GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры (Педагогика)





ТЕМА


ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ



1. ВНИМАНИЕ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИ-
КА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК НЕОБХОДИМАЯ ЕЕ СТОРОНА


Вниманием называется процесс избирательного сосредото-

чения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, дейс-
твиях, образах, мыслях и чувствах самого человека.
Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно
всегда включено в другие психические процессы: ощущения и
восприятия, представления, память, мышление, воображение,
эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в
практические, в частности двигательные действия людей, в их
поведенческие акты - поступки, Это обеспечивает ясность и
отчетливость отражении действительности, что является одним
из необходимых условий успешности любой деятельности.

1.1 ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное
(преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и пос-
лепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на
предметы и явлевия внешней среды (природной и социальной), в
которой существует человек, и на свои собственные внешние
действия и поступки.
Внутренним вниманием называется направленность сознания
на явления и состояния внутренней среды организма.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ-
ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, дру-
гими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять
собой.
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется раз-
личной направленностью сознания, то внимание произвольное,
непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку
соотношения с целью деятельности. При произвольном вниманни
сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и
конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменя-
ющихся условий. Вот простой пример. На уроке литературы учи-
тель рассказывает о создании
С Пушкиным поэмы . В данном случае за-
дача школьников - понять и запомнить, сколь нелегким был
творческий путь великого поэта и сколь выразительной получи-
лась у него картина замыслов Петра о создании новой столицы
России - будущего Петербурга. Здесь внимание их включено в
восприятие речи учителя. Затем учитель вызывает одного из
учеников и предлагает прочесть из поэмы отрывок <На берегу
пустынных волн стоял он дум великих полн>. Перед учеником
стоит задача воспроизвести определенную часть поэмы, читая
ее вслух. Здесь внимание включено в процесс выразительного
чтения перед слушателями и сосредоточено уже, с одной сторо-
ны, на точности передачи слов текста, с другой - на эмоцио-
нальной передаче их смысла.
Аналогичные примеры могут быть взяты из практики обуче-
ния технике движения на уроках физической культуры, из уро-
ков по другим предметам. В них отчетливо выступает организу-
ющая и регулирующая роль произвольного внимания. Оно возни-
кает и сохраняется легко в силу интереса, вызываемого самой
деятельностью, высокой художественностью ее предмета.
Произвольное внимание нередко требует проявления воле-
вых усилий. Это отметил еще К. Маркс, анализируя процесс
труда. Он писал: "Кроме напряжения тех органов, которыми вы-
полняется труд, в течение всего времени труда необходима це-
лесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необ-
ходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим
содержанием и способом исполнении, следовательно чем меньше
рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллек-
туальных сил". В таких случаях человеку приходится преодоле-
вать себя, лишь усилием воли он может заставить себя сосре-
доточить внимание и взяться за работу. В жизни они встреча-
ются сплошь и рядом. Скажем, ученику приходится заставить
себя сосредоточиться на подготовке уроков вопреки желанию
смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом, произ-
вольное сосредоточение сознания на процессах обучения, тру-
да, тренировочных занятий обусловлено в основном целями, за-
дачами, требованиями деятельности и пониманием необходимости
ее выполнения. Волевые же усилия мобилизуют на достижение
цели, помогают отвлекаться, способствуют длительному сохра-
нению внимания.
Н е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает без
предварительно поставленной цели - как реакция на сильный
звук (скажем, сигнал сирены ), яркий свет
(например, движущаяся электрореклама о новом кинофильме),
новизну предмета (новая марка автомобиля, новая форма маски
вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина).
Предметом непроизвольного внимания становится любой нео-
жиданый раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно
для зрителей и участников соревнований закончивший комбина-
цию тройным сальто после больших оборотов на перекладине).
При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на корот-
кий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и
длительно - в тех случаях, когда восприятие предмета, даже
мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положи-
тельными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др,
Так может приковать внимание учащихся преподаватель, инте-
ресно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит
о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специ-
ально, с целью достижения положительного результата деятель-
ности, в данном случае урока.
Следовательно, внимание являетсся не только фактором,
огранизующим психическую деятельность, но и само может регу-
лироваться извне, в частности в педагогическом процессе.
П о с л е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает
вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сос-
редоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности,
иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс
рассматривания предмета или сама деятельность вызывает на-
растающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже
без всякого усилия.
Так было однажды с человеком, никогда не игравшим в шах-
маты. Он оказался в условиях, когда нечего было читать. На
столе лежало руководство к шахматной игре. Он взял книгу,
полистал, отложил. Снова взял. Стал бегло прочитывать неко-
торые страницы. Незаметно для себя задержался на одной из
них, все внимательнее и внимательнее стал вникать в содержа-
ние. Кончилось тем, что он вышел из комнаты (дело было в
гостинице), попросил шахматную доску, фигуры и с увлечением
начал уже практически постигать азы игры в шахматы. У него
возникло устойчивое послепроизвольное внимание.
Все три вида внимания - это динамичные процессы, свя-
занные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на
какое-то время становится преобладающим.

1.2. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Свойствами внимания называются особенности его проявле-
ния. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, пе-
реключение и распределение внимания.
Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого
и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов лю-
дям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек.
воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они
смогли запомнить. Оказалось, что у взрослых в среднем объем
внимания составляет всего 4 - б букв. У детей он еще меньше.
3начит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить
путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смыс-
ловые связи (например, объединяя буквы в слова).
К о н ц е н т р а ц и я внимания - свойство, выражающе-
еся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, пе-
реживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание
человека.
При наличии такой сосредоточенности человек становится
высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от
мыслей, в которые он погружен.
Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают
исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатле-
тов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов пе-
ред самым началом упражнения.
Устойчивость внимания - способность длительно быть сос-
редоточенным на определенном предмете или на одном и том же
деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии
сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или
процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от це-
лого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подго-
товленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное
значение для достижения успехов в учении, труде и спорте.
П е р е к л ю ч е н и е внимания выражается в произ-
вольном, сознательном перемещении его с одного предмета на
другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой.
Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или
постановкой новых ее задач.
Это свойство внимания имеет важное значение во многих
профессиях и но многих видах спорта, особенно в спортивных
играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках од-
ной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении
всей игры, т. е. в особо сложной ситуации. Иная ситуация,
скажем, при переходе от урока физической культуры в шкале к
уроку математики. Но для некоторых учеников переключение
внимания здесь оказывается даже более трудным, чем в рамках
одной игровой деятельности.
Не следует смешивать переключение внимания с о т в л е
ч е - и и е м, которое выражается в непроизвольном переносе
сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении
интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратков-
ременных колебаниях внимания. Они особенно заметны при сос-
редоточении на раздражителях пороговой силы (скажем, на ти-
кании наручных часов - оно слышится то более, то менее от-
четливо).
Отвлечение внимания еще ярче выражено при восприятии
конкурирующих изображений (рис. 4.). Если поставить задачу
смотреть все время на нарисованный профиль, то изображение
часто будет сменяться видением вазы. Такие отвлечения длятся
мгновения.
Истинное отвлечение является следствием многих причин.
Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, сниже-
ние интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном
характере) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие
перерывы в работе, физкультпаузы и др.
Р а с п р е д е л е н и е внимания - свойство, благода-
ря которому возможно выполнение двух или более действий (ви-
дов деятельности) одновременно, но только в том случае, ког-
да одни действия привычны для человека и осуществляются хотя
и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизи-
рованно.
Способность распределять внимание имеет важное значение
для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказы-
вать (показывать) содержание учебного материала и в то же
время наблюдать за действиями, поведением занимающихся - од-
но из основных педагогических умений. Эта способность воспи-
тывается главным образом в процессе накопления опыта в опре-
деленном виде деятельности.
Свойства внимания проявляются в зависимости от условий
и требований деятельности либо раздельно (например, при ра-
боте с микроскопом необходима только концентрация внимания
на фоне его устойчивости), либо в различных сочетаниях. Но
есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства
внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение
всего матча внимание должно быть сосредоточено только на иг-
ре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры.
Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с боль-
шей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее
моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение,
и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне
проявляется внимание и у полевых игроков в те несколько де-
сятков секунд, иногда в т. минуты, которые они находятся в
игре.

1.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ

Физиологические механизмы внимания очень сложны. К ним
относится в первую очередь ориентировочно-исследовательский
рефлекс. Его И. П. Павлов назвал рефлексом <что такое? >. Он
служит основой непроизвольного внимания и возникает при
действии неожиданных и новых раздражителей. Но главным в ме-
ханизмах внимания является образование в коре больших полу-
шарий головного мозга очагов (по
И. П. Павлову) и открытое А. А. Ухтомским явление доминанты
(от глагола доминировать, т. е. господствовать). А. А. Ух-
томским же введено понятие р а б о ч е й д о м и н а н т ы.
Оно обозначает, что возникающие в коре головного мозга очаги
доминирующих возбуждений не ограничиваются какими-то изоли-
рованными пунктами, а образуют сложные системы возбужденных
зон к о н с т е лл я ц и и (созвездия), которые служат физи-
ологическим механизмом внимания. Нельзя не отметить также
значения в механизмах внимания (особенно произвольного) вто-
росигнальных влияний, а также взаимодействия коры и подкор-
ковых образований.
Р а с с е я н о с т ь - особое состояние человека, при
котором он не может сосредоточить внимание на определенном
предмете, на речи другого человека, на своих мыслях, дейс-
твиях и др. Причинами рассеянности могут быть: глубокое не-
гативное переживание (потрясение), болезнь и др. Рассеян-
ность бывает кажущейся: человек не замечает окружающего, не
отвечает на обращения к нему, что-то забывает. На самом деле
это не рассеянность, а только сосредоточенность на своих
мыслях, чувствах, т.е. яркое проявление внутреннего внима-
ния.

2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПОД-
РОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ


Как я уже сказал, внимание неразрывно связано с другими
психическими процессами, протекающими у подростков на уроках
физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно
связано с наблюдением.
Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного
восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого
восприятия для спортсменов являются они сами и их противни-
ки. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно
характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от
особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосре-
доточенностью, распределенностью, переключаемостыо. Система-
тическое упражнение в наблюдении за противником, партнером
по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой сорев-
нований приводит к тому, что наблюдение и внимание становят-
ся свойствами личности спортсмена -- н а б л юд а т е л ь н
о с т ь ю и в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью
называется умение подмечать малозаметные признаки или осо-
бенности предметов и явлений, имеющие значение для познания
их сущности. Внимательность, как избирательная направлен-
ность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона
наблюдательности.
Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и
соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом
самого себя, партнеров и особенно противников с целью разга-
дывания их тактических замыслов и реализации собственных
тактических действий. Например, в специальном исследовании,
проведенном на борцах, установлена важность создания на ос-
нове наблюдения образа противника. В структуру образа входят
знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности
борца, о его физических качествах (силе, быстроте, выносли-
вости, ловкости), об эмоционально-волевых особенностях (со-
ревновательном на строении, смелости, решительности, настой-
чивости, упорстве) и др. В оценке перечисленных характерис-
тик больше всего затруднений вызывают эмоционально-волевые
особенности, и тем в большей мере, чем ниже спортивная ква-
лификация оценивающего борца. Составленный на основе наблю-
дения образ противника сопоставляется с представлением
спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить тактический
план действия в предстоящей схватке с данным противником.
Наблюдение ведется в ходе соревновательного поединка с
целью разгадать отдельные намерения противника и уяснить его
тактический план в целом. Ориентирами при этом служат стати-
ческие признаки (поза, дистанция, характер захватов и др.),
динамические (сила, скорость, темп и ритм действий, маневри-
рование по ковру и др.), функциональные (характер дыхания,
своевременность реакций, мимика и др.) и результативные (ак-
тивность, число удачных и неудачных действий, предупреждений
и др.). На основании такой текущей информации в тактические
действия вносятся коррекции по ходу схватки.
В другом исследовании изучались различные признаки об-
манных и истинных действий у боксеров. С помощью наблюдения
боксеры научаются различать их в подготовительные моменты и
в момент выполнения действия. В первом случае они ориентиру-
ются на дистанцию (она при подготовке финтов больше, чем при
подготовке истинных действий), на характер стойки боксера
(открытая-закрытая) и на выражение лица (например, один из
боксеров перед истинным ударом непроизвольно сводит брови).
Данная информация позволяет корректировать тактические дейс-
твия уже в каждом боевом эпизоде.
Таковы назначение и роль наблюдательности и вниматель-
ности и в других видах спорта, особенно в спортивных играх,
где необходимо еще заботиться о согласованности собственных
действий с действиями партнеров. Наблюдательность и внима-
тельность теснейшим образом связаны с антиципацией и такти-
ческим мышлением спортсменов.

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В физическом воспитании и спорте, как в любой другой
деятельности, внимание является обязательным компонентом.
Без этого деятельность не может быть продуктивной. Однако в
условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнова-
ний формы проявления и функционирования внимания не одинако-
вы.
В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та
или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекаю-
щие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением
спортивной техникой, развитием физических, волевых, мораль-
ных качеств, разучиванием определенных тактических комбина-
ций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель, тре-
нер или сам спортсмен, и определяется направленность созна-
ния - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой
атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учи-
тель ставит перед группой старших школьников задачу: совер-
шенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и
направленность сознания занимающихся на восприятие собствен-
ных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель
ставит новую задачу: овладеть координацией движений в фазе
полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие
собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух че-
ловек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель,
выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в
каждой попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены
на выполнении отталкивания, которое им не удавалось.
Эти факты не только определяют значение задачи в нап-
равленности и проявлении внимания. Они говорят о том, что,
поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что
она принята всеми.
В условиях с о р е в н о в а н и й направленность соз-
нания соревнующихся определяется уже не частными учебными и
воспитательными задачами, а главной целью - достижением воз-
можно более высокого спортивного результата. Особенность же
проявления внимания зависит от специфических для каждого ви-
да спорта условий деятельности.
Это можно проследить, сравнив, например, два вида спор-
та - стрельбу и футбол.
В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие
свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. НО
линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый
из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для
любого из них <чужие> выстрелы должны служить фактором, от-
рицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные ус-
ловия для стрелков - постоянно действующий, привычный фак-
тор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как
правило, даже не слышат выстрелов соседей. Нужно, правда,
оговориться, что это относится к спортсменам, находящимся в
состоянии полной готовности к соревнованиям.
Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные ус-
ловия игры таковы, что от игроков постоянно требуется прояв-
ление всех свойств внимания.
Прежде всего это относится к полной сосредоточенности
на процессе игры в целом. Внимание футболистов динамично.
Игра требует его распределения, при котором в сознании отра-
жаются и противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и
ворота, а также частых переключений, изменяющегося объема,
варьирующей устойчивости. Внимание включено в процесс наг-
лядно действенного мышления при решении тактических задач.
Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью
контроля и саморегуляции собственных действий, поступков,
самочувствия.
Таким образом, внимание в физическом воспитании и спор-
те - один из важных факторов успешности деятельности. Но ус-
ловия деятельности, требующие проявления внимания, в то же
время способствуют его развитию.



ЛИТЕРАТУРА


1. Психология, Под. ред. Пуни А.Ц., М.:1984.
2. Хрестоматия по психологии, Под. ред. Петровского
А.В., М.: 1987.
3. Фресс, Поль, Экспериментальная психология.
4. Кляйн, Ганс, Внимание и спорт, М.:1996.




Реферат на тему: Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы

Устинова
Ольга

Волгоград


Содержание.


Введение…………………………………………………………………стр. 2
1. Значение уголка природы в воспитании……………………….…..стр. 3
2. Организация наблюдения в уголке природы ……………………...стр. 5
1. Младшая группа…….……………………………………………стр. 5
2. Средняя группа…………………………………………………...стр. 6
3. Старшая группа…………………………………………………..стр. 10
4. Подготовительная группа……………………………………….стр. 16
Заключение……………………………………………………………...стр. 31
Список литературы……………………………………………………..стр. 33



Введение.


Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой
положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем
лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней
в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются
такие качества, как реалистическое понимание явлений природы,
любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически
относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к
ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и
способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как
патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и
умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок
природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые
животные.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу
воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и
ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают
представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о
том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них
нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая
животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у
растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения
животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на
красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо
содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у
детей чувства прекрасного.
В процессе систематического ухода за растениями и животными
воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит
внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах,
укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в
достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные
условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного
окружения.



1. Значение уголка природы в воспитании.
Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей
экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений
и животных позволяет формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых,
систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов
способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-
третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает
основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам,
воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения и
животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
В целом при подборе объектов для живого уголка следует исходить из
условий и возможностей детского сада и природного окружения.
Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен
соответствовать следующим требованиям:
- "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов,
но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше,
чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих
особей;
- при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об
аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая
проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо
животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового
уголка аллергенные объекты;
- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными
признаками;
- растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты,
без колючек, не агрессивны и т.д.;
- обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;
- подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных
особенностей детей.
Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом
случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения
периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован
в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические
наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями и животными. В
групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты,
например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение, щенок ,
котенок и т.д.



2. Организация наблюдения в уголке природы.
2.1. МЛАДШАЯ ГРУППА.
Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо
различимыми органами. Главная задача: научить узнавать, различать и
называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); научить
правильно поливать водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой кожистые
листья. Для решения этой задачи могут быть использованы растения: герань
зональная, фуксия гибридная, бегония вечноцветущая, бальзамин султановидный
и др., для выработки умений по уходу за растениями подойдут фикус
каучуконосный, гибискус китайская роза, аукуба японская и т.п. Необходимо,
чтобы изучаемых растений было по 2 экземпляра каждого вида. Помимо
постоянных объектов в младшей группе используются и временные: выращиваемый
на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп и
салат. Для успешного знакомства с растениями могут быть использованы игры:
"Найди такой же", "Найди пару", "Большие и маленькие", "Найди все цветущие
растения", "Найди растение, похожее на травку, на дерево" и т.п.
Животные, используемые в младшей группе, также должны иметь типичные
признаки своего класса и различаться по форме тела, способу движения,
условиям жизни, характеру пищи, поэтому целесообразно использовать в
качестве постоянных объектов золотую рыбку или золотистого карася,
канарейку, а в качестве временных - кролика, хомяка, морскую свинку и т.п.
Дети младшей группы должны помогать воспитателю в уходе за животными
(насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в
клетку).
Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах
представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу
за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц,
поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена
цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.
Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель
делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание
к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она
впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:
подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой
и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения
и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.
Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо
привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их
к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы:
предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать,
полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное
комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок
сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти
вплотную).
Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая,
рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает
неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем
вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.
В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных
жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки,
составляя из них букеты.
Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.
Аквариум – это модель водоема, где происходят почти все биологические
процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдения за жизнью
рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать
художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения,
ухода за живыми организмами.
Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая
хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении
рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.
В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть,
как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок.
Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят,
сколько корма можно давать рыбкам.
С первых дней ознакомления детей с животными воспитатель побуждает
малышей к наблюдению за повадками животных : предлагает посмотреть, как
птичка начала клевать зернышки, как плавает рыбка в воде.
Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется в самых неожиданных
формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы
подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается
без хвоста. Поэтому следует всегда быть на стороже и вовремя останавливать
подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или
птичка может заболеть.
Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо
кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке
всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз
в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.
В ходе выполнения поручения интерес к животным у детей укрепляется,
малыши с удовольствием наблюдают за ними. Но знания детей о животных,
полученные в процессе эпизодических наблюдений, отрывочны, часто
бессистемны; дети не могут выразить в речи свои впечатления, так как их
словарный запас очень мал. Учитывая это, воспитатель на занятиях по
наблюдению за животными не только уточняет знания, укрепляет интерес
малышей к животным, активизирует желание детей ухаживать за животными,
кроме того, цель этих занятий – доставить детям радость от общения с живыми
существами.
В начале занятий воспитатель использует такие приемы, которые помогают
вызвать у детей интерес, привлекают их внимание к наблюдаемому. Например,
он загадывает несложную загадку; не беда, если дети ее не отгадают, или
назовут животное неправильно. Педагог тут же приносит в группу «живую
отгадку», и дети видят, о каком животном шла речь.
Вопросы детям младшей группы задают конкретные, такие, на которые они
смогут ответить одним-двумя словами, например: «Какие уши, большие или
маленькие? Лапки длинные или короткие?» Животное рассматривается по плану:
сначала голова, затем туловище, лапы, хвост. Нужно дать детям целостное
представление о живом существе, подчеркивая, что оно двигается, ест, т.е.
обратить внимание на повадки животного. Можно предложить одному-двоим
малышам покормить, скажем, кролика, при этом обратить внимание их на то,
как он ест.
Для первого наблюдения следует выбрать такое животное, которое дети
смогли бы не только рассмотреть, но и погладить. Очень важно отношение,
которое проявляет к животному сам воспитатель: его внимательность,
заботливость – лучший пример для подражания.
Занятия по наблюдению за животными вызывают у детей огромный интерес.
На прогулке дети обычно не отходят от кролика: каждый несет ему травку,
угощает его, гладит, называя его ласковыми именами. Но уход за
млекопитающими животными малышам недоступен, поэтому в младших группах
кроликов держать не следует.
Для полного ознакомления с каким-либо животным желательно провести не
меньше двух занятий по наблюдению за ним. Если во время первого наблюдения
дети знакомятся с животным и получают самые элементарные представления о
нем, то при повторном рассматривании знания детей дополняются и
расширяются, становятся более устойчивым и интерес малышей к объекту
наблюдения.
Месяца через два можно провести повторное занятие по наблюдению за
кроликом – этим же или другим (взрослым или детенышем). В начале занятия
воспитатель использует другой пием для привлечения внимания детей:
напоминает им о том, что они уже видели кролика, и спрашивает, хотят ли они
посмотреть его еще раз.
На повторном занятии воспитатель добивается от детей большей
активности в рассматривании описании животного, больше внимания обращает
на его повадки. Здесь можно использовать элементы сравнения, спросить:
«Какого цвета была шерсть у кролика, которого мы рассматривали раньше?
Который из них больше?» Можно покормить кролика другим видом корма,
например зеленым овсом, который дети сами вырастили, капустой, салатом. При
рассматривании детенышей уточняется их название – крольчонок, крольчата.
Примерно таким же образом воспитатель знакомит детей с домашними
животными – кошкой, небольшой собакой или щенком.
Занятие по наблюдению за рыбкой можно провести в такой же обстановке:
посадить детей в кружок, в центре которого поставить таз с водой. Начать
занятие с известного детям приема, но можно и иначе: внести банку с водой,
в которой находится рыбка, и пустить рыбку в таз. Примерно так же
проводится наблюдение за птичкой.
При первом наблюдении за животными дети в младшей группе иногда бывают
настолько поглощены объектом наблюдения, что мало что могут рассмотреть –
запоминают сам факт рассматривания, поэтому воспитателю не следует
ограничиваться одним занятием. В процессе первичного наблюдения педагог
дает детям элементарные знания о внешнем виде и повадках птички и
обязательно говорит о необходимости бережного к ней отношения. Затем
привлекает малышей к уходу за птичкой, наблюдая за ее повадками. С этой
целью проводит повторно наблюдение за птичкой. Начать его можно с
предложения рассмотреть птичку, которая живет в группе. Если воспитателю
удалось вызвать у детей положительное отношение к животным уголка природы,
дети очень охотно откликаются на предложение воспитателя, несмотря на то
что птичку они видят ежедневно. Педагог на этом занятии дает дополнительные
сведения о птичке (например, тело птички покрыто перышками; птичка клюет
травку и т.д.).
Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время
систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством
воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида
и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши
видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,
заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это
укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает
желание самим заботиться о них.
Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и
подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме
того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,
рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное
воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В средней группе у детей должно формироваться умение видеть
разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать
различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не только с
особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также
формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой
лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).
В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между
способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины,
количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ
ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у
растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если
листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать
его нужно часто). При отборе объектов следует учитывать разнообразие
листьев по форме и величине, целесообразно использовать разные виды одного
рода (например, герань зональную и душистую, бегонию вечноцветущую и рекс).
В качестве новых растений могут быть использованы агава американская, алоэ
древовидное, аспарагус перистый, адиантум венерин волос, разные виды
бегоний и герани. Для запоминания растений может быть использована игра
"Спрячем растение", а для закрепления навыков по уходу и формирования
заботливого отношения организуются дежурства.
При наблюдении за животными дети выясняют зависимость движения от
особенностей строения конечностей, сравнивают животных одного класса, но
разных видов.
Рыбы: тело овальной формы; покрыто блестящей чешуей; на спине, животе,
хвосте - плавники; рыбы большие и маленькие; разные по окраске; плавая, то
поднимаются вверх, то опускаются вниз. Используются рыбы разные по внешнему
виду и повадкам - прудовый карась и верхоплавка, разновидности золотой
рыбки, кроме телескопа и вуалехвоста, и др.
Птицы: различие в оперении, форме клювов, цвете глаз, особенностях ног;
тело покрыто перьями; поет (щебечет), купается, клюет корм. Канарейки и
волнистые попугайчики.
Млекопитающие: форма мордочки, цвет и длина шерсти, размер тела, ушей и
т.д.; сведения о повадках ( прислушиваются, поворачивают и поднимают уши,
умываются, неслышно ступают, держат пищу в лапках). Рекомендуется
использовать животных одного отряда, но разных семейств- хомяк и морская
свинка.
При уходе за животными дети должны уметь подбирать разные виды кормов,
протирать стенки аквариума, мыть поилки и кормушки, выращивать овес для
корма.
В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые
знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь
они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить
растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь
стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе,
приучать их заботится о животных и растениях.
Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют
поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В
средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с
небольшими подгруппами детей.
Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть,
объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с
растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.
В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как
проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе
лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их.
Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на
ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до
локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым
ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с
теплой водой.
Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие
стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу:
растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.
Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами ,мелкими животными
уголка природы.
Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами:
помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на
определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы,
как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в
горшочке, которые сами для них вырастили.
Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого
отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать,
узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).
В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или
кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими
животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время
ухода за ними.
По-прежнему знания о птицах дети получают и при постоянных
наблюдениях за ними на участке: у кормушки, на деревьях, и т.п. Отмечают,
какой корм они едят, как по-разному едят разные птицы. Эти наблюдения можно
использовать при проведении занятий.
Если предоставляется возможность, летом на даче воспитатель также
обращает внимание детей на животных в естественных условиях их обитания:
птиц, встречающихся в лесу, белку, прыгающую по деревьям, рыбок в водоеме.
Ребята с удовольствием рассматривают животных, сравнивают их с обитателями
своего уголка природы.
В летних условиях можно провести и повторное наблюдение за кроликами:
посмотреть, как они прыгают в травке, как выросли маленькие крольчата, за
которыми постоянно ухаживают старшие ребята. Так укрепляется интерес к
животным и положительное отношение к ним. Этому способствует также чтение
художественной литературы о животных, рассматривание иллюстраций, а также
разнообразные игры детей.
Однако, следует помнить, что пример взрослых является главным условием
воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.
В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим
зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно
поливают (не заливая луковицы).

2.3. СТАРШАЯ ГРУППА.

В старшей группе дети должны научиться сравнивать, классифицировать и
обобщать. Основной задачей служит формирование представлений о росте и
развитии животных и растений, изменении их по сезонам, об условиях,
необходимых для нормального роста и развития.
При работе с растениями используются экземпляры с разнообразными типами
строения стеблей ( вьющимися, стелющимися, прямостоячими и т.д.) ,
видоизмененными побегами (луковицами, корневищами, клубнями). Дети
знакомятся с внешним видом, разнообразием стеблей, листьев, цветков,
вегетативным размножением (стеблевыми черенками и усами), определяют
способы ухода в зависимости от характера строения стеблей и листьев.
Рекомендуемые объекты: 2-3 вида традесканции, роициссус ромбический ,
сциндапсус золотистый, цикламен персидский, камнеломка побегообразующая,
амарилисы, кливии, аспидистра высокая. Дети в средней группе должны
овладеть новыми операциями по уходу за растениями: подкормкой и
размножением черенками и усами. Для лучшего запоминания растений можно
применять игру "Угадай по описанию".
При работе с животными дети выясняют приспособленность их к условиям
среды обитания, т.е. взаимосвязь “строение-образ жизни”, а также знакомятся
с деталями во внешнем строении (у зверей шерсть на мордочке короче, на
спине и животе длиннее; перья у птиц длиннее на крыльях и животе). В
качестве объектов используются разные животные.
Рыбы: вуалехвост, телескоп, монетка и др.
Земноводные: лягушки, тритоны.
Пресмыкающиеся: черепахи.
Птицы: канарейки, волнистые попугайчики (размножение в неволе).
Млекопитающие: морские свинки, хомячки, белые крысы, кролик и др.
Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием
растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так
как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за
ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные
под руководством воспитателя.
В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за
ростом и развитием растений и животных. В этом большую роль играет
систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в
уголке природы.
Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под
руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они
поливают растения .Поливка растений является для детей трудным видом ухода.
Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение
несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем
воспитателя. Привлекая все ребят поочередно к поливке, необходимо учить
каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к
краю горшка), приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до
тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется
вода.
Основные занятия о животных и сведения об уходе за ними дети получают
во время занятий. Однако не следует процесс ознакомления с животными
сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за
животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по
наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за животными усиливает интерес
детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя
длительными наблюдениями. На занятии животное не всегда «показывает» все
свои повадки, а в процессе систематического наблюдения за ним ребята могут
узнать много интересного. Во время обсуждения работы и наблюдений дежурных
воспитатель просит ребят рассказать о том, что они увидели, поощряет
наиболее внимательных. Таким образом, педагог постоянно поддерживает
интерес детей, не дает ему угаснуть. Помогает этому и собственный интерес
воспитателя, его внимание к животным.
В уголке природы старшей группы могут быть те же животные, что и в
подготовительной к школе группе. Разница лишь в объеме знаний, которые
получают дети о том или ином животном, менее самостоятельном уходе за ним
(осуществляется он всегда под контролем и при непосредственном участии
воспитателя), более ограниченном сроке пребывания некоторых животных в
уголке природы.
Основное требование, которое необходимо выполнять при содержании
животных в уголке природы, — создание нормальных условий для их жизни.
Прежде чем приобретать животных, необходимо приготовить помещение для них,
стараясь приблизить условия пребывания животного в неволе к естественным и
заранее заготовить корм. Животных нельзя держать в маленьких, узких,
низких, не подходящих для них клетках, стесняющих естественные движения.
Белок и большинство птиц лучше содержать не в клетках, а в просторных
вольерах (от пола до потолка), сделанных из деревянных рам с натянутой
металлической сеткой.
Для таких животных, как кролик, морская свинка, еж, нужны деревянные
клетки - невысокие, но просторные, дающие возможность животным свободно
двигаться.
При недостатке места в большой вольере для птиц можно выделить место
для содержания морской свинки. В этом случае в вольере выгораживается
помещение достаточного объема с потолком из фанеры, чтобы животные не
беспокоили друг друга.
Мелких птиц можно держать в небольших клетках. Их лучше вешать на
стенку вблизи окна на высоте 1,5 м от пола.
Для ухода за животными нужен специальный инвентарь. Все предметы ухода
за животными размещаются вместе с инвентарем по уходу за растениями.
Некоторые предметы, например щетку, сметку и др., удобно держать
непосредственно в вольерах.
Следует помнить взрослым и дать понять детям, что содержанию птиц,
зверьков в уголке природы надо уделять самое серьезное внимание. Живое
существо — это не игрушка, оно требует большого внимания и тщательного
ухода: ежедневно в одно и то же время два три раза кормить, менять воду по
мере загрязнения. (Не забывать на выходной день оставлять корм, воду!)
Очень важно ежедневно убирать клетку. Один раз в месяц производить
тщательную уборку: все ее части вымыть теплой водой с мылом.
Нельзя допускать, чтобы животные гибли от недосмотра. Поэтому,
выпуская их иногда из клетки, надо принять меры предосторожности: закрыть
окно и форточку, чтобы не вылетела птица, не выскочила белка. Нельзя
оставлять без присмотра на длительное время ни одно животное.
Рыбы являются обязательными и постоянными обитателями уголка природы
во всех группах детского сада.
Для содержания рыб можно использовать различные аквариумы. Однако
следует учесть, что в круглых аквариумах несколько искажается форма тела
рыб и растений.
Лучшими аквариумами во всех отношениях являются широкие
четырехугольные в металлической оправе (каркасе). Новый аквариум надо
проверить, не протекает ли он, затем тщательно вымыть, насухо вытереть и
поставить на определенное место, лучше всего на специальный столик на
небольшом расстояний от окна.
Установив аквариум, надо подготовить грунт - тщательно промытый и
прокаленный крупнозернистый речной песок. Его нужно класть неровным слоем —
с наклоном к середине аквариума и к одному его краю, тогда грязь будет
скапливаться в одном месте, и ее легко удалить с помощью стеклянной или
резиновой трубочки. Поверх песка положить камешки, ракушки, посадить
растения, чтобы придать аквариуму сходство с естественным водоемом.
Особенно важно посадить растения. Только при этом условии можно
поддерживать биологическое равновесие в аквариуме. Растения обогащают воду
кислородом, который необходим для дыхания рыб, и поглощают углекислоту.
Кроме этого, икромечущие рыбы откладывают икру на листья растений, листья
служат убежищем для мальков, для некоторых рыб они являются добавочным
питанием.
После того как грунт подготовлен, посажены растения, можно наполнить
аквариум водой. Воду из крана следует предварительно выдержать несколько
дней в другой посуде к ни в коем случае ее не подогревать, так как в
подогретой воде меньше воздуха. Наливать воду надо осторожно, чтобы не
вымыть посаженные растения. Можно это делать по-разному: пользоваться
шлангом, положив его на грунт, специальной воронкой для наливания воды или
лить воду на лист писчей бумаги на блюдце, поставленное на дно, или
направлять струю воды на свою руку, опущенную в аквариум.
В аквариум желательно поместить несколько пресноводных улиток; они
своего рода санитары — очищают стенки аквариума и съедают остаток корма.
Пополнять аквариум рыбами нужно постепенно, рассматривая и сравнивая
новых рыб с помещенными раньше.
В уголке природы старшей группы рыбы должны быть разные: неприхотливые
аквариумные рыбки — золотая рыбка и ее разновидности— и рыбы пресноводных
водоемов, например маленький карп. При хорошем уходе он быстро растет, и
дети, начав за ним наблюдать в старшей группе, продолжат это наблюдение в
подготовительной к школе группе.
Важное условие содержания рыб в аквариуме — правильное их кормление.
Лучшим кормом для всех рыб является живой корм: мотыль-личинка комара-
дергуна. Каждой рыбе в день нужно давать два — четыре червячка. Хранят
мотыль во влажной тряпочке в прохладном месте, так он сохраняется в течение
недели. Из сухих кормов в основном употребляют дафний. Сухого корма рыбам
также дается определенная норма.
Хорошо чередовать сухой корм с живым мотылем, при кормлении только
сухим кормом рыбы плохо растут, а тепловодные не размножаются. Кормить
хлебом или сухарями не следует, так как от них закисает вода и загрязняется
песок, приходится часто менять воду.
Кормить рыб надо в одно и то же время (один-два раза в день), бросать
корм лучше в стеклянную рамочку-кормушку, чтобы он не расплывался по всему
аквариуму. Нетрудно приучить рыбок подниматься за пищей на звук
колокольчика или на звук, получающийся при постукивании чем-нибудь о стенку
аквариума. Это повышает интерес детей к уходу за рыбами. Остатки пищи,
опустившиеся на дно, надо обязательно выловить стеклянной трубочкой.
Это делается так: трубочку, прикрытую сверху пальцем, опускают на
остатки корма, на дно, затем снимают палец, и корм вместе с водой
поднимается в трубочку; трубочку опять закрывают пальцем и вынимают из
воды. Так повторяют до тех пор, пока на дне совершенно не останется корма.
Для резиновой трубки нужно иметь всасывающий баллон (обыкновенный
детский резиновый баллончик).
Если кормят рыб правильно, грязь из аквариума удаляется и в нем есть
достаточное количество растений, воду можно не менять месяцами. Но если эти
правила не соблюдаются, рыбы чувствуют себя плохо, приходится менять воду
часто.
В загрязненной воде с малым количеством кислорода рыбы задыхаются и,
стоя почти вертикально у поверхности воды, заглатывают атмосферный воздух,
что очень обессиливает их. Нужно также избегать и перенаселения аквариума.
Следует исходить из того, что для каждой рыбы длиной 10 см требуется не
меньше 2 л воды.
Менять воду в аквариуме и мыть его лучше всего в присутствии детей,
привлекая их к помощи, воду выливать шлангом. Перед этим рыб вынимают
специальным сачком. Ни в коем случае нельзя разрешать детям брать рыб
руками: рыбы могут заболеть.
Двое-трое детей моют камешки, песок и растения промывает воспитатель
несколько раз при детях.
Воду не обязательно всегда менять полностью, можно вылить ѕ ее в
аквариуме, протереть его стенки и долить свежей воды, при этом рыб не
удаляют и не вынимают растения.
В старшей группе дети продолжают наблюдать и за насекомыми — жуком
плавунцом, если он остался жить в группе с лета,
После переезда с дачи в город воспитатель выясняет, что осталось у
детей в памяти об этом жуке, предлагает сравнить его с рыбками, спрашивает,
почему он в отдельной банке, а не вместе с рыбками. Дети рассматривают
плавающего жука, кормят его, наблюдают, как жук схватывает мясо своими
сильными челюстями; некоторые дети вспоминают, как он ползает. В процессе
ухода за обитателями уголка дети заметят, что жук время от времени
поднимается к поверхности воды и выставляет задний конец своего тела (он
дышит, захватывая атмосферный воздух). Иногда дети замечают на заднем конце
тела жука пузырек воздуха. Воспитатель объясняет, что во время дыхания жук
забирает под крылья воздух и потом долго находится под водой.
Надо помнить, что на дно банки, в которой находится жук-плавунец,
необходимо положить камешек покрупнее, чтобы жук под ним мог задержаться на
дне, иначе его тело сравнительно легко выталкивается водой, и ему
приходится делать усилия, чтобы не всплыть.
Как и в средней группе, в старшей лучше всего иметь какую-нибудь
зерноядную птицу — чижа, снегиря, щегла, чечетку. Все они радуют детей
песенками, повадками (например, чиж забавно купается), привлекают окраской
перьев.
В дополнение к тем птицам, которые рекомендуются для средней группы, в
старшей группе можно иметь синицу. Она питается насекомыми, их личинками и
яйцами (даже зимой), в поисках их она в разнообразных позах держится иногда
на самых тонких ветвях дерева.
Синицы прилетают и на кормушку, если положить семена конопли,
дробленые семена подсолнечника, кусочки сала. На кормушке синица ведет себя
как настоящий хозяин: отгоняет других птиц и даже постоянных посетителей —
воробьев.
В уголке природы дети могут познакомиться с синицей еще ближе: заметят
ее подвижность, рассмотрят тонкий и вместе с тем сильный клюв, увидят,
какое у синицы (имеется несколько видов) яркое оперение: черная головка,
белые щеки, черная полоска на лимонно-желтом фоне груди (черная полоска
ярче выражена у самца). Прирученную синицу можно выпускать, но кормить
необходимо в клетке, тогда она будет сама в нее залетать. Когда синица вне
клетки, за ней необходимо следить, так как она может забиться в игрушки и
погибнуть или упасть в аквариум, в ведро с водой.
Кормом для синиц является смесь муравьиных яиц с тертой морковью,
семена конопли. Кроме того, добавляются почки ивы и фруктовых деревьев,
кусочки сала. Синицу большую нельзя держать с другими мелкими птицами, так
как она может забить их до смерти.
Ежедневный уход за птицами в старшей группе заключается в следующем:
подготовке корма, мытье кормушек, поилок, ванночек для купания, засыпке
корма в кормушки, наполнении водой поилок и ванночек, чистке клеток с
выдвижным дном (перемена песка, чистка жердочек), расстановке кормушек (не
по жердочкам), поилок, ванночек в клетках. В зимнее время дети
подготавливают птичкам лакомый корм — зеленые всходы овса.
Весь уход за птицами осуществляется под контролем и при
непосредственном участии воспитателя.
Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и
выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями.
Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно
часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение
для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте
проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно
устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро
становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие.
Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.
Уход за живыми объектами в уголке природы осуществляют дежурные под
руководством воспитателя. Эта работа приучает ребенка к ответственности и
аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем дает возможность
накапливать знания и трудовые навыки.
Дежурства в старшей группе вводятся в начале учебного года. Работа
дежурных в уголке природы, где дети имеют дело с живыми организмами,
является более сложной, чем другие виды дежурств.
В уголке природы не бывает буквального повторения одних и тех же
действий, поэтому дети должны постоянно проявлять инициативу, смекалку.
Рыбы требуют одного ухода, жук-плавунец — другого (хотя, и не сложного),
для птиц нужно создать совсем иные условия, чем для рыб, и т. д. Да и
комнатные растения, как уже было сказано, нуждаются в различном уходе: одни
любят солнце, других, наоборот, нужно убрать в тень, одни нуждаются в
обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Все это обязывает
воспитателя тщательно планировать работу детей по уходу за обитателями
уголка.
Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа:
воспитатель показывает и рассказывает, в чем заключаются обя

Новинки рефератов ::

Реферат: Основы теории информации (расчеты) (Компьютеры)


Реферат: Вопросы лазерной безопасности (Радиоэлектроника)


Реферат: Анализ итоговых финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ баланса (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социално-икономически проблеми при прехода от военна към гражданска структура на Войските на Министерството на транспорта (География)


Реферат: Взгляд на личность в чань-буддизме (Мифология)


Реферат: Темперамент (Психология)


Реферат: Краткое содержание книги И. Тэна "Происхождение современной Франции" (История)


Реферат: Конспект традиционного урока (Педагогика)


Реферат: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира (История)


Реферат: Конспект по зарубежной литературе (Литература : зарубежная)


Реферат: Вселенські собори (Религия)


Реферат: Синдром эмоционального выгорания (Психология)


Реферат: Атлантида – миф или реальность? (Культурология)


Реферат: SWOT-анализ, маркетинговые исследования (Маркетинг)


Реферат: Кризис крепостнических отношений на Украине (История)


Реферат: Графический дисплей (Цифровые устройства)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РЕИНЖИНИРИНГА (Менеджмент)


Реферат: Организация участка по ремонту колесных пар пассажирских вагонов (Транспорт)


Реферат: Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях (Психология)


Реферат: Договор перевозки груза автотранспортом (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист