GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Ересь патриотизма (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ересь патриотизма (Политология)



Журнал "Клад истины" http://webcenter.ru/~gaspdm

Ересь патриотизма
"Патриотизм (от греч. patris - родина) - любовь к родине, отечеству..."
(Энциклопедический словарь, 2т., 1963 г. стр. 176).
"Родина (отечество, отчизна) - исторически принадлежащая данному народу
территория". (Энциклопедический словарь, 2т., 1963 г., стр. 316).
Согласно этим определениям, получается, что любовь к Родине - это "любовь"
к территории. Ясно, что то, что мы вкладываем в понятие "Родина" не есть
просто территория, и что это, все-таки, более широкое, емкое понятие. Оно,
очевидно, включает в себя не только территорию, но и людей, на ней
проживающих, и государственную власть, действующую на ней, и многое другое.
Чаще же всего, под "Родиной" просто понимается государство, где человек
родился и вырос, провел детство, социализировался с другими людьми, получил
начальное образование и т.д.
Что же означает "любовь к Родине"? Должен ли вообще человек ее "любить"?
Как известно, любовь - это христианское понятие: "Бог есть любовь" (1-е
Иоанн. 4, 8). А вот является ли христианским понятие Родины?Православная
церковь так часто и много проповедует о "любви к Отечеству", - пожалуй,
даже больше, чем коммунисты во времена Совдепии, - что у людей формируется
стойкое мнение о патриотизме, как христианской ценности. Православных попов
можно увидеть практически на любой патриотической или националистической
тусовке.
Однако, если мы посмотрим, что на этот счет говорится в Священном Писании,
то обнаружим довольно любопытную вещь. В Библии понятию Родины не придается
абсолютно никакого значения и ценности. Скорее, наоборот, - если вспомнить,
что Авраам с библейской точки зрения поступил правильно, послушав Бога и
покинув свою Родину; или, что Раав-блудница "оправдалась верою", по-сути,
предав свою Родину (укрыв еврейских шпионов).
В Библии Бог определяется некоторыми абстрактными словами. Например, как
уже упоминалось, там говорится, что Бог есть Любовь. Также говорится, что
Бог есть Истина, Путь, Жизнь (Иоанн. 14, 6), что это Отец, Сын, Дух Святой,
что это Творец всего существующего. Но нигде даже намека нет на мысль вроде
"Бог есть Родина".
Но ведь совершенно ясно, что для патриотов, для патриотического мышления
Родина как раз выступает в качестве Бога! Иначе говоря, патриотизм - это
несомненная ересь с точки зрения библейского христианства, даже, пожалуй,
не просто ересь, а совершенно другая религия. Ибо бог у этой религии
совершенно другой, не христианский.
Людям, не знающим истинного, библейского Бога, свойственно создавать в
своем сознании разных идолов и им поклоняться. Так вот, одним из таких
идолов часто становится такое расплывчатое понятие, как Родина. Поэтому, с
точки зрения христианства, патриотизм есть не что иное, как разновидность
идолопоклонства, идолопоклонства перед Родиной, - что является совершенно
очевидным отрицанием 2-й библейской заповеди. Патриотизм - это поклонение
Родине.
Христианство - это поклонение Истине, это поклонение Богу-Творцу,
создавшего, кроме всего прочего, и эту самую родину. В этом состоит
принципиальное отличие этих двух религий.
Христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины
совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и
уход от истины. А так как любой христианин живет всегда в конкретной
стране, государстве, то, естественно, в первую очередь он будет обращать
внимание на то зло, которое делается именно в этом государстве. В отличие
от этого, патриот скорее предпочтет не замечать его недостатки, так как он
уже заранее сделал из своего государства идола. Для патриотического
мышления христианское мировоззрение всегда будет казаться как бы
"клеветническим", и те люди, которые обращают внимание на недостатки
данного государства, всегда будут восприниматься как своего рода
"клеветники".
Патриотическое мышление как бы "объединяет" людей одной страны, одного
государства, против людей - граждан другого государства, как бы
противопоставляет людей по признаку гражданства. Гражданам "своей" страны
патриотическое мышление приписывает свойство "хорошести", а гражданам
других стран - свойство "плохости". То есть, оно как бы "делит" мир на
"своих" и "чужих" - по признаку гражданства. Поэтому оно приводит к
феномену философско-политической паранойи, - когда разные неудачи страны
объясняются всегда происками внешних врагов и всякого рода "темных сил".
Общество с патриотическим мировоззрением остается слепым, оно не может
выявить, вскрыть истинные, внутренние причины неудач, ибо все время ищет их
вовне, а идолопоклонство перед Родиной не дает ему "прозреть".
Христианское мировоззрение абсолютно не таково. Оно тоже некоторым образом
делит людей как бы на две противоположные категории - "семя змия", то есть,
тех, кто откровенно делает зло и "семя жены", - тех, кто старается зла не
делать. Это разделение происходит не по гражданскому, а по нравственному
признаку, то есть, подразумевается (и совершенно справедливо), что в каждой
стране существует как добро, так и зло, и в каждой стране есть как злодеи,
так и праведники. И причины различных неудач оно ищет внутри страны, а не
вне ее. Оно ищет эти причины во зле, присутствующем именно в данной стране,
в неверных взглядах и ошибочных мнениях людей, живущих в ней, в неверных
решениях, принимаемых политиками и государственными деятелями.
Библейские пророки всегда обличали именно свой народ в грехах, - то есть,
национализмом и патриотизмом они не страдали.
В России общественное мнение традиционно было довольно патриотическим и...
антигосударственным. Заметим, что, например, у нас считалось и считается
нормой всячески ругать и поносить разных государственных деятелей,
правивших в нашей стране в те или иные времена. Считается нормальным и
вполне приличным, если ты ругаешь на чем свет стоит Брежнева, Хрущева,
Сталина, Ленина, Николая II-го. Всякие споры и различные точки зрения о
нашем историческом прошлом чаще всего и сводятся к тому, что деятельность
одних государственных деятелей объявляется ужасно вредной для страны, а
деятельность других, наоборот, слишком идеализируется. И, что интересно,
при этом, Россию как некое абстрактное понятие всегда было принято
воспевать. Если, например, человек скажет, что Россия - это дерьмо, то это
всегда будет звучать почти богохульством.
С точки зрения христианского мировоззрения на самом деле все должно быть
как раз наоборот. В Библии сказано, что "нет власти не от Бога,
существующие же власти от Бога установлены". Иначе говоря, все правители,
что в разные периоды правили страной, заслуживают в той или иной степени
уважения. А вот сама страна заслуживает уважения и тем более, любви далеко
не всегда. Если в стране торжествует ложь, несправедливость и зло, то что
тогда понимать под любовью к ней?
Так вот, патриотизм, делающий идола из страны как таковой, предлагает, по-
сути, "возлюбить" вместе со страной и все то зло, делающееся в ней, принять
существующие в ней ложь, несправедливость, уход от истины. Христианское же
мировоззрение, Бог которого - Истина, как раз наоборот, предлагает прежде
всего обращать внимание на вышеперечисленные недостатки, требуя их
искоренения, ибо оно не идолопоклонничает перед Родиной. В свое время
"Архипелаг Гулаг" А.И. Солженицына был сильным ударом именно по советскому
патриотизму. Поэтому, несомненно, можно сказать, что это - христианское
произведение. Собственно говоря, почему его выслали из страны? Если то, что
он написал, было неправдой, то можно было бы честно критиковать его
произведение, противопоставляя соответствующие доводы. А если это было
правдой, то, очевидно, надо было бы, наоборот, дать ему какую-нибудь
Ленинскую или еще какую премию за то, что он вытащил на свет Божий такое
зло. Но в том-то все и дело, что это его произведение служило Истине,
ущемляя очень сильно именно чувства советских патриотов, идол которых был -
Родина. Другое дело, что Солженицын, ниспровергнув одного идола - Советскую
Россию, отнюдь не пришел к христианству, воздвигнув другого идола, весьма
похожего на предыдущего - царскую, дореволюционную Россию. Он так и не стал
христианином, оставшись патриотом России - только России не советской, а
идеализированной им, даже, может быть, правильнее сказать,
"идолизированной" им России дореволюционной. Это-то и помешало ему понять,
что все беды страны были вовсе не в большевиках, свалившихся на нее ни с
того, ни с сего (согласно его концепции); сам большевизм был уже следствием
другой, более глубокой причины - недостатка библейской
христианизированности российского народа.
В Библии есть великолепный пример с Раав-блудницей. О ней сказано, что она
оправдалась верой и вообще ее поступок приводится в качестве весьма и
весьма положительного примера. (Евр. 11, 31). А что она, собственно,
сделала? - Она, попросту говоря, предала Родину. Но во имя чего? - Во имя
истины, во имя торжества Бога. Она знала, что завоеватели-евреи подчиняются
законам Бога, в то время как ее народ давно отошел от Бога и поклонялся
идолам, Сатане. Выбор у нее был совершенно четкий: либо богоотступническая
Родина, - и тогда она должна была заложить еврейских соглядатаев своим,
либо Бог, - и тогда она должна была скрыть их от своих. Она выбрала второй
вариант и в Священном Писании этот ее поступок однозначно одобряется.
Фарисеи не признали Христа Богом опять же, прежде всего потому, что хотели
и ожидали не Царя истины и справедливости, а царя - политического лидера,
который освободил бы их страну от Римского владычества, - то есть, опять
же, потому, что поклонялись Родине, а не Истине, то есть они-то как раз и
были настоящими патриотами!
Исторический результат известен - гибель государства в 70-м году н.э. Это
лишний раз доказывает, что патриотизм, на самом деле, является врагом
государства, - хотя, на первый взгляд, это и кажется парадоксальным.
На самом же деле, ничего парадоксального в этом нет. Когда люди заботятся в
первую очередь о том, чтобы в стране торжествовали истина, мир и
справедливость, то следствием этого будет уменьшение в стране количества
всякой лжи, зла и несправедливости. Внутренние противоречия, распри и
напряженность уменьшаются, в результате чего энергия людей переходит в
более конструктивное русло, - а уже следствием этого будут успехи в разных
областях - экономической, культурной, политической, военной и прочих.
Патриотическое же мышление как раз тем и отличается, что в упор не видит, а
точнее, не хочет видеть огромного количества всякого зла и недостатков,
"имеющих место быть" в государстве. В результате государство просто-
напросто погибает от собственных внутренних противоречий.
Кстати, вспомним, что в Евангелии сказано: "Всякий, возвышающий сам себя,
унижен будет, а унижающий себя возвысится".(Лук. 14, 11). Хотя эти слова
изначально относятся, очевидно, к человеку, но, заметим, что, и к
государству в целом они вполне могут быть применимы. Если государство
склонно все время само себя славословить и возвеличивать, то, очевидно, оно
этим навлекает на себя гнев Божий (Бог, как известно, выпендривающихся не
любит) и в результате Богом унижается. Не кроется ли здесь ответ на
вековечную загадку неустройства России (при колоссальных ресурсах)? И не
потому ли Бог все время и тычет нашу страну мордой в дерьмо?
Ведь российское общественное мнение было всегда довольно патриотичным.
Российские мыслители, писатели, философы, и прочие "властители дум" всегда
были склонны всячески возвеличивать Россию, создавая из нее идола; можно
сказать, что почти все они в той или иной мере страдали россиепоклонством.
Как начинают рассуждать о Боге, так обязательно приплетут Россию-мать или
какую-нибудь "великую русскую духовность". Вот это-то постоянное
славословие России и поставление ее чуть ли не на один пьедестал рядом с
Богом, очевидно, и разгневало Господа нашего, который и устроил над этим
идолом - Родиной-Россией суд в виде социально-политической катастрофы 1917-
го года. Не надо бы забывать, что Бог никому не позволяет возводить идолов
и, тем более, ставить их рядом с Собой.
И сейчас в нашей стране происходит весьма похожий духовный процесс. Как
только страна освободилась от пут коммунистическо-марксистской религии, так
сразу же многие стали кричать, что нет у нас никаких идеалов, патриотизма,
нет государственной идеологии, "общенациональной идеи" и т.п. На самом деле
за такими криками стоит не что иное, как извечная тоска язычников по
идолам. И современный национал-патриотизм есть не что иное, как языческое
поклонение таким идолам, как Родина и Нация.
В Библии сказано: "С ними случается по верной пословице: пес возвращается
на свою блевотину, а вымытая свинья идет валяться в грязи". (2-е Петра 2,
22). Вот так и Россия, освободившись от идеологических пут атеистического
марксизма, вместо того, чтобы в условиях религиозной свободы познать Истину
и прийти к библейскому Богу, к Христу, на самом деле возвращается к
дореволюционной вере в Саму Себя. Чем это кончится, уже заранее известно -
очередной социальной катастрофой.
Ответственность за это лежит, конечно, на Церкви, которая, так сказать, "по
долгу службы" обязана понимать еретичность и опасность для государства
патриотического мышления и обращать внимание на недопустимость
самовозвеличения России до уровня Господа Бога. На самом же деле все
обстоит как раз наоборот: православная Церковь, например, славит Родину
гораздо в большей степени, нежели Бога. Из уст патриарха Алексия II-го
гораздо чаще слышишь слово "Отечество", нежели "Христос" или "Библия".
Церковь у нас очень сильно заражена фарисейством, о котором в Евангелии
сказано: "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!".
(Матф. 23, 24). Православные деятели могут часами спорить о каком-нибудь
"филиокве", или поднять хай по поводу какого-нибудь идиотского фильма,
вроде "Последнего искушения Христа" Скорцезе, а ересь патриотизма, от
которой гибнут государства и возникают социальные катастрофы, они в упор не
видят, и даже, наоборот, они ее разделяют и сами же проповедуют!
Конечно же, Церкви проповедовать патриотизм непростительно. Церковь должна
проповедовать библейского Бога, Христа, который есть Творец всего
существующего, который есть "Путь, Истина и Жизнь", но уж никак не
"Родина". Апостол Павел говорит в Писании: "Не имеем здесь постоянного
града, но ищем будущего. (Евр. 13, 14).
Интересно, что после 2-й Мировой Войны наиболее успешно и динамично стали
развиваться именно побежденные, униженные страны - Германия и Япония; не
потому ли, что военное поражение сбило патриотическую спесь населения и
заткнуло рот их патриотам?
Или еще пример: США получили войну во Вьетнаме как раз тогда, когда в
американском обществе стали все больше проявляться патриотические
настроения. Хотя традиционно Америка всегда была, пожалуй, одной из
наименее патриотичных стран. Ведь очень многие люди, эмигрировавшие туда,
покидали свои родные страны как раз потому, что не были их патриотами-
идолопоклонниками, и в то же время не могли принять огромное количество зла
в своих странах. Америка большей частью и состояла из таких людей и их
потомков; иначе говоря, эта страна в течение довольно длительного времени
была местом, куда приезжали селиться со всех стран мира непатриоты,
носители непатриотического мышления. Именно этим и ничем иным и объясняется
такое быстрое и успешное развитие этой страны. И, кстати, очень характерно
то, что из всех стран мира именно США оказались наиболее стойким оплотом
библейского (то есть, истинного) христианства. Это лишний раз доказывает
закономерность, что чем меньше в стране патриотизма, тем больше в ней
христианства. А чем больше в ней христианства, тем более успешно она
развивается, так как внутренние противоречия, ложь и несправедливость в ней
уменьшаются.
А наше поражение в войне с Афганистаном? Разве не предшествовала этой войне
постоянная патриотическая обработка населения, разве не подвергались у нас
люди в армии и предшествующей ей средней школе постоянному "патриотическому
воспитанию"? Подвергались, и еще как. И и м е н н о п о э т о м у мы войну
с Афганистаном и проиграли! "Патриотическое воспитание" привело к прямо
противоположному результату.
Иначе говоря, ту задачу, которую ставит и на решение которой претендует
патриотическое мышление - делание блага для государства, - на самом деле
может решить и решает только христианское мировоззрение, заботящееся прежде
всего о торжестве не Родины как таковой, - а о торжестве истины, любви и
справедливости на этой Родине.
И наоборот, именно патриотическое мышление является на самом деле самым
антигосударственным и деструктивным. Именно в этом причина, почему
пламенные патриоты, правившие Россией перед революцией, страну просто
развалили, в результате чего революция и произошла. И очень знаменательно
то, что как раз те, которые пришли к власти после них, патриотизмом отнюдь
не страдали - это слово в 20 - годы было ругательным а Ленин говорил, что
ему на Россию глубоко наплевать. Но вот почему-то как раз именно эти-то
люди реально, на самом деле, и смогли восстановить Российское государство.
Патриоты, правившие при Николае II-м, искренне и пламенно любившие Родину-
Россию, развалили ее, ввергнув в пламя гражданской войны, а те, кто
наоборот, ее ненавидел, в реальности-то как раз восстановили в ней
государственность, остановили уголовный беспредел, прогнали немцев, и т.д.
- короче, спасли эту Родину от полной гибели. Когда в 1-ю Мировую войну
русскими войсками командовал великий князь Николай Николаевич - пламенный
патриот, то немцы били русских как щенков, а когда власть взяли большевики
и армией стал командовать ярый антипатриот Троцкий, то почему-то сразу же
побеждать стали наши. Почему? Христианину совершенно ясно, почему: Бог
ненавидит фарисейский патриотизм гораздо более лютой ненавистью, чем глупо-
дебильный атеистический марксизм. Поэтому и в гражданской войне Он встал на
сторону красных, а не белых.
Еще весьма наглядный пример, иллюстрирующий высказанные мысли - это
ситуация с нашей армией. Государство у нас никогда не жалело средств и
усилий, направленных на "патриотическое воспитание" молодежи. При этом оно
в упор не хотело замечать такую проблему, как дедовщина. В результате при
всех патриотических славословиях, вдалбливающихся молодым людям еще со
школьной скамьи, армия оказалась абсолютно небоеспособной, так как стала
разделенной, по сути, на две враждующих между собой группировки - "армию"
дедов и "армию" салаг. "Если царство разделится само в себе, не может
устоять царство то" - это опять, извините, из Евангелия. (Мар. 3, 24). А
если вспомнить еще разделение по землячествам, вражду к москвичам... .
Интересно, как рота пойдет в бой против врага, если перед этим ночью одна
половина роты "опускала" другую? Или когда человек попадает в армию и его
там избивают до полусмерти, то кто для него является врагом - американцы?
Или китайцы? Да нет, реальным врагом для него, угрожающим его жизни,
являются "свои", русские.
Немудрено, что такая армия проиграла войну и с Афганистаном и с Чечней.
Но, скажет читатель, - а если случится война, как же мы будем защищать свою
землю, если у нас не будет патриотического духа?
На это можно ответить так. Если мы внимательно почитаем библейские книги
Царств, то обнаружим совершенно четкую причинно-следственную связь между
отходом древнего Израиля от Бога и войнами, обрушивающимися на него. Иначе
говоря, никакая война не возникает просто так, - как чисто случайное
событие. Войны и вообще всякие несчастья в стране возникают всегда как с л
е д с т в и е отхода этой страны от Бога - и в Библии на примере древнего
Израиля это очень хорошо показано. А так как патриотизм является
идолопоклонством, - то есть, разновидностью богоотступничества, то ясно,
что он-то как раз и п р о в о ц и р у е т войну. Патриотизм, как правило,
предшествует войне, а не война патриотизму. Он обычно и возникает в мирное
время, когда люди начинают с жиру беситься и придумывать себе разных
идолов.
Родина - это не тот идол, который заслуживает поклонения. Она, например, в
отличие от Иисуса Христа, не может воскресить человека после его смерти.
Она может, в лучшем случае, ну, например, назвать в его честь какую-нибудь
улицу. Может поставить ему памятник, на который днем будут писать
мальчишки, а по ночам бомжи и хулиганы будут оставлять свои надписи. В свое
время она зверски расстреляла своего монарха с его семьей, который ей же и
поклонялся, теперь она пересчитывает его косточки, проливая по этому поводу
крокодиловы слезы и пытаясь определить очередного "виновника" этой
трагедии, не понимая той простой истины, что виновник в данном случае - она
сама.
Кстати, история с Николаем II-м весьма поучительна именно с христианской
точки зрения. Николай II-й являет собой яркий пример пламеннейшего патриота
и одновременно нехристианина. Это становится ясно, если мы почитаем его
дневники и другие исторические документы, проследим, какие решения он
принимал как царь, как государственный деятель. Взять, хотя бы такой,
казалось бы, незначительный факт: он всю жизнь собирал подковы, "веруя" в
народную примету, что подковы ограждают от несчастий. А если мы почитаем
текст его отречения, то сразу становится очевидным его пламенный
патриотизм. Он, несомненно, поклонялся России, а вот Бога-то, - библейского
Бога, - он не знал. И как ему отплатил его идол - Россия, за его
поклонение? Известно, как: расстрелом его вместе со всей семьей.
Дмитрий Таланцев

Свои отзывы и замечания присылайте по адресу:
dmittal@dataforce.net




Реферат на тему: Женщина и политика

Введение………………………………………………………………………стр. 3

1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность………….………стр. 4

2. Причины низкой политической активности женщин……………….……стр. 7

3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика…….…стр. 9

4. Женщины-депутаты Федерального Собрания ………………………… стр. 12

5. Новые моменты в политике ряда государств и политических
партий в отношении женщин………………………………………………стр.18

Заключение………………………………………………………………… стр. 25

Список использованной литературы………………………………………. стр. 26

Приложение 1. ……………………………………………………………….. стр. 27



Введение.

Философские и естественнонаучные исследования, литература и
публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно
обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения,
равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым
плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского
вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: “Одним из
наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого
разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших
неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно
благоприятствует” (2).
Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни –
своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной
Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки.
Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся
стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот
стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в
большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в
населении и рабочей силе.
В настоящее время в России на каждые 100 работающих приходится 51
женщина; в том числе в промышленности - 45, в сельском хозяйстве - 38,
торговле и общественном питании - 81, науке - 52, культуре - 73, в аппарате
органов управления - 69. На каждые 100 студентов - 53 девушки; причем в
вузах по экономике и праву - 65, медицинских - 65, педагогических - 71. Из
этих статистических данных можно сделать вывод, что страна не лишена
перспективы управления государством в XXI веке женщинами. Следует, однако,
подчеркнуть, что здесь многое зависит от доктрины федеральной и
муниципальной государственной службы, а также от желания прежде всего самой
женщины использовать свои реальные возможности участия во властных
структурах.
1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность

Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе
идеологии, а также социально-экономических и политических особенностей
этапа развития страны.
Как и почти 90 лет назад, сегодня актуально звучат слова из петиции в
I Государственную думу: “Русская женщина во всех областях труда и забот, в
деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде
крестьянском, ... в работе фабричной, ... на поприще науки, литературы и
искусства, ... в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан.
Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед
законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия
в законодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы.
Избранники земли русской, внесите обновление в жизнь женщин, признав за
ними равные права для участия в служении Родине”.
Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и
подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен
законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира
получили лишь в середине XX века. Нельзя отрицать также, что в первые годы
советской власти был накоплен большой организационный опыт, позволивший в
кратчайшие сроки решить многие принципиальные вопросы положения женщин.
В государственных, партийных и общественных организациях той поры
существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы,
работа которых велась под руководством женотделов.
Можно сколько угодно иронизировать по поводу слов В.И. Ленина о том,
что “каждая кухарка должна научиться управлять государством”, но надо
признать, что в 20-е гг. задача привлечения женщин к общественной жизни,
участия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами.
Предложения, высказанные женщинами на делегатских собраниях, встречали
идейную поддержку и с целью реализации быстро переводились в плоскость
государственных действий. Женщин не только призывали к общественной
деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в нее. В этом
была большая заслуга и женотделов.
С 1930 г. “женский вопрос” стал считаться решенным, и он исчез из
политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота
о “политической роли женщины в обществе” проявлялась в системе квот участия
женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в
Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в
Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%.
Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни
страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины
были достаточно активны и их представительство в местных органах власти
было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые западные политические
аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный
уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем
центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне
решаются конкретные практические задачи, связанные с жизненными интересами
женщин региона, а также более ясно видны результаты работы "депутаток".
Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о
решении “женского вопроса” в СССР и о политической роли женщины в обществе.
Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло прежде всего по причине
их низкой политической активности и организованности, но и показало
отношение общества к женщине-политику.
В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а
среди членов Верховного Совета – 8,9%.
Симптоматична оценка результатов этих выборов. Как свидетельствуют
итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН
СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту
сокращения молодежи; 36,2% – рабочих; 42,4% – беспартийных. В тоже время к
сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных
отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.
Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько
улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в
Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%).
Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате
органов управления доля женщин в общей численности работающих составляла
67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр
возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины
руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди
руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах
из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию
[c.573, Политология. уч. пособие /под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И.
Краснова.] в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней
женщин.
Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя
среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов
руководителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% –
связи, 0,7% – строительных организаций.
Таким образом представительство женщин в высших эшелонах власти
является низким. Кроме того высшие властные структуры являются как бы
элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед “натиском” женской
общественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной
возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны,
так и за рубежом.



2. Причины низкой политической активности женщин

Прежде всего следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень
участия женщин на уровне принятия решений в масштабах общества является
наследием прошлого и в какой – ее истоки следует искать в нынешней
непростой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных
по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов.
Рассмотрим главные из них.
1. Реформирование политической системы со всей очевидностью выявило
“двойной стандарт” отношения общества к женщине: в законодательных актах и
в реалиях социальной практики. Юридическое равенство прав женщин и мужчин
оказалось нетождественным равенству возможностей. Выявился большой разрыв
между юридическими нормами и официальной риторикой, с одной стороны, и
повседневным жизненным опытом, с другой. Оказалось, что женщинам необходимо
вновь завоевывать свое право на участие в политической деятельности,
начиная практически с нуля.
2. Опыт прошлого политического участия также может быть частичным
объяснением теперешнего отсутствия энтузиазма и политической активности у
женщин. Сегодняшняя ситуация – это ответ на те роли, которые им
предлагались, на “двойной гнет”, который женщины испытывали и испытывают. В
условиях острого экономического кризиса домашняя нагрузка на женщину
усилилась, разрушена почти полностью или стала недоступной из-за высоких
цен система платных услуг населению, снизились возможности доступа к
детским дошкольным учреждениям, к различным формам местного и семейного
отдыха. У женщин сейчас мало времени на политическую активность. Но в тоже
время может быть именно эта ситуация и подтолкнет женщин к организации,
выражению и отстаиванию своих интересов.
3. Обнажился и развился консервативно-патриархальный стереотип
отношения к женщине, существующий в массовом сознании. Патриархатный тезис
М.Горбачева о “возвращении женщин к их естественному предназначению”
нередко подхватывался политиками-популистами. Он присутствует и по сей день
в средствах массовой информации, имеет своих сторонников и среди некоторой
части самих женщин, и среди парламентариев, и среди членов правительства.
Патриархатный подход к женщине проявляется сегодня буквально во всем.
Это и отмена системы квот на представительство женщин в высших органах
власти; ограничение возможностей сочетать работу с домашними обязанностями
из-за сокращения численности и финансирования детских учреждений и сферы
услуг; и новое законодательство о семье, ориентирующее женщину скорее на
семью, чем на работу, и изменения в культурной политике, приводящие к росту
проституции, порнографии и коммерческого использования женского тела. Это,
наконец, и усиление роли церкви, возрождение фундаментализма и
национализма.
4. Важной причиной “отторжения” женщины от верховных этажей власти
явился неадекватный новым политическим условиям стиль поведения самих
женщин. Они “привыкли” к патерналистской системе отношений с обществом,
гарантировавшей им определенный политический статус за счет системы квот. В
условиях ее отмены проявился синдром патерналистского сознания женщин, они
не смогли в полной мере воспользоваться своими политическими правами, в том
числе правом самовыражения, вести длительную и изнурительную борьбу,
отстаивать свои интересы.
Сейчас вопрос стоит так – в состоянии ли сами женщины сформулировать
свою политическую задачу самостоятельно или они и дальше будут продолжать
оставаться объектом, а не субъектом политического процесса.
5. Важным фактором, бесспорно отразившимся на продвижении женщин,
стала проводимая партиями политика. При всем многоликом разнообразии,
плюрализме ныне существующих политических партий они оказались единодушны в
фактическом нежелании продвигать женщин к власти. Это проявляется как в
программных документах, так и в политической работе среди женщин.
3 Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика

В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях
оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной
стороны, как правило, с трудом воспринимается способность женщин к
лидерству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления,
политическому манёвру. Эти качества считаются мужскими.
С другой стороны, сложившаяся модель руководителя налагает свой
отпечаток на образ женщины-лидера. Он формируется на основе некоего
“мужского” стандарта. В соответствии с ним одежда, поведение, манера
обращения женщины претерпевают своеобразные изменения. Налицо своего рода
“маскулинизация”, влекущая за собой поведенческую жёсткость,
самоуверенность. В результате компрометируется сама идея женщины-
руководителя. И происходит все это в немалой степени “с благословения” и
для “удобства” мужчин, занимающих руководящие должности и не желающих
поступиться традиционно выработанными нормами, привычным поведенческим
ритуалом.
Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам
власти, конституционно зафиксированных, в России нет. В тоже время есть ряд
косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот,
связанных прежде всего с родительством, и сориентированных только на одного
родителя – мать, предписывают именно женщине, совмещать семейные функции с
работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается
как работник, имеющий массу “льгот”, следовательно, “ненадежный” кандидат
для продвижения в структурах управления.
Помимо социально-экономических факторов в движение приводится также
социально-культурная норма, которая регулирует поведение человека в
определенных условиях. Её основу составляют ограничения и запреты, с
помощью которых общество стандартизирует поведение своих членов. Кроме
того, в ней содержатся положительные предписания, указывающие, как можно и
должно вести себя, соблюдение которых в большой мере обеспечивается
внутренними психологическими установками. “Поведенческий репертуар” и
установки лидера – производные от соционормативной культуры общества. А она
сегодня не включает, а отторгает женщину и настроена на мужчину.
Я разделяю мысли И.Кона о том, что “характер” общественных
взаимоотношений между полами зависит не только и не столько от самого
полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и
женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания
престижности мужских и женских занятий” (3).
Глубинные причины живучести традиционного отношения к женщине
проявляются в наибольшей степени именно в управленческой сфере как
привилегированном, престижном виде деятельности, определяющем высокий
социально-экономический статус.
В целях преодоления процесса отторжения женщин от реальных структур
управления важно учитывать следующие факторы: профессиональный рост и
профессиональную компетентность, конкурентоспособность индивида, качество
структуры социально-бытовой сферы.
Принятие решений – особый вид деятельности, отличающийся высокой
ответственностью и требующий не только полной отдачи творческих сил, а
нередко и рабочего дня сверх установленных его границ. Поэтому достижение
качественно нового уровня участия женщин в принятии решений зависит и от
кардинальных преобразований быта с той целью, чтобы он не ограничивал
реализацию способностей и индивидуальных устремлений женщин.
Дискуссионным нередко является вопрос: зачем женщине высокие
руководящие посты? Выдвигается альтернатива: или руководство, или любовь,
семья, дети, счастье. В последние годы российские средства массовой
информации все настойчивее обвиняют женщину в том, что она предпочитает
работу, общественную деятельность семейным заботам, материнству,
обслуживанию мужа и детей. Такая альтернатива, по моему мнению,
некорректна: любовь, семья, дети требуют партнерства, равного участия
женщины и мужчины, в противном случае происходит процесс “инвалидизации”,
гипертрофии доли ответственности одного из родителей.
Как свидетельствует исторический опыт, всякое продвижение женщины к
освоению новой социальной роли всегда сопровождалось разной степенью
неодобрения со стороны консервативно настроенной части общества, которая
усматривает в этом посягательства на свои права и опасается утратить свои
привычные привилегии. Так было, когда женщина добивалась и права на
образование, и права на труд, и политического равноправия. То же самое
происходит и когда она приблизилась к рычагам управления. Проведенные
различными международными центрами и институтами исследования
свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях – фактор
стабилизирующий. Там, где женщины составляют 30-40% в структурах власти,
общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано.
Российские женщины-лидеры, женские организации должны приложить максимум
усилий, чтобы эту истину осознали и российские политические партии, и
мужчины-политики, и общество в целом. [c.578 Политология. уч. пособие /под
общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова.]



4. Женщины-депутаты Федерального Собрания

Ликвидация монополии коммунистической партии, отмена цензуры,
плюрализация политики, обнажив недостатки и противоречия в положении
российских женщин, открыли в тоже время перед ними возможности для
организации и защиты своих прав. На общенациональных выборах (1993г.)
женщины ими воспользовались. Впервые в истории в Государственной Думе
(нижняя палата Федерального собрания) работала депутатская фракция “Женщины
России”.
Большая заслуга в этом принадлежит организованному в октябре 1993 г.
политическому движению “Женщины России”, одна из целей которого – повышение
социально-политической активности женщин и выдвижение их в органы власти на
уровне принятия решений. На вторых выборах в Федеральное собрание в декабре
1993 г. это движение получило 21 депутатский мандат. Всего в Федеральное
собрание РФ было избрано 69 женщин (11,4 % всех депутатов). Конкретно
выдвинутая женщинами предвыборная программа затрагивала интересы если не
большинства, то очень многих избирателей: в области здравоохранения,
образования, сохранения инфраструктуры дошкольных учреждений, личной
безопасности граждан, равных прав и равных возможностей женщин.
Социальный состав и возрастная структура женщин-депутатов и их
электората не соответствуют друг другу. Женщин-предпринимательниц в
парламенте больше чем в жизни, велика среди депутатов доля бывших
государственных чиновниц. Да и в возрастной структуре преобладают женщины
пенсионного и предпенсионного возраста. Трудно ожидать появления в таком
составе женского депутатского корпуса яркого общенационального лидера.
Тем не менее, женщины в нижней палате Федерального Собрания активно
работают. В январе 1994 года был образован Комитет по делам женщин, семьи и
молодежи. Работа Комитета сосредоточена по нескольким направлениям. Главные
из них – инвентаризация, анализ содержания государственно-правовых актов,
касающихся положения женщин, семьи, охраны материнства и детства;
обновление форм и принятие нового законодательства, адекватного современным
экономическим и политическим реалиям.
Особое внимание Комитет уделяет экспертизе вносимых в парламент
законопроектов и других правовых актов, затрагивающих интересы женщин,
детей, семьи. Оценивая их соответствие международным Конвенциям и другим
правовым актам по правам женщин, ребенка, ратифицированным в России,
Комитет систематически вносит поправки, конкретные предложения и замечания
в законопроекты. Они направлены на предотвращение ущемления или ухудшения
прав женщин.
С декабря 1993 г. по инициативе депутатов комитетом разработаны,
приняты и вступили в силу следующие законы: “О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации “О приватизации пенсионного фонда в
Российской Федерации”; “О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке
и семье РСФСР”; Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс
РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”. Принятие этих
законов позволило обеспечить условия защиты несовершеннолетних при
приватизации пенсионного фонда, регулировать алиментные отношения в
условиях перехода к рынку, корректировать вопросы внутреннего и
международного усыновления.
Комитетом подготовлены законопроекты Семейного кодекса Российской
Федерации, федерального закона “О государственных пособиях гражданам,
имеющих детей”, “О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений” и др.
Образована думская фракция “Женщины России”. Идеологией созданной
фракции является политика равных возможностей. Но, как заявляет ее
руководитель: мы ставим не только чисто женские проблемы, нас волнует
положение дел во всех сферах, непосредственно связанных с человеком.
Основные задачи, которые решает фракция “Женщины России”:
– развитие системы законодательства, направленной на соблюдение прав
человека и совершенствование национального механизма их защиты;

– контроль за реализацией Конвенции о правах ребенка и Конвенции о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

– усиление семейной направленности государственной социальной политики.
По инициативе депутатов фракции и членов Комитета организован и
проведен ряд Парламентских слушаний, тематика которых свидетельствует о
направлении деятельности и интересов депутатов: в 1994 г. –
“Демографическая ситуация и проблемы семьи в Российской Федерации”; “Право
на жизнь: безопасность потребительских товаров и услуг”, “О действии
правительства Российской Федерации по активизации социальной политики в
интересах детей”; по проекту Семейного кодекса Российской Федерации; “О
реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации”.
Депутаты фракции политического движения “Женщины России”, члены
Комитета работают с представителями законодательных и исполнительных
органов власти в субъектах РФ.
Однако на выборах в 1995 году в Государственную Думу движение “Женщины
России” не попало. В настоящее время в России идет процесс оформления
национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей,
ликвидации дискриминации в отношении женщин. Некоторые элементы
национального механизма уже действуют.
Можно привести множество примеров успешной политической карьеры
женщин: так в 2003 году на пост губернатора Санкт-Петербурга была выбрана
Валентина Матвиенко, которая до избрания занимала не менее значимую в
коридорах власти должность – полномочного представителя президента в Северо-
Западном федеральном округе.
В политической жизни страны она участвовала с 1989г. (была
председателем Комитета Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны
семьи, материнства и детства). С октября 1997 г. она была назначена
Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Греческой республике.
24 сентября 1998 года Указом Президента РФ была назначена заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации. В правительстве Евгения
Примакова Валентине Матвиенко поручено курировать блок социальных вопросов.
5 февраля 1999г. стала первой женщиной - обладательницей диплома, медали и
мантии РВМА. После отставки правительства Примакова в мае 1999г. она стала
и.о. заместителя Председателя Правительства РФ.
В 1999г. Указом Президента РФ назначена заместителем Председателя
Правительства РФ. После отставки правительства Сергея Степашина в августе
1999г. - и.о. вице-премьера. 19 августа 1999г. назначена вице-премьером в
правительстве Владимира Путина.
В марте 2000 года Валентина Матвиенко заявила о своем решении
баллотироваться на пост губернатора Санкт-Петербурга, однако через месяц
отказалась от участия в избирательной кампании. В марте 2003 года назначена
полпредом президента РФ в Северо-Западный федеральный округ.
Она награждена орденами "За заслуги перед Отечеством" третьей степени,
Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и медалью Почетный доктор
Российской военно-медицинской академии (РВМА). Имеет дипломатический ранг
Чрезвычайного и Полномочного Посла. Владеет немецким и английским языками.
В 1995 году журнал Time назвал Ирину Хакамаду политиком 21 века. Эта
фамилия уже давно на слуху у политических обозревателей. На парламентских
выборах в 1993 году Хакамада вошла в список кандидатов в Госдуму от блока
"Август", созданного на основе ПЭС и Партии конституционных демократов.
Блок не собрал необходимого количества подписей, но, несмотря на это,
Хакамада прошла в Думу по Каширскому избирательному округу Москвы. В
парламенте первого созыва была заместителем председателя группы "Либерально-
демократический союз 12 декабря" и входила в Комитет по экономической
политике.
В 1995 году она стала руководителем "внепартийного политического
объединения "Общее дело". На выборах "Общее дело" в Думу не прошло, но
Хакамада вновь стала депутатом, выиграв в одномандатном округе. В Госдуме
второго созыва была членом депутатской группы "Российские регионы" и
входила в Комитет по бюджету, налогам и финансам. В 1997 г. президентским
указом Хакамада была назначена председателем Госкомитета по поддержке и
развитию малого предпринимательства, который годом позже был упразднен.
Ей предложили пост замминистра по антимонопольной политике, но она
отказалась, не захотев работать с коммунистом Геннадием Ходыревым.
После учреждения блока "Союз правых сил" в августе 99-го вместе с
С.Кириенко и Б.Немцовым вошла в первую тройку федерального списка. А в
декабре стала депутатом Госдумы в третий раз. 31 мая 2000 года вместо
Немцова, сменившего на посту главы фракции Кириенко, стала вице-спикером
Госдумы. 26 мая 2001 года на учредительном съезде партии СПС вошла в состав
сопредседателей.
Так же радуют и успехи Любови Слиска, которая вошла в государственную
думу как член партии «Единая Россия», а теперь является первым вице-
спикером Госдумы. В Думе четвертого созыва Слиска продолжает занимать эту
должность. Перед избранием в Госдуму третьего созыва в 1999 году она -
заместитель губернатора, заместитель председателя правительства Саратовской
области. В 1999 г. являлась постоянным представителем губернатора и
правительства Саратовской области в областной думе и представительных
органах местного самоуправления Саратовской области. В 1999 - 2003 гг. она
- депутат Госдумы третьего созыва, первый заместитель председателя Госдумы,
член фракции "Единство". В декабре 2003 года избрана депутатом Госдумы
четвертого созыва от политической партии "Единая Россия". Она награждена
медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.
Ещё одна яркая представительница женщин в системе власти - Галина
Карелова вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам. Активная
позиция Кареловой дала новый импульс развитию системы учреждений
социального обслуживания семьи, женщин и пожилых людей. Особое внимание она
уделяет материальному оснащению, подготовке кадров и внедрению новых
социальных технологий в реабилитационных центрах для детей-инвалидов и
приютах для беспризорных и безнадзорных детей. При ней практически
восстановлена система организации летнего отдыха и оздоровления детей и
подростков. Вопросам социальной защиты пожилых людей, ветеранов войны,
военнослужащих, уволенных в запас она уделяет самое пристальное внимание.
С 1994 г. по 2003 г. - президент Конфедерации деловых женщин России, с
1997 по 2003 гг. - заместитель Председателя межведомственной комиссии при
Правительстве РФ по улучшению положения женщин. Г. Карелова активно
сотрудничает с неправительственными организациями, занимающимися проблемами
детей и женщин, благотворительностью. 24 апреля 2003 г. Галина Николаевна
Карелова назначена заместителем Председателя Правительства Российской
Федерации. Она награждена медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный
труд", орденом почета.
Этот список можно долго продолжать, пополняя не менее выдающимися
представительницами российской власти. И это говорит о доверии населения и
к возможности перспективного управления именно женщиной-политиком.



5. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в
отношении женщин

На пороге XXI века деятельность в защиту прав женщин активизировалась
и обрела мощный глобальный импульс. На протяжении 20 лет, прошедших после
первой Конференции Объединенных Наций по положению женщин, в рамках
кампании деятельности за достижение равенства между женщинами и мужчинами
произошли важные изменения и имели место несомненные достижения: число
женщин на рынке труда увеличивается небывалыми темпами, и женщины
добиваются более значительной роли на всех уровнях общественной жизни.
В 70-х и 80-х годах тема равных возможностей для женщин и мужчин стала
одной из доминантных в политической жизни многих стран. Важным фактором,
инициирующим активность в решении женского вопроса, стало Десятилетие
женщин ООН, объявленное на период 1976-1985 гг. под девизом: “равенство,
развитие, мир”.
В сентябре 1995 г. в Пекине состоялась Четвертая Всемирная Конференция
по положению женщин: действия в интересах равенства, развития и мира.
Конференция ставила целью установить приоритеты, которых необходимо
придерживаться в 1996-2000 годах для осуществления стратегий в рамках
системы ООН (2).
Конструктивным событием стало также принятие Конвенции о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин (3). Она определила в
международно-правовой форме принципы и меры, направленные на обеспечение
равных прав для всех женщин. Она призвала “...государства принять
национальные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин”,
рекомендовала им “...принять временные специальные [c.582] меры,
направленные на ускорение установления фактического равенства между
мужчинами и женщинами, а также меры для изменения социальных и культурных
моделей, способствующих сохранению дискриминации” (4).
Существенную роль сыграли “Перспективные стратегии деятельности в
области улучшения положения женщин на период с 1986 по 2000 год”(5). В
Стратегиях выдвинуты три цели – равенство, развитие и мир. При этом
равенство рассматривается не только как правовое понятие, но и как
равенство прав, обязанностей и возможностей женщин участвовать в процессе
развития в качестве активной действующей силы, непосредственно связывается
с задачей всестороннего социально-экономического развития и берется за
основу для достижения прогресса всех обществ. В названных документах было
зафиксировано стремление Мирового сообщества ликвидировать к 2000г.
дискриминацию женщин. Они стимулировали в странах разработку концептуальных
подходов, стратегии и тактики государственной политики, создание
национальных механизмов, мониторингов реализации принимаемых текущих и
долгосрочных программ.
В 70-е и 80-е гг. были приняты законы о равенстве прав женщин и мужчин
во Франции (1993 г.), ФРГ (1980 г.), Англии (1975 г.), Австрии (1979 г.),
Дании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Швеции (1978 г.) и т.д. Эти законы
включают нормы, регламентирующие равенство возможностей при найме и
увольнении, вознаграждении труда, профессиональной подготовке, продвижении
по службе, распределении семейных обязанностей между супругами и т.д.
Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы
улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет
принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и
разработкой технологий функционирования национальных механизмов, действием
организационных структур, направленных на решение женского вопроса. В 90
странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в
пяти странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ
деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том,
что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных
структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая тенденция,
бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие
системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее
претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на
общественном уровне. Показательно, что организационные структуры
функционируют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их
формирования продолжается.
Как правило, к компетенции этих структур относятся следующие
направления: реализация принципа равенства полов в рамках разрабатываемых
программ; реагирование на конкретные случаи дискриминации; информационная
деятельность по защите политических, экономических и социальных прав
женщин; организация и инициирование соответствующих научных исследований;
изучение опыта других стран.
Для Запада в 70-80-е годы характерен процесс концептуального
осмысления социальной реальности, неудовлетворенность подходами к решению
женского вопроса, положению женщин в обществе. В этих странах предпринимают
попытки к переходу от осмысления к конкретным, скоординированным,
долгосрочным, этапно-обозначенным мерам по превращению принципа равенства
полов в реальность жизни.
На основе принципов правового регулирования в рамках стран
Европейского сообщества разработаны две долгосрочные программы действий по
реализации равных возможностей на период 1982-1985 гг., 1986-1990 гг.
Вступила в силу третья программа, действующая и сейчас.
Симптоматично, что в странах многопартийной системы массовая работа
среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на
сторону партии означает для нее или победу, или поражение.
Исследование программных документов социалистов, социал-демократов в
отношении женщин, механизмов их вовлечения в орбиту политической
деятельности, в управленческие структуры своих стран свидетельствует о том,
что партии в этот период гибко меняют свою тактику.
В новых условиях многие политические партии пересмотрели систему своих
отношений с женской частью населения, от которой наполовину, а при
определенных демографических условиях и еще больше, зависит исход выборов в
органы власти.
Во французской социалистической партии действуют 20%-ная квота для
женщин при выборах в партийный аппарат, 30%-ная квота – при выдвижении
кандидатов в депутаты местных органов власти. Фракция СДПГ в Бундестаге
имеет 16% женщин, и партия ставит перед собой задачу к середине 90-х годов
увеличить эту квоту до 40%. Итальянская коммунистическая партия,
насчитывающая в своих рядах 38% женщин, на парламентских выборах 1987 года
внесла в списки своих кандидатов в депутаты в среднем 30% женщин, а в
некоторых округах до 50%. Таким образом, левые партии становятся одним из
основных каналов, по которым женщины выходят в большую политику (6).
Среди всех парламентов мира мужчины составляют 89%, женщины – 11%.
Однако представительство женщин в парламентах различных стран вариабельно.
Это определяется экономикой, уровнем развития, культурой, религией и
политической системой. Так, в таких странах, как США, Бразилия,
Великобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия,
женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран –
это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до
20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая
Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют
от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Наконец,
к последней группе, где 30-40% женщин в парламенте, относятся Швеция,
Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея (7).
Норвежская рабочая партия и Социал-демократическая партии Дании
используют квотную систему, в соответствии с которой 40% всех кандидатов
партии на выборах должны быть женщины. По инициативе правительства
Норвежской партии стортинг (парламент) в конце 80-х годов утвердил закон,
который вменяет обязанность иметь в своем составе не менее 40% женщин.
Среди 18 министерских постов восемь занимают женщины. В стране существует
социальная “программа равноправия”, в аппарате правительства –
уполномоченный по соблюдению закона и реализации программы.
Важным элементом вовлечения женщин в политическую деятельность, наряду
с системой организационных мер, является социальная политика, направленная
на облегчение условий быта, воспитания детей, способствующая реальному
женскому равноправию. Заботу о фактическом равенстве обоих полов
последовательно проводят социал-демократы скандинавских стран. В Швеции, к
примеру, создана развитая система общественной помощи семье, позволяющая
поровну разделить семейные обязанности между обоими родителями.
Характерно, что и партии, и правительства целенаправленно осуществляют
политику продвижения женщин, координируя ее на межправительственном уровне.
Так, на конференции министров ЕС (Страсбург, 1986 г.) была, в частности,
принята резолюция “О политике и стратегии достижения равенства женщин в
политической жизни, их участии в процессе разработки и принятии решений”.
Как показывает анализ государственной политики стран ЕС, сегодня
наиболее значительные изменения в подходах к решению проблем женщин,
повышения их роли в делах общества связаны с процессами коллективного
социального планирования для того, чтобы:
а) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния
бюрократии Совету Министров ЕС рекомендовано: обеспечить условия для
справедливого распределения между женщинами и мужчинами руководящих постов
во всех структурах ЕС, в частности в Европейском парламенте, Секретариате
ЕС;
б) гарантировать эффективность реализации программ действий ЕС на
национальном и местном уровне через локальные институты, которые могли бы
обеспечить участие на равной основе женщин и мужчин в процессе социальной
трансформации. От правительств-членов ЕС ожидают в этой области
конструктивного сотрудничества;
в) обеспечить такие условия, чтобы политические решения и изменения
были согласованы с интересами всех граждан, без какой-либо дискриминации по
мотивам пола.
Конференция призвала политические партии, государственные и
общественные организации, профсоюзы и другие заинтересованные группы
разработать меры позитивного характера, содействующие выдвижению,
назначению и избранию большого числа женщин на руководящие посты, повышению
их роли в принятии решений на всех уровнях.
Анализ деятельности ведущих политических партий развитых стран дает
основание выявить наметившуюся в последние два десятилетия общую для многих
из них тенденцию – повышенное внимание к ангажированию женщин в политику.
Оно проявляется не только на декларативном уровне, но и подкрепляется
созданием специального механизма продвижения женщин в структуры принятия
решений. Таким результативным инструментом для этих партий и государств
является система квотирования, применяемая как временная специальная мера.
Можно сделать и следующий вывод: существовавшая в СССР система квот
выдвижения женщин получила за рубежом признание и нормативны

Новинки рефератов ::

Реферат: Иран (География)


Реферат: Методы документооборота (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ структур, характеристик и архитектур 32-разрядных микропроцессоров (Компьютеры)


Реферат: История создания и развития локальных сетей (Программирование)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко (Культурология)


Реферат: Приватизация промышленных предприятий (Управление)


Реферат: Учет лизинговых операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных) (Психология)


Реферат: Журнальный Стол (Технология)


Реферат: Гитлер (Исторические личности)


Реферат: Обучение письменной речи на французском языке в старших классах (Иностранные языки)


Реферат: Совершенствование учета денежных средств в учхозе "Кубань" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нефть: происхождение, состав, методы и способы переработки (Технология)


Реферат: КУЛЬТУРА И БЫТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Примерно 2000 лет д.н.э., Греция, о-в Крит) (История)


Реферат: Статья: "пойду ли я на дискотеку" (Культурология)


Реферат: Уголовный процесс (Уголовное право и процесс)


Реферат: Основные права и свободы Российских граждан (Право)


Реферат: Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России (Социология)


Реферат: История тригонометрии (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист