GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Курс лекций по менеджменту (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Курс лекций по менеджменту (Менеджмент)


Курс лекций для вечернего отделения ПГУ (Пермского государственного
университета) группа ФПУ (финансовое планирование и управление).
Преподаватель: Симонова.

Менеджмент.

1. Его сущность
2. Общая характеристика процесса управления. Внутренняя и внешняя среда
организации.

1. Менеджмент – это процесс руководства, управления отдельным
работником, группой людей, организацией в целом.
Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и
финансовых ресурсов для достижения организационных целей, при этом под
процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером.
Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации, контроля,
необходимый для того, чтобы спланировать и достичь цель организации.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,
интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент-это деятельность, направленная на достижение определённого
конечного результата, посредством принятия управленческих решений.
Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную
толпу в эффективную целенаправленную группу.
Общее у всех определений: процесс, направленный на достижение цели.

2. Организация – это группа людей, деятельность которых однозначно
координируется для достижения общей цели.
Возьмем некую организацию. Её деятельность определяется её миссией.
Существует часть организации, которая создается для реализации миссии.

Система управления (СУ) создается для управления объектом управления (ОУ)
для достижения цели. СУ получает информацию об ОУ, перерабатывает её и
воздействует на ОУ, получается замкнутый цикл системы управления.
Элементы СУ : люди, информация, техника управления, функции управления,
методы управления (разнообразные методы мотивации людей к деятельности),
организационная система управления, процесс принятия решений.
Внешняя среда: поставщики, потребители, конкуренты, политическая среда,
социально-экономическая среда.

Процесс принятия управленческих решений.

1. Основные понятия.
Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную
обстановку, в которой возникает проблема.
Управленческая ситуация – характеристика сложившегося состояния
организации (ее элементов), которая с точки зрения субъекта управления
может быть либо удовлетворительным, либо неудовлетворительным.
Проблема – определенное расхождение между существующим и желаемым
состоянием дела. Все множество источников возникновения проблем в
организации можно свести к неэффективной деятельности системы управления
либо неправильно поставленной цели.
Решение осуществляется в несколько этапов:
1. Выбор одного из вариантов действий.
2. Результат выбора этого варианта.


3. Классификация управленческих проблем и методы их решения.

Классификация необходима для выбора и применения соответствующих решений.
Проблемы:
1. Маркетинговые
2. Финансовые
3. Инвестиционные
4. Производственные
5. Функциональные
6. Ситуационные (Нарушение взаимодействия организации и внешней среды)

В зависимости от степени формализации проблем существует 2 классификации:
формализованные и неформализованные.

1.Формализованные (структурированные) – разработка вариантов и
обоснование решения таких проблем производится по определенным правилам,
алгоритмам с применением расчетных формул, экономико-математических
методов.
Пример. График работы, определение потребности в ресурсах, исходя из
производственной программы, оптимальное управление запасами, оптимальное
управление ресурсами, составление оптимального ассортимента и т.д.
2.Неформализованные (неструктурированные) – решение таких проблем
базируется на творческом подходе, интуиции, опыте без каких-либо строгих
правил.
Пример: управление персоналом, выработка стратегии поведения.
Класс методов, решающих такие проблемы – экспертно-эвристические методы
(ЭЭМ).

Выбор метода поиска и решения проблем зависит также от условий, в
которых это решение принимается. В теории решений принято выделять
следующие виды внешних условий:
А) Определенность исхода. Условия, в которых принимается решение заранее
известны менеджеру, но проблема выбора может существовать когда велико
число стратегий (например способов использования ресурсов).
Пример: перевозка скоропортящегося продукта. Есть стратегии.
А1 t1*П+z1=Ст1 - железнодорожный транспорт
А2 t2*П+z2=Ст2 - автомобильный транспорт
А3 t3*П+z3=Ст3 - авиационный транспорт
А4 t4*П+z4=Ст4 - речной транспорт

Ст – общие издержки, которые всегда знают; t - время, z – затраты, П –
потери в час.
Критерий: либо минимизировать издержки, либо минимизировать время в пути.
Используют математические методы и вычислительную технику.
Б) Неопределенность исхода. Решение принимается в таких условиях, когда
исход зависит не только от выбранного варианта, но и от состояния внешней
среды. При этом, если в момент принятия решения менеджер располагает
информацией для установления вероятности появления каждого из этих
состояний внешней среды, то говорят, что решение принимается в условиях
риска. Если в момент принятия решения такой информации нет, то решение
принимается в условиях полной неопределенности.
Пример: Если синоптики сообщают, что дождь, а мы зонт не берем, то
решение в условиях риска, а если не имеем этой информации, то –
неопределенность.
Применяется аппарат теории статистических решений и стратегических игр.



Этапы классификации проблемы. Можно выделить несколько этапов в
классификации:
1. Идентификация проблемы.
2. Формулировка (диагностика) проблемы
3. Поиск решения проблемы
4. Принятие решения
5. Реализация решения
6. Оценка результатов
Если проблема не решена, то возможна была допущена ошибка на любом из
этих этапов.
Принятие решения в условиях риска.
В управленческом аспекте риск принято определять как уровень
неопределенности предсказания результата. Риск всегда связан с
разработкой и выбором определенных альтернатив и расчетом вероятности
результата по каждой альтернативе. В качестве критерия выбора
альтернативы используется критерий максимума ожидаемой полезности.

Функции управления.
1. Функция управления (ФУ) – это совокупность специальных действий по
управлению определенным объектом, характеризующихся единством содержания,
характером решаемых задач и используемой информацией.
ФУ – это однородные по содержанию и направленности целей виды
управленческой деятельности.
Планирование, организация, контроль, учет, регулирование, активизация,
стимулирование – все это функции управления.
ФУ носит преимущественно субъективный характер.

СУ через призму функций управления.



Есть общие функции управления и конкретные (специфические) функции
управления. Общие функции управления раскрывают суть процесса управления,
его последовательность. Объектом воздействия является весь ОУ. Содержание
общих функции управления меняется на различных уровнях управления. Эти
изменения проявляются через специфические функции управления.
|Общие ф.управления |Конкретные |Структ. подразделения |
| |ф.управления | |
|Планирование |Кадры |ОК |
|Организация |Качество продукции |ОТК |
|Контроль |Финансы |Фин. отдел |
|Учет |Запасы |ОМТС |
|Регулирование | | |

3.Планирование.
Функция планирования связана с выбором поведения организации.
Планирование – процесс подготовки на перспективу решений о том: что, кем,
когда и как должно быть сделано.
Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его
достижения.
Планирование бывает: стратегическое и тактическое.



Миссия организации – понятие, раскрывающее смысл существования
организации, в общем виде определяет сферу её деятельности, иногда четко
выраженная причина существования организации.
Цели отражают желаемое состояние организации, их следует достичь за
определенное время. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы,
измеримы, разумны и определены во времени.
Формулируется целая иерархия целей. Т.е.: цель – подцель – мероприятие-
задача. Т.е. можно построить дерево целей.
Стратегия – средство достижения желаемых результатов.
4 уровня управления стратегиями.
1. Корпоративный. Формирование портфеля корпорации.
2. Уровень сфер бизнеса, деловые стратегии для каждой сферы бизнеса.
3. Функциональный уровень. Разработка маркетинговой, финансовой,
производственной и т.д. стратегий.
4. Операционный уровень. Разработка стратегий для различных регионов,
заводов, компаний и т.д.
Выделяют 3 этапа разработки стратегии:
1. Анализ рыночной среды.
2. Оценка конкурентоспособности самой компании.
3. Разработка портфеля стратегий.
Функция организации. Организация как функция управления – процесс
создания структуры управления, которая даёт возможность людям эффективно
работать вместе для достижения целей. Есть несколько этапов:
1. Деление организации на подразделения, соответствующие целям и стратегиям
(следующая тема).
2. Определение взаимоотношения полномочий, которые связывают работников
различных уровней и обеспечивает возможность распределения и
координации задач.
Полномочие – ограниченное право использовать ресурсы организации и
направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение поставленных
задач.
Делегирование - средство, с помощью которого руководство устанавливает
отношения между уровнями полномочий. Пределы полномочий определяются
должностными инструкциями.
Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за
их удовлетворительное решение. Ответственность не может быть
делегирована.
Для эффективного распределения полномочий важную роль играет норма
управляемости (масштаб управляемости) – оптимальное число подчиненных,
которыми эффективно может руководить один руководитель. Норма
устанавливается посредством делегирования линейных полномочий.
Эффективное число подчиненных на верхнем уровне ( 5-7 человек. Существует
формула для определения оптимального числа отношений N: N= n (2n/2+n-1),
где n – непосредственное число подчиненных. Отношение, к примеру:
руководитель дает задание подчиненному, приказывает и т. д.

Организационная структура управления.
1. Организационная структура – упорядоченная совокупность устойчивых
взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование и
развитие организации как единого целого.
Элементы структуры управления – работники (руководители, специалисты,
служащие, а также подразделения, в которых занято определенное число
работников, выполняющих свои функциональные обязанности).
Уровень управления – совокупность структурных единиц (элементов),
находящихся на одной ступени организационной иерархии.
Выделение этих структурных единиц производится в соответствии с общими и
конкретными формами управления.
Между структурными единицами существуют связи горизонтальные и
вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования – это связи координации
и кооперации. Вертикальные связи организовывают отношения подчинения. В
рамках вертикальных выделяют линейные и функциональные отношения.
Линейные отношения характеризуются подчинением по всем функциям
управления. Функциональные – подчинение по определенной функции
управления.

Множество структур управления.

Бюрократические структуры. Характеристика.
1. Высокая степень разделения управленческого труда
2. Развитая иерархия управления, при которой каждый нижестоящий уровень
контролируется и подчиняется вышестоящему.
3. Система формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение
обязанностей и норм поведения.
Бюрократические структуры:
1. Самая простая – линейная структура управления. Суть её в том, что она
образуется в результате построения аппарата управления только из
взаимоподчиненных подразделений в виде иерархической структуры. Каждый
работник в такой структуре управлении подчинен и подотчетен только одному
руководителю.
Достоинства:
1) Такая структура создает условия для реализации принципа единоначалия и
единства распорядительства.
2) Создаются условия для согласованности действий исполнителей в
соответствии с главными целями организации.
3) Четкое разграничение функций и ответственности.
4) Обеспечивает предельность границ контроля.
Недостатки:
1) Низкая оперативность управления, т.к. информация проходит очень длинный
путь.
2) Низкая эффективность управления – чтобы согласовать действия работников
низшего уровня требуется вмешательство руководителя верхнего уровня.
3) Завышенные требования к знаниям руководителя верхнего уровня.
2. Функциональная структура управления. Ее суть в том, что специализация
аппарата управления, формирование подразделений осуществляется в
соответствии с функциями управления.
Достоинства:
1) Повышается оперативность управления.
2) Увеличивается эффективность управления (ввиду появления компетентных
функциональных руководителей).
Недостатки:
1) Частный функциональный подход к решению проблемы.
2) Возможно дублирование функций.
4. Линейно-штабная структура управления. Суть: в основе ее лежит линейная
структура управления, но при верхних уровнях линейного руководства
создаются штабные подразделения, которые готовят решения для линейных
руководителей, но сами решения не принимают.
Достоинства:
1) Повышается качество решений, принятых линейным руководителем.
2) Сохраняются все преимущества линейной структуры управления.
Недостатки:
1) С увеличением числа проблем разрастаются штабные подразделения и
увеличивается нагрузка на линейного руководителя.
5. Линейно-функциональная структура управления. Суть: она строится по
шахтному принципу, когда на каждую функцию управления формируется система
от верхнего уровня до нижнего.
Достоинства:
1) Устраняются недостатки линейной, функциональной и линейно-штабной
структур и сохраняются их достоинства.
Бюрократические структуры хороши тогда, когда существует определенность и
стабильность. При динамичных быстро меняющихся условиях бюрократические
структуры оказываются неэффективны, т.к. слабо приспосабливаются к
внешней среде.
6. Дивизиональная структура управления. Переходная от бюрократических к
адаптивным структурам управления.
Суть: при использовании организация делится на элементы и блоки (по
видам продукции, по географическим рынкам и т.д.).
Недостатки:
1) Интересы головной компании и отделений часто входят в противоречие.

Адаптивные структуры управления.
Адаптивные (адхократические) структуры управления. Основные виды:
1. Проектная структура управления. Суть: принципом построения является
концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное
изменение у организации (например переход на новую технологию).
Деятельность организации рассматривается как совокупность выполняемых
проектов, под которые выделяются ресурсы, которыми распоряжается
руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, которая после
выполнения проекта распадается, а элементы этой структуры передаются в
новый проект.
Достоинства:
1) Гибкость
2) Высокая компетентность
3) Уменьшается число работников
Недостатки:
1) Сложность управления
2) Распыление ресурсов по проектам
2. Матричная структура. Суть: каждый работник подчинен более, чем одному
руководителю. Такая структура легко адаптируется к внешней среде.
Достоинства:
1) Ориентация на проект
2) Увеличивается эффективность управления
3) Более гибкое использование персонала
4) Улучшенный контроль реализации проекта
5) Сохраняются достоинства проектного и функционального методов
Недостатки:
1) Подчинение нескольким руководителям
2) Постоянный контроль за распределением ресурсов между проектами
3. Система управления подразделениями, ориентированная на потребителя.
Суть: предполагается деление организации на подразделения
(предпринимательские единицы) по видам продукции, по потребителям, по
регионам и т.д. Формы использования разнобразны. Сочетание числа
подразделений зависит от среды и ее особенностей (числа, потребителей,
количества услуг и т.д.).
Методы управления.
Методы управления (МУ)– совокупность правил, способов и приемов
воздействия на людей с целью выполнения поставленных перед ними задач.
Воздействие МУ непосредственно связано с мотивацией, т.е. образованием в
сознании человека мотивов действия в нужном направлении.
Создание побудительных мотивов – процесс, посредством которого
добиваются, чтобы люди шли в заданном направлении, а процесс побуждения
людей к деятельности осуществляется через удовлетворение потребностей.
Менеджер должен уметь выявлять неудовлетворенные потребности.
Существуют различные теории мотивации. Самая простейшая – теория Маслоу.
Теория Маслоу состоит из 5 уровней:
1. Основные потребности – здоровье, пища, отдых (зарплата).
2. Потребность в безопасности – социальные гарантии, пенсионный фонд,
страховка и т.д.
3. Социальные потребности – поддержание неформальных отношений в
коллективе.
4. Потребность в признании и уважении – система оценки труда, карьерный
рост.
5. Потребность в самовыражении и развитии – учеба, творчество.
В зависимости от способа воздействия, который формирует тот или иной
мотив действия выделяют организационно-административные, экономические и
социально-психологические методы воздействия.
Организационно-административные методы базируются на отношениях между
людьми. По форме проявления делятся на:
1) Организационные (организационного воздействия) предназначены для
создания организационной основы совместной деятельности работника. На
практике реализуются в виде организации регламентирования,
организационного нормирования, инструктирования.
2) Методы распорядительного (административного) воздействия основаны на
отношениях принуждения и подчинения. Характерно прямое воздействие на
волю подчиненного. Это приказы, распоряжения, указания, а также
взыскания и поощрения.
Экономические методы управления основаны на познании и использовании
объективных экономических законов, а также на использовании экономических
интересов трудовых коллективов и отдельных работников.
Отличие: воздействие через экономический интерес. Делятся на методы:
1) Методы прямого экономического расчета. Это политика кредитования,
инвестирования, налогообложения, ценовая политика.
2) Методы внутрифирменного расчета. Заинтересованность предприятия –
финансовая стабильность, финансовая устойчивость, кредитоспособность,
инвестиционная привлекательность, рентабельность.
Социально-психологические методы управления – способы воздействия на
людей через их социальные потребности и психологические особенности.
Социальные методы управления делятся на:
1) Методы социального регулирования.
2) Методы социального планирования.
3) Методы социального нормирования.
4) Методы морального стимулирования.

Методы психологического управления – конкретные способы и приемы,
направленные на регулирование отношений между людьми путем создания
благоприятного психологического климата.
1) Методы комплектования малых неформальных групп (создание неформальных
групп в коллективе).
2) Методы гуманизации труда (воздействие цветом, музыкой, запахом).
3) Методы психологического побуждения (холерики, флегматики).
4) Методы профессионального отбора (тесты, отборы).

Эффективность руководства.
Личность менеджера можно разделить на 3 составляющих:
1. Биографические характеристики (возраст, социально-экономический статус,
образование).
2. Способности (Общие способности – интеллект, специфические способности –
знание, компетентность, умение).
3. Черты личности (Доминантность, уверенность в себе, креативность,
стремление к достижению цели, ответственность, общительность,
коммуникабельность).
Кроме руководителя может быть еще и лидер – человек, обладающий
авторитетом, который выдвигается из среды окружающих его людей.
Стиль руководства – совокупность наиболее характерных способов, приемов,
правил, применяемых руководителем в процессе выполнения управленческих
функций, а также психологических особенностей взаимодействия руководителя
со своими подчиненными. Пример можно проиллюстрировать на управленческой
решетке.

К сожалению на большее времени у преподавателя не хватило…. :)

Записал: Захаров Д.В.
-----------------------
Планирование

Организация

Контроль

Объект упр-ния

Регулирование

Учет

Определение бизнеса и миссии организации

Разработка долгосрочных и краткосрочных целей

Разработка стратегий

Реализация стратегий

Оценка результата

Стратегический менеджмент

Стратегическое планирование

Планирование реализации стратегии






Реферат на тему: Курс лекций по финансовому менеджменту
Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
2. Функции финансового менеджмента.
3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые
концепции финансового менеджмента.
4. Основные этапы развития финансового менеджмента.

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или
форму управления процессами финансирования предпринимательской
деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает
управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их
формирования, распределения и использования с целью получения оптимального
конечного результата.
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами
предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций,
максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов,
чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание
конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на
достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух
подсистем:
1) управляемая подсистема (объект управления)
2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-
стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном
процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской
деятельности.
Объектом управления является совокупность условий осуществления
денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости,
движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во
внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления
включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;
2) Финансовые ресурсы;
3) Кругооборот капитала;
4) Финансовые отношения.

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов,
технических средств, а также специалистов, организованных в определенную
финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное
функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления
являются:
1) Кадры (подготовленный персонал);
2) Финансовые инструменты и методы;
3) Технические средства управления;
4) Информационное обеспечение.

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений
для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального
соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития
предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом
управлении.
Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста
благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной
стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы
его владельца.

Основные задачи финансового менеджмента:
1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в
соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.
2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе
основных направлений деятельности предприятия.
3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.
4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и
благоприятной политике налогообложения.
5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе
его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и
платежеспособности.

2. Функции финансового менеджмента.

Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:
1). Функции объекта управления
- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного
капитала на расширенной основе;
- производственная – обеспечение непрерывного функционирования
предприятия и кругооборота капитала;
- контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

2). Функции субъекта управления
- прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;
- планирование финансовой деятельности;
- регулирование;
- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным,
вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;
- анализ и оценка состояния предприятия;
- функция стимулирования;
- функция контроля за денежным оборотом, формированием и
использованием финансовых ресурсов.

1. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые
концепции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных
концепциях:
1). Концепция денежного потока.
2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.
3). Концепция компромисса между риском и доходностью.
4). Концепция цены капитала.
5). Концепция эффективности рынка капитала.
6). Концепция асимметричности информации
7). Концепция агентских отношений.
8). Концепции альтернативных затрат.

1). Концепция денежного потока предполагает
- идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид
(краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);
- оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить
элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
- оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.
Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных
ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:
А) Инфляцией
Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы
В) Оборачиваемостью

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.
Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда
сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то
же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена
с минимизацией риска.

4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника
финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена
капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия
затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в
убытке.
Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе
инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования
предприятия.

5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом
рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие
цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена
зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация
рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация
отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.
Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в
экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка
характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности
информации участникам рынка.
Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении
следующих условий:
- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее
получение не связано с затратами;
- отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы,
препятствующие совершению сделок;
- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не
могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать
ожидаемую выгоду;
- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как
равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников
рынка.

Существует две основных характеристики эффективного рынка:
1). Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать
больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной
степени риска.
2). Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована
в трех формах эффективности:
- слабой
- умеренной
- сильной

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают
динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный
прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.
В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не
только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную
информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.
В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную
информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является
доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным
бумагам.
6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой
концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут
владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование
этой информации может дать
положительный и отрицательный эффект.
7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в
связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных
организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения
и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления,
которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия
между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных
действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие
менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).
7). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет
альтернативу.

1. Основные этапы развития финансового менеджмента.

В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в
становлении и развитии финансового менеджмента .
Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических
прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики,
которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались
обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа.
Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов,
которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются
полезными для принятия управленческих решений.
Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического
финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические
коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь
в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти
коэффициенты можно сравнивать.
Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных
аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения
концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи
частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность
текущей деятельности.
Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых
прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы
делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая
перспективный анализ ретроспективному.
Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается
с60хгодов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности
состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня
эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого
направления состоит в его излишней теоритеризованности , не случайно оно
развивается главным образом учеными и пока не получило признания в
практике.



Тема: Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия.

1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.
2. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение
финансового механизма.
3. Сферы финансового менеджмента.


1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.

Финансовая деятельность предприятия связана с формированием,
распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и
денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде
предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:
1. отношения, связанные с формированием уставного капитала и его
распределением между собственниками;
2. отношения, связанные с авансированием уставного капитала во
внеоборотные и оборотные активы;
3. деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и
их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть
обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;
4. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной
системой;
5. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками
предприятия по выплате им доходов;
6. деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения
активов;
7. деятельность, связанная с формированием различных резервово
предприятия;
8. отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной
защиты работников;
9. деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов
предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на
финансовом рынке;
10. деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов
внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения
предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги,
финансово-промышленные группы;
11. деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов
разных уровней.

Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность
финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного
и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде
предприятия.
Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством
финансового механизма.


1. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение
финансового механизма.

Правовая среда:
- основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую
деятельность: ГК, законы «Об акционерных обществах», «О
кооперативах», «О банках и банковской деятельности»;
- законодательные акты, связанные с налоговым регулированием;
- законодательные акты по охране окружающей среды, безопасности
жизнедеятельности и охране труда;
- законодательные акты, касающиеся социального страхования и
обеспечения;
- законодательные акты, связанные с внешнеэкономической деятельностью
предприятий;
- законодательные акты, регулирующие безналичные и наличные расчеты
предприятия.

Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.
Информационная среда включает:
1. информация внешнего характера:
- информация, формируемая на финансовых рынках;
- информация налогового характера;
- информация о стоимости ресурсов на различных рынках;
- информация о конкурентах;
- информационное обеспечение о внешнеэкономической деятельности
предприятия
7. информация внутреннего характера:
- финансовая отчетность;
- статистическая отчетность;
- внутренняя отчетность;
- данные первичного бухгалтерского учета.

1. Сферы финансового менеджмента.

Сферы финансового менеджмента:
1. Финансовый анализ и планирование, а также финансовое прогнозирование:
- оценка и анализ активов и источников их формирования;
- оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания
экономического потенциала компании и расширения ее деятельности;
- оценка источников дополнительного финансирования;
- формирование системы контроля за составлением и эффективным
использованием финансовых ресурсов.
6. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами:
- оценка объема требуемых финансовых ресурсов;
- выбор форм их получения;
- оценка степени доступности и времени получения этих ресурсов;
- оценка стоимости обладания данным видом ресурсов (%, дисконт и
др.);
- оценка риска, ассоциируемого с данным источником финансирования.
12. Распределение и использование финансовых ресурсов:
- анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений
инвестиционного характера;
- оптимальность времени трансформирования финансовых ресурсов в
другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
- целесообразность и эффективность вложений в ОФ, НМА и формирование
их рациональной структуры;
- оптимальное использование оборотных средств;
- обеспечение эффективности финансовых вложений.



Тема: Методологические основы принятия финансовых решений
1. Понятие левериджа и его виды.
2. Финансовый леверидж и концепции его расчета.
3. Операционный леверидж и его эффект.
4. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием.
5. Стоимость капитала и расчет средневзвешенной стоимости капитала.


1. Понятие левериджа и его виды.

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный
фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению
результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
- финансовый
- производственный (операционный)
- производственно-финансовый
Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на
основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы
формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового
характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой
затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это
управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования
и источников формирования затрат производственного характера. В результате
использования различных источников финансирования складывается
определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как
заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки,
возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный
результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж
характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а
разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают
влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного
капитала.
Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением
чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в
частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в
структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует
взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли.
Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от
изменения объемов продаж.
Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние
производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация
рисков предприятия.


1. Финансовый леверидж и концепции его расчета.

В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения
эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах
финансового менеджмента.

1. Западноевропейская концепция:

Эффект финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности
собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного
капитала. Рассмотрим следующий пример:
|Показатели |Предприятие 1|Предприятие 2|Предприятие 3|
|Активы, тыс. руб. |1000 |1000 |1000 |
|Пассивы, тыс. руб., в т ч. |1000 |1000 |1000 |
|СК |1000 |700 |300 |
|ЗК |- |300 |700 |
|Прибыль до выплаты % и налогов| | | |
| |400 |400 |400 |
|Экономическая рентабельность | | | |
|активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100 | | | |
|Издержки по выплате % (25%) |40% |40% |40% |
|Чистая прибыль, тыс. руб. | | | |
|ЧП=(БП-(%)*(1-н) |- |75 |175 |
|Чистая рентабельность СК | | | |
|ЧРСК=ЧП/СКср*100 |400(1-0,3)=28|(400-75)*(1-0|(400-175)*(1-|
| |0 |,3)=227,5 |0,3)=157,5 |
| | |227,5/700*100|157,5/300*100|
| |280/1000*100=|==32,5% |==52,5% |
| |=28% | | |


Вывод: предприятие 2 и 3 используют СК более эффективно; об этом
свидетельствует показатель ЧРСК, а ЗК используют с большей отдачей, чем
цена его привлечения. Такую стратегию привлечения ЗК называют стратегией
спекуляции капитала.
Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым
показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый
предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-
результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ).
НРЭИ=БП-(%
Рассмотрим влияние финансового левериджа на ЧРСК для предприятия,
использующего как ЗК, так и СК, и выведем формулу, отражающую влияние
финансового левериджа на ЭРА.
(НРЭИ - (%)*(1-н)
ЧРСК = ((((((((((
СКср

ЭРА = НРЭИ/(СК+ЗК),
НРЭИ = ЭРА*(СКср+ЗКср),
ЭРА*(СКср+ЗКср)-(кр. ЭРА*СКср+ЭРА*ЗКср- i
*ЗК
ЧРСК = ((((((((( х (1-н) = ((((((((((( х (1-н) =

СКср
СКср

= ( ЭРА*1+ЭРА*(ЗКср/СКср)-i(ЗКср/СКср)) (1-н) = ЭРА*(1-н) + (ЗКср/СКср) *
*(ЭРА-i)*(1-н)
Итак, эффект финансового левериджа по 1 концепции расчета
определяется:
ЭФЛ = (ЗКср/СКср)*(ЭРА-i)*(1-н)
(ЭРА-i) – дифференциал
(ЗКср/СКср) – плечо рычага

2. Американская концепция расчета финансового левериджа

Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения ЧП на 1
обыкновенную акцию на приращение НРЭИ, то есть этот эффект выражает прирост
ЧП, полученный за счет приращения НРЭИ.
(ЧП ЧП
ЭФЛ = ( (( / (( ) / ( (НРЭИ / НРЭИ)
КОА КОА

ЧП = (НРЭИ - (%кр)*(1-н)
(ЧП = ((НРЭИ - (%кр)*(1-н) = (НРЭИ*(1-н)
(ЧП (НРЭИ (НРЭИ*(1-н)
НРЭИ
ЭФЛ = (( / (((( = (((((((((( = ((( = НРЭИ /
ЧП НРЭИ (НРЭИ- (%кр)*(1-н)
(НРЭИ
/ (НРЭИ - (%кр) = (БП + (%кр)/БП

ЭФЛ = НРЭИ/(НРЭИ - (%кр) = (БП + (%кр)/БП

Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи
с использованием ЗК, поэтому чем больше сила воздействия финансового
левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:
а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:
б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.

Т.о. первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную
величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень
финансового риска, и используется для расчета совокупного риска
предприятия.

1. Операционный леверидж и его эффект.

Понятие операционного левериджа связано со структурой
себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и
условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры
себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за
счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте
физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-
постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и
предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия
на случай затруднений , осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность
рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий
безубыточную деятельность предприятия.
Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если
предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то
любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение
прибыли. Это явление называется эффектом производственного (операционного)
левериджа.

Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила
10млн.р. при совокупных переменных затратах 8,3млн.р. и постоянных затратах
1,5млн.р. Прибыль = 0,2млн.р.
Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за
счет физического объема продаж на 10% (т.е.11млн.р.) Постоянные расходы =
1,5млн.р. Переменные расходы увеличиваются на 10% (т.е.8,3*1,1=9,13млн.р.).
Прибыль от реализации =0,37млн.р. (т.е.11-9,13-1,5). Темп роста прибыли
(370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки= =110%. На каждый прирост выручки
мы имеем прирост прибыли 8,5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10%= 8,5%

Т.о. силу (эффект) производственного левериджа можно рассматривать
как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере
бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот
эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после
возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения
физического объема продаж.



(НРЭИ (Q
ЭОЛ = (((( = (((
НРЭИ Q

Q - физический объем продаж,
р – цена ,
р*Q – выручка от реализации,
Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции
Sпост – постоянные затраты
НРЭИ = р*Q – (Sпз*Q + Sпост ) = Q*(p-Sпз ) – Sпост
(НРЭИ = (Q*(p – Sпз)


Q*(p-Sпз) Q Q*(p-Sпз)
НРЭИ+Sпост
1)ЭОЛ = ((((((((( х (( = (((((((( = (((((
Q*(p-Sпз)- Sпост Q Q*(p-Sпз)-Sрост
НРЭИ

ЭОЛ= 1+(Sпост/НРЭИ)

2)ЭОЛ = МД/(МД-Sпост) = МД/П

Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен
маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и
насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и
формирование прибыли.
В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает
понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение
прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем
производства и продаж или критический объем продаж).

p*Q – (Q - Sпз + Sпост)=0
Qк(натур.) = Sпост/(p-Sпз)
Sпост
Sпост Sпост Sпост
Qк(стоим.) = Qк(натур.)* p = ((( х p = (((( = (((( = (((
р – Sпз (p-
Sпз)/p 1-(Sпз/p) МД/р
ЗФП = ВРф – Qк(стоим.)
ВРф – выручка от реализации (фактическая),
Qк(стоим) – критический объем в стоимостном выражении,
ЗФП – запас финансовой прочности



2. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием.

Понятие совокупного риска связано с двумя видами рисков, которые
генерирует практически любое предприятие, то есть с риском
предпринимательским (деловым) и риском финансовым, связанным со структурой
источников финансирования.
- Предпринимательский риск связан с конкретным бизнесом предприятия,
гибкостью экономической стратегии, позволяющей нивелировать
отрицательное влияние высокого уровня условно-постоянных затрат и
использовать его как рычаг для приращения прибыли от продаж.
- Финансовый риск опирается на структуру капитала и связан с
неустойчивостью финансовых условий кредитования, колебаниями
экономической рентабельности, возникающими желаниями владельцев
предприятия на использование (выплату) всей ЧП на дивиденды, а
также зачастую финансовый риск обусловлен условиями налогообложения
предприятия.
Предпринимательский и финансовый риск взаимосвязаны между собой, и в
результате каждый из них воздействует на прибыль предприятия, то есть
прибыль формируется как под воздействием структуры затрат производственного
характера, так и под воздействием структуры затрат, возникающих в связи с
финансированием деятельности. Поэтому производственный и финансовый риски
мультиплицируются и формируют совокупный риск предприятия.
Совокупный риск – риск, связанный с возможным недостатком средств,
необходимых для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию
внешних источников финансирования.
Уровень совокупного риска показывает, на сколько % изменится ЧП
предприятия на 1 акцию при изменении объема продаж на 1%.
То есть уровень совокупного риска может быть определен как произведение
эффекта финансового левериджа, рассчитанного по второй концепции, и эффекта
операционного левериджа.

УСР = ЭФЛ2конц * ЭОЛ
(ЧП/кол-во акций НРЭИ (НРЭИ Q ( ЧП/кол-во
акций
УСР = (((((((( х ((( х ((( х (( = (((((((( /
ЧП/кол-во акций ( НРЭИ НРЭИ (Q ЧП/кол-во
акций

(Q
/ ((
Q
УСР = НРЭИ/(НРЭИ -( %кр) х (НРЭИ + Sпост) = (НРЭИ + Sпост) / НРЭИ - -
(%кр)
Уровень совокупного риска отражает одновременное влияние делового и
финансового риска, и поэтому при разработке финансовой стратегии необходимо
учитывать следующие исходные моменты:
5. сочетание высокого производственного риска с мощным финансовым
левериджем будет губительно для предприятия, так как
мультиплицируются одновременно неблагоприятные эффекты,
6. задача снижения суммарного воздействия этих двух левериджей или
снижение совокупного риска сводится к выбору одного из трех
вариантов поведения:
- высокий уровень эффекта производственного левериджа может
сочетаться со средним и слабым уровнем ЭФЛ:
- низкий уровень ЭПЛ позволяет проводить агрессивную политику
заимствований и генерировать высокий уровень ЭФЛ;
- умеренный ЭОЛ и умеренный ЭФЛ.
Оптимизация рисков может быть достигнута с помощью увеличения деловой
активности предприятия, то есть увеличения скорости оборота всех активов
предприятия.

ЭРА = ((БП + (%кр)/Аср)*100*(ВР/ВР) = ((БП + (%кр) / ВР)*(ВР/Аср)
ЧП ВР Аср ЧП
ВР Аср
ЧРСК = ((( х 100 х (( х (( = (( х 100 х (( х (((
СКср ВР Аср ВР
Аср СКср



Стоимость капитала и расчет средневзвешенной стоимости капитала.

Капитал. как любой фактор производства, имеет определенную стоимость, под
которой понимается его доходность. Для предприятия привлечение различных
источников финансирования (как внутренних, так и внешних) связано с
затратами, поэтому привлекаемый капитал всегда будет иметь определенную
стоимость, а так как этот капитал разнообразен по источникам, то у
предприятия возникает возможность альтернативного выбора этих источников
как по объемам, так и по стоимости каждого вида капитала. В результате
привлечения различных видов капитала складывается определенная его
структура и возникает определенная сумма финансовых ресурсов, которую
необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования.
Экономическое содержание показателя стоимости и цены капитала
заключается в определении затрат, связанных с привлечением единицы капитала
из каждого источника. Разнообразие источников приводит к необходимости
расчета средневзвешенной стоимости капитала. Она рассчитывается в процентах
в среднегодовом исчислении.
Средневзвешенная стоимость капитала - обобщающий показатель,
характеризующий относительный уровень затрат или общую сумму всех расходов,
возникающих в связи с привлечением и использованием капитала, и в то же
время можно сказать, что это минимум возврата на вложенный капитал.
Формула средневзвешенной стоимости капитала основывается на
средневзвешенной арифметической величине, где весами выступают доли
отдельных источников в общей сумме, а сам показатель средневзвешенной
величины выражает среднегодовую стоимость, выраженную в %.

ССК = ( di * ki , где
- di - удельный вес каждого источника в общей сумме,
- ki цена i-го источника, выраженная в процентах в среднегодовом
исчислении


Рассмотрим последовательно определение цены каждого источника.
13. Собственный капитал
- добавочный капитал - не имеет стоимости и не может быть использован
как источник инвестиционных ресурсов, так как, в основном, этот
капитал формируется как результат переоценки активов предприятия;
- привилегированные акции – оцениваются по уровню фиксированного
дивиденда, который выплачивается ежегодно практически при любых
обстоятельствах;
- обыкновенные акции – их цена измеряется на основе различных
методов, но наиболее распространенным является расчет, основанный
на измерении прогнозируемого уровня дивиденда или дивиденда,
выплаченного в отчетном периоде, скорректированного на
прогнозируемый прирост дивидендов, то есть

Kоа = (Дотч./Арын.об.акц) + (Тоа
Коа – стоимость обыкн.акц.,
Дотч. – дивиденды, выплаченные в отчетном периоде,
Арын.об.акц. – рын.стоимость обыкн.акций,
Тоа – прогнозируемый прирост дивидендов по обыкновенным акциям

- нераспределенная прибыль (отложенная к выплате), то есть та
прибыль, которая существует для капитализации, реинвестирования.
Этот источник не является бесплатным, так как на ЧП, оставшуюся
после выплаты налогов и дивидендов по привилегированным акциям,
претендуют обыкновенные акционеры. Наиболее распространенным
способом оценки стоимости нераспределенной прибыли является ее
оценка по уровню дивидендов, выплаченных по обыкновенным акциям.

18. Заемный капитал
- банковские ссуды - основной элемент. Цена данного источника будет
зависеть от величины срока, на который привлекается капитал, а
также от величины % и характера включения % в затраты предприятия.
В общем виде цена ЗК = величине банковского %.

Если рассматривать зарубежный опыт:
Кзк = i
Кзк = i* (1-н)
В России:
Кзк = i
Кзк = i(х (1-н) + (i , i( - ставка рефинансирования + 3% ых пункта

Кзк = i(x (1-н)*(n/360) + i(x (n/360)

- облигационные займы. Цена может быть определена различными
методами, но наиболее распространенным является оценка в процентном
отношении одновременного дисконтного и процентного дохода. Зачастую
облигации реализуются не по номиналу, а с дисконтом.

Коз = ( Ддиск + i )
Коз – цена облигационного займа,
Ддиск – стоимость дисконтированного дохода,
i - процентный доход

Если за счет затрат оплачиваются доходы, то возникает налоговая экономия
Коз = ( Ддиск +i)*(1-н)
Если один элемент оплачивается:
Коз = Ддиск + i*(1-н)



Тема: Управление капиталом предприятия


1. Источники и методы финансирования
2. Понятие дивидендной политики и основные теории
3. Типы дивидендной политики
4. Порядок выплаты дивидендов


5. Источники и методы финансирования

В общем виде все источники финансирования можно разделить на две группы.
6. Внутреннее финансирование – подразумевает использование СК, который по
источникам формирования имеет следующую структуру:


СК



взносы учреди- амортизация пожертвования, резервы
телей: благотв. взносы, и фонды
целев. фин-ние
1.уставный капитал
1.резервный
2.эмиссионный доход капитал
2.добавочный
капитал
3.нераспред.

прибыль

1. Внешнее финансирование : его источник – ЗК

ЗК


облигационные банковские коммерческие государ.
«спонтанное
займы кредиты кредиты кредиты финан-ние

или креди-

торская за-

долженность

Внешнее финансирование может быть не только заемным, но и
формировать СК предприятия в процессе дополнительной (вторичной)
эмиссии акций.


Рассмотрим принципиальные различия между ЗК и СК.

|Признак |СК |ЗК |
|1. Право на участие в управлении |дает |нет |
|капиталом | | |
|2. Право на получение части прибыли и|по остаточному |практически дает |
|имущества |принципу |первоочередное право |
|3. Срок возврата капитала |не установлен |по договору |
|4. Льготы при налогообложении |нет |есть, в зависимости |
| | |от вида ЗК |

В процессе функционирования предприятия используется 4 основных
способа финансирования. Они, в основном, связаны с внешними источниками.

|Методы |Преимущества |Недостатки |
|финансирования | | |
|1. закрытая |Контроль за предприятием |Объем финансирования |
|подписка на акции |не утрачивается; |ограничен и может |
|между пре

Новинки рефератов ::

Реферат: Куликовская битва (История)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Бухгалтерский учет)


Реферат: Процедуры и функции (Программирование)


Реферат: Учет финансовых результатов и использования прибыли и учет доходов будущих периодов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Чем отличается папка Мой компьютер и программа Проводник? Как настроить рабочий стол? (и другие ответы на вопросы) (Программирование)


Реферат: Переход к международным стандартам бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Методы контроля в производстве интегральных микросхем (Технология)


Реферат: Мотивация трудовой деятельности (Контрольная) (Социология)


Реферат: Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета (Аудит)


Реферат: Искусственный спутник, запущенный с земли (Авиация)


Реферат: 1С Бухгалтерия: ответы на вопросы (Бухгалтерский учет)


Реферат: Физическая культура и спорт в свободное время специалиста (Спорт)


Реферат: Богослужебные отпусты (Религия)


Реферат: План горных работ для улучшения проветривания выработок II блока шахты "Северная" (Технология)


Реферат: Философия свободы (Философия)


Реферат: Образовательные ресурсы интернет (Педагогика)


Реферат: Биотехнология (Биология)


Реферат: Программа по Технологии (Педагогика)


Реферат: Биомагнетизм (Физика)


Реферат: Банкротство коммерческих организаций как способ прекращения юридических лиц (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист