GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образование Древнерусского государства - Киевской Руси (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование Древнерусского государства - Киевской Руси (История)


Язык – основа любого этнического образования, в том числе народности, но
язык является не единственным признаком даюсчим возможность говорить о
данном этническом образовании как о народности. Народность характеризуется
не только общностью языка отнюдь не устраняющей местные диалекты но и
единой территорией, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры,
материальными и духовными общественными традициями, бытовым укладом
особенностями психического склада так называемым ” Национальным характером
”.
Народность складвается на определенном этапе общественного развития в
эпоху классового общества. Древнерусская народность не является исключением
из етого правила. Как мы уже знаем истоки ее восходят к очень отдаленным
временам, складывание восточных славян в особую ветвь славянства дотируется
VII – IX вв тоесть относится к тому времени, когда образовывается язык
восточных славян, а началом формирования древнеруссакой народности следует
считать IX – X вв – время возникновения на Руси феодальных отношений и
образования древне Русского государства.
VIII – IX вв в исстории славянства были временем разложения
первобытно общинных отношений. При етом переход от одного общественного
строя (первобытно общинного ) к другому, более прогрессивному, а именно
феодальному обществу в конечном счете был результатом развития
производительных сил, эволюции производства которая в свою очередь в
основном явилась следствием изменеия и развития орудий труда, орудий
производства.
Наряду с развитием производительных сил в области сельско
хозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники
огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло
общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от
сельского хозяйства.
Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в
одиночкку пориизводством одного какого нибудь продукта и продавать его на
рынке, тогда выражением етой материальной обособленности товаро
производителей явился институт частной собственности.
Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена,
превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен
первобытного строя, возникают как ремесленно – торговые поселения. Наконец
княжый острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли
города на Руси : Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк,
Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др.
Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для
феодального строя. Город торговал с городом, область с областью,горд с
селом. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве,
Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь из “
варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу игерманские города.
Рост торговли вызвал развитие денежного обрасчения. На Руси
пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но
встречались и Византийские, и западно – европейские монеты. Когдато на Руси
в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки
меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили
железные деньги которые сохранили старые названия ( мордки, векши и пр.). С
конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем
чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам.
Торговляразлогала общину способствуя еще большему укреплению
экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в
древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей,
дружинников, бояр, старой чади и т.д. Выростает она из старой племенной
знати и из местной богатой верхушки.
Накапливая ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию
совершая походы заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников
превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь
ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных
объединений и превращается в силу стоящую над обществом и подчиняющую себе
ранее свободных общинников.
Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная
собственность на землю. Нам извесны города принадлежащие князьям:
Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома.
Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье – промысловые и рыболовпые
угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли
наносились княжеские томги – знаки собственности. Князья либо осваивали
свободные земли либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая
последних на основе вне економического принуждения в рабочую силу свою и
вотчины.
Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы –
холопы, робы – рабыни. Одни из них халопы утратили свою свободу в
результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного
положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением
времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей зависящих
от господина. На начальном этапе истории Киевской Руси рабство играло
весьма существенную роль.
Огромную массу сельского населения составили свобдные общинники,
обложенные только данью. В источниках они выступают под названием – люди,
но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми, но по
мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они сохраняя свое старое
название – смерды, превращались в феодально зависимых и их повинности в
пользу господина стали носить феодальный характер. Дань переростала в
оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закааленного люда
потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот
кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и
закупов.многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) т.е. люди
выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой.
Так складывались зщависимые группировки непосредственных производителей в
Киевской Руси.
На Руси начало формироваться классовое ранне феодальное общество. Там
где произошло деление на классы неизбежно должно было возникнуть
государство и оно возникло.
Государство создается там и тогда где и когда имеются условия для его
появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных
отношений у восточных славян не могло не обусловить образование ранне
феодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское
государствосо стольным градом Киевом.
Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с
хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочувыми племенами на
юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных териториальных
объединений, пришедших на смену племенным союзам.
Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере
включала в себя восточно славянские земли, но очевидно что кроме средне
днепровского, киевского центра она состояла из ряда слабо связанных друг с
другом земель и племянных княжений. Древнерусское государство еще не
сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с
Приильменьем, Киева и новгорода двух важнейших центров Руси.
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского
государстваю Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. В
результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по
пути из варяг в греки оба важнейшие центра Руси были объеденены. Киевский
князь стал создавать опорные пункты в землях восточной славян, собирать с
них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян
еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось
сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по
Днепру, Ловати, Волохову.
Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому
что он был древнейшим центром восточно славянской культуры, с глубокими
историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и
степи с мягким ровным климатом, черноземной очвой, дремучими лесами,
прекрасными пастбищами и залежамижелезной руды, многоводными реками
основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром
восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к византии, к востоку и
западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных
связей Руси.
Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных
славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит
во время княжения Владимира Святославовича (980 – 1015 гг). В 981 г. Была
присоеденена область червенских городов Перемышль т.е. восточнославянские
земли до Сана. В 992 г. Вошли в состав Древнерусского государства земли
хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г.
Русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край
вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси.
В 981 г. К Древнерусскому государству прсоеденилась земля Вятичей,
хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости.
Спустя 3 года в 984 г. После битвы на реке Пищане власть Киева
распостронилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего
восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объеденены
под властью Киева ” Мати градом Русским “ .
Теперь когда мы рассмотрели путь образования Киевской Руси настало
самое время переити к культуре, религии и быту древних славян.
В родовых общинах Древнерусского государства главой родовой общины
являлся отец. Но каким же образом поддержится единство рода если умрет его
глава ? Оно поддерживалось восстановлением отеческой власти, один из
старших родичей занимал отеческое место. Одна из старых песен говорит:
“Когда умрет глава рода, то все дети сообща владеют имением, выбравши себе
из роду своего владыку ”. Часто деревня состоит из одного рода который
управляется сам собой и сообщается с высшими властями государства
посредством своего главы, старшины. Этот старшина не всегда бывает
физически старшимв роде он изберается в свою должность собранием всех
рородичей, которые торжественно сажают его на первое место под иконы откуда
и в древней нашей истории сохранился обряд и выражение посадить князя.
Избранный старшина управляет всеми работами, хранить общественную казну,
вносит подати, раздает своим детям и братьям пищу и одежду, наказывает их
за проступки; в большие празники он напоминает о древнем значении владыки
рода, как жреца, потому что окруженный всеми родичами он кадит иконы.
Последующая история Рюрикова княжеского рода показывает, что и в быте наших
восточных славян имели место те же самые явления: старший брат обыкновенно
занимал место отца для младших. К старшинству последнего родичи привыкали
еще при жизни отца: обыкнавенно в семье старший сын имеет первое место по
отце, пользуется большей доверенностью последнего, является главным
исполнителем его воли; в глубокой старости отца заступает совершенно его
место в управлении семейными деами; отец при смерти обыкновенно
благословляет его на старшинство после себя, ему поручает семью. Таким
образом, по смерти отца старший брат, естественно, наследует старшинство,
становится в отца место для младших. Младшие братья ничего не теряли с этою
переменою: старший имел обязанность блюсти выгоды рода, думать и годать об
етом, иметь всех родичей как душу; права его состояли в уважении, которые
оказывали ему как старшему; к нему относились вовсех делах касающихся рода;
без его ведома и согласия ничего не делалось, он был распорядителем
занятий, раздавателем пищи и одежды, он судил и наказывал, но все ети
распоряжения получали силу только при общем согласии, когда все видели, что
старший поступает с ними как отец, соблюдает строгую справедливость.
Властьи сила старшегоосновывалась на согласии младших, это согласие было
для старшего было единственным средством к деятелбности, в следствии чего
младшии были ограждены от насилия старшего, могущего действовать только
через них. Но легко понять какие последствия могла иметь такая
неопределенность прав и отношений: невозможно чтобы младшие постоянно
согласно смотрели надействия старшего. Каждый младший, будучи недоволен
решением старшего, имел возможность восстаь против этого решения. Он уважал
старшего брата как отца, но когдастарший брат, по его мнению поступал с ним
не как брат, не как отец, не по родственному, но как чужой даже как враг,
то этим самым родственные отношения между ними рушились, рушились вместе
все права и обязанностиничем другим не определенные. Если большенство
братьев принимало сторонустаршего, то последний должен был или покориться
общей воле, или или выйти из рода, но могло получиться и так что сторону
младшего принимали другие братья – отсюда усобицы и распадения рода. Если
же все братья принимали сторону младшего против старшего то последний
должен был или исполнить их волю, или выйти из родакоторый избирал другого
старейшину.
Обширность и девственность населенной восточными славянами страны
давали возможность родичам выселятсяпри первом новом неудовольствии, что
разумеется должно было ослабить усобицы; места было много и за него по
крайней мере не надо было ссориться. Но могло случиться и так, что особые
удобства местностипривязывали к ней родичей и не позволяли им так легко
выселяться, особенно часто это происходило в городах, местах выбранных
родом по особенному удобству и огражденных, укрепленных общими усилиями
родичей и целых поколений следовательно в городах усобицы были сильнее.
Теперь перейдем к рассмотрению отношений между людьми. Брака как
такового у славян не существовало, невесту либо выбирали из своего рода
либо воровали из другого с согласием последней, но это влекло за собой
межродовые конфликты. Родовая община из которой выкрали невесту могла
потребовать за нее выкуп и если его не получала могла пойти войной на
последнюю. Нередко выкравшая невесту община сама предлогала за нее выкуп,
не дожидаясь нападения. За исключением Полян которые были кротки и
уважительны друг к другу, так поступали все восточные славяне. Среди славян
нередки были случаи многоженства.
Поле брачного обычая, в котором резче всего выражаются равственные
понятия народа, для летописца христианского монаха был важнее всего, обычай
погребения, в котором выражаются понятия народа о загробной жизни, и
потому в летописи читаем описание этого обряда. Радимичи, вятичи, северяне
и кривичи совершали тризну над покойником, потом сжигали труп, кости
собирали в небольшой сосуд, который ставили на столбе при дороге. Под
именем тризны разумелись, как видно, вообще поминки и потом приимущественно
борьба в честь умершего, с поминками соединялся веселый, пьяный пир, также
резание и царапание лица в знак печали. Одновременно с сжигания и ставления
урн с пеплом на придорожных столбах существовал и обычай погребения в
могилах, которые сыпали холмами.
Иностранные писатели говорят что славяне жили в деревянных избах,
находящихся на далеком расстоянии друг от друга и часто переменяли место
жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ была следствием
беспрерывной опасности которая грозила славянам и от своих родовых усобици
от нашествий чужих народов. Вот почему они вели тот образ жизни, о котором
говорил Мавврикий: «У них недоступные жилища в лесах при реках, болотах и
озерах. В домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный
случай, необходимые вещи скрывают под землю, не имея ничего лишнего наружи,
но живя как разбойники» Одинаковая причина долгое время, производила
одинаковые следствия, жизнь в ожидании вражьих нападений продолжалась для
восточных славян и тогда, когда они уже находилисьпод державой Рюрикова
дома. Печенеги и половци сменили авар, козар и других варваров, усобици
княжеские сменили усобици родов, восставших друг на друга.
Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальною
религией арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам,
явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним гениям.
Основываясь на определенных высказываниях современников, мы находим у
наших славян при поклонении многим различным явлениям природы под разными
именамибожеств поклонение одному верховному божеству, которому все
остальные находились в подчинении. Это верховное божество по свидетельству
одного из древнейших писателей о славянах, Прокопия, было божеством молнии
которое летописец называет Преруном. Явление грозы, молнии есть самое
поразительное из всех явлений природы, немудрено что человек дал ему первое
место между всеми другими явлениями. Он не мог не заметить благотворное
влияние грозы на жизнь природы, не мог не заметитьчто свет молнии во всякое
время обнаруживает свое могущество тогда как например действия солнца
ограничены,подвержены извесному закону, могут обнаруживаться только в
извесное время, уступая владычество другому,противоположному и
следовательно враждебному началу – мраку.
Если славяне покланялись явлениям природы, то легко догадаться, при
каких случаях, в какое время года они будут торжествовать свои религиозные
празники. Так например они празновали в конце декабря, когда солнце
начинает брать силу, дни начинают прибывать. Этот праздник совпадает теперь
с рождеством Христовым носит приимущественно название Коляды. Существенный
обряд праздника состоит в хождении славить божество и собирать подаяние.
Внекоторых местах Коляда известна под названием Аусення или Таусеня, что
можно принимать под измененным Ясень – также, по всем вероятностям имя
солнца.
Второй праздник торжествлялся в начале весны, но так как ето время
приходит в великий пост, то по принятии христианства праздник был
перенесен на конец рождественского мясоеда и отчасти на Светлое
воскресенье. Итак масленица есть языческий весенний праздник. Встреча весны
и провод зимы празднуется у всех славянских народов почти с одинаковыми
обрядами: употребляется заклинание весны с разными приветами. Весну
встречают обыкновенно на Крассной горке. Тут начинаются хороводы,
религиозное значение которых и отношение к солнцу не подлежит сомнению.
Третий праздник имеет место 23 июня и известен под названием Ивана
Купалы. Хотя по обрядам праздника можно догадываться что он относитсяк трем
стихийным божествам – обоим Сварожичам, солнцу, огню и воде, однако можно
относить его и к одному солнцу. Ночь на Иванов день сопровождается
собиранием трав, купанием, зажиганием костров и прыганием через них.
Рассмотрев поклонения стихийным божествам, теперьобратимся к другой
половине славянской мифологии, а именно:

Славянская мифология после введения христианства
Введение христианства в славянских землях (с 9 века) положило конец
официальному существованию славянской мифологии, сильно разрушив ее высшие
уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если
только не отождествлялись с христианскими святыми, как Перун — со святым
Ильей, Велес — со святым Власием, Ярила — со святым Юрием (Георгием).
Низшие же уровни славянской мифологии, как и система общих
противопоставлений, оказались более устойчивыми и создавали сложные
сочетания с господствующей христианской религией.

Сохранилась, прежде всего, демонология: вера в лешего, водяного. У южных
славян бытовал сложный мифологический образ вилы (сербский), самовила,
самобида (болгарский), — горных, водяных и воздушных духов. Общеславянский
полевой дух — полудница, у восточных славян — полевик. Многочисленные
мифологические образы связывались (особенно у восточных славян) с домашним
хозяйством: например всем известный домовой, у него существовало огромное
количество имен (русский домовой): дедко, дедушко, доброхот, доброжил,
суседко, хозяин он, сам), (украинский) хатний дiдко, (белорусский): хатник,
господар, (польский): skratz, (чешский): skritek, skrat, krat. Существовали
также духи отдельных дворовых построек — банник, овинника. Двойственным
было отношение к духам умерших: с одной стороны, почитались покровители
семьи — деды — родители, умершие естественной смертью, с другой — считалось
опасными мертвяки, умершие преждевременной или насильственной смертью,
самоубийцы, утопленники. К числу предков — покровителей относился Чур, к
враждебным мертвецам — упыри, мавки. Сохранилась вера в многочисленных злых
духов — злыдней, мару, кикимору, анчутку, нячистиков — у белорусов шешки,
цмоки. Болезни олицетворялись с подчеркиванием отдельных их симптомов:
Трясея, Огнея, Ледея, Хрипуша, известны представления о двенадцати
лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других
индоевропейских традициях.

Вместе с тем древние традиции находили отражение в целом ряде таких
памятников, в которых при использовании некоторых терминов и ключевых
понятий христианской мифологии представлен и комплекс основных категорий
славянской мифологии. Одним из наиболее характерных жанров у восточных
славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению
продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен. Так в
древнерусской "Голубиной книге" содержатся представления о соотношение
человека и вселенной, микро- и макрокосмоса, соответствующие ведийскому
гимну о Пуруше и восходящие к обществу с ним индоевропейскому мифу о
творении мира из тела человека. К индоевропейским истокам восходит и сюжет
спора Правды и Кривды. У западных славян к числу текстов, продолжающих
архаичные карнавальные традиции, относились мистериальные фарсы с
мифологическими персонажами типа восточнославянского Ярилы.

Христианство у славян в значительной степени усвоило старый мифологический
словарь и обрядовые формулы, восходящие еще к индоевропейским источникам:
"бог", "спас", "святой", "пророк", "молитва", "жертва", " крест"...


Славянские боги

Сварог
Название: Единый Бог Вселенной
Также известен как: Яркий
Символ: Облака, раскалываемые молнией
Цвет: Небесно-голубой

Сварог — олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака
стрелами молнии и зажег факел солнца. Своим могучим мечом он поражает
демонов тени.

В древности Сварог имел горячее желание обеспечить своим сыновьям будущее,
поэтому Даждьбогу дал божественный дар огня, а Сварожичу — молнии. Он
думал, что когда-то они должны будут занять его место, и надеялся, что его
разделенная между ними мощь должна дать достаточно силы сыновьям, чтобы
удержать трон в своих руках. К несчастью, Сварог не принимал во внимание
амбиции других мощных божеств, подобно Перуну и Свантовиту.

Теперь Сварог — только жалкое подобие первоначального Сварога и лишь
небольшой культ следует за ним. Его имя все еще запрещается произносить.
Сварог больше не беспокоится о простых смертных и, хотя он все еще жалко
злится над тем, что трон уже не принадлежит ему, он бессилен, чтобы
изменить что-либо.


Свантовит
Название: Бог процветания и войны
Также известен как: Сильный
Символ: Рог изобилия
Цвет: Белый

Когда Сварог отдал свою власть в руки Сварожича и Даждьбога, Свантовит и
Перун внутренне порадовались. У них были свои собственные планы, очень
сильно отличавшиеся от идей старого Сварога. И хотя Даждьбог повелевает
солнцем, он не настолько влиятелен, как Свантовит.

Неизбежно, Свантовит рассчитывал на верховную власть, но о том же думал и
Перун. Поэтому теперь в пантеоне нет ясного лидера. Напротив, трон делят
две постоянно спорящие силы, каждая из которых желает, чтобы другая
освободила свое место.

Четыре головы Свантовита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Он
может предсказать процветание урожая, определяя его количеством вина в роге
своего святого быка. Скача на белой лошади на битву, он берет с собой лук
или огромную саблю.

Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных храмах, охраняемых воинами.
Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая мчаться на сражение.


Перун
Название: Бог войны
Также известен как: Громовержец
Символ: Скрещенные топор и молот
Священные животные и растения: Коза, дуб

Как Даждьбог уступил свое место Свантовиту, Перун овладел местом Сварожича.
Несмотря на то, что Сварожич считался очень сильным, те, кто любил воевать,
более признавали Перуна. И хотя Перун формально не был священным, военные
руководители и вожди горячо верили в него.

У Перуна — серебряная голова и золотая борода. Летя на своей пылающей
колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками
молнии подобно Сварогу в древности. Он может вызывать дождь и гром. Топор и
молот — его любимые виды оружия.

В дубовых рощах или на холмах под открытым небом веселятся его поклонники.
Они поддерживают огонь, полученный из веток дуба, рядом с чучелом Перуна и
смертельно боятся допустить его исчезновения. К настоящему времени,
руководство пантеона оспаривается последователями Свантовита и Перуна.


Свита Перуна
Перуну помогают советом и силой свита мощных друзей. И хотя Волос (Велес) —
его главный советник, Перун также советуется Ойнена Марией, незначительным
огненным божеством. Когда Зоря Утренняя завершает свои повседневные работы
во дворце Даждьбога, она свободна, чтобы принять свое другое воплощение —
покровительницы воинов. Красивый девственный воин защищает ее поклонников
своей длинной вуалью. Она владеет саблей и мчится в битву на черной лошади.
Даже Варпулиса, внука злого Стрибога, вызывает шум грома Перуна.


Даждьбог
Название: Бог лета и счастья
Также известен как: Щедрый бог
Символ: Солнечный диск
Цвет: Золотой

Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на
троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он —
веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается
и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака
и прилежно обслуживается придворными и очень красивыми девами.

При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя
с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается,
он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает
по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых
лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в
начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят,
что землетрясения — знак плохого настроения пары.


Девы Даждьбога
Даждьбога обслуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя
открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером.
Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей
Даждьбога.


Мати-Сыра-Земля
Название: Родина
Символ: Сумка, заполненная землей
Священные животные и растения: Овца
Цвет: Оттенки Земли

Мати-Сыра-Земля чувственна и справедлива. Если Вы могли бы понять ее
непостижимый язык, она бы предсказала Вам ваше будущее. К ней взывают,
когда начинаются эпидемии, также она защищает женщин во время родов. Ей
приписываются знания о травах и растениях.

Мати-Сыра-Земля время от времени по ночам посещает дома своих поклонников,
замаскировавшись под человека, одетого в украшенном лентами и орнаментами
платье. Иногда она имеет сходство с овцой, и выступает в качестве их
защитницы. Когда она бродит по земле, она даже иногда сама их стрижет.

Представленная в виде соломенного идола, она присоединяется к священным
родникам и святым огням.

Ярило — ее муж.


Сварожич
Название: Бог силы и чести
Также известен как: Палящий
Символ: Черная голова бизона или двухсторонний топор
Священные животные и растения: Бизон, лебедь

Сварожич — сын Сварога, и то, что он управляет пантеоном совместно с
Даждьбогом, — намерение отца Сварожича. Дар Сварога — молния — вверен
именно ему. Он — бог очага и дома и известен своим верным советом и
пророческой силой. Он — бог простого воина, дорожащего миром.

Некоторые верят, что, когда Сварог освободил свое место, Перун поспешил
занять позицию величайшего бога войны. Последователи Сварожича считали его
слишком неярким для того, чтобы быть одаренным такой честью, в то время как
Перун, полный энтузиазма, принял участие во всех военных подвигах. Другие
уверены в том, что голос недовольства был создан агентами-провокаторами,
который надеялись, что Триглав станет избранным богом войны.

Текущая схема вещей не устраивает Сварожича, и он затаил некоторое
негодование по отношению к Перуну. Он все еще горит желанием взять то, что
по праву принадлежит ему.

Сварожич появляется в виде воина, носящего каску в форме лебедя с
распростертыми крылами на его изогнутой голове. Черная голова буйвола на
его доспехах украшает грудь, а в левой руке он сжимает двухсторонний топор.


Триглав
Название: Бог чума и войны
Также известен как: Тройной Бог
Символ: Змея, изогнутая в форме треугольника
Цвет: Зеленый

Триглав появляется в виде трехголового человека, носящего золотую вуаль над
каждым из его лиц. Его головы представляют небо, землю и более низкие
области, и в борьбе он едет верхом на черной лошади.

Триглав — хитрый и злобный бог; его зависть к Свантовиту легендарна. И хотя
он вечно скрежещет зубами над своей неудачной попыткой взять трон, когда у
него был шанс, он ядовито посмеивается над распрями среди добрых богов,
которым он очень старательно способствовал. Некоторые верят, что наиболее
бесчестное дело Триглава состояло в том, что он посеял семя недовольства
над местом Сварожича в пантеоне. При этом Триглав было настолько искусен,
что в организации потери Сварожичем его места обвиняется Перун.


Фавориты Триглава
Триглав может быть гением и может рассмотреть Вселенную, как не может никто
другой, за исключением его фаворитов, которые делает всю грязную работу
Триглава за него. Когда Сварожич боролся за свое право быть принятым на
место Сварога после его ухода с трона, фавориты Триглава постарались
выполнить очень сложную схему. Триглав надеялся, что наиболее воинствующие
последователи Сварога будут поклоняться его фаворитам и что тем самым
Триглав станет наиболее популярным военным богом.

Планы Триглава потерпели неудачу, когда Перун и Свантовит поглотили
большинство поклонников Сварога и оставили Триглава на то, чтобы жалко
дуться как более слабый бог. Но Триглав все еще выражал огромное терпение,
сохраняя свой гнев и расстройство скрытыми от других богов. В конце концов,
Сварожич посчитал виновным в своей потере трона Перуна, хотя было намного
больше оснований обвинить Триглава.

К фаворитам Триглава относятся: Яровит, владеющий большим золотым щитом;
Поревит, четырехголовое божество со вторым лицом на груди; Руевит,
семиголовый военный бог, вооруженный восемью саблями.


Волос (Велес)
Название: Бог торговли и зверей
Также известен как: Хранитель стад
Символ: Сноп зерна или зерно, связанное в узел
Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза
Цвет: Коричнево-золотой

Волос — благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что
обещания держатся. Клятвы и договоры приведены к присяге его именем.

Когда Перун стал величайшим богом войны, он распознал, что, в отличие от
Сварожича, ему нужна хладнокровная голова, чтобы посоветовать. В связи с
этим, он привлек Волоса быть его правой рукой и советником.

Волос также имеет другую сторону. Он — защита всех прирученных зверей.
Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос — бог – покровитель
доспехов.


Ярило (Ярила)
Название: Бог весны и веселья
Символ: Гирлянда или корона из диких цветов
Священные животные и растения: Пшеница, зерно
Цвет: Белый

Веселый Ярило — покровитель весенних растений. Когда весной он появляется
первый раз, Ярило похож на белокурого молодого человека, едущего на белой
лошади босиком. Тем не менее, по мере прохождения сезона, он стареет и,
наконец, поздним летом умирает.

Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы
и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолом.

Мати-Сыра-Земля — его жена.


Стрибог
Название: Бог зимы и ветров
Также известен как: Рассеиватель богатства
Цвет: Серый

Стрибог — олицетворение зимы и мороза, он известен своими внуками —
ветрами. Стрибог — плохой бог, который находит радость в несчастье другого.
Он изображается в виде старухи, задирающей своих внуков, как добро, так и
зло, на подчинение его сумасшедшим идеям.


Внуки Стрибога
Все ветры — внуки Стрибога, но лишь следующие незначительные боги
заслуживают внимания: Варпулис, вызывающий шум шторма; Догода — мягкий и
ласковый Западный Ветер; Вихорь, вызывающий смерчи и Эрисворш, покровитель
бурь. Также существуют Ветру и Северный и Восточный ветры.


Белбог
Название: Бог Добра
Также известен как: Белый Бог
Символ: Белая статуэтка
Цвет: Белый

Белбог представляет все хорошее. Богатство и хорошее состояние
приписываются ему, он же связывается со светом и днем. Он диаметрально
противопоставляется Чернобогу.

Белбог возникает в виде почтенного старого человека с белой бородой,
одетого в белом. То, что он помогает заблудившимся путешественникам найти
дорогу из леса, его помощь крестьянам в поле — только некоторые его добрые
дела.


Чернобог
Название: Бог Зла
Также известен как: Черный Бог
Символ: Черная статуэтка
Цвет: Черный

Она приносит неудачи и несчастье; она — причина всех бедствий. Темнота,
ночь и смерть связываются с нею.

Чернобог — во всех отношениях противоположность Белбогу. Рассматривая
буквально, она должна появляться в виде молодой привлекательной брюнетки,
одетой в черное.


Симорг
Название: Страж растительности
Символ: Мировое Дерево
Священные животные и растения: Ячмень
Цвет: Зеленый

Материальная форма Симорга представляет собой гигантского сфинкса с телом
хищной птицы и лицом человека. Симорг — страж одного дерева, которое
рождает семена всей растительности.






Реферат на тему: Образование Киевского государства
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ
ЮЖНО - САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

НА ТЕМУ “Образование Киевского государства ( IX в.).
Норманнская и антинорманская концепции образования
Киевского государства”.



г. Южно - Сахалинск
2002 г.



П Л А Н.


СТР.

1. ВВЕДЕНИЕ.
3

2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ.
4

3. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. 7

4. НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. 10

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
13



1. ВВЕДЕНИЕ.

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте
социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого
опыта - первейшая задача истории.
И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды
жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального
опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На
исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным,
непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости,
свободе, равенству, красоте.
История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом
истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические
силы. С сылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому
в истолковании тех или иных исторических событий наблюдаются
непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность
людей в результатах изучения своего прошлого даёт определённые
основания для скептического отношения к истории как к науке,
объективно оценивающей события и законы исторического развития.
Часто можно услышать слова о том, что история используется для
обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая
партия переписывает историю заново, что это “политика, опрокинутая
в прошлое”. Высказывается точка зрения, что прошлое можно
объективно познать, лишь изолировать от современности. Скептики
также утверждают, что в век научно - технической революции история
только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую
точность естественных наук. Наконец в качестве аргумента о
несостоятельности истории как науки приводится мысль о
невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-
за непрезентативности (непредставительности) сохранившихся данных о
реально происходивших событиях.
Нельзя создать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во
все времена. Всестороннее научное исследование материальной и
духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и
проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Всё это
свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее
понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит
задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет
не только нравственную, но и практическую ценность.

Древнейшая история России туманна и загадочна. Время
оставило слишком мало источников, по которым историки и археологи
могли бы восстановить картину столь давнего прошлого. Скупое
повествование летописи, которое становится более или менее
связанным и обрастает подробностями только с середины XI в.;
отрывочные и противоречивые рассказы иностранных путешественников;
краткие своды законов; величественные храмы, многократно
перестраивавшиеся на протяжении более поздних столетий; черепки
сосудов, бусины, монеты, печати и прочие предметы, извлекаемые
археологами из-под земли, - вот и всё, чем может воспользоваться
учёный, реконструируя восточнославянскую и русскую древность.
Нередко из - за отсутствия необходимых сведений
исследователи восполняют пробелы в истории этого периода,
доверившись собственному воображению.
Картина этих времён очень расплывчата и прослеживается по
источникам чаще приблизительно, чем точно.

2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ.

Как и в жизни каждого человека, в истории государства есть
рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал
русской истории, где тот росток, из которого выросло раскидистое и
могучее “древо государства Российского”? Это поистине вопрос из
вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие
умы исторической науки.

Восточные славяне составляли значительную часть населения
Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время имели
различные названия, но, как утверждает академик Б.А. Рыбаков, к VII
в. получило распространение общее наименование “славяне”.
Среди славянских племён были, как представляется учёным, и
русы (росы). Как считают историки, территорией русов была, видимо,
лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала река Рось,
в бассейне которой росы жили.
Крупными восточно - славянскими племенными группами были
поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи,
половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Историки полагают, что
это были крупные племенные союзы, возглавляемые вождями.
Исследования славянских поселений свидетельствуют о том, что
славяне жили соседскими общинами, характерными для времени
разложения первобытно - общинного строя, зарождения классов,
развития имущественной дифференциации.
В середине 1 тысячелетия основным занятием восточных славян
было земледелие, наиболее развитое на юге (пашенное землевладение).
В лесной полосе пашенное земледелие стало преобладающей формой в
конце 1 тысячелетия.
В первой половине 1 тысячелетия в более развитых южных
областях территории восточных славян начался процесс разложения
первобытно - общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все
основные восточно - славянские племена.
Долгое время славяне не оставляли своих воинственных обычаев
и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной
добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на
соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть
военной добычи славянские князья распределяли между своими
соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов
Одновременно вокруг князей складывались дружины - группы постоянных
боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных
воинов и советников.
Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не
раб) был вооружён и входил в ополчение. Выделение дружин было
существенным этапом в расслоении славянской общины и превращением
власти князя из родоплеменной в государственную.
По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением
плуга и железного сошника, с применением скота как тяговой силы,
возросла производительность труда. Необходимость в коллективном
труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела
хозяйство самостоятельно.
Развивается ремесло, всё большее значение приобретает
торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его
производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда.
В сельской общине начинается процесс социального расслоения,
выделения богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации
соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского
труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым
землевладельцам, “большим” хозяевам (боярам).
Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные
(дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с
населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их
руках оказывалась значительная часть рабов из пленных.
Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников
складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не
только рабов, но и рядовых крестьян - общинников.
В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян -
общинников от князей - военачальников, их дружин, которые
обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно
приносимая военачальниками дань становится обязательной,
превращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые
соседние племена, что также способствовало княжескому обогащению.
Таким образом, социально - экономический строй восточного
славянства во второй половине 1 тысячелетия характеризуется
разложением первобытно - общинного строя, формированием классового
антагонистического общества, превращением родовых органов власти в
органы экономически господствующего класса и наконец появлением
государства.
Но при этом политическая власть наряду с функциями
обслуживания интересов и организации принуждения в части общества,
определённого класса сохраняло и функции так называемых общих дел,
обслуживание интересов всего общества.
В VII в. источники свидетельствуют о существовании трёх
больших политических объединений восточных славян: Куявия, Славия
(в районе озера Ильмень), Артания (предположительно Тмутаракань,
располагавшаяся на Таманском полуострове).

Возникновение государственности у восточных славян было
подготовленно прежде всего внутренними, социально - экономическими
процессами. Но большое значение имели и другие факторы -
необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними
племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение
проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода
противоречий.
Власть вождей племенных союзов (князей) и других
организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно
увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы
для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат
политической власти.
Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей
сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные
отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только
зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и
другие стремились захватить главное богатство - землю.
Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых
народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не
принадлежавшей, а заставляла их плотить подати, превращая в
зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому
собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и
рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились
феодальные.
Вопрос о том, почему разложение первобытно - общинного строя
у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что
первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и
рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию
феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не
изучен.
Ответ на этот вопрос может быть дан лишь на основе
всестороннего исследования конкретно - исторического процесса
развития восточно - славянского общества в период разложения
первобытно - общинного строя, с учётом особенности земледелия -
основного занятия населения - в условиях сурового климата, сложной
географической Среды. Широкое применение труда рабов в земледелии
восточных славян в значительной степени было затруднено из - за
краткости сезона сельскохозяйственных работ и дорогостоящего
содержания рабов в осенне - зимние месяцы. В то же время развитие
производительных сил позволяло, сохранив крестьянину его
собственное хозяйство, получать от него доход (используя
внеэкономическое принуждение). Интересно отметить, что и рабов
зачастую наделяли землёй хозяйством и превращали, по существу, в
крепостных крестьян.
Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой
эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии
рабовладельческую формацию.
О политическом строе первых восточно - славянских государств
можно лишь делать предположения, основанные на археологических
данных, сведениях историков древности, документах более позднего
времени. Во главе государств восточных славян, видимо, стояли
князья, опиравшиеся на дружины, представителей прежней
родоплеменной знати, собрания горожан - вече.

3. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое
крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование
этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и
обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между
существовавшими государственными образованиями отдельных славянских
племён.
Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя
торговля (известный водный торговый путь “из варяг в греки”),
сложные политические отношения с Византией, а также необходимость
борьбы против половцев - кочевников, хазар и других племён
нападавших на других славян. Всё это требовало создания
объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.
Важным фактором, слимулировавшим объединение, была
определенная этническая общность славян, сходство языческих
верований.
Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь,
имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и
сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой
классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В
Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы
государственной власти произошел раньше нежели в других славянских
землях. Киевский князь, собирая дань (полюдие) с обширных земель,
многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину,
наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы
власти могли играть роль центрального управления, оказывать
определённое содействие местным князьям. Складывание крупного
Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во
второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших
славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия).
Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя
титуловать) подчинились все основные восточно - славянские земли.
Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в.,
просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию
с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам
населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до
устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.
Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы,
имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со
многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с
Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым
русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в
Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и
Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов,
уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.
Объединение восточных славян в единое государство обеспечило
дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и
помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое
значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского,
белорусского), так как была первой ступенью в истории
государственности их общего предка - древнерусской народности.
Древнерусское государство способствовало дальнейшему
развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов -
землевладельцев, угнетению феодально - зависимого населения.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как
раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь
киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление
страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных
тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён,
возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым
государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с
защитой его границ: отражение набегов кочевников -печенегов, борьба
с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.
Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю
политику киевских великих князей.
С 862 г. Рюрик утвердился в Новгороде. По традиции с этого
времени ведут начало русской государственности.
По данным летописи, в 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего
сына Игоря, а власть перешла е его родственнику Олегу.
Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных
феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной
зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти
киевские великие князья постарались заменить местных князей своими
ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.
Великий князь являлся старшим по отношению к местным князям.
Он владел самым большим и сильным княжеством. Во главе
Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе
существования Древнерусского государства его функции заключались
главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в
сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя
усложнилась - всё большее значение приобретала деятельность в
области управления: назначение местной администрации, княжеских
агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство
внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных
повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных
пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов.
Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на
совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко
определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие
вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

4. НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Вокруг этого летописного исторического предания издавна
ведутся споры. Известия летописца стали основанием для
возникновения в XVIII в. “норманской теории”, согласно которой
государство у славян создали норманны - скандинавские викинги,
которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории
подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы
создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного
монархически. Норманская теория имела особое политическое значение
для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье
немцев в государственном аппарате России.
Зарубежные историки - норманисты также подчёркивали, что
славяне до прихода варягов жили “зверинским образом” (как сказано в
летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность,
неспособность к историческому творчеству. Патриотически настроенные
отечественные учёные в противовес норманистам пытались иногда
полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их
участие в создании древнерусской госудасртвенности. Ряд историков,
считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу
Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные
племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена
находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнавши
варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих условиях
собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями:
“Земля наша наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да
поидите княжить и володеть нами”. Власть над Новгородом и
окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей,
старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало
княжеской династии.
Впервые норманская теория была сформулирована немецкими
учёными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашёнными для работы в
Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В.
Ломоносов.

Попытаемся, как говорили древние историки, “без гнева и
пристрастия” разобраться в этом вопросе. Какова историческая
достоверность летописного сказания?
Учёные уже доказали вымышленность двух братьев - Синеуса и
Трувора, родственников Рюрика. Однако сам Рюрик является, по мнению
большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае в
скандинавских источниках упомянут конунг (правитель) с таким
именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда,
по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов
как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит
как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей
- беспристрастной - силы по отношению к борющимся за власть
группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги
были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты
земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже
наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как
правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их
участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные
взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов
сколько - нибудь заметного влияния варягов на экономические и
социально - политические институты славян, а также на их язык и
культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а
служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество.
Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико.
Не обнаружено и каких - либо данных о колонизации Руси варягами.
Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для
древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о
призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства,
об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.
Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира - их летопись
именует “мужами”, приближёнными Рюрика. Некоторые исследователи
считают их потомками основателя Киева - князя Кия, представителями
местной “полянской” княжеской династии. Однако их имена, как и
имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское
происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар).
Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские
имена. Но первоначально иноземная аристократическая верхушка,
правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами -
племенными старейшинами, местными “светлыми и пресветлыми
князьями”. Одновременно происходила быстрая славянизация
скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами
скандинавской по происхождению династии русских князей является
чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика - Святослав. А имена
последующих великих князей киевские - почти все славянские.
Важные сведения по этому вопросу дала археология. Изучены
так называемые “дружинные курганы”, содержащие богатые погребения
древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погребальный
обряд (сожжение покойника в ладье, со строго определённым набором
украшений и оружия) постепенно изменялся под влиянием славянских
обычаев. Данные археологические исследования позволяют утверждать,
что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской
культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X - первой
половине XI вв. процесс славянизации скандинавов в основном
завершился.
Учёные спорят о том, каково происхождение названия “Русь”.
Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось
(приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами -
земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово
“Русь” - не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано
от названия южного берега Швеции - “Руслаген”.
В истории достаточно примеров, когда основателями правящих
династий становились иноземцы. Так что варягом или славянином был
первый князь - вопрос важный, но не первостепенный.
Славяне и скандинавы находились в VIII - IX вв. примерно на
одном уровне социа

Новинки рефератов ::

Реферат: Организация работы Конституционного Суда РФ и его правовой статус на современном этапе развития общества (Право)


Реферат: Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма (Философия)


Реферат: Иоганн Себастьян Бах (Музыка)


Реферат: Великая самодержица всероссийская (История)


Реферат: Cельское хозяйство (Ботаника)


Реферат: Национально-освободительное движение на Украине в 1-ой половине XIX века (История)


Реферат: Профессиональная компетентность и культура педагога (Педагогика)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Учет поступления и выбытия основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Волков Валентин Викторович (Искусство и культура)


Реферат: Основные понятия логики (Логика)


Реферат: Алгебра логики (Программирование)


Реферат: Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива (Психология)


Реферат: Пищеварительный тракт и его основные функции (Биология)


Реферат: Расчет косвенных затрат при калькулировании себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура (Финансы)


Реферат: Ведение социологических исследований в российском обществе (Социология)


Реферат: Контрольная по социальной антропологии (Социология)


Реферат: Детская психика (Психология)


Реферат: Конституція Пилипа Орлика (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист