GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образование древнерусской государственности (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование древнерусской государственности (История)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра: История России и Права



Реферат по истории

Формирование древнерусской
государственности.



работа студента 1 курса: ДЕЙНЕКО Алексея
Александровича
факультета: Радиотехники
группы: РТ-1-99

ПЛАН РЕФЕРАТА:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.– ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНСКИХ
ПЛЕМЕН ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ.– УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ.– НАЛОГИ; ПОВОЗЫ
И ПОЛЮДЬЯ.– СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ С ТОРГОВЫМ ОБОРОТОМ.– ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.– ДОГОВОРЫ И ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ.– ЗНАЧЕНИЕ
ЭТИХ ДОГОВОРОВ И СНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ РУССКОГО ПРАВА.– ВНЕШНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И
ОПАСНОСТИ РУССКОЙ ТОРГОВЛИ.– ОБОРОНА СТЕПНЫХ ГРАНИЦ.– РУССКАЯ ЗЕМЛЯ В
ПОЛОВИНЕ XI В.– НАСЕЛЕНИЕ И ПРЕДЕЛЫ.– ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КИЕВСКОГО.–
КНЯЖЕСКАЯ ДРУЖИНА: ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ К КУПЕЧЕСТВУ
БОЛЬШИХ ГОРОДОВ.– ВАРЯЖСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В СОСТАВЕ ЭТОГО КУПЕЧЕСТВА.–
РАБОВЛАДЕНИЕ, КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОСНОВА СОСЛОВНОГО ДЕЛЕНИЯ.– ВАРЯЖСКИЙ
ЭЛЕМЕНТ В СОСТАВЕ ДРУЖИН.– РАЗНОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА РУСЬ.– ПРЕВРАЩЕНИЕ
ПЛЕМЕН В СОСЛОВИЯ.

Мы старались рассмотреть факт, скрытый в рассказе Начальной летописи о
первых киевских князьях, который можно было бы признать началом Русского
государства. Мы нашли, что сущность этого факта такова: приблизительно к
половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире
русских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границ
страны и ее внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю
киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского
государства. Этот факт надобно относить ко второй половине IX в.: точнее я
не решаюсь обозначить его время.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. Общий интерес, создавший великое
княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его
дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью
первых киевских князей. Читая начальный летописный свод, встречаем ряд
полуисторических и полусказочных преданий, в которых историческая правда
сквозит чрез прозрачную ткань поэтической саги. Эти предания повествуют о
князьях киевских IX и X вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке,
Владимире. Вслушиваясь в эти смутные предания, без особенных критических
усилий можно уловить основные побуждения, которые направляли деятельность
этих князей.
ПОКОРЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА. Киев не мог остаться стольным городом
одного из местных варяжских княжеств: он имел общерусское значение, как
узловой пункт торгово-промышленного движения, и потому стал центром
политического объединения всей земли.
Деятельность Аскольда, по-видимому, ограничивалась ограждением внешней
безопасности Киевской области: из летописи не видно, чтобы он покорил какое-
либо из окольных племен, от которых оборонял своих полян, хотя слова Фотия
о Росе, возгордившемся порабощением окрестных племен, как будто намекают на
это. Первым делом Олега в Киеве летопись выставляет расширение владений,
собирание восточного славянства под своею властью. Летопись ведет это дело
с подозрительной последовательностью, присоединяя к Киеву по одному племени
ежегодно. Олег занял Киев в 882 г.; в 883 г. были покорены древляне, в 884
- северяне, в 885 - радимичи; после того длинный ряд лет оставлен пустым.
Очевидно, это порядок летописных воспоминаний или соображений, а не самых
событий. К началу XI в. все племена восточных славян были приведены под
руку киевского князя; вместе с тем племенные названия появляются все реже,
заменяясь областными по именам главных городов.
Расширяя свои владения, князья киевские устанавливали в подвластных странах
государственный порядок, прежде всего, разумеется, администрацию налогов.
Старые городовые области послужили готовым основанием административного
деления земли. В подчиненных городовых областях по городам Чернигову,
Смоленску и др. князья сажали своих наместников, посадников которыми были
либо их наемные дружинники, либо собственные сыновья и родственники. Эти
наместники имели свои, дружины, особые вооруженные отряды, действовали
довольно независимо, стояли лишь в слабой связи с государственным центром,
с Киевом, были такие же конунги, как и князь киевский, который считался
только старшим между ними и в этом смысле назывался "великим князем
русским" в отличие от князей местных, наместников.
Для увеличения важности киевского князя и эти наместники его в
дипломатических документах величались "великими князьями". Так, по
предварительному договору с греками 907 г. Олег потребовал "укладов" на
русские города Киев, Чернигов, Переславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие
города, "по тем бо городом седяху великии князя, под Ольгом суще". Это были
еще варяжские княжества, только союзные с киевским: князь сохранял тогда
прежнее, военно-дружинное значение, не успев еще получить значения
династического. Генеалогическое пререкание, какое затеял под Киевом Олег,
упрекая Аскольда и Дира за то, что они княжили в Киеве, не будучи князьями,
"ни рода княжа", - притязание Олега, предупреждавшее ход событий, а еще
вероятнее - такое же домышление самого составителя летописного свода.
Некоторые из наместников, покорив то или другое племя, получали его от
киевского князя в управление с правом собирать с него дань в свою пользу,
подобно тому как на Западе в IX в. датские викинги, захватив ту или другую
приморскую область Империи Карла Великого, получали ее от франкских королей
в лен, т. е. в кормление. Игорев воевода Свенельд, победив славянское племя
улучей, обитавшее по нижнему Днепру, получал в свою пользу дань не только с
этого племени, но и с древлян, так что его дружина, отроки, жила богаче
дружины самого Игоря.
НАЛОГИ. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Олег,
как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных
племен. Ольга объезжала подвластные земли и также вводила "уставы и оброки,
дани и погосты", т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и
устанавливала податные оклады. Дань обыкновенно платили натурою,
преимущественно мехами, "скорою". Впрочем, из летописи узнаем, что
неторговые радимичи и вятичи в IX и X вв. платили дань хазарам, а потом
киевским князьям "по шлягу от рала", с плуга или сохи. Под шлягами надобно
разуметь, вероятно, всякие иноземные металлические деньги, обращавшиеся
тогда на Руси, преимущественно серебряные арабские диргемы, которые путем
торговли в изобилии приливали тогда на Русь. Дань получалась двумя
способами: либо подвластные племена привозили ее в Киев, либо князья сами
ездили за нею по племенам. Первый способ сбора дани назывался навозом,
второй - полюдьем. Полюдье - это административно-финансовая поездка князя
по подвластным племенам.
Император Константин Багрянородный в своем сочинении О народах, писанном в
половине X в., рисует изобразительную картину полюдья современного ему
русского князя. Как только наступал месяц ноябрь, русские князья "со всею
Русью", т. е. с дружиной, выходили из Киева, в городки, т. е. на полюдье, о
котором ему говорили его славяно-русские рассказчики и которое он по
созвучию приурочил к этому греческому слову. Князья отправлялись в
славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян,
плативших дань Руси, и кормились там в течение всей зимы, а в апреле
месяце, когда проходил лед на Днепре, спускались опять к Киеву. Между тем
как князья с Русью блуждали по подвластным землям, славяне, платившие дань
Руси, в продолжение зимы рубили деревья, делали из них лодки-однодеревки и
весной, когда вскрывались реки, Днепром и его притоками сплавляли к Киеву,
вытаскивали на берег и продавали Руси, когда она по полой воде возвращалась
с полюдья. Оснастив и нагрузив купленные лодки, Русь в июне спускала их по
Днепру к Витичеву, где поджидала несколько дней, пока по тому же Днепру
собирались купеческие лодки из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова,
Вышгорода. Потом все направлялись вниз по Днепру к морю в Константинополь.
Читая этот рассказ императора, легко понять, какими товарами грузила Русь
свои торговые караваны лодок, сплавлявшихся летом к Царьграду: это была
дань натурой, собранная князем и его дружиной во время зимнего объезда,
произведения лесных промыслов, меха, мед, воск. К этим товарам
присоединялась челядь, добыча завоевательной дружины. Почти весь X в.
продолжалось покорение славянских и соседних финских племен из Киева,
сопровождавшееся обращением массы побежденных в рабство. Араб Ибн-Даста,
писавший в первой половине этого века, говорит о Руси, что она производит
набеги на славян, подъезжает к ним на кораблях, высаживается, забирает
обывателей в плен и продает другим народам. У византийца Льва Диакона
встречаем очень редкое известие, что император Цимисхий по договору со
Святославом дозволил Руси привозить в Грецию хлеб на продажу. Главными
торговцами были киевское правительство, князь и его "мужи", бояре. К
торговому каравану княжескому и боярскому примыкали лодки и простых купцов,
чтобы под прикрытием княжеского конвоя дойти до Царьграда. В договоре Игоря
с греками читаем, между прочим, что великий князь русский и его бояре
ежегодно могут посылать к великим царям греческим столько кораблей, сколько
захотят, с послами и с гостями, т. е. со своими собственными приказчиками и
с вольными русскими купцами. Этот рассказ византийского императора наглядно
указывает нам на тесную связь между ежегодным оборотом политической и
экономической жизни Руси. Дань, которую собирал киевский князь как
правитель, составляла в то же время и материал его торговых оборотов: став
государем, как конунг, он, как варяг, не переставал еще быть вооруженным
купцом. Данью он, делился со своею дружиной, которая служила ему орудием
управления, составляла правительственный класс. Этот класс действовал как
главный рычаг, в том и в другом обороте, и политическом и экономическом:
зимою он правил, ходил по людям, побирался, а летом торговал тем, что
собирал в продолжение зимы. В том же рассказе Константина живо
обрисовывается и централизующее значение Киева, как средоточия политической
и хозяйственной жизни Русской земли. Русь, правительственный класс с князем
во главе, своими заморскими торговыми оборотами поддерживала в славянском
населении всего Днепровского бассейна судовой промысел, находивший себе
сбыт на весенней ярмарке однодеревок под Киевом, и каждую весну стягивала
сюда же из разных углов страны по греко-варяжскому пути купеческие лодки с
товарами лесных зверогонов и бортников. Таким сложным экономическим
круговоротом серебряный арабский диргем или золотая застежка византийской
работы попадали из Багдада или Царьграда на берега Оки или Вазузы, где их и
находят археологи.
СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ С ТОРГОВЛЕЙ. Так устроялась внутренняя политическая
жизнь в Киевском княжестве IX и X вв. Легко заметить основной экономический
интерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявший отдаленные и
разрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питала
внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнюю
деятельность первых киевских князей. Деятельность эта была направлена к
двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и
охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.
Самым видным явлением во внешней истории Руси до половины XI в., по
Начальной летописи, были военные походы киевских князей на Царьград. До
смерти Ярослава их можно насчитать шесть, если не считать похода Владимира
на византийскую колонию Херсонес Таврический в 988 г.: Аскольдов, который
приурочивали к 865 г., а теперь относят к 860 г., Олегов 907 г., два
Ягоревых - 941 и 944 г., второй болгарский поход Святослава 971 г.,
превратившийся в войну с греками, и, наконец, поход Ярослава сына Владимира
1043 г.
Достаточно знать причину первого и последнего из этих походов, чтобы понять
главное побуждение, которое их вызывало. При Аскольде Русь напала на
Царьград, раздраженная, по словам патриарха Фотия, умерщвлением своих
земляков, очевидно, русских купцов, после того как византийское
правительство отказало в удовлетворении за эту обиду, расторгнув тем свой
договор с Русью. В 1043 г. Ярослав послал на греков своего сына с флотом,
потому что в Константинополе избили русских купцов и одного из них убили.
Итак, византийские походы вызывались, большею частью, стремлением Руси
поддержать или восстановить порывавшиеся торговые сношения с Византией. Вот
почему они оканчивались обыкновенно торговыми трактатами. Такой торговый
характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X в. Из них
дошли до нас два договора Олега, один Игорев и один краткий договор или
только начало договора Святославова. Договоры составлялись на греческом
языке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятный
Руси. Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в X в.
Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок
ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных
отношений русских в Константинополе к грекам: с этой стороны договоры
отличаются замечательной выработкой юридических норм, особенно
международного права.
ДОГОВОРЫ И ТОРГОВЛЯ С ВИЗАНТИЕЙ. Ежегодно летом русские торговцы
являлись в Царьград на торговый сезон, продолжавшийся 6 месяцев; по
договору Игоря никто из них не имел права оставаться там на зиму. Русские
купцы останавливались в предместье Константинополя у св. Мамы, где
находился некогда монастырь св. Маманта. Со времени того же договора
императорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту с
обозначением числа посланных из Киева кораблей и переписывали имена
прибывших княжеских послов и простых купцов, гостей, "да увемы и мы,-
прибавляют греки от себя в договоре,- оже с миром приходят": это была
предосторожность, чтобы под видом агентов киевского князя не прокрались в
Царьград русские пираты.
Русские послы и гости во все время своего пребывания в Константинополе
пользовались от местного правительства даровым кормом и даровой баней -
знак, что на эти торговые поездки Руси в Константинополе смотрели не как на
частные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзного
киевского двора. По свидетельству Льва Диакона, такое значение русских
торговых экспедиций в Византию было прямо оговорено в трактате Цимисхия со
Святославом, где император обязался принимать приходящих в Царьград для
торговли руссов в качестве союзников, "как искони повелось". Надобно
заметить при этом, что Русь была платной союзницей Византии, обязывалась
договорами за условленную "дань" оказывать грекам некоторые оборонительные
услуги на границах империи. Так, договор Игоря обязывал русского князя не
пускать Черных болгар в Крым "пакостить" в стране Корсунской. Торговые
послы Руси получали в Царьграде свои посольские оклады, а простые купцы
месячину, месячный корм, который им раздавался в известном порядке по
старшинству русских городов, сначала киевским, потом черниговским,
переяславским и из прочих городов. Греки побаивались Руси, даже приходившей
с законным видом: купцы входили в город со своими товарами непременно без
оружия, партиями не больше 50 человек, одними воротами, с императорским
приставом, который наблюдал за правильностью торговых сделок покупателей с
продавцами; в договоре Игоря прибавлено: "входяще же Русь в град, да не
творят пакости". По договору Олега русские купцы не платили никакой
пошлины. Торговля была преимущественно меновая: этим можно объяснить
сравнительно малое количество византийской монеты, находимой в старинных
русских кладах и курганах. Меха, мед, воск и челядь Русь меняла на паволоки
(шелковые ткани), золото, вина, овощи. По истечении торгового срока, уходя
домой, Русь получала из греческой казны на дорогу продовольствие и судовые
снасти, якори, канаты, паруса, все, что ей надобилось.
ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ ПРАВА. Такой порядок торговых сношений Руси с
Византией установлен был договорами Олега и Игоря. Разностороннее
культурное значение их для Руси понятно само собою: достаточно припомнить,
что они были главным средством, подготовившим принятие христианства Русью и
именно из Византии.
Но надобно теперь же отметить в них одну сторону, которая могла возыметь
свое действие еще до принятия христианства, - сторону юридическую. Правовые
отношения между русскими и греками в Константинополе определялись,
уголовные и гражданские правонарушения, между ними случавшиеся, разбирались
"по закону греческому и по уставу и по закону русскому". Так возникали
смешанные нормы, комбинированные из двух прав, которые излагались в
договорах. В них иногда трудно различить составные элементы, римско-
византийский и русский, притом русский двойственный, варяжский и
славянский. Договоры сами по себе, как дипломатические документы, лежавшие
в киевском княжеском архиве, не могли оказать прямого действия на русское
право. Они имеют важное научное значение, как древнейшие письменные
памятники, в которых проступают черты этого права, хотя, изучая их, не
всегда можно решить, имеем ли мы перед собою чистую русскую норму или
разбавленную византийской примесью. Но отношения, в которые становилась
Русь, имевшая дела с Константинополем, не могли остаться без влияния на
юридические ее понятия и сами по себе, как не похожие на то, что было на
Днепре или Волхове. В юридическое мышление этих людей иное греко-римское
понятие могло запасть также невзначай, как в некоторые статьи Олегова
договора с греками проскользнула терминология греко-римского права. В
Константинополе на императорской службе состояло немало Руси, и крещеной и
поганой. По одной статье Олегова договора, если кто из таких русских умрет,
не урядив своего имения, не оставив завещания, а "своих не имать", его
имение передается "к малым ближикам в Русь". Свои - это римское sui,
нисходящие, а малые блажит, или просто ближики.
Русь, торговавшая с Византией, была у себя дома господствующим классом,
который обособлялся от туземного славянства сначала иноплеменным
происхождением, а потом, ославянившись, сословными привилегиями. Древнейшие
русские письменные памятники воспроизводят преимущественно право этой
привилегированной Руси и только отчасти, по соприкосновению, туземный,
народный правовой обычай, которого нельзя смешивать с этим правом. Мы
припомним это замечание, когда будем изучать Русскую Правду.
ОХРАНА ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ. Другою заботой киевских князей была поддержка и
охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. С появлением
печенегов в южнорусских степях это стало очень трудным делом. Тот же
император Константин, описывая торговые плавания Руси в Царьград, ярко
рисует затруднения и опасности, какие приходилось ей одолевать на своем
пути.
Собранный пониже Киева под Витичевом караван княжеских, боярских и
купеческих лодок в июне отправлялся в путь. Днепровские пороги представляли
ему первое и самое тяжелое препятствие. Вы знаете, что между
Екатеринославом и Александровском, там, где Днепр делает большой и крутой
изгиб к востоку, он на протяжении 70 верст пересекается отрогами
Авратынских возвышенностей, которые и заставляют его делать этот изгиб.
Отроги эти принимают здесь различные формы; по берегам Днепра рассеяны
огромные скалы в виде отдельных гор; самые берега поднимаются отвесными
утесами высотой до 55 саженей над уровнем воды и сжимают широкую реку;
русло ее загромождается скалистыми островами и перегораживается широкими
грядами камней, выступающих из воды заостренными или закругленными
верхушками. Если такая гряда сплошь загораживает реку от берега до берега,
это - порог', гряды, оставляющие проход судам, называются заборами. Ширина
порогов по течению - до 150 саженей; один тянется даже на 350 саженей.
Скорость течения реки вне порогов - не более 25 саженей в минуту, в порогах
- до 150 саженей. Вода, ударяясь о камни и скалы, несется с шумом и широким
волнением. Значительных порогов теперь считают до десяти, во времена
Константина Багрянородного считалось до семи. Небольшие размеры русских
однодеревок облегчали им прохождение порогов. Мимо одних Русь, высадив
челядь на берег, шестами проталкивала свои лодки, выбирая в реке вблизи
берега места, где было поменьше камней. Перед другими, более опасными, она
высаживала на берег и выдвигала в степь вооруженный отряд для охраны
каравана от поджидавших его печенегов, вытаскивала из реки лодки с товарами
и тащила их волоком или несла на плечах и гнала скованную челядь.
Выбравшись благополучно из порогов и принесши благодарственные жертвы своим
богам, она спускалась в днепровский лиман, отдыхала несколько дней на
острове св. Елевферия (ныне Березань), исправляла судовые снасти, готовясь
к морскому плаванию, и, держась берега, направлялась к устьям Дуная, все
время преследуемая печенегами. Когда волны прибивали лодки к берегу, руссы
высаживались, чтобы защитить товарищей от подстерегавших их
преследователей. Дальнейший путь от устьев Дуная был безопасен.
Читая подробное описание этих царьградских поездок Руси у императора, живо
чувствуешь, как нужна была русской торговле вооруженная охрана при движении
русских купцов к их заморским рынкам. Недаром Константин заканчивает свой
рассказ замечанием, что это - мучительное плавание, исполненное невзгод и
опасностей.
ОБОРОНА СТЕПНЫХ ГРАНИЦ. Но засаривая степные дороги русской торговли,
кочевники беспокоили и степные границы Русской земли. Отсюда третья забота
киевских князей - ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров. С
течением времени это дело становится даже господствующим в деятельности
киевских князей вследствие все усиливавшегося напора степных кочевников.
Олег, по рассказу повести временных лет, как только утвердился в Киеве,
начал города ставить вокруг него. Владимир, став христианином, сказал:
"худо, что мало городов около Киева", и начал строить города по Десне,
Трубежу, Стугне, Суле и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись
боевыми людьми, "мужами лучшими", по выражению летописи, которые
вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую
равнину. С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою
земляными валами и лесными засеками. Так по южным и юго-восточным границам
тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были в X и XI
вв. ряды земляных окопов и сторожевых "застав", городков, чтобы сдерживать
нападения кочевников.
Все княжение Владимира Святого прошло в упорной борьбе с печенегами,
которые раскинулись по обеим сторонам нижнего Днепра восьмью ордами,
делившимися каждая на пять колен. Около половины X в., по свидетельству
Константина Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути
от Руси, т. е. от Киевской области. Если Владимир строил города по р.
Стугне (правый приток Днепра), значит, укрепленная южная степная граница
Киевской земли шла по этой реке на расстоянии не более одного дня пути от
Киева. В начале XI в. встречаем указание на успех борьбы Руси со степью. В
1006-1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно, направляясь к
печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя
Владимира, которого в письме к императору Генриху 11 называет сеньором
Руссов (senior Ruzorum). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к
печенегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сам
погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался
проводить его со своей дружиной (cum exercitu) до границ своей земли,
"которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом
протяжении по причине скитающихся около них неприятелей". В одном месте
князь Владимир провел немцев воротами чрез эту линию укреплений и,
остановившись на сторожевом степном холме, послал сказать им: "вот я довел
вас до места, где кончается моя земля и начинается неприятельская". Весь
этот путь от Киева до укрепленной границы пройден был в два дня. Мы
заметили выше, что в половине X в. линия укреплений по южной границе шла на
расстоянии одного дня пути от Киева. Значит, в продолжение полувековой
упорной борьбы при Владимире Русь успела пробиться в степь на один день
пути, т. е. передвинуть укрепленную границу на линию реки Роси, где
преемник Владимира Ярослав "поча ставити городы, населяя их пленными
ляхами.
Так первые киевские князья продолжали начавшуюся еще до них деятельность
вооруженных торговых городов Руси, поддерживая сношения с приморскими
рынками, охраняя торговые пути и границы Руси от степных ее соседей.
НАСЕЛЕНИЕ И ПРЕДЕЛЫ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В XI в. Описавши деятельность первых
киевских князей, сведем ее результаты, бросим беглый взгляд на состояние
Руси около половины XI в. Своим мечом первые киевские князья очертили
довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев.
Население этой территории было довольно пестрое; в состав его постепенно
вошли не только все восточные славянские племена, но и некоторые из
финских: чудь прибалтийская, весь бело- зерская, меря ростовская и мурома
по нижней Оке. Среди этих инородческих племен рано появились русские
города. Так среди прибалтийской чуди при Ярославе возник Юрьев (Дерпт),
названный так по христианскому имени Ярослава; еще раньше являются
правительственные русские средоточия среди финских племен на востоке, среди
муромы, мори и веси, Муром, Ростов и Белозерск. Ярослав построил еще на
берегу Волги город, названный по его княжескому имени Ярославлем. Русская
территория таким образом простиралась от Ладожского озера до устьев реки
Роси, правого притока Днепра, и Ворсклы, или Псла, левых притоков; с
востока на запад она шла от устья Клязьмы, на которой при Владимире
Мономахе возник город Владимир (Залесский), до области верховьев Западного
Бута, где еще раньше, при Владимире Святом, возник другой город Владимир
(Волынский). Страна древних хорватов Галиция была в X и XI вв. спорным
краем, переходившим между Польшей и Русью из рук в руки. Нижнее течение
реки Оки, которая была восточной границею Руси, и низовья южных рек Днепра,
Восточного Буга и Днестра находились, по-видимому, вне власти киевского
князя. В стороне Русь удерживала еще за собой старую колонию Тмуторокань,
связь с которой поддерживалась водными путями по левым притокам Днепра и
рекам Азовского моря.
ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА. Разноплеменное население, занимавшее всю эту
территорию, вошло в состав великого княжества Киевского, или Русского
государства. Но это Русское государство еще не было государством русского
народа, потому что еще не существовало самого этого народа: к половине XI
в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и
трудным процессом выработается русская народность. Все эти разноплеменные
элементы пока были соединены чисто механически; связь нравственная,
христианство распространялось медленно и не успело еще захватить даже всех
славянских племен Русской земли: так, вятичи не были христианами еще в
начале XII в.
Главной механической связью частей населения Русской земли была княжеская
администрация с ее посадниками, данями и пошлинами. Во главе этой
администрации стоял великий князь киевский. Нам уже известен характер его
власти, как и ее происхождение: он вышел из среды тех варяжских викингов,
вождей военно-промышленных компаний, которые стали появляться на Руси в IX
в.; это был первоначально наемный вооруженный сторож Руси и ее торговли, ее
степных торговых путей и заморских рынков, за что он получал корм с
населения. Завоевания и столкновения с чуждыми политическими формами клали
заимствованные черты на власть этих наемных военных сторожей и осложняли
ее, сообщая ей характер верховной государственной власти: так, в X в. наши
князья под хазарским влиянием любили величаться "каганами". Из слов Ибн-
Дасты видно, что в первой половине X в. обычным названием русского князя
было "хакан-рус", русский каган. Русский митрополит Иларион, писавший в
половине XI в., в похвальном слове Владимиру Святому дает даже этому князю
хазарский титул кагана.
Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических
понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило
византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только
защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего
общественного порядка. Тот же митрополит Иларион пишет, что князь Владимир
"часто с великим смирением советовался с отцами своими епископами о том,
как уставить закон среди людей, недавно познавших Господа". И рассказ
начального летописного свода выводит Владимира в совете с епископами,
которые внушают ему мысль о необходимости князю казнить разбойников, потому
что он поставлен от Бога казнить злых и миловать добрых.
ДРУЖИНА. Теперь бросим взгляд на состав русского общества, которым
правил великий князь киевский. Высшим классом этого общества, с которым
князь делил труды управления и защиты земли, была княжеская дружина. Она
делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей, или бояр,
вторая из детских, или отроков; древнейшее собирательное название младшей
дружины гридь или гридьба (скандинавское grid - дворовая прислуга)
заменилось потом словом двор или слуги. Эта дружина вместе со своим князем
вышла, как мы знаем, из среды вооруженного купечества больших городов. В XI
в. она еще не отличалась от этого купечества резкими чертами ни
политическими, ни экономическими. Дружина княжества составляла, собственно,
военный класс; но и большие торговые города были устроены по-военному,
образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей,
которая подразделялась на сотни и десятки (батальоны и роты). Тысячей
командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий,
сотнями и десятками также выборные сотские и десятские. Эти выборные
командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему
области, военно-правитель-ственную старшину, которая называется в летописи
"старцами градскими". Городовые полки, точнее говоря, вооруженные города
принимали постоянное участие в походах князя наравне с его дружиной. С
другой стороны, дружина служила князю орудием управления: члены старшей
дружины, бояре, составляли думу князя, его государственный совет. "Бо
Володимир,- говорит о нем летопись,- любя дружину и с ними думая о строи
земленем, и о ратех, и о уставе земленем". Но в этой дружинной или боярской
думе сидели и "старцы градские", т. е. выборные военные власти города
Киева, может быть, и других городов, тысяцкие и сотские. Так самый вопрос о
принятии христианства был решен князем по совету с боярами и "старцами
градскими". Эти старцы, или старейшины городские, являются об руку с
князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных
торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.
На княжий пир по случаю освящения церкви в Василеве в 996 г. званы были
вместе с боярами и посадниками и "старейшины по всем градом". Точно так же
по распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве положено было
приходить боярам, гриди, сотским, десятским и всем нарочитым мужам. Но
составляя военно-прави-тельственный класс, княжеская дружина в то же время
оставалась еще во главе русского кузнечества, из которого выделилась,
принимала деятельное участие в заморской торговле. Это русское купечество
около половины X в. далеко еще не было славянорусским.
ВАРЯЖСКИЙ ЭЛЕМЕНТ. Договор Игоря с греками заключили в 945 г. послы от
киевского правительства и гости, купцы, которые вели торговые дела с
Византией. Те и другие говорят о себе в договоре: "мы от рода русского ели
и гостье". Все это были варяги. В перечне 25 послов нет ни одного
славянского имени; из 25 или 26 купцов только одного или двоих можно
признать славянами. Указывая на близость тогдашнего русского купечества к
киевскому правительству, призвавшему купцов к участию в таком важном
дипломатическом акте, договор вскрывает и роль варягов в заморской русской
торговле того времени: как люди бывалые и привычные к морю, варяги,
входившие в состав туземного купечества, служили его комиссионерами,
посредниками между ним и заморскими рынками. Сторонним наблюдателям оба
класса, княжеская дружина и городское купечество, представлялись одним
общественным слоем, который носил общее название Руси и, по замечанию
восточных писателей X в., занимался исключительно войной и торговлей, не
имел ни деревень, ни пашен, т. е. не успел еще сделаться землевладельческим
классом. Следы землевладения у служивых людей появляются в памятниках не
ранее XI столетия; оно и провело экономическую и юридическую грань между
княжеской дружиной и городовым купечеством, но уже несколько позднее: в
более раннее время, может быть, и городские купцы бывали землевладельцами,
как это видим потом в Новгороде и Пскове. В Русской Правде сословное
деление основывается на отношении лиц к князю, как верховному правителю.
Княж муж, боярин, приобретая землю, становился привилегированным
землевладельцем, как привилегированный слуга князя.
РАБОВЛАДЕНИЕ. Но первоначальным основанием сословного деления русского
общества, может быть, еще до князей, служило, по-видимо-му, рабовладение. В
некоторых статьях Русской Правды упоминается привилегированный класс,
носящий древнее название огнищан, которое в других статьях заменено более
поздним термином княжи мужи, убийство огнищанина, как и княжа мужа,
оплачивается двойною вирой. В древних памятниках славяно-русской
письменности слово огнище является со значением челяди; следовательно,
огнищане были рабовладельцы. Можно думать, что так назывался до князей
высший класс населения в больших торговых городах Руси, торговавший
преимущественно рабами. Но если княжеская дружина в XI в. еще не успела
резко обособиться от городского купечества ни политически, ни экономически,
то можно заметить между ними различие племенное. Княжеская дружина
принимала в свой состав и туземные силы, преимущественно из городской
военно-правительственной старшины. Но по спискам киевских послов,
заключавших договоры с греками в X в., можно видеть, что решительное
большинство в тогдашнем составе княжеской дружины принадлежало
"находникам", как их называет летопись, заморским варягам. По-видимому,
варяжский элемент преобладал в составе дружины еще и в XI в. Русское
общество того времени привыкло считать русского боярина варягом. Есть
любопытный памятник, относящийся к первым временам христианства на Руси:
это слова на святую Четыредесятницу с предшествующими ей неделями. В одном
из этих несомненно русских произведений, в слове на неделю мытаря и
фарисея, следовательно, на тему о смирении, мы встречаем одно любопытное
указание проповедника. Внушая знати не кичиться своей знатностью,
проповедник говорит: "не хвались родом ты, благородный, не говори: отец у
меня боярин, а мученики Христовы братья мне". Это намек на христиан-
варягов, отца с сыном, пострадавших от киевских язычников при князе
Владимире в 983 г. Значит, русскому обществу XI в. боярин русский
представлялся непременно родичем, земляком киевских мучеников-варягов, хотя
в X и в начале XI в. известно по летописи немало княжих мужей из туземцев
славян. Слово писано, когда совершалось племенное обновление княжеской
дружины, но еще не успели соответственно измениться привычные социальные
представления.
СЛОВО РУСЬ. Княжеская дружина, служа орудием администрации в руках
киевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместе
с ним специальное название Руси, До сих пор не объяснено удовлетворительно
ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого
загадочного слова. По предположению автора древней Повести о Русской земле,
первоначальное значение его было племенное: так называлось то варяжское
племя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получило
сословное значение: Русью в X в., по Константину Багрянородному и арабским
писателям, назывался высший класс русского общества, преимущественно
княжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов. Позднее
Русь, или Русская земля, - выражение, впервые появляющееся в Игоревом
договоре 945 г., - получило географическое значение: так называлась
преимущественно Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги
("поляне, яже ныне зовомая Русь", по выражению Начальной летописи).
Наконец, в XI-XII вв., когда Русь, как племя, слилась с туземными
славянами, оба эти термина Русь и Русская земля, не теряя географического
значения, являются со значением политическим: так стала называться вся
территория, подвластная русским князьям, со всем христианским славяно-
русским ее населением.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЛЕМЕН В СОСЛОВИЯ. Но в X в. от смешанного высшего класса,
называвшегося Русью, военного и промышленного, в значительном количестве
пришлого, еще резко отличалось туземное низшее население, славянское
простонародье, платившее дань Руси. Скоро и это простонародье обозначится в
наших памятниках не как туземная масса, платящая дань пришлым
иноплеменникам, а в виде низших классов русского общества, отличающихся
правами и обязанностями от верхних слоев того же единоплеменного им
русского общества. Так и в нашей истории вы наблюдаете процесс превращения
в сословия племен, сведенных судьбой для совместной жизни в одном
государственном союзе, с преобладанием одного племени над другими. Можно
теперь же отметить особенность, отличавшую наш процесс от параллельных ему,
известных вам из истории Западной Европы: у нас пришлое господствующее
племя, прежде чем превратиться в сословие, сильно разбавлялось туземной
примесью. Это лишало общественный склад рельефных сословных очертаний, зато
смягчало социальный антагонизм. В таких чертах представляется нам состояние
Русской земли около половины XI в. С этого времени до исхода XII в., т. е.
до конца первого периода нашей истории, политический и гражданский порядок,
основания которого были положены старыми волостными городами и потом
первыми киевскими князьями, получает дальнейшее развитие. Переходим к
изучению явлений, в которых обнаружилось это развитие, и прежде всего
изучим факты политические, т. е. порядок княжеского владения,
установившийся на Руси по смерти Ярослава.



Список литературы:
1. Н. М. Карамзин. Предания веков. Москва, 1988
2. Б. Рыбаков “...Кто в Киеве нача первее княжити...” Наука и жизнь, №4,
1982
3. История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 1996
4. А. Мельникова. Клады земли русской. Наука и жизнь, №9, 1979
5. Ключевский В.О. ‘Курс лекций по русской истории’,собр. сочинений,
Москва, 1979.(Том №3)




Реферат на тему: Образование единого российского государства

Южно-Сахалинский институт Московского
Государственного Университета Коммерции



Контрольная работа № 1



По предмету: История России.
Тема: Образование единого российского государства



Выполнил студент I курса
специальность «Бухучет и аудит»
(заочного отделения) 1.605(ускор.)

Преподаватель: .......................
Проверил: .......................



г. Южно-Сахалинск
2000 год


План.
1.Введение.

2. Факторы, повлиявшие на складывание единого государства .

3. Периодизация.

4. Первый этап становления единого государства .

5. Второй этап становления единого государства.

Третий этап становления единого государства.

7. Внешнеполитические условия складывания московского
государства.

Борьба с внешней агрессией в конце XIV - начале XV в.

Формирование органов государственного управления.

Заключение.

11. Литература.



Введение.

Объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному
изменению политического значения этого города и великих московских князей.
Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе
обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства
создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для
отпора внешним врачом. Включение в состав единого государства ряда
нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей
с более высокой по своему уровню экономической и культурой России.

Факторы, повлиявшие на складывание
единого государства .

Территориальный фактор.
В сравнении с Тверским Московское княжество занимало более
выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям.
Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве
значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями.
Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Московские
ремесленники приобрели известность как искусные мастера литейного ,
кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое
крещение русская артиллерия.
Торговые связи московских купцов «сурожан» и « суконников»
протянулись далеко за пределы русских земель. Прикрытые с северо-запада
от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды
другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени
подвергалось внезапным разорительным набегам золото -ордынцев. Это
позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать
постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, что6ы
выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и
освободительной борьбы. Географическое положение Московского княжества
предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской
народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой
московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими
землями и обусловило в конечном счете победу Москвы за роль руководителя и
политического центра формирования единого Русского государства.

Экономический фактор
С начала IV в. дробление русских земель прекращается, уступив место их
объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических
связей между русскими землями, что было следствием общего экономического
развития страны.
В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства.
Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все
большим распространением пашенной системы ,которая требует постоянной
обработки земли Поскольку крестьянин всегда имеет дело только с одним
участком, который отдыхает от посева лишь через год ( двухпольная
система) или через два (трехполье), то возникает необходимость в удобрении
полей. Все это требует более совершенных орудий производства.
Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не столько развитием
орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения
новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в
земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на
сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях
обусловливает необходимое развитие ремесла.
В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от
сельского хозяйства, н что влечет за собой необходимость обмена между
крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот
обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно
усиливается. На базе обмена создаются местные рынки. Естественное
разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их
природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей
Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней
торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения
русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом
были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники.
Укрепление экономических связей требовало и политического
объединения русских земель. Однако в отличии от Запада, где данный фактор
был решающим, здесь он таковым не был (единый всероссийский рынок сложился
лишь в XVII веке).


Политический фактор.

Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было
обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления
крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший
прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян.
Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически
закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их.
Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства,
приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их
имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только
светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы
выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные
масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от
помещиков земли. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать
в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть
решена только мощным централизованным государством, способным выполнять
главную функцию эксплуататорского государства - подавление сопротивления
эксплуатируемых масс.

Указанные две причины играли ведущую роль в объединении Руси. Без
них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь
значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное
развитие страны в XIV -XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию
централизованного государства. Хотя экономические связи в данный период и
достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки,
глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одна
из отличий образования Русского централизованного государства от
аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные
государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На
Руси же в XIV XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении
капитализма, буржуазных отношений. То же следует сказать о развитии
классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в
данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она уже
имела на Западе или в более позднее время в России (крестьянская война под
руководством Болотникова, Разина в XVII в.). Даже для начала XVI в.
характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление
классовых противоречий.

Идеологический фактор.
Русская церковь была носителем национально - православной
идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.
Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду
христианской церкви, для этого русскому обществу должно было укрепить свои
нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь Сергий. Он строит троичный
храм ,видя в нём призыв к единству земли Русской, во имя высшей
реальности. В религиозной оболочке своеобразную форму протеста
представляли еретические течения. На церковном соборе 1490 году еретики
были прокляты и отлучены от церкви. Они связывали свои идеи с задачами
централизации. Еретики выступают против церковного землевладения,
существования сословия церковнослужителей и монашества. Тесный союз церкви
с государством - такова главная цель, поставленная иосифлянами.
Воззрения «не стяжателей» были во всём противоположны взглядам Иосифа.
Они требовали строгого разделения церкви и государства, их взаимной
независимости. Таким образом, историки уделяет большое внимание развитию
религиозной идеологии, в рамках которой формируется теория «Москва
-Третий Рим», которая обеспечивала компромисс царской власти и церкви,
указывая на то, что развитие этой теории шло в условиях острой идейной
борьбы внутри самой церкви между иосифлянами и не стяжателями. Последнее
наиболее активно использовали эту концепцию для упрочения материального и
политического могущества церкви.
В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве
нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в
Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во
Владимир на Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени
посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье
в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308).
Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой.
Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве
митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя
Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен
Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност
уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье
в Москве.


Личностный фактор.
Историки замечают, что все московские князья до Ивана III, как две
капли воды, похожи друг на друга. В их деятельности заметны некоторые
индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой
московских князей, можно уловить в их обликах только типические фамильные
черты. Прежде всего Даниловичи отличаются замечательной устойчивой
посредственностью не выше и не ниже среднего уровня. Даниловичи - это
князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и
нравственного величия.
Основателем династии московских князей был младший сын Александра
Невского Даниил. При нем начался быстрый рост Московского княжества. В
1301г. Даниил Александрович захватил у рязанских князей Коломну, а в 1302
г. к нему перешло по завещания бездетного переяславского князя,
враждовавшего с Тверью, Переяславльское княжество. В 1303 г. был
присоединен входивший в состав Смоленского княжества Можайск, в результате
чего Москва-река, бывшая тогда важным торговым путем, оказалась от истока
до устья в пределах Московского княжества. За три года Московское
княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из крупнейших и сильнейших
княжеств в Северо-восточной Руси, и московский князь Юрий Даниилович
счел себя достаточно сильным, чтобы вступить в борьбу за великое княжение
Владимирское. Михаил Ярославич тверской, получивший в 1304 г. ярлык на
великое княжение, стремился к полновластному правлению во «всей Руси»,
подчинению силой Новгорода и других русских земель. Его поддерживала,
церковь и ее глава митрополит Максим, перенесший в 1299 г. свою резиденцию
из разоренного Киева во Владимир. Попытка Михаила Ярославича отобрать у
Юрия Данииловича Переяславль привела к затяжной и кровопролитной борьбе
Твери с Москвой, в которой уже решался вопрос не столько о Переяславле,
сколько о политическом главенстве на Руси. В 1318 г. по проискам Юрия
Данииловича, Михаил Ярославич был убит в Орде, и ярлык на великое княжение
передан московскому князю. Однако в 1325 г. Юрий Даниилович был убит в Орде
одним из сыновей Михаила Ярославича, отомстившим за смерть отца, и ярлык
на великое княжение вновь оказался в руках тверских князей. В княжение
Калиты Московское княжество окончательно определилось как крупнейшее
и сильнейшее в Северо-восточной Руси. Со времен Калиты складывается тесный
союз московской великокняжеской власти с церковью, сыгравшей большую роль
в образовании централизованного государства. Союзник Калиты митрополит
Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву (1326г.), ставшую
церковным центром всей Руси, что еще более укрепило политические позиции
московских князей.
В отношениях с Ордой Калита продолжал намеченную еще Александром
Невским линию внешнего соблюдения вассальской покорности ханам, исправной
выплаты дани, чтобы не дать им поводов для новых вторжений на Русь,
которые в его княжение почти полностью прекратились. Русские земли получили
необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики,
накопления сил для предстоящей борьбы за свержение ига. Сбор дани со
всей русской земли, производимой Калитой со всей жестокостью и
неумолимостью, способствовал сосредоточению в руках московского князя
значительных средств, давал ему возможность оказывать политическое
давление на Новгород и другие русские земли. Калита смог, не прибегая к
оружию, расширить территорию своих владений за счет «купель» - получая у
хана за богатые дары ярлыки на отдельные земли (Галич, Углич,
Белоозеро). В княжение Калиты была заложена основа могущества Москвы. Сын
Калиты князь Семен Иванович (1340-1353) уже претендовал на титул
«великого князя всея Руси» и за свое высокомерие получил прозвище
«Гордого». укрепление Москвы.

Достигнутое Москвой в княжение Калиты значительное превосходство в
материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367г.
Каменного Кремля, усилившего военно-оборонительный потенциал Московского
княжества. В условиях возобновившихся вторжений татар и наступления
литовских феодалов на русские земли Московское княжество становилось
оплотом борьбы с захватчиками. Правители вступивших в соперничество с
Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были
вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы, проводить
антинациональную политику союза с враждебными Руси внешними силами,
обрекая тем самым себя на политическую изоляцию в своей стране и в итоге на
поражение в борьбе а Москвой. Борьба с ними московских князей приобретала
характер составной части национально-освободительной борьбы и получила
поддержку основной массы господствующего класса феодалов, жителей городов
и сел, могущественной и влиятельной церкви, всех прогрессивных элементов
тогдашнего общества, заинтересованных в государственном объединении всех
сил страны.



Внешнеполитический фактор.

Фактором, ускорившим централизацию Российского государства явилась
угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед
лицом общего врага. Характерно, что только тогда, когда началось
образование русского централизованного государства, стал возможен
разгром золото ордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось
собрать почти все русские земли и повести их против врага. иго было
свергнуто окончательно.
Образование единого государства является закономерным в истории
страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и
политическим развитием Руси. Не смотря на огромные разрушения хозяйства и
культуры причинённые татарами с конца XIII и начала XIV века стало
восстанавливаться сельское хозяйство,
отстраивались города, оживлялась торговля. Значительные изменения
произошли в основной сфере производства. Земледелие становилось более
производительным. На местах появились богатые скупщики хлеба. Более
медленное развитие производства на Руси обусловлено прежде всего
монгольским игом, разрушившим и затормозившим развитие производительных
сил. Большой помехой нормальному хозяйственном развитию южных районов были
постоянные набеги крымских татар, которые разоряли все и отвлекали
значительные силы Руси.


Периодизация


Летопись выводит Москву в числе новых городков Ростовской земли,
возникших в княжение Юрия Долгорукого. Городок этот впервые является в
летописном рассказе со значением пограничного пункта между северным
Суздальским и южным Чернигово-северским краем. Сюда в 1147 г. Юрий
Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород-северского
Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москову».
Это-первое упоминание о Москве. По-видимому, посёлок был тогда сельской
княжеской усадьбой или, точнее, станционным двором, где суздальский
князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно. В 1156
г., по летописи, князь Юрий Долгорукий « заложи град Москву» пониже устья
Неглинной, т.е. окружил свой москворецкий двор деревянными стенами и
превратил его в город. Москва носила и другое более раннее название -
КУЦКОВА.

В I период (конец .XIII (начало .XIV)-середина .XIV вв.)
протекает два процесса:
1) формирование на северо-восточной Руси крупных феодальных центров

(Тверское, Московское княжества и т.д.);
2) выделение из них сильнейшего - будущего ядра и политического
центра в
формировании централизованного государства.


Во II период (2 пол.XIV-50 гг.XV вв.)

Первый этап завершается тем, что Московское княжество стало
сильнейшим. На базе этого оно в 60-70 гг. XIV в. разгромило своих
основных противников: Тверь, Суздальско-Нижегородское княжество. К этому
времени Московское княжество накопило такое количество людских,
материальных и политических ресурсов, что в борьбе за объединение оно
нуждалось в минимальной поддержке. А его противники вынуждены были
обращаться за помощью во вне. Третьими силами были Орда и Литва. В этот
период Москва стала объединять вокруг себя земли. Присоединение княжеств
означало потерю ими государственного суверенитета. В этот период Москва
встаёт во главе борьбы против татаро-монгольского ига.


В III период (правление Ивана III и частично правление Василия III.)

Продолжается процесс территориального объединения. Этот процесс
связан с бесконечными войнами с Литвой, т.к. русские земли стали
переходить обратно под власть Москвы. В этот период было ликвидировано
татаро-монгольское иго. Начинает формироваться новый государственный
механизм.

Первый этап становления единого государства

(конец .XIII (начало .XIV)-середина .XIV вв.)



Формировании династии.



Основной порядок наследования княжеской власти: воля завещателя как
единственное основание этого порядка, участие в разделе наследства всех
членов семьи князя-завещателя и видимое юридическое безразличие движимого
недвижимого имущества, территориальных владений. При общем стремлении
удельных князей к обособлению и взаимному отчуждению, отцы хотели, чтобы
сыновья чаще встречались в общем фамильном гнезде. Начиная с Калиты и
кончая Иваном III, почти каждый московский князь оставлял после себя
духовную; есть два порядка наследования: по закону или обычаю и по
завещанию.

Первые московские князья

Даниил / 1263-1303/

У Александра Невского было 4 сына. Четвёртый сын Невского, Даниил
остался после отца ребёнком. Ему в удел досталась Москва. Даниил был первый
князь, поднявший значение этого города. Умер Даниил в 1303г.

Юрий Даниилович
Даниил оставил сыновей: Юрия, Ивана, Александра, Бориса и Афанасия. Юрий
и Иван подняли значение Москвы.

Иван Калита / 1325-1340/
Брат Юрия Иван, по прозвищу Калита, оставался долго в тени при старшем
брате, но когда Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород,
Москва оставлена была в полном управлении Ивана; с этих пор он вступает на
историческое поприще. Особенно Москва возвысилась при ИванеI. Он был князь
дальновидный и трудолюбивый. Не смотря на бедность своего удела, он
благодаря своей бережливости стал зажиточнее других князей. Отсюда его
прозвище Калита /мешок с деньгами/.Он назывался первым собирателем Руси.
От своего брата Юрия он получил три города, а своим детям оставил 97
городов и сёл. В 1328 году Иоанн получает от Узбека ярлык на велико
княжение вскоре Узбек позволил Калите собирать «выход» и доставлять в
Орду, благодаря чему русские избавились от баскаков. В московском
княжестве татары в это время не показывались.

Потомки Ивана Калиты.
Семеон Гордый
Правил с 1341 по 1353 года. После него правил его брат Иван Красный
(1353-1359) Оба князя ничем важным не ознаменовали себя в истории.
Дмитрий Донской / 1359-1389/
Преемником Ивана был девятилетний Дмитрий. За малолетнего Дмитрия стояли
московские бояре. В 1359 г. суздальско-нижегородскому князю Дмитрию
Константиновичу удалось завладеть титулом великого князя владимирского.
Завязалась борьба между Дмитрием Константиновичем и группировкой
московского боярства. В 1366 г. Дмитрий Константинович отказался от
притязаний на владимирский престол.

Функционирование династии.

В конце XIV в. внутри московского княжества образовалось несколько
удельных княжеств, выделенных Дмитрием Донским своим младшим
сыновьям. Из них крупнейшим и экономически наиболее развитым было Галицкое
княжество, доставшееся (вместе со Звенигородом) второму сыну Дмитрия
Донского Юрию. После смерти Василия I Юрий начал борьбу со своим
племянником Василием II за великокняжеский престол. Не вс

Новинки рефератов ::

Реферат: Диагностика межличностных отношений Тимоти Лири (Психология)


Реферат: Ислам - религия от истоков до современного мира (Религия)


Реферат: Банкiвська система Украiни (Банковское дело)


Реферат: Внешнеэкономические сделки (Международное частное право)


Реферат: Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ (Политология)


Реферат: Анализ процесса передачи информации (Коммуникации и связь)


Реферат: Патент (Гражданское право и процесс)


Реферат: Унитаризм (Теория государства и права)


Реферат: Московский Кремль в историческом развитии (История)


Реферат: Современная генетика (Биология)


Реферат: Расчёт максимальных растягивающих и сжимающих напряжений для балки (заданного сечения) (Технология)


Реферат: Гетьмансьтво України: Іван Мазепа (Гетманство Украины. Иван Мазепа) (История)


Реферат: Марс: красная планета ( Космонавтика)


Реферат: Бухгалтерский учет в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Методика Бурдона (Психология)


Реферат: Май 9 число (Журналистика)


Реферат: Режиссура "Кадр - основа аудиовизуального языка" (Искусство и культура)


Реферат: Организация производства зерна (Ботаника)


Реферат: Отчет по лабораторной работе №2 (Программирование)


Реферат: Математическая логика в младших классах (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист