GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Русская православная церковь как субъект социальной работы (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Русская православная церковь как субъект социальной работы (Социология)



Министерство образования РФ
Иркутский Государственный Технический Университет



КУРСОВАЯ РАБОТА
Российская православная церковь как субъект социальной работы



Выполнила:
студентка I курса
группы СОР-01-1
факультета востоковедения и мировой
экономики
Будаева Д.Ч.

Проверил:
Ступин С.Г.



Иркутск, 2002 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:


Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная
модель: страницы истории 2


Социальное служение Русской Православной Церкви 8

Антиалкогольная программа. 11
Детская программа. 12
Социальная деятельность РПЦ в сфере образования. 13
Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. 16
Работа с заключёнными. 16
Медицинская и патронажная помощь. 18
Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах. 20
Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в
социальной области. 22

Литература 27


Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная
модель: страницы истории
Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую
многовековую традицию. Логика становления отечественной государственности
привела к тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении
играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая,
христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание
россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти
понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и
христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в
дело помощи «сирым и убогим» на протяжении всей своей истории. Однако, по
мере возрождения в конце XX – начале XXI вв. отечественной
благотворительности и восстановления института социальной работы становится
очевидной необходимость изучения и практического применения опыта
религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего
существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и
неимущих людях. Традиции милосердия, благотворительной деятельности активно
развивались в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования.
Со времен христианизации Руси до 1917 г. дело «общественного презрения»
находилось в руках церкви.
Однако после октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную
заботу. Ленинским декретом она была отделена от государства и школы. Храмы
подвергались варварскому разрушению. Конфискации церковного имущества,
разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей – вот обычная
практика того периода. Две войны, репрессии в 1928 и в 1934 гг. нанесли
древней Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся оправиться и
до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях социальной изоляции
стала невозможность проявлять благотворительность в мужской жизни верующих.
Все же и в это трагическое время РПЦ была духовным пастырем в делах
милосердия. В начале 20-х гг. в России разразился страшный голод, унесший
огромное число человеческих жизней. Советская власть было не в состоянии
справиться с бедствием, а во многом и усугубляла его. Не раз гонимый
Святитель Тихон обращался к Христианам всего мира помочь россиянам, а также
к приходам, уцелевшим от грабежа, с просьбой о пожертвовании церковных
украшений, не имеющих обрядового предназначения в фонд помощи голодающим
[1][69]. В это время РПЦ тратила на милосердно-благотворительную
деятельность средств менее чем другие организации, фонды.
Во время Великой Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от
общего дела борьбы с врагом. В первый же день войны, глава Православной
Церкви в России, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, 74-летний
старец, опубликовал своё воззвание ко всем верующим нашей страны. В этом
воззвании Митрополит Сергий обращается со всею силою убедительности к
патриотическим чувствам верующих людей, призывает к исполнению священного
долга перед родиной освящая этот патриотический порыв первосвятительским
благословением [2][70].
На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все верующие
отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих патриотов-
предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи:
обувь белье, полотно и т.д. Было заготовлено и сдано немало вяленой и
кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был организован
особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тыс.
рублей, подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно
встречали такую внимательную о них заботы.
По всей стране служили молебны о даровании победы. В приходах
проводился сбор средств для обороны и подарков бойцам, на содержание
раненых в госпиталях и сирот в детских домах. На сооружение танковой
колонны имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская
эскадрилья «За Родину» была построена и оснащена за счет средств клириков и
мирян. Всего за войну на нужды фронта православными верующими было собрано
200 млн. рублей [3][71].
После войны РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно
участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский
фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской Церкви общепризнан. Он
укрепил ее международные связи как гуманитарного, так и экономического
характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее
заслуг перед страной прекратились, она, как и прежде, была вынуждена
совмещать активную патриотическую позицию во внешней политике с социальным
индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от государства
способствовало восстановлению ею автономии, то, с другой стороны, это же
«отлучило» религию от благотворительности. Попытки Церкви стать полезной
обществу разбивались о принцип: «Социализм можно построить и без Бога».
Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным
заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение
милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав
Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д.
Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм благотворительности
выражалось еще и в том, что милосердие для христианина, как сказано в
Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители
всё чаще высказывались против формального отношения к средствам Церкви как
к источнику финансирования общегосударственных социальных акций и планов
благотворительной работы глобального характера [4][72].
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила
отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего
признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право
на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе
вероисповеданий [5][73], религиозным объединениям и церквям разрешено
заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную
работу. Приходы помогают прихожанам медикаментами, пастырским
попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за рубежа распределяется
среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан. Организована школа
медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый синодальный отдел
благотворительности.
Благотворительность не мыслится без возрождения религиозно-
нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ
концепция духовного просвещения и благотворительности [6][74]. Она содержит
следующие первоочередные и перспективные задачи:
. • возрождение прихода как христианской общины единомышленников;
. • возрождение церковных братств и разного рода церковных движений;
. • организация церковного здравоохранения;
. • создание епархиальных комиссий по благотворительности;
. • подготовка преподавателей катехизиса;
. • организация благотворительного бюджета (приходского епархиального,
общецерковного).
Конкретные направления благотворительной работы включают также
создание епархиального дома для престарелых, церковного интерната для
сирот, книжных магазинов духовной литературы, епархиальной библиотеки,
комитета социальной помощи, специализированных приходских учреждений
(воскресных школ, курсов катехизаторов для взрослых, детского сада,
библиотеки, столовой, общества трезвости и пр.).
Веками Православная Церковь выполняла великую миссию, развивая
патриотическое отношение к прошлому, препятствуя нарушению социального
равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального
потрясения русская культура возрождалась, обнаруживая незыблемость своих
духовных основ.

Социальное служение Русской Православной Церкви

За последние годы Русская Православная Церковь значительно усилила
работу в области социального служения и благотворительности. Эта работа
осуществляется на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по
церковной благотворительности и социальному служению Московского
Патриархата (ОЦБСС МП), возглавляемый архиепископом Солнечногорским
Сергием, Управляющим делами Московской Патриархии. Каковы же основные
направления РПЦ в наши дни?
1) Значительное место в деятельности Отдела занимают медицинские
программы. Одним из наиболее важных направлений в социальном служении
Русской православной церкви сегодня, как и прежде, является помощь
страдающим людям в рамках медицинских учреждений (больниц, госпиталей). В
конце 1990 г. в Санкт-Петербурге рядом с Духовной академией открылась
первая в нашей стране после 1917 г. церковная благотворительная больница
святой блаженной Ксении Петербургской [7][75].
Руководство Центральной клинической больницы Московского Патриархата
во имя святителя Алексия совместно с Отделом и Правительством Москвы
приступило к созданию на базе больницы патронажной службы, призванной
обеспечить уход за больными и престарелыми людьми. В настоящее время такого
рода патронажная служба уже функционирует в Южном округе Москвы. В условиях
перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу больница
Московского Патриархата является одной из немногих клиник, где обследование
и лечение осуществляется бесплатно.
При Всероссийском центре психического здоровья Академии медицинских
наук России функционирует психиатрическая служба, которая оказывает
бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Москвы,
Московской области и других епархий. На постоянном диагностическом
наблюдении находятся 250 человек. В клинике одновременно проходят лечение
20 больных – на некоммерческой основе. В 1996 г. создана специальная
реабилитационная служба. Через Отдел по церковной благотворительности
возможна госпитализация больных в 1-ю психиатрическую больницу им. Н.А.
Алексеева (б. Кащенко), где пастырское попечение о душевнобольных
осуществляет настоятель больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех
скорбящих Радость». Силами сотрудников клиники и Отдела на территории этой
психиатрической больницы в июле 1996 г. воздвигнута мемориальная часовня.
Значительным событием явилось подписание в марте 1997 г. Соглашения о
сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения России. Данное
соглашение открыло широкие возможности для расширения окормления пациентов
клиник для разработки совместных с медицинскими учреждениями
благотворительных проектов.
Специфической особенностью милосердной и благотворительной
деятельности религиозных организаций является ее неразрывная связь, ее
единство с религиозной проповедью, с миссией. «Более 200 сестер милосердия,
окончивших училище при храме царевича Димитрия, не только оказывают
медицинскую помощь, но несут дела милосердия страждущим ряда больниц г.
Москвы»[8][76]. Идея единства милосердия и миссии заложена в основу
«Концепции возрождения духовного просвещения и благотворительности Русской
православной церкви», а также организационной и функциональной структуры
Комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и
благотворительности.
Православное духовенство полагает, что благотворительность и
милосердие должны быть тесно связаны с религиозной проповедью. «Милосердие
– форма христианской проповеди» [9][77]. Отсюда необходимость в специально
подготовленных кадрах» обладающих не только необходимой профессиональной
подготовкой, но и нравственными качествами. Такие кадры сегодня готовятся в
сети училищ сестер милосердия, в рамках братства врачей, при некоторых
больницах и др.
Антиалкогольная программа.
Уже в 50-е годы XIX столетия в России начали появляться первые
приходские общества трезвости. В 1882 г. святой праведный Иоанн
Кронштадтский открыл в своем приходе Дом трудолюбия, где духовно
возрождались многие падшие люди. К началу XX в. практически в каждой
епархии имелось общество трезвости. В 1912 г. в Москве состоялся первый
всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на
религиозно-нравственной основе.
Несколько лет назад Русской православной церковью начата
антиалкогольная программа. Она, и в этом ее специфика, ведется по принципу
так называемых «семейных общин трезвости», где параллельно с лечением
алкоголиков проводится работа с членами их семей в целях создания вокруг
них атмосферы сочувствия и поддержки. В 1996 г. активно развивалась
антиалкогольная программа Отдела. Сейчас в России функционирует 25 семейных
клубов трезвости, еще 8 готовы к открытию. В Отделе юстиции города Москвы
зарегистрировано общественное движение «На пути к трезвости», в
Попечительский совет которого входят представители Русской Православной
Церкви.
Детская программа.
Значительное внимание в деятельности РПЦ уделяется и детским
программам. В связи с этим следует упомянуть деятельность школы-приюта во
имя преподобного Сергия Радонежского в Медведкове [10][78]. В школе, где
проживают, учатся и получают воспитание более 70 детей из наиболее
неблагоприятных семей, имеется часовня, в которой совершаются молебны,
Таинство Крещения, проводятся катехизические беседы. Посильное участие в
душепопечении сирот и беспризорных детей – воспитанников приюта принимает
настоятель Покровского храма в Медведкове протоирей Порфирий Дьячек.
Воспитанники школы-приюта в свободное от учебы время не только посещают
театры, цирки, занимаются в кружках, отдыхают в летних лагерях, но и с
раннего возраста приучаются к оказанию помощи престарелым – жителям
близлежащих домов.
Кроме того создано общество помощи детям-сиротам и инвалидам во имя
святых бессребрянников Косьмы и Домиана и др. Отделом по церковной
благотворительности и социальному служению Московской патриархии учрежден
международный благотворительный центр преподобного Серафима Саровского.
Задачей центра является оказание необходимой комплексной помощи в духовном
воспитании, профессиональной подготовке воспитанников детских домов и
детей, нуждающихся в социальной защите, а также создание материальных
условий для начала их самостоятельной жизни.
Социальная деятельность РПЦ в сфере образования.
Живая практика РПЦ трудами многих священников мирян-катихизаторов,
родителей и самих обучаемых породила многообразные формы религиозного
образования, катихизация мирян и миссионерства:
. • воскресные школы при храмах;
. • евангелические кружки для взрослых;
. • группы подготовки взрослых ко крещению;
. • православные детские сады;
. • православные группы в государственных детских садах;
. • православные гимназии, школы, лицеи;
. • православные факультативны в частных и государственных школах;
. • систематические беседы по определенным программам в храмах;
. • публичные лекции в храмах;
. • лекции по отдельным предметам, темам и проблемам в вузах;
. • православные курсы катихизаторов;
. • Православный Свято-Тихоновский богословский институт;
. • Православный университет Иоанна Богослова и другие подобные ему высшие
учебные учреждения;
. • организованные паломничества;
. • православные детские, юношеские и семейные лагеря;
Помощь престарелым и инвалидам. Характерно в этом отношении
деятельность православного общества «Надежда и спасение», которое оказывает
разнообразную помощь престарелым людям на дому. Доброй традицией стало
проведение благотворительных вечеров и концертов для престарелых,
инвалидов, ветеранов войны и труда с участием духовенства и детских хоров
воскресных школ [11][79].
Программа по борьбе с безработицей. Знамением времени стала проблема
безработицы. Её решение также находится в сфере внимания РПЦ Сейчас
совместно с храмом святых апостолов Петра и Павла в Лефортове Отдел
разрабатывает программу по созданию рабочих мест. Планируется, что
безработные прихожанки будут заниматься на дому швейным делом [12][80].
Кроме того, вопросы женской безработицы призван решать и созданный при
Отделе Координационный совет женских благотворительных организаций.
Думается, и сестричества, и братства могут и должны самым активным образом
участвовать в деле церковной благотворительности, в решении целого ряда
социальных проблем. Этому процессу способствует подписанное в текущем году
Соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви с Министерством
социальной защиты.
Особым направлением социального служения Русской православной церкви в
современных условиях является работа с беженцами, организация
продовольственной, наиболее нуждающимся соотечественника в странах ближнего
зарубежья и республиках РФ.
В сотрудничестве с государственными и общественными организациями
Отдел оказывает консультативную, а по мере сил и материальную помощь в виде
одежды, продуктов питания, проездных документов.
Проблемам оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам был
посвящен ряд конфессий и семинаров Русской православной церкви (Чечня,
Северная Осетия и Ингушетия), помощь была оказана на сумму 500 тыс.
долларов. США.
Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Весьма характерным является то факт, что благотворительная помощь и
милосердная поддержка оказывается независимо от национальной и религиозной
принадлежности. По этому поводу Отделом проводилась конференция, где
принимали участие представители духовенства, в том числе и московского.
Работа с заключёнными.
Все большее место в милосердной деятельности православия занимает
работа с заключенными. Церковь не забывает и своих чад, преступивших черту
закона и справедливо оказавшихся лишенными свободы. Священники, несмотря на
приходскую загруженность, идут к страждущим, неся им слово Истины. В
октябре 1994 года в домодедовском Учебном центре состоялась совместная
конференция представителей исправительных учреждений и Церкви. С обеих
сторон были высказаны пожелания дальнейшей совместной работы в деле
духовного просвещения и воспитания осужденных. Благодаря открытости и не
формальности подхода руководства данного управления к проблеме воспитания
лиц, оказавшихся в заключении, в настоящее время более чем в 60
исправительно-трудовых учреждениях, изоляторах открыты православные храмы,
часовни, молельные дома. Анализ почты из мест заключения свидетельствует о
великом значении храма в деле духовной поддержки заключенных и их
исправления.
Подобная деятельность осуществляется во многих исправительно-трудовых
колониях. (Например, в исправительно-трудовой колонии № 33 в Саратове, где
в 1992 г. был освящен храм блаженной Ксении Петербургской, в исправительно-
трудовой колонии № 5 в Санкт-Петербурге, где самими заключенными был
построен новый храм во имя священномученика Вениамина Петроградского. Храм
был освящен патриархом Московским и веся Руси Алексием II, передавшим в дар
заключенным Библию и др. религиозную литературу) [13][82].
Общеизвестно, что пребывание осужденных в тюрьмах мало способствует их
нравственному исправлению. Обычно в заключенном видят, прежде всего,
преступника, а основной формой воздействия на него считается наказание.
Вернувшиеся на свободу люди часто вновь становятся на путь преступления.
Общение с осужденными верующих, духовных лиц строится на принципиально иной
нравственно-психологической основе. Человека, совершившего преступление,
они «отделяют» от самого преступления. Они видят в этом человеке не столько
виновника, сколько жертву злой воли. Такая психологическая установки
позволяет священнослужителю или верующему-мирянину в общении с осужденным
избежать позиции морального превосходства, роли воспитателя в ее упрощенном
понимании. «Священник не просто побеседует и утешит, – пишет иеромонах
Сергий, первый за последние 70 лет церковнослужитель, посетивший Бутырскую
тюрьму. – Он разделит со страждущим его непосильную нравственную ношу,
будет сострадать вместе с ним».
Медицинская и патронажная помощь.
Социальное служение в разных сферах активно развивает и ряд московских
приходов. Так, приход во имя благоверного царевича Димитрия при 1-й
градской больнице с помощью сестричества осуществляет медицинскую и
патронажную помощь. Сестры милосердия по окончанию училища, а также
прихожане храма трудятся в самых трудных отделениях 1-й градской больнице в
качестве медсестер по уходу за больными и санитарок. В патронажной службе
работают и прихожане храма, которые обслуживают на дому больных, проводят
уборку квартир, стирку, готовят еду, покупают продукты. Те, кто имеет
медицинское образование, осуществляют медицинское образование, осуществляют
медицинский уход – инъекций, перевязки, внутренние вливание, кормление,
личную гигиену, частичную реабилитацию больных. Члены сестричества не
только несут послушания в 1-й градской больнице, опекая одиноких больных и
осуществляя патронажную службу на дому, но и занимаются с детьми-сиротами,
посещая детский дом № 12, Свято-Димитриевский приют, приют для
несовершеннолетних детей города Москвы, помогая заключенным, а также
социально не обеспеченным слоям населения и больницам.
Не меньше в этом направлении трудится и приход святителя Митрофана
Воронежского. При нем организован Медико-просветительский центр «Жизнь»,
который ставит своей целью информировать россиян о таком тяжком греховном
явлении, как аборт. За три года сотрудниками Центра прочитано около 800
лекции в школах, училищах, институтах. Проведено более десятка разных
передач, семь телепрограмм и более 20 публикации в различных изданиях,
посвященных этой тематике. Общий тираж брошюр и листовок достиг миллионов
экземпляров. Установлены связи с 598 медицинскими учреждениями, куда
регулярно направляются издания Центра. Существует патронажная, окормляющая
8 тяжелобольных людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться.
Активно занимается благотворительной деятельностью и братство
святителя Филарета, митрополита Московского, при храме Всех Святых б.
Новоалексеевского монастыря, готовящего открытие богадельни при данном
приходе. Систематически оказывается помощь неимущим, престарелым, слепым,
многодетным благодаря постоянным доставкам гуманитарной помощи по каналам
братства из США и Бельгии.
Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах.
Реформы и духовное возрождение нашего общества в немалой степени
коснулись и воинских коллективов Российской Армии. В 1996 г. мы стали
свидетелями тесного и плодотворного сотрудничества российского воинства и
Православной Церкви. Такое сотрудничество – веление времени, оно
обусловлено возрождением государственно-патриотической идеи и лучших
традиций верного служения Отечеству.
Чуть больше года прошло с того момента, как был образован Синодальный
отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными
учреждениями, но первые итоги его деятельности видны уже сейчас.
На сегодняшний день подписаны совместные заявления с пятью
министерствами и ведомствами, имеющими воинский контингент. Совместно с
Федеральной пограничной службой утвержден перспективный план взаимного
сотрудничества. Кроме того, в развитие и дополнение начатого сотрудничества
с Министерством внутренних дел было подписано Соглашение о сотрудничестве,
где предусмотрен ряд мероприятий, основная цель которых – преодоление
духовно-нравственного кризиса, укрепление правопорядка и законности.
Готовится к подписанию подобное соглашение с Министерством обороны, где
будет предусмотрено развитие отношений в вопросах патриотического
воспитания, духовно-нравственного просвещения военнослужащих, определены
практические шаги реализации их религиозных потребностей [14][84].
Хочется отметить, что хотя с Министерством обороны взаимных
мероприятий было больше, чем с кем-либо еще, но и остальные ведомства не
оставались в стороне. Священники Отдела по взаимодействию с Вооруженным
Силами и правоохранительными учреждениями в дни праздников посещали
госпиталь в Балашихе, поздравляли раненых воинов с праздником и вручали им
подарки.



Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в
социальной области.
В этой связи был создан Общественный совет, в состав которого вошли
руководители научных центров, известные политические и культурные деятели.
РПЦ предпринимаются усилия для налаживания контактов с благотворительными
фондами других конфессий – мусульманскими, буддийскими, используется опыт
зарубежных благотворительных организаций, усилия отдельных граждан.
Итак, в настоящее время значительно активизировалась благотворительная
деятельность верующих Русской православной церкви. Возникло много
православных благотворительных фондов и обществ, целью которых является
милосердно-благотворительная деятельность, консолидация прогрессивных сил
России и других стран во имя возрождения и развития традиций христианского
милосердия, содействие в реализации инициатив, связанных с гуманностью,
милосердием и благотворительность организаций и граждан, формирование и
финансирование целевых проектов и программ, прежде всего в сфере
здравоохранения и социального обеспечения, организации домов общественного
призрения для неимущих и обездоленных.
Деятельность православных благотворительных организаций, обществ,
фондов направлена на оказание помощи отдельным лицам, в ней нуждающимся, и
целым социальным группам (например, беженцам, мигрантам и т.п.), на
финансирование и организацию социальных программ благотворительного
характера (их направленность варьируется в зависимости от целей того или
иного фонда, от создания сети благотворительных столовых, магазинов,
раздаточных пунктов, центров социальной адаптации до медицинской помощи и
заботы о детях, помощи заключенным, воплощения принципов христианского
милосердия в области просвещения и воспитания, участия в практическом
возрождении православных милосердия и благотворительности, православных
святынь и т.п.); на изучение отечественного и зарубежного опыта милосердно-
благотворительной деятельности и др.
Вместе с тем следует отметить и существующие проблемы в организации
усилий тех лиц и организаций, которые хотят приобщиться к милосердно-
благотворительной работе церкви. В первую очередь это связано с пока еще
ощутимым недостатком опыта. Обмен опытом, координация милосердно-
благотворительной деятельности между православными, иными религиозными и
светскими организациями является сегодня насущной необходимостью в развитии
милосердно-благотворительной деятельности в России и странах СНГ.
Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах милосердия и
благотворительности оказывает Отдел церковной благотворительности и
социального служения, включая и конкретную материальную помощь, и
консультативное содействие. Отдел выпускает ежемесячный вестник «Диакония»,
рассылаемый во все епархии. В целом институт милосердия Русской
православной церкви представляется организованным и упорядоченным на основе
согласия по проблеме милосердия сообществом верующих, где рациональные
установления определяют не только права и обязанности членов сообщества, но
и фиксируют источники финансирования и поддержки милосердно-
благотворительной деятельности со стороны различных социальных институтов,
спонсоров. Нормальное функционирование этого института зависит от
совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями
общества, христиан с представителями других конфессий, а также неверующими.

При изучении опыта милосердно-благотворительной деятельности Русской
православной церкви следует иметь в виду особенности ее исторической
эволюции. Если до эпохи Петра I благотворительная деятельность среди
населения целиком находилась в руках церкви и монастырей, то начиная с
XVIII в., когда церковь была подчинена государству, размеры этой
деятельности значительно сокращаются. Социальной работой среди населения
начинают заниматься, прежде всего, государственные (светские) учреждения.
Оживление милосердно-благотворительной деятельности церкви наступило после
1905 г., чтобы исчезнуть после 1917 г.
В настоящее время начинается по существу новый этап в милосердно-
благотворительной деятельности православия. Развитие этой деятельности
наталкивается на недостаток материальных средств. Поиски этих средств
ведутся по разным направлениям, в том числе и на путях развития
предпринимательско-хозяйственной деятельности церковных организаций и
монастырей, обращения к помощи спонсоров, меценатов и т.п.
При налаживании контактов, особенно на местах – в епархиях и приходах,
между светскими социальными работниками и представителями православных
организаций можно столкнуться с тем фактом, что последние порою склонны
осуществлять социальное служение по преимуществу среди единоверцев. Вместе
с тем деятели Русской православной церкви отмечают и прямо противоположный
факт. Так, профессор-протоиерей Глеб Каледа свидетельствует: «…Организаторы
православного милосердия отмечают, что часто легче привлечь людей с добрым
сердцем, но почти неверующих или неофитов, недавно крещенных и
воцерковляющихся, чем так называемых церковных православных людей»
[15][85].
За годы своего существования Русская православная церковь накопила
большой опыт милосердно-благотворительной деятельности, которая сегодня
активно возрождается. Конечно, как и всякий иной, этот опыт имеет не только
достоинства, но и недостатки, но в целом он может во многом послужить
духовному возрождению нашего Отечества. «А ведь духовное возрождение – это
не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов
в душах людских, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных
когда-то русскому Православию».
Такова распространенная работа, которую РПЦ проводит в сфере
социального служения [16][86]. К сожалению объективная социально-
экономическая ситуация в стране свидетельствует о том, что необходимость в
подобной работе не только еще долго будет существовать, но с каждым годом
будет увеличиваться.



Литература

1. Архиепископ Никодим Мир и свобода (доклад
на религиозной конференции в Голландии) // Журнал Московской патриархии.
– 1963. – № 1. – С. 39 – 44.
2. Благотворительность и милосердие: Сб.
науч. тр./ Федер. служба занятости России, Поволж. фил. рос. учеб.
центра; Под. общ. ред. акад. В.Н. Ярской. учеб центра. Нижний новгород,
1997. – 242 с.
3. Вучетич Е. Проблема общественного служения
в работах М.М. Тараева // Журнал Московской патриархии. – 1992. – № 9. –
С. 45 – 46.
4. Голубинский Е.Е. История русской церкви. –
М.: 1997. – 926 с.
5. Донской юридический институт: Учёные
записки. Т. 7. Римский С.В. Русская православная церковь в ХIХ в./
Ответственный редактор Е.И. Дулимов. – Ростов-н/Д.: ДЮИ. – 1997. – 384 с.
6. Доклад Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля
1997 г.) // Журнал Московской патриархии. – 1997. – № 3. – С. 12 – 82.
7. Ежегодное Епархиальное собрание города
Москвы. // Журнал Московской патриархии. – 1997. – № 2. – С. 16 – 33.
8. Изборник 1076 года: [Тексты и
исследования]./ Под ред. С.И. Коткова. – М.: Наука. –1965. – 1091 с.
9. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т.
Т. 1.: Очерки по истории русской церкви. – М.: Изд-во Терра, 1992. – 568
с.
10. Климов С.В. Христианский смысл милосердия //
Милосердие: Учеб. пособие / [Горбунов В.В., Вихнових В.Л., Зуев С.В. и
др.]; [Под ред. Мчедлова М.П.]; Рос. независимый ин-т социал. и нац.
пробл., Исслед. центр «Религия в соврем. о-ве», Акад. социал. работы. –
М.: Росспэн, 1998. – С. 23 – 89.
11. Концепция возрождения духовного просвещения и
благотворительности // Журнал Московской патриархии. – 1991. – № 7. – С.
40 – 42.
12. Международная конференция «Роль религии в
профилактики наркомании и превентивном антинаркотическом образовании» //
Журнал Московской патриархии. – 1996. – № 4 – 5. – С. 30 – 37.
13. Монастыри в Российской Империи / [Исполн.
В.В. Зверинским]. – СПб.: Центр. стат. ком. м-ва внутр. дел, 1887. – 106
с.
14. Писемский В. и др. Православие и экономика //
Журнал Московской патриархии – 1992. – № 9. – С. 40 – 45.
15. Протоиерей М. Чельцов. Православное
пастырство и общественная деятельность. // Журнал Московской патриархии.
– 1994. – № 10. – С. 96 – 111.
16. Профессор протопресвейер В. Боровой. Церковь
Христова, её природа. Автокефальные поместные Церкви // Журнал Московской
патриархии. – 1993. – № 10. – С. 8 – 19.
17. Русское православие: вехи истории./ Науч.
ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с.
18. Святейший патриарх Алексий II: О социальном
служении церкви. I пленум Советского фонда милосердия и здоровья //
Журнал Московской патриархии. – 1991. – № 7. – 39 – 40.
19. Святой Иоанн Кронштадский в воспоминаниях
современников / [Сост., авт. предисл. и комент. С.Л. Фирсов]. – М.:
Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т: Братство во Имя Всемилостивого
спаса, 1994. – 207 с.
20. Темникова Л.А. Благотворительность в
контексте духовного развития общества / Калуж. гос. пед. ун-т. – Калуга,
1996. – 93 с.

-----------------------







Реферат на тему: Русская социология

Русская социология и русские социологи
(Н. Кареев, П. Сорокин и др.).


План


1. Возникновение социологии в России.

2. Русские социологи.

Список используемой литературы.
1. Возникновение социологии в России.

Возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими, прежде
всего в экономической сфере и потребовавшими знания об обществе как
целостной взаимосвязанной системе. Особенность России второй половины XIX
в. заключалась в том, что эти процессы сталкивались в ней с болезненной
ломкой крепостнического уклада, архаическими традициями и как следствие –
усложнённой социальной структурой общества. Вызванная социально-
исторической реальностью интеллектуальная потребность в ориентации на
научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с
общественным целым, предрасположенность к точному, практичному пониманию
жизни, какой она представляется строгому наблюдателю, привели к тому, что
социология в России возникла именно в традиции позитивизма. Многие русские
социологи – позитивисты получили весьма широкую мировую известность и
признание (М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, П.А. Сорокин).
В России повсеместно распространялись идеи О. Конта о необходимости
создания социологии как "естественной науки о человечестве", которая могла
бы способствовать рациональной организации общества.
На первом этапе своего становления, хронологические рамки которого могут
быть определены 60 – 80-ми годами XIX в., социология в России развивалась в
рамках натуралистического и психологического направлений. К первому можно
отнести школы географического детерминизма (Л.И. Мечников) и органицизма
(А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд). Что касается психологического
направления, то оно представлено именами Е.В. Роберти, Н.И. Кареева, Н.М.
Коркунова и др.. Теоретической основой позитивизма были идеи об
исторической эволюции человеческого общества, закономерностях общественного
развития, прогресса. Особенность каждой школы, каждого направления и
исследователя определялось абсолютизацией той или иной стороны общественной
жизни, которой придавалось особое значение социально-историческом процессе.
Так, географическая школа выделяла значимость географического фактора
(климата, ландшафта, системы рек). В социологической теории Л.И. Мечникова
ведущая роль в социальном прогрессе общества отводилась системе рек, морей
и океанов, ибо история свидетельствовала: в долинах рек складывались первые
цивилизации (Древний Египет, Индия, Китай, Ассиро-Вавилонское царство),
жизнь там требовала от людей кооперативного труда, совместной деятельности,
солидарности. На географическом факторе жизни общества Л.И. Мечников
основывал идею закономерности общественного развития и социального
прогресса.
Ведущее положение в русской социологии это направление не заняло, как и
другое – органицизм, которое представляла общество ("социальное тело") в
качестве живого целостного организма и отождествляло социальное с
биологическим, социальную структуру общества с разделение функций между
отдельными органами живого организма. В рамках этого направления следует
особо выделить взгляды А.И. Стронина, считавшего, что социология должна
быть "аналогичной с физиологией" (именно это подверг резкой критике Н.К.
Михайловский); П.Ф. Лилиенфельда, отождествлявшего социальное и
биологическое, поскольку он полагал, что общество живёт той же жизнью, что
и все биологические организмы. Идей Лилиенфельда оказали влияние на взгляды
западных органицистов.
Психологическое направление в русской социологии связано с обращением к
психологии как основе человеческого общества. Это направление (Е.В.
Роберти, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов) выдвигала на первый план значимость
психологических основ формирования социального самосознания индивида и
группы. Один из виднейших представителей психологического направления Е.В.
Роберти подчёркивал, что задача социологии – "познание законов
психологического взаимодействия". В той или иной степени элементы
психологизма заметны и у представителей "натуралистических" направлений.
В 90-е годы XIX в. в результате кризиса механического естествознания
усиливается антипозитивистское течение, выступавшее против
естественнонаучных методов изучения общества, эволюционизма и сближения
социологии с естествознанием. Положение О. Конта о том, что социология
должна стать "социальной физикой", в среде русских учёных вызывает не
удовлетворение, а прогнозы позитивистской социологической мысли о создании
рационально организованного общества кажутся всё более иллюзорными. По
мнению антипозитивистов, нельзя рассматривать общественную жизнь как
механически закономерный, естественнонаучный процесс, а необходимо изучать
механизм действия, мотивы поведения индивидов, социальных групп,
общественных институтов, подходя к индивиду как к субъекту, обладающему
личностной анатомией.
Интерес к Гегелю, Шеллингу, Фихте, Канту выдвигает на первый план духовно-
ценностную проблематику. В этот период, отмечал П.Б. Струве, происходит как
бы "отставка разуму". Доминирующим для многих исследователей становится
лозунг "назад к Канту". Русское неокантианство было представлено именами
А.С. Лаппо-Данилевского, Б.А. Кистяковского, В.М. Хвостова, Л.И.
Петражицкого, П.И. Новгородцева, П.Б. Струве и др.
В целом неокантианство, безусловно, расширило круг проблем, охватываемых
социологией, и фактическую базу для её выводов и обобщений. Идея
соответствия реальностей внешнего мира логическим построениям позитивизма
объявлялась не состоятельной. Прежде чем строить науку об обществе, считали
представители антипозитивизма, необходимо уяснить его духовный и этический
основания, которые предопределяет специфику социального мира, то есть
ценности человеческой жизни, "высшие продукты человеческого духа". По всем
этим проблемам русское неокантианство находилось в резкой конфронтации не
только с позитивизмом, но и марксизмом.
Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением
неопозитивизма. Отказ от абсолютизации позитивистского эволюционизма и
неокантианской нормативно-ценностной интерпретации социальной картины мира
нацеливало социологию этого периода на исследование социального поведения.
Объектом внимания становятся социальные группы, отношения между ними,
проблемы стратификации. Представители этого направления считали, что
социальный мир, его законы, нормы культуры находятся в общем ряду "законов
Вселенной" и проявляют себя в совокупности взаимоотношений, связи,
поведения. В этих связях, поведении материальное и духовное сливаются в
единое целое, и они социальны по своей природе. Устойчивые формы
взаимодействия, общение, поведение формируют социальную структуру общества.

Неопозитивизм ориентируются на функционализм, на выделение в системе
общественных отношений исследуемых отношений объектов и изучение
взаимосвязей между ними. Он рассматривает социальные процессы, механизм
действия общественных явлений (процесс их изменения, воспроизводство,
самоподержания или разрушения).
Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества направлены
на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и законам,
действующим в сфере природы, хотя социальные явления и закономерности
общественного развития обладают спецификой. Задача социологии – определить,
в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли
они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной,
"чистой" наукой эмпирического характера, реализовать идеал "описательной
науки".
Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и
социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные
модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения
социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда
присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные
ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и
неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России
не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией
российской социологической мысли.
В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих
собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она
испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного
аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И
несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии,
появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных
социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по
социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации,
появляются учебники.
Становление социологической мысли в России сопровождалось резкой
конфронтацией немарксистской и марксистской социологии. Она шла не только
по теоретическим и идейным, но и по политическим вопросам, тем более что
большинство русских социологов активно занимались политической
деятельностью или были с ней связанны. Конфронтация немарксистской и
марксисткой социологии – это, конечно, предмет социального исследования,
требующий нового осмысления. Что же касается российской социологии,
представленной названными направлениями, то начавшийся после Октябрьской
революции процесс жесткой идеологизации всей системы образования и
университетской среды практически прервал развитие немарксистской
социологии.

2. Русские социологи.

Дадим краткий анализ взглядов отдельных русских социологов.
Николай Константинович Михайловский (1842-1904) – один из лидеров
русского позитивизма, автор "субъективного метода" в социологии. Стройная
система его взглядов в цельное мировоззрение способствовали тому, что в
конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли.
Н.К. Михайловский считал, что нельзя относится к обществу как агрегату
физических тел и явлений. Социолог в отличие от естествоиспытателя, биолога
не может строить свою науку, науку об обществе, беспристрастно, так как
объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность,
поэтому социолог – "наблюдатель" не может не ставить себя "в положение
наблюдаемого". Михайловский был ярким индивидуалистом. Для него критерии
блага реальной личности стал тем краеугольным камнем, на котором он
возводил всю свою систему социологических воззрений. Личность, утверждал
учёный, весома только в общественной среде, личность и общество дополняют
друг друга. Всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление
общественного – вред личности. Сама личность – это человек, пытающийся
синтезировать личную пользу с общественной.
Михайловский отрицал право "высшей гармонии" за обществом – организмом,
если из человека делают лишь средство для процветания этого организма.
Развитие по органическому пути с его разделением труда превращает реальную
личность в "палец от ноги". Для Михайловского "желательно", чтобы общество
пошло по пути прогрессивного развития, развития "надорганического", где
широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а
"кооперацией простого сотрудничества".
В социологии, считал Михайловский, надо пользоваться не только
объективным, но и субъективным методом исследования, категориями
нравственности и справедливого. В реальном мире необходимо действовать в
соответствии с целями и "общим идеалом", а не переносить механически на
человеческое общество причинность, проявляющуюся в природе. Только
определив цель, можно определить пути практической деятельности,
пренебрежения к целям и идеалам неизбежно ведёт к ультраиндивидуализму, к
взгляду на жизнь как на процесс, где каждый заботиться только о себе, ведёт
себя так, как ему заблагорассудится, не интересуясь общественными делами,
не стремясь к социальному идеалу, а следовательно и к собственному
совершенству и к совершенству общества в целом. Объективизм есть позиция
чистого разума, субъективизм – нравственный суд свободной воли, и здесь
одно не отрицает, а лишь дополняет другое. В свою формулу прогресса
Михайловский включает субъективно-этический момент, считая справедливым и
разумным только то, что приближает личность к её всестороннему развитию и
целостности.
Одно из направлений неокантианства в российской социологии было
представлено "легальным марксизмом". Среди теоретиков этого направления
важное место занимал Пётр Бернгардович Струве (1870-1944). Именно он первым
преодолел господствующий материализм… и позитивизм, первый ознакомил
русскую публику с немецким неокантианским критицизмом и идеализмом… П.Б.
Струве считал, что цель развития – всесторонне развитая личность, а
общественная организация – средство достижения этой цели, если "современное
культурное человечество" хочет идти путём прогресса. Единственно возможной
формой общественного прогресса, по мнению Струве, является путь реформ.
Работы П.Б. Струве "Метафизика и социология", "Социальная и экономическая
история России с древнейших времён до нашего, в связи с развитием русской
культуры и ростом российской государственности" определяют социологию как
систему "свободного взаимодействия между единичными конкретными существами,
носителями спонтанной активности".
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из виднейших
представителей неопозитивизма, оказал большое влияние на развитие всей
социологии XX в. По его собственному признанию, в России он стал
исследовать сущность такого явления, как социальные условия. В основном
труде – двухтомной "Системе социологии" он формулирует теоретические основы
своей системы – теории "социальной стратификации" и "социальной
мобильности" (им же эти термины были введены в научный оборот).
Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение,
социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в
качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Сами
социальные группы делятся им на неорганизованные и организованные. Особое
его внимание сосредоточено на анализе иерархической структуры
организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои),
выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам.
Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе с
"процветающей демократией". В любой неорганизованной группе можно менять
формы стратификации – смягчать или ужесточать её, но нельзя её "отменить",
уничтожить.
Наряду со стратификации П.А. Сорокин признаёт наличие в обществе и
социальной мобильности. Она может быть двух типов – горизонтальной и
вертикальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной
позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения как внутри социальной
группы, так и между ними.
Николай Иванович Кареев (1850-1931) – один из наиболее крупных русских
учёных конца XIX в. – начала ХХ в. Историк, философ, социолог, педагог и
общественный деятель. Уникальна и сома личность Н.И. Кареева: он родился
ещё при крепостном праве, пережит трёх царей и одного "вождя", видел войны
и революции и умер, прочитав статью Сталина "Головокружение от успехов".
"Сочинение г-на Кареева превосходно…" – отозвался о нём Карл Маркс в
одном из своих писем. Этот отзыв долгое время служил Карееву своего рода
талисманом, защищающим его от "нападений" советской власти. Лишь в самом
конце жизни ему устроили "разнос" и стали как будто бы уже добираться, но
он – в ожидании "нового нападения" – 18 февраля 1931 года скончался.
Библиография трудов Н.И. Кареева впечатляет, но ещё больше впечатляет его
архив, часть которого храниться в Отделе рукописей Российской
государственной библиотеке. Архив содержит материалы весьма обширной
переписке учёного, рукописи его книг и статей и, что особенно важно,
рукописи и машинописи уже готовых сочинений, так и не вышедших в свет при
его жизни.
Список использованной литературы.

1. Бочкарёва В.Н. Становление социологии в России, основные направления
её развития. //Социально политический журнал, 1993 г., № 1-2.
2. Кареев Н.И. Основы русской социологии. //Социс, 1995 г., № 8.
3. Новиков Н. Исходные парадигмы русской социологии. //Свободная мысль,
1993 г., № 6.
4. Шамшурин В.Н. История русской социологии и интеллектуальная история.
//Социс, 1995 г., № 3.
5. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России.
//Социс, 1995 г., № 11.






Новинки рефератов ::

Реферат: Витамин В1 (Химия)


Реферат: Проектирование командно-измерительной радиолинии системы управления летательным аппаратом (Радиоэлектроника)


Реферат: Методика изучения и использования во внеклассной работе истории населённых пунктов Белгородской области (На примере посёлка Прохоровка) (Педагогика)


Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Бухгалтерский учет)


Реферат: Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора (Искусство и культура)


Реферат: Доступ СМИ к информации (Право)


Реферат: Рынок вооружений (Международные отношения)


Реферат: Русская Правда - кодекс древнерусского права (История)


Реферат: Бенчмаркетинг (Менеджмент)


Реферат: Лингвистический фон деловой корреспонденции (Linguistic Background of Business Correspondence) (Иностранные языки)


Реферат: Библия Барнабы (Избранные главы из Евангелия от Варнавы) (Религия)


Реферат: Затраты и издержки предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Розвиток страхування (Страхование)


Реферат: Искусство Рима 1-3 вв. н.э. (История)


Реферат: Культ мертвых и миф об Осирисе (Культурология)


Реферат: Игра Что?Где?Когда? на Паскале (Программирование)


Реферат: Нигерия (География)


Реферат: Бизнес-план организации производства прибора "Техно Дент 4" на предприятии "НЗ" (Менеджмент)


Реферат: Образование 19в в Казани (История)


Реферат: Страхование (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист