GeoSELECT.ru



Банковское дело / Реферат: Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки в филиале коммерческого банка (Банковское дело)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки в филиале коммерческого банка (Банковское дело)



2. Характеристика деятельности заемщика

2.1. Общая характеристика предприятия

Объектом исследования кредитоспособности заемщика является ОАО «Баян-
Сулу»
АООТ «Баян – Сулу» было создано в соответствии с Указом Президента
Республики Казахстан от 05 марта 1993 года № 1136 «Об организационных мерах
по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» на
базе Кустанайской кондитерской фабрики, введенной в действие в декабре 1974
года с проектной мощностью 24.560 тонн кондитерских изделий в год. Компания
была зарегистрирована Кустанайской городской администрацией 30 сентября
1993 года (свидетельство о регистрации № 1305). 12 июля 1996 года была
произведена перерегистрация АООТ «Баян – Сулу» управлением юстиции по
Костанайской области под № 84-1937-АО.
В соответствии с новой редакцией Устава, утвержденного Общим собранием
акционеров 10 декабря и зарегистрированного в Управлении юстиции
Костанайской области 25 декабря 1998 года, компания перерегистрирована как
открытое акционерное общество (до перерегистрации – акционерное общество
открытого типа). С 25 декабря краткое наименование – ОАО «Баян – Сулу».
Основным видом деятельности компании является производство
кондитерских изделий. В ассортимент выпускаемой продукции входят: конфеты
глазированные шоколадной или жировой глазурью и неглазированные, карамель,
шоколад, зефир, мармелад, печенье, вафли, торты. С 1997 года освоен выпуск
восточных сладостей и макаронных изделий. Всего вырабатывается свыше 130
наименований кондитерских изделий. Кроме того, компания полностью
обеспечивает собственные потребности в этикеточной продукции, производя на
современном полиграфическом оборудовании широкий спектр полиграфической
продукции: этикеточную, коробочную и пленочную упаковку.
Вся продукция, выпускаемая на ОАО «Баян – Сулу», сертифицирована на
серийное производство, и каждая партия отгружаемой продукции сопровождается
при отгрузке сертификатом соответствия, который выдается Костанайским
Центром по стандартизации, метрологии и сертификации. Качество выпускаемой
продукции контролируется Костанайским ЦСМС непосредственно на предприятии.
Продукция компании реализуется на территории республики через
официального дилера – АОЗТ «Апогей». Конкурентами на территории Казахстана
являются кондитерские фабрики городов Актюбинска, Караганды, Уральска,
Шымкента, Алматы. Основные из них – Алматинская и Карагандинская. Вкусовые
качества продукции, ее оформление и достаточно низкие цены делают ее
конкурентоспособной, что подтверждается дипломами международной
универсальной выставки-ярмарки «Уральская масленица» (г. Челябинск),
международной выставки «ФООД ЭКСПО Казахстан» (г. Алматы), международной
ярмарки «Каркара» (г. Алматы).
Около 80 процентов сырья поступает от зарубежных поставщиков, с
которыми установлены прочные партнерские взаимоотношения, в их числе: фирма
«ФСК» (Германия), фирма «Континафт» (Голландия), ГПК «Ефремовский»
(Россия), фирма «ЮПМ» (Финляндия), АО «ГОТЕК» (Россия), АО «Милена»
(Россия), АО «Антор» (Украина). Муку, масло растительное и сливочное, изюм,
парафин, пюре предприятие получает от казахстанских поставщиков. На все
применяемое в производстве сырье и вспомогательные материалы также имеются
сертификаты соответствия. Положительным моментом в деятельности предприятия
является учреждение в июле 1996 года на его территории режим свободного
таможенного склада, согласно условиям действия, которого отменены
таможенные пошлины на ввозимые товары из стран вне Таможенного союза.
Для обеспечения автоматического учета производства конкурентоспособной
продукции и ее реализации, идентификации товаропроизводителя в рамках
Международной Системы товарной нумерации, а также создания условий для
внешнеэкономической деятельности, ОАО «Баян – Сулу» 24 января 1997 года
вступило в Ассоциацию предметной нумерации ЕАN Казахстан. На всю
выпускаемую продукцию имеются штриховые коды, которые наносятся на
потребительскую и транспортную упаковку. Согласно Закону Республики
Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест
происхождения товаров» Национальным Патентным ведомством Республики
Казахстан компании выдано свидетельство на товарный знак № 532 от 15
августа 1994 года, который действителен до 03.06.2003 года.
В 1998 году объем производства в сравнении с 1997 годом снизился на 1
790 тонн и составил 9 057 тонн (83,5 процентов к 1997 году), что явилось
следствием влияния российского кризиса, в результате которого основной
рынок сбыта продукции ОАО «Баян – Сулу» (Костанай и Костанайская обл.)
наполнялся дешевыми кондитерскими изделиями российского производства. В то
же время снизилась платежеспособность населения. Под влиянием этих факторов
резко сократился объем продаж, что привело к снижению объемов производства.
В связи со значительным ростом цен на сырье и материалы, доля которых в
производственных затратах составляет 63 процентов, в 1998 году затраты на 1
тонну реализованной продукции возросли на 5,9 процента, несмотря на
значительное снижение затрат на реализацию (39,5 процентов на 1 тонну).
Компания недополучила в течение года порядка 23 млн. тенге, в результате
чего уменьшился источник собственных средств направляемых на развитие
производства.
Снижение объемов производства повлекло сокращение численности штата
компании в 1998 году на 62 человека и в январе 1999 года – еще на 132
человека. Списочная численность работников на конец 2002 года составила
865 человек (рабочие - 769, человек, служащие - 95 человек), среднемесячная
заработная плата - 17 319 тенге (в 2001 году -15 936 тенге).
Основной стратегической линией компании является замена за счет
банковских кредитов «БанкАпогей», а затем «АТФ Банка» устаревшего
технологического оборудования новым и современным, соответствующим мировым
стандартам, что обеспечивает повышение качества и расширение ассортимента
выпускаемой продукции, а также значительный рост объемов производства: 1995-
96 год– 173.4 процента, 1996-97 год – 119.2 процента. В результате
приобретения и эксплуатации нового печатного оборудования английской фирмы
“EDALE”, использования финской бумаги, германских красок, нового дизайна с
применением компьютерной графики, изменился внешний художественный вид
продукции, что сделало ее более привлекательной для потребителей.
В 1998 году за счет собственных и заемных средств, а также инвестиций
акционеров приобретено и установлено итальянское оборудование общей
стоимостью 60,2 млн. тенге. Согласно плану развития на 1999 год объем
производства составит 7 тыс. тонн кондитерских изделий в год на сумму 862
млн. тенге., затраты на производство ( 821 млн. или 0,95 тенге на 1 тенге
продукции. Планируемая сумма дохода при средней рентабельности 5 процентов
– 41 млн. тенге. В рамках развития производства планируется освоение новой
итальянской карамельной линии фирмы «GRATTAROLA&CERIANI S.p.A»
производительностью до 1 тыс. тонн карамели в год. В планах компании на
период с 1999 по 2003 годы намечена модернизация шоколадной линии по
предложению фирмы «БИНДЛЕР» (Германия), модернизация линии по производству
продукции в бисквитном цехе, приобретение и ввод в эксплуатацию линии по
производству мармелада и полосатой карамели фирмы «ОТТО ХЕНЗЕЛ» (Германия),
линии по производству шоколада фирмы «КАРЛЕ И МОНТАРИ» (Италия). Кроме
того, планируется работа по пересмотру ранее внедренных Комплексных систем
повышения эффективности производства и качества выпускаемой продукции.
В 1999 году объем производства кондитерских изделий в сравнении с 1998
годом снизился на 2 387 тонны и составил 6 670 тонн против 9 057 тонн (73,6
процентов к 1998 году). Отгружено продукции потребителям 6 839 тонн или
77,4 процента от уровня 1998 года (8 829 тонн). Снижение объема
производства в 1999 году также явилось следствием российского кризиса 1998
года. Несмотря на существующие трудности в 1999 году компания своевременно
уплачивала налоги, выплачивала заработную плату, расширяла ассортимент
продукции. В основные средства было инвестировано 13,8 млн. тенге (в 1998
году – 74,9 млн. тенге). В целях снижения себестоимости продукции, в
частности, из-за высокой стоимости энергоресурсов (горячая вода, пар) в
1999 году начато строительство собственной котельной (из 12,0 млн. тенге по
проекту освоено 4,8 млн. тенге), начата эксплуатация новой итальянской
линии по производству карамели и двух заверточных автоматов, которые
позволили выпускать карамель новой конфигурации с новыми разнообразными
начинками.
Невыполненных обязательств по договорам компания не имеет.
Административные и экономические санкции органами государственного
управления не налагались. На выпущенную и отгруженную потребителям
продукцию не поступило ни одной рекламации.
Согласно отчета о деятельности Общества за 2000 год объем производства
кондитерских изделий составил 7 416 тонн на сумму 1 065 844 тыс. тенге в
действующих ценах, что составляет 111,2 процента от объема 1999 года. В
течение года проводилась работа по обновлению и расширению ассортимента
выпускаемой продукции. Было разработано и внедрено в производство 10 новых
видов продукции. В 2000 году продолжалась работа по укреплению материально-
технической базы предприятия. Так, для дальнейшего развития
полиграфического производства был приобретен и внедрен в производство
штанцевальный автомат “Кама-TS-102”, стоимостью 24,4 млн. тенге, в
результате чего возросли возможности по выпуску картонной упаковки. В
настоящее время из 24-х наименований коробочной упаковки - 23 собственного
производства.
В июне 2000 года введена в действие собственная котельная, мощностью
16 т пара/час стоимостью 27,8 млн. тенге.
Производственный потенциал предприятия за год увеличился на 17,2
процента и составил 537,5 млн. тенге.
В течение года было получено краткосрочных кредитов - 118 060 тыс.
тенге, остаток 34 600 тыс. тенге. Валовый доход за 2000 год составил 143
992 тыс. тенге или 19,87 тыс. тенге с 1 тонны готовой продукции, что выше
1999 года на 23 443 тыс. тенге и 2,26 тыс. тенге соответственно.
Рентабельность 15,6 процента против 15,1 процентов в 1999 году.
В 2001 году произведено 8 602 тонны кондитерских изделий на сумму 1
351,6 млн. тенге в действующих ценах (на 1 236,3 млн. тенге в сопоставимых
ценах). В физическом выражении объем производства вырос на 1 186 тонн или
на 16,0 процентов к 2000 году, в действующих ценах - на 285,8 млн. тенге (в
сопоставимых - на 236,1 млн. тенге). Отгружено продукции потребителям 6 634
тонны на сумму 1 316,8 млн. тенге, что на 1 389 тонн или 19,2 процента
превышает уровень 2000 года, внедрено 5 видов новой продукции. В течение
2001 года в целях повышения эффективности производства в конфетно-
шоколадном цехе были установлены дополнительно 4 заверточных автомата EY-4
для глазированной карамели, приобретены и установлены электронные весы в
количестве двух штук, проведена реконструкция охлаждающего конвейера
бисквитного цеха, установлено 2 автомата EL-Y и 4 автомата EV-4 на новую
линию «Супер-Рояль» в карамельном цехе, а также осуществлена замена и
реконструкция другого изношенного оборудования.
Помимо этого в целях повышения надежности электроснабжения
производства проведены проектно-изыскательские работы и начато
строительство воздушно-кабельной линии ВП-10кВ общей стоимостью 7 070 тыс.
тенге, из которых в 2001 году освоено 2 360 тыс. тенге.
Всего в 2001 году инвестировано в основной капитал 3,5 млн. тенге,
привлечено краткосрочных кредитов на сумму 44,5 млн. тенге, погашено
долгосрочных кредитов на сумму 7,6 млн. тенге, краткосрочных - на сумму
37,6 млн. тенге. Валовый доход по отгруженной продукции составил 200,0 млн.
тенге, доход от обычной деятельности - 94,7 млн. тенге (2000 год - 55,5
млн. тенге), нераспределенный чистый доход - 36,6 млн. тенге,
рентабельность - 17,2 процента (15,6 процента в 2000 году).
14 августа 2002 года состоялось внеочередное общее собрание
акционеров, на котором акционеры ОАО "Баян-Сулу" приняли решение о
реорганизации ОАО «Баян-Сулу» путем присоединения к нему ЗАО «Кедр-Кост»
(Костанай). Решение о присоединение ЗАО «Кедр-Кост», деятельность которого
аналогична деятельности компании, принято в целях развития бизнеса.
Согласно представленным на KASE документам присоединение производится путем
включения имущества ЗАО «Кедр-Кост» (балансовая стоимость имущества
составляет 77,1 млн. тенге) в имущество ОАО «Баян-Сулу». При этом ЗАО «Кедр-
Кост» прекращает свою деятельность, а ОАО «Баян-Сулу» становится полным
правопреемником его прав и обязанностей.
В течение 2002 года компанией произведено 10,4 тыс. тонн кондитерских
изделий на сумму 1,6 млрд. тенге в действующих ценах (прирост на 288,8 млн.
тенге в сопоставимых ценах). В физическом выражении объем производства
вырос на 1,8 тыс. тонн или на 21,4 процента к 2001 году. Отгружено
продукции потребителям 10,4 тыс. тонн на сумму 1,7 млрд. тенге или 121,0
процент от уровня 2001 года, внедрено 7 видов новой продукции.
В течение 2002 года проводились работы по реконструкции и модернизации
производства, направленные на укрепление материально-технической базы
компании, улучшение качества продукции, экономию материальных ресурсов и
улучшение условий и безопасности труда. В частности ввод в эксплуатацию
воздушной кабельной линии 10 кВ позволил снизить стоимость электроэнергии с
4,5 тенге до 2,28 тенге за один кВт, что привело к экономии 5,6 млн. тенге
в течение сентября-декабря 2002 года и позволило полностью окупить затраты.
Всего за 2002 год инвестировано в основной капитал 27,8 млн. тенге,
привлечено долгосрочных кредитов для приобретения оборудования (линии по
производству шоколада) на сумму 15,1 млн. тенге, краткосрочных кредитов -
на сумму 217,4 млн. тенге (на пополнение оборотных средств), погашено
долгосрочных кредитов на сумму 8,0 млн. тенге, краткосрочных - на сумму
167,3 млн. тенге.
По итогам 2002 года собственный капитал компании вырос на 19,6 млн.
тенге в результате увеличения итоговой суммы нераспределенного дохода на
17,2 млн. и резервного капитала - на 3,0 млн. при уменьшении
дополнительного неоплаченного капитала на 525,0 тыс.; активы уменьшились на
6,9 млн. тенге, из них: финансовые инвестиции - на 45,7 млн., дебиторская
задолженность - на 8,0 млн. тенге и прочие активы - на 4,3 млн., что
частично перекрывалось увеличением товарно-материальных запасов на 51,1
млн.; обязательства сократились на 26,6 млн. тенге, что обусловлено
снижением кредиторской задолженности на 83,8 млн. при увеличении объема
привлеченных кредитов на 57,2 млн.; объем продаж вырос на 348,4 млн. тенге;
себестоимость продаж повысилась на 303,0 млн. тенге; расходы периода
увеличились на 18,9 млн. тенге. Чистый доход, полученный ОАО «Баян-Сулу» за
2002 год, в сравнении с 2001 годом снизился на 3,4 млн. тенге.
Основные показатели деятельности представлены в следующей таблице:
Таблица 1
Основные финансово-экономические показатели ОАО «Баян-Сулу»
(тыс. тн)
|Показатели |31.12.00 |31.12.01 |31.12.02 |Изменения |
| | | | |(%) |
|Собственный капитал |575833 |608180 |627817 |9,03 |
|Собственный |220170 |290299 |363648 |65,17 |
|оборотный капитал | | | | |
|Объем реализованной |1063347 |1360820 |1709260 |60,74 |
|продукции и | | | | |
|оказанных услуг | | | | |
|Дебиторская |290905 |377505 |369480 |8,13 |
|задолженность | | | | |
|Кредиторская |277125 |287134 |203331 |-26,62 |
|задолженность | | | | |
|Прибыль |47392 |56776 |67865 |43,20 |
|Балансовая стоимость|156,14 |166,19 |171,55 |9,87 |
|1 акции, тенге | | | | |


Из таблицы видно, что собственный капитал увеличился на 9,03 процента
за счет увеличения нераспределенного дохода, собственный оборотный капитал
увеличился на 65,17 процента.
За отчетный период по сравнению с базисным выручка объем реализованной
продукции и оказанных услуг также увеличился на 60,74 процента, дебиторская
задолженность увеличилась незначительно, на 8,13 процента. Кредиторская
задолженность сократилась на 26,62 процента, в основном за счет
сокращения такой статьи баланса как счета и веселя к оплате на 26020 тыс.
тн..
В 2003 году ОАО «Баян-Сулу» планирует:
( произвести и отгрузить 11,0 тыс. тонн кондитерских изделий на сумму
1,8 млрд. тенге;
( получить доход от основной деятельности в размере 108,0 млн. тенге;
( получить чистый доход в сумме 75,6 млн. тенге (111,3 процентов к
2002 году) и использовать его следующим образом: 75 процентов направить на
развитие производства и оплату труда, 20 процентов - на выплату дивидендов,
5 процентов - на пополнение резервного капитала;
( приобрести и ввести в эксплуатацию технологическое оборудование
линии по производству плиточного шоколада с начинкой и без нее мощностью
420-500 кг/час или 900 тонн в год стоимостью 252,5 тыс. евро.

2.2. Акции и акционеры предприятия

На 01 января 2003 года составлял объявленный уставный капитал ОАО
«Баян-Сулу» составлял 1 000 000 050 тенге, оплаченный –553 171 800 тенге.
Не размещено было 515 968 простых именных акций на сумму 180 275 250,00
тенге. Согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам акционерных обществ»
от 10 июля 1998 года ОАО «Баян – Сулу» обязано представлять НКЦБ отчет об
итогах выпуска и размещения ценных бумаг по истечении каждых 6 месяцев.
Всего зарегистрировано четыре эмиссии ценных бумаг компании, три из которых
состояли как из простых, так и из привилегированных акций. В связи с
необходимостью приведения всех акций к единому номиналу, 27 апреля 1998
года Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам были
аннулированы предыдущие три выпуска акций и зарегистрирована новая –
четвертая эмиссия, включающая в себя 4 203 780 штук простых именных акций
(KZ1C24120012) на общую сумму 630 567 000 тенге. Номинальная стоимость
каждой акции – 150,00 тенге. Форма выпуска – бездокументарная. Эмиссия
внесена в Государственный реестр под номером А2412-3. До 23 июля 2002 года
реестр акционеров ОАО «Баян – Сулу» вел независимый регистратор ТОО «ФПФ
«АДК-про» (г. Костанай, лицензия НКЦБ от 06 января 1997 года № 12050008),
начиная с указанной даты функции по ведению реестра держателей акций
компании возложены на ЗАО «Регистраторская система ценных бумаг» (Алматы,
лицензия Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам на
осуществление деятельности по ведению реестра держателей ценных бумаг от 04
сентября 2000 года № 0406200147).
На внеочередном Общем собрании акционеров, которое состоялось 10
декабря 2000 года принято решение увеличить размер Уставного капитала
компании до 1 млрд. тенге. Согласно Уставу компании, одна простая акция
предоставляет на Общем собрании акционеров один голос. Размер дивиденда
утверждается Общим собранием акционеров по итогам финансового года по
предложению Президента. По результатам деятельности компании в 1995-1997
годах выплачено дивидендов по привилегированным акциям (по Уставу не менее
25 процентов от номинальной стоимости) на общую сумму 3,9 млн. тенге, в том
числе по итогам 1997 года – 2,6 млн. тенге. По простым акциям дивиденды не
начислялись, прибыль направлялась на развитие производства. Дивиденды за
1998-1999 годы не начислялись и не выплачивались. За 2000 год
нераспределенный доход Общества в размере 9 986 тыс. тенге направлен на
пополнение резервного капитала. Дивиденды по итогам работы за 2000 год в
виду отсутствия источника не начислялись. По итогам 2001 года на выплату
дивидендов направлено 12 000 тыс. тенге, подоходный налог (15 процентов) у
источника выплаты составил 1 800 тыс. тенге. Сумма дивидендов к выплате –10
200 тыс. тенге. По причине отсутствия платежных реквизитов акционеров в
настоящее время не выплачено 336 тыс. тенге из суммы дивидендов за 2001
год. 14 апреля 2003 года состоялось годовое общее собрание акционеров, на
котором было принято решение распределить чистый доход за 2002 год в сумме
33,2 млн. тенге следующим образом: 14,0 млн. направить на выплату
дивидендов по простым акциям (20 процентов от чистого дохода), 3,5 млн. -
на пополнение резервного капитала (5 процентов), 15,7 млн. -
нераспределенный чистый доход. Размер дивидендов на одну простую акцию
установлен в сумме 3,82 тенге (без учета подоходного налога по ставке 15
процентов) исходя из суммы чистого дохода, направленного на выплату
дивидендов (14,0 млн. тенге).
Простые именные акции ОАО «Баян – Сулу» включены в торговые списки
KASE категории «В» 12 августа 1998 года (торговый код - BSUL), первые торги
состоялись 25 августа 1998 года. С момента начала торгов в секторе купли-
продажи по простым акциям ОАО «Баян-Сулу» на торговой площадке KASE было
заключено 6 сделок на общую сумму $329 543,72 (мин. цена с начала торгов -
51,34 тенге за акцию, макс. цена - 25 446,00 тенге за акцию). Последняя
цена простых акций в торговой системе зафиксирована на уровне 100,00 тенге.
Исходя из этих параметров, рыночная капитализация компании оценивается
в 368,8 млн. тенге.
После регистрации в 1993 году акционерного общества с Уставным
капиталом 6 800 тыс. тенге, госпакет акций в размере 90 процентов уставного
капитала на сумму 6 120 тыс. тенге в количестве 61 200 штук простых именных
акций номинальной стоимостью 100 тенге принадлежал Кустанайскому
территориальному комитету по госимуществу.
Трудовому коллективу было передано безвозмездно 10 процентов Уставного
капитала на сумму 680 тыс. тенге в количестве 68 000 штук привилегированных
именных акций номинальной стоимостью 10 тенге. В результате купонных и
денежных аукционов 51 процентов государственного пакета акций был
реализован инвестиционным фондам и другим юридическим лицам, а оставшиеся
39 процентов согласно Договору купли-продажи № 49 от 24 мая 1996 года
куплены ТОО «Апогей».
Согласно выписке из реестра акционеров на 01 января 2003 года у
компании было 1158 акционеров. Список лиц владеющей долей превышающей 5
процентов от уставного капитала представлен в следующей таблице:

Таблица 2
Список акционеров ОАО «Баян-Сулу»

|Акционер или номинальный держатель, |Количество простых |Доля в |
|местонахождение |акций, шт. |оплаченном |
| | |уставном |
| | |капитале, % |
|ЗАО «АПОГЕЙ» (Костанай, Казахстан) |1 345 843 |39,10 |
|Фирма «FLEMINGTON GROUP Ltd» (Сан |577 305 |15,65 |
|Франциско, США) | | |
|Физическое лицо (Костанай) |300 139 |8,14 |
|Физическое лицо (Костанай) |300 139 |8,14 |


Юридический адрес: Республика Казахстан, город Костанай, улица
Бородина, 198; телефон: 56-25-41, 56-29-52, факс 55-99-75. Основной вид
деятельности: производство и реализация кондитерских изделий. Вид
собственности: частная. Предприятие также имеет лицензии на следующие виды
деятельности:
( Таможенного Комитета Республики Казахстан на предоставление права
учреждения свободного склада;
( Транспортной инспекции Республики Казахстан на право занятия
коммерческой деятельностью по перевозки грузов и пассажиров на
автомобильном транспорте;
( отдела торговли и АПК аппарата Акима города Костаная на деятельность
пункта общественного питания.
Производство кондитерских изделий не лицензируется, так как является
основным видом деятельности предприятия.





Реферат на тему: Кредитоспособность ссудозаёмщика и методы её определения

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция
Дисциплина: Финансы, денежное обращение и кредит
Тема контрольной работы: Кредитоспособность ссудозаёмщика и методы её
определения



Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович
Курс: 3. Семестр: 6.



Дата сдачи: _____________________
Ф.И.О. преподавателя: Цамутали О.А.
Оценка: _________________________ Подпись:
_________________________
Дата проверки: __________________
План

1. Введение
2. Понятие и показатели кредитоспособности
3. Информационное обеспечение
3.1. Внешние источники информации
3.2. Источники сведений, необходимых для расчета показателей
кредитоспособности
4. Оценка кредитоспособности предприятий, используемая российскими
банками
4.1. Анализ данных о заемщике
4.2. Анализ бухгалтерского баланса
4.3. Ограничения при данном методе анализа
5. Показатели кредитоспособности, используемые зарубежными коммерческими
банками
5.1. Показатели кредитоспособности, используемые американскими
банками.
5.2.Оценка кредитоспособности французскими коммерческими банками.
6. Методика определения класса кредитоспособности заемщика.
7. Показатели платежеспособности, используемые российскими банками .
8. Показатели, необходимые для партнеров предприятия по договорным
отношениям.
9. Заключение.

1. Введение

Задачи коренного улучшения функционирования кредитного механизма
выдвигают на первый план необходимость обоснования и использования
экономических методов управления кредитом и банками, ориентированных на
соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить
неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства
кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный и
полный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности
использования материальных и денежных ресурсов.
Вопрос о границах кредита довольно основательно разработан. Их не
следует трактовать буквально как количественно точно определенную величину.
В теоретическом плане главное заключается в выяснении факторов, формирующих
потребность и возможность кредитования в изменяющихся условиях.
Одновременно с понятием "границы кредита" существует понятие "границы
использования кредита" как предел кредитования, устанавливаемый в виде
конкретных показателей применительно к субъектам кредитных отношений или
видам ссуд. Границы кредитования могут устанавливаться на уровне
макроэкономики в виде конкретных пропорций (например, между объемом
кредитов и совокупного общественного продукта), достижение которых
обеспечивается через систему мер экономического воздействия. В частности,
путем организации кредитования с учетом кредитоспособности предприятий и
объединений, соблюдения ликвидности банков, ограничения разовой выдачи
ссуды одному заемщику. Ориентация кредитного механизма на
кредитоспособность заемщиков означает, по существу, организацию
кредитования с учетом его экономических границ.
Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и
организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом
зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении
ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения
кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать
кредитование с учетом границ использования кредита.
Цель данной контрольной работы - раскрыть понятие кредитоспособности и
платежеспособности, а также показать сущность анализа данной экономической
категории.

2. Понятие и показатели кредитоспособности

В советской экономической литературе практически отсутствовало понятие
"кредитоспособность". Такое положение объяснялось ограничением
использования товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а
так же тем, что для кредитных отношений, которые преимущественно
развивались в форме прямого банковского кредита, были характерны не
экономические, а административные методы управления, отличающиеся высокой
степенью централизации права принятия окончательных решений. Это исключало
необходимость оценки кредитоспособности заемщиков при решении вопросов о
выдаче ссуд. Кроме того, структурные сдвиги в финансовом положении
предприятий, вызванные чрезмерными темпами индустриализации, привели к
тому, что большинство предприятий в конце 20-х годов оказались
некредитоспособными. Длительное время кредитный механизм ориентировался на
кредитоемкость предприятий, что отражало общий уровень развития кредитного
механизма страны в целом. Происходящие в современной экономике изменения
привлекли внимание к необходимости выяснения кредитоспособности
предприятий.
Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое
финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в
эффективном использовании заемных средств, способность и готовность
заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение
банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение
кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляют
содержание банковского анализа кредитоспособности.
При анализе кредитоспособности (credit analysis) банки должны решить
следующие вопросы:
1. Способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок?
2. Готов ли он их исполнить?
На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон
деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так
же связан с личными качествами руководителей предприятия.
Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия
кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние
предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных
средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика
совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа
баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и
оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется
посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития,
деловых качеств руководителей предприятий.
В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру
своей производственной и финансовой деятельности, создать единые
универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению
кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется
возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной
международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так
как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов
практически невозможно.
Основная цель анализа кредитоспособности определить способность и
готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями
кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска,
который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть
предоставлен в данных обстоятельствах.
Рассматривая кредитную заявку, служащие банка учитывают много
факторов. На протяжении многих лет служащие банка, ответственные за выдачу
ссуд исходили из следующих моментов:
. дееспособности Заемщика;
. его репутация;
. способности получать доход;
. владение активами;
. состояния экономической конъюнктуры.

3. Информационное обеспечение


3.1. Внешние источники информации

Для получения такого рода данных банку, разумеется, потребуется
информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обусловливает
необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления
непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками
информации о кредитоспособности Заемщика могут служить:
. переговоры с Заявителями;
. инспекция на месте;
. анализ финансовых отчетов.
. внешние источники;
Например, в мировой практике наиболее известный источник данных о
кредитоспособности - фирма "Дан энд Брэдстрит", которая собирает информацию
примерно о 3 млн. фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке. Краткие
сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в
общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об
отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетов, наиболее
распространенный из них - "Информация о деловом предприятии". Первый из
шести разделов отчета содержит сведения общего характера - наименование и
адрес фирмы; код отрасли и предприятия; характер производства; форма
собственности; суммарная оценка кредитоспособности (рейтинг); быстрота
оплаты фирмой счетов; объем продаж, собственный капитал, число занятых;
общее состояние и тенденции развития фирмы. Суммарная оценка
кредитоспособности состоит из двух частей - двух букв (или цифры и буквы) и
цифры. Первые два знака представляют собой оценку финансовой устойчивости
фирмы, а последний - оценку ее кредитоспособности. Второй раздел отчета
содержит сведения, полученные от поставщиков фирмы, относительно
аккуратности в оплате счетов и о максимальном кредите, полученном в течение
года. Третий раздел включает последний баланс и информацию о продажах и
прибыльности фирмы. Четвертый раздел показывает обычный размер остатка на
депозитном счете и платежи по ссудам. В пятом разделе содержаться данные о
руководителях и владельцах фирмы. В последнем разделе подробно
охарактеризованы род деятельности фирмы, ее клиентура и производственные
мощности.
Помимо указанных отчетов, "Дан энд Брэдстрит" публикует еще несколько
видов документов. Один из самых полезных "Отчет о ключевых финансовых
статьях" - содержит значительно более подробную информацию о фирме. Кроме
"Дан энд Брэдстрит", имеется еще несколько кредитных бюро, именуемых
специальными коммерческими агентствами. В отличие от широкого охвата "Дан
энд Брэдстрит" они ограничиваются обычно одной отраслью или видом
деятельности.
Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших
отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у
различных поставщиков и покупателей данной фирмы. Поставщики могут снабдить
информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и
минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и
удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями
фирмы позволяют получить информацию о качестве ее продукции, надежности
обслуживания и количестве рекламаций на ее товары. Такая сверка информации
с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и
возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работников.
Еще одним источником сведений является Служба взаимного обмена
кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитом -
организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у
поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как
аккуратно платит фирма? Однако в информации содержаться только факты, но
отсутствует анализ, объяснение или какие - либо рекомендации. Другими
источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие
журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые
банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такую информацию следует
использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.

3.2. Источники сведений, необходимых для расчета показателей
кредитоспособности

Первым источником информации для оценки кредитоспособности
хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной
запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами
располагает предприятие, и какой по величине кредит эти средства
обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о
кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это
вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о
кредитоспособности, в то время как для выводов о степени кредитоспособности
необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы
развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника
сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует
использовать: данные оперативного учета, техпромфинплан, сведения,
накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкеты
клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования
по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке
кредитоспособности хозяйственных организаций.

4. Оценка кредитоспособности предприятий, используемая
российскими банками

Данная методика оценки целесообразности предоставления банковского
кредита (принятая почти во всех коммерческих банках России, занимающихся
кредитованием предприятий и организаций), разработана для определения
банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами,
оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения.
Для начала рассматриваются документы Заемщика. Основная цель анализа
документов на получение кредита - определить способность и готовность
заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном
объеме.

4.1. Анализ данных о заемщике

Заемщик представляет в банк следующие документы:
1. Юридические документы:
а) регистрационные документы: устав организации; учредительный
договор; решение (свидетельство) о регистрации (нотариально заверенные
копии);
б) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально (первый
экземпляр);
в) документ о назначении на должность лица, имеющего право действовать
от имени организации при ведении переговоров и подписании договоров, или
соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия);
г) справка о паспортных данных, прописке и местожительстве
руководителя и главного бухгалтера организации-заемщика.
2. Бухгалтерская отчетность в полном объеме, заверенная налоговой
инспекцией, по состоянию на две последние отчетные даты, с расшифровками
следующих статей баланса (на последнюю отчетную дату): основные средства,
производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и
затраты, дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам);
3. За последние три месяца - копии выписок из расчетного и валютных
счетов на месячные даты и по крупнейшим поступлениям в течение указанных
месяцев.
4. По состоянию на дату поступления запроса на кредит: справка о
полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров.
5. Письмо - ходатайство о предоставлении кредита (на бланке
организации с исходящим номером) с краткой информацией об организации и ее
деятельности, основных партнерах и перспективах развития.
Регистрационные документы подтверждают состоятельность заемщика как
юридического лица. Принципиальным моментом является определение прав лица,
ведущего переговоры и подписывающего кредитный договор с банком, на
совершение действий от имени организации. Эти права устанавливаются на
основании соответствующего положения устава заемщика и документа о
назначении на должность согласно процедуре, изложенной в уставе.
Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое
состояние заемщика на конкретную дату.

4.2. Анализ бухгалтерского баланса

Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс.
При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в
случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.),
производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и
затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно
подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых
статей.
Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным
банковской выписки на отчетную дату.
При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на
сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для заемщика
одним из источников возврата испрашиваемого кредита.
При рассмотрении пассивной части баланса самое пристальное внимание
должно быть уделено изучению разделам, где отражаются кредиты и прочие
заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам,
задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса о
кредите, и убедиться, что она не является просроченной. Наличие
просроченной задолженности по кредитам других банков является негативным
фактором и свидетельствует о явных просчетах и срывах в деятельности
заемщика, которые, возможно, планируется временно компенсировать при помощи
кредита. Если задолженность не является просроченной, необходимо по
возможности обеспечить, чтобы срок погашения кредита наступал раньше
погашения других кредитов. Кроме того, необходимо проконтролировать, чтобы
предлагаемый в качестве обеспечения залог по испрашиваемому кредиту не
заложен другому банку.
При оценке состояния кредиторской задолженности необходимо убедиться,
что заемщик в состоянии вовремя расплатиться с теми, чьими средствами в том
или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов и т.д. В данном
разделе отражаются также средства, полученные заемщиком от партнеров по
договорам займов; эти договора должны быть рассмотрены аналогично кредитным
договорам заемщика с банками.
В том случае, если дата поступления запроса на кредит не совпадает с
датой составления финансовой отчетности, фактическая задолженность заемщика
по банковским кредитам, как правило, отличается от отраженной в последнем
балансе. Для точного определения задолженности требуется справка обо всех
непогашенных на момент запроса банковских кредитах с приложением копии
кредитных договоров.
Важным позитивным фактором является имеющийся опыт кредитования
данного заемщика банком, на основании которого возможно судить о
перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита. В том
случае, если запрашиваемый кредит является очередным в ряде предыдущих,
своевременно погашенных кредитов, то при приеме заявки от данного заемщика
он может не представлять в банк свои юридические документы, но с
обязательным уведомлением банка о всех внесенных в них изменениях.

4.3. Ограничения при данном методе анализа

Вместе с тем данная методика не всегда приемлема для банка в качестве
основы для решения о предоставлении кредитных ресурсов предприятию по
целому ряду причин:
1. Финансовое положение Заемщика в большинстве случаев не является
определяющим фактором при оценке инвестиционных проектов. Как известно,
наряду с номинальным получателем кредитных ресурсов в число основных
участников инвестиционных проектов, определяющих успех реализации последних
входят: спонсор (организатор) проекта, подрядчики, поставщики оборудования,
эксплуатирующая организация (оператор), поставщики сырья и материалов,
покупатели продукции и целый ряд других участников. Более того, по ряду
схем официальным Заемщиком является специально вновь созданная структура,
заведомо имеющая "нулевой баланс" и отсутствие каких-либо оборотов по
счетам.
2. В соответствии с международной практикой началу финансирования
инвестиционных проектов обязательно предшествует подготовка
квалифицированного ТЭО проекта, его техническая и финансовая экспертиза с
использованием международной методики с обязательным анализом движения
потоков наличности при различных, в т.ч. при заведомо "пессимистических"
сценариях реализации проекта.
3. При привлечении иностранных кредитов на цели инвестиционного
финансирования для иностранного кредитора (инвестора) определяющее значение
имеют такие факторы как: юридический и организационно-правовой статус
Заемщика, наличие приемлемых гарантий (от признанных российских банков,
правительственные гарантии и др.), наличие необходимых заключений
международных аудиторов, благоприятные результаты анализа движения потоков
наличности и финансовой устойчивости проекта.
4. Большое значение также имеют такие показатели как: "кредитная
история" Заемщика, репутация и квалификация руководителей Заемщика,
"арбитражная" история Заемщика, наличие и результаты аудиторских проверок и
др.

5. Показатели кредитоспособности, используемые зарубежными
коммерческими банками

Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему
большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта
система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма,
частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на
сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.

5.1. Показатели кредитоспособности, используемые американскими
банками.

Ряд американских экономистов описывает систему оценки
кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности.
Американские банки используют четыре группы основных показателей:
. показатели ликвидности фирмы;
. показатели оборачиваемости капитала;
. показатели привлечения средств;
. показатели прибыльности.
К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия
(Кпокр).
Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и
долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из
денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера.
Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного
характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным
обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок
погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры
оборотного капитала. Чем выше Кл, тем выше кредитоспособность.
Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и
краткосрочных долговых обязательств. Кпокр - показывает предел
кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить
долг. Если Кпокр < 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше
нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе,
отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста
Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста
запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о
повышении кредитоспособности Заемщика.
Коэффициенты привлечения (Кпривл) образует третью группу оценочных
показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к
общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы
от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже
кредитоспособность Заемщика.
С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой
группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся: доля прибыли в
доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Если растет
зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности,
оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности.

5.2.Оценка кредитоспособности французскими коммерческими банками.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками
включает 3 блока:
. оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
. оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых
отдельными коммерческими банками;
. использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка
Франции.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
. характер деятельности предприятия и длительность его
функционирования;
. факторы производства:
. трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала
(образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него
преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам,
структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и
добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);
. производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых
средств, уровень инвестиций);
. финансовые ресурсы;
. экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится
выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным
производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной
продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень
освоения приемов и способов маркетинга).
В активе баланса при анализе выделяются три составные части:
. иммобилизованные активы,
. оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие);
. денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные
бумаги).
Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую
задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.).
На основе счета результатов деятельности определяются следующие
показатели (см. табл. 1):

Табл. 1
|Показатель |Формула |Метод определения |
|Выручка от | | |
|реализации (В) | | |
|Валовой |ВД = В - Стмц и |Выручка о реализации минус |
|коммерческий |ги |стоимость приобретенных |
|доход (ВД) | |товарно-материальных ценностей и |
| | |готовых изделий |
|Добавленная |ДС = ВД - Рэ |ВД минус эксплуатационные расходы|
|стоимость (ДС) | |(административные, на |
| | |субподрядчиков) |
|Валовой |ВЗД = ДС - Рзп - |ДС минус расходы на зарплату, |
|эксплуатационный|Нзп - |минус налоги на зарплату, минус |
|доход (ВЭД) |-Ротп |оплата отпусков |
|Валовой |ВЭР = ВЗД - Кр% |ВЭД минус уплата процентов за |
|эксплуатационный|+ Двлж - Отчриск|кредит плюс доход от вложения |
|результат (ВЭР) | |средств в другие предприятия и |
| | |минус отчисления в фонд риска |
|Прибыль, которая|СФ = ВЭР - Праб |ВЭР минус прибыль, распределяемая|
|может быть |- Нпр |между работниками предприятия, и |
|использована для| |минус налоги на прибыль |
|самофинансирован| | |
|ия (СФ) | | |
|Чистая прибыль |П = СФ + Дслуч -|СФ плюс или минус случайные |
|(П) |Рслуч - - |доходы (расходы) минус |
| |Анедв |амортизация недвижимости |


Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки
соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов
кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа
являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и
собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы
активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста
производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными
сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных
предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является
определение банковского риска.
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня
развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных
средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота
остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчетов с
поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки
кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику
Credit Lione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную
на 5 коэффициентах:
[pic];
[pic];
[pic];
[pic];
[pic].
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов,
определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень
кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека
имеет четыре раздела В первом предприятия разделяются на 10 групп в
зависимости от размера актива баланса. каждой группе присваиваются литеры
от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий
доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка
основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на
оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент
имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7
групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.
Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности.
Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого
разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются
шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие
реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при
временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не
ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9
означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы:
предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет
в Банке Франции.

6. Методика определения класса кредитоспособности заемщика.

В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит
критериальный уровень показателей и их рейтинг.
Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются
основанием отнесения Заемщика ко 2 классу, выше средних - к 1 и ниже
средних к 3. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы для
государственных и акционерных предприятий (Табл. 2).

Табл. 2
| |Коэффициент |Коэффициент |Показатель |
|Наименовани|ликвидности Кл |покрытия |обеспеченности |
|е | |Кпокр. |собственными |
|отрасли | | |средствами |
| | | |Псс.=1 - Кпривл |
| |1 |2 |3 |1 |2 |3 |1 |2 |3 |
| |класс|класс|класс|класс|класс|клас|класс|класс|класс|
| | | | | | |с | | | |
|П/п отрасли|Более|0.6- |Менее|Более|1.5- |1.3-|Более|50- |Менее|
| | |0.4 | | |1.3 | | |30% | |
|1 |0.6 | |0.4 |1.5 | |1.0 |50% | |30% |
|П/п отрасли|Более|0.4- |Менее|Более|2.0- |1.5-|Более|35- |Менее|
| | |0.25 | | |1.5 | | |25% | |
|2 |0.4 | |0.25 |2.0 | |1.0 |35% | |25% |
|П/п отрасли|Более|0.45-|Менее|Более|1.8- |1.3-|Более|60- |Менее|
| | | | | |1.3 | | |45% | |
|3 |0.45 |0.3 |0.3 |1.8 | |1.0 |60% | |45% |


Рейтинг (значимость) показателя в системе определяется экономистом
индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного
коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса,
положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов,
наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам
повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность
предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание
ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, заниженность размера
собственных средств повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными
средствами. Нарушение экономических границ кредита, закредитованность
клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень
коэффициента покрытия.
Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют
собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс
кредитоспособности:
Б = ((Реi(Клi),
где Б - сумма баллов, Реi - рейтинг i-го показателя, Клi - класс i-
го показателя.
По сумме баллов предприятию присваивается класс кредитоспособности (I,
II, III). I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250
баллах и III класс - при 251-300 баллах. Предприятие наиболее
кредитоспособно, если ему присвоили класс I.
Пример определения суммы баллов приводится в таблице 3.

Табл.3


Кл |40 |1 |40 |2 |80 |3 |120 |3 |120 |1 |40 |20 |3 |60 | |Кпокр |30 |1 |30
|2 |60 |3 |90 |3 |90 |2 |60 |10 |3 |30 | |Псс |30 |1 |30 |2 |60 |3 |90 |2
|60 |3 |90 |70 |2 |140 | |Итого | |I |100 |II |200 |III |300 |III |270 |II
|190 | |II |230 | |При коэффициентах и показателях, все значения которых
соответствуют I классу, количество баллов равно 100, II классу - 200 и III
классу - 300 (варианты I, II, III). Поэтому предполагается, что при
промежуточной величине баллов близко к 100 (т.е. 100 - 150 баллов)
присваивается I класс, к 200 (т.е. 151 - 250 баллов) - II класс, к 300
(т.е. 251-300) - III класс.
В 4-ом варианте фактическое значение Кл и Кпокр позволяет присвоить 3
класс, а Псс - 2 класс. В итоге Заемщик имеет 270 баллов, что
соответствует III классу.
Изменение рейтинга показателей при сохранении классности каждого из
них может привести к изменению общего класса кредитоспособности. Например,
в 4-м и 6-м вариантах Кл. и Кпокр и Псс имеют одинаковый класс, но рейтинг
присвоен разный, В результате при 4-м варианте Заемщик имеет III класс, а
при 6-м - II.
Наиболее кредитоспособным в примере является предприятие,
соответствующее первому варианту (сумма балов равна 100; I класс
кредитоспособности).
При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка
рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные
показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие
оборачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в
общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и
задолженности, уров

Новинки рефератов ::

Реферат: Конспект по зарубежной литературе (Литература : зарубежная)


Реферат: Исследования Африки. Давид Ливингстон (История)


Реферат: Билеты по Принципы построения автоматизированных информационных систем за декабрь 2000 г (Программирование)


Реферат: Общая гидродинамика (Физика)


Реферат: Механизм государственного управления (Политология)


Реферат: Философия Пьера Бейля (Философия)


Реферат: Бакунин - теоретик бунтарского направления в народничестве (История)


Реферат: Купля-продажа жилья (Право)


Реферат: Правовые аспекты бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гражданское право в системе права – соотношение частного и публичного (Гражданское право и процесс)


Реферат: Глобальные сети: Технологии и протоколы (Программирование)


Реферат: А. Блок (Литература : русская)


Реферат: Гамаль Абдель Насер (История)


Реферат: Добрива (Естествознание)


Реферат: Ректификационная установка непрерывного действия для разделения 4,1 т/ч бинарной смеси ацетон - этанол (Химия)


Реферат: Исторические этапы российского федерализма (Право)


Реферат: Международные стандарты в бухгалтерском учете (Бухгалтерский учет)


Реферат: Политологический анализ Армении (Политология)


Реферат: Вклад Максвелла в электротехнику (Исторические личности)


Реферат: Патрульно-постовая служба (Административное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист