GeoSELECT.ru



История / Реферат: Национально-освободительная война сирийского и ливанских народов в 1919-1927 (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Национально-освободительная война сирийского и ливанских народов в 1919-1927 (История)



Национально-освободительная борьба сирийского и ливанского народов в 1919-
1927 гг.

В соответствии с решением конференции в Сан-Ремо о передачи Франции
мандата на Сирию и Ливан Англия осенью 1919 г. вывела оттуда свои
вооруженные силы. В связи с этим численность французских войск в приморских
районах Сирии и Ливане была увеличена с 7 тыс. чел. в 1919 г. до 70 тыс.
чел. в середине 1920 г. Французский империализм стал подготавливать захват
Восточной Сирии, включая Дамаск.
С первых же дней оккупации феллахи и бедуины Сирии и Ливана
организовывали партизанские отряды, сражавшиеся с завоевателями. Восстание,
вспыхнувшее в Латакийской области в мае 1919 г., продолжалось свыше 3 лет.
В Восточной Сирии центрами национально-освободительного движения стали
"арабские клубы"- организации патриотически настроенных элементов из разных
социальных слоев. В июне 1919 г. в Дамаске был созван Всеобщий сирийский
конгресс, резко протестовавший против навязывания мандата Парижской мирной
конференцией. В ноябре конгресс призвал народ к защите отечества от
французских оккупантов. В эти же дни был образован Народный совет
национальной обороны. В него вошли представители многих городов и областей,
различных политических движений. Каждый вечер в одном из кварталов Дамаска
устраивались открытые заседания Совета. Народный совет национальной обороны
собирал средства и оружие для партизанской борьбы в приморских районах
Сирии и в Ливане, вербовал добровольцев в партизанские отряды.
Однако развитие национально-освободительной борьбы тормозилось
политикой Фейсала и его окружения. В начале 1920 г. Фейсал подписал с
премьер-министром Франции Клемансо документ, в котором, по существу,
признавался французский протекторат над Восточной Сирией. Сопротивление
народных масс сорвало ратификацию этого соглашения. Однако Фейсалу все же
удалось провести ряд реакционных мер: он распустил Народный совет
национальной обороны, запретил оказывать помощь партизанским отрядам,
приказал их командирам прекратить борьбу с оккупантами. В марте 1920 г. на
сессии Всеобщего сирийского конгресса Фейсал был провозглашен королем
Сирии. Вместе с тем конгресс декларировал полную независимость Сирии, а
также Ливана и Палестины.
В июле 1920 г. французские войска двинулись на Дамаск, намереваясь
оккупировать Восточную Сирию. Известие об этом всколыхнуло страну, и
народные массы решили оказать сопротивление агрессорам. В неравной битве у
горного прохода Майсалун несколько сотен патриотов во главе с полковником
Юсуфом Азме погибли, преграждая врагу путь к столице. Фейсал же
капитулировал перед французскими войсками, разоружил армию и сдал без боя
Дамаск. Но его услуги не были оценены. После захвата Дамаска французские
власти выслали Фейсала из страны. Они предпочли обойтись в Сирии без
арабского короля, к тому же тесно связанного с их английскими соперниками.
После взятия Дамаска арабские патриотические организации были
разгромлены. Все политические партии Сирии были запрещены. 9 августа 1920
г. французский военный суд вынес смертный приговор 37 ведущим арабским
политическим деятелям. Тем из них, кто бежал за границу, приговор был
вынесен заочно.
Многие рядовые участники национального движения также эмигрировали.
Большинство осело в Каире, куда перенесла свою деятельность Партия арабской
независимости ("Хизб аль-истикляль аль-арабий"), образовавшаяся из
оппозиционных Фейсалу элементов. Те из членов партии, которые остались в
Дамаске, поддерживали со своим каирским центром нелегальную связь, но сами
до 1922 г. не вели никакой политической деятельности.
Хотя движение сопротивления лишилось руководства, на установление
мандата народные массы ответили восстаниями. В августе 1920 г. начались
крестьянские выступления в области Хауран. В 1921 г. восстанием была
охвачена уже вся Северная Сирия. В апреле 1922 г. бурные
антиимпериалистические демонстрации прошли в Дамаске и других городах.
Этому новому подъему борьбы способствовали такие важные внешние факторы,
как окончательный разгром антисоветской интервенции, победа кемалистской
революции в Турции и формальное провозглашение независимости Египта.
В сентябре 1921 г. Партия арабской независимости и основанная в Каире
после войны Партия Сирийско-палестинский конгресс. В результате работы
конгресса были выработаны следующие требования, направленные в Лигу наций:
признание независимости и национального суверенитета Сирии, Ливана и
Палестины: признание права этих стран объединиться под властью гражданского
правительства, ответственного перед избранным народом парламентом, а также
права на объединение с остальными арабскими странами в форме федерации;
полная отмена мандата; эвакуация французских и английских войск из Сирии,
Ливана и Палестины; отмена декларации Бальфура, открывавшей путь еврейской
колонизации Палестины. Лига наций оставила эти требования без ответа.
Конгресс избрал постоянный Исполком, обосновавшийся в Каире. В дни
работы Генуэзской конференции (10 апреля - 19 мая 1922 г.) Исполком
сформировал сирийско-ливанскую делегацию и направил ее в Гену. с
меморандумом, в котором были зафиксированы требования сирийского народа.
Они были направлены против раздела страны, создания искусственных
таможенных границ и барьеров, против режима капитуляций, инфляции, против
передачи эмиссионных функций французскому частному банку.
В июле 1922 г. сирийско-ливанская делегация направилась в Лондон, где
утвердился текст мандатов. Она настаивала на том, чтобы вопрос о
политическом устройстве Сирии и Ливана был передан на рассмотрение их
населения и чтобы Лига наций перед окончательным решением судьбы этих стран
выслушала их представителей. Совет Лиги наций не внял просьбе делегации и
утвердил текст мандатов. Это произвольное и несправедливое решение было
опротестовано делегацией. Протест был повторен в сентябре 1922 г. перед
Ассамблеей Лиги наций. Однако Ассамблея утвердила мандаты.
Пытаясь добиться желаемых результатов, Сирийско-палестинский конгресс
направил в ноябре 1922 г. свою делегацию на мирную конференцию в Лозанну.
Однако она даже не была допущена на конференцию. После заключения
Лозаннского мирного договора между Турцией, с одной стороны, и Англией,
Францией, Италией, Грецией, Румынией, Югославией и Японией - другой (24
июля 1923 г.), Сирийско-палестинский конгресс сформулировал постоянную
делегацию с местопребыванием в Женеве для связи с Лигой наций и
правительствами других стран.
Когда мандаты на Сирию, Ливан и Палестину вступили в силу, Исполком
Сирийско-палестинского конгресса заявил 4 октября 1923 г. представителю
Лиги наций, что не принимает их как противоречащих букве и духу Устава
Лиги. Мандатам, разработанным и одобренными без ведома населения Сирии,
Ливана и Палестины, были реализованы тайные соглашения между
западноевропейскими империалистическими державами. "Политика этих двух
держав отнюдь не направлена к возрождению местного населения и к достижению
им независимости. Напротив, эта политика собственника, бесконтрольно
владеющего своей вещью. Условия мандата хуже условий, в которых находятся
некоторые британские колонии, хотя Устав Лиги наций определил, что эти
страны (Сирия и Палестина) должны быть независимыми",- отмечалось в
меморандуме Исполкома. Исполком просил Лигу пересмотреть свое решение.
Однако все протесты и требования делегации в Женеве даже никогда не
ставились Лигой наций на обсуждение. Из этого можно сделать вывод, что в
первые годы существования конгресса его деятельность не была эффективной.
Находясь в эмиграции, лидеры конгресса, естественно, не принимали
прямого участия в вооруженной национально-освободительной борьбе,
развернувшейся на территории Сирии и Ливана. В 1920-1921 гг. крестьянские
волнения охватили Хауран и район Александретта-Халеб.
В Ходе национально-освободительной борьбы крепли силы молодого
рабочего класса Сирии и Ливана. Уже в 1920 г. рабочие предприятий,
принадлежавших частному и иностранному капиталу, провели в Бейруте и других
городах ряд забастовок, основали рабочие комитеты, вокруг которых
группировались наиболее сознательные трудящиеся. Эти первые пролетарские
выступления настолько встревожили французских колонизаторов, что те
поспешили создать лжерабочую партию - Всеобщую партию рабочих Великого
Ливана, пытавшуюся разложить зарождавшееся в стране рабочее движение.
В апреле 1922 г. представители сирийского рабочего класса активно
участвовали в массовых демонстрациях в Дамаске. Город был объявлен на
осадном положении. По улицам патрулировали броневики и танки. То и дело
происходили стычки плохо вооруженных жителей с французскими солдатами.
Группа лидеров патриотическго движения во главе с доктором Шахбендером была
арестована, что вызвало новую волну протеста. В ответ была объявлена
всеобщая стачка; закрылись все мастерские, базары, лавки ремесленников.
Волнения перекинулись на Хомс и другие города. В районе Евфрата подняли
восстание бедуинские племена. Суровыми репрессиями французским властям
удалось подавить выступления. Шахбендера осудили на 30 лет каторжных работ,
другие видные члены партии получили от 10 до 15 лет. Власти ввели жестокую
цензуру, чтобы предотвратить распространение националистических идей.
В июле 1922 г. в области Джебель-Друз вспыхнуло мощное крестьянское
восстание, возглавленное одним из наиболее влиятельных друзских феодальных
вождей - Султаном аль-Атрашем. То затихая, то разгораясь с новой силой,
восстание продолжалось до апреля 1923 г., когда Султан аль-Атраш вынужден
был прекратить сопротивление.
О размахе освободительного движения в Сирии можно судить по тому, что
сирийцы в 1922 г. восставали 35 раз, в результате чего французской армии
пришлось похоронить 5 тыс. своих солдат.
С середины 20-х годов в национально-освободительное движение
вливаются коммунисты. В 1924 г. на основе возникших ранее отдельных
марксистских кружков была создана Сирийская коммунистическая партия,
объединившая в своих рядах коммунистов Сирии и Ливана. В июле 1925 .г
коммунисты начали издавать свой печатный орган газету "Аль-Инсанийя", но
уже после выхода пятого номера она была закрыта, так как на ее страницах
публиковались материалы, звавшие к борьбе с классовым противником, к
сопротивлению угнетателям, обличавшие соглашательскую политику феодально-
буржуазной прослойки, требовавшие социальной справедливости, улучшения
положения сирийских и ливанских трудящихся.
Под руководством компартии был проведен ряд политических мероприятий,
в том числе первомайский митинг в Бейруте в 1925 г. Нарастание активности
компартии насторожило власти, и в июле того же года, когда началось
общесирийское восстание, деятельность коммунистов была запрещена.
Испытывая беспокойство по поводу возраставшей с каждым годом
политической активности масс, надеясь ввести народную борьбу в более или
менее контролируемое русло, мандатные власти пошли на уступку буржуазным
националистам и разрешили им основать в Сирии легальную Народную партию
("Хизб аш-Шааб"). Расчет строился на том, что буржуазные деятели проявят
большую сговорчивость и, став организованным движением, увлекут за собой по
крайней мере часть населения, подменив вооруженную борьбу политическими
дискуссиями.
И действительно, положив в основу своей программы требования
национальной независимости, эта партия в то же время попыталась достигнуть
компромисса с французским верховным комиссаром генералом Саррайлем. Она
была готова сохранить господствующие военные и экономические позиции
Франции при условии формального признания независимости Сирии. Но
французское правительство "левого блока" на это не пошло, ибо служило
монополиям и продолжало колониальную политику своих откровенно реакционных
предшественников.
Французы даже не пытались как-то замаскировать сущность своего
правления, открыто творя произвол и насилие. Действия верховного комиссара
Саррайля и его представителя в Джебель-Друзе капитана Карбийе вызвали в
этой области новый антифранцузский мятеж, переросший в общесирийское
восстание против колониального гнета.
Восстание началось 18 июля 1925 г. В течении недели друзы,
руководимые Султаном аль-Атрашем (который ранее был амнистирован
французскими властями), освободили всю область. 2 августа 1925 г. повстанцы
разгромили посланную в Джебель-Друз четырехтысячную карательную экспедицию
генерала Мишо. Весть об этой победе быстро распространилась по всей Сирии.
В стране формировались партизанские отряды, начались партизанские бои.
Французская коммунистическая партия с самого начала восстания выразила свои
симпатии сирийскому народу. Ее Центральный комитет требовал отмены мандата
и признания независимости Сирии. Коммунистическая партия Сирии и Ливана
неоднократно призывала сирийский народ поддержать национально-
освободительную борьбу друзов, а французских солдат - брататься с ними.
Чтобы помешать друзским соединениям овладеть Дамаском, который
остался без гарнизона, а также для того, чтобы выиграть время для получения
подкреплений, Саррайль предложил друзьям начать переговоры о мире. Этот
маневр в какой-то мере демобилизовал друзов, и целых 17 дней они
бездействовали; а тем временем крестьяне, из которых состояли друзские
формирования, разошлись по своим селениям, так как им нужно было срочно
закончить уборку и обмолот хлеба. Пока вожди друзов обсуждали условия мира
с представителями Саррайля, накал борьбы угас.
Однако в других районах страны восстание продолжалось. Там
действовали партизанские отряды феллахов и бедуинов. В районах Дамаска,
Халеба, Хомса, Александретты и некоторых других партизаны нападали на
французских военнослужащих, нарушали коммуникации, срывали попытки властей
добиться полного контроля над ситуацией в стране. Как и следовало ожидать,
переговоры ни к чему не привели. Саррайль, правда, перевел Карбийе в другой
округ, но потребовал от друзов сдать оружие и выплатить компенсацию, что
было абсолютно неприемлемо. В свою очередь, друзы потребовали вывода всех
французских войск из Сирии. Выдвижение этого требования объяснялось тем,
что лидеры "Хизб аш-Шааб" установили с друзскими вождями и договорились
вести совместную борьбу за полную независимость всей Сирии. То была важная
веха в политической деятельности партии. На волне народного негодования она
перешла к более активным шагам, чтобы не остаться в стороне от событий и
избежать обвинений в соглашательстве.
Руководство "Хизб аш-Шааб" начало готовить восстание в Дамаске. 21
августа 1925 г. состоялось тайное совещание лидеров партии, на котором было
окончательно утверждено решение о заключении союза с друзами и об активном
участии в восстании. Но Саррайль сорвал эти планы. В конце августа он
запретил "Хизб аш-Шааб" и арестовал ряд ее деятелей. Освобожденный ранее и
ставший председателем партии доктор Шахбендер бежал в Джебель-Друз, где
включился в партизанскую борьбу.
В сентябре 1925 г. французские войска попытались подавить восстание в
Джебель-Друзе, но получили мощный отпор. Там было образовано временное
национально-революционное правительство, в которое вошли некоторые бежавшие
от ареста лидеры "Хизб аш-Шааб", в том числе доктор Шахбендер.
Правительство возглавил Султан аль-Атраш. В области была проведена всеобщая
мобилизация мужчин в возрасте от 16 до 60 лет, численность вооруженных сил
повстанцев была доведена до трех корпусов. К началу октября центром борьбы
стал оазис Гута, в котором расположен Дамаск. Французские каратели сжигали
деревни, казнили повстанцев. Один из карательных отрядов, погрузив тела
расстрелянных пленников на верблюдов, провел этот "караван смерти" по
улицам Дамаска; затем обнаженные тела убитых были выставлены на главной
площади. Эта бессмысленная жестокость вызвала восстание в сирийской столице
(18 октября 1925 г.).
По приказу Саррайля восставший Дамаск был подвергнут артиллерийскому
обстрелу, продолжавшемуся двое суток. Тысячи жителей погибли. Бомбардировка
Дамаска вызвала всенародное возмущение. Новые тысячи трудящихся из городов
и сельских районов пополняли партизанские отряды. Даже женщины взялись за
оружие. Общая численность армии повстанцев достигла 40 тыс. человек.
Обстрел многонаселенного города имел также большой международный резонанс.
В результате французское правительство было вынуждено отозвать Саррайля из
Сирии.
К началу ноября в руках повстанцев находилась почти вся Сирия, за
исключением крупных городов. Военные действия перекинулись и в Ливан, где
армия Зейда аль-Атраша, брата вождя восстания, заняла ряд крупных селений.
Рабочие Бейрута поддержали повстанцев забастовочной борьбой. Чтобы подавить
восстание, французские власти попытались разжечь вражду между религиозными
группировками, превратить Ливан в "сирийскую Вандею", направив ливанских
христиан против национально-освободительного движения. Эта провокация была
сована командованием повстанцев, призвавшим народные массы сплотиться в
борьбе против империализма. Оно выдвинуло лозунг "Религия - для бога,
родина - для всех". Многие марониты даже вступали в партизанские отряды
Зейда аль-Атраша, которые называл их братьями и соотечественниками.
Ливанский автор впоследствии писал: "Никто не помнит, чтобы в прошлом
мусульмане и христиане или сунниты и шииты объединились и сформировали
общий партизанский отряд, преследующий под руководством общего вождя общую
цель Понадобилась революция 1925-1926 гг., чтобы благодаря политическим
взглядам, объединявшим большую часть населения, образовать смешанные
партизанские отряды. Только сельская маронитская буржуазия пошла в
контрреволюционные "отряды христианской обороны"".
В ноябре 1925 г. новым верховным комиссаром был назначен де Жувенель.
Получив инструкции изменить тактику, он вступил в переговоры с Исполкомом
Сирийско-палестинского конгресса. Де Жувенелю были предложены следующие
условия прекращения борьбы: 1) отмена мандата и признание полной
независимости Сирии, вступление Сирии в Лигу наций; 2) предоставление
Ливану по желанию его населения права иметь собственное правительство; 3)
система правления должна быть определена свободно избранным Учредительным
собранием; 4) между Францией и Сирией будет заключен равноправный договор
сроком на 30 лет. По условиям договора, если не будет возражений со стороны
ливанского правительства, Франция сохранит в Ливане свои оккупационные
войска и военно-морскую базу, французские офицеры будут обучать сирийскую
национальную армию. Между Францией и Сирией будет заключен военный союз, и
Франция в случае войны получит возможность использовать сирийскую армию.
Французскому капиталу будет обеспечено господствующее положение в экономике
Сирии, которая обязуется получать займы только во Франции, развивать свои
экономические ресурсы только с помощью французского капитала, приглашать
иностранных специалистов только из Франции.
Как явствует из условий мира, предложенных лидерами сирийской
буржуазии, речь шла о компромиссе. Здесь сказывалась неуверенность
национальной буржуазии и в своих силах перед лицом народного восстания,
опасения за свои позиции.
Переговоры закончились неудачей, так как Франция настаивала на
сохранении мандата. Тем не менее де Жувенелю пришлось пойти на некоторые
уступки. В мае 1926 г. он сформировал сирийское национальное правительство,
в которое вошли и представители "Хизб аш-Шааб". Верховный комиссар обещал
объединить Сирию, созвать Учредительное собрание для выработки конституции,
заключить франко-сирийский договор, провести всеобщую амнистию,
сформировать национальную армию и т.д. Однако своих обещаний де Жуневель не
выполнил. В знак протеста члены кабинета от "Хизб аш-Шааб" ушли в отставку.
Спустя три дня они были арестованы и сосланы.
Продолжая попытку раскола национально-освободительного движения,
французские власти в 1926 г. "даровали" Ливану республиканскую конституцию.
В стране были созданы правительство и двухпалатный парламент. Однако такие
важные прерогативы, как внешние сношения и военные вопросы, оставались в
компетенции Франции. Любое решение ливанского правительства могло быть
отменено верховным комиссаром. В дальнейшем французская администрация не
считалась даже с этой куцей конституцией.
В 1925 г. французское правительство было лишено возможности
сосредоточить в Сирии крупные военные силы, так как одновременно вело
колониальную войну в Марокко. С весны 1926 г., закончив расправу со
свободолюбивыми марокканскими племенами, оно перебросило в Сирию
подкрепления и перешло от обороны к нападению. Опять шил бои в оазисе Гута,
в Джебель-Друзе и в других районах страны. Каратели сжигали деревни,
убивали и грабили феллахов. Дамаск был вновь подвергнут интенсивной
бомбардировке. И все же, несмотря на давление по всему фронту, сирийцы и
ливанцы, сражавшиеся в партизанских отрядах, продолжали героическую борьбу
до весны 1927 г.

Список используемой литературы

1. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. М., 1988 г.
2. Джабер Хасан Али. Ливан. Возрождение // Азия и Африка сегодня, 1996 г.,
N6







Реферат на тему: Национально-освободительное движение в Греции "Филики Этерия"
ВВЕДЕНИЕ


При освещении национально-освободительного движения в Греции,
использовались материалы о русско-турецких войнах ХVIII века,
международных отношениях XVIII - XIX веков, влиянии идей Французской
революции на развитие самосознания угнетенных балканских народов.
В качестве источников использовались записки И. Каподистрии "О
нынешнем состоянии греков" (1811) и "Соображения о способах улучшения
участи греков" (1814), опубликованные советским историком Г. Л. Аршем в
работе "И. Каподистрия и греческое национально-освободительное движение"
[1].
В указанной работе и исследованиях "Этеристское движение в России" [2]
и "Тайное общество "Филики Этерия" [3], Г. Л. Арш стремится наиболее полно
и объективно раскрыть суть и ход национально-освободительного движения в
Греции.
Советская и зарубежная историография рассматривает в основном четыре
вопроса, связанных с раскрытием проблем национально-освободительного
движения в Греции.
1. "Греческий вопрос" (Г. Л. Арш, О. Б. Шпаро); (советская
историография);
а) на основании изучения архивных источников советские историки,
оценивая позиции держав в этом вопросе, доказали, что все они исходили из
позиций своих правящих кругов. Цели английского капитализма были не менее
агрессивны, чем цели российского царизма. Россия, стремясь обеспечить
свободу прохода своих судов через проливы в Средиземное море и развитию
южнорусской торговли, добивалась максимального ослабления Турции и
неизменно способствовала этим борьбе греческого народа за независимость.
Россия, объективно сыграла большую роль в освобождении Греции от турецкой
зависимости;
б) греческая историография, - почти все греческие историки
подчеркивают, что Россия была инициатором сначала дипломатической, а затем
и военной помощи борющейся Греции и что победы русской армии в русско-
турецкой войне 1828 - 1829 гг. сыграли решающую роль в освобождении Греции;
в) западноевропейские историки, - А. Прокеш фон Остен, М. Леритье, Ж.
Изамбер и другие историки, стремясь оправдать позиции Англии, Франции и
Австрии в "греческом вопросе", изображали единственным агрессором на
Балканах Россию, другие же державы, по их мнению, только противодействовали
захватнической политике России.
г) английская историография (А. Степлтон, Х. Темперли), - всеми силами
английские буржуазные историки стараются скрыть агрессивную политику
Англии, направленную на то, чтобы обеспечить себе абсолютное господство в
этом районе, и изображают дело так, будто главной целью английской политики
было удержать Россию от войны с Турцией. Английские историки утверждают,
что Англия была единственным покровителем и спасителем греков.
2. Деятельность Каподистрии (греческая историография: С. Ласкарис,
Е. Куккос, Д. Пертидис, Т. Макрис);
Существующая зарубежная литература о Каподистрии весьма обширна и
постоянно пополняется. В основном, она имеет биографический уклон. Наиболее
важными являются исследования, специально посвященные периоду пребывания
Каподистрии в России (Ласкарис, Кроули).
Ласкарис считает, что в годы русской службы для Каподистрии
освобождение своих братьев было единственной целью его политики. Но в своей
работе национально-патриотическую деятельность Каподистрии Ласкарис
освещает слабо.
Деятельностью Каподистрии много занимается греческая историография.
В общих трудах по истории новой Греции и греческой революции 1821
-1829 гг., а также в специальных работах о национально-патриотической
деятельности, Каподистрии уделяется большое внимание. Серьезное
исследование о национально-просветительном обществе "Филомузос Этерия",
которым руководил Каподистрия, написано Е. Куккосом. Интересный обзор
дипломатической деятельностью Каподистрии по "греческому вопросу",
основанный на опубликованных источниках и материалах венских архивов, дан в
70-х гг. в работе греческого историка Д. Петридиса.
В греческой литературе мировоззрение и политическая деятельность
Каподистрии нередко трактуется с субъективных позиций. В качестве примера
можно назвать исследования Т. Макриса "Иоанн Каподистрия и его
деятельность". В работе чувствуется тенденция к сглаживанию острых идейных
и политических расхождений внутри греческого национального движения начала
XIX века. Чтобы представить Каподистрию безупречным греческим патриотом,
Макрис стремится доказать, что он во время пребывания в России, вел
революционную деятельность и был связан с тайной национально-
освободительной организацией "Филики Этерия". Во взглядах Макриса не
достает серьезных документальных доказательств.
3. Политика России на Балканах (Г. Л, Арш, И. С. Достен, В. М.
Виноградов, А. В. Фадеев, А. М. Станиславская, Е. И. Дружинина, В. Я.
Горсул).
В целом национально-освободительное движение в балканских странах в
последнее время привлекает внимание российских историков. Объектом
серьезного изучения стала политика России на Балканах и русско-балканские
связи.
1. 4. Этеристское движение (греческая историография - И. Филимон, Э.
Протопсалтис, Т. Вурнас, К. Вакадопулос, Я. Кордатос, П. Русос, Т.
Коккунос).
2. Неразработанность истории этеристского движения в России объясняется
сложным комплексным характером данной темы. Без исследования материальной
и духовной жизни греческого общества в конце XVIII - начале XIX века,
мало что можно понять в деятельности "Филики Этерия" в России. "Изучение
экономических и политических предпосылок возникновения этеристского
движения немыслимо без опоры на большой фактический материал и важные
теоретические положения, полученные в этом вопросе новогреческой
историографией почти за полтора века" [4]. До 80-х годов новогреческая
литература была очень плохо известна в нашей стране. Новая история
Греции, в отличие от других разделов балканской истории, почти не
разрабатывалась.
3. Серьезная трудность, с которой сталкивается историк, изучая
этеристское движение, состоит в отрывочности и разбросанности
документальных материалов.
4. В свое время, обладатели документов "Филики Этерии", как и
любой тайной организации, не были заинтересованы в их сохранении.
Документов, относящихся ко времени существования тайного общества и
отражавших его деятельность, сохранилось мало. В их розыске и
опубликовании большая заслуга принадлежит
5. греческому историку И. Филимону. В приложении к своему "Историческому
очерку греческой революции" Филимон впервые опубликовал некоторые
материалы семейного архива Ипсиланти и "Архи" - верховного руководящего
органа тайного общества. Эта публикация имеет важное значение для
изучения деятельности "Филики Этерия" в России.
6. В 1964 году в Греции и других странах широко отмечалось
150-летие основания "Филики Этерия". В связи с этим юбилеем появился ряд
статей, сборников, монографий. Из работ, вышедших в Греции, можно
отметить статью видного историка Э. Протопсалтиса
"Филики Этерия " и ее дело". Работа отражает точку зрения официозной
историографии, в которой долгое время был распространен взгляд на "Филики
Этерия", как на "слишком революционную организацию, действия которой
были преждевременными и нанесли ущерб нации" [5]. Но современная
историография Греции отказалась от этого взгляда. Протопсалтис называет
"Филики Этерия" спасительной организацией, которая объединила все живые
силы нации. В своей статье Протопсалтис указывает на некоторые нерешенные
вопросы истории "Филики Этерия". К их числу он относит вопрос об
отношении русского правительства к тайной организации.
7. Юбилею революционной организации посвящен раздел в одном из
номеров журнала "Новая и новейшая история" [6]. Среди других материалов в
этом номере была опубликована статья о "Филики Этерия" греческого
историка Т. Вурнаса. В статье обобщены взгляды прогрессивных историков
Греции на происхождение и характер деятельности "Филики Этерия". Статья
частично используется в работе. Большое место истории "Филики Этерия"
занимает в научном творчестве виднейшего представителя прогрессивной
греческой историографии Я. Кордатоса. В своем капитальном труде "История
новой Греции" он исследует вопросы создания и деятельности тайной
организации.
8. Малоизученность комплекса проблем, связанных с национально-
освободительным движением в Греции способствует дальнейшему выявлению
первоисточников и печатных материалов. Трудность работы с ними состоит в
том, что множество опубликованных источников остаются непереведенными на
русский язык. Но для российского историка остается большая свобода для
применения дедукции в освещении национально-освободительного движения с
помощью имеющихся материалов. Данная выпускная работа рассматривает
историю Греции нового времени в период с XVIII по XIX века. Время
порабощения Греции Османской империей с XV до середины XVIII века
рассматривается обзорно.
9. Целью работы является попытка частично обобщить полученные
сведения в ходе работы с исторической литературой и наиболее доступно,
выведением частного из общего, раскрыть суть и историю национально-
освободительного движения в Греции.
10. Задачами работы является следующее:
11. 1. Обзорно изложить историю порабощения Греции и существование ее в
начальный период Османского господства.
12. 2. Показать связи Греции с Россией и влияние идей Французской революции
и декабристов на развитие национально-освободительного движения.
13. 3. Осветить национально-освободительное движение посредством обзора
деятельности И. Каподистрии, Ригаса Велестинлиса, "Филики Этерии" и
других патриотов и тайных обществ.
14. 4. В обобщенном виде показать основные этапы Восстания 1821 - 1829 гг.
и характерные черты восстания.
15.
16. Работа способствует развитию дедукции историка, существует возможность
использовать рассотренную тему на уроках истории в школе и для отдельного
факультативного занятия. Раскрытие данной темы позволяет более глубоко
узнать взаимосвязанные проблемы европейских государств и обществ XVIII и
XIX веков.



1. ГРЕЦИЯ В ПЕРИОД ОСМАНСКОГО ГОСПОДСТВА

Период турецкого господства в Греции принято считать со времени
захвата турками Константинополя в 1453 году. Хотя и после этой даты
значительная часть Греции продолжала оставаться свободной.
Еще в 1430 году Турция завладела Салониками, крупнейшим тогда городом
Греции, через 18 лет она подчинила себе эпирский деспотат, одно из
небольших государств, на которые в то время была разделена Греция. После
падения Константинополя в 1460 году султан Мехмед II ликвидировал Афинское
герцогство и Морейский деспотат.
В руках завоевателей оказалась значительная часть континентальной
Греции: в 1462 году турецкий флот захватил о. Лесбос; в итоге турецко-
венецианских войн 1463 - 1502 годов в руки турок попали о. Эвбея и
венецианские владения в Пелопоннесе. Далее турки завладели островами
Родосом (1522), Хиосом (1566), герцорством Наксос вместе с Кикладами
(1579). Однако многие острова и часть греческого побережья находились под
властью венецианцев. Карловицкий мир в 1699 году закрепил за Венецией
Пелопоннес, завоеванный ею в ходе войны с турками 1689 - 1699гг. В 1715
году турки отвоевали Пелопоннес, но зато "до 1797 года венецианцам
принадлежали Ионические острова и некоторые прибрежные города Западной
Греции" [7].
Лишь к началу XVIII века туркам удалось одолеть своих соперников в
войнах за венецианские владения. Османская империя стала владеть очень
большими территориями на Балканах, в том числе и Грецией, завоевание
которой тормозило социально-экономическое и политическое развитие.
На завоеванную территорию Греции турки распространили военно-ленную
систему, способствовавшую оживлению натуральных форм хозяйства. Завоеватели
присвоили лучшие плодородные земли. В некоторых районах Греции часть земель
оставалась у прежних собственников, перешедших на службу к завоевателям. В
дальнейшем многие состоятельные греки также сумели приобрести землю.
Греческие крестьяне и ремесленники были обложены тяжелыми налогами.
Они отдавали завоевателям все, чем была богата греческая земля. Полное
бесправие, гражданская неполноценность характеризовали положение греков во
времена турецкого господства. Даже в официальных документах греки и другие
христиане назывались "портой райей", т. е. стадом. Особенно широкий размах
злоупотребления и притеснения пашей достигли в XVII - XVIII веках, во время
прогрессировавшего упадка Османской империи.
Наиболее тяжелым для христианского населения был "налог кровью" (
насильственный набор мальчиков с 13 лет для пополнения янычарского корпуса.
Кроме того, острова и некоторые прибрежные районы Греции должны были
поставлять еще и матросов для турецкого флота.
"В системе турецких владений в Европе, континентальная Греция входила
в эйялет Румелия, которым управлял капудан-паша (главнокомандующий турецким
флотом)" [8]. Эйялеты делились на санджаки, в свою очередь подразделявшиеся
на казы. Все местное самоуправление находилось в руках греческих
землевладельцев. Значительную роль в управлении играли имущие слои
населения Греции.
Большую экономическую и политическую силу представляла собой греческая
православная церковь. Турки стремились использовать в своих интересах эту
могущественную организацию и не только сохранили, но и расширили ее
привилегии и иммунитеты. Огромные земельные наделы оставались у монастырей.
Патриарх являлся одновременно главой греческой церкви и турецким
сановником. Получение этой должности зависело от султана и великого везира.
С одной стороны, верхушка служителей церкви была не против господства
Турции, и даже имела от этого свои выгоды. А часть более низкого
духовенства была за народ и хотела добиться освобождения своей страны. Но
может быть это желание было не от особого патриотизма, а от того, что они
не получали в полной мере всей выгоды от турецкого господства.
К числу греческих привелигированных слоев общества можно отнести
фанариотов. "Во второй половине XVII века они проникли в правительственный
аппарат Османской империи" [9]. Это были богатые и влиятельные греки,
которые жили в Стамбуле, в квартале Фанар ( отсюда и их название. Фанариоты
считали, что происходили от византийских аристократов и очень этим
гордились. Влияние их в государственном аппарате Османской империи еще
более возросло "во второй половине XVIII века, когда там царил хаос и в
дела Турции открыто вмешивались иностранные державы"[10]. Видя упадок
Османской империи, фанариоты втайне мечтали стать ее наследниками и
возродить Византийскую империю. Но нужно полагать, что это желание
проявлялось не вследствии обосого патриотизма, а из потребности самим
стоять у руля власти.
Захватив Салоники, султан Мурад II приказал разграбить город. Тысячи
его жителей были убиты и уведены в рабство. Такая же участь постигла и
многие другие города. Завоеватели присваивали себе лучшие земли. Многие
города и прибрежные районы Греции просто стали пустовать, так как
большинство жителей, оставшихся в живых и неуведенные в рабство, уходили в
безопасные горные районы. Люди, которые не признавали турецкой неволи и
способные защитить себя с оружием в руках селились в горах Греции, - это
были клефты.
"Клефт" означает "вор", так называли горных партизан турки".[11] Нужно
отметить, что турки относились с презрением ко всей греческой нации, судя
по прозвищам, которые они давали грекам. Думаю, что и высшее духовенство
они особо не уважали, даже допуская его к управлению.
В летописях вековой истории клефтов нередко встречаются одни и те же
фамилии. Например, "семья Колокотронисов, из которой вышел знаменитый
полководец времен греческой войны за независимость, упоминалось еще в XVI
веке".[12]
Много раз турки пытались очистить горы от их "беспокойного населения".
Однако на место погибших бойцов вставали новые. Тогда Порта решила внести
раскол в среду клефтов. При султане Сулеймане I Законодателе (1520-1566)
Порта поручила некоторым отрядам из клефтов охранять порядок в тех районах,
где они действовали. Те из клефтов, которые пошли на соглашение с турецким
правительством стали называться арматолами (вооруженный). Хотя турки и
использовали иногда арматолов против клефтов, но полагаться особенно на них
турецкие паши не могли. "Также помимо отрядов клефтов на суше и на море, в
Греции имелись целые области, сохранявшие фактическую независимость."[13]
Они должны были ежегодно выплачивать султану дань, но выплачивали ее не
всегда. Ни одного турка не было на их территории. Эти области служили
оплотом антитурецких восстаний, часто потрясавших Грецию. К таким
восстаниям можно причислить, например: восстание на Пелопоннесе в период
турецко-венецианской войны 1463 - 1479 гг.; восстание в 1571 году в
континентальной части Греции, Македонии, на островах Эгейского моря;
восстание Дионисия Философа в 1611 году и многие другие. Чаще всего,
толчком к этим восстаниям всегда служили войны христианских государств
против Османской империи. Характерные особенности ранних восстаний
заключаются в том, что они были слабо подготовлены, носили разрозненный
характер и жестоко подавлялись турецкими властями.
Следует отметить, что первые восстания в Греции сыграли свою
определенную роль в деле освободительного движения. Но они принесли больше
жертв и поражений, чем побед. На горьком опыте первых восстаний росло
национально-освободительное движение: учитывались их ошибки и пресекались
попытки разделить движение изнутри. Эти восстания во время османского
господства поддерживали боевой дух народа и развивали патриотизм.
Долгое время шло порабощение греков турками. Но все-таки
свободолюбивый дух и чувство патриотизма не позволили грекам полностью
закабалить себя. Греки при турецком господстве не считала себя рабами, но
военнопленными. Греческий народ всегда верил в свое освобождение и боролся
за него.
Турецкое господство отрицательно повлияло на социально-экономическое
положение Греции тем, что не давало возможности развиваться особенно
внешней торговле и тормозило развитие греческой экономики. Но следует
отметить, что в период кризиса Османской империи, Греция все-таки стала
использовать товарно-денежные отношения в торговле, шло развитие сельского
хозяйства.



2. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ


Борьба греческого народа за освобождение от турецкого господства на
рубеже XVIII - XIX веков принимала особый размах и остроту и проходила в
двух следующих формах:
( Внутри страны основными участниками борьбы были крестьяне,
составлявшие движение клефтов (см. выше);
( Широкое распространение получили тайные организации - этерии. Они
находились как в самой Греции, так и в заграничных греческих колониях.
По значимости событий национально-освободительное движение XVIII - XIX
веков можно рассматривать следующим образом:
1. Борьба клефтов и арматолов;
2. "Морская война" Л. Кацониса;
3. Деятельность Р. Велестинлиса;
4. Деятельность национально-просветительных и революционных обществ;
5. Организация всегреческого восстания тайным революционным обществом
"Филики Этерия";
6. Собственно восстание греческого народа 1821 - 1829 гг.
Продолжим рассмотрение хода национально-освободительной борьбы в
Греции, действиями на море флотилии Ламброса Кацониса.
Ламброс Кацонис родился в 1752 году в Ливадии и в 16 лет уже
участвовал в первой русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. Кацонис доказывал
свою любовь к родине реальными действиями, а не теоретическими планами
освобождения. Но если бы соединились боевая программа действий Ригаса
Велестинлиса и боевой дух Кацониса в одном времени, то скорее всего,
освобождение Греции произошло бы быстрее.
"После оставления русскими Архипелага, Кацонис служил офицером
греческого полка в Крыму".[14] В самом начале войны (1787 - 1791) России с
Турцией, капитан Кацонис воевал на море, командуя корсарским судном "Князь
Григорий Потемкин-Таврический". Следовательно, Кацонис с 16 до 39 лет
участвовал в двух русско-турецкий войнах, помимо дальнейших собственных
действий на море. В 1788 году он был направлен на Средиземное море для
организации каперских операций против турок. В Триесте он набрал матросов
среди местных жителей и вышел в море, где начал совершать нападения на
турецкие суда. "К лету 1788 года в Восточном Средиземноморье уже
действовало каперская флотилия из 9 кораблей, которая дезорганизовывала
турецкое судоходство в этих водах и подвергала опустошению некоторые
прибрежные районы".[15] Порта решила остановить флотилию Кацониса своей
эскадрой. Но этот ход ей не удался.
Кампании 1788 - 1789 гг. Кацонис вел успешно, о чем свидетельствует
его рост в званиях. Дальнейшие боевые действия на море проходили следующим
образом:
а) апрель 1789 - победа над дулцинской эскадрой у берегов Албании;
б) апрель 1789 - бомбардировка важного албанского порта Дурреса;
в) июнь 1789 - пролив между островами Сирос и Миконос - победоносные
сражения; флотилия Кацониса завоевала господство в Эгейском море;
г) апрель 1790 - встреча с турецко-алжирской эскадрой в проливе между
Эвбеей и Андросом, которая победоносно завершилась.
"29 декабря 1791 года подписанием ясского мирного договора произошло
примирение с турками".[16] Договор разрушил все планы Кацониса, с
восстановленными 24 кораблями расширить масштабы морской войны на
Средиземном море. Россия не выполнила обещание о помощи в освобождении
Греции, которая даже не упоминалась в договоре.Греческие патриоты решили
самостоятельно продолжать войну на море под руководством Кацониса.
5 июня 1792 года состоялось последнее сражение против повстанческого
"флота" Кацониса. Турецко-французская эскадра вела операции против Порто-
Кайо (база Кацониса в Мани, мыс Матапан). Помимо действий на море, которые
Кацонис смог бы отразить, происходили и нападения с суши семитысячного
корпуса бея Мани Дзанетоса Григоракиса. Кацонис вынужден был прекратить
борьбу и в 1794 вернуться в Россию. Здесь он снова служил в Черноморском
флоте. Умер Кацонис в 1805 году в Греции в возрасте 53 лет.
Основные сражения под предводительством Кацониса были победеносными
для греческого флота. Скорее всего, это происходило в результате сильного
влияния самого Кацониса на матросов, но немаловажным был и факт их
собственного патриотизма. Но проблема состоит в том, что выступления греков
в этот период и ранее "носили локальный характер, были плохо организованы
и были связаны с военными выступлениями иностранных государств против
Османской империи".[17]
Освободительное движение греков во время второй русско-турецкой войны
было более зрелым, чем во время первой. Оно показывало рост "национального
самосознания, политическую активность греческого народа, его возросшие
материальные ресурсы".[18]
Перед тем, как стать базой национально-освободительного движения,
греческие заграничные колонии проявили активную роль в организации борьбы в
самой Греции. Национально-освободительное движение теперь, после Л.
Кацониса, возглавил Р. Велестинлис, находившийся под влиянием идей
Французской революции 1789 - 1792 гг. Действия Л. Кацониса отвлекали
внимание греков от событий Французской революции, но в последующие годы они
стали вызывать большой интерес. Особенно это касалось образованной части
греческого общества. "Проникновению идей Французской революции в Грецию
способствовали греко-французские торгово-экономические связи. Греция
помогала Франции зерном, а взамен получала французские концепции и принципы
свободы".
После заключения ясского мирного договора России с Турцией, греки
поняли, что Россия мало чем поможет. И они начали искать поддержки у
Франции, которая обещала помочь в освобождении государствам, находившимся
под иностранным господством.
Ригас Велестинлис родился с местечке Велестион (Фессалия) в 1757 году.
В 1782 году Ригас переехал в Валахию, где прожил до 1796 года. Этот период
был важным этапом в формировании мировоззрения греческого революционера.
В период второй половины XVIII века оформляется политическая и
идеологическая платформа национально-освободительного движения, и во время
пребывания в Валахии у Ригаса появляются конкретные планы освободительной
борьбы.
В августе 1796 года Ригас сочиняет "Военный гимн", который стал боевой
программой действий для народов Османской империи, боровшихся против
Османского ига. Следует сказать, что Ригас желал освобождения не только
грекам, но и другим порабощенным народам.
Политическая программа Ригаса была изложена в "Новом политическом
правлении для народов Румелии, Малой Азии, островов Средиземного моря,
Валахии и Молдавии." Она состояла из трех частей:
( революционное воззвание;
( Декларация прав;
( проект конституции для народов Османской империи.
Названия статей снова подтверждают факт влияния французской революции
на Ригаса.
Ригас не ограничивался общими призывами, но тщательно изучил силы,
которые в разных концах Османской империи уже вели борьбу против султана.
При изучении опыта освободительной борьбы Ригас учитывал следующие
обстоятельства:
- привлечение греков, служивших в заграничных колониях, даст
возможность увеличить военный опыт армии;
- привлечение к военным действиям флота, который имел большой опыт
участия в победных боях под руководством Л. Кацониса.
Ригас обращался к народам Балканского полуострова за помощью, ко всем
христианам. Но он не делил людей по признаку религии или национальности, а
рассматривал их с точки зрения отношения их к султанскому деспотизму.
Отсюда следует вывод, что почти все мусульмане были за владычество Порты.
Редко когда мусульмане шли против своей веры и султана.
"Ригас хотел объединить все силы, которые разрозненно боролись против
Порты на Балканском полуострове. Но это оказалось трудной и почти
невозможной задачей. Этому препятствовали: позиция европейских держав,
общий низкий уровень политического сознания и религиозные различия".[19]
Новое государство становилось бы балкано-азиатским, а входившие в него
государства частью Османской империи: "большая часть Европейской Турции,
острова Архипелага, Малая Азия. Вне его оставались Египет, Сирия,
Палестина, Алжир, Тунис, Марокко".[20]
Для "греческой республики" Ригаса по его Конституции, стало характерно
следующее:
1. Свобода вероисповедания и равноправие всех религий;
2. Признание равноправия всех наций (но греки имели бы приоритет перед
другими нациями).
В этой конституции Ригас отражал интересы своего класса - буржуазии.
Военный план, опиравшийся на действия народных масс, был таким:
1) первыми восстанут горцы Мани. Их задача - очистить от турок
Пелопоннес. После этого они вступят в Центральную Грецию и соединятся с
сулиотами;
2) ополчение из сулиотов и арматолов, маниотов и клефтов должно было
освободить Эпир, Македонию и распространить восстание на всю Европейскую
Турцию.
Таким образом, не только общеполитическая программа Ригаса, но и его
конкретные военные планы предусматривали освобождение от турецкого ига
одновременно с Грецией и других балканских народов.
В 1797 году Ригас был арестован в Вене, по-поводу его участия в
подготовке восстания. В 1798 году он был переправлен в Белградскую
крепость, а оттуда его должны были перевести в Стамбул. Но были предприняты
попытки со стороны народа его освободить. И в июне 1798 года Порта,
опасаясь побега Ригаса, приказала убить его в тюрьме.
В освободительных планах Ригаса большое место отводилось внешнему
фактору - Франции. Особенно была надежда на Наполеона, после его
итальянского похода.
Ригас организовал "Этерию" - народно-освободительное общество, которое
действовало в соответствии с его политической программой. Но она не была
единственной, "политические тайные организации среди греков в период с 1789
по 1814 года были еще дважды созданы".
Так, в Париже возникла "Гостиница греческого языка", в Афинах -
"Общество любителей муз". К образованию последнего приложилии руку
англичане, стремившиеся создать политическое укрепление в Греции.
"Общество "Гостиница греческого языка" в 1809 году основал в Париже
Григорас Заликис, из Салоник, дипломатический представитель валашского
господаря Каллимахи".[21] Организация Григораса Заликиса не отличалась той
революционностью, которая была присуща обществу Ригаса.
Заликис стремился к освобождению своей родины, но не мыслил этого
добиться без поддержки Наполеона. Это обстоятельство объединяло действия
двух греческих патриотов.
Деятельность "Гостиницы…" официально ограничивалась просветительской
программой изучения древнегреческой культуры, оказанием помощи греческим
студентам в Париже. Но под легальной оболочкой скрывались мные задачи:
( побудить Наполеона и его окружение выступить против Турции и
освободить Грецию силой французского оружия;
( из греков бывших за границей и иностраннцев сформировать легион,
который в нужный момент мог бы быть переоброшен на родину и воевать на
стороне восставших греков;
( собирать деньги и оружие для готовящегося вооруженного выступления в
Греции.
Общество оказывало значительную помощь движению клефтов. "Гостиница
греческого языка" активно функционировала, пока Наполеон находился у
власти.
Но после поражения наполеоновской Франции, деятельность общества в
Париже стала сворачиваться. "Гостиница…" перенесла свою резиденцию в Москву
и теперь они видели своей освободительницей Россию, не раз воевавшую против
Турции. Но в Москве "Гостиница …" не смогла возродиться. Произошло
перемещение центра национально-освободительной борьбы в Грецию.
В 1813 году Англии удалось создать в Афинах организацию, которая
должна была способствовать осуществлению английских замыслов в Греции. В
правление нового общества вошли люди, преданные Англии. Но в это время
усилилась заинтересованность России в делах Греции, а с помощью греков-
русофилов, организация "Общество любителей муз" окончательно перешла в 1815
году под покровительство России.
Таким образом, так или иначе все действия греческих патриотов и
обществ неизменно вели к освобождению Греции от Турецкого гнета, в период
XVIII - XIX веков, поскольку сложились уже экономические, политические и
духовные предпосылки для освобождения.
В деятельности идеолога борьбы Ригаса Велестинлиса, организованного им
общества, и созданных впоследствии других намечается общая тенденция -
надежда на освобождение с помощью других государств: России, Франции,
Англии. Только Кацонис действовал своими собственными силами без надежды
на помощь извне.
Следовательно, если бы греки послушались совета И. Каподистрии "ждать,
что произойдет дальше по велению судьбы" и одновременно тайно готовиться к
восстанию, может быть освобождение произошло быстрее и яснее было бы
положение Греции после освобождения. Если бы Греция не привлекала внимание
Турции и других государств отдельными восстаниями, скорее всего,
государства сами бы решили избавиться от Турции. А после этого грекам надо
было подготовленными идейно и в военном плане выступить за освобождение.


Необходимы были организации, которые соответствовали новому этапу
национального движения в 1814 году. Таким обществом стала "Филики Этерия"
/1814/, возникшая в Одессе, где для греческих патриотов существовали
благоприятные условия.
Это новое общество и Восстание 1821 года сыграли главную роль в
освобождении Греции от турецкого господства. Об этих действиях "Филики
Этерия" речь пойдет далее.



2.1. "ФИЛИКИ ЭТЕРИЯ"

"Филики Этерия" - греческое национально-освободительное общество. Его
деятельность была кульминацией в подготовке восстания 1821 года и в
развитии революционных обществ конца XVIII - начала XIX веков в Греции.
Общество "Филики Этерия" было основано в 1814 году в Одессе. Весной
1814 года началась разработка организационной структуры нового общества.
Основной задачей организации была подготовка вооруженного восстания в
Греции, с целью создания независимого греческого государства.
Основателями этой организации стали греческие патриоты: Никалос
Скуфас, Афанасиос Цакалов и Эммануил Ксантос.
Самым старшим из них был Э. Ксантос, родившийся в 1772 году на о.
Патмос. В 20 лет он отправился в Триест и поступил здесь на службу в
купеческую контору. Заметим, что Л. Кацонис также был в свое время в
Триесте. Этот город как бы притягивал революционно настроенных патриотов.
В 1810 году Ксантос переезжает в Одессу. В 1812 - 1813 гг. он совершил
большую поездку по торговым делам в Османскую империю, доехав до Эпира.
"Оказавшись на обратном пути на о. Левкос, Ксантос вступил здесь в
масонскую ложу." [22]
Ксантос решил использовать организационные принципы масонов для
создания тайного общества, которое объединило бы греков для освобождения. В
ноябре 1813 года он вернулся в Одессу, где вскоре познакомился со Скуфасом
и Цакаловым.
Н. Скуфас родился в 1779 году на о. Эпире. Из-за преследований тирании
Али-паши ему пришлось покинуть Эпир и переселиться в 1813 году в Одессу.
"А. Цакалов был самым молодым из основателей "Филики Этерия" - он
родился в 1790 году в Янине. Цакалова также преследовали турецкие власти и
родители тайно переправили его в Россию." [23] Сначала он доучивался в
Москве, а затем в Париже, где в 1809 году оказался в числе основателей
общества "Гостиницы греческого языка". К началу 1814 года Цакалов был уже в
Одессе.
Идейным вдохновителем "Филики Этерия" был Ксантос, Скуфас помогал ему
в разработке проекта, а Цакалов имел уже практические навыки в деятельности
тайных обществ. Знания трех основателей были важны для будущей организации
- Ксантос знал о методах масонов, а Цакалов о методах "Гостиницы греческого
языка".
"Филики Этерия" строилась по образцу тайных западноевропейских обществ
той эпохи, с учетом условий на Балканах. Важное отличие в идеологии нового
общества от предыдущих состоит в том, что в год основания были выведены
тезисы о "полном безразличии европейских держав к бедствиям и страданиям
Греции; нужно вовлечь в общество своих видных соотечественников для того,
чего они так долго ждали от милосердия христианских государей." [24]
По осведомленности и участию в деятельности организации все ее члены
делились на четыре степени с условными названиями:
1) "побратимы";
2) "рекомендованные";
3) "иереи";
4) "пастыри".
В первую и вторую степень входили простые и неграмотные из народа; в
третью и четвертую - образованные люди с определенным общественным
положением.
В 1817 - 1818 гг. когда центр организации был перенесен в Стамбул, то
учредили еще такие степени - "посвященных" и "начальников посвященных"
специально для военных, и "архипастырей", которую носили только
руководители ("архи").
Уже почти перед самым восстанием в 1818 году были учреждены степени
"апостола". В его функции входила организация вербовки, сбор средств,
подготовка военного снаряжения, изучение политического положения в своей
зоне - руководители "Филики Этерия" выделили несколько наиболее важных в
политическом отношении, географических зон деятельности революционного
общества.
"Иереи" занимались, особенно на первоначальном этапе, вербовкой
состоятельных греков в общество, а далее уже и людей простых.
"В первый период существования "Филики Этерия" ее деятельность
сводилась главным образом к вербовке новых людей".[25] Рост численности
"Филики Этерия" с 1814 по 1818 гг. происходил за счет среднего купечества и
мелких буржуа из греков, проживавших в колониях. К началу 1817 года число
активных участников исчислялось единицами. Тайное общество еще не
приступало к вербовке в самой Греции, это произойдет почти перед
восстанием.
Как уже говорилось, в 1817 - 1818 гг. руководители "Филики Этерия"
покинули Россию. Цакалов уехал в Стамбул в декабре 1817 года. В апреле в
Стамбул прибыл Скуфас. Некоторые греческие историки считают, что отъезд
руководителей из России объясняется тем, что это общество оказалось под
угрозой раскрытия и гонения со стороны царских властей. Но даже сам царь
считал, что "Россия не имела никакой власти над лицами, составлявшими это
общество", но над Скуфасом и Цакаловым русское правительство имело
власть."[26]
На самом деле причиной отъезда руководителей из России было их
стремление организовать вербовку в общество в самой Греции. Это вытекало из
основной цели этеристов - освобождение своей родины от турецкого
господства. Наверное можно сказать, что обе причины послужили поводом для
отъезда главный этеристов из России. Последняя была очень важна для будущей
деятельности общества и благополучного хода событий.
Вербовка греческих офицеров была большим успехом тайного общества.
"Вновь завербованные были патриотами и непосредственно связаны с
вооруженным сопротивлением турецкому господству в Греции, проявлявшимся в
движении клефтов".[27] Греческие офицеры продолжили в Москве вербовку в
"Этерию", начатую еще руководителями. В результате были завербованы почти
все видные греки.
"В 1818 - 1819 гг. в России было завербовано 42 человека, в Измаиле, в
Одессе, Москве, Кишиневе и других городах. Эти данные являются неполными и
рост этеристов в России в тот период был большим." [28]
Рост материального благополучия греческих общин России и общая
атмосфера национального подъема в последние предреволюционные годы
содействовали деятельности греческих патриотов. Наибольшую активность на
национально-патриотическом фронте проявляли одесские греки.
Как уже отмечалось, одной из причин отъезда руководителей "Филики
Этерия" являлась угроза раскрытия общества. Этому способствовало
безответственное поведение одного из активных участников общества Николая
Галатиса.
Он родился в 1789 году на острове Итаки. В 1816 году Галатис приехал в
Одессу. Целью его приезда в Россию было желание отправиться в Петербург и
встретился с И. Каподистрией. Но в Одессе Галатис встречается со Скуфасом и
тот решает через Галатиса предл

Новинки рефератов ::

Реферат: Москва (Москвоведение)


Реферат: Владимиро-Суздальское княжество (История)


Реферат: Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций (Военная кафедра)


Реферат: Петр Аркадьевич Столыпин и его реформы (Исторические личности)


Реферат: Структурные уровни организации материи: концепции микро-, макро- и мегамиров (Философия)


Реферат: Социология семьи (Социология)


Реферат: Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера (Социология)


Реферат: Совершенствование учета денежных средств в учхозе "Кубань" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Экология русского языка (Педагогика)


Реферат: Общение (Социология)


Реферат: Анализ лекарственной формы состава: Rp.: Amidopyrini 0,3 Dibazoli 0,02 (Химия)


Реферат: Движущие силы антропогенеза (Биология)


Реферат: Создание порядка из хаоса (Менеджмент)


Реферат: Влияние поверхностного потенциала воды на реологические свойства дисперсных систем (Химия)


Реферат: Применение программного комплекса Electronics Workbench для разработки радиоэлектронных устройств (Программирование)


Реферат: Государство и право в период НЭПа (Государство и право)


Реферат: Обязательство (Гражданское право и процесс)


Реферат: Моделирование математического процесса теплообмена в теплообменнике типа "труба в трубе" (Технология)


Реферат: Организация строительного производства (Строительство)


Реферат: Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист