новый
подъем национально-освободительного движения в Ираке в ' конце 1940-х
гг. Более активное участие в политической жизни стали принимать крестьяне,
молодежь, прогрессивная интеллигенция и национальная буржуазия, позиции
которой упрочились за годы войны. Усилилась роль рабочего класса,
профсоюзов и Иракской коммунистической партии (ИКП).В годы войны возник
целый ряд патриотических партий, и среди них Партия народа и Партия
национального единства. Обе пользовались значительным влиянием среди
интеллигенции, учащихся, мелких торговцев и ремесленников. Партию народа
возглавил Азиз Шериф, Партию национального единства — Абдель Фаттах
Ибрагим. В апреле 1946 г. организационно оформилась Национально-
демократическая партия Ирака (НДПИ), выражавшая интересы широких слоев
интеллигенции и мелкой буржуазии города. Начали действовать Партия
либералов и Партия независимости. Первая из них объединяла либеральных
помещиков и крупных буржуа. Несмотря на малочисленность, она пользовалась
влиянием в парламентских кругах и деревне. Партия независимости выражала
интересы националистически настроенной крупной буржуазии и феодалов. В 1946
г. начала действовать Демократическая партия Курдистана (ДПК), защищавшая
национальные интересы курдского народа.
23 февраля 1946 г. деятель либерального толка Тауфик ас-Сувейди сформировал
первый кабинет мирного времени. Новое правительство отменило военное
положение в стране, цензуру печати. В апреле оно легализировало многие
политические партии.
Во многом знаменательным оказался 1947 г. В условиях политических
репрессий в марте состоялись парламентские выборы. В парламенте оказались
ставленники монархических властей. Большого напряжения достигла борьба
вокруг нового неравноправного англо-иракского договора, подписанного в
январе 1948 г. в Портсмуте. Этот договор подводил итоги английской военной
оккупации и сохранял зависимое положение Ирака. Договор в принципиальных
положениях повторял договор 1930 г. По-прежнему англичане сохраняли
контроль над иракскими вооруженными силами, использовали военно-воздушные
базы и другие военные объекты Ирака. Иракское правительство не получало
самостоятельности во внешней политике. Новый договор с Англией вызвал
всплеск массового выступления протеста. Королевские власти так и не смогли
его ратифицировать. 2 февраля новое правительство во главе с Мухаммедом ас-
Садром вынуждено было не только отклонить договор, но и заявить о намерении
пересмотреть англо-иракский договор 1930 г. Политические выступления в
Багдаде вовлекли провинцию и переросли в национальное антианглийское и
антимонархическое восстание. Восставшие организовали Комитет национального
сотрудничества, объединивший НДПИ, ИКП, ДПК, Партию национального
освобождения и Партию народа, а также ряд общественных организаций.
Волна народных выступлений вынудила правящие круги согласиться с
требованиями восставших. Было объявлено о расторжении Портсмутского
договора и о намерении пересмотреть договор 1930 г. Казалось, что январское
восстание закончилось победой, но закрепить достигнутое им не удалось. С
марта 1948 г. начались массовые преследования участников восстания.
Введение в стране военного положения в связи с арабо-израильской войной в
мае 1948 г. позволило группировке генерала-монархиста Нури Сайда усилить
нажим на оппозицию. Основные репрессии обрушились на ИКП. Ее руководители
Ю.С.Юсеф, Х.М. аш-Шабиби и З.М.Басим были осуждены Верховным трибуналом и
казнены в феврале 1949 г. Массовые репрессии позволили правящему режиму на
время ослабить накал антианглийских выступлений в стране.
Начало 1950-х гг, во всем арабском мире было отмечено новым
подъемом национально-освободительной борьбы, всколыхнувшей патриотическую
общественность и в Ираке. Возникли организации сторонников мира и массовые
демократические организации. Были созданы также филиалы таких общеарабских
националистических леворадикальных организаций, как Партия арабского
социалистического возрождения (Т1АСВ или БААС), Движение арабских
националистов (ДАН) и др.
Вместе с тем консолидировала свои силы реакция. В ноябре 1949 г. Нури
Саид создал свою партию Конституционный союз, а в июне 1951 г. оформилась
Национально-социалистическая партия Салеха Джабра. Однако осенью 1952 г.
правительство согласилось на проведение прямых выборов в парламент. Выборы
состоялись в 1953 г., в ходе их было оказано грубое давление на
избирателей, что позволило провести в парламент сторонников монархического
строя.
Под давлением антиправительственных выступлений иракского народа в 1954
г. власти вынуждены были распустить парламент и назначить новые
парламентские выборы. На июньских выборах победу одержал Единый
национальный фронт, представлявший НДПИ, Партию независимости и организации
сторонников мира, женщин и молодежи, а также коммунистов (в качестве
самостоятельной организации ИКП во Фронте не участвовала). Парламентские
выборы проходили под лозунгом ликвидации британского военно-политического и
экономического засилья в Ираке, проведения демократических реформ и
независимой внешней политики. Монархическая верхушка Нури Саида решилась
пойти на государственный переворот. В августе 1954 г. она заявила о
роспуске только что избранного парламента и запретила деятельность всех
политических партий. В стране устанавливался режим открытой военной
диктатуры.
Монархический Ирак пошел на более тесное сближение с реакционными
режимами соседних мусульманских стран. В 1955 г. при активном участии
Англии в Багдаде был оформлен военно-политический блок с участием Ирака,
Ирана, Турции и Пакистана. В соответствии с англо-иракским соглашением 1955
г., заменившим договор 1930 г., Англия сохраняла военно-политический
контроль над Ираком и втягивала его в свои агрессивные акции на Ближнем и
Среднем Востоке, что вызывало недовольство иракского народа.
Выступления за выход Ирака из Багдадского пакта объединили все
национально-патриотические силы страны. Манифестации и забастовки протеста
в ноябре 1956 г. переросли в вооруженное восстание. Хотя к середине декабря
1956 г. восстание и было подавлено, оно убедило иракских патриотов в
необходимости объединения в совместных политических действиях и
антиправительственных акциях.
С1954 г. среди политических сил Ирака выделилось национальное
отделение арабской Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ
Баас). Баасисты выдвигали простые и понятные лозунги, они обещали народу
провести социальные реформы. Их партия становилась популярной среди
населения. Авторитет партии возрос в связи с активным участием в движении
против англо-франко-израильского военного вторжения в Египет в 1956 г.
Наибольшую поддержку ПАСВ нашла среди мелкой буржуазии и сторонников идеи
арабского национализма.
В начале февраля 1957 г. буржуазные Национально-демократическая
партия и Партия независимости, мелкобуржуазная ПАСВ и компартия приняли
решение объединиться во Фронт национального единства (ФНЕ). ДПК из-за
недоверчивого к ней отношения буржуазных участников Фронта не вошла в него,
но поддерживала с ним связь через ИКП. Программа ФНЕ предусматривала
отстранение от власти Нури Саида, выход страны из Багдадского пакта и
осуществление демократизации политического строя, освобождение Ирака от
иностранного вмешательства, проведение политики позитивного нейтралитета.
Программа ФНЕ получила поддержку со стороны патриотических организаций и
нелегальной армейской организации «Свободные офицеры»
Патриотически настроенные иракские военные во главе с генералом
А.К.Касемом и полковником А.С.Арефом выступили против правящего режима.
Военное выступление было согласовано с руководством ФНЕ. Выступление
произошло в ночь с 13 на 14 июля 1958 г., накануне вылета короля Фейсала II
и премьер-министра Нури Саида из Багдада в Стамбул для подписания
соглашения о присоединении Ирака к интервенции Турции против Ливана. Две
армейские бригады заняли королевский дворец и правительственные учреждения.
К военным присоединилось гражданское население. Столица и затем вся страна
оказались под контролем восставших. Король Фейсал и его семья, премьер-
министр Нури Сайд и некоторые деятели старого режима были арестованы и
убиты. Восставшие провозгласили Ирак независимой республикой.
В состав республиканского правительства вошли представители высшего
офицерства и деятелей ФНЕ. Было заявлено о выходе Ирака из Багдадского
пакта, о ликвидации иностранных военных баз на иракской территории. Главой
государства назначался А.К.Касем. 26 июля была введена временная
конституция, закреплявшая республиканские завоевания и провозгласившая
равенство всех граждан перед законом. Во главе государства стал президент,
он же являлся председателем Национального совета революционного
командования — высшего законодательного органа страны. Исполнительная
власть осуществлялась Советом министров, члены которого назначались
президентом.
Июльские революционные события 1958 г. можно характеризовать как
антиколониальную национальную революцию, успех которой обеспечило участие в
ней широких народных масс единство оппозиционных монархии сил.
Основным содержанием политического процесса после июльской революции 1958
г. стало сопер- ничество двух наиболее влиятельных партий —ПАСВ и ИКП. Обе
партии преследовали единую цель развития страны — построение национального
социализма и боролись за влияние на широкие народные; массы. Коммунисты
установили связи с ДПК и стали организовывать совместные
антиправительственные выступления, их базой становился Иракский Курдистан.
Борьба между баасистами и коммунистами привела к расколу ФНЕ весной 1959 г.
В январе 1960 г. правительство ввело закон о легализации политических
партий. ИКП было отказано в легализации.
В рядах буржуазной Национально-демократической партии наметился
раскол, в результате которого из партии выделилась Национально-
прогрессивная партия Ирака, ставшая склоняться к альянсу с ПАСВ,
Руководство НДПИ в октябре 1961 г. вынуждено было заявить о «замораживании»
деятельности партии «до окончания переходного периода» в стране. Фактически
такое заявление означало самороспуск партии.
Неопределенность политической ситуации отражалась и на экономической
деятельности правительства. 30 сентября 1958 г. был обнародован закон об
аграрной реформе. Этот закон носил половинчатый характер и полностью не
ликвидировал феодальное землевладение, но все же существенно ограничил его.
Предусматривалось изъятие у феодалов половины принадлежавших им земель, с
тем чтобы распределить конфискованные излишки среди безземельных крестьян.
Предусматривалась выплата денежной компенсации владельцам латифундий за
изъятые у них земли.
Активное участие в осуществлении аграрной реформы в 1958— 1960-х гг.
принимали крестьянские союзы. С их помощью изъятые у феодалов земли были
распределены среди крестьян в провинции Амара, успешно проводилась реформа
в провинциях Кут и Насирия. Правительство выдвинуло также программу
промышленного развития Ирака, для реализации которой оно намеревалось
привлечь все национальные ресурсы и патриотические силы страны.
Важное значение для становления экономики молодой Иракской Республики
имело развитие торгово-экономических отношений с СССР, последовавшее за
восстановлением дипломатических отношений 18 июля 1958г. 11 октября 1958 г.
в Багдаде было подписано советско-иракское торговое соглашение, по которому
Советский Союз в обмен на традиционные товары иракского экспорта обязался
поставлять в Ирак машины 'и комплектное оборудование для предприятий и
строек, а также потребительские товары. Вслед за первым последовал ряд
других договоров как экономической, так и гуманитарной направленности,
включавшие также льготные кредиты (1964 г.) и оборонные заказы.
Такого рода деятельность нового правительства вызвала ожесточенное
сопротивление феодальной и буржуазно-компрадорской реакции. В условиях
политической напряженности глава государства Касем стал укреплять личную
диктатуру, чем вызвал недовольство даже со стороны политических союзников:
в частности, в поддержке Касему отказали ПАСВ, ДАН и так называемые
иракские насеристы сторонники насеровского пути развития в Египте. Вместе
они организовали Социалистический блок оппозиционный правительству.
Сложившейся обстановкой воспользовались силы, стремившиеся к свертыванию
революционного процесса. 8—10 февраля политические противники Касема,
опираясь на преданные им армейские части, совершили государственный
переворот.
В результате переворота 8 февраля были созданыновые органы власти —
Национальный совет
революционного командования (НСРК) и правительство; ключевые посты в них
заняли члены
ПАСВ (баасисты). Президентом стал Абдель Сасалям Ареф премьер-министром —
Ахмед Хасан
аль-Бакир.
Сразу после установления нового режима начались репрессии против ИКП,
повлекшие большие жертвы. Но вместе с тем обострялись противоречия в лагере
недавних союзников по Социалистическому блоку. В частности — ПАСВ — с одной
стороны, иракские насеристы и ДАН — с другой разошлись во мнениях
относительно подхода к переговорам об объединении Ирака с Египтом,
проходившим в марте—мае 1963 г. 25 мая НРСК заявил о раскрытии заговора
насеристов. Их представители были выведены из правительства, а местные
организации перешли на нелегальное положение и с июня 1963 г. приняли
участие в антибаасистской политической коалиции.
Конфликт между баасистами и насеристами положил начало распаду
Социалистического блока. Вслед за насеристами из него вышли ДАН, ряд других
юнионистских организаций, а также военная группировка А.С.Арефа. К середине
лета все политические партии и группировки отказались от союза с ПАСВ.
Сложность положения, в котором оказалась ПАСВ в этот период, была
вызвана тем, что партия стремилась привлечь на свою сторону все без
исключения классы и слои общества на базе собственной концепции
«гармоничности арабского общества». Поэтому правительство хотело сочетать
введение рабочего контроля на крупных предприятиях, участие рабочих в
прибылях с удовлетворением требований национальной буржуазии, а намерение
национализировать крупный иностранный капитал — с разрешением иностранным
компаниям возобновить свою деятельность в Ираке.
Противоречивые мероприятия правительства в экономической области вызвали
недоверие к нему как национальной буржуазии, так и иностранных компаний,
привели к нарастанию экономического хаоса в стране. Национальная буржуазия
начала закрывать предприятия и переводить капиталы за границу, что вызвало
рост безработицы и недовольство рабочих. Сократили свою торговлю с Ираком
иностранные компании. Одновременно ряд правительственных мер привел к
сокращению экономических связей с СССР и другими социалистическими
странами.
В аграрной области правительство приняло в апреле и июне 1963 г. законы
о сокращении выкупных платежей за землю и размер арендной платы. Вместе с
тем, когда крестьянство после обнародования законов стало стихийно
захватывать помещичьи земли, правительство под нажимом землевладельцев
прибегло к репрессиям. Тем самым доверие к политике властей было подорвано
как у феодалов, так и у крестьянства. К тому же в июне 1963 г. на севере
Ирака начались очередные военные действия между регулярной армией и
курдскими отрядами. Бои приняли ожесточенный характер.
Попытки ПАСВ найти выход из создавшегося положения привели к обострению
противоречий в партийном руководстве. В сентябре в нем образовались две
группировки, разногласия между которыми переросли в военные столкновения.
Создавшейся обстановкой воспользовалась группировка А.С Арефа. Заручившись
поддержкой юнионистов и значительной части военных, она совершила 18 ноября
1963 г. государственный переворот. Вся полнота власти сосредоточилась в
руках армии. Президентом стал А.С.Ареф, а после его гибели в авиационной
катастрофе (1966 г.) власть перешла к его брату — генералу Абдель Рахману
Арефу. Военные экстремистские группы пытались установить в стране жестокий
репрессивный режим. Многие видные участники революции 1958 г. и деятели
оппозиции были арестованы и физически уничтожены, против курдов
продолжались военные действия.
Воспользовавшись углублением раскола патриотических сил в стране,
правящая военная верхушка прибегла к демагогическим маневрам, ею была
разработана правительственная программа строительства в Ираке так
называемого «арабского социализма», проведения аграрной реформы, введения
плановой экономики и содействия частному сектору. Во внешней политике
провозглашалась верность идеям арабского единства. Программа была
обнародована 26 ноября 1963 г. Затем правительство приняло временную
конституцию, которая провозглашала равные права всех национальностей Ирака
и предусматривала избрание всеми гражданами страны Национального собрания.
Вместе с тем конституция запрещала деятельность политических партий, вместо
них создавался Арабский социалистический союз — правительственная
организация, объединившая различные политические группы и силы,
поддерживавшие правительственный курс внутренней и внешней политики.
Не располагая общественной поддержкой, правящая верхушка А.Р.Арефа
опиралась на высшие чины в армии и госаппарате. Она пыталась балансировать
между помещиками и буржуазией, с одной стороны, и трудящимися — с.другой.
Но политическая нестабильность лишь углубляла государственный кризис в
стране.
Оппозиционные партии и группы воспользовались сложившейся
обстановкой и изоляцией Ирака в арабском мире, в связи с неучастием его в
отражении израильской агрессии 1967 г. на Ближнем Востоке.
Правительственные декларации о готовности провести демократические выборы и
сформировать коалиционное правительство не смогли спасти режим. 17 июля
1968 г. баасисты и армейские офицерские группы совершили государственный
переворот и взяли власть в свои руки. Президент Ареф был арестован и выслан
из страны, президентская власть перешла к лидеру партии баа-систов генералу
Ахмеду Хасану аль-Бакру.
Сразу же после захвата власти ПАСВ провела серьезную
перестройку в своих рядах, освободилась от правоэкстремистских элементов и
создала новое партийное руководство в составе пяти человек, среди которых
уже тогда активную роль стал играть армейский офицер и партийный активист
Саддам Хусейн.
16 июля 1970 г. была принята новая временная конституция, которая
провозглашала Ирак «народной демократической республикой». Высшим органом
государственной власти становился Совет революционного командования (СРК).
Исполнительной властью наделялся Совет министров. Председателем СРК и
президентом республики стал А.Х. аль-Бакр. В ноябре 1971 г. был обнародован
проект Хартии национальных действий, где в качестве первоочередной
выдвигалась задача сотрудничества всех политических партий и групп Ирака.
Крупным событием стало принятие правительством в 1972 г. решения о
национализации собственности «Ирак петролеум компании. Национализация всех
нефтяных ресурсов в стране была завершена к концу 1975 г. Нефтяные
богатства страны перешли в руки государства, тем самым был нанесен
серьезный удар по позициям иностранного капитала в Ираке. В апреле 1972 г.
иракское правительство пошло на подписание Договора о дружбе и
сотрудничестве с СССР.
В эти же годы определенные изменения наметились в экономике страны:
начал неуклонно возрастать удельный вес государственного сектора.
Одновременно предприятиям госсектора были предоставлены льготы, в том числе
при получении лицензий, кредитов, выделении средств из госбюджета.
Повысилось внимание к развитию индустриальной базы страны в целом.
Капиталовложения в промышленность как в абсолютном, так и в относительном
выражении значительно возросли. Так, если по пятилетнему плану развития на
1965—1969 гг. на развитие промышленности направилось 187,2 млн динаров, или
около 31% всех капиталовложений, то но пятилетнему плану на 1970—1974 гг. —
уже более 500 млн динаров, или 35%. При этом обеспечивался ежегодный
прирост промышленной продукции на 12%.
В мае 1970 г. был принят новый закон об аграрной реформе. По сравнению
с законом 1958 г. он существенно понизил максимум землевладения, который
был дифференцирован в зависимости от типа почвы, вида сельскохозяйственной
продукции, способа орошения и т. д. Максимум земель, оставляемых крупным
землевладельцам был уменьшен более чем в 2 раза. Закон освобождал крестьян
от уплаты выкупа и ликвидировал компенсации феодалам. Значительно
ускорилось распределение участков в бессрочное и бесплатное пользование
среди безземельных и малоземельных крестьян. Только за два года после
принятия нового закона было распределено более 3,8 млн дунамов —
значительно больше, чем за все предыдущее десятилетие. Всего к июлю 1972 г.
было распределено 6,8 млн дунамов помещичьих земель среди 125,7
крестьянских семей. Еще около 240 тыс. семей стали гарантированными
арендаторами государственных земель. В целом около половины всех
крестьянских семей получили землю на правах собственности или
гарантированной крестьянской аренды. Таким образом, было значительно
ограничено экономическое и политическое влияние феодалов в деревне.
Преобразования в экономике сопровождались важными социальными мерами.
Главные среди них — принятие закона о труде в 1970 г. и закона о социальном
и пенсионном обеспечении в 1971 г. Оба закона! способствовали повышению
жизненного уровня и улучшению условий труда.
Руководство ПАСВ призвало к сотрудничеству все политические партии и
общественные организации в целях достижения в стране стабильности и
обеспечения демократических преобразований. Правительство обещало
урегулировать мирным путем курдскую проблему, восстановить гражданские
права национальных меньшинств и легализовать деятельность политических
партий. Наиболее серьезным политическим оппонентом баасистов оказалась
компартия. Но к этому времени ИКП раскололась на две части: Центральное
командование во главе с Азизом аль-Ходжем и просоветский Центральный
комитет во главе с Азизом Мухаммедом. В 1968 г. баасисты предложили обеим
фракциям ИКП войти в правительственный кабинет. Центральное командование
отклонило это предложение. Целтраль-ный комитет (ЦК) склонился к
компромиссному союзу и признал руководящую роль ПАСВ в правительстве, НПФ и
армии. Признание политического лидерства ПАСВ означало добровольный отказ
коммунистов от притязаний на ведущую роль в политической жизни страны.
Заметного сдвига баасисты добились в курдском вопросе — центральной
внутриполитической проблеме, угрожавшей стабилизации государства. Отчасти
этому способствовало то, что еще в 1960-х годах в политическом движении
Иракского Курдистана произошел раскол. В 1964 г. от ДПК откололась
мелкобуржуазная националистическая группа во главе с Талабани. Эта группа
оформилась в самостоятельную Революционную партию Курдистана, склонявшуюся'
к сотрудничеству с правительством Ирака. Курдские повстанцы,
возглавлявшиеся Мустафой Барзани, продолжали вести войну с иракскими
властями. Однако военные отряды курдов были разбиты, Иракский Курдистан
перешел под контроль правительственных сил. Мустафа Барзани покинул Ирак.
Один из его сыновей, Масуд Барзани, возглавил Демократическую партию
Курдистана, продолжавшую вооруженную борьбу против баасистского режима. 11
марта 1974 г. в Багдаде был обнародован закон об автономии Иракского
Курдистана. Большинство членов и руководства ДПК согласились с
предоставленной правительством автономией Иракского Курдистана. В 1975 г.
ДПК, принявшая программу сотрудничества с баасистами, была легализована, ее
представители назначались губернаторами четырех северных провинций. Пять
курдов вошли в правительственный кабинет. В Курдском автономном районе
образовались Законодательный и Исполнительный советы. Проведенные выборы
показали, что Иракский Курдистан, получив автономию, был умиротворен.
Непримиримая оппозиция вынуждена была эмигрировать и за пределами страны
продолжала вести борьбу против режима.
Присоединение к баасистскому режиму Д ПК и ИКП существенно
изменило соотношение политических сил в стране. Руководству ПАСВ удалось
расколоть ряды основных оппозиционных партий и утвердить свой политический
авторитет. С этого времени баасист-ская партия становилась движением
светского типа, в рядах которого нашли представительство почти все слои
иракского общества. Политическая борьба переносилась в саму ПАСВ.
7 июля1979 г. А.Х. аль-Бакр был отстранен от всех постов в
государстве и армии. Он был взят под Саддама Хусейна домашний арест, а по
официальной версии — ушел в отставку по болезни. Президентская власть
передавалась С.Хусейну, который становился одновременно президентом
республики, премьер-министром, главой Совета революционного командования,
главнокомандующим вооруженными силами и генеральным секретарем партии.
Таким образом, С.Хусейн сосредоточил в своих руках абсолютную власть в
стране.
Одной из первоочередных задач правящей партии и ее лидера стало
установление своего полного идеологического, политического и
административного контроля над государством. На ответственные должности в
партии, армии и государственном аппарате назначались лица, преданные
баасистской партии и лично С.Хусейну. Особое внимание уделялось баасизации
средств массовой информации, огромные средства выделялись на
совершенствование методов и форм пропаганды и социальной демагогии.
Идеологизированный характер приобретали сферы культуры и просвещения,
ориентируемые на воспитание людей в духе баасизма. В массовых
профессиональных и общественных организациях также насаждались баасистские
идеи, устанавливался жесткий контроль над ними.
Компартия оказалась единственной серьезной оппозиционной силой,
остававшейся на пути утверждения абсолютной власти одной партии — ПАСВ.
Воспользовавшись требованием коммунистов отменить в стране чрезвычайное
положение и провести выборы в Национальную ассамблею, СРК запретил
деятельность ИКП в массовых организациях. В мае 1979 г. более 30
коммунистов и их сторонников были обвинены С.Хусейном в предательстве
иракской революции и создании своих ячеек в армии и были казнены. Новое
руководство Ирака разорвано связи с СССР. В апреле 1979 г. министры-
коммунисты вышли из правительства, компартия прекратила свое участие в
Национальном фронте, а ее руководители покинули страну. С разгромом ИКП в
Ираке устанавливается однопартийная система с монополией баасистской партии
на власть и тотальной идеологизацией общества страны.
Под воздействием внутренних перемен и ряда внешних факторов
изменялась внешняя политика Ирака. После кэмп-дэвидского договора между
Израилем и Египтом, приведшего к свертыванию сотрудничества Египта с
арабскими государствами, иракское руководство пыталось представить себя
преемником курса Насера в арабском мире. В противостоянии Израилю Ирак
пошел на союз с Сирией. Из-за глубоких идеологических разногласий союз
Ирака с Сирией оказался недолговечным. На политику С.Хусейна оказала
влияние «исламская революция* в Иране, грозившая дестабилизировать
политические режимы соседних государств, прежде всего Ирака. Под
воздействием революционных перемен в Иране баасистский Ирак пошел на
сближение с Саудовской Аравией, Иорданией, Ливией и монархиями Персидского
залива. Правители арабских стран возлагали надежды на Ирак в защите
арабского мира от наступления «исламской революции» Ирана.
Учитывая политические перемены на Ближнем Востоке, утверждавшийся
режим С.Хусейна усиленно пропагандировал идею об особой миссии Ирака и стал
претендовать на роль панарабского лидера, демонстрировать готовность
восстановить честь и достоинство арабов, попранные израильской агрессией и
великодержавной политикой США. Ужесточение курса внешней политики
использовалось в целях милитаризации экономики и всей политической жизни
Ирака. Курс на милитаризацию режима сочетался с пропагандистскими призывами
к созданию «единого фронта против агрессии* Израиля и США, против
экспансионистских устремлений исламского режима С.Хомейни в Иране.
Становление тоталитарного режима С.Хусейна происходило в годы
длительной ирано-иракской войны и тяжелой для Ирака войны 1991 г. в
Персидском заливе.
«Исламская революция» в соседнем Иране, свергшая в феврале 1979
г. власть шаха, вызвала серьезную тревогу у правителей Ирака. Глубокие
религиозные, идеологические, национальные и политические противоречия, а
также взаимные территориальные притязания разделили две страны. Исламское
правительство Ирана призвало мусульман-шиитов к джихаду против «пагубной и
атеистической иракской верхушки». Призывы лидера «исламской революции»
воодушевили оппозиционную шиитскую общину Ирака на антиправительственные
выступления. В иранском городе Куме состоялась встреча лидеров иракской
партии Ад-Даава (Партия призыва), где было решено поднять иракский народ на
восстание и свергнуть баасистское правительство путем подрывной
деятельности, саботажа и террора. Осуществление этих установок брали на
себя «солдаты имама» (боевики партии Ад-Даава). В ответ на акты террора
иракское правительство прибегло к высылке шиитов из страны, ужесточило
политику в отношении национальных меньшинств. Иракские власти обвинили
С.Хомейни в намерениях осуществить экспансию в отношении не только Ирака,
но и других стран региона Персидского залива.
Поводом для начала военных действий Ирака против шиитского Ирана стал
отказ режима «исламской революции» от договора 1975 г., подписанного в
Багдаде иранским шахом Пехлеви и Хусейном. Договор обязывал Иран передать
некоторые приграничные территории Ираку, 17 сентября 1980 г. иракское
правительство объявило о восстановлении своего суверенитета над Шатт-элъ-
Арабом и отказало Ирану в праве судоходства по реке. Территориальная
проблема послужила предлогом для начала войны. Но главной проблемой следует
считать непримиримую враждебность друг к другу политических систем и
идеологий, а также стремления лидеров обеих стран к гегемонизму в районах
Персидского залива. Война становилась результатом столкновения двух держав,
которые претендовали на роль лидера исламского (Иран) и арабского (Ирак)
миров, В случае победы режим С.Хусейна намеревался обезопасить себя от
«шиитской революции» и поднять свой престиж в арабском мире, на
международной арене.
22 сентября 1980 г. иракские войска начали боевые действия и вторглись
в пределы Ирана. С.Хусейн рассчитывал на то, что вооруженные силы Ирана
ослаблены вследствие революции. Однако, чтобы выиграть войну, необходимо
было обеспечить надежный тыл. Ради этой цели С.Хусейн разгромил
оппозиционное (просирийское) крыло в баасистской партии и правительстве,
объединил военное командование. С установлением военного положения режиму
удалось достичь национального согласия. Иракский лидер надеялся на
поддержку суннитских арабов иранской провинции Хузистан. Но, когда иракские
войска вторглись в провинцию, этнические арабы и сунниты Хузистана,
составлявшие большинство населения .провинции, оказали упорное
сопротивление агрессору и встали на защиту иранской государственности.
В сентябре 1981 г. иракские войска потерпели первое поражение, а
летом 1982 г. иранцы вытеснили иракские войска со своей территории.
Иракские власти осознали, что дальнейшее продолжение военных действий могло
привести к дестабилизации внутриполитического положения и к возникновению
угрозы целостности Ирака. В стране обострились национальные отношения. Уже
после начала ирано-иракской войны, в 1980 г., в курдских районах были
образованы два объединения антиправительственных сил — Демократический
национально-патриотический фронт, в который вошел со своей организацией
Патриотический союз Курдистана с лидером Талабани, разочаровавшейся в
сотрудничестве с багдадскими властями, и Национально-демократический фронт,
наиболее значительной силой в котором стала Демократическая партия
Курдистана во главе с Масудом Барзани. Однако к середине 1980-х гг.
Демократический национально-патриотический фронт прекратил свою
деятельность, а Национально-демократический фронт ограничился
союзоммеждуДПКикоммунистами. Против ДПКи ПСК были направлены четыре армии
Ирака, с их помощью удалось разгромить силы курдских повстанцев и
установить военно-политический контроль над Иракским Курдистаном.
Ирано-иракская война приобрела затяжной характер, в ходе которой обе
воюющие стороны потеряли более миллиона человек убитыми и несколько
миллионов ранеными и пропавшими без вести. Материальный ущерб исчислялся
сотнями миллиардов долларов. Война была использована С.Хусейном в интересах
утверждения своего диктаторского режима. Но, столкнувшись с
внутриполитическим кризисом, в августе 1990 г. президент С.Хусейн заявил о
согласии с иранскими условиями урегулирования военного конфликта,
заключавшимися в выводе иракских войск с иранских территорий и обмене
пленными.
Во время ирано-иракской войны произошли перемены в расстановке
мировых сил. С ослаблением и затем развалом Советского Союза,
неспособностью новой России восстановить статус сверхдержавы произошла
смена двуполярного мира на однополярный. Перемены вскоре ощутили арабские
страны. Более отчетливо обозначилось противостояние Севера и Юга. Заметно
сузились возможности арабских стран к маневрированию на международной
своих руках Соединенные Штаты Америки. С.Хусейн намеревался превратить свою
страну в крупную державу Юга, противостоящую США, и первым шагом на этом
пути было развязывание военного конфликта между Ираком и Кувейтом.
Летом 1990 г. отношения между двумя соседними странами резко
обострились. Причинами того оказались экономические трудности, с которыми
столкнулись иракские власти после войны с Ираном. Багдадский режим вышел из
войны с огромным внешним долгом, составившим 80 млрд долларов, резко
сократились поступления в иракскую казну от продажи нефти. С.Хусейн
рассчитывал молниеносно захватить небольшой и богатый эмират. Обладание
кувейтской нефтью должно было дать Багдаду мощные рычаги регулирования
мировых цен на нефть и вывести Ирак в разряд ведущих нефтяных держав,
утвердить его ведущие позиции в заливе, поднять также его авторитет в
арабском мире.
2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска в Кувейт и аннексировал его в
качестве своей «19-й провинции». Решение об аннексии иракское правительство
прикрывало лозунгами об освобождении арабов от империализма и заявило, что
кувейтская демократия «искусственно создана иностранцами*, а поэтому ее
следует заменить «народной демократией*-, выступающей за единство арабской
нации. Используя популистские лозунги, иракские власти представляли себя в
роли выразителей недовольства и защитников интересов арабов, независимо от
того, в каких странах они проживают. И арабская общественность вначале
восприняла С.Хусейна героем, бросившим вызов Западу, а Ирак — мощной
державой, воевавшей сразу же с 30 странами, среди которых были СТА и
Великобритания. С. Хусейн демонстрировал свое стремление к созданию
крупного государства посредством широкомасштабной войны и с использованием
современного оружия, включая ядерное. Ракетные атаки Ирака против Израиля,
союзника США, вызвали рост симпатий к С. Хусейну. В глазах
националистических сил арабских стран хусейновский Ирак представлялся
авангардом борьбы против империализма и сионизма на Арабском Востоке.
Организация освобождения Палестины, арабы Йемена, Ливии, Алжира, Туниса,
Судана, Иордании, Мавритании готовы были вступить в войну на стороне Ирака.
Не только арабы, но и другие народы Азии и Африки проявили солидарность с
режимом С. Хусейна. Все это свидетельствовало о том, что военный конфликт
угрожал перерасти в тотальную войну Юга против Севера.
По инициативе США 6 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН ввел
жесткие торгово-экономические санкции против Ирака. Ирак оказался в
международной блокаде. Американские военные базы и войска европейских
держав НАТО были переключены с защиты Западной Европы от Советского Союза
па нанесение сокрушительного удара по Ираку. Натовские бомбардировщики
разместились на военных базах Турции. По просьбе Саудовской Аравии США
направили в районы аравийской пустыни свои полумиллионные сухопутные и
авиационные войска для отражения иракского вторжения. В Персидский залив
прибыли боевые корабли США и некоторых других государств-членов НАТО. В
поддержку Кувейта направили свои военные контингента Египет, Сирия и
Марокко.
Совет Безопасности ООН предъявил Ираку ультиматум — до 15 января 1991
г. вывести войска агрессора из Кувейта, в противном случае ему объявлялась
война. Иракское руководство отвергло мирные предложения. Но начавшуюся
войну Ирак бесславно проиграл. Военные операции США под кодовым названием
«Буря в пустыне» длилась шесть недель. Американская авиация быстро вывела
из строя военную мощь Ирака. Американцы отказались от перенесения военных
действий на иракскую территорию, они были убеждены в скором падении
ослабленного режима С.Хусейна. В то же время западные политики опасались
возможного распада иракского государства и стремились не допустить
изменения баланса политических сил в зоне Персидского залива. 28 февраля
1991 г. Ирак согласился с ультимативными требованиями Совета Безопасности
ООН по Кувейту и пошел на безоговорочную капитуляцию.
После капитуляции ООН (под диктовку США) ввела жестокий санкционный
режим против багдадского режима. По-прежнему запрещены импорт из Ирака всех
видов сырья, включая нефть, и готовых изделий, поставки в Ирак всех видов
сырья и готовых изделий, продажа или передача вооружений и военной техники,
другие формы содействия в военной сфере и т.д. Очень жестко лимитирован
ввоз продовольствия и медикаментов, от чего, естественно, в первую очередь
страдает народ, обвиняя, кстати, в своих бедах не С.Хусейна, а США. Ирак
обязан также компенсировать ущерб, причиненный Кувейту и другим
государствам, пострадавшим от его вторжения. Выполнение этих обязательств
потребует десятки миллиардов долларов.
Готовя вторжение в Кувейт иракское руководство бесспорно не
предполагало, какую цену их стране придется заплатить. Общий экономический
ущерб, который понес Ирак только в результате военных действий, оценивается
в 50 млрд долларов. Было разрушено более 80% нефтедобывающих и
нефтеперерабатывающих мощностей страны, серьезно пострадали нефтяные
терминалы, нефтепроводы и другие важные объекты. Одни промышленные
предприятия были разрушены, другие остановились из-за нехватки сырья и
запасных частей. Были повреждены дороги, мосты, порты, аэродромы и т.д. Во
время боевых операций Ирак потерял более 50% продовольствия.
В последующие годы США, осуществляя жесткий контроль за военной
промышленностью Ирака, обвиняли С.Хусейна в многочисленных нарушениях
директив ООН. В частности, в 1995 г. предоставили 500 снимков,
свидетельствующих о том, что Ирак реконструировал большинство своих военных
объектов; использует военную технику, вывезенную из Кувейта; что в обход
эмбарго экспортировал через иранскую территорию 100 тыс.баррелей нефти и
столько же через Турцию и Иорданию.
В 1995 г. и 1998 г. американские и английские ВВС в нарушение
резолюций Совета Безопасности ООН бомбили Ирак, что привело к большим
жертвам среди мирного населения и вызвало крайне негативную реакцию в мире.
Поражение вызвало внутренние осложнения. Вновь восстали курды, требуя
создания собственного государства. Противники партии БААС призывали к
демократизации государства и свержению режима С. Хусейна.
Курдское патриотическое движение отказалось от сотрудничества с багдадским
правительством и выступила за создание правового демократического
государства. Антибаасистские политические силы также стали призывать к
демократизации государственного строя и требовали введения в стране
многопартийной политической системы. Зарубежная оппозиция призывала к
восстановлению в Ираке хашимитской королевской власти. Удержать контроль
над общественно-политической ситуацией в стране С.Хусейну удалось в
основном благодаря ужесточению репрессивных мер в отношении политических
соперников диктаторского режима.







Реферат на тему: Ирак

Ирак: что мы знаем об этой стране
Ирак (Республика Ирак, по-арабски Джумхурия аль-Иракия) - государство в Юго-
Западной Азии. Площадь 444 тыс. кв. км. Население 19,4 млн. человек (на
1993 год), главным образом иракцы (арабы Ирака) (75% населения), курды
(20%) и др.
Городское население составляет 70,4% (1991 год). Государственный язык -
арабский.
Преобладающая религия - ислам: 94% верующих - мусульмане, остальное
население исповедует различные толки христианской религии (несториане,
халдеи, григориане).
В соответствии с действующей с 1970 года временной конституцией (новая от
1990 года пока не принята) Ирак - "народная демократическая республика".
Административно-территориальное деление: 16 губернаторств (мухафаз).
Столица - Багдад. Высший орган государственной власти - Совет
революционного командования (СРК), председатель которого является
президентом и верховным главнокомандующим (с июля 1979 года - Саддам
Хусейн) и Высший законодательный орган - однопалатный Национальный совет.
В соответствии с принятыми в сентябре 1995 года поправками к конституции
президент избирается на всенародном референдуме. 15 октября 1995 года таким
референдумом президентский мандат С. Хусейна был продлен на семь лет.
Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. С мая
1994 года премьер-министром является Саддам Хусейн. Министр иностранных дел
- Мухаммад Саид Саххаф. Однопалатный Национальный совет (парламент) наделен
ограниченными полномочиями. Председатель (с апреля 2000 года) - Саадун
Хаммади.
Антиправительственные Демократическая партия Курдистана (ДПК) и
Патриотический союз Курдистана (ПСК) - наиболее влиятельные партии
Курдского автономного района, где контролируют часть территории.
Всеобщая федерация рабочих профсоюзов Ирака объединяет все отраслевые
профсоюзы страны (действуют только на предприятиях частного, кооперативного
и смешанного секторов). Численность иракской армии - около 237 тыс.
человек. Наиболее боеспособна элитная "Республиканская гвардия" (65 тыс.
чел.) - главная опора режима.
Территория страны омывается Персидским заливом. Большая часть Ирака -
Месопотамская низменность, на севере и северо-востоке - хребты Армянского и
Иранского нагорий (высота до 3598 м).
Климат на севере - субтропический, средиземноморский, на юге - тропический.
Средние температуры июля в Мосуле 33°С, января - 7°С, на юге летом до 50°С.
Осадков от 50 до 1500 мм в год.
Главные реки - Евфрат и Тигр (сливаются в низовьях, образуя общее русло -
р. Шатт-эль-Араб).
Преобладают степи, полупустыни, пустыни. Вдоль рек - оазисы. Ирак - аграрно-
индустриальная страна. Основа экономики - нефть. Также осуществляется
добыча газа, серы, фосфатов, мрамора и др.
Основные отрасли: нефтеперерабатывающая, цементная, текстильная, кожевенно-
обувная, пищевкусовая (сахарная, табачная) промышленность. Заводы:
сельскохозяйственного машиностроения, автосборочные, химико-
фармацевтические, электротехнические, стекольные и др.
В результате войны промышленные предприятия работают не более чем на 25-30%
мощностей (на 1994 год). В сельской местности возделывают финиковую пальму
(одно из ведущих мест в мире по сбору фиников), зерновые, технические
(хлопчатник, табак) культуры.
Также для сельского хозяйства Ирака характерны овощеводство, плодоводство,
бахчеводство, экстенсивное животноводство (крупный рогатый скот, верблюды,
лошади, ослы и др.).
Длина (на 1991 год) железных дорог 2,4 тыс. км, автодорог - 45,6 тыс. км.
Главный морской порт Ирака - Басра, речной - Багдад.
Основные внешнеторговые партнеры: Иордания, Италия, Германия и др. Денежная
единица - иракский динар.


|История |


В древности на территории Ирака (Двуречье, или Месопотамия) существовали
государства Аккад, Вавилония, Ассирия и др. С приходом в VII веке н.э. на
территорию Ирака арабов получили распространение арабский язык и ислам.
С 30-х годов XVII века до конца первой мировой войны Ирак находился в
составе Османской империи; к концу войны Месопотамию оккупировали
английские войска.
В 1921 году было создано зависимое от Великобритании королевство Ирак. С
1922 (фактически с 1920) по 1932 год Ирак являлся подмандатной территорией
Великобритании.
В 1958 году Ирак был провозглашен республикой. В 1958 году ликвидированы
английские военные базы, в 1958-1959 годах начаты социально-экономические
реформы.
Отдельно о курдах: фактор непризнанного государства
Так называемая "страна курдов" находится на юго-западе азиатского материка.
Название "Курдистан" имеет не государственно-политический, а
этногеографический смысл.


Территория, на которой курды образуют относительное большинство населения
(по одним данным в различных его частях от 84 до 94%, по другим - от 72 до
79%), поделена между четырьмя государствами - Турцией, Ираном, Ираком и
Сирией (в Турции - свыше 200 тыс.кв.км., в Иране - свыше 160 тыс.кв.км., в
Ираке - до 75 тыс.кв.км., в Сирии - до 15 тыс.кв.км., данные из публикаций
курдских сепаратистов).
Она расположена примерно между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48
градусами восточной долготы и простирается с запада на восток
приблизительно на 1 тыс. км., а с севера на юг - от 300 до 500 км.
Среди курдов отмечается высокий естественный прирост - около 3% в год.
Поэтому несмотря на преимущественно горный рельеф местности, благодаря
плодородным долинам Курдистан по плотности населения достигает среднего
показателя по Азии (до 45 человек на кв.км.). По весьма приблизительной
оценке его население к настоящему времени превышает 30 миллионов. Таким
образом, курды - крупнейшее национальное "меньшинство" в Западной Азии и
самая многочисленная нация в мире, не получившая права на национальное
самоопределение.


В странах обитания курды расселены неравномерно. Более всего их в Турции
(около 47%). В Иране курдов около 32%, в Ираке - около 16%. В самом
этническом Курдистане (при всей условности границ) курды составляют
подавляющее большинство населения


Главная особенность геополитического положения Курдистана состояла в том,
что он всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или
нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империи, Арабского
халифата, Ирана). Благодаря этой особенности этносоциальное развитие курдов
всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической
разделенности этноса государственными границами. Поэтому "курдская нация"
далеко не однородна, прежде всего в плане языка.
Подавляющее большинство курдов - 75% - исповедуют ислам суннитского толка,
значительна часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане.
Относительно небольшая часть курдов исповедуют доисламскую курдскую религию
- езидизм. Но, независимо от вероисповедания, курды своей "исконной"
религией считают зороастризм.

Со времени образования арабского Халифата (VII век н.э.) вплоть до наших
дней курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких,
монгольских, туркменских, персидских и других поработителей. Независимые
курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Аюбиды)
управляли не только отдельными княжествами, но и такими крупными странами
как Египет и Сирия.

С начала XVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание
им спорили две мусульманские державы - Иран и Османская империя. Итогом
этих войн стал Зохабский договор 1639г., разделивший Курдистан на турецкую
и иранскую части и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского
народа.

Правительства Османской империи и Ирана старались ослабить, а затем и
ликвидировать курдские княжества в целях экономического и политического
закабаления Курдистана. Этот раздел не только не положил конец
междоусобицам, а, наоборот, еще более усилил феодальную раздробленность
страны. В новое время освободительная борьба курдов продолжалась.


На протяжении всего XIX века она выливалась в большие восстания, которые
жестоко подавлялись султанским и шахским режимами. После Второй мировой
войны территорию курдов разделили еще раз - теперь на четыре части - между
Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.



|Курдские сепаратисты в Ираке |

Багдад с апреля 1991 года не контролирует три северные провинции,
населенные преимущественно курдами. На этих территориях проживает около 4
млн человек.
Правительства, сформированные Патриотическим союзом Курдистана (лидер
Джаляль Талабани) и Демократической партией Курдистана (Масуд Барзани)
действуют соответственно в городах Сулейманийя и Эрбиль.
Иракское отделение Демократической партии Курдистана (ДПК) было создано в
1946 муллой Мустафой Барзани. Одним из важнейших пунктов разногласий между
Барзани и центральным правительством были границы Курдистана, в частности
требование Барзани включить в состав Курдского автономного района Киркук и
его окрестности, где добывалась большая часть иракской нефти.


Вскоре после того, как партия Баас в 1968 году пришла к власти, в
Курдистане начались военные действия. Понимая, что победить курдов с
помощью военной силы не удастся, и пытаясь выиграть время, Саддам Хусейн
подписал с Барзани в марте 1970 соглашение, известное как Мартовский
манифест, в котором декларировались значительные уступки курдам. Однако
почти сразу после выхода манифеста правительство приступило к
насильственному выдворению курдов из родных мест, стремясь изменить
этнический состав населения некоторых районов, и в 1971 депортировало из
Ирака ок. 40 тыс. курдов-шиитов (файли). 11 марта 1974 в соответствии с
положениями Мартовского манифеста был принят Закон об автономии Курдистана
и созданы органы власти Курдского автономного района. В марте 1975 в Алжире
было подписано ирано-иракское соглашение, по которому шах Ирана Мохаммед
Реза Пехлеви брал на себя обязательство не оказывать в дальнейшем
содействия Барзани и не допускать перевооружения или перегруппировки
курдских сил на территории Ирана. В ответ Ирак согласился передвинуть свою
границу с Ираном по р.Шатт-эль-Араб на участке ниже Басры с левого
(восточного) берега на среднюю линию русла.
В 1979 году, после свержения шахского режима, ДПК во главе с сыновьями
Барзани - Идрисом и Масудом, при опоре на новый шиитский режим в Иране,
вновь выступила с оружием в руках против Багдада. В течение всех 8 лет
войны с Ираном Курдистан оставался главным очагом организованной
вооруженной оппозиции баасистскому режиму. Кроме ДПК, в Ираке действуют
коммунистические силы сопротивления и Патриотический союз Курдистана -
организация, возглавляемая Джелалем Талабани, которая откололась от ДПК в
1975 году.
Начиная с 1981 года в Курдистане центральными властями стали проводиться
массовые казни и депортация сотен тысяч курдов. Достоверно установленным
считается по меньшей мере один факт применения химического оружия против
курдских повстанцев и населения курдских провинций.


|Ирак при Саддаме |


С 1968 года у власти в стране находится Партия арабского социалистического
возрождения (БААС; создана в 1954 году). В 1975 году завершен процесс
национализации нефтяной промышленности.
В конце 1979 года обострились отношения Ирака с Ираном, которые в 1980-1988
годах приняли форму вооруженного конфликта (с 1988 года достигнуто
перемирие).
В августе 1990 года Ирак осуществил вооруженный захват Кувейта; в феврале
1991 года потерпел поражение от многонациональных вооруженных сил во главе
с США и вывел свои войска из Кувейта. После вторжения Ирака в Кувейт
мировым сообществом были введены торгово-экономические санкции и
установлена морская, сухопутная и воздушная блокада Ирака.
В разгар войны С. Хусейн обратился к президенту Ирана с посланием о
немедленном заключении мира фактически на условиях Ирана. Ирак отвел свои
войска с занятых им в конце войны иранских территорий, одновременно начался
обмен военнопленными. В октябре 1990 года возобновлены дипломатические
отношения с Ираном.
Война в заливе и ее последствия нанесли серьезный ущерб Ираку.
Большинство арабских и мусульманских стран до 2002 года весьма осторожно
шли на восстановление отношений с Ираком в прежнем объеме. Однако ряд
европейских стран (Франция, Италия, Испания, Греция, Германия и др.)
вернули в Багдад свои дипломатические миссии, что мотивировалось главным
образом их экономическими интересами в Ираке.
Все войны Ирака
За последние десятилетия Ирак провел пять войн (три с Израилем, одну с
Ираном, одну в Кувейте), участвовал в огромном количестве приграничных
вооруженных инцидентов (в частности, с Сирией и Турцией).
Кроме того, он проводил крупномасштабные боевые действия по подавлению
восстаний национальных и религиозных меньшинств - курдов и шиитов.
1941 год. В Ираке начинается антианглийский мятеж, организованный с помощью
агентов нацистской Германии. Британские войска в течении месяца подавили
его и взяли Багдад.
1948 году. После создания государства Израиль арабские страны, включая
Ирак, немедленно объявили ему войну. Арабские войска были разбиты.
1956 год. Вторая арабо-израильская война. Поражение Ирака.
1961 год. Ирак угрожает Кувейту войной. В Кувейте высадились британские
войска, чтобы гарантировать его безопасность.
1973 год. Война Судного Дня. Израиль воюет против нескольких арабских
государств. Иракские войска, участвовавшие в этой войне, были разбиты.
1979 год. Главой Ирака становится Саддам Хусейн.
1980-1988 годы. Ирано-Иракская война. Ирак вторгся в южные районы Ирана,
чтобы получить контроль над несколькими богатыми нефтяными месторождениями.
Кувейт и другие арабские страны оказывали финансовую помощь Ираку. В ходе
войны погибло несколько миллионов человек. Против иранских войск Ирак
использовал отравляющие газы. Война закончилась "вничью".
1981 год. Израильские самолеты разбомбили иракский ядерный реактор в городе
Осирак, где проводились работы над созданием ядерного оружия.
1987 год. Иракские самолеты ошибочно атаковали американский эсминец Stark.
Погибло 37 американцев.
1988 год. Иракские вооруженные силы применили отравляющий газ иприт в
иракском городе Халабия, населенном преимущественно курдами. В результате
этой атаки погибло примерно 5 тыс. мирных жителей, а еще 10 тыс. получили
тяжелые ранения и отравления.
1990 год. Вторжение Ирака в Кувейт. Территориальный спор между двумя
государствами за контроль над рядом нефтеносных районов начался за два года
до этого.
1991 год. Иракские войска потерпели поражение от сил международной коалиции
и были выведены из Кувейта.
1994 год. Организация Иракский Национальный Конгресс (ИНК)Iraqi National
Congress открыла боевые действия против Саддама Хусейна в иракском
Курдистане. По некоторым сведениям глава ИНК Ахмад ЧалабиAhmad Chalabi
получил политическую поддержку от США. Формирования ИНК были быстро
разбиты. В 1998 году президент США Билл КлинтонBill Clinton подписал Акт
Освобождения ИракаIraq Liberation Act, который предусматривал помощь силам
иракской оппозиции.
1991- 2002 годы. Американские и британские самолеты патрулируют зоны на юге
и севере Ирака, чтобы предотвратить использование Саддамом Хуссейном
авиации против национальных и религиозных меньшинств - курдов и шиитов.
Периодически самолеты обстреливаются иракскими ПВО и наносят ответные
ракетно-бомбовые удары. Ирак обвиняет США и Великобританию в гибели мирных
жителей.
Иракские вооруженные силы
В 2002 иракская армия насчитывала ок. 430 тыс. человек, Республиканская
гвардия - 80 тыс. человек, подготовленных резервистов имеется 650 тысяч.
На вооружении армии находились 2200 танков, ВВС состояли из 350 боевых
самолетов и 500 вертолетов, 2400 артиллерийских стволов, 4400 бронемашины.
Имеются также полувоенные формирования ("народная армия"), численность
которых составляла 650 тыс. человек, и три взаимодополняющих службы
безопасности.

По данным Центра Стратегических и Международных Исследований, которые
приводит агентство The Washington ProFile во время войны в Персидском
заливе 1991 года, Республиканская Гвардия Ирака (наиболее подготовленные и
лучше экипированные части иракской армии) потеряла, как минимум, половину
своего тяжелого вооружения.
В период 1982 - 1990 годов главным поставщиком оружия и военной техники для
Ирака был СССР. На его долю приходилось 50% всех поставок. Китай занимал
второе место - 18%, Франция - третье (13%)
[pic]
Вооруженные силы Ирака были созданы вскоре после Первой мировой войны.
Официально днем рождения иракской армии считается 6 января 1921 г. В начале
30-х гг. были сформированы иракские военно-воздушные силы, которые состояли
из нескольких эскадрилий самолетов английского производства. Накануне 40-х
гг. появились небольшие военно-морские силы.
После прихода к власти Саддам Хусейн преобразовал партию Баас по примеру
армии в хорошо организованную и дисциплинированную организацию, способную
не только захватить, но и удержать власть в Ираке. Армию он стремился
превратить в мощные вооруженные силы, опирающиеся на однопартийную систему.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами Ирака является президент, а
непосредственно руководит ими министр обороны через генеральный штаб и
командующих видами вооруженных сил.
Вооруженные силы Ирака комплектуются на основе закона о всеобщей воинской
повинности. Призыв на военную службу - с 18 лет. Срок обязательной военной
службы рядового состава - 2 года; пребывание в резерве - до 45 лет.
Унтер-офицерский состав комплектуется из рядовых, прослуживших один год.
Офицерский состав комплектуется на добровольных началах преимущественно из
молодежи, имеющей высшее образование, и готовится в военно-учебных
заведениях страны. Боевая подготовка проводится по родам войск и видам
вооруженных сил, а также во время общевойсковых маневров.
В 1990 г., когда началась война в Персидском заливе, Саддам Хусейн выставил
около 1 млн. человек, а 650 тыс. находились в резерве. Сегодня, по
материалам открытых иностранных источников, регулярных вооруженных сил
числится 429 000. Военизированных формирований насчитывается до 50 000, в
том числе подразделений безопасности - 15 000, пограничных войск - 20 000,
федаинов Саддама Хусейна (добровольческое вооруженное формирование) - до 15
000.
Военный бюджет - 1,4 млрд. долл. Важное место в регулярных вооруженных
силах Ирака занимают сухопутные войска (СВ), военно-воздушные силы (ВВС) и
военно-морские силы (ВМС). СВ - 375 000 человек, 7 штабов корпусов, 23
дивизии (3 бронетанковые, 3 механизированные, 11 пехотных, 6 -
республиканской гвардии), 11 отдельных бригад.
Вооружение: до 6 пусковых установок оперативно-тактических ракет, около
2200 танков (Т-55, Т-59, Т-62, 700 Т-72), до 900 боевых машин пехоты, 2400
бронетранспортеров, 400 боевых разведывательных машин, 1900 буксируемых
орудий полевой артиллерии, 150 самоходных гаубиц, 200 реактивных систем
залпового огня, около 500 орудий зенитной артиллерии, 375 вертолетов
армейской авиации (100 боевых).
Военно-воздушные силы: 30 000 человек (в том числе 17 000 в
противовоздушной обороне). Самолетный и вертолетный парк: 20 МиГ-25, МиГ-
29, МиГ-23 и МиГ-27, Су-22, "Мираж-F1", 5 Ан-12, Ил-76, РС-7, РС-9, Ми-24,
Ми-8, Ми-17, Ми-6, SA-32, SA-330, SA-342L, "Алуэтт-3". Военно-морские силы:
около 2000 человек, 6 боевых катеров.
Ирак располагает большими возможностями мобилизации людских ресурсов. К
концу ирано-иракской войны в результате тотального призыва численность
личного состава вооруженных сил была доведена до одного миллиона человек. В
вооруженных силах Ирака есть элитные части - командные; кроме того, в
военных целях могут быть использованы полицейские формирования и силы
спецслужб.

Климат: почему там трудно воевать
Климат Ирака субтропический средиземноморский с жарким сухим летом и теплой
дождливой зимой. Наиболее выражены два сезона: продолжительное знойное лето
(май - октябрь) и более короткая прохладная, а иногда холодная зима
(декабрь - март). Летом погода обычно безоблачная и сухая. Осадки вообще не
выпадают в течение четырех месяцев, а в остальные месяцы теплого сезона
составляют менее 15 мм.
Для большей части страны характерны жаркое сухое лето и мягкая теплая или
дождливая зима с редкими морозами и снегопадами.
Средние температуры июля 32-35° С, максимальные - 40-43°, минимальные - 25-
28°, абсолютный максимум - 57° С. Средние температуры января +10-13° С,
средний январский максимум 16-18° С, минимум - 4-7° С, абсолютный минимум
на севере страны достигал -18° С.
Осадки выпадают преимущественно зимой (в декабре - январе), причем их
немного в центральных и южных районах страны. Летний период во всем регионе
ассоциируется с песчаными бурями.

|О бурях подробнее |


Название песчаной бури - самум - значит ядовитый, отравленный. С равным
основанием ее можно называть и пыльной, поскольку она представляет собой
взвесь мельчайших частичек песка, приносимую ветром из близлежащих пустынь.

Причина образования песчаных бурь такова: раскаленный песок сильно
нагревает воздух у поверхности земли. В результате он поднимается наверх, а
на его место устремляются с очень большими скоростями потоки более
холодного плотного воздуха. Так образуются небольшие местные циклоны,
рождающие песчаные бури.
Такая буря начинается с падения атмосферного давления, относительная
влажность воздуха в дневные часы понижается до 5-15% и ниже, а температура
может подниматься до +40 градусов. В воздухе отмечается повышенная
концентрация частиц песка и пыли, которые окрашивают его в желто-красный
цвет.
Даже при запертых дверях и закрытых окнах в помещениях чувствуется
присутствие пыли, принесенной этим ветром, она легко проникает под одежду и
забивается в поры кожи.
В странах Ближнего Востока (Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Сирия) и
Северной Африки период п

Новинки рефератов ::

Реферат: А.Н. Островский "Бесприданница" (Литература)


Реферат: Вращение треугольника (Программирование)


Реферат: Семейная психотерапия (Психология)


Реферат: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира (История)


Реферат: А. С. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой (Литература)


Реферат: Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Безналичные расчеты (Деньги и кредит)


Реферат: Бартоломе Эставан Мурильо. "Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте". Масло 1680 г. (Искусство и культура)


Реферат: Деление без восстановления остатка со сдвигом остатка (Программирование)


Реферат: Шпаргалка по международному частному праву (2005г.) (Международное частное право)


Реферат: Корпоративная культура организации (Психология)


Реферат: Изменение геополитической системы в Европе в 1990 году (Политология)


Реферат: Основные задачи, принципы и направления внешней политики Республики Казахстан (Политология)


Реферат: Абсолютизм в Австрии (История)


Реферат: Istochniki finansirovanija (Финансы)


Реферат: Исследование здоровья детей (Педагогика)


Реферат: Искусственный спутник, запущенный с земли ( Космонавтика)


Реферат: Государственное управление природопользованием (Экологическое право)


Реферат: Обмотки якорей машин постоянного тока (Транспорт)


Реферат: Социальная структура личности (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист