GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Дедукция (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Дедукция (Право)



ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - в широком смысле слова - такая
форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем (т.е. по
законам логики) из предшествующих мыслей. Такая последовательность мыслей
называется выводом, а каждый компонент этого вывода является либо ранее
доказанной мыслью, либо аксиомой, либо гипотезой. Последняя мысль данного
вывода называется заключением.
Процессы дедукции на строгом уровне описываются в исчислениях
математической логики.
В узком смысле слова, принятом в традиционной логике, под термином
“дедукция” понимают дедуктивное умозаключение, т. е. такое умозаключение, в
результате которого получается новое знание о предмете или группе предметов
на основании уже имеющегося некоторого знания об исследуемых предметах и
применения к ним некоторого правила логики.
Дедуктивное умозаключение, являющееся предметом традиционной логики,
применяется нами всякий раз, когда требуется рассмотреть какое - либо
явление на основании уже известного нам общего положения и вывести в
отношении этого явления необходимое заключение. Нам известен, например,
следующий конкретный факт - “данная плоскость пересекает шар” и общее
правило относительно всех плоскостей, пересекающих шар, -“всякое сечение
шара плоскостью есть круг”. Применяя это общее правило к конкретному факту,
каждый правильно мыслящий человек необходимо придет к одному и тому же
выводу: “значит данная плоскость есть круг”.
Ход рассуждения при этом будет таков: если данная плоскость
пересекает шар, а всякое сечение шара плоскостью есть круг, то,
следовательно, и данная плоскость есть круг. В итоге данного умозаключения
получено новое знание о данной плоскости, которого не содержится
непосредственно ни в первой мысли, ни во второй, взятых отдельно друг от
друга. Вывод о том, что данная плоскость есть круг”, получен в результате
сочетания этих мыслей в дедуктивном умозаключении.
Структура дедуктивного умозаключения и принудительный характер его
правил, заставляющих с необходимостью принять заключение, логически
вытекающее из посылок, отобразили самое распространенные отношения между
предметами материального мира: отношения рода, вида и особи, т. е. общего,
частного и единичного. Сущность этих отношений заключается в следующем: то,
что присуще всем видам данного рода, то присуще и любому виду; то, что
присуще всем особям рода, то присуще и каждой особи. Например,что присуще
всем видам данного рода, то присуще и любому виду; то, что присуще всем
особям рода, то присуще и каждой особи. Например, что присуще всем нервным
клеткам(например, способность передавать информацию),то присуще и каждой
клетке, если она, конечно, не отмерла. Но это именно и отобразилось в
дедуктивном умозаключении: единичное и частное подводится под общее.
Миллиарды раз наблюдая в процессе практической деятельности отношения между
видом, родом и особью в объективной действительности, человек выработал
соответствующую логическую фигуру, приобретающую затем статус правила
дедуктивного умозаключения.
Дедукция играет большую роль в нашем мышлении. Во всех случаях, когда
конкретный факт мы подводим под общее правило и затем из общего правила
выводим какое-то заключение в отношении этого конкретного факта, мы
умозаключаем в форме дедукции. И если посылки истинны, то правильность
вывода будет зависеть от того, насколько строго мы придерживались правил
дедукции, в которых отобразились закономерности материального мира,
объективные связи и отношения всеобщего и едентичного. Известную роль
дедукция играет во всех случаях, когда требуется проверить правильность
построения наших рассуждений. Так, чтобы удостовериться в том, что
заключение действительно вытекает из посылок, которые иногда даже не все
высказываются, а только подразумеваются, мы придаем дедуктивному
рассуждению форму силлогизма: находим большую посылку, подводим под нее
меньшую посылку и затем выводим заключение. При этом обращаем внимание на
то ,насколько в умозаключении соблюдены правила силлогизма. Применение
дедукции на основе формализации рассуждений облегчает нахождение
логических ошибок и способствует более точному выражению мысли.
Но особенно важно использование правил дедуктивного умозаключения на
основе формализации соответствующих рассуждений для математиков,
стремящихся дать точный анализ этих рассуждений, например, с целью
доказательства их непротиворечивости.
Впервые теория дедукции была обстоятельно разработана Аристотелем. Он
выяснил требования, которым должны отвечать отдельные мысли, входящие в
состав дедуктивного умозаключения, определил значение терминов и раскрыл
правила некоторых видов дедуктивных умозаключений. Положительной стороной
аристотелевского учения о дедукции является то ,что в нем отобразились
реальные закономерности объективного мира.
Переоценка дедукции и ее роли в процессе познания особенно характерна
для Декарта. Он считал, что к познанию вещей человек приходит двумя путями:
путем опыта и дедукции. Но опыт вводит часто нас в заблуждение, тогда как
дедукция, или, как Декарт говорил, чистое умозаключение от одной вещи через
посредство другой, избавлено от, этого недостатка. При этом основным
недостатком декартовской теории дедукции является то, что исходные
положения для дедукции, с его точки зрения, в конечном счете дает будто бы
интуиция, или способность внутреннего созерцания, благодаря которой
человек познает истину без участия логической деятельности сознания. Это
приводит Декарта в конце концов к идеалистическому учению о том, что
исходные положения дедукции являются очевидными истинами благодаря тому,
что составляющие их идеи изначала “врождены” нашему разуму.
Философы и логики эмпирического направления, выступившие против
учения рационалистов по “врожденных” идеях, заодно принизили значение
дедукции. Так, ряд английских буржуазных логиков пытался совершенно
отрицать какое - либо самостоятельное значение дедукции в мыслительном
процессе. Все логическое мышление они сводили к одной только индукции. Так
английский философ Д. С. Милль утверждал, что дедукции вообще не
существует, что дедукция - это только момент индукции. По его мнению люди
всегда заключают от наблюдавшихся случаев к наблюдавшимся случаям, а общая
мысль, с которой начинается дедуктивное умозаключение, - это всего лишь
словесный оборот, обозначающий суммирование тех случаев, которые находились
в нашем наблюдении, только запись об отдельных случаях, сделанная для
удобства. Единичные случаи, по его мнению, представляют собою единственное
основание вывода.
Повод к недооценки дедукции дал также и английский философ Фр. Бэкон.
Но Бэкон не относился нигилистически к силлогизму. Он выступал лишь против
того, что в “обычной логике” почти все внимание сосредоточено на
силлогизме, в ущерб другому способу рассуждения. При этом совершенно ясно,
что Бэкон имеет в виду схоластический силлогизм, оторванный от изучения
природы и покоящийся на посылках, взятых из чистого умозрения.
В дальнейшем развитии английской философии индукция все больше
превозносилась за счет дедукции. Бэконовская логика выродилась в
одностороннюю индуктивную, эмпирическую логику, главными представителями
которой были В. Уэвель и Д. С. Милль. Они отбросили слова Бэкона о том, что
философ не должен уподобляться эмпирику - муравью, но и не походить на
паука - рационалиста, которой из собственного разума ткет хитрую
философскую паутину. Они забыли, что, по Бэкену, философ должен быть
подобен пчеле, которая собирает дань в полях и лугах и затем вырабатывает
из нее мед.
В процессе изучения индукции и дедукции можно рассматривать их
раздельно, но в действительности, говорил русский логик Рудковский, все
наиболее важные и обширные научные исследования пользуются одной из них
столько же, сколько и другой, ибо всякое полное научное исследование
состоит в соединении индуктивных и дедуктивных приемов мышления.
Метафизический взгляд на дедукция и индукцию был резко осужден Ф.
Энгельсом. Он говорил, что вакханалия с индукцией идет от англичан,
которыми выдумана противоположность индукции и дедукции. Логиков, которые
неумеренно раздували значение индукции, Энгельс иронически называл
“всеиндуктивистами”. Индукция и дедукция только в метафизическом
представлении является взаимно противопоставленными и исключающими друг
друга.
Метафизический разрыв дедукции и индукции, абстрактное
противопоставление их друг другу, извращение действительного соотношения
дедукции и индукции характерны и для современной буржуазной науки.
Некоторые буржуазные философы теологического толка исходят при этом из
антинаучного идеалистического решения философского вопроса, согласно
которому идея, понятие даны извечно, от бога.
В противоположность идеализму, марксистский философский материализм
учит, что всякая дедукция является результатом предварительного
индуктивного изучения материала. В свою очередь индукция является подлинно
научной только тогда, когда изучение отдельных частных явлений основано на
знании уже известных каких - то общих законов развития этих явлений. При
этом процесс познания начинается и идет одновременно дедуктивною и
индуктивно. Этот правильный взгляд на соотношение индукции и дедукции был
впервые доказан марксистской философией. “Индукция и дедукция связаны между
собой столь же необходимым образом, - пишет Ф. Энгельс, - как синтез и
анализ. Вместо того чтобы односторонне не превозносить одну из них до небес
за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого
можно добиться только в том случае, если не упускать из виду их связь между
собою, их взаимное дополнение друг друга.
В правильном мышлении, таким образом, одинаково важны и индукция, и
дедукция. Они составляют две неразрывные стороны единого процесса познания,
которые дополняют друг друга. Нельзя себе представить себе такое мышление,
которое совершается только индуктивно или только дедуктивною. Индукция в
процессе реального опытного исследования осуществляется в неразрывной связи
с дедукцией. Это именно и дает возможность приходить к вполне достоверным
выводам в процессе такого исследования. Значит, в научном и повседневном
мышлении по любому вопросу дедукция и индукция всегда тесно связаны друг
другом, неотъемлемы друг от друга, находятся в неразрывном единстве.
Классическая аристотелевская логика начала уже формализовать
дедуктивный вывод. Дальше эту тенденцию продолжила математическая логика,
которая разрабатывает проблемы формального вывода в дедуктивных
рассуждениях.
Под термином “дедукция” в узком смысле слова понимают также
следующее:
1) Метод исследования, заключающийся в следующем: для того, чтобы
получить новое знание о предмете или группе однородных предметов, надо, во
- первых найти ближайший род, в который входят эти предметы, и, во -
вторых, применить к ним соответствующий закон, присущий всему данному роду
предметов; переход от знания более общих положений к знанию менее общих
положений. Дедуктивный метод играет огромную роль в математике. Известно,
что все доказуемые предложения, то есть теоремы выводятся логическим путем
с помощью дедукции из небольшого конечного числа исходных начал, доказуемых
в рамках данной системы, называемых аксиомами.
Классики марксизма - ленинизма неоднократно указывали на дедукцию,
как на метод исследования. Так, говоря о классификации в биологии, Энгельс
отмечал, что благодаря успехам теории развития классификация организмов
сведена к “дедукции”, к учению о происхождении, когда какой - нибуть вид
буквально дедуцируется из другого. Энгельс относит дедукцию, наряду с
индукцией, анализом и синтезом, к методам научного исследования. Но при
этом он указывает, что все эти средства научного исследования являются
элементарными. Поэтому дедукция как самостоятельный метод познания
недостаточно для всестороннего исследования действительности. Связь
единичного предмета с видом, вида с родом, которая отображается в дедукции,
- это только одна из сторон бесконечно многообразной связи предметов и
явлений объективного мира.
2) Форма изложения материала в книге, лекции, докладе, беседе, когда
от общих положений, правил, законов идут к менее общим положениям,
правилам, законам.




Реферат на тему: Дееспособность граждан по Российскому законодательству

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Юридическая природа и содержание дееспособности граждан 3

2. Ограничение дееспособности граждан 6

3. Неполная дееспособность несовершеннолетних 10

Список используемой литературы 13


Введение

Гражданская дееспособность определяется в законе как способность
гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для
себя гражданские обязанности (ст. 11 Гражданского кодекса РСФСР).

Обладать дееспособностью - значит иметь способность лично (через
представителя) совершать различные юридические действия: заключать
договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный
имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества,
повреждение здоровья и т. п.), за неисполнение договорных и иных
обязанностей.

Исходя из этого принято считать, что дееспособность включает, во-
первых, способность к совершению сделок (сделкоспособность) и, во-вторых,
способность нести ответственность за неправомерные действия
(деликтоспособность).

Однако в определении дееспособности граждан, данном в законе, не
говорится о способности гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся
у него гражданские права и обязанности. Это можно считать несовершенством
указанной нормы, ибо если гражданин может самостоятельно приобрести право,
то за ним нельзя не признать и способность осуществлять его.

Ценность названной категории определяется тем, что дееспособность
юридически обеспечивает активное участие личности в экономическом обороте,
хозяйственной жизни, реализации своих имущественных прав, в первую очередь
права собственности, а также личных неимущественных прав. При этом все
другие участники оборота, что весьма важно для обеспечения надлежащей
дисциплины, нарушившему обязательство или причинившему имущественный вред
при отсутствии договорных отношений.

Следовательно, категория дееспособности граждан представляет большую
ценность в силу того, что является юридическим средством выражения свободы
“суверенитета” личности в сфере имущественных и личных неимущественных
отношений.

Юридическая природа и содержание дееспособности граждан

Дееспособность по юридической природе - субъективное право гражданина.

Это право отличается от других субъективных прав своим содержанием:
оно означает возможность определенного поведения доя самого гражданина,
обладающего дееспособностью, и вместе с этим этому праву соответствует
обязанность всех окружающих гражданина лиц не допускать его нарушений.

Содержание дееспособности граждан как субъективного права включает
следующие возможности, которые можно рассматривать как его составные части:

o способность гражданина своими действиями приобретать гражданские
права и создавать для себя гражданские обязанности;

o способность самостоятельно осуществлять гражданские права и
исполнять обязанности;

o способность нести ответственность за гражданские правонарушения.

Можно также указать на возможность защиты данного субъективного права
от нарушений, но учитывая, что данная возможность характерна для любого
субъективного права и не может индивидуализировать содержание
дееспособности ка субъективного права.

Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их право
способности. Если содержание правоспособности составляет права и
обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание
дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности
приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому, обобщая
сказанное, можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная
гражданину законом возможность реализации своей правоспособности
собственными действиями.

Дееспособность, как и право способность, нельзя рассматривать как
естественное свойство человека. И та, и другая предоставлены гражданам
законом и являются юридическими категориями. Поэтому, в отношении
дееспособности закон устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность
ограничения по воле гражданина.

Что касается возможности принудительного ограничения дееспособности,
то согласно части 1 ст.12 ГК РСФСР, никто не может быть ограничен в
дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В отличие от правоспособности, которое в равной мере признается за
всеми гражданами, дееспособность граждан не может быть одинаковой.

Для того, чтобы приобретать права и осуществлять их собственными
действиями, принимать на себя и исполнять обязанности, надо разумно
рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих
действий, иметь жизненный опыт. Эти качества существенно различаются в
зависимости от возраста граждан, их психического здоровья.

Учитывая указанные факторы, закон различает несколько разновидностей
дееспособности:

1. Полная дееспособность;

2. дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет;

3. дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 15 лет.

Предусматривается также признание гражданина не дееспособным и
ограничения граждан по определенным законным основаниям.

Полная дееспособность - способность гражданина своими действиями
приобретать и осуществлять любые допускаемые законам имущественные и личные
неимущественные права, принимать на себя и исполнять любые обязанности, то
есть реализовывать принадлежащую ему правоспособность в полном объеме.

Такая дееспособность возникает с возрастом, причем границу этого
возраста определяет закон.

Согласно части 1 статьи 11 ГК РСФСР гражданская дееспособность
возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по
достижении 18-летнего возраста.

Согласно части 2 статьи 11 ГК РСФСР гражданская дееспособность в
полном объеме возникает с вступлением в брак гражданина не достигшего 18
лет (в случае, когда законом допускается вступление в брак до 18 лет).


Неполная дееспособность несовершеннолетних

Такой дееспособностью наделены несовершеннолетние в возрасте от 15 до
18 лет и в возрасте до 15 лет.

Неполная дееспособность характеризуется тем, что за гражданином
признается право приобретать и осуществлять своими действиями не любые, а
только некоторые права и обязанности, прямо предусмотренные законом.
Неполная дееспособность несовершеннолетних зависит от их возраста.

Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет
довольно широк. Они могут приобретать гражданские права и обязанности либо
самостоятельно (в указанных законом случаях), либо с согласия родителей
(усыновителей, попечителей).

С согласия родителей (усыновителей, попечителей) несовершеннолетний в
возрасте от 15 до 18 лет может совершать разнообразные сделки (продать или
купить имущество, принять или сделать подарок, заключить договор займа и т.
п.). Волю в такого рода сделках выражает сам несовершеннолетний.

Устанавливая, что несовершеннолетний может совершать сделки с согласия
родителей, закон имеет в виду, что достаточно согласия одного из них,
поскольку российское семейное законодательство исходит из принципа полного
равенства супругов (также и усыновителей).

Несовершеннолетний в возрасте от 15 до 18 лет вправе независимо от
согласия родителей (усыновителя, попечителя) распоряжаться своим заработком
или стипендией (ч. 2 ст.13 ГК). Указанное право - наиболее существенное из
входящих в объем неполной дееспособности несовершеннолетних в возрасте от
15 до 18 лет. Поскольку несовершеннолетние согласно трудовому
законодательству (глава 12 КЗОТ РФ) вправе вступать в при определенных
условиях в трудовые отношения, они должны иметь возможность распоряжаться
вознаграждением полученным за труд. То же и в отношении стипендии.

По смыслу закона несовершеннолетний вправе распоряжаться и накопленным
заработком (независимо от суммы), если однако он был накоплен в виде денег
или ценных бумаг. Вещи приобретенные на заработок, перестают быть
заработком и распоряжаться ими без согласия родителей (усыновителей,
попечителя) несовершеннолетний не вправе.

Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет вправе самостоятельно
осуществлять авторские и изобретательские права (часть 2 статьи 13 ГК
РСФСР): заключать авторские договоры с целью использования созданных ми
произведений (ст. 503 ГК), требовать выдачи патента на изобретение и т. д.
Полученным гонораром или иным вознаграждением несовершеннолетний
распоряжается самостоятельно.

Неполная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет
выражается также в их праве самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки
(ч. 2 ст. 13 ГК). В данном случае имеются ввиду сделки, совершаемые
несовершеннолетним за счет родителей или других лиц, но не за счет своего
заработка. Устанавливая, что подобные сделки должны быть мелкими, закон
имеет ввиду относительно небольшую стоимость приобретаемых вещей или иных
затрат.

Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет могут самостоятельно
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться вкладами. Указанное
право несовершеннолетних, как сказано в ч. 4 ст. 13 ГК, определяется
законодательством. Что касается учреждений Сберегательного Банка, то в них
совершеннолетний вправе самостоятельно сделать вклад и в полной мере
распоряжаться этим вкладом, если он внес его самостоятельно на свое имя.
если же вклад внесен другим лицом на имя несовершеннолетнего, достигшего 15
лет, или перешел к нему по наследству, то он вправе распоряжаться им только
с письменного согласия родителей (усыновителей, попечителей).

Для характеристики объема неполной дееспособности несовершеннолетних в
возрасте от 15 до 18 лет, необходимо указать на их право с 16 лет быть
членами и учредителями кооперативных и общественных организаций в
соответствии с действующим законодательством и уставом таких организаций
(например Закон о кооперации, ст. 12). Вступив в кооперативную или
общественную организацию, несовершеннолетний приобретает все, в том числе
имущественные права и обязанности члена данной организации и может
самостоятельно их осуществлять.

Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет считаются
деликтоспособными, т. е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный
по их вине. Однако если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка,
достаточного для размещения вреда, вред в соответствующей части должен быть
возмещен его родителями (усыновителем, попечителем), если они не докажут,
что вред возник не по их вине (ст. 451 ГК).

Объем неполной дееспособности несовершеннолетних в возрасте до 15 лет
определен ст. 14 ГК РСФСР. Статья предусматривает, что за
несовершеннолетних не достигших 15 лет сделки совершают от их имени
родители (усыновитель, опекун). Наряду с этим ст. 450 ГК предусматривает,
что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 15 лет, отвечают
его родители или опекуны, либо воспитательные или учебные заведения, под
надзором которых находится несовершеннолетний.

В целом закон предусматривает незначительную по объему дееспособность
несовершеннолетних не достигших 15 лет.

Во-первых, несовершеннолетние в возрасте до 15 лет вправе совершать
самостоятельно мелкие бытовые сделки (ч. 2 ст. 14 ГК). Подразумевается, что
мелкие бытовые сделки должны соответствовать возрасту такого
несовершеннолетнего.

Во-вторых, несовершеннолетние имеют право самостоятельно вносить
вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Однако, если вклад
внесен кем-либо на имя несовершеннолетнего, или перешел к нему по
наследству, то распоряжаться вкладом могут родители или законные
представители несовершеннолетнего.

В-третьих, трудовое законодательство допускает прием на работу,
достигших 14 лет учащихся общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних
специальных учебных заведений для выполнения легкого труда в свободное от
учебы время при условии, что это не причинит вреда их здоровью, не будет
нарушать процесс их обучения и при согласии одного из родителей или лица,
их заменяющего (ст. 173 КЗОТ РФ).

Представляется, что несовершеннолетний получив заработок вправе им
самостоятельно распоряжаться. Таким образом здесь дееспособность
несовершеннолетних в возрасте до 15 лет существенно расширена.


Ограничение дееспособности граждан

Ограничение дееспособности граждан возможно лишь в случаях и порядке,
предусмотренных законом (ч. 1 ст. 12 ГК). Оно заключается у том, что
гражданин лишается способности своими действиями осуществлять гражданские
права и исполнять обязанности, которые в силу закона уже мог иметь. Речь
идет следовательно об уменьшении объема имевшейся у лица дееспособности.

Ограниченными в дееспособности могут быть как лицо, имеющее полную
дееспособность, так и лицо имеющее неполную дееспособность.

Ограничение неполной дееспособности несовершеннолетних допускается по
решению органов опеки и попечительства (глава 13 Кодекса о браке и семье
РФ), которое он принимает либо по своей инициативе, либо по ходатайству
общественных организаций или других заинтересованных лиц (родителей,
усыновителя, попечителя, близких родственников).

Поясним, что заинтересованность указанных организаций или лиц может
заключаться как в том, что неправильное распоряжение несовершеннолетним
своими деньгами затрагивает чьи-либо имущественные интересы, так и в том,
что неправильные действия несовершеннолетнего вредят его же развитию,
формированию мировоззрения.

В части 13 ст. 13 ГК указано, ограничение или лишение права
распоряжаться несовершеннолетнего собственным заработком или стипендией
возможно при “наличии достаточных оснований”. Такими основаниями следует
признавать расходование денег на цели, противоречащие закону и нормам
морали (покупка наркотиков, азартные игры и т. п.).

Орган опеки может либо ограничить несовершеннолетнего в праве
распоряжаться заработком или стипендией, либо вовсе лишить этого права. На
основании такого решения заработок (стипендия) несовершеннолетнего
полностью или частично должны выдаваться не ему, а лицам, указанным в
решении органа опеки и попечительства - его родителям, усыновителям,
попечителю.

Если в решении органа опеки и попечительства был указан срок
ограничения или лишения права несовершеннолетнего распоряжаться своим
заработком (стипендией), то по окончании этого срока дееспособность
восстанавливается в полном объеме. Если срок действия не был указан, то он
действует до достижения несовершеннолетним 18 лет, либо до отмены его самим
органом опеки и попечительства по своей инициативе или по ходатайству
общественных организаций и других заинтересованных лиц.

Такой внесудебный порядок ограничения дееспособности является изъятием
из общего правила. С учетом недостатков практики его применения в новом ГК
предполагается заменить его общим (судебным) порядком.

Ограничение полной дееспособности совершеннолетних граждан допускается
в статье 16 ГК. Такое ограничение является серьезным вторжением в правовой
статус совершеннолетнего гражданина и поэтому допускается законом только
при наличии серьезных оснований.

В указанной статье предусмотрено ограничение дееспособности для лиц,
злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами. Иные
злоупотребления и пороки не могут повлечь за собой ограничения
дееспособности, если даже они являются причиной материальных затруднений
семьи, причем “ставят семью в тяжелое материальное положение”.

Такой гражданин может быть ограничен в дееспособности только судом, в
порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом (глава 29 ГПК).
Над ним устанавливается попечительство. Такое лицо может совершать сделки
по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или
иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, за
исключением мелких бытовых сделок.

При прекращении гражданином злоупотреблений спиртными напитками или
наркотическими веществами суд отменяет ограничение его дееспособности, а
также отменяет установленное над ним попечительство.

Согласно статье 15 ГК основанием для признания гражданина
недееспособным является душевная болезнь или ненормальность умственного
развития (слабоумие), вследствие которой гражданин не способен понимать
значения своих действий и руководить ими.

Однако сам по себе факт душевной болезни или слабоумия, хотя бы и
очевидный для окружающих или подтвержденный справкой лечебного учреждения,
еще не дает оснований считать гражданина недееспособным.

Он может быть признан недееспособным только судом, причем с заявлением
в суд, согласно статье 258 ГПК, могут обратиться только члены семьи
гражданина, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрическое
лечебное учреждение. Для рассмотрения такого дела требуется заключение о
состоянии психики гражданина, выдаваемое судебно-психиатрической
экспертизой по требованию суда. Все это является важной гарантией личных
прав и интересов гражданина, недопущения произвольного вторжения в его
правовой статус. Такой гражданин считается полностью недееспособным и по
решению суда над ним устанавливается опека.


Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс РСФСР (с изменениями и дополнениями по состоянию
на 1-е сентября 1994г.)

М.”Спартак”. 1993г.

2. Гражданский процессуальный кодекс (с постатейными материалами;
изменениями и дополнениями по состоянию на 1-е февраля 1991г.)

М. “ЮЛ”. 1991г.

3. Гражданский процессуальный кодекс (с постатейными материалами;
изменениями и дополнениями по состоянию на 28-е апреля 1993г.)

М. “ЮЛ”. 1993г.

4. Кодекс законов о труде РФ (с изменениями и дополнениями по
состоянию на 25 сентября 1992г.)

М. ”Энергоинвест”. 1992г.

5. “Гражданское право” Суханова Е.А.

М. “БЕК”. !993г. том 1 стр.61-69

6. “Основные проблемы осуществления и защиты гражданских прав”
Грибанов В.П.

М. 1970г. стр. 11.







Новинки рефератов ::

Реферат: Этиловый спирт (Технология)


Реферат: Виды и формы оплаты труда. Порядок ее начисления (Контрольная) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Институт семьи и брака (Социология)


Реферат: Проспер Мориме (Литература : зарубежная)


Реферат: Банковские информационные системы (Программирование)


Реферат: Мероприятия по ликвидации и профилактике парвовирусного энтерита собак (Ветеринария)


Реферат: Антонио Доменико Виральдини (1705-1741) (Музыка)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Физико-химические изменения, происходящие при приготовлении блюда "Борщ украинский с пампушками" (Кулинария)


Реферат: Ликвидация как способ прекращения юридического лица (Гражданское право и процесс)


Реферат: Внешняя политика в годы правления Петра I. Северная война (Политология)


Реферат: Влияние бухгалтерского учета на экономику предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Европейские фонды, поддерживающие культуру (Культурология)


Реферат: Калифорния (География)


Реферат: Программа курса "Латинский язык" (Иностранные языки)


Реферат: Константин Эдуардович Циолковский (Исторические личности)


Реферат: Римский Клуб и его историческое развитие (Политология)


Реферат: Организация машинно-ремонтной мастерской в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Местное самоуправление в зарубежных странах (Право)


Реферат: Кино как новый элимент культуры XX века (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист