GeoSELECT.ru



История / Реферат: Песков А.М. Павел 1 (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Песков А.М. Павел 1 (История)



Оглавление
Стр.

Введение 2

1. О книге А. М. Пескова Павел 1 3

Заключение 9

Список использованной литературы.


Введение


Песков Алексей Михайлович родился 31 декабря 1953 г. в г. Москве.
Окончил филологический факультет МГУ (1976). Кандидат филологических наук
(1972), доктор филологических наук (1996). Доцент кафедры истории русской
литературы филологического факультета (1991). Член союза писателей РФ.
Область научных интересов: история русской литературы ХVIII- первой
половины ХIХ в.. Тема кандидатской диссертации "Буало в русской литературе
ХVIII - первой трети ХIХ в". Тема докторской диссертации "Жизнь и
творчество Е.А.Боратынского. Научная биография".
За время работы в МГУ им прочитаны общие лекционные курсы: «История
русской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой половины
ХIХ в.» и спецкурс по истории идеологий в России (ХVII-ХIХ вв.). Ведет
спецсеминар по проблемам историко-литературного комментария к произведениям
ХVIII-ХIХ вв. Подготовил 2 кандидатов наук. Автор предисловий и
комментариев к отдельным изданиям сочинений русских писателей ХVIII и XIX
вв.
Основные труды:
"Буало в русской литературе ХVIII-первой трети ХIХ в.",
"Боратынский Ю. Истинная повесть",
"Павел Первый, или 7 ноября"

О книге А. М. Пескова Павел 1


В 1796 году скончалась Екатерина II, и на престол восходит ее сын
Павел Петрович, прождавший очень долго часа. Очень много вдруг стали
писать, размышлять о Павле Петровиче, который выглядел когда карикатурой, а
сейчас бросаются во многие крайности: или он вообще светоч, дивный гений,
или опять же карикатурная фигура, которая отправляет полками в Сибирь и
возвращает свои приказания через 5 минут после.
Итак, царствовать Павел I начал в ночь с 6 на 7 ноября 1796 года.
После того, как скончалась Екатерина. В памяти потомков его царствование
осталось как череда мрачных анекдотов. Достоверность большей части этих
анекдотов проверить нельзя, но процитировать некоторые из них можно.
Например, анекдот, который запечатлен одним из юмористов. "Некий бригадир
Игнатьев убежал от своей жены в Киев. Там, сказавшись холостым, он женился
на дочери генерал-лейтенанта Нилуса. Через год первая его жена, узнав о его
вторичном браке, подала прошение на высочайшее имя. На него последовала
такая резолюция: "Бригадира Игнатьева привезть из Киева в Москву и велеть
ему жить по-прежнему с первой женою, а второй его жене быть по-прежнему
девицей Нилус".
Все знают анекдот о подпоручике Киже, и все, вероятно, знают о том,
что люди, которые пережили эту эпоху, вспоминают ее со страхом. "Время это
было самое ужасное. Государь был на многих в подозрении, сердце болело,
слушая шепоты, и рад бы не знать того, что рассказывают. Словом, ежедневный
ужас". Это воспоминание человека, который пережил эту эпоху, воспоминание,
сделанное через несколько лет. А вот из письма 1800 года одного из
высокопоставленных лиц к другому. Один пишет другому за границу: "Тирания и
безумие достигли предела". Как вспоминал один мемуарист, он спрашивал
впоследствии одного из сенаторов: "Почему же так страшно было жить?" И
отчасти этот сенатор объяснил. Он сказал, что "с великим прискорбием
принужден был подписать кнут и ссылку сыну короткого знакомства своего, да
и безвинному почти". Для чего же? Боялись иначе. Боялись поступать так,
чтобы государь не прогневался на тех, кто исполняет его волю. Боялись даже
перечить в мелочах.
Скорее, даже опережали желание государя наказать построже. И можно
сказать, что если хорошенько исследовать эту эпоху, то можно было бы,
наверное, половину анекдотов просто отмести, а половине найти какое-то
разумное и целесообразное объяснение. Скажем, например, запрет на быструю
езду извозчиков наверняка последовал после того, как извозчики стали давить
много народу. А, запрет выставлять горшки на внешнюю сторону окна. Когда
упало что-нибудь.
Вероятно, многим нелепым указам можно найти какое-то логическое
объяснение. Надо сказать, что Павел, при своем коротком царствовании, а
царствовал он 4 года и 4 месяца, создал такую вертикаль власти, которая, в
общем и целом, сохранялась на протяжении почти XIX века, и можно сказать,
до 17 года. Император во главе, далее генерал-прокурор, далее то, что уже
при царствовании Александра, сразу, вскоре после убийства Павла I, было
названо министром. Министерства введены были Александром. Министерство –
это орган, который единоначально управляется, в отличие от коллегий,
которые ввел в свое время Петр I.
Так вот, император, генерал-прокурор, первоприсутствующий в коллегии,
а фактически министр, и наконец, губернатор. Такая жесткая вертикаль власти
была выстроена Павлом. Павел принял ряд постановлений, касающихся
урегулирования системы крепостного права. Например, в момент его коронации
наряду с самым главным актом, который он мечтал обнародовать, когда придет
к власти, а это акт о престолонаследии. То есть впервые в XVIII веке было
официально зафиксировано, как должна передаваться власть от монарха к
монарху. Петр I, как известно, не оставил подобного завещания. Так вот,
наряду с этим актом о престолонаследии был принят отдельный акт, касающийся
системы крепостного права, в частности было запрещено помещикам принуждать
крестьян работать в воскресные и праздничные дни. И было высказано в этом
акте пожелание, чтобы крестьяне работали на помещика не более трех дней в
неделю. Был принят еще целый ряд актов. Так что нельзя в целом сказать, что
Павел или суровый крепостник, или антикрепостник.
Можно сказать так, что он, как и всякий просвещенный человек XVIII
века, совершенно не приветствовал систему личной зависимости крестьянина от
помещика. Поэтому характерен один из его указов о том, что крестьян можно
продавать только вместе с землей.
Екатерина допускала очень большие степени собственными же
пожалованиями. Тем не менее, например, генерал-прокурор Волконский почти
все ее царствование оставался в должности, хотя лично он был малоприятен
ей. Словом, для Екатерины важно было то, чтобы люди, которые управляют
государством, были разумные, понимали толк в своем деле и качественно
работали. А у Павла была совершенно иная установка. У него была установка
не на человека, а на закон. И поэтому такое бешеное законотворчество в его
4 года и 4 месяца. Он хотел сделать, в общем-то, несбыточное: создать такую
систему законов, при которой неважно, кто занимал бы соответствующий пост,
главное, что попав на этот пост, человек просто выполнял бы законы, и все
бы шло правильно. Поэтому, и такое отношение к армии: это не просто
игрушки, а как к некоей системе, где все действует, очень коротко, ясно и
понятно.
Постольку, поскольку в бытность великим князем основная сфера его
деятельности (а он был очень энергичным и деятельным человеком от природы,
то, что можно назвать холериком) была заключена преимущественно в
командовании теми отрядами, которые были выделены ему для охраны. Почему
так произошло, я думаю, мы еще поговорим, почему так получилось в последние
10 лет жизни Екатерины. Но получилось так, что вся его деятельность
оказалась сосредоточена на его военных отрядах. Да, он там создал
замечательную дисциплину, из его отрядов вышли люди, которые потом стали
реформировать армию. В частности, всеми проклятый Аракчеев был реформатором
русской артиллерии. И, как вспоминал один из современников, очень многие в
то время, когда стали вводить новый тип пушек, противились этому, говоря:
"как же так можно отказываться от пушек, которыми громили турок на берегах
Кагула и Рымника?" Тем не менее, со временем выяснилось, что именно эти
пушки и должны стрелять уже во время следующих войн.
Словом, Павел во время своей деятельности на посту монарха старался
ввести жесткий порядок. Я бы сказал, если пытаться формулировать какими-то
лозунгами смысл его царствования, то можно было бы назвать несколько таких
пунктов. Это порядок, дисциплина, законность и справедливость. То, что он
пытался сделать. При этом он старался участвовать буквально во всех делах,
особенно поначалу. День его начинался в 5 часов утра. Он принимал
министров, давал им указания, затем сам внезапно являлся в какие-нибудь
учреждения проверять деятельность и прочее. При этом нередко обнаруживались
действительно серьезные злоупотребления, которые он мог устранить, но
другое дело, что когда люди, управляющие страной, живут в постоянном
страхе, что сейчас приедет государь, и если в их ведомстве будет что-то не
в порядке, то немедленно полетят их головы.
То тут они стараются сделать так, чтобы государь нашел еще больший
порядок, чем он хочет. Соответственно, степень строгости, дисциплины и т.д.
усиливалась по мере того, как она адаптировалась конкретными полковниками,
сенаторами, судьями и т.д. Приведу один пример, казусный, конечно же, из
дел судопроизводства. Этот пример хорошо свидетельствует, что дела в сфере
судопроизводства обстояли ко времени вступления Павла на престол не самым
лучшим образом.
Вот какая история. Дворяне Рязанской губернии Антон Тарасов и
Григорий Конев были схвачены и посажены под арест в 1757 году по обвинению
в грабеже. Дело происходило в конце царствования Елизаветы Петровны. Дело о
них шло по разным инстанциям, и наконец, в 1782 году было представлено в
сенате. Прошло 25 лет, пока они находились под следствием. А в следующем
году, в 1783-м, императрице представили на подпись приговор о лишении их
дворянства и ссылкой на поселение. Екатерина так до своей кончины и не
рассмотрела доклада, и он оставался среди бумаг в ее кабинете. Когда Павлу
было доложено о том, он спросил, живы ли преступники. Оказалось, они 40 лет
находились под стражей, ожидая решения своей участи. Резолюцией 13 августа
1797 года Павел приказал их освободить, вменив долговременное содержание
под стражей в наказание.
Знак его собственного стремления быть во всем справедливым. И когда
он, например, строит так, чтобы в западных газетах было напечатано письмо
из Петербурга о том, что Павел готов выступить в качестве участника
коллективной дуэли между монархами, чтобы решить все европейские споры, то,
с одной стороны, конечно же, эта демонстрация его личного стремления, но, с
другой стороны, в общем-то, - это политическое действие. Он хочет быть
посредником в Европе. И я бы сказал, что сам вызов на дуэль монархам Европы
– это, конечно же, диковатая, с точки зрения окружающей публики, акция, но
тем не менее, это акция, которая коренится не только в личном характере
Павла. Она коренится, вообще, в той международной политики России, которую
Россия вела на протяжении 60 лет до Павла. Ибо начиная с 40-х годов XVIII
века российская армия уже настолько признавалась в Европе, и вообще, Россия
была таким страшным военным соперником, что несколько раз в достаточно
критические моменты именно русские посланники диктовали на различного рода
конгрессах волю русских императриц. Был случай, когда прекратилась война
только потому, что 30-тысячный русский корпус выступил за пределы России
для того, чтобы поучаствовать в этой войне. Словом, представление о России
как посреднице в европейских делах уже прочно укоренилось к концу XVIII
века, и Павел мыслил себя продолжателем этого дела своих предшественниц:
Екатерины, Елизаветы.
Но при этом Павел не ведет и практически отказывается от
долговременных войн за присоединение новых территорий. Он фактически
концентрирует армию внутри и в таких походах, как тот же самый альпийский
Суворова будет.
Первое, что он сделал, когда пришел к власти: он отменил рекрутский
набор, который был назначен Екатериной. Он объявил о том, что Россия не
участвует в войнах, что России нужно укреплять, прежде всего,
обороноспособность. Действительно, он полагал, что армия развалена, и что
армию надо укрепить, и необходимо время, для того чтобы это сделать. Но уже
через 1,5 года после того, как он пришел к власти, в 98 году европейские
политические обстоятельства вынудили его начать военные действия уже в
Европе. А так как он, конечно же, был противником всяких революций,
республик и прочее, естественно, категорически возмущался якобинством во
Франции, то послать войска против войска революционной Франции он считал
делом совершенно необходимым, именно как одно из дел, благодаря которому
могут быть восстановлены монархи в Европе.

Заключение


"Когда Иван IV пролагал нам дорогу в Царствие Небесное, - пишет он, -
его трепетали и всепреданнейше возгласили Грозным. Когда Пётр I
апостольским жезлом вбивал в нас сознание исторического долга перед
отечеством - его ужасалися и всеподданнейше нарекли Великим. Когда за то же
самое принялся Павел I - его убили". Таким вопросом задаётся современный
исследователь Алексей Михайлович Песков, автор весьма интересной монографии
"Павел I"
Сам же указанный историк намечает и ответ на прозвучавший вопрос. Он
говорит о Павле I: "У него были не те современники. Они быстро угадали его
мифологическую сущность, и его царствование скоро разменялось на цикл
скверных анекдотов. В сюжетах этого длинного цикла, как в кривом зеркале,
напечатлелись все черты его исторического сана. Царский гнев предстал
истерикой душевнобольного, царская воля - манией идиота, царская милость -
капризами деспота, царский суд - расправой тирана. Сам же император Павел
Первый превратился в карикатуру на Петра Великого".

Список использованной литературы.


1. Песков А.М. Павел 1. -М.: 1999. -421 с.
2. Сахаров А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX
века.—М.:АСТ,1996. – 544 с.





Реферат на тему: Петербургская Академия Наук в 18-19 веках

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. Герцена


Кафедра педагогики и психологии факультета начального обучения.

Реферат по теме



ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАУК В 18 - 19 ВЕКАХ.



студентки IV курса
2 гр. Четвертных
Светланы



Санкт-Петербург
1998

ПЛАН.



Основание Петербургской Академии наук … 3стр.


Академия наук в первой половине 18 в.. … 4стр.


Академия наук во второй половине 18 в … 8стр.


Академия наук в 19 в.. … 10стр.


Библиография … 12стр.



ОСНОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.

Эпоха Петра 1 принесла много преобразований в научную и культурную
жизнь России. Важнейшим мероприятием для развития науки была организация
Академии наук. Подготовка к этому делу велась с первых лет правления Петра.
Для этого проводились переговоры с крупнейшими представителями
западноевропейской науки и философии.
13 января 1724 г. Петр 1 подписал в Сенате «Определение об Академии»,
а 20 января он получил от лейб-медика Блюментроста составленный последним,
по-видимому по петровским указаниям, проект организации Академии, который и
явился ее первым уставом. На полях этого документа царем были сделаны
собственноручные добавления и поправки, после чего 22 января он был зачитан
в Сенате и утвержден Петром.
«Понеже ныне в России здание к возращению художеств [т. е.
практических знаний] и наук учинено быть имеет, - говорилось в «Определении
об Академии»,- того ради невозможно, что здесь следовать в протчих
государствах принятому образу; но надлежит смотреть на состояние здешнего
государства, как
в отношении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, через
которое не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним
временем распространилась, но и чрез обучение и расположение оных польза в
народе впредь была».1 Таким образом, перед Академией ставились не только
теоретические, но и практические цели - разработка и распространение
полезных практических знаний. В то же время петербургская Академия наук в
отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-
исследовательским, но и учебным заведением. Соединение в одном учреждении
научной и учебной функции «Определение» мотивировало настоятельными нуждами
страны. Для разрешения учебных задач при Академии были учреждены
Университет и Гимназия.
Как исследовательское учреждение Академия делилась на три класса:
математический, физический и гуманитарный.
В математический класс входили кафедры: 1) теоретической математики,
2) астрономии, географии и навигации, 3) и 4) две кафедры механики, которой
Петр придавал большое значение. Физический класс состоял также из четырех
кафедр: 1) физики теоретической и экспериментальной, 2) анатомии, 3) химии,
4) ботаники. Гуманитарный класс ограничивался тремя кафедрами : 1)
красноречия и древностей, 2) истории древней и новой и 3) «права купно с
полити-
кою и этикою».
Программа деятельности Академии не была скопирована с других Академий,
а являлась вполне самостоятельной, продиктованной потребностями быстро
развивающейся страны. В отличии от иностранных академий, которые в основном
подводили итоги научной работы, выполнявшейся другими учреждениями
(университетами, частными кабинетами и лабораториями), в России научная
работа велась в стенах самой Академии, в ее кабинетах, лабораториях,
мастерских.
Академия была «повинна все декуверты [открытия] рассматривать и свою
апробацию откровенно о том сообщать... 1. верны ли оные изобретения, 2.
великой ли пользы суть или малой, 3. известны ли оные прежде сего бывали
или нет»1 . Научно-исследовательская работа велась в Географическом
департаменте, в Библиотеке, Кунсткамере, в Физическом кабинете,
Астрономической обсерватории, Химической лаборатории, Анатомическом театре,
в Ботаническом саду. Высшим научным органом являлось Академическое
собрание, или конференция. Кроме научных исследований — «декувертов», —
академики обязаны были заниматься и популяризацией науки в виде латинских
«систем», т. е. курсов для студентов и ежедневного чтения хотя бы одной
лекции.

АКАДЕМИЯ НАУК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА.

На содержание Академии было назначено Петром Великим 24 912 руб. в
год. Академии предполагалось даровать право выбора пожизненного или
сменяемого один или два раза в год президента, а также право присуждения
академических степеней. Однако эти права наследниками Петра предоставлены
Академии не были, и за них тщательно боролся впоследствии Ломоносов.
Академии было поручено руководство переводческими работами, для чего
был учрежден Переводческий департамент и были приглашены люди, знающие
иностранные языки: Тарасий Постников, Иван Каргопольский, Иван Горлецкий и
др.. Для Академии временно отвели дом Шафирова на Петербургской стороне.
С августа 1725 г. стали собираться заседания Академической
конференции. Президентом был назначен ( а не выбран ) лейб-медик Л.Л.
Блюментрост, сын врача, приглашенного в Москву при царе Алексее.
Фактическое управление академическими делами вскоре перешло к
Канцелярии и ее секретарю, изворотливому карьеристу Шумахеру - человеку
деспотическому, невежественному в научных вопросах, но умевшему
прислуживаться президентам и находить у них опору. Составленный под его
влиянием в 1747 г. регламент, выработанный без участия академиков, лишь
подтвердил их незавидное, зависимое от Канцелярии положение, которое
Шумахер широко использовал во вред Академии и ее научной работе. Делавшиеся
попытки опрокинуть власть Шумахера обычно оканчивались его реабилитацией.
Некоторые крупные ученые уехали обратно за границу, не выдержав
шумахерского режима (среди них знаменитые математики Даниил Бернулли и
Леонард Эйлер). Зато в Академию проникали разные невежественные
авантюристы, пользовавшиеся расположением придворных временщиков. Учитель
детей Бирона француз Руа прочел в Академии доклад на тему «О надгробной
надписи на могиле Адама, предполагаемой на острове Цейлоне». Некоторые
академики (Байер, позднее Миллер) с одобрения двора занимались
распространением клеветнических вымыслов о русском народе и позорили его
прошлое.
Все же даже в мрачное время бироновщины внутри Академии шла большая
научная работа. Академией выполнялись важные работы по изучению природы и
производительных сил страны. В Географическом департаменте велось
географическое и картографическое дело. В 1735 г. были основаны
Историческое собрание и Российское собрание, поставившее себе целью
изучение и совершенствование русского языка. Научные издания Академии
—«Комментарии» и «Новые комментарии» — приобрели мировую известность.
В Анатомическом театре велись вскрытия трупов, имевшие большое
значение для успехов анатомии. В Обсерватории проводились астрономические
наблюдения, которыми интересовался еще Петр 1.
С 40-х годов начинается оживление работы Академии, связанное с тем,
что в ее стенах развертывает свою работу плеяда крупных русских ученых,
среди них математик В. Е. Ададуров, поэт В. К. Тредиаковский, географ С. П.
Крашенинников. В эти же годы в Академии начал свою работу великий гений
русской и мировой науки 18 века М. В. Ломоносов.
Ломоносов стал главным вдохновителем всей работы Академии наук. Он
четко определил ее основные задачи в деле служения Родине и развития
русской и национальной культуры.
Страстный патриот Ломоносов вел беспощадную борьбу с лжеучеными,
вредившими развитию русской науки. Он подверг сокрушительной критике
антипатриотическую нормандскую теорию, показав всю вздорность байеровско-
миллеровских филологических домыслов.
В противовес клеветническим измышлениям «байеров» и «миллеров»
Ломоносов составил «Древнюю российскую историю», в которой, понимая
неразрывность служения истине со служением Родине, поставил задачу показать
«благорассудному и справедливому» читателю «праведную славу» отечества. В
«Древней российской истории» Ломоносов осветил раннюю историю восточных
славян и происхождение Русского государства, развил мысль об этническом
единстве славян и о ценности славянской культуры.
Огромное значение в развитии русской национальной культуры Ломоносов
придавал дальнейшему совершенствованию великого русского языка, работая над
этим как филолог и как поэт. В посвящении к «Российской грамматике» он
восславил великий русский язык, в котором находил «великолепие ишпанского,
живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того
богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского
языка»1. Общественно-политическое и культурное значение этого «гимна
русскому языку» было исключительно велико.
В области естественных наук Ломоносов развернул многостороннюю
деятельность: он был и химиком, и физиком, и астрономом, и географом, и
минерологом, и геологом. В его гениальных трудах ясно выступают те черты,
которые стали лучшими традициями прогрессивной русской науки. Замечательный
экспериментатор и техник, Ломоносов обладал и широким философским подходом
к научным вопросам; он смело возводил данные естествознания в стройную
натурфилософскую материалистическую систему. Ученый-материалист Ломоносов
стремился свои теоретические изыскания связать с практикой: итоги
лабораторных исследований в области химии стекла он спешил перенести в
производство. О практических задачах наук он неустанно твердил в прозе и
стихах.
Ломоносов стремился к освоению природных богатств севера, развивал
широкие планы будущих экспедиций по освоению севера, северного хода в Ост-
Индию, которым интересовался в свое время и Петр1. «Войну с океаном»
Ломоносов признавал «благодеятельнее международных войн».
По глубине и точности своих исследований Ломоносов далеко опережает
своих современников как в России, так и на Западе.
Все величайшие открытия Ломоносова в области естествознания, так
обогатившие мировую науку XVIII в., были сделаны и Петербурге.
Атомистическая теория была положена Ломоносовым в основу объяснения
мироздания. Тем самым открывалась новая эпоха в развитии физических и
химических наук. Им был впервые открыт «всеобщий естественный закон
природы» - закон сохранения материи и движения.
Ломоносовым был нанесен сокрушающий удар теории так называемого
теплорода, по которому состояние тепла объяснялось количеством находящегося
в телах особого вещества теплорода. Этой «теории» Ломоносов противопоставил
молекулярно-кинетическую, подлинно научную теорию теплоты, по которой
причины теплоты объясняются движением мельчайших частиц - молекул. Движение
мельчайших частиц клал Ломоносов и в основу объяснения явлений
электричества и света. Величайшим открытием Ломоносова, сделанным задолго
до Лавуазье, явился закон сохранения веса вещества при химических реакциях.
Это открытие легло в основу изучения всех химических реакций, подняло
химическое знание на уровень подлинной науки. Ломоносов разработал теорию
атмосферного электричества. Ломоносов предвидел, что использование
электричества откроет «великую надежду благополучию человеческому». Велики
заслуги Ломоносова в области изучения света, фотометрии, астрофизики,
научной теории цветоведения.
Не меньшие заслуги принадлежат Ломоносову в области разработки научных
основ минералогии, геологии, горного дела, металлургии. С именем Ломоносова
связано появление новых научных дисциплин, играющих в нашей современности
огромную роль, как физической химии, физической оптики и др..
В то же время он никогда не замыкался в области так называемой «чистой
науки», а всегда стремился связать свои теоретические изыскания с
потребностями экономического развития страны. С его именем связана
разработка научного приборостроения, техники горного дела, металлургии,
стекольного и керамического производства.
Вокруг Ломоносова объединялись передовые деятели русской науки
середины XVIII в.. Петербургская Академия наук стала научным центром
мирового значения.
Успехам развития естественных наук в Академии способствовало создание
при ней первоклассных для своего времени научных учреждений: Обсерватории,
Физического кабинета, Химической лаборатории и др.. Обсерватория обладала
прекрасным инструментарием. Леонард Эйлер писал из Берлина по этому поводу:
«Мы здесь лучшего образца показать не умеем». При Обсерватории шло обучение
геодезистов, присылавшихся из Московской академии: составлялись Академией
наук и инструкции для астрономических наблюдений.


АКАДЕМИЯ НАУК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА.

Центр научной жизни Петербурга - Академия наук, в эпоху Ломоносова
игравшая крупнейшую роль в развитии национальной русской культуры, во
второй половине XVIII в., с возникновением новых, не связанных с Академией
центров культурной жизни, постепенно утрачивает свое руководящее значение в
научной жизни страны.
Екатерина 11, стремясь показать себя продолжательницей дела Петра 1 и
дорожа своей заграничной репутацией, обнаружила внешнюю заботу об
учреждении, считавшемся петровским детищем и имевшем связи с Западной
Европой. 6 октября 1766 года был издан правительственный указ, признавший
«великое нестроение и совершенный упадок» Петербургской Академии наук и
объявивший, что императрица принимает ее в «собственное ведомство» в целях
привести в цветущее состояние. Однако далее широковещательных заявлений
дело не пошло: существенных изменений в организации Академии не было
проведено, нового устава Академия не получила. Реальною мерой для
расширения научной деятельности явилось только значительное пополнение
академических кадров.
Желая придать блеск принятому на свое личное попечение научному
учреждению, императрица пригласила из-за границы ученых, среди которых были
крупные представители европейской науки. Математик Л. Эйлер, в первые годы
своей деятельности уже работавший в Петербургской Академии, но вскоре
покинувший ее, занял кафедру математики, а сыну его И. Эйлеру была
предоставлена кафедра физики. Были также приглашены натуралисты П. С.
Паллас и К. Ф. Вольф, ботаники С. Г. Гмелин, И. Гертнер, астроном Г.М.
Ловиц, физик Л.Ю. Крафт, химик И.И. Георги и некоторые другие.
Значительно выросли ко второй половине XVIII в. кадры академиков. В
первые 25 лет существования Петербургской Академии наук в нее вступило 6
русских ученых: В. Е. Ададуров, Г. Н. Теплов, М. В. Ломоносов, В. К.
Тредиаковский, С.П. Крашенников, Н.И. Попов, в следующие 25 лет (до 1775
г.) - 8 человек: А. П. Протасов, С. К. Котельников, С. Я. Румовский, М.
Софронов, Г. В. Козицкий, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев и И. И. Исленьев,
а с 1776 по 1800 г. поступило еще 10 русских ученых: М.Е. Головин, Н.Я.
Озерцовский, В. Ф. Зуев, Ф. П. Моисеенков, Н. П. Соколов, А. К.
Кононов, В. М. Севергин, Я. Д. Захаров, С. Е. Гурьев, А. Ф. Севастьянов. В
Академии так же работал талантливейший русский конструктор и изобретатель
И.П. Кулибин. В последней четверти XVIII в. все отрасли научных знаний
имели уже русских представителей.
Среди русских академиков были крупные талантливые ученые, такие
как: натуралист Иван Иванович Лепехин, именем которого были названы
некоторые растения, С.Я. Румовский, заведовавший академической
обсерваторией, представитель новой для того времени специальности -
минералогии - Василий Михайлович Севергин, отличавшийся точностью
наблюдений.
Деятельность русских ученых была многогранна и в значительной мере
выводила их за рамки их специальности. Так, например, ученик Эйлера
математик Степан Кириллович Котельников заведовал Кунсткамерой и
Библиотекой, читал публичные лекции по математике и физике, был членом
Российской Академии, готовившей толковый словарь русского языка. Натуралист
Николай Яковлевич Озерцовский преподавал русскую словесность, был членом
Российской Академии и Вольного экономического общества, а также медицинской
коллегии. И. И. Лепехин заведовал Ботаническим садом Академии наук, был
секретарем Российской Академии. Многие академики писали учебники,
занимались переводами, редактировали академические издания, работали в
календарях и т. д..
Но если в области математических и естественных наук Петербургская
Академия наук безусловно сохранила ведущее место в стране, то развитие
общественных наук, философии и литературы шло в основном уже вне стен
Академии и вне прямого руководства со стороны правительства. Только в
области филологии правительство пыталось при содействии Академии сохранить
за собой руководство, хотя и не всегда удачно.
Широко развернутая в эпоху Ломоносова работа над словарем и
грамматикой русского языка была продолжена и во второй половине 18 века
крупными деятелями русской литературы.


АКАДЕМИЯ НАУК В 19 ВЕКЕ.

В 19 веке Академия наук, являвшаяся важным центром естествознания, в
условиях крепостнического государства не могла играть руководящей роли в
развитии передовой общественной науки.
Хотя в Академии в 1841 году, помимо естественного, было образовано 2
новых отделения - отделение русского языка и словесности, а также отделение
истории и политических наук, - Академия наук не была тогда ни единым, ни
наиболее авторитетным центром в области истории и филологических наук.
В связи с известным расширением научных сил и поля научного
исследования в университете и в других высших учебных заведениях Петербурга
продолжало несколько снижаться в истории русской науки значение Академии
наук. «Первенствующее ученое сословие» России далеко уже по занимало того
почти монопольного положения в русской науке, к которому обязывал его устав
и которое принадлежало ему еще в первой четверти XIX в.
Общественный подъем и успехи русской науки в 60-х годах сравнительно
мало затронули Академию наук, возглавляемую тогда одним из высших вельмож
николаевской монархии Д. Н. Блудовым (1855—1864).
Академия наук почти забыла о своей обязанности готовить новую смену
исследователей, но занималась просветительной деятельностью. Ее книжная
продукция нередко сводилась к узко специальным монографиям и бюллетеням,
часто на французском и немецком языках.
Замечательные русские исследователи Тимирязев и Столетов оставались
вне Академии. На выборах в действительные члены были забаллотированы
великие русские ученые Д.И. Менделеев и П. М. Сеченов.
В 60-70 годы в эпоху особенно сильного роста естествознания, техники и
всей науки в России, Академия наук стала очень похожей на многие
западноевропейские академии с их кастовостью, замкнутостью и малой
эффективностью.
Неудивительно, что авторитет Академии наук в кругах передовой
интеллигенции был поколеблен. Передовое общественное мнение настраивалось
все более и более враждебно к Академии - ведь самые видные деятели науки
блистали в ней отсутствием. Такая Академия не могла служить показателем
движения науки в стране. Не раз с сатирическими заметками по адресу
Академии выступал Салтыков-Щедрин.
Первый взрыв негодования произошел в 1880 г., когда на выборах в
Академию был намеренно забаллотирован Д. П. Менделеев и в то же время
избран иностранец, даже не знавший русского языка.
В ответ последовало демонстративное избрание Менделеева почетным
членом научных обществ. 14 членов Московского университета выразили свое
осуждение действиям Академии. Они негодовали по
поводу того, что голос людей науки подавляется противодействием темных сил,
которые ревниво закрывают двери Академии перед русскими талантами.
Большую известность получила гневная статья А. М. Бутлерова «Русская
или только императорская Академия наук в Петербурге?», которую великий
ученый написал в ответ на циничное заявление одного из академиков-
иностранцев о том, что Академия наук принадлежит не России, а царю.
Бутлеров, сам академик, был вполне беспристрастен, когда давал резкую, но
совершенно обоснованную оценку роли Академии наук в тот период. Он писал,
что последствия нынешнего положения Академии очевидны: интерес к делам
Академии и симпатии к нее самой совсем исчезли в русском обществе; почин в
научных предприятиях сравнительно редко принадлежит Академии, а
сосредотачивается большей частью в различных учебных обществах, на ученых
международных конгрессах представителями русской науки являются нередко не
академики, а ученые, к Академии не принадлежащие; русские ученые труды
минуют издания Академии.
Борьба прогрессивных деятелей русской науки против рутины и реакции,
которые воплощались в «немецкой партии» в Академии, не прекращались. Только
к концу 19 века «немецкая партия», которой покровительствовало и через
которую осуществляло на Академию свое влияние правительство, постепенно
теряет свое значение. Однако и тогда Академия все еще не вернула себе
положение центра национальной науки. В отношении многих естественных наук
Академия занимала часто даже подчиненное положение но сравнению с
университетом. Академик Бутлеров, например, был более связан с
университетской, чем с академической лабораторией. Следует, однако,
признать, что и в высших учебных заведениях экспериментаторы не находили
поддержки со стороны чиновничества. Даже в столичном университете
оборудование химической лаборатории нередко считалось частным делом
возглавлявшего ее ученого.
В Академии продолжалась работа по изучению фольклора и быта русского
народа В.В. Стасовым, Н.И. Костомаровым и др.. Над историей академии наук ,
а также над научной биографией М.В. Ломоносова работали в 80-90 годах П.П.
Пекарский, П.С Билярский, М.И. Сухомлинов.
Академия, собственно Отделение русского языка и словесности, стала
важнейшим сосредоточением изучения древнерусской словесности и языка. Над
этим работали И.И. Срезневский, В.И. Ламанский, М.И. Сухомлинов.



БИБЛИОГРАФИЯ.


1. Копелевич Ю.Х.. Основание Петербургской Академии наук. Л., 1977г..
2. Курмачева М.Д.. Петербургская Академия наук и М.В. Ломоносов. М.,
1975г..
3. Лихоткин Г.А.. Ломоносов в Петербурге. Л., 1981 г..
4. Очерки истории Ленинграда. Том 1. М.-Л., 1955 г..
5. Очерки истории Ленинграда. Том 2. М.-Л., 1957 г..
6. Радовский М.И.. М.В. Ломоносов и Петербургская Академия наук. М.-Л.,
1961 г..
7. Станюкович Т.В.. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.-Л., 1953
г..

1 Материалы для истории Академии наук, том 1. СПб., 1885, стр. 15.
1 Там же.
1 М.В. Ломоносов, Полн. Собр. Соч., т. 7, Изд. Акад. наук СССР, 1950, стр.
391.





Новинки рефератов ::

Реферат: Функциональные возможности ib system object (Банковское дело)


Реферат: Герменевтика в социологии (Социология)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)


Реферат: Агрессия в младшем дошкольном возрасте (Психология)


Реферат: Право в системе нормативного регулирования общественных отношений (Теория государства и права)


Реферат: Зоопсихология (Психология)


Реферат: А.Косыгин. Реформы. (История)


Реферат: Шпаргалки по физике (Физика)


Реферат: Юридическая практика (Право)


Реферат: Виды толкования (Психология)


Реферат: Социология конфликтов (Социология)


Реферат: 1915 год и Армения (История)


Реферат: БД Информационная система "Железнодорожная станция" (Программирование)


Реферат: Коммуникации предприятия (Контрольная) (Технология)


Реферат: Подготовительный курс по Истории России для поступающих в Академию МВД РФ (и не только) (Шпаргалка) (История)


Реферат: Графика на ПК (Программирование)


Реферат: Иоганн Готлиб Фихте (Исторические личности)


Реферат: Государство и политические партии (Право)


Реферат: Обработка материалов электрическим током и лазером (Технология)


Реферат: Исторический портрет Льва Троцкого (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист