GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (Литература)


Предисловие 4
Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”. 4
Изображение Руси в "Слове о полку Игореве" 6
А. С. Грибоедов 7
Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”.
8
Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума" 9
“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”).
11
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» 12
"Мильон терзаний" Чацкого 13
А. С. Пушкин 15
“ Лелеющая душу гуманность...” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
15
Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе “Евгений Онегин”. 18
Читая роман “Евгений Онегин”. 20
Образ Евгения Онегина 21
История Маши Мироновой (по повести "Капитанская дочка"). 27
Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин) 28
Ваше отношение к дуэли... 31
(по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). 31
Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. 32
"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" 34
М. Ю. Лермонтов 36
Темы Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова. 36
Патриотическая лирика Лермонтова 37
Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени" 39
Печорин и Грушницкий 40
(по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) 40
Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова. 42
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова 43
Н. В. Гоголь 44
Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н. В. Гоголя 44
«Многоликость» внутреннего мира Чичикова. 45
Сатира Гоголя 48
Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”. 50
Мертвые и живые души в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” 51
Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души".
Художественные особенности поэмы 52
Хлестаков и хлестаковщина. 54
Ревизор. Уездный город и его обитатели. 55
Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор" 56
А. Н. Островский 57
Художественные функции пейзажа в пьесах А. Н. Островского "Гроза" и А.
П. Чехова "Вишневый сад" 57
Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза" 58
Протест Катерины в драме "Гроза" Островского 59
На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза") 60
Смысл названия драмы "Гроза" 61
И. А. Гончаров 62
Обломов и Штольц. 62
Пути, которые не выбирал Обломов 63
И. С. Тургенев 64
"Отцы и дети" Тургенев. 64
Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" 64
Базаров и Павел Петрович Кирсанов. 66
Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети" 66
Аркадий и Базаров 67
Н. А. Некрасов 69
Настоящее и будущее России в произведениях Н. А. Некрасова 69
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» 70
Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". 70
" Люди холопского звания" 71
(по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). 71
Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 72
Некрасов о предназначении поэта и поэзии 74
Н. А. Некрасов - народный поэт 75
Ф. М. Достоевский 76
" Униженные и оскорблённые " 76
Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие" 77
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") 78
Тема "маленького человека" в произведениях Ф. М. Достоевского 79
Теория Родиона Раскольникова и ее крушение 80
Л. Н. Толстой 81
Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и
Толстого "Война и мир" 81
Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" 82
Мой любимый герой в романе "Война и мир" 83
В поисках смысла жизни (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир") 84
"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" 86
Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и
мир" 86
Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года 87
Три поколения Болконских в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" 88
Принципы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
89
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" 90
Смысл названия романа Л. Н. Толстого "Война и мир" 92
Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М.
Достоевского ("Преступление и наказание") 93
М. Е. Салтыков-Щедрин 94
Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина 94
Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина 95
Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». 96
А. П. Чехов 97
Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад" 97
Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова 98
Почему доктор Старцев стал "Ионычем" 99
Дворянство в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" 101
А. М. Горький 102
Ранний романтизм Горького 102
Человек и идея в романе А. М. Горького "Мать" 103
"Дно жизни" - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне" 104
Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне" 105
Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль",
"На дне") 106
А. А. Блок 108
Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». 108
Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать" 108
Лирический герой в поэзии А. А. Блока 109
Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина 110
С. А. Есенин 112
Тема Родины в лирике Есенина 112
А. А. Ахматова 113
Поэзия Анны Ахматовой 113
Б. Пастернак 114
Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак 114
В. В. Маяковский 115
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира
Маяковского 115
Современна ли сатира Маяковского? 116
Сочинение по творчеству Маяковского. 118
Оружие любимейшего рода. 118
М. Булгаков 121
"Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции 121
Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" 122
М. Цветаева 124
Мотивы лирики М. Цветаевой 124
А. Платонов 126
Особенности прозы А. Платонова 126
А. Т. Твардовский 127
Герой и народ в поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин" 127
Изображение народного характера в произведениях А. Т. Твардовского и
Шолохова. (Василий Теркин и Андрей Соколов) 128
В. Высоцкий 129
Мой любимый поэт В. Высоцкий 129
В. Шукшин 132
Нравственная сила добра (по произведениям В. Шукшина, А. Алексина, Г.
Щербакова) 132
А. И. Солженицын 133
Жизнь и творчество А. Солженицына 133
В. Быков 134
Нравственный выбор героев в повести В. Быкова "Сотников" 134
Е. Замятин 135
Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного
устройства (по роману Е. Замятина "Мы") 135
Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг. 137
Художественное своеобразие и историко-философская проблематика " Песни
про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова" 138
Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина? 140
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"? 140
"Петербург Достоевского" 141
(По роману Достоевского "Преступление и наказание"). 141
«ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ» 142
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 143
ЧИЧИКОВ - «РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ» 144
ПЕЧОРИН - МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА 145
ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ 146
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА 147
ОБРАЗ БАЗАРОВА 148
ТВОРЧЕСТВО Ч.АЙТМАТОВА (краткий литературный обзор). 150
ТАТЬЯНА ЛАРИНА «МИЛЫЙ ИДЕАЛ» АВТОРА 151
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 152
ПОЭЗИЯ ПУШКИНА- «СОЮЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУМ» 154
ПАМЯТНИК РУССКОМУ СОЛДАТУ 154
ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА 156
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ А.М. ГОРЬКОГО «МАТЬ» 158
ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ «ИОНЫЧЕМ»? 159
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» 160
ОБРАЗ БАЗАРОВА. СИЛА И БЕССИЛИЕ ГЕРОЯ РОМАНА ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
161
ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА И ЖИЗНЬ 163
«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ» 164
Я ВЕРЮ ЭТИМ ПИСАТЕЛЯМ 165
ПОДВИГИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 166
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 167
СУДЬБА КАТЕРИНЫ 168
РОССИЯ И РУССКИЙ НАРОД В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» 170
ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА? 171
ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА 173
ТАТЬЯНА - «МИЛЫЙ ИДЕАЛ» ПУШКИНА 174
« Я ВАС ЛЮБИЛ...» 175
КАК Я ОТНОШУСЬ К ПОЭЗИИ МАЯКОВСКОГО 177
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ 178
ПИСАТЕЛЕЙ 178
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А.М.ГОРЬКОГО 180
ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 181
СТАЛИНСКОЕ ВРЕМЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОЭЗИИ 183
КАКАЯ ДОРОГА ВЕДЕТ К ХРАМУ? 184
КАК Я ПОНИМАЮ ПЕРЕСТРОЙКУ? 186
РОМАН О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 188
РАХМЕТОВ - ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК 190
КАК РИСУЕТ ЛЕВ ТОЛСТОЙ ШТАБНЫХ ОФИЦЕРОВ 191
ПОЭМА «РЕКВИЕМ» АННЫ АХМАТОВОЙ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ГОРЯ 192
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 194
НАРОД И ГОСПОДА В СКАЗКАХ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА 196
ОБЩЕСТВЕННО - ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 197
ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ 200
СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 201
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОЙ СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ 203
СВОЕЙ ЗЕМЛИ МИНУВШИЕ ДЕЛА 204
ПОИСКИ СМЫСЛА И ПРАВДЫ ЖИЗНИ 207
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ 209
ПАЛАЧИ И ЖЕРТВЫ 210
ОСУЖДЕНИЕ СТАЛИНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 212
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ БЕЗ ПРИКРАС 214
ДОНСКИЕ КАЗАКИ И РЕВОЛЮЦИЯ НА ПРИМЕРЕ СУДЬБЫ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА 215
ПОЧЕМУ РОМАН И.А.ГОНЧАРОВА НАЗВАН «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 217
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОМАНУ М.А.ШОЛОХОВА «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА» И ЕГО ГЕРОЯМ 218
« ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ» 220
В « ГОРЕ ОТ УМА « ГРИБОЕДОВА 220
ПОДВИГ МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ 222



Предисловие


Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней
общеобразовательной школы и для абитуриентов. Пособие составлено по
тематическому принципу и охватывает период русской литературы с XIX века до
80-х годов XX века. В сборник включены и проблемные, и сравнительные (по
творчеству двух и более авторов) темы.
Но следует помнить, что данная книга ни в коем случае не может считаться
сборником идеальных работ. Цель пособия - помочь в подготовке школьникам и
абитуриентам к выпускным и вступительным экзаменам по литературе.
Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе.


Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”.


“Слово о полку Игореве” было создано около восьми веков назад. Но
интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. “Слово” уже не один век
волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Это произведение вызывает споры
по поводу своего открытия и опубликования, волнует проблемой подлинности,
которая так и не решена окончательно. До нас дошел не подлинник, а список
с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным.
О чем же повествует “Слово”? Почему так долговечно это произведение,
столь небольшое по своим размерам?
В 1184 году объединенными усилиями русских князей под
предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и
опасность, казалось бы, надолго отступила. Но князь Игорь не мог
участвовать в этом победоносном походе: он начался весной, и гололедица
помешала его конному войску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не
удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и он решил
снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: Игорь надеялся
отвоевать у половцев когда-то утраченную Тьмутаракань.
Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью,
безрассудством, любовь к Родине - с отсутствием представления о единении,
совместной борьбе. Игорь хотел прославиться, и это привело его к поражению,
которого еще не знали русичи.
Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья - Игорь и
Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое
сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разорять русскую
землю. Князья были заняты внутренними раздорами и им не было дело до Руси.
Тяжесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что она
подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого
одержанной союзом русских князей.
“Слово” писалось в период упадка политического единства, но далеко не
культурного. В XII веке на Руси происходит подъем культуры. Особенного
развития тогда достигает искусство слова. Большинство древнерусских
письменных произведений XII не дошло до нас из-за истребления врагами ,
пожарами; но даже то немногое, что сохранилось, свидетельствует о высокой
общей культуре, о наличии нескольких литературных школ, о многочисленности
жанров. И чем меньше древнерусских работ доходит до нас, тем больше мы
осознаем важность “Слова”. Читая именно его, с его помощью мы можем не
только узнать об общественной жизни того времени, но и получить
представление о литературе древности. “Слово” – яркое доказательство
высокого уровня развития Руси.
Автор “Слова” рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая
“Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем
описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Свой призыв
к единению, свое чувство любви к родине автор воплотил в живом, красочном
образе Русской земли. Образ Руси - существенная часть “Слова” как призыва к
ее защите. Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в
Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной. С
трудом верится, что мирный труд русских пахарей нарушен усобицами князей,
что многие русские мужи полегли в битве. Природа живет и дышит в “Слове”
заодно с человеком, поддерживает могучих русских воинов. Природа радуется
их победам, и грустит об их поражениях. Автор рисует неохватные просторы
русской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые
охватывали бы столь обширные географические пространства: Дон, Днепр,
Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород – все это наша
Родина. Автор описывает эти места, придавая им живые, теплые черты. С
другой стороны, он противопоставляет их “мертвой” половецкой степи –
“стране незнаемой”, “грязевым местам”.
Русская земля для автора “Слова”, конечно же, означала не только
природу, но и многое другое. Так, например, значительное место уделяется в
произведении русскому народу. Как прочувствовано автор описывает горе всего
народа после поражения Игоря! Включает для него понятие Родины и ее
историю. Рассказывая о походе Игоря, автор охватывает в повествовании
крупный исторический промежуток. Он пишет о поражении в назидание потомкам.
Ведь “Слово” – это, помимо всего прочего, и предупреждение не повторять
своих же ошибок. К сожалению, история редко обходится без этого.
Гибкий ритм “Слова” подчинен содержанию. Ритм меняется, близко следуя
смыслу, идее произведения. В этом точном соответствии ритмической формы и
идейного содержания “Слова” - одно из важнейших оснований своеобразной
музыкальности его языка.
Смысл же произведения просматривается легко. “Слово” было
непосредственным откликом на события похода Игоря. Автор, чувствуя
сильнейшую боль за свою землю, говорит о разрозненности княжеств Руси, о
междоусобицах. “Слово” проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к
Родине. Оно напоено им. “Слово” было призывом к прекращению усобиц, к
объединению перед лицом могучего внешнего врага. На примере поражения
Игоря автор показывает последствия раздробленности Руси. Он обращается ко
всем князьям, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая об их
долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину. Таким образом “Слово” - это
призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без
объединения невозможно было выжить. Но немногие это понимали, как немногие
понимают и сейчас.


Изображение Руси в "Слове о полку Игореве"


"Слово о полку Игореве" уже не один век волнует умы историков, лингвистов,
поэтов, просто любителей древности. Оно как магнитом притягивает к себе
взоры многих и многих людей, даже целых поколений. Это произведение волнует
загадочной историей своего открытия и опубликования, волнует проблемой
подлинности, которая так и не решена до конца. Найденная Мусиным-Пушкиным
рукопись в списках 14 века была преподнесена Екатерине II, но во время
пожара в Москве сгорела. До нас дошел не подлинник, а список с оригинала,
найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке.
О чем же рассказывается в этой поистине бессмертной книге. Сюжет ее тоже
загадочен. В центре внимания автора не победа, а поражение. Поражение
заштатного князя Новгород-Северской земли Игоря в 1185 году.
В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством
киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы,
надолго отступила от русской земли.
Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход
начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.
По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать
преданность союзу русских князей против половцев со своими союзниками без
сговора с киевским князем Святославом. Его планы простирались очень далеко:
он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.
Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его
недальновидностью, любовь к родине - с отсутствием ясного представления о
необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с
исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной славе,
и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за
всю историю борьбы с половцами русские князья - Игорь и его брат Всеволод -
оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное
поражение.
Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись
разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а "поганые" рыскали
по Русской земле.
Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача
подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого
одержанной союзом русских князей во главе со Святославом Киевским.
"Слово о полку Игореве" было непосредственным откликом на события Игорева
похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению
перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор
показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор
"Слова" смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед
собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных
набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы
призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной.
Он зовет их защищать Русскую землю. И поэтому, хотя автор и пишет о
поражении, в "Слове" нет и тени уныния. Вся поэма как бы обращена к
будущему.
Таким образом, "Слово о полку Игореве" - это призыв к единению. Каким же
представлялось автору "Слова" то единство Руси, к которому он звал своих
читателей? Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских
князей перестать враждовать между собою. Нужна была такая сильная
центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь
мощным государством. Автор "Слова" - сторонник сильной княжеской власти,
которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси
он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и
грозный властитель. В "Слове" мы видим образ князя, воплощающего собой идею
сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществляться
единство Русской земли.
Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор "Слова о полку
Игореве" воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем "Слова"
является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к
Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли -
центральный в "Слове".
Автор "Слова о полку Игореве" рисует обширные пространства. Он ощущает
родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть
произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие
огромные географические пространства. Половецкая степь, "синее море", Дон,
Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов - Киев, Полоцк,
Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие - вся
Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его
повествования.
Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы
противопоставлен образу пустынной половец кой степи - "стране незнаемой",
ее холмам, болотам, "грязевым местам".
Автор "Слова о полку Игореве" рисует удивительно живой образ Русской
земли. Создавая "Слово", он сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты
птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских
людей, и русскую историю.



А. С. Грибоедов

Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы

"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней
правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В
комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о
государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о
рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему
национальному, народному.
Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того,
поставленные в "Горе от ума" общественные вопросы разрешаются автором так
же, как решали их декабристы.
В комедии Грибоедова "Горе от ума", как в зеркале, отразились этические и
эстетические воззрения декабристов.
Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения
восемнадцатого века и романтизма и получила название "Гражданский
романтизм". Этика, то есть нравственные законы, обязывали героев
произведений декабристов воспринимать общественное как свое личное,
занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков,
например, герой одноименной поэмы Рылеева Войнаровский. Таков лирический
герой "Послания Приклонскому" Раевского, который восклицает: "Для пользы
ближнего жить - сладкая мечта".
В один ряд с ними можно поставить и Чацкого, героя комедии "Горе от ума".
Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором
он вращается. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят для этого
обильный материал, а направленность речей во многом схожа с идеями
произведений поэтов-декабристов.
Вспомним знаменитый монолог Чацкого "А судьи кто". В этом монологе Чацкий,
а вместе с ним и автор, высмеивает дворян, живущих по канонам 18 века,
черпающих знания из "забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма".
Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень
показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных
слуг, которые в трудную минуту "и жизнь и честь его спасали".
В другом монологе ("Французик из Бордо...") Чацкий обрушивается на
галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному.
В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы". И это не
случайно, так как Чацкий не одинок в своем стремлении к переменам. На
страницах комедии упоминается ряд внесценических персонажей, которых можно
отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который
оставил службу, "в деревне книги стал читать", это профессора
Петербургского педагогического института, это племянник княгини
Тугоуховской князь Федор-химик и ботаник.
Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эстетику
декабристов, но имеет много общего и с реальными историческими лицами.
Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев,
Чаадаев.
Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым П. Я., написавшим
"Философические письма", за которые был сурово наказан - объявлен
сумасшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский.
Комедия "Горе от ума" была написана за год до восстания декабристов.
События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади.
Комедия "Горе от ума" внесла огромный вклад в развитие русской литературы.
Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное
звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета,
нарушив тем самым классический закон несмешения жанров. Можно сказать, что
вместе с комедией "Горе от ума" родилась русская драма. И традиции русской
драматургии, включая пьесы Гоголя, Островского, Чехова, во многом опираются
на эту комедию.



А. С. Грибоедов

Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Прежде всего, героев комедии “Горе от ума” можно разделить на
несколько групп: главные герои, второстепенные герои, герои-маски и
внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли,
важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского
общества начала XIX века.
К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и
Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействие
этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои –
Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие – тоже участвуют в развитии действия, но
прямого отношения к сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально
обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как
важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая,
ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета,
подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Это, например, шесть
княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны
в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Герои-маски играют
роль зеркала, поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно
подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в
комедии черты современного общества, но заставит общество себя в зеркале
узнать. Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи
имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии
не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то
определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых
второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты
реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из
тех, кто “шумит” в английском клубе:
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.
И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету”
колоритную фигуру того времени: Федора Толстого – Американца. Сам Толстой,
прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым
попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку
нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение:
“Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что
ворует табакерки со стола”.
В сборнике научных трудов “А.С. Грибоедов. Материалы к биографии”
помещена статья Н.В. Гурова “Тот черномазенький…” (“Индийский князь”
Визапур в комедии “Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с Софьей
Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает
давних общих знакомых. В частности, поминает он и некоего
“черномазенького”:
А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут,
В столовых и гостиных.
Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного
внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во
времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне
подходящий к описанию Чацкого. Зачем потребовалось искать прототип
“черномазенького”? Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения?
Оказывается – не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя
от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но
современный читатель (и зритель) комедии немедленно понимал о ком идет
речь. И тогда исчезала пропасть между сценой и зрительным залом,
вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и
персонажа оказывались “общие знакомые” – и довольно много. Таким образом
Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между
реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно,
комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не
теряла в художественном отношении.
В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Все они дают нам
ясное понятие о грибоедовском высшем свете. Это крайне безнравственные
люди, препятствующие проникновению в Россию образования, науки: “А тот
чахоточный, родня вам, книгам враг…” Эти люди озабочены только своим
материальным положением, стремящиеся нажить как можно больше, породнится с
богатыми семьями по всей Европе. Конечно же, не все люди Москвы являли
собой такое печально зрелище. Чацкий не был одинок, были и другие,
тянущиеся к просвещению, к науке: “…он химик, он ботаник”. Но они являли
собой скорее исключение, чем правило. Такие люди не могли заслужить
уважения высшего света. Там ценились такие как Максим Петрович. Именно
Максим Петрович “на золоте едал”, у него “сто человек к услугам”, он “весь
в орденах”. А чем добился он такого положения? Умом? Нет, он добился этого
тем, что забыл о своем человеческом достоинстве. Но, по мнению Фамусова,
это проявление его смышлености.
А что еще можно ждать от общества, у которого такие нравственные
ценности? От общества, где прежде всего цениться не голос собственной
совести, а мнение княгини Марьи Алексевны. Грибоедов мастерски представил
нам высший свет своей эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что
представляло из себя это общество, если бы не внесценические персонажи. Да
и читатели того времени потеряли бы многое, если б им некого было
№узнавать” в героях Грибоедова.

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"


Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени.
Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был
тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью,
растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и
комедию "Горе от ума".
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней
правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В
комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и
борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между
двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское
общество) и антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что "учиться
надо, на старших глядя", уничтожать вольнодумные мысли, служить с
покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым.
Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим
Петрович и дядя Кузьма Петрович:

...Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь,
несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей
своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В
монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он
разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие,
тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную
характеристику фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется
еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого. В начале комедии
Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но
ставит при этом свои условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий бросает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная,
целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя! -

раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого "А судьи кто?".
В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья подлейшие черты".

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в
оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н
Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.
Сплетни растут, как "снежный ком". В столкновении с этим миром показана
социальная интрига пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - любовная. И. А.
Гончаров писал: "Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно
связано с игрой чувства его к Софье". Именно непонятное Чацкому поведение
Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому "мильону терзаний",
под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым
роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли
Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова
раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами
Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре
с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: "Он не в своем уме". И слух о
сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей,
приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная,
подтверждает этот слух жарким монологом "Французик из Бордо", который он
произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка
обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна
раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.

Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! -
Молчалины блаженствуют на свете! -

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида
жжет. Он порывает с Софьей:

Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому
обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...

Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наиболее точно на
этот вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон терзаний": "Чацкий сломлен
количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар
качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу:
"Один в поле не воин". Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но
передовой воин, застрельщик и - всегда жертва".

“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”).


Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе
от ума”, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов
писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…”
В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и
фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье
довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей
автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в
1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в
пьесе.
Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не
социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая
сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это
не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших
спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это
формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все
остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи. В
Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее
нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что
избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь,
Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу,
что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным
людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку
– Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью
постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама
ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До
всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в
выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и
полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает
Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему
здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а
для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум
семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень
практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей
“ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она
уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла
Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила
предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от
Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и
мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой
бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия
Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить:
ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать
математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю
пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В
“Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные
вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее
современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало.
Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать
девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для
благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не
умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым
образцам, не стремясь найти свой путь.
С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается
сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки.
Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на
романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет
чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она не видит различия между
романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от
подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”.
С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с
общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так,
что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до
глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков
удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится
любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных,
почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И
для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!
И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от
“молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным.
Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И
все же у нее вырывается:
…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание,
пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь
света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость,
распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет.
Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный
залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от
Молчалина.
Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая,
самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое
развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от
ума”.
Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон
терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И
главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две
характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально
не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили
все…” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием
всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и
нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а
является как общие черты ее круга”.

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»


«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без
которого не было бы комедии, а, была бы,
пожалуй, картина нравов».
(И.А. Гончаров)

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет
конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-
1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи,
настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках
выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух
вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода
личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых
представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его
единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным»,
мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви,
перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть
свободными и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он
ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем
иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов,
крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал —
«умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».
Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим
человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного
героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной
правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом
обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за
попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от
него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот
парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же
это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый,
но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы
свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то
же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют
только, а пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях
Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно,
Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать
действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к
нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и
благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях
классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с
сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая
часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность
влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной,
поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах,
обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в
стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор
Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую
жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже
показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ
непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно,
прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при
каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления,
вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и
жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает
непреходящей ценностью.


А. С. Грибоедов

"Мильон терзаний" Чацкого


А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения.
Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с бессмертным
творением А. С. Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евгений Онегин" стал
для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX
века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим
произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм,
чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда
наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут
живы охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в
бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума". Грибоедов создает целую
галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и
т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития
современного им общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии -
Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий
возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в
некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья
холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней
любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его
попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и
воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!".
С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной,
а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского
общества. Главный герой один выступает против армии старых "воинов",
начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути
жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и
не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любовный и
социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная
драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется
личными отношениями. Это изматывает Чацкого и, в результате, для него
складывается "мильон терзаний" по меткому выражению Гончарова.
Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в
начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и
ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но,
одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог - следствие
несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений,
которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить
здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи,
которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них:

С ума сошел, ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть...
С чего б взяла она!

Но Чацкий не только не опровергает слухи, но, всеми силами, сам того не
ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с
Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет, подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет...
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок,
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету
Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его
словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не
боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей
фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам - яркое
доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и
здоровому.
Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца
раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью
можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой
путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых,
Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.



А. С. Пушкин


“ Лелеющая душу гуманность...” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.



Гуманность- человечность, человеколюбие, уважение к достоинству
человека, его права
на свободное развитие и проявление своих способностей.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве
касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских
поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие:
свободолюбие , любовь, дружба и , конечно,
родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора , его
безграничная любовь к свободе и красоте.
Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Так, в оде
“Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал.
Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов , обязательных для
всех от народа, до царя. Но самодержавие в России не гуманно и не признает
справедливых законов, и душит свободу. Но Пушкин с его огромным
человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою
горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении “ Деревня “
объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное
ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в этом
стихотворении является “барство
дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность , и время
земледельца”.
После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи
объединяет тема верности поэта его идеалам . Гуманизм Пушкина проявился в
том, что автор не хотел , чтобы его друзья -декабристы погибли даром .
Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах ,
существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана .
Примером тому служит стихотворение “Анчар”.
Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта
тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”,
“Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий
друзьям.
Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую
лирику
Пушкина ,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин
клянется в вечной верности друзьям. Эта клятва не оказалась поэтическим
преувеличением .Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и
“вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку
безукоризненной честности и огромного свободолюбия:
Мой друг отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную
минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его
строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой
годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.
Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь
и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам!
Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.
Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в
1825 году.
В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью.
Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил
графине Воронцовой , о которой он помнил всю жизнь . (“Сожженное письмо”,
“Талисман” , ”Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения
к любимой женщине.
Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой.
Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич:
Простишь ли мне ревнивые
мечты,
Моей любви безумное
волненье.
Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем,
который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит
стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье
Гончаровой.
Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я
вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта.
Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой
на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”).
При написании своих стихов Пушкин руководствовался
гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”.
Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным
образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и
свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается
гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка"

"Капитанская дочка" - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В
этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему
Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта
тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не
занимались ею или, если и занимались, то показывали однобоко. Пушкин
проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под
предводительством Е. Пугачева, но он столкнулся практически с полным
отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область,
расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время
проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно
отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат "История
Пугачевского бунта" воспринимался современниками Пушкина как научный труд.
Если "История Пугачевского бунта" - историческое сочинение, то
"Капитанская дочка" написана совсем в другом жанре. Это историческая
повесть. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении -
это принцип историзма, так как главной сюжетной линией стало развитие
реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно
переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде "Капитанской дочки"
можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой
народа в целом.
Форма мемуаров, выбранная автором, говорит об его исторической зоркости. В
XVIII веке, действительно, можно было бы подобным образом описать
"пугачевщину" в воспоминаниях, для внуков.
Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был
нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был
лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о
Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и
счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. С другой
стороны, Гринев - офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен
долгу. И мы видим, что Петр Гринев, действительно, не уронил своей
офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему
верой и правдой, Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал
государыне - императрице.
В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал дворянина. Как дворянин по
своему социальному происхождению он отвергает восстание " как бессмысленный
и беспощадный бунт", кровопролитие.
Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких
расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых
поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном
благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и
миловал его Пугачев. "Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде,-
говорит Гринев,- данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об
избавлении моей невесты..."
Образ Гринева дан "в двух измерениях": Гринев - юноша, недоросль и Гринев
- старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не
только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о
своем детстве, при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга
возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная
форма повествования позволяет показать взгляд героя на себя со стороны. Это
была удивительная художественная находка.
Значительное место в повести занимает и антипод Гринева, его враг - друг
Емельян Пугачев. Его характер раскрывается динамически в ходе событий.
Первая встреча происходит в главе "Вожатый", в следующий раз это уже
предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в Белогорской
крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает
великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене
освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает
Гринева с невестой, приговаривая: "Казнить, так казнить, жаловать, так
жаловать".
В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой
чудесной повести, на образе самого автора, который присутствует в повести
незримо, как бы все время наблюдая за событиями и поступками своих героев.
Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя
четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании заложены в
него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: "Не
приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!". Во -
вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев будет себя вести так,
как нужно автору.
Сам факт выбора рассказчика - большая заслуга писателя. В этом состоит
оригинальность повести "Капитанская дочка". Пушкин сумел донести до нас
много интересных фактов из истории восстания Пугачева.



А. С. Пушкин
"Евгений Онегин" - роман, в котором отразился век

Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве Пушкина.
Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее
сильное влияние на судьбу всей русской литературы.
Роман в стихах "Евгений Онегин" писался Пушкиным около 8 лет. Это были
годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был
окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по
1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до
восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени
правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные
поэту события.
Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига.
А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа
Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две
любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми.
Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после
глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на
то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не мог

Новинки рефератов ::

Реферат: Диагностика одаренных детей (Педагогика)


Реферат: Изобретение фотографии и кинематографа (История)


Реферат: Об истории Великой Отечественной войны - новый взгляд (История)


Реферат: Правовой режим уставного капитала коммерческой организации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием (Педагогика)


Реферат: Самолет Hawker Hurricane ( Космонавтика)


Реферат: Графика в Турбо Паскале (Компьютеры)


Реферат: Внешняя политика Китая в конце 70-х гг. XXв. - начале XXIв. (История)


Реферат: Збигнев Бжезинский: Великая шахматная доска (Политология)


Реферат: Инновационный проект по организационной структуре управления в фирме "Мебель" (Менеджмент)


Реферат: Идеология и практика фашизма (Политология)


Реферат: Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности (Педагогика)


Реферат: Источники и этапы формирования японского традиционного искусства гэйдо (Искусство и культура)


Реферат: Аветис Айрапетович Калантар (Ботаника)


Реферат: Виробнича практика з менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Методы социологических исследований (Социология)


Реферат: Великобритания 1945-1998 гг. (История)


Реферат: Учет кредитов, займов и средств целевого финансирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Международное частное право (Международное частное право)


Реферат: Объекты преступления (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист