GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Бихевиоризм (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Бихевиоризм (Психология)



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ


По предмету: Концепция современного естествознания
На тему: Бихевиоризм



Выполнила: студентка 2-го курса ЗО


Соколова Люцина Владимировна

Преподаватель: Дубовая Е.В.



Москва
2003 г.
План:

1. Исторический обзор бихевиоризма
2. Психология и естественные науки
3. Б.Ф.Скиннер
4. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера
- Научения по Б.Ф. Скиннеру
- Цели и ценности
5. Бихевиоризм и агрессия.
6. Личность с точки зрения бихевиористского направления.
7. Заключение
8. Литература



1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР БИХЕВИОРИЗМА



Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается
«революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского
слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский
исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Бихевиоризм складывался, как
направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели
пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно
бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и
т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого
самонаблюдения, т.е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может
оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано
объективными средствами. Один из крупнейших бихевиористов. Б.Ф. Скиннер (р.
1904), называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права
на существование в науке.
Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение,
активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», – объявил Д.
Уотсон.
Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие
«реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли
быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и,
например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R,
в соответствии, с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое
поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях
классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом.
С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться
управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то
достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.
Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление
закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи,
организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих
проявлений в ответ на воздействие стимула.



2. ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ


Связь психологии с естественными науками вполне очевидна. Наиболее
явная связь – с биологическими науками. В античности душа понималась как
некое жизненное начало или сущность живого, и Аристотель соотносил виды
души с разрядами живых существ. Если рассматривать формирование собственно
научной психологии, то здесь необходимо отметить несколько аспектов в
отношениях психологии с биологическими дисциплинами.
Во-первых, это заимствование некоторых общебиологических теоретических
положений для обоснования закономерностей развития психики – ряд
психологических теорий апеллировал к ним совершенно непосредственно.
Значительную роль в этом плане сыграла эволюционная теория Ч. Дарвина
(который, кстати, и сам разрабатывал некоторые психологические проблемы). В
первую очередь это касается идеи приспособления к меняющимся условиям
среды, что дает ключ к пониманию эволюции форм психической жизни и их
адаптивной роли. Идеи Дарвина оказали влияние на многих психологов –
специалистов, как в области психологии животных, так и психологии человека.
Одна из принципиальных проблем психологии – проблем психологии – проблема
развития психики в филогенезе - обсуждается, как правило, с апелляцией к
Дарвину. Эта проблема разрабатывается одной из психологических дисциплин –
эволюционной биопсихологией.



3. Б.Ф.Скиннер


Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне, штат
Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение
уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их
заслуживали. На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени,
конструируя роликовые самокаты, управляемые повозки, карусели, духовые
ружья и тому подобные устройства. Ему также нравились занятия в школе, он
вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.
Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской
литературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной
школе в штате Нью-Йорк. Он вспоминал, однако, что никогда по-настоящему не
приспособился к студенческой жизни. Он был разочарован отсутствием
интеллектуальных запросов у однокашников-студентов и к тому же совершенно
раздосадован некоторыми требованиями курса обучения (например, ежедневным
богослужением). По иронии судьбы Скиннер не посещал ни одного
психологического курса, будучи студентом. После колледжа Скиннер вернулся в
родительский дом и попытался стать писателем. Хотя он и был воодушевлен
письмом поэта Роберта Фроста, его желание быть писателем не привело ни к
чему хорошему: "Я бесцельно читал, строил модели кораблей, играл на рояле,
слушал только что изобретенное радио, строчил юмористические заметки в
местную газету, но больше ничего не писал и подумывал о визите к
психиатру".


4. НЕОБИХЕВИОРИЗМ Б.Ф. Скиннера

Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция
Уотсона, а именно: психология не имеет права заниматься чувствами или
влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями[1]; он
отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать
модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие
человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений,
целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно
бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того,
какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть
использованы с целью достижения максимального результата. «Психология»
Скиннера – это наука манипулирования поведением; ее цель – обнаружение
механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое
«заказчику» поведение.



НАУЧЕНИЕ ПО Б.Ф. Скиннеру


Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем
отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность
является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое
научение и как оно происходит.
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек
приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей
поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми
(доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как
производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других
персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают
нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в
"разуме". Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как
ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не
внутренние психические явления, формирует человека.
Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие
окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов,
Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено
возможностью подкрепления из окружающей среды.


Цели и ценности



Эксперименты Скиннера не занимаются выяснением целей воспитания.
Подопытному животному или человеку в эксперименте создаются такие условия,
что они ведут себя вполне определенным образом. Создается впечатление, что
Скиннер, говоря о культуре, все еще имеет в виду свою лабораторию, в
которой психолог действует без учета ценностных суждений и не испытывает
трудностей, ибо цель эксперимента для него не имеет значения.
Это можно объяснить, по меньшей мере, тем, что Скиннер просто не в
ладах с проблемой целей, смыслов и ценностей. Подобное рассуждение движется
в порочном кругу: мы удивляемся оригинальности, ибо единственное, что мы в
состоянии зафиксировать, - так это то, что мы удивляемся.
Скиннер считает, что человек формируется под влиянием социума и что в
«природе» человека нет ничего, что могло бы решительно помешать становлению
мирного и справедливого общественного строя. Таким образом, система
Скиннера оказалась привлекательной для всех психологов, которые относятся к
либералам и находят в этой системе аргументы для защиты своего
политического оптимизма. Однако Скиннер привлекает не только этим, но и
тем, что ему удалось, умело вмонтировать в традиционно либеральные идеи
элементы ярого негативизма. В век кибернетики индивид все чаще становится
объектом манипулирования. Его труд, потребление и свободное время – все
находится под воздействием рекламы, идеологии и всего того, что Скиннер
называет положительным стимулированием. Кроме того, теория Скиннера звучит
очень убедительно, так как она (почти) точно «попадает» в отчужденного
человека кибернетического общества.



5. БИХЕОВИОРИЗМ И АГРЕССИЯ



Знание бихевиористской методологии очень важно для изучения проблемы
агрессии, поскольку в США большинство ученых, хоть как-то причастных к
проблеме агрессии, являются приверженцами бихевиоризма. Агрессивность, как
и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется тем,
что человек стремится добиться максимального преимущества.
Выдающиеся бихевиористы А.Басс и Л.Беркович демонстрируют гораздо
больше понимания эмоциональных состояний человека, чем Скиннер, хотя в
целом они поддерживают главный принцип Скиннера, гласящий, что объектом
научного наблюдения является действие, а не действующий человек. Поэтому
они не придают серьезного значения фундаментальным открытиям Фрейда, т.е.
не учитывают того, что поведение определяют психические силы, что эти силы
в основном находятся на бессознательном уровне и, наконец, что осознание
(«прозрение») как раз и является тем фактором, который преобразует
энергетический потенциал и определяет направленность этих сил.
Бихевиористы претендуют на «научность» своего метода на том основании,
что они занимаются теми видами поведения, которые доступны визуальному
наблюдению. Однако они не понимают, что невозможно адекватно описать
«поведение» в отрыве от действующей личности.
Основной бихевиористский тезис, согласно которому наблюдаемое поведение
представляет собой надежную с научной точки зрения величину, совершенно
ошибочен. На самом деле поведение различно в зависимости от различия
мотивирующих его импульсов, а они-то часто скрыты от наблюдателя.



6. ЛИЧНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ


БИХЕВИОРИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.


Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ
характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных
способностей.
В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который
обладает приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] - не
порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических
условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как
таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет
идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и
безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое
присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же
образом.
Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя
нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением
организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой
зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах
интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые
свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека -
только терять время.


7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б.Ф.
Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным
опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и
контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних
"автономных" факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал
физиолого-генетическим объяснением поведения.
Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как
ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и
контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена
почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм
действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность
того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует
позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная
реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.
По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на
окружение.



Литература:

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под
редакцией академика РАН М.Ф. Жукова.– 1997.
2. Американская социологическая мысль: Тексты/ под редакцией В.И.
Добренькова. – М.: Изд-во МГУ,1994.
3. Рорти Р. Философия и зеркало природы. –1997.



-----------------------






Реферат на тему: Бихевиоризм. Теория личности Берреса Фредерика Скиннера

НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ПО Б.Ф. СКИННЕРУ.

НАУЧЕНИЕ.
Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения,
ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является
результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как
оно происходит.
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел
в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения.
Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными
непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его
жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов,
теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным
задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в
"разуме". Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как
ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не
внутренние психические явления, формирует человека.
Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей
среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер
утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено
возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того
чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам
нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым
действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом
для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению
многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени.
Радикальный бихевиоризм Скиннера явно отличается от теорий социального
научения. Хотя подходы Альберта Бандуры и Джулиана Роттера отражают
некоторые из основных положений научающе-бихевиорального направления, они
предлагают более широкий взгляд на поведение, которое подчеркивает
взаимосвязь факторов внутри и вне людей. Однако, не забегая вперед, давайте
обратимся к личности самого Скиннера.

ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО НАУЧЕНИЯ.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне, штат
Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение
уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их
заслуживали. На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени,
конструируя роликовые самокаты, управляемые повозки, карусели, духовые
ружья и тому подобные устройства. Это мальчишеское восхищение механическими
изобретениями предвещало его более поздний интерес к модификации
наблюдаемого поведения. Ему также нравились занятия в школе, он вспоминал
нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.
Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской
литературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной
школе в штате Нью-Йорк. Он вспоминал, однако, что никогда по-настоящему не
приспособился к студенческой жизни. Он был разочарован отсутствием
интеллектуальных запросов у однокашников-студентов и к тому же совершенно
раздосадован некоторыми требованиями курса обучения (например, ежедневным
богослужением). Его участие в нескольких проделках, направленных на то,
чтобы привести в замешательство тех факультетских товарищей, которых
студенты считали заносчивыми, привело к угрозе исключения, но президент
колледжа разрешил ему закончить обучение. По иронии судьбы Скиннер не
посещал ни одного психологического курса, будучи студентом. После колледжа
Скиннер вернулся в родительский дом и попытался стать писателем. Хотя он и
был воодушевлен письмом поэта Роберта Фроста, его желание быть писателем не
привело ни к чему хорошему: "Я бесцельно читал, строил модели кораблей,
играл на рояле, слушал только что изобретенное радио, строчил
юмористические заметки в местную газету, но больше ничего не писал и
подумывал о визите к психиатру".
В конце концов, Скиннер отказался от карьеры писателя и поступил в
Гарвардский университет для изучения психологии. Отлично понимая, что в
новой области он далеко позади всех, он установил для себя жесткое учебное
расписание и придерживался его почти два года. Он был удостоен степени
доктора наук в 1931 году.
С 1931 по 1936 годы Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он
сконцентрировал свои научные усилия на изучении нервной системы животных. В
1936 году он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и
оставался там до 1945 года. В это время Скиннер много и творчески работал и
приобрел известность как один из ведущих бихевиористов Соединенных Штатов.
Осенью 1945 года он стал руководителем кафедры психологии в Университете
штата Индиана - пост, который он занимал до 1947 года, после чего вновь
стал работать в Гарварде в качестве лектора. Он оставался там до ухода на
пенсию в 1974 году.
Научная деятельность Скиннера была отмечена многими наградами. Он получил
Президентскую медаль за науку и в 1971 году был награжден золотой медалью
Американской психологической ассоциации со следующей надписью:
"Б. Ф. Скиннеру - пионеру психологических исследований, лидеру теории,
мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения в наши
дни". В 1990 году Скиннер также получил благодарность президента
Американской психологической ассоциации - за прижизненный вклад в
психологию.
Скиннер был автором многих трудов. Среди его книг: "Поведение организмов"
(1938); "Уолден-2" (1948); "Наука и поведение человека" (1953); "Вербальное
поведение" (1957); "Режимы подкрепления" (1957; "Суммирование наблюдений"
(1961); "Технология обучения" (1968); "Случайное подкрепление" (1969); "За
пределами свободы и достоинства" (1971); "О бихевиоризме" (1974);
"Подробности моей жизни" (1976); "Размышления: бихевиоризм и общество"
(1978); "Портрет бихевиориста" (1979); "Значение последствий" (1983);
"Радости зрелого возраста" (1983); "К дальнейшим размышлениям" (1987).
Возможно, среди студентов колледжей наиболее известна книга Скиннера
"Уолден-2", роман, описывающий утопическое сообщество, основанное на
контроле поведения посредством принципов подкрепления. Его автобиография
появляется в 5-м томе "Истории психологии в автобиографиях". Скиннер умер в
1990 году после года борьбы с лейкемией.

ПОДХОД СНИННЕРА К ПСИХОЛОГИИ.
Большинство теоретиков-персонологов работают в двух направлениях:
«обязательное изучение устойчивых различий между людьми» и «опора на
гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого
поведения». Эти направления образуют основное русло, если не суть,
большинства концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не
обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на
изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что
психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того,
чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной
теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически
направленные исследования, так как они дают "объяснение наблюдаемых фактов,
которые апеллируют к событиям, описанным в разных терминах и измеренным,
если вообще их можно измерить, в разных величинах". Наконец, Скиннер
оспаривал теории поведения человека, часто дающие психологам ложное чувство
уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя отношения
между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые
предшествовали этому поведению.
В свете очевидной антитеоретической позиции Скиннера сомнительно, нужно ли
его включать в книгу, имеющую отношение к теориям личности. Мы не будем
обращаться к этому философскому вопросу, только заметим, что Скиннер считал
себя теоретиком, таким образом оправдывая наше обращение к его подходу
изучения личности. В одном интервью он заявил:
Я определяю теорию как попытку объяснить поведение в терминах чего-то,
происходящего в другой вселенной, такой как разум или нервная система. Я не
верю, что теории такого рода существенны или полезны. Кроме того, они
опасны; они служат причиной для беспокойства. Но я предвкушаю всеобъемлющую
теорию поведения человека, которая объединит множество фактов и выразит их
наиболее общим образом. Теории такого рода я был бы очень заинтересован
содействовать, и я считаю себя теоретиком.
Таким образом, несмотря на то, что взгляд Скиннера на теорию существенно
отличается от точки зрения большинства персонологов, он, тем не менее,
посвятил себя задаче создания теории поведения человека.

За пределами автономного человека.
Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что
люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием
внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт
личности). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в
примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются
условия окружения, управляющие поведением.
Автономный человек служит для того, чтобы объяснить только то, что мы не
можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего
невежества, и он естественно теряет свою автономность по мере того, как мы
все больше узнаем о поведении... Нет нужды открывать для себя, что на самом
деле представляет собой личность, состояние ума, чувства, черты характера,
планы, цели, намерения или что-то другое, характеризующее автономного
человека, для того чтобы продвинуться в научном анализе поведения.
Возражение Скиннера против интрапсихических причин состоит не в том, что
они суть неприемлемый феномен для изучения, а скорее в том, что они окутаны
терминологией, не позволяющей давать рабочие определения и осуществлять
эмпирическую проверку. В истории науки, отмечал он, обычно необходимо
полностью отойти от умозрительных концепций, а не видоизменять их так,
чтобы стало возможным эмпирическое изучение. Для того чтобы объяснить,
почему компетентную студентку исключают из колледжа, мы могли бы с
легкостью сказать: "потому что она очень боится неудачи", "потому что у нее
нет мотивации" или "потому что она стала меньше заниматься из-за того, что
бессознательно боялась успеха". Такие гипотезы об исключении студентки из
колледжа могут звучать как объяснение, но Скиннер предупреждал, что они
ничего не объясняют, если ясно не определены все мотивы и если не
установлено все то, что предшествовало ее исключению.
Таким образом, если к умозрительной концепции обращаются для того, чтобы
объяснить поведение, ее нужно перевести в термины, релевантные
экспериментальным действиям, применяющимся в исследовании и измерениях.
Удовольствовавшись меньшим, можно остаться на уровне того самого
кабинетного философствования, которое Скиннер так горячо не одобрял. Для
начала осознаем, что именно можно наблюдать (то есть случай с исключением),
и затем определим, расширяют ли дополнительные объяснения понимание
рассматриваемого поведения. Если компетентная студентка отсеивается из
колледжа, не лучше ли проверить, какие условия окружения предшествовали
этому событию, чем предлагать для его объяснения какую-то психическую
реальность, которую нельзя объективно идентифицировать? Например, мешал ей
спать шум в общежитии настолько, что она не могла успешно заниматься?
Финансовые трудности заставляли ее работать 40 часов в неделю и таким
образом ограничивали время для учебы? Или она играла в студенческой
баскетбольной команде, расписание которой заставляло ее пропускать много
занятий и экзаменов? Эти вопросы ясно показывают, что Скиннер возлагал
ответственность за действия человека на обстоятельства окружения, а не на
сферу автономного человека. Для Скиннера окружение - все и объясняет все.
Теория Скиннера, в таком случае, не делает попыток задавать вопросы или
рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается
неприменимым к научному объяснению поведения. Для того чтобы избежать
замечания, что описание есть объяснение, Скиннер утверждал, что
человеческий организм - это "черный ящик", чье содержимое (мотивы,
влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы
эмпирического исследования. Переменные организма ничего не добавляют к
нашему пониманию человеческой деятельности и служат только для того, чтобы
замедлить развитие научного анализа поведения. По Скиннеру, адекватные
толкования можно сделать, не обращаясь к каким-либо иным объяснениям, кроме
тех, что отвечают за функциональные отношения между различными стимулами и
поведенческими реакциями, открыто проявляемыми человеком. Однако Скиннер не
отвергал категорически изучение внутренних явлений или того, что иногда
называют "высшими психическими процессами". Действительно, он полагал, что
психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но
необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надежно и объективно
измерить. Именно этот акцент на объективность характеризует попытку
Скиннера признать законность внутренних состояний и явлений.

Крах физиолого-генетического истолкования.
В отличие от большинства психологов Скиннер не подчеркивал важность
нейрофизиологических или генетических факторов, отвечающих за поведение
человека. Это пренебрежение физиолого-генетическими концепциями поведения
было основано на убеждении, что нельзя экспериментальным путем определить
их влияние на поведение. Скиннер объяснял свое неприятие "физиологизации",
замечая:
"Даже когда можно показать, что какие-то аспекты поведения зависят от
времени рождения, телосложения или генетической конституции, этот факт
можно использовать ограниченно. Он помогает нам предсказать поведение, но
представляет собой малую ценность для экспериментального анализа или
практического применения, потому что таким условием нельзя манипулировать
после того, как человек зачат". Таким образом, Скиннер не отрицал
валидность биолого-генетических элементов поведения, а скорее игнорировал
их, потому что они не поддаются (по крайней мере, в данный момент)
изменению посредством контролируемого воздействия. Более того, он настаивал
на том, что даже если ученые, изучающие мозг, в конце концов, откроют
биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только
бихевиоральный анализ даст самое ясное объяснение действию этих переменных.

Какой должна быть наука о поведении.
Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить,
предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение –
значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения
какой-либо свободной воли или любого другого "сознательного" явления. Люди,
по своей сути, очень сложные, но все же машины. Хотя он и не был первым
психологом, предложившим механистический подход к изучению поведения
(Уотсон пропагандировал отказ от менталистических концепций в 20-е годы),
его формулировка отличалась тем, что он доводил идею до ее логического
конца. По Скиннеру, наука о поведении человека принципиально не отличается
от любой другой естественной науки, основанной на фактах; то есть имеет ту
же цель - предсказать и проконтролировать изучаемое явление (открытое
поведение в данном случае).
Далее Скиннер утверждал, что так как наука развивается от простого к
сложному, логично изучить существа, находящиеся на более низкой ступени
развития, прежде чем изучать самого человека - это позволит психологу легче
раскрывать основные процессы и принципы поведения. Еще одним преимуществом
является то, что в этом случае исследователь сможет осуществлять более
точный контроль над параметрами окружения, в котором находится животное, и
собирать данные в течение более длительного периода времени. Конечно,
проблема в том, сколько данных, полученных при изучении одного вида
(например, крыс), действительно применимо к другим видам (например, к
человеку). Скиннер, однако, выступал за использование видов, стоящих на
более низких ступенях эволюции, в качестве экспериментальных объектов,
полагая вполне очевидной связь между принципами поведения животных и
человека. И действительно, развитие обучающих машин и учебников по
программированию является прямым результатом работы Скиннера с животными в
лаборатории.
От других исследователей Скиннера также отличало и то, что он придавал
особое значение анализу поведения единичных организмов. Он полагал, что их
изучение необходимо, так как все организмы развиваются по одним и тем же
законам. Таким образом, поведение отдельных крыс, голубей или людей может
быть различным, а основные принципы поведения не меняются. Скиннер полагал,
что, изучая одну крысу, одного голубя, одного человека, можно обнаружить и
обобщить основные закономерности, присущие всем организмам.
Такая экспериментальная модель, направленная на исследования одного
субъекта, не требует традиционных статистических методик, которые
большинство студентов-психологов осваивают в ходе обучения. Скиннер
отстаивал мнение, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении
несуществующего усредненного индивида, психологи должны пытаться
предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на
обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом
окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся
результатом законов, применимых к поведению реального индивида. Это то,
говорил Скиннер, что психология как наука о поведении должна иметь своей
целью. Взгляд Скиннера на психологию можно подытожить его заявлением, в
котором он цитирует Павлова: "Управляйте вашими обстоятельствами, и вы
увидите закономерности".
Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал
функциональный анализ поведения организма. Такой анализ устанавливает
точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением
(реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами),
контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас,
быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные
отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся всеобщим
законом науки о поведении. Практической целью является возможность
манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые
позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции
(зависимые переменные). Таким образом, психологи могут работать в рамках
естественной науки и тем не менее открывать законы, относящиеся к поведению
отдельных организмов.

Личность с точки зрения бихевиористского направления.
И так, мы выяснили причины, по которым Скиннер обратился к
экспериментальному подходу для изучения поведения. А как же изучение
личности? Или она совершенно исчезла в скиннеровском бескомпромиссном
подчеркивании функционального, причинно-следственного анализа поведения?
Говоря кратко, ответ на последний вопрос "нет", если принимаются во
внимание установленные научные критерии. Как мы убедились, например,
Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и
направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного
анимизма, доктрины, заранее допускающей существование чего-то похожего на
дух, который изнутри двигает тело. И он не принял бы объяснение, подобное
этому: "Преподобный Джонс и еще 980 членов секты "Народный храм" совершили
самоубийство в джунглях Гайаны, потому что они были эмоционально
неустойчивы".
Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ
характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных
способностей.
В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который
обладает приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] - не
порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических
условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как
таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет
идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и
безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое
присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же
образом.
Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя
нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением
организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой
зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах
интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые
свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека -
только терять время.

РЕСПОНДЕНТНОЕ И ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать
две разновидности поведения: респондентное и оперантное.
Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую
известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Хорошо
знакомые примеры - это сужение или расширение зрачка в ответ на световую
стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию
и дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимоотношение между
стимулом (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка)
невольное и спонтанное, это происходит всегда. Также респондентное
поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную
систему. Однако респондентному поведению можно и научить. Например,
актриса, которая очень потеет и у которой "сосет под ложечкой" от страха
перед выходом на публику, возможно, демонстрирует респондентное поведение.
Для того, чтобы понять, как можно изучать то или другое респондентное
поведение, полезно познакомиться с трудами И. П. Павлова, первого ученого,
чье имя связывают с бихевиоризмом.
Павлов, русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения
открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным.
Он наблюдал, что пища, помещенная в рот голодной собаки, автоматически
вызывает слюноотделение. В таком случае, слюноотделение - это безусловная
реакция или, как Павлов назвал это, безусловный рефлекс (БР). Он вызывается
пищей, которая является безусловным стимулом (БС). Великое открытие Павлова
состояло в том, что если ранее нейтральный стимул многократно объединялся с
БС, то в конце концов нейтральный стимул приобретал способность вызывать БР
и в тех случаях, когда он предъявлялся без БС. Например, если колокольчик
звонит каждый раз непосредственно перед тем, как пища оказывается в пасти
собаки, постепенно у нее начнет выделяться слюна при звуке колокольчика,
даже если пищи нет. Новая реакция (слюноотделение на звук колокольчика)
называется условным рефлексом (УР), а ранее нейтральный, вызывающий ее
стимул (звук колокольчика) получил название условный стимул (УС). На
рисунке можно видеть процесс классического обусловливания.

|Безусловный стимул (БС) | |Безусловная реакция (БР)|
|ПИЩА | | |
| | |СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ |
| | | |
| | | |
| | | |
|Условный стимул (УС) | |Условная реакция (УР) |
|КОЛОКОЛЬЧИК | |СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ |

В более поздних трудах Павлов отмечал, что если он переставал давать
пищу после звука колокольчика, у собаки в конце концов совсем прекращалось
слюноотделение на этот звук. Этот процесс называется угасание и
демонстрирует, что подкрепление (пища) значимо как для приобретения, так и
для сохранения респондентного научения. Павлов также обнаружил, что если
собаке дают длительный отдых в период угасания, то слюноотделение будет
повторяться при звуке колокольчика. Это явление соответственно называется
самопроизвольное восстановление.
Несмотря на то, что вначале Павлов проводил эксперименты на животных,
другие исследователи начали изучать основные процессы классического
обусловливания на людях. Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер
иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании
таких эмоциональных реакций, как страх и тревога. Эти ученые обусловливали
эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика, известного в анналах
психологии под именем "Маленький Альберт". Как и многие дети, Альберт
вначале не боялся живых белых крыс. К тому же его никогда не видели в
состоянии страха или гнева. Методика эксперимента состояла в следующем:
Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его
спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того, как крыса и
звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (УР) -
плач и запрокидывание - наступала, когда ему только показывали животное.
Через пять дней Уотсон и Рейнер показали Альберту другие предметы,
напоминающие крысу тем, что они были белые и пушистые. Было обнаружено, что
реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая
кролика, пальто из котикового меха, маску Деда Мороза и даже волосы
экспериментатора. Большинство из этих обусловленных страхов все еще можно
было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания. К
сожалению, Альберта выписали из больницы (где проводилось исследование) до
того, как Уотсон и Рейнер смогли угасить у ребенка страхи, которые они
обусловили. О "Маленьком Альберте" больше никогда не слышали. Позже многие
резко критиковали авторов за то, что они не убедились в отсутствии у
Альберта стойких болезненных последствий эксперимента. Хотя ретроспективно
этот случай можно назвать жестоким, он действительно поясняет, как подобные
страхи (боязнь незнакомых людей, зубных врачей и докторов) можно приобрести
в процессе классического обусловливания.
Респондентное поведение - это скиннеровская версия павловского, или
классического обусловливания. Он также называл его обусловливание типа С,
чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и
выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и
человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания.
Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо
известными стимулами. Пример для иллюстрации: рассматривая поведение, вы
непосредственно сейчас занимаетесь чтением. Определенно, это не рефлекс, и
стимул, управляющий этим процессом (экзамены и оценки), не предшествует
ему. Наоборот, в основном на ваше поведение чтения воздействуют стимульные
события, которые наступят после него, а именно - его последствия. Так как
этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на
окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его
как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа Р, чтобы
подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.
Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется
событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет
следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять
данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на
фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени - это образцы
оперантной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими
за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для
которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал,
что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как
нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его
появление. Оно происходит спонтанно.
Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность
повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят,
что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в
результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления)
обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом
определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту
реакций, которые непосредственно предшествовали ему.
И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены,
тогда вероятность получить оперант уменьшается. Например, вы скоро
перестанете улыбаться человеку, который в ответ на вашу улыбку всегда
бросает на вас сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается. Скиннер
полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется
негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные
последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение,
устраняющее их. Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь
совсем избегать его. Подобным же образом, если вы паркуете свою машину в
том месте, где есть надпись "Только для президента" и в результате на
ветровом стекле машины находите штрафной талон, вы, несомненно, скоро
прекратите парковаться там.
Для того, чтобы изучать оперантное поведение в лаборатории, Скиннер
придумал на первый взгляд простую процедуру, названную свободным оперантным
методом. Полуголодную крысу поместили в пустую "свободно-оперантную камеру"
(известную как "ящик Скиннера"), где был только рычаг и миска для еды.
Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась,
почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким
узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей
ознакомительной деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая
шарик пищи, автоматически доставляемый в миску под рычагом. Так как реакция
нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее
следует считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть мы не можем
предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можем заставить ее
делать это. Однако, лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, мы можем убедиться,
что реакция нажима рычага приобретет, в конце концов, высокую вероятность в
такой особой ситуации. Это делается при помощи метода, называющегося
научение через кормушку, посредством которого экспериментатор дает шарики
пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Потом можно увидеть, что
крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а
через соответствующий промежуток времени она начнет нажимать рычаг все
быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага постепенно становится
наиболее частой реакцией крысы на условие пищевой депривации. В ситуации
оперантного научения поведение крысы является инструментальным, то есть оно
действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее
идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед
за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его,
и произойдет экспериментальное угасание.
Теперь будет полезно рассмотреть пример ситуации, встречающейся почти
в каждой семье, где есть маленькие дети, а именно - оперантное научение
поведению плача. Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и
немедленная реакция родителей - выразить внимание и дать другие позитивные
подкрепления. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка,
реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может
возникать и тогда, когда боли нет. Хотя большинство родителей утверждают,
что они могут различать плач от расстройства и плач, вызванный желанием
внимания, все же многие родители упорно подкрепляют последний.
Могут ли родители устранить обусловленное поведение плача или ребенку
уготована судьба быть "плаксой" на всю жизнь? сообщает о случае, который
показывает, как обусловленный плач был подавлен у 21-месячного ребенка. Из-
за серьезного заболевания в течение первых 18 месяцев жизни ребенок получал
повышенное внимание от своих обеспокоенных родителей. Фактически, из-за его
крика и плача, когда он ложился спать, кто-то из родителей или тетя, жившая
вместе с этой семьей, оставались в его спальне до тех пор, пока он не
засыпал. Такое ночное бодрствование обычно занимало два-три часа. Оставаясь
в комнате, пока он не засыпал, родители, несомненно, давали позитивное
подкрепление поведению плача у ребенка. Он прекрасно контролировал своих
родителей. Чтобы подавить это неприятное поведение, врачи велели родителям
оставлять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач.
Через семь ночей поведение плача фактически прекратилось. К десятой ночи
ребенок даже улыбался, когда его родители уходили из комнаты, и можно было
слышать его довольный лепет, когда он засыпал. Через неделю, однако,
ребенок сразу начал кричать, когда тетя уложила его в постель и вышла из
комнаты. Она возвратилась и осталась там, пока ребенок не заснул. Этого
одного примера позитивного подкрепления было достаточно, чтобы стало
необходимым во второй раз пройти через весь процесс угасания. К девятой
ночи плач ребенка наконец прекратился, и Уильямс сообщил об отсутствии
рецидивов в течение двух лет.

Режимы подкрепления.
Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение
стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет
тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция
подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.
Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется,
зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления - правило,
устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.
Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда
субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного
подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного
научения, когда организм учится производить правильную реакцию. В
большинстве ситуаций повседневной жизни, однако, это либо неосуществимо,
либо неэкономично для сохранения желаемой реакции, так как подкрепление
поведения бывает не всегда одинаковым и регулярным. В большинстве случаев
социальное поведение человека подкрепляется только иногда. Ребенок плачет
неоднократно, прежде чем добьется внимания матери. Ученый много раз
ошибается, прежде чем приходит к правильному решению трудной проблемы. В
обоих этих примерах неподкрепленные реакции встречаются до тех пор, пока
одна из них не будет подкреплена.
Скиннер тщательно изучал, как режим прерывистого, или частичного,
подкрепления влияет на оперантное поведение. Хотя возможны многие различные
режимы подкрепления, их все можно классифицировать в соответствии с двумя
основными параметрами: 1) подкрепление может иметь место только после того,
как истек определенный или случайный временной интервал с момента
предыдущего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления); 2)
подкрепление может иметь место только после того, как с момента
подкрепления было получено определенное или случайное количество реакций
(режим пропорционального подкрепления). В соответствии с этими двумя
параметрами выделяют четыре основных режима подкрепления.
1. Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС). В данном режиме
организм подкрепляется по наличию заранее определенного или "постоянного"
числа соответствующих реакций. Этот режим является всеобщим в повседневной
жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением. Во
многих сферах занятости сотрудникам платят отчасти или даже исключительно в
соответствии с количеством единиц, которые они производят или продают. В
промышленности эта система известна как плата за единицу продукции. Режим
ПС обычно устанавливает чрезвычайно высокий оперантный уровень, так как чем
чаще организм реагирует, тем большее подкрепление он получает.
2. Режим подкрепления с постоянным интервалом (ПИ). В режиме
подкрепления с постоянным интервалом организм подкрепляется после того, как
твердо установленный или "постоянный" временной интервал проходит с момента
предыдущего подкрепления. На уровне человека режим ПИ действителен при
выплате зарплаты за работу, выполненную за час, неделю или месяц. Подобно
этому, еженедельная выдача денег ребенку на карманные расходы образует ПИ
форму подкрепления. Университеты обычно работают в соответствии с временным
режимом ПИ. Экзамены устанавливаются на регулярной основе и отчеты об
академической успеваемости издаются в установленные сроки. Любопытно, что
режим ПИ дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено
подкрепление - феномен, названный паузой после подкрепления. Это
показательно для студентов, испытывающих трудности при обучении в середине
семестра (предполагается, что они сдали экзамен хорошо), так как следующий
экзамен будет еще нескоро. Они буквально делают перерыв в обучении.
3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС). В этом режиме
организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного
числа реакций. Возможно, наиболее драматической иллюстрацией поведения
человека, находящегося под контролем режима ВС, является захватывающая
азартная игра. Рассмотрим действия человека, играющего в игральный автомат,
где нужно опускать монетку или специальной рукояткой вытягивать приз. Эти
аппараты запрограммированы таким образом, что подкрепление (деньги)
распределяется в соответствии с числом попыток, за которые человек платит,
чтобы управлять рукояткой. Однако выигрыш непредсказуем, непостоянен и
редко позволяет получать свыше того, что вложил игрок. Это объясняет тот
факт, почему владельцы казино получают значительно больше подкреплений, чем
их постоянные клиенты. Далее, угасание поведения, приобретенного в
соответствии с режимом ВС, происходит очень медленно, так как организм
точно не знает, когда будет следующее подкрепление. Таким образом, игрок
принуждается опускать монеты в прорезь автомата, несмотря на ничтожный
выигрыш (или даже проигрыш), в полной уверенности, что в следующий раз он
"сорвет куш". Такая настойчивость типична для поведения, вызванного режимом
ВС.
4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (ВИ). В этом режиме
организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный
временной интервал. Подобно режиму ПИ, подкрепление при этом условии
зависит от времени. Однако время между подкреплениями по режиму ВИ
варьирует вокруг какой-то средней величины, а не является точно
установленным. Как правило, скорость реагирования при режиме ВИ является
прямой функцией примененной длины интервала: короткие интервалы порождают
высокую скорость, а длинные интервалы порождают низкую скорость. Также при
подкреплении в режиме ВИ организм стремится установить постоянную скорость
реагирования, и при отсутствии подкрепления реакции угасают медленно. В
конечном итоге, организм не может точно предвидеть, когда будет следующее
подкрепление.
В повседневной жизни режим ВИ нечасто встречается, хотя несколько его
вариантов можно наблюдать. Родитель, например, может хвалить поведение
ребенка довольно произвольно, рассчитывая, что ребенок будет продолжать
вести себя соответствующим образом и в неподкрепленные интервалы времени.
Подобно этому, профессора, которые дают "неожиданные" контрольные работы,
частота которых варьирует от одной в три дня до одной в три недели, в
среднем одна в две недели, используют режим ВИ. При этих условиях от
студентов можно ожидать сохранения относительно высокого уровня прилежания,
так как они никогда не знают, в какой момент будет следующая контрольная
работа.
Как правило, режим ВИ порождает более высокую скорость реагирования и
большую сопротивляемость угасанию, чем режим ПИ.

Условное подкрепление.
Теоретики, занимающиеся научением, признавали два типа подкрепления -
первичное и вторичное. Первичное подкрепление - это любое событие или
объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Таким образом,
они не требуют предварительной ассоциации с другими подкреплениями, чтобы
удовлетворить биологическую потребность. Первичные подкрепляющие стимулы
для людей - это пища, вода, физический комфорт и секс. Их ценностное
значение для организма не зависит от научения. Вторичное, или условное
подкрепление, с другой стороны, - это любое событие или объект, которые
приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной
ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом
организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей
являются деньги, внимание, привязанности и хорошие оценки.
Небольшое изменение в стандартной процедуре оперантного научения
демонстрирует, как нейтральный стимул может приобрести подкрепляющую силу
для поведения. Когда крыса научилась нажимать на рычаг в "ящике Скиннера",
сразу же ввели звуковой сигнал (сразу после осуществления реакции), за
которым следовал шарик еды. В этом случае звук действует как различительный
стимул (то есть животное учится реагировать только при наличии звукового
сигнала, так как он сообщает о пищевом вознаграждении). После того, как эта
специфическая оперантная реакция устанавливается, начинается угасание:
когда крыса нажимает на рычаг, не появляются ни пища, ни звуковой сигнал.
Через какое-то время крыса перестает нажимать на рычаг. Затем звуковой
сигнал повторяется каждый раз, когда животное нажимает на рычаг, но шарик
пищи не появляется. Несмотря на отсутствие первоначального подкрепляющего
стимула, животное понимает, что нажатие на рычаг вызывает звуковой сигнал,
поэтому оно продолжает настойчиво реагировать, тем самым ослабляя угасание.
Другими словами, установленная скорость нажатия на рычаг отражает тот факт,
что звуковой сигнал теперь действует как условный подкрепляющий фактор.
Точная скорость реагирования зависит от силы звукового сигнала как
условного подкрепляющего стимула (то есть от числа случаев, когда звуковой
сигнал ассоциировался с первичным подкрепляющим стимулом, пищей, в процессе
научения). Скиннер доказывал, что фактически любой нейтральный стимул может
стать подкрепляющим, если он ассоциируется с другими стимулами, ранее
имевшими подкрепляющие свойства. Таким образом, феномен условного
подкрепления в значительной степени увеличивает сферу возможного
оперантного научения, особенно если это касается социального поведения
человека. Иначе говоря, если бы все, чему мы научились, было
пропорционально первичному подкреплению, то возможности для научения были
бы очень ограничены, и деятельность человека не была бы столь разнообразна.
Характерным для условного подкрепления является то, что оно
генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным
подкреплением. Деньги - особенно показательный пример. Очевидно, что деньги
не могут удовлетворить какое-либо из наших первичных влечений. Все же
благодаря системе культурного обмена деньги являются мощным и сильным
фактором для получения множества удовольствий. Например, деньги позволяют
нам иметь модную одежду, яркие машины, медицинскую помощь и образование.
Иные виды генерализованных условных подкрепляющих стимулов - это лесть,
похвала, привязанности и подчинение себе других. Эти так называемые
социальные подкрепляющие стимулы (включающие в себя поведение других людей)
часто действуют очень сложно и едва уловимо, но они существенны для нашего
поведения в разнообразных ситуациях. Внимание - простой случай. Все знают,
что ребенок может получить внимание, когда притворяется больным или плохо
себя ведет. Часто дети назойливы, задают нелепые вопросы, вмешиваются в
разговор взрослых, рисуются, поддразнивают младших сестер или братьев и
мочатся в постель - и все это для привлечения внимания. Внимание значимого
другого - родителей, учителя, возлюбленного - особенно эффективный
генерализованный условный стимул, который может содействовать ярко
выраженному поведению привлечения внимания.
Еще более сильный генерализованный условный стимул - это социальное
одобрение. Например, многие люди проводят массу времени, прихорашиваясь
перед зеркалом, в надежде получить одобряющий взгляд супруга или любовника.
И женская, и мужская мода - это предмет одобрения, и она существует до тех
пор, пока есть социальное одобрение. Студенты высшей школы соревнуются за
место в университетской легкоатлетической команде или участвуют в
мероприятиях вне учебного плана (драма, диспут, школьный ежегодник) для
того, чтобы получить одобрение родителей, сверстников и соседей. Хорошие
отметки в колледже - тоже позитивный подкрепляющий стимул, потому что ранее
за это получали похвалу и одобрение родителей. Будучи мощным условным
подкрепляющим стимулом, удовлетворительные оценки также способствуют
поощрению учения и достижению более высокой академической успеваемости.
Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в
контроле поведения человека. Он также отмечал, что каждый человек проходит
уникальную науку научения, и вряд ли всеми людьми управляют одни и те же
подкрепляющие стимулы. Например, для кого-то очень сильным подкрепляющим
стимулом является успех в качестве антрепренера; для других важно выражение
нежности; а иные находят подкрепляющий стимул в спорте, академических или
музыкальных занятиях. Возможные вариации в поведении, поддержанные
условными подкрепляю

Новинки рефератов ::

Реферат: Моделирование процессов ионной имплантации (Химия)


Реферат: Одаренные дети (Педагогика)


Реферат: Множественность преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: МТС - инновации в сфере мобильной связи (Менеджмент)


Реферат: Глобальная история Вселенной (физика) (Физика)


Реферат: Средства и методы пожаротушения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Український мандрівний філософ Г. Сковорода (Философия)


Реферат: Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» (Педагогика)


Реферат: Аттестация государственных и муниципальных служащих (Государство и право)


Реферат: Титан (Химия)


Реферат: Финансовый менеджмент и ПК (Финансы)


Реферат: Россия в период буржуазно-демократических революций (История)


Реферат: Суспільна свідомість та її структура (Философия)


Реферат: Тестирование как метод педагогического контроля (Педагогика)


Реферат: Пятигорск, Парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова (историческая справка) (Культурология)


Реферат: Аудит процесса реализации в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие ипотечного кредитования в России (Деньги и кредит)


Реферат: Колеса и шины (Транспорт)


Реферат: Открытые и закрытые акционерные общества (Гражданское право и процесс)


Реферат: Исламизация Чечни в XX в (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист