GeoSELECT.ru



История / Реферат: "Мы были дети 1812 года…" (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Мы были дети 1812 года…" (История)



«Мы были дети 1812 года…»

Первые русские революционеры – декабристы – были борцами против
крепостного права и самодержавия. Во имя этой цели они выступили с оружием
в руках сто семьдесят пять лет тому назад – 14 декабря 1825 года – в
Петербурге, тогдашней столице Российской империи, на Сенатской площади, где
высится памятник Петру I. По месяцу восстания – декабрю – они и называются
декабристами.
История освободительного движения в Росси начинается именно с них. Они
впервые создали революционную организацию, разработали политическую
программу и осуществили вооружённое выступление против самодержавно-
крепостнического строя.
Цели движения декабристов отражали основные исторические задачи,
возникшие в развитии России того времени. Движение декабристов выросло на
почве русской действительности. Не увлечение западноевропейской передовой
философией, не заграничные военные походы, не примеры западноевропейских
революций породили движение декабристов, его породило историческое развитие
их страны, объективные исторические задачи в русском историческом процессе.
Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием
как главные цели своей деятельности. Они постепенно формировали свои
взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства
хорошо знали, в событиях Отечественной войны 1812 года, на полях которой
они проливали кровь, защищая Родину от вторгнувшихся Наполеона, в
заграничных походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели «войну
народов и царей» против феодального угнетения.
Период мировой истории, ограниченный датами 1789 – 1871 гг. (от
Великой французской буржуазной революции до преддверия Парижской Коммуны),
- это по словам Ленина, «эпоха подъёма буржуазии, её полной победы. Это –
восходящая линия буржуазии, эпоха буржуазно-демократических движений
вообще, буржуазно-национальных в частности, эпоха быстрой ломки переживших
себя феодально-абсолютистских учреждений»[1].
Для стран Европы и Америки период конца XVIII – первой половины XIX
века был ознаменован кардинальными социально-экономическими и политическими
изменениями, крупными революционными событиями. Это была эпоха подъёма
буржуазии и утверждения капитализма, «эпоха ломки отживших феодально-
абсолютистских режимов»[2]. Хотя крепостническая Россия и отставала в своём
социально-экономическом развитии от стран европейских, в ней развивались те
же процессы: назревал кризис феодально-крепостнической формации и всё
очевиднее становилась необходимость буржуазно-демократических
преобразований – ликвидации крепостничества и самодержавия, сословного
строя и феодально-абсолютистских учреждений. Особенностью российского
исторического процесса являлось то, что на раннем этапе освободительного
движения руководство борьбой за объективно буржуазные преобразования
всецело принадлежало дворянству, а не буржуазии. Это и определило
своеобразие характера первого этапа освободительного движения в России.
Многое удивительно и своеобразно в этом революционном движении.
Декабристы принадлежали к поколению дворянских революционеров. Это
была небольшая часть наиболее образованного передового привилегированного
дворянского сословия, опора царизма. Они сами имели право владеть
крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая,
на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они
поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Великая
историческая заслуга декабристов заключалась в том, что они «рождённые в
среде палачества и раболепия», смогли подняться выше своих классовых
интересов, презреть свои сословные привилегии и пойти сознательно на явную
гибель во имя высоких и благородных идеалов.

Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов
оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный
патриотический подъём всего русского народа; и аракчеевская реакция,
установившаяся в первые годы царствования Александра I; и то, что народ,
вынесший на своих плечах всю тяжесть войны, продолжал оставаться в
крепостной зависимости.
«Мы были дети 1812 года. Принести в жертву всё, даже самую жизнь ради
любви к Отечеству было сердечным побуждением нашим»[3], - говорил декабрист
Матвей Муравьёв-Апостол. Увиденное ими в России после возвращения из
заграничных походов – нищета и рабство народа-победителя, произвол
самодержавия – унижало национальное самосознание и оскорбляло
патриотические чувства, вызывало стремление изменить существующий порядок
вещей.

Формирование мировоззрения

декабристов.
Много первостепенных по значению политических событий прошло через
сознание декабристов. В детстве они слышали разговоры о воцарении нового
императора – Александра I; до них доходили смутные разговоры о том, что его
отца – императора Павла I – задушили во время дворцового переворота,
называли имена участников заговора. Детьми или подростками они узнали о
первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы и
старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их
складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была
в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения.
Одни из них учились в Московском университете, другие – в Московской
школе колонновожатых (будущей Академии генерального штаба), третьи – в
Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были
затронуты, как говорили сами декабристы, «духом времени». Сомнение в
справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.
Крестьян в университет не допускали, но на университетских скамьях студенты-
дворяне встречались со студентами-разночинцами. Мещанские, купеческие и
поповские сыновья слушали лекции в одной аудитории с молодыми дворянами.
Однако студенты-дворяне отличались от студентов-разночинцев даже формой –
мундиром и шпагой. Студенты-дворяне подъезжали к университету в экипажах, в
сопровождении гувернёров – французов или англичан, а рядом по улице шли
пешком к университету плохо одетые студенты-разночинцы.
Дворянство жило широкой и весёлой жизнью. В Москве в день бывало по
нескольку десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а
рядом в бедных домишках и лачугах ютились мещане и трудовая беднота. В
учебнике же естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали:
«Законы должны быть для всех граждан одинаковы». Противоречие между
передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России
законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений
русской действительности переходила к книге, а от книги – опять к русской
действительности.
Потихоньку, из рук в руки, студенты передавали запрещённую книгу
великого русского писателя XVIII века А. Н. Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву». За эту книгу императрица Екатерина II бросила
Радищева в тюрьму. Человек «родится в мир равен во всём другому»,
говорилось в этой книге. Жестокие картины крепостного права и самодержавия,
которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью,
окружавшей юношей. «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому
естеству состояние», могли прочитать они в другом произведении Радищева. В
дневнике будущего декабриста, студента Московского университета, Николая
Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. «В
Сенате много дураков»[4], - записывает он однажды.
Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещённых русских книг.
С Запада более свободно проникали – ещё в библиотеки дедов и отцов -

произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в руки
передовой молодёжи книги французских корифеев вольнолюбия – Вольтера,
Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Читались новые книги, передовые
иностранные газеты и журналы. Против ложного положения о якобы
«прирождённом» праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея
о прирождённом равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех
феодальных привилегий. Против неограниченного права абсолютного монарха
повелевать по произволу своими подданными поднималась на борьбу идея о
власти, принадлежащей народу. В бой с феодальной религией, мистикой,
суеверием вступала идея о верховенстве человеческого разума и истинного
просвещения.
Возникает сомнение и в официальной религии. Поднимается пока ещё
неясное чувство обиды, что Россия – любимая Родина – угнетена, как никакая
другая европейская страна.
Подрастающие дворяне с детства привыкли слышать о воинской славе
России, о блестящих победах Румянцева и Суворова. Россия, в XVIII веке
расширявшая свои границы и торжественно заключавшая блистательные мирные
договоры, в первые же годы XIX века стала претерпевать чувствительные удары
от Наполеона. Студенты Московского университета, среди которых в те годы
воспитывалось свыше двух десятков будущих декабристов, тяжело переживали
«позор Тильзита». Лицеист Пушкин сочинял эпиграммы на Александра I,
которому переломили нос под Аустерлицем.
Около 1811 года в Москве образовалось среди будущих декабристов
«юношеского собратство», члены которого, увлечённые идеями «Общественного
договора» Руссо, решили поехать на Сахалин и «составить новую республику».
Для этого уже были «сочинены законы» и даже придумана особая одежда новых
социальных реформаторов: синие шаровары, куртка, пояс с кинжалом, а на
груди «две параллельные линии из меди в знак равенства». Среди этих
фантазий весть о том, что Наполеон перешёл границы России, поразила всех,
как громом.
В ту эпоху дворяне могли по собственному желанию служить или не
служить на военной службе. Добровольность военной службы была их
привилегией. Будущие декабристы были охвачены патриотическим порывом –
именно это и привело их в ряды защитников Родины. «В 1812 году не имел я
образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству»[5], - писал декабрист
Никита Муравьёв.
Россия была охвачена брожением. Защитники старого и сторонники нового
всё отчётливее делились на два лагеря: «Эти две партии находятся всегда в
своего рода войне, - кажется, что видишь духа мрака в схватке с гением
света», - писал один современник. Лагерь фамусовых и скалозубов пришёл в
столкновение с лагерем Чацких.
Декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы
были понятны не им одним – около них был широкий круг сочувствующих.
Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы,
заставляла задумываться над революцией. Общую возбуждённую атмосферу
времени, их воспитавшего, прекрасно, ярко и точно охарактеризовал один из
самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель. Он писал об этом
так: «Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и
предшествовавших и последовавших времён, показали, сколько других
постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учреждённых,
столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько
опять изгнанных, столько революций совершённых, столько переворотов
произведённых, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с
возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век
свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями.
От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии
до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих
двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка.
Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот
причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и
укоренили оные в умах»[6].
Ранние преддекабристские организации.
Созданию тайного общества декабристов предшествовало образование
тесных товарищеских групп, в которых можно было постоянно обмениваться
мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Самый воздух эпохи содействовал
возникновению тесных идейных связей. В насыщенной вольнолюбивыми идеями
атмосфере глубоко дышалось после «грозы двенадцатого года». Всё звало к
концентрации сил и принятию практических решений, а стало быть – к
организации, к сплочению единомышленников.
Первому тайному обществу декабристов предшествовало создание более
ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его
непосредственной предпосылкой. После войны 1812 года возникают четыре
ранние преддекабристские организации: две офицерские артели - одна в
Семёновском полку, другая среди офицеров Главного штаба («Священная
артель»), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и «Общество русских
рыцарей» Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова.
О Семёновской артели свидетельствует декабрист И. Д. Якушкин, один из
её основателей. Она сложилась в гвардейском Семёновском полку вскоре после
окончания войны, по-видимому, в 1814 году, когда гвардия из Парижа
двинулась в Петербург. В артель входило, по воспоминаниям И. Д. Якушкина,
человек 15 или 20 семёновских офицеров, которые сложились, чтобы иметь
возможность каждый день обедать вместе. «После обеда одни играли в шахматы,
другие читали громко иностранные газеты и следили за происшествиями в
Европе, такое времяпрепровождение было решительно нововведение»[7].
Полковой командир Семёновского полка генерал Потёмкин покровительствовал
артели и иногда обедал вместе с её членами. Но «через несколько месяцев»
после возникновения артели Александр I приказал полковому командиру
«прекратить артель в Семёновском полку», сказав при этом, что «такого рода
сборища офицеров ему очень не нравятся».
Офицерскую «Священную артель» основа офицер генерального штаба
Александр Муравьёв, будущий основатель тайного общества декабристов. Друг
А. С. Пушкина, лицеист Иван Пущин был членом этого содружества: «Ещё в
лицейском мундире я был частым гостем артели, которую тогда составляли
Муравьёвы (Александр и Михайло), Бурцов, Павел Колошин и Семёнов. Бурцов,
которому я больше высказывался, нашёл, что по мнениям и убеждениям моим,
вынесенным из Лицея, я готов для дела. На этом основании он принял в
общество меня и Вольховского». Так описывает И. И. Пущин своё вступление в
тайное общество декабристов.
Артель устроила свой внутренний быт на республиканский манер; в одной
из комнат висел «вечевой колокол», по звону которого все участники артели
собирались для решения общих дел: «Каждый член общества имел право в него
звонить, - замечает Николай Муравьёв. – По звуку все собирались и тогда
решались требования члена».
Общество («Орден») русских рыцарей основано в 1814 году по замыслу
молодого генерал-майора, участника Отечественной войны Михаила Орлова.
Первым примкнувшим к нему участником был богатый граф Матвей Дмитриев-
Мамонов, страстный патриот, предложивший в начале войны 1812 года на
собственные средства образовать новый кавалерийский полк. К «Ордену» были
причастны племянник знаменитого русского просветителя Н. И. Новикова –
Михаил Новиков, поэт-партизан Денис Давыдов, будущий декабрист Николай
Тургенев.
Сторонники нового, борцы против обветшавшего феодально-
крепостнического строя постепенно стягиваются к одному полюсу. Против них
начинает объединять свои силы лагерь защитников старого косного порядка.
Процесс поляризации двух лагерей протекал интенсивно. Человек, примкнувший
к сторонникам нового, по-новому осознавал себя и свою роль в истории.
Защита Родины, заграничные походы, участие в освобождении европейских
народов воспитали в нём и новое понятие чести. Оно состояло прежде всего в
новом требовании к самому себе: быть деятельным участником исторических
событий, быть преобразователем угнетённой Родины. Франция пугала «ужасами
Французской революции», надо избежать их у нас, - это было ясно для дворян-
революционеров. Сознание дворянина противилось представлению о народной
революции.
Яркой отличительной чертой всё отчётливее формировавшегося и численно
возраставшего передового лагеря была любовь к Отечеству, и не просто
любовь, а, применяя их выражение, «пламенная любовь к Отечеству». Она была
истинной, а не ложной или внешней любовью, ибо она хотела глубокого
преобразования родной страны в духе очередных исторических задач, выросших
из глубины её исторического процесса. Формирующееся революционное
мировоззрение звало к действию. По словам декабриста Оболенского, молодые
новаторы хотели увидеть «новую эпоху народную любимого ими Отечества». Они
хотели действовать во имя блага родной страны, потому что они были
«истинными и верными сынами Отечества.


Союз спасения, или общество истинных и Верных сынов Отечества.


Тайное общество декабристов родилось в 1816 году в Петербурге.
Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она
стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Когда
общество оформилось и разработало свой устав (главный автор его – Пестель),
оно получило название Общества истинных и верных сынов Отечества.


Первое время целью тайного общества было только освобождение
крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели
присоединилась и вторая: борьба с самодержавием, с абсолютизмом. Она
вылилась в требование конституционной монархии.


Основателем тайного общества декабристов был 24-летний
полковник генерального штаба Александр Николаевич Муравьёв. Семья
Муравьёвых была одним из культурнейших очагов своего времени, но она была
стеснена в средствах. Отец с трудом дал детям хорошее образование и
предупредил сыновей, что далее они должны рассчитывать только на свои силы,
не надеясь на его помощь. Поэтому жизнь братьев Муравьёвых была почти что
бедной, во время войны «шинель служила покрывалом и халатом, а часто
заменяла и дрова»[8] (слова брата А. Муравьёва – Николая).

Князь Сергей Петрович Трубецкой, бывший ранее поручиком Семёновского
полка, а затем старшим офицером Генерального штаба, получил широкое и
разностороннее образование, слушал лекции в Московском университете. Он
принимал деятельное участие на каждом этапе тайного общества. Однако он
мало участвовал в творчестве идей, чаще всего брал на себя организационную
работу. Он был крайне осторожен, колебания и нерешительность были
характерны для его поведения. Начиная с первой декабристской организации он
боролся с радикальным течением; в дальнейшем он «увенчает» эту борьбу
своей неявкой на площадь восстания в день 14 декабря 1825 года.
Подпоручик Генерального штаба Никита Муравьёв вырос в богатой,
обеспеченной и культурной дворянской семье. Его отец М. Н. Муравьёв был
близок к екатерининскому двору, как воспитатель великих князей Александра и
Константина. Никита Муравьёв получил тщательное и разностороннее
образование, прекрасно знал историю, рано стал интересоваться литературой,
хорошо изучил пять европейских языков, владел древними языками – латинским
и греческим. Муравьёв был студентом Московского университета, где
одновременно с ним учились Грибоедов и целая плеяда будущих товарищей его
по тайному обществу. В 1812 году 17-летним юношей Никита тайно сбежал из
дома на войну, захватив с собой карту местности и список наполеоновских
маршалов.
Вскоре Муравьёв принял участие в заграничных походах, побывал в Париже,
познакомился с общественными деятелями того времени. К моменту организации
тайного общества он был полон преобразовательных стремлений и в первые годы
истории декабристского движения шёл в русле радикального течения.
«Беспокойный Никита» – так назвал его А. С. Пушкин в X песне «Евгения
Онегина».
Подпоручику лейб-гвардии Семёновского полка Матвею Муравьёву-Апостолу
было 22 года в момент основания общества, а брату его Сергею – всего 19
лет. Братья Муравьёвы-Апостолы, родившиеся в богатой дворянской семье, были
детьми русского посланника в Испании и воспитывались в Париже. Мать
Скрывала от них, что в России существует крепостное право, и оба подростка
были потрясены, когда узнали о нём, приехав в Россию. Они выросли
страстными патриотами и мечтали служить Родине. Оба прошли через войну 1812
года и заграничные походы. Особенно выделялся Сергей, богато одарённый,
живой, рвавшийся к деятельности, привлекавший к себе сердца товарищей.
Имя двадцатилетнего подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка Ивана
Дмитриевича Якушкина замыкает шестёрку инициаторов – первых членов и
основателей тайного общества. Якушкин происходил из бедной семьи
разорившихся смоленских дворян. У Якушкина рано развились философские
интересы, на почве которых он сблизился с другом Пушкина и Грибоедова -
Петром Чаадаевым. Якушкин также был участником войны 1812 года, Бородинской
битвы, заграничных походов. Он был человеком строгого морального облика,
требовательным к себе, с высокими умственными запросами.
Вскоре после основания общества в его члены был принят Михаил
Николаевич Новиков, племянник знаменитого просветителя XVIII века. Новиков
был много старше других декабристов по возрасту: в момент вступления в
общество ему было 40 лет. По убеждениям он был республиканцем. Новиков
принял в тайное общество одного из самых выдающихся декабристов – Павла
Ивановича Пестеля.
Пестель был сыном сибирского генерал-губернатора. Отец отправил сына
за границу для получения образования, которое Пестель закончил в России в
Пажеском корпусе, где поражал своими знаниями преподавателей, обратив на
себя внимание и самого Александра I, присутствовавшего на выпускном
экзамене. Первые проблески вольнодумства зародились у него уже в это время.
Тяжело раненый в ногу во время Бородинской битвы, юный Пестель получил
награду – золотое оружие – из рук Кутузова.
А. С. Пушкин писал о нём: «Умный человек во всём смысле этого слова…
один из самых оригинальных умов, которых я знаю».
В момент вступления в общество Пестель числился в гвардейском
кавалергардском полку и был адъютантом графа Витгенштейна. Он жадно учился,
слушал лекции передовых профессоров и невероятно много читал – товарищи
всегда вспоминали его окружённым книгами. Исключительная одарённость
соединялась у Пестеля с яркой волевой натурой и крупным организаторским
талантом.
Таковы были первые члены молодого тайного общества.
Решено было прежде всего написать устав, или «статут», тайного
общества. Для «успешного действия нужен порядок и формы», - справедливо
полагал Сергей Трубецкой.
«Статут», или устав, первого общества декабристов не дошёл до нас:
сами декабристы сожгли его, когда в 1818 году преобразовали своё общество.
Торжественное введение устава, написанное декабристом Ильёй Долгоруким,
объясняло общую цель тайного Общества истинных и верных сынов Отечества –
«подвизаться на пользу общую всеми силами»[9] во имя блага Родины. Для
этого нужно было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия:
вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления
в виде конституционной монархии. Необходимо «принудить» царское
правительство согласиться на представительное правление. Удобнее всего это
сделать в момент смены императоров на престоле. К «статуту» были приложены
тексты торжественных клятв по масонскому образцу. Клятвы приносились на
кресте и евангелии. Члены общества клялись всё хранить в строжайшей тайне,
не выдавать друг друга. Предателям грозила смерть: «яд и кинжал везде
найдут изменника»[10].
В 1817 году тайное общество переселилось из Петербурга в Москву.
Квартира полковника Александра Муравьёва стала местом собраний декабристов.
Другим центром стал дом полковника Фонвизина. В дни ранней осени 1817 года
в истории декабристов и возник так называемый Московский заговор.
У членов тайного общества, стремившихся к скорейшему достижению своей
цели, возникла мысль: нельзя ли ускорить смену монархов на престоле путём
цареубийства? Декабрист Якушкин сам предложил себя в цареубийцы и никому не
хотел уступить «этой чести». Но члены общества сомневались в
целесообразности цареубийства. Не было гарантии, что новый царь согласится
на конституцию и освободит крестьян от крепостного права. В жарких спорах
общество решило ликвидировать прежнюю организацию и основать другую, на
новых началах.
Союз благоденствия.
В 1818 году начала свою деятельность новая декабристская организация –
Союз благоденствия.
Союз благоденствия также был конспиративной организацией и имел те же
основные цели борьбы, что и Союз спасения, - ликвидацию крепостного права и
самодержавия.
Последователи философов-просветителей XVIII века, декабристы полагали,
что «миром правят мнения». Общественное мнение – вот сила, которой надо
овладеть, именно она свалит феодализм.
Для овладения общественным мнением Союз благоденствия должен был, по
планам декабристов, создать целую сеть тайных и легальных организаций и
руководить ими. Было запроектировано создание повсюду литературных,
научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и
кружков молодёжи. Предполагалось, что в течение двадцати лет будет
готовиться общественное мнение и примерно около 1840 года произойдёт
революция.
Число членов тайного общества превысило 200 человек. Передовая
молодёжь повсюду смело выступала против старых, отживших форм жизни,
тормозивших движение страны вперёд. Чацкий, произносящий жаркие речи против
старой жизни, - живая фигура того времени, а «Горе от ума» – великий
памятник эпохи.
Далеко не всё, задуманное членами Союза благоденствия, было
осуществлено – многое так и осталось в замысле. Но всё же за годы своего
существования (1816 – 1821гг.) Союз благоденствия сделал немало. Он
оформился организационно, развернул большую работу над своей программой,
создал первую часть своего устава – «Зеленой книги». Главные управы Союза,
как показывает Сергей Муравьёв-Апостол, «находились в Петербурге, Москве и
Тульчине»[11]. Главная – Коренная управа общества находилась в Петербурге.
Литературное общество «Зелёная лампа» являлось филиалом Союза
благоденствия. Заметим, совпадения цвета лампы и устава Союза – «Зелёной
книги»: зелёный цвет – символ надежды.
Офицеры – члены общества претворяли идеи «Зелёной книги» на практике:
отмена телесных наказаний, обучение в юнкерских школах в армии.
Однако неудовлетворённость просветительной деятельностью в условиях
роста крестьянских волнений, выступлений в армии, революционных событий в
Европе привели к радикализации части Союза. В1821 году в Москве собрался
съезд Коренной управы. Они объявили Союз благоденствия «распущенным», чтобы
облегчить отсев «ненадёжных членов», выступавших против заговора и
насильственных мер.
Возникновение Южного и Северного обществ.
Сразу после съезда почти одновременно возникли тайные Северное и Южное
общества, объединившие сторонников вооружённого переворота и подготовившие
восстание 1825 года.
Южная управа Союза благоденствия в Тульчине стала Южным обществом, а
председателем его – П. И. Пестель. К 1820 году Пестель стал убеждённым
сторонником республиканской формы правления. В1824 году Южное общество
приняло составленный им программный документ – «Русскую правду»,
выдвинувший задачу установления в России республиканского строя. «Русская
правда» провозглашала диктатуру Временного верховного правления на всё
время революции, которая, как предполагал Пестель, должна продлиться 10-15
лет.
По проекту Пестеля Россия должна была стать единым централизованным
государством с республиканской формой правления. Законодательная власть
принадлежала Народному вечу из 500 человек, которое избиралось на 5 лет.
Органом исполнительной власти становилась, избираемая на вече Державная
дума из 5 членов. Высшим контрольным органом был Верховный собор из 120
граждан, избираемых пожизненно. Сословное деление уничтожалось. Все
граждане наделялись политическими правами. Крепостное право решительно
уничтожалось. Земельный фонд каждой волости делился на общественную
(неотчуждаемую) и частную половину. Из первой половины землю получали
освобождаемые крестьяне и все граждане, пожелавшие заниматься земледелием.
Вторая половина состояла из казённых и частных владений и подлежала купле-
продаже. Проект провозглашал священное право личной собственности,
устанавливал для всех граждан республики свободу занятий и вероисповеданий.
Южное общество признало необходимым условием успеха начало
вооружённого выступления в столице, соответственно были изменены условия
членства в обществе: теперь членом его мог стать только военный; было
принято решение о строжайшей дисциплине и конспирации.
После ликвидации Союза благоденствия в Петербурге сразу сформировалось
новое тайное общество – Северное, основное ядро которого составили Н.
Муравьёв, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Пущин. В
дальнейшем состав общества значительно расширился.
Ряд членов Северного общества отошёл от республиканских решений
Коренной управы и вернулся к идее конституционной монархии. О программе
Северного общества можно судить по конституционному проекту Никиты
Муравьёва, не принятому, правда, в качестве официального документа
общества. Россия становилась конституционно-монархическтм государством.
Вводилось федеративное деление страны на 15 «держав». Всего их было 15, в
каждой столице была своя держава. Вот список держав их столиц:
1. Ботническая – Гельсингфорс
2. Волховская – Город Святого Петра (Петербург)
3. Балтийская – Рига
4. Западная – Вильно (Литва)
5. Днепровская – Смоленск
6. Черноморская – Киев
7. Кавказская – Тифлис
8. Украинская – Харьков
9. Заволжская – Ярославль
10. Камская – Казань
11. Низовская – Саратов
12. Обийская – Тобольск
13. Ленская – Иркутск
14. Московская область – Москва
15. Донская область – Черкасск
Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород.
Власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим
законодательным органом являлось Народное вече, избиравшееся сроком на 6
лет на основе высокого имущественного ценза. Законодательную власть в
каждой «державе» исполняло двухпалатное Державное вече, избиравшееся на
срок 4 года. Императору принадлежала исполнительная власть, он становился
«верховным чиновником». Высшим судебным органом федерации становилось
Верховное судилище. Сословный строй отменялся, провозглашались гражданские
и политические свободы. Крепостное право уничтожалось, в последнем варианте
конституции Н. Муравьёв предусмотрел наделение освобождаемых крестьян
землёй (2 десятины на двор). Помещичья собственность сохранялась.
Проект Н. Муравьёва обсуждался в Северном обществе, но он не стал
документом, выражающим взгляды всех членов общества. Всё большую силу в
Северном обществе набирало радикальное течение, главой которого стал
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 – 1826 гг.). Значительную известность ему
принесла литературная деятельность: популярна была его сатира на Аракчеева
«К временщику» (1820г.), а также «Думы», прославлявшие борьбу с тиранией.
Рылеев придерживался республиканских воззрений. В Общество он вступил в
1823 году и уже через год был избран его директором.
Наиболее напряжённая деятельность декабристских организаций приходится
на 1824 – 1825 гг.: велась подготовка к открытому вооружённому выступлению,
шла упорная работа над согласованием политических платформ Северного и
Южного обществ. В 1824 году было принято решение к началу 1826 года
подготовить и провести объединительный съезд, а летом 1826 года осуществить
военный переворот.
Во второй половине 1825 года силы декабристов увеличились: к
Васильковской управе Южного общества присоединилось Общество соединённых
славян. Оно возникло в 1818 году как тайное политическое «Общество первого
согласия», в 1823 году преобразовалось в Общество соединённых славян. Целью
организации было создание мощной республиканской демократической федерации
славянских народов.
В мае 1821 года о заговоре декабристов стало известно императору: ему
донесли о планах и личном составе Союза благоденствия. Но Александр I
ограничивался словами: «Не мне их казнить». Своей позиции до конца жизни он
не изменил, несмотря на то, что доносы продолжали поступать (последние
Александр I получил в октябре 1825 года).
Междуцарствие. План государственного переворота.
В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге,
Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат
Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови,
Константин по правилам престолонаследия не мог передать престол своим
потомкам и поэтому отрёкся от престола. Наследником Александра I должен был
стать следующий брат, Николай – грубый, жестокий, ненавидимый в армии.
Отречение Константина держали в тайне – о нём знал лишь самый узкий круг
членов царской семьи. Необнародованное при жизни императора отречение не
получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться
Константин; 27 ноября население было приведено к присяге Константину.
Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия.
Николай боялся народного возмущения и выступления тайного общества, не
дождался от брата формального акта об отречении. На 14 декабря была
назначена «переприсяга», - на этот раз уже Николаю I.
Декабристы ещё при создании первого тайного общества приняли решение
выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент теперь и
наступил. Декабристы не знали о грозящих опасностях и возможности личной
гибели.
…На квартире Рылеева был разработан план действия. 14 декабря на
площадь выйдут революционные войска под командованием членов тайного
общества. Диктатором восстания был выбран князь Сергей Трубецкой. Войска
должны были выйти рано утром на Сенатскую площадь, потому что именно там
сенаторы буду присягать новому императору. Силой оружия нужно заставить их
объявить правительство низложенным и издать Манифест к русскому народу. В
революционном Манифесте объявлялось «уничтожение бывшего правления» и
учреждение Временного революционного правительства.
Одновременно гвардейский морской экипаж, Измайловский полк и конно-
пионерный эскадрон должны были с утра арестовать в Зимнем дворце царскую
семью. Командование этими войсками было поручено декабристу Якубовичу.
Но Александр Якубович отказался вести войска, он боялся, что вместо
ареста получится цареубийство. А декабрист П. Г. Каховский отказался
стрелять в императора, не желая быть террористом-одиночкой.
Восстание 14 декабря 1825 года в Петербурге.
Утром 14 декабря на Сенатскую площадь явился Московский лейб-
гвардейский полк, позднее к нему присоединились матросы гвардейского
экипажа и лейб-гренадеры – всего около 3 тысяч солдат и 30 офицеров. Пока
Николай I стягивал к площади войска, генерал Милорадович обратился к
восставшим с призывом разойтись и был смертельно ранен Каховским.
Вскоре выяснилось, что Николай уже успел привести к присяге членов
Сената и Государственного Совета. Нужно было менять план восстания, но
призванный руководить действиями восставших С. П. Трубецкой в решительный
момент проявил малодушие и не явился на площадь.
Под вечер декабристы выбрали нового диктатора – князя Оболенского, но
время было упущено. Николай I после нескольких безуспешных атак конницы на
мятежные войска отдал приказ стрелять по ним картечью из пушек.
«В промежутках между выстрелами можно было слышать, как лилась кровь
струями по мостовой, растопляя снег, потом сама, алея, замерзала»[12], -
писал позже декабрист Александр Бестужев.
К ночи всё было кончено. В тот день было убито 1271 человек, причём
жертв – более 900 человек – оказалось среди собравшихся на площади
сочувствовавших и любопытных.
Южное восстание.
Следствие и «суд» над декабристами.
29 декабря 1825 года С. И. Муравьёву-Апостолу и М. П. Бестужеву-Рюмину
удалось поднять Черниговский полк, стоявший на юге, в селе Трилесы. Против
восставших были направлены правительственные войска. 3 января 1826 года
Черниговский полк был разгромлен.
К следствию, которым руководил сам Николай I, было привлечено 576
офицеров, 280 из них – признаны виновными. 13 июля 1826 года К. Ф. Рылеев,
П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г.
Каховский были повешены. Остальных декабристов разжаловали, сослали на
каторжные работы в Сибирь и в кавказские полки. Солдат и матросов (2,5
тысяч человек) судили отдельно. Часть из них была приговорена к наказанию
палками и розгами. Других отправили на Кавказ в действующую армию и в
Сибирь.
Восстание 1825 года завершило собой движение декабристов, но не
декабризма как идеологии, которая продолжала развиваться и после поражения
восстания. После 1825 года декабристами на каторге и в ссылке была
проделана огромная работа по «подведению итогов», осмыслению опыта своего
«дела», его сильных и слабых сторон, исторического места и значения для
последующих поколений русских революционеров.
Мария Волконская, одна из тех замечательных «русских женщин»,
отправившихся в добровольное изгнание за своими мужьями в ссылку, писала:
«Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический
бред, всё же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью
за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто
кладёт голову на плаху за свои убеждения, тот истинно любит Отечество,
хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё»…



Список литературы:
1. Восстание декабристов. М.- Л., 1927.
2. Гессен А. Во глубине сибирских руд… Минск, Народная асвета, 1978.
3. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений.
4. Нечкина М. В. Декабристы. М., Наука, 1975.
5. Павлюченко Э. А. В добровольном изгнании. М., Наука, 1976.
6. Руденская М., Руденская С. Они учились с Пушкиным. Лениздат, 1976.



-----------------------
[1] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 26, стр. 143.
[2] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 26, стр. 143.
[3] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 18.
[4] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 16.
[5] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 18.
[6] Восстание декабристов, т. 4. М.- Л., 1927, стр. 105.
[7] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 22.
[8] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 26.
[9] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 29.
[10] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 30.
[11] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 35.
[12] М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 116.





Реферат на тему: "Северное" и "Южное" общества декабристов, их программы. Восстание декабристов

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. Формирование мировоззрения декабристов 4


ГЛАВА 2. Ранние тайные общества декабристов. 5

2.1. Союз спасения. 5
2.2. Союз благоденствия. 5

ГЛАВА 3. «Северное» и «Южное» общества декабристов. 7

3.1. Возникновение новых тайных обществ. 7
3.2. Политическая программа Южного общества. «Русская Правда» П.И.Пестеля
8
3.3. Политическая программа Северного общества. «Конституция» Н.Муравьева
11
3.4. Борьба за объединение Северного и Южного обществ 14

ГЛАВА 4. Восстание декабристов. Следствие и суд. 16

4.1. Междуцарствие. 16
4.2. Восстание декабристов 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20



ВВЕДЕНИЕ


Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов.
Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом
исторического развития России. Бесправное положение народных масс,
сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных
факторов в формировании освободительной идеологии декабристов.

В 1810-х годах в первом сословии России стали происходить вещи,
немыслимые при Екатерине II или Павле I. Люди все более стали ценить друг
друга не по чинам, званиям или капиталам, а по образу мыслей и по родству
душ. На смену картам, вину, танцам пришли книги, журналы, шахматы, споры по
социальным и политическим вопросам.

История декабризма начинается с 1810-1811 гг., когда в гвардейских
полках стали возникать офицерские артели. В них не было еще ничего
политического, оппозиционного правительству, они противостояли, скорее,
привычному образу жизни и мышления

Декабристы с полным основанием называли себя «детьми 1812-го года».
Действительно, войны с Наполеоном не только дали толчок росту самосознания
общества, не только заставили дворян осознать себя защитниками Отечества,
показали им народ во всей его патриотической силе, но и позволили сравнить
условия и порядки жизни в России и Европе, познакомили дворянскую молодежь
с новейшими идеями века.

Идеология декабризма была «верхним этажом» дворянского свободолюбия,
протеста против казенщины в мыслях, чувствах и поступках. Она базировалась
на философии Просвещения. Либерализм и революционность в ней были еще тесно
переплетены.



ГЛАВА 1. Формирование мировоззрения декабристов.

Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов
оказал патриотический подъем в Отечественной войне 1812г. Победа русского
народа в войне способствовала росту национального самосознания, дала
могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Именно война
1812г. глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о
судьбах России, путях ее развития, выявила огромные возможности русского
народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от иноземного
нашествия, рано или поздно должен был найти в себе силы сбросить ярмо
крепостного рабства.

Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и
самодержавием как главные цели своей деятельности. Они формировали свои
взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства
хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г., на полях которой они
проливали кровь, защищая Родину от вторгшегося Наполеона, в заграничных
походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели «войну народов и
царей» против феодального угнетения.

Движение декабристов проходило в русле общемирового революционного
процесса, составляя его органическую часть. «Нынешний век, - писал в своих
показаниях П.И.Пестель, - ознаменовывается революционными мыслями. От
одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России,
не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух
противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух
преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать…Вот причины,
полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные
в умах».[1]

Возрастал интерес декабристов к чтению политических и философских
сочинений западноевропейских и русских мыслителей, к изучению
политэкономии, древней и новой истории. Они интересовались новыми книгами,
передовыми иностранными газетами и журналами. Идеи Западной Европы и
Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии.



ГЛАВА 2. Ранние тайные общества декабристов.


2.1. Союз спасения.

Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге.
Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она
стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Инициатором
создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр
Николаевич Муравьев.
Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический
характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после
своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего существования
она достигла 30 человек.
Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой,
старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба;
Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского
полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII
века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов –
Павел Иванович Пестель.
Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное
право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но
средства и способы добиться этого были туманны.
Одной из основополагающих идей Просвещения являлся тезис о том, что
мнение правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в
ней общественному мнению. Задачей революционеров поэтому является не
подготовка заговора, не захват и удержание власти, а воспитание
прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами,
сметет старое правительство.

2.2. Союз благоденствия.

В соответствии с новыми тактическими установками, революционеры в 1818
г. образовали новое общество — Союз благоденствия, который отличался от
прежнего более сложной организационной структурой, и должен был охватить
все сферы жизни страны — армию, чиновничество, образование, журналистику,
суд и т.д. Союз благоденствия провозглашал цели, во многом совпадавшие с
устремлениями, пусть не обнародованными, Зимнего дворца, его членам трудно
было предъявить официальные обвинения. В силу этого Союз был полулегальной
организацией, привлекавшей в свои ряды не только радикалов-революционеров,
но и людей, придерживавшихся либеральных взглядов.
Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация
самодержавно-крепостного строя, введение «законно-свободного»
представительного правления.
Важно отметить тот факт, что Союз благоденствия оформился
организационно и развернул большую работу над своей программой, которая
была закреплена в «Зеленой книге». Устав состоял из двух частей. В первой
части излагались основные организационные принципы тайного общества и
обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия была
означена во второй части.
Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была
составлена позже. «Вот его программа: уничтожение рабства, равенство
граждан перед законом, гласность в государственных делах, гласность
судопроизводства, уничтожение винной монополии, уничтожение военных
поселений, улучшение участи защитников отечества, установление предела их
службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение участи членов нашего клира, в
мирное время уменьшение численности нашей армии».[2]
В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором был
поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или
республиканское?». «В заключении приняли все единогласно республиканское
правление».[3]
Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории
русского революционного движения, которая впервые приняла решение бороться
за республиканскую форму правления в России. Разумеется, изменение
программы вело за собой и изменение тактики.
Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский
съезд. В связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание
Семеновского полка в октябре 1820г.) событиями, надо было по-новому
организовать тайное общество, разработать новую программу (в тесной связи с
конституционными проектами), в корне изменить тактику и критерий отбора
членов, выработать общий план открытого выступления.
Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были
надлежащим образом оформлены и подписаны.
Московский съезд решил отсечь от движения как его колеблющуюся,
нестойкую часть, так и наиболее радикальные его элементы. Пестелю и его
единомышленникам объявлялось, что общество распущено.

ГЛАВА 3. «Северное» и «Южное» общества декабристов.


3.1. Возникновение новых тайных обществ.

По новому уставу намеревалось создать четыре руководящих центра,
названных думами: в Петербурге, Москве, Смоленске и Тульчине. Против Павла
Пестеля выступили ряд членов, представителей умеренного крыла общества.
Квартира Пестеля в Тульчине стала центром, куда сходились недовольные
постановлением съезда. Кабинет Пестеля стал местом рождения в 1821г. Южного
общества декабристов.
На первом же своем учредительном заседании Южное общество подтвердило
требование республики и подчеркнуло, что тайное общество не уничтожено,
действия его продолжаются. Пестель поставил вопросы о цареубийстве и о
тактике военной революции, которые были приняты единогласно.
Сразу же за первым заседанием было созвано второе, главным образом
посвященное организационным вопросам. Пестель избран был председателем,
Юшневский блюстителем общества. Оба избирались и в директорию общества.
Третьим членом директории был избран Никита Муравьев. Главное же было в
том, что Южное общество, приняв революционный способ действия посредством
войск, считало начало военных действий в столице основным требованием
успеха. Власть можно было захватить лишь в столице, сломив сопротивление
царизма, свергнув его. Но начинать действия на окраине было бы просто
бессмысленно. Таким образом, в момент зарождения Южного общества
декабристов уже был принципиально решен вопрос о необходимости
возникновения Северного общества. Успех столичного выступления решал дело.
Основным вопросом, разрешенным на втором заседании общества, был
вопрос о диктаторской власти избранных начальников. Повиновение избранной
директории было принято безоговорочно.
В связи с принятием тактики военной революции в общество нужно было
привлекать военных, более всего тех, кто командует отдельной воинской
частью.
После избрания директоров Тульчинская директория «подразделилась на
две управы: Васильковскую и Каменскую. Они управлялись: первая –
С.Муравьевым, который присоединил к себе впоследствии Михаила Бестужева-
Рюмина, вторая – Василием Давыдовым. Полковник Пестель и С.Муравьев были
стержнем, на котором вращался весь мятеж Южного общества. Они привлекали
многочисленных последователей».[4]
Ежегодно в январе, начиная с 1822г., в Киеве собирались съезды Южного
общества для обсуждения организационных, тактических и программных
вопросов.
В марте – апреле 1821г. возникло Северное общество. Первое время оно
состояло из двух групп: первая – группа Никиты Муравьева, который написал
свой проект программы и устава нового тайного общества в духе более
радикальном, чем постановления Московского съезда 1821 г.; второй была
группа Николая Тургенева, которая была солидарна с программой Московского
съезда.
Северное общество также имело ряд управ-отделений в гвардейских
полках столицы. Во главе общества стояла Дума. В 1823г. помощниками Никиты
Муравьева «были сделаны князья Трубецкой и Оболенский».[5] После отъезда
Трубецкого в Тверь на его место был избран Кондратий Рылеев. В составе
Северного общества находилась и ее Московская управа, в которой видное
место занимал И.И.Пущин.

3.2. Политическая программа Южного общества. «Русская Правда» П.И.Пестеля

Годами трудился Павел Пестель над проектом своей конституции. Он был
сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции,
считал диктатуру решающим условием успеха. Его конституционный проект
«Русская Правда есть наказ или наставление временному правлению для его
действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и
чего вновь ожидать может».[6] Полное название этого проекта гласит:
«Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа
Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного
устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для
Временного Верховного Правления».[7]
Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего
законодательного памятника Киевской Руси. Он хотел этим названием почтить
национальные традиции и подчеркнуть связь будущей революции с историческим
прошлым русского народа. Пестель придавал большое тактическое значение
«Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового
конституционного проекта.
Особенно тщательно разработал он мысль о временном верховном
революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была гарантией от
«народных междоусобий», которых он хотел избежать.
В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава – «о земельном
пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»; третья
– «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая – «о народе в отношении к
приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая
– «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или
частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти;
седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая ­ об
«устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в
отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая – наказ для
составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде»
имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.[8]
Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это
два основных вопроса политической идеологии декабристов.
Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение
крепостного права.
В своем аграрном проекте Пестель стоял за освобождение крестьян с
землей. Вся обрабатываемая земля в каждой волости делится на две части:
первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать,
ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься
земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»;
вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и
покупать, она предназначена для производства «изобилия».
Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к
одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить
причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его, но он не может ни
дарить его, ни продавать, ни закладывать. Землю можно прикупить лишь из
второй части земельного фонда.
Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной
конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, а также
безвозмездное отчуждение, конфискация. Таким образом, помещичье
землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично
сохранялось. Иными словами, Пестель не решался отстаивать лозунг передачи
всей земли крестьянам.
Считая землю общественным достоянием, Пестель нигде не говорил о
выкупе крестьянами той земли, которую они получат от государства после
революции в порядке общинной собственности. Помещики получали от
государства, а не от крестьян вознаграждения деньгами за отходящую
крестьянам землю. Пестель проектировал лишь некоторые виды крестьянских
работ на помещика во время переходного периода.
Пестель предполагал наличие банков и ломбардов в каждой волости,
которые давали бы крестьянину ссуду на первоначальное обзаведение.
Пестель – убежденный противник самодержавия, тирании. Самодержавие в
России по его проекту решительно уничтожалось, причем истреблялся физически
весь царствующий дом.
«Русская Правда» провозглашала республику. Все сословия в государстве
должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны
составлять только одно сословие, могущее называться гражданским».[9]
Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо
социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими
сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными».
Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право»
каждого гражданина участвовать в государственных делах.
Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.
Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в
возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста,
получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). Пестель
был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и
нераздельной республики с сильной централизованной властью.
Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою
очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости
должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское
народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные
собрания», т.е. местные органы власти, а именно:1) в свое наместное
волостное собрание, 2) в свое наместное уездное собрание, 3) в свое
наместное окружное ил губернское собрание. В эти три органа власти выборы
были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной
предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний –
«выборные посадники». Окружные наместные собрания выбирали, кроме того,
представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече.
Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в
государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве
вручалась Державной думе.
Народное вече предполагалось составить из народных представителей,
выбранных на пять лет. Никто не имел права роспуска Народного веча, т.к.
оно «представляет волю в государстве, душу народа».[10]
Державная дума состояла из пяти членов, избранных народным вечем на
пять лет. Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял
власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение
конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и
исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.
Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и
неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий
для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания.
Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных
пределов».
Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны. Права
отделения от Российского государства других национальностей Пестель не
признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый
русский народ и потерять свои национальные особенности.
Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был
революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он
уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо
отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать
дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный
план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это
был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных
революционерами-дворянами.[11]
Но не все в программе Пестеля было реалистично. Нельзя, например, было
ликвидировать тогда в России сословия. Это привело бы к разрушению
социальных структур общества, могло вылиться в развал и хаос. Россия мало
была готова к тому, чтобы перестроиться по проекту Пестеля.

3.3. Политическая программа Северного общества. «Конституция» Н.Муравьева

Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев
уже отошел от пре

Новинки рефератов ::

Реферат: Теория и практика взаимодействия (Педагогика)


Реферат: Теория государства и права (шпаргалка) (Государство и право)


Реферат: Бухгалтерский учет и отчетность (Бухгалтерский учет)


Реферат: Античная философия (Философия)


Реферат: Биоритмы и их значение в учебе для студентов (Биология)


Реферат: Исследование образов мужчин и женщин у подростков (Психология)


Реферат: Государственная инновационная политика (Менеджмент)


Реферат: Конституционное право (Право)


Реферат: Петровские реформы (Культурология)


Реферат: Экзаменационные билеты по маркетингу за 2000 год (Маркетинг)


Реферат: Репин (Культурология)


Реферат: Белорусский народный календарь (Народны каляндар беларусаў) (Культурология)


Реферат: Крито-микенское искусство (Культурология)


Реферат: Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Творчество Э. Дега и К. Моне (Искусство и культура)


Реферат: Женщина в современном обществе: к истории гендерной проблематики (Культурология)


Реферат: Технологии в овцеводстве Восточной Сибири (Зоология)


Реферат: Анархия (Философия)


Реферат: Советы мастера производственного обучения (Педагогика)


Реферат: Изучение перспективных сортов крупноплодной малины в условиях Подмосковья (Ботаника)


Реферат: Шпора МГИМО (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист