GeoSELECT.ru



История / Реферат: Народное образование Сибирского края (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Народное образование Сибирского края (История)





РЕФЕРАТ


Народное образование

в Сибирском крае.



Руководитель:


Выполнил:



ПЛАН:
1. Царство ''дикости и патриархальщины''
2. Организация школ.
3. Образование коренного населения Сибири.
4. Миссионерская деятельность политссыльных.
5. Ликвидация безграмотности.
6. Подготовка учителей для Нарымского края.
7. Школа во время ВОВ.
8. Движение за коммунистический труд.
9. ''Уголок сибирских Афин''.
10. Список используемой литературы.
11. Рецензия.



ЦАРСТВО ''ДИКОСТИ И ПАТРИАРХАЛЬЩИНЫ"

''Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были
ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не
осталось ни одной, кроме России'', - писал В. И. Ленин в 1913 году. Что же
касается нашего края, то здесь у Владимира Ильича были веские основания
констатировать царство ''патриархальщины, полудикости и самой настоящей
дикости''.
Да и кок же ему не быть, этому царству, если до 1981 года на необъятных
просторах Нарымского края действовала всего 2 церковно-приходских училища
(в Нарыме и Тогуре), в которых обучалось 32 мальчика. Качество преподавания
в подобных заведениях было крайне неудовлетворительным. Журнал ''Сибирский
наблюдатель'', который да революции издавался в Томске и печатался в
типолитографии П. П. Макушина, рассказывает в одном из номеров о том, как
учитель Кузнецкого училища ''…ходит по кабакам, ездит в распутные места,
имеет связи с людьми подозрительного поведения, пропускает уроки, а если
придет в класс, то в пьяном виде и в классе – пьяный спит''. Другой учитель
того же училища, - писал журнал, - ''…во время торжественной процессии,
будучи в облачении при всем народе произвел драку со священником и
церковнослужителями, произнося непомерные ругательства, за что был связан
народом''.
Однако, и таких ''учителей'' не хватало. Особенно это относилось к
Нарымскому краю. Так, например, учительствовавший в Парабельской школе
священник, уезжая из села (в 1871 году) вынужден был передать свои
учительские обязанности… школьному сторожу.
Методы воспитания учеников в церковно-приходских школах отличались
невероятной дикостью. Известная поговорка ''боится школьник лозы - пуще
грозы'' вполне себя оправдывала. Ученики были подвержены варварскому
деспотизму, они смотрели на учителей, как на врагов и не упускали случая
избавиться от них бегством. Журнал ''Сибирский наблюдатель'' отмечал: ''В
России бегство школьников никогда не имело таких громадных размеров, как в
Сибири.… Иногда школьники бежали целыми артелями, воровали лодку и уплывали
по реке в какое-нибудь отдаленное знакомое селение, или шли в недалекие…
леса, жили там в… землянке, кормились ягодами и рыбой.… Но недолго
наслаждались свободой эти несчастные…, их выгоняли к начальству голод и
мороз; доставляли к нему родителей и земская полиция.
За кратковременную свободу в лесу мальчуганы платились своей спиной.
Телесные наказания, особенно в духовных заведениях, отличались жестокостью.
Мальчиков секли постоянно, иногда давали столь значительное число ударов,
что дети умирали.



ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛ.
Развивающийся капитализм в России требовал большего числа грамотных
людей, способных обслуживать появляющиеся механизмы и машины. Вот почему, с
развитием капитализма, число школ в России, в том числе и в Сибири,
неуклонно растет.
В 1884 году правительство организует одноклассные школы в Колпашево,
Новоильинке, Кетском. (В 1866 году – в Тогуре). Эти одноклассные школы
часто называли министерскими училищами, потому что они принадлежали
Министерству народного просвещения.
В одноклассных начальных школах осуществлялся трехлетний или
четырехлетний курс обучения с преподаванием закона божьего, русского языка,
арифметики и некоторых других предметов.
Что же касается средних школ (гимназий, реальных училищ), - то их в
сельской местности Томской губернии да революции вообще не существовало.
Что бы отправить ребенка из села в Томск, в гимназию, и содержать его там,
требовались немалые деньги. Вот почему получение среднего образования было
доступным лишь для материально обеспеченных кругов населения. Страх быть
исключенным за не взнос платы за право обучения… заставлял многих
малообеспеченных учеников бросать учебу, порой даже при очень хороших
успехах в науках. Да и в одноклассных начальных школах учиться могли далеко
не все желающие. Не все крестьяне могли позволить себе отправить своего
ребенка на учебу в другое селение.
Но необходимость в знаниях была велика и крестьяне многих деревень, в
которых отсутствовали церковно-приходские школы и министерские училища,
сообща строили школы, нанимали учителя и, таким образом, организовывали так
называемые ''школы грамоты''.

ОБРАЗОВАНИЕ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ.
Хуже было с образованием коренного населения Сибири. К концу 19 века
для коренных жителей огромного Нарымского края существовало всего две
церковные школы грамоты: в селе Максимоярском, где числилось 1-2 ученика и
в селе Васюганском, где школа числилась только на бумаге. Правда, в
1896году на соединённые средства казны и селькупов была построена церковь-
школа в юртах Иванкиных, где под руководством местного священника О.И.
Виноградова обучалось грамоте 10-15 детей, но этот случай был
исключительным: национальная политика царского правительства не
предусматривала развития образования малых народностей.



МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТССЫЛЬНЫХ.
Значительное влияние на народное образование Нарымского края оказала
массовая политическая ссылка после поражения первой русской революций 1905-
1907годов. Политссыльные, прибывающие в наш край, активно распространяли
свои революционные взгляды среди местного населения, в том числе и среди
учителей. Уже в октябре 1906 года от унтер-офицера Латышева в Томское
губернское жандармское управление уходит донесение следующего содержания:
‘' Доношу Вашему высокоблагородию, [что] учительница Колпашевского
сельского училища Анна Ивановна Сосина и её помощница Феодора Наумовна
Волкова всегда участвуют на собраниях администранивно-высланных, каковые
нередко посещают квартиры вышеупомянутых учительниц.
Впитав революционные идеи, многие учителя распространяли их среди
учеников, сами участвовали в революционерной борьбе. Так Колпашевская
учительница двухклассного училища Министерства народного просвящения Агафья
Порфирьевна Хромовских была арестована в 1912 году за ''активное участие в…
противоправительственной демонстрации'' в селе.
Необходимо отметить, что внутренняя жизнь административной ссылки
регулировалась ''положение о полицейском надзоре'', который регламентировал
всю жизнь ссыльных. По этому ''положению'' политическим ссыльным
запрещалось педагогическая деятельность. Но, несмотря на этот запрет,
ликвидация неграмотности среди местного населения была одним из важных
направлений в культурно-просветительной деятельности политссыльных. Многие
из них обучали детей на дому. Например, Ольга Александровна Дилевская,
сосланная в Колпашево большевичка, преподавала русский язык; М. П.
Кожевников, Тогурский политссыльный – математику. Кстати, в Тогуре
существовала общеобразовательная школа, преподавателями в которой были
политический ссыльные. По свидетельству М. П. Кожевникова, в этой школе
можно было пройти полный курс дореволюционной гимназии. Размещалась школа в
пустовавшем доме священника.
Итак, в дореволюционной России, в нашем крае, существовалали церковно-
приходские школы, министерские училища, школы грамоты, нелегальные школы,
организованные политссыльными. И, несмотря на это, грамотных в сельской
местности Сибири было чуть больше 3х %. В нашем же крае – и того меньше!
Мириться с таким положением было невозможно.

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ.
После Октябрьской революции А. В. Луначарский, наш первый нарком
просвящения, подчеркивал в своем обращении к гражданам России: ''Всякая
истинно демократическая власть в области просвящения в стране, где царит
безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против
этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…''.
В декабре 1918 года В. И. Ленин подписал ''Декрет о ликвидации
безграмотности среди населения РСФСР''. В нем указывалось: ''В целях
предоставления всему населению республики возможности сознательного участия
в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. ''Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее
читать или писать, обязаны обучиться грамоте…''.
Далее в Декрете предлагались меры для осуществления ликбеза.
Декрет был принят в те годы, когда на территории Сибири существовал
колчаковский режим, по этому осуществление его на практике здесь было
невозможно.
''Строительство новой советской школы развернулось в Томской губернии с
первых дней восстановления Советской власти. 17 декабря 1919 года по
решению губ ревкома и РВС 5-й Красной Армии был организован Томский
губернский комиссариат народного просвящения. 9 мая 1920 года он был
преобразован в губернский отдел народного. Заведущим Томским губернским
отделом народного образования был назначен К. К. Молотов, один из
руководителей подпольных большевистских организаций Сибири, член Томского
губкома РКП (б).
Губнаробраз осуществил коренную перестройку школьного дела на основе
''Положения о единой, трудовой школе Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики, принятого Всероссийским Центральным
Исполнительным Комитетом 30 сентября 1918года''. В соответствии с этим
''Положением'' вводились единые трудовые школы, разделённые на 2ступени:
Первая - для детей от 8 до 13 лет(5-летний курс).
Вторая – от 13до 17 лет (4-летний курс)
Бывшие начальные училища (в том числе и так называемые двухклассные
училища с пятилетним курсом обучения) превращались в пятилетние школы
первой ступени. Причем в Уставе единой трудовой школы, утвержденном СНК
РСФСР 18 декабря 1923 года уточнялось:… В единой трудовой школе обучаются
дети в возрасте от 8 до 17 лет включительно, составляя 9 последовательных
групп с годичным курсом каждая…. Единая трудовая школа разделяется на две
ступени:
а) школа первой ступени, для детей от 8 до 12 лет включительно,
содержит 4 возрастные группы учащихся.
б) школа второй ступени, для детей от 12 до 17 лет включительно,
содержит 5 возрастных групп учащихся.
… Школа первой ступени может быть расширена до 5, 6 и 7 – летнего
курса, причем последнее один, два или три года по программам должны
соответствовать первому, второму и третьему школы второй ступени.
… В первую (младшую) группу школы первой ступени принимаются без
испытаний дети восьмилетнего возраста.
Кроме того, в Томской губернии, как и везде в Российской Федерации,
''устанавливалось бесплатное обучение, вводилось совместное обучение
мальчиков и девочек, воспрещалось преподавание религии. Вслед за
учреждением губернского отдела народного образования были организованы
уездные, районные и волостные отделы народного образования. Они-то и взяли
в свои руки заботу об общеобразовательной школе. В их адрес поступало много
писем с просьбой об открытии школ и направлении учителей в сельскую
местность. Однако, не все просьбы могли быть удовлетворены, так как
ощущался большой недостаток в материальных средствах и в педагогических
кадрах. И все же сеть школ в губернии росло, особенно в сельской
местности.14 августа 1930 года ЦИК и СНК СССР принял постановление о
введении в СССР всеобщего обязательного образования. Для осуществления этой
задачи принимается решение о строительстве новых школ. В 1930 году в
Колпашевском районе действовало 24 школы, в которых обучалось 1040 детей.
Через три года, после принятия постановления, о введении всеобщего
начального образования, уже 92,6% детей в возрасте от 8 до 11 лет в
Нарымском округе посещало школу (вместо 52% в1930г.).
Расширялась и сеть средних школ ''Первая средняя школа в Нарымском
округе была открыта в г. Колпашево, она в1932/33 учебном году имела одну
восьмую группу. В 1938/39 учебном году в её составе было уже два десятых
класса с 44 учащимися. Кроме этого в городе работали две начальные школы
(№5 и №6) и четыре неполных средних школы (№2, 3, 4, 7).
Более сложная задача добиться всеобщей грамотности стояла применительно
к глухим районом Сибири, где проживали малые народности. Надежда была
только на энтузиастов-учителей, отправляющихся в дальние стойбища и
селения. Они смело взялись за дело, несмотря на различные препятствия и
трудности.
Старейшая учительница Нарымского края Зоя Ивановна Потапова вспоминала
о своей работе в селе Айполово: ''Как учились – трудно представить. Ни
одной книги, тетради, карандаша не было. Все ученики сделали деревянные
досочки, а мне на стену повесили большую доску. Я углем на доске писала
буквы, а они писали у себя. Потом дежурный стеклом соскабливал с доски
написанное, а они тоже каждый стеклом стирали со своих досок. Потом я углем
что-то рисовала на доске, но очень немногие из них копировали. Когда я
смотрела, что они нарисовали, то была поражена их искусством. Обычно
рисовали упряжку оленей, нарты, медведей, лис, белок, соболей, горностаев и
на некоторые рисунки я долго смотрела с восхищением. Но… начинался другой,
урок и все соскабливалось.
Трудность заключалась не только в отсутствии необходимых школьных
принадлежностей, но и в разбросанности учеников по маленьким селениям.
Выход здесь был только в создании школ-интернатов. Первая школа-интернат в
Нарымском крае открылась в1920 году в селе Максимо-ярском Колпашевской
волости.
В дальнейшем школы-интернаты появились в Вертикосе, Напасе, Айполово,
Чижапке, Пырчино, Иванкино, Вантиль-Кинаке и других селениях, где имелись
сельские советы.
Не менее сложной задачей являлось обеспечение национальных школ
педагогическими кадрами, имея ввиду перспективу осуществления культурной
революции и нужно было, прежде всего, готовить учителей – представителей
коренных народностей края. Эта подготовка осуществлялась путем организации
краткосрочных педагогических курсов, путём направления представителей
национальных меньшинств в совпартшколы, техникумы, вузы, причем для
поступления в техникумы и институты коренным народам предоставлялись
льготы, за ними закреплялось определенное число мест.
В 1932 году из Томска в Колпашево было переведено ''остяцкое''
отделение педагогического техникума, которое сыграло заметную роль в
культурном строительстве края. Уже к 1938 году выпускники Колпашевского
педтехникума составляли почти третью часть учителей, обслуживающих малые
народности Нарымского округа.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ НАРЫМСКОГО КРАЯ.
Подготовка учителей для Нарымского края осуществлялась и высшими
учебными заведениями. В 1925 – 1926 годах на рабфаке Ленинградского
университета была создана северная группа из 26 студентов. На базе этой
группы затем сформировался Ленинградский институт народов Севера. ''
Чудесным чумом'' называли селькупы этот институт. В нём молодёжь Севера
приобретала знания из величайшей сокровищницы русской и советской культуры,
науки, а затем передавала их своим сородичам. Первые студенты института,
посланцы Нарымского края – селькупы Каргасокского района А. И. Игляков, М.
И. Иглякова; селькупы юрт Ласкиных Парабельского района – П. Р. Ижембин, Е.
Н. Ижембина; селькуп Верхнекетского района П. Н. Боркин и многие другие.
Они привозили домой не только знания, но и впечатления о городе, основанным
Петром Великим.
Большую роль в подготовке учительства для нашего края сыграл
Колпашевский учительский институт, открытый в соответствии с постановлением
Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1940 года.
В приказе Наркомироса от 29 июня1940 года сообщалось, что контингент
набора на первый курс решением Правительства установлен в количестве 120
человек.
Институт открывался на базе Колпашевского педучилища и имея
первоначально 2 отделения (физико-математическое и отделение языка и
литературы) обслуживался преподавателями педучилища.
Работать Колпашевский учительский институт начал 1 сентября 1940 года.
На физико-математическом отделении числилось 30 человек, на отделении языка
и литературы – 53 человека. Бюджет института на 1940 год составил сумму
298000 рублей.
В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны в город
Колпашево был эвакуирован Новосибирский пединститут, с которым и слился
Колпашевский учительский институт. Вместе с Новосибирским пединститутом
были эвакуированы и его преподаватели. В их числе - Андрей Петрович
Дульзон, доктор исторических наук. В 1946 году ему было присвоено звание
лауреата Государственной премии, за работы по исследованию кетского языка.

С осени 1943 года, после реэвакуации Новосибирского пединститута,
Колпашевский учительский институт был восстановлен как самостоятельный вуз.
С 1943 года в институте было 3 отделения: физико-математическое, языка
и литературы и естественно – географическое. В 1944 году институт начал
работу имея в своём составе 3 отделения, из которых, отделение языка и
литературы было преобразовано в историко-филологическое отделение. В 1946
году было образовано самостоятельное историческое отделение. Колпашевский
учительский институт просуществовал до 1956 года.

ШКОЛА ВО ВРЕМЯ ВОВ.
Великая Отечественная война наложила свой суровый отпечаток на жизнь
школы. Тысячи колпашевцев – выпускников школ города и района уходили на
фронт, сражались в партизанских отрядах, трудились в тылу. Выпускник
Колпашевской средней школы №1,Феоктист Андреевич Трифонов, погиб в ноябре
1943 года в боях за Днепр. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского
Союза. Выпускница Тогурской школы Земфира Аверьяновна Пивоварова стала
разведчицей, погибла в Белорусии, посмертно награждена орденом
Отечественной войны второй степени. Имена колпашевцев, не вернувшихся с
войны, можно перечислять долго, рассказывать о них – бесконечно. Четыре с
половиной тысячи жизней наших земляков оборвала война. Четыре с половиной
тысячи имён начертаны на стелах у памятника войнам – колпашевцам. В память
о них горит там Вечный Огонь.
Всем, чем могли, помогали фронту оставшиеся в тылу школьники. Местная
газета ''Советский Север'' публиковала в годы войны на своих страницах
материалы о работе учащихся школ и училищ города и района. Вот некоторые из
этих заметок.
''Наши отцы и братья становятся под боевые знамёна Красной Армии, чтобы
грудью защищать нашу любимую родину, - писали в газету пионеры Колпашевской
школы №4, - и мы, ребята, не можем остаться в стороне. Наш долг в том,
чтобы помочь взрослым на посильных нам участках работы. Это значит,
пионерские отряды и звенья должны работать на колхозных полях, пришкольных
участках и огородах''.
''Учащиеся средних школ №1 и №3 города Колпашево, реализуя свои решения
о массовой поделке лыж, 2ноября организовали воскресник по заготовке
лыжного кряжа. В воскреснике приняло участие: из школы №1 – 57 человек,
которые заготовили лыжного кряжа на болванку 205 штук, а из школы №3 – 61
человек, они заготовили кряжа 200 штук''.
''Силами студентов фельдшерско-акушерской школы заготовлено 214 штук
лыжного кряжа''.
''Учащиеся школы №2 уже приступили к поделке лыж''.
''Мы у себя в школе, - писали в газету учащиеся средней школы №1, -
организовали 5 бригад с общим количеством 50 человек комсомольцев и
несоюзной молодёжи, избрали из своей среды трёх инициативных товарищей для
разрешения всех организационных вопросов с руководителями Госрыбтреста и
рыбозаводом. Приступили к заготовке некоторых орудий лова своими силами,
чтобы с первого дня летних каникул включиться в работу по рыбодобыче и
вместе со всеми рыбаками нашего округа обеспечить план вылова рыбы во
втором и третьем кварталах.
Мы обязательства выполним и призываем всех учащихся нашего округа,
обсудить на открытых собраниях молодёжи наше письмо и последовать нашему
примеру''.
Только ученики одной средней школы №1 за 1943год:
сметали в колхозах – 745
стогов сена,
заложили –
23 силосных ямы,
наломали на корм скоту – 56 тыс.
веников,
намолотили –
560 центнеров зерна,
выработали в колхозах – 3460
трудодней,
связали
– 552 метра сетей,


(погонных) для рыбозавода,
заготовили для школы – 650
кубометров дров,
заготовили и сдали – 500
кг. шиповника,

208 кг. кедр. ореха,

1000 кг. грибов,

3000 кг. брусники,
вырастили –
18 тыс. корней томатов. И это, несмотря на то, что главным для учеников
оставалась учеба.
Александра Алексеевна Новикова, учительница истории школы №1, вспоминая
военные годы, говорила о чрезвычайно добросовестном отношении школьников к
урокам. Пропуски занятий были крайне редки и только по уважительным
причинам.
Большую любовь детей в годы войны заслужила директор Тогурского
детского дома. Шамси-Нагар Мухаммедовна (Нина Михайловна) Ильясова. Как
родных встретила она эвакуированных в наш край детей, обогрела, окружила
вниманием. Воспитанники Тогурского детского дома и сейчас вспоминают ее
добрым словом.
После окончания Великой Отечественной войны наша страна перешла на
рельсы восстановления нарушенного войной хозяйства и строительства мирной
жизни. Изменения коснулись и школы.
Постановлением Совета Министров СССР от 13/VIII – 1946 года была
отменена, необходимая во время войны, но не нужная сейчас военная
подготовка юношей и девушек с пятого по десятый классы. Вместо этого в
школах с первого сентября 1946 года вводилась допризывная военная и
физическая подготовка юношей 8 – 10 классов.
Постановлением Совета Министров СССР от первого июля 1954 года
ликвидировалось раздельное обучение мальчиков и девочек в школах крупных
городов. (Раздельное обучение вводилось 1943 года, как вынужденная мера с
целью более успешной подготовки учащихся к труду практической деятельности
и военному делу).
И, наконец, постановлением Совета Министров СССР от шестого июня 1956
года отменялась плата за обучение в старших классах средних школ, в средних
специальных и высших учебных заведениях СССР. (Такая плата была введена с
первого сентября 1940 года на основании постановления СНК СССР от 2 октября
1940 года). Отмена платы за обучение создавала более благоприятные
возможности молодежи получить среднее и высшие образование.
Политика в области народного образования в послевоенные годы была
направлена на сближение школы с жизнью, на привлечение общественности к
учебно-воспитательной работе. Начало этой политике положил Закон ''Об
укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного
образования в СССР'', принятый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958
года.

ДВИЖЕНИЕ ЗА КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД.
В 60-х годах в стране развернулось движение за коммунистический труд,
устанавливались тесные связи школ с коллективами, борющимися за звание
коллективов коммунистического труда. Бригады коммунистического труда брали
шефство над классами и пионерскими отрядами. Между рабочими коллективами и
учащимися устанавливалась хорошая дружба, подкрепленная взаимными
обязательствами в труде, учебе и общественной работе.
Принятие обязательств и заключение договоров между соревнующимися
проходили в торжественной обстановке, в присутствии учителей и родителей
учащихся, на пионерских сборах или комсомольских собраниях. Обязательства
вывешивались в школах и на предприятиях.
Партийная и профсоюзная организация вместе с комсомольцами конторы
разработали план работы с учащимися подшефных классов. В соответствии с
этим планом члены бригад коммунистического труда посещали уроки, принимали
участие в пионерских сборах, организовывали экскурсии учащихся на
предприятия, проводили с ними беседы и т. д.
Выступая на страницах районной газеты ''Советский Север'' с обобщением
опыта шефской работы, секретарь партбюро конторы связи Казанцев отмечал,
что в коммунистическом воспитании школьников ''нужна… постоянная помощь
всех членов коллектива предприятия, его общественных организаций,
профсоюзной, комсомольской и партийной''.
Примеру связистов последовали партийные организации рыбокомбината,
пищекомбината и Нарымского эксплутационного участка.
''Надежным помощником школы в учебной и воспитательной работе
сучащимися были родительские комитеты, объединившие значительную часть
родителей''.
''В целях повышения ответственности семьи за воспитание детей школьные
родительские комитеты стремились разнообразить формы своей работы. Одной из
эффективных форм работы с родителями, вошедших в практику школьной жизни
являлись собрания отцов''.
''В школе №5 города Колпашево школьным родительским комитетом был
создан Совет отцов, который оказывал большую помощь учительскому коллективу
в учебно-воспитательной работе с детьми, в привлечении родителей, особенно
отцов к активному участию в деятельности школы''.
В 60-е годы значительно укреплялась учебно-материальная и
производственная база школ. ''Большую роль в жизни школ, в создании условий
для производственного обучения учащихся должны были сыграть предприятия
лесной промышленности. Правительство РСФСР разрешила местным предприятиям
отпускать на постройку часть средств, выделенных на производственные
цели''. Большую помощь Тогурской средней школе оказал Кетский лесозавод. В
связи с переходом школы на производственное обучение лесозавод выделил ей
здание под учебно-производственные классы. За четыре года Тогурская школа
получила от шефских организаций лесной промышленности дополнительно 700 кв.
метров полезной площади. В 1963 году Колпашевский леспромхоз (директор
Калиниченко) за счет средств предприятия построил в поселке Куржино типовое
здание восьмилетней школы.

''УГОЛОК СИБИРСКИХ АФИН''
Сегодня образование нашего края находится на достаточно высоком уровне.
Многие ученики наших школ продолжают свое обучение в высших учебных
заведениях города Томска и других городов России



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Родной край. Томск. Изд. ТГУ. 1974.
2. Серебреников А. Н. Сибирский наблюдатель. Книга 8. Томск. 1903.
3. Плотников. Нарымский край. Спб. 1901.
4. Шамахов Ф. Ф. Школа Западной Сибири в конце XIX-начале XX веков.
5. Нарымская ссылка (1906-1917). Сборник документов и материалов о
ссыльных большевиках. Томск. 1970.
6. Э. Хазиахметов. Большевики в Нарымской ссылке. Новосибирск. 1967.
7. Народное образование в СССР. Сборник документов Н. 1974
8. Н. Т. Онищук. Советское строительство у малых народов Севера. 1917-
1941
9. Воспоминание З. И. Потаповой. Рукопись.
10. Советский Север. 1941-1942.
11. Тимонин Е. И. Деятельность партийных организаций. Томск. 1974.


-----------------------
Реферат выполнил ученик 9 класса Б средней школы №7 Смышляев Евгений






Реферат на тему: Народное хозяйство БССР в 50-е годы

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Экономический Университет


Кафедра экономической
истории

Курсовая по экономической истории
Беларуси

на тему: "Народное хозяйство Беларуси в 1950-е годы"



Студент ФУС, I-курс
Гр. УКС-1
М.Г.Гусев


Научный руководитель
Профессор
В.И.Голубович



Минск, 1998
План.


Введение.

1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.
2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е
гг.
3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

Заключение.



Вступление.

В послевоенные годы важнейшие задачи белорусского народа заключались в
том, чтобы за непродолжительное время ликвидировать ущерб, причинённый
республике немецко-фашистскими захватчиками, восстановить народное
хозяйство, улучшить условия жизни населения. Чтобы выполнить эти задачи,
белорусскому народу пришлось преодолевать немалые трудности. Героическими
усилиями рабочих к концу 1950 г. промышленность БССР по объему валовой
продукции не только достигла довоенного уровня, но и превысило его на 15 %.
За годы восстановления в республике появились новые отрасли индустрии,
расширилась энергетическая и топливная база - одно из важнейших условий
успешного развития всего народного хозяйства БССР, увеличилось производство
строительных материалов. Значительные успехи были достигнуты в
восстановлении предприятий легкой и пищевой промышленности. Возрождался
железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Были отстроены вокзалы в
Гомеле, Могилеве, Барановичах, Пинске, восстановлены железнодорожные линии,
построены новые мосты.
Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии областей
Белоруссии. За годы восстановления индустрия БССР поднялась на более
высокий, чем до войны, технический уровень. Вместе с тем в промышленности
новая техника и производство внедрялись медленно, машины и механизмы
использовались неудовлетворительно, дали о себе знать недостатки в
организации труда, не полностью использовались резервы. Недостаточно быстро
развивались отрасли, вырабатывающие промышленные товары народного
потребления, важнейшие продукты питания. Последнее в значительной степени
объяснялось отставанием сельского хозяйства, слабостью сырьевой базы.
Положение в сельском хозяйстве БССР оставалось тяжелым. Посевные
площади были значительно меньше, чем до войны, пустовали тысячи гектаров
земель, пришедших в негодность в годы немецко-фашистской оккупации.
Количество лошадей сократилось на 56 %, коров на - 51 %, свиней - на 29 %.
Колхозы и совхозы ощущали острую нехватку сельскохозяйственных машин,
инвентаря, механизаторских кадров, удобрения.
Но, несмотря на недостатки и трудности, народное хозяйство Беларуси
постоянно залечивало тяжелые раны войны и немецко-фашистской оккупации.
Особенность экономики стран так называемого социалистического лагеря
заключалась в подчинении ее плановому управлению, которое непосредственно
осуществляла от имени трудящихся партийно-государственная власть. Поэтому и
анализ развития народного хозяйства непременно должен сконцентрироваться в
государственных, отраслевых и других планах, а также планах и
обязательствах предприятий и учреждений, которые в целом и составляли
каркас командно-административной системы в экономике. Эта система тормозила
перевод промышленности на новый технический уровень, преобладающим во всех
отраслях было
экстенсивное развитие. И, несмотря на высокие темпы роста,
в промышленности республики комплексная механизация не получила
значительного распространения. Широко использовался ручной труд, который
составлял 25 % даже на крупных предприятиях. Поэтому в числе первоочередных
задач стояло ускорение научно-технического прогресса. Его необходимость
понимали в руководстве партией и страной.
Цель этой работы проанализировать данные о развитии народного хозяйства
Беларуси в 50-е года ХХ века, сопоставить разные точки зрения на данный
вопрос, сделать выводы.



2. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.

Директивы по пятому пятилетнему плану, утвержденные XIX съездом КПСС,
определили большие задачи в деле развития промышленности и транспорта
Белоруссии. Предусматривалось увеличить валовую продукцию промышленности на
70 - 80%, при этом преимущество отдавалось отраслям тяжелой индустрии.
Мощность электростанций увеличивалась в 2 раза, добыча торфа - в 1,5 раза.
Планировался значительный рост отраслей, производящих товары народного
потребления. Много внимания уделялось вопросам внедрения новой техники и
передовой технологии, улучшению качественных показателей работы
промышленности - на 50%, в строительстве - на 55%, а себестоимость
продукции снизить на 20 - 25%.[2]
Взаимообмен предприятий передовым производственным опытом, широкое
использование творческих починов новаторов Москвы, Ленинграда и других
индустриальных центров, способствовали росту белорусской промышленности.
Следует также отметить энтузиазм рабочих. На заводах и фабриках ширилось
соревнование за лучшее использование новой техники, повышение
производительности труда, экономию сырья и материалов. В 1952 году в
промышленности, на стройках и транспорте Белоруссии соревновалось свыше 2,5
тыс. комсомольско-молодежных бригад, более 100 тыс. молодых рабочих
являлись стахановцами. Широко известны были имена токарей Люблинского
литейно-механического завода А. Жакдаровой и О. Агафоновой, по инициативе
которых разгорелось соревнование за отличное выполнение каждой
производственной операции, дежурного Минского отделения Западной магистрали
П.Д. Судникова, разработавшего новаторский метод регулирования поездной
работы и др.
Движение новаторов ширилось среди работников автомобильного транспорта
Белоруссии. К началу 1953 г. соцсоревнованием было охвачено 94%
производственных рабочих автотранспорта, на предприятиях трудилось более 3
тыс. стахановцев и ударников.
План 1952 г. по перевозке грузов был выполнен на 105,3 %, пассажиров -
на 123,8%, получена значительная экономия горючего.
За 1954 г. в республике было создано и освоено свыше 150 новых типов
машин, станков и приборов, объем валовой продукции в машиностроении
увеличился на 34%. При этом особенно возросло производство сельхозтехники.
В 1954 г. промышленность республики увеличила по сравнению с прошлым годом
выпуск сельскохозяйственных машин на 83%, запасных частей для тракторов и
сельхозмашин - на 54%. " Гомсельмаш" освоил массовое производство
силосоуборочных комбайнов и другой техники. В числе первых были коллективы
станкостроительных заводов Минска и Гомеля, Минских инструментального
завода имени В.П. Чкалова, вагоноремонтного завода имени А.Ф. Мясникова,
Оршанского льнокомбината, Гродненского тонкосуконного и Витебского коврово-
плюшевого комбинатов. Многие заводы и фабрики со значительным опережением
выполняли свои пятилетние задания.
Ускорению роста производства способствовало движение за переход на
скоростные более эффективные приемы труда. В 1955 г. на машиностроительных
заводах республики насчитывалось свыше 2,5 тыс. рабочих-скоростников. На
Минском подшипниковом заводе за 1955 г. на скоростное резание материала
было переведено 82 станка, что позволило значительно поднять
производительность труда.[2]
Однако нужно заметить, что погоня за количеством продукции зачастую
приводило к снижению ее качества, увеличению брака на производстве.
БССР успешно выполнила пятый пятилетний план. За пятилетку вошло в
строй около 150 крупных промышленных предприятий государственной
промышленности и более 200 средних и мелких. В их числе Минские
подшипниковый завод, радиозавод, завод отопительного оборудования и
канализационных труб, часовой завод, камвольный комбинат, Оршанский завод
швейных машин, Витебская шелково-ткацкая фабрика, несколько крупных
торфодобывающих предприятий, молочно-консервные заводы, мясокомбинаты.
Значительно расширились производственные мощности действующих предприятий.
В 1995 г. в республике насчитывалось 8,5 тыс. крупных и мелких
промышленных предприятий, которые производили 84,6% всей промышленной
продукции. Кроме того, действовало 4,3 тыс. предприятий промысловой и
потребительской кооперации, производящих, в основном, товары народного
потребления. Произошли существенные изменения в отраслевой структуре
промышленности. В 1955 г. по сравнению с 1940 г. удельный вес
машиностроения и металлообработки во всей промышленности БССР увеличился с
16,5 до 30,1 %. Доля топливной и электроэнергетической промышленности
возросла с 12,9 до 16,9 %. В то же время снизился удельный вес легкой,
пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Характерной особенностью
развития было значительное повышение технического уровня производства, хотя
в большинстве случаев новая техника вводилась в действие медленно, ее
активность снижалась из-за отсутствия комплексной механизации, должного
профессионализма рабочих.[2]
За годы пятой пятилетки объем валовой продукции увеличился более, чем
в два раза, при этом продолжался рост тяжелой индустрии. Если среднегодовой
рост всей промышленной продукции составил около 16 %, то машиностроения и
металлообработки - 28 %. Промышленность значительно расширила ассортимент
выпускаемых изделий. Начали выпускаться мощные 25-тонные самосвалы,
лесовозные автомашины, пропашные тракторы "Беларусь". Производство грузовых
автомобилей увеличилось за пятую пятилетку в 5,4 раза, станков
металлорежущих - в 2,4 раза, электродвигателей в 2,7 раза, электроэнергии -
в 2,5 раза. Дальнейшее развитие получила торфяная, химическая
промышленность, производство стройматериалов.[3]
Много было сделано по преодолению отставания легкой и пищевой
промышленности. Выпуск хлопчатобумажных и шелковых тканей за пятилетку
возрос в 2 раза, шерстяных тканей и чулочно-носочных изделий в 2,6 раза,
обуви кожаной - в 1,7 раза, резиновой в 1,5 раза. Было произведено вдвое
больше товаров народного потребления, чем в 1950 г. Повысилась
производительность труда.[3]
В пятой пятилетке дальнейшее развитие получили все виды транспорта.
В 1955 г. по Белорусской железной дороге было перевезено 49,9 млн. т.
грузов и 33,6 млн. пассажиров. По сравнению с 1950 г. перевозки грузов
увеличились в 1,5 раза и пассажиров - в 1,6 раза. Грузооборот
автотранспорта БССР составил 1188 млн. тонно-километров, увеличившись за
пятилетку в 2,5 раза. Значительно улучшились эксплуатационные показатели
речного транспорта и воздушного флота.



2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е гг.

Задачи по дальнейшему развитию промышленности, ускорению научно-
технического прогресса определил XX съезд КПСС. Директивами шестого
пятилетнего плана предусматривалось увеличить объем валовой продукции
промышленности БССР примерно в 1,7 раза. Большие задачи намечались по
развитию электроэнергетики, торфодобывающей промышленности, машиностроения
и других отраслей. Первоочередное внимание уделялось совершенствованию
организации производства, специализации, снижению себестоимости продукции.
В борьбу за ускорение темпов технического прогресса активно включился
Минский автомобильный и тракторный заводы, Могилевский локомотивный завод
"Строймашина", витебская чулочно-трикотажная фабрика "КИМ" и сотни других
предприятий.
В 1959 г. на Минском автомобильном заводе был создан первый образец
самого мощного в стране самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т., налажен
выпуск 12-тонных прицепов и 6-тонных полуприцепов. Тракторостроители
наладили производство более совершенных дизельных тракторов, которые имели
ряд преимуществ перед газогенераторными.[3]
Первый год шестой пятилетки дал прирост промышленного производства
БССР на 12%. Предприятия начали выпускать около 100 новых типов станков,
машин, приборов и около 200 других видов изделий. По


итогам Всесоюзного соцсоревнования предприятиям
промышленности, строительства и транспорта Белоруссии было присуждено 26
красных знамен Совета Министров СССР и ВЦСПС, министерств и ЦК профсоюзов с
вручением первых премий, 39 вторых и 65 третьих премий. В ходе
соцсоревнования высокие образцы труда показали сталевар Минского автозавода
Д.И. Барашкин, электросварщик тракторного завода М.Т. Антоник, слесарь
Минского станкостроительного завода Н.А. Каменский и другие новаторы
производства.[3]
Досрочно завершили десятимесячное задание по выпуску продукции
предприятия СНХ БССР. За девять месяцев 1957 года они выдали на 8,5 млн.
рублей сверхплановой продукции. Дополнительно к плану было произведено 300
тракторов, 30 автомобилей, 7415 велосипедов,90 тыс. м. шерстяных тканей,
250тыс. пар обуви и много другой продукции. Коллектив Белорусской
магистрали дополнительно к плану 1957 г. погрузил около 17 тыс. вагонов.
При этом особенно отличились в вождении большегрузных составов машинисты
В.П. Кузнецов (г. Молодечно), Н.П. Трубачиков (г. Лида), А.М.Галашко (г.
Брест) и др. С энтузиазмом трудились комсомольцы. К концу октября 1958 г.
свыше 100 тыс. молодых посланцев республики работало на новостройках
страны.[3]
Была успешно решена задача капитального строительства. За три года
шестой пятилетки капиталовложения в промышленность составили 430,8 млн.
рублей, в том числе 232 млн. рублей на строительно-



монтажные работы. В 1958 г. новостройки обслуживало 770 экскаваторов, 543
бульдозера, 670 кранов, 115 автопогрузчиков. По сравнению с довоенным
уровнем количество экскаваторов увеличилось почти в 13 раз, бульдозеров -
22,6 раза и кранов - 22 раза. Укрепление материально-технической базы
позволило механизировать монтажные работы на 95%, бетонные - на 62%,
малярные - на 59%, штукатурные - на 58%. В 1958 г. на строительстве в
республике работало 100 тыс. человек против 61,9 тыс. в 1950 г. Строители
широко пользовали передовой опыт других республик.[3]
С начала 1958 г. в БССР стали создаваться организации Всесоюзного
общества изобретателей и рационализаторов. К концу года было создано 537
первичных организаций ВОИР, в которых состояло 21,8 тыс. членов. По
сравнению с 1957 г. численность рационализаторов и изобретателей в
республике увеличилось почти на 1/3. В 1958 г. изобретатели и
рационализаторы подали 36,9 тыс. предложений. От внедрённых за 1056-1958
гг. в производство предложений народное хозяйство БССР получило 43,3 млн.
рублей экономии.[3]
Научные учреждения оказали значительную помощь в совершенствовании
производства предприятиям машиностроения, энергетики и топливной
промышленности, стройматериалов, легкой и пищевой промышленности. Особенно
плодотворно работали коллективы учёных Физико-технического института,
Института физики и математики, Института торфа АН БССР и Белорусского
политехнического института. До
70 тыс. рублей сэкономили
в 1956 г. Минский тракторный завод от применения разработанного Институтом
физики и математики АН БССР метода спектрального анализа металла. С помощью
и участием белорусских учёных на заводах и фабриках были созданы сотни
новых типов машин, оборудования и приборов, внедрены более совершенные
технологические процессы. Большую помощь промышленности и транспорту
республики оказали также научные учреждения Москвы, Ленинграда и других
городов страны.
К концу 1958 г. белорусский народ добился значительных достижений.
Промышленность выпустила валовой продукции почти втрое больше по сравнению
с 1950 г., производительность труда выросла в 2 раза. Увеличились основные
производственные фонды промышленности, на вооружение предприятий поступила
новая техника и оборудование. Только в 1957 г. в механических цехах заводов
Совнархоза БССР были введены в эксплуатацию 104 поточные линии, установлено
353 высокопроизводительных станка и автомата. В 1958 г. на вооружение
промышленности поступило свыше 900 видов высокопроизводительной
технологической оснастки,480единиц других видов оборудования. По сравнению
с 2950 г. парк нового подъёмно-транспортного оборудования на предприятиях
увеличился в 2,5 раза, литейного и электросварочного - в 1,8 раза,
металлорежущих станков на 40% . Было установлено много поточных линий,
выросла энергвооружённость труда. Особенно высокими темпами развивались
машиностроение и металлообработка, объём производства которых за 1951-1958
гг. увеличился в 6,3 раза, в том числе машиностроения в 11 раз. В 1958 году
машиностроители дали 16,2 тыс. металлорежущих станков, 16,5 тыс. грузовых
автомобилей, 26 тыс. тракторов, 11,2 тыс. силосоуборочных комбайнов и много
другой техники. В мае 1958 г. тракторозаводцы выпустили 100-тысячный
трактор.[3]
Многое было сделано по развитию энергетики Белоруссии. В 1958 г. было
произведено 2,7 млрд. кВт/ч. электроэнергии. К концу 1958 г. была
подготовлена к пуску Василевская ГРЭС - самая мощная в то время
электростанция БССР.
Широкое внедрение механизации дало возможность увеличить добычу торфа,
почти целиком ликвидировать в этой области тяжёлый ручной труд. В 1958 г.
добыча торфа в республике достигла почти 9 млн. т. (включая добычу
колхозами) или в 2,3 раза больше по сравнению с 1950 г.[3]
За 1951 - 1958 гг. валовая продукция промышленности стройматериалов в
БССР увеличилась в 3,4 раза, превзойдя уровень1940 г. в 4,6 раза, В 1958 г.
предприятия отрасли дали 539,5 тыс. цемента, 10663 тыс. кв. м. оконного
стекла и др. материалов.[1]
Ускорилось развитие химической промышленности, предприятия которой
освоили выпуск новых видов ценной продукции. Объём производства отрасли
возрос в 1958 году. По сравнению с 1950 г. более чем в семь раз. В
республике строились Полоцкий нефтеперерабатывающий и Гомельский
суперфосфатный заводы, Пинский завод искусственных кож, Полоцкий завод
искусственного волокна. Расширялся ассортимент производимой продукции на
действующих предприятиях.
Шагнула вперед лесная и деревообрабатывающая промышленность. Объем ее
производства за это время увеличился на 53%, в том числе бумажной
промышленности - в 2,2 раза. Были внедрены новые технологии по углубленной
переработке древесины и отходов, введены в строй новые производственные
мощности.[3]
В 1951-1958 гг. заметно ускорилось развитие лёгкой и пищевой
промышленности. Высокие темпы развития белорусской индустрии обеспечили ей
видное место в общесоюзном производстве. В 1958 г. промышленность БССР
выпустила 11,8% общего количества тракторов, 11,7% - металлорежущих
станков, 4,3% грузовых автомобилей, 1,6% мотоциклов, 13% фанеры.
Значительный удельный вес занимала республика по производству ряда товаров
народного потребления.[3]
Большие успехи были достигнуты в развитии транспорта. Уровень 1950 г.
по отправлению грузов был превзойдён на 2,7 млн. т., а по прибытию - на
18,7 млн. т. или более чем в 2 раза. На железных дорогах стал эффективнее
исползоваться подвижной состав, улучшилась безопасность движения поездов,
организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборот речного транспорта и
перевозки пассажиров возросли в 3 с лишним раза. Речной флот пополнился
более мощными судами, расширился выпуск металлических, более надёжных и
долговечных барж. Быстро развивался автомобильный транспорт, грузооборот
которого увеличился почти в 5 раз. Дальнейшее развитие получила сеть
воздушного сообщения. Работали десятки авиалиний местного и
межреспубликанского значения.
Вместе с развитием народного хозяйства существенные изменения
произошли в структуре грузооборота республики. Среди предметов вывоза всё
большее место занимал вывоз тракторов ,автомобилей, станков, сельхозмашин,
оборудования, некоторых строительных материалов, сантехники, мотоциклов,
велосипедов и др. изделий промышленности.
На базе развития промышленности, транспорта и других отраслей
народного хозяйства выросло число рабочих мест. В 1958 г. в народном
хозяйстве республики было занято 1539 тыс. рабочих и служащих, или на 501
тыс. больше чем в 1950 г. Из них в промышленности работало 512 тыс.
человек, на транспорте - 158 тыс. человек, в строительстве - 100 тыс.
человек. На предприятия пришло большое пополнение специалистов, окончивших
после войны высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии и
других союзных республик. На 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве БССР
работало 214 тыс. специалистов, из которых 83.5 тыс. имело высшее и 131,4
тыс. среднее специальное образование. Более 32 тыс. специалистов
увеличилась в 2,5 раза. Возрос культурно- технический уровень рабочих. За
1951 - 1958 гг. профессионально- технические учебные заведения дали
народному хозяйству 130,3 тыс. квалифицированных рабочих. За это же время
на предприятиях и в организациях было обучено новым специальностям 535 тыс.
человек и повысило квалификацию 859 тыс. рабочих. Благодаря широкому охвату
рабочих технической учебой заметно улучшился их квалификационный состав,
повысилось техническое мастерство.[2]
Таким образом, 1951-1958 гг. ознаменовались дальнейшим подъемом
промышленности и транспорта БССР. Большая работа была проведена по
техническому перевооружению этих отраслей. Вошли в строй сотни новых
промышленных предприятий, увеличился общий объем промышленного
производства. Еще более возрос вклад белорусской индустрии в укрепление и
развитие материально-технической базы СССР.



3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

В начале 50-х годов сельское хозяйство Белоруссии находилось в сложном
положении. Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной
торговли в БССР в 1950 г. даже при увеличении наличности денег в обороте (в
1,5 раза) поднялся только чуть больше 90 % довоенного уровня. Даже в 1950
на его долю приходилось только четверть общего розничного товарооборота.
Объяснялось это тем, что сельское население, которое превышало 2/3 всего
населения БССР, не получило особой пользы от денежной реформы. Очень
низкими оставались доходы крестьян. Перед колхозами были поставлены задачи:
добиться повышения урожайности, увеличить поголовье скота, повысить уровень
механизации. Поэтому приходилось расходовать основную часть денежных
доходов на производственные потребности.[1]
Были достигнуты определенные результаты. В 1953 году посевные площади
республики составили 5128 тыс. га и почти достигли довоенного уровня.
Сельскохозяйственные угодья расширились за счет осушения болот и
заболоченных земель. К осени 1953 г. в республике было мелиорировано свыше
200 тыс. га. 287 тыс. га пахотных земель и сенокосов было очищено от
кустарников и камней.[1]
Некоторые сдвиги наметились в развитии животноводства. За первые 3
года пятой пятилетки поголовье коров увеличилось на 171 тыс. голов, свиней
- на 141 тыс. голов и овец - на 111 тыс. голов. При этом в отдельных
колхозах прирост поголовья крупного рогатого скота остался около 40 %.
Однако, в целом, темпы развития животноводства в республике были
недостаточными. За 3 года пятой пятилетки государство выделило колхозам на
капитальное строительство 33 млн. рублей долгосрочных кредитов. Однако, за
1951-1953 гг. количество хозяйств сократилось более, чем на 4 тыс. и
составило 5287. По количеству дворов, пашни и трудоспособных колхозы стали
втрое большими. В начале 50-х годов была завершена коллективизация
сельского хозяйства в западных областях республики.[1]
К июлю 1953 г. 99,7% посевных площадей принадлежало колхозам. Однако,
несмотря на резкое увеличение посевных площадей, уровень урожайности
оставался невысоким. Низкие урожаи сельскохозяйственных культур в те годы
объяснялись тем, что почва была крайне истощена, а органических и
минеральных удобрений не хватало.[1]
Развитие животноводства сдерживалось слабой кормовой базой.
Сказывались также грубые просчеты в руководстве сельским хозяйством.
Крестьянин не был заинтересован в развитии своего личного хозяйства, так
как каждый новый саженец, животное или какой-либо другой продукт труда
облагались налогами. Только в середине 50-х годов, когда было изменено
налогообложение, он почувствовал существенное улучшение своей жизни.
Одной из основных проблем деревни был недостаток жилья. В его
строительстве были свои трудности и недостатки: отсутствие стройматериалов
и рабочей силы, низкая механизация, а также неудовлетворительная
организация труда. В результате довоенный жилищный фонд деревни был
отстроен чуть более 40 %.
Проблемой, требующей первоочередного решения, была охрана здоровья. К
1950 г. была полностью восстановлена численность медицинских заведений, но
обеспеченность населения медицинским персоналом осталась ниже
среднесоюзного уровня.
Колхозы, совхозы и МТС испытывали острый недостаток в
квалифицированных руководящих кадрах и специалистах. К осени 1953 г. из 388
директоров МТС только 72 имели высшее и агрономическое образование. Лишь
незначительная часть председателей колхозов имела высшее или среднее
специальное образование.[2]
С целью обеспечения более высоких темпов роста экономики в 1957 г.
началась реорганизация в управлении народным хозяйством через Совнархозы.
Это сыграло положительную роль в развитии промышленности и сельского
хозяйства. Начали лучше использоваться местные ресурсы, усилилась
специализация и кооперирование производства.
Положение сельского хозяйства БССР во второй половине 50-х годов
определялось развитием колхозно-совхозной системы производства. Она прошла
испытание временем в послевоенные годы и в результате реформы 1953 г.
сделала значительный шаг вперед. В 1958 г. в сельское хозяйство было
вложено 160 млн. рублей, в том числе 73 млн. рублей государственных
средств. В это время на полях республики работало 51,3 тыс. тракторов, или
на 17,7 тыс. больше чем в 1953 г., значительно выросло количество зерновых
комбайнов, газовых автомобилей и другой техники. К декабрю 1957 г. в
сельском хозяйстве республики работало 16,5 тыс. специалистов, из которых
4,9 тыс. имели высшее образование.[3]
С 1956 г. колхозы, совхозы и МТС стали подключаться к государственным
энергосистемам, что повысило темпы электрификации села. В 1958 г. колхозы
республики использовали около 80 млн. кВт*ч. электроэнергии, в том числе
около половины было затрачено на производственные нужды. Тем не менее,
уровень электрификации сельского хозяйства оставался невысоким. В 1958 г.
было электрифицировано 36% колхозов. В сельском хозяйстве использовались
лишь 5,2% электроэнергии, потребляемой в республике.[1]
В 1953-1958 гг. сельскому хозяйству была оказана большая помощь
кадрами специалистов и руководителей. Из городов на постоянную работу в
колхозы и МТС были посланы инженеры, техники и высококвалифицированные
рабочие кадры. Возвращались в деревню ушедшие по различным причинам
механизаторы. Расширили подготовку кадров для села специальные учебные
заведения.
В распространении передового опыта важную роль играли областные и
районные сельскохозяйственные выставки, периодическая печать, радио и
телевидение. В августе 1954 г. в Москве открылась Всесоюзная
сельскохозяйственная выставка, которая широко пропагандировала лучшие
достижения сельскохозяйственного производства страны. В 1955 г. на ней было
представлено от Белоруссии 9 районов, 229 колхозов, 35 совхозов, 14 МТС, 92
животноводческие фермы, 105 опытных станций и других хозяйств, 10 970
передовиков производства. Важной формой изучения передового опыта являлась
проводившаяся на местах агрозоотехническая учеба.[1]
За 1957 г. в колхозах и совхозах валовой сбор зерна увеличился на
20,8%, а по сравнению с 1953 г. - на 36,5%. Около половины хозяйств БССР
собрали урожай зерновых более 8 ц. С 1 га, тогда как в предыдущем году
таких хозяйств было всего 6%, валовой сбор картофеля увеличился по
сравнению с 1953 г. на 39%.[1]
Сельское хозяйство Белоруссии досрочно выполнило планы 1957 г. по
заготовкам и закупкам хлеба, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока,
шерсти, яиц и других сельскохозяйственных продуктов. По производству
льноволокна республика вышла на второе место в СССР, молока и картофеля -
на третье место, мяса и животного масла - на четвертое место.
Важным мероприятием явилась реорганизация машинно-тракторных станций.
К концу 1958 г. в БССР было образовано вместо 343 машинно-тракторных
станций 156 РТС и 80 отделений РТС. К этому же времени 84% колхозов и
совхозов республики приобрели в МТС 14,5 тыс. тракторов, 5,6 тыс. зерновых
комбайнов, 16,5 тыс. тракторных плугов и большое количество другой
сельскохозяйственной техники.[4]
Подъем сельского хозяйства был очевидным. В 1958 г. по сравнению с
1953 г. валовая продукция сельского хозяйства БССР возросла на 36%,
среднегодовые темпы ее роста составили 6,1%, или вдвое выше, чем за три
предыдущих года. Посевные площади значительно расширились и превзошли
довоенный уровень. В 1958 г. они составили 5449 га. Колхозы и совхозы
стали больше производить зерна, картофеля, технических культур. Валовой
сбор озимой ржи, например, увеличился с 666,8 тыс. до 954,8 тыс. т.,
льноволокна - с 20,4 тыс. до 88 тыс. т., силосных культур - с 222 тыс. до
4193 тыс. т. и т.д. Это свидетельствовало о том, что колхозно-совхозная
система производства еще имела резервы для своего дальнейшего развития и
поэтому было необходимо избавить ее от чрезмерной регламентации.
Требовались новые реформы. Но вместо них было сделано много беспочвенных и
субъективистских ошибок в управлении сельским хозяйством, что отрицательно
сказалось на его развитии.[4]
В республике с конца 50-х годов снижается урожайность зерновых и
возрастает их себестоимость. Это было связано, прежде всего, с изменением в
структуре севооборота и расширением посевов кукурузы. Неприспособленная к
климатическим условиям Белоруссии эта культура приносила хозяйствам убытки.
В 1957 г. начинается искусственная сверхпрограмма - догнать и перегнать США
по производству мяса и молока на душу населения. Без улучшения кормовой
базы животноводства она вызвала в 1962 г. падение производства. На
положение сельского хозяйства также влияли компании по превращению колхозов
в совхозы, ликвидации частных хозяйств. Вместе с низким уровнем управления,
слабым использованием достижений науки, это определило медленный рост
сельского хозяйства. В результате, хотя валовой продукт и увеличивался,
темпы роста были ниже запланированных.



Заключение.
Таким образом, в продолжение 50-х годов, несмотря на просчеты
руководства и объективные препятствия, благодаря самоотверженному труду
населения Белоруссии, его материальное положение медленно, но неуклонно
улучшалось.
Большое влияние на развитие сельского хозяйства оказало то, что в
августе 1953 г. Верховный Совет СССР принял новый Закон о
сельскохозяйственном налоге, согласно которому были снижены размеры
поставок с хозяйств колхозников, подняты заготовительные цены на
сельскохозяйственные продукты. В 1954 г. по сравнению с 1952 г. сумма
сельхозналога в республике уменьшилась почти втрое. С января 1958 г.
хозяйства рабочих, колхозников и служащих были освобождены от обязательных
поставок государству сельскохозяйственных продуктов. Изменения налоговой
политики

Новинки рефератов ::

Реферат: Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена (Государство и право)


Реферат: Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке (Педагогика)


Реферат: Синергетика и Демократия (Философия)


Реферат: Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга XIX века (Музыка)


Реферат: Оборудование для ориентации полупроводниковых пластин (Технология)


Реферат: Создание собственного производства на предприятии оптовой торговли обувью (Предпринимательство)


Реферат: Категория справедливости в морали и праве (Психология)


Реферат: Авторское право (Право)


Реферат: А.Д. Сахаров (Исторические личности)


Реферат: Основные варианты английского языка (Иностранные языки)


Реферат: Условия трудового договора (Трудовое право)


Реферат: Концепция современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция (Психология)


Реферат: Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования (Педагогика)


Реферат: Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) (Социология)


Реферат: Вплив моральних якостей вчителів на процес формування майбутніх громадян України (Педагогика)


Реферат: Имущественное страхование (Страхование)


Реферат: Нарушения зрения детей (Педагогика)


Реферат: Археологические исследования на территории Дагестана (История)


Реферат: Технология социальной работы с пожилыми людьми (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист