GeoSELECT.ru



История / Реферат: Москва Патриаршая. Советское время (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Москва Патриаршая. Советское время (История)



Москва Патриаршая
Советское время


Реферат по москвоведению Пичугиной Марии

Школа № 1276
Москва, 1997
«Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть
собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества
существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным
достоянием...»
Эти строки приведены из декрета «Об отделении Церкви от государства и
школы от Церкви», опубликованного 23 января (5 февраля) 1918 года.
Планомерное уничтожение и разграбление церковного имущества началось с
первых же месяцев Октября 17 года. До революции эти действия
рассматривались как кощунство и тяжкое преступление, Советская власть
сделала их узаконенными и даже почетными. Религия оказалась несовместимой
с коммунизмом, Церковь была заклеймена и являлась пережитком прошлого. И
это в 18 году, когда по статистическим данным 2/3 крестьянского и 1/3
городского населения были верующими и регулярно посещали богослужения. Но
это, очевидно, не смущало. В.И. Ленин в инструкции членам Политбюро писал:
«Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей
самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе
фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Без этого фонда никакая
государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в
частности совершенно немыслимы... Мы должны дать именно теперь самое
решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить
его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забывали этого в
течение нескольких десятилетий»[1]
За словами незамедлительно последовали действия: в январе 1918 года
вышел декрет ВСНХ о золоте и платине. Изделия из золота весом более 16
золотников переходили в собственность государства. Музеи, церкви, монастыри
были обязаны предоставить в месячный срок опись всех находящихся в их
ведении золотых изделий. В декабре 1918 года по распоряжению Моссовета во
всех храмах Москвы комиссиями было произведено взвешивание и описание
серебряных риз, богослужебных сосудов, окладов, крестов. Но это была только
прелюдия к грабежу московских храмов в 1922 году. Из Спасо-Андрониковой
обители вывезли 5 фунтов золота, 28 пудов серебряных предметов, 625
бриллиантовых, 125 алмазных камней, более 2 пудов жемчуга. 24 марта 1922
года полностью разорен Чудов монастырь. Из собора Василия Блаженного
вынесли 24 пуда серебра, из храма Христа Спасителя более 34 пудов. В общей
сложности из церквей Кремля было вывезено более 57 пудов церковных
ценностей: кадил, лампад, серебряных риз, окладов Евангелий. Новодевичий
монастырь потерял 20 пудов серебра, 47 бриллиантов, 97 алмазов, 61 сапфир.
А в декабре того же 1922 года Москва стала столицей только что
образованного СССР. Москва - столица «первого в мире пролетарского
государства», «первый на планете социалистический город». Началась эпопея
по переделке Первопрестольной в соответствии с её новым статусом. В 1922
году была снесена часовня - памятник во имя св. Александра Невского,
которая располагалась напротив гостиницы «Националь», была воздвигнута в
1883 году в честь победы в русско-турецкой войне. В 1925 году разобрали
церковь Архидиакона Евпла на углу Мясницкой и Милютинского переулка.
Летом 1927 года были разобраны Красные ворота, часовня преподобного Сергия
Радонежского у Ильинских ворот, церковь Рождества Богородицы на углу
Столешникова переулка и Петровки. В 1928 году была разрушена и вывезена в
неизвестном направлении церковь Праскевы Пятницы на Охотном ряду. Церковь
называлась «у старых поль»; сохранились сведения, что именно здесь
проводились судебные поединки по назначению старомосковского правосудия. Её
судьбу разделила колокольня Казанского собора, церковь Трех Святителей на
площади Красных ворот, колокольня церкви Благовещения на Тверской, Иоанна
Предтечи на Пятницкой. При составлении Генерального плана новой
социалистической Москвы действовал принцип: на месте церкви должна стоять
школа. Снос шел куда быстрей, чем строительство.
В 1929 году положение Церкви обострилось. В начале года за подписью
Кагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось,
что религиозные организации являются единственной легально действующей
контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была
дана команда к широкому применению административных и репрессивных мер в
борьбе с религией. Начался массовый арест священников, повсеместное
закрытие церквей. В Москве из 500 действующих храмов к 1 января 1930 года
оставалось 224, а через 2 года только 87. В 1929 году была проведена самая
кощунственная акция XX века - антирождество, а в 30-ом - антипасхальная
кампания. Была опробована взрывная техника: так исчезла часовня Иверской
Божией Матери, двухшатровые Воскресенские ворота Китай-города, 25
московских монастырей: Чудов и Вознесенский (в Кремле), Сретенский,
Скорбященский, Богоявленский на Никольской, Страстной, Никитский, Симонов.
Симонов ставропигальный мужской монастырь, основанный еще в 1370 году,
считался одной из крупнейших обителей: к 1917 году на территории монастыря
находилось 7 храмов с 11 престолами. Закрытый в 1923 году, в 1930-ом был
взорван. На месте монастыря в 1932-37 гг. был построен Дворец культуры
автомобильного завода им. Лихачева. Еще более страшной акцией Советского
правительства стало разрушение храма Христа Спасителя на Волхонке. С
момента его открытия 7 июля 1883 года, он являлся символом православия в
Москве. На бронзовой доске, заложенной в фундамент храма при строительстве,
были выгравированы слова: «Господи Спаситель наш! Прииди с высоты Святыя
Твоя на место сие, избери его в жилище Себе и благослови дело рук наших». И
в годы революции он продолжал оставаться главным среди Московских церквей.
В августе 1917 года здесь проходили заседания Поместного собора, а в ноябре
выборы патриарха Всея Руси. Дело сноса храма началось в злополучном 1922
году с объявления конкурса на лучший проект Дворца Советов, в 1931 году был
создан Совет строительства Дворца при Президиуме ЦИК СССР и специальный
Временный технический совет, на заседании которого в мае и было вынесено
предложение возвести здание на месте храма на Волхонке. 16 июля 1931 года
на заседании по делам культуры при Президиуме ВЦИК под руководством П.
Смидовича было принято решение об уничтожении храма. «Ввиду отвода участка,
на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов,
указанный храм ликвидировать и снести»[2]. 5 декабря 1931 года в полдень
прогремел первый взрыв. Хватило 45 минут, чтобы превратить храм в руины. До
мая 1932 года бетоноломами и с помощью взрывов крушили своды коридоров и
подвалов, оставалось разобрать восьмиметровый фундамент и старинную церковь
Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмакове, стоявшую рядом с храмом. Дворец
Советов построен так и не был, помешала война. Вырыли лишь котлован, где
позже построили бассейн «Москва» - «огромную лужу» в центре столицы. 31-32
гг. ознаменовались сносом известных старых московских церквей: Николы
Чудотворца в Воробине, Стефана за Яузой, Троицы в Зубове, Пимена в
Пименовском переулке. За эти годы было разрушено 426 храмов из 846,
существовавших в Москве к 1917 году.
Советское правительство совершало над религией насилие за насилием. То
небольшое выжившее количество церковных сооружений использовалось в
качестве мастерских, складов, подсобных помещений. В церкви Большого
Вознесения у Никитских ворот была проломлена стена и устроен гараж, в
церкви Нерукотворного Спаса помещался гальванический цех. Трагически
сложилась судьба церкви Всех Святых на Кулишках, основанной «в память всех
убиенных» в битве на Куликовом поле. Существует предание, что в этом храме
молился сам св. Князь Дмитрий Донской перед сражением. В 1930 году
Всесвятскую закрыли, священника арестовали, на колокольне был повешен
красный флаг. Церковь была обращена в филиал НКВД, в её подвалах постоянно
велись расстрелы, о чем свидетельствует огромное количество найденных
гильз. Только в 1975 году здание было передано в ведение Музея истории и
реконструкции Москвы. После минимального ремонта в храме размещалось в
течение 70-80-х гг. Гастрольбюро филиала Москонцерта. Не менее страшная
судьба постигла Новоспасский мужской монастырь, расположенный на
Крестьянской площади. В 1918 году - закрыт, обращен в концлагерь, затем в
тюрьму, позднее в нем располагались различные учреждения и предприятия. В
1930 году обитель Свято-Данилова монастыря была закрыта, насельники
расстреляны или сосланы в лагеря, на его территории размещен приемник для
детей репрессированных. Разорен Даниловский некрополь. Прах Гоголя,
Языкова, Рубинштейна, князей Черкасских был перенесен на Новодевичье
кладбище, остальные могилы были отданы на поругание. Часть территории Свято-
Данилова монастыря перешла заводу холодильных машин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Москва XX век» фотоальбом под редакцией Корнеева
Москва, «Планета», ТОО «Кузнецкий мост», 1993
1. «История русской православной церкви в 1917-1980 гг.» Протоирей
Владислав Цыпин Московская Патриархия, издательский дом «Хроника», 1994
3. «Отделение Церкви от государства в СССР// Полное собрание документов,
ведомственных распоряжений и определений Верховного суда РСФСР и других
Советских Социалистических республик» Гидулянов П.В. Москва, 1926
3. «Возрожденные святыни Москвы» Альманах «Памятники Отечества» №37
(1,1997)
4. «Православная Москва» Справочник действующих монастырей и храмов
Издательство братства святителя Тихона, 1995
5. «История Москвы в памятниках культуры» Т.А. Молокова, В.П. Фролов
«Московский лицей», 1997
6. «Храм Христа Спасителя в Москве. Страницы жизни и гибели.» Москва,
«Планета», ТОО «Кузнецкий мост», 1992
-----------------------
[1] «Наш современник» 1990 год №4 (стр.167-169)
[2] «Известия» 13 июля 1931 года






Реферат на тему: Москва в XV веке глазами иностранцев

Гуральский Юрий 10 класс “А”
МОСКВА В XV ВЕКЕ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ.
В XV веке город Москва по своему положению в самой середине страны,
по удобству водных сообщений, по своему многолюдству и, наконец, по
крепости стен есть лучший и знатнейший город в целом государстве. Он
выстроен по берегу реки Москвы на протяжении пяти миль, и дома в нем
деревянные, не очень огромные, но и не слишком низкие, а внутри довольно
просторные, каждый из них обыкновенно делится на три комнаты: гостиную,
спальню и кухню. Бревна привозятся из Герцинского леса; их отесывают по
шнуру, кладут одно на другое, скрепляют на концах, - и таким образом стены
строятся чрезвычайно крепко, дешево и скоро. При каждом почти доме есть
свой сад, служащий для удовольствия хозяев и вместе с тем доставляющий им
нужное количество овощей; от чего весь город кажется необыкновенно
обширным. В каждом почти квартале есть своя церковь. Это столица, то есть
место пребывания самого великого князя. В середине XV века в Москве княжил
великий князь Иоанн, властитель Великой Белой Руси, еще так в древности
называли иностранцы нашу Родину.
Иностранцев поражали сильные морозы, громадные леса и отсутствие
дорог (в прочем последнее поражает и сейчас). Если намеривались ехать на
дальние расстояния, то едут зимой, потому что все кругом замерзает и ехать
хорошо, если бы только не стужа. Сани представляли собой нечто вроде
домика, который везет одна лошадь. Усаживаясь в сани, укрывались любым
количеством одеял.
В конце октября Москва река, протекающая через город, вся замерзала на
ней строили лавки для различных товаров, и там происходили все базары, а в
городе почти ничего не продавали. Так делалось потому, что место это
считалось менее холодны, чем всякое другое: оно окружено городом со стороны
обоих берегов и защищено от ветра. Ежедневно на льду реки находилось
громадное количество зерна, говядины, свинины, дров, сена и всяких других
необходимых товаров. В течение всей зимы эти товары не иссякали. К концу
ноября обладатели коров и свиней забивали скотину и везли на продажу в
город. Туши ободранные от шкур быков, коров, свиней и другой живности
ставили на ноги на льду реки. Количество туш, выстроенных рядами поражали
воображение, они были тверды как мрамор, их невозможно было разрубить
предварительно не положив в печь для разморозки. На базаре продавалось
множество рыбы, которой изобиловали реки и озера, кур, зайцев, другой дичи
было мало.
На льду замерзшей реки устраивались конские бега и другие увеселения.
Зимой одевались обычно в лисьи меха, особенно в их белые горла, в середине
сезона употреблялись более легкие меха, летом же льняные ткани, из которых
делались рубахи и другие одежды. Дворяне употребляли соболя и другие ценные
меха, а в теплое время горностаев и спинки мехом наружу, а кожей меха к
рубашке, что дает возможность сохранить свежесть. Шерстяные ткани, щелка,
парчи и подобные материалы привозили иностранцы, а именно - германцы и
другие купцы, приезжавшие из Венгрии, Греции, Польши и других отдаленных
мест. В течение всей зимы собиралось множество купцов, которые покупали
исключительно меха - соболей, лисиц, горностаев, белок и иногда рысей. И
хотя эти меха добывались за много дней пути от города Московии, больше в
областях на северо-востоке, на севере, на северо-западе, однако все
съезжались в столицу.
Иностранцы так описывали Москвичей: “Русские очень красивы, как
мужчины, так и женщины, но вообще народ грубый. Они величайшие пьяницы и
весьма этим похваляются, презирая непьющих. У них нет никаких вин, но они
употребляют напиток из меда, который они приготавливают с листьями хмеля.
Этот напиток вовсе не плох, особенно если он старый. Однако государь не
допускает, чтобы каждый мог свободно его приготовлять, потому что, если бы
они пользовались полной свободой, то ежедневно были бы пьяны.”

Литература
Иностранцы о древней Москве/ Составитель М.М.Сухман/ Издат. “Столица”/
1991 г.
История города Москвы/ Иван Забелин/ Издат. “Столица”/ 1990 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Способы совершения компьютерных преступлений (Управление)


Реферат: Отечественная война 1812 г (История)


Реферат: Социальные институты общества (Социология)


Реферат: Базы данных. Создание форм и отчетов (на примере ACCESS) (Программирование)


Реферат: Голод в СССР в 1946-1947 (История)


Реферат: Автоматические коробки передач (Технология)


Реферат: Математика и физика в средней школе (Педагогика)


Реферат: Религия первобытного общества (Мифология)


Реферат: НАТО И ГЕОПОЛИТИКА УКРАИНЫ (Политология)


Реферат: Г.В. Свиридов (Музыка)


Реферат: Концепция культуры в работе О Шпенглера "Закат Европы" (Культурология)


Реферат: Эволюция центральной нервной системы (Биология)


Реферат: Витамины (Спорт)


Реферат: Автоматизация редукционно-охладительной установки (Технология)


Реферат: Содержание и последовательность обучения базовой технике дзюдо (Физкультура)


Реферат: Порядок применения органами ФПС РФ норм административного законодательства при охране государственной границы на участке Дальневосточного пограничного округа (Военная кафедра)


Реферат: Бабочки и мотыльки (Биология)


Реферат: Грегор Иоганн Мендель (Исторические личности)


Реферат: Николай Второй (Исторические личности)


Реферат: Теория бухучета (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист