GeoSELECT.ru



История / Реферат: История православной церкви в Америке (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История православной церкви в Америке (История)




Введение.


В данной работе описана история проникновения русских поселенцев в
Северную Америку, создания первых заокеанских колоний Российской Империи а
так же деятельность Русской Православной Церкви на территории русских
владений в Америке, а позже в США и Канаде.
Целью работы ставится изучения феномена существования Православной
Церкви в США вообще и на Аляске в частности. Её роль как фактора мощного
культурного влияния на малые американские народности, а впоследствии и на
американское общество в целом. История православия в Соединенных Штатах
интересна прежде всего тем, что на её примере можно выявить роль и
значение русской культуры в современном американском обществе. Являясь
своего рода “консервантом” церковь в значительной мере способствовало
сохранению русской культуры, принесенной в США эмигрантами, от
“растворения” в американском “плавильном котле”. И одной из задач данной
работы ставится выявление роли Православной Церкви в появлении феномена
известного как “Русская Америка”.
Во время написания работы мной были использованы статьи и монографии
ученых разрабатывающих эту тематику, таких как Блоховитинов, Корсун,
Казьмина, Либеровский, работы церковных деятелей: Крупко, Скурата,
архиепископа Григория Афонского и т.д. Так же мной были привлечены статьи
из периодических изданий и ресурсы глобальной информационной сети Интернет.



Глава 1.


История освоения Аляски Россией.


В 1654 году русский купец Федот Алексеев отправился с востока
сибирского полуострова Колыма по реке Погича со своей экспедицией, желая
найти земли, богатые золотом, пушным зверем и моржами, кость которых очень
ценилась. В этот поход вместе с ним отправился Семен Иванович Дежнев - как
представитель власти, облеченный полномочиями установления пошлины на
торговлю с местным населением. В этом путешествии Дежнев был первым
исследователем, который открыл морской проход с берегов Арктики к океану.
Сейчас этот морской путь назван Берингов пролив, поскольку доклад
Дежнева об открытии пролива так и не дошел до правительства. Правивший
Россией в то время царь Петр Первый так и не узнал, что Сибирь тесно
соседствует с Северо-Американским континентом. Однако, незадолго до своей
смерти, Петр Первый отправил исследовать морские берега Сибири капитана
Витуса Беринга - датского навигатора, который находился на российской
службе. Петр послал Беринга в экспедицию с целью изучить и описать северо-
восточное побережье Сибири. В 1728 г. экспедицией Беринга был вновь открыт
пролив, который впервые увидел Семен Дежнев. Однако, из-за тумана Берингу
не удалось рассмотреть на горизонте очертания Северо-Американского
континента [1, с. 25].
В 1733 году Российское правительство вновь назначило Беринга главой
новой экспедиции, целью которой было исследование ресурсов Сибири и
учреждение торговли с Японией. В этой своей экспедиции Беринг так же
исследовал и американский берег. Экспедиция Витуса Беринга отправилась к
берегам Америки из Петропавловска-Камчатского 8 июня 1741 года на двух
кораблях: “Святой Петр” (под командованием Беринга) и “Святой Павел” (под
командованием Алексея Чирикова).
Российская императрица Елизавета не имела никакого интереса к землям
Северной Америки. Она издала указ, по которому обязала местное население
платить пошлину за торговлю, но больше никаких шагов в направлении развития
отношений с Аляской не делала.
Следующие 50 лет Россия проявляла к этой земле очень мало интереса.
Отдельные купцы торговали с алеутами, покупая у них пушнину. Особенно
ценился тонкий мех калана - морской выдры. Особенно выгодно российские
купцы продавали алеутскую пушнину на рынках Китая.
Европейские болезни, которые занесли алеутам новые поселенцы, были
смертельны для туземцев нового континента. Оспа, корь, туберкулез,
венерические болезни, пневмония - стали тем оружием, которое почти
истребило алеутов. До контакта с европейцами популяция алеутов насчитывала
15- 20 тысяч человек. В 1834 году их осталось всего 2 247, в 1848 - уже 1
400. С 1864 года, когда на островах поселились русские, популяция алеутов
снова резко подскочила до 2 005 человек - благодаря смешанным бракам и
притоку новой крови. Но к 1890 снова снизилась до 1 702 человек[2].
Охотники мигрировали к востоку Алеутских островов вслед за животными,
на которых они охотились. Поскольку промысел отдалялся от Камчатки - цены
на мех поднимались, и маленькие торговые компании разорились. До 1770 года
среди купцов- торговцев и заготовителей пушнины на Аляске считались самыми
богатыми и известными Григорий Иванович Шелихов, Павел Сергеевич Лебедев-
Ласточкин, а так же братья Григорий и Петр Пановы.
В 1762 году правительницей России стала императрица Екатерина
Великая, и правительство снова обратило свое внимание на алеутов. Екатерина
издала в 1769 году указ, которым отменила пошлины на торговлю с алеутами, а
так же издала указ, которым приказывала озаботить правительство судьбой
алеутской народности. К сожалению, указ императрицы остался только указом
на бумаге. Без контроля и надзора правительницы за его исполнениемn [3,
c.5].
Российским купцам-мехоторговцам досаждали иностранные конкуренты.
Особенно англичане, которые предлагали для обмена с местным населением
более дешевые товары, чем русские купцы. Русские почувствовали, что
необходимо государственное учреждение колонии. В 1784 году купец Шелихов
строит и снаряжает собственные корабли и посылает их на остров Кодьяк.
Постепенно (к 1788 г.) число русских на Алеутских островах и в Северной
Америке достигло 500, а к 1794 г. в результате начавшейся деятельности Г.И.
Шелихова, оно превысило 800 человек.
Именно благодаря энергии и дальновидности Шелихова в этих новых краях
было заложено основание русских владений. Первое постоянное поселение
появилось на острове Кодьяк, в бухте Трех Святых. Шелихов возглавил и
первую сельскохозяйственную колонию “Слава России”. Составленные им планы
поселений включали ровные улицы, школы, библиотеки, парки. При этом Шелихов
не был государственным человеком. Он оставался купцом, промышленником,
предпринимателем, действовавшим с разрешения правительства.
До 1786 года Шелихов был самым успешным торговцем пушниной на
Алеутских землях, но его пушной империи требовались и другие способные
руководители. Одного такого помощника он увидел в Александре Андреевиче
Баранове - сибирском купце, который приехал в Кодьяк в 1791 году. Вскоре
купец из Каргополя 43-летний Александр Баранов был назначен главным
управляющим на острове Кодьяк. Баранов был на грани банкротства, когда
Шелихов взял его себе в помощники, угадав в нём исключительные качества:
предприимчивость, настойчивость, твёрдость.
Вскоре Баранов перенес представительство компании из бухты Трех
святых на север острова, в город Павловск, который имел лучшую гавань и был
расположен в лесистой местности, что было очень важно для будущего
строительства. Сейчас Павловск - главный город острова Кодьяк.
Перед лицом нового правителя Александра Баранова стояло множество
проблем. Большая часть продовольствия и почти все товары для обмена должны
были импортироваться из России, а кораблей было недостаточно. Девизом
русской колонии стала поговорка: “трудись, не покладая рук”. В колонии
постоянно не хватало людей для строительства кораблей, защиты колонии,
организации бытовой жизни. На помощь пришли местные алеуты. Они и составили
главную рабочую силу колонии, охотились на пушную дичь, пока русские
занимались обустройством жительства и заготовкой кож и курок зверей. Алеуты
охраняли форт и несли стражу.
Во время пребывания Баранова на посту Правителя Русской Америки
владения России расширялись на юг и восток. Баранов основал и построил
российские представительства и на Алеутских землях. Самое крупное - Ново-
Архангельск, основанный в 1799 году. В 1802 племя Тлингит напало на форт и
разрушило его. А в 1804 году Баранов вернулся на эти земли с Российским
военным кораблем и разбил Тлингитов. После победы Ново-Архангельск был
построен заново. 4 км к югу от этого города, впоследствии вырос знаменитый
Аляскинский город Ситка.
Баранов верно служил Шелихову, а затем и Российско-Американской
компании с 1790 по 1818 год, пока не ушёл на покой в возрасте 71 года. При
его жизни о нём ходили легенды: он внушал уважение и страх окружавшим его
людям. даже самые строгие правительственные ревизору поражались его
преданности делу, энергии и самоотверженности.
Со слиянием компаний купцов Г.И. Шелихова, И.И. и М.С. Голиковых и
Н.П. Мыльникова в 1798 г. была создана и в 1799 г. окончательно оформилась
единая Российско-Американская компания. Она получила от Павла I монопольные
права на пушной промысел, торговлю и открытие новых земель в северо-
восточной части Тихого океана, призванная представлять и защищать своими
средствами интересы России на Тихом океане [4, c. 115].
К руководству компанией пришли военно-морские офицеры, которые
способствовали развитию компании. А в 1821 году в политике компании был
оговорен такой момент: отныне руководителями Российско-американская
компании должны были быть только военно-морские офицеры. Флотское
руководство компании улучшило ее администрацию, расширило колонии. Однако,
в отличие от Баранова, флотское руководство очень мало интересовалось самим
торговым бизнесом, и крайне нервно относились к заселению Аляски
англичанами и американцами. Руководство компании, именем Российского
императора, запретило вторжение всех иностранных кораблей на 160 км
акваторию близ Российских колоний на Аляске. Разумеется, такой приказ был
немедленно опротестован Великобританией и правительством Соединенных
Штатов.
Спор с США был урегулирован конвенцией 1824 года, которая определила
точные северные и южные границы российской территории на Аляске. В 1825 г.
Россия пришла к согласию и с Британией, определив также точные восточные и
западные границы. Российская империя дала обеим сторонам (Британии и США)
права вести на Аляске торговлю в течение 10 лет, после чего Аляска
полностью переходила во владение России.
В 1843 году секретарь правительства США Вильям Марси и сенатор Вильям
Гвин оба - приверженцы политики экспансии - обратились к Российскому послу
в США - барону Эдварду Стоклу - с провокационным вопросом: “Правда ли, что
Россия выставляет на продажу свою колонию Аляска?” Стокл ответил
“Разумеется, нет!” - однако этот вопрос его заинтриговал.
В 1844 году патент Русско-Американской компании на монопольную
торговлю был продлен еще на 20 лет. Компания пыталась получить прибыль из
новых источников: добыча угля; китобойный промысел и даже экспортировать
лед в Сан-Франциско. Однако, все эти авантюры были неприбыльны.
Продажа Аляски состоялась в 1867 году, спустя недолгое время после
того, как появился популярный термин “Русская Америка”. Российские владения
в Америке были, по сути, не государственной собственностью, а
собственностью компаний — сначала нескольких частных русских, а потом, с
1799 года, Российско-Американской... Какого-либо акта о присоединении этих
владений у России не было - это были владения российских подданных.
Таким образом, Россия как бы избавилась в первую очередь от убыточной
и постоянно беспокоящей ее проблемами компании. И еще - РАК тяготилась
сознанием того, что дивидендов нет и они не предвидятся. Одни долги. Тем
более что в это время на освоение новых земель в Приморье требовались
крупные вложения.
Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний
Соединенным Штатам за 7 млн. 200 тыс. долларов золотом был составлен в
Вашингтоне 18 марта 1867 года. У Сюарда были некоторые трудности с
получением согласия правительства на такую грандиозную по тем временам
покупку. Но он заручился поддержкой многих Конгрессменов и, наконец, Сенат
одобрил покупку, приняв это решение голосованием 37 “за” к 2 “против”.
Некоторые газеты назвали эту покупку безумием, а Сюарда - сумасшедшим, но,
под давлением официальной прессы, общественность США поддержала покупку
Аляски.
Формальная передача Аляски Соединенным Штатам состоялась 11 ноября
1867 года в Ситке [5, с. 237].
Российская история освоения Аляски продолжалась 126 лет. Однако
активность русских на этих землях проходила, по большому счету, в пределах
территории Алеутских островов, Кодьяка и архипелага Александра. Какие-то
исследования, безусловно, проводились и внутри континента, но они были
ограничены очень немногими поселениями. Пик русской популяции на землях
Аляски не превышал 700 человек. Самым значительным вкладом в освоение
русскими людьми земель Аляски следует считать деятельность
священнослужителей Русской Православной церкви. Они строили на этих землях
свои церкви и занимались миссионерством среди местных жителей - Алеутов и
Тлингитов. Русская Православная церковь никогда не прекращала своей
деятельности. Она служит на землях Аляски и сейчас.



Глава 2.


Русская православная церковь на Аляске.


Православная церковь в Америке, самая молодая из автокефальных
православных церквей. Православная церковь появилась в Америке в 1794,
когда на остров Кадьяк прибыли 8 монахов и 2 послушника Русской
православной церкви. Целью их прибытия было продолжение начатой здешними
русскими переселенцами-мирянами работы по обращению в православие местного
алеутского населения. Среди прибывших был иеромонах (позже архимандрит)
Герман, тело которого при вскрытии гроба в 1960-х гг. оказалось нетленным и
который был канонизирован, став первым святым Православной церкви в
Америке. Святого Германа местное население на Аляске помнит по сей день как
выдающегося подвижника и чудотворца, своими молитвами исцелившего немало
больных и недужных. В Храме Христа Спасителя на Мэннинг Авеню хранится
частичка нетленных мощей Святого Германа [6, c.3].
Рассмотрим же историю становления православия в Америке. Появление
православных приходов на Аляске тесно связано с деятельностью Российско-
Американской Компании. В 1780-х годах крещением алеутов лично занялись Г.
И. Шелихов и его помощники. Но Шелихов понимал, что наступило время для
постоянного общения с настоящей (и будущей, по мере расширения территории
Русской Америки) паствой специально подготовленных для этой цели людей —
монахов, священников. Шелихову и его приказчикам за обилием практических
забот было недосуг заниматься миссионерством.
Первый священник появился в тех местах в составе правительственной
экспедиции Биллингса. Его звали Василий Сивцов. В своем рапорте синоду от 4
июня 1792 года он сообщил: “...бывши в 1790 и 1791 гг. по Лисьей гряде на
острове Уналашка и Каняги и на западной стороне острова Кадьяка окрестил
туземцев, из коих некоторые уже приняли христианство ранее от русских
промышленников, мужского пола 93 и женского пола 33 да повенчал 14 пар”.
В следующем году обер-прокурор синода уже знакомился с “Прошением”
Шелихова. “Проситель” сообщал о крещении им небольших групп туземцев и о
том, что для их детей заведено на островах училище. Шелихов просил прислать
“хорошего священника с причтом” и присовокупил: “Все расходы по устройству
церквей, снабжению их утварью и другими необходимыми принадлежностями, а
равно и содержание причта компания принимает на свой счет”.
Эту просьбу обер-прокурор синода доложил Екатерине II, которая
поощряла деятельность компании. Делу был дан быстрый ход.
4 мая 1793 года обер-прокурор огласил в синоде высочайшее решение:
“Прошение удовлетворить и передать дело на попечение митрополита Санкт-
Петербургского Гавриила”. Последний остановил свой выбор на монахах
Валаамского монастыря, настоятель которого Назарий, несомненно, являлся
близким к митрополиту человеком.
Уже к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12
тысяч [7, c. 11].
В 1824 к алеутам был прислан священник Иоанн Вениаминов. После смерти
жены он был пострижен в монахи и затем назначен первым епископом
миссионерской епархии (в 1868 он стал митрополитом Московским; в 1977
канонизирован). При нём был построен первый православный храм в
Новоархангельске (с 1867 - Ситка). В 1840 в целях дальнейшего
совершенствования миссионерской работы была образована Камчатская,
Курильская и Алеутская епархия.
Во времена Иннокентия Вениаминова на Аляске существовало четыре
прихода Русской Православной Церкви. Сейчас их насчитывается около
девяноста. Один из них, а также Православная духовная семинария находятся в
городе Кадьяке. Именно там была основана в 1795 году первая православная
церковь в Америке. В 1840 году Русская Православная Церковь решила
выделить свои приходы на территории Северной Америки в отдельную епархию,
первым епископом которой стал Святой Иннокентий, пламенный проповедник
Слова Божьего, не останавливавшийся ни перед какими трудностями, совершая
труднейшие и опаснейшие путешествия вглубь североамериканского континента,
чтобы принести диким языческим племенам Свет Христов. Св. Иннокентий
совершил поистине научный и миссионерский подвиг, овладев многими местными
языками и наречиями, создав для них письменность, составив грамматики и
словари и переведя на эти языки и наречия Священное Писание. Многие свои
поездки Св. Иннокентий совершал в одиночку на эскимосской байдарке,
презирая опасности и лишения, но во время одного из таких путешествий он
утонул во время шторма, переплывая на байдарке морской залив [8, c. 52].
После продажи в 1867 Аляски Соединённым Штатам находившиеся там
православные приходы остались в ведении Русской православной церкви. После
1867 года жизнь православных общин в Америке развивалась в основном вокруг
Нью-Йорка и Сан-Франциско. В 1897 г. в городе Восток, провинция Альберта,
была открыта первая православная церковь в Канаде.
Первые двадцать лет американского периода истории Аляски Православная
церковь сохраняла свое бесспорное влияние среди местного населения. В конце
восьмидесятых годов здесь появились миссионеры других христианских
конфессий. В связи с этим в период с 1893 по 1903 гг. Православной церковью
было издано 14 наименований книг в Америке и четыре в России на языках
коренного населения Аляски. Это способствовало широкому распространению
Православия среди местного населения. В настоящее время в районах наиболее
хорошо освоенных русскими: на Алеутских островах, о. Прибылова, Кадьяк и
Ситха, большая часть местного населения исповедует Православие и
рассматривает его как составную часть своей традиционной культуры, в
противовес другим христианским конфессиям, появившимся позднее. Особенно
этот относится к алеутам. Как отмечала Р. Ляпунова, они называют
Православную церковь “алеутской церковью”, а свою веру “алеутской верой”.
Местные общины уделяют большое внимание благоустройству церквей, сохранению
церковной утвари и книг. Священники на островах местного происхождения, все
они в той или иной степени владеют русским языком, так как еще в
семидесятые годы ХХ в. служба велась на русском языке. Повсеместно
отмечаются церковные праздники, так в Рождество дети ходят из дома в дом с
большой рождественской звездой. Свадьбы справляют по церковным канонам со
сватовством и венчанием. Также нормам Православной церкви соответствует и
погребальный обряд.
В девяностых годах XIX в. на островах Прибылова многие алеуты
говорили по-русски. Служба в церкви велась на церковнославянском языке.
Почти все мужчины умели играть в шахматы, некоторые играли на гармошке и
скрипке. В рационе сохранялись русские блюда, в частности, мясные блюда из
свинины и чаепитие из самовара. Фамилии и имена у всех были русскими. Уже в
наше время в семидесятых годах XX в. службу в церкви на острове Св. Павла
алеутский священник Михаил Лестенков вел на церковнославянском языке и были
люди, которые его понимали.
В 1872 в связи с увеличением числа православных приходов на западном
побережье США резиденция епископа и администрация епархии были перенесены
из Ситки в Сан-Франциско. Церковная организация получила название — Русская
православная церковь, епархия Алеутских островов и Северной Америки. С 1891
эта епархия распространила свою деятельность на Канаду и восточное
побережье США. В 1905 администрация епархии переместилась из Сан-Франциско
в Нью-Йорк, расширение границ епархии было отмечено присвоением её главе
сана архиепископа. Им стал выдающийся церковный деятель России Тихон
(избранный в 1917 патриархом Московским и всея Руси). В его подчинении
находились епископ Аляски, а также епископ-араб, обслуживавший православных
иммигрантов с Ближнего Востока. В ведении архиепископа оказались и
некоторые другие православные группы нерусской национальности. Вскоре были
поставлены епископы Кливлендский и Питтсбургский, которые также стали
подчиняться архиепископу [9, с. 82].
В 1905 архиепископ Тихон предложил на рассмотрение Святейшему синоду
Русской православной церкви план автономии, а возможно, и автокефалии
американской церкви. Он также способствовал введению богослужения и изданию
литургической литературы на английском языке. Русская Православная Миссия и
затем Североамериканская епархия Русской Православной Церкви, таким
образом, явились первыми православными юрисдикциями на этом континенте, в
чьи приходы вливались все другие православные люди, оказывавшиеся здесь:
сербы, греки, болгары, румыны, православные арабы-палестинцы и сирийцы,
многие другие. Затем, по мере того как их этнические общины росли, они
начали выделяться в самостоятельные приходы, поступавшие под управление
своих национальных православных иерархий. Здесь кроется принципиальное
отличие: русская церковь с самого начала рассматривала свои приходы в
Америке, прежде всего, как миссионерские, другие же православные церкви
просто принимали под свою юрисдикцию уже готовые национальные приходы,
время от времени выделявшиеся из приходов американской епархии
(впоследствии - митрополии) Русской Православной Церкви. Так происходило
становление Православной Церкви в Америке.


Глава 3.


Американская православная церковь.


В 1918г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами -
Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии
(Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257
священослужителей, около 60 братств, имела Свято-Тихоновский монастырь в
Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные
школы; насчитывала до 300 тысяч верующих. Революция 1917 года в России
очень болезненно отозвалась на православной жизни в Америке. Регулярные
отношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более
того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской
Церковью по отношению к Американской Православной Церкви, мгновенно
прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном
положении.
В 1924 Русская православная церковь, епархия Алеутских островов и
Северной Америки, провозгласила себя самоуправляющейся и фактически стала
независимой, приняв новое название - Русская православная греко-
католическая церковь Америки.
Некоторые церковные историки имеют несколько иной взгляд на причины и
последствия перехода Американской Церкви на самоуправление. В частности
проф. К. Е. Скурат в своей книге по истории Поместных Церквей пишет: “Жизнь
Православной Церкви в Америке несомненно вошла бы в нормальное русло, если
бы митрополит Платон сделал правильные выводы из событий, происшедших в
России, и, сохраняя сыновнее послушание высшей церковной власти, направил
бы все свои духовные силы на строительство местной церковной жизни.
Американская Церковь не испытала бы того тяжелого внутреннего кризиса, в
который она вскоре попала, особенно после прибытия из Москвы
“живоцерковника” - женатого архиерея Иоанна Кедровского, сумевшего
представить себя перед американским судом в качестве "подлинного"
представителя высшей церковной власти в России и отнять у митрополита
Платона кафедральный собор в Нью-Йорке с резиденцией при нем. От
митрополита Платона вскоре стал требовать признания своей власти над ним и
“Заграничный архиерейский Синод” в Карловцах. К сожалению, митрополит
Платон не сделал из всего этого должного вывода: утвердить единство
православной американской паствы с Матерью-Церковью, но повел ее по пути
отчуждения. Церковную кафедру подчас он стал использовать для политических
выступлений, направленных против Матери-Церкви и России.
В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в
Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и
целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями.
Деятелям Православной Церкви в Америке пришлось не думать о распространении
Православия на американском континенте, что присуще было их славным
предшественникам, а больше заботиться о сохранении своей паствы. Прежде
всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться Ватикан,
который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи
православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты.
Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную
Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное
“жалованье” митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на
созыв в 1924 г. Детройтского Собора, который принял первое антиканоническое
постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке
без предварительной консультации и согласия на то со стороны Матери-Церкви,
хотя и отметил необходимость урегулирования отношений с Русской Церковью в
будущем.” [9, с. 127].
После Второй мировой войны ситуация еще более усложнилась в связи с
прибытием в Северную Америку так называемой “второй волны” русской
эмиграции и возникновением приходов Русской Зарубежной Церкви, ранее
существовавшей лишь на территории Западной Европы и Северного Китая.
Руководство этой церкви, с самого начала возникшей как ответная реакция на
большевистский переворот и переход определенной части духовенства и
церковных иерархов в России к явному или скрытому сотрудничеству с
безбожной властью, не могло и не хотело мириться с тем фактом, что в
Америке уже давно существует православная митрополия, формально все еще
являющаяся частью Московской Патриархии, и не подчиняющаяся “зарубежникам”,
претендовавшим на духовную монополию в среде русской эмиграции.
Нападки “зарубежников” особенно усилились после того как в 1960-х г.
усилиями о. Александра Шмемана связи с Русской Православной Церковью были
восстановлены. К концу 1960-х годов вновь начались переговоры
представителей Американской митрополии с Русской Православной Церковью, в
результате которых в апреле 1970 года Православной Церкви в Америке была
дарована автокефалия. Этот новый статус Церкви был принят и подтверждён в
октябре 1970 г. на четырнадцатом Всеамериканском Соборе, который стал
первым Собором Поместной автокефальной Православной Церкви в Америке. В это
время предстоятелем Церкви являлся Ириней, Митрополит всея Америки и
Канады.
Американская митрополия стала еще одной - пятнадцатой по счету -
самостоятельной православной церковью - наряду с Русской,
Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской, Антиохийской,
Греческой, Сербской, Болгарской и другими. Определенная часть духовенства и
мирян Главой Православной Церкви в Америке в настоящее время является
Владыка Феодосий, Митрополит Вашингтонский и Американский, канадскую ее
епархию, самую большую по территории православную епархию в мире,
возглавляет Владыка Серафим, Епископ Оттавский и Канадский.
В 1971 г. в состав Православной Церкви в Америке была принята
Албанская епархия в США согласно ее прошению. В том же году Православная
Церковь в Америке организовала в Австралии миссию, во главе которой был
поставлен администратор в сане архимандрита. Деятельность миссии дала
положительные результаты — в 1974 г. несколько православных русских общин
"карловчан" получили канонический статус под юрисдикцией Православной
Церкви в Америке.
Весной 1972 г. к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше
20 священников и около 20 тысяч мирян Мексиканской Национальной
Старокатолической Церкви (образовалась в 20-х годах текущего столетия). В
связи с этим был образован Мексиканский Экзархат [10, c. 38].
Еще до объявления автокефалии Православной Церкви в Америке часть
православных румын вместе со священниками — около 40 приходов США и Канады,
отделившихся в 1951 г. от Церкви в Америке Румынского Патриархата.
Последняя выделила присоединившиеся приходы в автономную епархию под
названием “Румынская православная епископия Америки” и присвоила ее
епископу титул “Детройтский и Мичиганский”.
Поместная Православная Церковь в Америке располагает 16-ю епархиями,
имеет более 500 приходов (В США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу,
Венесуэле) и насчитывает около миллиона человек паствы.
В настоящее время Православная Церковь в Америке имеет мужские и
женские монастыри, три Духовных Семинарии и Академию. Также действуют курсы
по подготовке диаконов. Почти в каждом приходе имеются воскресные школы.
Широко поставлена и издательская деятельность: ежегодно выпускается
церковный календарь, а также множество журналов и газет на разных языках.
По догматике и культу Православная церковь в Америке близка другим
православным церквам. Богослужения в Православной церкви в Америке ведутся
в основном на английском, а также на русском языке. Православная церковь в
Америке возглавляется архиепископом Нью-Йоркским, имеющим титул митрополита
всей Америки и Канады. Его резиденция находится в Нью-Йорке. Высшим
руководящим органом церкви является Священный синод, состоящий из правящих
архиереев. Под юрисдикцией Православной церкви в Америке находятся
9 епархий в США, 1 - в Канаде, экзархат в Мексике и несколько церквей в
Латинской Америке, а также Албанская православная архиепархия и Румынский
православный епископат Америки. В Православную церковь в Америке влились
многие бывшие греко-католики (в основном выходцы из Галиции и Подкарпатской
Руси), вернувшиеся в Америке к православию [11].



Заключение.


Делая вывод из вышеизложенного, можно утверждать следующее. Влияние
Православной Церкви на становление и развитие “Русской Америки” было весьма
и весьма существенным. Во-первых, её роль была велика во время освоения
Российской Империей Аляски. Православие служило “ключом” к установлению
дружественных отношений с коренным населением с последующим превращением их
в российских подданных. Во-вторых, в основном церковной деятельностью было
создано то, что сейчас можно назвать “русское культурное наследие”. В-
третьих, и после продажи Аляски, позиции Церкви в США были достаточно
сильны и она представляла собой главную негосударственную организацию,
выражающую интересы не только русских жителей Америки, но и большей части
православных эмигрантов из стран Восточной Европы и Ближнего Востока.
Да данный момент Православная Церковь в США и Канаде, представляет
собой достаточно мощную организацию, существование и влияние которой, ни в
коей мере не могут игнорироваться. Церковь на всем протяжении своего
существования в американских землях являлась “проводником” и
“распространителем” русской культуры и на данный момент она является одним
из немногих достаточно прочных “мостов” между США и Россией.



Список используемой литературы.


1. История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т.1. Основание
Русской Америки (1732-1799) / Отв. ред. акад. Н.Н. Болховитинов
2. Claus-M. Naske, A.B., M.A., Ph.D. Professor of History, University
of Alaska, Fairbanks. Coauthor of Alaska: A History of the 49th
State.
3. Тимаков В. Родные сестры. Сибирь и Alaska //Честное Слово, №221,
11.04.2001
4. История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т. II. Деятельность
Российско-американской компании (1799-1825) / Отв. ред. акад. Н.Н.
Болховитинов
5. История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т.3. Русская
Америка: от зенита к закату (1825-1867) / Отв. ред. акад. Н.Н.
Болховитинов
6. Крупко В. Американская православная церковь. //Основы православия,
01.02.2002
7. С.А. Корсун Русское наследие на Аляске.// Русский деловой вестник
№7 - 2003
8. Либеровский А. П. "Православная Церковь в Америке: святые и соборы"
- М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского
Института. 2000г.
9. Скурат К. Е. “Очерки по истории Поместных Церквей” – М. Издательство
Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. 1999г.
10. Afonsky Gregory, Archbishop. The History of the Orthodox Church in
Amerika .
11. Казьмина О. Е. Православная церковь в Америке// Энциклопедия
“Народы и религии мира” – www.rubricon.ru

Содержание.


Введение. 1


Глава 1. История освоения Аляски Россией. 2


Глава 2. Русская православная церковь на Аляске. 10


Глава 3. Американская православная церковь. 16


Заключение. 22


Список используемой литературы. 23







Реферат на тему: История православных храмов города-курорта Анапа


Содержание.


I. Введение……………………………………………………………………2

II. Христианские храмы в истории Анапы. ………………………………..4
1. Из истории возникновения христианства в городе Анапа.
Древнейший христианский храм на анапской земле…………..4
2. Возвращение православия на анапскую землю…………………9
3. Трагическая история Осиевского храма………………………..12
4. Из истории храмов святого Онуфрия Великого и святого
Серафима Саровского……………………………………………18
5. Перспективы храмостроительства в Анапе…………………….20

III. Заключение…………………………………………………………..22
Литература …..………………………………………………………24



I. Введение.

Немного найдется в России, да и в других странах городов, чей
возраст превышает 2500 лет. Как считают археологи и историки, 25 веков
назад на месте современной Анапы появилось поселение под названием
Синдская гавань.
Шли годы и столетия, рождались и исчезали государства, на смену
одним народам, населявшим Северное Причерноморье, приходили другие.
Менялись названия поселения, возникшего в VI веке до н.э. на берегу
морской бухты, где равнинное плато Тамани переходит в начало Большого
Кавказа: Синдская Гавань, античная Горгиппия, генуэзская колония Мапа,
турецкая крепость Анапа.
В 1998 году исполнилось 170 лет окончательного вхождения Анапы в
состав России и 100-летие анапского курорта.
Биография Анапы с древнейших времен и до сегодняшних дней
вобрала страницы трагического и героического, отразила яркую и
противоречивую историю Северного Причерноморья, политику Российского
государства в этом регионе.
О многовековой истории Анапы, об уникальных природно-
климатических факторах курорта, о наиболее интересных и памятных
событиях в жизни города написано немало книг, статей в газетах и
журналах. Их авторы – археолог Николай Веселовский и педагог Виктор
Щепетев, писатель Василий Попов и краевед Леонид Баклыков, врачи
Владимир Будзинский и Владимир Аванесов, многие другие, кого по праву
можно назвать патриотами и пропагандистами города.
Среди многочисленных работ по истории Анапы одним из наименее
освещенных является вопрос о древности традиции храмостроительства и
распространения христианства на анапской земле. Эта тема интересна
еще и потому, что анапская земля издревле являлась пограничным рубежом
политических и религиозных интересов разных народов, местом их
столкновения, подчас непростого. В условиях современного
многонационального заселения Кубани, сосуществования различных
религиозных учений и конфессий необходимо хорошо представлять себе
вопросы истории православия в регионе , знать его истоки .
История возникновения, разрушения и восстановления православных
храмов в Анапе отражает весь ход истории города, отношение правящих
элит к церкви, указывает на вечный поиск людьми высоких духовных и
нравственных ориентиров.



II. Христианские храмы в истории Анапы.

1. Из истории возникновения христианства в Анапе. Древнейший
христианский храм на анапской земле.

Христианство в районе Анапы имеет давние корни. Еще лежала
Русская Земля во мраке язычества, еще предки наши приносили кровавые
жертвы Перуну и Велесу, а здесь, в Причерноморье, в православных
общинах и храмах люди уже славили Христа. Согласно преданию, в 1 в.
н.э. в этих местах проповедовал апостол Андрей. Как свидетельствуют
данные археологии, небольшая христианская община уже в IV-V вв. была в
Горгиппии, здесь при раскопках найдены культовые тарелки с
христианской символикой и надгробия с изображением крестов. Однако,
едва ли среди ранних христиан были иерархи, способные на свои средства
соорудить храм.
Многие века эти земли были полем сражений готов с гуннами,
гуннов с эвдусианами, которых сменили воинственные хазары. В
середине Х века на Тамани появляются славяне-руссы. Очевидно, это
было связано с походом киевского князя Игоря на Византию в 944 году.
Его сын Святослав Игорьевич в ходе хазарского похода захватил город
Тмутаракань (cегодня станица Тамань Темрюкского района).

В 985-986г.г. Тмутараканское феодальное княжество, южные границы
которого проходили в районе нынешней Анапы, перешли под власть
Киевской Руси.
Будучи обособленным от других древнерусских княжеств,
Тмутаракань становится важным политическим, стратегическим и
культурным центром Северного Причерноморья. Наибольшего расцвета
Тмутараканское княжество достигло в ХI веке. Здесь возводились
монастыри и церкви, чеканилась своя монета, были хорошо развиты
различные ремёсла
.Дважды побывал в княжестве и долгое время жил в нём один из
первых русских летописцев – Никон, по предположению которого именно
здесь, в городище станицы Голубицкой произошло крещение русов в 869 г.
Кириллом и Мефодием («Фотиево крещение»).
С историей христианства связана гора Бориса и Глеба у
Ахтанизовского лимана, где в XI веке был построен летописцем
Никоном мужской монастырь; здесь же и Фанагория, где в XI веке была
основана христианская епархия;, в этих же местах и станица
Тамань, где, как сообщает «Повесть временных лет», князем
Мстиславом в XI веке была построена церковь Покрова Богородицы в
знак победы над касожским князем Радедею; и совсем рядом мыс
Панагия, где был расположен христианский храм, рухнувший в
море.
В 1894 г. киевский археолог Ю.А.Кулаковский доставил в
Керченский музей древностей каменную плиту с греческой надписью,
найденную «в 25 верстах от Анапы в виноградниках Хан-Чокрака». Тогда
же фотография плиты и эстампаж надписи были переданы известному
эпиграфисту В.В.Латышеву, который перевел ее и включил в
изданный два года спустя «Сборник греческих надписей
христианских времен из Южной России».
Надпись, согласно предложенному переводу, гласила: «Преображение
Христово. За душевное согласие себаста Артемия».
По мнению В.В.Латышева, это сообщение о сооружении неким
духовным сановником себастом Артемием церкви или часовни во имя
Преображения Господня за свое душевное спасение. Плохая сохранность
надписи не позволила исследователю датировать памятник. Понятно лишь,
что она относится к средневековью и свидетельствует о том, что где-то
в районе Анапы в средние века был воздвигнут христианский храм.
Возникал вопрос, где же и когда это произошло?
Определению места и времени сооружения храма Преображения
Господня помогло детальное изучение исторической топографии Анапского
района.
«Виноградники Хан-Чокрака» очевидно следует отождествлять с
землями, принадлежащими известной семье Пиленко, имение которых
именовалось Хан-Чокрак. Несомненно и то, что подобная церковь могла
находиться только в достаточно крупном населенном пункте и, прежде
всего, необходимо отыскать его археологические остатки.
В1927 году археологической экспедицией под руководством
А.С.Башкирова на окраине хутора Уташ Анапского района был зафиксирован
обширный христианский могильник. Древнее кладбище было обнаружено
благодаря многочисленным находкам каменных надгробий с изображением
крестов, собираемых местными жителями для строительных нужд. Только в
каменной ограде участка А.Мазанкова археологи насчитали 70 таких
памятников.
Несколько христианских надгробий было найдено на окраине Уташа в
70-х гг. анапским археологом А.И.Саловым. В настоящее время они
экспонируются в Анапском музее.
Все памятники изготовлены из местного известняка и имеют форму
стелл с полукруглым верхом, на которых в низком рельефе выполнено
изображение креста с расширенными концами, заключенного в круг.
Подобные надгробия хорошо известны по находкам на христианских
некрополях Крыма, где они бытовали достаточно долго – с IV по V вв.
Открытие обширного могильника с большим количеством христианских
надгробных памятников, несомненно, указывало на то, что где-то
поблизости должны находиться остатки крупного средневекового
населенного пункта, являющегося христианским центром. И такой
археологический памятник был найден.
В1986 году на противоположном от могильника берегу речки Уташ
сотрудники Анапского археологического музея обнаружили остатки
обширного раннесредневекового поселения. Собранные на распаханной его
части обломки керамической посуды и другие предметы позволили
датировать памятник VIII-X вв. Обильное скопление золы, куски
обожженной глиняной обмазки, разрозненные человеческие кости
указывали, что поселение погибло в результате трагических событий,
сопровождавшихся пожаром. Находки позволили отнести Уташское
поселение к древностям салтово-маяцкой культуры – археологической
культуры Хазарского каганата.
Открытие поселения позволило вспомнить о некоторых давних
находках. Так А.С.Башкиров в своем отчете упоминает о мраморном
карнизе, обнаруженном в 1923 г. в окрестностях Уташа. В дневниках
А.И.Салова есть сообщение о нахождении там же капители мраморной
колонны. На самом поселении при его осмотре были подняты обломки
керамической черепицы. Все эти детали, несомненно, принадлежали какой-
то монументальной культовой постройке, некогда находившейся на
территории Уташского поселения.
Возвышенность, которую занимал этот средневековый населенный
пункт, от места, где располагалось имение семьи Пиленко, отделяет
всего-навсего 5 км. Несомненно, что в конце XIX века эти земли
занимали «виноградники Хан-Чокрака». Таким образом, где-то здесь и
была найдена плита с надписью, а перечисленные архитектурно-
строительные фрагменты, с большой долей уверенности, можно считать
деталями упомянутого в ней храма Преображения Христова, сооруженного в
VIII-X вв.
Судя по всему, Уташский храм соответствовал раннесредневековым
христианским канонам. Это, вероятно, было небольшое, крытое черепицей,
прямоугольное здание с полукруглой апсидой, где размещался алтарь,
возможно с портиком из колонн при входе. Обычно ось храма (от входной
двери к центральному окну апсиды) совпадала с направлением на восход
солнца в день того святого или праздника, которому он был посвящен. В
данном случае, это должна была быть точка восхода светила 19 августа.
Уташское поселение, как отмечалось, погибло в X веке в
результате каких-то трагических событий. Из письменных источников
известно, что в 932 году население Алании, потерпевшее поражение в
войне за независимость с Хазарией, согласно условиям договора, было
вынуждено изгнать греческих епископов и священников, а также разрушить
храмы. Иудейские правители Хазарии видели в православной Византии
серьезного противника и расценивали проповеди христианских священников
как политическую антииудейскую пропаганду.
Надо полагать, что гонениям подверглись не только христиане
Алании, но и православное население в других регионах Хазарского
каганата. Отголоском этих драматических событий и стала гибель
Уташского поселения, а вместе с ней, вероятно, прекращение
существования древнейшего на анапской земле христианского храма.



2. Возвращение православия на анапскую землю.


С XV века до первой половины XIX века анапские земли находились
под турецким владычеством, поэтому планы России по присоединению
Черноморского побережья Кавказа упирались в Анапу. Известный историк
профессор Н.И.Веселовский писал: “Далеко не первоклассная, но крайне
зловредная в политическом отношении турецкая крепость Анапа
потребовала от Российского государства такого количества военных
походов, как армии, так и флота, какого не вызывала никакая другая
неприятельская крепость и более сильного сооружения».
Для полного осуществления своих планов по захвату крепости Анапа
было предпринято шесть военных походов, последний состоялся в 1828
году. Он был подготовлен особо тщательно, и 12 июня 1828 года
русские войска по пробитой в крепостной стене бреши вступили в Анапу и
водрузили императорский флаг.
Помимо крупных военных трофеев русские взяли в плен около 4
тысяч турок. Так закончилась 40-летняя борьба между Турцией и Россией
за обладание крепостью Анапа. По Андрианопольскому миру она
окончательно перешла к России.
Строения крепости, разбитые бомбами и ядрами, по описанию
военного историка В.А.Новицкого, находились в жалком состоянии. Даже
усилиями местного гарнизона они едва могли быть приспособлены для
временного жилья. Более населена была северная часть, около крепостных
ворот, обращённых к морю. При взятии крепости здесь находилось до 50
домов и лавок из землебитного кирпича. А юго-восточная часть Анапы не
имела никаких особых строений.
Дома в крепости строились где попало, стены выводились без
окошек наружу или огораживались забором. Извилистые проходы между
рядами домов были кривы и настолько узки, что два всадника с трудом
могли проехать рядом.
Постепенно в Анапе налаживалась мирная жизнь. Главная мечеть
крепости была перестроена в православную церковь.
В архивах сохранился рапорт командира Анапской инженерной
команды инженера-полковника Окинца от 31 октября 1833 г. с просьбой
использовать взаимообразно для строительства домов поселенцев
материал, предназначенный для греко-российской церкви и «Приказ о
разрешении использования материалов». Строительство храма было
закончено к 1837 г, тогда же состоялось освещение храма святых
Онуфрия Великого и Петра Афонского, день памяти которых празднуется 12
июля, в день, когда Анапа была занята русскими войсками.
В 1836 году в южной части Анапы на высоком берегу моря
было открыто городское кладбище, в центре которого была построена
часовня. «Русские» ворота, сохранившиеся от турецкой крепости, также
выполняли функцию часовни, где служили панихиды в память о русских
воинах, погибших в русско-турецких войнах.
Знаменательным событием в биографии Анапы стало её посещение
императором Николаем I в 1837 году. 23 сентября в 11 часов утра
выстрел из крепостной пушки возвестил о прибытии Государя. Прежде
всего, он поехал в Онуфриевскую церковь, затем осмотрел бастионы,
принял парад анапского гарнизона. По окончании смотра император
посетил госпиталь, обошел все палаты, причём двум солдатам самолично
пожаловал по Георгиевскому кресту.
Шли годы, но условия жизни в Анапе почти не менялись, и хотя в
1846 году царским Указом Анапа была объявлена городом, это мало что
изменило в его облике. Задержала его развитие и Крымская война, во
время которой русские войска вынуждены были покинуть город, который
заняли отряды горцев под командованием Сефер-бея.
Крымская война закончилась, и 10 июля 1856 года русские войска
вновь вошли в город.



3. Трагическая история Осиевского храма.

Анапа сохранила память о храме, построенном в честь святого
пророка Осии. История сооружения Осиевского храма в Анапе начинается с
события, потрясшего не только Россию, но и весь цивилизованный мир.
17 октября 1888 года царский поезд, в котором вся семья Александра III
возвращалась из Ливадии в Петербург, на 227 версте Курско-Харьковской
железной дороги, между станциями Борки и Тарановка, потерпел крушение.
Из царского сопровождения погибло 19 человек, 14 были ранены. Сам царь
и вся его семья чудесным образом спаслись. Вскоре после крушения
появилась легенда о том, что Александр сам спас семью, приняв крышу
вагона на свои могучие плечи и удержав ее, пока все выбрались. Легенда
эта передавалась в народе из уст в уста, что свидетельствует об особом
отношении к царю-миротворцу.
О чудесном спасении царя молилась вся Россия. В память и
благодарность Богу за спасение царской семьи от смертельной опасности
церковь установила празднование 30 октября (17 октября по старому
стилю) на вечные времена. В этот день православная церковь чтит память
ветхозаветного пророка Осии и Андрея Критского.
Имя Осия означает "спасение" или "избавление ", он жил в IX
веке до н.э. в царстве Израильском и пророчествовал в то время,
когда люди отступили от истинного Бога и поклонялись идолам. Осия
обличал нравственное развращение, предрекал заслуженную кару за порок
и призывал людей вернуться к Богу. В память о нем 17 октября 1888 года
в России было создано православное братство святого пророка Осии,
филиалы которого возникли в Краснодаре, Майкопе и Анапе. Религиозные
братства в Русской Церкви решали задачи борьбы с расколом и сектами,
оказывали помощь в строительстве церквей, школ, занимались
благотворительностью.
Газета "Кубанские областные ведомости " за 1893 год сообщает:
«15 августа в Анапе после совершения благодарственного молебна, при
большом стечении народа, совершена торжественная закладка новой церкви
во имя святого пророка Осии и Андрея Критского, в память чудесного
спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшей семьи во
время крушения 17 октября 1888 года царского поезда.
Одним из инициаторов сооружения Осиевского храма в Анапе был
генерал Дмитрий Васильевич Пиленко, бывший начальник Черноморского
округа. Автором проекта и руководителем строительства церкви стал его
зять – известный русский архитектор Владимир Петрович Цейдлер, автор
проектов более 30 зданий только в Петербурге, академик архитектуры.
Сооружался храм на средства горожан и пожертвования приезжающих в Анапу
на морские купания. В 1897 г. городские власти добиваются разрешения
получить денежный заем из запасного капитала г. Анапы на сооружение
церкви.
В.А.Будзинский в 1900 году в брошюре «Анапа. Ее прошлое,
настоящее и будущее» пишет: «…Храм этот вчерне окончен – идет уже
внутренняя отделка, но крайняя скудость местных средств лишает
население возможности довести начатое святое дело до желаемого конца. И
если, несмотря на недостаток средств, постройка все-таки идет вперед,
то она этим обязана исключительно неутомимой деятельности председателя
строительного комитета И.Д.Толмазова».
Строительство Осиевской церкви было окончено при Юрии Дмитриевиче
Пиленко, который возглавлял городское самоуправление в Анапе в 1900 -
1904 годах.
Осиевский храм стоял на площади, что находится перед зданием
нынешней администрации города Анапы. По воспоминаниям анапчан, новая
церковь была очень красивой, просторной, была подлинным украшением
города. Это был высокий красивый храм со звонницей, построенный из
красного кирпича, поэтому его нередко называли Красной церковью. На
территории церкви была открыта церковно-приходская школа.
Сохранились метрические книги Осиевской церкви за 1906 –1917 гг.
В них – живая история небольшого курортного городка с основными вехами
жизни человека – родился, крестился, женился, родил детей, крестил их,
женил и т.д. Потомственные дворяне, купцы 1-й и 2-й гильдий, титулярные
и статские советники, коллежские регистраторы и асессоры, полковники,
штабс-капитаны, поручики, отставные фельдфебели, урядники, приставы,
аптекари, инженеры, учителя, почетные граждане, мещане города Анапы,
турецко-, болгарско-, австрийско-, швейцарско-, германско-подданые –
при разных титулах, званиях и должностях знакомые «анапские» фамилии,
потомки которых и сейчас трудятся во славу родного города. Здесь
встречаются фамилии, ставшие для Анапы историческими.
Из метрических книг известно, что в эти годы в Осиевском храме
служили священники: Павел Базилевский, Николай Преображенский, Митрофан
Гречухин, Иосиф Берзенов, Виктор Воинов, Алексей Деянов, Николай
Сокольский. Должность псаломщика исполняли: дьякон Василий Печка,
Григорий Разумцев, Алексей Шинкаренко, Евдоким Горбунов, Дмитрий
Мазурок. За каждым из этих имен жизнь доброго пастыря, посвятившего
себя служению Богу и людям. Вне церкви не проходило ни одно важное
событие в жизни горожан, которые относились к священникам не только как
к духовным отцам, глубоко почитая их, но и видели в них носителей
образа Христа, сверяя по ним свои мысли и дела.
Осиевский храм разделил судьбу многих православных храмов
России. В начале 30-х годов он был закрыт, а в 1937 году - разрушен до
основания. Газеты той суровой поры хранят полное молчание. Анапчане
вспоминают, что в городе никто не верил слухам о том, что храм будет
разрушен. В тот день на площади перед храмом собралось много людей,
люди молились и плакали, брали в платочки землю из церковной ограды .
Священник раздавал прихожанам иконы и просил их сберечь от уничтожения,
На разрушение храма собрали работников кузни, находившейся неподалеку,
а также рабочих и строителей со всего города. Это было ужасное зрелище.
Когда подрубили основание большого креста, он упал и ушел в землю. Об
этом в один голос говорят все очевидцы происшедшего.
Неизвестна дальнейшая судьба священнослужителей храма.
Наверняка они разделили участь своей церкви: в те страшные годы были
убиты и сосланы в лагеря, как и более 600000 священнослужителей и
миллионы мирян, репрессированных за веру. Так совпало, что день, когда
чтится память уничтоженного храма, совпадает с 30 октября – днем
памяти жертв сталинских репрессий.
Место, где стоял храм, сровняли с землей, а из оставшегося
кирпича начали строить клуб. Но стройка шла медленно,
все что-то не ладилось: "вдруг "обрушились леса, и несколько человек
остались калеками, а по стенам почти готового здания "вдруг"
поползли трещины, да такие, что и входить в него было опасно, Клуб так
и не был открыт, здание стали использовать как зернохранилище, а после
войны его разобрали на стройматериалы.
Об этой истории храма святого пророка Осии не знал почти
никто из современных жителей Анапы, до того времени, пока
настоятель храма святого преподобного Серафима Саровского отец
Александр Карпенко не донес эту трагическую историю до всего
православного народа, живущего в районе Анапы. Ведь, глядя на
современный город, никто не догадывался, что на том месте, где
сейчас находится красивая клумба перед зданием администрации,
стоял еще более красивый храм. Отцу Александру стоило больших
усилий собрать ту малую часть информации, находившуюся в архивах,
и попытаться найти людей, хоть что-то знавших об этом.
Ураганные революционные и военные ветры не оставили почти
никакой памяти о храме. Не осталось даже изображения. Специалистам
пришлось восстанавливать облик храма по старым фотографиям и открыткам,
где храм случайно оказался запечатлен на заднем плане. История храма
восстановлена впервые за последние 67 лет.
30 октября 1999 года на главной площади Анапы, где ранее
возвышался пятикупольный храм святого пророка Осии, отец Александр
отслужил молебен в память о разрушенном храме, и более 300 человек,
склонив колена, в покаянном чувстве, объединились в желании возрождения
храма.
1 ноября на совете атаманов Анапского казачьего округа было
принято обращение к жителям города-курорта о наименовании безымянной
площади на месте разрушенного храма Свято-Осиевской площадью, был
организован сбор подписей в поддержку этого благого дела.
Спустя ровно год, в полдень 30 октября на площади против здания
анапской администрации отец Александр вновь отслужил молебен в честь
святого пророка Осии, к этому времени уже было собрано 2050 подписей в
поддержку обращения Анапского казачества. 0бращение передано в
городскую администрацию, но не было рассмотрено к памятному дню. Однако
постановлением главы администрации на площади был установлен камень в
память о стоявшем здесь храме, и принято решение о строительстве
памятной часовни на месте разрушенного храма.
В течение года строительство часовни даже не начиналось, поэтому
после молебна 30 октября 2001 года было возобновлено собирание
подписей. Дело по этому вопросу рассматривается администрацией Анапы. И
все же главное, что теперь память о храме живет в сердцах многих
жителей города Анапы, и с каждым годом таких жителей становится все
больше и больше.



4. Из истории храмов святого Онуфрия Великого и святого Серафима
Саровского.

B настоящее время в городе с постоянно растущим населением
действует только два храма - св.пр. Серафима Саровского и св.Онуфрия
Великого. Храм святого Онуфрия Великого был построен в 1829 году на
месте турецкой мечети, а в 1855 году он был разрушен турками в

Новинки рефератов ::

Реферат: Семейные отношения и формирование личности ребенка (Педагогика)


Реферат: Екатерина II как личность. "Золотой век" Екатерины (История)


Реферат: Конституция РФ (Право)


Реферат: Нефть, ее свойства (Химия)


Реферат: Мотивация (Менеджмент)


Реферат: Основы экономической психологии - билеты за 1 семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Завещания, приравненные к нотариально удостоверенным (Гражданское право и процесс)


Реферат: Дионисий (Искусство и культура)


Реферат: Бакалаврская работа. Программная модель 32-разядной МЭВМ фирмы Motorola (Программирование)


Реферат: Вексельное обращение (Деньги и кредит)


Реферат: Права военнослужащих (Право)


Реферат: Владимиро-суздальское искусство (История)


Реферат: Техника бега на короткие дистанции (Физкультура)


Реферат: Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры (Педагогика)


Реферат: Международные стандарты финансовой отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Запоминающие устройства (Программирование)


Реферат: Современная массовая культура (Культурология)


Реферат: Обмен веществ и энергии в живых организмах (Биология)


Реферат: Интеллектуальная собственность: понятие, сущность, оценка (Гражданское право и процесс)


Реферат: Трехмерная анимация в 3D Studio MAX (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист