GeoSELECT.ru



Логика / Реферат: Основные понятия логики (Логика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные понятия логики (Логика)



0)Какие проблемы диалектические логики,выдвинутые Аристотелем вы знаете? -
Проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблемусоотношения
отдельного и общего,вещи и понятия о ней и т.д.
1)Какие существенные отношения между двумя общими понятиями? - Сравнимые и
несравнимые.
2)Какие немецкие философы внесли свой вклад в развитие логики? -
И.Кант(1724-1804).Г.Гегель(1770-1831).
3)Дать определение возникновения и образования понятий 1.Воникновение
понятий-это объективная закономерность становления и развития человеческого
мышления.2.Образование понятия - не простой зеркальной акт отражения
предметов действительности,а сложнейший процесс.он предполагает активность
субъекта,включает в себя мно жество логических приемов.Важнейшими из них
выступают анализ и синтез,сравнение,абстрагирование и обобщение.
4)Что такое анализ и синтез? - Анализ-это мысленное разложение предмета на
его признаки.Синтез- мысленное соединение прзнаков предмета в одно целое.
5)Что такое сравнение?- Это мысленное сопоставление одного предмета с
другим,выявление признаков сходства и различия в том или ином отношениии.
6)Что такое абстрагирование.?- Абстрагирование-это мысленное упрощение
предмета путем выделения внем одних признаков и отвлечения от других.
7)Дать определение обобщения?- Мысленное объединение однородных
предметов,их группировка на основе тех или иных общих признаков.
8)Укажите основные функции.которые выполняют понятия?- Понятия выполняют
две основные функции:1-это позновательная функция.Вторая тесно связана с
предыдущей-коммуникативная,тоесть функция средства общения.
9)Дайте определения содержания и объема понятия?- содержание-это мыслимые в
понятии оющие и существенные признаки предметов.Объем понятия-это
охватываемые им предметы мысли.
10)Что такое классы и элементы логики?- Классом в логике называются
предметы входящие в объем понятия.Элементом называется отдельный
предмет,принадлежащий к классу предметов.
11)Что собой представляют классы предметов?- 1-Универсальный класс включает
всю совокупность предметов исследуемой области.2-Единичный класс-класс
состоящий из одного предмета.3- Пустой(нулевой) класс-такой ,который не
содержит ни одного предмета.
12)Дайте определение слова?- Слово-материальный носитель понятия,языковое
средство закрепления мысли,ее хранения,а также передачи другим людям.
13)Что такое конкретные и абстрактные понятия?- Конкретные- понятия,в
которых находят свое отражение сами предметы и явления,обладающие
относительной самостоятельностью существования. Абстрактные- этл понятия в
которых мыслятся свойства предметов или отношение между предметами,не
существующие самостоятельно,без этих предметов.
14)Дайте определение положительных и отрицательных понятий?- Положительными
понятиями называются те понятия,в которых отражается наличие у предметов
мысли и каких либо качеств.Отрицательные- понятия,которые характеризуются
отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств,свойств.
15)Дайте определения пустым и непустым понятиям?- Пустые и непустые понятия
различаются в зависимости от того относятся ли они к существующим и
несуществующим реально к предметам. Непустые понятия имеют объем,в который
входят,по крайней мере,один реальный предмет.
16)Как подразделяются понятия по их содержанию?- По содержанию между
понятиями могут быть два основных вида отношений- сравнимость и
несравнимость.
17)Что такое сравнимые и несравнимые понятия?- Сравнимы- это понятия,так
или иначе имеющие в своем содержании общие существенные признаки.Несравнимы
е - понятия не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении
общих признаков.
18)Что такое совместимые понятия?- Совместимые -это такие понятия.объемы
которых полностью или хотя-бы частично совпадают.
19)Дайте определение равнозначных понятий?- Равнозначными(равнообъемными)
-называются понятия объемы которых совпадают полностью,хотя их содержание
может в той или иной степени различаться.
20)В чем заключается отношение подчинения между понятиями?- Оно
заключается в отношении понятия ,из которого оно входит в объем другого,но
не исчерпывает его,а оставляет лишь часть.
21)В чем заключаются отношения перекрещивания между понятиями?- Они
заключаются в отношении существующих между понятиями объемах,которые
совмещаюся лищь частично.
22)В каких отнощениях могут находится несоместимые понятия?- Они могут
находится в следующих отношениях: 1-соподчинение (координация).2-
противоречие(контрадикторность).3-противоположность(контрарность).
23)Что тако описание предмета?- Описание -это перечисление ряда признаков
предмета ,как существенных,так и несущественных,часто внешних,позволяющих
выделить его среди других.
24)Назовите отличительные черты определения?- Они состоят в том,что в нем
указываются такие общие и существенные признаки предметов,каждый из которых
в отдельности необходим,а все вместе достаточны для выделения предмета
среди других исходных предметов.
25)Какие бывают виды определения?- Оно бывает реальные и наминальные.
26)Что такое реальное и номинальное определение?- Реальное-это определение
самого предмета,отраженного в соответствующем понятии.Номинальное-смысл
самого слова-имени,предмета.
27)Дайте определение деления?- Деление-это раскрытие объема понятия.
28)Какова структура деления?- В структуре деления
различают:делимое,основание деления и члены деления.
29)Какие существуют виды деления?- 1-деление по наличию и отутствию
признака,служащего основанием деления.2-деление по видоизменению
признака,положенного в основание этой операции.3-смешанное деление,когда
используются оба вида деления одновременно.
30)Назовите правила деления?- 1-деление должно быть соразмерным 2-деление
должно производится по одному основанию 3- члены деления должны исключать
друг друга 4- деление должно быть последовательным и непрерывным.
31)Что такое доюросовестное заблуждение?- Это искажение истинности не по
умыслу а по ошибке из-за незнания достаточной компитентности.
32)Назовите основные компоненты суждения?- это субъект и предикат суждения
33)Как можно разделить суждения по степени сложности?- Они делятся на
простые и сложные суждения.
34)Что называется сложным суждением?- Это суждения состоящие из двух или
более простых суждений,тем или иным способом связанных между собой.
35)Что такое качество суждений?- Под ним разумеется не фактическое
содержание суждения,а его самая общая логическая форма- утвердительная или
отрмцательная.
36)Дайте определение утвердительному и отрицательному суждению?- 1
Вутвердительных суждениях раскрываются наличие какой-либо связи между
субъектом и предикатом.2-В отрицательных суждениях наоборот,раскрывается
отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом.
37)Укажите разновидности отрицательных суждений?- Суждения с положительным
предикатом;формула;s не есть p.Суждение с отрицательныи предикатом.
38)Дайте определение общих и частных суждений?- Общими называются
сужденияЮв которых что-либо утверждается обо всей группе предметов,и при
том в разделительном смысле. Частные суждения- те,в которых что-либо
высказывается о части какой-то группы предметов.
39)Что такое определенные частные суждения?- В определенном частном
суждении слово "некоторые" употребляется в значении "только некоторые".
40)Что такое неопределенные частные суждения?- Неопределенном частном
суждении слово некоторые употребляются в значении (некоторые,может быть и
все."по крайней мере некоторые").
41)Дайте определение единичным суждениям?- Единичные суждения -это такие,в
которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли.
42)Проклассифицируйте суждения по их колличеству и качеству? -Возможны
четыре вида таких суждений:
общеутвердительные.частноутвердительные.общеотрицательные и
частноотрицательные.
43)Дайте определение общеутвердительным суждениям?- Это суждения по
колличеству,т.е. по характеру субъекта,общие,а по качеству,т.е. по
характеру связки утвердительные.
44)Дайте определение частноутвердительного суждения?- Это частные по
количеству,утвердительные по качеству.
45)Дайте определение общеотрицательным суждениям?- Это лбщие по колличеству
отрицательные по качеству суждения.
46)Дайте определение частноотрицательному суждению?- Это частные по
количеству отрицательные по качеству.
47)Укажите закономерности харакиеризующие распределенность терминов в
суждениях?- Субъект распределен в общих и не распределен в частных
суждениях.Предикат распределен в отрицательных и не распределен в
утвердительных суждениях.
48)Раскройте суть реляционных суждений?- это отношение или суждениея об
отношениях чего-либо к чему-то,раскрывают наличие или отсутствие у предмета
мысли того или иного отношения к другому предмету.
49)Что такое экзистенциональные суждения?- Это существование или суждения о
существовании чего-либо,это такие суждения ,в которых раскрываются наличие
или отсутствие самого предмета мысли.
Что такое дедуктивные умозаключения?- Это те умозаключения у которых между
посылками и заключением имеется отношение логического следствия.
50)Дайте определение превращения?- Это вид непосредственного умозаключения
при котором изменяетсякачество посылки без изменения его количества при
этом предикат заключения является отрицанием предиката посылки.
51)Что такое непосредственные умозаключения?- Это дедуктивные умозаключения
делаемые из одной посылки.
52)Дайте определение обращения?- Это непосредственное умозаключение в
котором в заключении субъектом является предикат,а предикатом- субъект
исходного суждени,т.е. происходит перемена мест субъекта и предиката при
сохранении качества суждения.
53)Дайте определение категорического силлогизма?- Это умозаключение в
котором из двух категорических высказываний выводится новое категорическое
высказывание.
54)Дайте определение большой и меньшей посылок?- Меньшим термином
называется субъект заключения,Большитм термином именуется предикат
заключения.
55)Что такое фигуры категорического силлогизма?- Фигуры силлогизма-это
формы силлогизма различаемые по положению среднего термина в посылках.
56)Дайте определение модусов фигур категорического силлогизма?- Модусами
силлогизма называются разновидности фигур,отличающиеся характером посылок и
заключения (всего возможно 64 модуса).Силлогизмы как и все умозаключения
делятся на правильные и неправильные.
57)Что такое энтимема?- Это заключение в котром ни одна из посылок явно
не выражается.
58)Дайте определение доказательства в логике?- Под доказательством в логике
понимается процелура установления истинности некоторого утверждения путем
проведения других утверждений,истинность которых уже известна и из которых
снеобходимостью вытекает первое.
59)Назовите составные части доказательства?- Это -тезис,основание и
логическая связь.
60)Что такое тезис?- Это утверждение,котрое нужно доказать.
61) Дайте определение основанию (аргументам)?- Это те положения с помощью
которых доказывается тезис.
62)Сформулируйте задачу доказательства?- Это исчерпывающе утвердить
обоснованность доказываемого тезиса.
63)назовите виды доказательств?- Все доказательства подразделяются на
прямые и косвенные.
64)Что такое прямое доказательство?- Задача этого доказательства состоит в
том,чтобы подыскать такие убедительные аргументы из которых по логическим
правилам получается тезис.
65)Дайте определение косвенного доказательства?- Оно устанавливает
справедливость тезиса тем,что вскрывает ошибочность противоположного ему
допущения (антитезиса).
66)Укажите основной прием косвенного доказательства?- Косвенное
доказательство использует отрицание доказываемого положения оно является
доказательством от противного.
67)Что такое опровержение?- Это рассуждение,направленное против выдвинутого
положения и имеюшее своей целью установление его ошибочности или не
доказанности.
68)Какой существует наиболее прием опровержения?- Это прием выведения из
опровергаемого утверждения следствий,противоречвщих истине.
69)Что такое доказательство?- Доказательство -это логическая дедуктивная
связь принятых аргументов и выводимого из них тезиса.
70)Дайте определение формальной ошибки?- Это умозаключение не опирающееся
на логический закон и заключение не вытекающее из принятых посылок.
71)Что такое подмена тезиса и каковы ее последствия?- Это неосознанное или
умышленное замещение тезиса в ходе доказательства каким-то другим
утверждением.
72)Что такое круг в дакозательстве? - Круг в доказательстве-это
справедливость,доказываемого положения обосновывается посредством этого хе
положения,высказанного возможно в несколько иной форме.
73)Какая наиболее частая ощибка совершается в отнощении аргументов?- Это
попытка обосновать тезис с помощью ложных аргументов.
74)Какова сущность метода формализации?- Она состоит в построении модели в
которой содержательныи рассуждением соответствует чисто формальные
образования.
75)Когда имеет место полная формализация теорий?- Она имеет место
тогда,когда совершенно отвлекаются от содержательного смысла исходных
понятий и положений теорий и перечисляют все правила логического вывода,
используемые в доказательствах.
76)Дайте определение формализованного доказательства?- Это доказательство
записаное на специальном искусственном фдрмализованном языке.Он имеет точно
установленную структуру и простит -правила,благодаря чему процесс
доказательства сводиться к элементарным операциям со знаками (это идеальное
и неоспоримое доказательство).
77)Что такое гипотеза?- .Это научно обоснованное предположение о причинвх
или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы,общества и
мышления.
78)Укажите виды научных гипотез?- Общая гипотеза,частная гипотеза,единичная
гипотеза.
79)Дайте определение общей гирлтезе?- Это научно обоснованное предположение
о причинах ,законах и взаимосвязях природных и общественных явлений,а также
закономернностях психической деятельности человека.
80)Дайте определение частной гипотезе?- Это наусно обоснованное
предположение о причинах ,происхождении и о взаимосвязях части
объектов,выделенных из класса ,рассматриваемых объектов
природы,общественной жизки или психологической жизни человека.
81)Дайте определение единичной гипотезе?- Это научно обоснованное
предположение о причинах происхождении и взаимосвязях единичных
фактов,конкретных событий или явлений.
82)Как называется предположения,выдвигаемые чаще всего в начале
иссследования явления и не ставящее еще задачу выяснения его причин или
закономерностей-Это рабочие гипотезы.
83)Как называются гипотезы ,выдвигаемые в судебном расследовании?- Версии.
84)Как называются версии,объединяющие некоторые обстоятельства или моменты
престкпления?- Это частные версии.
85)Дайте определение единичным версиям?- Это версии которые объясняют
отдельные ,индивидуальные факты.
86)Как называются гипотезы по разному объясняющие одно и тоже явление?- Дни
называются конкурирующие гипотезы.
87)Назовите первый этап построения гипотезы?- Это выделение группы
фактов,которые не укладываются в прежнии теории или гипотезы и должны быть
объяснены новой гипотезой.
88)Назовите второй этап построения гипотезы?- Это формулировка гипотезы или
гипотез т.е.предложения которое объясняют данные факты.
89)Назовите третий этап построения гипотезы?- Это выведение из данной
гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
90)Четвертый этап построения гипотезы?- Это сопоставлениевыведенных из
гипотез следствий и имеющимися наблюдениями,результатами экспериментов с
научными законами.
91)Назовите пятый этап построения гипотезы?- Это превращение гипотезы в
достоверные знания или в научную теорию,если подтверждаются все выделенные
из гипотезы следствия и не возникает противоречия с раннее известными
законами науки.
92)Какой способ подтверждения гипотез является основным?- Способ выведения
следствий и их верификация.
93)Перечислите законы правильного мышления?- Четыре
закона;тождество,непротиворечия,исключенного третьего,достаточного
основания.
94)Каковы наиболее общие формы мышления?- Это понятия
суждений,умозаключений,доказательств.
95)Какая важнейшая особенность основных законов мышления?- Эта особенность
состоит в том ,что законы носят здесь универсальнвй характер,т.е.лежат в
основе функционирования всего мышления в целом.
96)Назовите два типа основных законов мышления?- Их два типа - формально-
логические законы и законы диалектической логики,находящиеся в определенном
соотношении с собой.
97)Что представляет собой фундамент материалистической диалектики?- Это
наиболее глубокое и всестороннее ученгие о развитии - составляющие основные
законы;закон взаимного перехода количественных и качественных
изменений,закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания
отрицания.
98)Как назавается необходимая,существенная,устойчивая,повторяющаяся между
мыслями?- Она называется закон мышления.
99)Что такое логический критерий истинности?- это вспомагательный и
производный,вытекающий из практики и сам опирающийся на нее как на
окончательный критерий истинности.
100)Сформулируйте закон тождества?- Это мыслб о качественно определенном
предмете,если она соответствует ему,не может быть
определенной,однозначной,тождественной себе.
101)В чем заключается аргумент к публике?- Это обоснование истинности или
ложности тезиса,объективными доводами пытающиеся опереться на
мнения,чувства и настроения слущателей.
102)В чем заключается аргумент к личности?- Это когда противнику
приписывают такие недостатки,реальные или только мнимые,которые
апедставляют его в смешном свете,бросают тень на его умственные
способности,подрывают доверие к его рассуждениям.
103) В чем заключается аргумент к человеку ?- Это в поддержку своей позиции
приводятся основания,выдвигаемые противной стороной в споре ил вытекающие
из принимаемых ею положений.
104)Вчем заключается аргумент к тщеславию?- Это расточение в споре
неумеренных похвал в надежде,что тронутый комплиментами он станет мягче и
покладистей.
105)В чем заключается аргумент к физической силе(палки)?- Это угроза
неприятными последствиями и в частности угроза применения насилия или
прямое употребление каких-то средств принуждения.
106)В чем заключается аргумент к жалости?- Возбуждение в другой стороне
жалости и сочувствия.
107)Сформулируйте принцип достаточного основания?- Г.Лейбниц "Все
существующее имеет достаточные основания для своего существования",в силу
чего ни одно явление не может считаться действитедьным,ни одно утверждение
истинным или справедливым без указания его основания.
108)Как называются исходные положения принемаемые без доказательства? -
Аксиомы(Постулаты),доказываемые на их основе положения - Теоремами.
109)Что такое подчинение? - Это отношение между такими суждениями,у которых
качество одно и то же,а каличество различно.
110)Дайте определения индукция как метода научного познания? - Называется
такое умозаключение,в котором общее заключение о всех элементах класса
делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса.
111)Что такое сравнимые суждения? - Суждения которые имеют одинаковые
термины-и субьект,и предикат ,но могут различатся по количеству и
качеству.Это суждения - "Одинаковой материи",т.е.сопостовимы по истенности
и ложности.
112)Дайте определение Аналогии? - Умозаключение о пренадлежности предмету
определеенного свойства и отношения на основе сходства в признаках с
другим предметом.
113)Что такое аргументы и каким образом гарантируется истенность тезиса? -
Аргументы это основание или предпосылки, из которых по правилам логики
вытекает тезис.
114)Назовите основные группы сложные суждений? -
Коньюктивные,Дизьюктивные,Импликативные,Эквивалентные.
115)Сформулируйте условия совместимости? - Это обоснованное утверждение
находящиееся в согласии с фактическим материалом но основе которого и для
которого оно выдвинуто,это утверждение должно соответствовать имеющимся в
рассматриеваемой области законам,принципам,теориям.
116)Назовите две основные причины возникновения логики? - 2 причины:1-
Необходимость исследования природы сомого мышления как формы познания.2-Это
развитие ораторского искусства,в том числе судебного.
117)Что такое причина? - Явление или совакупность явлений,которые
непосредственно обусловливают,порождают другое явление(следствие).
118)Что такое предскезание факта и чем оно отличается от обьяснения? - Это
выведение из уже известного закона-общего утверждения закона утверждения о
факте.Отличие предсказания от обьяснения заключается в том что в
предскозании реч идет о неизвестном еще факте.
119)Каков механизм образования регресивного сорита? - Он получается из
регресивного полсиллогизма путем выбрасывания заключений предшествующих
силогизмов и меньших посылок последующех.
120)Что такое несовместимые суждения? - Это логические отношения
противоположности и противоречия.
121)Что является логической формой конкретной мысли? - Это строение этой
мысли,т.е. способ связи ее основных частей.
122)Как называется непосредственное наблюдение тех явлений о которых
говорится в проверяемом утверждениях? - Называется Прямое подтверждение.
123)Каков принцип простоты? - Это использование при обьяснении изучаемых
явлении как можно меньше незавсимых допущений,причем допущения должны быть
ка можно более простыми.
124)Дайте определение языка? - Это средство повседневного общения
людей,форма общения в практической и научной деятельности.
125)Дайте определение формальной ошибки? - Это происходит тогда когда
умозаключение не опирается на логический закон и заключение не вытекает из
принятых посылок.
126)Укажите первое требование к аргументам? - Аргументы должны быть
истинными высказываниями.
127)Что означает термин противоречие? - (Контрадикторность ) - отношение
между суждениями,которые не могут быть одновременно истенными и не могут
быть одновременно ложными.(Контрарность) - это понятия,каждое из которых
выражает наличие у предметов каких-либо признаков,но эти признаки носят
противоположный характер.
128)Что такое теоретическое обьяснение? - Это рассуждение,посылки которого
содержат информацию,достаточную для выведения из нее рассматриваемого факта
или события.
129)Какие виды логических исчеслений вы знаете? - Исчесление высказываний и
исчесление предикатов.
130)Сущьность и роль именной функции? -Выражение,которое при замене
переменных постоянными превращается в обозначение предмета.
131)Дайте определение разделительного и условно-разделительного
умозаключения? - Разделительное это такое умозаключение,в котором одна или
несколько посылок - разделительные (дизьюктивные) суждения.2) Это такое
умоз.в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений,а
другая является разделительным суждением.
132)Что относится к непрямым косвенным выводам? - К ним
относятся:рассуждение по правилу введения импликации;сведенье"к
абсурду";рассуждение "от противного " (противоречащего).
133)Что такое эквивалентность суждений? - Это отношение между суждениями, у
которых субьект и предикат выражены одними итеми же или равнозначными
понятиями, причем и количество и качество одни и те же.
134)В чем суть некоректных приемов? - Суть этих приемов заключается в
разнообразии обманных действий,сознательное применение которых в споре
недопеустимо.
135)Дайте определение понимания? - Это оценка на основе какого либо
образца, стандарта или правела.
136)Какие существуют тактические приемы помогающие выиграть спор? -
Корректные и некорректные, лояльные и не.
137)Обьясните значение понятия практика? - Под практикой понимают всю
общественную и производственную деятельность людей в определенных
исторических условиях.
138)Что представляет собой процесс выведения следствий? - Это процесс
получения заключенияиз посылок по правилам дедуктивных умозаключений.
139)Дайте определение дискусии? - Одна из важнейших форм коммуникации,метод
решения спорных проблем и своеобразный способ познания.
140)На какие две группы можно разделить многообразные способы обоснования?
- На эмперические и деолектические.
141)Дайте определение истинности? - Истина это утверждение соответствующая
действительности.
142)Что такое смысл или концепт имени? - Это способ каким имя обозначает
предмет, т.е. информацию содержащуюся в имени.
143)Что такое материалестическая диолектика? - Это наука о наиболее общих
законах развития природы общества и мышления.
144)Что означает термин иодальность суждений? - В модальных суждениях
уточняеться характер связи между субьектом и предикатом или характер связи
между простыми суждениями входящими в состав сложных.
145)Как называется искусство ведения спора? - Эристика.
146)Когда имеет место полная формализация теории? - Она имеет место тогда,
когда совершенно отвлекаются от содержательного смысла исходных понятий и
положений теории и перечисляют все правила логического вывода используемых
в доказательствах.
147)Что представляет собой фундамент материалистической диалектики? - Это
наиболее глубоко и всестороннего учения о развитии - составляют основные
законы:закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
148)Как исследует мышление логика? - Логика изучает мышление как средство
познания обьективного мира те его формы в которых происходит отрожение мира
в процессе познания.
149)Каково 3 требование квыдвигаемым аргументам? - В своей совокупности они
должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис.
150)Сформулируйте закон исключенного третьего? - "Не может быть ничего
промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то
одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать".
151)Что такое ощющение? - Субьективный образ обьективного мира, превращение
энергии внешнего раздражения в факт сознания.
152)Раскройте суть реляционных суждений? - Реляционные суждения или
суждения об отношении чго-либо к чему-то раскрывают наличее или отсутствие
у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету.
153)Назовите обучающие функции игры? - Развитие ощеучебных умений и
навыков, таких, как память,внимание, восприятие информации различнои
модальности;развитие навыков владения родным и иностранным языком.
154)Что такое трелемма? - Трилемма это умозаключение которая в
разделительной посылкесодержит три члена. Они бывают двух видов:
Конструктивные и деструктивные;обе формы дилеммы в свою очередь могут
простыми и сложными.
155)Как называется паралагизм являющийся следствием не высокой логической
культуры? - Неумышленная ошибка.
156)Что означает эпистемическая модальность? - Эпистемическая и
познавательная модальность означает характер или степень достоверности
знания (доказуема и недоказуема, опровержима).Существуют две разновидности
эпис. мод.
а)суждения основанные на вере ,б)суждение основанные на знании.
157)Каков механизм образования прогрессивного сорита? - Он получается из
прогресивного полисиллогизма путем вебрасывания заключений предшедствующих
силлогизмов и большах посылок последующих.
158)Что такое софизм? - Это преднамеренное, но тчательно замаскированное
нарушение требований логоки.
159)Каков смысл алитической модальности? - Алитическая или истенная
модальность выражает характер связи между субьектом и предикатом.
160)Дайте определение чисто условного умозаключения? - Это такое
определенное умозаключение, в котором обе посылки являются условными
суждениями.
161)Что такое предикаторы и какие они бывают? - Это слова или
словосочетания обозначающие свойства предметов или отношения между
предметами .Они юывают одноместными (обознач.свойства) и многоместными
(обозн.значение).
162)Что такое эпихейрема? - Это сложносокращенный силлогизм, обе посылки
которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы
(энтимемы) .
163)Назовите виды доказотельств? - Прямые и косвенные.
164)Что такое знак? - Это материальный объект, используемый в процессе
познания или общения в качестве представитея какого-либо обьекта.
165)Что выражает аксиологическая модальность? - Она выражает отношение
человека к ценностям духовным и материальным.
166)Что такое тактика спора? - Поиск и отбор аргументов или довадов,
наиболее убедительных с точки зрения обсуждаемой темы и данной аудитории,а
так же реакция на контраргументы другой стороны в процессе спора.
167)Дайте определение авторитарности? - Это особый крайний, так сказать
вырожденный случай предпосылочности, когда функцию сомого исследования и
размышления пытаются почти полностью переломить на авторитет.
168)Что такое риторический спор? - Это спор в котором важно лишь одержать
победу над другой стороной, а не приблизится к истине или добру.
169)В чем веражается релаксационная функция игры? - В снятии эмоционального
напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при энтенсивном
обучении.
170)Назовите воспитательную функцию игры? - Психотренинг и психокоррекция
поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
171)Назовите психо-технические функции игры? - Формирование навыков
подготовки своего физиологического состояния для более эффективной
деятельности, перестройка психики для усвоения больших обьемов информации.




Реферат на тему: Полемика как искусство убеждения


| |
|МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА |
|Юридический факультет |
| |
|ЛОГИКА |
|Реферат |
|«Полемика как искусство убеждения» |
| |
| |
|Преподаватель: Бузук Г.Л. |
| |
| |
| |
| |
| |
|Москва 2002 год |


Содержание


1. Введение……………………………………………………………………………….3
2. Полемика как искусство убеждения…………………………………………………4
2. 1. Доказательство и его структура …………………………………………………..4
2. 2. Структура аргументации …………………………………………………………..5
2. 3. Правила доказательства и аргументации ………………………………………...5
2. 4. Полемика и ее структура …………………………………………………………11
2. 5. Отличие полемики от других разновидностей диалога …………………… …12
2.6 Виды и типы полемики…………………………………………………………….13
2.6. 1. Виды полемики. Дискуссия и спор ………………………………...13
2.6. 2. Причины и цели полемики ………………………………………….15
2.6. 3. Типы полемики ………………………………………………………17
2.6. 4. Теория полемики …………………………………………………….18
2.7. Общие принципы полемики……………………………………………………..19
2.7. 1. Принцип демократизма …………………………………………….19
2.7. 2. Объективность арбитров …………………………………………...21
2.7. 3. Тщательность отбора слов и выражений ……………………….... 22
2.7. 4. Ложные аргументы недопустимы ……………………………….. .25
2.7. 5. Выдержка и хладнокровие ……………………………………… ...26
3. Заключение…………………………………………………………………………...33
4. Список литературы……………………………………………………………….….35

1.ВВЕДЕНИЕ

Многолетняя, богатая блестящими идеями переписка между А.
Эйнштейном
и Н. Бором – быть может, наиболее изученный пример полемики. Один из
лучших, но далеко не единственный пример продуктивного интеллектуального
поединка.
В массиве философской литературы заметно выделяется струя, в
которой глубокие, содержательные идеи обосновываются в форме
словесного противоборства. В этом списке первыми должны быть
названы диалоги Платона, главный герой которых – Сократ,
виртуозно владеющий мыслью и словом, последовательно побеждает своих
многоумных соперников, вынуждая их приблизиться к умопостигаемой
истине.
Судебные прения. Во всех городах всех стран мира в течение
веков, тысячелетний практически ежедневно проходят драматичные
по форме и особенно по результату противоборства между
сторонами, представляющими обвинение и защиту.
Политические и дипломатические дискуссии, встречи и
консультации, жизненно важные для судеб отдельных народов и мира
в целом. Многочисленные примеры содержательных, остроумных
споров в литературных произведениях Данте, Шекспира, Рабле,
Бальзака, Гюго, Достоевского, Джойса, Тургенева, Хемингуэя,
Уайльда...
Реальные диспуты, в которых участвовали Н. Кузанский, Пикоделла
Мирандола, Джордано Бруно, Б. Рассел... Телемосты. А сколько
словесных поединков происходит буквально ежедневно во время конференций,
совещаний, заседаний, бесед, консультаций, парламентских дебатов... Как
оценить их суммарную пользу? Она, безусловно, есть. Не зря же ученые
сходятся во мнении, что наиболее продуктивны на конференциях именно личные,
непосредственные контакты и прежде всего споры.
В редких публикациях речь в основном сводится к определению
роли полемики в жизни человека и общества, указываются
исторические прецеденты дискуссий, называются имена выдающихся
полемистов. Без должного анализа, без определений и
классификаций, без теоретических обобщений и, самое главное,
без установления функциональных особенностей и специфических
механизмов этого мало изученного рода человеческой активности.

2. ПОЛЕМИКА КАК ИССКУСТВО УБЕЖДЕНИЯ

2. 1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Не нужно доказательств тому, что солнце светит и греет, сахар –
сладкий, если бьют, то больно. Доказательство не просто установление
истинности некоторого положения. Истинность может быть и
самоочевидной. Чтобы не пропустить ничего существенного в определении
доказательства, вспомним, из чего оно состоит, его структуру. «ЧТО»
доказательства («что ты мне хочешь доказать?», «этого доказать еще никому
не удавалось», «что и требовалось доказать»...). Положение, истинность
которого требуется обосновать, – его тезис. Если обоснование проведено,
тезис приобретает ранг теоремы. «Твое доказательство построено
на песке», «нет никаких оснований утверждать это», «обвинение собрало
неопровержимые аргументы», «установленное позволяет утверждать», ...«НА
ОСНОВАНИИ ЧЕГО» доказательства. Основания доказательства
нередко в логике называют аргументами. «Совершенно
неубедительное», «софистическое доказательство», «железная
логика доказательства», «строгое, корректное доказательство». Путь, «КАКИМ
ОБРАЗОМ» доказательства – его логика, его демонстрация.
Теперь, уточним, что такое доказательство. Доказательство есть
логическое установление истинности некоторого положения на основании
утверждений, истинность которых известна.
К трем традиционным составляющим доказательства полезно
присоединить четвертую – лексику, словарный запас (в том числе
и терминологию) доказательства. «О ЧЕМ» доказательства. Выделения
этого структурного компонента требует не только дальнейшее исследование, но
и естественное желание различить очевидно различное. Без обращения к
лексике невозможно объяснить бросающееся в глаза различие между
доказательствами в математике и психологии, теоретической
физике и ботанике, генетике и политической экономии.

2. 2. CТРУКТУРА АРГУМЕНТАЦИИ

Аргументация – интеллектуальная деятельность по анализу и селекции
оснований и доводов, необходимых для всех дальнейших рассуждении и
достаточных для этой цели. Аргументация – планомерное
рассмотрение альтернативных версий с верификацией и оценкой их
логических следствий. Основными методами аргументации являются
интеллектуальное моделирование, мысленный эксперимент с
последующим логическим анализом выводов.
Любое доказательство может служить примером аргументации.
Доказательство – особая идеализированная разновидность
аргументации. Лишь крайне редкие, исключительные примеры
аргументации претендуют на звание доказательства. Главная,
определяющая черта доказательства, отделяющая его от всех других видов
аргументации, – его безличность. Каждое соответствующее логическим законам
доказательство верно для нас и будет верно через тысячу лет. Оно верно для
всех стран и народов. Доказательство может иметь своего
первооткрывателя, как имеет своего открывателя Америка, но не автора, не
изобретателя. Сама открытая истина вечна и неизменна.
Обычная же аргументация – глубоко личное, индивидуальное
рассуждение. Аргументация создается автором, дополняется им,
исправляется его учениками, развивается последователями.

2. 3. ПРАВИЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И АРГУМЕНТАЦИИ

Структурное различие между доказательством и аргументацией
сказывается в правилах, регламентирующих родственные процессы.
Составляющие структуру доказательства (тезис, рассуждения, аргументы,
терминология) входят и в аргументацию, образуя в ней текстовой
(логический) ярус. Однако в отличие от доказательства структура
аргументации не исчерпывается логическим уровнем. Индивидуальность,
авторство аргументации обязывают учесть новый структурный ее этаж –
личностный. На личностном уровне структуры аргументации единственный
компонент – ее автор, ее Я (Я аргументации).
Отличие структур просто аргументации от собственной
идеализированной разновидности – доказательства – должно
проявиться в кодексе аргументации, списке правил, инструкций по
ее использованию. Изменения свода правил доказательства реализуются в трех
формах.
Во-первых, в отбрасывании особенно жестких регламентации,
определяющих отличительную характеристику доказательства. Во-вторых,
в смягчении, редактировании других правил, которые верны и для
аргументации, но в более гибкой, более «человеческой» формулировке.
И, в-третьих, во введении новых правил (принципов), относящихся
к субъекту аргументации – элементу структуры, попросту
отсутствующему в доказательстве и потому не оговоренному в его кодексе.
В логической теории доказательства тезис регламентируется двумя
правилами: а) тезис должен быть сформулирован ясно и четко и б)
тезис должен оставаться одним и тем же на всем протяжении доказательства.
Приведенные правила ориентируют на проверку, а отнюдь не на процесс
доказательства. Служба контроля за правильностью доказательства вправе
требовать однозначности и самотождественности тезиса. Реальная
аргументация чаще всего посвящена мысленному анализу незнакомой ситуации с
целью постановки диагноза, окончательного суждения. Требование
предварительной формулировки тезиса для подобных случаев чрезмерно и
неоправданно. Скороспелая сентенция, не опирающаяся на анализ фактов и
альтернатив, – сомнительное преимущество. Подгонка же всех дальнейших
рассуждений под этот гипотетический тезис чревата перерождением
процесса аргументации в упражнения но софистике. Сказанное,
однако, не означает, что тезис исключается из структуры
аргументации. Аргументация предполагает наличие цели. А цель
аргументации, как и доказательства, привычно связывать с самим
существованием тезиса. Приемлемой в этой обстановке выглядит
следующая форма правил аргументации:
ПРАВИЛО ТЕЗИСА. Аргументация проводится с целью выработки,
уточнения и обоснования тезиса как итога всего хода рассуждения.
Логическое требование самотождественности тезиса вообще не
пригодно для случая аргументации, поскольку в корне
противоречит его духу. Аргументация может быть представлена как
процесс последовательной переформулировки тезиса, превращения
смутной догадки, неопределенного предположения в логически четкое суждение.
Субъекту, автору, должно быть гарантировано право уточнять и исправлять
тезис, подбирать для него все более адекватные языковые выражения. Теория
доказательства требует соблюдения практически единственного правила,
регламентирующего демонстрацию, сам текст рассуждении. Правило это
обязывает неукоснительно соблюдать законы и предписания логической теории
умозаключений, т. е., по существу, включает в себя всю теорию дедуктивного
логического следования. Может показаться, что арсенал дедуктивных средств
вполне до статочен для нужд аргументации. Но такой вывод преждевременен.
Реальная практика научных и философских рассуждений широко использует
средства, далеко выходящие за пределы дозволенного дедуктивной логикой.
Даже в процессе поиска математического доказательства часто и неустранимо
используются аналогии, туманные догадки, чрезмерные, но впоследствии
оправдывающие себя обобщения (Пойя Д. Математика и правдоподобные
рассуждения. М., 1965). Широко известна практика ссылок на
прецеденты в рассуждениях дипломатов и юристов, что
свидетельствует о легализации в этих сферах аналогии как приема
доказательства.
В поисках истины, в процессе мысленного конструирования
рассуждении автор аргументации как будто руководствуется
словами А. Рейтинга: «Можно очень хорошо понимать, является ли
рассуждение правильным, не пользуясь логикой. Достаточно ясного
научного сознания» (Гейтинг А. Интуиционизм. М., 1965. С. 14).
В ходе интеллектуального анализа субъект пользуется любыми шагами в
рассуждениях, которые представляются ему очевидными, допустимыми или
обнадеживающими.
Угаданное родство признаков, бросающаяся в глаза сопоставимость
положений могут показаться рассуждающему субъекту более
убедительными, нежели цепочки силлогизмов. Перефразируя А. Черча,
можно сказать, что в ходе аргументации используется «логика как
теория дедуктивного рассуждения плюс все то, что потребуется...» (Черч А.
Матема-тика и логика//Математическая логика и ее применение. М., 1965. С.
209) для достижения поставленных целей.
Сказанное приводит к мысли, что главным правилом,
регламентирующим ход рассуждении, должно стать ПРАВИЛО
УБЕДИТЕЛЬНОСТИ. Это правило ограничивает круг применяемых в
процессе интеллектуального поиска модусов теми, которые дают
либо достоверные, либо убедительные для разума выводы и
использование которых представляется субъекту плодотворным,
допустимым и безопасным. Применение законов дедуктивной логики
не подлежит ограничению.
Ослабление требований к логике рассуждении в процессе
аргументации может быть зафиксировано в следующем правиле.
ПРАВИЛО КОРРЕКЦИИ. Это правило допускает ревизию цепочки умозаключений с
правом исправления, замены или полного отбрасывания недоброкачественного
модуса. Отметим, что это правило способствует ориентации субъекта на
критический лад, воспитывает в нем здоровый скептицизм и тем самым
совершенствует общую культуру мышления.
Основаниями (аргументами) логических доказательств могут
служить аксиомы (общепризнанные, самоочевидные или не
анализируемые в данном рассуждении положения), теоремы (ранее
доказанные утверждения), факты (суждения, соответствующие непосредственно
наблюдаемым и фиксируемым ситуациям и обстоятельствам) и
определения.
В теории доказательств применение аргументов регламентируется
единственным, но четко сформулированным императивом: АРГУМЕНТЫ
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСТИННЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ.
Это значит, во-первых, что среди аргументов не должно быть явно или
скрыто (в виде противоречия) ложных утверждений. Это значит, во-вторых, что
в качестве аргументов доказательства нельзя рассматривать
положения, истинность которых не установлена должным образом.
Этим ставится заслон «кругу в доказательстве», а также
гипотезам и допущениям в качестве аргументов.
Для случая аргументации это правило нуждается в коррекции.
Действительно, аргументирующий субъект в своем стремлении к истине
старается опереться на надежные основания. Но степень надежности
определяется самим субъектом. Жизненный опыт, познавательные
установки, эрудиция аргументирующего существенно индивидуальны.
Уникальность гносеологического вооружения сказывается в выборе
основания всех дальнейших рассуждении и умозаключений.
Добросовестный автор аргументации может просто не знать какого-то
свежего результата. В то же время он может сочувственно отнестись к
безусловно ложному положению, принять на веру сомнительный факт.
Поэтому в основе своей верное правило обязательной истинности
оснований для случая аргументации утрачивает определенность и
перестает играть роль регулятива. По существу же, проблема упирается в
возможность использования в качестве оснований гипотетически истинных
суждений.
Применение гипотез в ходе доказательства влечет известную
ошибку «предвосхищение основания». Положение, обоснованное с
помощью другого суждения, чья истинность не установлена с
достоверностью, не имеет права претендовать на статус теоремы.
Здесь – одно из главных отличий доказательства от аргументации.
По самой своей сути и в полном соответствии с многовековой практикой
научных и философских рассуждении аргументация есть скорее
интеллектуальное исследование версий, чем выведение теорем из
аксиом. Конечной целью аргументации является построение
умопостигаемых цепочек, логически упорядочивающих суждения.
Такое понимание аргументации требует отказа от запрещения
пользоваться гипотезами в качестве оснований. Логический
императив должен быть заменен подходящими правилами. Вот они:
ПРАВИЛО ФИКСАЦИИ. Аргументирующий обязан фиксировать основания,
которые понадобились ему в данном разветвлении рассуждения.
ПРАВИЛО ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Ложность или противоестественность
выведенного в ходе аргументации положения обязывает субъекта
критически проанализировать основания с целью отыскания первопричины
парадоксального следствия.
ПРАВИЛО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ВЕРИФИКАЦИИ. Положения, используемые в
роли оснований, планомерно перепроверяются в ходе аргументации, что
сопровождается рекламациями (правило обратной связи) и отбраковкой не
оправдавших доверие аргументов.
Реальное, научное, даже математическое рассуждение неизбежно
содержит, хотя бы для связки, кроме терминов, привычные слова
родного языка. Это вынуждает автора аргументации пользоваться необходимым
языковым материалом, хотя нередко «слова обращают свою силу против разума»
(Ф. Бэкон). И тогда «громкие и торжественные диспуты ученых... превращаются
в споры относительно слов и имен» (Ф. Бэкон), а язык «становится опасным
источником ошибок и обманов» (А. Эйнштейн). История науки и философии знает
множество примеров использования многозначности слов и выражений.
Применение лексики в ходе аргументации регламентируется
логическими теориями понятий и определений. Знание этих теорий
решительно повышает культуру аргументации. Однако несовпадение
класса терминов аргументации с ее лексикой достаточно для того,
чтобы позаботиться об увеличении числа регулятивов. Нововведения должны
обеспечить дееспособность, надежность лексики, используемой в
ходе интеллектуального анализа.
ПРАВИЛО ОДНОЗНАЧНОСТИ. Запрещает или хотя бы ограничивает
использование полисемичных конструкций, выражений с неопределенной
семантикой.
ПРАВИЛО ИНТЕРПРЕТИРУЕМОСТИ. Каждое из используемых в
аргументации слов должно быть при необходимости эксплицировано с помощью
других слов и терминов или проиллюстрировано на ясном примере.
Ревизия правил логической теории доказательства уже принесла
результаты: некоторые из правил отброшены, другие отредактированы,
введены новые. Но в наибольшей степени новизна кодекса
аргументации заметна при анализе императивов относительно
личностных компонент, полностью отсутствующих в теории
доказательств. Индивидуальность субъекта аргументации – фактор неизбежный,
но не всегда желательный. Неумеренное подчеркивание субъективности оценок,
мнений, способов достижения истины представляет опасность для теории
аргументации, способствует превращению самой аргументации в акт шаманства.
Эта опасность обязывает сформулировать специальный принцип, координирующий
усилия автора аргументации.
ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ. Этот принцип содержит в себе требование
комплексного, объективного рассмотрения проблематичного явления,
явного учета всех имеющихся альтернатив и гипотез, не ограничиваясь
только выгодными или желательными для самого субъекта. Нарушение
этого принципа, необъективность, односторонность полученных в ходе
рассуждении выводов могут повлечь неадекватные действия, иметь в
этом смысле значительные негативные социальные последствия.

2. 4. ПОЛЕМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА

Переход от доказательства к аргументации сказался прежде всего в
появлении нового структурного элемента. Более того, нового уровня,
яруса структуры. С этим приобретением удобнее подойти к анализу полемики.
В дополнение к автору аргументации, ее Я, в полемике личностный
ярус включает еще и ТЫ - соперника, оппонента, собеседника,
сосубъекта общения. И, быть может, аудиторию, тех, кто
присутствует при акте полемики и в различной степени активно
вмешивается в ее ход.
Появление второго субъекта решительным образом смещает полемику
в сторону поединка, игры. Конечно, каждый из партнеров по
полемике все еще доказывает, аргументирует, но сам этот процесс
становится разновидностью состязания, интеллектуального
соперничества. Вечность, неизменность доказательства уподобляет его
произведениям искусства, явлениям, как бы высеченным в граните.
Аргументация – развивающееся интеллектуальное действие. Это обстоятельство
уже было подчеркнуто в словах «деятельность по анализу», «планомерное
рассмотрение», «интеллектуальное моделирование», «мысленный эксперимент». В
формулировке принципа всесторонности в скрытом виде, в словах «всестороннее
рассмотрение», «явный учет альтернатив» в зародыше содержится
упоминание процесса, действия. В полемике тайное становится явным: процесс
аргументации, динамика диалога становится не только равноправными
составляющими структуры, но образуют ее новый этаж, третью проекцию.
Структура доказательства содержала всего один (логический)
уровень компонент. В аргументации к нему присоединился второй
(личностный), в полемике – третий – процессуальный.
Уточним структуру полемики.
«ЧТО» полемики (ее текстовой, логический состав): слова,
аргументы, рассуждения, тема. Очевидно, что тема полемики тесно
связана с тезисом доказательства или аргументации. Мы еще вернемся к
характеру этой связи.
«КТО» полемики: ее Я и ТЫ (оппоненты) и, быть может, аудитория.
«КАК» полемики: ее процесс, корректность которого зависит от
соблюдения партнерами регламента, строгости ведения протокола,
наличия третьего лица – арбитра, решение которого определяет исход
поединка.
ПОЛЕМИКА – вид общения, происходящего в форме интеллектуального
поединка, когда каждый из участников обосновывает и
аргументирует собственные положения наряду с критикой и
опровержениями утверждений соперника.

2. 5. ОТЛИЧИЕ ПОЛЕМИКИ ОТ ДРУГИХ
РАЗНОВИДНОСТЕЙ ДИАЛОГА

Полемика – вид языкового общения нескольких партнеров и в этом
смысле – диалог. Этим полемика отличается от лекции или доклада.
Различие очевидно: и лекция и доклад – монологи. Общение в форме
диалога имеет свои преимущества, не отменяет монолог, а оттесняет
его. Этот процесс наиболее заметен в области педагогики, где все
нововведения так или иначе связаны с легализацией диалога как равноправного
метода общения преподавателя и ученика, с упором на сотрудничество,
соавторство. На знамени педагогического диалога может быть начертано: «Не
со знаниями к ученикам (это как раз и реализуется обычно в лекционной форме
ведения занятий), а с учениками к знаниям (сотрудничество,
соавторство, диалог)».
Полемика отличается и от других форм диалога – бесед, прений,
дебатов, диспута, совещания. Отличие полемики от всех иных
разновидностей диалога можно искать на пути сравнения параметров;
устные-письменные; двусторонние-многосторонние; специально
организованные-стихийные; одновременные-откладываемые по турам и т. п.
Однако все эти свойства диалогов вторичны. Важно следующее: имеются, по
существу, две формы ведения диалога – мирный обмен мнениями и полемика.
Трудно представить себе, чтобы беседа велась не в форме мирного
обмена мнениями. В таком случае она, видимо, утрачивает
особенность, харяктеризующую именно беседу, в отличие от любого
другого диалога.
Прения, дебаты, диспут не одно и то же. Их объединяет то, что
все они могут происходить в форме взаимного обогащения
информацией. Один сказал, другой дополнил, третий подтвердил,
четвертый обратил внимание, пятый указал новый аспект, шестой предложил
подвести черту. По существу, все эти диалоги могут оказаться (для
справедливости следует добавить, что могут и не оказаться) скрытыми
монологами. Когда единое рассуждение, целостная аргументация
воспроизводится последовательно разными персонажами, которые
совместными усилиями, вместе, дополняя друг друга, обосновывают общее
положение.
Иное дело полемика! В ней элемент состязательности, борьбы,
соперничества, проявляющийся в виде реплик с критикой и
опровержениями высказываний соперника, неустраним.

2. 6. ВИДЫ И ТИПЫ ПОЛЕМИКИ
2.6.1. ВИДЫ ПОЛЕМИКИ. ДИСКУССИЯ И СПОР

Никакая полемика, ни один спор не может обойтись без сторон, которые
приводят друг другу аргументы и доводы, обмениваются
умозаключениями и словесными выпадами. Таким образом, оппоненты
(Я и ТЫ полемики), лексика, основания и рассуждения –
обязательные, неотъемлемые составляющие полемики. Их пять и
вместе они – необходимые условия ее существования.
А вот соблюдение процессуальных норм ведения полемики, наличие
посторонних, в том числе и арбитров – компоненты, лишь в
различной степени желательные. Их присутствие или отсутствие
позволяет вычленить виды полемики: регламентированные (происходящие в
соответствии с процессуальным кодексом) и хаотичные (процессуальные нормы
не соблюдаются): публичные (приаудиторные – полемика происходит в
присутствии третьих лиц) или кулуарные (уединенные, приватные, когда все
присутствующие имеют право участия в полемике и используют это право). Если
присутствующие не просто публика, но арбитры, такую разновидность
приаудиторных полемик можно назвать судебными (арбитражными).
Не упомянута тема. Важнейший компонент полемики,
соответствующий тезису доказательства, его вершине. Может ли
быть, может ли начаться полемика, не имеющая темы? Может!
Чтобы убедиться в этом, следует уточнить, что такое тема
полемики.
Тема полемики – система тезисов, отстаиваемых партнерами по
диалогу. Но ведь часто у вступивших уже в словесный поединок
соперников нет определенной позиции, нет тезисов, есть только
несогласие. Они весьма смутно представляют себе, за что бьются, и
затрудняются ответить на вопрос: «что же собственно стараются доказать?»
(Кстати, такой вопрос, заданный в разгаре спора, может оказать отрезвляющее
действие на соперника).
Случается, что соперники формулируют конечную цель диалога в
различных словах. Один собирается доказать, что фильм Х плох,
другой, возражая, утверждает, что он кассовый (пользуется популярностью у
молодежи; правится лично ему; что режиссер этого фильма достойный человек;
что киностудия, на которой он был выпущен...). Если один говорит, что «в
огороде бузина», а другой утверждает, что «в Киеве дядька», то
спор может состояться, но темы у него нет, поскольку отсутствует система
тезисов.
А споры, в которых направления непрерывно меняются,
перескакивая из одной сферы в другую? А энергичные словесные
баталии, когда противники, не ведая того, пытаются навязать
друг другу одно и то же...
Спор без целостной, единой темы со времен древних греков
называется логомахией. (Можно считать это еще одной и весьма
популярной разновидностью полемики). Логомахии противостоит
содержательная (тематическая) полемика, которая, в свою
очередь, подразделяется на научную, философскую, политическую,
религиозную и пр.
Четкость формулировки темы и (плюс) строгость соблюдения
процессуальных норм относят полемику к ее высшему, самому
качественному разряду. Такая полемика может быть названа дискуссией.
Таким образом, ДИСКУССИЯ – это тематическая и корректная по
форме полемика. Тема зафиксирована не слишком четко, регламент
нарушается – СПОР. Регламент не просто нарушается, а грубо попирается,
чтобы побольнее, пообиднее уколоть соперника, оскорбить его и унизить –
СВАРА, самый низкий сорт полемики.

2.6.2. ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ПОЛЕМИКИ

– Мешающий работе разнобой, неразбериха в терминологии.
– Нечеткость границ области аргументации, степень достоверности
используемой информации, допустимость применения ее в качестве
оснований аргументации.
– Сомнительность опубликованных умозаключений и рассуждений, хотя бы
из-за противоречащих здравому смыслу выводов.
– Осознанность реальной проблемы и потребность изыскать средства ее
преодоления.
Названы реальные причины возникновения полемики. Все они
последовательно связаны с логическими, текстовыми компонентами спора.
Соответственно и цели полемики могут быть определены для каждого ее
структурного элемента.
– Полемика (дискуссия) ведется с целью наведения порядка в
терминологическом аппарате.
– Для определения круга аргументов, пригодных в деле подтверждения или,
наоборот, опровержения выдвинутого тезиса; для установления степени
достоверности аргументов.
– Полемика призвана установить приемлемость умозаключений, ранг их
логической корректности: отбросить софизмы.
– Цель полемики – достичь истины.
Древние под «диалектикой» понимали высшее философское искусство
достижения истины в беседе, в полемике. Вот почему так редко в
споре рождается истина. Спорить все горазды, а вот проявлять
искусство, да к тому же философское, да из всех сортов высшее... Не всегда
получается, не каждому дано! Причины (и цели) полемики могут
быть последовательно доопределены для каждого структурного компонента, к
какому бы ярусу он ни относился. Для личностных составляющих причины и цели
могут быть сформулированы так:
Для Я полемики:
– внутренняя потребность вступить в поединок, невозможность
снести, смолчать: желание продемонстрировать свои полемические
возможности, поразит!) своим остроумием и эрудицией,
самовыразиться, потренироваться в быстроте интеллектуальной реакции и в
остроумии.
Для ТЫ полемики:
– наличие разногласий, необходимость найти общий знаменатель
отношений: желание убедить, переубедить ТЕБЯ, навязать собственную
точку зрения, сделать своим сторонником, победить в словесном
поединке. С сожалением добавим к названным совсем уже неблагородные цели:
оскорбить, унизить, втоптать в грязь, словесно уничтожить. Прискорбно, н

Новинки рефератов ::

Реферат: Акмеизм (Литература : русская)


Реферат: Классификация конституций (Право)


Реферат: Основы формирования личности христианина (Религия)


Реферат: Революция 1905-1907гг (История)


Реферат: Грошова система України (Деньги и кредит)


Реферат: Геноцид армян (История)


Реферат: Конституционные институты прямой демократии (Государство и право)


Реферат: Лекции по текстильному производству (Технология)


Реферат: Основы цитологии (Биология)


Реферат: История летнего сада (История)


Реферат: Возникновение и общественная природа сознания (Психология)


Реферат: Генная инженерия (Биология)


Реферат: Совершенствование учета денежных средств в учхозе "Кубань" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Курс лекций по общей социологии для 1 курса (Социология)


Реферат: Крестьянин (История)


Реферат: Развитие исследований полупроводников (Радиоэлектроника)


Реферат: Кондиционирование воздуха, вентиляция, отопление увлажнение (Технология)


Реферат: Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению (Педагогика)


Реферат: Договор контрактации в современных условиях (Гражданское право и процесс)


Реферат: Наука и культура первой половины XIX в. (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист