GeoSELECT.ru



История / Реферат: История военного мундира (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История военного мундира (История)



История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории
культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный
различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке.
Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных
встречаются и в более ранее время. В России такая одежда была уже у
стрельцов. В петровскую эпоху с формированием регулярной армии значение
форменного костюма возросло.
Следует отметить, что замена в армии традиционной для Руси одежды
на европейскую также, как и запрет дворянам носить другие виды костюма,
кроме европейского находились в ряду широких реформ Петра I, носивших
определенный знаковый характер.
Говоря о развитии военного костюма в целом, следует помнить, что
двумя его особенностями являются функциональность и традиционность, т.е.
использование того или иного вышедшего из употребления элемента в связи с
определенными историческими событиями, традициями, наконец, как видимого
знака различия и награды. Кроме того, форменный костюм играет большую роль
для развития духа корпоративности, особого чувства единства тех, кто носит
мундир той или иной воинской части.
Время правления Павла и Павловичей можно назвать временем расцвета
в России систем военного мундира. Если Петр I положил начало унификации
одежды для военных, но не успел её закончить - помешала длившаяся более 20-
ти лет Северная война, то весь XVIII век русская военная форма менялась,
согласно канонам, им заложенным. При этом, критикуя Павла I за
приверженность прусским традициям униформы, нельзя забывать, что Петр I
так же заимствовал германские образцы для привнесения их на русскую
почву, в частности, саксонские. Саксонцы были союзниками России в Северной
войне. Если проследить спектр цветов, характерных для обмундирования
полков русской армии в этот период, то можно заметить, что одним из
преобладающих цветов будет красный – цвет мундиров саксонских солдат. Да и
покрой одежды петровской армии тоже был чужд русской традиции. Можно
утверждать, что Павел I лишь повторял то, что до него делали практически
все русские монархи, начиная с Петра Великого – заимствовал наиболее
популярные образцы военного костюма в Европе. Он привнес не чуждую русской
армии униформу, а наоборот, направил развитие военной одежды в одно русло
с общеевропейской, из которого она была выведена так называемой
потемкинской реформой.
Павел I, много сделавший для приведения русской армии в
нормальный, с его точки зрения, вид, был не понят современниками . Главными
критиками нового мундира оказались офицеры, но не потому, что это
обмундирование им в действительности пришлось не по вкусу, а из-за того,
что это был яркий показатель изменяющихся порядков в армии. Дворянская
среда понимала, что наступает конец прежней екатерининской
вольнице. Вместе со штиблетами, эспонтонами и буклями наступало время
всеобъемлющей дисциплины и порядка. Конечно. это насаждение новых традиций
шло не без перегибов со стороны императора. В нем сочетались дух
средневекового рыцарства и палки капрала. Эти два несовместимых состояния и
привели к трагедии 11 марта 1801г., когда император Павел I был убит
собственными гвардейскими офицерами.
Со смертью Павла не умерло его дело. Уже через несколько лет,
когда новый император Александр I утвердился на троне “выпушки, погончики,
петлички” вновь стали неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на
изменившийся покрой мундира, суть его оставалась все та же, павловская.
Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится как бы
составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что
русские императоры были военными и получали военное воспитание и
образование. Они привыкали с детства смотреть на армию как на идеал
организации; их эстетические представления складывались под влиянием
парадов, они носили фраки только путешествуя за границей инкогнито.
Нерассуждающий, исполнительный офицер представлялся им наиболее надежной и
психологически понятной фигурой. Даже среди статских чиновников империи
трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не
носило бы офицерского мундира. Другой причиной могут служить
непрекращающиеся войны, которые в те годы вела Россия. Как сказал генерал-
лейтенант Я.П. Кульнев: “Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда
где-нибудь да дерутся.”. Но с другой стороны форма постепенно становится
обязательной и для гражданских ведомств.
С военными мундирами неразрывно связана жизнь русского общества
первой половины XIX века. Военные становятся участниками всего. Они
занимаются не только своими прямыми обязанностями, но и участвуют в
гражданском управлении империей. Известно, что большинство губернаторов и
городничих были выходцами именно из военной среды.
Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление
Александра 1 на две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после
, как отмечает советская историография “реакция, палочная дисциплина,
аракчеевщина”. Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к
единообразию, стандарту, регламенту. Если до войны для идентификации
воинских частей применялась яркая гамма цветов, то уже к началу войны она
начинает принимать строгий вид, возвращаясь к еще Петром Великим заложенным
стандартам.
1814-1825гг. - сложное время. Это и время “хрипунов, удавленников,
фаготов”, и вместе с ними расцвет тайных обществ, основными участниками
которых были офицеры. Никакие демократические идеи не могли убить в них
чувство “фрунтового артикульства”. Известно, что полковник П. Пестель был
не раз отмечаем Александром за заслуги в деле муштрования солдат и был
сторонником жесткого обращения с ними.
Военный мундир также отражал настроение у его определяющего. Если в
начале царствования Александра 1 допускались какие-либо отклонения в его
ношении, то уже к 20-м гг. а тем более при Николае 1 любое самовольство в
отношении мундира, включая расстегнутый не вовремя воротник, становится
причиной способной привести к незамедлительному наказанию. Хотя, наказание
ждет провинившихся не слишком суровое, рассчитанное, в основном, на чувство
морального ущерба. Известно, например, что поводом для отставки
полковника лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римского-Корсакова послужил
расстегнутый на балу за ужином мундир, а П.А. Катенин был отправлен в
отставку за спор о заплате на рукаве одного из солдат его батальона.
К началу 30-х гг. происходит окончательная унификация военного
мундира. Уже не существует каких-либо разночтений в правилах его ношения.
Темно-зеленый мундир с красной отделкой - вот основные цвета николаевских
солдат. Время Николая 1 апофеоз развития военного костюма. После 50-х гг.
унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II , тем не
менее начнет и закончит свои знаменитые реформы изменениями именно в
военной сфере – начнет кардинальным изменением в 1855г. покроя мундира во
всей армии, а закончит в 1874г. проведя закон о всеобщей воинской
повинности, параллельно с этим еще раз поменяв внешний вид военного
обмундирования.
Рассматривая стиль и системы различий в военной одежде русской
армии можно разделить её историю на ряд этапов, не только традиционных -
по царствованиям, но и по господствовавшим в ней иностранным влияниям или
их отсутствию.
Практически весь XVIII век – время подавляющего влияния прусско-
голштинского стиля в военной форме. И не обязательно речь идет о
слепом копировании, а лишь о принятии каких-либо стандартов.
В 80-е гг. весьма чужеродно вклинивается так называемая. “потемкинская”
форма, являющаяся изобретением самого Г.А. Потемкина и шедшая вразрез всей
военной моде.
|В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает |
|особое место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными|
|тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой |
|отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения |
|российских войск. Уровень развития русской экономики составил серьезную |
|базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную |
|силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства |
|холодного и огнестрельного оружия. Возросла численность легкой кавалерии.|
|Стало больше артиллерии, инженерных и егерских команд, состоявших из |
|метких стрелков, снабженных "винтовальными" ружьями. Введение военной |
|формы, удобной в боевых и походных условиях, проходило непросто. В ходе |
|Семилетней войны (1756-1763) и длительное время после ее окончания |
|мундиры офицеров и солдат русской армии в основном мало отличались от |
|обмундирования прусских войск. Различие состояло главным образом в |
|расцветке одежды. С появлением в русской армии гусаров для них было |
|установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у |
|австрийских имперских войск. Изменения в покрое одежды и перемена |
|отдельных ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли|
|внешнего облика воинов. Однако в ходе военных реформ 80-х годов, |
|учитывавших опыт русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась|
|более удобная, чем раньше, военная форма. Инициатором ее введения стал |
|поддерживаемый передовыми военными деятелями страны президент |
|государственной военной коллегии генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. |
|Добиваясь введения в русских войсках более простой и удобной одежды, он |
|убедительно доказывал, что в результате этих перемен "солдат будет |
|здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее". Объясняя, |
|почему в нашей стране появилось неудобное обмундирование, Потемкин писал:|
|"В Россию, когда вводилось регулярство, вошли офицеры иностранные с |
|педантством тогдашнего времени, а наши, не зная прямой цены вещам |
|военного снаряда, почли все священным и как будто таинственным. Им |
|казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах, клапанах, обшлагах, в |
|ружейных приемах и протчем. Занимая себя таковою дрянью, и до сего |
|времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а что касается до |
|исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено доброте, а |
|стрелять почти не умеют. Словом, одежда войск наших и амуниция такова, |
|что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов... Красота одежды |
|военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением. |
|Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость; всякое щегольство |
|должно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, |
|иждивения и слуг; чего у солдата быть не может... Завивать, пудриться, |
|плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. На что ж |
|пукли? (букли). Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и |
|чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет |
|солдата должен быть таков: что встал - то готов..." Далее Потемкин |
|отмечал: "Когда эскадрону или целому полку назначается строй, то до |
|двенадцати часов употребить им непременно должно для убирания себе |
|взаимно кос и препроводить целую ночь в сем безпокойстве без сна; отчего |
|неминуемо должно последовать неизбежное упущение в других нужных |
|исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом ночь в изнурении, не |
|имеют они силы исправить других своих дел, как, например, вычистить и |
|накормить своих лошадей; или если в сём упущения не сделают, то, не |
|будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало способны к |
|таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила". Преимущества |
|нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские солдаты могли |
|оценить тотчас после его появления в войсках. На смену узкому, |
|сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка |
|из толстого, прочного сукна. Ее короткие полы спереди были подогнуты |
|кверху и пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки, был разрез. |
|Теперь ничто не стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет |
|куртки, отворотов, лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, |
|зависел от рода войск. Медные пуговицы, начищенные до блеска, украшали |
|лацканы, обшлага и воротник куртки. На левом плече у воротника также |
|пришивалась пуговица. К ней пристегивался погон либо эполет. Основным |
|назначением эполета было удержать от сползания с плеча перевязи патронной|
|сумы. Куртка глухо застегивалась на крючки и петли, пришитые к бортам |
|лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и опускались вниз. В холодное |
|время солдаты надевали под куртку короткий камзольчик без рукавов. |
|Удобными и просторными были суконные штаны (шаровары). На обе штанины |
|внизу для прочности нашивались кожаные краги. На смену черным солдатским |
|треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные головые уборы - каски. |
|"Каска,- писал Г. А. Потемкин,- сверх выгоды и способности в употреблении|
|своем имеет перед шляпой ту предпочтительность, что вид дает пригожий |
|солдату и есть наряд военный характеристический". Каски делались из кожи,|
|а также были поярковыми и фетровыми. Они состояли из круглой тульи и |
|козырька. По верху каски шел поперечный гребень (плюмаж) из шерсти, |
|волоса или перьев. Сзади, в нижней части каски, крепились две суконные |
|лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз, скрещивались|
|спереди на шее, прикрывая при этом уши. Солдатская прическа стала |
|гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко, по|
|народному выражению, "в скобку". Новая летняя форма также не была |
|обременительна для солдат, так как "строилась" из полотна. В 1788 году во|
|всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г. А. |
|Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по |
|образцу солдатских. Однако каски были без лопастей с золотым галуном у |
|козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины II. В |
|остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и |
|обер-офицеров остались без изменений. Свою прежнюю форму сохранили |
|гвардия и гусарские полки, Удобная и практичная "потемкинская" форма |
|сохранялась недолго - всего десять-двенадцать лет. Она была полностью |
|отменена Павлом I - фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и |
|организатором "опруссачивания" российских войск. В данную подборку наряду|
|с редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены |
|малоизвестные изображения солдат и офицеров в "потемкинской" военной |
|форме. Значительная их часть была исполнена молодым талантливым |
|рисовальщиком и гравером Х.-Г. Гейслером (1770-1844) в последней четверти|
|XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели |
|славные защитники Отечества Российского - герои Кинбурна, Очакова, |
|Фокшан, Рымника и Измаила. С документальной достоверностью переданы как |
|военная форма, так и типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти |
|работы лишь в известной мере могут заменить нам не созданные в свое время|
|именные портреты рядовых участников русско-турецкой войны 1787-1791 |
|годов, прославивших себя отвагой, мужеством и самоотверженностью. |


Справедливости ради следует отметить, что эта униформа не получила большого
распространения в армии не смотря на её практичность и функциональность
именно из-за её большой унифицированности и простоты.
Павел 1 вернул развитие военной одежды “на круги своя”, продолжив
торжество прусского стиля. Этотпериод продолжался до 10-х гг., когда ему на
смену пришла мода на французскую армию.
В период 1796-1807гг. произошла большая смена покроя всей русской
военной формы в связи с вошедшим в моду в Европе фрачным покроем. Этот
покрой был еще и экономичен, т.к. на пошив такого мундира требовалось
меньше материала. Мода на “французский” стиль продолжалась до 20-х гг.,
смешавшись после Отечественной войны 1812г. с незначительным английским
влиянием. Его привнес в Россию сам император после поездки его в Англию. В
свою очередь английская армия позаимствовала ряд деталей униформы у русской
армии.
Основы системы создания военной формы, заложенные Александром 1 ,
были продолжены и даже очень успешно развиты его братом, Николаем,
возведшим мундир в абсолют. При нем происходит как бы борьба между
традиционно русскими (или давно ставшими таковыми) канонами и
продолжающимся прусским влиянием. Здесь также уместно упомянуть что с 20-х
гг. оно уже стало взаимовлиянием, т.к. заимствовала не только Россия, но и
Пруссия. Консерватизм Николая и его стремление оставить русской армии
внешний облик “победительницы Наполеона” не позволили ему вовремя сменить
покрой мундира во всей армии на входящий в моду в Европе т.н. полукафтан.
Это произошло только в 1855г. после его смерти, вместе с приходом в
европейскую моду французских образцов. Проигравшая в Крымской войне Россия
начинает копировать одежду победившей Франции. Это должно было
ознаменовывать начало серии реформ в русской армии.
Александр III, царь-миротворец, не собирался воевать, и военную форму
он ввел соответствующую его эстетическим вкусам - скромную и однообразную,
берущую корни в народной, как казалось императору, одежде. Этот “народный”
стиль господствовал в одежде русской армии до 1907г., когда под влиянием
поражения в русско-японской войне правительство введением новой военной
формы пыталось поднять боевой дух армии .Новые образцы были симбиозом
различных типов мундиров, использовавшихся в русской армии с 1812 по
1881гг. При этом, кроме яркой парадной формы вводилась еще и полевая,
защитного цвета, единая для всех родов войск. Ее предназначением для
использования при ведении военных действий. В 1913г.была произведена
последняя попытка совместить парадную и полевую формы, при помощи
настегивания на последнюю ярких деталей типа лацкана или эполет, но из-за
начала 1 Мировой войны эта идея полностью так и не была реализована.
В 1919 году в Красной Армии впервые вводятся единая для всех военнослужащих
форма одежды и знаки различия для командного состава.
16 января 1919 года РВСР приказом № 116 ввел нарукавные знаки различия
командного состава: под красной звездой красные суконные треугольники для
младшего комсостава, квадраты для среднего и ромбы для старшего и петлицы с
расцветкой по родам войск:


И вот разноцветье формы 18-19-х веков, когда каждый полк одевался по-
своему, было нарушено на первый взгляд однообразно зелёной советской
формой. Вскоре приказом РВСР № 628 от 8 апреля 1919 года были утверждены
первые образцы обмундирования: головной убор в виде шлема, пехотная и
кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди ("разговоры") из
цветного сукна по роду войск, летняя рубаха с тремя полосками сукна на
груди цветом по роду войск и кожаные лапти.
Знаки различия, установленные приказом РВСР № 116, нашивались на левом
рукаве шинели и рубахи. Приказом Реввоенсовета Республики № 572 от 3 апреля
1920 года вводились нарукавные знаки родов войск. Так, знаком пехоты был
ромб из малинового сукна, на нем вышивался круг — в верхней части желтого
цвета, с расходящимися лучами, в центре круга изображалась звезда, низ
знака представлял собой зеленое поле, под звездой на поле прикреплялась
металлическая эмблема — скрещенные винтовки. Рисунок на знаке у всех родов
войск был одинаковый, только под звездой крепилась эмблема соответствующего
рода войск, знаки отличались по форме и цвету поля. Так, у военнослужащих
инженерных войск знак имел форму квадрата из черного сукна, кавалерии —
подковы из синего сукна и т. д.
31 января 1922 года приказом РВСР № 322 вводится новая форма одежды с
единым покроем шинели, гимнастерки, шлема, новыми знаками различия:
К рукаву пришивался суконный клапан по цвету рода войск, в верхней части
которого была заезда алого цвета, под ней — знаки различия, над клапаном —
знак рода войск. Обмундирование командного состава ничем не отличалось от
обмундирования красноармейца.
В 1924 году, когда проводилась военная реформа, армия перешла на новую
форму одежды, более упрощенную. Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные
знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы; в пехоте — из
малинового сукна с черной окантовкой, в кавалерии — из синего сукна с
черной окантовкой, в артиллерии — из черного сукна с красной окантовкой, в
технических войсках — из черного сукна с синей окантовкой, в Военно-
Воздушных Силах — из голубого сукна с красной окантовкой, у административно-
хозяйственного состава — темно-зеленые с красной окантовкой. На петлицах
крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью: для
высшего командного состава — ромбы, старшего — прямоугольники, среднего —
квадраты и младшего — треугольники. У красноармейцев на петлицах
указывались номера полков.
К 1935 году, претерпев несколько изменений, сложилась такая система
обозначения родов войск. Она включала в себя петлицы определенного цвета и
эмблемы к ним. Знаками отличия командного состава помимо треугольников,
квадратов и т.д. стали ещё и нарукавные шевроны, у комиссаров вместо них
помещались красные вышитые звёзды. Вообще у РККА в то время была одна из
самых многообразных систем идентификации, включавшая в себя такие элементы,
как золотые углы в петлицах для сверхсрочно служащих, индивидуальные
петлицы для высших военноучебных заведений, традиционная форма казачьих
частей. Это настолько обширный и интересный материал, что заслуживает
отдельного сайта, здесь же я остановлюсь на нескольких примерах.
Повседневная форма одежды включала в себя гимнастёрку и бриджи защитного
цвета (у офицеров синие галифе с кантами по роду войск). Исключение
составляли авиаторы - полностью синяя офицерская форма и танкисты - форма
серостального цвета.
Технические войска помимо повседневной носили ещё и специальную форму для
работы с машинами - это кожанные куртки и пальто (т.н. регланы)
хлопчатобумажные и меховые комбинезоны, шлемы, краги. Наибольшие
отступления от уставной формы одежды позволяли себе лётчики ввиду
специфичности своей профессии и привелигерованного положения.
В 1943 году в армии была установлена единая система воинских званий для
всего командного и начальствующего состава и введены погоны. Таким образом
военная форма Советской армии приобретает современный вид


Введенная в 1943 году система знаков различия воинских званий в целом так и
осталась неизменной вплоть до времени распада СССР, превращения остатков
Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах. Происходили лишь
частичные изменения.
Первое довольно заметное изменение произошло в 1955 году. Приказом МО ССР №
225 в декабре 1955 года были отменены цветные канты на полевых погонах
солдат и сержантов. Вместо этого были введены для них эмблемы родов войск
зеленого цвета, которые размещались не в центре погона, а чуть ниже
пуговицы. В связи с этим нашивки по званиям сместились немного ниже по
погону. Нашивки цветов бордо и коричневый были заменены на единые красные.
Эти погоны стали называться - повседневно-полевые.
Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с декабря 1955 года также
утратили цветные канты, эмблема также переместилась к пуговице, а нашивки
золотистого (желтого) цвета для командного состава и серебристого (серовато-
белого) для всех остальных также несколько сместились вниз. Эмблемы по
родам войск, которые в 1955 году несколько изменили свой вид носились
цветом, одинаковым с цветом нашивок. Эти погоны остались только на парадных
мундирах и шинелях. Отменены синие погоны в связи с ликвидацией кавалерии
как рода войск.
С декабря 1956 года полевые погоны офицеров утратили цветные канты, а
просветы на полевых погонах вместо цвета бордо (командного состава) и
коричневых (всех остальные) стали едиными для всех категорий офицеров, но
цветом по роду войск (малиновые для мотострелков и общевойсковые, красные
для артиллерии и танкистов, черные для всех технических войск, голубые для
авиации). Синих просветов введено не было в связи с ликвидацией кавалерии
как рода войск.
В 1970 году с введением новой формы одежды для солдат, сержантов и
курсантов было оставлено всего три цвета погон: алый -для мотострелков и
как общевойсковой, голубой- для авиации и ВДВ, и черный для всех остальных
родов войск. Для просветов офицерских погон было оставлено только два
цвета: голубой для авиации и ВДВ, и алый для всех остальных родов войск.
Также и окантовка погон и одежды генералов сохранила только два цвета -
голубой и алый.С января 1973 года на погоны солдат и сержантов были введены
две литеры "СА"(металлические на парадные мундиры и пластиковые на шинель и
повседневную форму) для отличения солдат и сержантов армии от матросов,
сержантов и старшин флота (литера "Ф" или по флотам "СФ","ТФ","БФ", "ЧФ"),
а также военнослужащих внутренних войск, погранвойск и частей КГБ ("ВВ",
"ПВ", "ГБ"). Несколько позднее литера "К" была введена на погоны курсантов
военных училищ. Погоны и петлицы на парадной и повседневной форме солдат,
сержантов и стали цветные с нашивками желтого (золотистого) цвета. Погоны
цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и
сержантской форме. У курсантов погоны одинаковые на всех видах формы.
В 1985 году вводится новая полевая форма, получившая обиходное название
"афганка"(Приказ МО СССР №145-84г.). На новой форме, одинаковой для всех
категорий военнослужащих, погоны являлись элементом самой куртки (так
называемые погоны-хлястики). Цвет таких погон имел цвет самой формы (серый,
хаки, камуфляжный, песочный и т.п.). Нашивки зеленого цвета были введены
для сержантского состава, зеленые звездочки для прапорщиков и офицеров.
С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях бывших союзных
республик СССР вводятся свои собственные знаки различия. В России создание
Российской Армии официально будет провозглашено Указом президента России №
466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки различия юридически
просуществуют до Указа президента России № 1010 от 23 мая 1994 года о
введении формы одежды и знаков различия Российской Армии.
В реальности же в 1994 -96 годах Российская Армия по прежнему носила форму
и знаки различия Советской Армии. Только с 1997 года начнется медленный
процесс перехода на новые знаки различия и новую форму. Если к 2000 году
офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму, прапорщики и
курсанты в значительной мере, то сержанты и солдаты в большей степени все
еще носят знаки Советской Армии. Очень часто можно встретить смесь старого
и нового. Например, на погонах советского образца с литерами "СА" новые
сержантские знаки различия. Или же на погонах нового образца советские
сержантские нашивки. Смесь старых и новых знаков различия в 2000 году
встречается самая разнообразная.

Таким образом, так же как неразрывно судьба армии связана с судьбой
общества, так же армия связана с её военной одеждой. Изучая историю мундира
не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной
регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении
истории русской армии и Российского государства в целом.






Реферат на тему: История возникновения Москвы
В этом году мы отмечаем 850-летие нашего родного города. Он имеет давнюю и
славную историю, которая уходит своими корнями в те времена, когда Москва,
как город, еще не существовала.
Первые летописные упоминания о Москве относятся к 1147 году, но
археологическими исследованиями установлено, что территория Москвы и ее
ближайших окрестностей была заселена гораздо с более древних времен.
Археологические находки на территории Москвы позволяют представить ее
как небольшой населенный пункт на западной границе Владимиро-Суздальской
Руси. В 1147 году Москва уже не была новым поселением. Летопись говорит о
Москве, как о более или менее известном населенном пункте, о котором не
надо сообщать где он находится и когда возник. В связи с этим есть все
основания утверждать, что хотя история Москвы доступна нам с конца XII
века, начиналась она гораздо раньше и имеет свой предисторический период,
уходящий корнями в гораздо более удаленное прошлое. Несомненно, что к
середине VII века территория Москвы была не только заселена, но и вступила
в активный торговый обмен с соседними Волжскими областями. В этом нас
убеждают некоторые археологические находки, которые были найдены в устье
древнего ручья Черторые (территория Храма Христа Спасителя) и у Симонова
монастыря. Серебряные монеты, найденные у ручья Черторые чеканены в 862 и
866 годах. Такие находки являются показателями того, что население бассейна
Москвы реки уже осуществляло торговую деятельность, используя Великий
Волжский путь.
Столь раннее заселение этих мест, объясняется тем, что район будущего
великого города предоставлял весьма значительные удобства для первых
поселенцев. Тянущиеся в даль большие заливные луга, обилие дичи в густых
лесах, лесные пчелы, реки богатые рыбой, все это способствовало развитию
традиционных для славянских народов тех времен традиционных промыслов:
охоты, рыболовства и бортничества. С географической точки зрения территория
будущей Москвы представляла собой маленький островок среди непроходимых
лесов и болот. Все это обусловило появление на этом месте большой группы
населения, основным занятием которой были хлебопашество, охота и
рыболовство.
Дошедшие до нас письменные источники не сообщают о времени когда
славяне впервые появились в бассейне Москвы реки. Археологические раскопки
также не дают однозначной картины из-за существующих между археологами
разногласий по поводу того, какие из найденных памятников следует относить
к славянской культуре, а какие к культуре других племен, населявших
окрестные области.
В IX-X веках у Ростовского и Переславского озер жил народ называемый
“Меря”. Переславское озеро уже в те далекие времена носило название
Клещиного, а Ростовское имело второе имя “Неро”. В этом его названии многие
ученые видят прямое указание на народ меря, обитавший на его берегах.
Переславль, где по летописи жили меря, находится в непосредственной
близости от Москвы и, по этому есть все основания полагать ареал
распространения этого народа и в районе будущей Москвы.
Вполне вероятно, что именно об этих древних поселениях и напоминают
нам такие названия, как озеро Нерское и река Нерская. Река Нерская является
последним левым притоком реки Москвы, а озеро Нерскоерасположено в бассейне
реки Яхромы, на которой стоит районный центр Московской области - древний
город Дмитров. Народ меря был, по видимому, столь немногочисленен, что
исчез или слился со славянами.
На территории Москвы, в процессе исторической миграции встретились еще
два славянских народа, шедших с севера и юга, точнее с северо-запада и юго-
запада. С севера шло племя кривичей или ильменских славян, а с юга- племя
вятичей. Благодаря археологическим исследованиям выяснена примерная граница
зон их расселения: севернее течения реки Москвы селились кривичи, а южнее -
вятичи. Однако в районе будущей Москвы выявлены следы вторжения вятичей на
территорию кривичей. По заключению археологов этот район, за исключением
небольшой территории на севере заселяли вятичи. В более позднее время
установлено, что Рязанские территории, лежащие к югу от Москвы также были
вятическими. К их числу принадлежала Лопасня и Коломна, находящиеся в
непосредственной близости от Москвы. Между тем Рязанская земля считалась
вятической страной, а Рязань - вятическим центром. Из-за этого более
поздние летописцы стали заменять слово “вятичи” на слово “рязанцы”: “Вятичи
иже есть рязанцы”.
Вятичи хоронили своих умерших соплеменников в курганах, многие из
которых сохранились до наших дней. Эти курганы представляют собой огромную
ценность для археологов, так как вятичи, несмотря на запреты христианской
религии клали в могилы оружие и другие предметы быта, которые могли
пригодиться человеку в загробной жизни. Некоторые курганы вятичей, которые
находят археологи оказываются пустыми. Это происходит из-за еще одного
обряда вятичей- для людей погибших и похороненных на чужбине вятичи
насыпали пустые курганы.
В тысяча сто сороковых годах территорией нынешней Москвы владел боярин
Кучка. В тысяча сто сорок седьмом году великий князь Юрий, впоследствии
названный Долгоруким, ехал из Киева через Москву к своему сыну Андрею
Боголюбскому во Владимир. Кучка отказался воздать князю почести, достойные
его чина. Это очень рассердило Юрия Долгорукого, он убил боярина и
приказал на месте поселения заложить город. Имя городу было дано от реки,
которая протекала через эту местность.
Первое упоминание о Москве связано с письмом, которое князь Юрий
написал одному из князей : «Приди ко мне брат в Москову». Дату написания
этого письма принято считать датой основания Москвы.
История Москвы неразрывно связана с историей Кремля.
Далеко в глубь веков уходит своими корнями история Кремля. Первые
упоминания о Кремле появляются вскоре после первого упоминания о Москве - в
1156 году. Тогда, как рассказывает тверской летописец, были построены
первые деревянные стены московского кремля. Территория его была в
несколько раз меньше современной ( примерно 300 метров из конца в конец). В
округе были разбросаны села и деревни. Крепость служила для окрестных
жителей административно-хозяйственным центром и местом укрытия от врагов.
В 1959-1960 годах, при со строительстве Кремлевского Дворца Съездов,
были обнаружены укрепления Кремля 1156 года , представляющие собой вал со
сложной оборонительной конструкцией. Первый Кремль прослужил городу около
двухсот лет. В тринадцатом веке москвичам пришлось испытать страшное
нашествие хана Батыя. В 1238 году Москва была полностью сожжена. На месте
города остались лишь груды пепла. И хотя татары еще не раз сжигали Москву,
народ каждый раз воссоздавал свой город.
Четырнадцатый век был временем больших работ в Кремле. В 13339-1340
годах при князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой, за пять месяцев были
возведены мощные дубовые стены Кремля. В зто же время были заложены первые
соборы и княжеские хоромы. Кремль стал центром феодального города,
резиденцией великих князей и митрополитов. В 1367-1368 годах князь Дмитрий,
будущий Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, построил белокаменные стены
Кремля -первые каменные укрепления во Владимиро-Суздальской Руси.
Территория крепости была расширена в северо-восточном направлении почти до
современных размеров. Толщина стен была от двух до трех метров. По тому
времени это были первоклассные сооружения, представляющие грозную преграду
для врагов. Белокаменный кремль прослужил более ста лет. Осады и пожары
сильно разрушили его стены и башни. С 1485 по 1495 год были построены новые
кирпичные стены кремля и расширена его территория , особенно в северо-
восточной части. Как показали реставрационные работы 1945- 1950 годов, в
некоторых местах белокаменые стены кремля времен Дмитрия Донского вошли в
состав стен пятнадцатого века. После этой перестройки, стены Кремля
получили современный вид неправильного треугольника. Периметр этого
треугольника составлял около 2300 метров. Площадь Кремля стала 28 гектаров.
Стены возводились с учетом рельефа местности. Высота их колеблется от пяти
до девятнадцати метров, а толщина - от трех до трех с половиной метров.
На стене - 1045 зубцов с узкими щелевидными бойницами. По верху стены
проходили боевая площадка, защищенная с внешней стороны зубцами. Она
служила воинам для обхода крепости и для боевых действий. Кремлевский холм
омывали реки Неглинка и Москва. Со стороны современной Красной площади был
прорыт ров шириной 32 метра и глубиной - 12. Он соединил обе реки. В это же
время были возведены все 20 башен Кремля. 19 из них расположены по
периметру стены, а 20 - Кутафья - предмостная, отводная от Троицкой башни.
Надстроенные в 17 веке шатры придали суровым средневековым башням
стройность. В Кремле было выстроено несколько подземных тайников, часть
которых представляла собой укрытия для людей и ценностей, а часть - для
обеспечения защитников крепости водой. С точки зрения военно-инженерного
искусства того времени, Кремль представлял собой выдающееся сооружение.
На Спасской башне Кремля были установлены часы. О времени их появления
ничего не сообщается, но есть предположение, что часы появились вскоре
после создания самой башни. Они представляли собой неподвижную стрелку,
указывающую время на крутящемся диске. В 1621 году были установлены новые
часы работы английского мастера Христофора Головея. Эти часы довольно
быстро пришли в негодность. При Петре Первом их заменили новыми, работы
амстердамских мастеров. Эти часы остановились в 1794 году. Ныне действующие
часы были установлены на Спасской башне в 1851 - 1852 годах. На игровой вал
были набраны мелодии “Коль славен” и “Преображенский марш”. В 1917 году, во
время революции, часы были повреждены артиллерийским снарядом, но, по
указанию Ленина, восстановлены. На игровой вал был набран революционный
гимн “Интернационал”. С тех пор этот гимн игрался в полдень и полночь.
Сейчас, по всей вероятности, часы будут исполнять музыку, которую играли до
революции.
К 20-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции
двуглавые орлы на пяти башнях были заменены пятиконечными рубиновыми
звездами. Размеры звезд диктовались размерами башен. Это было сделано для
того, чтобы визуально их размеры были одинаковы. Так расстояние между
концами противоположных лучей на Водовзводной башне составляет 3 метра, на
Боровицкой - 3,2 метра, на Троицкой - 3,5 метра, а на Никольской и Спасской
- 3,75 метра. Прочность конструкции Звезд рассчитана на максимальное
давление ураганного ветра 200 кг/кв.м. Несмотря на свой значтельный вес
(около одной тонны) Звезды вращаются при изменении направления ветра.
Изнутри Звезды подсвечиваются специально разработанными для них лампами,
которые никогда не выключаются для сохранения температурного режима
конструкции.
К 1530 году Кремль стал слишком тесен для населяющих его жителей.
Кроме того, он уже не мог служить надежной защитой для окрестных жителей.
Тогда вдовствующая супруга Великого князя Василия Иоанновича, княгиня
Елена, мать трехлетнего наследника Иоанна, фактически являясь
правительницей государства, приказала начать возведение стены в форме
полукольца вокруг Кремля. В мае 1534 года митрополит Даниил с крестным
ходом обошел Кремль и заложил каменную стену. В стене были прорублены
Троицкие, Никольские и другие ворота. Это городское строение стало
называться Китай-город, или, в переводе с татарского - срединный город. На
его строительство деньги пожертвовали члены дома Рюриковичей, а также
духовенство, которое Елена убедила сделать это. Кроме этого, для
финансирования строительства были обложены налогом бояре, купцы и другие
жители столицы.
Китай-город был укреплен невысокой, но толстой каменной стеной. Это
было сделано с целью предохранения города от появившехся к тому времени
мощных осадных пушек. В стене Китай-города было 12 башен, а перед стеной
были дополнительно возведены земляные укрепления. Территория города
занимала 52 квадратных десятины. К настоящему времени стены Китай-города
снесены за ненадобностью. Осталось лишь 2 части стены, одна из которых
находится за гостиницей “Метрополь”.
Постройка Китай-города имела колоссальное значение для населения
проживающего вокруг Кремля. Построенные стены служили им надежной защитой
от врагов. В Китай-городе расположились Монетный, Печатный, Земской и
другие дворы, а также таможня и монастыри. Заселили Китай-город, в
основном, богатые дворяне и бояре.
Нашествие в 1571 году крымских татар на Москву, заставило царя думать
о более надежном укреплении города, но война с Польшей заставила Ивана
Грозного отложить свои планы. Тем не менее решение о создании новых
укреплений вокруг Москвы было принято и сын Ивана Грозного, Федор
Иоаннович, вскоре после своего вступления на престол, заложил в 1586 году
толстую кирпичную стену, которая была построена через семь лет. Стена была
облицована белым мрамором. Сначала этот город назывался “Царев град”, но
народ назвал его “Белым городом”.
Белый город служил для защиты от врагов. Через 200 лет неприятель уже
не рисковал подходить близко к Москве, так как слава русского оружия
разнеслась очень далеко. Стены Белого города стали ненужными. К тому же они
очень обветшали и грозили обрушиться во многих местах. В связи с этим
императрицей Екатериной II было принято решение о сносе стен, охватывающих
площадь равную 512 гектарам. Стены были снесены при ее внуке - императоре
Александре I. При нем же у стен Кремля был разбит Александровский сад.
В стенах Белого Города было 10 ворот. Одни из них сыграли судьбоносную
роль в истории России. В 1612 году Москва была занята поляками и осаждена
русскими войсками. Через Тверские ворота к русским войскам вышли боярские
дочери и дети. Среди них был будущий русский царь Михаил Федорович Романов.
Через год его, а потому и всю династию Романовых, среди которых были Петр
I, Екатерина II, и последний русский Император Николай II, избрали Земским
Собором на русский престол.
Сегодня кварталы Белого Города составляют центральную часть Москвы.
При первом знакомстве с ним может показаться, что его небольшая территория
однородна - одинаково старая застройка, узкие переулки, оживленные улицы.
Но, приглядевшись внимательнее, можно заметить существенные различия в
функциональном назначении его частей. Белый Город делится на 4 части:
культурный центр, центр, деловой центр и трущобную часть.
Земляной, или Черный город - часть Москвы между Садовым и Бульварным
кольцами. Если идти от центра по Тверской улице или по Новому Арбату, то
при пересечении Бульварного кольца перемены заметить трудно, но если идти
по какой-нибудь другой улице, то с каждым шагом все больше и больше
замечаешь удаление от центра города. Исчезают театры, музеи. Вывески
министерств сменяют вывески контор попроще. Это признак того, что из центра
вы попали в Земляной город.
В 1789 году архитектор И. Мичурин создает первый общегородской план.
На этом плане впервые показана новая граница города - Камер-Коллежский Вал,
охватывающий слободы и дворы, вышедшие за прежнюю границу - Земляной Вал.
Примерно 35-километровый Камер-Коллежский Вал был создан в первой половине
XVIII века уже не в оборонительных, а таможенных целях. По этой границе, на
пересечении с радиальными дорогами, были поставлены таможенные заставы:
Дорогомиловская, Калужская и другие. Кольцо застав охватывало территорию в
7000 гектаров. Екатерина II утвердила этот план. Он ясно делил Москву на
город, в черте Земляного Вала, и на предместья, в черте Камер-Коллежского
Вала. Тогда же было намечено создание сети площадей вокруг Кремля и Китай-
города, а также кольца бульваров. Тем не менее город уже не вмещал в себе
нужного количества москвичей. Московская Дума не раз обращалась к
правительству с просьбой установить соответствующую истинным размерам
города границу, но всякий раз получала отказ. Лишь в 1917 году город
получил новую границу в виде кольца окружной железной дороги. Это произошло
в мае месяце. Эта граница стала еще одним кольцом Москвы.
Москва строилась кольцами. Сравнительно недавно она получила свое
последнее кольцо. Им стала Московская кольцевая автомобильная дорога -
МКАД, сооруженная в конце 50-х годов как скоростная магистраль. Все
пересечения с ней устроены на разных уровнях. Это 109-километровое кольцо
предназначалось для пропуска в обход города транзитного автотранспорта. С
того времени МКАД является административной границей Москвы.
История нашего города насчитывает много веков. Большую часть этого
времени Москва была столицей. Как же городу, который много младше других
городов, досталась такая участь? Вопрос этот очень сложен. На разных
исторических этапах выдвигалась то одна, то другая причина. Безусловно
главную роль сыграло выгодное географическое положение Мсквы. Москва
расположена между западными и восточными русскими землями, то есть в
середине той территории где формировалась русская нация. Благодаря этому в
Москве интенсивно развивались торговля и ремесла. Именно Москва собирала
народ в решающие моменты русской истории.
Развитию Москвы способствовало и то, что Москва стояла на пересечении
сухопутных и водных путей, а природные ресурсы окружающих районов (лес,
известняк, глина, руда) создавали хорошую сырьевую базу для промыслов и
ремесел.
Все эти условия умело использовали русские князья. Они смогли сделать
то, что не смогли сделать князья других городов - объединить множество
мелких княжеств в одну сильную страну. Они первые поняли, что личная
воинская доблесть не главное в управлении государством. Поэтому они во
время военных действий назначали командовать войсками опытных воевод, а
сами оставались в тылу. Пусть среди них было мало хороших военначальников,
но все они были хитрыми и дальновидными политиками, сделавшими из Москвы
настоящий центр государства.
В XVIII веке Петр I перенес столицу из ненавистной ему Москвы в
Петербург, но, по прежнему, короновались цари в “первопрестольной”. Гоголь
сказал: “Для России нужна Москва, а для Петербурга - Россия”.
В 1918 году советское правительство переехало из Петербурга в Москву.
Это было сделано в целях безопасности руководства страны - Москва
находилась дальше от границы.
В декабре 1922 года был создан Союз Советских Социалистических
Республик (СССР) и Москва стала его столицей. После распада СССР в 1991
году Москва стала столицей современной России.
В Москве сосредоточены все федеральные органы власти: Государственная
Дума, Совет Федерации, Правительство России, резиденция Президента. Ни в
каком другом городе нет такого скопления государственных органов власти.
Москва является важнейшим культурным центром России. Соперничать с ней
может только Петербург, где хранятся сокровища и архивы, накопленные
царской семьей и придворными вельможами.
Большая часть музеев и архивов расположены в пределах Садового кольца.
Исключение составляют архивы не доступные для общего пользования. Здания
для них построены на окраине города.
Многие коллекции московских музеев имеют мировое значение. Главная из
них коллекция Третьяковской галереи. Основана Третьяковская галерея купцом
Павлом Михайловичем Третьяковым. В середине XIX века русские аристократы
коллекционировали картины исключительно западных художников. Третьяков
первым решил коллекционировать русские полотна. Его коллекция не уступала
даже коллекции Русского музея в Петербурге. Свои коллекции Третьяков открыл
для обозрения всем желающим. В 1918 году галерея стала государственной.
В Москве много театров. Искусство артистов балета Большого театра
вошло в сокровищницу мирового искусства.
Огромное впечатление производит Большой Кремлевский дворец, где мне
посчастливилось побывать. К сожалению он не открыт для широкой аудитории.
В этом дворце раньше проходили заседания Верховных Советов СССР и
РСФСР, съезды и конференции Коммунистической Партии Советского Союза.
Теперь там проходят торжественные государственные церемонии: приемы глав
государств, награждения и т. п.
Построен Дворец по проекту знаменитого архитектора К. Тона.
В этом здании жила царская семья, когда приезжала в “первопрестольную”
столицу. Сейчас там многое сохранилось из обстановки того времени. Залы
Дворца названы именами крупнейших русских орденов. Убранство залов своим
цветовым решение соответствует цветам орденских лент, что придает
дополнительную торжественность обстановке. В покоях императора находятся
часы, которые и по сей день являются щедевром мирового ювелирного и
часового искусства. Они выполнены в форме шара, символизирующего Землю, с
лежащей под ним змеей. Змея указывает время на вращающемся глобусе. Часы
действуют до сих пор.
Помимо основных залов (два из них - Андреевский и Александровский - в
настоящее время объединены в один), в Большом Кремлевском дворце находится
Грановитая палата. Выполненная в древнерусском стиле она являет еще один
щедевр русского зодчества.
Интересная подробность - среди русских орденов был один, которым могли
быть награждены только женщины. Это Екатерининский орден. Так вот - при
императорской власти в Екатерининский зал дворца не имели права входить
мужчины.
К сожалению, объем реферата не позволяет рассказать обо всей истории и
сокровищах нашего города. Это тема других работ.




Новинки рефератов ::

Реферат: Культура и насилие (Культурология)


Реферат: Бухгалтерский учет (шпаргалка, 3 курс) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Преступления против собственности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Как правильно выбрать весы для работы в лаборатории (аналитические и лабораторные весы Госметр) (Химия)


Реферат: Тоталитаризм (Политология)


Реферат: Государственная Дума 1993-1996 гг. (История)


Реферат: Учет, анализ и аудит налогообложения промышленных предприятий налогом на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет)


Реферат: Кант (Философия)


Реферат: Платежи за загрязнение окружающей среды, методика исчисления и порядок уплаты (Налоги)


Реферат: Партизанское движение в войне 1812 года (История)


Реферат: Взгляд на личность в чань-буддизме (Мифология)


Реферат: Социальная природа личности (Психология)


Реферат: Структура и содержание бизнес-плана (Менеджмент)


Реферат: Планирование фонда оплаты труда на примере "ОРМЕТО-ЮУМЗ" (Аудит)


Реферат: Наши дети будут бессмертными, но, возможно, станут наполовину роботами (Философия)


Реферат: Программное обеспечение компьютеров. Архиваторы (Программирование)


Реферат: Воображение детей школьного возраста (Психология)


Реферат: Необычные свойства обычной воды (Химия)


Реферат: Сервера Quake (для журнала "Хакер") (Компьютеры)


Реферат: Индивидуализация и внутриклассная дифференциация (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист