GeoSELECT.ru



История / Реферат: Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй (История)




План:

1.Введение……………………………………………………..2
2. Личность Екатерины II и первые годы правления……….3
3. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II……………..10



Литература:

1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. “Русская история от Екатерины Великой до
Александра II” М.,1994.
2. “Трёхсотлетие дома Романовых 1613-1913” (Репринтное воспроизведение
юбилейного издания 1913 года). М., 1991.
3. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991.
4. Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М., 1991.
5. Платонов С.Ф. “Лекции по русской истории” М.,1993.

1. Введение.


Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории
России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и
светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события,
особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые
Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя
политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую
державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Я считаю данную тему достаточно актуальной, потому что в наше
политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать
правильный путь развития страны, и мне кажется, что ответ на вопрос о
правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а
именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих
правителей.
Прежде всего, в первой части мне хотелось бы рассказать о личности
Екатерины II, о её приходе к власти и первых годах правления.
Во второй части я расскажу о тех делах Екатерины II, из-за которых
время её правления названо “просвещённым абсолютизмом”.



2. Личность Екатерины II и первые годы правления.


Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья
Фредерика Августа Ангальт - Цербстская происходила из бедного немецкого
княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат
матери был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания. Отец
Екатерины, принц Ангальт–Цербстский, был прусским фельдмаршалом, но это
звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только затем, чтобы
доставить удовольствие императрице Елизавете, покровительствовавшей
родственникам своего племянника, Петра III.
В Штеттине Екатерина II провела и детство. Воспитание её было поручено
случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий
язык, чистописание, музыку и танцы. Впоследствии Екатерина с уважением
вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и
добрую, по словам Екатерины, “знавшую многое, ничему не учившись”. Под
влиянием Кардель воспитанница познакомилась с французской литературой.
Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих
производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые
природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она
вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней.
Когда Елизавета Петровна выбрала Екатерину невестой для своего
племянника Петра Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года её
мать получила от Брюммера письмо с приглашением, от имени Елизаветы,
приехать с дочерью в Петербург. В письме был намёк и на цель приезда.
Вместе с тем на путевые расходы из Петербурга было прислано 10000 рублей.
Родители Екатерины были очень обрадованы браком будущего русского
императора с их дочерью. Затруднение вызвал вопрос о перемене
вероисповедания, но отец Екатерины, сначала убеждавший дочь не менять веры,
под конец уступил. Он написал для дочери ряд наставлений, которые и вручил
ей перед отъездом. Эти наставления, немного белья, да ещё четыре платья
составляли всё приданое Екатерины.
30 декабря 1743 года Екатерина выехала, вместе с матерью, из Цербста.
С этого дня она больше никогда не видела ни родины, ни отца и братьев. 3
февраля они прибыли в Петербург, а 6-го выехали в Москву, где в это время
жила Елизавета вместе с двором; в Москве они были 9-го вечером. Тотчас же
по приезду, их посетил сам Пётр Фёдорович, а вслед за ним явился камергер,
передавший от имени императрицы, что чем скорее они будут у Её Величества,
тем приятнее для неё. Миловидная принцесса всем при дворе очень
понравилась, а сама Елизавета Петровна, по словам одного очевидца этой
встречи, была от Екатерины в восхищении. Обе стороны остались довольны друг
другом, и вопрос о бракосочетании принцессы с Петром Фёдоровичем скоро был
решён. Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала мужу,
что отныне их дочь – невеста будущего русского царя.
День бракосочетания не был назначен, поскольку Елизавета решила
сначала перевоспитать невесту для жизни в России. К принцессе назначили
двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону Божьему Симона
Тодорского. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных
предметов. Русский язык был для неё очень труден, и она настойчиво
употребляла всё свободное время на заучивание русских слов и фраз;
просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила днём. 15-ти летняя девушка
твёрдо поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть своё немецкое
происхождение. Хотя, как говорят, она до конца жизни говорила с акцентом. В
этом у Екатерины нельзя не видеть удивительное для таких юных лет понимание
своего положения и глубокую проницательность.
При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою любовь к
русскому языку, русским обычаям и православной вере. Особенно расположил
всех следующий случай. В марте 1744 года она простудилась и опасно
заболела. Когда её положение казалось безнадёжным, мать предложила ей
пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только своего
православного законоучителя, с которым и беседовала. После выздоровления
она стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745 года
было совершено её присоединение к православию, при чём она без малейшей
запинки наизусть прочла православный символ веры. 29-го она была обручена с
Петром Фёдоровичем и получила титул Императорского Высочества. Предстояло
бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь захворал оспой. Когда
после выздоровления Екатерина увидела его, то едва узнала своего жениха:
так его изменила болезнь, и физически и духовно. 21 августа 1745 года
состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью.
Екатерина II была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью.
С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой -
крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен
житейский урок - хитрить и притворяться. Но при всех способностях
приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки
со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа
Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало. Тогда Екатерина обратилась к
литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила
русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала
много книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды
по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина II
усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели
государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения
подданных, о главенстве законов в обществе.
В 1754 году у Екатерины родился сын Павел Петрович, будущий наследник
русского престола. Но ребёнка взяли от матери в апартаменты императрицы.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На
престол вступил Пётр III.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли,
целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным
честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную
женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму.
Ей был присущ особый талант завоёвывать общие симпатии.
Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и,
в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди
родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.
28 июня 1762 года от лица Екатерины был составлен манифест, говорящий
о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29 июня
Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с
готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод.
Несмотря на то, что Россия устала от издевательского правления Петра III,
начали раздаваться голоса, что власть должна принадлежать законному
наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей. Понимая,
что воцарение Павла приведёт к повторению того, что было при его отце,
Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало. И как
мне кажется, именно больше по этой причине, а не из-за жажды власти, как
утверждают некоторые историки. Потому что Екатерина, не являясь по
происхождению русской, относилась к стране, которой правит так, как можно
было пожелать некоторым русским. Чтобы придать своему правлению полную
законность, она хотела даже вступить в брак с бывшим императором Иоанном
VI, освобождённым по её повелению из Шлиссельбургской крепости. Но, повидав
его, отказалась от этого намерения, и решила предоставить будущее
естественному ходу событий. Её мудрое управление государством скоро
заставило умолкнуть голоса всех недовольных переходом престола к ней.
Екатерина II начала царствование отменой многих распоряжений Петра
III. Домовые церкви были открыты, вербовка охотников в голштинские войска
отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. Эти, и многие другие
меры вызвали общее расположение к Екатерине.
В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути
утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая
судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, Екатерина
проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В
итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались
на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей.
Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее
трудиться.
В начале царствования Екатерина еще не освоилась с новой для себя
ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в
предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы
носили частный характер и не давали оснований относить царствование
Екатерины к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.
Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные
обстоятельства, при которых она начала царствовать. “Финансы были истощены.
Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо
многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в
государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги;
морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было
недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и
законами руководствовались только в тех случаях, когда они
благоприятствовали лицу сильному”. Императрица, разумеется, сгустила
краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны
совершенно недостоверной.
Сразу после воцарения Екатерины была заметна кипучая деятельность в
государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное
участие императрицы в решении всевозможных вопросов.
С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II
участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был
реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго
определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого
монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата
и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции -
законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.
Смерть Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года избавила Екатерину от страха
за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено
реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления,
появились замыслы реализовать новшества. Екатерина, как я уже отмечал выше,
принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые намеревались не
только царствовать, но и управлять.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы
России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало
царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный
Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого
времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в
нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые
доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили,
одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми,
способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был
открыт в Петербурге.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась
набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных,
которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви.
Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом
убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь
православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить
спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю
Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям
были предоставлены те же права, какими пользовались католики.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно
заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и чтобы каждый
заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка
оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу
сделавшаяся обязательной.
Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими
глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом,
она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица
должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого
правила.


3. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II.


Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного
абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике
следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ,
уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда
делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с
просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых,
разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами
монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического
уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь
реформ. В роли тогдашних “просветителей” выступали и прусский король
Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.
Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России
приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе
которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной
монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно
сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и
внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями
предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,
выдающимися военными событиями и значительными территориальными
присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и
военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.
Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама
Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России,
её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.
Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.
Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.
Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый
порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать
законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно
способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно
сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.
И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или
честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном
обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она
успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество
человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к
этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же
законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало
действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100
лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг
с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались
попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным
причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила
созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать
новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего
царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором
впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и
правовой системы.
“Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две,
главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш.
Монтескье “О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из
тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее “Наказ”
является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского
“просвещенного абсолютизма”.
“Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в
том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие
их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем
Екатерина предусмотрительно отмечала: “Для введения лучших законов
необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании
она предписывала: “Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как
только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с
пространством толь великого государства”. Вольность в понимании
Екатерины означала “право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в
ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.
Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями
Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее,
они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера),
которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от
превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы
управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на
основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при
этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти
“посредующие власти” относительно независимыми от престола, а у
Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.
Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу
судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях
допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от
исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина
провозглашала: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели
наказывать”.
Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в
стране, где значительная часть населения находилась в крепостной
зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти
сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно
заявила: “Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо
сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и
1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
И все же Екатерина видела в крепостном праве “несносное и
жестокое иго”, “человеческому роду нестерпимое положение”, чреватыми
серьезными потрясениями для государства. Правда, и “генеральное
освобождение” она считала несвоевременным и опасным, а для
“приготовления умов” к освобождению императрица за 34 года своего
царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс.
казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.
В духе “Наказа” проходило и его обсуждение. Еще в период работы
над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием
их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение
этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для
кодификации законов.
Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ” был выслушан с
восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято
решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать
Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с
этой целью Екатерине, императрица сказала: “Ответствую: на Великая - о моих
делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая –
никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь
Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего
почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее, именно с
этого момента уже современники будут называть её “Великой”.
Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное
значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями
русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при
осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и
сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась
к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.
При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была
построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян
судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных.
Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты,
государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях
создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял
функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды
были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в
губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не
избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии,
Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам
и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили
законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за
каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они
освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За
ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество
(даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались),
а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю,
"иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и
каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться,
избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда,
императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-
губернаторов.
Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства
в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение
иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики,
права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана
Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество
журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа,
открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное
значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755
году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения,
русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов
по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.
Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение
бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на
которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных
наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.
Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий
Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы,
Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол
академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов,
который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет
Екатерины II, который очень ей понравился.
Я привёл далеко не все дела совершённые Екатериной II. Чтобы сделать
это потребовалось бы написать новую книгу. Но и перечисленные деяния
Екатерины, ставят её в ряд действительно великих правителей, которых за всю
историю России было не так уж и много.







Реферат на тему: Просвещенный абсолютизм в России

Термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (в
частности у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого
немецкого философа Эммануила Канта «Что такое Просвещение». (1784 года).
Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность
человеческого разума. Исторический прогресс - одна из идей века
Просвещения. Вольтер возлагал надежды на «просвещенного монарха»;
Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным
осуществлением принципа разделения властей на законодательную,
исполнительную, судебную. Просветители верили в то, что каждый человек
рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их
идеалом было царство Разума. Характерен Общественный договор Руссо, в
котором он говорит, что, избавившись об сословности, люди создадут
общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного
согласия. Государство станет носителем общей воли.
Идеи просветителей стали широко распространены в России в середине (((((
века. С эпохой просвещения и в России прежде всего связывают правление
Екатерины ((. Ко времени вступления на российский престол Екатерина была
хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской,
политической и экономической мысли, на основе которых у нее сложилось
определенное представление о том, что необходимо делать для процветания
государства. В соединении со знанием российской действительности эти
представления повлияли на формирование политической программы императрицы.
Некоторые частные положения этой программы, а также способы ее реализации
со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались
неизменными. Еще будучи великой княгиней Екатерина намечала пути
уничтожения в России крепостного права: «Отныне при продаже имения, когда
новый владелец приобретет его, все крепостные этого имения объявляются
свободными. Таким образом в сто лет все или по крайней мере большая часть
имений переменит господ, и вот народ свободен»1. Поскольку идейно эта
программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на
принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в
литературе название «просвещенного абсолютизма». Предполагается, что
абсолютный монарх использует абсолютную власть для осуществления
преобразований, основанных на идеях Просвещения. Но со временем в
европейской политической мысли.
Следует, однако, отметить, что, как и многие понятия, этот термин носит
условный характер уже потому, что был заимствован.
Временем «просвещенного абсолютизма» называют обычно несколько десятилетий
перед Французской революцией 1789 года. Также надо отметить, что политика
Екатерины отнюдь не все время ее царствования носила просветительский
характер. Увлекаясь возвышенными идеями, Екатерина никогда не пренебрегала
реальностью, вполне земными интересами. Удержание власти было для важнее.
Поэтому и при ней не оттенили крепостное право, которое так не совпадало с
провозглашенными Екатериной идеалами. Известные мнения некоторых историков,
сомневающихся в истинно реформаторском духе императрицы. Историк А.Б.
Каменский пишет: « создается впечатление, что разговоры о просвещении и
либеральной фразеологии, которой пользовалась императрица, были лишь своего
рода дымовой завесой, за которой она скрывала свое тщеславие, властолюбие и
реакционные в сущности взгляды». В подтверждение своей теории Каменский
приводит высказывание А.С. Пушкина, который называл императрицу «Тартюфом»
в юбке и короне». У М. Т. Белявского даже более радикальное оценка
правления Екатерины:
«Реакционная по содержанию и по направленности политика была облечена в
форму «просвещенного абсолютизма». Она отличалась широким применением
лавирования, либеральной и «просветительской» фразеологии, словесными
жестами и обещаниями улучшения положения народа. Эта тактика имела целью
укрепить самодержавно-крепостнический строй, усилить иллюзии о
надклассовости самодержавия и мужицкую веру в «доброго царя», ослабить
остроту классовых и социальных противоречий и предотвратить назревавшую в
стране крестьянскую войну».11


Историк Карамзин, наоборот, прославляет деяния Екатерины и не видит
недостатков в ее правлении. Его мнению столь же субъективно, но абсолютно
противоположно мнению Белявского:

«Екатерина (( была истинною преемницею величия Петрова и второю
образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини
состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она
ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась xapaктеpoм древних
республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог,— и повелевала. Петр,
насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких — Екатерина
могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не
требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам,
стараясь единственно возвеличить данное ей Небом Отечество или славу свою —
победами, законодательством, просвещением».12

Но все-таки многие идеи европейских мыслителей были претворены в жизнь при
ее царствовании. О них надо сказать особо. Важнейшая идея - об общественном
договоре Томаса Гоббсона а также идея разделения властей Шарлем Луи
Монтескье. По мнению М., при соединении в одних руках хотя бы двух из этих
функций неизбежно наступает произвол.
Еще одним важным направлением во внутренней политики Екатерины было
продолжение дела Петра первого. Его главную заслугу Екатерина видела в
европеизации России, в превращении ее в мощную империю с ведущей ролью в
мировой политике. Екатерина была убеждена, что сам успех петровских реформ
- лучшее доказательство принадлежности России к европейской цивилизации. Но
ее отношение было далеко не таким однозначным. Вот что пишет об отношениях
императрицы к наследию Петра великого историк Н. В. Рязановский:
«Пристальное внимание Екатерины к первому императору породило у нее
критическое отношение, усилившееся с годами. Хотя это критическое отношение
могла бы почерпнуть уже у своего излюбленного Монтескье, считавшего Петра
Великого тираном. Озабоченная в первую очередь идеалом справедливого
законодателя - центральным в концепции просвещенного абсолютизма и даже в
целом в политической мысли века просвещения - Екатерина (( с сожалением
обнаружила у Петра Великого множество недостатков. Он по сути делал упор на
наказание и правил скорее при помощи страха, нежели любви и доверия к
поданным. Свои собственные «правила управления» Екатерина (( сформулировала
следующим образом: «Если государственный человек ошибается, если он
рассуждает плохо, или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает
пагубные следствия этого. Нужно часто спрашивать себя: справедливо ли это
начинание? Полезно ли?»2
Именно это постепенность и отличает проведение Екатериной реформ внутри
государства. Для этого сначала были созданы несколько комиссий, состоявшие
из высших сановников, которым было поручено изучить положение дел.
Итак, Екатерина приступает к осуществлению реформ. Первая из реформ была
сенатская (1763 год). Причиной этого была устарелость Сената: он сочетал
в себе слишком много функций (законодательную, судебную, контрольную),
указы Сената плохо исполнялись, а также сенаторы были недостаточно
образованы. Проект преобразования был разработан Н.И. Паниным. Проект
предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго
определенными функциями в конкретных сферах. Сенат также лишился своей
законодательной власти, однако, контрольная функция и судебная у него
остались. Таким образом, идея о разделении властей была претворена в жизнь
не до конца, что явилось главным недостатком реформы.
Еще одним продолжением реформы Петра можно считать секуляризацию церковных
земель. Согласно указу 1764 года монастырские земли с крестьянами
передавались в ведение специальной Коллегии экономии. Бывшие монастырские
крестьяне были названы поэтому экономическими, а их правовое положение
стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных
крестьян. Все подати отныне должны были платиться государству, что было
значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской
барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься
ремеслом и торговлей.
Другим следствием секуляризации стало изменение положения русской
православной церкви. Церковь стало полностью зависимой от государства,
теперь даже в экономической точки зрения. Как видно, укрепление власти
государства и монарха было даже более важной задачей, чем установление
царства разума. Власть постепенно становится абсолютно, поддерживается она
обширным чиновничьим аппаратом.
Эта централизация проявлялась также в изменили статусов отдельных русских
земель (Новгородские), городов (привилегии Смоленска), а также попытка
ликвидировать автономный статус Украины. Об этом замысле она пишет в
инструкции 1764 году князю Вяземскому: «Малая Россия (Украина), Лифляндия
(Латвия и Эстония) и Финляндия (Карельский перешеек) - суть провинции,
которые правятся дарованными им высочайшей властью привилегиями, нарушить
оные все вдруг весьма непристойно было... Сии провинции, также и
Смоленскую, надлежит легчайшими способами привести к тому, чтоб они
обрусели и перестали бы глядеть как волки в лесу...»3
За этим письмом следует прекращение и ликвидация всех привилегий на Украине
и установление крепостного права. Этот указ явно свидетельствует о
преобладании централизованной политики Екатерины, чем стремление подчинить
все Царству Разума. Крепостное право явно противостояло идеи всеобщего
равенства. И Украина могла бы стать отправной точкой в ликвидации
крепостного права, как в свое время стало княжество Литовское.
Национальная политика Екатерины была более мягкой. В середине 18 века в
Россию были приглашены немецкие крестьяне для освоения Поволжья и
Приуралья. Им предоставлялись всяческие льготы. Екатерина отличалась также
веротерпимостью. Однако при ее правлении в 1791 году была установлена черта
оседлости.
Важными этапами для просвещенного абсолютизма были Уложенная комиссия и
Наказ. Уложенная комиссия отличалась от предыдущих тем, что впервые в
работе участвовали выборные депутаты и впервые проекты поступали не свыше,
а исходили от избирателей.
Этим Екатерина показала себя просвещенной законодательницей. Наказ
Екатерины и многие ее другие указы свидетельствуют о ее стремлении к
реформированию сложившейся системы. Во многом на нее повлияли идеи
Просветителей. Однако при резком изменении внутриполитического курса страны
Екатерина боялась потери власти, так как главной ее опорой все еще
оставалось дворянство, а главной его привилегий - владение крестьянами и
землей. Попытка Екатерины создать третье сословие ни к чему не привела. В
то же время императрица пыталась усилить свое государство путем
централизации и крепостного права.
Для депутатов Уложенной комиссии Екатерина написала Наказ, носивший
комплиментарный характер. В нем были соединены основные идеи Монтескье и
других просветителей. 1765 году она представила его ближайшему окружению,
что свидетельствует о недеспотичной власти монарха. Наказ был подвергнут
цензуре. Считается, что камнем преткновения стал вопрос о крепостном праве,
которое императрица считала «экономически невыгодным и негуманным». Однако
то, что ближайшее окружение не разделяло идей императрицы, говорит о
реакционности и отсталости взглядов общества того времени. А так как
Екатерина не могла пойти кардинально против желания своих подданных, не
боясь потерять власть (например путем переворота), то и дальнейшие ее
действия не были столь эффективны, как она о том мечтала, и многие ее указы
прямо противоречили взглядам, которые она декламировала. Но Наказ Уложенной
комиссии как раз отличается своей революционностью.
Наказ начинался с рассуждения о характере законов, которые должны учитывать
исторические особенности народа. Особенностью русского народа является
принадлежность к европейским народам. России необходимо самодержавное
правление, в связи с ее размерами, и никакой другой. Цель самодержавия -
благо всех подданных. Самодержец опирается в своем правлении на законы, за
соблюдением которых следит Сенат. Наказ содержит некоторые пункты,
имеющиеся в революционной декларации 1905 года:
1. все граждане равны перед законом
2. свобода граждан состоит в том, что они могут делать все разрешенное
законом...
Другие главы Наказа посвящены разным сферам жизни общества, но в документе
уже нет такой регламентации каждого шага, как, например, было в указах
Петра первого. Скорее всего, это потому, что Наказ носит совещательный
характер. Метод императрицы - совет.
Отдельные главы посвящены «среднему роду людей». Императрица сознавала, что
такое сословие в России не имеет ни политической, ни социальной власти,
тогда как в европейских странах оно не только ей обладает, но и создает
экономическую основу благополучия страны. Вопрос об отдельных слоях и их
правах был одной из важнейших задач Уложенной комиссии.
Интересно изложение теории Екатерины об устройстве суда. Наказание
преступника, по ее мнению, - это бесчестье. Его задача не в мучениях или
устрашения, а для воспитания и направлено на раскаянье. Наказание должно
быть соразмерно преступлению, - иначе теряется его смысл. Вот другие
положения об устройстве суда:
Человек имеет право на защитника, перед вынесением приговора следует
провести расследование. Преступником человека можно считать с момента
вынесения приговора. Смертная казнь в стабильном государстве совершенно не
обязательна, только если преступник угрожает самому основанию государства.
Из этих положений видно, что императрица имела очень прогрессивные взгляды
на устройство общества.
Хотя Наказ по сути был только инструкцией и многие его положения не были
претворены в жизнь, само его распространение и печать (да еще от имени
императрицы) имело немаловажное значение и, безусловно, влияло на
общественность.
Уложенная комиссия была первой попыткой создания учреждения парламентского
типа. Несмотря на развернувшиеся острейшие дебаты о правах отдельных слоев,
многие важные прогрессивные законы, которых ожидала императрица, так и не
были выработаны. Это объясняется разными причинами: плохой подготовкой к
законодательной деятельности, недостаточной образованностью, а главное -
консерватизмом и отстаиванием сугубо своих интересов членами Комиссии. В
декабре 1768 года Уложенная комиссия была распущена под предлогом
начавшейся войны. Императрица была в ней разочарована.
Так закончился первый этап екатерининских реформ, характерной особенностью
которого было стремление императрицы осуществить преобразования, учитывая
желания различных социальных групп. однако стало понятно, что широкие массы
настроены консервативно и поэтому по-настоящему радикальные реформы
невозможны.
Но этот этап реформ дал Екатерине реальную картину общественных взглядов и
возможность разрабатывать новую тактику дальнейших преобразований с учетом
этих взглядов.
Первая половина 70х годов - это наиболее тревожное время в период
царствования Екатерины: сперва «чумной» бунт в Москве (1771), а затем
Пугачевское восстание (1773-1774 гг.), которое было самым сильным
социальным потрясением за всю историю 18 века. От подобных предшествующих
восстаний его отличает массовость, большая организованность и более четко
выраженные цели. Зачинщиками были казаки, но каждый слой, участвовавший в
восстании, имел свои определенные цели: казаки - привилегии дворянства,
крестьяне свободу от крепостного права. Но скорее всего с водворением
Пугачева государство стало бы более патриархальным, о чем свидетельствуют
изданные им указы и манифест. В своем манифесте он освобождает крестьян от
всех податей и зависимостей, жалует всей землею и разрешает убивать
нежеланных господ.
Восстание Пугачева сказалось на внутренней политике Екатерины. Убедившись в
глубоком консерватизме низших слоев населения и в том, что дворянство -
опора трона, Екатерина решила проводить преобразования постепенно, несмотря
на то, что социальный кризис был налицо. Главный вывод - Россия к отмене
крепостного права не готова.
Екатерина начала с реорганизации местного управления для создания строго
централизованной и унифицированной системы. Самое важное - претворение в
ней принципа разделения властей. Исполнительная власть в губерниях
возглавлял губернатор (+ губернское правление); в уездах - городничий (+
воеводная канцелярия); в городе - бургомистр (+ городской магистрат).
Судебную реформу составляло отделение уголовного производства от
гражданского. В месте с тем в суде оставался принцип сословности - это
противоречит идеям просветителей. У судебной реформы были и другие
недостатки: разрешение вмешиваться губернатору в судопроизводство.
Всесословный суд не имел широкого распространения и прав.
В соответствии с Учреждением 1785 года на местах создавались приказы
общественного призрения (первые специальные учреждения с социальными
функциями) ряд должностей в новых органах управления передали в руки
выборных дворян. Тем самым достигалось 2 цели:
1. выборные органы;
2. передача власти на местах дворянам.
Учреждение - один из важнейших документов этого периода правления
императрицы
Для процветания торговли и предпринимательства императрица старалась
ввести в жизнь принцип свободного предпринимательства, базирующихся на
частной собственности. Были сделаны несколько шагов в этом направлении:
1760 год - ликвидация монополий в некоторых отраслях, упрощение порядка
организации новых предприятий.
1775 год - льготы для купцов 1 гильдии, но одновременно увеличение
имущественного ценза для записи в них. Это было сделано для стимулирования
предпринимателей к более активной деятельности. А также открытие
промышленных предприятий без разрешения.
1780 год - закрепление частной собственности за владельцами предприятий.
Это благотворно повлияло на развитие предприятий, в особенности, легкой
промышленности. Развитие же тяжелой промышленности было замедлено.
Использование крепостных крестьян в работе затормаживало развитие и
увеличивало отставание от других западноевропейских стран.
Крепостное право и сельское хозяйство.
Сельское хозяйство носило экстенсивный характер, в основе его лежал труд
крепостных, что замедляет развитие. Екатерина пишет в мемуарах про
крепостное право:
«Приложение к деспотизму прививается с самого раннего возраста детям,
которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими
слугами... Те, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому
нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они
такие же люди, как и мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что
в меня станут бросать каменьями...»4
«Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый
крестьянин будет уверен, что то, что принадлежит другому, он будет улучшать
это. Государственный налоги ему не тяжелы, в виду того, что они очень
умерены, и если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов,
земледельцы могут располагаться, как им угодно, лишь бы они имели свободу и
собственность». 5
Итак, дворянство - это серьезная политическая сила ( крестьяне - основная
привилегия, которая составляет основу их экономического благосостояния.
Крепостничество, как явление общественно-политической жизни, изменялось в
сторону усиления эксплуатации крестьян и ухудшения их положения. Образ
дворянина требовал все больше денег ( объем повинностей крестьян вырос в 12
раз в течение 18 века.
Интересен указ от 17 января 1765 года - разрешение помещикам ссылать
провинившихся крестьян на каторгу. Это было экономически выгодно
государству, так как бесплатный труд крестьян-каторжников использовался
Адмиралтейством на строительных работах. Этот указ - символ пика
крепостничества. А отношения государства к своим подданных напоминает
тридцатые годы 20 века и массовые работы на ТЭЦ, БАМ и так далее.
По поводу внутренней политики Екатерины можно сказать, что, с одной
стороны, она хотела освобождения крестьян, но, с другой, не препятствовала
еще большему их закрепощению, даже ради экономической выгоды государства.
Использование труда ссыльных прямо противоречило гуманности.
22 августа 1767 годы вышел указ, запрещающий подавать жалобы на помещиков
крестьянами. Но он многими трактуется неверно. Это запрещение подавать
жалобы самолично императору, а вообще жалобы можно было подавать в
специальные учреждения.
Следующий этап - создание законодательства о сословиях. Это был важнейший
замысел Екатерины. 21 апреля 1785 года она издала два обширных документа,
которые принято называть Жалованными грамотами дворянству и городам.
Законодательное оформление всех прав и привилегий дворянства окончательно
отделил его от других сословий, упрочив его господствующее положение, при
признании монарха своей главой.
Второй грамотой Екатерина хотела помочь установлению 3 сословия, но так как
оно до конца еще не сформировалось, то грамота носила очень многоплановый
характер: права не только городского населения, но и купечества, создание
ремесельных цехов и т.д.
Однако завершение программы создания сословий было невозможно, не учитывая
самую многочисленную часть населения - крестьянство. Документы
свидетельствуют о существовании подобной грамоты, но проект ее не был
утвержден. Адресована грамота была не всем крестьянам, а лишь
государственным, которые становились «свободными сельскими жителями».
Крестьяне делились на 6 категорий (первые две освобождались от телесных
наказаний), и была создана новая система управления, предполагавшая
самоуправления: выбирались старшины и старосты.
Эти представления, сформированные императрицей в трех грамотах, носят черты
представлений о хорошо отрегулированном обществе с сословной структурой и
характерны для начала Нового времени.
Но третья грамота так и не была издана! И этот проект можно считать
незавершенным. Правда, именно с екатерининского времени, по мнению
историков, можно говорить о появлении в России сословий.
Понимая, что успех социальных преобразований зависит от уровня
просвещенности народа, Екатерина уделяла большое внимание проблеме
образования. В ее стремлении к реорганизации образования сказалось также
влияние философов-просветителей и идей Нового времени. Хотя 1763 год
Екатериной была создана Комиссия по народному образованию, проект опять не
нашел выхода в свет, как и многие другие.
Главным проводником политики Екатерины в области образования стал И.И.
Бецкой, также получивший неплохое образование за границей (тоже в духе
времени). Разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола
юношества» взяло свои истоки от известной европейской идеи Руссо о
«воспитании новой породы людей». По замыслу автора в России следует создать
сеть училищ, где дети бы воспитывались в изоляции от общества и дурных
влияний. Но, естественно, это не удалось осуществить, потому что уже сами
учителя были испорчены обществом.
Самое известное общественное заведение, созданное Бецким, - Смольный
институт благородных девиц в Питере, ставший первым женским учебным
заведением в России. Оно пользовалось покровительством императрицы. Также
были организованы училище при Академии художеств, воспитательные дома для
сирот в Москве и Петербурге, коммерческое училище и т.д. нужно добавить,
что воспитательным домами, содержавшимися на пожертвования, зарождалась еще
одна русская благотворительность и меценатство.
К концу 70-х годов отказавшись от идиллической идеи воспитания новых людей,
Екатерина перешла к созданию всеобщей системы образования; двух классных
училищ в уездах и 4-х классных в городах. К этому проекту Екатерина
приступила в 1782 году, в нем участвовал специально приглашенный из Австрии
известный педагог Ф.И., Янкович де Мириево.
В программы училищ были включены математика, история, география, физика,
архитектура, русский и иностранные языки. Специально для этих училищ Бецкий
и Екатерина написали книгу «О должностях человека и гражданина»,носившей
просветительские идеи, их воззрения на понятия «добродетель», «душа»,
«обязанности» по отношению к Богу и обществу.
Этим была создана единая система образования с общей методикой
преподавания. Но недостаток у этой реформы тоже был: народные бессословные
учреждения, расположенные в городах, были недоступны для крестьян. Но по
масштабам того времени реформа была грандиозна.
Пример образованной императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством,
имел благотворное влияние на развитие русской культуры. Короткой период
союза государства и культуры дал таких личностей, как Ломоносов, Сумароков,
Державин и т.д.
«Просвещенный абсолютизм» признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не
находя в них опасности. В екатерининское время шло формирование той
культурной среды, которая просуществовала в Росси вплоть до 1918 года.
Екатерина внимательно следила за всеми литературными новинками, поощряла
авторов, участвовала в создании застройки и перестройки городов, положила
начало петербургскому Эрмитажу.
Период ее правления - расцвет русской журналистики. В 1769 году
императрицей основана сатирический журнал «Всякая всячина», где она
высказывала свою точку зрения на различные проблемы, главным образом, в
сатирической форме описывая разнообразные пороки. Это породило оживленную
полемику о роли сатиры в обществе. Главным оппонентом императрицы стал
Н.Н. Новиков - выдающийся русский просветитель. Спор, ставший носить
идеологический характер, повлек за сбой цензурные преследования Новикова.
Сама же по себе открытая полемика в печати государыни с одним из подданных
стала явлением беспрецедентным.
Это объясняется тем, что в русской истории в екатерининское время у
государства не было нужды защищаться от новых идей в литературе, да и
авторы не были так смелы. Цензурные запреты касались лишь произведений
печати, считавшимися еретическими, безбожными или безнравственными.
Связанное с абсолютизмом и общественной мыслью 18 века нужно назвать
масонское течение, которое провозглашало построение общества свободных
людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех
сословных и национальных рамок. Для думающих людей 18 века масонство
представлялось альтернативой идеологии официальной государственности и
столь же неприемлемому слепому копированию французской культуры, которая
повлияла на екатерининскую эпоху. Практическая деятельность масонов в
России этого времени не отделима от чисто просветительской, то есть
направленной на просвещение народа. Но уже к 70-м годам 18 века в русском и
европейском масонстве наступает период, связанный с разочарованием в идеях
и опыте просветителей. Поэтому в рамках нашей темы дальнейшее развитие
этого идеологического течения нас не интересует. Но отношение императрицы к
нему очень важно. Поначалу считая масонство модным чудачеством и
легкомыслием, позднее императрица увидела в нем явную опасность для
самодержавия:
«за долг почитаю вернолюбезного народа остерегать от прельщения к
выдумленного в не наших пределах под наказанием от разного рода масонских
лож и других мистических ересь, точно клонящих к разрушению христианского
православия и ...»6

Другое направление русской общественной мысли этого времени представлено
именем А. Н. Радищева. Как принято считать, с него началось формирование в
России революционной идеологии. Получив образование за границей и став
поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный,
нигилистический характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие
существовавших в стране порядков и прежде всего крепостничества. Вообще
критическое отношение к действительности, порожденное идеями Просвещения,
развивалось и в Европе, но там носителем революционной идеологии стала
буржуазия, боровшаяся за свои права. Радищев и его сторонники не видели
различий в историческом развитии и положении России и Европы, не проявил
еще себя в достаточной мере и негативный опыт Французской революции.
Казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы
общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены
Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву», изданном в 1790 г.

Хорошо известны слова, написанные Екатериной II на полях книги Радищева:
«бунтовщик, хуже Пугачева».

Интересна в этом ключе точка зрения Пушкина, который критически относился к
Екатерине:

«Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч.
преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда
чрезвычайно смешны... В Радищеве отразилась вся французская философия его
века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидерота
и Реналя, но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво
отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель
полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное
изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные
поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему...»7

Но он также не согласен и с позицией Радищева, о чем он пишет в своем
стихотворении «Вольность». Для Радищева существует иерархия народ( закон (
монарх. Он прославляет цареубийство как способ выйти из «беззаконного»
состояния. Пушкин осуждает эту позицию для него иерархия следующая:
закон(монарх(народ:


«Питомцы ветреной судьбы,

Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите

Восстаньте, падшие рабы!»



...«И горе, горе племенам

Где дремлет он неосторожно

Где иль народу иль царям

Законом властвовать возможно!»...8



Закончить свои размышления о роли Екатерины в истории и о Веке просвещения,
с которым ее связывают я бы хотела словами В. О. Ключевского:
«Тройственная задача [Екатерины Н — А. К.] развилась в такую практическую
программу: строго национальная, патриотическая внешняя политика,
благодушно-либеральные, возможно гуманные приемы управления, сложные и
стройные областные учреждения с участием трех сословий, салонная,
литературная и педагогическая пропаганда просветительских идей времени и
осторожно, но последовательно консервативное законодательство с особенным
вниманием к интересам одного сословия. Основную мысль программы можно
выразить так: попустительное распространение идей века и законодательное
закрепление фактов места».

Несмотря на всю противоречивость эпохи Екатерины и незавершенности многих
ее реформ, она все равно остается одной из ярчайших личностей русской
истории, принесших в русскую культуру и жизнь, такое понятие как
«Просвещение».





Новинки рефератов ::

Реферат: Внебюджетные фонды (Финансы)


Реферат: Стихийные бедствия (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Биржа: понятие и значение (Право)


Реферат: Семейные отношения и формирование личности ребенка (Педагогика)


Реферат: Социализация подростков в сфере досуга (Педагогика)


Реферат: Охорона праці людини (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Приватизация в РФ (Финансы)


Реферат: Автоматизированное рабочее место специалиста по кадрам (Трудовое право)


Реферат: Ремонт CD-ROM acer650g-003 (Радиоэлектроника)


Реферат: Воздействие рекламы на телевидении на сознание потребителей (Психология)


Реферат: Приватизация (История)


Реферат: Наследование по закону (Гражданское право и процесс)


Реферат: Школа семейного типа (Педагогика)


Реферат: Взаимосвязь предварительного и судебного следствия (Уголовное право и процесс)


Реферат: Клавиатура (Программирование)


Реферат: Банківські операції (Банковское дело)


Реферат: Комплексная механизация откормочной фермы КРС на 2000 голов (Сельское хозяйство)


Реферат: Профессиональная компетентность и культура педагога (Педагогика)


Реферат: Ислам (Религия)


Реферат: Технология социальной деятельности (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист