GeoSELECT.ru



История / Реферат: Испанская инквизиция (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Испанская инквизиция (История)




Реферат по Истории на тему:
«Испанская инквизиция»



План.

I. Введение

II. Основная часть

1. История создания

2. Предпосылки создания

3. Носильное крещение

4. Новая инквизиция

5. Жестокие порядки

6. Гонения

7. Арабы

8. Ведьмы

III. Заключение



Введение


На протяжении всей истории мироздания, а особенно в средневековье,
человечество тормозило развитие своего же собственного прогресса, не давая
ему свободы и прикрываясь религией и нравственными человеческими
принципами. До сих пор мы сталкиваемся с подобной ситуацией, обсуждая
проблемы новых изобретений в науке и нетрадиционных мнений в обществе. В
истории очень много примеров подобного торможения, и все из них особенны
своими предпосылками, сутью, решением и результатами. Одним из таких
примеров, на котором я и хочу заострить свое внимание, который отличается
своей жестокостью, слепостью и безнадобностью, произошедшим в те века,
когда подобную ситуацию можно было решить более цивилизованным путем. Этим
примером является время, сопряженное событиями Европейской инквизиции и ее
жесточайшим примером Испанской инквизиции.
Эта тема подсознательно вызывает чувство особого, своими методами и
способами, эталона несправедливости и порочности светского склада общества
и его подоплеки, т. е. низов. Именно это и повлияло на мое решение.
Инквизиция погубила многих известных личностей, благодаря которым,
вероятно, сегодня прогресс науки, искусства и творчества стоял бы на высшей
ступени. Латинское слово «инквизиция» вошло в европейские языки во времена
средневековья. По-латыни слово inquisitio (p. n. inqusitionis) –
существительное, производное от глагола inquirere («искать»,
«расследовать»), и соответственно значило «розыск», «расследование».
Inquisitio haereticae pravitatis, т. е. розыск еретической порчи,
Sanctum Officium, т.е. Святое учреждение, - институт католической церкви,
созданный для розыска, суда и наказания еретиков. Понятие «инквизиции», в
смысле розыска ереси, существовало уже в раннюю пору христианской церкви,
но инквизиция в вышеуказанном смысле создавалась постепенно, как вывод из
самой сущности средневекового миросозерцания; земная жизнь не имеет цены,
она только приготовление к царству небесному. Главная цель – спасение души;
следовательно, люди, мешающие ее осуществлению, еретики, - величайшие
злодеи, достойные лютой казни, обычной в средние века и за другие важные
преступления. Таким образом, инквизиция стоит в тесной связи со
средневековым аскетизмом, и неудивительно, что самые непреклонные
инквизиторы нередко были и ревностными аскетами.
Об инквизиции написаны сотни книг и тысячи статей, опирающихся на
достоверные факты или сомнительные легенды. Разумеется, задачей каждого
историка во все времена провозглашалось установление истины. Тем не менее,
оценки инквизиции в исторической науке порой диаметрально противоположны.
Борьба защитников и обличителей инквизиционных трибуналов идет на
протяжении всей истории испанской инквизиции. Еще в XVI-XVII вв. за
пределами Испании, главным образом в протестантских государствах,
появляются многочисленные памфлеты, изобличавшие жестокость испанских
инквизиторов. Эта критика особенно усилилась в XVIII в. в рядах деятелей
Просвещения – от Вольтера и энциклопедистов до публицистов времен
Французской революции. При этом, клеймя мракобесие и бесчеловечную
жестокость инквизиторов, некоторые критики приписывали всему испанскому
народу якобы присущие ему извечно фанатизм и преданность консервативным
началам. «Черная легенда» об испанской инквизиции перерастала в «черную
легенду» об испанском народе.
Как и о самой инквизиции, так и об этой критике я считаю, что нельзя
переносить вину складывающих государство обстоятельств, на весь народ,
состоящий из совершенно разных слоев и типов населения. Под определенным
влиянием предрассудков правления Испании и других стран, религиозной
истории общества и сложившегося менталитета, при непосредственном и
постоянном «кормлении» маргинальных масс идеями об инакомыслящих, не могла
не возникнуть подобного плана организация совершенно в любом государстве.
Ведь гонения изуверов имели место существовать при всех вероисповеданиях,
правда не приобретая настолько глобальный характер.
Инквизицию можно оправдывать, можно критиковать, но все равно, как бы на
наш взгляд она ни была бесполезна, она представляет из себя закономерное
глобальное и беспорядочное движение своего рода частиц образующих такие
случайные обстоятельства, результатом которых может стать что угодно, даже
такая протяженная по времени и бесчеловечная по жестокости эпидемия
Европейских стран, как инквизиция.
Возникает закономерный вопрос, поиск ответа на который ставится целью
данного реферата. Имела ли инквизиция искренне религиозное (святое) начало,
или являлась экономически политической игрой с целью обогащения отдельных
ее представителей.
Данный реферата является поводом для обдумывания таких философско-
социалогических проблем на основе нижеизложенных фактов и анализа,
приводящего к сложению определенного мнения и избежания повторений
тормозящих развития мироздания факторов в истории.


История инквизиции



Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды - история самой религии,
историческая истина, противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в
истории религии – самое потрясающее явление – инквизиция.
Если под инквизицией понимать осуждение и преследование
господствующей церковью инокомыслящих – вероотступников, то хронологические
рамки инквизиции следует расширить на всю историю христианской церкви – от
ее возникновения по настоящее время, ибо епископы еще со времен раннего
христианства и по сей день присвоили себе право осуждать и отлучать от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
История инквизиции, – прежде всего тайная история. Церковь имела все
основания тщательно скрывать и замалчивать или извращать с целях
самооправдания ужасающие факты инквизиции. История инквизиции неразрывно
переплетается с историей всего общества и ее корней надо искать не в
религиозном духе, идей а в условиях и обстановке классовой борьбы между
буржуазией и угнетаемыми классами. Чем значительней развивался торговый
капитализм в XV-XVI веках, тем ожесточеннее боролось дворянство за свое
преобладающее положение, за власть и экономическое господство.
Вместе с тем, нельзя забывать и о том, что роль идей в истории
инквизиции была также очень важна, и именно идей христианской религии. Она
служила инквизиторам, как необычайно удобное, прекрасно приспособленное для
целей классового насилия, средство идеологического оправдания этого
насилия. Начиная с Евангелия и кончая судебниками самой инквизиции, вся
христианская литература давала в руки попов-палачей множество средств и
способов оправдать самые гнусные формы террора, насилия, грабежа и
оправдать их идеей любви и духовного спасения человечества. Тут не было
никакого извращения христианских идей, тут не было никакого противоречия с
сущностью евангельской веры. И прямо и косвенно – священное писание
помогало попам быть палачами, а палачам - разыгрывать из себя «спасителей
душ праведных».
Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под
этим термином деятельность особых трибуналов католической церкви,
преследовавших еретиков, то её рамки сужаются от возникновения этих
трибуналов в XII-XIII веках то их повсеместный отмены в первой половине 19
века.
С раннего периода существования христианской церкви епископы, и в их
числе папы римские, были наделены инквизиторскими полномочиями –
расследовать, судить и карать еретиков и пользовались ими на протяжении
всей истории церкви. Этими правами продолжают пользоваться после роспуска
священной канцелярии, согласно все ещё действующему каноническому праву.
Инквизиция, согласно данным ей при утверждении привилегиям, не была
ответственна ни перед каким государственным учреждением и не была подсудна
никакому светскому суду. Все, что имело какое-либо касательство к
инквизиции, могло рассматриваться исключительно инквизиционными
трибуналами, деятельность которых все более и более расширялась, неизбежно
приходила в столкновение с обычными светскими судами. На решение
инквизиционных судов возможна была апелляция лишь к великому инквизитору и
это делало инквизицию страшной и совершенно независимой силой . В начале 17
века Великий инквизитор Портокареро выступал в защиту положения: судебная
власть предоставлена ей богом, а не королем; она может отменять все
постановления светских судов, т.к. они действуют от имени короля и облачены
им властью. Великая Хунта (Совет) узнала и изложила в докладе королю: все
владения в которых была учреждена инквизиция, и широко укрепился беспорядок
царящих в различных судебных местах вследствие неутомимого усердия
инквизиторов распространять свою власть с таким произволом и так
неограниченно, не взирая на обстоятельства и лица, что нормальной судебной
власти не оставалось почти никаких дел и призванные управлять лишились
власти. Нет ни одного рода дел, разрешение которых они, под тем или иным
более ли менее мнимым предлогом, не присвоили бы; нет ни одного человека
каким бы независимым от их власти не считали его, с которым бы они не
обращались как со своим непосредственным подданным, заставляя его
повиноваться их указам, налагая на него штрафы, тюремные заключения и
другие наказания (Франция при Карле 2).


Предпосылки создания


Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической
церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием
III (понтификат 1196-1216); она действовала почти во всех католических
странах с XII по XIX век.
Причинно нравственной основой инквизиции в Европе стало христианское
вероисповедание. В IV веке христианство становится государственной религией
Рима. Государство делится на две части: Западную и Восточную,
соответственно деля религию и давая ей два пути развития: Римско-
католический и Православный (Ортодоксальный). Вскоре католический путь
развития приобретает значение господствующей идеологической силы Европы.
Католицизм возымел власть над феодалами, препятствуя войнам, оставил
значимый след в культуре и монополизировал образование.
Но все же возникало большое число новых течений в христианстве,
противоречащих католицизму – «ересей». Некоторые из них были весьма
влиятельны. Поэтому католикам необходимо было с ними бороться. Вопрос
искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор 1215г.,
решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. В
XI-XIII вв. широко распространилось учение катаров, еретической секты в
Западной Европе. Это учение переросло в «Альбигойскую ересь», центром
которой становится город Альби, здесь же впервые проповедуются
внерелигиозные идеалы любви. Позднее зародилось движение Вальденсов,
выдвигавшее требования «евангельской бедности». Оба эти движения были
весьма популярны.
Для борьбы с этими движениями были созданы специальные суды, прообразы
инквизиции. А также устраивались Крестовые походы.
За 20 с лишним лет территория этих ересей была «вычищена», и Парижский
договор 1229г зафиксировал поражение альбигойцев, заставив ересь затаиться.
В связи с этим Фридрих II Штауфен ввел смертную казнь для еретиков,
передаваемых в руки светских властей. В Нарбонне и Тулузе учреждали первые
инквизиционные суды. Но их не хватало, и папа Григорий IX своим Раввенским
декретом учредил папскую инквизицию, суды которой появились в большинстве
стран католической Европы. Тем же декретом он поручил розыск еретиков
монашеским орденам францисканцев и доминиканцев, орден нищенствующих
монахов, «псы господни» (Domini canes), охвативший значительную часть
Западной Европы. Требовали предоставления им строжайшего надзора над всем
образованием. Их деятельность восхвалялась папством как величайшая
добродетель истинно преданных сынов церкви. Из доминиканских школ вышло
немало известных инквизиторов. Они называли себя «псами господними» за свою
преданность папству и вели агитаторско-наказующую деятельность против
ереси.
После Альбигойских войн, еретические учения получили большое
распространение в объединенном государстве Арагоны и Канталонии, т.к.
многие альбигойцы искали там спасения. Вследствие этого в 1232 г местная
церковь организует в Арагоне инквизицию.
Первые смертные приговоры были изданы в 1301 г. в Канталонии. И в
течение последующих 50 лет состоялось несколько десятков процессов. Во
второй половине XIV в. главным инквизитором стал Николау Эймерик, который
систематизировал инквизицию и отличился своей жестокостью. Он стал образцом
несправедливости.
Католическая церковь проповедовала слепую веру, не основываясь на
рационализме и силе разумных доводов. Это была главная статья судебных дел
инквизиции. Но иногда подобные идеи и оправдывались, так, например из-за
знаменитого «дела Льюля» в 1395г. Эймерик был отстранен папой от
руководства инквизиции. После этого инквизиция пережила «период летаргии» и
за 80 лет было проведено всего около десятка процессов.
Главным объектом гнева Испанкой инквизиции за время ее существования
была «иудействующая ересь». Дело в том, что когда в 711 г. арабы завоевали
большую часть Иберийского полуострова, образовались две группы государств:
испано-христианские и арабо-мусульманские. После этого до 1492 г. шел
процесс отвоевания испанских земель. За это время арабы и христиане
приобрели очень тесный контакт, отчасти благодаря евреям. Но благодаря
учреждению инквизиции это относительное мирное сосуществование трех народов
раскололось.
Гоняясь за ересью, христиане поняли, что мавры и евреи пользуются
благами христианской цивилизации. Осложнять отношения с маврами было опасно
из-за не завершившегося отвоевания, т.к. Гранада была достаточно сильным
государством и еще оставалась под арабским влиянием.
Евреи в середине XII в. из-за нашествия приверженцев религии Аллаха
были вынуждены переселиться в Испанию и Южную Францию. Преследование евреев
в Европе началось непосредственно с началом Крестовых походов, призванных
освободить «Гроб Господень» и «Святую землю» Палестины. В 1096 г.
прокатилась волна еврейских погромов. Во Франции евреи обязаны были носить
на одежде особый знак.
Многие еврейские семьи приняли формальное христианство, оставаясь
верными своей религии. Во Франции в 1276 г. была сожжена первая группа
таких «новых христиан». Арагонский король Джауме I сужает сферу
деятельности евреев. Растет насилие по отношению к ним, возникают обвинения
в эпидемии чумы, вырезаются евреи в целых городах.
В этой волне насилия и притеснения привлекается испанская инквизиция.

Носильное крещение

6 июня 1391 г. перестала существовать самая многочисленная еврейская
община – севильская альхама. Более 4000 евреев было убито, около 20000
приняли христианскую веру. Насилие и убийство, происходящее под
покровительством правительства и церкви, объяло всю Испанию. 13 лет
происходили погромы и грабежи еврейских общин по всей территории страны. В
1391 г. половина общин совсем исчезла, а другая состояла из крещеных
евреев.
В начале XV в. на еврейскую судьбу повлияла деятельность доминиканского
монаха Винсента Феррера. Он три года ходил по городам Испании и
проповедовал всеобщее крещение евреев, порождая в народе еще большую к ним
ненависть. По его инициативе был принят Вальядолидский статут, очень сильно
ограничивающий права еврейского населения.
Новый папа – Мартин V, крестил «по доброй воле» по меньшей мере, 3000
испанских евреев во время Тортосского диспута 1413-1414 гг., который не
принес желаемых результатов, но очень напугал иноверцев.
Всего в XV в. число новообращенных, по мнению большинства
исследователей, было от 200 до 300 тысяч. Но конфликты возникали и внутри
еврейских общин, между правоверными и крещеными их представителями. Среди
новообращенных были люди искренне принявшие христианскую веру, были и
такие, которые принимали христианскую веру и стремились покинуть общины,
дабы сберечь свое богатство. Но большинство были вынуждены креститься,
чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, тайно оставаясь верными религии
предков.
По началу христиане достаточно благожелательно отнеслись к «новым
христианам», на них даже не распространялись условия Вальядолидского
статута. Они стали весьма влиятельным общественным слоем. Многие из них
также получили дворянские патенты. Но вскоре их верность религии Христа все
больше стала подвергаться сомнениям, и возникли споры о «чистоте крови»,
что противоречило нормам христианской этики. После 1449 г. «новым
христианам» было запрещено занимать муниципальные должности. Спустя
несколько десятилетий, требования изгнания для правоверных евреев и
инквизиционный трибунал для «иудействующих новых христиан», были воплощены
в жизнь.
В 1474 г. Изабелла становится королевой Кастилии, и в 1478 г. папа
Сикст IV учреждает там инквизицию. В 1479 г. принц Фердинанд становится
королем Арагона, и, женившись на Изабелле, объединяет Кастилию и Арагона в
единое Испанское государство. А в 1492 г. испанцы завоевывают Гранаду,
последнее арабское государство на полуострове.

Новая инквизиция

Существует много теорий о том, кому нужна была инквизиция. В частности
считается, что государство солидно пополняло свою казну за ее счет, так как
каждый осужденный вне зависимости от степени его вины подвергался
конфискации имущества. Или что инквизиция это гарант политического и
духовного единства в стремлении испанского народа, выраженного в девизе
«единый закон, единый король, единая вера».
Мрачная слава испанской инквизиции затмила злодеяния инквизиторов в
других странах. О ее кровавых деяниях написаны сотни книг, о ней пишут и
будут писать как испанские историки, так и историки других стран, пытаясь
не только рассказать в назидание потомству о ее жестокостях, но и объяснить
их, разобраться в сложных корнях, породивших и питавших этот репрессивный
орган на службе церкви и испанской короны.
В Испании инквизиция достигла своей «высшей » степени развития.
Испанская инквизиция стала примером, эталоном для учреждений такого же рода
во всем христианском мире.
И действительно, нигде инквизиция не действовала так жестоко и
всеобще, нигде она не соединяла в себе в такой «совершенной» форме черты
церковной и политической (государственной) полиции, как это было в Испании,
управляемой католическими монархами.
XV-XVI вв. в истории Испании, - это начало кризиса феодального
миропорядка. Инквизиция, в этой ситуации, была последней надеждой церкви
сохранить потерянное господство. Томас де Торквемада убеждает королей
объединенного государства Кастилии и Арагоны Изабеллу и Фердинанда в том,
что Новая инквизиция должна укрепить королевскую власть. Новая инквизиция
становится грозным оружием абсолютизма в руках власти под прикрытием
внутренних вооруженных сил – Святой Германдады.
В 1480 г. появились первые инквизиторы: Мигель де Морильо и Хуан де Сан
Мартин. Из-за появлений слухов о еврейском заговоре начались первые аресты,
и состоялось первое аутодафе, святая процессия представляющая собой
многолюдное шествие горожан, подготовку узника к экзекуции, пение траурных
гимнов, оглашение приговора, облачение в санбенито, предшествующая массовой
смертной казни, происходившее впоследствии по 2 раза в месяц. В 1482 г.
папа утверждает 8 новых инквизиторов, среди которых был и Томас де
Торквемада.
Торквемада был монахом доминиканского монастыря, отличавшимся
суровостью и аскетизмом. Со временем он становится духовником королевы ее
супруга. Он втайне способствовал учреждению инквизиции, а в 1483 г. стал
Генеральным инквизитором Кастилии.
В отличие от средневековой, Испанская инквизиция больше зависела от
королевской власти, чем от папства, и получила широчайшие возможности
главного защитника христианской веры, позволяя ей вмешиваться практически
во все сферы жизни. Торквемада задумал набросить на всю страну густую сеть
инквизиционных судилищ.
После упорного сопротивления дворянства в 1484 г. было дано согласие на
создание трибуналов в Арагоне. Но богатые «конверсо» все равно
сопротивлялись и устраивали тайные покушения на инквизиторов после первого
процесса. К этому времени «фабрики смерти» охватили всю Испанию.

Жестокие порядки

За короткий срок инквизиция превратилась в совершенную модель
административной пирамиды, приспособленную для управления всей страной. В
1484 г. Торквемада составил «Инструкции», которые превратились в свод
законов инквизиции. Согласно ему Генеральный инквизитор руководил
деятельность всех трибуналов. В распоряжение совета поступали все штрафы и
конфискованное имущество, треть которых уходило в казну государства, а все
остальное составляло бюджет инквизиции. Все ее служители должны были
обладать «чистой кровью». Была также разработана подробнейшая иерархия
должностей и ответственных лиц. Большой частью являлись внештатные
работники, т.е. доносчики, которые публично демонстрировали свою близость к
Священному трибуналу.
Для того чтобы привлечь кого-либо к ответственности, разумеется,
требовались основания. Таким основанием в делах веры служило обвинение
одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи
еретикам. Наоборот, тот, кто откликался в установленный срок на призыв
инквизитором и сообщал ему сведения о еретиках получал награду. В той же
проповеди инквизитор объяснял верующим отличительные черты различных
ересей, признаки, по которым можно обнаружить еретиков, хитрости, на
которые последние пускались, чтобы усыпить бдительность последователей,
наконец, способ или формы доноса. Печальная слава, сопутствовавшая
инквизиции, создала среди населения атмосферу страха, террора и
неуверенности, порождавшей волну доносов, подавляющее большинство которых
было основано на вымыслах или нелепых и смехотворных подозрениях. Люди
спешили «исповедаться» перед инквизитором в надежде в первую очередь
оградить себя от обвинений в ереси. Особенно старались доносчики,
действовавшие из корыстных побуждений, в надежде получить за выдачу
еретиков часть их состояния.
Наряду с этими источниками был ещё один, питавший «делами» ненасытные
чрево «священного» трибунала, а именно: художественные, философские,
политические и другие произведения, в которых высказывались «крамольные»
мысли и идеи. Несоответствие этих произведений принципам католической
ортодоксальности служило более чем достаточным основанием для привлечения
их авторов к судебной ответственности.



Самым ценным, самым желанным способом заполучить еретика считалось не
обнаружить его с помощью третьих лиц, а заставить его самого добровольно
явиться в инквизицию и покаяться, отречься от своих заблуждений, осудить их
и в доказательство своей искренности выдать всех ему известных единоверцев,
сторонников и друзей.
Были организованы «периоды милосердия», которые по своей сути являлись
ловушками для еретиков. Главная особенность судопроизводства состояла в
секретности всех этапов, например, обвиняемый не мог знать имен доносчиков.
От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В
качестве наказания применялся интердикт, отлучение от церкви, паломничество
в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков,
тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные
держались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом
и водой.
Обычно от ареста до приговора проходило около трех лет, и подсудимый
был психологически подготовлен признать свою вину, если же он
«упорствовал», то он отправлялся в комнату пыток. Согласно инструкции он
мог подвергнуться пытке лишь единожды. Чаще всего применялось три вида
истязаний: оборотами веревки, водой и дыбой. Все наказания делились на две
категории: для «примирившихся» и для «упорствующих». Для первой категории
существовали три типа наказаний: духовные, физические и материальные. Для
второй категории было единственное наказание – смерть через сожжение,
которое призвано было устрашить народ. В первые полстолетия, инквизиторы
приговаривали к смерти 40% всех судимых. В случае если еретик умирал до
суда или успевал скрываться, то сжигали его труп или чучело заочно – «в
изображении».
Все приговоры объявлялись на аутодафе, зрелище призванное устрашить
тысячи зрителей. О предстоящей процессии извещали весь город. С самого утра
дня казни, совершались тщательные приготовления и утраивались внушающие
декорации на площади. В 7 утра обычно начиналось аутодафе. По площади
продвигалась процессия из монахов солдат и осужденных, которые представали
в «санбенито», одежде символизирующей степень их вины. Судимые шли в
порядке усиления их вины по категориям. Затем церковь формально передавала
каждого осужденного светским властям, которые оглашали приговор. Потом
еретиков осужденных на смерть уводили за город и сжигали. В последствии их
санбенито вывешивали на городских стенах, как символ позора.

Гонения

В 1492 г. был подписан указ об изгнании евреев из всех владений
испанских государей. Этот указ для евреев был совершенно неожидан.
Вследствие этого число новообращенных христиан в 2-3 раза превысило число
правоверных евреев. На протяжении всего XV в. принимались меры делающие
жизнь испанских евреев невозможной. Местные власти старались исключить
возможность контакта евреев с христианами. В 80-х годах стало особенно
заметно сокращение числа правоверных евреев в Испании, а казна тем временем
очень хорошо поживилась с налогов налагаемых на еврейские семьи. С
появлением инквизиции гонения усилились. Все эти меры имели психологическое
значение нагнетания в стране напряженности и ненависти к иудейскому народу.
Решение об изгнании евреев было связано с деятельностью инквизиции и
влиянием на королевских особ Генерального инквизитора Торквемады. Кроме
того, антисемитские настроения в массах, выработанные многолетними
проповедями, повлияли на принятие этого решения. Но решающее значение для
появления указа имели интересы абсолютистского государства к всеобщему
соединению под единой религией. Это объясняет еще и то, что указ появился
сразу после падения Гранады, что играло немалую роль в формировании единого
государства.
Большинство оставшихся евреев предпочитали изгнание насильному
крещению, вопреки ожиданиям власти. «По закону» им разрешалось за 2-3
месяца продать свое имущество, но местные власти нередко нарушали это
«закон» и конфисковали его.
Огромные движения невольных еврейских масс происходило по испанским
дорогам по направлению к гаваням. Но путь был настолько тяжел из-за
постоянных грабежей и обманов, что многие предпочитали вернуться в Испанию
и принять христианство. Обобщая мнения разных историков можно предположить,
что количество людей в этом движении было около 100000.
По существу можно сказать, что был принесен в жертву целый народ, ни в
чем не повинный и подвергшийся геноциду только за то, что отказался
отречься от веры своих предков.

Арабы

На протяжении многих столетий сосуществования арабов и испанцев-
христиан на Иберийском полуострове возникло несколько районов компактного
проживания мавров. Это Арагон, Каталония и Валенсианское королевство, здесь
арабы составляли треть населения. Другим центром являлась Гранада, где даже
после захвата в 1492 г. арабы составляли больше половины населения. В
остальных местах арабское население составляло небольшую долю, и большая
часть этих арабов относились к морискам, т.е. крещеным.
После изгнания евреев стали применяться меры для принятия маврами
христианства, противоречащие условиям арабской капитуляции, которые
переросли в массовое и насильственное крещение. В 1502 г. был опубликован
декрет, который ставил арабов перед выбором крещения или изгнания. В 1527
г. считалось, что ислам официально изгнан из Испании, но что крещение было
для многих из мавров не вполне добровольным, и некоторые мориски не слишком
сведущи в вопросах Святой веры. Против неблаговерных морисков избрали
испытанное оружие инквизиционных преследований. В 1526 г. в Гранаде был
учрежден инквизиционный суд. В это время начинается ограничение прав
морисков, и ведется политика внедрения «старых христиан» в поселения
морисков, порождающая вражду и нетерпимость.
Испания, ведя войну против протестантизма в Европе, начинает войну с
гугенотами. По слухам, мориски обвинялись в тайном сговоре с ними. Также их
обвиняли в сотрудничестве с враждебными Турками, нанесшими серьезное
поражение Испании. Права томившихся в ожидании морисков все сильнее
сужались королевскими указами. Инквизиция в Гранаде сжигала 80% всех
осужденных морисков. С их стороны были предприняты слабые попытки
восстания. В кровавых побоищах мориски сходились с испанскими войсками. Для
остановки сопротивление были приняты меры для переселения арабов на Север.
Оставляя при этом большие обезлюдевшие территории. В новых местах обитания
арабов усиливается инквизиция.
Под страхом готовившегося крупномасштабного восстания всех врагов
Испании Филипп III в 1609 г. решает осуществить поэтапное изгнание
морисков. В течение 5-6 лет было изгнано приблизительно 275000 человек, и
страна лишилась массы искусных ремесленников.

Ведьмы

В XVI-XVII вв. Европу поразило безумие, связанное с вымыслами о
ведьмах, колдунах и т. д. Эти люди отличались обычно от других своими
способностями и знаниями. За это их подозревали в связи с сатаной. Ведьмы и
ведуны заняли среди них почетное место в средние века. Слово «ведьма» и на
русском и на английском (witch) образуется от слов «ведь»(«wit») означавших
знание и разум. Все деяния ведьм рассматривались как зловредительство, а
так же им приписывали невероятные возможности, такие как летать,
превращаться в диких животных и др. Но сначала ведьмы считались грешницами
«не по злому умыслу», а с XII-XIII вв. их обвиняют в добровольном пакте с
дьяволом.
Суды над ведьмами постепенно переходят в ведение церкви, а затем
папской инквизиции. Ужесточаются наказания, ведьм все чаще отправляют на
костер. Стала появляться литература на тему ведьм, в том числе «Молот
ведьм» (1487), и буллы как священные уставы, в их числе знаменитая Булла
«Summis desiderantes». «Молот ведьм» собрал в себя все народные предания, и
стал наставлением для инквизиторов Европы.
Ведьмы описываются уродливыми старухами, чья деятельность обычно
направлена на силы природы, когда же изображаются они молодыми девушками,
соблазняющими мужчин. Все народные выдумки о полетах и обращениях ведьм
стали достоянием богословских сочинений и протоколов инквизиционных
трибуналов. Практически все данные известные о ведьмах на сегодняшний день
взяты из двух источников. Самый главный источник это показания самих ведьм
на пытках. Осужденные, надеявшиеся на снисхождение, готовы были признаться
в чем угодно, тем более что нередко они и сами верили в эти истории под
психологическим прессингом инквизиции. Другие данные, дошедшие до нашего
времени основаны на искусстве тех времен.
Заключая пакт с демоном, ведьмы отрекались от христианской церкви,
дьявол оставлял на ее теле какой-либо знак, и женщина становилась
полноправным членом дьявольского общества. Также известны конкретные даты
массовых сборищ ведьм, так называемых шабашей, и очень подробные описания
полета на метле и рецепты мазей для этих полетов, которые состояли в
основном из наркотических веществ, что многое объясняет. Очень красочно
устами ведьм описываются сами шабаши, которые состояли из танцев, трапезы и
пародию на католическое богослужение.
Охота на ведьм в Европе поднимала в народе злобу, ненависть и страх.
Она совпадала с эпохой Возрождения и выражала в себе противодействие сил
прогресса и старых мировоззрений, этот факт объясняет еще и то, что по всей
Европе завязались кровопролитные войны представителей разных направлений
христианства за свою религию. И ведьмы служили «камнем преткновения» этих
взаимоборствующих сил, на который можно было свалить всю вину. Охота на
ведьм была коллективным безумием, казнившим за каждую мелочь. В течение 2 с
лишним столетий эта эпидемия охватывала все страны Европы, и за это время
было осуждено в среднем 200000 человек. Закончилась эта стихия тогда, когда
в ведомстве стали обвинять членов семьи правительства.
Удивительно, что во время этой лихорадки Испания и ее инквизиция
скромнее всего себя проявили, дело в том, что у них в то время были более
существенные враги, такие как евреи, мориски и протестанты. Но все же казни
по этому делу были жестокие и достаточно массовые. Очаги охоты возникали
достаточно локально и в основном около французских границ, и инквизиция не
брала на себя всю ответственность за них. Происходили эти казни на
протяжении XVI века. Некоторые даже умудрялись прилично зарабатывать на
поимке ведьм. В XVII охота на ведьм приобретает политическое значение,
достигая своего апогея, и потухает в начале эпохи Просвещения.

Заключение

Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах,
искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени – таков общий
итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв – участники народных
еретических движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы,
философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители, противники папства
и феодальных порядков. Католическая церковь не терпела инакомыслия. На
протяжении столетий в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где
пробивались ростки нового, передового, торжествовал разум, возникала
надежда на социальную справедливость. Имена Жанны д'Арк Джордано Бруно
стали символом верности патриотическому долгу и научным убеждениям.
В борьбе за всемерное укрепление авторитета церкви и папской власти
придавалось особое значение искоренению ереси. В 1203 г. принимались меры
для истребления Альбигойской ереси на юге Франции. Позже с этой же целью
были организованы крестовые походы на северофранцузских рыцарей
(«альбигойские войны», 1209-1229). Вопрос искоренения ереси обсуждал
Вселенский (IV Латеранский) собор 1215г., решения которого заложили
теоретическую основу деятельности инквизиции. Собор возложил на церковь
ответственность за преследование инакомыслящих. В XIII веке инквизиционные
трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании,
Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и Португальцы ввели их в
своих американских владениях. Верховным главой инквизиции являлся папа
римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и
целиком зависели от папы.
Дело инквизиции было передано орденам нищенствующих монахов –
доминиканцам и францисканцам. Инквизиционный суд не подлежал контролю,
следствие велось тайно, произвольно, с применением жестоких, изощренных
пыток. Широко использовались доносы и лжесвидетельства. Донос вменялся в
обязанность верующих и щедро вознаграждался из имущества осужденных. Имена
свидетелей, а ими могли быть взрослые и малые дети, друзья и враги,
верующие и еретики, убийцы и клятвопреступники, также оставались в тайне.
Содержание научных и литературных произведений становилось источником
обвинений их авторов. От суда инквизиции не спасали социальное положение,
пол, возраст и даже смерть. Осуждение распространялось на родственников и
на потомков в трех поколениях.
От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В
качестве наказания применялся интердикт, отлучение от церкви, паломничество
в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков,
тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные
держались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом
и водой.
«Упорствующих в ереси» инквизиционный трибунал отлучал от церкви и
«отпускал на волю», т.е. передавал в руки светской власти для «наказания по
заслугам», что обычно означало сожжение на костре.
Казни предшествовал мучительный ритуал аутодафе. Он включал многолюдные
шествия горожан, организованные и возглавляемые членами инквизиционного
трибунала, подготовка узника к экзекуции, пение траурных церковных гимнов и
траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение
заключенного в позорные одежды (санбенито). Завершалось аутодафе публичным
сожжением еретика на костре.
Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король
Фердинанд Кастильский учредил так называемую новую инквизицию во главе с
доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе
против всех инакомыслящих. Кроме еретиков, врагов церкви и короля она
преследовала марранов и морисков (принявших христианство евреев и
мусульман).
В течение веков менялась конкретная направленность деятельности
инквизиционных трибуналов, но оставалась неизменной ее реакционная
сущность. В XIII-XVII вв. – сторонников реформации и гуманизма,
свободомыслия представлявших раннебуржуазную идеологию; в XVIII в. –
носителей идей Просвещения и Великой Французской революции 1789-1799 гг.
Против изуверств инквизиции были направлены массовые народные движения
XIII в. Ограничению ее деятельности способствовало укрепление королевской
власти в ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики
мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения. Инквизиция была отменена в
протестантских странах в 16 в., во Франции в 1789 г., в Португалии в 1820
г., в Испании в 1834 г., в американских владениях Испании и Португалии в
ходе борьбы за независимость (1810-1826).
Дольше всего существовал верховный инквизиционный трибунал в Риме
(папская инквизиция), учрежденный папой Павлом III в 1542 г. как оружие
контрреформации. После ликвидации в 1870 г. светского государства пап она
действовала только методами церковного наказания и церковной цензуры. Как
Конгрегация священной канцелярии папская инквизиция существовала до 1965г.
Затем в ходе реформы в Ватикане, проведенной папой Павлом VI, была
преобразована в Конгрегацию по вопросам вероучения, которая официально
призвана оберегать чистоту католической доктрины. На деле же унаследовала
прежние задачи, но решает их иными методами, в частности подвергает
публичному осуждению неортодоксально мыслящих священников и рядовых
католиков за их убеждения и практические действия. Протестантская и
православная церковь в борьбе против инакомыслящих также прибегала к
методам инквизиции, но они не нашли там широкого распространения.
На мой взгляд, ответом на поставленный в начале вопрос, является то, что
на протяжении многих веков в разных странах и формальных вероисповеданиях
постоянно и по сей день, действуют силы, предстающие иногда в облике
правящего элемента, управляющие мыслями и поступками маргинальных масс,
свято верующих в мотивы этого управления (в данном случае это – религия), и
оправдывающих собственные поступки, которые в свою очередь стимулируют эти
силы своими экономическими и политическими результатами…


Список используемой литературы.

1. «История инквизиции», Джон. Д. Стокдейл, 1810г.
2. «Критическая история инквизиции в Испании», Хуан-Антонио Льоренте,
1817г.
3. «История инквизиции в Испании», Генри Чарльз Ли, 1906-1907 гг.
4. «История инквизиции (XIII-XX вв.)», И.Р. Григулевич, 1970г.
5. «Святая инквизиция», Самуил Горациевич Лозинский, 1927г.
6. «Испанская инквизиция. Палачи и жертвы», Захар Исаакович Плавский,
2000г.
7. «Критическая история испанской инквизиции», Х.Ф.Льоренте, 1936г.
8. «Энциклопедический словарь», Бр. Гранатъ и К, изд. 7, т. 22, 1913 г.,
ст. 24-28.
9. «История папства», Самуил Горациевич Лозинский, 1934г.







Реферат на тему: Исследование исторических документов

Введение.
Вся история мировой цивилизации, история развития человеческого
общества свидетельствует о том, что на смену отдельным государственным
образованиям приходят более крупные и монолитные, а они в свою очередь,
распадаясь, дают толчок к созданию новых, постоянных, на иных качественных
основах. Писать о прошлом родного государства не имеет смысла без твердой
веры в будущее Российской государственности. Сорок князей, царей,
императоров и несколько генеральных секретарей в течение тысячи лет
создавали, укрепляли, возвеличивали Россию. В числе их были правители
слабые и сильные, удачливые и не удачливые, злодеи и люди прекрасной души,
отдающие все свои силы служению Отечеству. Россия занимает особое место
среди других стран мира. Она является страной самобытной. Ее историческое
развитие, ее превращение в великую мировую державу совершалось в течение
веков. Начало формирования российской государственности относится к IX веку
и процесс формирования многонациональной российской государственности
продолжался посуществу до конца XIX века. Сегодня в нашей стране произошел
неслыханный ранее рост интереса к истории. Ведь само слово история
подразумевает “бывшее раньше”. История – это постоянные изменения. Они
бывают бурными, динамичными и вяло текушими. В истории российской
государственности мы знаем различные периоды подобного развития.
Многострадальна и ярка история России.
Как историческая наука история государсва и права есть часть истории
развития человечества, органически связанная с историей хозяйственной
деятельности, культуры, как материальной так и духовной. Данный предмет
сохраняет свою относительную самостоятельность развитияи имеет четко
выраженный объект исследования. В то же время история и права наука
юридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин.Она
анализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развитие
государственного механизма, форм государственной власти.
История человечества насчитывает миллионы лет. Возраст изучения
вопросов государства и права сравнительно молодой, он насчитывает несколько
тысячелетий.
История государства и права России изучает политические и правовые
институты от начала процесса формирования государственности у народов нашей
страны и до дней сегодняшних. Следовательно, изучение данного предмета
органически стыкуется с правом действующим. История государства и права
России имеет органическую связь с теорией государства и права. Но предмет
теории государства и права изучает общие закономерности развития
государства и права различных народов и цивилизаций. А история государства
и права изучает конкретные особенности и характерные черты развития истории
государственности на территории нашей Родины. В основе изучения истории
государства и права России лежат принципы объективности, научности,
глубокой добросовенности.
Историко-правовая наука должна давать человеку достоверные, правдивые
свединия, соответствующие определенному периоду прошлого. Она не должна
поддаваться сиюминутной конъюнктуре и в угоду власть имущих, без конца
перемещать оценки пройденного этапа. Глубокий непредвзятый анализ историко-
правовых документов – основная и наиболее важная задача в изучении курса
история государства и права, а так же использования этих знаний при
изучении курса социальная работа, так как знания социальных норм
исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами
социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из
сложившегося положения.
Учитывая данное обстоятельство, мы отмечаем существование теоретической
и практической проблемы, которая сформулирована следующим образом: как
правильно изучить документальные источники для того чтобы специалист
социальной работы понял, как долог путь к принятию настоящих социальных
законов, а так же в своей дальнейшей профессиональной деятельности
использовал это знание.
Именно решение и понятие этих проблем и составила цель нашего
исследования.
Объект исследования – процесс изучения исторических документов и их
влияния на развитие общества.
Предмет исследования – содержание и влияние документальных источников
на развитие социальной помощи и поддержки.
В соответствии с проблемой,объектом,предметом и целью исследования
были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание исторических документов как неотъемлемой частью
исторического процесса;
- определить функциональные особенности и специфику данных документов;
- определить и доказать важность этих документов для дальныйшего и
эффективного формирования институтов социальной помощи и поддержки.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что важность
знания не только документальных источников, но и самой истории России,
позволит будущему специалисту эффективно применять полученные знания в
дальнейшем.
Актуальность исследования заключается в том, что без знания своего
прошлого мы не можем построить свое будушее.
Теоретические основы исследования представленны трудами: Соловьева
С.М., Ключевского О.В., Фирсова М.В., Карамзина, Бадя, Холостовой Е.И.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения
исходной гипотезы был проведен тщательный анализ исторических документов, в
изложении различных авторов.
В сегодняшней историко-правовой литературе идет ожесточенный спор между
формационным и цивилизационым подходами. Нам кажется что нельзя становясь
на точку зрения какой-либо из противоборствующих сторон, мы считаем и хотим
подчеркнуть мысль о том, что мы должны, не абсолютизируя классовый подход,
классовую борьбу, идеологические догматы марксизма, монополию одной
идеологии, а надо исходить из реального изучения конкретных исторических
событий, включая революции, крестьянские войны и движения классов и
социальных групп общества.
Глава I.
Вопрос о развитии права в Киевском государстве имеет особое значение.
Обычно право предшествует закону. Его начало теряется в глубокой древности.
Обычай, в отличие от закона, не имеет санкций, то есть утверждение его
какой-либо определенной законодательной властью.
К X в. на Руси оформились основные институты нищелюбия, которые
отождествлялись с человеколюбием. Анализируя характерные особенности наших
далеких предков Соловьев С.М. отмечал, что в отличие от воинственных
германцев и литовцев, избавлявшихся от “лишних, слабых и увечных”
сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостливы к
старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествию
известного срока могли вернуться в родные места или “остатъся жить между
славянами в качестве людей вольных или друзей”. Они привечали и любили
странников, отличались редким гостеприимством.( с.91-97).В процессе
развитя общино-родовых форм поддержки: у славян возникли институты старцев,
вдов, детей и сирот. Прежде чем придти к этим институтам славянам пришлось
осознать важность и полезность опыта старцев, необходимость поддержки вдов,
детей и сирот. Именно эти формы поддержки были закреплены в первых
документальных источниках. В ранний период исторического развития на Руси
главнейшее место занимали иноземные источники права. Первоначально на Руси
распространялись переводы на церковно-славянский язык греческих сборников
обычного права (Сборники Иоанна Схоластика и патриарха Фокия). В документах
содержались церковные законы, а потому они назывались номоканонами. Их
переводы получили на Руси особое название, которые назывались как кормчиме
книги. Постепенно к их текстам, снабженным толкованиями византийских
канонистов, русские стали добавлять разные материалы, из коих наиболее
обширными явились византыйские кодексы из которых нами выделенны следующие:
1. Эклога - законодательный свод, один из важнейших источников славянского
права.
1. Прохирон (практическое руководство для судей, нормы граждансого,
уголовного и церковного права, один из источников православного права)
императора Василия Македонянина, изданный в 879 году в отмену Эклоги.
1. “Книги законные” состоящие из четырех частей: а) Законов
земледельческих; б) Законов “о казнях”, т.е. уголовных законах; в)Законов
о разделении браком, содержащие постановления о повадах к разводу и о
незаконных браках; г) Главы из послусех, т.е. постановления о свидетелях.
Большое значение имел на Руси “Закон судный людем” или судебник царя
Константина. Именно эти источники позволили на Древней Руси создать
собственные юридические документы, на формирование которых повлияла
церковь.
“…духовенство …шло во главе благотворительности. Особой щедростью в
этом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря и между ними
преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ
своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и
прокаженные. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и
пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, в
последствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г. При всех монастырях
имевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которых
устраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства о
благотворении, помимо религиозных побуждений, обуславливалась
соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996
г. упоминается об обязанностях духовентсва по надзору и попечению за
призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц,
богоделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, то
есть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.”
“Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над
умами, если бы среди ее деятелей не появились подвижники, не щадившие
живота своего во имя общего дела. Сергий (Сергий Радонежский, 1322 - 1392
гг.) принадлежал к их числу. Его жизнь в пустыне была заполнена
каждодневным изнурительным трудом. Собравшейся братии он служил, по словам
современника, как купленный раб…; от источника, бывшего там, воду в двух
ведрах черпал, на своих плечах в город носил и каждому у кельи ставил. Труд
был одушевлен и идеей служения ближнему, что и являлось причиной
нравственного влияния Сергия на современников… В отличие от старых
монастырей Троицкий не блистал богатстовом… Ворота Троицкого монастыря были
всегда открыты для странников и прохожих. Игумен не отказывал никому ни в
подаянии, ни в духовном поучении…”.()
Церковь опекала и кормила тех, кто не мог сам себя кормить: нищих,
больных, убогоих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям,
потерявшим зашиту мирских обществ и союзов. Постепенно получив в свое
владение села, земельные угодья. Церковь берет на себя обязанность по
защите населения, проживающего под ее покровительством. Всех своих людей
одинаково церковь судила и рядила по своему закону(по Кормчей книге) и по
церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князя и становились
поддаными церкви. И как бы ни слаб был и ничтожен церковный человек,
церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека.Для
церковного сознания все были братья во Христе, и небыло пред Господом ни
раба, ни господина. В церкви не существовало рабства. Рабы, подаренные
церкви, обращались в людей, лично свободных. Они были только прикреплены к
церковной земле, проживали на ней и работали на пользу церкви. Таким
образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более
совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и
помощь все немощные и беззащитные.
Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: ”любовь к
ближниму полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее
первым требованием признавали милостыню”, - писал В.О.Ключевский( с.78-
79).
“Нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для
народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств
нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практичкским
институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной,
чтобы научится лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был
сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека. Милостыня
была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием
правила, что вера без дел мертва.”(Ключевский)
После принятия христианства на Руси Владимиром Святым в 988 году он в
996г. принял церковный Устав: Владимир установил вместе с митрополитом
Львом давать десятину со всех имуществ для бедных, сирот, немощных,
престарелых, пришельцев, плечных и для погребения бедных, а так же для
помощи тем, кто имел большую семью и которые пострадали от природных
стихий.( )
Летом 996г. Владимир увидел, что церковь святой Богородицы (построенная
греческими мастерами) возведена, вошел в нее и помолился богу... И
помолившись богу, сказал он так: ”Даю церкви этой святой Богородицы десятую
часть от богатств моих и моих городов”. И уставил так, написав заклятие в
церкви этой, сказав: ”Если кто это осудит, то будет проклят”. И устроил в
тот день большой праздник боярам и старцам градским, а бедным раздал много
богатств. (с.523-524, 534.).
На ряду с церковными историческими источниками возник основной источник
древнерусского права - “Русская правда”,которая является одним из
крупнейших юридических документов средневековья. В ней содержатся весьма
ценные сведения о развитии феодальных отношений, о политическом строе
Древней Руси, о категориях феодально-зависимого населения. Кроме этого
анализ статей “Русской правды” дает нам возможность получить сведения о
быте, о нравах человека Древней Руси и о первых формах поддержки населения.
Древнейшей редакцией является краткая редакция, которая в свою очередь
состоит из двух частей: так называемой “Правды Ярослава” и “Правды
Ярославичей”. Наиболее древние списки этой редакции называются
“Академическими” и “Археографическими”( ). По разным спискам “Русская
правда” является в двух основных редакциях, в краткой и пространной.
Пространную Правду мы уже встречаем в новгородской Кормчей XIII столетия,
тогда как список древнейшей краткой редакции находим в списке новгородской
летписи конца XV века.
Основными источниками “Правды Ярослава” надо признать обычное право,
приспособленное к нуждам княжеской власти, а также законодательство самого
Ярослава.
В “Правде Ярославичей” уже ясно выражены принципы феодального права как
права-привелегии. Правовой комплекс, известный под именем “Правды
Ярославичей” является новым этапом в развитии права в Киевском государстве.
В краткой редакции “Русской правды” наряду с “Правдой Ярослава”
содержится новый пласт правовых норм, возникших после смерти князя
Ярослава. Этот пласт,которому давно уже присвоено имя “Правды Ярославичей”
основным источником имеет не нормы обчного права,а законодательство и
судебную практику князей. Однако и “Правда Ярославичей” в некоторой части
содержит нормы обычного права, специально закрепленные и зафиксированные
Ярославичями. Место возникновения “Правды Ярославичей” - город Киев.
В краткой редакции мы находим 4 блока.Списки “Русской правды”
относящиеся к II-V редакциям принято называть пространными списками.
Большенство этих списков делилось переписчиками на 2 части: первая часть
обычно озаглавливалась “А се суды Ярослава Володимировича” или “Устав
великого князя Ярослава о судах”, другая часть озаглавливалась “Устав
Владимира Всеволодовича “ или “ А се уставил великий князь Владимир
Всеволодович Мономах”. “Русская правда “ является основным памятником права
в Киевском государстве.()
“Русская правда”, являясь первым сборником русского права, имеет
исключительное значение. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской
судных грамот. Большое место в развитии прва имеют церковные уставы. Среди
них необходимо выделить следующие: церковные уставы новгородского князя
Святослава и Уставную грамоту смоленского князя Ростислава 1150 года. Они
принадлежат к числу подленных документов.
Эти документы имеют важное значение среди источников права. Они
знакомят нас с отношениями государства и церкви, с правами духовенства, а
также с развитем социальной помощи.
Рассматривая вопрос семейных взаимоотношений, систему поддержки и
взаимопомощи в семье, следует отметить, что именно в статьях “Русской
правды” отводится большое метсо проблемам семейного права. Принятие
христианства привело к установлению христианских форм брака и рецепции
византийского брачного права. Браку предшествовало так называемое
обручение, которое получило религиозное освящение в особом обряде. Венчание
(на брачучующихся во время обряда налагались венцы). Оговаривались условия
брака. По одним кодексам возраст вступления в брак 15 лет для жениха, 13
лет для невесты, по другим 14 и 12. Допускались и более ранние браки.
Условиями брака были: а) свободная воля вступающих в брак; б) согласие
родителей; в) отсутствие родства. Церковь не допускала вступления в третий
брак. Устанавливались довольно серьезные наказания за самовольные разводы,
т.е. роспуты.( )
Жена находилась под властью мужа. Молодая жена должна была разувать
мужа. Муж имел право наказывать свою жену. Отец пользовался неограничкнной
властью над своими детьми. Родители имели право продавать своих детей в
холопы(это право исчезло только в XVI веке)(). По “Русской правде” можно
проследить вопросы организации опеки. Если после смерти отца оставалась
мать, то опека над оставшимися малолетними детьми не учреждалась. Мать
управляла домом и хозяйством. Если мать выходила замуж, для детей
назначался опекун, а мать должна вернуть своим детям наличное имущество,
причем утраченное ею при управлении имущество, она обязывалась
восстановить. Опекуном назначался ближайший родственник. “Русская правда”
предусматривала случаи, когда опекуном делался отчим. На него возлагалась
ответственность вернуть все убытки, которые могли понести пасынки во время
его опеки. Ближайший родственник, сделавшись опекуном, принимал имущество
опекаемых при свидетелях. С прекращением опеки, опекун должен был
возвратить принятое имущество в целости, со всем приплодом от рабов и
скота. Опека прекращалась с достижением опекаемыми такой зрелости, когда
“будут сами собой печеловати”.()
Такая система опеки позволяет заключить что в Древней Руси в данный
период, сложился институт семьи как основа поддержки и защиты кровных
родственников.
Наследственное право. Большое место уделялось вопросам наследственного
права. Первоначальное право наследования принадлежало только членам семьи.
Отец, глава семейства, не мог завещать имущество лицам, не принадлежащим
семье. Затем стала развиваться определенная свобода завещательных
распоряжений. Отец семьи получал право завещать свое имущество одним членам
семьи, лишая права наследования других. Так возникло наследование по
завещанию. По мере развития права изменились нормы наследования без
завещания. Некоторые члены семьи начинают претендовать на большую долю
наследства( сыновья), а другие же совершенно устраняются от наследования
(дочери и жены). Законодательство устанавливало ряд норм регулирующих
наследование без завещания.
Устанавливается два различных порядка наследования: один для бояр,
другой для смердов.
“Русская правда”, допуская свободу завещательных распоряжений,
посвящает много статей наследования по закону. Согластно этим статьям,
имущество отца - главы дома, в случае, если он умрет без завещания,
передается детям, за исключением части, передаваемой церкви. Под следует
понимать сыновей. Дочери, при наличии сынове, не наследуют имущество. Эта
норма, которая очень долго сохранялась в русском праве, выразилась в
поговорке “сестра при братьях не наследница”. По “Русской правде” младший
сын наследовал дом, двор и все оставленное отцом хозяйство. “Русской
правде” могли наследовать только законные дети.()
“Русская правда” устанавливала два порядка наследования имущесива: для
бояр и смердов. Имущество смерда не оставившего после себя сыновей, шло
князю. Незамужняя дочь получала часть имущества, которая составляла потом
ее приданное. Замужние дочери ничего не получали. Имущество же бояр, не
имевших сыновей, может наследоваться дочерью.
Бояре и их дружинники могли передавать наследство своим дочерям при
отсутствии сыновей, тогда как имущество смерда, не оставившего после себя
сыновей считалось вымороченным и шло князю. Летописные данные
свидетельствуют, что кроме князей, только бояре и церковные учреждения
имели право владеть селами.
Правовое положение населения. В древнерусском феодальном государстве
существовало несколько групп населения, которые разлтчались по своему
правовому статусу. Рассмотрим каждую из них конкретно.
Тиун - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством.
Огнищанин - хозяин подсеки(огнища), средний и мелкий землевладелец,
”княжеский муж”.
“Русской правде” содержится ряд норм, в которых отражается положение
боярства. Другим классом раннефеодального общества были смерды, занятые
сельскохозяйственным трудом. Одну группу смердов составляли свободные
общинники, которые жили на не захваченных феодалами землях и платили дань
князю. Другую группу составляли различные категории зависимых смердов,
среди которых различались закупы, рядовичи, из

Новинки рефератов ::

Реферат: Кредитная система РФ (Деньги и кредит)


Реферат: Коренной перелом в ВОВ (История)


Реферат: Нефть: происхождение, состав, методы и способы переработки (Технология)


Реферат: Взгляд социологов (Социология)


Реферат: Влияние бухгалтерского учета на экономику предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Средневековое китайское искусство (Искусство и культура)


Реферат: Редкие растения, краткая характеристика (Биология)


Реферат: Модернизация узла блокировки капота автомобиля ЗАЗ-1102 "Таврия" и его модификаций (Транспорт)


Реферат: Влияние типологических особенностей темперамента на стиль руководства гостиничного хозяйства (Психология)


Реферат: Шпаргалки (Финансы)


Реферат: Правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Управление маркетингом на предприятии на примере ОАО "Гурьевский металлургический завод" (Менеджмент)


Реферат: Личность (Педагогика)


Реферат: Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы (Педагогика)


Реферат: Информационное обеспечение принятия управленческих решений (Менеджмент)


Реферат: Кронштадское восстание (История)


Реферат: Религии Древнего Востока (Мифология)


Реферат: Культурологические представления П. А. Кропоткина (Культурология)


Реферат: Жизнь и реформы ПетраI (Исторические личности)


Реферат: Баскетбол в школе (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист