GeoSELECT.ru



История / Реферат: Казанский край в XVII в. (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Казанский край в XVII в. (История)



Казанский край в ХXII в.

Колонизация края
После иностранной интервенции и подавления крестьянских волнений с
новой силой проявился
крепостной и национальный гнет. В XVII веке очень интенсивно шло
строительство монастырей.
Около Казани открыты были три монастыря: Раифский, Семиозерный и
Кизический. Всего за XVII столетие основано было более 20 монастырей,
которые отстраивались как крепости и в которых во время крестьянской
войны отсиживались помещики и администрация, чтобы избежать народной
расправы. Под
селом Мамадыш Спасский монастырь в 1617 г. построил острог формально
для защиты от ногайцев, а в действительности от напора тяглого населения
в моменты обострения классовых противоречий. В XVII веке монастыри
превратились в громадные феодальные латифундии. Например, Казанский
Преображенский монастырь по переписи 1646 года имел земли и угодья в 28
населенных пунктах. Национальный гнет царизма, ослабевший в первое
двадцатилетие XVII века, усиливается с новой силой. Некрещеным
помещикам запретили кабалить крещеных и владеть ими. Имущество
некрещеных переходило по наследству в первую очередь к крещеным
родственникам, минуя некрещеных. Эти распоряжения были направлены к
тому, чтобы ослабить экономическую состоятельность некрещеных помещиков и
обращением в православие отвлечь от них их крестьян. С другой стороны,
указы должны были побуждать креститься самих помещиков и всех
крестьян. Царская администрация вновь стала проявлять высокомерие,
пренебрежение к нерусскому населению. Она не стеснялась получать и двойные
ясаки и подношения даже особым сбором в свою пользу.
Помещики незаконно захватывали земли и угодья местного населения, а
русское купечество стремилось не допускать некрещеных к оптовым торговым
операциям не только в городах, но и в селах и деревнях.
После крестьянской войны в начале XVII в. строительство укрепленных
линий, или «засечных черт», стало важной задачей царского правительства,
так как постройка городов не обеспечивала подчинения нерусских народов и
не гарантировала от набегов ногайцев, калмыков и крымских татар.
Сторожевые укрепленные линии должны были обеспечить помещикам
безопасность их усадеб и оборону во время народных восстаний. Возведение
укрепленных линий началось с постройки «Тетюшской черты», которая
проходила около деревни Пролей-Каши на Кильнинский острожек, где
соединялась с ранее возведенной «'Карлинской чертой», проведенной вдоль
речки Карлы, впадающей в Свиягу.
В 40-х годах XVII в. началось строительство Симбирской линии по
направлению к Саранску, на Тамбов, Воронеж и Харьков. Симбирск стал
сильной крепостью. По линии были основаны военные слободы с малыми
крепостями. Вслед за Симбирской ведется постройка Закамской черты,
которая начиналась на левом берегу Волги: Белый Яр -- Ерыклинск --
Тиинск -- Новошешминск -- Кичуев -- Заинек -- Мензелинск. Работы
производились с 1652 до 1656 года. Ногайцы в 1654 г. прорвали линию между
Тиинском и Новошешминском, но ее восстановили, при этом укрепили и острог
Билярск. Для постройки этой линии привлекались татары, чуваши, мари и
удмурты. На сторожевых линиях ежегодно занято было от 3 до 5 тысяч
крестьян, которых мобилизовали по одному человеку с 6 русских и с 3
нерусских дворов. Эти работы были очень тяжелы для ясачников, которые
временами оказывали сопротивление администрации.

Экономика края в XVII в. Сельское хозяйство.
Социально-экономическое развитие Татарии в XVII веке шло по пути общего
развития России. В это время наблюдается усиление мелкотоварного
производства в городах и промышленных селах, возникают зачатки
капиталистических 'мануфактур. Эта общая линия развития происходила в
условиях господства феодально-крепостнического строя. В этот период в
Татарии окончательно сложились поместно- вотчинное, церковно-монастырское,
дворцовое и ясачное землевладения. Поместно-вотчинное землевладение русских
и татарских служилых людей увеличилось более чем в два раза. В 1646 г.
только в Казанском уезде русских помещиков было 334. Значительно выросли
монастырские земли: в разных местах Казанского и Свияжского уездов
монастырям и архиерею принадлежало более 50 сел и деревень. Очень много
было дворцовых земель, большая часть которых переходила к служилым людям.
Самым значительным было ясачное землепользование. После
крестьянской войны русские помещики переводили крепостных из
центральных уездов и привлекали беглых кресть ян, которых было много тогда
в Поволжье. Администрация не так сурово преследовала беглых, так как
русские крестьяне являлись оплотом владычества России. Помещики стремились
наладить свое хозяйство таким образом, чтобы привлечь больше крестьян. Это
достигалось введением сначала оброчной системы эксплуатации, а потом уже
оброчники переводились на барщи ну. Такая тактика имела своим следствием
заметное развитие производительных сил: распаханы были многие переложные
и поросшие лесом земли, построены сотни крупных мельниц, трехполье
стало преобладающей системой хозяйства. Многие крестьяне в малоземельных
поместьях стали заниматься ремеслом: деревообделочным, гончарным,
валяльным, кожевенными салотопенным и др. Охота и рыболовство приобрели
товарный характер.
Землевладение и землепользование татарских помещиков отражено в
писцовых книгах 1646 года. По Свияжскому уезду записано 498 помещиков, из
которых 378 не имели крестьян. У многих помещиков жили бобыли и соседи.
Служилые татары имели поместья в 136 селениях.
То же самое наблюдалось в 1646 г. и в Казанском уезде. Писцовая
книга отметила 619 дворов татарских помещиков, из которых 449 совсем не
имели крестьян и бобылей, а у осталь ных 170 человек записано 575 дворов
крестьян и людей в них 1672 души. Кроме того, были бобыли, дворовые,
задворные люди, соседи и наймиты. Большинство наймитов было у служилых
татар, у которых в основном практиковались феодально-
арендные отношения. В этом заключалась особенность татарского поместья. А
так как подавляющее большинство служилых татар крестьян и бобылей не
имели, то это сближало их в классовой борьбе больше с
антикрепостническими элементами, то есть с ясачниками.
В самом начале XVII века писцовая книга Ивана Болтана зафиксировала
до 50 крупных татар-помещиков, а в половине XVII века их было вдвое меньше.
Нет сомнения, что это - результат национальной политики царизма, которая
направлялась на то, чтобы служилых татар свести постепенно на положение
ясачных; поэтому так много было служилых, но не «верстанных поместьями».
Это подтверждается положение служилого Урукчея Утешева, который «живет за
Богданом мурзою Яушевым, наймуя пашенные земли», а «не верстан де за
бедностью».
У татар-ясачников хозяйство было земледельческое. Их наделы, например,
в Свияжском уезде равнялись 10
четвертям (5 десятинам) пашни в одном поле и 10 десятин лугов (100 колен
сена). В лесах ясачники имели бортные угодья. Лес отводился для всей
общины. С целого ясака платили 2 алтына 4 деньги и 20 пудов хлеба.
Ясачные татары платили ясак деньгами и натурой. Натуральные взносы
предусматривались хлебом, медом, пушниной. В ясачных хозяйствах
преобладала трехпольная система. В середине XVII века перелог начительно
уменьшился. Если в XVII веке товарную продукцию составляли сено и лес,
то со второй четверти XVII века товарную продукцию составило зерно.
Доказательством тому служит оптовая хлебная торговля, перешедшая в руки
купцов, которые скупали хлеб у скупщиков, действовавших по деревням.
Ясачное хозяйство татар не было исключительно зерновым: кроме хлебных
продуктов и льняного семени, на рынок шли мед и воск, беличьи, лисьи и
куньи меха, кожи, овчины и козловые шкуры.
Во второй половине ХVII века количество земли на душу уменьшилось, а
платежи сильно возросли. На ясак в 1685 г. полагалось меньше земли: 24
чети в трех полях вместо 30; лугов считалось на ясак 8 десятин вместо 10-
ти. В деревне Черемышевой не было ни одного ясачника, платившего целый
ясак. Если хозяйство полуясачника трудно признать 'рентабельным, то более
мелкие хозяйства были очень слабые и толкали ясачников на развитие ремесла
и торговли.

Города и промышленное развитие
Социальный состав населения казанских городов был сложный. По
переписной книге 1646 г. Казань стала большим городом, в некоторых
отношениях превзошла даже соседний Нижний Новгород. Население города
доходило до 17 тыс. человек. Служилых людей, администрации и духовенства
было До 3000 душ, что
составляло меньшинство перед посадским тяглым населением, составлявшим
2597 дворов с населением почти в 10400 душ. Вокруг Казани возникли многие
слободы: Засыпкина, Горшечная, Кирпичная, Ямская, Ягодная, Козья и
Кизическая. Казань стала крупным административным и экономическим
центром, в
котором сосредоточены были многочисленные производственные и торговые
предприятия. Тяглое посадское население состояла из купцов, ремесленников,
торговцев, бобылей, соседей и наймитов.
В 1654--1656 гг. тяглое население города стильно пострадало от
«морового поветрия» (чума), потеряв несколько тысяч человек. Прочие
города были значительно меньше Казани. Самым Крупным городом после
Казани был Лаишев - 1736 душ, который еще не потерял своего военного
значения, так как гарнизон
состоял из 776 душ.
В Свияжске население было 903 души, а в Тетюшах - 906 душ, но если
в Свияжске посадских и бобылей было подавляющее большинство, то в Тетюшах
первое место занимали стрельцы и казаки, а посадских и бобылей было лишь
345.
Таким 'образом, городское население в 'половине XVII века было весьма
незначительным, но растущим.
Промышленное развитие в середине XVII века шло по пути роста
мелкотоварного производства на рынок.
В Казани мы наблюдаем очень много различных производств. Переписная
книга 1646 г. зарегистрировала здесь 4460 ремесленников. В XVII веке и
добывающая и обрабатывающая промышленности в связи с запросами
внутреннего всероссийского рынка и более глубоким разделением общественного
труда принимают новые формы и более глубокую специализацию с целью
производства товаров на рынок. Так, возникновение капиталистической
мастерской в городах знаменовало собою создание условий для зарождения
капиталистического способа производства, а рост наемных рабочих в
мастерских вел к возникновению капиталистической мануфактуры.
В пищевой мелкой промышленности были заняты ремесленники из 149
дворов. Пищевики представлены по 28 специальностям. Это обстоятельство
указывает, что шло интенсивное разделение труда: хлебников было 27 дворов,
Калашников --26, пирожников --7 и т. д. Большинство пищевиков создавало
семейную кооперацию, работающую на рынок. Таких пекарен .было 120.
У Минки Макарьева в овощном хозяйстве были заняты сын и двое
крепостных его людей. Это уже не семейная кооперация, а крепостное
хозяйство типа мастерской, тесно связанное с рынком. Но хозяйств с
крепостным трудом было только три.
У С. Иванова-калашника работало два наймита и «приемыш:». Семейная
кооперация выросла в этом случае в капиталистическую мастерскую,
изготовлявшую калачи для рынка. Таких мастерских в переписной книге 1646
г. по Казани указано 30, количество наймитов доходило до 4 человек.
Следовательно, двадцать процентов предприятий мелкой пищевой промышленности
носили капиталистический характер да и многие
мастерские типа семейной кооперации были на этом же пути. Во второй
половине XVII века количество капиталистических мастерских увеличилось.
Довольно значительная специализация и в кожевенном производстве:
кожевников указывается 46 дворов, строгальщиков-27, сапожников и
башмачников -- 64, сыромятников -- 15, овчинников -- 15, скорняков -- 20,
бобровников--4 двора, пушников -- 6 дворов и т. д. Мастеров-одиночек и
мастерских типа семейной кооперации значится 162 производства. Три
мастерских эксплуатировали холопов и крепостных; у одного хозяина работал
купленный татарин, у другого--ногаец, а у третьего - 5 дворовых, 2
крепостных и 1 наймит. Тринадцать мастерских имели только наемных
работников. Такие мастерские пока составляли малый процент всех
предприятий, но будущее было за ними.
Следовательно, кожевенная промышленность в общем была в сфере
феодального способа производства, но с XVII века началось возникновение
капиталистических мастерских и рост наймитов, которые представляли собою
лишенных средств производства специалистов-кожевников. Писцовая книга
1646 г. указывает 129 дворов текстильщиков, 80 дворов металлистов, 34 двора
химического производства, 41 двор деревообделочников и т. д.
В дополнение к этому следует иметь в виду промышленные слободы и села,
где и ремесло и мелкая промышленность составляли главное занятие
населения. Архивные материалы позволяют констатировать, что из 37 сел
митрополичьих 17 были промышленными. В селе Дмитриевоком (Ятодная слобода)
было 35 дворов крестьянских и 85 бобыльских. Среди 'бобылей были
плотники, горшечники, сапожники, овчинники. В 1678 г. появились
сафьяннкюн, сыромятники и крашенники. Особенно 'много 'было кожевенных
мастерских.
Село Архангельское под Казанью состояло из 26 бобыльских дворов,
принадлежавших преимущественно кожевникам и сыромятникам. В деревне
Аметьевой изготовляли одежду и рукавицы. В селе Омарах действовали
капиталистическая кузница с наемными рабочими и скорняжная мастерская. В
селе Кирельском Свияжского уезда развилась кожевенная промышленность.
Овчинники и санники были в Матюшкином починке. Многочисленные ватаги
рыболовов были в селах Богородское. Капердико. Рыбная Слобода. Татарские
деревни Атня и Алаты тоже известны были кожевенным производством. У татар
было разиню швейное дело.
С 40-х годов XVII в. стали возникать предприятия типа мануфактуры, в
которых было сосредоточено большое количество работников. В Казани и
Кукморе появились медеплавильные «заводы». Ими руководил присланный из
Москвы мастер Онофреев. На этих мануфактурах работало более сотни
рабочих из крестьян.
Около села Спасского помещик выделил до 200 крепостных крестьян для
производства селитры. Это предприятие действовало и в XVIII столетии.
Начали возникать мануфактурные предприятия и у частных лиц: у купцов,
крестьян и посадских. На казанской мельнице у ее арендатора было 18
наемных рабочих. На квасоварном заводе наемных было 12 человек, не считая
подсобных. В Услоне действовала судостроительная артель. Некоторые
кожевенные и мыловаренные мастерские, увеличивая оборудование и
производство, вырастали в крупные мануфактурные предприятия.
В конце первой половины XVII в. действовала доменная печь с двумя
горнами «выше Мурзинской слободы на Каме», построенная татарином
Тумашевым, а в конце второй половины XVII в. началось производство
кирпича в Казани. Мануфактуры частных лиц были капиталистическими.
Свободный труд в мелкотоварном производстве Казани был почти вдвое сильнее
крепостного. Резервом для найма были 405 дворов бобылей.
Анализ 1034 дворов посадских товаропроизводителей приводит к выводу,
что 829 дворов работали на рынок. Феодальное ремесло уступает место
мелкотоварному производству на рынок. Это производство от семейной
кооперации переходило к капиталистической мастерской, выражая стремление к
укрупнению.
Казанская мелкая промышленность половины XVII века убедительно
доказывает, что в товарном производстве капиталистический способ
производства уже возник в мелкотоварных мастерских. Преобладают
количественно мастерские ремесленников, работающих по заказу, и мастерские
семейной кооперации, работающие на рынок. Капиталистическая мастерская
появляется тогда, когда семейная кооперация, работая на рынок и следуя его
запросам, пополняется наемными работниками. Документы подтверждают наличие
в половине XVII века капиталистических мастерских как в городе, так и в
слободах и селах, но еще в небольшом количестве. В. И. Ленин
подчеркивает, что «семейная кооперация» является, таким образом, основанием
капиталистической кооперации. Само собою разумеется, конечно, что этот
«закон» относится только к самым мелким товаропроизводителям, только к
зачаткам капитализма; этот закон доказывает, что тенденция крестьянства
состоит в превращении в мелкого буржуа. Тем более это можно отнести к
капиталистической мануфактуре, так как она представляет собою
расширенную мастерскую с увеличенным числом работников, которую
возглавляет капиталист-буржуа.
Зародившееся капиталистическое производство начало действовать и на
формирование классовой структуры общества. Капиталистическое
мелкотоварное производство с самого начала своего возникновения заявило
требование на свободный труд, требование ликвидировать крепостничество,
так как рынок рабочей силы не мог сформироваться без этого условия. В
ответ на это господствующий класс в лице феодального правительст ва стал
усиливать и расширять крепостное право. Конфликт между производительными
силами и производственными отношениями обострил классовую борьбу.
Феодальный строй начинал приобретать консервативный характер. Будущее
было за капиталистическим способом производства, который шел на смену
феодальному.

Торговля
Торговля а XVII аеке развивалась успешно. Значительное развитие
производительных сил края, интенсивный рост ремесла и мелкой
промышленности, наконец, очень удобное географическое положение на
важнейших путях сообщения еще в XVI веке выдвинули Казань как экономи
ческий и торговый центр обширного края, связанного с Москвой, Вятским
краем, Уралом и Сибирью, с Ногаями и Крымом, с Персией, Хивой и
Бухарой. В XVII столетии связи торговые расширились: Киев, Смоленск,
Ярославль, Тверь, Кастрома, Великий Устюг, Архангельск посылали свои
товары в Казань и покупали казанские. Многие иногородние купцы имели
постоянную торговлю в Казани, посылая сюда своих приказчиков.
В ХXII веке из Казанского края много вывозилось хлеба, льняного
семени, мяса, рыбы, кожи, овчин, козловых шкур, мехов, меда и воска. Из
Сибири поступали дорогие меха, с юга--соль, фрукты и вино, из
Архангельска—заграничные промышленные товары, из Москвы--товары
русского промыш ленного производства.
Торговля Казани как центра обширного края в XVII веке со всей
очевидностью доказывает слияние местных рынков в единый национальный
всероссийский рынок. Таможенные книги Московского государства
подтверждают, что уже в ЗО-х годах XVII в. определилась большая группа
Казанцев, состоящая преимущественно из русских торговых людей, державшая в
своих руках оптовую торговлю с северными центрами страны. Вместе с ними
деятельное участие принимали карийские татары, жившие в бассейне Вятки. Во
второй половине XVII века на рынках Устюга и Сольвычегодска вместе с
русскими появляются варзинские (елабужские), казанские и уфимские татары.
Возникли новые заготовительные и скупочные центры как
чебоксарский, козьмодемьянский, мензелинский, варзинский пьяноборский,
сарапульский. Торговцы-оптовики появляются не только из городов, но п из
сел: Кукарка, Мамадыш, Елабуга, Салмачи, Клыки и др.
Подъем производства и торговли наносил сильный удар господству
натурального хозяйства, особенно в городах и в промышленных слободах и
селениях, охватывая не только хозяйства русских, но и татар, чувашей,
мари и удмуртов. Это свидетельствует о прогрессивном хозяйственном развитии
многонационального Казанского края. Законы экономического развития
неуклонно 'вели к новым успехам товарно-денежных отношений и подрыву
феодального способа производства. В этих условиях происходило постепенное
слияние местных рынков в один национальный внутренний рынок, связи внутри
которого все более приобретали капиталистический характер. В. И. Ленин
писал: «Только новый период русской истории (примерно с
XVII века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких
областей, земель и княжеств в одно целое». Это слияние «вызывалось
усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным
обращением, кон центрированием небольших местных рынков в один
всероссийский рынок.
Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы,
то создание этих национальных связей было ничем иным, как созданием
связей буржуазных.

Татаро-башкирские восстания
Классовая борьба в XVII веке имела очень широкий размах в
предедах современной Татарии и в ее соседних областях. Начиная с побегов
помещичьих крестьян, с мелких выступлении против помещиков и монастырских
'властей, 'начиная с отказов ясачников платить налоги и выполнять
налагаемые повинности, классовая борьба во второй половине XVII 'века снова
достигла высшей своей формы -- крестьянской войны под предводительством
Степана Разина.
Как особенность Камско-Волжского и Уральского края, необходимо указать
башкирские восстания, направленные против колониальных захватов и
эксплуатации, в которых горячее участие принимали татары, мари, удмурты
и мордва.
В 1645 г. башкиры и татары сожгли Мензелинскнй острог. Это был
вооруженный протест против действий царской администрации, основавшей этот
острог на башкирской земле и открывшей путь для русской помещичьей
колонизации в этом районе.
Весьма значительное башкирское восстание происходило в 1661--1665
гг. Отзвуки его выразились в отдельных вспышках в 1666 и 1667 гг. Кроме
башкир, в восстании участвовали татары, мордва, мари, чуваши и Маней
(вогулы). Вспыхнув в Кунгурском и Соликамском уездах, восстание
распространилось, от зауральской Башкирки на востоке до берегов Волги на
западе. Хотя восстание в Поволжье носило не столь
упорный характер, но все же под Уфой и вдоль закамской укрепленной линии
было весьма неспокойно. Калмыки и ногайцы совместно с башкирами ходили
под Уфу, Мензелинск и Шешминск.
Движущей силой восстания были башкиры, ясачные татары, тептяри, то есть
податные и тяглые люди. И хотя башкирские феодалы и тарханы дважды
сговаривались с русскими властями и прекращали борьбу, восстание народных
масс не прекращалось. В 1667--1669 гг. происходят набеги башкир на городки
Шешминск, Билярск, Ерыклинск, село Садилово и вотчину Черемшан,
окрестности городов Самары и Саратова. В 1670 г., когда развертывались
действия Степана Разина -на Волге, башкиры перебирались на правый берег
Волги и доходили почти до Пензы, оттягивая на себя царские войска, которые
направлялись на борьбу со Степаном Разиным.
Башкиры и татары готовы были поддержать Разина, так как у них
классовый враг был один и тот же. Но массовой поддержки крестьянской
'войне они не могли оказать вследствие того, что восстание не охватило
левобережья Волги. В течение последних 6 лет они уже были обескровлены
карательными походами царских войск. Татаро-башкирские восстания были лишь
прелюдией к более мощному движению.







Реферат на тему: Казанский университет

ДОКЛАД ПО ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА

«КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


[pic]



10 «Г» класс. Школа 132
Выполнил: Шигабутдинов Адель


|Блаженной памяти Августейшая Прабабка|
|Наша Государыня Императрица Елизавета|
|Петровна, шествуя по стезям великого |
|Преобразователя России, между прочими|
|славными подвигами благоволила |
|основать в Казани 1758 года Гимназию |
|и даровать ей некоторые права, |
|незадолго пред тем Московскому |
|Университету пожалованные. |
|Предположив, сообразно просвещения |
|настоящих времен, в сем самом месте |
|учредить Университет, дабы |
|существование сего благотворного |
|заведения соделать навсегда |
|неприкосновенным и даровать ему |
|возможность к достижению важного |
|назначения образования полезных |
|граждан на службу Отечества и |
|распространения в нем нужных |
|познаний. |
| |
|Александр I |



КАЗАНЬ 2002
Казанский университет.

В первые годы XIX века в жизни Казани произошло событие огромного
значения: 5 ноября 1804 года было принято решение об открытии в городе
университета – третьего в стране.
Среди многочисленных экспонатов музея КГУ есть документ,
представляющий особую ценность - Утвердительная грамота Императорского
Казанского университета, подписанная Александром I 5 ноября 1804г. стала
поистине университетской реликвией.
В зеленом бархатном футляре, расшитом золотой нитью, с подвесной
Государственной печатью, с полным императорским титулом, она открывает
экспозицию музея. В ней 9 страниц, каждая из которых - подлинное
произведение оформительского искусства; неизвестным художником с большим
вкусом и мастерством выполнены и сам текст, украшенный красивейшим
орнаментом, и изображения двуглавого орла и гербов российских городов. Но
значимость этого документа не только и не столько в его внешней форме, а в
его содержании. Грамота включает в себя 21 статью, в которых изложены
задачи, права и основы университета. Открывается она указанием цели
основания в Казани университета:

"Блаженной памяти Августейшая Прабабка Наша Государыня Императрица
Елизавета Петровна, шествуя по стезям великого Преобразователя России,
между прочими славными подвигами благоволила основать в Казани 1758
года Гимназию и даровать ей некоторые права, незадолго пред тем
Московскому Университету пожалованные. Предположив, сообразно
просвещения настоящих времен, в сем самом месте учредить Университет,
дабы существование сего благотворного заведения соделать навсегда
неприкосновенным и даровать ему возможность к достижению важного
назначения образования полезных граждан на службу Отечества и
распространения в нем нужных познаний".

Далее излагаются отдельные пункты Грамоты. Так, п.1 гласит, что

"Императорский Казанский Университет пребудет сословием ученых мужей,
которое под непосредственным Нашим покровительством управляемо будет
на основании Устава, в сей день Нами утвержденного".

"В нем, - говорится в следующем пункте, - преподаваемы будут науки во
всем пространстве как общие, каждому человеку нужные, так и особенные,
служащие к образованию гражданина для разных родов государственной
службы".

И в заключение:

"Тако утверждая Императорскою Нашею Грамотою и ограждая благосостояние
Императорского Казанского университета, надеемся, что Начальство и
члены оного, ревнуя о совершении Наших намерений, ничего не упустят из
виду, дабы доставить Сословию сему полное и непрерывное действие на
пользу Округа, которому оно дано средоточием, и крупно на пользу
прочих любезнейших Наших верноподданных всех званий. В сем уповании
благоволили Мы настоящую Грамоту, как свидетельство непреложной воли
Нашей, собственноручно подписать и повелели утвердив оную
Государственной печатью, отдать для хранения на вечные времена
Университету".

Документ скреплен подписью министра народного просвещения графа
П.Завадовского. 11 февраля 1805г. Грамота была доставлена в Казань
попечителем казанского учебного округа, известным ученым астрономом, вице-
президентом Императорской АН С.Я. Румовским.

Через три дня 14 февраля в зале гимназии состоялось первое собрание
Совета, на котором присутствовали учителя гимназии, назначенные попечителем
профессорами и адъюнктами в открывающемся университете. С.Я. Румовский
выступил с краткой речью, поздравив присутствующих с величайшим событием -
открытием университета, а затем, лично прочитав Утвердительную грамоту,
вручил ее Совету.
Ежегодно, 4 ноября, во время публичных собраний по поводу Дня рождения
Казанского университета, Утвердительная Грамота вместе в Уставом выносилась
в актовый зал, устанавливалась на столе перед портретом Александра I,
выполненного по заказу С.Я. Румовского художником Рацету в 1806г.
Основатель университета был изображен во весь рост в момент подписания
Утвердительной Грамоты и Устава. Более века портрет императора украшал
актовый зал. Если само открытие университета в феврале 1805г. прошло в
очень скромной обстановке, то через 10 лет - 5 июля 1814г. - акт полного
открытия университета отмечался широко и торжественно.
Уставом предусматривалось создание в университете четырех отделений
(факультетов): нравственных и политических наук, физических и
математических, врачебных или медицинских, словесных наук с кафедрой
восточных языков; 28 профессоров, 12 адъюнктов, 3 лектора и 3 учителя
"приятных искусств". Но фактически никаких факультетов и кафедр вначале не
существовало. И первым 33 студентам приходилось слушать лекции по
российской словесности и тригонометрии, римскому праву и ботанике, медицине
и философии. Они учились с огромным воодушевлением, одухотворенные верой в
то, что русская земля может рождать собственных «Платонов и быстрых разумом
Ньютонов».
И это стало реальностью. Уже первыми студентами университета являлись
будущие крупные представители науки и культуры России: писатель С. Т.
Аксаков, братья академики Д. М. и В. М. Перевощиковы, профессора П. С.
Кондырев (политэконом), А. В. Кайсаров (физик), В. И. Тимьянский
(естественник). В последующие годы среди выпускников университета были
великий русский математик Н. И. Лобачевский, известный астроном и
путешественник И. М. Симонов и многие другие ученые, завоевавшие славу
отечественной науке, принесшие мировую известность университету.
Трудные времена наступили для университета, когда в 1819 году сначала
ревизором, а затем попечителем Казанского учебного округа был назначен
крайний реакционер и мракобес М. Л. Магницкий. В результате ревизии он
предложил вообще «публично разрушить» университет. «Зачем разрушать, можно
исправить»,-начертал на докладе мракобеса свою «милостивую» резолюцию
Александр I.
И наступает эпоха «исправления». Девять профессоров по причине
«неблагонадежности» были уволены, все предметы (даже математика) стали
преподаваться по основам «благочестия», с разоблачением «лжеименного
разума». Официальные инструкции требовали, «чтобы дух вольности ни открыто,
ни скрыто не ослаблял учения церкви в преподавании наук философских и
исторических». В вузе начинает царить атмосфера всеобщей слежки – и за
профессорами, и за студентами, из библиотеки изымаются сочинения Вольтера и
Дидро.
Начиная с 1826 года после отстранения Магницкого, университет начинает
оправляться от недугов страшной поры. Это было связано, прежде всего, с
деятельностью профессора Н. И. Лобачевского, избранного в 1827 году
ректором. На этом посту он находился до 1846 года. Но и впоследствии он
имел отношение к университетской жизни, являясь в 1846-1855 годах
помощником попечителя Казанского учебного округа. Ему суждено было стать
подлинным строителем университета, его талантливым руководителем.
Под руководством Н. И. Лобачевского было завершено сооружение всего
комплекса университетских зданий, оснащение их необходимым оборудованием
для научной и учебной работы. Он наладил деятельность университетской
типографии, организовал первое научное периодическое издание – «Ученые
записки Казанского университета», которые начали выходить в 1834 году и
вскоре превратились в один из лучших научных журналов России.
Философ-материалист Н. И. Лобачевский придерживался передовых
педагогических взглядов. Он изложил их в знаменитой актовой речи «О
важнейших предметах воспитания», произнесенной на торжественном собрании 5
июля 1828 года. В ней явно чувствуются идеи передовых философов-
материалистов. «Мы живем уже в такие времена, когда едва тень древней
схоластики бродит по университетам, - провозглашал ученый. - Здесь, в это
заведение вступивши, юношество не услышит пустых слов без всякой мысли,
одних звуков без всякого значения. Здесь учат тому, что на самом деле
существует, а не тому, что известно одним праздным умам».
В эпоху Николая «Палкина», в эпоху, когда грибоедовский Скалозуб грозил
каждому университету «фельдфебеля в Вольтеры дать», Н. И. Лобачевский
пророчески, гордо и смело говорил о торжестве человеческого разума.
«Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, - утверждал
он. – Но мудрость, с которой он должен править с наследственного своего
престола, не дана ему от рождения: она приобретается учением». Не
знатность, не царская служба, не слепое повиновение, не деньги – главное в
жизни. Главное – в учении, в понимании и подчинении законов природы.
Педагогические мысли о воспитании граждан, полезных отечеству, ученых,
преобразующих науку, активно применялись в учебной работе. Скольким
пытливым умам Н. И. Лобачевский стал «крестным отцом» на пути в науку! Он
ободрил А. М. Бутлерова и Н. И. Зинина во время их первых научных шагов,
предсказав им великое будущее. В приказчике книжной лавки Н. А. Больцани,
не окончившем даже и гимназии, он увидел будущего профессора физики
университета. И таких примеров очень много.
Н. И. Лобачевский глубоко понимал необходимость всемерного развития
науки, стремился создавать для этого необходимые условия. В университете
начинают формироваться научные школы, в нем совершаются открытия, которые
навсегда вписались золотыми буквами в летопись мировой науки. Великий
математик первым подал пример того, как нужно отказываться от устаревших
воззрений и действительно по-революционному решать сложнейшие научные
проблемы.
11 февраля 1826 года в университете Н. И. Лобачевским была публично
прочитана его записка «Сжатое изложение начал геометрии о параллельных
линиях», ознаменовавшая рождение новой, неэвклидовой геометрии. Более двух
тысячелетий безраздельно царившая мысль о единственно правильной геометрии
– геометрии Эвклида – оказалась опровергнутой.
В дальнейшем Н. И. Лобачевский подробно развил свою геометрию в ряде
печатных работ. Первая из них – «О началах геометрии» была опубликована в
1829 – 1830 годах а «Казанском вестнике». Позднее он продолжал
разрабатывать различные стороны своей теории, результатом чего явились его
фундаментальные монографии «Воображаемая геометрия», «Новые начала
геометрии с полною теорией параллельных», «Пангеометрия».
Идеи великого математика, намного опередившие науку того времени, не
были поняты его современниками. Только профессор университета П. И.
Котельников в 1842 году отметил в своей актовой речи, что «изумительный
труд» новатора-математика рано или поздно найдет своих ценителей. Всеобщее
признание пришло к Н. И. Лобачевскому после его смерти. Его открытие
привело к важнейшим результатам не только в развитии математики, но и ряда
других наук, поставило его имя в один ряд с такими гениями, как Архимед,
Ньютон, Коперник, Ломоносов.
Большую известность университету принес астроном И. М. Симонов. Он был
единственным ученым среди участников кругосветной экспедиции Ф. Ф.
Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1819-1821 годах, открывшей Антарктиду. По
его работам «Слово об успехах плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» около
света», «О разности температур в южном и северном полушариях» и другим
ученый мир ознакомился с результатами важных наблюдений, сделанных в
экспедиции. Научные исследования принесли И. М. Симонову всемирную
известность. Он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук,
почетным членом многих русских и зарубежных научных учреждений.
Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграла казанская школа
химиков. Первый ее успех связан с именем Н. Н. Зинина, который в 1842 году
получил анилин из нитробензола. Это открытие скоро стало известно всей
Европе, оно имело большое значение для развития анилинокрасочной и
фармацевтической промышленности. «Зинину обязана русская химия своим
вступлением в самостоятельную жизнь, - писал А. М. Бутлеров. -…Его труды
впервые заставили ученых отвести русской химии почетное место».
Через два года ученые-химики многих стран снова произносили слово
«Казань»: профессор К. К. Клаус открыл здесь новый химический элемент –
рутений. «Рутений» в переводе с латинского означает «российский». К. К.
Клаус говорил, что новый элемент он назвал в честь своего отечества.
Открытия ученика Н. Н. Зинина – А. М. Бутлерова подтвердили, что
химическая лаборатория университета стала центром химической мысли страны.
А. М. Бутлерову принадлежит честь создания теории химического строения
органических веществ. Этой теории суждено было сыграть в органической химии
такую же роль, которую сыграла периодическая система Д. И. Менделеева в
неорганической химии. Исследования А. М. Бутлерова открывали дорогу синтезу
новых органических веществ, закладывали фундамент современной органической
химии.
С успехом продолжали славные традиции казанских химиков В. В.
Марковников, А. М. Зайцев, Ф. М. Флавицкий. Плодотворно трудились астроном
М. А. Ковальский, математики В. Г. Имшенецкий, А. П. Котельников, Ф. М.
Суворов, П. С. Порецкий, механик И. С. Громека и другие.
Блестящими успехами прославилась казанская школа медиков. Еще в 50-е
годы Е. Ф. Аристов провел ряд оригинальных исследований, пытаясь разгадать
строение мозга. Сама школа формируется трудами терапевта – клинициста Н. А.
Виноградова, гистолога К. А. Арнштейна, физиолога Н. О. Ковалевского. В 80-
е годы имя профессора Е. В. Адамюка сделалось даже нарицательным: всех
врачей окулистов в городе народ ласково называл «адамюки». Казань,- писала
газета «Волжский курьер»,-сделалась местом поломничества для тысяч больных
и не было, кажется, более известного имени из врачей среди населения
востока России, как имя Адамюка». Фундаментальные работы профессора Е. В.
Адамюка по-существу создали русскую офтальмологию.
Основоположником эксперементальной психологии в России стал В. М.
Бехтерев, организовавший в университете психофизиологическую лабораторию.
Его наблюдения обобщены в фундаментальном труде «Основы учения о функциях
мозга». Выдающиеся исследования в области физиологии были деланы
профессором Н. А. Миславским, в области электрофизиологии – профессором А.
Ф. Самойловым, который широко применял при исследовании сердца и
центральной нервной системы электрофизиологический метод.
Профессор-геолог Н. А. Головкинский первым начал интенсивно изучать
геологию Волжско-Камского края; он явился основоположником учения о фациях,
разработав проблем соотношения слоев различных геологических горизонтов. В
70-е годы формируется казанская школа геологов, представленная такими
крупными учеными, как А. А. Штукенберг, П. И. Кротов, М. Э. Ноинский, М. Э.
Янешевский. Основателями геоботанической школы стали С. И. Коржинский и А.
Я. Гордягин.
Мировое признание получили так же труды ученых-востоковедов: арабиста
Х. Д. Френа, тюркологов и иранистов А. К. Казембека, И. И. Хальфин, И. Н.
Березина, Н. Ф. Катанова, синолога В. П. Васильева, монголистов О. М.
Ковалевского и А. В. Попова. Славу казанским лингвистам принесли
исследования И. А. Бодуэна де Куртене, а так же В. А. Богородицкого –
основателя экспериментальной фонетики.
Казанский университет играл огромную роль в культурном развитии края и
многих других районов страны. Здесь следует сказать, что состав Казанского
учебного округа вначале входили все Поволжье, Урал, Сибирь, Кавказ,
Пензенская и Тамбовская губернии. Только после 1825 года Территория его
несколько сократилась.
Важную роль в развитии культуры и просвещения играла университетская
библиотека. Уже в 20-е годы она стала публичной, доступной для всех. Вскоре
в ней была организована специальная «комната для чтения» периодических
изданий. Университет выписывал около 50 русских, французских, немецких,
английских газет и журналов.
В 1806 году в Казани было организовано общество любителей отечественной
словесности. Вначале в него входили только преподаватели и студенты
университета, но вскоре его членами стали любители литературы из Нижнего
Новгорода, Перми, Астрахани и других городов Поволжья и Урала. Общество
успешно развивало свою деятельность. В 1817 году вышел первый том его
трудов – альманах, в котором были опубликованы произведения около двадцати
авторов.
В 1811 году издательский комитет университета стал выпускать «Казанские
известия» - первую провинциальную газету России. Она выходила один раз в
неделю, публикуя сообщения о международной и внутренней жизни, научные
статьи, исторические и этнографические материалы, литературные
произведения. Первый в Поволжье литературный журнал «Заволжский муравей»
так же издавался в 1832-1834 годах сотрудниками университета.
С 1821 года вместо «Казанских известий» университет стал выпускать
журнал «Казанский вестник» и в виде приложения к нему – еженедельную газету
«Прибавления к «Казанскому вестнику». Благодаря хорошо оснащенной
университетской типографии Казань стала одним из крупных книгоиздательских
центров страны.
Университет подготовил много талантливых педагогов. Среди них был отец
В. И. Ленина – И. Н. Ульянов, блестяще окончивший университет в 1854 году и
посвятивший всю свою жизнь просвещению трудового народа.
Царское правительство, открывая в Казани университет, ставило своей
целью превратить его в оплот русификации и христианизации, в центр
подготовки преданных ему кадров. Иной видели свою задачу передовые ученые-
гуманисты. Они считали, что университет должен быть центром развития науки,
образования и просвещения народов различных национальностей, изучения их
истории, языка и литературы. Большую роль в становлении его таким центром
сыграл Восточный разряд, где были созданы кафедры арабского и персидского,
монгольского, армянского, санскритского, маньчжурского языков, а так же
турецко-татарская кафедра.
Хотя царское правительство всячески ограничивало прием в университет
лиц других национальностей, презрительно третируя их как «инородцев», в
него все же попадали татары, башкиры, казахи, калмыки, буряты, монголы.
Конечно, это были единицы, но они были первыми представителями своих
народов, получившими высшее образование. Одним из замечательных
воспитанников Восточного разряда был Дорджи Банзаров – первый бурятский
ученый, известный просветитель-демократ.
Профессора университета К. Ф. Фукса называли одним из первых людей,
соединивших «русский и татарский народ тесными узами содружества». И в этом
нет преувеличения: К. Ф. Фукс был первым исследователем быта казанских
татар, он познакомил русского читателя с татарской народной поэзией.
Университет многое сделал для укрепления дружбы двух братских народов.
В нем плодотворно работал видный татарский ученый и прсветитель И. Хальфин,
который первым из татар был удостоен звания адъютанта. Он являлся автором
многих работ и публикаций, представлявших большую научную ценность. С
помощью Н. И. Лобачевского преподавателям университета стал и татарский
крестьянин М. Г. Махмудов.
Бескорыстную щедрую помощь и поддержку выдающемуся татарскому
просветителю-демократу К. Насыри. Он был другом многих из них, активно
участвовал в деятельности Общества археологии, истории и этнографии. То же
самое можно сказать и о таких выдающихся представителях татарского народа,
как Г. Ильяси, Ш. Марджани, Х. Фаезханов. В типографии университета были
изданы десятки исторических и литературных памятников, учебников для
татарских школ, философских и других научных сочинений. Первыми книгами,
отпечатанными в ней, были брошюра Ф. Волкова «О прививании коровьей оспы»,
изданная на татарском языке, и «Азбука и грамматика татарского языка».
Казанский университет сыграл важную роль в развитии революционно-
освободительного движения в России. Революционный дух среди его студентов
был особенно силен. Уже в сороковых годах здесь действовал тайный
политический кружок. Известный революционер В. В. Берви-Флеровский,
вспоминая о своих студенческих годах в Казани, рассказывал о приезде в
город трех посланцев из петербургского кружка М. В. Буташевича-
Петрашевского и об их влиянии на студентов. С этими воспоминаниями
перекликаются доносы инспектора о «тайных сборищах» студентов.
На формирование революционной идеологии в студенческой среде большое
влияние оказывали передовые ученые. В их числе был выдающийся педагог-
демократ Д. И. Мейер, работавший на кафедре гражданского права. В своих
лекциях он гневно обличал крепостное право, неравенство сословий. Один из
студентов писал о его лекциях: «Врезались в моей памяти воспоминания Мейера
об Остзейском крае и раздражение, с которым он говорил о жалком положении
крестьян… Такой искренний, правдивый, впервые встреченный протест открывал
глаза на многое, что не замечалось до того времени».
В апреле 1849 года в своей заключительной лекции Д. И. Мейер выступил с
пламенным призывом к своим ученикам: «Предчувствие не обманывает меня – я
верю в близость переворота во внутренней жизни нашего отечества. Каждый, в
ком есть человеческое сердце, невольно сознает всю нелепость крепостного
права… Я не допускаю даже мысли, чтобы вы, питомцы университета, когда-
нибудь оказались сообщниками постыдной торговли правосудием… Мало одного
пассивного в отношении к злу, вы обязаны бороться с ним на каждом шагу, в
каждый момент своей жизни, не останавливаясь ни перед какими затруднениями
или жертвами».
Слова Д. И. Мейера мало кого оставляли равнодушным. Именно под его
влиянием у студента университета Льва Толстого выраьоталось резко
отрицательное отношение к крепостному праву. Под руководством профессора-
демократа будущий великий писатель писал курсовую работу.
Студенты начинают участвовать в открытых политических выступлениях
против царских властей. Одним из первых таких выступлений была их петиция с
требованием отставки профессора физиологии В. Ф. Берви, который в своих
лекциях ратовал против вторжения материализма в «святилище науки». Студенты
добились своего: незадачливому профессору пришлось уйти в отставку.
Кумиром студентов был профессор истории, убежденный демократ А. П.
Щапов. Он преподавал в университете меньше года, но память о нем надолго
осталась в сердцах студентов. Уже первая его лекция, посвященная истории
русского народа, вызвылы гром аплодисментов. Она прозвучала апофеозом
деятельности декабристов. Г. В. Плеханов справедливо назвал эту лекцию
«едва ли не единственным в истории наших университетов» явлением такого
рода в ту эпоху.
Лекции А. П. Щапова звали студенчество на служение народу, на борьбу за
его права, го слова не расходились с делом. Это ярко доказал 1861 год,
когда была учинена кровавая расправа царских властей над безоружными
крестьянами в селе Бездна, возмутившая всю передовую Россию. Это событие
взволновало и казанских студентов. На многочисленной панихиде в память
жертв, павших от рук царских карателей, прозвучали пламенные слова А. П.
Щапова. «И вы, други, первые… - говорил он, - пали искупительными жертвами
деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш
сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ
наш не способен к инициативе политических движений… Земля, которую вы
возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобресть в
собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, - эта земля
воззовет народ к восстанию и к свободе».
Слова А. П. Щапова облетели всю Россию. Недаром А. И. Герцен писал в
«Колоколе» в 1861 году: «Как только пахнет свежим воздухом, здоровым,
обещающим весну, то это, наверное, с Урала или из Казани, из Киева или из
Харькова…». Щапова увезли из Казани под надзором жандармов.
О том, насколько были сильны Щаповские традиции в университете, показал
«казанский заговор» 1863 года, когда студенты приняли участие в подготовке
вооруженного крестьянского восстания против царизма. «Нравственное обаяние
личности Щапова, его огненная речь к студентам необходимости изучения
русского мужика, его нужд, его умственного просвещения сделали из них истых
демократов, борцов за права угнетенных и униженных»,-писал один из
участников студенческого освободительного движения И. М. Красноперов.
Прошло около десяти лет – и снова Казанский университет приковал
внимание всей России. На сей раз, это было связано с делом Лесгафта.
П. Ф. Лесгафт был избран на кафедру анатомии в 1868 году. С первых же
шагов своей деятельности он проявил себя последовательным ученым-
демократом, противником реакционной политики царизма в области просвещения.
В январе 1871 года был издан царский указ о «недопущении лиц женского
пола к слушанию лекций совместно со студентами». Однако в аудиториях, где
преподавал выдающийся ученый, стало появляться все больше девушек, решивших
посвятить себя медицине. Среди них была и Вра Фигнер, будущая знаменитая
революционерка.
Демократ по убеждению, П. Ф. Лесгафт не мог мириться с политикой
царизма, стремившегося превратить университет в учреждение для подготовки
верноподданных ему чиновников. Он публично выступал против этого в
«Петербургских ведомостях», разоблачая произвол, чинимый в Казанском
университете попечителем Шестаковым. Затем он опубликовал еще одну статью с
резкой критикой порядков , сложвшихся в университете. Этого власти уже не
могли перенести: П. Ф. Лесгафт был отстранен от преподавания и уволен из
университета. В знак солидарности с ним профессора Н. А. Головкинский , А.
Я. Данилевский, В. Г. Имшенецкий, В.В. Марковников, А. И. Якобий, А. Е.
Голубев и П. И. Левитский подали в отставку.
Так год от года за Казанским университетом упрочивалась репутация
«неблагонадежного». Особенно усиливается в нем революционный дух в эпоху,
когда на арену классовой борьбы выходит пролетариат. Передовое
студенчество стремится помочь ему. Наступает пора изучения марксизма.
13 августа 1887 года студентом первого курса юридического факультета
университета был зачислен Владимир Ульянов. В этот день открылась новая
страница в истории университета. Ведь именно здесь великий вождь
пролетариата вступил на путь прямой революционной борьбы, сделал первый шаг
в революцию.
4 декабря 1887 года состоялась знаменитая студенческая сходка в
Казанском университете, эхо которой прозвучало по всей России и за ее
пределами. Среди самых активных участников и руководителей сходки был
Владимир Ульянов.
Горделивостью Казани назвал поэт университет. И по праву: уже в
дореволюционный период он снискал городу славу научными открытиями и
богатыми традициями освободительной борьбы. Эту славу университет
значительно приумножил в последующие годы.



Список использованной литературы

«Молодость Древнего Города» 1978г Татарское книжное издательство, 1978
Web-site Казанского Государственного Университета (www.ksu.ru)
Web-site «Татарстан в сети Интернет» (www.kcn.ru)

-----------------------

Утвердительная грамота



Александр I в момент подписания грамоты



Устав Казанского университета



Н. И. Лобачевский



П. И. Котельников



И. М. Симонов



В. Г. Имшенецкий



А. Ф. Попов



Х. Д. Френ



К. Ф. Фукс







Новинки рефератов ::

Реферат: Основные этапы развития культуры Египта (Культурология)


Реферат: Методические указания по микропроцессорным системам (Программирование)


Реферат: Управленческий учет и анализ в принятии решений (Менеджмент)


Реферат: Великое княжество Литовское (История)


Реферат: Страховая деятельность в Российской Федерации (Страхование)


Реферат: Разработка программатора микросхем ПЗУ (Радиоэлектроника)


Реферат: Внешняя среда организации, ее характеристика (Менеджмент)


Реферат: Эпоха просвещения (История)


Реферат: Развитие у дошкольников представлений о сохранении свойств объектов (Педагогика)


Реферат: Новгород (История)


Реферат: Специфика маркетинга в лесном хозяйстве (Маркетинг)


Реферат: Биомагнетизм (Физика)


Реферат: Методичка по Excel 2000 (Кибернетика)


Реферат: Преподавание фонетики (Педагогика)


Реферат: Гражданское право (Шпаргалка) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ") (Философия)


Реферат: Задачи автоматизации процесса проектирования (Кибернетика)


Реферат: Социализация (Социология)


Реферат: Психологические условия освоения практ действий (Психология)


Реферат: Керенский Александр Федорович (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист