GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Логика (Контрольная) (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Логика (Контрольная) (Психология)




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЛОГИКЕ
3 группа
Ласковый Александр Васильевич



ДОМАШНИЙ АДРЕС:
Оренбургская обл.
п.Пригородный
ул.Буровиков д.6
Вариант I:
Глава I
Упражнение 15.6
Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью
круговых схем.
Университет, Высшее учебное заведение, академия.
Университет – А; ВУЗ – В; Академия – С
Отношение соподчинения.



Упражнение 17.1
Обобщите понятия.
Теория государства и права.
Теория государства и права – предмет (наука).

Упражнение 24.6
Установите правильность следующих определений (в неправильных
определениях укажите какое правило нарушено; дайте правильное определение).
Кража – тайное похищение общественного имущества.
Неправильное определение. Ошибка слишком узкого определения (A>Bc).
Правильное определение: Кража – тайное хищение чужого имущества.
(А=Вс)

Упражнение 28.6.
Проверьте правильность деления понятий: в неправильном делении,
определите какие правила нарушены.
Сделки бываю двусторонними, многосторонними, и завещаниями.
Деление не правильное, неполное, произведено не по одному основанию.
Правильное деление: Сделки бывают двухсторонние, многосторонние,
односторонние.
Глава II
Упражнение 4.1.
В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку.
Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной
ответственности.
Лицо, виновное в совершении преступления (S), подлежит уголовной
ответственности (P). Связка явно не выражена. Суждение общее по количеству
и утвердительное по качеству.

Упражнение 6.1.
Дайте объединённую классификацию суждений, изобразите отношение между
терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределённость субъекта и
предиката.
Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.
Суждение – форма мышления. Общеотрицательное суждение (Е).
S и P распределены.



Упражнение 11.1
Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите
вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись
суждений.
Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед
историей.
Соединительное суждение. p^q коньюктивное суждение.

Упражнение 12.1.
Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их
символическую запись.
Я буду очень удивлён, если моя догадка не подтвердиться.
Я буду очень удивлён (q), если моя догадка не подтвердиться (р).
Антецедент (основание) – q, консеквент (следствие) – р; p q.

Глава III
Упражнение 1.1.
Сделайте вывод путём превращения, составите схему вывода.
Все студенты нашей группы являются успевающими.
(А) Все студенты нашей группы (S) являются успевающими (P)
(Е) Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (P)

Упражнение 6.1.
Проверьте правильность обращения. Если обращение не правильно,
сделайте правильный вывод.

Все студенты юридических ВУЗов изучаю логику.

Все изучающие логику – студенты юридических ВУЗов

Обращение не правильное.
Все студенты юридических ВУЗов (S) изучают логику (P).
Некоторые изучающие логику (Р) студенты юридических ВУЗов (S)

Упражнение 10.1.
Используя логический квадрат, выведите суждения противоположные,
противоречащие и подчинённые данным. Установите их истинность или ложность.
Совершеннолетние имеют право голоса.
1.Ни один совершеннолетний не имеет право голоса (Ел).
2.Некоторые совершеннолетние не имеют право голоса (Ол).
3.Некоторые совершеннолетние имеют право голоса (Iи).

Глава IV
Упражнение 3.2.
Используя условную посылку, постройте умозаключение: а)по
утверждающему, б)по отрицающему модусу, постройте их схему в символической
записи. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной
логической форме (со связкой «если..., то...»).
Если суд придёт к выводу о подложности документа, он устранит его из
числа доказательств.
1.Запишем посылку с помощью логического союза «если..., то...»: Если
суд придёт к выводу о подложности документа (р), то он устранит его из
числа доказательств (q).
2.Построим умозаключение по утверждающему модусу: Если суд придёт к
выводу о подложности документа (р), то он устранит его из числа
доказательств (q). Суд пришёл к выводу о подложности документа (р).
Следовательно, он устранит его из числа доказательств (q). p---q,
р
q
3.Построим умозаключение по отрицательному модусу: Если суд придёт к
выводу о подложности документа (р), то он устранит его из числа
доказательств (q). Суд не устранил документ из числа доказательств ( q).
Значит он не пришёл к выводу о его подложности ( р). p—q, q
p

Упражнение 5.1.
Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с
необходимостью.
Если Н. Занимался клеветой, он привлекается к уголовной
ответственности. Н. привлекается к уголовной ответственности.
Если Н. Занимался клеветой (р), он привлекается к уголовной
ответственности (q). Н. привлекается к уголовной ответственности (q).
Следовательно, Н. занимался клеветой (р).
Заключение получено по неправильному модусу. Утверждение следствия не
ведёт с необходимостью к утверждению основания. Вывод следует с
необходимостью. p---q, q
р

Упражнение 7.1.
Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а)по
утверждающе-отрицающему модусу, б)по отрицающе-утверждающему модусу;
опираясь на схему модуса, определите, следует ли с необходимостью
заключение из посылок.
Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.
Сдельная оплата труда может быть индивидуальной (р) или коллективной
(q).
1.Строим умозаключение по утверждающе-отрицающему модусу: Сдельная
оплата индивидуальна (р). Следовательно, она не коллективна ( q).
p q, p заключение следует с необходимостью
q
2.Строим умозаключение по отрицающе-утверждающему модусу: Сдельная
оплата не является индивидуальной ( р). Следовательно, она является
коллективной (q).
, p заключение следует с необходимостью.
q

Упражнение 8.2.
Постройте рассуждения по одному из модусов разделительно-
категорического умозаключения.
У работницы кондитерской фабрике при задержании её в проходной после
окончания смены обнаружено несколько килограммов сахарного песка. Это
хищение могло быть совершено без помощи и ведома других лиц, но может
свидетельствовать и о групповом хищении с участием работников охраны или
материально ответственных лиц фабрики. Установлено, что работница была
умышленно и беспрепятственно пропущена через проходную дежурным вахтёром,
что исключает предположение о хищении без помощи и ведома других лиц.
Исключение предположения о хищении без помощи других лиц утверждает
свидетельство о групповом хищении, с участием работников охраны. Участие
материально ответственных лиц в групповом хищении исключается, так как
работница была пропущена дежурным вахтёром – работником охраны.
Следовательно хищение совершено группой лиц с участием работников охраны.




Реферат на тему: Логическое обоснование интуиции


Министерство образования Российской
Федерации

УГАХА


Кафедра социальных наук.



Реферат



«Логическое обоснование интуиции»



Выполнила: студентка группы 418 Угрюмова Надежда

Преподаватель: Ветошкин В. И.



ЕКАТЕРИНБУРГ
2004
Содержание.
с
Введение……………………………………………………………………………….2
1.Логика как средство познания интуиции
1.1 Логика как наука……………………………………………………………....3
1.2 Средства и особенности логического мышления…………………………3
2. Интуиция.
2.1 Историческое развитие знаний о интуиции………………………………6
2.2 Определение. Общие черты.…………………………………………………7
2.3 Взгляды различных ученых…………………………………………………..9
3.Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического
анализа.
3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с
логикой……………................................................................
.................10
3.2 Механизм работы…………………………………………………………….11
3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический анализ
3.3.1 Основные положения рационализма…………………………………13
3.3.2. Место интуиции в рациональном познании……………………….15
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы ……………………………………….20



Введение.

Каждый человек по природе своей уникален. Этот вопрос рассматривали
многие науки, каждая соответственно со своей позиции, еще издревле.
Физиология и психология делит человеческий мозг на два полушария ( левое и
право), каждое из которых мыслит различными модулями (левое – логически
сопоставляет факты, правое – оперирует чувственно-образными единицами);
философия так же рассматривает природу человека через ее двойственность,
двойное начало( инь/янь, добро/зло, тень/свет мужское/женское разум/чувства
и т.д.). Эта двойственность присуща всему, стоит только обратить внимание
на окружающий нас мир. И самое уникальное, интересное и занимательное, на
мой взгляд, во всей двойственности этого мира – это возможность познать
одно через другое. Именно этот путь, по моему мнению, является наиболее
объективным познанием действительности. Поэтому я выбрала эту тему для
написания данной работы.
Целью данной работы является:
1) раскрытие понятия интуиция с помощью логических
законов и приемов рационального мышления
2) определение места интуиции в человеческой жизни
3) доказательство совершенства возможности познания
одного через противоположное.
Вначале я рассматриваю логику и интуицию как два различных средства
восприятия действительности человеком, а затем раскрываю их неразрывную
связь между собой, показывая возможность познания одного через друго
1.Логика как средство познания интуиции.

1.1Логика как наука.

Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой
характеризуется той совокупностью логических приемов и способов
рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических
средств, которые он использует в процессе познания и практической
деятельности.
Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и
ВУЗе, в процессе чтения литературы.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также
типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для
точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая
мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-
исследовательской работой.
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения.
Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в
процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно
переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать
ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем
людям, работникам самых различных профессий.
Итак, логика - это философская наука о формах, в которых протекает
человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.


1.2 Средства мышления. Особенности мышления

Логика изучает познающее мышление и применяется как средство познания.
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека
представляет собой единство чувственного и рационального познания.
Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение,
восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств
предметов - их цвета, формы, запаха, вкуса.
Восприятие - это целостный образ предмета, возникающий в результате его
непосредственного воздействия на органы чувств.
Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета,
который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами
предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания
предметов, не существующих в действительности. Такие представления
образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их
комбинацией.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних
свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между
явлениями.
Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины
явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А
это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных
логических формах.
Рассмотрим основные особенности мышления.
1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В
отличие от чувственного познания - мышление абстрагируется от
единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся,
существенное. Подобным образом создаются понятия юридического
лица, государственного суверенитета, и так далее. Абстрактное
мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие
ей законы.
2. Мышление – процесс опосредствованного отражения
действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь
то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления,
можно на основании прямых и косвенных улик установить
преступника.
3. Мышление неразрывно связано с языком. При помощи языка люди
выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы.
4. Мышление - процесс активного отражения действительности.
Активность характеризует весь процесс познания в целом, но
прежде всего – мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и
другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о
предметах действительности.
Обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности,
неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные
особенности мышления.
Но было бы абсолютно неправильно рассматривать мышление в отрыве от
чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в
неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы
обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям
и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.
Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных,
полученных с помощью органов чувств.
Таким образом чувства являются основополагающим звеном нашего
мышления, базой дающей необходимую информацию для анализа и последующих
выводов.Что же есть интуиция, если не чувство? Так мы подходим к ключевому
вопросу данной работы. Что же такое интуиция, какова ее роль в жизни и
мышлении человека, в правильности делаемых им выводов?


2. Интуиция.

Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: "Это есть
то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый
объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по
крайней мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность
между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В
соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-
нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное
мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что
мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом
развертываем нашу аргументацию"

2.1 Историческое развитие знаний о интуиции.

Чтобы лучше понять, что же такое интуиция и ее место в
научном познании необходимо немного сказать о предыстории этого
понятия. "Развитие естествознания
и математики в ХVII в. выдвинуло перед наукой целый ряд
гносеологических проблем: о переходе от единичных факторов к общим и
необходимым положениям науки, о
достоверности данных естественных наук и математики, о природе
математических понятий и аксиом, о попытке подвести логическое и
гносеологическое объяснение математическому познанию и т.д. Бурное
развитие математики и естествознания требовало новых методов
теории познания, которые позволили бы определить источник
необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к
методам научного исследования повышался не только в естествознании но
и в философской науке, в которой появляются рационалистические
теории
интеллектуальной интуиции/9 стр.9/.
Явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения
искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и
неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления
называют интуицией. Ее нельзя "включить" или "выключить" сознательным
волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" - внутренняя
вспышка), внезапное постижение истины.

2.2 Определение. Общие черты.

До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому
анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования
позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых,
представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму
познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое
отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и
др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и
оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма
познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов
(периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них.
Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная
логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее
рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения.
Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения —
начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного
"озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения
на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого
являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по
последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить
проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное "озарение"
(инсайт), т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к
знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап —
сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им
логически стройной формы, установление логической цепи суждений и
умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли
результатов интуиции в системе накопленного знания.
Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без
логического выведения); неосознанность путей получения результата;
внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом
случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное
видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики
человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у
человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А.
Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща
художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект,
логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая
в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю,
человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми
условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное
знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов
решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая
доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г)
подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное
открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно
предчувствуется.

2.3 Из истории… Взгляды различных ученых.

Интуиция - нечто непознанное и соответственно всегда привлекающее,
привлекающее многих ученых с давних времен.

Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую
способность ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция коренится не в
усмотрении высших идей, а в чувственности человека. В. С. Соловьев
указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве
истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В
феноменологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у
Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый,
бессознательный первопринцип творчества.
"Для Канта интуиция есть источник знания. И "чистая" интуиция ("чистая
интуиция пространства и времени") является неисчерпаемым источником знания
: из нее берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет свою
историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского, Декарта и др." /4
стр.468/.
М.В.Ломоносов выступал против рационализма. Познание, с точки зрения
Ломоносова, осуществляется следующим образом : "Из наблюдений устанавливать
теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию
правды. Ломоносов вплотную подошел к проблеме соотношения
непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного
и теоретического познания и оказал огромное влияние на разработку
проблемы интуиции в русской философии/9 стр.21/

3.Интуиция как средство познания мира. Источник данных для логического
анализа.


3.1 Роль интуиции в жизни человека. Необходимое сопряжение с логикой.

Интуиция - является важнейшим из механизмов творчества. Она
достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п.
Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед,
Ньютон, Броун, Ке-куле и др.). В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873 г.
писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли по поводу
естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу учения о формах
движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло более 10 лет.
Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по
берегу озера.
Когда ученые пытаются рассказать о процессе своего творчества,
они редко обходятся без ссылок на "догадку", "озарение",
"прозрение", "переживание". Интуиция - вот что, играет самую
существенную, решающую роль в создании новых научных представлений и
выдвижений новых идей. "Вот что пишет А. Энштейн об этом: "Подлинной
ценностью является в сущности только интуиция". Что только не называют
интуицией! Это и высший, даже - сверхъестественный дар,
единственно способный пролить свет истины на сокровенные тайны
бытия, недоступные ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни
рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики. Это и
удивительная сила, легко и просто переносящая нас через пропасть,
развернувшуюся между условием задачи и ее решением. Это и
счастливая способность мгновенно найти идею, которая лишь задним
числом, в поту и муках будет обоснована рассуждением и опытом. Но
вместе с тем это и ненадежный, несистематизированный путь,
могущий завести в тупик, бесплодная надежда лентяев не желающих
доводить свой мозг до изнеможения наряженными умственными
усилиями; наивное дитя познания, чей бессвязный лепет лишен
ясного смысла и только после бесчисленных поправок может
рассматриваться в качестве информационного сообщения" /4 стр.
157/.

3.2 Механизм работы

Далее я приведу описание механизма мышления, взятое у Купцова
В.И./4 стр. 165/, которое для меня представляет особый интерес, так
как очень наглядно показывает действие интуиции в процессе мышления.
Можно думать, что человеческая мыслительная деятельность имеет
"двухплоскостной характер", обусловленный наличием двух языков, в
которых кодируется циркулирующая в мышлении информация (язык
"предметных генштальтов" и "символически-операторный" язык).
Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления движение
мысли идет в плоскости наглядных образов, а в ходе дискурсивных,
логических рассуждений в плоскости абстрактных понятий, то интуиция
представляет собою "прыжок" с одной из этих плоскостей на
другую. Переходы от чувственных образов к понятиям (концептуальная
интуиция) и от понятий к чувственным образам (эйдетическая
интуиция) различаются направлением этого "прыжка". Перескакивая с
плоскости чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного,
наша мысль совершает как бы своеобразный "обходной маневр", она
выходит в "третье измерение", чтобы преодолеть барьеры,
преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той
же плоскости. Этот "маневр" и позволяет получить такие результаты,
какие нельзя достичь другими средствами (оставаясь все время
в одной плоскости).
На основе элементарных форм концептуальной и эйдетической
интуиции развертываются специфические механизмы интуитивного
мышления, которые вовлекают вовзаимодействие между собой образы и
понятия из совершенно, казалось бы, далеких друг от друга
предметных областей. Вступая во взаимодействие эти образы и понятия
видоизменяются и перестраиваются, что ведет к возникновению
принципиально новых представлений и идей.
Разумеется, реконструкция мыслительных процессов, которые приводят
ученого к открытию, наталкивается на большие трудности. Однако на
основе гносеологи-ческого анализа историко-научного материала, с
учетом данных, накопившихся в психологических ис-следованиях (Гл.1.
п. 1.2.), можно указать некоторые механизмы интуитивного мышления, с
помощью которых в сознании ученых формируются новые представления
и идеи.
Один из таких механизмов (“творческая концепту-альная интуиция”)
состоит в своеобразном взаимодействии между исходным чувственным
образом Ои, вспомогательным чувственным образом Ов и “понятием
матрицей”Пм. Исходный чувственный образ - это наглядный образ изучаемого
объекта, существенные черты которого остаются пока еще неизвестными
(а иногда и неверно представляемыми). Пытаясь раскрыть сущность
зафиксированных в этом образе явлений, ученый случайно, а может
быть и неслучайно, сопоставляет его с другим, вспомогательным
образом, отражающий достаточно хорошо известный объект (он может
значительно отличаться от первого и отно-ситься к совсем другой
предметной области), о котором у ученого уже имеется “готовое”
понятие (Пм). Приведенное сопоставление, однако, не сводится просто к
сравнению двух образов, так как может переходить в некоторое
взаимодействие между ними, при котором содержание вспомогательного
образа как бы накладывается на содержание исходного образа и даже
отождествляется с ним. Таким образом создается возможность “вписать”
в мыслительный процесс понятие Пм. Вступая, в свою очередь, во
взаимодействие с содержанием исходного образа, понятие Пм
подвергается трансформации, чтобы приспособиться к иному чувственному
материалу : с него как с матрицы “снимается” новое понятие П, сходное
с ним по своей структуре, но отличное от него по “субстрату”,
который эту структуру “наполняет”. Это новое понятие П и объясняет
сущность объекта, отраженного в исходном образе. Всплывающая вдруг в
сознании ученого интуитивная идея является, таким образом,
продуктом целого ряда познавательных операций, которые сам
исследователь в момент их осуществления обычно не осознает.
Часто и в последствии он не может восстановить ход своей мысли.

Интуиция, как отдельный процесс восприятия, сопряжена с возможностью
ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения,
обращаясь к логике.


3.3 Рациональное познание – интуитивное восприятие и его логический
анализ


Основным пунктом рационалистической концепции было разграничение знания
на опосредствованное и непосредственное, т. е. интуитивное, являющееся
необходимым моментом в процессе научного исследования. Родоначальник
рационализма Декарт говорил о существовании истин особого рода,
познаваемых "прямым интеллектуальным усмотрением" без помощи
доказательства /по 9 стр.10/.
3.3.1 Основные положения рационализма.
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к
своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека,
который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные
закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный прежде всего
общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания,
его постоянное углубление, расширение и совершенствования.
Рациональное познание - это познавательный процесс, который
осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы
рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых,
присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых
предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от
их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой
реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные
средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-
четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
К основным формам рационального познания традиционно относят три
логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие
отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение -
форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или
отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или
нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе
новое знание.
Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они
выражают содержание множества других форм рационального познания. В их
числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы
системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип,
теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ,
метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного
мышления, познавательная традиция).
Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается
отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым
объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более
сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются
"обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей
картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием
информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение
творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства
чувственного и рационального в познании — интуиция.
Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде всего
законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного
основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях.
Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логического)
рассуждения — движения мышления по законам и правилам логики от одного
понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения,
сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры
доказательства и т.д. Процесс рационального познания совершается
сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и
обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами
логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или
познанием в логической форме.


3.3.2 Место интуиции в рациональном познании

Раскрытие закономерностей, определяющих собой интуицию, -
дело весьма трудоемкое, требующее сосредоточения усилий специалистов
самых различных областей. В этом существует настоятельная
необходимость. Так как реальное ускорение научно - технического
прогресса связано с качественным приращением в первую очередь
фундаментальных, т. е. принципиально новых (и поэтому заранее не
программируемых и не выводимых только формальным путем), результатов.
А здесь неизбежно возникает вопрос о роли интуиции в научном
познании. "Если есть интуиция, то и есть закономерности на которые
она опирается" /4 стр. 170/.
Вот как описывает мыслительную деятельность и показывает положение в
ней интуиции Ганс Селье в своей книге "От мечты к открытию"
/10 стр.249-252/. Как мне кажется, это описание также заслуживает
внимания. Вот что пишет Селье : "Логика составляет основу
экспериментальных исследований точно также, как грамматика
составляет основу языка. Однако мы должны научиться пользоваться
математикой и статистикой интуитивно, т. е. неосознанно, так как
у нас нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознано
применять законы логики.
Логика и математика способны даже блокировать свободный
поток того полуинтуитивного мышления, который является основой
основ научных исследований
в области медицины.
Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый
ученый-экспериментатор в своей повседневной работе, - это
специфическая смесь жесткой формальной логики и психологии. Она
формальна в том смысле, что абстрагирует формы мышления от их
содержания, с тем чтобы установить абстрактные критерии
непротиворечивости. А так как эти абстракции могут быть
представлены символами, то логика может быть также названа
символической (математика). Но в то же время эта логика честно и
откровенно признает, что ее понятийные элементы, ее абстракции
в отличии от математики или теоретической физики являются в
силу необходимости вариабельными и относительными. Следовательно,
строгие законы мышления к ней применить нельзя. Таким образом
в размышлениях о природе мышления нам следует также отвести
существенную роль интуиции. Вот почему в нашей системе мышления
психология должна быть интегрирована с логикой.
Ниже перечислены наиболее важные проблемы, с которыми предстоит
иметь дело этой полуформальной логике.
1. Формулирование понятийных элементов.
2. Классификация понятийных элементов в соответствии с их :
а) характеристиками (признаками) ;
б) причиной.
3. Формирование новых вопросов относительно :
а) эволюции характеристик во времени (те типы
понятийных элементов, которые им предшествуют
и те типы, в которые они по всей вероятности
перейдут) ;
б) опосредования причинно - следственных связей
(анценденты, которые предшествуют непосредствен-
ной причине, и консенвенты, которые, по всей ве-
роятности, являются результатом ее действия).
4. Вспышка интуиции, "озарение". Хотя она и подготовлена
предшествующими операциями, но тем не менее не может быть выведена
из них путем применения формальной логики.
Обладая глубокими познаниями, трудолюбием и вооружившись
логикой, можно более или менее осознанно проложить путь от 1.
к 3.а) или 3.б), т. е. Именно ту часть пути, которая
представляет собой развитие ранее сформулированного понятия. Однако
только вспышка интуиции, творческого воображения, происходящая в
подсознании, способна преодолеть разрыв между всем кругом проблем и
подлинным открытием.
Интуиция играет замыкающую, связующую роль и раскрытие из
подсознания такой вспышки в виде осознанного недостающего,
связующего звена является наиболее плодотворным научным достижением,
которое составляет основу фундаментальных исследований.
Исходя из рассмотренных выше механизмов мышления, можно сказать
так, что интуиция - это качественный скачок, который
происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему,
количественный объем логического мышления переходит на качественно-
новый уровень интуитивного озарения. Просто не из ничего новые
идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует долгая работа
ума. Здесь также необходимо сказать о том, что "фундаментальное
открытие не может совершится без процесса взаимодействия
чувственного и логического познания, осуществляемое действием
интуиции. Но это не дает никакого основания, считать основным и
тем более единственным способом получения нового научного знания.
Интуиция - это специфическая форма познания, определенным образом
влияющая на использование ученым конкретных научных методов
исследования. Фундаментальные теоретические открытия есть результат
взаимодействия интуиции с методами и принципами конкретной науки (в
физике, например, с аналогией и гипотезой) и экспериментальной
проверки полученных данных" /9 стр. 171/.

Как вытекает из выше сказанного, на протяжении всей истории
развития представлений об интуиции идет противопоставление
восприятий, т. е. чувственных образов понятиям, т. е. логически
обоснованным утверждениям.
Так может быть место интуиции или ее "специфическое содержание
следует искать в области двух познавательных процессов: при
переходе от чувственных образов к понятиям и при переходе от понятий
к чувственным образам. Эти два процесса являются качественно-
особыми способами формирования чувственных образов и понятий. Отличие
их от всех прочих заключается в том, что они связаны с переходом
из сферы чувственно-наглядного в
сферу абстрактно-понятийного и наоборот. В ходе их развертывания
могут быть найдены понятия, не выводимые логически из других понятий, и
образы, не порождаемые
другими образами по законам чувственной ассоциации.
Процессам перехода от чувственных образов к понятиям и, наоборот,
действительно присущи те качества, которые чаще всего считаются
обязательными признаками интуиции,- непосредственность получаемого о
знания и не вполне осознаваемый характер механизма его возникновения
/по 4 стр. 165/.

Заключение

В ходе работы выявлены основные закономерности механизма работы интуиции. И
показано насколько совершенно устройство человека, содержащеее в себе два
абсолютно различных средства восприятия, познание одного из которых
невозможно при отсутствии другого. Таким образом логика и логический подход
дают возможность познать и определить такой способ восприятия как интуиция
и выявить ее роль в жизни человека, его мышлении и восприятии окружающей
действительности.
Так же хотелось бы сказать о том, что в целом у меня
сложилось ясное представление о понятии интуиция и ее месте и
роли в активном познавательном процессе. Интуиция представляется мне
неотъемлемой частью творческого познания, и действие интуиции
(озарение) так же невозможно без долгой предварительной работы ума, как
невозможно переплыть реку, если не умеешь плавать.
А также теперь мне наиболее полно представляется
процесс получения нового знания и я думаю, что смогу использовать в
собственной практике, жизни некоторые, рассмотренные в данном
реферате положения.
Много тайн дает нам познание и одна из них это- интуиция.
Сложность здесь заключается в том, что интуиция сама является
частью познания. И мы на данном этапе развития науки лишь
только чуть - чуть приоткрыли завесу над этой тайной.
Перспективой будущего исследования, как мне кажется, является
полное раскрытие механизма действия интуиции и развитие интуитивных
способностей. Результаты этих исследований окажут, по моему мнению,
огромное положительное влияние на развитие нашей науки и культуры



Список использованной литуратуры



1. Гейтманова А.Д. Учебник по логике. Москва 1995г.
2. Ивлев Ю.В. Курс лекций по логике. Издательство Московского
университета 1988г.
3. Иванов Е.А. Логика. Москва 1996г.
4. Краткий словарь по логике. Под редакцией Горского. Москва
Просвещение 1991г.
5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Издание 5-е 1991г.
6. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. - М.: Политиздат.
1991.
7. Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. - Мн., 1993.
8. Философия. /Под общ. ред. В.П.Кохановского






Новинки рефератов ::

Реферат: Платонов (Литература : русская)


Реферат: Международные стандарты аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: Первобытные верования (Религия)


Реферат: Менталитет русского человека (Политология)


Реферат: Договорное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Искусство Древнего Востока (Искусство и культура)


Реферат: Создание собственного предприятия (химчистки) (Предпринимательство)


Реферат: Первые самодвижущиеся повозки (Транспорт)


Реферат: Оптина пустынь в жизни великих людей (Культурология)


Реферат: Понятие государства и права (Государство и право)


Реферат: Великий князь Михаил Тверской (История)


Реферат: Особенности развития Российского менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Гравюра стародруків (Искусство и культура)


Реферат: Блок-схема: Вычитание чисел в форме плавающая точка, сдвиг вправо на один два разряда (Радиоэлектроника)


Реферат: Философский трактат Канта "Критика чистого разума" (Философия)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Агрономические приемы улучшения почв (Сельское хозяйство)


Реферат: Телевизионная реклама: виды и эффективность (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Коммерческие банки, экономические основы их формирования (Банковское дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист